Самолет су 30 технические характеристики. Авиация россии

Су-30СМ (серийный модернизированный) является двухместным многофункциональным истребителем поколения 4++ . Он предназначен для уничтожения как воздушных, так и наземных (надводных) целей широкой номенклатурой управляемого и неуправляемого вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

Самолет разработан "ОКБ Сухого" и выпускается на Иркутском авиационном заводе — филиале ПАО "Корпорация "Иркут".

Самолет продолжает линейку боевых самолетов семейства Су-30МКИ, созданного на базе самолета Су-30 для Индии.

Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. Может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.

Истребитель адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях , он может не только сбивать самолеты противника и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

Самолет обладает большой дальностью полета и возможностью дозаправки в воздухе.

В конструкции Су-30СМ не использована технология малозаметности, поэтому его защита основана на подавлении вражеских радиолокационных станций с помощью мощной бортовой системы радиоэлектронной борьбы.

Высокая степень маневренности самолета достигается за счет переднего горизонтального оперения (ПГО) и двигателей с управляемым вектором тяги. В целом же, размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Самолет оснащен бортовой радиолокационной станцией управления "Барс", которая способна взять в цель 15 объектов и поразить одну ближнюю цель или четыре дальних, а также преодолеть помехи вражеских средств радиоэлектронной борьбы. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину оптико-локационная станция, она является подсистемой системы управления вооружением. Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полета самолета.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет восемь тысяч килограмм. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 килограмм, контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами. Кроме ракетно-бомбового вооружения, на самолете установлена 30-миллиметровая пушка ГШ-30-1.

Летно-технические характеристики:

Размах крыла — 14,70 м

Длина самолета — 21,94 м

Высота самолета 6,375 м

Площадь крыла — 62,00 м2

Масса:

нормальная взлетная 24900 кг

максимальная взлетная 34500 кг

топлива — 9640 кг

Двигатели 2 ТРДДФ АЛ-31ФП

Тяга 2 х 12800 кгс

Максимальная скорость:

на высоте — 2125 км/ч

у земли 1350 км/ч

Практическая дальность 3000 км

Практический потолок 17300 м

Экипаж — 2

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Истребительная авиация в условиях современной нестабильной и противоречивой политики - важный козырь, способный охладить многие горячие головы. Так что наличие современных машин с высокой боевой эффективностью - важная цель для отечественного ОПК. Одним из лучших является истребитель Су-30 СМ, характеристики которого мы разберем в этой статье.

Рождение прототипа

Прародитель, то есть самолет Су-30, хоть и выпускался крупными партиями в Российской Федерации, был создан в СССР. Так, еще в 1988 году были начаты работы по улучшению показателей Су-27. Известно, что отличительной чертой этого самолета была прекрасная по тем временам система навигации, а также возможность дозаправки в воздухе. Полученные машины предполагалось использовать в целях ПВО. За счет способности к долгому полету они как нельзя лучше подходили бы для патрулирования воздушного пространства страны.

Серийный Су-30 впервые поднялся в воздух весной 1992 года. Практически сразу машина стала настоящей сенсацией, так как при стоимости, многократно ниже таковой у всех зарубежных аналогов, она в несколько раз превосходила их по своим боевым показателям. Неудивительно, что истребителем сразу же заинтересовались не только отечественные специалисты, но и потенциальные заказчики за рубежом.

Предназначение самолета

Самолет этот - современный и высокоманевренный истребитель, который используется для завоевания безусловного господства в воздухе. Хорошо действует в составе группы, может поражать наземные и надводные цели, в том числе ударные корабельные группировки противника.

Начало разработки

Все началось еще в далеком 1994 году, когда с Индией велись переговоры по поставке истребителей Су-27. Еще тогда индусы намекали, что не прочь закупить еще более маневренные самолеты, да и отечественной армии срочно требовались новые машины.

Но необходимость в новой технике диктовалась не только нуждами экспорта. Основная причина, по которой и появился самолет Су-30 СМ, фото которого вы найдете в нашей статье, - неполная реализация того потенциала, который был заложен в простую «тридцатку» ее создателями.

Особенно перспективной виделась возможность массированного поражения наземных целей: машина, «везущая» сразу двух пилотов, обладающая хорошей «автономностью» и дальностью полета, да еще и несущая под восемь тонн боеприпасов, определенно имела отличные перспективы превратиться в основную ударную силу отечественных ВВС.

Проектирование нового истребителя началось в 1995 году. Главный конструктор проекта - А. Ф. Барковский. В 1996 году с той же Индией уже был подписан контракт на поставку 40 новых машин различных классов. Предполагалось, что экспортные партии пойдут с постепенным улучшением тактико-технических свойств самолетов. Исполнители Государственного заказа - различные предприятия холдинга «Сухой», головной отдел - Иркутский авиастроительный завод.

Опытные экземпляры

Первые два Су-30 СМ, характеристики которых вы найдете в статье, строились в период с 1995 по 1998 г. Первая машина, созданная на узлах стандартного Су-30, поднялась в воздух уже в 1997 году. За штурвалом сидел опытный испытатель В. Ю. Аверьянов. С середины того же года началась крупномасштабная программа по испытаниям и доводке новых машин с целью подготовки к их серийному производству. Оно началось в 2000 году. В то же время первый предсерийный истребитель был опробован Аверьяновым. По результатам этих испытаний, три опытные машины были переданы ОКБ для проведения плановых исследований и модернизации.

Начало поставок

Поставка, в полном соответствии с условиями договора, велась в три этапа. Первая партия из 10 машин ушла заказчику в 2002 году, 12 самолетов Су-30 СМ, характеристики которых восхитили заказчика, отправили в 2003 году. Уже в 2004 году этими машинами были полностью перевооружены сразу две индийские эскадрильи.

Чем новая машина отличается от своего предшественника?

Итак, какие же отличительные черты характерны для нового истребителя, и как он отличается от своего предшественника? Вот их краткий перечень:

  • Впервые на серийно производимый истребитель был поставлен двигатель с изменяемым вектором тяги, а также на машину была кстановлена система дистанционного управления, работающая в едином комплексе. Именно это позволило сделать новую машину настолько маневренной.
  • Кроме того, была произведена интеграция систем БРЭО, причем как импортного, так и отечественного производства. Машина в какой-то степени была создана «интернациональной», так как ее комплектующие были получены от 14 производителей из шести стран мира.
  • РЛС с поворотной ФАР - также еще одно новшество, которое до той поры было нехарактерно для отечественного авиастроительного комплекса. Наконец, самолет Су-30 СМ получил совершенно новое катапультное кресло. Что особенно приятно - российской разработки.
  • Была значительно расширена номенклатура используемых ракет, что делает новый самолет значительно более универсальным и грозным оружием отечественных ВВС.

Основные ТТХ

  • Взлетный вес (максимальный) - 34 500 кг.
  • Длина корпуса планера - 21,9 м.
  • Высота в наиболее высокой части корпуса - 6,36 м.
  • Дальность полета (максимальная) - 2125 км/ч.
  • Оптимальный радиус боевого применения - 1500 км.
  • Количество экипажа - два летчика.

Чем вооружен новый самолет?

  • Новейшая система бортовой радиолокации БРЛС «Барс-Р». Позволяет выявлять и сопровождать в автоматическом режиме сразу несколько целей.
  • Ракеты управляемого типа. Класс - «воздух-воздух» или же «воздух-поверхность».
  • Бомбы управляемые и неуправляемые. Всего имеется 12 пилонов для их подвески.
  • Максимальный вес вооружения на борту — 8000 кг.
  • Для ближнего боя может использовать также 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1, характерная для всей отечественной боевой авиации.

Оснащенный широким ассортиментом различных средств вооружения, истребитель способен решать практически все типовые задачи: от маневренного ближнего боя до дальнего соприкосновения, когда уничтожение противника происходит без визуального с ним контакта. Управляемое и неуправляемое вооружение Су-30 СМ делает возможным уничтожение противника на земле и на воде. По совокупности всех характеристик данный истребитель справедливо обходит даже многие новинки зарубежного ВПК, пусть даже его конструкции уже далеко не один год!

Учитывая, что в этой технике впервые в истории российского самолетостроения впервые была применена открытая схема построения бортового вооружения, то модернизация Су-30 СМ, характеристики которого мы рассматриваем, заметно упрощается.

Международное признание

Авторитет этого самолета зарабатывался сложно. По мнению многих зарубежных специалистов, разваленная российская «оборонка» просто физические не могла выдавать ничего стоящего, а потому первоначально интерес к нашей технике был пренебрежительно-скептический. Но все изменилось после нескольких международных учений. В то время многие поняли, что сильно недооценили российский самолет. Впрочем, некоторые эксперты оказались более прозорливыми: когда они получили сведения о модернизированных Су-27, которые также поставлялись Индии, они высоко отозвались о характеристиках этой машины.

Даже эти машины, результатом улучшения которых и стал самолет Су-30 СМ, показатели которого значительно лучше, сумели зарекомендовать себя как надежная и высококлассная боевая техника. После этого высшее командование ВВС Индии решило, что уровень их пилотов вполне позволяет, чтобы они померялись силами с американскими летчиками. Произошло это на учениях Cope India-2004, когда противниками индусских Су-30 СМ, фото которых есть в статье, стали штатовские F-15C.

Прочие факты

Результаты несколько обескуражили сторонников американской техники. Так, превосходство новой техники в ближнем бою оказалось вполне предсказуемым, так как отечественные самолеты, в принципе, намного маневреннее старых Ф-15. Куда удивительнее было то обстоятельство, что индийские летчики оказались в выигрыше даже в тех случаях, когда речь шла о боях на средней дистанции.

Во многом это было обусловлено тем фактом, что Су-30 СМ (фото представлены в этом материале) обладают более совершенными системами, позволяющими обнаруживать и сопровождать сразу несколько целей. А потому нет ничего удивительного в том, что сразу после тех эпохальных учений в США активизировались сторонники немедленного доведения «до ума» новых Ф-22 «Раптор».

Почему импорт оказался так важен?

Если вы внимательно читаете нашу статью, то у вас вполне может возникнуть абсолютно логичный и закономерный вопрос: отчего Су-30 СМ, технические характеристики которого так хороши, постоянно рассматривается в аспекте зарубежных поставок? Ответ, как ни странно, прост. В тот период, когда авиастроительная отрасль пребывала далеко не в самом лучшем своем состоянии, государство все же сумело загрузить тот же Иркутский авиастроительный завод. Это означает не только обеспечение работой тысяч человек, но также идеально «вылизанную» технологию производства.

Ведь самолет Су-30 СМ, характеристики которого мы рассмотрели, в серийном производстве уже более 15 лет! При этом машина за счет своего огромного потенциала в области модернизации остается вполне актуальной и сегодня. Учитывая, что эти истребители в более-менее адекватном количестве стали поступать и на вооружение отечественных ВВС, за летчиков можно только порадоваться: они получают в свое распоряжение не «сырой» прототип, а совершенно логичную, доведенную до конструктивного совершенства систему.

Наконец, поступление в войска действительно говорит о том, что армия заинтересована в подготовке новых пилотов, которые впоследствии освоят Т-50 ПАК ФА. Учитывая крайне нестабильную геополитическую обстановку последних лет, это действительно немаловажное обстоятельство.

Море как родная стихия

Но истребитель Су-30 СМ хорош не только своим техническим совершенством, но и потенциалом возможного использования. В отличие от многих машин импортного и отечественного производства, этот самолет может эффективно применяться не только с наземных аэродромов, но и с авианосцев. Конечно, с авианесущими крейсерами в нашей стране не густо, но вот возможность направлять эти истребители для борьбы с вражескими самолетами авианесущего базирования радует…

Сегодня постоянно проводится модернизация Су-30 см для ВС РФ, когда в машину постоянно вносятся какие-то изменения и улучшения. Заложенный в этот истребитель потенциал таков, что он еще долго пробудет в нашем небе, ничуть не устаревая с течением лет.

В модельном ряду советской реактивной истребительной авиации достойное место занимает самолет Су 30СМ. Несмотря на свой почтенный возраст (машина создавалась в конце 80-х годов XX столетия), тридцатая сушка и сегодня считается зрелой, современной и боеспособной машиной. По всем своим летным и военно-техническим характеристикам новейший российский самолет считается истребителем поколения 4+, способным достойно противостоять любому потенциальному противнику в воздухе.

Предыстория создания самолета

В связи с увеличением театра потенциальных военных действий, связанным с расширением военного присутствия блока НАТО, в СССР остро назрела необходимость иметь боевой самолет, способный работать на больших расстояниях. Огромная протяженность государственной границы и слаборазвитая аэродромная сеть в Средней Азии и на Дальнем Востоке не позволяли частям ПВО страны эффективно препятствовать проникновению в воздушное пространство нарушителей. Имеющиеся на оснащении частей войск Противовоздушной обороны новые истребители – перехватчики Су-27 хоть и считались превосходными боевыми машинами, однако мало были приспособлены для ведения длительного патрулирования советских воздушных рубежей.

Следует отметить, что уровень технической оснащенности военных самолетов IV поколения, к которым относился «двадцать седьмой Сухой» значительно увеличил физическую и психологическую нагрузку на пилотов. В одиночку, в условиях долгого пребывания в воздухе, пилоты не моли полноценно использовать возможности радиолокационного бортового электронного оборудования. Это непременно сказывалось на боеспособности авиационной техники, особенно когда допускалась эксплуатация современных машин в боевой обстановке. Даже высокий профессионализм летчиков не позволял полностью раскрыть боевой потенциал новой техники, не говоря уже о совершенстве летного мастерства.

По мнению пилотов строевых частей, решить проблему могло присутствие в составе экипажа воздушного судна второго пилота. Такой тандем сразу бы увеличил боевую эффективность реактивного самолета. В боевой обстановке, когда требуется одновременно осуществлять многочисленные действия, связанные с управлением воздушного корабля, второй пилот решал бы задачи анализа боевой ситуации и воздушной обстановки в целом. Тем более, при длительных полетах присутствие второго члена экипажа становилось весьма уместным как с психологической точки зрения, так и в плане повышения безопасности управления самолетом.

Как часто случается в подобных ситуациях, решение проблемы оказалось на поверхности. Имеющаяся в строевых частях ВВС и ПВО двухместная версия самолета Су-27 на практике показала, что двухместный вариант машины сумеет справиться с поставленными задачами. К тому же учебный самолет практически ничем не уступал по летно-техническим характеристикам одноместным боевым машинам, оставалось придать идее двухместного боевого перехватчика четкие очертания. Работы по созданию новой машины начались в ОКБ Сухого еще в середине 80-х годов на базе учебно-тренировочного самолета Су-27УБ. В течение двух лет активная работа по многим направлениям дала свои результаты. В 1988 году на бетонку Иркутского авиационного завода, где собирались Су-27, выкатилась первая опытно-экспериментальная машина с индексом Т-10У-5 и с заводским номером 01-02 на борту. На следующий год в воздух поднялась вторая опытная машина Т-10У-6. В конечном итоге обе машины стали прототипами будущего истребителя Су-30МС.

Почти полное внешнее сходство новой машины с учебным самолетом Су-27УБ, идентичная аэродинамическая компоновка и та же силовая установка позволяли сразу приступить к серийному производству нового боевого истребителя. Этому способствовала и высокая надежность учебной версии «двадцать седьмого» в эксплуатации. В течение двух последующих лет продолжалась доработка отдельных узлов машины, доводка опытных изделий в соответствии с заводскими требованиями. Решение о начале серийного производства самолета под обозначением Су-30 было принято уже после развала Советского Союза, в 1991 году. Спустя полгода, в апреле 1992 года в воздух поднялась первая серийная машина — многоцелевой истребитель поколения IV+ Су-30.

История с новым самолетом для ВВС и ПВО новой России

Испытания, которые выпали на долю советского оборонного комплекса в связи с развалом СССР, похоронили многие перспективные проекты в области современного вооружения. Однако в ситуации с самолетом Су-30 важную роль сыграло начало серийного выпуска перспективной машины. Серийное производство при условии недостаточного финансирования со стороны оборонного ведомства медленно, но продвигалось. Однако говорить о масштабном поступлении новых истребителей в строевые части не приходилось. Чтобы исправить сложную ситуацию, КБ Сухого по собственной инициативе приступило к разработке экспортного варианта российского истребителя. Возможность выхода на международный рынок вооружений могла не только спасти тяжелое экономическое положение головного предприятия, но и по возможности обеспечить перспективной машине достойное будущее.

Итогом работы авиаконструктора КБ и специалистов ИАПО стала модернизированная версия самолета Су-30МК (модернизированная, коммерческая), рассчитанная для поставки зарубежным заказчикам. Это был практически тот же двухместный истребитель Су-30 только с увеличенными боевыми возможностями. Количество точек подвески увеличилось, что соответственно привело к увеличению боевой нагрузки машины с 4 до 8 тонн. Масса истребителя в снаряженном состоянии превысила отметку в 38 тонн. Модернизация коснулась аэродинамических узлов машины и силовой установки. Моторесурс двух двигателей АЛ-31Ф увеличили с 900 часов до 1500. Модернизированную машину планировалось поставлять для нужд индийских ВВС, с последующей организацией производства и сборки самолетов на индийских заводах. После длительных и трудных переговоров в 1996 году был подписан контракт на поставку для ВВС Индии 40 истребителей СУ-30МК. По условиям контракта поставка осуществлялась в течение последующих пяти лет, с постоянным увеличением боевых возможностей самолетов и их ТТХ.

В течение последующих 7 лет Иркутские авиастроители работали над индийским заказом, собирая готовые самолеты и создавая материально-технический ресурс для последующего обслуживания новой техники. Прекрасные летно-технические характеристики машины позволили российским авиастроителям создать на базе индийской версии самолета еще и другие, локальные модификации. Самолет Су-30МК в разных вариантах исполнения поставлялся для ВВС НОАК, Вьетнама и для военно-воздушных сил Венесуэлы. Всего с момента начала выпуска этой машины, зарубежным заказчикам было передано в рамках действующих контрактов более 500 истребителей Су-30МК.

Несмотря на довольно успешную судьбу машины в экспортном варианте исполнения, в конструкторском бюро Сухого не оставляли попыток привлечь внимание отечественного оборонного ведомства к своему детищу. Работы в этом направлении велись с учетом жестких требований в отношении авионики самолета и его электронной начинки. По завершению проектных работ на обозрение представителям Министерства Обороны РФ была представлена домашняя версия самолета Су-30, получившая индекс СМ. Конструкция этого самолета вобрала в себя все самые лучшие и передовые наработки, опробованные на экспортных модификациях. Новый российский истребитель Су 30СМ выполнен в контексте идеологии многоцелевого самолета нового поколения. Машина способна индивидуально вести воздушный бой на большом удалении от точки базирования, осуществлять штурмовые удары по наземным целям, действовать в одиночку и в составе группы.

Отличительной особенностью нового самолета является возможность осуществлять управление другими воздушными судами, действующими в составе группы. Для длительного пребывания в воздухе воздушное судно оснащено системой дозаправки в воздухе.

Особенности конструкции истребителя Су 30СМ

Новая версия тридцатой сушки представляет собой двухместный истребитель. Экипаж машины — тандем двух пилотов, расположившихся друг за другом в удлиненной кабине. Кабина на новом самолете Су 30СМ является аналогом кабины экспортного варианта машины с той разницей, что в ней место для второго летчика технически дублирует место первого пилота. Электронное оборудование кабины полностью интегрировано с бортовой радиолокационной станцией. На самолете установлена развитая система связи, обеспечивающаяся не только постоянный контакт борта с землей, но и эффективное управление группой самолетов, действующих в одном ключе.

По своим летным и техническим характеристикам тридцатая сушка далеко обогнала свои аналоги, созданные за рубежом. Высокая аэродинамическая культура в сочетании с мощными двигателями обеспечили машине уникальную маневренность в воздухе. Машина выполнена по схеме «триплан», с добавлением к основной конструкции переднего горизонтального оперения. Эта деталь позволила увеличить подъемную силу у самолета и устойчивость машины при полете на больших углах атаки.

Силовая установка истребителя Су 30СМ представлена двумя отечественными двигателям АЛ-31ФП. Установка двигателей имеет одну интересную особенность – оси обеих двигателей расположены под углом 32° друг другу. Другими словами, сопла турбореактивных двигателей несимметричны, что позволяет во время полета осуществлять управление вектором тяги. Сопла на двигателях живут своей жизнью и могут отклоняться в заданном направлении независимо от положения горизонтальных рулей. Весомый вклад в повышение маневренности летательного аппарата добавляют система дистанционного электронного управления и интегральная схема аэродинамической компоновки.

Отдельного внимания заслуживает радиолокационное оборудование машины. На самолете имеется прицельный комплекс, способный одновременно вести контроль над 15 воздушными целями. Технические возможности комплекса позволяют одновременно атаковать 4 воздушные цели. Боевые возможности истребителя увеличились за счет установки дополнительной лазерной и инфракрасной прицельной аппаратуры, которая закольцована на нашлемной системе целеуказания. Помимо того, что стекло на шлеме пилотов представляет собой интегральный живой дисплей, лобовое стекло фонаря имеет многофункциональные индикаторы. Все это обеспечивает экипажу машины широкий диапазон осведомленности о состоянии ситуации в воздухе.

Все машины, выпускаемые для оснащения российских ВКС, оснащаются оптико-электронным и прицельно-навигационным комплексом, действующим совместно с системой спутниковой связи ГЛОНАСС. Благодаря этому оборудованию, самолет может практически вслепую выйти в заданный район и атаковать цели в любое время суток. Навигационная система рассчитана на индивидуальный полет в автоматизированном режиме и на обеспечение необходимой полетной информацией группы машин. Основные тактико-технические характеристики машины следующие:

  • боевая масса – 34 тонны;
  • максимальная дальность полета 3000 км;
  • практический потолок более 17 тыс. метров;
  • максимальная скорость более 2000 км/ч.

По составу вооружений, российская машина Су 30СМ превосходит все отечественные машины, стоящие на вооружении Военно-Космических Сил России. Допустимая боевая нагрузка составляет 8000 кг, которая включает все виды и средства современных вооружений, используемых для поражения воздушных, наземных и надводных целей. В комплекс вооружений входят:

  • автоматическая 30-мм пушка ГШ-30-1;
  • ракеты класса «воздух-воздух» (6 шт.);
  • неуправляемые авиационные ракеты;
  • авиационные бомбы в обычном исполнении 250, 500 кг.

В таком боевом оснащении самолет Су-30СМ способен решать целый комплекс боевых задач. Огромная дальность полета и мощное, разнообразное вооружение делают эту машину грозной силой на любом театре военных действий.

Новая история российского многоцелевого самолета Су 30СМ

После того, как в 2012 году корпорацией «Иркут» и Министерством обороны РВ был заключен контракт на поставку для ВКС 30 машин Су 30СМ, для самолета началась новая история. Поставка новейших истребителей поколения 4+ должна была осуществляться в течение последующих 3-х лет. Первую серийную машину, изготовленную в стенде Иркутского авиационного завода, в сентябре того же года подняли в воздух. В ноябре 2012 года первые два самолета Су-30СМ были переданы строевым частям ВКС Российской Федерации.

В дальнейшем планируется увеличить заказ до 50 машин. До 2018 года части ВКС и ВМФ России должны пополниться еще двумя десятками машин, которые будут постепенно заменять устаревшие модификации истребителей Су-27.

Из переданных в рамках заказа МО машин основная часть поступила на оснащение частей ВМФ России. Всего, по последним данным на декабрь 2017 года, в составе авиационных частей ВКС России и ВМФ находилось 32 машины Су 30СМ. Часть машин в составе авиационной группы ВКС принимает участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики. В задачу летчиков входит обнаружение наземных целей, сопровождение бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25 для нанесения ударов по наземной инфраструктуре террористических группировок на территории Сирии.

Превосходные летно-технические характеристики нового самолета позволяют российским пилотам действовать с максимальной отдачей. Наличие на борту самолетов Су 30СМ мощного радиолокационного оборудования обеспечивает российской боевой авиации эффективное действие в составе группы.

Работы по созданию сверх маневренной, двухместной боевой машины были начаты в КБ Сухого с середины 1980-х годов. К осени 1988 года на Иркутском заводе ИАПО начались испытания первого образца. Модель Су-30 была принята на вооружение в 1992 году.

Особенности истребитебя Су-30 и его технические характеристики

Боевой истребитель Су-30 является двухместной вариацией Су-27 и имеет технические возможности для выполнения сложных полетов с большой продолжительностью и дальностью. Экипаж такой машины состоит из летчика который выполняет пилотирование и управление вооружением ближнего боя, и летчика-оператора, решающего вопросы навигации, наблюдения за воздушной обстановкой дальнего боя. Помимо этого, второй член экипажа контролирует системы дальнего радиолокационного обнаружения для наведения их на цели, а также имеет возможность управления групповыми боевыми действиями звеньев самолетов, количеством до 4 машин.

На Су-30 установлены новые системы оборудования позволяющие существенно расширить его технические возможности и характеристики. К ним относятся:

  • система полетной дозаправки топлива, оснащенная выпускаемой штангой находящейся в отсеке перед кабиной;
  • радиосистема дальней навигации и наведения;
  • телевизионный широкоформатный индикатор тактической обстановки для координации групповых действий;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Высокую боевую эффективность Су-30 определяют его высокие маневренные характеристики при любых погодных условиях, возможность обнаружения воздушных целей на большой дальности, а также его индивидуальные ТТХ:

  • размах крыла — 14,7 м;
  • длина/высота — 21,94 м/6,36 м;
  • взлетная масса нормальная/максимальная, кг — 18800/33000;
  • дальность полета, км с одной дозаправкой/без дозаправки — 5200/3500;
  • скорость подъема — 330 м/с;
  • практический потолок подъема — 19500 м.

На сегодня сверх маневренный истребитель Су-30 — один из основных экспортных товаров военно-промышленного комплекса России. Внимание к истребителю проявляют Индия (в 2018 году планируют закупку 126 самолетов модифицированных Су-30), Венесуэла, Ангола, Алжир, Ирак (по состоянию на начало 2018 года получили 5 самолетов), КНР.

Компоновочные части Су-30

Новый истребитель Су-30 имеет интегральную компоновку и выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж интегрально сопрягается с крылом и состоит из таких основных частей:

  • головная часть выполнена как цельнометаллический полумонокок, где размещены отсеки БРЭО, РЛС, створка ниши передней опоры шасси, радиопрозрачный обтекатель и фонарь кабины экипажа;
  • средняя часть с основным несущим силовым агрегатом самолета — центропланом, выполненным в виде топливного бака-отсека, с силовым агрегатом гаргрот, технические возможности которого позволяют устанавливать в нем оборудование и линии коммуникаций, створки основных опор шасси, тормозной щиток;
  • хвостовая часть с двумя силовыми гондолами двигателей, хвостовыми балками, центральной балкой фюзеляжа, которая включает в себя задний топливный бак-отсек, центральный отсек оборудования, законцовку центральной балки с боковыми ластами и контейнером с тормозными парашютами;
  • регулируемые воздухозаборники размещены под наплывом крыльев и оснащены специальной выпускаемой сеткой, которая предотвращает попадание посторонних предметов в двигатели при взлете и посадке.

Трапецевидное среднерасположенное крыло выполнено трехлонжеронным и имеет кесонную конструкцию. Его механизация состоит из отклоняемых флаперонов с площадью 4,9 м2 с функциями элеронов и закрылков, а также отклоняемых адаптивных двухсекционных носков с площадью 4,6 м2. Отклонения носков и выпуск флаперонов проводится при режимах взлет-посадка, либо при маневрировании, когда приборная скорость до 860 км/ч. Отделяемые консоли крыла имеют угол стреловидности 42°.

Убираемое шасси имеет усиленную конструкцию в расчете на большую взлетно-посадочную массу. Оно выполнено трехопорным, причем его основные опоры одноколесные, носовая — двухколесная.

Пилотская двухместная кабина Су-30 изготовлена по схеме «тандем» для двух летчиков и разделена на две части заднюю и переднюю. Обе части кабины полностью герметизированы и имеют общий для обоих специальный двухсекционный каплеобразный фонарь с большой площадью остекления и подвижным сегментом.

В передней кабине установлены многофункциональные жидкокристаллические дисплеи с индикаторами отображающими прицельную и навигационную информацию и пультами управления на фоне лобового стекла. Рулевой рычаг управления имеет джойстики целеуказания и триммирования, переключатель выбора оружия с кнопкой стрельбы на обратной стороне.

В задней кабине самолета находится командир группы, место которого приподнято относительно передней кабины, что обеспечивает хороший обзор во все стороны обоих членов экипажа. Там же располагаются дублирующие рычаги управления самолетом и специальная аппаратура наведения и связи. Кабина оборудована телевизионным широкоформатным индикатором тактической обстановки, предназначенным для сбора всей необходимой тактической информации о характеристиках и координатах движения целей и местоположения в воздухе перехватчиков в группе.

Двигатели Су-30

Силовая установка истребителя Су-30 состоит из двух турбореактивных двухкамерных двигателей АЛ-31Ф, которые обеспечивают ему скорость 2350 км/ч на большой высоте и 1350 км/ч у земли. Величина тяг при этом в режиме форсажа — 12500 кгс, в максимальном режиме каждый по 7770 кгс. Двигатель имеет модульную комплектацию и состоит из: реактивного, сверхзвукового сопла и форсажной камеры, 9-ступенчатого компрессора высокого давления, одноступенчатых турбин высокого и низкого давления, кольцевой камеры сгорания, наружного контура, 4-ступенчатого компрессора низкого давления с направляющим регулируемым аппаратом, промежуточного корпуса с центральной коробкой приводов.

Такие двигатели имеют характерную особенность — это уникальные лопатки турбины, имеющие совершенные эксплуатационные и механические характеристики. Они снабжены эффективной системой охлаждения и изготавливаются из жаропрочного монокристаллического сплава.

Двигатели Су-37 могут работать в течение 20-30 секунд в режиме так называемого » масляного голодания» (когда после начала перевернутого полета давление масла падает до 0), в условиях воздействия отрицательных и около нулевых перегрузок. Чтобы повысить надежность подачи масла для смазки двигателя при таких режимах работы, конструкция маслобака системы смазки и масляная система были переделаны и усовершенствованны. Новый маслоблок в своей конструкции имеет гибкий заборник масла, отсек отрицательных перегрузок, циклонный разделитель воздуха и масла, клапаны суфлирования отсека отрицательных перегрузок.

Двигатели Ал-31Ф имеют автономную систему управления вектором тяги. Она работает на керосине, который отбирается из системы топливоподачи двигателя и не зависит от гидросистемы самолета.

Размещены двигатели в отдельных мотогондолах, что позволяет избегать им аэродинамического взаимовлияния.

Особенности вооружения истребителя Су-30

Самолет Су-30 может нести вооружение состоящее из ракет и пушечно-стрелкового оборудования. Стрелковое вооружение установлено в наплыве правого крыла и представлено одноствольной скорострельной пушкой ГШ-301 с калибром 30 мм и боекомплектом в 150 патронов. Ракетное базируется на АКУ (авиационно-катапультных устройствах) и АПУ (авиационно-пусковых устройствах).

Управляемое вооружение состоит из ракет различных модификаций:

  • средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27;
  • с радиолокационными полуактивными головками самонаведения Р-27Р;
  • с самонаводящимися тепловыми головками Р-27Т;
  • ближнего боя с тепловыми головками Р-73;
  • увеличенной дальности полета Р-27ЭР или Р-27ЭТ.

Ракетное вооружение может подвешиваться на 10 точках, 4 из которых расположены под консолями крыла, по 2-е находятся под: центропланами по схеме тандем, гондолами двигателя, законцовками крыла. Вес общей боевой нагрузки может быть — 8000 кг.

Сегодня военные истребители Су-30 производит ОАО Корпорация «Иркут». Ею в 2018 году был заявлен выпуск 60 единиц боевой машины, часть из которых пойдет на оснащение авиабаз в Крыму.

Видео о СУ-30

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Вот нравятся мне Су-27, как и все его последующие модификации.
Это удивительно красивая машина, и самое главное, что за всё время, которое я их вижу, так и остаюсь к ним неравнодушен...
И поэтому сегодня поговорим про - Су-30СМ, который мне удалось отснять в рамках проведения "МАКС-2013".


Су-30СМ - (серийный модернизированный) Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский), предназначенный для ВВС России.
Первый полет этой машины состоялся осенью 2012 года...

Су-30МКИ, как базовая платформа для многоцелевого тяжелого истребителя, интересен в первую очередь своей универсальностью. На нем была успешно реализована так называемая "открытая архитектура борта", позволяющая сравнительно легко включать в состав радиоэлектронного оборудования новые системы и применять с него новое управляемое вооружение (в том числе от разных производителей). На его потребовалось собирать воедино российский радар и оптико-локационную станцию, французский навигационный комплекс и систему индикации на лобовом стекле, израильские станции радиоэлектронной борьбы и прицельные комплексы, а заодно и вычислительные системы индийского производства...
2.

Экспортные машины "тридцатого" семейства, выросшие из "китайской" линии, строились по логике "обводного канала", когда новые системы монтировались на борт параллельно, без полной интеграции в единый комплекс. Скорее всего, именно легкость, с которой платформа Су-30МКИ может быть использована для применения различного вооружения и аппаратуры, и притягивает военных. Привлекательность возможностей многофункционального самолета, довольно легко превращаемого и в ударный истребитель-бомбардировщик, и в тяжелый перехватчик ПВО, подтверждается хотя бы составом тех, кто заинтересован в его "внутреннем" аналоге Су-30СМ...
3.

Выбор Су-30МКИ имеет и еще одно, очень простое объяснение. Этот самолет в Иркутске ритмично выпускается уже больше десяти лет (а первые Су-30К для той же Индии были выпущены "Иркутом" еще в 1997 году), он абсолютно освоен в производстве, технология на заводе "вылизана". А это трансформируется в сроки выпуска, качество продукции и - что немаловажно для нынешнего руководства Минобороны - ее стоимость. Одно дело, когда у вас заказывают 30 машин, и для этого вам нужно раскочегарить стоявший завод, отладить (а то и разработать заново) технологический процесс, дозакупить оснастку и оборудование, а то еще и набрать кадры. (Такие заводы в России есть, и с ними до сих пор не очень понятно, что делать: запускать в неритмичную работу на малых партиях дорого, а "выбросить" - жалко.) Другое дело, когда предприятие годами штампует освоенные до стандарта машины, и в этот экспортный поток можно сравнительно несложно встроить выпуск "подправленной" модификации для своих ВВС. Удельные затраты на выпуск такой "побочной" серии резко падают...
4.

Первый контракт на 30 истребителей Су-30СМ был подписан в марте 2012 года. Ранее Минобороны собиралось купить 40 таких самолетов, из которых 28 предполагалось передать ВВС. Еще 12 предлагалось передать авиации Черноморского флота для замены устаревших бомбардировщиков Су-24.
Первые два истребителя "Иркут" поставил российским ВВС 22 ноября...
5.

Су-30СМ с их уникальными на сегодня боевыми качествами позволяют создавать компактные авиационные группировки, одинаково хорошо приспособленные для борьбы с воздушным, наземным и морским противником...
6.

В рамках работы авиасалона «МАКС-2013» летчики авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи» совершили ознакомительные полеты на Су-30СМ. В ходе этих полетов были выполнены комплексы фигур высшего пилотажа, для ознакомления с уникальными сверхманевренными возможностями истребителя. Пилотажники дали высокую оценку летно-техническим характеристикам самолета...
7.

Ставил Су-30СМ на крыло Герой России летчик-испытатель I класса Вячеслав Юрьевич Аверьянов.
Вячеслав Юрьевич всегда испытывал "сушки" - от давних Су-17 до новейших Су-35. Авторитет его среди собратьев по профессии всегда был непререкаемым!
В нем удивительным образом сочетаются лихость пилотирования и точнейший расчет любого, даже простейшего полета...
8.

В этом году на авиасалоне он выполнял прекрасный и красивый пилотаж вместе со своим сыном, Евгением...
9.

Перспективные самолеты российских ВВС, такие как Су-35С и Т-50, имеют исключительно одноместные кабины пилота. Задачу первичного обучения летчиков для них позволяют решить новейшие Як-130. Однако подготовка летчиков выходит далеко за рамки обучения полету и применения . Когда речь заходит о передаче боевого опыта, освоении тактики воздушного боя с реальным использованием всего арсенала вооружения, двухместные боевые машины могут оказаться незаменимыми...
10.

Су-30СМ, как и Су-35С и Т-50 – это сверхманевренные истребители с управляемым вектором тяги, которых в боевом составе ВС России на сегодня нет. Очевидно, что двухместные Су-30СМ позволят в более короткие сроки подготовить достаточное число пилотов для ВВС, умеющих управлять машинами следующего поколения...
11.

19 декабря 2012 года Министерство обороны России и корпорация "Иркут"был подписан ещё один контракт на поставку в строевые части ВВС второй партии из 30 машин...
12.

На сегодня строевые части ВВС России уже получили 5 машин в рамках подписанных контрактов...
13.

Основные летно-технические характеристики Су-30СМ:
экипаж - 2 человека;
длина - 21,9 м;
высота - 6,36 м;
максимальная взлетная масса - 34500 кг;
макс. скорость - 2125 км/ч;
боевой радиус действия - 1500 км.
Вооружение:
30-мм встроенная пушка ГШ-30-1;
точек подвески - 12;