Программа обучения продавцов: структурируем и внедряем. Тренинги для продавцов. обучение продавцов

Когда указанные составляющие складываются заданным образом в единую систему – формируется модель (или программа) продажи (см. рис. 1). Задача обучения состоит в том, чтобы модель работала эффективно.

Рисунок 1. Модель продажи

Специалисты службы управления персоналом и сотрудники СПбГЭУ провели исследование среди работников магазинов винно-водочной продукции в городе Великий Новгород для выявления стратегии мотивирования продавцов. Исследование проводилось как среди продавцов, так и среди менеджеров по персоналу и директоров.

Выборка респондентов проходила с помощью онлайн-справочника «Желтые страницы. Великий Новгород». Информация собиралась методами количественного и качественного исследований. В результате в первом количественном анкетировании приняли участие сотрудники тридцати двух компаний.

Принять участие в глубинном интервью в качестве дополнения к стандартному анкетированию выразили желание представители пяти винно-водочных магазинов/сетей магазинов. Назовем их условно: ООО «1», ООО «2», ООО «3», ЗАО «1», ЗАО «2».

Данный опрос проводился среди менеджеров по персоналу, директоров и владельцев магазинов. При выборе респондентов интервьюеры отталкивались от должности сотрудника, который уполномочен принимать решения по обучению персонала или же непосредственно проводит обучение сотрудников.

Анкета включала три блока вопросов (по десять – в каждом блоке):

  • о целях обучения персонала;
  • об используемых методах и технологиях обучения;
  • о достигнутых результатах обучения.

В ходе интервью исследователи просили респондентов подробнее раскрыть представленные темы и дополнительно прокомментировать каждую из них.

По итогам анкетирования и глубинных интервью стали известны цели обучения персонала – как части стратегии увеличения прибыли компании (см. рис. 2):

  • увеличение оборотов продаж – 42%;
  • повышение лояльности покупателей – 31%;
  • улучшение обслуживания клиентов – 18%;
  • снижение текучести кадров – 9%.

Рисунок 2. Цели обучения персонала


Как выяснили исследователи, качественное обучение персонала ведет не только к росту продаж, но и к повышению уровня внутренней мотивации при выполнении персоналом своих трудовых обязанностей. Как следствие – снижается текучесть кадров и расходы на обучение новых сотрудников.

В результате исследования были выявлены две ключевые стратегии мотивирования (см. рис. 3):

  • презентационная – 56% опрошенных продавцов;
  • коммуникативная – 44%.

Рисунок 3. Стратегия мотивирования

Как видно, с небольшим перевесом лидирует презентационная стратегия.

В ходе исследования для выявления стратегии мотивирования продавцов проводилась оценка их работы по нескольким критериям. Так, цель всех продавцов – продать товар, но тактика работы, средства и ресурсы у них отличаются: 48% опрошенных применяют в качестве основного ресурса тактику рекламирования товара, а 26% – тактику установления контакта с клиентом, для чего используют ресурсы коммуникации. На рисунках 4, 5 представлены результаты сравнительного анализа критериев, характеризующих презентационную и коммуникативную стратегию мотивирования продавцов.

Рисунок 4. Презентационная стратегия мотивирования


Рисунок 5. Коммуникативная стратегия мотивирования

Поскольку стратегии мотивирования продавцов разные, следовательно, требования и к ним, и к их обучению должны отличаться.

Если продавец использует презентационную стратегию мотивирования, для достижения результата ему нужно:

  • привлечь внимание клиента к товару;
  • впечатлить клиента товаром;
  • убедить клиента в правильности его выбора.

А для этого продавец должен:

  • владеть информацией о товаре;
  • «показывать товар лицом», выгодно сравнивая его с продукцией конкурентов;
  • впечатлять товаром, т.е. буквально «впечатывать» образ товара в сознание клиента;
  • демонстрировать свой интерес к товару, рассказывая, как сам продавец, или его знакомые, или его клиенты пользовались этим товаром и были очень довольны;
  • дать клиенту потрогать товар, пощупать, подержать, попробовать, понюхать и пр.

Программа обучения этой стратегии связана с освоением:

  • ассортимента, разных характеристик товара;
  • речевых модулей, призванных привлечь внимание клиента к товару;
  • рекламных ходов, способных выгодно представить товар;
  • типичных ответов на типичные возражения клиента по поводу товара и пр.

Обучение презентационной стратегии мотивирования проводится в сети магазинов ООО «3». Перед открытием нового магазина сети все продавцы-консультанты прошли недельный курс обучения по товарной категории «Вина» и по дополнительной программе «Шампанское». Обучение проводилось в ноябре, незадолго до новогодних праздников. Цель обучения – общее увеличение продаж вина и шампанского в предновогодний период, в частности, повышение продаж вин элитных сортов и шампанского.

На вводном занятии сотрудники получили обучающий материал; степень его усвоения определялась на итоговой встрече. Обучающий курс разработал и провел HR-менеджер компании. Курс включает в себя подробное знакомство с представленным в магазине ассортиментом продукции, а также с корпоративной культурой компании.

По словам директора сети, в магазине, в котором персонал проходил обучение, продажи вина выросли на 5%, шампанского – на 7% по сравнению с продажами в других точках распространения за тот же период времени. Продажи элитных сортов вина увеличились на 16%, а элитных сортов шампанского – на 23% (см. рис. 6). По наблюдениям директора, ограниченное использование данной стратегии в первую очередь связано с высокими требованиями к качеству товара: презентационную стратегию мотивирования можно применять только тогда, когда нужно продать товар высокого качества, например, элитные сорта вин.

Рост продаж в товарной категории «вино», составивший 5%, не оправдал затрат на обучение. Традиционно во флагманском магазине, где и проходило обучение персонала, в декабре наблюдается рост продаж на 3% по сравнению с таковым в других магазинах сети. Однако рост продаж элитных, дорогих сортов шампанского оказался значительным – 23%. Этот результат убедил руководство компании, что необходимо продолжать обучение сотрудников.

Таким образом, чем конкретнее обозначается задача, тем эффективнее она решается.

Как видно на схеме (см. рис. 7), в связке «продавец – товар – клиент» в случае с презентационной стратегией основное внимание уделяется товару, именно на его продвижении сконцентрированы все усилия продавца. В то время как в коммуникативной стратегии продаж акцент делается на налаживании контакта между продавцом и клиентом (см. рис. 8).


В случае, когда продавец использует коммуникативную стратегию мотивирования, чтобы достичь результата, ему нужно:

  • «присоединиться» к клиенту (установить контакт);
  • выяснить потребность клиента;
  • «надеть» на эту потребность свой товар (или встроить свое предложение в систему потребностей клиента).

А для этого продавец должен:

  • «спрятать за спину» свой товар и «повернуться лицом» к клиенту, т.е. отодвинуть товар на второй план и заняться выявлением потребности клиента;
  • проявлять и демонстрировать искреннюю заинтересованность в потребностях клиента;
  • рассказывать клиенту про него самого, а не про то, как замечателен предлагаемый алкогольный напиток (например: «Насколько я вижу и понимаю, Вы предпочитаете теплые напитки, и так как Вы больше любите твердые сорта сыров, я бы рекомендовал Вам именно белое полусладкое вино N. Тем более что Вы предпочитаете отдых с близкими в домашней обстановке») ;
  • говорить с клиентом на языке, понятном ему, а не удобном продавцу;
  • отвечать на вопросы клиента, а не «грузить» его своей «образованностью»;
  • уметь перевести разговор на выгодную для продавца тему (его товар).

Программы обучения коммуникативной стратегии связаны с освоением:

  • типов клиентов, типов потребностей, способов присоединения и ведения;
  • поведенческих «игр» (выведение их на осознанный уровень, чтобы использовать осмысленно и с пользой для коммерции);
  • типичных коммуникативных шаблонов (как вести себя с импульсивными, упрямыми, молчаливыми и прочими клиентами).

Поскольку «присоединение» к клиенту – базовое умение коммуникативной стратегии, то при обучении много внимания уделяется типам темперамента, характера, потребностей клиентов и т.д.

Несмотря на стратегию, которую использует продавец, он должен уметь продавать, а для этого – освоить три базовых навыка:

  1. Всегда держать «рамку» продажи. Это значит, что во время переговоров продавец всегда должен следовать плану, цель которого – заключение сделки. Его внутренняя мотивация задает ход переговорам о покупке. Грамотно обученный продавец точно знает, какие аргументы следует использовать, как устанавливать контакт с покупателем и как выходить из переговоров, закрепляя достигнутые результаты. Такое «рамочное» представление помогает не уходить в сторону от предмета переговоров.
  2. Навык «двойной» коммуникации (это поможет обезопасить и продавца, и клиента, и бизнес от разрушительного действия спонтанных человеческих реакций).

Речь идет об умении разделить конечную цель на две составляющие. Это, во-первых, собственно продажа, во-вторых, удовлетворение потребностей клиента. Исходя из первой цели, следует строить план коммуникации. Но при этом на каждом этапе коммуникации продавец должен выражать заинтересованность в потребностях клиента.

  1. Умение провести клиента по технологической цепочке продажи (этап – цель – приемы).

Например, на первом этапе устанавливается контакт с потенциальным покупателем. Цель этого этапа – вступить в диалог и расположить к себе клиента, подготовив таким образом почву для ведения переговоров и совершения сделки. При этом эффективно использовать речевые приемы, например, обращение к покупателю на «его языке». Таким образом, для каждой целевой аудитории это будет свое «персональное» обращение. Только пройдя этот этап и наладив контакт, продавец сможет перейти к разговору о товаре.

Если поставлены два первых навыка, третий можно эффективно развивать, постоянно расширяя возможности приемов. Если же два первых навыка не выработаны, развивать третий даже не имеет смысла.

И не нужно забывать, что учить долго и многому – не значит учить качественно. Обучение должно быть конкретным, системным и технологичным.

Наглядный пример внедрения коммуникативной модели – алкогольный супермаркет, принадлежащий ЗАО «1». Руководство супермаркета ставит перед собой цель: увеличить объемы продаж. Отдельно в компании ведется работа по снижению текучести кадров, что позволяет экономить на первичных программах обучения и концентрироваться на повышении квалификации продавцов.

Адаптированная программа тренинга по повышению продаж включает несколько этапов. Первый – подготовка к переговорам – связан с изучением продукта:

  • освоение базовой информации о товарных категориях;
  • изучение особенностей брендов, представленных в ассортиментном ряду;
  • дегустация.

Затем отрабатываются практические навыки установления контакта:

  • моделируются типичные ситуации работы с клиентами;
  • разбираются кейсы.

Аналогично отрабатываются и различные стили переговоров. Для каждого из предложенных стилей прорабатывается план, следуя которому, продавец достигнет конечной цели – совершения сделки.

Один из трендов в обучении персонала – «геймификация» (или «игрофикация»). Во время комплексной ролевой игры «Деловые переговоры» сотрудники изучают приемы защиты от манипуляции, завершения обсуждения и фиксацию достигнутых договоренностей, техники снятия эмоционального напряжения. Обязательный элемент тренинга – анализ и разбор деловой игры.

На завершающем занятии подводятся итоги тренинга.

Алкогольный супермаркет, принадлежащий ЗАО «1», начиная с 2010 г., проводит обучающие мероприятия для продавцов. За последние три года они смогли вдвое увеличить обороты и значительно улучшить качество обслуживания покупателей. Уровень обслуживания измеряется с помощью теста «тайный покупатель», который проводится один-два раза в год. Согласно последним замерам, в результате обучения увеличивается качество контакта продавца с клиентом, и, как следствие, растет вероятность совершения покупки. Однако было замечено, что со временем положительный эффект обучения снижается: это отчасти связано с забыванием и сменой кадров. Поэтому возникает необходимость регулярного повторения обучающих программ.

В сети магазинов ООО «2» традиционно обучали персонал презентационной стратегии мотивирования. Но после ребрединга сети, который прошел летом 2013 г., руководство внедрило новую клиентоориентированную коммуникативную стратегию.

В качестве эксперта был приглашен специалист по обучению персонала со стороны, который разработал отдельные программы обучения для управляющего и продающего персонала.

Упор был сделан на серию тренингов для продавцов-консультантов. Во время тренингов сотрудники изучали тактики работы с разными типами клиентов. В ходе тренинга было выделено пять типичных групп среди покупателей магазина, для каждой из которых была предложена отдельная механика продаж: разработан список проблем клиента и способов их решения. Техники отрабатывались с помощью моделирования процесса покупки. Игровой подход позволил активно вовлечь сотрудников в обучение, сделав его не только эффективным, но и интересным.

Акцент в программе был сделан на работе с возражениями, т.к. умение расположить к себе собеседника – это ключевой навык, необходимый всем сотрудникам, которые следуют коммуникационной стратегии продаж.

По оценкам отдела продаж сети магазинов ООО «2», обучение персонала по данной программе повлекло повышение продаж на 9% по сравнению с объемом продаж в остальных магазинах сети за аналогичный период времени. Рост пришелся, прежде всего, на долю постоянных клиентов. Это отслеживалось благодаря внедрению бонусной накопительной карты постоянного покупателя.

Примечательно, что средний чек в магазине вырос на 12%. Это говорит о том, что рост продаж произошел за счет повышения качества обслуживания потребителей, а не за счет увеличения общего числа клиентов магазина. Из представленных данных можно сделать вывод, что продавцам необходимо овладевать навыками комплексного индивидуального подхода к клиенту.

Руководство оценило программу повышения квалификации сотрудников как одну из самых эффективных инвестиций в бизнес за последний год.

Обучение презентационной стратегии продаж в компаниях ООО «2» и ЗАО «1» проходит во многом по схожим схемам. Это говорит о наличии специфики, свойственной обучению именно данной стратегии.

Согласно отзывам, полученным от владельцев магазинов, обе стратегии зарекомендовали себя как эффективные. Довольны итогами обучения остались 65% опрошенных; довольны выбранной стратегией, но не довольны результатами обучения – 15%; недовольны выбранной стратегией и достигнутыми результатами – 20% (см. рис. 9).

Рисунок 9. Итоги обучения

Построение эффективной системы обучения для продавцов является одним из важнейших задач руководства торгующей организации. Проблема состоит в том, что профессии продавца не учат в институтах и техникумах. И обученный специалист по продажам является ценностью для компании. Поэтому в большинстве магазинов создаются различные системы обучения продавцов. Сложность обучения продавцов состоит в том что мало дать знания, необходимо привить умения и навыки продаж. Это достаточно долгий процесс, можно сказать, что в среднем подготовка продавца занимает около месяца.

Как организовать обучение для продавцов

Первая проблема, которую нужно решать на стадии обучения это определить ответственного сотрудника. В любой компании должно быть звено, которое отвечает за процесс обучения продавцов. В больших компаниях, где есть потребность в постоянном и массовом найме и обучении, создаются корпоративные университеты, нанимаются тренинг менеджеры. В маленьких и средних компаниях, как правило, задача обучать персонал возлагается либо на непосредственного руководителя, либо на более опытного продавца – наставника. С каждым годом растет популярность внешних тренингов от специализированных фирм. Но в целом их доля пока что очень мала.

После того как вы определились с тем кто будет заниматься обучением продавцов. Необходимо подумать о мотивации наставника и об организации самого процесса обучения. Так же важно подготовить место для тренингов и раздаточные материалы.

Система обучения для продавцов

Для повышения эффективности обучения продавцов рекомендуется разработать систему обучения, где по дням расписано чему учат сотрудника. От того на сколько продумана система обучения зависит не только на сколько качественно будет подготовлен сотрудник, но и сколько он отработает в компании. Очень часто встречаются случаи, что компания несет большой отток сотрудников в первый месяц работы, это связано с тем что стажёру уделяется недостаточно времени или обучение проводится хаотично и не системно. Вот пример продуманной системы обучения для продавцов:

1й день обучения

Знакомство в формате само презентации.

Рассказ про компанию в которую устроился сотрудник. Основные ценности, достижения и история. Сотруднику важно показать что он устроился в серьёзную фирму, придать статусности работы. Рассказать, в том числе и про команду в которой ему предстоит работать.

Теоритический курс по этапам продаж (в зависимости от специфики продаж этот пункт может длиться до 1 недели).

2й день обучения

Курс по продукту и конкурентам.

3й день обучения

Краткая аттестация по итогам предыдущего дня.

4й день обучения

Краткая аттестация по итогам предыдущего дня.

Курс по продукту. Практическая отработка продаж.

Это достаточно грубый пример того как нужно планировать первичное обучение. Часто продавца нужно научить продавать достаточно широкий спектр товаров, для этого потребуется больше времени.

Вторичное обучение продавцов

Работа в продажах отличается высокой динамикой, постоянно происходят различные изменения и важно быть к ним готовым. Поэтому обучать продавцов необходимо постоянно. Под вторичным обучением продавцов понимается в том числе и повторение ранее изученных материалов. Рекомендуется, раз в месяц проводить аттестацию продавцов, по её итогам отправлять продавцов на дополнительные тренинги. Так же в качестве вторичного обучения можно использовать .

Кроме того для построения эффективной системы обучения для продавцов необходимо постоянно собирать обратную связь от клиентов и от самих продавцов. Внимательно реагировать на действия конкурентов.

Специальностей продавцов очень много и обучение для продавцов должно быть не только по , по но и по продукту который нужно будет продавать. В данном разделе будут собраны материалы по обучению для продавцов по различным товарам. Много информации накопилось розничной торговле и телекоммуникациям. Кроме этого если у читателей есть информация которая будет полезна её можно размещать на нашем . Для удобства информация разделена по группам.

Нам нужно 100%-ное знание товара. Когда Ваши продавцы – настоящие эксперты в Вашем магазине! В этом случае Вы получаете главное конкурентное преимущество- профессиональное обслуживание в магазине. Такие продавцы на вес золота! Их любят и уважают, у них много постоянных клиентов.
Что делаем? Шаг первый. Пишем подробный список информации, по пунктам, по товару в магазине. Какую информацию должен знать Ваш продавец, какую информацию он должен доносить до клиента. Причем если знания хромают, не нужно сразу же писать огромные книги. У нас цель – быстрый рост продаж. Мы даем первоначальные знания, они их используют, внедряют – уже будет результат, будет рост продаж. И потом дальше. То есть нужны постоянные действия. В этом секрет постоянного роста продаж. Соответственно, разовое обучение тоже не сработает. Многие как делают – провели обучение, потратили месяц и забыли про это. И почему должен быть рост продаж? То есть если Вы каждый день на это не работаете, этого и не будет. Поэтому составляем некий список, в зависимости от того, какие знания сейчас есть у продавцов, или какие знания они должны доносить клиентам.
Что может быть в этом списке? Пять выгод приобрести товар. История бренда. Технология производства товара. Способы использования. Если у Вас большой ассортимент, например 2000 позиций, делим ассортимент на какие-то группы, категории.
Делаем срез знаний продавцов. Берем составленный вчера список, выходим в торговый зал и анализируем работу продавцов по этому списку. Какую информацию получают клиенты? Сколько процентов информации из списка реально доходит до клиента? Возможны два варианта. Наблюдение за продавцами, и если Вы обратили внимание, вся эта неделя построена на наблюдении. Сначала мы создаем некий стандарт, как мы это видим, а потом выходим и анализируем. Не наоборот, не приходим к продавцам и не говорим, Маша, а как ты думаешь, какую информацию тебе нужно говорить. Маша скажет: я и так столько всего говорю, я тут работаю, устала уже работать, а выручки нет – ну это кризис, это спад продаж.
Мы как руководители должны себя вести в этой ситуации, все должно исходить от нас. Второй вариант – позадавать вопросы продавцам и проверить их знания. При этом, от того, что Вы задаете вопросы, ничего не зависит: если они знают информацию, но ее не доносят до клиентов, зачем нужны эти знания. Нам нужны знания, которые доходят до клиента, а не просто знания в голове.
Учитывая данные предыдущего дня, где Вы определили знания по ассортименту, выявили плюсы и минусы, сами составляем программу обучения по ассортименту на ближайший месяц. Делаем таблицу: мероприятие, результат, кто отвечает, дата мероприятия. Не пугайтесь, обучение можно проводить своими силами, здесь нет ничего сложного. И проводите одно занятие длительностью 2-3 часа, например раз в неделю. Тогда за месяц у Вас будет уже 4-5 занятий. Важно, чтобы продавцы сразу же стали применять полученные знания. И все-таки, как обучать продавцов своими силами? Вы сами проводите занятия – это первый вариант. И он очень хорош, почему-то многие не используют, не знаю почему, чего-то ждут, потом говорят что нет денег на тренинги, на тренеров. Не нужно этого, используйте свои силы, свои возможности. Либо вариант второй – выбираете самого компетентного продавца или другого сотрудника, который отлично разбирается в Вашем товаре, который спец, эксперт. Такие люди бывают в каждом магазине. Вы договариваетесь с ним о том, что он проводит занятия за небольшую оплату. Это гораздо выгоднее, чем приглашать тренера со стороны.
P.S. Успехов! И пусть Ваши действия увеличивают выручку в магазине!
Скачайте бесплатно семинар «Почему нет роста продаж в Вашем магазине. 20 типичных ошибок»
http://marina-shevchenko.ru/
Исправьте ошибки уже сегодня!

Продажи одна из самых противоречивых и перспективных профессий в мире. Продажами занимаются люди, как без высшего образования, так и с тремя образованиями и ученой степенью. Продажами занимаются продавцы за прилавком и руководители крупных компаний в больших просторных кабинетах.

Масса людей любят продавать, и масса людей терпеть не может это делать. Но именно продажи могут помочь вам всегда иметь интересную работу, щедрые бонусы за ваши усилия, и такие возможности для саморазвития, которые вы не получите ни в одной другой профессии.

Продавцами не рождаются, научиться продавать может каждый человек, мужчина или женщина, молодой или в возрасте, с экономическим или техническим образованием.

Вот 17 правил успеха, которые помогут Вам научиться продавать :

1. Поставьте себе цель.

До тех пор пока вы не скажете себе следующие фразы, не заявите свое намерение и не поверите в собственные силы, у вас не будет успеха в продажах. Фразы для самомотивации на обучение продажам:

- «Да, я хочу научиться продавать!»

- «Мне важно научиться продавать!»

- «Я беру на себя ответственность за свое развитие и свои успехи»

«Я обещаю себе добиться поставленных целей»

2. Вообразите будущее.

Представьте себя через год, вы умеете отлично продавать и зарабатываете в несколько раз больше, чем сейчас. Представьте, чего бы вам хотелось достигнуть через год, что купить, куда съездить, где жить. Представьте все это так, чтобы вам захотелось этого достичь. Вам точно это нужно? Ради чего вы собираетесь учиться продавать? Оно того стоит! Тогда вперед!

Подумайте, что у вас получается лучше всего при общении с людьми. Что вам сложнее всего. Каждый день выбирайте одну свою сильную сторону и одну свою слабость и ставьте себе такие задачи, чтобы делать их сильнее и сильнее. Укрепляйте то, что дано и подтягивайте слабости. Например, если Вам трудно работать с возражениями клиента, то уделяйте этому время каждый день (записывайте самые , и ищите информацию о том, как на них отвечать, чтобы у Вас всегда были убедительные ответы на "Дорого", "Я подумаю", "Я просто смотрю", "Мне ничего не надо", "Вы меня не убедили" и т.д.)

4. Изучайте свой товар, и товары конкурентов.

Узнайте все о своем товаре, спросите у покупателей что им особенно нравится, почему они покупают. С чем сравнивали, когда выбирали. Вы скоро станете экспертом и с вами будут советоваться.

5. Наблюдайте за другими продавцами.

Отмечайте, что вам нравится в поведении других продавцов и пробуйте делать тоже самое. Наиболее интересные находки включайте свой арсенал продавца. Смотрите на чужие ошибки. Думайте, как можно было иначе обслужить покупателя.

6. Спрашивайте совета у покупателей.

Никогда не спорьте с покупателем. Лучше узнайте почему он так думает, что он посоветует, как он считает лучше в той или другой ситуации. Если Покупатель отказался от покупки, спросите может ли он дать вам совет на будущее, как продавцу.

7. Найдите наставника.

8. Читайте 2 книги по продажам в месяц.

Да. Две книги в месяц. Вы и так все знаете, в них нет ничего нового. Книги по продажам это для новичков. Именно потому что вы так думаете, вы сейчас имеете такие результаты. Ищите бриллианты, не изобретайте велосипед заново. Скачайте материалы книги "111 советов продавцам. Как стать лучшим продавцом" (ссылка на Гугл Диск)

9. Анализируйте свою работу.

В конце каждого дня спросите себя, что у вас получилось лучше всего и хуже всего в продажах за весь день. Проанализируйте свою работу и сделайте выводы. Нет выводов - нет развития.

10. Работайте на перспективу.

Делайте свою работу на 10% лучше, чем от вас требуют. И через год вы получите на 50%, больше чем ожидали. Чтобы получить нужно сначала вложить.

11. Проявляйте настойчивость, уверенность и терпение.

Старайтесь максимально помочь человеку, в момент общения с покупателем это для вас самый важный человек в мире. Слушайте, уточняйте, демонстрируйте уверенность и желание помочь. Уделяйте столько времени сколько нужно. Возможно вам кажется что этот покупатель никогда не купит, но если вы проанализируете 100 своих покупателей, то увидите, что самые крупные покупки они сделали благодаря вашему вниманию, и вы не всегда могли предположить, что именно они у вас столько купят.

12. Формируйте лояльных покупателей.

Думайте наперед, предлагайте то, о чем покупатель будет думать только завтра, помогайте ему видеть будущее, использовать новые возможности и избавляйте от проблем. Включайте личное общение, обаяние и приглашайте покупателей возвращаться снова. Обменивайтесь контактами с покупателями, продавайте друзьям и друзьям их друзей.

13. Будьте хорошими слушателями.

Задавайте вопросы, больше спрашивайте и меньше разговаривайте. Успешные продавцы умеют сделать так, чтобы клиент сам все рассказал про себя, да еще сам себе и продал, то о чем вы ему хотели сказать. Учитесь быть вдвойне внимательными слушателями по телефону, обязательно развивайте навыки продаж по телефону на !

14. Никогда не опускайте руки.

Неудачи будут всегда. Радуйтесь им - они вас развивают. Чему научила вас эта неудача? Что вы в следующий раз сделаете по-другому?

15. Посещайте тренинги по продажам.

Каждый тренинг по продажам дает столько же опыта и практики, сколько вы получаете за пол года успешной работы в продажах. Тренинги развивают вас мгновенно, тренинги экономят ваше время, тренинги помогают улучшить то, что вам трудно развить в себе без других людей. Посещайте все тренинги, которые только сможете посетить в компании, а если их нет, то сходите на хороший открытый тренинг в вашем городе. Инвестируйте в себя, это эти вложения окупаются быстрее всего! Это качество вашей жизни!

16. Создавайте свое окружение.

Общайтесь больше с теми людьми, которые верят в вас, поддерживают вас, и вдохновляют вас.

17. Всегда продолжайте свое развитие.

Жизнь это эскалатор - который едет вниз, как только вы остановитесь своем развитии, появится масса соблазнов растратить впустую свои силы, время и энергию. Думайте о будущем. Живите настоящим. Продавайте с удовольствием. Будьте искренни. С вашей помощью каждый день в мире становится больше радостных и довольных людей! Покупатель ваш друг, проявите заботу, помогите ему в его ситуации и он будет возвращаться вновь и вновь.

Вы решили повысить свой уровень в продажах?

Спросите у своего руководителя, планирует ли Ваша компания в ближайшее время обучать Вас и Ваших коллег на тренингах по продажам!

Скажите, что самый быстрый способ увеличить продажи - это пригласить тренера по продажам прямо к Вам в офис, чтобы он провел обучение сразу для всех сотрудников отдела продаж!

Мы можем предложить Вашей компании следующую помощь:

Анализ коммерческих предложений и писем по емейлу (хотите узнать насколько грамотно и привлекательно выглядит то, что Вы им отправляете?)

Задайте вопрос о продажах!

Каждый человек хочет, чтобы в магазинах его обслуживали хорошо. Увы, обслуживают, как правило, плохо. Почему? Как психолог, профессионально занимающийся отбором и подготовкой продавцов, я могла бы написать об этом целую книгу.

Делятся продавцы на две категории.

Первый тип - это люди, которые испытывают к вам полнейшее безразличие. Они не понимают, зачем вы пришли. Ведь если бы вас, покупателей, не было вообще, работалось бы лучше. Когда они чем-то заняты (например, деньги считают), то их неприветливость становится как бы узаконенной, а потому могут и послать... Внимание к покупателю - для них непомерно трудное усилие над собой.

Второй тип ассоциируется с первыми неуклюжими попытками развития отечественного сервиса. Стоит зайти в такой магазин, как продавец начинает "приставать". Создается ощущение тотального контроля. Может даже мелькнуть мысль, что тут без покупок не выпускают. Плохой сервис проявляется в крайностях.

А что "хорошие" продавцы? В большинстве киевских магазинов их обходительность - это их личная инициатива. Другой продавец того же магазина может оказаться далеко не образцом сервиса. Мы имеем дело с "самородками", но отнюдь не с целенаправленными программами развития качественного обслуживания.

Как показывает опыт, существует ряд стереотипов отношения работодателя к продавцам, которые не способствуют развитию качества обслуживания.

Продавец - это "низовой" персонал. В лучшем случае - девочки покрасивее. Они не принимают серьезных решений, они не разрабатывают новых стратегий, они не работают с налоговой... Где же "серьезные и ответственные" должности? Не здесь. Продавец воспринимается работодателем как "функциональное устройство", выполняющее рутинную работу. Один владелец магазина на мой вопрос о креативе в работе продавцов сказал: "Это когда они весы подкручивают? Нет! Никакого творчества!"

Работа продавца столь рутинна, что на эту должность легко найти подходящую кандидатуру. Ведь вокруг - столько безработных непрофессионалов, готовых работать за сколь угодно низкую зарплату. Их можно запросто брать на работу и запросто увольнять.

Контролировать качество работы продавца - это дополнительные издержки. Для этого пришлось бы целыми днями над ним стоять. Кто будет это делать?

Зачастую "культурное обслуживание" рассматривается как евангельская коллизия: там - где "бисер" и "свиньи". Многие покупатели отнюдь не склонны объездить весь Киев, чтобы найти вежливого продавца апельсинов. Ведь получаемая выгода от покупки всегда сопоставляется с издержками. И если большинство потребителей из-за плохого обслуживания не отказываются от покупки, то зачем идти на такие издержки?

Такое отношение к торговому персоналу продиктовано не только желанием снизить издержки магазина. Немалую лепту внес и культурный фактор. Для этого достаточно вспомнить психологический "образ" продавца советских времен. Уважения он не внушал. Установки по отношению к продавцам далеко не всегда осознанны: они могут действовать подспудно, незаметно. И в комплексе они диктуют два возможных варианта кадровой политики по отношению к торговому персоналу.

На продавца необходимо "давить" (благо, куда он денется?).

Следует заставить его хорошо работать. Продавца можно штрафовать, можно вообще вышвырнуть на улицу. Пусть боится и работает "как следует"! Главное, чтобы покупатели остались довольны. Из продавца нужно "выдавить все - до последней капли". Обычно в таких случаях высокую зарплату получает менеджер магазина, который тщательно выполняет роль цербера. И если вы зайдете в магазин, а продавец "прилипнет" к вам с вопросом: "Что Вы хотите?", так и знайте: его заставили "быть хорошим". Такой продавец, конечно, старается, но при этом он не отличается особыми навыками и сноровкой. А кроме того, в его действиях прослеживается нечто "из-под-палочное".

Его никто не обучал профессиональной коммуникации. Мотивирован он только "кнутом", а "пряник", если и есть, - весьма скуден.

Продавец - он "свой", а покупатели - никуда они не денутся.

Считается, что продавцы должны работать, как удобно им. Частенько их штат укомплектован из знакомых. Продавцам обычно платят немного. И, чтобы быть адекватными, требуют от них немногого. Очень похоже на социализм: продавцы делают вид, что работают, а хозяева - что платят деньги.

Если внимательно присмотреться к недоброкачественному обслуживанию покупателей (со всеми соответствующими тому мотивами, причинами и т.д.), то обнаружится целостная саморегулирующаяся система.

Посмотрим на нее глазами владельца магазина:

Покупатели готовы смириться с существующим уровнем обслуживания;
конкуренты не прилагают усилий к изменению состояния дел;
для улучшения обслуживания продавцов необходимо строго отбирать, обучать, поощрять и т.д., а это - целый пакет мероприятий оргразвития, что влечет и дополнительные издержки;
сами владельцы и менеджеры просто представления не имеют о качественном обслуживании (не имеют "эталонов качества").

В результате получается, что владельцу, чтобы учредить "новый сервис", необходимо разрушить "старый". На это идут очень немногие. Поэтому система низкого качества сервиса - пока стабильна.

Переход к качественному обслуживанию покупателей может увенчаться успехом, если будет выдержан ряд необходимых условий.

Хороший продавец - это не только профессиональное умение, но и задатки, предрасположенность. Существует особый тип человека, который испытывает удовольствие от общения с незнакомыми людьми. Они могут проникнуться нуждами другого, могут овладеть его вниманием, могут ему внушить какую-нибудь идею, не причиняя эмоционального ущерба собеседнику. Их воспринимают как весьма приятных в общении. Те, кто не обладают такими качествами, тоже могут хорошо работать, но для них это связано с несколько большими внутренними издержками: они, стараясь, могут быстрее "сорваться". Поэтому при отборе следует отдавать предпочтение тем, кто более предрасположен к общению.

Чтобы отобрать таких людей, я обычно собираю всех претендентов в группу, рассаживаю по кругу и провожу небольшой психологический тренинг (это, понятно, тема отдельной статьи). Участники "пропускаются" через все возможные коммуникативные ситуации, в которых им придется работать. И лучшие среди претендентов выявляются весьма эффективно.

Продавца необходимо обучить. Если у него нет ни понимания хорошего результата, ни инструментов его достижения, то он (особенно, если на него "надавить") превратится в продавца-"прилипалу", наводящего ужас на посетителей. Он, конечно же, будет стараться...

Обученного продавца вы не перепутаете ни с кем. Его можно охарактеризовать следующим образом:

Хороший продавец должен обнаружить и снять всякий возможный антагонизм между магазином и покупателем. Этот антагонизм может проявляться неосознанно. Покупатель же должен четко убедиться в следующем: "Да, этот продавец хочет мне кое-что продать и заработать на этом. Но он это сделает не иначе, как ценой моего полного удовлетворения". Такая ситуация - прозрачна и открыта.

Продавец должен учитывать тот факт, что покупатель не просто покупает, а "разворачивает" целые стратегии выбора. Он обдумывает, оценивает и т.д. Для каждого вида товаров и магазина существует своя специфика таких потребительско-мыслительных стратегий. Специфично это и для разных типов покупателей. Продавец должен все это знать и уметь отслеживать у каждого посетителя магазина. Хороший продавец построит общение с покупателем так, что оно будет полностью адекватно мыслительной модели последнего. Если этого не сделать, возникает разрыв между тем, что хочет покупатель, и тем, что хочет магазин. Вот вам и конфликт. Но порой посетители совершают покупки, несмотря на чрезмерную активность продавца.

Продавцу необходима достаточная мотивация . Какими бы талантами и умениями он не обладал, он не будет качественно работать, если его труд не будет должным образом оценен. И если улыбка искусственна, то она не произведет должного эффекта. Даже если продавец будет работать "хорошо" просто из страха потерять работу, он быстро придет к нервному срыву.

Эти условия - наиболее важны. Если их выдержать, в магазин будет приятно зайти. У многих владельцев магазинов сложилось впечатление, что создание команды продавцов - это слишком большие издержки, а вкладывать в персонал - это риск. Действительно, он присутствует - как и во всяком бизнесе. Но связан он больше с тем, что меры по улучшению качества сервиса принимаются не комплексно, а частично. Например, если вы обучите хороших продавцов, но не обеспечите их достаточную мотивацию, - вы обучите их для своих конкурентов.