С 130 фирмы lockheed

Про один из проектов на базе транспортного самолёта С-130 "Геркулес" я уже писал здесь . Но было их великое множество. С-130 "Геркулес" наверно можно назвать одним из самых успешных транспортных самолётов в истории авиации. Пожалуй лишь DC-3 способен поспорить с ним по известности. И сейчас, несмотря на почтенный возраст "Геркулес" почти не сдаёт свои позиции. Я не буду описывать его историю и причины успеха - множество других авторов сделали это достаточно хорошо. Мы же поговорим о другом. Как любой успешный самолёт - "Геркулес" получил множество модификаций. Какие-то модернизировали его, дорабатывали шасси, топливную систему. Неоднократно менялось электронное оборудование, устанавливались более совершенные двигатели. Создавались специализированные модификации. Но ещё больше проектов так и не покинули чертёжные доски. О них и пойдёт речь. Я не буду особо концентрироваться на каждом самолёте, рассказывая историю разработки и подробные ЛТХ. Скорее это будет краткое перечисление с картинками, благо многие говорят сами за себя ...

1. Проект летающей лодки на базе С-130. Предполагалось использовать в местах где нет подходящего аэродрома даже для "Геркулеса". Разрабатывалась как в коммерческом так и в военном варианте. 1975 год.


2. Второй подход к созданию плавающего "Геркулеса" из 1995 года. Имел точно такое же обоснование как и предыдущий, но был выполнен в виде поплавкового гидросамолёта. Это позволило бы делать гидросамолёты из уже построенных "Геркулесов". Разрабатывалась только военная версия.


3. C-130 WBS (Wide Body STOL - широкофюзеляжный укороченного взлёта и посадки) - один из вариантов серьёзной модернизации С-130 предложенный в 1984 году. Кроме новых двигателей, электроники и авионики незначительно увеличились размеры. Ширина увеличилась лишь с 10 до 11,7 метров, высота от 9,1 метров до 11,3, а длина от 41,4 до 48,1 метров. Вот такой "широкофюзеляжник"). Но даже такое относительно небольшое увеличение самолёта позволило бы ему возить шедевр американского БМП-строения - "Бредли".


4. Lockheed L-400 "Twin Herc" - упрощённая двухдвигательная версия гражданского "Геркулеса" L-100. Отказ от двух двигателей при установке новых более мощных и экономичных серьёзно снизил бы затраты топлива и повысил коммерческую привлекательность самолёта. Разрабатывался только в гражданском варианте. 1977 год.


5. C-130XL - снова широкофюзеляжный увеличенный "Геркулес", но уже из 2008 года. Создан из опасения, что перспективные системы вооружения уже нельзя будет транспортировать обычным С-130. Судьба проекта на данный момент точна не известна.


6. C-130 VLS - ещё один проект модернизации "Геркулеса" конца 70-ых. В самом названии указаны улучшаемые параметры: VLS - Volume-Loadability-Speed (Объём - Грузоподъёмность - Скорость). Если первые два были выполнены банальным увеличением, то ради скорости не только поставили новые двигатели, но и пересмотрели аэродинамику.


7. С-130 USB - проект оснащения С-130 турбореактивными двигателями, расположенными над крылом. (Привет АН-72!). 1982 год. Разумеется асимметричная только модель - так сделано для наглядности разницы.


8. EC-130 ARE (Airborne Radar Extension) - проект самолёта ДРЛО наземного базирования на базе "Геркулеса" с радаром APS-125, используемом на флотском E-2C Hawkeye. 1981 год.


9. RC-130 - самолёт электронной разведки, попытка создания более дешёвого варианта RC-135 "Rivet Joint" с той же аппаратурой. 1983 год.


10. C-130 AEW - ещё один проект ДРЛО на базе "Геркулеса". Разрабатывался на экспорт для стран-операторов E-2C Hawkeye, которые не могут себе позволить дорогой Е-3. 1984 год.


11. Проект ДРЛО на базе С-130 с радаром от Е-3 для береговой стражи США. 1985 год.


12. L-100-60 - проект гражданской версии "Геркулеса" увеличенной грузоподъёмности. 1979 год.


13. Проект оснащения С-130 воздушной подушкой вместо шасси. Это бы позволило "Геркулесу" спокойно садиться как на неподготовленные площадки так и на воду. 1966 год.


14. North American NA-382. Развитием "Геркулеса" пробовали заниматься не только его создатели из "Локхид". Некоторые другие фирмы так же пытались создать проект модернизации и получить хороший военный заказ. Так в 1975 году в Норт Американ был разработан проект установки на С-130 четырёх турбореактивных двигателя GE F101. Это а так же развитая механизация крыла серьёзно укорачивало взлёт и посадку самолёта.


15. C-130 c XJ99. Проект превращения "Геркулеса" в полноценный СВВП путём установки под крылом гондол с дополнительными подъёмными двигателями XJ99, разработанных в Дженерал Моторс. 1966 год.

В начале 1950-х годов. За более чем 40 лет серийного производства выпущено более 2,2 тысячи самолетов более чем 60 модификаций.

С-130 "Геркулес" является основным тактическим транспортным самолетом ВВС многих стран. В гражданской авиации он также стал самым распространенным транспортным самолетом средней грузоподъемности - в этом качестве С-130 "Геркулес" эксплуатируется в 65 странах.

Экипаж самолета в базовой модификации (С-130А) - четыре человека, дальность полета с максимальной загрузкой - 5,2 тысячи километров. Самолет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями. "Геркулес" С-130А может перевозить 92 пассажиров, более 20 тонн груза. Дальность полета с грузом 9 тонн - более 7,5 тысячи километров.

"Геркулес" является является основным элементом американской концепции мобильных воздушных ударных сил. Самолет применяется для крупномасштабной переброски войск и техники, активно использовался в различных военных конфликтах. В частности, в период англо-аргентинского конфликта 1982 года С-130 в варианте заправщиков использовали обе противоборствующие стороны.

В отличие от своих ближайших аналогов - Ан-12 и "Трансаль" С.160, "Геркулес" продолжает строиться серийно и пользуется устойчивым спросом на мировом рынке. Самолеты типа С-130 активно используются и во многочисленных операциях по оказанию гуманитарной помощи. Так, в 1993 году "Геркулесы" доставляли продукты и медикаменты для жителей мусульманских селений в Боснии, для доставки гуманитарной помощи они применялись и во время военной операции в Ираке.

Основные характеристики базовой модификации

Масса — 34 356 кг;
Максимальная взлетная масса — 79 380 кг
Размах крыла — 40,4 м
Длина самолета — 29,7 м
Высота — 11,6 м
Площадь крыла — 162,1 м²
Экипаж (в базовой модификации) — 4 человека.
Двигатели — четыре турбовинтовых двигателя
Дальность полета с макс. загрузкой — 5200 км

Размеры грузовой кабины:
длина — 29,79 м;
ширина — 3,13 м;
высота — 2,8 м;
:
пассажиров — 92;
груза 20 400 кг

Дальность полета с грузом 9 070 кг — 7 560 км

Модификации С-130

С-130А - первая модификация на базе прототипа Lockheed Model 82.

AС-130А
- ударный самолет на базе JС-130А класса Gunship II c 4 7.62-мм шестиствольными пулеметами МХU-5470 Minigun и 4 20-мм шестиствольных пушек M61A1 Vulcan. Система управления оружием на базе РЛС F-15A-1 NASAAR.

AС-130А Plain Jane
- ударный самолет с РЛС APQ-136, системой управления оружием AWG-13.

AС-130А Surprise Package - ударный самолет с РЛС APN-59N, APQ-133 и AVQ-17, с системой поиска транспорта ASD-5 Black Crow, c системами телевизионного, лазерного и ИК наведения. Вооружение - 2 40-мм пушки Bofors.

AС-130А Pave Pronto
- ударный самолет с системой РЭБ ALQ-87 и 2 ПУ отражателей SUU-42A/A.

АС-130E Pave Aegis
- ударный самолет 1971 года постройки с 2 7.62-мм пулеметами Minigun, 2 20-мм пушками М61А1 и 2 40-мм пушками Bofors или 105-мм безоткатной гаубицей.

АС-130E Pave Spectre I - ударный самолет для уничтожения конвоев с РЛС APN-59N и AVQ-17, с системой поиска транспорта ASQ-5 Black Crow и APQ-150, c системами телевизионного, лазерного и ИК наведения, с системой определения дальность APQ-18 и системой РЭБ ALQ-87.

С-130А-II : обозначение самолетов С-130А, модифицированных для ведения электронной разведки.

DC-130A
(ранее GC-130A): обозначение самолета С-130А, переоборудованного для беспилотного запуска.

JC-130A
: обозначение самолетов С-130А, модифицированных для слежения за ракетами.

NS-130A : обозначение самолетов С-130А, используемых для специальных испытаний.

RC-130A
: обозначение самолета С-130А, оборудованного для фоторазведывательных целей.

ТС-130А
: обозначение учебно-тренировочного самолета С-130А.

С-130В : второй серийный вариант с увеличенными объемом топлива и полетным весом.

С-130В-II (позже RC-130B ): обозначение самолетов С-130В, модифицированных для электронной разведки.

HC-130B : обозначение 12 поисковых и спасательных самолетов Береговой охраны США.

JC-130B
: обозначение самолетов С-130В, оборудованных для нахождения спускающихся из космоса капсул.

КС-130В : обозначение двух самолетов С-130В, переоборудованных в самолеты-заправщики.

VC-130B
: временное обозначение одного штабного самолета JC-130B.

WC-130B : обозначение самолетов, переоборудованных для разведки погоды.

С-130D : обозначение самолета, оборудованного лыжами для использования в Арктике.

С-130Е : третий серийный вариант самолета с увеличенными внутренними и внешними запасами топлива, оснащенного турбовинтовыми двигателями Аллисон Т56-А-7 мощностью 3020 кВт (4050 л.с.).

АС-130Е
: обозначение самолетов С-130Е после оснащения их вооружением.

DC-130E
: обозначение самолетов С-130Е для беспилотного запуска.

HC-130E : обозначение самолетов С-130Е, оборудованных для доставки экипажа в составе авиационно-космической службы спасения.

JC-130E : временное обозначение одного самолета С-130Е для испытаний.

МС-130Е
: обозначение самолетов НС-130Е после переоборудования для секретного использования.

NC-130E : временное обозначение одного из самолетов С-130Е, предназначенного для испытаний.

WC-130E : обозначение самолетов С-130Е, предназначенных для разведки погоды.

С-130F : транспортный самолет общего назначения ВМС США, аналог С-130В, поставленный сначала под обозначением GV-1U.

КС-130F
: вариант самолета-заправщика для Морского корпуса США, поставленный под обозначением GV-1 и оснащенный турбовинтовыми двигателями Аллисон Т56-А-16 мощностью 3661 кВт (4910 л.с.).

LC-130F
: четыре самолета, оборудованных лыжным шасси и двигателями Т56-А-16, для использования в Арктике; приобретены ВМС США под обозначением UV-1L.

С-130G
: четыре транспортных самолета ВМС США; такие же, как С-130Е, но с двигателями Т56-А-16.

ЕС-130G : обозначение четырех самолетов С-130G после переоснащения в станцию радиорелейной низкочастотной связи.

С-130Н : серийный вариант, аналог С-130Е, но с усовершенствованиями планера и систем и с двигателями Т56-А-15, развивающими в полете мощность на валу 3362 кВт (4508 л.с.).

С-130Н(СТ) : обозначение самолетов МС-130Е после установки двигателей Т56-А-15.

С-130Н-МР (позже РС-130Н): вариант самолета С-130Н для морского патрулирования и поисково-спасательных работ.

C-130H(S) : военный серийный вариант самолета С-130Н с более длинным фюзеляжем самолета L-100-30.

АС-130Н : обозначение самолетов АС-130Е после установки двигателей Т56-А-15 и обеспечения возможности дозаправки в воздухе.

DC-130H
: обозначение одного самолета С-130Н, переоборудованного для беспилотного запуска.

ЕС-130Н : обозначение самолетов ЕС-130Е после установки двигателей Т56-А-15.

НС-130Н : спасательный самолет с радаром слежения в плотных слоях атмосферы и системой поиска космических экипажей.

КС-130Н : самолет-заправщик.

JHC-130H : обозначение двух самолетов НС-130Н, переоборудованных для обнаружения капсул с данными со спутников.

VC-130H : обозначение двух самолетов НС-130Н, переоборудованных в транспорт для особо важных персон (VIP).

WC-130H : обозначение 15 самолетов НС-130Н после переоборудования для разведки погоды.

С-130J : в отличие от С-130Е оснащен более мощными двигателями Т56 Серии IV, двухместной кабиной с бортовой электронно-измерительной аппаратурой (EFIS).

С-130К : вариант с двигателями Аллисон Т56-А-15 для ВВС Великобритании под обозначением Геркулес С.Mk 1; вариант с удлиненным фюзеляжем обозначен Геркулес С.Mk 3.

НС-130N : обозначение 15 поисково-спасательных самолетов для обнаружения посадочных капсул с экипажами.

НС-130Р : аналог НС-130Н, оснащенный для дозаправки в воздухе поисковых вертолетов.

ЕС-130Q : улучшенный вариант самолета ЕС-130G в ВМС США, оборудованного как релейная низкочастотная радиостанция.

КС-130R
: вариант заправщика для Морского корпуса США, аналог КС-130Н.

LC-130R : обозначение шести самолетов С-130Н в ВМС США с лыжным шасси.

RC-130S : обозначение двух самолетов JC-130А, оборудованных интенсивными осветительными приборами для проведения поисково-спасательных работ в ночное время.

КС-130Т : самолет-заправщик. Аналог КС-130R, но с усовершенствованной авионикой, включая инерционную навигационную систему, Омега, Такан, цветной радар, новый автопилот и командный пилотажно-навигационный прибор.

КС-130Т-30Н : самолет КС-130Т, но с фюзеляжем самолета С-130Н-30, удлиненным на 4,5 м (15 футов), позволяющим увеличить емкость внутренних топливных баков. Две машины были поставлены в конце 1991 г.

АС-130U : вариант вооруженного самолета МС-130Н для 16-й эскадрильи специального назначения ВВС США.

ЕС-130V : переоборудованный компанией Дженерал Дайнемикс (General Dynamics) планер самолета НС-130Н. В обтекателе над фюзеляжем установлен аэронавигационный импульсный поисковый радар Хауки (AN/APS-145) для возможности вести перехват перевозчиков наркотиков.

L-100 : вариант гражданского транспортного самолета С-130 с турбовинтовыми двигателями Аллисон 501-D22 мощностью на валу 3020 кВт (4050 л.с).

L-100-20 : вариант самолета L-100 с удлиненным на 2,54 м (8 футов 4 дюйма) фюзеляжем и турбовинтовыми двигателями Аллисон 501-D22 или 501-D22А мощностью 3362 кВт (4508 л.с.).

L-100-30 : аналог L-100-20, но с удлиненным на 2,03 м (6 футов 8 дюймов) фюзеляжем. L-100F Супер Геркулес: вариант гражданского самолета, оснащенного турбовинтовыми двигателями Аллисон GMA 2100, которые приводили в движение шестилопастные композиционные винты, обеспечивали уменьшение (на 17%) расхода топлива, более высокую (на 15%) крейсерскую скорость и позволяли самолету L-100F перевозить груз массой 21000 кг (46300 фунтов) на расстояние более 3200 км (1990 миль).

НТТВ : вариант испытательного стенда высоких технологий - самолета L-100-20. Оснащенный двигателями Аллисон 501D Серии IV мощностью на валу 3915 кВт (5250 л.с.), предназначен для исследований и развития полетов с укороченными взлетом и посадкой (STOL). В ноябре 1989 г. самолет продемонстрировал послепосадочный пробег 365 м (1198 футов) с грузом 59000 кг (130073 фунта).

MС-130E Combat Talon I - cамолет Сил специального назначения.

МС-130H Combat Talon II
- cамолет Сил специального назначения с увеличенной нагрузкой.

MC-130Р Combat Shadow - транспортный самолет сил особого назначения, разработанный на базе многоцелевого транспортного самолета С-130 Hercules. Основные задачи самолета - ночного снабжение сил специального назначения, поиска и спасения групп глубокого проникновения в тыл врага и дозаправки вертолетов сил специального назначения. Самолет принят на вооружение в 1986 году. До 1996 года самолет обозначался НС-130 N/P

Lockheed C-130 Hercules – американский военно-транспортный самолет большой и средней дальности. Он является основой военно-транспортной авиации США, государств НАТО и других стран.

История

«Геркулесы» − наиболее распространенные грузовые самолеты средней грузоподъемности, которые эксплуатировали в 65 странах мира. Они были разработаны американской фирмой «Локхид» более 50 лет назад. По состоянию на 2009 год построено более 2300 экземпляров военно-транспортных С-130 в различных модифицированных вариантах, в том числе для гражданской авиации. Половину из всех произведенных «Геркулесов» построили для потребностей ВВС США. Данный тип самолетов до сих пор серийно производится и пользуется большим спросом на международном рынке.

Проектированием занялись, получив заказ от ВВС США. Новый самолет обязан был изменить устаревшие транспортники C-46 Commando, C-47 Skytrain и C-119 Flying Boxcar.

Заказчик выдвинул следующие тактико-технические требования: самолет должен иметь вместимость 72 военных или 64 десантника со спецоборудованием. Заявленная дальность полета – 1100 морских миль, требовалась возможность проведения полета на одном двигателе. Как отдельное требование – возможность осуществления взлетов с неподготовленных аэродромов.

Первый раз самолет был поднят в воздух 23.08.1954 и совершил перелет из г. Бербанка (штат Калифорния) на авиабазу в г. Эдвардс. Полет длился ровно час. Через небольшой промежуток времени после этого события компании «Локхид» было поручено заняться серийным изготовлением самолетов этой модели.

Начиная со времен вьетнамской войны, разные модификации С-130 были применены во всех военных операциях США, за исключением ударов по силам Каддафи в Ливии.

В рамках программы «НТТВ» в 1984 г. подняли в воздух первый экспериментальный самолет. На его основе была построена глубоко модернизированная машина, получившая название C-130J «Супер Геркулес». Его эксплуатацию продолжают и в нынешнее время. Компания «Боинг» в 2000 году получила заказ на продление ресурса и замену бортовой аппаратуры на 198 машинах С-130 устаревших модификаций. Затраты на оборудование каждого борта составили около 14 млн. долларов.

Техническое описание

Силовую установку на «Геркулесах» представляет турбовинтовой мотор Allison T56, который выдает максимальную мощность 4100 л.с. Серийно этот тип двигателей стали выпускать с 1954 года. Сам двигатель со временем постоянно совершенствовали: можно насчитать несколько десятков модификаций. Его производили для установки не только на С-130, но и для ряда самолетов, вертолетов и даже кораблей ВМС США. Новые модификации самолета С-130 комплектуются двигателями «Роллс-Ройс» АЕ 2100.

Конструкция

Самолет Lockheed C-130 Hercules представляет собой высокоплан с высоко располагающимся хвостовым оперением и четырьмя турбовинтовыми моторами. Фюзеляж имеет круглый тип сечения и большой погрузочный люк в хвостовой части. Самолет имеет трехопорное шасси с опорой на носовую стойку. Передняя опора шасси снабжена парой колес, основные – тоже двумя колесами, только размещенными по тандему.

Экипаж десантно-транспортного варианта включал в себя двух летчиков, штурмана, борттехника и специалиста по десантированию и загрузке. Каждая конкретно взятая модификация имела свое число человек экипажа: 2-3 человека для C-130J и до 13 человек для AC-130U.

Выпускаясь продолжительное время, самолет в ходе своего совершенствования получил огромную массу вариантов применения и модификаций. Общей осталась разве что структура компоновки. Доработки велись в системе шасси, топливной системе (дорабатывалась возможность дозаправки в воздухе). Также проводили замену устаревшего бортового оборудования, ставили модернизированные комплекты силовых установок.

Lockheed C-130 Hercules видео

Среди модификаций С-130 выпущены такие варианты: заправщики, поисково-спасательные, разведчики, ретрансляторы, огневой поддержки, постановщики помех и т.д.

Наиболее совершенной получилась транспортная модификация C-130J. В ее составе находились новые силовые установки с воздушными шестилопастными винтами, полностью обновленное бортовое электронное оборудование, включая систему спутниковой навигации. С управлением самолета могли справиться теперь два человека, кабина оснащена многофункциональными ЖК-дисплеями и системой инликации на лобовом стекле. Были проделаны работы по упрощению техобслуживания агрегатов и систем самолета. В частности на модификации появилась возможность замены колес шасси без специального аэродромного оборудования. Модернизировано погрузочное и десантно-транспортное оборудование.

Самолет C-130J отличался от базовой модели электродистанционной системой управления самолетом, усовершенствованными рулевыми поверхностями, измененным оперением, применением двухщелевых спойлеров и закрылков.

Заказчики из гражданской авиации получили демилитаризированную версию самолета с индексом Lockheed L-100.

Применение в боевых точках:

2.09.1958, проводя шпионский полет над территорией Армении, разведывательный вариант самолета С-130 попал под огонь советских истребителей МиГ-17, вследствие чего был сбит.

В 1963 г. проверяли возможность базирования этого самолета на кораблях-авианосцах. Испытания на корабле USS Forrestal прошли успешно.

Вьетнамская война

Во Вьетнаме С-130 применялись в роли транспортников, наводчиков ударной авиации, заправщиков, разведчиков, воздушных командных центров управления и координации бомбардировщиков во время бомбежек Северного Вьетнама, самолетов огневой поддержки сухопутных войск (AC-130 Spectre).

Потери США в этой войне составили 55 самолетов C-130, 4 KC-130 и 6 АС-130. Один из «Геркулесов» упал от попадания двух снарядов калибра37 мм. Потери южнокорейской стороны за это время составили не менее 8 «Геркулесов». Также 7 машин были заполучены северовьетнамцами как трофеи.

Дальнейшее боевое применение

В 1964 году группа самолетов Lockheed C-130 Hercules задействовалась для освобождения заложников в городке Стенливилль (Бельгийский Конго).

Индо-пакистанская война

Самолеты С-130 во время этого военного конфликта имели в распоряжении пакистанские ВВС. Как минимум один боевой «Геркулес» был потерян по техническим причинам.

Фолклендская война

Аргентинские самолеты С-130 выполняли ночные патрулирования Фолклендских островов, перебрасывая личный состав армии и снабжая топливом аргентинские «Скайхоки» и «Супер Этандары», которые проводили налеты на британские корабли. Один из истребителей сбил британский истребитель Harrier. Экипажу в составе семи человек спастись не удалось.

Ангольская гражданская война

Различные модификации самолетов C-130 Hercules применяли активно все стороны конфликта. Поставщиком авиатехники для обеих воюющих сторон выступило американское ЦРУ. В ходе конфликта были сбиты достоверно 14 самолетов С-130 «Геркулес» различных модификаций, причем от восьми до десяти машин были уничтожены на земле.

Также Lockheed C-130 Hercules активно использовали во время военных конфликтов в Западной Сахаре, Иране, Ираке и странах Персидского залива. Под эгидой НАТО и ООН проводили миротворческие операции в странах Балканского полуострова.

Модификации:

С-130А На базе прототипа Lockheed Model 82.
С-130А-II Для специальных электронных операций
AС-130А Ударный самолет на базе JС-130А класса Gunship II
AС-130А Plain Jane Ударный самолет с РЛС APQ-136
AС-130А Surprise Package Ударный самолет с РЛС APN-59N, APQ-133 и AVQ-17, с системой поиска транспорта ASD-5 Black Crow
AС-130А Pave Pronto Ударный самолет с системой РЭБ ALQ-87 и 2 ПУ отражателей SUU-42A/A.
DС-130А (GС-130А) Самолет транспортировщик мишеней
JС-130А Исследовательский самолет с РЛС APS-42.
NС-130А Научно-исследовательская модификация
RС-130А Самолет фоторазведки.
ТС-130А Самолет подготовки экипажа.
С-130В Улучшенное исполнение с более мощными двигателями ТВД T56-A-7 и 7А.
НС-130В Самолет береговой охраны на базе С-130В.
R8V-1G Первоначальное обозначение НС-130В в ВМС США.
WС-130В Самолет погодной разведки
RC-130В Разведывательный самолет по программе Sun Valley II.
С-130В-II Первоначальное обозначение RС-130В.
JС-130В Самолет слежения за ракетами.
КС-130В Самолет топливозаправщик.
NС-130В Экспериментальный самолет короткого взлета и посадки с ТВД YT56-A-6.
С-130D Практическая версия С-130А с комбинированным колесно-лыжным шасси.
С-130E Третья модификация самолета 1962 года на базе прототипа Lockheed Model 382 c РЛС APQ-122(V)
С-130E-I Самолет Сил специального назначения с системой спасения STAR (Suface To Air Recovery).
AС-130E Модификации ударного самолета c вооружением и электроникой АС-130А Pave Pronto.
АС-130E Pave Aegis Ударный самолет 1971 года постройки с 2 7.62-мм пулеметами Minigun, 2 20-мм пушками М61А1 и 2 40-мм пушками Bofors или 105-мм безоткатной гаубицей.
АС-130E Pave Spectre I Ударный самолет для уничтожения конвоев с РЛС APN-59N и AVQ-17
DС-130E Самолет для запуска и управления 4 БЛА.
EС-130E Самолет Береговой обороны с системой LORAN.
MС-130E Combat Talon I
WС-130E Самолет поиска ураганов и погодной разведки.
С-130F Самолет с оборудованием для обслуживания задач ВМС.
GV-1U Первоначальное обозначение С-130F в ВМС США.
КС-130F Самолет топливозаправщик
GV-1 Первоначальное обозначение КС-130F в ВМС США.
LС-130F Антарктическая версия С-130F.
UV-1L Первоначальное обозначение LС-130F в ВМС США.
С-130G Модификация С-130F c ТВД T56-A-16.
EС-130G Самолет электронной связи с ядерными подводными лодками с системой TACAMO II.
С-130H Экспортный вариант самолета выпускаемый с 1965 года.
С-130H(AEH) Летающий госпиталь для 52 носилок, изготовленный по заказу ВВС Саудовской Аравии.
AС-130H Spectre Модификация ударного самолета АС-130Е.
DС-130H Самолет запуска и управления 4 БЛА.
ЕС-130H Самолет электронного управления по системе Compass Call II.
KС-130H Самолет топливозаправщик.
LС-130H Самолет Национальной гвардии в арктическом исполнении.
МС-130H Combat Talon II Самолет Сил специального назначения.
РС-130H Патрульный самолет созданный по заказу ВМС Индонейзии и Малайзии.
С-130H-МР Первоначальное обозначение РС-130H.
RС-130H Разведывательный самолет для ВМС Марокко.
VС-130H VIP транспорт для ВВС Саудовской Аравии.
WС-130H Самолет погодной разведки, сейчас используется в роли транспортного самолета.
С-130H-30 Модификация на базе гражданской версии L-100-30.
С-130J Вариант самолета с 2 пилотами и 4 ТВД Allison GMA2100 (T56-IV).
С-130К Модификация С-130H для ВВС Великобритании с ТВД T56-A-15.
Hercules C.Mk.I Первая модификация С-130К 1966 года выпуска.
Hercules W.Mk.I Самолет погодной разведки на базе Hercules C.Mk.I.
Hercules C.Mk.III Модификация 1985 года самолета Hercules C.Mk.I по стандарту С-130Н-30.
НС-130N Специализированный самолет для получения данных со спутников.
ЕС-130Q Модернизированная версия ЕС-130G с системой TACAMO.
KС-130R Самолет топливозаправщик для Корпуса Морской пехоты.
С-130Т Модификация 1991 года выпуска с ТВД Т56-А-423.
АС-130U Ударный самолет на базе АС-130Н
ЕС-130V Самолет Береговой обороны на базе НС-130Н c РЛС APS-145 для борьбы с контробандой наркотиков.
L-100 Гражданская версия С-130Е с ТВД Allison 501-D22

Lockheed C-130 Hercules характеристики:

Модификация С-130H
Размах крыла, м 40.41
Длина самолета,м 29.79
Высота самолета,м 11.56
Площадь крыла,м2 152.12
Масса, кг
пустого самолета 34686
нормальная взлетная 70310
максимальная взлетная 79380
Топливо, кг
внутреннее 20520
ПТБ 8020 (2 х 5148 л)
Тип двигателя 4 ТВД Allison T56-A-15
Мощность, л.с. 4 х 4508
Максимальная скорость, км/ч 621
Крейсерская скорость, км/ч 602
Экономическая скорость, км/ч 556
Практическая дальность, км 7876
Дальность действия с максимальной загрузкой, км 3791
Практический потолок, м 10060
Экипаж, чел 4-5
92 солдата или 64 парашютиста или 74 носилок с 2 сопровождающими или 19356 кг груза

Руководство ВВС США, учитывая рекомендации группы экспертов командования воздушных перебросок, решило приступить к реализации программы AMP. В результате ее выполнения предполагается провести модернизацию бортового оборудования средних транспортных самолетов С-130, после чего они получат дополнительное обозначение "X". Кроме этого, рассматриваются предложения экспертов, которые касаются, в частности, усовершенствования силовых установок и приобретения 150 новейших самолетов типа C-130J -30.

О С-130J хотелось бы сказать особо. В современной ситуации в сфере конкуренции транспортных самолетов "Локхид-Мартин" сумела найти свою наиболее выгодную нишу. Фирма изыскала необходимые средства и в кратчайшие сроки разработала программу глубокой модернизации своих транспортников в условиях окончания «холодной войны» и резкого сокращения военных бюджетов НАТО и других стран. Новая и, пожалуй, самая эффективная модернизация С-130 получила индекс "J" и обозначение "Геркулес-2". Здесь даже бывалому авиатору есть чему удивиться: самолет, по сути дела, не просто предлагается к модернизации, а с 1997 года возобновился в новом качестве после многих лет перерыва в серийном производстве. Это лишний раз говорит о том, сколь широкие возможности были заложены изначально в его конструкции.

Главные отличия C-130J от предшественников состоят в замене двигателей на более мощные «Аллисон» АЕ21100-3 с шестилопастными воздушными винтами и в установке новейшей авионики. Крейсерская скорость C-130J возросла на 21%, а дальность с полной нагрузкой достигла 4087 км. К тому же длина разбега при взлете уменьшилась на треть. Что же касается цены C-130J, то она относительно невысока и в зависимости от комплектации составляет 50-70 млн. долл. Для примера стоит назвать другой транспортник, скажем, С-17"Глобмастер". Его цена... более 300 млн. долл. по карману лишь заказчикам из USA.

Однако наибольший интерес состоит в том, что с такой "дешевизной" C-130J сразу становится прямым конкурентом Ан-70, несмотря на то, что последний явно выигрывает по стоимости - всего 30 млн. долл. Но абсолютное превосходство остается все же за "Геркулесом": C-130J уже летает и сертифицирован. Вопрос же выбора нового ВТС европейскими странами НАТО еще только решается, то есть предстоит сделать выбор между модернизированным под западные стандарты Ан-70 и новым "Геркулесом". Как и следовало ожидать, реальными заказчиками на сегодня по закупке С-130J выступают "толстосумы" - ВВС и морской пехоты США. Предварительные прикидки специалистов показывают, что в ближайшие два десятилетия им необходимо, как минимум, заменить четыре сотни С-130 прежних модификаций. Из других стран первыми покупателями супер-"Геркулеса", очевидно, станут Италия, Испания и Великобритания. Немалый интерес к С-130J проявляет Индия. Египет и Саудовская Аравия интересуются этим самолетом исключительно в качестве топливозаправщиков KC-130J.

Первенство по количеству заменяемых С-130 старых модификаций на новые C-130J из зарубежных стран принадлежит Великобритании. Она намерена закупить 25 машин. Причем, "Локхид-Мартин" покупает у англичан списанные С-130К с целью отремонтировать их и выгодно продать Словении и Польше, а также странам Прибалтики. Воспользоваться восстановленными «Геркулесами» смогут по сходной цене также страны Северной Африки, ОАЭ, Оман. По прикидкам американских специалистов, С-130К, отработавшие по 25 - 30 лет, еще 10 лет могут находиться в эксплуатации...

Здесь можно сделать предположение: если современный новенький C-130J проработает подобный срок, то он сможет дослужить вплоть до 2050 года. Нетрудно подсчитать, что время различных модификаций и теперь уже явного долгожителя "Геркулеса" достигнет небывалого рубежа - столетней отметки! Группу, получившую наименование "Команда Тигра", сформировали с целью рассмотрения проблем эксплуатации средних транспортных самолетов С-130, включая их надежность, ремонтопригодность, а также для разработки предложений по расширению возможностей бортового оборудования при централизованном управлении ими в системе GATM.

В настоящее время на вооружении регулярных частей, национальной гвардии и командования резерва ВВС США находятся самолеты 44 различных модификаций, отличающихся между собой, главным образом, составом бортового оборудования. В связи с этим основные предложения группы экспертов командования воздушных перебросок сводятся к уменьшению разновидностей этих машин до двух - C-130X и C-130J. ВВС США решили выделить в 2000-2013 годах необходимые средства для переоборудования 360 самолетов С-130Е и 150 С-130 специального назначения в модификацию C-130X. Эта акция, согласно утвержденным планам, продлится до 2016 года.

В экономическом плане здесь складывается довольно острая ситуация: несмотря на мощное давление со стороны корпорации "Локхид-Мартин", находящейся в связи с отсутствием достаточного количества заказов перед перспективой сокращения объемов производства своей продукции, ВВС США не намерены приобретать дополнительные C-130J вплоть до 2003-го. В августе 1999-го специалисты ВВС США предполагали сформулировать основные требования к работам по программе AMP. Выбор основного подрядчика намечен на март 2000-го. При этом планируется модернизировать до 85 самолетов ежегодно. Программой AMP предусматривается оснащение С-130 новой системой управления полетом с двумя ЭВМ для решения полетных задач, усовершенствованные инерционные навигационные системы и приемники NAVSTAR. Кроме того, предусматривается установить приборные панели на многофункциональных дисплеях, двойные нашлемные системы отображения информации, новые автопилоты и оборудование для предупреждения столкновения с землей и самолетами. На модернизированных самолетах применяется РЛС, подобная широко известной станции APN-241. Самолет имеет современное бортовое радиоэлектронное оборудование, в состав которого входят четыре крупноформатных цветных дисплея на жидких кристаллах и аппаратура системы отображения информации на лобовом стекле. На дисплеи выводится вся необходимая полетная информация, информация от бортовой РЛС разведки погоды и решения навигационных задач Northrop Grumman MODAR 4000, от объединенной системы связи TACAN AN/ARN-153(V), навигации и опознавания, а также от приемника космической навигационной системы NAVSTAR , аварийной и консультативно-предупреждающей системы ACAWS и систем радиоэлектроного противодействия на основе следующих систем:

    AN/AAR-47 приемник радиолокационного излучения для оповещения об атаках УР с радиолокационными системами наведения,

    AN/ALR-56M система предупреждения о облучении радаром,

    AN/ALE-47 система радиолектронного подавления,

    AN/ALQ-157 система постановки помех в ИК-диапазоне,

    AN/ALR-69 системa радиоэлектронной разведки.

В то же время американские специалисты пока еще не сформулировали требования к связному оборудованию самолетов С-130Х. Однако предполагается, что в его состав будет включена аппаратура передачи данных УКВ и KB диапазона, а также спутниковой связи.


ЛТХ:
Модификация С-130J
Размах крыла, м 40.41
Длина самолета,м 28.80
Высота самолета,м 11.70
Площадь крыла,м2 162.20
Масса, кг
пустого самолета 34274
нормальная взлетная 70304
максимальная взлетная 79380
Внутренне топливо, кг 20520
Тип двигателя 4 ТВД Allison AE2100D3
Мощность, л.с. 4 х 6000
Крейсерская скорость, км/ч 680
Практическая дальность, км
Дальность действия, км 5400
Практический потолок, м 9300
Экипаж, чел 2-3
92(128) солдат или 64(92) парашютистов или 74(97) носилок или 16(24) стандартных контейнера или 19300 кг груза

В начале 1950-х годов произошло событие, связанное с разработкой всемирно известного авиасудна, которой занималась компания Lockheed – это самолет Геркулес С-130 . Он относится к категории военно-транспортных воздушных судов средней грузоподъемности. Целями его создания являлись тактические перевозки, а также перевозка войск и техники боевого назначения. Занимает особое место в перечне военного оснащения Америки и стран, входящих в состав НАТО. Фото самолета Геркулес можно посмотреть ниже.

Исторический экскурс

Именно самолет Lockheed C-130 Hercules можно с уверенностью отнести к авиасуднам наиболее распространенных с точки зрения эксплуатации. С момента его создания прошло более 50 лет, но по сей день активно используется многими мировыми странами, а их более 65. За этот период была существенно расширена линейка модифицированных моделей, которые также востребованы и популярны.

История создания самолета началась с того, что вооруженные силы США сделали заказ на проектирование воздушного судна, которые не просто заменит устаревшие авиатранспортные средства, но и будет более совершенным с точки зрения характеристик, чем его предшественники.

Командование ВВС поставило четкое условие: создать модель, которая будет готова функционировать в изменившихся условиях военно-боевых действий . Судьбоносными историческими событиями, связанными с самолетом, можно назвать следующие:

  1. Осуществление первого полета, который пришелся на 1954 год.
  2. Практически сразу началось серийное производство этой модели.
  3. Основная часть модифицированных самолетов принимала непосредственное участие во множестве военных конфликтов, которыми руководила Америка.
  4. Успешное использование на флоте было доказано в 1963 году путем осуществления взлета-посадки в количестве 21 раза на палубу крупных авианосцев. В историю также вошел пилот, который проводил основную часть тестовых мероприятий и получивший за его очередное звание и награду, а впоследствии дослужившегося до звания – адмирал.
  5. Как важный транспортировщик, а также авиасудно для разведывания и наведения штурмовой авиации, в том числе и заправщик для более тяжелых моделей бомбардировщиков стратегического значения использовался во времена вьетнамской войны. Очень часто его применяли как авиаобъект, выполняющий функцию поддерживания огня со стороны войск наземного характера. Невзирая на наличие преимуществ, большая часть самолетов была утрачена.
  6. В 1982 году во время войны между двумя крупными странами (Аргентиной и Великобританией) принимал непосредственное участие как воздушное судно, выполняющее полеты в ночное время суток, снабжающее всем необходимым гарнизоны и отряды, находящиеся на островах. Был практически единственным заправщиков для крупных военных авиамашин со стороны Аргентины.
  7. В мирных целях использовался как летающий водяной танкер, необходимый для оказания помощи в тушении лесных пожаров. Его передача Лесной службе Америки проходила в 80-х годах прошлого столетия.
  8. Неоднократно принимал участие в войнах, проходивших на территориях Африки и Азии (Иран, Ирак, Кувейт, Перу).

Особенности конструирования авиасудна

Прежде чем перейти к описаниям особенностей, связанных с его конструированием, хочется отметить коэффициент качества Lockheed C-130 довольно высокий, поэтому даже в XXI веке он все еще не утратил своих позиций по части популярности. Давайте посмотрим на технические характеристики самолета Геркулес С-130:

Что касается главных аспектов его конструкции, то стоит отметить следующие:

  • так называемый высокоплан, имеющий 4 турбовинтовых двигателя;
  • двухлонжеронные крылья;
  • изготовление фюзеляжа производилось при помощи сплавов магния и алюминия по типу полумонокока;
  • кабина имеет максимально удобный объем для комфортного размещения командира и экипажа в количестве 3-4 человек. Также предусмотрены сменные места для экипажа и помещение под кухню;
  • грузовая кабина создана для размещения тяжелой военной техники, прицепов, цистерн, тягачей, крупнокалиберной техники (возможно заполнение на площади пяти грузовых платформ);
  • присутствует специальный грузовой люк, находящейся на заднем плане кабины с наличием специальной погрузочно-разгрузочной рампой гидравлического привода.

Так как авиамашина имеет конкретное предназначение, то в ней предусмотрено проведение десантирования парашютистов. Это мероприятие осуществляется по средствам использования боковых дверей левого борта, непосредственно за обтекателями шасси.

Имеются два обязательных выхода аварийного назначения. Вышеописанные кабины для экипажа и груза имеют систему герметизации и кондиционирование.

Особое внимание привлекают следующие показатели:

  • по параметрам грузоподъемности может разместить около 19.5 т. груза, 92 солдат и почти 64 человека парашютистов;
  • высота составляет чуть больше 11.6 метров, длина от носовой до хвостовой части - почти 30 метров;
  • подыматься в воздушном пространстве может на высоту чуть больше 10 тыс. метров и преодолевать расстояние равное почти 8 тыс. км.;
  • в воздух может подыматься с максимальным весом 79.3 тонн;
  • средняя скорость перемещения - 600-602 км/час;
  • стоимость этого авиаобъекта в настоящее время составляет почти 30 млн долларов.

Как уже говорилось, длительный срок эксплуатации позволил компании создать новые модифицированные варианты, например, 130Н . От стандартной версии ее отличают определенные характеристики – это наличие более сильных двигателей, усовершенствованная конструкция крыльев, современное бортовое радиоэлектронное оборудование.