Развитие предпринимательства в россии. Развитие предпринимательства в рф

      Этапы развития предпринимательства в России.

      Современные проблемы предпринимательства в РФ.

      Опыт западного предпринимательства.

Литература:

1. Этапы развития предпринимательства в России

Становление предпринимательства в нашей стране прошло долгий и сложный путь от мелкой торговли до крупнейших в мире заводов и фабрик. Со времен Рюрика (IX в.) до XII в. господствовало натуральное хозяйство, внутренняя торговля была развита крайне слабо, а вот внешние связи имели разветвлен­ный характер и были более интенсивными. Осваивались в это время пути в Византию, Закавказье, Среднюю Азию. Русские купцы торговали в Прибалтике, на Дунае, в Багдаде, Константинополе и Александрии, прокладывали пути в Каспийском, Черном и Балтийском морях, вокруг Европы в Африку, Рим и Афи­ны. Русских купцов-первопроходцев можно назвать предпринимателя­ми (условно), но именно они закладывали стабильность в экономическое и политическое развитие Руси.

После собирания Москвою русских земель (XIV в.) и обретения ими политической независимости (XV в.) формируются крупные торговые центры (Тверь, Новгород, Кострома), появляются элементы цеховой организации ремесел (в основном на северо-западе России), растет количество гостиных сотен (купеческих объединений). Деятельность купцов – исключительно торговля и перепродажа. Московское правительство активно способствовало иностранной коммерции. Английские купцы организовали торговую «Московскую компанию», после того как в 1553 г. был открыт морской путь в Англию через Белое море. Иван IV Грозный дал ей огромные привилегии.

В XVII в. медленно растет мануфактурное производство. В 1631 г. создан первый завод – Ницинский медеплавильный. При царе Алексее Михайловиче (1645-1676) складывается всероссийский рынок. В 1667 г. утверждается Новоторговый устав, который унифицирует пошлины и существенно либерализует условия торговли для отечественного купечества. Но предпринимателей как класса еще не было. Русский экономист М. И. Туган-Барановский заметил, что до эпохи Петра Великого наш торговец не обнаруживал наклонности становить­ся самостоятельным предпринимателем. Периодом длительного становления предпринимательства стали годы прав­ления Петра Великого, который впервые широкомасштабно предъявил социальный спрос на предпринимательскую деятельность, повелев создавать мануфактуры по всей России. Был выдан государственный заказ на форсированное развитие отраслей промышленности, прежде всего горной, оружейной, суконной и полотняной.

Существовало пять способов учреждения мануфактур петровской администрацией:

    казна строит заводы и управляет ими;

    казна строит завод и передает его в частные руки;

    казна снабжает частное лицо беспроцентной ссудой на строительство;

    казна приглашает иностранцев под гарантии привилегии в производстве и торговле;

    строят частные лица, но государство дарует монополию на производство.

В эту эпоху прославилась семья Демидовых, которая на протяжении 150 лет была крупнейшей династией предпринимателей-промышленников. Деми­довы учредили премию Академии наук, которая считалась наиболее почетной наградой России. Экономическая политика Петра в отношении к промышлен­ности сочеталась с рядом мероприятий по развитию сельского хозяйства. Со­циальные слои предпринимателей были различны, но основной костяк состав­ляли русские крупные торговцы. Разночинцев среди предпринимателей извест­но мало. Например, владелец шелковой мануфактуры Милютин – бывший цар­ский истопник, владелец кожевенного завода Шаблыкин – бывший ремеслен­ник. Немного среди предпринимателей и дворян.

Промышленность в эпоху Петра была крепостной, а не капиталистической. Государство приписывало крепостных крестьян к фабрике, т. е. осуществляло полный контроль за развитием промышленности и предпринимательства. Поэ­тому предприниматель не мог изначально осуществлять перелив капитала – крестьяне были прикреплены к земле, а земля принадлежала помещикам.

В период 1725-1800 гг. промышленность окрепла и уже в 1760 г. количество промышленных предприятий выросло в 3,5 раза по сравнению с эпохой Петра I. Легкая промышленность догоняет в темпах тяжелую. Развивается ураль­ская металлургия. Построено несколько новых заводов, их общее количество к 1796 г. достигает 83. За границу вывозилось до 50% производимого железа, насыщается и внутренний рынок. Покровительственный тариф 1766 г. и Указ 1775 г. о свободной организации заводов несколько ускорили процесс промышленного развития. Внутренняя торговля России увеличилась настолько, что Указом 1753 г. были отменены внутренние таможенные сборы, была уничтожена русско-украинская таможенная черта. К середине ХVIII в. возникло несколько купеческих компаний с монопольными правами. Так, купец Шемякин получил на откуп государственные таможни с обязательством вносить ежегодную сумму сборов, равную средней за предшествующие годы. В 1758 г. в Петербурге и Москве были открыты первые банковские конторы, дававшие ссуды под векселя и делавшие денежные переводы. Во второй половине ХVIII в. наблюдается значительный рост частной внешней торговли: с 21 млн. рублей в 1762 г. до 30 млн. рублей в 1778 г. Растет вывоз хлеба и сокращается вывоз железа. В эволюции развития российского предпринимательства наметились конфликты, связанные с крепостничеством.

Заводчикам еще по указу Петра I запрещалось покупать во владение крепостных, это считалось исключительно прерогативой дворян. Предпринимательство носило «крепостнический характер», но число мануфактур увеличивалось.

Начало ХIХ в. стало для предпринимательства переломным. Немногочисленный слой деловых людей становится реально действующим социальным фактором развития экономики страны. Если в ХVIII в. предпринимательство развивалось благодаря спросу со стороны государства, то в ХIХ в. наступает относительная свобода как от опеки, так и от поддержки со стороны царственных особ. Александр I (1801-1825) издал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам по их желанию отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В 1913 г. в Петербурге был открыт первый коммерческий банк, имеющий свои филиалы в шести городах.

Для стимулирования промышленности предприниматели создали Мануфактурный и Коммерческий совещательные комитеты (советы), принимавшие участие в подготовке законопроектов по экономической политике правительства, популяризовали технические новшества, давали практические рекомендации.

Таким образом, в начале ХIХ в. начинается становление промышленного предпринимательства в России, хотя отсутствие свободной рабочей силы, капиталов, земли, опыта, а также крепостничество мешали развернуться предпринимателю. В экономике решающим оставалось крестьянское хозяйство. Новым этапом развития предпринимательства в России является реформа 1861г. Практически фундаментом этой реформы явилось то, что к началу 60-хх годов ХIХ в. нашем государстве уже действовало более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих, насчитывалось на 1 января 1861 г. 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. рублей .

В 1864 г. в Петербурге появился частный коммерческий акционерный банк, была выдана первая концессия в 1866г. на постройку железной дороги Козловы – Воронеж, прошли первые форумы отечественных предпринимателей: сначала первый купеческий съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Появилось рабочее законодательство (80-90 гг.), получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства – акционерно-паевая. В 1864-1873 гг. в стране было учреждено уже 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных с капиталом примерно 700 млн. рублей, 73 банка с капиталом порядка 220 млн. рублей и 163 промышленных общества с капиталом 130 млн. рублей.

Отечественные предприниматели добились в пореформенный период немалых успехов. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих промышленных держав, за исключением США. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860-1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отмечалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к той группе стран – Германия, Италия, Япония, – которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и, как следствие, вынуждены были часто опираться в своем утверждении не столько на экономические, сколько на административные методы. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное вмешательство и государственное регулирование. Отсюда относительно жесткая подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования. В пореформенный период государство оставалось абсолютистским, оно продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации, поддерживало преимущественно дворянско-помещичью предпринимательскую деятельность.

Мощный государственный сектор дооктябрьской России охватывал, кроме таких традиционно казенных отраслей, как почта, телеграф, транспорт, оборонная промышленность и т. п., также металлургию, горнорудное производство, нефтедобычу, сельскохозяйственное производство, что вызывало недовольство предпринимателей в главной отрасли российской экономики – сельском хозяйстве – казенными были в среднем 40% земельных угодий, а по остальным губерниям, в частности в Вологодской и Архангельской, – до 88-95% .

Российская промышленность развивалась в пореформенный период главным образом по линии вытеснения крепостной вотчинно-дворянской фабрики частной предпринимательской промышленно-купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерные общества. Участники торгового дома («товарищи») отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, то есть несли полную, неограниченную ответственность, участники товарищества на паях («пайщики») и участники акционерного общества («акционеры») несли полную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.

Было также два вида торговых домов, так называемые полные товарищества и товарищества на вере. В последнем случае, помимо несших полную ответственность «товарищей», участниками торгового дома были еще и лица, отвечавшие лишь в пределах своего вклада. Лицам, отдавшим предпочтение такой организационной форме предпринимательства, как торговый дом, было достаточно всего лишь простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым. Учреждение же предприятий акционерно-правового типа, а также изменение каких-либо существенных условий их деятельности осуществлялось только с разрешения правительства на основе частных законодательных актов. К концу XIX- началу XX вв. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. В первом случае чаще всего преследовалась цель мобилизации капитала широкого круга лиц и открытия на этой базе новой фирмы. Во втором - капитал уже имелся и пайщики руководствовались в основном мотивами расширения и развития дела, часто стремясь при этом к ограниче­нию круга пайщиков, дабы обеспечить сохранение решающей роли за прежни­ми владельцами фирмы.

К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продук­ции. Их число достигло 1300. В отраслях, выпускающих оставшуюся 1/3 про­мышленной продукции, господствовало, за небольшим исключением, едино­личное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в муко­мольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и в шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конку­рировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности.

Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89,7%), металлообработке (64,8%) и цементном производстве (42,4%), паевых товариществ – в хлопчатобумажном производстве (60,3%), льняной промышленности (48,5%) и бумажной (35,3%) .

Интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее, нежели в Западной Европе, – лишь в начале 80-х гг. XIX в. К началу XX в. в стране насчитывалось, по некоторым оценкам, 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленнос­ти. Процессы монополизации охватили целиком основные отрасли промыш­ленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой – сахарорафинадное.

На рубеже веков произошло также вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890г. крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. руб. и более преобладали в 8 отраслях, то всего через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83,1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предприниматель­ства сопровождались резким сокращением общего количества деловых единиц: с 13799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г.

Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты, то есть сбытовые орга­низации. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886г. В следующем году образовали синдикат сахарозаводчики, особенно преуспевшие в ограничении конкуренции. В 1895г. они добились введения государственной сахарной нормировки, предусматривала ограничение производства сахара и его поставок на внутренний рынок в целях поддержания на нем высоких цен. Однако наиболее активно синдикатизация промышленности Российской империи происходила в 1902-1904гг. В этот период начали функционировать объединения предпринимателей синдикатского типа «Трубопродажа», «Продамет», «Продвагон». «Продуголь», к примеру, объеди­нил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции. Тем не менее в рассматривае­мый период в нашей стране монополия одной фирмы была скорее исключени­ем. Типичной же была иная ситуация – олигополия нескольких крупных фирм резиновой промышленности, например, конкурировали «Треугольник» и «Проводник», в нефтяной промышленности – «Товарищество Нобель», «Англо-гол­ландский трест» и «Русское генеральное нефтяное общество» .

Несмотря на высокий уровень монополизации экономики в дооктябрьский период, монополистические структуры отечественных предпринимателей сбытового типа не подавляли конкуренции в области реализации продукции. Нали­чие в экономике монопольных структур синдикатного типа сказывалось в основ­ном на регуляции масштабов производства. Зарубежная деятельность россий­ского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предварительные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов, Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 ми­рового хлеба экспорта), оставляла позади Аргентину и США.

В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны – промышленные товары, главным образом, хлопчатобу­мажную ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевую руду, стекло, металличес­кие изделия.

Экспорт же капитала не практиковался отечественными предпринимателя­ми в сколько-нибудь широких масштабах. Они вывозили свой капитал в основ­ном в страны Востока. Особенно значительные капиталовложения были поме­щены в Китае и Манчжурии – 750 млн. руб. Напротив, иностранные предприниматели активно инвестировали свой капитал в нашу экономику, что играло существенную роль в развитии российской экономики. На начало 90-х гг. при­ходится период особого интенсивного прилива иностранного капитала. Эти капиталовложения составляли более трети всех капиталовложений в российские Ценные бумаги. Доля участия иностранных предпринимателей в российских акционерных обществах также возрастала довольно высокими темпами: в 1893 г. она составляла 23%, в 1900 – 35%, в 1908 – 40%. Иностранные предприниматели вкладывали свой капитал преимущественно (3/5 от общей суммы) в три отрасли российской промышленности – горную, металлургичес­кую и металлообрабатывающую. В горной промышленности, к слову, удельный вес зарубежного капитала уже в 1890 г, превышал вклады отечественных предпринимателей, а к концу XX в. составлял вообще 70%.

Первое место по числу и по сумме акционерного капитала в начале XX в. занимали бельгийские общества, функционировавшие главным образом в каменноугольной, металлургической промышленности, металлообработке, производстве стройматериалов, а также в сфере городского транспорта Российской империи. На втором месте закрепились французские предприниматели, а 3-е место занимали германские общества, вкладывавшие свой капитал в основном в химию, электропромышленность и банковское дело . На основе приведенных цифр с уверенностью можно говорить об исторических реалиях, доказывающих благотворное влияние рыночных форм иностран­ного участия в развитие экономики рыночного типа.

Известные события 1917 г. резко изменили ход событий в политической и экономической жизни России. Октябрьские события самым непосредственным образом коснулись и предпринимательства. В послеоктябрьский период предпринимательская деятельность прошла несколько условных этапов. Первый ох­ватил период с октября 1917 г. до начала 20-х гг., смысл его в безоговорочном вытеснении предпринимательства из экономической жизни. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее, прежде всего, с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Отношение к предпринима­тельству было однозначно: оно несовместимо с социализмом. Во всех сферах общественной жизни устанавливалась государственная монополия. Предпри­нимательской деятельностью продолжало заниматься лишь небольшое количе­ство мелких и средних (частных) хозяев.

Период НЭПа знаменовал собой новый этап. Предпринимательские функции взяло на себя само государство. Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акцио­нерных обществах и других объединениях, Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 20-х гг. Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития производства создавали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. И все же не стоит переоценивать роль этого периода в возрожде­нии предпринимательства. Поскольку оно рассматривалось как чуждое социа­лизму временное явление, экономические и правовые условия развития предпринимательской деятельности в этот период оставались нестабильными, не давали твердых гарантий со стороны государства. Нэпман – двусмысленная фигура капиталиста в стране, которая поскорее хотела стать социалистической, – был, прежде всего, торговцем. В промышленности, где он ограничивался обычной арендой у государства того или иного предприятия, его удельный вес был минимальным: меньше 2% выпускаемой продукции. Правда, этот показатель возрастал до 24% с учетом ремесленников и владельцев совсем крошечных фабрик. Другое дело – торговля. Товарооб­мен был возрожден после 1921 г. главным образом силами частников. Их роль была господствующей, особенно в розничной торговле, и таковой оставалась до середины 20-х гг., когда государственная и кооперативная торговая сеть начала брать верх. В 1924г. после кризиса предыдущего года был образован Народный комиссариат торговли. К 1926-1927 гг. частники осуществляли б этой области уже не более 37% всех операций, хотя в абсолютных цифрах их оборот по-прежнему продолжал расти. Тем не менее недостаток товаров, сла­бый товарооборот между городом и деревней оставляли вопрос открытым. Руководствуясь логикой спекулянтской предприимчивости, нэпман пролезал во все «щели» хозяйственного механизма, которые общественный сектор – государственный или кооперативный – оставлял неприкрытыми.

Третий этап в истории предпринимательства в СССР был самый длительный и драматичный. Он охватил период с конца 20-х гг. (ликвидация НЭПа) до второй половины 80-х гг., Это был период безраздельного господства административно-командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности). Оно перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков, По имеющимся экспертным расчетам, к середине 80-х гг. в сфере нелегального сектора экономики задей­ствовано было около 30 млн. чел., что составляло более 20% общей числен­ности занятых в народном хозяйстве.

Отдельного рассмотрения требуют события, происшедшие в России в период с 1986 г. Именно в это время, сначала на неофициальном, а затем и на официальном уровне проводимые в экономике реформы формально были ориентированы на рынок. Однако реальные шаги крыночной переориентации были сделаны лишь в 1990 г., когда Горбачевым была устно «реабилитирована» част­ная собственность. Процесс структурной трансформации начался на макроэкономи­ческом уровне. В то же время на макроуровне, начиная с 1937 г., после принятия Закона о кооперации, развернулась настоящая «пред­принимательская революция». Но, оценивая ее результаты, которые сущест­венно деформировались и продолжают искажаться внешней экономической сре­дой, показательно, что уже сегодня занятость в негосударственном секторе эко­номики существенно превышает численность работающих в оборонных и неко­торых других отраслях народного хозяйства.

«Предпринимательский бум» в России в конце 80-х гг., целиком и полностью лежит в русле тенденций мировой динамики этих процессов, Новая волна предпринимательской активности захватила в середине 70-х г. сначала США, затем Европу, распространилась на новые индустриальные и другие страны Юго-Восточной Азии и такие интенсивно развивающиеся государства, как Мексика, Чили, Турция. Государственная политика в этих странах адекватно реагировала на потребности децентрализации, переходила к косвенным рычагам регулиро­вания, а затем и к прямой поддержке предпринимательства. Несомненно, что временное совпадение мировых тенденций с реформами в России - фактор, позитивно влияющий на процесс становления предпринимательства.

Предпринимательство в РФ: сущность, виды, субъекты

контрольная работа

1. Предпринимательство в РФ: сущность, виды, субъекты. Развитие малого предпринимательства в РФ

Предпринимательство - это непосредственная самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством. Создание (учреждение) субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица, а также владение корпоративными правами не являются предпринимательской деятельностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

* собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т.д.);

* наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т.д.);

* индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т.д.);

* государственного или муниципального служащего;

* менеджера (управляющий чужим предприятием);

* пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

* учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

* безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

* занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

* вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

* новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

* качество;

* цена, доступность товара;

* степень универсальности товара;

* внешний вид и упаковка;

*позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

* возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

* соответствие общепринятым или государственным стандартам;

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

* тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

* посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

* ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).

Виды предпринимательства зависят от направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов. Выделяют следующие виды предпринимательства:

Производственное;

Коммерческо-торговое;

Финансово-кредитное;

Страховое;

Посредническое.

Производственное предпринимательство - это процесс производства конкретных товаров, осуществления работы и оказания услуг для их реализации потребителям (покупателям). Производственное предпринимательство осуществляется в материальной сфере. Соответственно выделяется предпринимательство по подотраслям (например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т.д.).

С народнохозяйственной точки зрения производственное предпринимательство - самый важный и определяющий вид предпринимательства, так как в производственных организациях (фирмах, компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции и товаров массового потребления. Все виды товаров, работ и услуг для конкретных потребителей (населения, предпринимательских фирм, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства.

Производственное предпринимательство в России - наиболее рисковое занятие. Риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере.

Коммерческо-торговое предпринимательство - основной вид российского предпринимательства. Предприниматель здесь выступает в качестве непосредственного торговца, доводя готовые товары до конкретных потребителей. Для успешного занятия этим видом предпринимательства необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать на изменения спроса, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Для его развития необходимы как минимум два условия; относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые из­держки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска (особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования).

В финансово-кредитном предпринимательстве предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валюта и национальные деньги. Этот вид предпринимательства осуществляется через коммерческие банки, финансово-кредитные компании, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций в России регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации.

При страховом предпринимательстве страховые организации в соответствии с законодательством и договором страхования гарантируют страхователям возмещение ущерба от потери имущества, утраты здоровья, жизни и других видов потерь. При заключении договора страхования страховые компании получают соответствующую плату, то есть компенсируют свои издержки, вероятность риска и получения прибыли. Страховое предпринимательство - один из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время страховая компания дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) на получение ими компенсации при наступлении в их деятельности страхового случая, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

Посредническая предпринимательская деятельность - это вид предпринимательской деятельности, при котором субъекты экономической деятельности непосредственно не производят и не продают товары, а выступают в качестве посредников между производителями и потребителями. Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере - коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность в значительной мере рискованна, поэтому предприниматель-посредник всегда должен учитывать степень риска при осуществлении посреднических операций.

В зависимости от предмета деятельности выделяются и такие виды предпринимательства, как консалтинг, образовательная деятельность, предоставление банковских услуг и т. д.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

для микропредприятий - 60 млн. рублей;

для малых предприятий - 400 млн. рублей.

С 1 января 2010 года также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

предпринимательство потребитель государство малый предприятие

Таблица 1 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа

прирост / сокращение за период

01.04.2009-01.04.2010

среднегопо РФ

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Северо-Кавказский ФО

Приволжский ФО

Уральский ФО

Сибирский ФО

Дальневосточный ФО

По состоянию на 1 апреля 2010 г. в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,5% меньше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,6 ед. и составило 154,7 ед.

В трех федеральных округах наблюдается рост количества малых предприятий как в абсолютном выражении, так и в расчете на 100 тыс. человек населения. Лидеры роста - Дальневосточный федеральный округ (прирост 4,9% или 7,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Уральский федеральный округ (прирост более чем на 3,9% или 4,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В Приволжском федеральном округе прирост количества малых предприятий составил порядка 0,9% или 1,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.

Наиболее значительное сокращение количества малых предприятий зафиксировано в Южном федеральном округе - на 16,7% или 26 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения.

В Центральном федеральном округе количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей сократилось на 12,9 ед., в Северо-Кавказском федеральном округе - на 3,3 ед., в Сибирском - на 3,0 ед., Северо-Западном - на 0,5 ед.

Таблица 2 - Распределение регионов по группам с различной динамикой числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля 2010 г.

На 1 апреля 2010 г. по сравнению с 1 апреля 2009 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 47 регионах.

Наибольший рост показателя (более чем на 20,0 ед.) отмечен Чукотском АО (на 155,5 ед.), Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской областях (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской области (на 20,6 ед.) и Республике Марий Эл (на 20,3 ед.)

Заметный рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей (более чем на 10,0 ед.) отмечен также в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецкий АО (на 17,6 ед.) и Тюменской области (на 16,2 ед.), Республике Татарстан (на 14,6 ед.), Магаданской области (на 14,5 ед.) и Ханты-Мансийском АО (на 13,5 ед.), Иркутской области (на 13,3 ед.) и Чувашской Республике (на 11,7 ед.), Курской области (на 11,6 ед.) и Республике Северная Осетия-Алания (на 11,2 ед.).

В 36 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя характерно для Волгоградской (на 79,9 ед.), Мурманской (на 67,3 ед.) и Московской (на 53,8 ед.) областей.

Значительное сокращение количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей (на 10,0 ед. и более) зафиксировано в Калининградской (на 36,9 ед.) и Ивановской (на 32,3 ед.) областях, Красноярском крае (на 31,3 ед.), Нижегородской (на 27,4 ед.) и Ростовской (на 23,7 ед.) областях, г. Москве (на 23,5 ед.), Белгородской (на 13,8 ед.) и Челябинской (на 11,5 ед.) областях, Краснодарском крае (на 10,0 ед.).

Таблица 3 - Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г.

Федеральные округа

Объем оборота в январе-марте 2010 г.

на душу населения,руб.

в % к январю-марту 2009 г.

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Северо-Кавказский ФО

Приволжский ФО

Уральский ФО

Сибирский ФО

Дальневосточный ФО

Общий объем оборота МП в Российской Федерации за 1 квартал 2010 года составил 2 020,8 млрд. рублей, что на 3,5% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.

Наиболее значительный рост показателя отмечен в Центральном федеральном округе (на 15,6%) и Дальневосточном федеральном округе (14,1%). Положительная динамика характерна для Сибирского (на 5,8%), Северо-Западного (на 0,7%) и Приволжского (на 0,1%) федеральных округов.

Негативная динамика показателя наблюдается в Уральском федеральном округе (сокращение на 12,0%).

В январе-марте 2010 г. прирост объема оборота МП отмечается в 49 регионах.

В наибольшей степени показатель вырос в Республике Тыва (на 70,0%), г. Москва (на 69,8%), Республике Ингушетия (на 69,5%), Костромской области (на 59,0%), Кабардино-Балкарской Республике (на 49,2%) и Ленинградской области (на 33,5%).

Рост показателя свыше 20% отмечен в Вологодской области (на 29,7%), Чувашской Республике (на 28,6%), Магаданской (на 28,0%) и Новосибирской (на 26,2%) областях, Республике Хакасия (на 26,2%), Забайкальском крае (на 25,2%), Тверской (на 23,0%), Ивановской (на 23,0%), Архангельской (на 21,0%) и Амурской (на 20,3%) областях.

Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. Для этого необходимо решить ряд проблем.

Проблема 1. Существующая система управления территорией тормозит развитие предпринимательства.

Сегодня бюджет районных администраций от деятельности субъектов малого предпринимательства никак не зависит. А если бюджет не зависит от экономического климата в России, поддержка малого бизнеса будет носить чисто формальный характер. При этом именно малый и средний бизнес обеспечивает рабочие места, развивает инфраструктуру района, составляет основу его экономики. Сейчас - это слабая неработоспособная система, решающая вопросы местного значения. Было бы правильно провести укрупнение муниципальных образований, расширить их полномочия, в том числе - поручить им заботу о малом бизнесе.

Проблема 2. Монополии - тормоз в развитии бизнеса.

Все монопольные структуры России опираются на действующее федеральное законодательство. Например, энергетики опираются на постановления № 530 и № 861 Правительства РФ, которые определяют порядок функционирования монополистов и требования, предъявляемые к субъектам малого и среднего бизнеса при подключении к энергосистеме. Ассоциации не известно ни одно предприятие малого бизнеса, способное выполнить эти требования.

Проблема 3. Коррупция, которая приобрела системный характер.

Когда мы говорим о коррупционной емкости законов и взяточничестве, мы говорим, в том числе, о Постановлениях Правительства РФ № 530 и № 861. Правоохранительная система не защищает бизнеса и частной собственности - основы любого цивилизованного государства.

Проблема 4. Рейдерство.

Есть две основные разновидности рейдерства: со стороны частного бизнеса и со стороны чиновничества. Если противодействие рейдерству частных компаний может быть организовано достаточно эффективно, то перед произволом чиновников бизнес практически беззащитен. Рейдер-чиновник при захвате чужого имущества широко использует административный ресурс, правоохранительные и фискальные органы, монополистов.

Проблема 5. Отсутствие административного ресурса поддержки и защиты интересов малого бизнеса.

При системе управления, принятой в РФ, у малого бизнеса отсутствует федеральный орган, персонально отвечающий за его развитие.

Действующий Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» носит рамочный характер. Важно внести в документ положения, обеспечивающие создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства и его защиту от монополистов и недобросовестных чиновников.

В тоже время, малый бизнес в России развивается полным ходом, малые предприятия растут как грибы, предлагая населению всё новые услуги, товары. С каждым днём в городах России всё меньше остаётся незанятого никем вида предпринимательской деятельности, соответственно растёт и конкуренция. Многие предприятия не доживают до дня своего «рождения», но есть и такие, кто прочно занял своё место на рынке товаров и услуг, без которых население уже не может обходиться. «Школа бизнеса» желает вам попасть в их число.

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь

Возникновение и развитие малых предприятий связано с предпринимательством, которое в соответствии с классической экономической теорией представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан...

Малое предпринимательство в торговле

Рассмотрев сущность предпринимательства, мы переходим к изучению субъектов малого предпринимательства...

Малое предпринимательство в экономике России

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом критерии (показатели), констатирующие сущность этого понятия...

Предпринимательство в РФ: сущность, виды и субъекты

Проект развития системы малого предпринимательства на территории ЦАО г. Москвы

К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для его формирования и развития...

Развитие малого бизнеса в России

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений)...

Развитие малого предпринимательства в Карагандинской области

История предпринимательства начинается уже со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей...

Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России

Для 1991-1992 гг. характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 года в России действовало 134,6 тыс. кооперативов...

Современные тенденции развития малого предпринимательства

Малое предпринимательство в России еще не получило должного развития. За годы перехода Российской экономики от плановой к рыночной, новые формы хозяйственной деятельности получили некоторое развитие. Так, в 1995 г. из общего числа 1946...

Социально-экономическое содержание предпринимательства и его современные формы

История предпринимательства начинается уже со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей...

Частная собственность, ее место и роль в экономике. Цели предпринимательской деятельности

В настоящее время виды предпринимательской деятельности весьма разнообразны. Выделяют следующие виды предпринимательства: производственное; финансовое; коммерческое...

Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.

Малый бизнес - это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации. К малого относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр а также крестьянские и фермерские хозяйства.

В первой половине девяностых годов развитие малого предпринимательства в России получило новый виток за счет массового процесса приватизации государственных предприятий. Перераспределение еще больше способствовало развитию предпринимательства. В 1995 году принимается федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который отрегулировал общие вопросы и развитие малого предпринимательства в России. Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие.

Развитие любых форм предпринимательской деятельности зависит от двух условий - от экономической обстановки в стране и способности самого объекта предпринимательской деятельности использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Эти факторы действуют на развитие малого бизнеса, который очень чувствителен к созданным ему условиям.

История российского предпринимательства за короткий срок прошла все стадии эволюционного развития. В результате сформировались определенные капиталы, которые способствовали расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.

В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса. Среди банков, которые будут выдавать льготные кредиты предприятиям малого бизнеса - Сбербанк, Россельхозбанк, Банк Уралсиб и другие.

На сегодняшний день группой мировых экспертов выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:

  1. Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, слабая правовая защищенность предпринимателей, разрыв хозяйственных связей.
  2. Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.
  3. Негативное отношение к предпринимателям части населения.
  4. Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
  5. Снижение население на массовую продукцию.

Однако, как показывает мировой опыт, малый бизнес не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Развитие малого предпринимательства в РФ [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В статье приведен базовый перечень направлений совершенствования развития малого предпринимательства в России.

Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы 90-х при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Быстрый темп развития предпринимательства ставит перед Россией задачи, которые можно решить, соединяя наши преимущества в виде интеллектуальных ресурсов с достижениями экономики. Эта тема тем более актуальна в контексте участия России в ВТО. Нам нужно принять меры по государственной защите российского малого бизнеса.

Развитие малого бизнеса, в том числе наукоемкого, на региональном уровне без внимания со стороны федеральных властей затруднено. Производственный бизнес, в отличие от торгового, по природе не может быть "сливочным": "быстрых" денег здесь не бывает и поиски инвесторов и кредитов связаны с большими трудностями. В частности сложившаяся российская банковская система никак не стимулирует развитие малого предпринимательства. В лучшем случае можно получить "короткие" деньги на операцию "купи-продай". А вот кредиты на несколько лет для начинающих "с нуля" предпринимателей практически недоступны. Ведь новоиспеченному бизнесмену нечего заложить, кроме собственной квартиры, да и то, если она имеется. Нужны совершенно новые, неординарные залоговые механизмы, новые принципы финансирования малого бизнеса.

Сущность и роль малого предпринимательства в экономической системе

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). Также под малым предпринимательством понимается "деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником".

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как "весьма малые", до 99 человек как "малые", от 100 до 499 человек как "средние" и свыше 500 как "крупные".

В соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 № 209-ФЗ критерий средней численности работников определяется следующим образом:

От ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

До ста человек включительно для малых предприятий;

Среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.

Субъектом малого бизнеса в соответствии с законом считается компания (или предприниматель), средняя численность работников которой не превышает 100 человек.

Для организаций есть еще одно условие: суммарная доля государства, иностранных компаний или граждан, различных общественных или благотворительных объединений, других компаний, не являющихся малыми, в уставном капитале не должна превышать 25 процентов.

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

Численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

Вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

Вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

Ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

Насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

Навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

Положительным фактором деятельности субъектов малого предпринимательства является рост среднесписочной численности работников.

Усиление роли малых предприятий в экономике страны обеспечивается увеличением объемов производства продукции (работ, услуг). Эти данные свидетельствуют о росте эффективности деятельности малых предприятий.

Повышение роли малых предприятий в экономике страны определяется также ростом инвестиций в основной капитал малых предприятий.

Деятельность малых предприятий характеризуется более высоким уровнем производительности труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и на малых строительных предприятиях. На малых промышленных предприятиях производительность труда превысила достигнутую производительность в среднем в промышленности на 30%.

Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.

Поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

Формирование конкурентных условий, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

Содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

Привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

Более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

Вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

Формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

Активизация научно-технического прогресса;

Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

Содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.

Проблемы малого предпринимательства в РФ

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ малого предпринимательства.

  • сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
  • низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе.
  • негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
  • неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.
  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия в сложное положение. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

За отчетный период факторами, ограничивающими рост производства у малых предприятий промышленности, были отсутствие и изношенность оборудования; недостаточный спрос на внутреннем рынке, общая экономическая и политическая нестабильность, недостаточный спрос на внешнем рынке, высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий, высокая конкуренция со стороны зарубежных предприятий. Факторы, ограничивающие рост производства у малых предприятий промышленности, приведены в таблице.

Факторы, ограничивающие рост производства у малых предприятий промышленности

Наименование факторов

базовый год.

отчетный год.

Отсутствие и изношенность оборудования

Недостаточный спрос на внутреннем рынке

Общая экономическая и политическая нестабильность

Недостаточный спрос на внешнем рынке

Высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий

Высокая конкуренция со стороны зарубежных предприятий

Ограничений нет

Совершенствование институциональных основ развития малого предпринимательства

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы).

Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, позволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств.

Законодательными и нормативными актами формируется система экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды существованию незаконного предпринимательства, лжепредпринимательства. Одновременно законодательными актами должны устанавливаться меры защиты субъектов предпринимательства от внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти на разных уровнях. Чтобы предпринимательство в России успешно развивалось, государство (в лице РФ, субъектов РФ и местного самоуправления) должно поддерживать законное, инновационное предпринимательство, становление которого – важное условие экономического роста.

Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. "Большое препятствие для дальнейшего развития малого предпринимательства состоит в том, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими".

В целях совершенствования институциональных основ функционирования малого предпринимательства следует провести ревизию действующего законодательства для ликвидации избыточных функций органов власти по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью предприятий малого бизнеса и оптимизировать нормативные правовые основы государственного регулирования малого предпринимательства со стороны государства.

Для уменьшения уровня административных барьеров и упорядочения деятельности контролирующих и инспектирующих органов следует:

Создать единую нормативную правовую базу, позволяющую унифицировать подходы федеральных и региональных властей по сокращению и недопущению создания новых административных барьеров, а также по вопросам снижения налогового бремени;

Осуществлять регулирование преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не в подзаконных актах; отменить подзаконные акты, препятствующие развитию малого предпринимательства и нарушающие положения действующих законов, в том числе в сферах лицензирования видов деятельности, сертификации продукции, регистрации юридических лиц, аренды помещений и землеотвода;

Ввести ответственность должностных лиц за действия (бездействие), препятствующие созданию и деятельности малых предприятий, а также обязанность по возмещению ущерба, возникшего в связи с превышением должностными лицами полномочий при проведении проверок;

Установить упрощенную процедуру ликвидации малых предприятий, не имеющих кредиторской задолженности;

Законодательно закрепить безвозмездность проведения обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ;

Установить ограничения на принятие органами государственного контроля (надзора) решений об остановке производственной деятельности малого предприятия при выявлении нарушений;

Установить ограничения по видам нарушений, по которым проверяющие (контрольные) органы имеют право применять финансовые санкции;

Ввести дифференцированные размеры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних; исключить практику установления контролирующими органами "вилок" для величин взимаемых штрафов, практическое применение которых не должно иметь жесткого регламента.

Для оптимизации работы по реализации перечисленных мер сформировать в Общественном совете предпринимателей при Правительстве РФ секцию малого предпринимательства с возложением на нее функций проведения ревизии действующего законодательства и предварительной общественной экспертизы всех проектов правовых и нормативных документов по вопросам развития и регулирования малого предпринимательства. Ввести в состав Межведомственной комиссии при Правительстве РФ по устранению административных барьеров в отношении малого предпринимательства представителей объединений предпринимателей, отстаивающих интересы малого предпринимательства. Аналогичные меры следует реализовать и на региональном уровне.

Совершенствование государственной поддержки малого предпринимательства

Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность.

В России уже созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К данным предпосылкам относятся:

Традиционно высокий уровень предпринимательских способностей граждан;

Конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

Законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;

Наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;

Достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства способны стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

Целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

Повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса – базы политической стабильности;

Повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:

Формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;

Финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;

Формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

Повышения эффективности деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

Существует необходимость снижения налогового бремени, применения упрощенных процедур налогообложения и представления отчетности, создания благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) развития малого предпринимательства. Необходимым условием является улучшение налогового климата для субъектов малого предпринимательства. Это должно быть обеспечено путем разработки и введения в действие соответствующих глав специальной части НК РФ, регламентирующих применение следующих видов систем налогообложения субъектов малого предпринимательства: упрощенной системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей и системы налогообложения для определенных видов деятельности (единый налог на вмененный доход). При этом НК РФ не должен содержать норм, напрямую обязывающих субъекты малого предпринимательства переходить на указанные системы налогообложения. Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности должны стать валовая выручка или совокупный доход (по выбору самого налогоплательщика), полученные за отчетный период.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, следует организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

Содействие созданию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства под инвестиционные проекты субъектам малого предпринимательства;

Разработка действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями; апробация такого механизма в отдельных субъектах РФ с последующим анализом эффективности и выработкой предложений по внедрению на всей территории РФ;

Субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;

Внедрение в сфере малого предпринимательства типовых схем финансовой аренды (лизинга);

Содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес;

Развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства;

Развитие системы формирования кредитных историй предприятий (в том числе малого бизнеса) специализированными организациями (кредитными бюро) в целях упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков.

Реализация данных мер позволит существенно улучшить государственную поддержку развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Выводы

Малый бизнес в России уже стал значимым социальным сектором. Он кормит семьи мелких предпринимателей, снимая тем самым нагрузку с государственного бюджета на содержание армии безработных.

Кроме того, малый бизнес в настоящее время – самый перспективный сектор экономики. Он держится на свежих идеях, предприимчивости. Когда мы определяем, что может быстро вывести нас из кризиса, что обеспечит большое количество рабочих мест, стабильные налоги и экономический рост, что предоставляет широкие возможности для молодежи, ответ один: это малый бизнес.

Однако существует немало препятствий для динамичного развития малого бизнеса. Во-первых, этому мешает нестимулирующая налоговая система. Во-вторых, труднодоступность кредитов. В-третьих, пресловутые административные барьеры. В-четвертых, негибкая политика в области лизинга и использования государственной собственности. Ну, а в-пятых, менталитет российского чиновника, который привык работать с размахом на крупные проекты и мелкий бизнес ему просто неинтересен.

Государственная власть обязана эти вопросы снимать, чтобы создавать условия для свободного саморазвития малого предпринимательства.

Развитие российского бизнеса вообще и малого в частности тормозится существующей налоговой системой. Видимо, в ближайшее время не может идти речи о резком снижении налогового бремени на малый бизнес. Но можно приветствовать оптимизацию налогового законодательства.

Развитию малого бизнеса мешает не отвечающая требованиям времени сложившаяся структура. В России основную долю малого предпринимательства составляет торговый бизнес, далее по убывающей следуют переработка сельскохозяйственного сырья, услуги всех видов, промышленное производство, строительство и, наконец, наукоемкий бизнес.

В российском обществе возможны любые реформы, если есть слой инициативных, предприимчивых, способных к инновациям людей. Задача государства – поддержать их. Это нужно сделать не потому, что они просят нас об этом, не потому, что правительство обладает властью, а потому что это – правильно.

Литература

1. Авдеев С.В. Основы бизнеса. – М.: Юрайт, 2005.

2. Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 2006.

3. Блинов А.С. Малое предпринимательство: Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2006.

4. Булатов А.С. Экономика 3-е издание переработанное и дополненное.- М.: БЭК, 2007.

5. Бусыгин А.В. Предпринимательство: учебник. – М.: Инфра-М, 2006.

6. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Дашков и К, 2007.

7. Гандилов В.И. Правовые проблемы малого предпринимательства. – М.: Экзамен, 2005.

8. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. – М.: Юнити, 2006.

9. Горфинкель В.Я. Предпринимательство: учебник для вузов. – М,: Юнити-Дана, 2006.

10. Гуськов С.В. Организация предпринимательской деятельности. М.: Инфра-М, 2005.

11. Лялин В.Е., Ляшенко В.И., Павлов К.В., Хахулин В.В. Развитие малого предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт. – М.: Инфра-М, 2006.

12. Малое предпринимательство в России. 2006: Стат. сборник. – М.: Росстат, 2006.

13. Малое предпринимательство. Сб. норм. акт. – М.:Приор, 2006.

14. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити, 2006.

15. Райзберг Б.А. Основы бизнеса. – М.: Ось, 2006.

16. Рунов А.В. Социально-экономические факторы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. – СПб.: Питер, 2006.

17. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2007.

18. Торкановский Е.М. "Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России" // Бизнес и политика – 2006 г. № 3-4 с. 53-56.

19. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. – М.: Инфра-М, 2006.

20. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. – М.: Вита-Пресс, 2005.

История предпринимательства в России начала свое становление еще во времена Киевской Руси в виде различных промыслов - бортничества и звероловства. Именно купцы считаются первыми его массовыми представителями. Наряду с развитием торговой деятельности формировались крупные зоны российской предпринимательской деятельности.

Первые документы о предпринимательстве

В XI веке на Руси был принят первый документ для регулирования отношений между купцами. В нем предусматривалась возможность банкротства и были закреплены принципы неприкосновенности собственности. Но позднее, из-за нападений татаро-монголов, история предпринимательства в России проявлялась преимущественно в виде сельских промыслов. Далее отмечается развитие торговли воском, льном, смолой, металлическими и кожаными изделиями. В XVI в. была основана Нижегородская ярмарка. В этом же веке происходит расцвет и торгово-промышленной деятельности, укрепленной столичным купечеством.

Начало XX в - становление торгово-промышленного бизнеса

История развития российского предпринимательства - это становление и появление первых крупных купцов и производственников, которые начинаются с рода Строгановых. Мощным толчком для торгово-промышленного бизнеса послужила эпоха Петра. В группы самых крупных деловых людей того времени входят обеспеченные ремесленники, торговцы и крестьяне. Уже к началу XX в. предпринимательской деятельностью в России занималось примерно пять миллионов человек. В этот же период было основано порядка полутора тысяч акционерных обществ, процветал частный и семейный бизнес.

Революция 1917 года - значение для предпринимательства

История предпринимательства в России снова приостановила свое развитие во время революции 1917 года. И только с 1921 года в период НЭПа торговцы и купцы возобновили торговые отношения. В 1965 году произошла реформа, которая упростила сотрудничество между торговцами, но только через 25 лет государственное предпринимательство в России стало официальным.

Период 1996-1999 гг.

В 1995 году численность представителей малого бизнеса значительно сократилась. Причиной такой ситуации стал принятый правительством закон о поддержке этого вида деятельности, который, как водится, принес обратные результаты. Но в 1997 году история предпринимательства в России вышла на новый уровень. В этот период отмечался рост общей численности малых предприятий. По данным Госналогслужбы РФ на 1.07.1997 года количество частных бизнесменов составило 3,5 млн. человек.

Состояние дел сегодня

За прошедшие годы сложившаяся структура в отрасли малого предпринимательства практически не изменилась. Сфера производства все так же не привлекает малые предприятия. Большая часть частных компаний работает в сфере общественного питания и торговли (43,2%). Небольшая доля приходится на строительную и промышленную отрасль (16,5 и 15%). Такую тенденцию развития можно объяснить спецификой малого бизнеса как экономического сектора и ситуацией на мировом рынке, где нематериальная сфера деятельности доминирует над производственными отраслями. В частности, это касается именно малого предпринимательства.