Путешествие в деревню Хотнежи, Ленинградская область. Интеллектуальное дистанционное управление

Sony α7 – полнокадровая беззеркальная камера в компактном корпусе с интересными функциями внутри.

Первое, что бросается в глаза – это, конечно, габариты. Снаружи Альфа выглядит как обыкновенная беззеркалка, такая, как Fujifilm X-E1 или X-E2 (скоро будет обзор).

Разве что окуляр выпирает и ручка потолще, но в целом размеры сравнимы, вес тоже небольшой, особенно после полнокадровых Nikon или Canon.

Какой-нибудь Nikon D700 или D800 по сравнению с α7 выглядят бегемотами. Nikon D610 хоть и считается небольшой полнокадровой камерой, но ни в какое сравнение по размеру не идёт с Sony. Внутри же скрывается полноценный 35мм-сенсор на 24Мп.

Стоит сделать важное замечание, что существует три версии “семёрки”: α7s, α7r и просто α7. Разница как раз в сенсорах. У Sony a7s это 12Мп – самая простая модель. У Sony a7r – 36Мп без низкочастотного фильтра, прям как у Nikon D800E . Самой интересной вариацией я считаю просто Sony a7, так у этого сенсора гибридная система автофокуса и разрешение 24Мп. Гибридный автофокус означает, что фазовые датчики, которые на обычных зеркалках в отдельном модуле, здесь расположены прямо на матрице.

Фазовый автофокус позволяет быстрее и точнее фокусироваться, особенно в сложных условиях. Это то, что делает зеркальные камеры непревзойдёнными при фотографировании быстродвижущихся детей и котов. Отсутствие фазового автофокуса на других беззеркалках делает режим следящего автофокуса абсолютно бесполезными. Sony же удачно совмещает компактность с возможностью фокусироваться в процессе серийной съёмки. Например, всякие концерты и мероприятия иначе не снимешь, поэтому камеры без фазового автофокуса будут беспомощны в таких условиях.

Правда, в реальности не всё так здорово. К сожалению, Sony a7 – довольно тормозная камера, и это касается автофокуса в том числе. То есть, он работает, но процент резких кадров на длинных фокусных расстояниях с движущимся Оззи Осборном с ведром воды, гораздо ниже, чем на зеркальных камерах.

В то же время, у Sony a7 неплохая скорострельность – 5 кадров/с, что для концертов достаточно. Мне удалось подобрать оптимальные настройки, при которых процент годных кадров выше – следящий автофокус AF-C и приоритет скорости (иконка с серией кадров и буквой s внутри). Остальные комбинации, особенно приоритет фокуса, вводят камеру в ступор – автофокус безнадёжно теряется, а скорость съёмки снижается просто драматически, и никакими 5 кадрами даже не пахнет. Кстати, камера очень долго включается – иногда по несколько секунд. Так что не надейтесь, что вы сможете её быстро выхватить и щёлкнуть. Да и в целом управление с замедленной реакцией, если сравнивать с актуальными конкурентами.

С высокими ISO тоже интересная ситуация. На картинке выше пример ISO 6400 и выглядит вроде неплохо. Но стоит взглянуть поближе, и выясняются занимательные особенности:

Всё изображение в “червячках”. Очевидно, что работает шумодав, хотя он был отключен в меню, да ещё и повышение резкости на том, что уцелело после шумодава.

Фото, сделанное в тех же условиях, но на “честную” камеру и кропнутым сенсором – Nikon D3300, выглядит вот так:

Вы видите разницу? Я – нет. Если вы примените шумодав и повысите резкость на второй картинке, то детализация будет абсолютно идентичной. Тут напрашивается неудобный вопрос по поводу полного кадра…

Я ради любопытства сделал такой же кадр с того же расстояния на доисторическую Nikon D700, затем выделил 100% кроп, как и в предыдущих случаях. Но поскольку у Nikon D700 разрешение в 2 раза ниже – 12Мп, я этот кроп в фотошопе растянул до тех же размеров, и вот что получилось:

Получилось, что на полнокадровой камере 2008 года выпуска с вдвое меньшим разрешением детализация выше. Вот и верь после этого людям.

Стоит заметить, что этот эффект проявляется только на высоких ИСО. При хорошем освещении альфа вырывается вперёд по детализации за счёт более высокого разрешения. Другими словами, я не вижу никаких причин снимать на 24Мп на альфу при высоких ИСО. Снимая в режиме 10Мп вы не потеряете в детализации, но сэкономите в объёме файлов.

Кстати, примеры с ИСО делались при свете лампы накаливания. У Sony a7 отличный автомат баланса белого , да и вообще камера выдаёт очень хорошие цвета. Правда, если пытаться добавить яркости краскам в режиме Vivid, то цвета становятся неестественными, так что далее +1 ходить не советую, разве что если вы не фотографируете радугу, там подкрутить сочность никогда не помешает.

При значении +1 картинка получается уже “на грани”:

Не забывайте, что все видят цвета по-разному, во многом это зависит от вашего монитора. Так что, если ваш монитор не может похвастаться хорошей цветопередачей или не откалиброван , не спешите критиковать чужие работы.

Ещё из приятных моментов – минимальная выдержка , она всего 1/8000, как на всех серьёзных камерах.

Чтобы не ползать на пузе, снимая макро на природе, в Sony a7 есть поворотный дисплей. Проблема только в том, что он на металлическом кронштейне и поворачивается только в вертикальной плоскости. К примеру, на Nikon D5300 механизм гораздо удобней.

Вместе с тем, сам дисплей неплохой и, в отличие от многих других камер, покрыт эффективным антибликовым покрытием, лучшим из тех, которые мне попадались. Степень отражения можно оценить по этой фотографии, на ней слева от альфы Fujifilm X-E2:

Помимо дисплея похвалы заслуживает и окуляр, экран в нём большой, больше, чем во всех остальных беззеркалках, и сравним с оптическими видоискателями полнокадровых зеркалок.

Что ещё понравилось

  • Камера заряжается через micro USB – идеальный вариант для путешественников, не надо с собой возить лишние адаптеры, а камеру можно оживить в автомобиле или у друзей в гостях.
  • Функция HDR , я её обожаю при съёмке ночных пейзажей. Я как-то это упоминал в обзоре Nikon D610 .
  • Wi-Fi. Правда, не самая удачная реализация, на Nikon D5300 гораздо проще и удобней, но всё равно хорошо. Процедуру подключения смартфона упрощает наличие NFC .
  • Целая россыпь программируемых кнопок, всё самое необходимое можно на них назначить для быстрого вызова. Тут единственная проблема – запомнить, где у вас что.
  • Отдельное колесо коррекции экспозиции, как на камерах . Вместе с цифровым видоискателем это архиполезная вещь, так как экспозицию вы корректируете до того как сфотографировали, а не после, что экономит массу времени и нервов.
  • Интервальная съёмка возможна с помощью приложения, которое загружается в камеру. Полезно при фотографировании молний и салютов .
  • Есть кнопка для моментального увеличения в режиме просмотра. Хоть это и не 100% кроп, но всё равно полезно.
  • Карта памяти в отдельном отсеке. Сам разъём поддерживает два формата: SD и Sony Memory Stick Duo.
  • Очень полезная функция “Зебра”, которая обозначает пересвеченные области прямо во время съёмки. Я ставлю значение 100+, чтобы видеть, где засвечено.
  • Удачное расположение кнопки видеозаписи , самое лучшее из всех.
  • Два пользовательских режима на колесе режимов для сохранения пользовательских настроек.

Что не понравилось

  • Кнопка спуска не на своём месте, к тому же, она слишком чувствительная.
  • Слишком громкий затвор, из-за него Sony a7 у меня ассоциируется с отбойным молотком.
  • Батарейки с трудом хватает на день, но это общая проблема всех беззеркалок.
  • Камера немного тормозная, особенно расстраивает автофокус в следящем режиме с телеобъективом.
  • Нет встроенной вспышки.
  • Функция распознавания лиц требует для начала регистрации этих лиц. Они бы ещё номер паспорта спрашивали.
  • Функция помощи при ручной фокусировке Peaking совсем никакая, одна из худших реализаций, да ещё и врёт.
  • На камеру можно устанавливать приложения, но большинство из них платные, да ещё требуется регистрация на сайте Sony. Мне кажется, это уже крайность, когда камера от вас требует где-то зарегистрироваться, это фотокамерам точно не нужно.
  • Небольшой выбор объективов

Что показалось странным

  • Адаптер питания с проводами вызывает как минимум недоумение при том, что камера заряжается от обычного micro USB
  • По умолчанию на колесо джойстика назначена смена ISO. Советую сразу это отключить, иначе фотографировать вы будете с самыми неожиданными значениями ввиду того, что колесо легко крутануть и не заметить этого. Особенно изумляют режимы ISO AUTO и просто AUTO. Один из них – нормальный режим автоматического ИСО, а другой – понижение шума по нескольким кадрам. Если камера щёлкает несколько раз, а кадр получается один, значит это колесо вы уже накрутили.

Фотографии, сделанные на Sony a7, можно посмотреть в галерее.

Сегодня у нас на тестировании старшая из трёх новых моделей беззеркалок Sony - полнокадровая беззеркальная камера со сменными объективами Sony a7. Недавно мы подробно рассмотрели камеру для начинающих Sony a5000, после чего изучили со всех сторон камеру для продвинутых фотолюбителей Sony a6000, теперь настало время для теста флагмана серии - более профессиональной модели a7.

Sony a7 оснащена полнокадровой CMOS-матрицей разрешением 24,3 Мп и размером 35,8 х 23,9 мм, процессором обработки изображений BIONZ X, быстрым гибридным (контрастным и фазовым) автофокусом, позволяет снимать с чувствительностью 50-25600 ISO. В камере корпус из магниевого сплава, электронный OLED-видоискатель со 100 %-ным покрытием кадра, 0,71-кратным увеличением и разрешением 2,359 миллионов пикселей, строить кадр также удобно и с помощью 3-дюймового поворотного дисплея разрешением 1,23 миллиона точек. Встроенный беспроводной модуль Wi-Fi и адаптер NFC позволяют передавать полученные фотографии на мобильные устройства. Средняя цена на Sony a7 в комплекте с объективом Sony FE 28-70 мм F3.5-5.6 OSS по данным Яндекс Маркет на сентябрь 2014 года составляет 69000 рублей.

Для опытных фотолюбителей понятия «полный кадр», «фуллфрейм» прекрасно знакомы, в то время как начинающим они непонятны и скорее всего сродни жаргона. Специально для новичков поясним - все дело в размере матрицы. Полнокадровая матрица имеет размер, равный размеру кадра 35-миллиметровой плёнки, а именно 36х24 мм. Во всех смартфонах, недорогих «мыльницах», беззеркалках, зеркалках начального уровня и во многих зеркалках среднего уровня размер матрицы меньше, и меньше на какой-то коэффициент (например у Sony a6000 он 1,5), это так называемый кроп-фактор, то есть насколько размер матрицы меньше размера кадра 36х24 мм. Это важный аспект, ведь разрешение матрицы 12 Мп в полнокадровой камере a7S - это вовсе не то же самое, что разрешение матрицы 12 Мп в дорогом смартфоне: в телефонах и «мыльницах» матрица маленькая, размер пикселя крошечный, плотность пикселей высокая, шумы неизбежны.

Второй момент - на полнокадровой камере любой объектив будет иметь то самое фокусное расстояние, которое на нём написано; другими словами, полтинник 50 мм будет иметь фокусное расстояние 50 мм, телевик 70-200 мм - 70-200 мм и так далее. На всех же «кропнутых» зеркалках надо умножить фокусное расстояние объектива на кроп-фактор конкретной камеры (допустим, 1,5), таким образом широкоугольник 17 мм превращается в 26 мм, портретник 50 мм - в 85 мм, а телевик 300 мм - в супертелевик 450 мм. Выпускаются объективы, специально рассчитанные на «кропнутые» камеры, однако парадокс - на них будут написаны те же самые 24-70 мм, хотя для этой камеры это никакие не 24-70, а 36-105 мм. Эти объективы на полнокадровую камеру не подойдут (будут искажения по краям кадра или камера задействует только часть матрицы). Выбирая и покупая объектив, надо внимательно смотреть за многими параметрами, в том числе и за совместимостью моделей.

Итак, с размером матрицы и кроп-фактором разобрались, пришло время перейти к тестированию нашей полнокадровой беззеркальной камеры со сменными объективами Sony a7.

Видео презентация Sony a7 - наша передача Фото Огонь!

В видеофильме кратко рассмотрена эргономика камеры Sony a7, приведены примеры съёмки видео, а также продемонстрированы основные приёмы работы с Wi-Fi. Видеофильм снят самими авторами и является дополнением к данной статье.

Предлагаем также подписаться на наш канал «Фото Огонь!» на YouTube , чтобы всегда быть в курсе всех обновлений.

Сравнение основных характеристик трёх моделей a7, a7R и a7S

Sony выпустила сразу три модели семёрки, они внешне выглядят практически одинаково, и визуально отличаются лишь маленькой буковкой около цифры 7 на корпусе. Однако по функционалу и стоимости это совершенно три разные камеры, причем настолько разные, что можно было бы смело назвать их, скажем, a7, a8 и a9 - так, кстати, путаницы стабо бы меньше.

Судите сами - просто семёрка (a7) имеет быстрый гибридный (контрастный и фазовый) автофокус, в то время как две другие оснащены только контрастным. Камера с буквой R (a7R) лишена низкочастотного фильтра перед матрицей, и эта матрица у неё имеет высоченное разрешение 36,4 Мп. Третья из сестёр, с буковкой S (a7S), имеет разрешение «всего» 12,2 мегапикселей, зато каких - она может снимать с чувствительностью ISO 409600 (да-да, именно четыреста девять тысяч шестьсот), позволяет снимать видео в формате 4K (QFHD: 3840х2160 точек) со скоростью 30 к/с при использовании внешнего HDMI-рекордера, однако имеет экранчик с меньшим разрешением.

Ниже в таблице приведены основные характеристики трёх камер седьмой серии. Вообще говоря, создается ощущение, что вот-вот выйдет четвёртая модель, например Sony a7Z, которая соединит в себе все самые крутые фишки трёх сестёр, и которая украсит собой витрины магазинов, так как будет стоить как автомобиль среднего класса.

Sony Alpha 7

Sony Alpha 7R

Sony Alpha 7S

Разрешение матрицы 24,3 Мп 36,4 Мп 12,2 Мп
Тип / размер сенсора Полнокадровый (35.9 х 24мм) Полнокадровый (35.8 х 23.9мм)
Фильтр низких частот Да Нет Да
Процессор изображений Bionz X Bionz X Bionz X
Система автофокуса Фазовая детекция + Детекция по контрасту (Комбинированная) Детекция по контрасту (сенсор)
Точки автофокуса 117 + 25 25 25
Диапазон ISO Автоматический, 100-25600 (Расширяемый диапазон: 50-25600) 100-25600 (Расширяемый диапазон: 50-25600) 100-102400 (Расширяемый диапазон: 50-409600)
Выдержка мин/макс 30 сек 1/8000 сек 30 сек 1/8000 сек 30 сек 1/8000 сек
Максимальная скорость серийной съемки 5 кадров/сек 4 кадра/сек 5 кадров/сек
Съёмка видео 1920 х 1080 (60, 60i, 24p), 1440 x 1080 (30p), 640×480 (30p) 4096 х 2160 (30р), 1920 х 1080 (60p), 1280 х 720 (120р) Через HDMI: 4K QFHD: 3840 х 2160 со скоростью 30 к/с
Дисплей Поворачиваемый 3-дюймовый Xtra Fine LCD экран с разрешением 1230000 пикселей Поворачиваемый 3-дюймовый сенсорный LCD экран с разрешением 921600 пикселей
Видоискатель Электронный, охват 100% (автоматическое включение при обнаружении глаза) Электронный, охват 100%
Встроенная вспышка НЕТ НЕТ НЕТ
Горячий башмак ДА ДА ДА
Wi-Fi + NFC ДА ДА ДА
GPS НЕТ НЕТ НЕТ
Ресурс аккумулятора NP-FW50 340 снимков 340 снимков 360 снимков
Размеры 129 х 94 х 48 мм 129 х 94 х 48 мм 129 х 94 х 48 мм
Вес 474 г 465 г 489 г
Цена по данным ЯМ на сентябрь 2014 г. 69000 руб. (комплект с объективом FE 28-70/3.5-5.6 OSS) 90000 руб. (комплект с объективом FE 28-70/3.5-5.6 OSS) 100000 руб. (без объектива)

Помните историю про ослика, который стоял между двумя стогами сена и остался голодным, так как не смог выбрать, из какого стога ему отведать травы? В отличие от Буриданова осла нам повезло, так как выбор очевиден: всё дело в цене. Модель a7 (которая без буковок) наиболее доступна по цене, а по своим характеристикам более всего подходит для широкого круга требовательных фотолюбителей, поэтому мы выбрали для теста именно её. Более подробно характеристики Sony a7 можно прочитать в новостях. Итак, ознакомившись с модельным рядом, забудем на время про другие варианты и сосредоточим своё внимание именно на тестировании Sony a7 - этой во всех отношениях любопытной камеры.

Нам на тест камера пришла не с китовым объективом, а со светосильным зумом от известной компании Zeiss - Vario-Tessar T* FE 24-70 мм F4 ZA OSS (SEL2470Z). В продаже имеются как варианты только корпуса камеры, без объектива, так и комплекты с зум-объективом Sony FE 28-70 мм F3.5-5.6 OSS (SEL2870). Более подробно объективы рассмотрены ниже.

Методика тестирования

Все тестовые кадры сняты на Sony a7, версия прошивки 0.01, с объективом Zeiss Vario-Tessar T* FE 24-70mm F4 ZA OSS в формате RAW, карта памяти SDHC UHS-I Transcend SDHC 32Гб 300x Class 10, проявка в Adobe Lightroom 5.6. В ходе теста мы снимали также на Гелиос 44-2, о чём говорится по тексту, в случае необходимости съёмка велась в формате JPEG, этот факт также отражён в подписи к фото. Для вечерних портретов использовалась вспышка Canon Speedlite 580EX II. Все кадры приведены без художественной обработки, как были сняты на камеру, для портретов была проведена необходимая ретушь. Фотографии, где в кадре само устройство, сняты на Canon 5D Mark II.

Эргономика Sony a7

Что понравилось и порадовало

Плюс 1. Корпус. Камера мужская, хотя и девушки смогут держать её без проблем. Хват удобный, надёжный, уверенный. По размерам камера не маленькая, но и не большая, меньше зеркалок. Корпус как будто сделан из одного куска металла, а ведь так оно на самом деле и есть - корпус из магниевого сплава. В камере нет встроенной вспышки, что можно считать спорным моментом, однако в фотоаппаратах топ-уровня, как правило, встроенная вспышка отсутствует, есть только разъём «горячий башмак» для подключения внешних.

Плюс 2. Экран. Большой, яркий, контрастный экран. Пользоваться им одно удовольствие. Он никак не задевает за каблучок штатива, поворачивается легко, но при этом не болтается и самопроизвольно не отходит от корпуса камеры. Конструкция поворотного экрана продумана до мелочей, можно сказать, что у семёрки самый удобный экран из всех камер, которые нам довелось держать в руках. Экран не откидывается в сторону, однако на практике редко бывают ситуации, когда это действительно необходимо для съёмки кадра, скорее для баловства. Есть электронный уровень, он доступен только в таблице среди прочих параметров, уровень никак не вывести поверх изображения при построении кадра, что неудобства в принципе не вызывает. Экран не тачскрин, это спорный момент - на наш взгляд, тачскрин в этой камере не нужен.

Удобный экран. Снимок сделан на телефон

Плюс 3. Видоискатель. Большой, чёткий, резкий, наглядный видоискатель. Поработав с электронным видоискателем такого качества, снимать на традиционную зеркалку с обычным оптическим уже не так комфортно. Во-первых, в семёрке он чёткий - это OLED-экран с разрешением 2,359 миллиона пикселей. Во-вторых, он чувствительный - в условиях недостаточного освещения видоискатель работает как камера ночного видения. В-третьих, на него можно вывести служебную информацию, например гистограмму, а можно спрятать её, по необходимости. В-четвертых, подтверждение фокуса при ручной фокусировке - объекты в фокусе окрашиваются белым цветом, наводиться вручную с помощью видоискателя настолько удобно, что хочется снимать и снимать с ручным фокусом, в том числе и на мануальную оптику. В-пятых, сразу видно будущий кадр, и вообще видоискатель классный.

Видоискатель. Снимок также сделан на телефон

Плюс 4. Настраиваемые кнопки управления. Три кнопки C1, C2 и C3 в дополнение ко всем традиционным кнопкам позволяют полностью управлять всеми функциями камеры. В меню нужно заглядывать лишь изредка: один раз настроив камеру, там в принципе делать уже нечего, разве что приложения запускать да карту памяти форматировать.

Плюс 5. Кнопка переключения AF/MF. С задней стороны камеры, сразу под колесом, расположен маленький рычажок с кнопкой внутри, эта кнопка очень удобна для нажатия большим пальцем правой руки. Нажатие и удерживание кнопки нажатой позволяет мгновенно переключаться из режима автофокуса в ручной режим фокусировки. И наоборот, если в данный момент выбран ручной фокус, переходить в режим автофокусировки. Если приноровиться работать с данной функцией, это оказывается настолько удобно, что становится не понятно, как дальше снимать на камеры, в которых такой кнопочки нет.

Плюс 6. Крышечки отсеков для разъёмов интерфейсов. Отсеки интерфейсов расположены на левом боку камеры, они легко открываются, достаточно подцепить дверцу ногтем, а закрываются с еле заметным щелчком, все это сделано весьма надёжно и удобно. Верхний отсек скрывает микрофонный вход и выход на наушники, в нижнем спрятаны разъёмы micro HDMI и micro USB, с помощью которого камера и заряжается. Для карты памяти и аккумулятора служат два разных отсека: карта спрятана на правом боку, где поверхность прорезинена, аккумулятор - традиционно снизу. Можно было бы разместить карту в одном отсеке с аккумулятором, как это сделано в a6000, однако при использовании батарейной ручки VG-C1EM (ручку можно купить дополнительно примерно за 10000 руб.), достать карту из аккумуляторного отсека уже было бы невозможно, не снимать же ручку каждый раз, когда нужно переписать файлы на компьютер.

Плюс 7. Вход для микрофона и выход на наушники. Можно записывать ролики со звуком профессионального качества с помощью внешнего микрофона, при этом контролировать звук в наушниках. На экран выводится уровень записи звука. Красота!

Что не понравилось

Минус 1. Расположение кнопки спуска затвора. Пожалуй, из всех недочетов эргономики этот - самый значительный. Дело в том, что указательный палец правой руки сам ложится на удобную площадку, которая как будто специально создана для того, чтобы там находилась кнопка спуска затвора. Однако вместо кнопки спуска там находится колесо смены параметров, на которое как ни жми, толку будет ноль. Кнопка затвора расположена выше, на верхней грани камеры, и к управлению таким образом нужно привыкнуть.

Минус 2. Колесо компенсации экспозиции расположено не очень удобно. Однако случайным образом компенсация экспозиции не сбивалась ни разу, это надо признать, - чтобы повернуть колесо, надо приложить очень удобное, но уверенное усилие большим пальцем, с щелчком, тактильно это усилие ощущается хорошо. Не удобно само наличие данного колеса именно в этом месте, компенсацию экспозиции можно было бы менять, скажем, кнопками джойстика, или через меню, а на это место переместить колесо смены параметров из-под указательного пальца.

Минус 3. Звук затвора. Некоторые злые языки сравнивают звук затвора в a7 с отбойным молотком - разумеется, они неправы. Звук затвора громче:-) Такой мужской, уверенный ЩЩЁЛЛК - незаметно от окружающих не поснимаешь, все сразу обернуться. Вероятно, если снимать телевиком на длинном фокусе, да к тому же на длинных выдержках, на фото будет заметен эффект тряски камеры от спуска затвора, если её как следует не закрепить. Нам, как ни странно, сам по себе звук затвора понравился - он сильный, уверенный и ласкает слух. Минус спорный.

Минус 4. Нет таймера для съёмки HDR. Традиционно, так же как и в Sony a5000, и в Sony a6000, в семёрке нельзя снимать одновременно и с брекетингом экспозиции, и с таймером. Таймер сам по себе работает - 2 или 10 секунд на выбор, но камера сделает 1 снимок. Для режима брекетинга таймер недоступен, надо держать нажатой кнопку спуска, что может привести к сдвигу фотоаппарата между экспозициями, а то и к смазу одной из экспозиций.

Минус 5. Кнопки Menu и C2 нажимать неудобно. На работу камеры и собственно меню это не влияет никак, просто хотелось бы кнопку Menu иметь в более доступном для большого пальца правой руки месте справа от видоискателя. Отчасти то же можно сказать про кнопку C2 - она находится хоть и справа от видоискателя, но в углублении за экранчиком, и для нажатия надо тянуть и неудобно сгибать палец. А нажимать на неё приходится часто, так как по умолчанию эта кнопка отвечает за увеличенный просмотр отснятого фото. И ещё один спорный момент - смена ISO поворотом колеса, нам это показалось не совсем удобным, хотя к такому поведению колеса и способу выбора ISO можно привыкнуть.

Минус 6. Регулируемое пятно АФ. Если выбрать зону автофокуса “Регулируемое пятно АФ”, оперативно не передвинуть рамочку автофокуса, после того как она выбрана и сделано полунажатие кнопки спуска затвора. Чтобы рамку передвинуть в новое место, надо снова идти в меню, выбирать зону автофокуса, джойстиком передвигать рамку. Не попал - все заново, идём в меню и так далее. Само собой, данный минус на фотоснимках никак не отражается, только лишь на эргономике.

Минус 7. Слабый аккумулятор. На прогулке или в поездке семёркой хочется снимать, и не один-два кадра, а снимать много. Аккумулятора NP-FW50 на весь день не хватает однозначно, для комфортной съёмки жизненно необходим второй аккумулятор, также, вероятно, придётся приобрести внешнее зарядное устройство, чтобы заражать один аккумулятор в нём, другой в камере. Батарейная ручка спасёт положение, однако она крупная и значительно отяжелит камеру, как поступить в данном случае каждый должен решить самостоятельно.

Съёмка портрета

Портрет днём

Снимать на оптику от Zeiss одно удовольствие. Скругленные лепестки диафрагмы на значении F/4 создают мягкий красиво размытый фон, автофокус чётко работает по лицу и ни разу не промазал. Возможно, нам иногда не хватало фокусного расстояния в районе 100-135 мм: хотелось еще дальше отойти от модели и еще больше отделить её от фона, нежели это позволял наш Zeiss на фокусном расстоянии 70 мм. «У них светосильный Zeiss, а они ещё и брюзжат», - скажете вы, и будете правы. Долой сомнения, давайте лучше поснимаем портреты!

Вечерний портрет

Как уже было отмечено выше, у Sony a7 нет встроенной вспышки. С одной стороны, это моментально ставит её в ряд профессиональных камер, так как профи если и пользуются вспышкой, то как правило внешней. С другой стороны, это сильно снижает универсальность камеры - чтобы снять пару простеньких вечерних портретов в путешествии, надо везти с собой в далёкую страну тяжёлую неудобную внешнюю вспышку, к тому же не забыть её в гостиничном номере, следить за зарядом аккумуляторов или покупать батарейки.

Неплохим решением для путешествий могла бы стать миниатюрная вспышка Nissin i40 , о начале продаж которой для Nikon и Canon было недавно объявлено, однако модели для системы Sony пока ещё недоступны (на сентябрь 2014 г.), и когда они появятся в продаже - не понятно.

Мы использовали нашу вспышку Canon Speedlite 580EX II; само собой, она работает только в ручном режиме, так как изготовлена другим производителем и несовместима с Sony. Однако переведя вспышку в ручной режим и настроив её импульс, мы с удовольствием поснимали портреты.

Портрет в помещении

В предыдущих наших обзорах мы как правило устраивали дискуссию на тему, стоит ли снимать в кафе или ресторане со вспышкой. И правда, зачастую в кафе свет не яркий, приглушенный, и просто сидеть и общаться с друзьями за чашечкой кофе там вполне уютно, а вот для фотосъёмки такая атмосфера не годится никак. Высокие значения ISO, шумы и смазанные лица. Мы обычно пробовали снимать и со вспышкой, и без. Без вспышки высокие ISO и шум, со вспышкой теряется атмосфера и настроение, к тому же вспышка может создавать неудобства посетителям за соседними столиками, ведь мы в зале не одни.

В случае с Sony a7 всё проще - встроенной вспышки у неё нет, а устраивать фотосессию с внешней вспышкой и отражателями в кафе - не самая лучшая идея, если только, конечно, не договориться с администрацией специально, но это уже другая история. Поэтому сегодня все наши кадры внутри помещения сняты без вспышки.

Съёмка природы

Полный кадр просто создан для съёмок природы. Благодаря более широкому динамическому диапазону мы можем смело снимать против света, искать неожиданные контрастные сюжеты, лучше прорабатывать детали в тенях и меньше опасаться за проваленные света. А с хорошим светосильным объективом можно и красиво снять цветок в поле, размыв задний план, и увеличить глубину резкости для широкого пейзажа, и поснимать водопад на длинной выдержке, заморозив движение с помощью ISO 50... Простор для творчества громадный.

Нельзя сказать, что достаточно купить фуллфрейм и начать снимать направо и налево, создавая шедевры из каждого кадра. Вовсе нет, скорее наоборот. Камера не прощает ошибок, не терпит суеты и бездумного щёлканья затвором. Зато при умелом использовании её возможностей она позволит получить не только отличные кадры, но и несомненное удовольствие от общения с природой и собственно от съёмки. Возьмите с собой семёрку на прогулку или в путешествие, не пожалеете.

Павловск, парк

Путешествие в деревню Хотнежи, Ленинградская область

Ниже приведем подборку фотографий, снятых во время путешествия по Ленинградской области в деревню Хотнежи. Начало: река Оредеж в поселке Вырица (Гатчинский район), утро, моросит дождь.

Волосовский район, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Хотнежи:

И напоследок дары природы:

Объективы для Sony a7

На момент написаня даного обзора специально для полнокадровых камер Sony a7/a7R/a7S выпущено всего 6 объективов, их маркировку легко узнать по буквам «FE» в названии (от слов Fullframe и байонет E). В комплект к a7 в качестве китового как правило идёт объектив FE 28-70/3.5-5.6 OSS, это вовсе не дешевая «заглушка на байонет», как иногда злые языки называют китовые объективы, а серьёзная качественная линза. Пользователи на профильных форумах хвалят этот китовый объектив, из недостатков называя лишь невысокую светосилу да не слишком широкий угол 28 мм и мечтают о таком же, но 18-105 мм.

ZEISS Vario-Tessar T* FE 24-70mm F4 ZA OSS

Наша тестовая Sony a7 пришла не с китовым, а в комплекте с самым дорогим и качественным зумом, который доступен на сегодняшний день для полнокадровых семёрок, - ZEISS Vario-Tessar T* FE 24-70mm F4 ZA OSS . Это объектив премиум-класса, он имеет 12 элементов в 10 группах, из которых 5 асферических элементов и 1 элемент из низкдисперсионного стекла, 7 лепестков скругленной диафрагмы, быстрый мотор автофокуса, объектив оснащён стабилизатором. Диаметр для светофильтра 67 мм. Повторимся, что большинство изображений в данном тесте снято именно этим объективом.

Пример детализации по краям кадра , фокусное расстояние 24 мм, 1/125 при F/5.6, ISO 100. Щелчок по миниатюре раскроет кроп 1:1.

Фокусное расстояние 24 мм.

F/4 F/5.6
F/8 F/11
F/16 F/22

Пример детализации на различных диафрагмах. Фокусное расстояние 70 мм.

F/4 F/5.6
F/8 F/11
F/16 F/22

Очень порадовал плавный механизм зума, что особенно приятно при съёмке видео - можно аккуратно делать очень плавные наезды. Кольцо подстройки ручного фокуса также очень плавное, наводиться на резкость в ручном режиме весьма и весьма комфортно.

Совместимые объективы для a7/a7R/a7S

Буква T* со звездочкой в названии объективов означает, что оптические элементы имеют многослойное покрытие, которое улучшает коэффициент пропускания света оптической системы и её устойчивость к яркому контровому свету, улучшается цветопередача и общая контрастность снимка, снижаются блики и исчезает двоение изображения.

«Sonnar» - оптическая схема, разработанная в 1929 г. Людвигом Бертеле, инженером компании Zeiss, - объективы с этой оптической схемой имеют малый вес, простой оптический дизайн и высокую светосилу. Название «Sonnar» происходит от немецкого слова Sonne (Солнце). По сравнению с Planar у Sonnar больше оптических аберраций, зато выше контрастность и устойчивость к яркому контровому свету. А по сравнению со схемой Tessar у Sonnar хроматических аберраций меньше, а светосила выше. Кстати, советский объектив Jupiter 3 полностью копирует оптическую схему Zeiss Sonnar 1:1.5 50 мм.

«Tessar» - оптическая съема, разработанная ещё в 1902 г. также инженером компании Zeiss Паулем Рудольфом. Объектив, выполненный по такой схеме, состоит из четырёх элементов, отсюда происходит и его название тэссера (четыре по-гречески). Основные преимущества схемы Tessar - компактность и высокая резкость, эти объективы ещё называют «Орлиный глаз».

Китовый объектив

Конструкция: 9 элементов в 8 группах, диафрагма 7-лепестковая круговая, минимальная дистанция фокусировки 0,3-0,45 м, диаметр для светофильтра 55 мм.

Этот доступный среднефокусный зум-объектив сочетает хорошие оптические характеристики с небольшим весом и компактностью (весит он примерно 300 г). Объектив позволяет делать снимки на популярных фокусных расстояниях в диапазоне 28-70 мм с минимальным изменением физической длины при зуме. Три асферических элемента и один элемент из низкодисперсионного стекла эффективно подавляют все типы аберраций, обеспечивая хорошее качество изображения на любых фокусных расстояниях. Благодаря круговой диафрагме легко добиться красивого эффекта размытия заднего плана. Объектив подходит для съёмки любых объектов и сохраняет надежность благодаря защите от пыли и влаги. Оснащен оптической стабилизацией изображений Optical SteadyShot. Стоимость в районе 17000 руб.

Конструкция: 7 элементов в 5 группах, диафрагма 7-лепестковая круговая, минимальная дистанция фокусировки 0,35 м, диаметр для светофильтра 49 мм.

Объектив выполнен в оптическом дизайне Zeiss «Sonnar», и, как следует из названия, предлагает фокусное расстояние 35 мм и максимально широкую диафрагму F/2.8. Объектив подойдет для съёмок как на улице, так и внутри помещений при недостаточном освещении. Объектив оснащён быстрым тихим мотором автофокуса, что будет особенно полезно при съёмке видео. Три двусторонних асферических элемента сводят аберрации к минимуму, поэтому отличные контрастность и разрешение сохраняются даже по краям изображения при любых значениях диафрагмы. Стоимость около $800.

Конструкция: 7 элементов в 5 группах, диафрагма 9- лепестковая круговая, минимальная дистанция фокусировки 0,5 м, диаметр для светофильтра 49 мм.

Это также Zeiss «Sonnar», который может похвастаться великолепной резкостью на максимально широкой диафрагме F/1.8, создавая красивый размытый задний план благодаря диафрагме со скругленными лепестками. Этот яркий объектив имеет преимущества при съемке в помещениях и на улице в условиях низкой освещенности. Линейный механизм привода внутренней фокусировки работает плавно и бесшумно, а конструкция с защитой от пыли и влаги обеспечивает надежную работу. Стоимость около $1000.

Конструкция: 18 элементов в 12 группах, диафрагма: 9 лепестков (круговая), минимальная дистанция фокусировки: 0,4-0,95 м, диаметр для светофильтра 95 мм, размеры: 105 x 162,5 мм.

Первый полнокадровый объектив с моторизованным зумом для системных камер Alpha с байонетом E, может использоваться и с камерами с матрицей APS-C. В конструкции объектива используются асферические элементы, которые подавляют аберрацию, усовершенствованная технология многослойного покрытия усиливает контрастность и устраняет засветку даже при ярко освещенном фоне. Три отдельных кольца обеспечивают независимое управление фокусировкой, зумом и диафрагмой, а оптимальное усилие для их вращения создает приятное ощущение точности управления.

Первый в отрасли зум, приводимый в действие SSM-приводом, работает чрезвычайно плавно и бесшумно, что необходимо для профессиональной съемки фильмов. Можно точно регулировать скорость зума в широких пределах, а также переключать направление вращения кольца зума. Стоимость в районе 117900 рублей.

  1. Интеллектуальное дистанционное управление (бесплатно)
  2. Звездный след (399 руб.)
  3. Сглаженное отражение (199 руб.)
  4. Синхронизация со смартфоном (бесплатно)
  5. Liveview Grading (399 руб.)
  6. Надстройка Flickr (бесплатно)
  7. Кинокадр (199 руб.)
  8. Освещение портрета (199 руб.)
  9. Световая шахта (199 руб.)
  10. Профессиональный брекетинг (199 руб.)
  11. Интервальная съёмка (399 руб.)
  12. Мультиэкспозиция (199 руб.)
  13. Коррекция объектива (399 руб.)
  14. Эффект рисунка+ (бесплатно)
  15. Ретуширование фотографий (бесплатно)
  16. Клавиатуры (несколько, бесплатно)

Интеллектуальное дистанционное управление

Мы активно использовали это приложение, и дома, и на улице. Так как за последнее время мы протестировали уже 4 камеры Sony с технологией Wi-Fi, мы привыкли к этой программе, и она нам очень нравится. Отличный интерфейс, ничего лишнего, исчерпывающий функционал, удобные настройки. Программисты Sony сделали действительно классную вещь. Пример работы с приложением «Интеллектуальное дистанционное управление» см. в нашем ролике.

Пример съёмки с помощью приложения «Эффект рисунка+»

Вряд ли кто-то будет снимать на профессиональную камеру картинки с эффектами наподобие выделения цвета; однако приложение «Эффект рисунка+» универсальное, и работает на многих камерах Sony, кому нужно - скачают его и установят. Эффект «Насыщенный монохром», кстати, позволяет получить достаточно интересные результаты: камера делает серию из трёх снимков и клеит что-то наподобие черно-белого HDR. Этот эффект вполне можно использовать, чтобы в полевых условиях оценить, как будет выглядеть обработка и склейка конкретного сюжета на компьютере. Понравился результат - выходим из приложения, снимаем серию в формате RAW, а дома уже клеим HDR. Интересен также эффект ретро.

Выделение цвета (Green) Восоконтрастные ч/б Мягкий фокус
HDR живопись Насыщенное монохромное Миниатюра+
Акварель Иллюстрация Дешевый фотоаппарат+
Манипуляции с цветом Схематизация Ретро

Камера Sony a7 и компьютер

В своей работе мы используем Adobe Lightroom 5.6, возможностей этой программы хватает для всего, кроме, пожалуй, склейки HDR. Однако эта программа коммерческая, и если нет желания приобретать какие-либо программы, можно бесплатно загрузить с сайта Sony необходимые приложения.

  • Sony Image Data Converter версии 4.2.04 для Mac и Windows
  • PlayMemories Home для Mac и Windows
  • Remote Camera Control Ver.3.3 для Mac и Windows
  • Драйвер Sony RAW для Windows
  • Wireless Auto Import версии 1.2 для Mac
  • Memory Card File Rescue версии 3.2 (только для Windows)
  • Справочное руководство на русском языке (файл PDF, 107 стр.)

Выводы

Плюсы

  1. Камера заслуживает самых лестных отзывов. Перечислять все плюсы никакого смысла не имеет, все функции камеры только радуют.
  2. Отдельно хочется сказать про уверенный автофокус с определением лиц при съёмке портрета. Фокус не промазал ни разу.
  3. Объектив 24-70 от Zeiss порадовал чрезвычайно . Никаких нареканий. Это стекло сможет стать любимым для многих увлечённых фотографов, и вложенные деньги принесут ожидаемый результат. Нам объектив очень понравился.
  4. Удобный видоискатель и фокус-пикинг при ручной подстройке фокуса . Снимать на неавтофокусные фиксы одно удовольствие.

Минусы

  1. Высокая цена как на саму камеру, так и на и совместимые объективы.
  2. Небольшая линейка полностью совместимых объективов (на сегодняшний день). Не хватает, например, суперширокоугольного светосильного зума, макрообъектива, недорогого универсала для путешествий. Однако этот минус со временем превратится в плюс, когда будут выпущены новые линзы. Фиксы Samyang тоже можно рассматривать, но следует помнить про отсутствие в них автофокуса.
  3. Слабый аккумулятор .
  4. Значения ISO выше 6400 вопреки ожиданиям довольно шумные, а выше 10000 не рабочие.
  5. Небольшие недочёты в эргономике - скорее придирки, так как непосредственно на качество снимков они не влияют, однако в ряде случаев пользоваться камерой не особенно удобно. К кнопке спуска затвора мы так и не привыкли, постоянно нащупывая её не в том месте.
  6. Нет GPS . В камере топ-уровня в дополнение к Wi-Fi вполне можно было бы добавить GPS, профессионалы смогли бы это оценить и пользовались. Трэвел-журналисты в первую очередь.

Для кого предназначена Sony a7

Для продвинутых требовательных фотолюбителей, техно-гиков, может применяться в профессиональных целей для любого вида съемки.

Общая оценка по 10-бальной шкале

  1. Эргономика - 8
  2. Меню настроек - 9
  3. Качество исполнения корпуса - 10
  4. Качество съёмки фото - 9
  5. Качество съёмки видео - 10
  6. Оптика - 10
  7. Экран, видоискатель - 10
  8. Работа автофокуса - 9
  9. Съемка с высокими значениями ISO - 7
  10. Wi-Fi и другие интерфейсы - 9

Итого: 91%. Следует учитывать, что тестировалась не китовая оптика, а зум 24-70 от Zeiss.

Как всегда, напоследок немного бэкстейджа:-)

В съёмке нам помогали

  • Ксения Мартынюк - благодарим за отличную прогулку и очаровательные портреты

Фотоаппарат Sony A7S, обзор которого представлен в данной статье, дебютировал на отечественном рынке в 2014 году. Модель стала логическим продолжением линейки полнокадровых устройств от этого производителя, что годом ранее совершили настоящую революцию в своём сегменте, став в нём самыми компактными камерами. На этот раз японским разработчикам удалось совершить переворот в плане создания снимков беззеркальным фотоаппаратом в условиях экстремально низкого освещения.

Дизайн

Внешне новинка очень похожа на своих предшественников - модели А7 и А7R. Габариты корпуса, выполненного из магниевого сплава, составляют 126,9х94,4х48,2 миллиметра. Весит устройство 446 грамм. Таким образом, на момент своего появления на рынке, камера Sony A7S стала самым компактным полнокадровым фотоаппаратом со сменным объективом на планете. Созданная в ретро-стиле модель выглядит и воспринимается как очень дорогая вещь. На самом деле так оно и есть. На корпусе предусмотрен разъём для наушников и стереофонический микрофон. На тыльной стороне можно найти LCD-дисплей размером три дюйма, оборудованный поворотным механизмом, а также видоискатель, разрешение которого составляет 2,4 миллиона точек.

Как свидетельствуют многочисленные оставляемые владельцами модели Sony A7S отзывы, при съёмке видео возникают определённые неудобства. Это связано с тем, что экран не является сенсорным, что немного разочаровывает в таком дорогом фотоаппарате.

Оптика

Перед покупкой такого рода камер эксперты рекомендуют проверять ассортимент оптики, что для неё предусматривается. Выбор полнокадровых объективов для этой модели, по состоянию на сегодняшний день можно назвать весьма скудным. Наибольший интерес из представленных ныне на рынке объективов вызывает Zeiss 24-70 mm f/4. Он прекрасно подходит для создания фотоснимков и видеороликов, однако стоит довольно дорого. Использовать сторонние объективы здесь не совсем целесообразно, поскольку для их установки потребуются специальные адаптеры, за которые тоже нужно платить. Кроме этого, в таких случаях обычно страдает оптическая стабилизация и скорость работы автоматического фокуса. Ещё одним выходом можно было бы назвать объективы с байонетом А, однако они отличаются большим весом и габаритами, в связи с чем нивелируется компактность фотоаппарата. Остаётся лишь надеяться, что большой спрос на модель приведёт к тому, что японцы увеличат в скором будущем ассортимент объективов FE.

Матрица

Фотоаппарат Sony A7S оборудован полнокадровой 35-миллиметровой матрицей Exmor CMOS на 12,2 мегапикселя. Она может похвастаться просто феноменальной чувствительностью. В частности, размер ISO при фотосъемке находится в диапазоне от 50 до 409600, а при создании видеороликов - от 100 до 409600. При этом нельзя не отметить довольно низкий По сравнению со многими другими камерами потребительского уровня с полным кадром, модель отличается немного большим размером пикселя. Другими словами, это значит, что каждая точка способна собирать больше света.

Управление

Для осуществления регулировки важнейших функций экспозиции (диафрагмы, выдержки и ISO) в фотоаппарате Sony A7S предусмотрено три циферблата. Большинство из кнопок можно запрограммировать для выполнения альтернативных функций. В самых легкодоступных и удобных местах разработчики установили клавиши быстрого доступа к важнейшим настройкам быстрого доступа. Существенным недостатком здесь можно назвать то, что ощутимой обратной связи не имеет кнопка затвора. При включенном электронном затворе не подаётся никакой звуковой сигнал, поэтому пользователь может и не знать, что устройство начало съёмку. Кнопка прямого запуска видеосъемки почему-то расположена довольно неудобно, что весьма странно для устройства, позиционирующегося как камера для создания роликов.

Качество изображений

Как уже было отмечено выше, фотоаппарат имеет матрицу на 12,2 мегапикселя. В связи с этим сделанные при помощи Sony A7S фото можно распечатывать в хорошем разрешении даже на листах формата А-4. Вместе с этим при его дальнейшем увеличении качество снимков существенно теряется. Для пользователей, которые не привыкли печатать фотографии, единственным недостатком будут ограниченные возможности, связанные с их обрезкой. Как бы там ни было, такую функцию мало кто использует часто. Во всём остальном особых претензий к качеству снимков нет.

Настоящий восторг вызывает способность этой камеры снимать в условиях плохого освещения. В плане детализации и шумов модель превосходит преимущественное большинство конкурентов в своём классе. О светочувствительности устройства подробнее речь шла ранее. Не удивительно, что камера демонстрирует во время съёмки фото и видео большую гибкость. Таким образом, у пользователя нет необходимости носить с собой постоянно дополнительное оборудование, которое, впрочем, не всегда даёт положительный эффект.

Видеосъёмка

Теперь несколько слов о создании роликов при помощи модели Sony A7S. Характеристики устройства позволяют снимать видеоролики в разрешениях 1080р либо 720р. При этом частота кадров при этих режимах отличается. Если в первом случае их количество за одну секунду составляет 24, 30 либо 60, то во втором - 120. Для того чтобы записывать в формате 4К, необходимо приобрести внешний носитель, поскольку здесь не предусматривается возможность сохранения информации на внутренний накопитель. Как бы там ни было, ограничения, связанные с другими режимами, здесь отсутствуют. Более того, качество снятых видеороликов находится на очень высоком уровне. Отзывы владельцев устройства свидетельствуют о том, картинка получается чёткой и кристально чистой, а характерных обычным потребительским камерам муаровых узоров на ней нет. По словам представителей компании-производителя, достичь этого удалось во многом за счёт использования кодека XAVC.

Ориентированной в основном на видеосъёмку модель Sony A7S делают не только аппаратные характеристики, но и программные возможности. Одной из самых интересных её особенностей в этом плане считается наличие цветовых профилей, благодаря которым можно производить качественную коррекцию полученного материала.

Эргономика и эксплуатация

Высокое качество материалов, что используются при производстве фотокамеры, можно почувствовать уже при первом прикосновении к ней. Благодаря компактному размеру корпуса и стандартного объектива устройство можно носить, не напрягаясь, целый день. На рукоятке находится удобный для большого пальца выступ, благодаря чему устройство удобно лежит даже в одной руке. Вместе с этим при использовании более крупных объективов, адаптированных из других моделей, создаётся впечатление некоторого дисбаланса.

Как свидетельствуют отзывы владельцев Sony A7S, модель плохо защищена от сюрпризов погоды и пыли, а также не совсем годится для нормальной эксплуатации в экстремальных условиях по сравнению с аналогичными устройствами в её ценовом сегменте.

Автономность

В стандартную комплектацию устройства входит две аккумуляторных батареи. Это связано с тем, что в этой модели, по сравнению с зеркальными цифровыми фотоаппаратами, они садятся довольно быстро. Отзывы владельцев свидетельствуют о том, что полного заряда одного аккумулятора хватает в среднем на 525 снимков. Заряжать камеру можно посредством компактного и удобного устройства либо напрямую через порт микро-USB, что весьма удобно во время путешествий.

Общее впечатление

Подводя итог, необходимо отметить, что модель имеет много преимуществ и некоторые недостатки по сравнению с другими представителями своего класса. Как бы там ни было, людям, которые хотят получить нечто лучшее, чем популярные полнокадровые фотокамеры Canon примерно за те же деньги, нужно непременно обратить внимание на это устройство. На момент своего появления на свет оно могло похвастаться неплохим запасом на будущее, особенно в том случае, если у его владельца была возможность потратить несколько сотен долларов на внешний накопитель для записи роликов в формате 4К. Сегодня модель Sony A7S можно назвать достойным компромиссным вариантом для тех, кому важна как фото-, так и видеосъёмка.

Немногим более пяти лет прошло с того момента, как была анонсирована первая компактная системная цифровая камера. За эти пять лет первоначальный скепсис по отношению к “беззеркалкам” успел смениться осторожным недоверием, первыми восторгами и, наконец, перерасти в понимание того, что именно за такими фотоаппаратами - компактными и функциональными - будущее. Последним рубежом сопротивления скептиков до недавних пор оставался размер матрицы. На рынке не было ни одной беззеркалки с полной матрицей (здесь мы умышленно не берем в расчет дальномерные модели от Leica, ведь это камеры совсем другого класса, назначения, с другим функционалом). Но и этот рубеж оказался по зубам разработчикам. Осенью 2013 года компания Sony представила сразу две полнокадровые беззеркалки - Alpha A7 и A7R, внешне похожие как две капли воды.

К нам на тест попали обе эти модели. Но в каждой из них реализовано такое количество интересных функций, особенностей и новых технологий, что в рамках простого теста обо всем и не рассказать. Так что две новых “семерки” мы будем тестировать в уже ставшем привычным для наших читателей формате “недели с экспертом”. В течение нескольких дней мы будем публиковать новые главы теста, делясь впечатлениями от съемки на Sony Alpha A7 и Sony Alpha A7R.

Основные особенности моделей:

  • матрицы формата 24х36 мм - 24 МП у Alpha A7 и 36 МП без низкочастотного фильтра у Alpha 7r;
  • байонет Sony E с возможностью установки объективов E, FE и A (через адаптер LA-EA3, LA-EA4);
  • гибридная система фокусировки со 117 датчиками фазовой детекции на матрице у модели Sony A7;
  • 3-дюймовый наклонный дисплей с разрешением 921 600 точек;
  • электронный видоискатель с разрешением 2 400 000 точек;
  • скорость серийной съемки 5 и 4 кадра/с для A7 и A7R соответственно;
  • съемка Full HD видео с частотой до 60 кадров/с;
  • интерфейсы Wi-Fi и NFC;
  • возможность установки приложений в камеру.

Магия цифр или Преемственность поколений

Цифра семь, сначала для Minolta, а потом и для поглотившей этот легендарный фотобренд Sony всегда была особенной. Она использовалась в названиях тех моделей, которые были по-настоящему революционными. Так было и с пленочной Minolta Dynax 7, и с опередившей свое время первой цифровой зеркалкой со встроенным стабилизатором KonicaMinolta Dynax 7D, и с до сих пор актуальной Sony NEX-7. В линейке камер с литерой A эта цифра долгое время оставалась незадействованной: было очевидно, что маркетологи берегут ее для чего-то действительно удивительного. Поэтому когда в сети появились первые слухи о новом полнокадровом флагмане Sony, его название уже можно было угадать. Интрига была в другом: что будем с байонетом? С какой оптикой будет работать камера? Неужели будет создана еще одна линейка объективов к двум имеющимся - E и A?

Да, так и произошло: чудес не бывает, и неполнокадровые объективы NEX не могут спроецировать изображение на большую матрицу. При этом можно перевести камеру в APS-C режим и использовать лишь часть матрицы. Также были представлены несколько новых объективов с байонетом FE (формально этот тот же байонет E, но объектив способен покрыть полный кадр). И самое интересное - любые объективы с байонетом A могут быть установлены на новые камеры через новый переходник Sony LA-EA4 с сохранением полного функционала автофокуса и привода диафрагмы. Работе с ним мы посвятим отдельный день нашего большого теста, испытав его не только с объективами Sony, но и с Minolta 25-летней давности. С более дешевым переходником Sony LA-EA3 автофокус будет работать лишь с SAM- и SSM-объективами, оснащенными встроенным мотором.

Что в коробке

Sony A7 попала к нам на тест в китовой комплектации с объективом FE 3.5-5.6/28-70 OSS, да еще и в нераспакованной фирменной коробке. Отличная возможность познакомиться с комплектацией поставки. Вторая камера - Sony Alpha A7R - здесь выступает моим помощником: на нее я делаю эти снимки. Фоном мне служит кусок белой бумаги, освещение - пара мощных галогеновых ламп.

ILCE-7R УСТАНОВКИ: ISO 800, F7.1, 1/60 с, 50.0 мм экв.

Обратите внимание, что фирменная коробка всегда запечатана серебристым стикером. Не повредив его, коробку не открыть. Поэтому в магазине всегда проверяйте его целостность - он гарантирует то, что камеру до вас из коробки не вынимали.

ILCE-7R УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/80 с, 50.0 мм экв.

Чтобы извлечь камеру, сначала придется столкнуться с инструкцией. И это не простая случайность: разобраться со всем функционалом “семерки” без инструкции вряд ли удастся. Следующим слоем в коробке лежит сам фотоаппарат, китовый объектив и плечевой ремень. Но чтобы начать съемку, этого недостаточно.

ILCE-7R УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/60 с, 50.0 мм экв.

Спускаемся еще на один слой картона ниже и находим аккумулятор NP-FW50 емкостью 1020 мА/ч, точно такой же, как в камерах NEX. Зарядного устройства для аккумулятора в комплекте нет, зато есть USB-кабель и адаптер с 220 вольт на USB-выход. Аккумулятор предстоит заряжать прямо в камере с помощью USB-шнура. Впрочем, дополнительное зарядное устройство для таких аккумуляторов всегда можно докупить.

ILCE-7R УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4, 1/60 с, 50.0 мм экв.

) завершился выходом сразу двух моделей - "базовой" А7 (24 Мп) и "топовой" А7R (36 Мп, отсутствие антиалиасового фильтра). В июне семейство пополнилось "видео 4К"-ориентированной А7S (12 Мп, запредельные ISO в 409,600), дав окончательно понять, что Sony планирует основательно закрепиться в полнокадровой нише с целью хорошенько порезвиться в этом сытом курятнике.

На снимке в качестве "ширика" используется Canon 16-35/2.8 второй ревизии.

A7R ("R" часто переводят как "resolution", намекая на высокое разрешение сенсора) пришла ко мне как раз перед весенними программами "Фотопланеты" в Непале, и я охотно взял ее с собой. Фактически, работать с новинкой пришлось на тех же сценах, что и годом ранее с ее прототипом RX1. Итак, что мы имеем? Sony A7R - это полнокадровая компакт-камера со сменной оптикой, сенсор 36 Мп (CMOS, 36х24 мм). Диапазон значений ISO 100-25,600. Съемка в RAW / JPG (или оба). Затвор в диапазоне 30с - 1/8000, 4 к/с. Отсутствие антимуарового фильтра. Поворотный экран 3", электронный видоискатель со 100% охватом сцены. Карточки SD / Memory Stick. Видео (1920 x 1080 / 60p, 60i, 24p) и возможность вывода несжатого видео-потока через HDMI. Встроенный WiFi.


Комплект поставки

Комплект поставки достаточно минималистичен: сама тушка, батарея NP-FW50, толстенький том "Руководства пользователя", короткий USB-кабель и адаптер на 5 вольт. Собственно, все. Еще раз тщательно перерываю коробку. Блин! Опять нет зарядника для батарей! Производитель толкает нас к зарядке через саму камеру: подключаешь ее USB-шнурком к розетке и ждешь, пока эта зараза насытится. Идущий в комплекте шнурок короткий, а розетка расположена у плинтуса, и приходится стоять на карачках. Индикатор у камеры в бочку, утоплен под самое USB-гнездо, и сразу даже не поймешь - зарядилась она или нет.

Первое, что я сделал по прилету в Катманду - пошел в магазин фототехники и купил китайский зарядник (их на рынке в избытке, поскольку та же батарея идет в Sony NEX). Всего за 15$, и это еще с накрутками алчущих продавцов, моментально отследивших, что мне "срочно надо". Не положить копеечное устройстко к камере за две штуки баксов - это свинство! Уж сколько раз и говорили, и писали, что отдельный сетевой зарядник - это необходимость. Например, в горных приютах не всегда найдешь бесхозную розетку, а аккумуляторы заряжаются за отдельную плату на стойке регистрации. Само собой, камеру на ночь там не оставишь. Или когда надо оперативно зарядить все севшие батареи (а камера кушает их порядком), т.е. вторая точка зарядки необходима... Да мало ли еще ситуаций!

Вместе с зарядником купил шесть китайских аккумуляторов NP-FW50, поскольку помню по RX1, насколько эта электроника жручая. К стандартной комплектации у вас есть возможность заказать батарейную ручку, что я и сделал. В нее через отщелкивающийся пластиковый контейнер ставятся две батареи, на корпусе дополнительная кнопка спуска затвора, удобный вертикальный хват. Кроме того, на ручку вынесены функции управления фокусировкой и колесо смены параметров. Рекомендую также заказать защитное покрытие из клейкого пластика (идет в отдельных аксессуарах), дабы уберечь поворотный экран от царапин.

Первые впечатления

Новинка очень напоминает свой прототип RX1. Разве что немного поменялись органы управления и добавлена шахта электронного видоискателя. На снимке ниже обе соньки позируют в компании моих стареньких Nikon D3S и Nikon D700.

Первое, что я сделал - поставил на камеру батарейную ручку. Вот это достойная вещь! Визуально корпус превращается в квадрат с удобным хватом по обеим сторонам и двойным управлением спуском. Ручка весит 250 грамм, в сумме с 465 граммами самой камеры получается вполне адекватный вес: плечо не тянет, но при этом камера перестает болтаться из стороны в сторону. В общем, поставив один раз, батарейную ручку я больше ее не снимал.

Поворотный экран выдвигается только по горизонтали, но для работы этого хватает. Например, если нужно снять что-то совсем от земли (какое-нибудь отражение у самой воды) или поднять камеру над головой. Флешка теперь вставляется сбоку, как у старших зеркальных братьев, а не снизу, всякий раз заставляя ругаться, когда для этого приходилось откручивать L-Plate у RX1. Плюс в карму новинки.

Съемка

Мемориал погибшим альпинистам (4600 м) и вид на Ама-Даблам

Sony FE 24-70/4.0 (ISO 125, f/11.0, 1/500)

Экспо-замер . Матричный (Multi), центровзвешенный и точечный. У A7R та же особенность, что и у RX1: камера склонна недоэкспонировать кадры примерно на 2/3 стопа, а потому внимательно следите за гистограммой во время съемки. Кроме того, время от времени у меня появлялось несоответствие участков гистограммы реальным отсечкам в кадре. Видимо, это проблемы прошивки. Проверяйте сайт на наличие новой версии, разработчики время от времени вычищают баги, добавляя новые.

Экспо-коррекция . За коррекцию отвечает привычное механическое колесо. Удобное. Радует. Сдвиг коррекции +/- 3 стопа, минимальный шаг 1/3.

Автоматическое определение баланса белого . Я всегда снимаю в автоматическом балансе белого. Во-первых, автоматика ошибается редко, а во-вторых, баланс белого всегда можно подправить уже потом, сидя в кабинетной тиши за чашечкой кофе. В полевых условиях камера повела себя вполне достойно - отличий от топовых зеркалок не обнаружено.

Автофокусировка . Автофокус (25 точек) работает по принципу определения контрастных сцен. Фокусировка быстрая и точная. Помимо автоматического, можно использовать точечный или следящий фокус, систему распознания лиц.

Управление фокусной точкой . А вот тут расстроили. В RX1 можно было центральной кнопкой джойстика вызвать управление фокусом. Занимало доли секунды. Теперь активацию этого режима доверили кнопке "с1" - крохотной нашлепке между колесом экспокоррекции и спуском затвора. Ее и так-то сложно достать / нащупать, а уж в перчатках - вообще не реально. Кто-нибудь знает, как вернуть функции управления точкой на центральную кнопку? Я не нашел.

Брекетинг . Пятикадровый по эксповилке, шагом в 1/3, 2/3, 1 и 2 ступени.

Экран . LCD 3" экран, отличный. Прекрасно работал на высоте 5500 метров и при минусовой температуре. В какой-то момент в правом верхнем углу появился черный подтек миллиметров пяти в длину. Ну, думаю, прощай экран! Через два дня все восстановилось и больше проблем не было. Помимо экрана, выводящего картинку в режиме Live-view, в камере стоит электронный видоискатель с отдельным датчиком. Через меню можно указать, на какое из устройств выводить картинку: принудительно на указанное в меню, или автоматически, в зависимости от того, смотрит фотограф в видоискатель или нет.

Гистограмма . Камера строит ее в реальном времени, показывая в правом нижнем углу экрана. В режиме просмотра отснятого материала, "перепаленные" области подчеркиваются мигающим черным. В камеру добавлена возможность включить "зебру" в областях отсечек, как это сделано в профессиональных видео-камерах.

Удобство интерфейса . Тут разработчики опять перемудрили, как и с точкой выбора фокуса. Интересно, это менеджмент всякий раз требует заново изобретать велосипед? Зачем-то убрали удобную кнопку "Play", выводившую просмотр кадра. Теперь, если вам нужно увеличить фрагмент кадра, интерфейс заставляет вас сначала увеличить изображение до 100%, а потом уменьшить его до нужного размера. На фига?! В меню можно переназначить кнопки, но я так и не смог добиться плавного увеличения картинки при просмотре отснятого материала.

Громкость затвора . В первый же вечер я взял новинку в театр на съемку, оставив дома звукоизолирующий чехол. Это было моей ошибкой. Звук затвора был таким громким, что даже показалось, в зале прокатилось эхо. Я не понимаю, что там может так грохотать?! Это же не зеркалка. RX1 была бесшумной и снимала, словно выдыхала...

"Шевеленка" и система стабилизации

"Шевеленка" - смазанный кадр, получившийся в результате движения вас или объекта. Если такое случилось, значит скорость затвора была недостаточно быстрой. Классической формулой "шевеленки" для полного 35 мм кадра считается: Скорость затвора = 1 / фокусное расстояние объектива . То есть если вы снимаете объективом 18-200 на фокусном расстоянии 200 мм, то затвор вашей камеры должен быть не меньше, чем 1/200. Для каждой системы эта формула своя. Анализ отснятых кадров показывает, что в большинстве случаев A7R соответствует классической схеме. На всякий случай, для важных кадров придерживайтесь "полуторных" значений: 1/300 для 200 мм.

Пример двух кадров с шевеленкой и без нее



Sony FE оптика

Для семейства A7 Sony оставила байонет E (тот же, что и у NEX), при этом анонсировала целую линейку цейсовских объективов повышенного качества и разрешающей способности (маркировка FE). На сегодня модельный ряд представлен следующими FE-объективами:

Zeiss 28-70 f/3.5-5.6 OSS
Zeiss Verio-Tessar FE 24-70 f/4 ZA OSS
Zeiss Verio-Tessar FE 70-200 f/4 G OSS

Zeiss Sonnar T* FE 35 f/2.8 ZA
Zeiss Sonnar T* FE 55 f/1.8 ZA

Из этого списка у меня есть только 24-70/4 и 35/2.8, с ними и пришлось работать. До отлета в Непал я очень ждал выхода на рынок 70-200/4, но поставка оптики так и не пришла. В текущей линейке очень не хватает широкоугольника и светосильных фиксов. Будем надеяться, что Sony анонсирует новую оптику. Нехватка компенсируется наличием переходников от компании Metabones (http://www.metabones.com) под оптику других брендов. У меня три переходника: Nikon F (ручная фокусировка), Leica М (ручная фокусировка, само собой), Canon EF (автофокус). Об этом отдельно ниже.

Пример FE 24-70/4 оптики

Это панорамная сборка из девяти кадров. Sony A7R выдает кадр в 36 Мп, и после сшивки панорама стала занимать 205 Мп (22766х9000 px).

Технические параметры: Sony A7R + FE 24-70/4 (ISO 400, 48 мм, f/10, 1/13)
Обработка и сшивка: Adobe Lightroom 5.4 + CS5

Пример 35 мм оптики

Монахи зажигают светильники

Sony FE 35/2.8 (ISO 1600, f/2.8, 1/60)

Монахи зажигают - 100% участок

Сторонняя оптика Nikon-Canon-Leica

Metabones-переходники открывают для владельца A7-тушек настоящие врата в мир старых полнокадровых объективов. Если у вас остались "бесхозные" Leica стекла - лучшей тушки для них не найти. Та же ручная фокусировка и малые размеры камеры, при этом огромная разрешающая способность в 36 Мп, высокие значения ISO (при качественной картинке). Конкурентов среди дальномерок на сегодня у Sony нет. Компания сделала ставку на эту часть рынка и, думаю, не ошиблась. Давайте рассмотрим несколько примеров и обсудим удобства работы.

1. Nikon 35/1.4 через переходник с ручной фокусировкой

Ручная фокусировка - это процесс, к которому надо привыкнуть. Ручной фокус и неспешная съемка очень дисциплинируют фотографа, заставляя его ДУМАТЬ, а не просто тупо жать спусковую кнопку. Сложность в том, что при такой разрешающей способности сенсора и высоком качестве оптики, очень сложно попасть в фокус. Из пяти отснятых кадров два были резкими, один "в молоко" и два "так себе". В целом - радует.

Непальский Садху задумался о вечном

Nikon 35/1.4 (ISO 100, f/2.0, 1/400)

Непальский Садху - 100% участок

2. Ночная съемка (Nikon 14-24) - полнолуние (ручная фокусировка)

Ночная съемка как правило и ведется "ручной" оптикой. Важно помнить, что переходник не имеет контактов, отвечающих за передачу данных о диафрагме. На объективе она автоматически открывается на максимум, а вы управляете ею механически, кольцом на переходнике. Самое главное - выставить точку фокусировки на бесконечность. У Nikon-стекол это центр значка бесконечность, у Canon-овских есть специальная метка на шкале расстояния объектива. При полнолунии электронный видоискатель A7R даже выхватывает отдельные фрагменты пейзажа, что позволяет правильно кадрировать кадр.

Nikon 14-24/2.8 (ISO 6400, f/4.0, 25 сек)

А вот в новолуние дело обстоит хуже. Во-первых, вы не видите вообще ничего через видоискатель / экран (что логично, хотя зеркалки это позволяют), но это еще полбеды. Если вы снимаете новыми FE-объективами, вы не сможете корректно выставить значение бесконечности. FE-стекла целиком электронные, ручная фокусировка только через экран, и при попытке найти бесконечность, камера выдает рекомендации от 50 до 133 метров, при этом все равно снимает "мыло".

3. "Я устал снимать вручную. Я фотограф и хочу клац-клац!"

Что же, для таких пулеметчиков Metabones выпустил автофокусный переходник под Canon-стекла.

Продавец Неизвестной Шняги

Canon 16-35/2.8 II (ISO 800, f/4.0, 1/320)

Основной минус автофокусного переходника под Canon - просто нереально медленная скорость фокусировки! Субъективно раз в пять медленнее родных FE-стекол. Если вам не белку в глаз бить, тогда все в порядке, но о жанровой автофокусной съемке забудьте. Только вручную. Что и правильно, на самом деле:)

С природными же кадрами можно и помедитировать...

Canon 16-35/2.8 II (ISO 125, f/11.0, 1/200)

Cъемка сцены оптикой Nikon vs Sony

Да, я согласен, что это не совсем корректное сравнение. Оба кадра сняты на 24 мм, но объективы разные, да и вообще, на моей D800E стоит поляризатор (что видно по скорости затвора). Этот пример здесь для того, чтобы показать качество FE-стекол (снимаю шляпу перед инженерами Zeiss). Это два реальных кадра, снятых не для синтетического теста. Я хочу сказать, что даже моя боевая и проверенная D800E в паре с любимым 16-35/4 не уступают по резкости / детальности FE 24-70/4. Сравнение 800-ки и A7R на одинаковых объективах (через переходник) - это тема отдельного поста.



Жизнь батарей

Камера живет на Li-ion аккумуляторах NP-FW50 емкостью 1080 mAh (7.2V, 7.7 Wh). Малая жизнь батарей - это извечная проблема беззеркалок, потому перед поездкой я и запасся дополнительными аккумуляторами. Я сразу решил не экономить заряд и все время держать камеру включенной (она сама через заданное время засыпает). A7R приятно порадовала. Одной батареи при средней интенсивности съемки хватало на полный день. Фактически, в работе у меня постоянно было три батареи, пока одна заряжалась, две все время были с собой. В среднем, 300-400 кадров батарея держит.

Сенсор: ДД, детали в тенях

Полнокадровый, малошумный CMOS сенсор с хорошой цветопередачей и большим динамическим диапазоном. Как я понимаю, это улучшенный сенсор от RX1, который и без того получился достойным. Некоторые источники осторожно уверяют, что этот сенсор 14-битный. Как и в случае с RX1, у меня есть в этом некоторые сомнения, особенно при точечной работе со светами, когда просто неоткуда тянуть фактуру (я сравниваю с D4 и D800). Думаю, он способен писать 14 бит, но эта возможность не до конца реализована программно, что решается перепрошивкой камеры. Справедливости ради отмечу, что детали из теней тянутся очень хорошо, лучше чем у той же D800. И на высоких ISO мне A7R больше нравится. Просто, как и к обработке всякого нового RAW, к нему нужно привыкнуть.

Совсем мрачный, недоэкспонированный лес и ледник на фоне

На полтора стопа более веселый лес (из того же RAW) и все тот же ледник без отсечек в светах

Sony FE 24-70/4.0 (ISO 160, f/13.0, 1/400)

Вопросы ореольности

В сильно недоэкспонированных зонах существует риск возникновения светлых (темных) ореолов вокруг контрастных участков. Сенсор A7R справляется хорошо: ореольность видна, но она легко лечится средствами того же Lightroom.

Злобно убитый в тенях передний план

По-доброму восстановленный на 2-3 ступени передний план

Sony FE 24-70/4.0 (ISO 400, f/8.0, 1/250)

Полный диапазон значений ISO

Как и в прошлом году, в качестве ISO теста выставляю серию рассветных кадров с Лангтанга (штатив, правильное экспонирование, без обработки) для анализа. В каждом кадре есть 100% кроп-участок.

1. ISO 50

2. ISO 100

3. ISO 200

4. ISO 400

5. ISO 800

6. ISO 1600

7. ISO 3200

8. ISO 6400

9. ISO 12,800

10. ISO 16,000

11. ISO 25,600


Реальные примеры на высоких ISO (25,600)

Те же Непальские музыканты над книгой , что и в прошлом году. Музыканты и антураж не поменялись, а техника эволюционирует. Шум практически не виден. Секрет в том, чтобы на треть стопа переэкспонировать кадр, во время обработки притемняя его в средних тонах.

Sony FE 35/2.8 (ISO 25,600, f/2.8, 1/100)

Непальские музыканты - 100% участок

Панорамная съемка

Я очень не люблю панорамный режим в современных камерах. Все панорамы сшиваются "на лету" в JPG и я не встречал ни одного производителя, который мог бы похвастаться выдачей панорамы в RAW. Кроме того, все параметры сшивки выставляются автоматически и вы не можете ни поменять диафрагму, ни выставить ISO. Эти же особенности есть и у A7R. Плюсы: вертикальная панорама больше не является для камеры проблемой, а самое главное - новые алгоритмы сшивки справляются со сценой намного лучше предыдущих камер.

Sony FE 24-70/4.0 (ISO 100, f/13.0, 1/160)

Выводы

Что же, время подводить итоги. В прошлом году в обзоре RX1 я писал "... скорее всего RX1 - это рабочий прототип. Думаю, Sony нарабатывает технологический опыт, а мы стоим на пороге рождения нового байонета под некий будущий RX10." Фактически, так и получилось (с поправкой на байонет). Sony подготовилась и нанесла серьезный удар по лагерю полнокадровых тушек и, черт возьми, камера получилась хорошей! Да, меня порой выбешивает неудобство фокусировки. Да, мне очень не хватает диапазона FE-стекол. Но камера прочно обосновалась в моем рюкзаке, и теперь перед каждой поездкой я долго выбираю, какую из съемочных систем взять.

Достоинства
- "полный кадр" в компактном, качественном корпусе
- отличное качество съемки с хорошей цветопередачей и резкостью
- прекрасная Zeiss FE-оптика
- наличие metabones-переходников под старые стекла
- механические органы управления
- широкий динамический диапазон RAW
- приемлемая жизнь батарей
- наличие WiFi и отдельных приложений в камере расширяет функционал

Недостатки
- частое недоэкспонирование на 2/3 ступени
- несоответствие участков гистограммы реальным отсечкам
- неудобство управления
- очень громкий затвор
- нехватка модельного ряда новой оптики
- FE-стекла не пойдут под ночную съемку
- бедная комплектация поставки