Психология руководителя. Характеристики руководителя. Основные принципы управления персоналом. Обучение основам психологии управления персоналом

    Должность начальника психологической лаборатории замещается лицом, имеющим высшее психологическое образование, либо прошедшим соответствующую переподготовку в установленном порядке по курсу «Практическая психология» на базе высших образовательных учреждений.

    Начальник психологической лаборатории находится в непосредственном подчинении у заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе, в вопросах профессиональной деятельности подчиняется начальнику психологической службы УФСИН России по Республике Карелия.

    Деятельность начальника психологической лаборатории базируется на принципах законности, гуманизма, соблюдения прав человека, уважения к его личности, профессионализма и ответственности за результаты своей работы, а также профессиональной независимости и разумной самостоятельности в принятий решений по вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.

    Возложения на начальника психологической лаборатории функциональных обязанностей, не предусмотренных настоящей инструкцией и противоречащих профессиональной этике, запрещается.

    В период отсутствия (отпуска, командировки, болезни) начальника психологической лаборатории исполнение его обязанностей возлагается на психолога психологической лаборатории, Ульянову Алену Николаевну.

II. Права начальника психологической лаборатории:

    Знакомиться с нормативными документами, планами работ, должностными инструкциями иными материалами и служебными документами, запрашивать и получать от должностных лиц и всех служб учреждения необходимую для осуществления профессиональной деятельности информацию.

    Вносить руководству учреждения предложения по совершенствованию воспитательной работы с осужденными, оптимизации морально-психологического климата в подразделении и иным вопросам и совершенствованию материально-технической базы службы.

    На основании результатов психологического обследования лиц из числа персонала учреждения при выявлении у них функциональных дезадаптивных отклонений давать руководству колонии рекомендации по оказанию им помощи реабилитационного, социального и психологического характера (временное изменение функциональных обязанностей, предоставление краткосрочного отпуска, проведение индивидуальной психологической работы).

    Участвовать в работе аттестационных комиссий, выносить заключения о психологическом потенциале аттестуемых сотрудников.

    Участвовать в научно-практических конференциях, семинарах, выезжать в служебные командировки с целью получения опыта работы.

    Применять к сотрудникам меры поощрения и взыскания в пределах своей компетенции, вносить руководству колонии предложения о поощрении сотрудников психологической лаборатории, наложении на них дисциплинарных.

    Запрашивать и получать от должностных лиц учреждения необходимую информацию, характеризующую личность человека.

    Принимать участие в решении вопросов подбора сотрудников психологической службы.

    Вносить руководству предложения о временных изменениях в режим труда и отдыха, а также о предоставлении краткосрочного отпуска сотрудникам по психологическим показаниям.

    При исполнении своих функциональных обязанностей в целях создания условий, способствующих эффективной профессиональной деятельности, начальник психологической лаборатории имеет право находиться в одежде гражданского образца.

    Обязанности начальника психологической лаборатории:

    Осуществлять общее организационно-методическое руководство деятельностью психологической лаборатории, определять функциональные обязанности и утверждать должностные инструкции её сотрудников, контролировать их исполнение.

    По согласованию с начальником учреждения и начальником психологической службы УФСИН определять приоритетные направления деятельности лаборатории и перспективы психологической службы учреждения.

    Вести планирование работы психологической лаборатории. Составлять отчёты и справки о проделанной работе, обеспечивать исполнение приказов, указаний и распоряжений вышестоящих органов и должностных лиц.

    Принимать участие в решении вопросов подбора, расстановки и аттестации кадров психологической службы учреждения, отвечать за обеспечение надлежащих условий работы психологов, соблюдение ими законности, служебной дисциплины и норм профессиональной этики.

    Организовывать изучение и реализацию в практической деятельности психологами учреждения передового опыта в области пенитенциарной психологии, внедрение апробированных методик психодиагностики, современных методов психокоррекционной и психопрофилактической работы, разработку методических рекомендаций, проведение исследовательской и экспериментальной работы по психологической проблематике, принимать личное участие в профессиональном обучении сотрудников лаборатории.

    Организовывать психологическую подготовку и консультирование личного состава учреждения по вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.

    Определять объём, характер и содержание предоставляемой для ознакомления персоналу и иным лицам психологической информации, отвечать за сохранность и надлежащее использование сотрудниками лаборатории конфиденциальных сведений.

    Координировать использование результатов работы лаборатории между другими отделами и подразделениями УИС.

    Проводить статистический анализ эффективности работы психологов учреждения.

    Оказывать консультационную помощь руководству учреждения в плане психологии управления.

    Заменять в профессиональной деятельности любого психолога лаборатории.

    Проводить индивидуально-воспитательную работу с закрепленными осужденными и заносить записи об этом в дневнике индивидуально воспитательной работы с осуждёнными.

    Организовывать работу кабинета психологической разгрузки для осужденных и сотрудников.

    Вести рабочую документацию согласно нормативным указаниям.

    Систематически повышать уровень профессионального мастерства.

    Вести просветительскую работу.

    Осуществлять индивидуально-воспитательную работу с сотрудниками психологической лаборатории.

    Соблюдать права и законные интересы осужденных, сотрудников, работников учреждения и других граждан.

    Ответственность начальника психологической лаборатории:

    За объективность, достоверность интерпретаций и выводов по результатам проводимых им исследований и диагностических процедур, за качество составленных характеристик, психологических портретов, заключений, выданных рекомендаций.

    За надлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

    За нарушение сроков исполнения контрольных и плановых документов.

    За нарушение трудовой или служебной дисциплины в пределах, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами.

    За действие или бездействие, повлекшие за собой причинение материального ущерба имуществу отдела, учреждения.

    За сохранность имущества и документации, используемых им в процессе работы.

    За сохранность конфиденциальной психологической информации.

    Начальник психологической лаборатории несёт персональную ответственность за сроки и качество рассмотрения поставленных в обращении вопросов; объективность и тщательность проверки изложенных в нём сведений; своевременность его разрешения и направления ответа заявителю.

    Несёт личную ответственность за воспитание подчинённых.

Должностная инструкция разработана в соответствии с требованиями

Я хочу обратить внимание на одну из существенных причин текучести кадров, самую характерную и типичную причину, которая заключается в слабой психологической культуре человеческих отношений, в недостаточном понимании ее содержания, самой сути этого понятия.

В своей практике я часто сталкиваюсь с типичными признаками слабого управления кадрами и, как следствие, на таких предприятиях высокая. Вот эти признаки:

  • отсутствие лояльности, как у руководства, так и у сотрудников
  • низкие организаторские способности руководителей, слабый авторитет руководителя, слабые знания психологии Человека
  • многие коллективы - это слабая команда: в коллективе сплетни, склоки, частые конфликты
  • молодой коллектив, в котором практически все ровесники страдает из-за отсутствия дисциплины, субординации, бизнес-этики (вместе гуляют, вместе пьют, вместе перекладывают друг на друга ответственность и обязанности, а в результате топчатся на месте)
  • типичные примитивные схемы по приему кадров: где родился? где учился? где работал? Всё!
  • слабые моральные качества, размытые цели и ценности у сотрудников, что требует их повышения квалификации и обучения
Все перечисленные выше факторы относятся непосредственно к психологии человеческих отношений, к психологии управления кадрами.Большинство руководителей - специалисты своего дела, профессионалы в создании продукта своего бизнеса, но мало сведущи в психологии отношений в коллективе, поэтому у многих низкие показатели по управлению кадрами.Сегодня актуально проверять кадры на Лояльность. Консультируя менеджера по работе с кадрами на довольно крупном предприятии, я столкнулась с фактом недопонимания администрацией, что же за понятие такое «лояльность» в полном его объеме и как добиваться лояльности от сотрудников. Английское слово “Loyal” - обозначает корректность, корректное отношение к кому-либо или чему-либо, в том числе и к закону, и к власти и т.д. От лояльности сотрудников зависит многое: успех и процветание фирмы, ее лидерские позиции в бизнесе, благожелательное отношение к компании, которое выражается в кадровой стабильности. Ошибочно полагать, что высокая лояльность сотрудников может быть достигнута высокой зарплатой. Высокая зарплата в определенной степени удерживает сотрудника на предприятии, но не надолго, если на предприятии низкая лояльность самой администрации к сотрудникам. Лояльность на предприятии должна быть взаимной. Высокая лояльность сотрудников там, где присутствует уважение к ним, где сотрудники четко знают свои обязанности и ответственность, где «наказание» справедливо и поощрение в том числе, где сотрудники чувствуют свою значимость в создании социально необходимых товаров или услуг и гордятся за качество своей продукции. В этом случае люди уважают своего руководителя, готовы работать с оптимально средней зарплатой и они работают с отдачей большей, чем на предприятиях с высокой зарплатой, но низкой лояльностью со стороны администрации. Высокая лояльность достигается высокой взаимностью отношений! В США в лице государства через политику «закон один для всех», через СМИ для американцев пропагандируются моральные ценности, патриотизм, ответственность, целеустремленность, достижение желаний, карьерного роста . В Америке примерно с 1930-х годов (!) работает «психология» для людей в виде семинаров, курсов, тренингов по достижению успехов, как в бизнесе, так и в жизни в целом. Основа успеха в бизнесе как раз таки и заключается в успешном общении: «руководитель-сотрудник», «сотрудник-сотрудник», «сотрудник-покупатель», а успех по жизни в целом зависит от умелого общения с близкими и окружающими.В бывшем СССР в определенной степени был тот же подход. Роль государства исполняла партия, которая в лице парторгов, комсоргов, а также с помощью СМИ прививала молодежи (я пишу без сарказма) патриотизм, любовь к работе, т.е. к общему государственному делу, воспитывали значимые ценности, такие как честность, порядочность, ответственность в коллективе и др. положительные качества. Но «психология успеха» в СССР не работала, даже относилась к разряду запрещенных наук. Психология изучалась только в мединститутах, детская психология - в пединститутах.А что же сегодня?А сегодня ни государству, ни СМИ «мораль» общества не интересна. Эта тема малоденежна. Роль «воспитателя», психолога на предприятии ложиться на руководителя.Многое в управлении кадрами зависит от руководителя, как наставника, учителя, авторитета, идеолога или же эту роль в большом коллективе должен выполнять профессиональный кадровик-психолог, менеджер по кадрам, на которого можно переложить эти функции, т.к. руководителю предприятия чаще всего не хватает времени на «воспитание» сотрудников. Сегодня многие в большей степени понимают, как устроено радио, автомобиль и в определенной степени ракета, но катастрофически мало знают и понимают, как устроен Человек, где у него находиться «газ» или «тормоз», что такое чувства, эмоции, амбиции, как они работают, почему при одних условиях люди ведут себя по разному? Как устроена в целом психика Человека и вообще что это такое… Психология, как прикладная наука, не работала для советских людей практически все советское время. Работала идеология, которая отчасти «воспитывала» в людях, действительно, достаточно много положительных качеств.Отсутствие элементарных знаний психологии человека и психологии человеческих отношений - одна из главных причин практически у большинства современных руководителей, начальников отдела кадров, менеджеров по работе с кадрами, у которых большая текучесть на предприятии.Отечественных специалистов психологов в сфере бизнеса среди старшего поколения недостаточно (бизнеса просто не было 70 лет), молодых психологов много, но большинство из них еще «недозрели», в силу возраста и небольшого практического опыта, навыков, как в житейской психологии, так и в социальной.Сегодня очень много литературы по психологии, но тем не менее предмет только лишь по книге, без преподавателя или специалиста хорошо не усвоишь, процентов на 10-20, а это слишком мало. Поэтому игнорировать семинары по психологии бизнеса не стоит.Крупный бизнес может позволить для своих сотрудников дорогие тренинги, привлекая зарубежных менеджеров, VIP-специалистов, а малый и средний бизнес в большинстве своем экономит на обучении.Все «беды» в коллективе, а также в целом житейские беды в семье из-за неумения общаться, отсутствия психологической культуры.Психологическая культура это единство культуры поведения Человека и внутренней культуры Человека. Если отсутствует внутренняя культура Человека, то откуда взяться культурному поведению? Внутренняя культура Человека связана с духовностью человека. Чем выше духовность, тем выше культура. Психология в целом представляет собой синтез религии, философии и научных знаний в области физики, химии, математики, медицины, астрологии:
  • люди в жизненных ситуациях могут «притягиваться» или «отталкиваться», как и одинаково или противоположно заряженные частицы в физических процессах.
  • человек - это биохимическое существо. Под влиянием чувств, эмоций у нас в организме происходят различные биохимические реакции. Например, в ситуации горя, неудач у человека происходят биохимические процессы, разрушающие организм, а в ситуации радости, счастья - процессы, восстанавливающие жизнеспособность организма.
  • человек, как и в математике, подчиняется законам линейного и нелинейного порядка, законам притяжения, разным схемам-алгоритмам ситуативного поведения и т.п.
  • законы астрологии также играют немаловажную роль в жизни Человека, такие как лунные приливы и отливы, солнечные затмения и выбросы, магнитные бури и т.п.
А если взять в целом психологическую культуру, то она соответствует «золотому правилу» религии и философии: относись к окружающим так, как сам хочешь, чтобы относились к тебе. Следовательно, что требуешь от подчиненных - требуй и от себя. Руководитель должен быть максимально справедлив в критике, наказании, а также не забывать о поощрении (!). Что важно взять/почерпнуть из знаний психологии Человека, психологии человеческих отношений?Важно различать сотрудников по темпераменту, чтоб понимать, кто есть холерик, сангвиник, флегматик, а кто меланхолик. Темперамент (не путать с сексуальным!) - это свойство нервной системы, характеризующее выносливость и устойчивость Человека к физиологическим нагрузкам. Научиться различать темперамент можно по характерным признакам (поведение, громкость речи, терпеливость, вспыльчивость и др. показатели темперамента) или поручить тестирование на темперамент специалисту. Зачем это нужно? А затем, чтобы правильно выбирать для сотрудника или новичка-работника должностные назначения и обязанности. Холерику нельзя поручать монотонную работу, например, брать водителем для руководителя, у которого частые совещания, заседания и водителю предстоит долго ждать по времени и находиться без действия в автомобиле. Такой работник долго не задержится, потому что его темпераменту соответствует работа, связанная с движением и высокой активностью. А вот меланхолик выдержит монотонный, цикличный темп работы. Сангвиники и флегматики наиболее уравновешенные и выносливые по темпераменту, т.е. по нагрузкам люди.При принятии решения, в особенности коллективного, не помешало бы руководителям знать и отличать своих сотрудников по характеру, способу поведения в спорных и конфликтных ситуациях. Кому свойственно «избегание» («моя хата с краю»), кому свойственно «приспособление», а кому - «соперничество» или «сотрудничество».Просматривая резюме, удивляешься тому, что все (!) соискатели пишут о себе: «коммуникативен», «не конфликтен», «не амбициозен», «стрессоустойчив» и т.п., порой не ведая, что это значит.Важно знать и понимать суть таких личностных качеств человека, как «коммуникативность», «амбициозность», «стрессоустойчивость» и др.Коммуникативный не одно и тоже, что и разговорчивый, болтливый, «за словом в карман не полезет». Коммуникация в деловой сфере - это умение четко и ясно выразить свои мысли, донести их до окружающих, умение достоверно передавать информацию без искажения ее важности или ценности, умение аргументировано вести переговоры, умение создавать четкие инструкции, отчеты и т.п.«Не амбициозный» - это хорошо? Плохо, если Человек практически без амбиций, тогда это просто «бесхребетный» человек. Плохо, если амбиции слишком высоки, т. е. человек или сопротивляется вся и всему без какой либо аргументации, либо буквально «бьет себя в грудь» и кричит « все отлично», потому что «это Я говорю», опять же не приводя существенных фактов и аргументов.А вот здоровая амбиция - это хорошо. В этом случае человек может отстоять свою точку зрения с помощью аргументов и фактов или признать свою ошибку, выслушав аргументы другого.Стрессоустойчивость тоже важна, т.к. она включает в себя выносливость работать в определенно сжатые сроки, в коллективе с людьми разных по характеру. Это устойчивость к критике, замечаниям, конфликтам.И внеся ясность в понимание сути вещей, понимаешь, что совсем не много у нас таких людей, у которых хорошие коммуникативные качества, здоровая амбиция и стрессоустойчивость.В резюме все ценят честность, справедливость, дружбу, компромиссы. А что же на самом деле? Где же это всё в коллективе? Уж слишком однобоко и узко понимание у большинства людей сути вышеприведенных ценностей. По отношению «к себе любимому» «я ценю всё хорошее», по отношению к кому-то «я ничего не ценю», в лучшем случае, а в худшем еще и порадуюсь (тихонько «про себя»), если кто-то упадет.До бесконечности можно раскрывать такие важные качества Человека как объективность, адекватность, рационализм, прагматизм и т.д. - все это психология - удивительная (!) наука о поведении Человека, о его внутреннем мире, о его чувствах.Именно знания психологии помогают совершенствоваться, помогают поднять свою внутреннюю культуру и быть успешнее других. Проверено временем, проверено практикой и в том числе собственной. Именно у руководителя, ориентированного на знания психологии Человека, на психологию отношений Человека (или руководитель от природы «житейский» психолог), коллектив, как правило, достаточно лоялен и текучесть кадров у такого руководителя ниже среднего показателя. Такого руководителя уважают, т.к. психологический комфорт на предприятии является серьезной мотивацией и стимулом для сотрудников работать с большей отдачей.©

Психология отношений

2189

26.02.13 13:49

В большинстве случаев от конфликта можно уйти, но, к сожалению, не всегда удается. Особенно под влиянием различных негативных факторов – таких как стресс или усталость.

Твоя неправильная реакция в виде агрессии или, напротив, мычания чего-то неопределенного может стоить тебе не только своих нервов, но и, в худшем случае, премии или места работы.

 Твоя растерянность и паника может подействовать на начальство (тем более, если твой босс – женщина) как красная тряпка на быка, и потом ты уже не докаже шь, что, в сущности, ничего страшного не произошло и ты ни в чем не виноват а.

Момент будет безвозвратно упущен, а тебе придется восстанавливать доверие и уважение своего босса.

Чтобы избежать страха перед предстоящим разговором со своим боссом либо непосредственно при возникновении спора воспользуй ся советом психолога Сергея Ключникова: постарай ся силой воображения уменьшать образ начальника до таких размеров, пока не почувствуе шь себя наиболее спокойно и комфортно. Ты должн а стать безразличн ой к возможным спорным ситуациям, и чувствовать в себе твердость и уверенность. Вообще уверенность должна стать твоим главным помощником в борьбе со всеми конфликтами.

Действенным для тебя может также стать и обратный предыдущему прием. Если ты види шь, что к тебе движется потенциальный противник, враждебно настроенный, мысленно увеличь себя до огромных размеров, можно представить гром и молнии, сверкающие вокруг. Однако при этом ты не должн а допускать гневных мыслей и действий, тебе следует держаться невозмутимо и спокойно, сохранять благосклонность даже к возможному противнику. 



Если твой начальник имеет привычку придираться к тебе по любому поводу и без него, то самое действенное средство в этом случае - решительный отпор. Вежливое, но уверенное сопротивление обычно очень эффективно в таких случаях.

Люди, которые любят цепляться ко всяким мелочам и откровенно травить кого-то, быстро теряют интерес к умеющим им противостоять противникам.



Еще один хорошо действующий психологический прием – увеличение пространственной дистанции между конфликтующими сторонами. На работе люди постоянно привязаны к своему рабочему месту, это создает психологическое давление на человека, увеличивает агрессию.

Поэтому при возникновении спора или конфликта постарай ся , насколько это, возможно, переместится куда-нибудь вне своей привычной точки. Можно просто походить по помещению, то увеличивая, то сокращая расстояние между собой и «нападающим» - это несколько сгладит психологическую атаку и покажет агрессору, что ты нечувствительн а к его нападкам.

 Народный фольклор предлагает такой способ борьбы с конфликтными ситуациями : крепко завязать вокруг талии воображаемый пояс.

В различных древних верованиях, сказаниях связанных с волшебством, пояс считался источником жизни и силы, а также защищал от недугов и черной магии.

Стоит упомянуть и о более легких методах психологической защиты.

Например, помести скандалиста в воображаемый круг, как бы заключая его в замкнутое пространство. Часто отмечают положительный результат при этом приеме.

Благоприятное воздействие оказывает физический труд – займи сь уборкой , сделай перестановку в квартире , покатай ся на велосипеде .

Усталость даст о себе знать, и ты намного быстрее забуде шь неприятный разговор и приде шь в себя.

Хороший эффект дает и напряженная работа над чем-либо. Поставь себе какую-нибудь задачу, сосредоточь ся на достижении цели и результат не заставит себя долго ждать.



В заключение, хотелось бы отметить, что у всех людей (включая твоего босса) есть свои интересы и правила, которые часто могут быть противоположны твоим . Однако это не значит, что отношения между людьми портятся только лишь на этом основании.

Учи сь преподносить себя с лучшей стороны, скрывая недостатки. Излишняя открытость с начальством и коллегами может навредить. Ты должн а помнить, что заслужить расположение человека – долгая и трудная работа, а вот потерять его можно очень легко.

Руководство – особая разновидность физической и умственной деятельности, направленная на управление коллективом.
Руководитель – управленческая должность, предполагающая контролирование действий подчиненных, направление их усилий в решении возложенных на него задач. Однако характеристики руководителя не сводимы лишь к должности. Это еще определенный образ жизни, поведения, психологии. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты психологии руководителя а так-же необходимые характеристики для управленца.

Чем отличается руководитель от других людей? Психологов заинтересовал этот вопрос. В одном из исследований они анализировали личность и поведение множества топ-менеджеров. В результате они у них выявили следующие особенности и характеристики руководителей.

Особенности поведения руководителей

  1. Эти люди обладают богатым опытом, который нередко их выручает. Они умеют использовать имеющиеся знания из одной области, применяя их для разрешения сложившейся проблемы в другой области.
  2. Способность к решению нескольких проблем сразу. При этом от исполнителя требуется умение гибко мыслить, и легко переключаются с одного на другое.
  3. Устойчивость в ситуации неоднозначности. Даже при недостатке информации руководитель сохраняет самообладание и предпочитает действовать, нежели занимать пассивную позицию.
  4. Понимание. Они могут молниеносно оценить происходящее, выделить главное, вскрыть корень проблемы, а не размениваться на второстепенные компоненты.
  5. Стремление к лидерству. В коллективе, даже новом для них, они стараются занять главенствующее положение.
  6. Настойчивость. Такие люди готовы придерживаться своего мнения, намеченной линии поведения, даже если она не находит одобрения у окружающих. Следовательно, они не подстраиваются под людей, а, напротив, стараются их подчинить себе.
  7. Сотрудничество. Они налаживают эффективное взаимодействие членов своей группы, стараются подавить возникающую агрессию, конфликты. Их задача состоит в том, чтобы коллектив действовал как единый организм.
  8. Инициативность. Эти индивидуальности очень активны и деятельностны.
  9. Харизма. Они интересны, к ним тянутся, многие хотят им подражать. Общаясь с таким человеком, люди словно, энергетически подпитываются. Подобная личность умеет заряжать собственными идеями, мотивировать на реализацию различных задач и так далее.
  10. Умение и готовность передавать свой опыт. Хороший руководитель не пытается утаить от своей команды секретов успешной работы. Он с радостью делится со своими подчиненными техниками и стратегиями эффективного разрешения проблем и выполнения поставленных задач. Он старается, чтобы они росли в профессиональном плане, раскрывали свой потенциал, повышая тем самым общий уровень компании.
  11. Руководители воспринимают себя в качестве части компании. Они искренне переживают за благосостояние компании, расстраиваются, если ее постигают неудачи. Такие личности, пытаются привнести что-то свое в ход развития организации, надеясь, что это поможет ее совершенствованию.
  12. Стрессоустойчивость. Они не теряются в сложных, неоднозначных, динамически развивающихся ситуациях. Сохраняют самообладание, спокойствие и трезвость при принятии решений.

Итак, хороший руководитель должен быть:

  • управленцем, умело пользующимся имеющимися полномочиями;
  • лидером, способным увлекать за собой;
  • дипломатом, грамотно выстраивающим взаимоотношения с партнерами, коллегами и подчиненными;
  • инноватором, способным, правильно использовать современные веяния и течения;
  • наставником, помогающим справиться со сложными, запутанными ситуациями;
  • мудрой личностью с неординарными способностями, сильной волей, решительностью, рассудительностью и так далее.

От избранного руководителем стиля работы с подчиненными, безусловно, будет зависеть успешность работы всей команды. Скажем, благоприятная обстановка повышает качество и результативность группы. Как правило, те начальники, что сумели выстроить прочные, здоровые отношения в своем коллективе добиваются большего успеха. Какие правила помогут руководителю наладить эффективный рабочий процесс и хорошие отношения со своей командой? Перечислим некоторые.

Правила необходимые для продуктивной работы команды

  1. Обеспечить хорошую, позитивную атмосферу в коллективе позволяет психологическая совместимость всех участников. Между членами группы должны сложиться товарищеские отношения. Важно, чтобы они были готовы выручать и поддерживать друг друга. Задача руководителя будет состоять в том, чтобы межличностные отношения сохранялись на позитивной ноте.
  2. Если удалось создать крепкую, дружную команду, то каждый ее новый член должен четко соответствовать предлагаемой должности, быть способным выполнять тот функционал, который на него возлагается.
  3. В процессе работы руководителю нельзя демонстрировать личное отношение к сотрудникам, проявлять к кому-либо свою благосклонность и антипатию. Он должен ориентироваться в первую очередь на профессиональные качества и способности подчиненного.
  4. Он должен понимать, что отвечает за деятельность вверенной ему группы, но в силу объективных причин не всегда может выполнять свою работу. Скажем, на случай болезни или отпуска нужно заблаговременно подготовить себе замену.
  5. Члены группы также должны быть взаимозаменяемы. Желательно, чтобы они могли подстраховать друг друга и занять место своего коллеги в случае необходимости. Кроме того, это позволит разнообразить их рабочие будни.
  6. Управленец должен уметь точно рассчитывать свои возможности, силы, прежде чем дать то или иное обещание. Поскольку нарушение ранее данного слова влечет за собой ослабление его авторитета.
  7. Нагрузку стоит распределять равномерно. У сотрудников должны быть определены временные рамки выполнения поставленной задачи. После ее реализации перед ними ставится следующее задание, мотивирующее их на достижение общей цели.
  8. Не бойтесь указывать на ошибки и наказывать за проступки. Если ваша реакция будет адекватной происходящему, то это лишь укрепит ваш авторитет. Кроме того, это позволит не допустить дисциплинарного разложения коллектива. В то же время нужно отмечать успехи и самоотверженность в работе. Ведь слова благодарности в повседневности нам приходится слышать крайне редко.

Итак, руководящих должностей обычно добиваются те, кто наделен определенными личностными качествами, навыками и

Эффективность и удовлетворенность работой как начальника, так и подчиненного напрямую зависят от того насколько налажены их отношения друг с другом. Под отношениями будем подразумевать коммуникативный процесс, общение, обмен информацией.

Деловое общение – это формальные отношения в рамках профессиональной деятельности, но несмотря на это люди остаются людьми, даже будучи на работе. Включение в общение руководителя - сотрудника психологического элемента, учитывающего не только хладнокровную логику, но и эмоциональную составляющую, значительно повышает эффективность работы, устраняет помехи во взаимопонимании , стимулирует работу подчиненных и даже дает возможность оказывать влияние на руководителя.

Чаще всего сотрудники вспоминают об эмоциях, когда это касается их личных переживаний, забывая о способности чувствовать руководителя, например, чтобы отпроситься с работы, не выполнять задание или оправдать свои промахи. Руководители же вспоминают о способности подчиненного чувствовать, когда нужно подчеркнуть, преувеличить негативные личностные качества сотрудника или хотят самоутвердиться, пользуясь, злоупотребляя управленческим статусом. И как результат - эффективность работы не меняется в лучшую сторону. Что делать?..

Намного результативнее помнить о внутреннем мире другого человека с целью добиться своих же целей, причем со знаком плюс (стратегия достижения успеха , а не избегания неудач). Другими словами, чтобы повысить эффективность работы (что нужно руководителю) или увеличить оплату труда, наладить отношения с начальством, добиться продвижения по карьерной лестнице (потенциальная цель сотрудников).

Пределом мечтания как руководства, так и подчиненных НЕ является работать меньше, и получать больше. То время, что люди не работают, они на что-то тратят, или хотели бы потратить, и деньги – всего лишь средство достижения других целей, не важно, насколько они сознательно выбраны.

Зрелой личности, разобравшейся в своих потребностях, доставляет больше радости, интереснее не бесцельные развлечения или общение только чтобы скоротать время или избавиться от скуки, а деятельность, а причем такая, которая отвечает ее личным мотивам (см. далее), при этом она видит результат, ценность своей работы.

Мотивы как способ стимулирования труда.

  1. Потребность в общении (быть частью коллектива);
  2. Самоутверждение (карьерный рост);
  3. Самостоятельность (быть начальником самому себе);
  4. Стабильность (надежность, уверенность в будущем);
  5. Рост как профессионала (любознательность, интерес именно к этой деятельности);
  6. Справедливость (потребность в поощрении за хорошо проделанную работу);
  7. Потребность быть лучше (соревновательность).

“Дайте человеку то, что он хочет, чтобы он захотел дать вам то, чего хотите вы”. Единственное, если вашим ведущим мотивом является, например, стабильность, вовсе не обязательно, что у вашего руководителя или подчиненного она также на первом месте.