Развитие галерейного бизнеса в россии. Галерейный бизнес – не столько бизнес, сколько образ жизни

Слушатели познакомятся с главными аспектами управления галереей современного искусства.

Курс будет интересен широкой публике, художникам и всем тем, кто хотел бы работать в галерее, управлять ею или открыть свою галерею.

В начале курса будут рассмотрены такие вопросы, как определение предназначения арт-галереи, а также различие в функционировании галерей первичного и вторичного рынков. Затем, слушатели узнают, с чего начать создание своей собственной галереи. Как и почему становятся галеристом? Большая часть курса будет посвящена этапам построения отношений с художниками и организации различных проектов, связанных с их продвижением. Слушатели узнают о наиболее важных пунктах, которые необходимо обсудить с художником перед тем, как начать с ним сотрудничать, а также о написании контракта.

Аудитории будет представлено несколько примеров контрактов, составленных для художников европейской галереи. Можно ли их использовать для галерей, расположенных на территории России? В программу курса войдут также вопросы о сотрудничестве галереи с частными компаниями, государственными учреждениями и аукционными домами, об участии галереи в арт-ярмарках и фестивалях современного искусства. Слушатели узнают, как правильно вести PR-компанию, чтобы продвигать своих художников. Как построить отношения с арт-критиками и журналистами?

Курс поможет слушателям понять каждодневную работу галериста, роль галереи на рынке современного искусства.

Примерная программа курса:

1. Что такое арт-галерея?

Роль арт-галереи на рынке современного искусства. Различное функционирование и цели галерей «первичного» и «вторичного» рынков. В чем отличие арт-галереи от арт-магазина?

2. Личность и роль галериста.

Как и почему становятся галеристом? Можно ли научиться этой профессии?

Понятия «галерист» и «арт-дилер».

3 / 5. Разработка проекта по открытию галереи (3 академических часа).

– определение концепта галереи;

– составление бизнес-плана;

– поиск художников;

– выбор помещения;

– составление годичной программы выставок.

В качестве примера будет приведен личный опыт по созданию галереи современного искусства Oneiro в Париже.

6 / 7. Основные этапы организации выставок (2 академических часа).

– главная идеи выставки;

– транспортировка работ/ оценка стоимости перевозки;

– PR-компания проекта; (данный пункт будет рассмотрен более подробно в №8).

– создание каталога и других необходимых печатных текстов;

– чего ожидать от вернисажа первой выставки галереи.

8. Как обратить на себя внимание СМИ.

– выбор названия галереи и ее логотипа;

– написание пресс-релизов;

– работа над сайтом галереи.

9. Галерея и художник.

– окончательный выбор художников галереи;

– составление и подписание контракта между галереей и художником; (будет приведен пример контракта галереи Oneiro с учетом русских реалий рынка современного искусства).

10/11. Продвижение карьеры художника галереи (2 академических часа).

– организация выставок за пределами галереи (арт-фестивали, арт-ярмарки, биеннали, государственные учреждения, «обмен» художниками/ выставками с другими галереями).

– сотрудничество с известными мировыми брендами.

12. Роль арт-ярмарок.

Рассмотрение крупных международных арт-ярмарок Art Basel, FIAC, Art Paris, Frieze London, Cosmoscow.

13. Разные каналы продаж арт-объектов современного искусства.

– сотрудничество с частными компаниями;

– отношения галереи с аукционными домами;

– продажи арт-объектов онлайн. Данный пункт будет рассмотрен более подробно в №14-15.

14 \ 15. Онлайн-площадки по продаже предметов современного искусства. Главные стратегии (2 академических часа).

Обзор таких известных сайтов, как Artnet, Artspace, Artsper, Paddle8 и т. д.

16. Коллекционеры. Частные музеи / фонды современного искусства.

– помощь галериста в составлении частной коллекции;

– несколько историй создания крупных европейских частных музеев и их сотрудничество с галереями.

17. Как увеличить число коллекционеров?

– организация семинаров;

– участие в различных культурных проектах, позволяющих познакомиться и представить галерею любителям современного искусства;

– покупка государством арт-объектов галереи.

18. Российские особенности работы арт-галерей.

– функционирование галерей на территории России;

– галереи современного русского искусства в Париже.

19 / 20. Эволюция развития галерей на сегодняшнем арт-рынке (2 академических часа).

– интернационализация галерей современного искусства;

– открытие галерей - номад;

– появление онлайн-галерей.

Решаются очень многие. И абсолютное большинство начинающих предпринимателей склоняются к варианту торговли теми или иными товарами и услугами. Это может быть открытие какого-либо магазина, продовольственного или магазина одежды, хозяйственных или строительных товаров. Данный вариант предполагает получение практически мгновенной прибыли и быстрых темпов окупаемости вложенных средств, однако и конкуренция здесь представляет собой очень и очень серьезную силу. Ведь сети продовольственных магазинов располагаются повсюду и удивить чем-то своих покупателей, новоиспеченный магазин продуктов вряд ли сможет. А вот открыть бизнес, связанный с чем-то менее банальным, например, с искусством, может стать весьма прибыльным и, что более важно, уникальным. Особенно если открыть его в том городке, где для представления зрителям произведений искусства до сих пор пользуются помещениями домов культуры или кинотеатров.

Самым удачным будет вариант открытия галереи. Подобный бизнес появился в России не так давно - прошло едва ли 20 лет с открытия первых частных галерей в Москве и сейчас некоторые из них очень даже уверенно чувствуют себя не только на отечественном, но и на международном уровне. В начале двадцатого века на данный вид частного предпринимательства обратило внимание очень даже много людей. Но в этом случае важно не только наличие материальных средств, составляющих стартовый капитал, важно еще и понимать суть этого, простого, на первый взгляд, предприятия. Как и любое другое важное дело, открытие галереи требует тщательного и ответственного подхода. И самым главным на данном этапе станет бизнес план галереи. Который будет определять весь ход дел, связанных с открытием и функционированием, плюс сделает возможным произвести фундаментальные финансовые подсчеты.

Галерея может быть художественной или декоративно-прикладного искусства.

Пример успешного открытия художественной галереи

“Ателье Карась” - галерея, открывшаяся в 1995 г. Однако, идею создания частной галереи в семье руководителя, Евгения Карася, начали обсуждать еще раньше - в 1986 г. Так как семья Карасей полностью состояла из людей, занимающихся изобразительным искусством и живописью, им не составило бы большого труда организовать эффективное функционирование такого рода культурного заведения. Местом расположения галереи была взята студия, которую родителям Евгения предоставил Союз художников. Она располагалась на первом этаже здания и ее площадь исчислялась аж в 200 кв. м. Тут на протяжении 8 лет были личная мастерская художников Карасей. И именно здесь им всем так хотелось создать территорию художественной жизни, наполненную уникальными экспонатами и, конечно же, единомышленниками, в этом плане.

Вернуться к оглавлению

Начало бизнеса в искусстве

Несмотря на то, что у семьи имелась достаточно большая рабочая территория, для создания пространства под галерею был проведен грандиозный ремонт. После этого, а, скорее даже параллельно этому процессу Евгений Карась, будучи начинающим галеристом, вплоть до 1995 г. занимался накоплением знаний, касающихся области современного изобразительного искусства. Он активно изучал положение дел в изобразительном искусстве стран ближнего - Украины, России, и дальнего зарубежья - Европы, Соединенных Штатов, Канады, и т.д. Затем был нелегкий выбор темы первоначальной экспозиции, но решение представлять публике произведения украинских художников было принято единогласно. И подошел период более тщательного исследования ситуации с украинским искусством. Изучению подвергались художественные направления современного творчества, инфраструктуры, рейтинги. Более того, Евгению приходилось, как начинающему в этой сфере, бизнесмену, изучать круг общения и фамилии потенциальных посетителей, спонсоров и тому подобное.

Совместно с набранным коллективом работников галереи начался процесс формирования базы данных: собиралась информация о художниках, рассматривались фотографии их творческих работ, набирались искусствоведческие тексты и критика. Позже был составлен список наиболее интересных для публики, и сильных, с точки зрения профессиональных мастеров, художников. Разработанные выставочные программы стали рассылать тем художникам, работы которых желали видеть в стенах готовящейся к открытию галереи.

Подобный план работ по подготовке частной галереи, как рассказывает Евгений Карась, ему помог составить, а затем реализовать опыт зарубежных специалистов, которые уже имели положительные успехи в данном бизнесе. Никакой специальной литературы по этой теме он не читал. Да и читать-то было нечего. Тогда, в конце двадцатого века, все это было в новинку. И учиться приходилось не в институтах менеджмента и бизнеса и не на курсах, потому что их в нашей стране еще не было. Все приходилось постигать самостоятельно, на ходу создавать какие-то креативные идеи, которые в итоге стали основами для вновь открывающихся частных галерей России.

Описанные выше особенности открытия галереи можно вкратце вынести в главный совет начинающим единомышленникам - будет лучше, если здание галереи расположить в центре города. Общая площадь ее помещений не должна превышать 200 - 250 кв. м. Данная цифра берется из следующих расчетов: выставочный зал будет достаточно разместить в помещении, площадью 80-100 кв. м, под офис можно отнести - 15-20 кв. м. от все пощади галереи, нельзя забывать о помещении для хранения работ. Которое может расположиться на 30-50 кв. м. Под технические помещения тоже стоит выделить хотя бы 50 кв. м, на которых будет храниться оборудование и т.д. Однако некоторые галереи располагаются всего лишь на 25 кв. м и весьма неплохо существуют.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала работников галереи

В постоянный штат галереи средних размеров, такой как, “Ателье Карась”, потребуется не больше 5-6 человек: галерист или руководитель, пресс-секретарь, куратор, консультант, экспозиционер и программист.

Главную роль, конечно же, во всем процессе открытия частной галереи, дальнейшей подготовки экспозиций и т.д, играет галерист, вкус которого, его позиция помогают сделать ставку на те или иные произведения искусства, которые будут правильно восприняты публикой. Именно он создает имидж культурного заведения. Только он решает, с какими авторами ему стоит работать, а с какими нет, то же самое касается и наемных рабочих. Его решением определяется, искусство какого жанра и эпохи возможно выставлять в его галереи, а какое нет. Как показывает практика, галеристу вовсе не должен быть профессиональным художником. Ему достаточно поверхностно разбираться в таком виде искусства, как живопись и, конечно же, он должен любить его. Более того, в современных высших учебных заведениях стран СНГ и России, готовят профессиональных арт-менеджеров, которые, как планируется будут прекрасно справляться с руководством культурных предприятий.

Вторым, по значимости, за галеристом в списке персонала этого проекта идет куратор. Он является инициатором проведения той или иной выставки, организовывает ее и, в конце концов, проводит. Этот человек должен знать все до самой, казалось бы, незначительной, мелочи, которая может всплыть во время подготовки экспозиции. Особо ценным будет тот куратор, у которого есть высшее художественное образование и способность к ведению и подготовки сразу нескольких выставочных проектов.

Третье место занимает экспозиционер, который занимается развешивание картин в выставочном зале. Конечно же, он не делает это собственноручно, со стремянкой наперевес. Он планирует то, в каком зале должна висеть та или иная картина, в окружении каких полотен она будет выгоднее смотреться. Ведь, как отмечают опытные работники галерей и музеев, правильно, и даже сказать, более, талантливо выполненная экспозиция придает даже старым, уже приевшимся, полотнам “новое звучание”.

Функция консультантов заключается в том, чтобы находиться в момент выставки в зале, где представлена экспозиция, и оказывать необходимую помощь посетителям и потенциальным покупателям. Они, как уже понятно, тоже обязаны знать о представляемых картинах и их авторах все до мелочей. С этой ролью прекрасно могут справиться недавние выпускники институтов живописи и изобразительного искусства или же студенты старших курсов. Пресс-секретарь, как и во всех других сферах, отвечает за работу со средствами массовой информации, По мнению руководителей, не только частных, но и государственных галерей, человек, имеющий художественное образование, сможет благополучно совмещать несколько функций, например, составлять экспозиции, работать с посетителями и писать оригинальные тексты.

В штате любой современной галереи обязательно должен быть профессиональный программист или системный администратор, который будет организовывать работу веб-сайта галереи, обновлять его, следить за точностью информации, содержащейся на официальном сайте заведения.

Вернуться к оглавлению

Какие нужны документы и средства, чтобы открыть это дело

В связи с тем, что на территории нашей страны пока еще не регулируется законодательно деятельность галерей, никаких особых документов для признания ее официально, не нужно. Важно только оформить открытие индивидуального предпринимательства, встать на учет в налоговой службе и исправно платить подоходный налог, плюс сборы в пенсионный фонд. Служб по проверке деятельности галерей тоже пока не существует, поэтому галеристы, пока еще могут дышать спокойно. Начинать галерейный бизнес можно, как говорит Евгений Карась, имея всего-то 2000-3000 долларов.

Однако, если у вас еще нет помещения, сумма заметно вырастет. Указанная сумма уйдет на зарплату штатным сотрудникам за первый месяц, организацию торжественной церемонии открытия и заказ буклетов с рекламой дебютной выставки. При варианте, что ваша галерея будет первой и единственной в городе, можно будет попытаться заручиться поддержкой местных властей и даже, если повезет, получить здание в центре города, В таком случае вы будете разделять права на бизнес с государственным учреждением. Еще одним вариантом решения проблемы нехватки средств на аренду помещения, является присовокупление галереи к действующему бизнесу, например, можно в актовых залах или в холлах частного банка.

Вернуться к оглавлению

План открытия галереи декоративно-прикладного искусства

Рассмотрев план открытия галереи, в которой будут выставляться произведения живописцев, можно перейти к другому типу галерей - декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы начинающийся бизнес окупился довольно быстро, нужно постараться подобрать качественную экспозицию. Специалисты утверждают, что грандиозное количество людей, доход которых позволяет им тратить довольно крупные суммы на обустройство дома, с удовольствием приобретут украшения для внутреннего интерьера дома, сделанного в американском или каком-либо другом стиле и дизайне. Красивая качественная мебель и аксессуары к ней, которые представляют собой истинные образцы искусства народов мира, будут всегда привлекать богатых людей, особенно, если предложение поступает на наш рынок в ограниченных количествах. Такой ассортимент, как раз и должна выставлять галерея декоративно прикладного искусства, если ее владелец желает не только делиться с общественностью предметов искусства, но и зарабатывать хорошие деньги.

Художественная галерея — пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства. Выставленные произведения обычно предлагаются на продажу. Иногда художественными галереями называются художественные музеи.

Слово «галере́я» имеет франко-итальянские корни. Во французском и итальянском языках оно встречается с разным написанием, но практически с одинаковым смыслом. Французское - galerie, и итальянское - galleria в переводе означают вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания, или соседними зданиями. Возникновение слова и термина галерея изначально связано с архитектурой. В этом смысле галерея это не просто особое пространство, но еще и определенным образом организованное пространство. Во французском варианте - это место, где обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. Особенно важным представляется значение такого места для дворцовой архитектуры и образа жизни монарших особ, других владельцев усадеб и дворцовых комплексов, таких как, например, немецкий дворец в Сан-Суси или отечественные Павловск, Царское село, Ораниенбаум и т.д. В итальянском языке слово galleria обозначает церковную паперть. В современной языковой практике трактовка слова неоднозначно в нюансах. Иногда оно употребляется расширительно и под галереей подразумевают торговое или экспозиционное пространство. В узком смысле под галереей понимают - художественные организации. Но и в этом отношении нет однозначного подхода.

Термин художественная галерея в России используется также достаточно нестрого. Этим термином обозначаются различные явления. Например, государственное предприятие Третьяковская галерея, является государственным музеем. Другой пример — картинная галерея Шилова, являющаяся муниципальным предприятием г. Москвы. Некоторая неоднозначность в использовании термина «художественная галерея» существует также и в других странах мира, где художественной галереей может быть назван даже интернет-магазин, торгующий репродукциями работ известных авторов.

Данное обстоятельство свидетельствует о перекликании социокультурных и бизнес аспектов, где к социокультурным можно отнести просветительскую деятельность художественных галерей, их покровительство художников, с которыми они работает, осуществление выставочной деятельности как элемента культурного процесса, влияющего на развитие художественных выкусов общественности.

Без сомнения, художественная галерея исторически возникла как социокультурный институт. Основными характеристиками этой организационной структуры можно считать следующие:

  1. Галерея - это выставочная площадка, создание которой инициируется собирателем произведений изобразительного искусства (владельцем/ коллекционером/ компанией/ государством);
  2. лерея - важная площадка художественно-культурных коммуникаций. Данные коммуникации могут осуществляться с различными представителями общественности, но центральной фигурой в галерейной деятельности является художник. Именно его произведения выставляются в галерее. Поэтому и коммуникации направлены в первую очередь на художника (очно или заочно через произведения искусства). Далее в цепочке коммуникаций возникает ряд посредников (владельцы, кураторы, эксперты, арт-дилеры, представители масс-медиа…), а также участников профессионального сообщества (другие творцы, критики). Вторым важным полюсом в цепочке коммуникаций является публика (потенциальные приобретатели, коллекционеры, частные и нечастные инвесторы), другие государственные и общественные институты гражданского общества , сопутствующие развитию галереи;
  3. Галерея - инструмент продвижения изобразительного искусства в обществе миссией, которой является его репрезентации публике, формирование художественного вкуса у общественности и, соответственно, заинтересованного отношения к данной области творческой деятельности, повышение ее образованности и просвещенности в данной области и на основе этого создание собственной целевой аудитории.
  4. Владельцы галерей изначально нацелены на поиск и открытие новых талантов. Открытие и репрезентация новых художников важная состаляющая ее социокультурной деятельности. Понятие новые художники включает в себя не только открытие современных новых имен, но и поиск и возрождение забытых мастеров.
  5. Совместно с галереями, экспертами, консультантами, государством, фондами, частным бизнесом и художниками создаются коллекции разного значения, мирового, регионального, локального, но именно этот концептуальный продукт формирует основу для развития культуры в целом, так как составляет национальное или глобальное культурное наследие человечества.

Наряду с социокультурными функциями галерея несет и бизнес-функции. В зависимости от статуса, который имеет галерея: государственного (федерального, регионального, муниципального), некоммерческого, коммерческого будут реализовываться ее бизнес-задачи:

  1. Галерея - инструмент получение прибыли. В условиях рынка все галереи эту задачу ставят. Мера прибыли будет зависеть от ряда обстоятельств. В современном мире объемы финансовых средств на арт-рынке могут быть сопоставимы с самыми прибыльными секторами национальных экономик.
  2. Галерея - тип посреднического бизнеса основанного на купле-продаже художественных произведений. Галерея в лице ее владельца занимается коммерцией, заключая различного типа договоры с художником, получает посреднический процент, который определяется ценой реализованного произведения. Процентная ставка закрепляется договором и дифференцируется в зависимости от условий реализации сделки.
  3. Галерея - тип публичного бизнеса, который заинтересован в узнаваемости со стороны всех участников арт-рынка, а, следовательно, в превращении своей торговой марки в бренд. Бренд означает капитализацию, ее достигнуть можно, используя различные каналы коммуникации: мировые арт-ярмарки, художественные салоны, бьеннале и так далее. Работа с именитыми художниками, кураторами, арт-дилерами, экспертами, коллекционераи и другими признанными участниками рынка имеет признаки бенчмаркинга, когда менее известная марка «прикрепляется» к более известной, приобретая необходимые выгоды.
  4. Галерея - это актив, который позволяет извлекать прибыль из своего пространства, предоставляя его в аренду под различные мероприятия.
  5. Галерея - тип многопрофильного бизнеса, в его рамках становится возможным осуществлять различные программы по продвижению и приобретению прибыли, проводя различные образовательные программы, развлекательные мероприятия и создавая некий «клуб друзей», который в свою очередь способствует укреплению бизнес-отношений между членами, например, попечительского совета, предоставляя возможности для новых отношений и новых контактов.

Художественная галерея, обращая внимание на общий экономический климат, играет важную роль в формировании культурного наследия, отражая вкусы современного общества. Эти миссионерские функции заключаются в открытии художника, предъявление его публике, создании его собственной целевой аудитории, продвижении художника на мировой арене, повышая значимость и узнаваемость имени и работ, создавая благоприятный климат для инвестирования именно в этого художника, повышаются цена и ценность произведения. Соответственно художник и галерея имеют дополнительные ресурсы для собственного развития. Особое внимание заслуживает класс коллекционеров, которые являются важными потребителями художественного продукта, совмещая коммерческие и ценностные, культурные аспекты своей деятельности.

Галерея – государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность.

Сейчас, когда произведение искусства больше не является исключительно предметом эстетического наслаждения, оно обретает статус товара в рамках установившихся связей внутри масштабного культурного поля. И галереи современного искусства - неотъемлемые звенья этой цепи. Проблемы галерей современного искусства напрямую связаны с арт-рыночными отношениями, что подразумевает анализ и прогнозы.

Коммерческие галереи имеют чёткие концепции деятельности и либо работают по принципу выставки продажи, либо устраивают продолжительные тематические выставочные проекты отдавая проданные веще только после окончания выставки.

В основе концепции, как правило, заложена галерейная специализация (например, авангард 20-х годов, старая живопись, наивное искусство, фотография и т.д.).

Галерея должна обладать:

1. Правом юридического лица.

2. Помещением для выставок и хранения произведений искусства (депозитарий).

3. Штатными искусствоведами-экспертами.

4. Лицензией на право торговли произведениями искусства и концепцией работы на арт-рынке.

Галерея должна быть не просто выставочным залом, а местом, где задается определенный вектор, стратегия развития современного искусства. Так или иначе, галереи принимают участие в отечественных и зарубежных выставках-ярмарках, прошедшие через них работы попадают в частные и публичные коллекции, о проектах их художников пишут в газетах и журналах.

В структуре арт-рынка художественные галереи и коллекционеры играют значимую роль. Появление негосударственных, частных галерей и салонов оживило художественную жизнь общества. Возникнув, как культурная альтернатива государственному патронажу художников, галереи разработали разные программы деятельности, тактику и стратегию своего развития. Следует отметить, что статус галерей не определен. Специфика новых рыночных отношений в нашей стране накладывает существенный отпечаток на особенности функционирования галерей и на их взаимоотношения с художниками, искусствоведами, критиками, общественными фондами, госструктурами. Законодательная и налоговая системы недостаточно разработаны и практически не учитывают особенности художественной деятельности как мастеров различных видов изобразительного искусства, так и галерей, салонов. Галереи, художественные салоны приравниваются к обычным коммерческим структурам. Они не имеют права платить наличными деньгами; работы художников чаще всего оплачивают по безналичному расчету. Создается парадоксальная ситуация: художник должен стать частным предпринимателем и иметь свой счет в банке. Совершенно не учитывается индивидуальность, уникальность труда художника. Результаты труда многих мастеров изобразительного искусства (особенно декоративно-прикладного искусства) приравниваются к сувенирной продукции.

Художественная галерея является абсолютным гарантом качества продаваемого произведения. Ее авторитет и, соответственно, доверие нарабатывается с годами благодаря грамотной работе с художниками и покупателями, квалифицированному отбору товара, профессиональной работе специалистов.

Цена на произведение искусства образуется с учетом стоимости материала, затраченного времени на его обработку художником, торговой наценкой и налогами. Также учитываются редкость и художественное достоинство, репрезентация художника, либо прежнего владельца, география происхождения, мода (до тех пор, пока в погоне за модой не нарушается правило редкости и рынок не перенасыщается).

В нашей ситуации отсутствие разработанной модели белорусской культуры сдерживает развитие арт-рынка. Частная инициатива почти не развивается из-за неотлаженности, неразвитости системы налогового обложения. Благотворительность, меценатство, спонсорство как система поддержки национального искусства и его творцов практически отсутствуют, так как не поощряется государством. Необходима трансформация законодательной и налоговой системы. Она должна способствовать сохранению и развитию культуры в нашей стране. К тому же галереи только сейчас становятся коммерческими, а раньше они были плацдармом развития искусства, играли роль выставочных залов. Основной доход галерее приносит «раскрутка» и продажа картин собственных художников. Продажа осуществляется на основе комиссионной торговли по договору. Этот бизнес сильно персонализирован. Как правило, у художников и их промоутеров дружеские отношения, но художники не готовы, за редким исключением, выполнять условия договора, избегая ответственности за взятые обязательства. Требовать же возмещения ущерба от частных лиц в белорусской судебной системе практически бессмысленно.