Религиозное объединение как юридическое лицо: особенности деятельности в России. Религиозные объединения российской федерации

Религиозное объединение - это одно из направлений публично-конфессионального регулирования свободы вероисповедания. В нашей стране у граждан есть право на создание подобных организаций.

Законодательство

Федеральный закон о религиозных объединениях содержит определение религиозных объединений, а также права и обязанности граждан, составляющих их. Люди могут совместно проводить религиозные церемонии, передавать опыт подрастающим поколениям.

Классификация

Религиозные объединения в РФ делят на организации и группы. Проанализируем их основные отличительные признаки.

Закон о религиозных объединениях допускает существование групп без специальной государственной регистрации, оформления юридического лица. У религиозных групп есть право на совершение богослужений, иных осуществление воспитания последователей.

Религиозное объединение - это юридическое лицо. В нашей стране допускается создание братств (сестричеств), монастырей, духовных образовательных учреждений, миссионерских обществ.

Приходы, общины

Такое религиозное объединение - это организация, состоящая более чем из 10 совершеннолетних лиц, придерживающихся общего вероисповедания, для проведения совместных религиозных праздников и обрядов. Подобное объединение можно считать начальным звеном в структуре религиозных организаций. В основном общины, приходы относятся к каким-либо централизованным объединениям. При этом вполне допускается и их самостоятельное существование.

Региональные представительства

Такие и объединения имеют собственный устав, в них существует не меньше трех религиозных местных организации.

Братство представляет собой общину, которая создается для культурно-просветительной, миссионерской, благотворительной цели. Некоторые монашеские католические ордены также именуют братствами.

Миссии и семинарии

Миссионерское религиозное объединение - это организация, которая учреждается для проповедования и распространения определенного вероучения с помощью просветительной, религиозной, благотворительной деятельности.

Учреждениями (семинариями, академиями, училищами) являются заведения, которые занимаются целенаправленной подготовкой кадров церковных служителей, священников. Выпускники подобных учебных заведений ведут целенаправленную религиозно-просветительную деятельность в церквях и монастырях.

ФЗ о религиозных объединениях регламентирует их деятельность.

Именно в нем указываются все основные права и обязанности различных религиозных объединений. Нарушение законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Религиозные объединения Российской Федерации - это добровольные объединения граждан РФ, других лиц, которые проживают на законных основаниях на территории нашей страны. Они создаются для совместного исповедания, а также с целью распространения учения.

Порядок создания религиозных групп

Закон о совести и религиозных объединениях регламентирует порядок формирования подобной организации. Религиозные группы не предполагают государственной регистрации, нет необходимости оформлять и подтверждать правоспособность юридического лица. Для функционирования такой религиозной организации используется помещение имущество, которое находится в личном пользовании участников.

Представители группы имеют право на совершение богослужений, иных религиозных обрядов, церемоний, на обучение основам веры своих последователей.

Для ее создания необходимо воспользоваться определенным алгоритмом:

  • написать заявление по установленному шаблону;
  • под заявлением должно быть поставлено не меньше 10 подписей с расшифровками;
  • выбран орган местного самоуправления.

Особенности религиозных организаций

Она признается только в том случае, если в ходе государственной экспертизы был установлен факт соответствия. После получения статуса религиозной организации объединение может рассчитывать на получение льгот от государства, включая налоговые послабления, а также вести благотворительную деятельность.

Главным отличием ее от религиозной группы будет присутствие юридического лица. По ГК РФ юр. лицом считается такая организация, которая располагает собственностью, ведет хозяйственную деятельность, отвечает за обособленное имущество, может выступать в качестве ответчика и истца в судебном заседании.

Классификация религиозных объединений

Такие организации подразделяют на централизованные и местные. Первые состоят из 3 и более местных организаций. Для создания второй группы достаточно 10 участников, достигших совершеннолетия, проживающих в одном поселении (городе, деревне).

Датой создания считается день официальной государственной регистрации религиозного объединения. Обязательным является наличие собственного Устава, который утверждается централизованной религиозной организацией, отвечает всем требованиям ГК РФ.

В Российской Федерации все вопросы, касающиеся административно-правовой регламентации религиозных объединений, связаны с реализацией конституционных прав личности на свободу вероисповедания и совести. На данном этапе социально-экономического развития России именно этот вопрос имеет существенное научное и общественное значение.

Те нормы, которые определяют административно-правовой статус религиозных объединений в РФ, несовершенны, нуждаются в серьезной доработке.

Практика свидетельствует о том, что помимо внешней деятельности таких объединений, особое значение имеют внутренние взаимоотношения, возникающие между основными участниками организации. Подобная регламентация нужна, так как при подобных взаимоотношениях, часто затрагиваются интересы и права личности, интереса государства и общества, которые нельзя оставлять без административно-правового воздействия.

Понятие религиозного объединения в качестве субъекта административного права РФ

Конституция РФ гарантирует деятельность и существование разных религиозных объединений, которые имеют определенные функции, цели, решают конкретные задачи. Этот термин рассматривается в двух разных аспектах. С одной стороны, это религиоведческое понятие, которое отражает сущность и особенности отношений, складывающихся в процессе организации определенной религии.

С другой стороны ее можно рассматривать в виде юридического понятия, разработанного с учетом вероисповедания. Правовой статус организации суммируется из формальных и внешних факторов.

В России до Петра 1 православная церковь существовала независимо от царского института. В положении, которое было сформулировано Собором в 17 веке, содержалась информация о преимуществе царя при ведении гражданских дел. В задачу патриарха включалось осуществление церковных мероприятий.

Петр I провел радикальное реформирование взаимоотношений между церковью и государством, именно тогда был создан Священный Синод.

Из-за господства православной церкви Россия была поликонфессиональным государством, где существовали нехристианские и неправославные общины. Для закрепления правового положения этой категории верующих людей, были приняты специальные государственные акты.

В настоящее время все религиозные организации обязаны соблюдать законодательство РФ, они отделены от государства, имеют равные права перед законом.

Заключение

В современной России деятельность любых религиозных объединений осуществляется в соответствии с Уставом, она возможна только после завершения регистрационной процедуры. Отказать в такой процедуре можно только в том случае, когда организация не признается религиозной, либо ее Устав противоречит Конституции РФ.

Ликвидация таких объединений осуществляется по решению суда или официальных учредителей.

Причиной решения суда помимо нарушения общественной безопасности, действий, которые направлены на насильственное изменение конституционных прав граждан, может стать принуждение граждан к разрушению семьи, посягательство на права, свободы, личность россиян, нанесение нравственного и физического здоровья, принуждение к самоубийству, отказу от медицинской помощи.

Иностранные религиозные объединения должны сначала получить государственный сертификат, который выдается по ходатайству российской религиозной организации, проповедующей аналогичное вероисповедание.

Для того чтобы у иностранных деятелей не возникало желания нарушать нормы российского права, вовлекать в свою деятельность наших соотечественников, было принято специальное Положение о процедуре регистрации, открытия, а также закрытия в РФ представительств религиозных иностранных организаций.

Для укрепления экономической и социальной базы государства важно уделять пристальное внимание религиозным группам и организациям, специфике их деятельности. Безусловно, это не предполагает ограничения свобод граждан в вероисповедании, ограничения их конституционных прав и свобод.

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

добровольное объединение граждан РФ, иных лиц. постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний: обучение религии и воспитание своих последователей (ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Запрещается создание и деятельность P.O.. цели и действия которых противоречат закону.

Новейшая история РФ знает примеры как жестко репрессивной политики государства по отношению к P.O., так и почти полной бесконтрольности их деятельности, что в обоих случаях приводило к нарушению прав граждан. Декрет от 20 января 1918 г. лишал Православную церковь и другие религиозные общины движимого и недвижимого имущества (им можно было лишь "пользоваться" с разрешения властей): лишал их права юридического лица (таковыми могли быть лишь "двадцатки" мирян): запрещал преподавание религиозных учений. В 1929г. были запрещены любые формы религиозной "пропаганды" и общественной деятельности церкви,кроме "отправления культа" в церковных стенах. К 1941 г. на прежней территории СССР (без Западной Украины и Западной Белоруссии) осталось лишь немногим более 200 православных приходов из 48 тыс. в 1914 г. После Великой Отечественной войны контроль за деятельностью P.O. осуществлял Совет по делам религии при Совмине СССР, вся внутренняя жизнь церкви проходила под надзором КГБ. В 1961 г. приходские священники были лишены административных полномочий; ими могли обладать только светские лица. В 1959-1966 гг. число приходов вновь было сокращено с 22 тыс. до 7,5 тыс., закрыты семинарии и монастыри, ужесточен контроль уполномоченных Совета по делам религии. Без санкции Совета нельзя было ни рукополагать священников, ни переводить их на другое место. Особо преследовались неподконтрольные государству общины - баптистские, религиозно-правозащитные. Лишь в 1990 г. Верховный Совет СССР отменил антицерковные законы 1918 и 1929 гг. и принял новое законодательство, дающее религиозным организациям возможность восстановления.

Либерализация законодательства о P.O. в условиях 90-х гг. привела к массовому распространению в стране так называемых "тоталитарных сект", которые, прикрываясь конституционным правом на свободу совести и вероисповедания, оказывали разрушительное воздействие на психическое и физическое здоровье своих членов, в том числе несовершеннолетних. Закон о свободе совести и религиозных объединениях установил запрет на деятельность иностранных религиозных организаций на территории РФ, им может быть предоставлено лишь право открытия своих представительств. При этом они не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус P.O. Другим важным нововведением было разграничение всех P.O. на две неравноправные категории: религиозные группы и религиозные организации.

Религиозной группой признаетсядо-бровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие

религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица. С точки зрения гражданского права (ст. 117 ГК РФ) религиозные организации являются некоммерческими организациями.

Религиозные организации могут подразделяться на местные и централизованные. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, которая может подтвердить свое существование на протяжении не менее 15 лет (подтверждение выдается органами местного самоуправления) или вхождение в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания (выдается указанной организацией). Централизованной религиозной организацией признается структура, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из 3 местных религиозных организаций.

Наименование религиозной организации должно содержать указание на ее вероисповедание. Религиозные организации, действовавшие на протяжении не менее 50 лет на момент обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе указывать в своем наименовании слова "Россия", "российская" и производные от них.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации только в указанных в Законе случаях: противоречие ее деятельности Конституции РФ и действующему законодательству, неправомочие учредителя, непризнание организации религиозной и

ранее состоявшаяся регистрация религиозной организации под тем же наименованием. Отказ может быть обжалован в суд.

Деятельность P.O. может быть запрещена, а сама организация ликвидирована по решению учредителей или органа, уполномоченного на то уставом P.O., или по решению суда, если деятельность объединения противоречит его уставу или действующему законодательству.

Согласно законодательству P.O. вправе: основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний,религиозного почитания (паломничества); организовывать и проводить в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций, публичные богослужения, религиозные обряды и церемонии. P.O. пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового значения, создания учреждений профессионального религиозного образования. Они вправе осуществлять благотворительную деятельность, устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, обладать правом собственности, заключать трудовые договоры (контракты) с работниками, пользоваться имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений. P.O. вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия.. .

Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести и о P.O. осуществляют органы прокуратуры РФ, а в части соблюдения P.O. уставов, целей и порядка их деятельности - органы юстиции.

Додонов В.Н., Колодкин Л.М.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" в других словарях:

    Религиозное объединение: Содержание 1 В Российской Федерации 2 В СССР 3 См. также … Википедия

    Юридический словарь

    Религиозное объединение - по законодательству РФ добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели… … Бухгалтерская энциклопедия

    Религиозное объединение - (англ. religious association) в РФ вид общественного объединения, добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры… … Энциклопедия права - religinė bendrija statusas Aprobuotas sritis Religinės bendruomenės ir bendrijos apibrėžtis Religinių bendruomenių susivienijimas, siekiantis vienos religijos tikslų. Religinę bendriją sudaro ne mažiau kaip dvi religinės bendruomenės, turinčios… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

    религиозное объединение - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: а)… … Большой юридический словарь

    Религиозное объединение - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;… … Административное право. Словарь-справочник

    РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - добровольное объединение совершеннолетних граждан РФ и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, и образованное с целью совместного исповедания и распространения веры. Закон запрещает создание Р.о. в органах… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»


Конституция РФ признает Российскую Федерацию светским государством, что означает полное отделение религиозных объединений от государства и его органов. Светский характер государства выражается прежде всего, в том, что религиозные объединения никак не вмешиваются в деятельность государственных органов при осуществлении правосудия, регистрации актов гражданского состояния, не входят в состав таких государственных органов, как армия государственные и муниципальные образовательные учреждения! В свою очередь государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений и их участников.
Как показывает практика, государство не способно обходиться без помощи религиозных объединений. Недостаточное влияние политических партий на сознание и умы населения нынешняя государственная власть пытается компенсировать с помощью церкви, которая воспитывает в своих прихожанах многие моральные качества, импонирующие буржуазному государству. Это - законопослушание, несопротивление насилию и власти, смирение, отказ от материалистического мировоззрения и др.
Антиконституционный альянс церкви и органов государственной власти наиболее ярко проявился в предоставлении радио и телевидения для религиозной пропаганды, телевизионных трансляций богослужений, финансировании строительства церквей, иной финансовой и материальной помощи, участии религиозных деятелей в мероприятиях, проводимых государством. В свою очередь церковь предпринимает активные действия по введению в образовательных учреждениях специальных дисциплин, а также созданию религиозных организаций в воинских частях и подразделениях.
Заметно активизировали свою деятельность зарубежные миссионеры, изъявившие острое желание приобщить население России к религиозным ценностям Запада, помочь российским гражданам окончательно избавиться от пережитков социализма в сознании и поведении. Уже к концу 1993 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало более сотни миссионерских организаций, среди которых были Европейско-азиатский дивизион Генеральной конференции адвентистов седьмого дня, Всемирная миссия братьев во Христе, Российско-американская христианская миссия евангелизации и благотворительности «Каждый Дом для Христа».
В целях обеспечения реального действия конституционного принципа, закрепившего светский характер государства, а также создания условий, препятствующих бесконтрольной деятельности зарубежных миссионерских организаций, Государственная Дума 19 сен-
тября 1997 г. приняла Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Согласно названному закону религиозным объединением признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Таким образом, основное отличие религиозного объединения от общественных объединений характеризуется тем, что в основе его деятельности лежит определенное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и др.), т. е. религиозное учение и его обрядность. При этом религиозному объединению предоставляется право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также обучать религии и проводить религиозное воспитание своих последователей. Кроме того, религиозному объединению разрешается создавать собственные образовательные учреждения, с согласия детей и органов местного самоуправления вести факультативные занятия в образовательных учреждениях.
Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах - религиозные группы и религиозные организации.
Религиозная группа представляет собой такое добровольное объединение граждан, которое исповедует и распространяет веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и другое необходимое имущество для дея-; тельности религиозной группы предоставляют ее участники.
Религиозная организация - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица. Следовательно, религиозная организация от религиозной группы отличается двумя признаками: 1) состоит из лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих в Российской Федерации. Ее учредителями не могут выступать жители других государств, что значительно ограничивает возможности миссионерской деятельности религиозных объединений зарубежных стран; 2) обладает правами юридического лица и может выступать субъектом всех отношений, регулируемых гражданским законодательством.
Федеральный закон разрешает религиозной группе преобразоваться в другую организационную форму с соблюдением следующих условий. Учредителями религиозной организации могут выступать не менее десяти граждан РФ. Религиозная группа, членами которой состоят учредители, должна существовать на данной территории в течение пятнадцати лет и иметь подтверждение о своем существовании, выданное органами местного самоуправления либо централизованной религиозной организацией.
Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях последовательно проводит конституционный принцип о светском характере государства и полном отделении от него религиозных организаций. В частности, признается, что государство не может: 1) возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления: 2) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, не противоречащую действующему законодательству; 3) давать согласие на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и воинских частях; 4) вводить религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Федеральный закон запрещает сопровождать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащим использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Государство вправе оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, передавать безвозмездно культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и имуществом церковного назначения, а также предоставлять объединениям налоговые и иные льготы. Все иные формы материальной помощи государства религиозным объединениям, в том числе и финансирование строительства новых храмов, являются противоправными, грубейшими нарушениями законности.
В свою очередь религиозные объединения обязываются последовательно соблюдать принцип отделения от государства, в том числе: 1) не возлагать на себя функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и
органов местного самоуправления; 2) не участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и политических движений, не оказывать им материальную и иную помощь.
Религиозные объединения могут действовать самостоятельно, без вмешательства государства при условии уважительного отношения к действующему законодательству и неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубых нарушений Конституции РФ, федерального законодательства либо систематического осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания, религиозная организация по решению суда может быть ликвидирована. За аналогичные деяния судом может быть вынесен запрет на деятельность религиозной группы.
Основаниями для судебного запрета деятельности религиозной группы или ликвидации религиозной организации могут служить такие противоправные деяния, как создание вооруженных формирований, пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий.
:. Органы местного самоуправления

Учредители, руководители и участники религиозного объединения, совершившего насилие над гражданами или иное причинение | вреда их здоровью, несут ответственность в уголовном порядке.
Органы местного самоуправления избираются населением соот-:твующего муниципального образования - городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных обшей территорией, иной населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Структура названных органов весьма многообразна. Это могут быть представительные органы муниципального образования, глава администрации, иные должностные лица и органы местного самоуправления, наделенные полномочием решать вопросы местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Наименование органов местного самоуправления определяется в каждом регионе самостоятельно, исходя из национальных,

исторических и иных местных особенностей. Структура же этих органов определяется населением самостоятельно.
Специфика органов местного самоуправления как самостоятельного компонента политической системы РФ состоит в том, что они сочетают в себе черты, присущие как общественным организациям, так и органам государства.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, образуются непосредственно населением для решения местных, затрагивающих его интересы задач. Состав и структура этих органов не подлежат согласованию с вышестоящими органами государства и тем более не могут утверждаться ими. Всякое вмешательство в этот процесс со стороны органов государства означало бы грубейшее нарушение Конституции РФ, закрепленных ею прав населения на местное самоуправление.
Сформированные непосредственно населением органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий действуют на принципах автономии, самоуправления. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию, действующие федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, но не находятся в подчинении у органов государственной власти и могут не выполнять их оперативно-распорядительные указания.
Самостоятельность организации и деятельности органов местного самоуправления роднит их с общественными объединениями и политическими партиями. Более того, названные компоненты политической системы нередко работают в тесном взаимодействии друг с другом, создавая надлежащие условия для участия населения в решении задач местного значения, формировании органов местного самоуправления, в местных референдумах, сходах и других формах непосредственного волеизъявления жителей муниципального образования. В то же время органы местного самоуправления не представляют собой разновидности общественного объединения. Они сохраняют в себе многие черты государственного управления и остаются в системе государственно-властных отношений. Они, в частности, осуществляют нормативно-правовое регулирование общественных отношений и принимают общеобязательные нормативно-правовые предписания, осуществляют правоприменительную деятельность, принимают акты применения права, которые имеют общеобязательную силу и для органов государства. В целях охраны общественного порядка органы местного самоуправления могут создавать муниципальную милицию.
Весьма широкими правами наделяются органы местного самоуправления в процессе решения вопросов местного значения. Они имеют прежде всего право собственности на определенное имущество. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в состав муниципальной собственности входят земля и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, жилищный фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Местное самоуправление осуществляется на подлинно демократических началах при непосредственном участии населения во всех его делах. Основными организационными формами местного самоуправления выступают формы прямого волеизъявления народа - местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, различного рода территориальное общественное самоуправление, осуществляемое гражданами по их месту жительства (микрорайонов, кварталов, улиц и др.).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, памятников истории и культуры, организуют транспортное обслуживание населения, осуществляют организацию и содержание учреждений общего и профессионального образования, медицины, создают условия для работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, решают иные вопросы местного значения.
По некоторым вопросам органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями. Так, в настоящее время данные органы от имени государства осуществляют охрану окружающей природной среды, решают вопросы социального обеспечения граждан, могут координировать участие предприятий, организаций, учреждений, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории и т.д.
В случае передачи органам местного самоуправления каких-либо государственных полномочий, государство обязано обеспечить органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами. Одновременно государство наделяется
правом контролировать деятельность органов местного самоуправления в рамках переданных им полномочий государства.
В целях защиты органов местного самоуправления от незаконного вмешательства в их деятельность органов государства или должностных лиц Конституция РФ наделяет органы местного самоуправления правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в процессе исполнения решений органов государственной власти. Одновременно Конституция РФ запрещает кому бы то ни было ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами.
Органы местного самоуправления не обладают правом применения мер государственного принуждения к лицам, не выполняющим их нормативно-правовых установлений. По всем фактам неисполнения этих предписаний органы местного самоуправления могут обратиться в суд, который правомочен обязать правонарушителя исполнить соответствующее решение органа местного самоуправления.
Только суд может отменить решение органов местного самоуправления, которое противоречит Конституции РФ, законам и подзаконным нормативно-правовым актам. Органы государства и должностные лица не могут принимать подобных решений, поскольку это означало бы их вмешательство в дела органов местного самоуправления, создавало бы реальные условия для сохранения незаконной практики государственного руководства этими органами.
Действующее законодательство надежно гарантирует деятельность органов местного самоуправления от необоснованного прекращения их полномочий. Право принимать решения по этому вопросу предоставляется только законодательному (представительному) органу субъекта РФ при наличии установленных судом нарушений органом местного самоуправления Конституции РФ, устава субъекта Федерации, федерального закона, нормативно-правового акта субъекта Федерации или устава муниципального образования.

Отличия в правах и обязанностях между религиозными организациями и религиозными группами.

Для начала давайте разберём, что такое религиозное объединение.

Религиозное объединение – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками 1:

    вероисповедание;

    совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

    обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Российское законодательство допускает возможность образования религиозных объединений в двух формах 2:

    Религиозные группы;

    Религиозные организации.

Начнём с религиозных групп, поскольку, исходя из ФЗ, можно отметить, что религиозные группы в процессе создания более упрощены и не имеют таких формальностей, как религиозные организации.

Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица . Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Что касается создания религиозной группы, то ФЗ конкретно не регламентирует порядок процесса образования группы. Поэтому мне пришлось обратиться к практике. Если вкратце, то создание религиозной группы требует:

Заявление по шаблону;

Минимум 10 человек, которые поставят под заявлением свои ФИО и подписи;

Выбрать орган местного самоуправления.

Это то, что касается религиозных групп, теперь

Давайте рассмотрим, что такое религиозные

организации и их особенности.

Что же касается религиозной организации, то для начала следует отметить то, что слово «организация» в российском праве означает юридическое лицо. Определение «религиозная» может применяться только в том случае, если таковой организацию признало государство в ходе экспертизы. В этом случае объединение вправе получать льготы от государства, в том числе налоговые, участвовать в благотворительной деятельности.

И более подробно.

Религиозные организации – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Главное отличие религиозной организации от религиозной группы – наличие у первой статуса юридического лица . В соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает за него по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные:

Местные – это религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованные – это религиозные организации, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозная организация считается созданной с момента государственной регистрации. Порядок такой регистрации определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Напомню, что учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

Так же религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

8.1. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

9. Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.