Роберт дилтс - моделирование с помощью нлп. Тренинг “Моделирование с помощью НЛП”

Дилтс Роберт - Моделирование c помощью НЛП - читать книгу онлайн бесплатно

Annotation

Вот уже почти два десятка лет специалистов восхищают и завораживает потенциальные возможности практического применения моделирования, которое является продуктивным ядром нейро-лингвистического программирования. Тем не менее, до сих пор не была опубликована ни одна работа, в которой содержалось бы описание этого процесса. Новейшая книга Роберта Дилтса восполняет этот пробел. В ней раскрываются основные принципы, приемы и стратегии процесса моделирования в НЛП, а также показывается, как эти понятия и приемы можно применить в исследовании такого сложного явления как лидерство. Материалы данного учебного руководства послужат неоценимым ресурсом для тех, кто интересуется или занимается массовой или организационной работой любого рода, будь то групповая психотерапия, управление, консультирование, организационное развитие, тренинги, обучение или даже воспитание собственных детей.Книга Роберта Дилтса «Моделирование с помощью НЛП» представляет интерес для людей очень многих профессий. В ней много полезного для психологов, менеджеров, бизнес-консультантов, педагогов, специалистов в области НЛП.

Роберт Дилтс

Моделирование с помощью НЛП

Предисловие научного редактора

Книга Роберта Дилтса «Моделирование с помощью НЛП» представляет интерес для людей очень многих профессий. В ней много полезного для психологов, менеджеров, бизнес-консультантов, педагогов, специалистов в области НЛП.

Очень часто НЛП воспринимается как набор психологических техник. РобертДилтс напоминает нам, что НЛП - это прежде всего дисциплина, занимающая моделированием, т. е. выявлением, формализацией и передачей успешного опыта в самых различных областях, таких как психология, менеджмент, образование и т. д. А техники являются всего лишь результатом моделирования и удобным способом передачи опыта, отмоделированного в той или иной предметной области.

Сейчас наша страна переживает очень важный и непростой этап в своем развитии. Идет нелегкий, но необходимый процесс становления новых экономических отношений. Успешность, устойчивость, конкурентоспособность российских фирм и промышленных предприятий зависит не только от макроэкономических условий. Важнейшими, но часто неосознаваемыми ресурсами, необходимыми для развития в условиях жесткой конкуренции и несовершенства рыночных институтов, являются современные методы мышления и менеджмента. Их внедрение, как правило, стоит гораздо дешевле, чем новые производственные линии, но они могут на порядок повысить эффективность работы предприятия - сократить время и усилия, необходимые для решения бизнес-задач, увеличить скорость адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. В этой книге представлены современные методы мышления и менеджмента, смоделированные при помощи НЛП.

Интереснейшей особенностью подхода НЛП к образованию и обучению является то, что передаются не истины, а модели,

Предисловие научного редактора

Книга Роберта Дилтса «Моделирование с помощью НЛП» представляет интерес для людей очень многих профессий. В ней много полезного для психологов, менеджеров, бизнес-консультантов, педагогов, специалистов в области НЛП.

Очень часто НЛП воспринимается как набор психологических техник. Роберт Дилтс напоминает нам, что НЛП – это прежде всего дисциплина, занимающаяся моделированием, т. е. выявлением, формализацией и передачей успешного опыта в самых различных областях, таких как психология, менеджмент, образование и т. д. А техники являются всего лишь результатом моделирования и удобным способом передачи опыта, отмоделированного в той или иной предметной области.

Сейчас наша страна переживает очень важный и непростой этап в своем развитии. Идет нелегкий, но необходимый процесс становления новых экономических отношений. Успешность, устойчивость, конкурентоспособность российских фирм и промышленных предприятий зависит не только от макроэкономических условий. Важнейшими, но часто неосознаваемыми ресурсами, необходимыми для развития в условиях жесткой конкуренции и несовершенства рыночных институтов, являются современные методы мышления и менеджмента. Их внедрение, как правило, стоит гораздо дешевле, чем новые производственные линии, но они могут на порядок повысить эффективность работы предприятия – сократить время и усилия, необходимые для решения бизнес-задач, увеличить скорость адаптации к быстро меняющимся условиям рынка. В этой книге представлены современные методы мышления и менеджмента, смоделированные при помощи НЛП.

Интереснейшей особенностью подхода НЛП к образованию и обучению является то, что передаются не истины, а модели, «снятые» с наиболее талантливых людей, причем они формализованы таким образом, что могут быть с успехом использованы в самых различных областях. О том, как осуществляется процесс моделирования в НЛП, также можно прочесть в этой книге.

Если бы нужно было объяснить в двух словах, что такое НЛП, то можно было бы сказать: талант – это божья искра, а НЛП – это дисциплина, которая ее моделирует и отдает людям.

Михаил Гринфельд,
координатор Совета тренеров НЛП
http://www.nlp.ru

Предисловие автора к русскому изданию

Приход нового тысячелетия принес с собой много перемен и послужил стимулом для развития так называемой «новой экономики», или «экономики знаний». Ей свойственны следующие тенденции:

1. Быстрые изменения в технике.

2. Возросшая скорость перемен и необходимость реагировать на них.

3. Упор на развитие взаимоотношений и создание взаимодействий типа «выигрыш – выигрыш».

Эти динамические перемены привели к резкому повышению необходимости обладать способностью «учиться обучению». Нигде это не является более очевидным, чем в России последних 10 лет, претерпевающей глубокие социальные преобразования.

Моделирование в НЛП предоставляет нам одни из самых эффективных на сегодня методов обучения обучению. НЛП дает нам полезные знания и навыки, с помощью которых мы можем достигать поставленных целей и решать различные проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности. Приемы и методы НЛП являются эффективными средствами создания лучшего будущего для нас, наших семей и коллег. Среди областей применения НЛП можно выделить такие как достижение личных целей, решение семейных проблем, помощь в обучении и развитии творческого мышления, поддержание физического и психического здоровья, улучшение дел в бизнесе. Эффективность технологии изменений в НЛП привела к ее широкому распространению по всему миру. НЛП внесло большой вклад в развитие моделирования поведения, которое включает в себя выявление и анализ примеров успешной деятельности (разновидность сочетания «разметки местности» и анализа успеха); иногда при этом для сравнения рассматриваются примеры неудачной деятельности.

Моделирование фокусирует внимание на том, как люди действуют. Существует мудрая пословица: «Если вы дали человеку рыбу, то накормили его на один день; если вы научили его ловить рыбу, то накормили его на всю жизнь». Используя пример с ловлей рыбы как метафору, моделирование одновременно помогает человеку поймать рыбу и учит человека, как ловить рыбу. Следовательно, оно предполагает достижение сразу двух целей – обучение тому, что нужно делать, и тому, как это делать.

Способность к эффективному моделированию открывает двери для многих возможностей, которые прежде были недоступны человечеству. В дополнение к методологии, которую можно использовать для того, чтобы сделать наши мысли более точными и простыми для понимания, моделирование может трансформировать наше восприятие других людей. Например, если мы видим человека, делающего что-то лучше нас, то вместо того, чтобы испытывать чувство неполноценности, завидовать и проявлять подозрительность, мы можем моделировать его деятельность. Таким образом, мы также сможем обладать теми способностями, которыми обладает другой человек.

Я очень хочу, чтобы средства моделирования способствовали «русскому Возрождению» и чтобы русское сообщество НЛП могло стать «моделирующим сообществом», в котором дарования и ресурсы каждого человека признаны, по достоинству оценены и полностью реализованы для создания мира, в котором хотят жить люди.

Искренне ваш
Роберт Б. Дилтс,
Санта-Крус, Калифорния
с огромной любовью и уважением посвящается :
Джудит Делозье,
Toddy Эпштейну,
Джино Бониссоне,
Тиму Холлбому,
Сузи Смит,
Роберту Макдональду,
Ричарду Кларку,
Стивену Джиллигэну,
Дэвиду Гордону,
Лесли Камерон-Бэндлер,
Джону Гриндеру,
Ричарду Бэндлеру
и всем остальным моим коллегам по моделированию,
которые помогли сделать НЛП столь богатой областью
научного поиска.

Благодарности

Я хотел бы выразить признательность:

Джудит Делозье, которая внесла огромный вклад в разделы по моделированию и НЛП. На протяжении более чем двадцати лет нашего знакомства она остается для меня постоянным источником вдохновения и прекрасным партнером по работе.

Дэвиду Гордону и покойному Тодду Эпштейну – наиболее преданным делу моделирования людям, которых мне довелось знать. У них обоих есть замечательная способность сохранять баланс между строгостью и любопытством и, как следствие, задавать великие вопросы. Оба способствовали тому, чтобы мое понимание процесса моделирования стало намного более глубоким и ясным.

Джону Гриндеру и Ричарду Бэндлеру за создание методологии и подхода, на которых основана данная работа, а также за демонстрацию невероятных возможностей моделирования.

Джино Бониссоне и Иванне Гасперини, моим наставникам и научным ассистентам в проекте по исследованию навыков лидерства, который лег в основу второй части данной книги. Их усилия, творческий вклад и неутомимая поддержка обеспечили успех нашему проекту.

Джанфранко Гамбильяни, старшему исполнительному сотруднику ISVOR Fiat ; он обладал достаточной смелостью и предви́дением, чтобы оказать финансовую поддержку исследованию, на котором основана существенная часть этой книги.

Джованни Теста, который руководил воплощением проекта по исследованию навыков лидерства и вот уже сколько лет продолжает поддерживать миссию, которую несет данная книга.

Всем руководителям, которые принимали участие в исследовании. Если бы они только знали, каким источником вдохновения стали для меня их знания и мудрость!

Эми Сэтинджер, помогавшей мне в процессе корректуры и редактирования этой книги. Как писатель, она послужила для меня одним из важнейших источников поддержки.

Предисловие

Страсть к моделированию зародилась во мне около 25 лет тому назад, когда я впервые встретился с Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером. К тому времени они как раз закончили первый том своей основополагающей работы «Структура магии» (The Structure of Magic, Vol. I, 1975), где смоделировали языковые паттерны и способности интуиции трех наиболее успешных психотерапевтов мира. Представленная ими модель позволила мне – третьекурснику-политологу, ничего не понимающему в психотерапии – задавать такие вопросы, которые мог бы задать опытный терапевт.

Я познакомился с Джоном Гриндером благодаря тому, что посещал его занятия по лингвистике, однако на тот момент не испытывал особого интереса к психотерапии. Однако меня восхищали и завораживали потенциальные возможности практического применения моделирования. Мне казалось, что моделирование обладает огромным значением для всех сфер человеческой деятельности, будь то политика, искусство, менеджмент, наука или педагогика.

Этот подход представлял собой совершенное сочетание теории и практики, интуиции и понимания. Я понял, что методология моделирования способна внести нечто новое во многие отрасли науки и открыть доступ к огромному потенциалу ресурсов внутри каждого человека.

Поскольку в то время я занимался политической философией, мой первый практический опыт моделирования заключался в попытке применить лингвистические фильтры, использовавшиеся Гриндером и Бэндлером при анализе работы психотерапевтов, в целях выделения определенных паттернов в «Диалогах» Платона (Plato"s Use of the Dialectic in The Republic: A Linguistic Analysis, Fall, 1975). Более глубокое изучение таких исторических персонажей, как Сократ, Авраам Линкольн, Карл Маркс, Адольф Гитлер, Махатма Ганди и Иисус из Назарета, позволило мне сформулировать то, что я назвал паттернами «Фокусов языка», – языковые модели, служащие для вербального создания, рефрейминга и преобразования убеждений.

Затем я попробовал применить моделирование в сфере образования. Мои исследования грамотного письма, машинописи, быстрого чтения и различных стратегий обучения легли в основу так называемого «динамического обучения». Результатом этих исследований стали, в частности, созданные в 1982 г. компьютерные программы («Стратегия грамотности» (Spelling Strategy ), «Стратегия математики» (Math Strategy ) и «Стратегия машинописи» (Typing Strategy )), а также семинар, содержание которого изложено в книге «Динамическое обучение» (Dynamic Learning ), написанной в 1995 г. в соавторстве с Тоддом Эпштейном.

В начале 1980-х гг. у моей матери случился рецидив рака молочной железы, однако методы НЛП помогли ей окончательно излечиться от этой болезни. Этот случай позволил мне смоделировать паттерны сохранения здоровья и эффективного лечения, а также влияния убеждений и систем убеждений как на психическое, так и на физическое здоровье. В результате появились такие паттерны, как «реимпринтинг», «интеграция конфликтующих убеждений», «цикл изменения убеждений», «нейрологические уровни» и «методика борьбы с аллергией», описанные в книгах «Изменение убеждений с помощью НЛП» (Changing Belief Systems with NLP, 1990) и «Убеждения: путь к здоровью и благополучию» (Beliefs: Pathways to Health and Well Being, в соавторстве с Тимом Холлбомом и Сузи Смит, 1990).

Среди других проектов по моделированию были исследования стратегий творчества и новаторства, в результате которых появилась книга «Инструментарий мечтателей» (Tools for Dreamers в соавторстве с Тоддом Эпштейном, 1991). В серии «Стратегии гениев» (Strategies of Genius, Vol. I, II, III, 1994–1995) я использовал средства НЛП, чтобы смоделировать мыслительный процесс значимых исторических персонажей, в число которых вошли Аристотель, Шерлок Холмс сэра Артура Конан Дойла, Уолт Дисней, Моцарт, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи и Никола Тесла.

Как свидетельствует этот перечень проектов, моделирование можно назвать продуктивным ядром НЛП. Тем не менее, за исключением отдельных моментов в «Инструментарии мечтателя», «Динамическом обучении» и «Стратегиях гениев», до сих пор не была опубликована ни одна книга по НЛП, в которой содержалось бы внятное описание процесса моделирования. Первая часть данного труда призвана описать основные принципы, приемы и стратегии процесса моделирования в НЛП. Вторая часть книги показывает, как эти приемы и понятия можно применить в исследовании такого сложного предмета, как лидерство.

В 1988 г. я начал обширное исследование навыков лидерства, основываясь на принципах и понятиях НЛП. В это исследование входили интервью и общение с топ-менеджерами многих организаций в Европе и Соединенных Штатах Америки. Ряд стратегий и методов, выявленных в ходе этого проекта, нашел отражение в книге «Навыки дальновидного лидерства» (Visionary Leadership Skills, 1996), которая образует с данной работой своеобразную пару.

Основным стимулом для этого исследования послужило мое знакомство с Джино Бониссоне, миланским консультантом в области формирования стратегий и организационного развития. Джино, необыкновенно умный и энергичный человек, который старше меня более чем на тридцать лет, признал, что НЛП обладает огромным потенциалом в области организационных изменений. Как оказалось, мы разделяли одни и те же интересы и обладали взаимодополняющими навыками. Спустя некоторое время мы стали друг для друга менторами, студентами, коллегами и, в конечном итоге, соавторами методов применения НЛП в сфере лидерства и изменений в организациях. Одним из плодов нашего длительного сотрудничества стала книга «Навыки будущего» (Skills for the Future, 1993).

В число первых наших совместных проектов входило исследование навыков эффективного лидерства. Проект спонсировали представители итальянской компании «Фиат», Джанфранко Гамбильяни и Джованни Теста, чей блестящий ум, преданность делу и дар предви́дения и по сей день вызывают у меня восхищение. Вторая часть моей книги описывает процесс и результаты осуществления этого проекта.

Несмотря на то, что данная работа по сути своей основана на исследовании проблемы лидерства в организациях и компаниях, представленные здесь навыки не теряют своей актуальности в самых различных ситуациях. Они могут послужить неоценимым ресурсом для тех, кто интересуется или занимается массовой или организационной работой любого рода, будь то управление, консультирование, организационное развитие, тренинги, обучение или даже воспитание собственных детей.

Навыки моделирования и лидерства изменили мою жизнь как в личностном, так и в профессиональном плане. Я надеюсь, что и вам они помогут изменить жизнь в любом выбранном вами направлении.

Роберт Дилтс,
Санта-Крус, Калифорния
Апрель, 1998

Введение

Томас Джефферсон однажды сказал: «Если два человека при встрече обменяются долларами, у каждого останется по доллару. Если эти же люди при встрече обменяются идеями, у каждого останется две идеи». Во многих отношениях это высказывание отражает обширный продуктивный потенциал, или «экономику», моделирования.

По своей сути моделирование есть процесс «обмена идеями». Развитие способности к эффективному моделированию открывает человечеству множество недоступных прежде возможностей.

Например, если мы видим, что человек умеет делать что-либо лучше нас, то вместо того чтобы страдать от зависти, подозрений или комплекса неполноценности, мы можем просто смоделировать, как он это делает, а затем развить у себя необходимые способности. От этого выигрывают оба: вы приобретаете новую способность, а другой человек – возможность лучше понимать и оценивать собственные умения. Моделирование одного ценного качества способно принести пользу сразу многим людям.

Старая пословица гласит: «Если вы дадите человеку рыбу, вы накормите его на один день; если вы научите его ловить рыбу, – накормите на всю оставшуюся жизнь». Если вы поможете кому-то смоделировать поведение успешного рыболова, то, во-первых, он сможет добыть себе рыбу на сегодняшний день, а во-вторых – обретет навык, который прокормит его до конца жизни. Таким образом, моделирование включает в себя одновременное достижение двух результатов: человек выполняет конкретную задачу и в то же время учится тому, как это делается. Именно эта черта делает моделирование одной из самых эффективных форм «обучения тому, как учиться».

Эта книга рассказывает о процессе моделирования в НЛП и возможностях его применения в исследовании способностей к эффективному лидерству. В первой части книги даются определения принципов и средств эффективного моделирования («эпистемология», методология и технология НЛП). Моделированием называется процесс, в ходе которого то или иное сложное событие или явление разбивается на достаточно мелкие элементы, позволяющие воспроизвести или определенным образом использовать это событие или явление. Моделирование поведения подразумевает наблюдение за теми процессами, которые лежат в основе выдающегося достижения любого рода, и составление их «карты». Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или «модель», данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для имитации или воспроизведения этого поведения. Цель моделирования поведения – установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции.

Нейро-лингвистическое программирование началось с моделирования поведения и образа мышления выдающихся личностей в различных областях деятельности. Механизмы моделирования в НЛП подразумевают выявление психических стратегий («нейро») данного человека путем анализа его речевых паттернов («лингвистическое») и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа шаг за шагом складываются стратегии и приемы («программирование»), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.

В НЛП существует ряд приемов и понятий, позволяющих определять и описывать специфические воспроизводимые паттерны в языке и поведении преуспевающих «моделей». Задача моделирования – наиболее продуктивным и выгодным образом воплотить в действие результаты наблюдения и описания. Фактически своей всемирной славой НЛП как технология изменений и управления ими обязано именно лежащему в его основе процессу моделирования.

Вторая часть книги посвящена способам применения моделирования, в частности, в исследовании эффективного лидерства. Здесь представлены примеры того, как с помощью НЛП мы определяли специфические когнитивные, лингвистические и поведенческие навыки, которые используют руководители в сложных ситуациях, включая решение проблем, делегирование ответственности и профессиональный тренинг. Эти задачи определяют важнейшие навыки общения и отношений, позволяющие успешным руководителям достигать практических результатов в своей профессиональной сфере.

Большая часть иллюстративного материала получена в результате обширного исследования креативности и навыков лидерства, проводившегося для компании «ФИАТ» в Турине (Италия) в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Эта работа, вместе с исследованием методов эффективного лидерства в разных других странах, составила основу второй книги на данную тему – «Навыки дальновидного лидерства» (1996). В ней представлены средства и навыки, необходимые для «создания мира, в котором хотелось бы работать».

Желаю вам получить удовольствие от продуктивного путешествия в мир навыков, с помощью которых можно создать свое собственное будущее.

Глава 1
ОБЩИЙ ОБЗОР НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Нейро-лингвистическое программирование

Процесс моделирования, которому посвящена данная книга, основан на принципах и понятиях нейро-лингвистического программирования (НЛП). НЛП является наукой о поведении, предоставляющей:

1) эпистемологию – систему знаний и ценностей;

2) методологию – приемы и процедуры применения знаний и ценностей;

3) технологию – средства, позволяющие применять эти знания и ценности.

НЛП содержит ряд уникальных принципов и понятий, которые позволяют анализировать и выявлять значимые паттерны ценностей, поведения и межличностных отношений и превращать их в полезные и надежные инструменты. НЛП основано на ряде простых лингвистических, нервных и поведенческих паттернов и понятий, которые в некоторых аспектах являются более фундаментальными и независимыми от содержания, чем любая другая существующая модель человеческого мышления и взаимодействия. НЛП дает возможность оценивать не только поведенческое содержание наших поступков, но и те невидимые силы, которые кроются за этим поведением, а также структуры мышления, которые обеспечивают успех нашим действиям. Название «нейро-лингвистическое программирование» подразумевает интеграцию трех различных отраслей науки.

Компонент «нейро » относится к нервной системе. Существенная часть НЛП связана с пониманием и использованием принципов и паттернов нервной системы. Согласно НЛП, мышление, память, творчество, создание мысленных образов и все остальные когнитивные процессы являются результатом выполнения определенных программ внутри нервной системы человека. Человеческий опыт представляет собой комбинацию, или синтез, информации, которую мы получаем и обрабатываем с помощью нервной системы. На практике это связано с восприятием мира через чувства: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.

Нейро-лингвистическое программирование связано также с лингвистикой. С точки зрения НЛП, язык в некотором смысле является продуктом нервной системы, однако при этом стимулирует и формирует деятельность самой нервной системы. С уверенностью можно сказать, что язык представляет собой один из основных способов, которым один человек может активировать или стимулировать нервную систему других людей. Таким образом, эффективное общение и взаимодействие связаны с использованием языка для обучения, стимуляции и вербализации понятий, целей и проблем применительно к той или иной задаче или ситуации.

Наконец, понятие «программирование ». В основе нейро-лингвистического программирования лежит представление о том, что обучение, память и творчество являются функциями определенных нейро-лингвистических программ, которые с большей или меньшей эффективностью служат выполнению определенных задач или достижению определенных результатов. Иными словами, мы как человеческие существа осуществляем взаимодействие с окружающим миром посредством внутреннего программирования. Мы реагируем на проблемы и воспринимаем новые идеи согласно тому типу психических программ, который создали внутри себя, – а эти программы далеко не одинаковы. Некоторые программы или стратегии являются более эффективными для осуществления того или иного вида деятельности, чем другие.

НЛП и другие направления психологии на определенных участках дублируют друг друга, поскольку НЛП берет начало в неврологии, лингвистике и когнитивной психологии. Кроме того, мы используем принципы компьютерного программирования и теории систем. Цель этого направления – синтезировать ряд различных научных теорий и моделей. Особую ценность НЛП придает то, что здесь в единую структуру сведены теории самого разного рода.

Большинство методик и приемов НЛП берут начало в таком процессе, как «моделирование». Первичная задача НЛП заключалась в том, чтобы смоделировать эффективное поведение и скрытые за ним когнитивные процессы. Моделирование в НЛП подразумевает определение того, как работает мозг («нейро»), путем анализа языковых паттернов («лингвистическое») и невербальной коммуникации. Затем результаты подобного анализа шаг за шагом складываются в стратегии или программы («программирование»), служащие для передачи навыка другим людям или в другие сферы применения.

НЛП было создано Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером (Bandler & Grinder, 1975, 1976, 1979), которые начали с моделирования общих когнитивных, лингвистических и поведенческих паттернов выдающихся психотерапевтов – таких как Фриц Перлз (гештальт-терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (гипнотерапия). На первый взгляд, модель, основанная на интерактивных навыках успешных психотерапевтов, не может иметь отношения к другим областям деятельности – таким как менеджмент, обучение или руководство. Однако если задуматься над тем, какое понимание человеческой природы, восприятия и мотивации требуется для того, чтобы оказать терапевтическое воздействие на поведение другого человека, то становится очевидным, что в целом ряде аспектов навыки успешного психотерапевта совпадают с навыками успешных учителей, руководителей и менеджеров. Вне зависимости от степени совпадения одни и те же принципы моделирования могут быть использованы при выявлении значимых терапевтических средств и поведенческих, психологических и лингвистических методов выдающихся руководителей, менеджеров и учителей.

В действительности НЛП уже широко применяется для исследования того, как умственные стратегии, языковые паттерны и системы ценностей влияют на разнообразные виды деятельности, связанные с образованием и менеджментом. В их число входят коммуникативные навыки (Dilts, et al, 1980; McMaster & Grinder, 1981; Richardson & Margoulis, 1981; Laborde, 1982; Dilts, 1983; Yeager, 1985; Eicher, 1987; Smith & Hallbom, 1988), навыки продаж (Moine, 1981; Dilts, 1982,1983; Bagley & Reese, 1987), навыки ведения переговоров (Dilts, 1979; Maron, 1979; Gaster, 1988; Dilts, 1993, 1994), управление творчеством и инновациями (Dilts, Epstein & Dilts, 1991; Dilts & Bonissone, 1993), рекруитмент и отбор персонала (Bailey, 1984) и лидерство (Pile, 1988; Gaster, 1988; Dilts, 1996).

НЛП обладает одновременно аналитическими и интерактивными инструментами, которые различаются в зависимости от уровня анализируемого поведения или отношений, – «ключи доступа», «раппорт», «позиция восприятия», «логические уровни», «паттерны метамодели», паттерны «Фокусов языка», «условия хорошей сформированности результата» и т. д., поскольку каждый из них «режет пирог» на куски особого размера, пригодного для особого типа взаимодействия.

Благодаря многоуровневой структуре, представленной в НЛП, становится возможным придавать абстрактной понятийной информации о глобальных и культуральных паттернах и тенденциях такую форму, которую можно было бы связать с конкретным организационным инструментом, семинаром-тренингом или индивидуальными действиями и поведением. Программирование позволяет построить практическую модель психологических элементов, необходимых для эффективного руководства, мышления и поведения.

Систему убеждений НЛП характеризует то, что, с одной стороны, мы все отличаемся друг от друга в физическом плане и в плане нашего жизненного опыта, но с другой стороны, у нас есть множество общих качеств, и на уровне процессов нам ничто не мешает поучиться чему-нибудь, скажем, у Альберта Эйнштейна. Ему потребовалась целая жизнь для создания психических программ, с помощью которых была сформулирована теория относительности; однако, поскольку программа уже создана, мы можем понять и научиться применять ее структуру без того, чтобы тратить на это целую жизнь. Точно так же программисту требуется гораздо больше времени на то, чтобы написать компьютерную программу, чем на то, чтобы перенести готовую программу на другой компьютер.

Таким образом, несмотря на то, что в НЛП много внимания уделяется определению и признанию индивидуальных различий и индивидуальных стилей мышления, здесь утверждается также, что мы можем учиться на опыте других людей, потому что между нашими нервными системами существует сходство по многим фундаментальным параметрам. Кроме того, для нас могут оказаться полезными программы других людей.

Вероятно, самым важным аспектом НЛП является его практичность. Понятия и тренинги НЛП делают акцент на интерактивных, экспериментальных контекстах обучения, позволяющих с готовностью воспринимать и понимать принципы и процессы. Более того, поскольку механизмы НЛП списаны с эффективных человеческих образцов, даже люди с небольшим или нулевым опытом нередко интуитивно осознают ценности и структуры, лежащие в основе этих механизмов.

Тренинги по НЛП используются во многих крупных корпорациях и организациях мира, включая «Фиат», IBM, American Express, Армию Соединенных Штатов, Государственную железную дорогу Италии, Apple Computer, Xerox, Merrill Lynch, Mercedes Bern, BMW и др.

Название: Моделирование с помощью НЛП.

Книга Роберта Дилтса «Моделирование с помощью НЛП» представляет интерес для людей очень многих профессий. В ней много полезного для психологов, менеджеров, бизнес-консультантов, педагогов, специалистов в области НЛП.
Очень часто НЛП воспринимается как набор психологических техник. Роберт Дилтс напоминает нам, что НЛП - это прежде всего дисциплина, занимающая моделированием, т. е. выявлением, формализацией и передачей успешного опыта в самых различных областях, таких как психология, менеджмент, образование и т. д. А техники являются всего лишь результатом моделирования и удобным способом передачи опыта, отмоделированного в той или иной предметной области.

Эта книга рассказывает о процессе моделирования в НЛП и возможностях его применения в исследовании способностей к эффективному лидерству. В первой части книги даются определения принципов и средств эффективного моделирования («эпистемология», методология и технология НЛП). Моделированием называется процесс, в ходе которого то или иное сложное событие или явление разбивается на достаточно мелкие элементы, позволяющие воспроизвести или определенным образом использовать это событие или явление. Моделирование поведения подразумевает наблюдение за теми процессами, которые лежат в основе выдающегося достижения любого рода, и составление их «карты». Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или «модель», данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для имитации или воспроизведения этого поведения. Цель моделирования поведения - установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции.

Содержание
Оглавление
Предисловие научного редактора
Предисловие автора к русскому изданию
Благодарности
Предисловие
Введение
1. ОБЩИЙ ОБЗОР НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Нейро-лингвистическое программирование
Принципы НЛП
Глубинные структуры и поверхностные структуры
«Эпистемология» НЛП
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Что такое моделирование?
Обзор моделирования в НЛП
Моделирование глубинных и поверхностных структур
Уровни моделирования
Моделирование способностей
TOTE: минимальные требования для моделирования эффективных навыков и видов поведения
Уровни сложности навыков и способностей
3. МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Методология моделирования
Три основные позиции моделирования
Имплицитное и эксплицитное моделирование
Основные фазы моделирования
Краткое изложение пошаговой процедуры моделирования
Несколько упражнений для начинающих
Групповое моделирование
Поиск значимых паттернов
Методы Милля
Моделирование с помощью методов Милля
Возможные погрешности методов Милля
Определение программы моделирования
Цели моделирования
4. СТРАТЕГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Стратегии моделирования
Стратегии микромоделироваиия
Стратегии макромоделирования
Стратегии прикладного моделирования
Стратегии продвинутого моделирования
Прикладное моделирование и процесс «обратного распространения»
Конгруэнтность кода
5. МОДЕЛИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛИДЕРСТВА

Моделирование навыков лидерства в компании «Фиат»
Фаза базового исследования
Фаза прикладного исследования
6. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Моделирование навыков лидерства в решении проблем
Методология сбора информации
Паттерны и результаты
Определение проблемного пространства и пространства решения
Общий цикл решения проблем
Ключевые элементы пунктуации проблемного пространства - модель SCORE
Операционные подходы к решению проблем

Имажинерия как групповой процесс
7. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ
Моделирование навыков лидерства в делегировании
Методы сбора информации
Паттерны и результаты
«Выравнивание»
Матрица коммуникации
Практическое применение и средства
8. ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Моделирование навыков лидерства для обучения на рабочем месте
Методология сбора информации
Паттерны и результаты
Практическое применение и средства
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А:
Модель ROLE
Физиологические ключи:
превращение ROLE в BAGEL
Приложение Б:
Паттерны метапрограмм
Перечень ключевых паттернов метапрограммы
Литература

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Моделирование с помощью НЛП. Дилтс Р. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В основе всего НЛП лежит моделирование – именно идея моделирования эффективности позволила изначально воссоздать успешные паттерны гениев современности (Милтона Эриксона, Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Грегори Бейтсона), а затем – объединить их в систему нейро-лингвистического программирования. И моделирование же является кульминацией НЛП-способность создавать собственные модели и системы описания субъективного опыта, воспроизводимые другими людьми, традиционно считается одним из важнейших критериев мастерства в НЛП.

Определимся с понятием: моделирование – создание описания поведенческого навыка, позволяющего другим людям обучиться этому навыку. Выделяют два типа моделирования – из 2-ой и из 3-ей позиции восприятия. С моделированием из 3-ей позиции связано явное моделирование, цель которого – создание структурированного описания опыта. Моделирование из 2-ой позиции называют неявным, его цель – глубинное понимание процесса, без попыток логического объяснения совершаемых действий. Спецификой НЛП-моделирования является то, что оно сочетает оба этих подхода.

Общую схему классического моделирования методами НЛП можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовка – идентификация навыка, поиск людей, обладающих навыком, договоренность с бессознательным о безопасности процесса; 2. Макро-моделирование – разбивка навыка на базовые блоки и создание общего описания, разложение навыка в формате модели Т.О.Т.Е., создание общей метафоры навыка, выявление стратегий, лингвистических особенностей, ценностей, убеждений, физиологических состояний и метапрограммного профиля для каждого из этапов; 3. Микро-моделирование – описание навыка на более детальном уровне разбивки, подробное описание каждого из блоков, детализация, дающая полное описание навыка и позволяющая ему научиться; 4. Мета-моделирование – создание комплексного описания навыка; 5. Вычитание – облегчение модели, избавление от лишних и ненужных элементов.

Наиболее популярными системами моделирования в НЛП являются стратегии моделирования Джона Гриндера, Роберта Дилтса и Дэвида Гордона. И если стратегия моделирования Джона Гриндера скорее ориентирована на неявное моделирование, то стратегии Дэвида Гордона и Роберта Дилтса – на аналитическое создание описательных систем. Стратегия моделирования по Джону Гриндеру:

1. Определение навыка и поиск человека, им обладающего; 2. Подстройка и бессознательное «снятие» паттернов без всяких попыток логически объяснить их смысл, слепое доверие носителю навыка и вера в эффективность этих действий; 3. Самостоятельное воспроизведение скопированных паттернов, до тех пор, пока не будут получены результаты, близкие к результатам моделируемого; 4. Рефлексия, кодирование паттернов, создание комплексной модели на основе описания как паттернов моделируемого, так и собственных освоенных паттернов; 5. Проверка – инсталляция модели в третьего человека.

При создании комплексных описательных моделей важно использовать описание всех ключевых элементов:

Убеждения и ценности Стратегии Эмоции Внешнее поведение.

Для выявления стратегий используется модель Т.О.Т.Е. (тест-операция-тест-выход), состоящую из четырех базовых элементов:

1. Вход (первый тест, запуск стратегии) – триггер, который запускает стратегию. На этом этапе для нас важна информация, как человек понимает, что пора начинать запускать стратегию, или какие факторы должны сложиться, чтобы она запустилась автоматически; 2. Операция – на данном этапе происходит действие, доступ к данным (ресурсам), необходимым для выполнения действия, и их обработка; 3. Обратная связь – тест, определение результатов совершенного процесса, сопоставление имеющегося и желаемого состояния; 4. Выход.

Дэвид Гордон предлагает выстраивать выявление стратегий на понятийном аппарате, в который включены следующие составляющие:

Критерий – элемент, отвечающий за важность навыка и придающий ему смысл; Определение критерия; Сенсорное описание; Причинно-следственная связь; Мотивировка; Первичная и вторичная операции стратегии Т.О.Т.Е.; Поддерживающие эмоции.

Для моделирования состояний часто используются модели ВАGЕL, SОАR и RОLЕ. На уровне выявления физиологии используется модель ВАGЕL:

В – поза, положение тела; А– ключи доступа (мимика, голос, дыхание) G – жесты Е – движения глаз L – языковые паттерны.

Для выявления динамики состояний может использоваться модель SОАR (состояние – операция – и – результат), показывающая взаимосвязь состояний и выполняемых действий, и для выявления репрезентаций – модель RОLЕ:

R – репрезентативная система О – ориентация вовне или вовнутрь L – взаимосвязь задействования репрезентативных систем – последовательности и синестезии Е – эффекты.

Стратегия моделирования по Роберту Дилтсу (краткое изложение):

1. Определение навыка и поиск специалиста 2. Сбор информации – как из 3-ей позиции, так и из 2-ой (подстройка и ассоциированное проживание паттернов) 3. Структурирование полученной информации, сведение паттернов в единую модель 4. Проверка эффективности модели на собственном опыте 5. Оптимизация модели, вычитание балластных элементов 6. Структурирование способа инсталляции модели другим людям 7. Определение способов измерения эффективности модели и границ ее применения.

Стратегия моделирования по Дэвиду Гордону (краткое изложение):

1. Макро-моделирование: а. Выявление убеждений – что отвечает за важность навыка и придает ему смысл, что является более высоким критерием, каковы сенсорные подтверждения критерия, каковы фоновые убеждения; b. Выявление стратегий – определение набора внутренних процессов и внешнего поведения; с. Выявление эмоций – состояния, на базе которых человек строит свое поведение, а также сигнальные эмоции, отражающие правильность или неправильность протекания стратегий; d. Описание внешнего поведения – поведение, действия, движения, мимика, вербализации и т.д. 2. Микро-моделирование – разбивка навыка на этапы стратегии Т.О.Т.Е. (запуск, процесс, выход) и повторение процедуры для каждого этапа; 3. Создание комплексной модели.

Мы продолжаем пробовать публиковать тренинги для интересующихся и профессионалов. На очереди тренинг про моделирование. Да, он не так подробен, как , но, тем не менее, мы считаем, что людям вдумчивым он будет полезен.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ: Основы моделирования. Единая модель для моделирования и кодирования информации. Практика моделирования в «сложных» условиях. Экология моделирующего. Способы и варианты моделирования.

Начать, пожалуй, стоит с модели, которая лежит в основании и является базовой платформой в формировании карты (мира) человека. За основу принято положение, что существует информация и она претерпевает изменения в процессе своего существования. Если за объект относительно которого нас интересуют трансформации информации, в первую очередь на неврологическом (биологическом) уровне, мы берем человека, то логично предположить, что информацию из окружающей среды он получает через свои органы чувств: зрение, слух и осязание. Мы можем видеть, слышать и осязать, но нам доступно не все в силу биологически заданного диапазона наших органов чувств. Например, мы можем видеть свет в диапазоне от инфракрасного до ультрафиолетового спектра. Больше наш глаз не видит. То же самое со слухом и осязанием. То есть, у каждого человека есть биологически заданный диапазон поступаемой в него информации, больше которого он принять не сможет, если дополнительно не развивать его. Однако на сегодняшний момент не существует более-менее адекватно сформулированных и рабочих методов развития органов чувств. Поэтому обывателю придется подбирать и разрабатывать эту методологию самостоятельно, конечно если он хочет обогатить себя новой информацией и новыми вариантами решений и выборов, а также, по идее, приведет к повышению качества его личности и жизни.

Давайте для упрощения процесса получения информации человеком и обработки ее его нервной системой, а также выдачей информации в окружающую среду, воспользуемся моделью, которую назовем ВХОД-ОБРАБОТКА-ВЫХОД.

У нас получится, что поступает информация через визуальный, аудиальный и осязательный (кинестетический) органы чувств (каналы), точно так же в тех же каналах информация обрабатывается и через эти же каналы выходит обратно в окружающий мир. Безусловно, что практически невозможно добиться выхода информации, полностью соответствующей входящей или поступающей в человека. Приведем пример: кто-то рассказал вам анекдот, вы его запомнили и рассказали впоследствии еще кому-то. Вопрос насколько, то как вы рассказали анекдот совпадет с тем как рассказали его вам? Вряд ли это будет цифра близкая к 100 %. Этот банальный пример чрезвычайно важен, когда мы говорим о жизни человека в целом. Увидел, как человек играет в казино и выиграл 1 миллион, попробовал сам проиграл миллион гривен. В таких масштабах нам становится понятным, что многое зависит от этого процесса ВХОДА-ОБРАБОТКИ-ВЫХОДА информации, потому как В-О-В одного человека делает его богатым, счастливым и успешным, а В-О-В другого – делает его горемыкой и несчастным. Дальнейшее изучение особенностей В-О-В разных людей применительно к точно определенным контекстам и ситуациям, дает нам возможность точно повторить или скопировать их стиль и даст нам возможность получить такие же или приближенные результаты.

Первым шагом логично следующим из предисловия – это количество вариантов ВХОДА-ОБРАБОТКИ-ВЫХОДА информации относительно человеческого существа. Естественно, что количество вариантов будет рассчитываться исходя из вариантов, которые нам дают органы чувств.

ВХОД-ОБРАБОТКА:

Ve – Vi Ae – Vi Ke – Vi
Ve – Ai Ae – Ai Ke – Ai
Ve – Ki Ae – Ki Ke – Ki

ОБРАБОТКА – ВЫХОД:

Vi – Ve Ai – Ve Ki – Ve
Vi – Ae Ai – Ae Ki – Ae
Vi – Ke Ai – Ke Ki – Ke

ВХОД-ОБРАБОТКА-ВЫХОД:

Ve-Vi-Ve Ae-Vi-Ve Ke-Vi-Ve
Ve-Vi-Ae Ae-Vi-Ae Ke-Vi-Ae
Ve-Vi-Ke Ae-Vi-Ke Ke-Vi-Ke
Ve-Ai-Ve Ae-Ai-Ve Ke-Ai-Ve
Ve-Ai-Ae Ae-Ai-Ae Ke-Ai-Ae
Ve-Ai-Ke Ae-Ai-Ke Ke-Ai-Ke
Ve-Ki-Ve Ae-Ki-Ve Ke-Ki-Ve
Ve-Ki-Ae Ae-Ki-Ae Ke-Ki-Ae
Ve-Ki-Ke Ae-Ki-Ke Ke-Ki-Ke

Естественно, что подобные варианты вряд ли встретятся в большом объеме вам в жизни, так как люди зачастую не обучены и половине из них. Вышеизложенные варианты приведены скорее, как образец того, к чему стоит стремиться. Более того все вышеприведенные шаги рассматриваются вне понятий «сознательное» и «бессознательное», потому как, по нашему мнению, модель «С/Б» – является существенным ограничивающим фактором. Более того указанная модель С/Б – не экологична исходя из критериев психологически здоровой личности ВОЗ и нашим опросам респондентов.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Наше отношение к тому, что именуется сознательное и бессознательное это просто диапазон различий, которые выражаются в определенной интенсивности субмодальностей внутренних репрезентаций и процессов. А значит для процесса моделирования подобное деление на «сознательное» и «бессознательное» является лишним шагом, который можно не учитывать. Более того наш опыт моделирования подчеркивает, что использование подобных понятий существенно замедляет и снижает эффективность процесса моделирования.

Ну и ключевой конечный вариант, к которому стоит стремиться это:

(VAK)e – (VAK)i – (VAK)e

Подобный вариант абсолютно возможен и реален, так как неоднократно встречался нами в различных формах у разных моделируемых нами людях. Его можно развить к чему мы собственно и призываем всех желающих. Чем развитее ВХОД-ОБРАБОТКА-ВЫХОД информации, тем большее количество моделей и вариантов доступно конкретному, отдельно взятому индивиду.

Экология:

Крайне желательно перед началом процесса моделирования сделать несколько приготовлений. Первое – это установить якорь на мощное ресурсное состояние свойственное только вам (ЛИЧНЫЙ ТОТЕМ или АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД – по сути это некая форма аутентичного якоря на состояние). Второе – это учесть то, что будет происходить с посторонними в процессе моделирования, как на них отразится этот процесс и т.п.

ОБЯЗАТЕЛЬНО: убедитесь, получите неоспоримые факты того, что моделируемый вами человек:

А) действительно компетентен в том, что вы с него моделируете;

Б) экологичен в отношении себя (не терзаем депрессиями, не подвержен паническим атакам и прочим патопсихологическим состояниям, а вместо этого здоров и счастлив.) Примером может быть моделирование Стива Джобса – великого человека, который, УВЫ, умер от рака. Вопрос, где гарантия того что вы не смоделируете по ходу дела «смерть от рака». Старайтесь, до попадания во вторую позицию, точно определить все экологичные и неэкологичные компоненты человека, которого вы будете моделировать. Если есть хоть МАЛЕЙШЕЕ СОМНЕНИЕ, что вам не стоит моделировать того, кого вы нашли –БРОСАЙТЕ ДАЖЕ НЕ НАЧАВ И НАЙДИТЕ ДРУГОГО.

В) Убедитесь, что после того как вы закончите моделировать у вас будет время привести себя в порядок. Не идите к людям в невменяемых состояниях, это может быть опасно, как для них, так и для вас.

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНЫМ И ЭКОЛОГИЧНЫМ – МЫ НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕМ:

  1. Обязательно прежде чем начинать процесс моделирования обозначить желаемый результат и его критерии, насколько это возможно.
  2. Крайне желательно составить или хотя бы обозначить примерный план процесса моделирования. Мы не требуем точный план, так как в процессе моделирования вы можете обнаружить вещи или знания целиком и полностью выходящие за предел вашего «ТОЧНО СОСТАВЛЕННОГО» плана.
  3. Рекомендуется иметь определенные критерии того в какой позиции восприятия вы находитесь.
  4. Обязательна эксплицитная или формальная пропись модели по завершению моделирования. Она может быть любой, главное, чтобы она была удобна вам. Это гарантированный «ВЫХОД» информации из кинестетического и иных каналов и запечатление в визуально-дигитальной диссоциированной репрезентации, что является – ЭКОЛОГИЧНЫМ.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ: Цели и планирование моделирования. Терапевтический аспект моделирования. Интеграция моделей с собственным мировоззрением и личностью. Примеры «неудачного» моделирования. Использование комплексных систем для описания моделей. Поэтапное и групповое моделирование.

Визуальная репрезентация процесса моделирования в виде схемы:

В конце предыдущей части материала, мы указали на то, что с целью обеспечения большей экологичности и комфорта моделирующему крайне рекомендуется составить план моделирования и в конце описать модель. Мы считаем, что данные этапы наиболее важны при моделировании так как они непосредственно предшествуют и оканчивают его. На схеме они отмечены как 0-я позиция. Мы понимаем ее, как диссоциированную позицию.

Именно из этой позиции крайне необходимо очертить границы самого процесса. Проще всего это сделать в форме плана. Мы не предлагаем конкретную форму плана процесса моделирования, поскольку с учетом личных особенностей каждого индивида и особенностей его стартовой жизненной позиции, а также имеющихся в наличии ресурсов, конкретная форма плана ограничит этот процесс и возможные его результаты. Вместо этого мы настоятельно призываем составлять план и примерные (ожидаемые) результаты моделирования в удобной для вас форме. Это позволит вам развить гибкость в подходах к процессу моделирования и позволит творчески использовать контекст, в рамках которого вам придётся моделировать, независимо от того это поездка в маршрутке, которая совпала с вашим желанием отмоделировать что-либо или моделирование в спокойном, контролируемом контексте – например в рамках курса НЛП-мастер.

Если план моделирования мы оставляем на ваше усмотрение, то модель описания результатов моделирования, мы все же предоставим. Она не является единственно правильной или обязательной. Все остальные модели моделирования и описания результатов этого процесса ничуть не хуже, а в отдельных ситуациях возможно и лучше. Однако будет честным пояснить почему именно эту модель мы предлагаем. Данная модель является побочным результатом многих и многих процессов моделирования разных людей, их способностей, особенностей качеств и прочих аспектов их личностей и жизней. В ходе моделирования мы пришли к выводу что на сегодняшний день НЛП сообщество не предлагает ни одной модели описания результатов, которая бы соответствовала критериям: простоты, адаптированности под славянскую группу языков, легкость в понимании и использовании, гибкость в изменении структуры. Последняя попытка, которая явила достаточно популярный вариант, используемый представителями НЛП-сообщества – это конфайнмент-модель . К этой модели у нас есть ряд вопросов и замечаний. Мы не станем упоминать их здесь и лишь отметим, что если кому-то удобнее использовать конфайнмент-модель, то мы безусловно «ЗА», так как считаем, что любая модель имеет право на существование и использование .

Мы рекомендуем запись модели согласно модели вопросительных слов : что, как, где, когда, сколько, почему, зачем, кто, кем (чем), какой (НА СВОЕ УСМОТРЕНИЕ, МОЖЕТЕ ДОБАВИТЬ ЕЩЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА). В упрощенном варианте она выглядит как таблица. В более расширенном вы сможете найти ее далее.

ЧТО
КАКОЙ
СКОЛЬКО
КАК
ПОЧЕМУ
ЗАЧЕМ
КЕМ (ЧЕМ)
КОГДА
ГДЕ
???
???

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ: Эйдетическое моделирование. Полный цикл моделирования от начала до конца. Адаптация и улучшение модели или постмоделирование. Проектирование и моделирование. Проект идентичности нового образца и его временные рамки. Экология проекта и этапы моделирования. Завершение проекта моделирования. Подведение итогов.

Каждый здравомыслящий человек понимает тот факт, что лишь немногие успешные или просто интересующие нас, с позиции моделирования, люди доступны нам для полного процесса моделирования. Современное общество, согласно нашим наблюдениям, весьма скептически настроено ко всем попыткам влезть к ним в голову. Особенно берегут себя люди успешные и выдающиеся. В силу этих причин осуществление моделирования начинает больше походить на похищение невесты из-под носа у жениха, причем так чтобы последний ни о чем не догадался.

Столкнувшись впервые с этими проблемами нам пришлось искать решение, что называется «не слезая с коня». В связи с этим нам хочется предложить способ, который, хоть и является не самым простым, все же позволяет произвести весь цикл моделирования без прямого доступа к модели. Для того чтобы этот способ работал необходимо, как можно лучше развить свои способности строить визуальные и аудиальные репрезентации. Весь процесс сводится к тому, что человек за секунды (мы не побоимся такой формулировки) формирует как можно более полную визуальную, аудиальную, да, впрочем, не важно какую, главное, чтобы репрезентацию. Далее допустим, что моделируемый более вам не доступен. В этом случае, происходит ассоциация с репрезентацией, которая была составлена и с помощью хорошо сформулированных вопросов, производится выемка интересующего вас объема информации. И так до снятия полной модели. Мы хотим убедить вас, что это возможно, мы и сами часто этим пользуемся.

Схема того, как это происходит:

На этой схеме отмечена то, что можно назвать позиция восприятия, просто рассортированная на уровни и без указания ВХОД-ОБРАБОТКА-ВЫХОД процессов. Кроме того, мы упростили неврологические уровни Р.Дилтса, убрав из него самый спорный компонент. Мы не умаляем модель НЛУ и отдаем должное Р. Дилтсу, просто на наш взгляд эта модель гораздо более применима и адаптированнее к условиям современного общества, а также лучше воспринимается моделируемыми людьми. Отметим что данная модель уже использовалась и показала отличные результаты.

Мы неспроста приводим ее здесь, так как на наш взгляд, необходимо упомянуть о том, как адаптировать и улучшить модель. Чтобы это сделать необходимо использовать эту схему с прицелом в первую очередь на все остальные контексты, а после попробовать использовать (сперва подумав) наполнение каждого уровня модели в другой модели. Таким образом многие модели совершенствуются развиваются и адаптируются под новые контексты. Очень рекомендуем попробовать.

Первая и последняя стратегия человека. ( Ke Ki Ke ).

Именно эта стратегия начинает и сопутствует всему существованию человека. С момента появления его на свет как клетки, до момента ухода из этого мира, ведь когда перестает работать эта стратегия и это длится более 8 минут, то наступает биологическая смерть. Как и все остальное этот процесс имеет наименование Я-ЕСТЬ. И большая часть людей именует и отождествляет себя с ним. Как и любое другое ощущение, это имеет свои субмодальности и особенности течения. Стратегии разных людей отличаются, отличаются и эти. Но они так же, как и другие могут бать смоделированы. Да вы не ошиблись чужое я и чужая жизнь целиком и полностью могут быть смоделированы, но ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО НАДО ВСЕ БРОСАТЬ И БЕЖАТЬ МОДЕЛИРОВАТЬ ЧЬЮ-ТО, ЧТО-ТО. Наиболее адекватным подходом из нашей практики себя зарекомендовало ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ такой стратегии, которую вы хотите. МОДЕЛИРОВАНИЕ может играть здесь мощную вспомогательную функцию. Мы не рекомендуем вам браться менять «первую стратегию человека» пока вы не будете абсолютно уверенны в том, что вы хотите, готовы к этому и у вас не будет достаточного опыта и ресурсов для этого. Кроме того, ЭКОЛОГИЯ – первый из критериев процесса подобных изменений. Если вам интересна эта тема и вы хотите узнать про нее больше, вы можете поучаствовать в наших тренингах по проектированию или посотрудничать с нами в наших проектах. Если вы хотите самостоятельно освоить ее, мы поддержим вас и в этом случае и предоставим по вашей просьбе необходимые консультации по данному поводу.

МЫ еще раз ПРЕДУПРЕЖДАЕМ – ЭТО может быть ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ.