Самолет с обратной стреловидностью крыла. Самолет с обратным крылом

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Весной 1996 года авиационный мир облетела настоящая сенсация: на странице российского журнала «Вестник Воздушного Флота» появилась фотография модели необычного летательного аппарата, которая, якобы, была сделана совершенно случайно. Журналисты проводили съемку заседания Военного совета ВВС России, на котором присутствовало командование отечественных ВВС и высшее руководство авиационной промышленности страны. На столе стояли модели двух самолетов: истребителя Су-27М (Су-35) и еще одной необычной машины черного цвета с крылом обратной стреловидности и передним горизонтальным оперением (ПГО).

Естественно, что это фото не осталось незамеченным: в 1997 году британское авиационное издание Flight International напечатало материал, в котором утверждалось, что необычный самолет – это не что иное, как новый русский истребитель пятого поколения. Так мир впервые познакомился с проектом перспективного российского палубного истребителя Су-47 «Беркут», созданием которого занимались в ОКБ им. Сухого на протяжении 80-90-х годов.

Российские любители военной авиации хорошо помнят эту машину. Су-47 был настоящей звездой авиасалонов конца девяностых начала нулевых годов. Эффектный хищный внешний вид (он полностью соответствует своему прозвищу) истребителя неизменно приводил в восторг публику. В то время с достижениями у нашей авиации было, что называется, туго, поэтому «Беркуту» приходилось «отдуваться» одному за всех. Ажиотаж вокруг проекта с удовольствием подогревали журналисты, называя Су-47 не иначе как «прорывом» и «единственной надеждой российской авиации». Споры и дискуссии вокруг «Беркута» не уступали по накалу тем, что сегодня ведутся вокруг программы ПАК ФА.

С момента первого полета самолета Су-47 прошло уже почти двадцать лет, а «Беркут» так и не был запущен в серию. Экспертам и любителям авиации понадобилось несколько лет ожесточенных дебатов, чтобы наконец-то понять, почему был закрыт этот весьма интересный проект. С самого начала истребитель даже не рассматривался в качестве боевой машины для вооружения строевых частей. Тем не менее проект «Беркут» до сих пор во многом остается закрытым, это касается и точных летно-технических характеристик этого самолета, и конструкторских решений, которые были использованы при его создании.

Самолет Су-47 был изготовлен в единственном экземпляре. Главным конструктором этого истребителя был Михаил Асланович Погосян. В настоящее время проект «Беркут» официально закрыт, самолет используется в качестве летающей лаборатории.

История создания

Разработка истребителя пятого поколения началась в СССР еще в конце 70-х годов, примерно в это же время исследованиями в этом направлении занялись и американцы. Долгое время шли работы над созданием концепции новой боевой машины, что по своим характеристикам должна значительно превосходить Су-27 и МиГ-29, которые в этот момент только «становились на крыло». В исследованиях участвовали ведущие авиационные КБ и многочисленные научные центры.

Военные хотели, чтобы новый истребитель был многофункциональным, мог развивать сверхзвуковую скорость на крейсерских режимах полета, вести всеракурсный обстрел воздушных целей в ближнем бою и иметь возможность атаковать несколько самолетов противника на дальних дистанциях. Также серьезный интерес вызывала возможность значительно уменьшить заметность новой машины в инфракрасном и радиолокационном диапазоне.

Помимо вышеперечисленного, одним из главных требований к советскому истребителю следующего поколения являлась сверхманевренность. Изначально этот пункт присутствовал и в американской программе, но позже от него отказались, посчитав эту характеристику не слишком важной.

Одним из очевидных технических решений, которые способны обеспечить самолету сверхманевренность, является использование крыла обратной стреловидности (КОС). Исследования в этом направлении проводились специалистами ОКБ им. Сухого в период с 1983 по 1988 год.

По сравнению с традиционной схемой, КОС имеет несколько значительных преимуществ: оно создает большую подъемную силу, обеспечивает оптимальные условия для работы механизации крыла, что улучшает взлетно-посадочные и противоштопорные характеристики самолета и положительно сказывается на компоновке машины, освобождая больше места для грузовых отсеков. Однако главным преимуществом КОС является значительное увеличение маневренности летательного аппарата, особенно на малых скоростях.

Но у крыла обратной стреловидности есть и довольно серьезные недостатки, главным из которых является упругая дивергенция, что может привести к полному разрушению конструкции. Для решения этой проблемы нужно повышать жесткость крыла, что обычно приводит к увеличению его массы.

Облик нового самолета был определен к середине 80-х годов, но в то время в СССР не было достаточно мощного авиационного двигателя, способного обеспечить ему достаточную тяговооруженность. Для обеспечения необходимых характеристик конструкторам пришлось использовать два двигателя ТРДДФ РД-79М, каждый из которых имел тягу 18500 кгс. Соответственно, пришлось переделывать и проект самолета, который получил наименование С-32. Мощность новой силовой установки позволяла истребителю длительное время поддерживать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

Проект был готов в конце 80-х годов, но нарастающие экономические проблемы в стране едва не поставили на нем крест. К счастью, истребителем заинтересовался военно-морской флот, адмиралы планировали вооружить новыми машинами тяжелые авианесущие крейсера.

Корабельный вариант машины должен был отличаться от сухопутного наличием складывающихся крыльев и небольшими изменениями в составе БРЭО и тормозным гаком. Этот самолет практически представлял собой доработанный планер С-32 с оборудованием и вооружением Су-33 .

Его серийное производство планировали начать через пять лет, но этому так и не суждено было сбыться.

После развала СССР финансирование проекта вовсе прекратилось, работы продолжались за счет собственных средств ОКБ им. Сухого. Из-за этого количество опытных самолетов было решено уменьшить до одной единицы. Прототип получил наименование Су-37.

Тогда мало кто верил, что ОКБ своими силами сможет построить и поднять в воздух принципиально новую машину. Однако самолет был не только успешно доработан, но и начался этап его летных испытаний.

В конструкции нового самолета были использованы последние достижения и разработки отечественной авиапромышленности: новейшие системы дистанционного управления и сервоприводы нового поколения, технологии производства крупногабаритных композитных панелей, двигатели с управляемым вектором тяги.

Конструкторам ОКБ им. Сухого и работникам Иркутского авиационного завода удалось создать новую технологию изготовления и стыковки длинномерных деталей из композитных материалов. Это позволило уменьшить количество стыков, увеличило жесткость конструкции и улучшило аэродинамические свойства истребителя. Некоторые системы и элементы конструкции «Беркута» были заимствованы у других самолетов ОКБ им. Сухого, например, на истребителе были установлены шасси и фонарь Су-27.

Машина совершила свой первый полет в сентябре 1997 года. Можно добавить, что российский истребитель пятого поколения поднялся в воздух всего лишь на восемнадцать дней позже своего американского аналога – F-22A «Рэптор». Учитывая ситуацию, в которой находилась страна в середине 90-х этот факт можно назвать значительным достижением отечественных авиастроителей.

Под наименованием Су-37 «Беркут» машина впервые была продемонстрирована широкой общественности во время аэрокосмического салона МАКС-1999. Вскоре истребитель был переименован в Су-47.

В 2000 году были завершены полеты «Беркута» в рамках испытательной программы «Сверхзвук», а к началу 2002 года Су-47 совершил в общей сложности более 150 полетов. Данные, полученные в ходе эксплуатации Су-47, в последующем были использованы при создании ПАК ФА. В целом испытательные полеты машины продолжались до середины нулевых годов. Во многом благодаря большому объему исследовательских работ, которые были проведены с помощью «Беркута» ОКБ им. Сухого удалось выиграть тендер на разработку ПАК ФА и успешно завершить работы по его созданию.

В настоящее время истребитель Су-47 находится на главной испытательной базе Летно-исследовательского института в Жуковском.

Описание конструкции

Схема, по которой выполнен Су-47, называется «продольный интегральный триплан», самолет имеет высокорасположенное крыло обратной стреловидности, ПГО и хвостовое оперение небольшой площади.

Крыло самолета плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя общую несущую систему. Подобная компоновка является типичной для современных боевых самолетов, она реализована на всех последних машинах ОКБ им. Сухого. Еще одной особенностью Су-47 являются развитые наплывы крыльев, под которыми расположены нерегулируемые воздухозаборники. В сечении они имеют форму, близкую к сектору круга. Экипаж истребителя состоит из одного человека.

В конструкции самолета активно использованы композитные материалы, а также материалы и покрытия, снижающие заметность истребителя на экранах радаров, об этом неоднократно сообщали отечественные и зарубежные источники. Официальных данных на этот счет не существует.

При изготовлении Су-47 была отработана новая технология, которая позволила формировать элементы конструкции самолета сложной конфигурации, а затем очень точно соединять их. Это позволило значительно уменьшить массу машины, увеличить ресурс и заметно уменьшить трудозатраты при изготовлении истребителя. Разработчики заявляют, что при создании Су-47 использованы так называемые интеллектуальные композитные материалы, которые могут самостоятельно адаптироваться к увеличению или снижению нагрузок.

Крыло самолета имеет прямую стреловидность в корневой части и обратную стреловидность в консольной части, оно на 90% выполнено из композитных материалов. Крыло Су-47 оснащено элеронами и флаперонами.

Истребитель Су-47 оснащен цельноповоротным передним горизонтальным оперением, которое имеет трапециевидную форму. Стреловидность его передней кромки составляет примерно 50°, а размах – около 3,5 метра.

Хвостовое оперение самолета также цельноповоротное, угол его стреловидности по передней кромке – 75°.

«Беркут» имеет двухкилевое вертикальное оперение с килями, «разваленными» во внешнюю сторону. По сравнению с Су-27 площадь вертикального оперения «Беркута» заметно меньше, что вместе с «развалом» килей снижает заметность самолета для радаров противника.

Фюзеляж истребителя имеет сечение близкое к овальному, он практически полностью выполнен из титановых и алюминиевых сплавов. Передняя часть носового обтекателя несколько приплюснутой формы, с заметным оребрением. Еще два обтекателя находятся в хвостовой части самолета, они, видимо, могут служить для размещения радиоэлектронного оборудования.

Фонарь кабины «Беркута» практически полностью повторяет фонарь Су-27. Правда, на одной из фотографий заметно, что он не имеет переплета (точно такой же установлен на американском F-22 Raptor). Подобная конструкция улучшает обзор для пилота и уменьшает ЭПР самолета, правда, может создавать определенные сложности при катапультировании.

В кабине установлено катапультное кресло К-36ДМ, которое имеет спинку с наклоном в 30°. Подобная конструкция уменьшает воздействие на пилота значительных перегрузок, возникающих во время маневренного воздушного боя. На самолет планировали установить еще более современное кресло, которое может обеспечить спасение летчика даже при катапультировании на малых высотах в перевернутом положении самолета.

Истребитель Су-47 оснащен трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Основные стойки шасси прикрепляются к фюзеляжу и складываются вперед с разворотом в специальные ниши, расположенные за воздухозаборниками машины. Передняя двухколесная стойка убирается вперед в нишу фюзеляжа.

Силовая установка экспериментального самолета состояла из двух двигателей Д-30Ф6, каждый из которых имел мощность 15.600 кгс. Аналогичный двигатель установлен и на перехватчике МиГ-31. Однако использование именно этих авиамоторов считалось вынужденной мерой, в будущем разработчики планировали установить на Су-47 двигатели АЛ-41Ф, которые оснащались системой управления вектором тяги. Воздухозаборники самолета нерегулируемые, они расположены под наплывами крыла. Воздушный канал имеет S-образную форму, что закрывает лопатки компрессора и уменьшает ЭПР самолета. На верхней поверхности фюзеляжа находятся две створки, которые используются для дополнительного забора воздуха.

Су-47 «Беркут» оснащен современным бортовым оборудованием – на самолет было установлено все лучшее, что могла предложить отечественная промышленность. Изначально истребитель оснастить цифровой многоканальной ДЭСУ, автоматизированной интегральной системой управления, навигационным комплексом с ИНС на лазерных гироскопах, спутниковой навигацией и так называемой цифровой картой. Управление машиной производится с помощью боковой малоходовой ручки и тензометрического рычага управления двигателем (РУД).

Размещение антенн бортовой радиоэлектронной системы наводит на мысль, что создатели стремились обеспечить пилоту круговой обзор. Основная БРЛС находится в носовой части машины, еще две антенны расположены в хвостовой части машины, между соплами двигателей и хвостовым оперением. Вероятно, что кроме этого, дополнительные антенны установлены в носках вертикального оперения, в крыльевых наплывах, переднем горизонтальном оперении. Точной информации, какая именно радиолокационная станция установлена на Су-47, нет.

Истребитель может быть оснащен оптико-локационной станцией, которая размещается в носовой части фюзеляжа перед кабиной пилота. Чтобы не ухудшать обзор летчику, она смещена немного вправо.

Су-47 является опытным самолетом, поэтому вооружение на него не устанавливалось. Однако в случае необходимости «Беркут» можно было оснастить весьма внушительным комплексом ракетно-пушечного вооружения. Как и любая другая боевая машина, выполненная по технологии «стелс», Су-47 имеет вместительные внутренние отсеки для размещения управляемых ракет (УР) и авиабомб. Кроме того, вооружение можно разместить и на внешних точках подвески, что, правда, значительно увеличит заметность самолета для РЛС.

Основным ракетным вооружением Су-47 должны были стать УР средней дальности с активным радиолокационным наведением, малым крылом удлинения и складными решетчатыми рулями. НПО «Вымпел» заявило об успешном создании новой ракеты с прямоточным маршевым воздушно-реактивным двигателем, ею планировали вооружить «Беркут».

Также для вооружения Су-47 можно использовать ракеты большой и сверхбольшой дальности, например, КС-172 – двухступенчатую УР, которая может развивать сверхзвуковую скорость и поражать цели на дистанциях в 400 км. Важным компонентом комплекса вооружения истребителя могли стать и управляемые ракеты малой дальности с разными типами головок самонаведения.

В качестве пушечного вооружения Су-47 использует 30-мм автоматическую пушку ГШ-301.

Характеристики

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В конце 2000 годов главной звездой российских авиасалонов стал самолет Су-47 «Беркут», который сначала назывался С-37. Благодаря необычному внешнему виду, в частности обратной стреловидности крыльев, он быстро привлек к себе внимание общественности. Многие даже называли Су-47 главной надежной отечественной военной авиации. Позже оказалось, что самолет «Беркут» Су-47 был создан как сугубо экспериментальная модель. Тем не менее до сих пор ряд его характеристик держится в секрете. Сегодня мы познакомимся с историей и известными параметрами этого самолета.

Секретный режим

25 сентября 1997 года, прототип истребителя С-37 впервые был поднят в воздух. Однако о существовании секретного проекта знали и ранее. Еще в 1994 году зарубежная пресса писала о разработках некого перспективного российского самолета. Западные журналисты предположили, что истребитель будет назван С-32. А в некоторых публикациях даже говорилось о крыльях обратной стреловидности.

Отчасти заграничные журналисты были правы. В 1996 году в издании «Вестник воздушного флота» была опубликована фотография, сделанная на заседании Военного совета. Кроме представителей авиапромышленности, на фото можно было обнаружить две модели самолета. Одна из них была узнаваема - самолет Су-37М, а вот вторая вызвала массу вопросов. У черного макета с белым индексом «32» было переднее оперение и крыло обратной стреловидности. Фирма «Сухой» ответила на шквал появившихся вопросов просто: «Никаких работ в данном направлении не ведется». Позже выяснилось, что подобные ответы были обусловлены строгим режимом секретности. На самом же деле работы велись, причем с начала 90-х.

Как все было

На заре 1990 годов руководство ВВС вместе с государственными органами размышляло о создании парка авиатехники нового десятилетия. В 1981 году была запущена программа И-90, целью которой было создание облика истребителя 90-х. В этом проекте главную роль отвели конструкторскому бюро Микояна. ОКБ Сухого убедило руководство в том, что самолет С-37 имеет огромные перспективы по модернизации, поэтому нет смысла заниматься созданием чего-то нового.

С-22

М. П. Симонов - генеральный конструктор ОКБ Сухого - предложил начать разработку нового самолета, но в инициативном порядке. Очевидно, конструкторам хотелось заняться перспективной тематикой, без рисков провала. Так появился проект модели С-22 с крылом обратной стреловидности (КОС). Такая конструкция, по сравнению с традиционной, имела ряд преимуществ:

  1. Повышение аэродинамических качеств при маневрировании.
  2. Большая подъемная сила при крыле той же площади.
  3. Улучшенные взлетно-посадочные характеристики.
  4. Улучшенная управляемость.
  5. Меньшая скорость сваливания.
  6. Смещение силовых установок к хвосту, открывающее возможность освобождения полезного объема для багажа.

Как это обычно бывает, достоинства сопровождались недостатками:

  1. Упругая дивергенция крыла.
  2. Большой вес конструкции.
  3. Увеличенное лобовое сопротивление.
  4. Смещение аэродинамического фокуса.

Лишь решив все перечисленные проблемы, можно было получить положительный эффект от применения КОС. Уже на ранней стадии работ конструкторы определились с основными технологическими решениями. Крыло было предложено делать с использованием углепластиков. Количество металлических элементов максимально сократили. Крыло оборудовали отклоняемыми носками для оптимизации обтекания при больших углах атаки. К середине девяностых концепция самолета С-22 была определена. Он должен был получить один мотор и аэродинамическую схему типа «утка». Если бы в СССР нашелся подходящий мотор, то к концу десятилетия, истребитель мог бы впервые подняться в воздух. Однако все имеющиеся двигатели не давали требуемую тягу.

После ряда неудачных исследований было принято решение построить на базе С-22, другую модель. Так появился проект самолета С-32. Он был практически полностью идентичен предшественнику, но работал с двойной силовой установкой. Пара моторов ТРДДФ РД-79М позволяла истребителю в полной мере раскрыть свой потенциал. Ввиду ухудшающегося экономического положения в стране, в 1988 году проект С-32 закрыли. Однако командование ВМФ вступило на его защиту. Ознакомившись с характеристиками истребителя, руководство ВМФ попросило о создании на его базе палубного самолета. Так появилась модель Су-27м - первый прообраз Су-47 «Беркут». Механизм складывания крыла отличал эту версию от базовой.

С-37

Из-за экономических проблем ВМФ так и не получил палубный истребитель. Однако исследования касательно перспектив внедрения крыльев обратной стреловидности продолжились. Очередной проект, получивший название С-37, должен был объединить в себе все достигнутые технические решения, и учесть финансовые проблемы авиационной промышленности. Из-за сокращения финансирования и возвращения проекту статуса «инновационный» было решено построить всего один прототип. Чтобы сэкономить на строительстве опытных образцов, построенный прототип испытывали статически, с внедрением всех современных методик оценки прочности без использования разрушающей нагрузки. По результатам испытаний планер допустили к дооборудованию в полноценный самолет.

Модель С-37 пользовалась вниманием как со стороны специалистов, так и со стороны простых наблюдателей. Первых привлекали технологии, а вторых - необычная форма крыльев. Прообраз самолета Су-47 «Беркут» представлял собой интегральный продольный триплан с крылом обратной стреловидности. Хвостовое горизонтальное и переднее оперение были цельнометаллическими и имели сравнительно малую площадь. Аэродинамические показатели модели позволяли ей выходить на угол атаки до 120 градусов и выполнять так называемое динамическое торможение. Однако ввиду ограниченных режимов полета, эта возможность практически не использовалась в ходе испытаний.

Одной из ключевых заслуг ОКБ Сухого и Иркутского авиазавода можно считать разработку технологии производства длинномерных композитных деталей. Начиналось оно с производства крупных плоских деталей, которым придавали необходимую форму. Готовые элементы с высочайшей точностью стыковались друг с другом. Поверхность самолета включала в себя большое количество таких деталей, самые крупные из них достигали 8 метров длины. Благодаря этой технологии, конструкторы смогли минимизировать количество стыков и всяческих выступающих элементов, в том числе крепежей. Кроме того, использование композитных материалов хорошо сказалось на жесткости каркаса и аэродинамике самолета.

Мусса пустого самолета Су-47 «Беркут», который сначала назывался С-37, составляла немногим менее 20 тонн. Примерно 13% деталей было сделано из композитных материалов. Так как конструкция имела экспериментальный характер, в ней использовалось много элементов, позаимствованных у предшествующих моделей. К примеру, шасси и некоторые бортовые системы самолет получил от модели Су-27.

Фюзеляж

Крыло обратной стреловидности имело консоли, стреловидность по передней кромке которых составляла 20 градусов, а по задней - 37. Передняя кромка формировала в корневой части наплыв прямой стреловидности. Он, вместе с консолью с прямой и обратной стреловидностью, увеличивал обтекание данной части планера. Передняя кромка крыла была оснащена отклоняемым носком, а задняя - односекционным элероном и односекционным закрылком. Ввиду высоких требований по жесткости крыло на 90% состояло из композитных элементов. Остальные детали были металлическими.

Около центра фюзеляжа, сбоку от воздухозаборников, на самолете было установлено переднее горизонтальное цельноповоротное оперение трапециевидной формы. Что касается хвостового оперения, то оно также было сделано цельноповоротным, вытянутой формы с передней кромкой большой стреловидности. Самолет-истребитель имел вертикальное оперение схожее с килями модели Су-27, однако, меньшей площадью.

Фюзеляж самолета получил плавные обводы, а его сечение больше всего напоминало овал. Носовая часть схожа с аналогичным элементом модели Су-27. По бокам от задней части кабины размещаются воздухозаборники, без возможности регулировки. На поверхности, приблизительно посредине фюзеляжа, около корневой части крыла устанавливались дополнительные воздухозаборники, которые активируются при интенсивном маневрировании, взлете и посадке. Каналы воздухозаборников на пути к моторам изгибаются, прикрывая лопатки компрессоров и снижая заметность самолета при виде с фронта. По бокам от сопел моторов на самолете установлены небольшие обтекатели, внутри которых можно разместить радиоэлектрическое оборудование.

Оборудование

Так как иные подходящие моторы готовые к производству отсутствовали, на прообраз самолета Су-47 «Беркут» установили двигатели ТРДДФ Д-30Ф11, которые были модернизированной версий знакомых по самолету МиГ-31, силовых установок Д-30Ф6. Турбореактивные моторы, оснащенные форсажной тягой дали самолету взлетной массой порядка 25 тонн, весьма солидные характеристики:

  1. Максимальная скорость в воздухе - 2200 км/ч.
  2. Максимальная скорость у земли - 1400 км/ч.
  3. Практический потолок - 18 тысяч метров.
  4. Практическая дальность - 3300 километров.

Что касается состава бортового оборудования самолета, то о нем по сей день известно немного. Согласно имеющейся информации, истребитель оснащался электродистанционной системой управления, в основу которой легла аналогичная система самолета Су-27. Также самолет оборудуется современными средствами связи и инерциальной навигационной системой с возможность использования спутниковых сигналов.

Для облегчения работы пилота модель оснащалась катапультным креслом К-36ДМ. Спинка кресла имела угол в 30 градусов от горизонтали, что позволяло летчику легче переносить нагрузки, которые могут возникнуть при интенсивном маневрировании. Ручки управления двигателем и педали не отличаются от модели Су-27. В некоторых источниках указывалось, что стандартную крупную центральную ручку управления заменили небольшой ручкой, расположенной с правой стороны приборной панели будущего Су-47 «Беркут».

Вооружение в первом исполнении самолета не использовалось, так как он был экспериментальным прототипом. Однако в левом крыльевом наплыве предусматривалось место для установки автоматической пушки модели ГШ-301 с боекомплектом.

Испытания и популярность

25 сентября 1997 года первый прототип самолета поднялся в воздух. Летчик-испытатель И. Вотинцев тестировал его около получаса. Никаких особых нареканий самолет не вызвал. Серия испытаний продлилась до весны 1998 года. Затем последовал анализ полученных данных и некоторые незначительные доработки.

Широкая общественность впервые увидела самолет С-37 лишь в 1999 году на аэрокосмическом салоне МАКС. На статическую стоянку модель не попала. Единственный самолет выехал на взлетную полосу непосредственно перед демонстрационным полетом. После посадки его сразу же отбуксировали в ангар. Спустя несколько дней после первого полета истребителя средства массовой информации стали говорить о нем. Вскоре споры об особенностях и перспективах машины разошлись по всему миру. При этом СМИ сразу же нарекли «Беркут» перспективным истребителем 5-го поколения, который в скором времени станет выпускаться серийно. Официальное заявление компании «Сухой» об экспериментальном характере модели с трудом пробилось сквозь массу информационного шума.

Пока СМИ продолжали дискутировать о новом самолете, его создатели не прекращали испытания, устанавливая ошибочность или верность разных технических решений. На заре 2010-х вновь поднялась тема создания на базе С-37 боевого истребителя. Предполагалась установка на него современного комплекса радиоэлектронного оборудования, в числе которого была РЛС переднего обзора оснащенная фазированной антенной решеткой. Что касается вооружения, то перспективный истребитель должен был получить управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты, транспортировать которые можно как на внутренней, так и на внешней подвеске.

Все попытки создания боевого истребителя на базе экспериментальной модели оказались безуспешными. Компания «Сухой» продолжала исследовать прототип, время от времени демонстрируя один и тот же самолет на выставках.

Новое имя

На салоне МАКС-2001, истребитель впервые получил название Су-47 «Беркут». Летные характеристики машины остались прежними. Новое имя было дано самолету исключительно ради привлечения внимания. Фирма «Сухой» присваивала букву «С» опытным машинам, в то время как готовые модели получали индекс «Су». Однако в данном случае смена названия не несла каких-либо практических предпосылок. Фраза «Истребитель пятого поколения Су-47 «Беркут»» звучала красиво, но была не более чем лозунгом для неосведомленных СМИ.

Самолет испытывали еще несколько лет. Его тестировали на различных скоростях, высотах и режимах полета. Позже появилась информация о том, что из-за активных испытаний «Беркута» возникли проблемы с некоторыми агрегатами. В этой связи были введены ограничения на максимальную скорость полета, угол атаки и прочие летные параметры.

Проект Су-47 «Беркут», характеристики которого мы сегодня рассмотрели, позволил российским авиаконструктором протестировать несколько весомых гипотез и собрать массу информации о самолетах с КОС. Полученные экспериментальным путем данные об обтекании и поведении таких машин дали отечественному авиастроению возможность закрыть несколько «белых пятен» в теории.

Воздушная лаборатория

Стоит отметить, что по окончании основной программы испытаний самолет Су-47 «Беркут», аэродинамическое качество которого было уже досконально изучено, поучаствовал в еще одной исследовательской кампании. Так как он был единственным российским самолетом с габаритами истребителя и наличием внутреннего грузового отсека, его выбрали на роль платформы для отработки некоторых конструкторских решений будущей модели Т-50 в рамках программы ПАК ФА.

Истребитель Су-47 «Беркут», целевая нагрузка которого могла составлять до 8 тонн, в 2006 году оснастили новым грузовым отсеком, предназначенным для Т-50. Целью доработки была проверка внутреннего оснащения и створок отсека, на предмет работоспособности в условиях полета. «Беркут» совершил порядка семидесяти полетов с этим грузовым отсеком с открытыми створками. Створки открывались и фиксировались еще до взлета. К 2008 году был создан новый грузовой отсек, испытания которого ограничились 25-ю полетами.

Кроме того, в ходе испытаний в рамках программы ПАК ФА, на Су-47 перевозили весовые имитаторы перспективных ракет. По данным, полученным по итогу испытаний, конструкторы создавали грузовые отсеки нового истребителя Т-50.

Резюме

Прототип самолета С-37 был создан более двух десятков лет назад, в 1997 году он был впервые поднят в небо, а совсем недавно проект закрыли. Экспериментальная модель показала весь свой потенциал и позволила собрать огромную информационную базу. Кроме того, истребитель Су-47 «Беркут», который многие по ошибке отнесли к пятому поколению, стал летающей лабораторией для испытания новых технологий.

Участие машины в серьезных испытаниях плохо сказалось на возможности ее показов широким кругам. Самолет регулярно появлялся на авиасалонах, но ни разу не был представлен на статической стоянке. Широкой общественности так и не удалось ознакомиться с таким интересным, но бесперспективным аппаратом, как Су-47 «Беркут». «Почему закрыли проект?» - популярный вопрос, ответить на который крайне сложно. Споры на этот счет по сей день ведутся среди любителей и экспертов авиационной промышленности. Причем споры о перспективах авиационной техники с крыльями обратной стреловидности в целом, а не только о характеристиках модели Су-47 «Беркут». Почему закрыли проект истребителя уже вряд ли кто-то узнает.

Единого мнения касательно такого класса истребителей до сих пор нет. Тем не менее проект «Беркут» считается удачным. Несмотря на то что самолет не стал основной для создания машин нового поколения, он выполнил все свои задачи. Самолет-истребитель создавался как экспериментальная модель для отработки современных технологий. С этой задачей он справился блестяще.

Су-47 «Беркут» − российский перспективный палубный истребитель, разработкой которого занималось ОКБ им. Сухого. В состав конструкции входило крыло, имеющее обратную стреловидность, широко использовались композитные материалы. Главным конструктором проекта был М. А. Погосян.

История

В начале создания проект имел название Су-37. Его развивали как перспективную модель истребителя с крылом обратной стреловидности, созданную для ВВС СССР (модернизация Су-27), однако в 1988 году программа была закрыта. Новым заказчиком на Су-37 стал ВМФ СССР, и проект начали развивать как перспективный истребитель для авианосцев. Самолет получил индекс Су-27КМ (вариант корабельный модифицированный). После распада Советского Союза вся самолетостроительная сфера погрузилась в глубочайший кризис, и все финансирование проекта было на плечах ОКБ Сухого.

Первый летный экземпляр удалось построить лишь в 1997 году, ему дали название Су-47 и представили широкой публике в 1999 году на авиавыставке МАКС-1999. В 2001 г. его переименовали и стали называть Су-47 «Беркут».

Материалы

В конструкции планера широко использовались композитные материалы. Их применение позволяло увеличить весовую отдачу на 20-25 %, ресурс увеличивался в 2-3 раза, а трудозатраты на производство деталей снижались примерно на 50-60 %. Композитные материалы придавали машине необходимые теплофизические и радиотехнические характеристики.

Однако, как показали американские исследования на самолете F-22A, конструкции из углепластика сильнее поддаются механическому воздействию, соответственно, аппарат становится менее выносливым и живучим. Такого не скажешь о конструкциях, преимущественно сделанных из титановых и алюминиевых сплавов, которые хорошо выдерживают высокие амплитуды температур и давления.

Конструкция Су-47

Самолет Су-47 скомпонован по схеме интегрального неустойчивого триплана, имеющего высоко расположенное крыло обратной стреловидности, центральноповоротное заднее хвостовое оперение небольшой площади. На самолете есть возможность выполнения динамического торможения на различных скоростях при допустимом значении угла атаки.

Во время производства деталей была применена новая технология: детали обшивки удавалось получать в плоском виде, далее им придавалась необходимая форма, кривизна и происходила их состыковка с необходимой точностью. Благодаря крупногабаритным панелям удалось уменьшить количество крепежей в конструкции. Это уменьшило массу истребителя, повысило аэродинамические характеристики и снизило заметность самолета на радарах.

В состав конструкции вошли композиционные материалы для саморазгружающихся и самоадаптирующихся конструкций. Большинство элементов (бортовые системы, шасси, фонарь) были взяты из серийных самолетов Су-27.

Крыло Су-47 имеет обратную стреловидность, на 90% состоит из композитных материалов. Имеет складную переднюю консольную часть. Поверхность консоли крыла оснащена отклоняющимся носком, а на задней поверхности находятся элерон и односекционный закрылок.

В основном конструкция фюзеляжа выполнена из титановых и алюминиевых сплавов. Имеет близкое к овальному сечение. Носовой обтекатель спереди приплюснутый и имеет оребрение. Хвостовую часть занимают два обтекателя, которые можно задействовать в будущем для размещения радиоэлектронных устройств.

Вертикальное оперение напоминает по конструкции и исполнению Су-27, но меньше по площади, нежели у предшественника. Развал килей направлен на периферию, вместе с небольшой площадью ВО аппарат становится плохо заметным для радиолокационных приборов.

По фонарю кабины планер напоминает самолет Су-27. Угол наклона стенки кресла пилота составляет 30°, это защищает его от перегрузок во время выполнения фигур высшего пилотажа и боевого маневрирования.

К основным опорам шасси прикреплено по одному колесу. Уборка основных стоек происходит в ниши, размещенные по бокам воздухозаборника. Передняя стойка поворотом вперед убирается внутрь фюзеляжа.

Силовая установка Су-47

На экспериментальном варианте были установлены два турбореактивных двигателя Д-З0Фб, размещенных в хвосте фюзеляжа. Далее планируется оснащать истребитель двигателями АЛ-41Ф, которые имеют систему управления вектором тяги. Воздухозаборники нерегулируемые, имеют близкую к сектору круга форму сечения, находятся под наплывами крыльев. Форма воздушных каналов S-образная, это позволяет экранирование компрессорных лопаток ТРДДФ. На верхней площади фюзеляжа находятся две створки, которые дополнительно всасывают воздух во время маневрирования, взлета и посадки самолета.

Оборудование Су-47

Истребитель Су-47 оснащен современным отечественным бортовым оборудованием. К нему относится многоканальная цифровая ЭДСУ, интегральная автоматизированная система управления полетом, навигационный комплекс, включающий инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах и спутниковую навигацию.

Кабина самолета оснащена передовой системой катапультирования пилотов и системой жизнеобеспечения.

В управлении самолетом задействуется тензометрический РУД и боковой малоходный рычаг управления.

С целью увеличения бокового обзора, антенны и радиоэлектронное оборудование сделали небольших размеров и разместили в хвостовой части. Кроме основной БРЛС, в состав навигационного оборудования самолета входят 2 антенны, обеспечивающие задний обзор. Они установлены между соплами двигателей и крылом.

БРЛС размещалась в носовой части планера. Она комплектовалась плоской антенной фазированной решеткой, работа которой выполняется в Х-диапазоне. Бортовое радиолокационное оборудование позволяет обнаруживать цели на расстоянии до 240 км. Су-47 имеет возможность одновременного отслеживания и сопровождения до 24 целей с применением ракет против восьми воздушных целей противника.

Су-47 характеристики:

Модификация Су-47
Размах крыла, м 16.70
Длина самолета, м 22.60
Высота самолета, м 6.40
Площадь крыла, м2 56.00
Масса, кг
нормальная взлетная 25670
максимальная взлетная 34000
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф6
Тяга, кгс 2x15500 кгс
Максимальная скорость, км/ч
у земли 1400 (М=1.12)
на высоте 2200 (М=2.1)
Практическая дальность, км 3300
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: возможна установка 30-миллиметровой пушки ГШ-301.
УР различного назначения

Су-47 - созданный в единственном экземпляре истребитель палубной авиации, проектная разработка ОКБ Сухого для ВМФ России. Опыт создания и испытаний этой машины был впоследствии применен при разработке первого российского истребителя 5-го поколения ПАК ФА .

История создания

Первоначально (с 1983 года) Су-47 разрабатывался в качестве конструктивной задачи по созданию перспективной машины с крылом обратной стреловидности (С-37). В 1988 году данный проект был передан в ВМФ и трансформировался в палубный истребитель (Су-27КМ). Кризис начала 1990-х годов привел к остановке финансирования проекта, но работа над ним продолжилась в виде собственных исследований КБ.

Су-47 "Беркут"

Летающий прототип машины был создан в 1997 году и показан на МАКС-1999. Свое окончательное наименование Су-47 «Беркут» самолет получил на МАКС-2001. Созданный опытный экземпляр машины остается единственны.

Как отмечает само КБ, самолет изначально воспринимался как экспериментальная разработка для изучения нестандартной схемы планера и решения других исследовательских задач, и не планировался к серийному производству.

Су-47 "Беркут" на МАКС-2001

Су-47 "Беркут" на МАКС-2001

Су-47 "Беркут" на МАКС-2003

Су-47 "Беркут" на МАКС-2003

Особенности конструкции

Су-47 строился с активным использованием композитных материалов, в частности углепластика. Это позволило добиться желаемых характеристик при одновременном снижении трудозатрат на производство.

В планере применяется крыло обратной стреловидности (КОС), образующее вместе с фюзеляжем общую систему. Такая схема придает истребителю чрезвычайно характерный внешний вид, резко отличающий его от других российских машин.

Использование КОС в сравнении с обычной схемой дает самолету следующие преимущества:

  • повышенная маневренность на дозвуковых скоростях;
  • увеличена подъемная силы крыла в сравнении с обычным крылом того же размера;
  • лучшая управляемость при взлете и посадке;
  • повышенная способность сопротивляться сваливанию, в том числе в штопор;
  • такое размещение крыльев дает возможность вынести грузовые отсеки (в том числе с вооружением) практически в центр тяжести самолета.

В то же время, такое крыло подразумевает и целый ряд минусов (например, недостаточная прочность крыльев для полетов на высоких скоростях), которые в основном удалось преодолеть на Су-47.

В целом конструкция Су-47 делает его высокоманевренным, способным быстро изменять угол атаки и направление полета как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых скоростях. Его максимальная скорость на высоте достигает 1,6 М (с форсажем).

Серийные машины предполагалось оснащать современной цифровой авионикой (включающей навигационный комплекс), подобной системе, реализованной на Су-30 . Размещение радарных систем предполагало полный круговой обзор РЛС самолета.

Су-47 "Беркут"
Су-47 "Беркут"

Су-47 "Беркут"

Су-47 "Беркут"

Вооружение

Концепция этого самолета предполагала использование в качестве основного оружия УР средней дальности. Ракеты типа РВВ-АЕ способны выполнять самонаведение на цель и могут быть расположены в грузовых отсеках Су-47. Их последние модификации имеют большие скорость и дальность поражения.

В качестве основной ракеты ближнего боя предполагалось использовать прошедший испытания вариант ракеты Р-73, названный К-74. Эти ракеты отличались улучшенной системой самонаведения и тепловой головкой новой конструкции, позволяющей выполнять поражение целей на расстоянии до 40 км.

Вооружение для ударов по наземным и морским целям предполагалось стандартное: УР «воздух-поверхность» и корректируемые авиабомбы различных калибров.

Стандартной оставалась и 30-мм авиапушка ГШ-30-1.

Поскольку существующий экземпляр использовался для изучения полетных характеристик, вооружение на него не монтировалось.

Су-47 "Беркут" на МАКС-2005

Су-47 "Беркут" на МАКС-2007

Су-47 "Беркут" и Су-35 на МАКС-2003

Картинки с Су-47 "Беркут"

Су-47 "Беркут": картинка