Профессия сюрвейер. Сюрвейер ставит диагноз, а юрист прописывает пилюли. Сюрвейерские услуги: оквэд, лицензии, ндс

«Дама сдавала в багаж…» — помните, какое неприятное недоразумение случилось с этой странной путешествующей особой? Вот если бы она сдавала на станции свои многочисленные пожитки вместе с представителем этой новейшей профессии, то на конечном пункте маршрута, вместо того, чтобы рассказывать небылицы, ей по «зеленой квитанции» вернули бы ее любимого питомца в целости и сохранности…

Название этой пока еще редкой в России профессии звучит как «сюрвейер». И хотя survey — по-английски «надзор», назвать его «надзирателем» как-то язык не поворачивается. Есть более точные русские названия – ревизор, инспектор, контролер. В транспортной цепочке доставки товара, что по железной дороге, что по морю, слишком много звеньев: отправитель, грузоперевозчик, экспедитор, получатель. Если на одном из этапов доставки произошла порча или утеря товара, кто должен за это отвечать? Как правило, груз застрахован, и данная ситуация — типичный страховой случай. Только вот кому конкретно предъявить претензию? Тогда и возникает необходимость в сюрвейере, который даст свое профессиональное заключение о причинах и характере повреждений, величине ущерба. И уже с этим документом потерпевшая сторона смело может обращаться в суд.

Первые сюрвейеры-практики, как предполагают, произошли от обычных специалистов с большим и разнообразным опытом работы в сфере транспорта и перевозок, им при определенных условиях становился инженер по технике безопасности, специалист по автомобильной или железнодорожной технике или отставной капитан дальнего плавания.

Какова повседневная работа сюрвейера? Прежде всего, он считает и взвешивает. С теми грузами, которые принимаются по количеству, более или менее все ясно. Но каждому, кто когда-либо участвовал в перевозках вагонами, автомашинами, контейнерами, известно, насколько сложна технология подсчета грузов, которые принимаются по массе. Здесь неизбежны ошибки – и появляется возможность для злоупотреблений. Для того, чтобы обеспечить добросовестность взвешивания при погрузке и выгрузке, нужна независимая сторона. Сюрвейер владеет специальными точными методиками взвешивания, например, знаменитый «draft survey» — технология определения веса груза по осадке судна.

Другая серьезная задача специалиста – инспекция сохранности транспортируемого груза. Пришло, скажем, в порт судно с зерном, сюрвейер контролирует процесс перегрузки с судна на зерновоз. Начинает с приемки судна, знакомится с документами на груз, определяет герметичность крышек трюма — не попадает ли вода, и оценивает состояние товара. В процессе разгрузки следит за соблюдением технологии: как высыпается зерно в бункер, осматривает сохранность и чистоту вагона, проверяет люки, пломбы. И самое главное – определяет его вес, взвешивая сначала пустой вагон, а затем – груженый. После прибытия груза на место сохранность пломб проверяется другим представителем сюрвейерной компании. Свои наблюдения на каждом этапе перемещения товара специалисты заносят в рапорт, и весь процесс фотографируется. При этом владелец груза может наблюдать за его транспортировкой, не покидая своего кабинета.

Но вот произошло повреждение груза. Наиболее распространенное мошенничество – чтобы скрыть хищение — преувеличение размера реальных повреждений. Сюрвейер устанавливает наличие, объем и причину порчи товара или, что особенно важно в данном случае, отсутствие повреждения на момент проведения инспекции. Одна из важнейших функций профессиональной службы сюрвея является сертификация. К примеру, во время морских перевозок сертификат удостоверяет расположение в трюмах и крепление груза в соответствии с международными требованиями.

Ключевое определение скрупулезной, хотя в целом достаточно рутинной работы сюрвейера – независимость. Это значит, что настоящий сюрвейер должен быть лично не заинтересован ни в преувеличении, ни в преуменьшении потерь. Результат работы не влияет на его гонорар. Сюрвейерские компании в разных странах являются абсолютно независимыми организациями, в том числе даже от государственных и интересов.

Сюрвейер - определение, которое часто встречается в секторе страхования и обозначает инспектора (агента), осуществляющего осмотр имущества и принимающего его на страхование. По сути, сюрвейер - сотрудник страхового сообщества, по результатам работы которого компания-страховщик принимает решение об актуальности оформления соглашения с контрагентом.

Сюрвейер: функции и обязательства

Работа сюрвейера заключается во внимательном осмотре объекта сделки, его проверке на факт качества и целостности коробки. По сути, специалист выполняет полный комплекс задач по осмотру принимаемого товара.

Функции и обязательства :

  • Проверка целостности объекта сделки.
  • Выборочное рассмотрение товара с последующей его проверкой на качество.
  • Изучение состояния тары (на факт наличия повреждений, ударов).
  • Пересчет численности продукции, а также достаточности мест для транспортировки груза.
  • Передача отсчета, фотографий и прочих данных по отгружаемому товару.
  • Монтаж пломб на грузовой тент или контейнер.

Сегодня популярность набирают сюрвейерские организации, которые берут на себя выполнение подрядных работ и напрямую сотрудничают со страховщиками. Такие организации заключают соглашения со страховыми компаниями, после чего по заказу последних производится проверка товара на факт качества и количества, а также пригодности выбранного транспорта к перевозке объекта сделки.

Как правило, такая инспекция формируется в момент передачи прав собственности от покупающей к продающей стороне. Также предоставляется еще один тип услуг - полной гарантии. В этом случае компания-сюрвейер не только инспектирует товар и ТС, но и обеспечивает сохранность груза в период транспортировки. По сути, сюрвейер берет на себя обязательства страховой компании и исключает риски партнера.

На территории РФ работа сюрвейера не лицензируется уже больше десяти лет. При этом последние годы на рынке инспекционных услуг появляется все больше организаций из России.

Услуги сюрвейера при морских и прочих перевозках

Последнее время работа сюрвейера все больше востребована при транспортировке грузов по морю. Как и в других типах перевозок, ключевое значение имеет правильность обращения с товаром, умение организовать процесс. Но на практике эти требования не выполняются по следующим причинам :

  • Низкая квалификация персонала.
  • Отсталость имеющихся технологий.
  • Безответственность людей, принимающих участие в перевозке.

При таком подходе итог может быть только один - убытки для хозяина груза. Задача сюрвейера заключается в организации процесса, правильном размещении товара на судне, снижении риска воздействия качки или вибраций. Специалист контролирует процесс перевозки на каждом из этапов и может с точностью определить время повреждения товара и даже предупредить его деформацию. Во избежание мошенничества сюрвейер сразу выявляет факт повреждения, его серьезность, а также причину.

В услуги сюрвейера входит и сертификация груза. После проверки судна или товара специалист оформляет сертификат и подписывает его. Этот документ является подтверждением, что перевозимая продукция надежно зафиксирована и соответствует действующим требованиям законодательства. Передача сертификата сюрвейера является специфическим подтверждением того факта, что груз не будет поврежден в период транспортировки. Такой подход важен для всех сторон сделки - страховой компании и организации, которая занимается перевозкой.

Слова сюрвей и сюрвейер знает лишь малая часть импортеров. Термин пришел к нам из английской системы страхования морских перевозок. Сюрвейер (англ. “surveyor”) в страховании - это инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование.

Сюрвей в логистике

Сюрвей – это услуга осмотра груза с целью установить его внешнее состояние и комплектность на соответствие документам на любом этапе пути. Услуга может включать в себя кропотливый пересчет товара в грузовых местах с обязательным фотографированием. В случае обнаружения повреждений груза сюрвейер документально фиксирует их факт, характер и размер.

Зачем это нужно?

Включает в себя трех основных участников: поставщик, перевозчик, грузовладелец. Также множество важных дополнительных контрагентов: экспедиторы, склады, страховые компании, таможенные органы. На любом этапе перевозки может возникнуть спорная ситуация с грузом, когда понадобится оценить степень ответственности каждого участника за убытки. Для этого нужна «третья», независимая сторона – это сюрвейерская компания.

Очень часто импортеры используют таких специалистов при перевозке очень хрупких грузов, для дополнительного контроля упаковки товара. Также услуга будет полезна при перевозке дорогостоящих и высоколиквидных грузов.

Сюрвейеров также привлекают страховые компании. Когда груз принят на страхование, сюрвейерский отчет будет основным документом для определения суммы к возмещению при оценке ущерба. Использовать сюрвейеров можно и без привязки к страхованию груза.

Дополнительные услуги

Сюрвейера могут инспектировать не только товар, но и транспортное средство, привлеченное для перевозки. Будут проверены допуски к определенным видам перевозок, наличие необходимых разрешений и свидетельств. Также сюрвейер может фиксировать пломбирование грузового отсека и включать номера пломб в отчет.

Выводы

  • Сюрвей – это инспекция состояния груза на любом этапе его движения.
  • Сюрвейерская компания проконтролирует товар на всех точках погрузки/выгрузки, оповестит вас об этом и документально зафиксирует все параметры груза: количество, вес, целостность упаковки и т. д.
  • Рекомендуем воспользоваться сюрвейерскими услугами если стоимость груза чрезвычайно высока или товар хрупкий.
  • Отчет сюрвейера поможет определить ответственных за любые инциденты с товаром и будет веским аргументом при спорных ситуациях с грузом.

Сюрвейер (от английского surveyor) - слово мало знакомое российскому предпринимателю. В русском языке в какой-то степени синонимичным ему можно считать слово "эксперт". Сюрвейер - это тот, кто будучи независимым занимается тщательным и детальным инспектированием, исследованием, проверкой, установлением наличия или отсутствия какого-либо факта, а также выдачей рекомендаций в лицензируемой области по заявке физических или юридических лиц.
Институт сюрвейеров функционирует в системе товаропроизводства, внешней и внутренней торговли и транспортировки грузов от отправителя до получателя через все звенья транспортного процесса. Проще говоря, рутинные функции сюрвейера сводятся к установлению факта, размера и характера повреждения чего бы то ни было (или отсутствия таковых), а также к определению качества и количества товаров, их соответствия контрактным или перевозочным условиям и предоставлению письменного свидетельства обо всем этом за своей подписью. В отдельных случаях требуется установить причину какого-либо происшествия и восстановить картину события. Это уже другой, более высокий уровень, который носит характер научного исследования или конструкторской проработки и называется экспертизой.

Семь раз проверь - один раз отправь

Транспортный процесс - довольно длинная цепочка: отправитель, перевозчик, получатель, а также немалое количество вовлеченных в него на разных этапах смежных структур - товаропроизводитель, фрахтователь, экспедиторы, страховщик, хранилища, гидротехнические сооружения. Необходимость оценки процесса транспортировки груза может возникнуть на самых разных этапах, и зачастую вину за убытки возлагают совсем не на того, кто действительно виновен, а на того, у кого обнаружено снижение кондиции товара. Часто им становится перевозчик, хотя истинная причина может находится совсем в другом месте: в контрактных условиях, в форс-мажоре, в технологии производства, в транспортабельности груза. Участие в оценке независимого сюрвейера помогает установить не только источник финансовых потерь, но и стадию, на которой они произошли.
За рубежом судебная и арбитражная практика, а также страховые компании давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, которые в силу своей независимости не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь. Не удивительно, что именно иностранные партнеры затребовали от нас сюрвейерских услуг, когда на морских границах столкнулись наши и зарубежные интересы. Тем не менее первой зарегистрированной отечественной сюрвейерской организации потребовалось несколько лет для того, чтобы доказать право на существование - российские производители и торговля долго не хотели понять значимость этих услуг. Понимание важности заключения независимого сюрвейера пришло позже, когда появились прецеденты рассмотрения дел в суде, особенно в зарубежном, где без такого заключения никакие доводы стороны просто не имеют доказательности и дело проигрывается.
Однако декларация независимости не является гарантией объективности. По-настоящему независимой можно считать только ту сюрвейерскую организацию, ни одна акция которой не принадлежит государству. В нашей стране сюрвейерские организации иногда образуются при различных НИИ, Министерстве транспорта, регистре судоходства и т.д., и если российский арбитраж или суд еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает их независимыми именно в силу государственной принадлежности и, следовательно, неизбежного лоббирования ими государственных, национальных или ведомственных интересов.
Потерей независимости считается также работа более чем на одну сторону транспортного процесса или торговой сделки. Нельзя, к примеру, одновременно работать на отправителя и получателя, так как в случае столкновения интересов сюрвейеру неизбежно придется жертвовать интересами одной из сторон. Обычный для нас случай, когда агентирующая или экспедиторская фирмы являются и сюрвейерами, или когда страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. Нигде в мире такой практики нет.

Груз любит счет

Всем участникам торговой сделки и транспортного процесса понятно, насколько важны операции по определению количества грузов, и если тарно-штучные грузы можно просто пересчитать, то для массовых грузов требуются особые технологии подсчета.
При взвешивании грузов вагонами, автомашинами, контейнерами на специальных весах требуется много времени и значительные трудозатраты. Согласно теории ошибок, абсолютно точное измерение чего бы то ни было вообще невозможно, следовательно в каждом взвешивании имеет место некоторая ошибка, которая накапливается с увеличением количества взвешиваний, а значит появляется и возможность обмана. Именно для того чтобы обеспечить добросовестность этих операций при погрузке и выгрузке, нужна независимая сторона - сюрвейер.
Существенно уменьшить ошибку повагонного взвешивания и исключить всякую недобросовестность позволяет технология определения веса груза по осадке судна, так называемый "драфт сюрвей", то есть определение веса судна в начальном и конечном состоянии при погрузке и выгрузке. Существующий международный норматив точности этого метода составляет 0,1% от общего количества груза; таким образом, при судовой партии, например, в 48 тысяч тонн ошибка составит всего 48 тонн, что почти в два раза меньше, чем при повагонном взвешивании. К тому же "драфт сюрвей" занимает порядка 1 часа, а повагонное взвешивание этого же количества груза при хорошей организации - не менее 30 часов.
Другая серьезная проблема - это сохранность транспортируемого груза. Поэтому для предотвращения несанкционированного доступа к нему производится установка пломб на грузовые трюмы, контейнеры, трейлеры, отдельные грузовые места и т.д. Однако большое значение имеет не только наличие самих пломб, но и правильность их постановки, а практика показывает, что именно этот момент зачастую вообще не учитывается. Поэтому такую операцию лучше выполнить независимому сюрвейеру, так же как и удостовериться в сохранности пломб на конечном этапе доставки груза.
Для сохранности количества и качества грузов в процессе транспортировки очень важно точное соблюдение технологий обращения с ним. Выполняется это требование далеко не всегда, не везде и не всеми. Причины могут быть самыми разными: это и отсталость технологий, и недостаточная квалификация работников, и просто безответственность, но так или иначе все приводит к одному результату - убыткам грузовладельца, и подчас весьма существенным.
Крайне важно, учитывая большую номенклатуру грузов, размещаемых, например, на судне, соблюсти технологию их укладки, крепления и совместимости. Специалистам известно, что большое количество груза, собранного в ограниченном пространстве, скажем, в трюме, и находящегося в условиях вибрации, качки, при этом с возможными перепадами температуры и влажности, ведет себя совсем иначе, чем в обычных условиях. Квалифицированный сюрвейер, работая в режиме постоянного наблюдения весь период погрузки судна, может установить, на каком этапе произошло повреждение груза, а самое главное - помогает грузовладельцу предупредить возможные убытки.
Поскольку, как мы уже говорили, в транспортом процессе задействованы многие, то на разных этапах у некоторых участников может возникнуть соблазн преувеличить размер повреждений. Для предотвращения такой формы мошенничества независимый сюрвейер устанавливает факт, характер, размер и, если это необходимо, причину повреждения или, что не менее важно, отсутствие таковых на момент инспекции.
Одной из многочисленных услуг сюрвейерской службы является сертификация. При определении состояния судна или груза сюрвейер выдает сертификат за своей подписью, в котором удостоверяет, например, что груз в трюмах уложен и закреплен в соответствии с действующими международными или национальными требованиями и, следовательно, безопасен для судна и не будет поврежден в условиях морской перевозки. Это делается как в интересах перевозчика, чтобы освободиться от ответственности за повреждение груза, так и в интересах грузовладельца или страховщика для избежания ими экстрарасходов.
Сертифицируется также пригодность грузовых помещений к приему груза: на отсутствие посторонних запахов и остатков предыдущего груза, герметичность трюмов, наличие изолирующих от металла приспособлений и т.д. Юридически важно зафиксировать независимой стороной факт полной выгрузки судна и отсутствие остатков груза в трюмах.
Естественно, что при перевозке массовых грузов все причастные к этому процессу заинтересованы в подтверждении выполнения своих обязательств: отправитель и получатель в том, что товар поставлен именно того качества, которое указано в контракте, а перевозчик в том, что качество товара не изменилось за время пути. С этой целью на разных этапах транспортировки, обычно при погрузке, перевалке и выгрузке, независимой стороной производится отбор проб по принятой или оговоренной технологии с последующим хранением этих проб до одного года, а также анализ содержимого для установления качества и соответствия контрактным условиям.

Рынок страховых услуг довольно давно стал популярным в мире, в нашей стране. Однако не все термины, с ними связанные, широко известны, несмотря на свою распространенность. Сюрвей, сюрвейер - кто это? Ответ знают немногие. Так давайте определимся с этой профессией, конкретной областью ее деятельности?

Сюрвейер - это...

Словари дают множество определений профессии, которые различаются лишь в некоторых частностях. Представим их - и общие, и более специфические. Сюрвей, сюрвейер - это:

Слово происходит от англ. surveyor. И это отражает его историю. Термин пришел в широкое обращение из сферы английского морского страхования. Его допустимо заменить следующими синонимами:

  • эксперт;
  • сюрвейтор;
  • инспектор;
  • оценщик;
  • сюрвайер.

Популярны также и следующие определения профессии:

  • Драфт-сюрвейер. Специалист, который определяет вес погруженного или выгруженного объекта (объектов) по осадке судна.
  • Независимый сюрвейер. Фактически тот же эксперт, что и просто сюрвей. Незаинтересованный инспектор, который может составить объективный акт.

Особенности работы специалиста

Услуги сюрвейера необходимы страховщику, страхователю и при заключении договора, и при оценке ущерба. Работа этого специалиста чем-то перекликается с деятельностью адеррайтера (работника, вычисляющего страховые тарифы), оценщика ущерба.

Главный принцип работы страхового сюрвейера - независимое и компетентное рассмотрение вопроса, основанное только на лично увиденном. Деятельность эксперта разделяется на два этапа:


Обязанности сюрвейера

Осветим и основной круг конкретных обязанностей специалиста:


Сюрвейерские компании

Мы разобрали, кто это - сюрвейер. В мире также распространена деятельность и одноименных фирм. Они осуществляют сюрвейерские услуги - осмотр объекта страхования с целью выявления каких-либо частностей, влияющих на стоимость страховки, условия взаимодействия сторон (страхователя и страховщика). По большей части такие фирмы работают на страховые компании.

Велик объем специальных сюрвейерских организаций, которые проверяют сырьевые товары, предназначенные для международной торговли. Они определяют качество и число товара, а также пригодность перевозчиков к транспортировке такого груза.

Популярен и вид услуг, называемый Full Outturn Guarantee. Здесь сюрвейерская компания фактически берет на себя миссию страховщика. Она компенсирует риски недодачи грузов между этапами погрузки, перевалки и выгрузки.

Сюрвей в России

В нашей стране для этой деятельности не обязательна лицензия с 2006 г. Оттого на рынке такого рода инспекционных независимых услуг появляется все больше отечественных сюрвейеров.

Однако в РФ наблюдаются следующие отрицательные моменты:

  • Отдельные страховые компании создают собственные сюрвейерские фирмы, скрывая данный факт. Или же возлагают данную обязанность на своих сотрудников. Здесь теряется важный аспект работы сюрвейера - независимость и незаинтересованность.
  • В России отсутствуют акты законодательства, регулирующие подобную деятельность. Отсюда практически ненужные дорогостоящие услуги, стандарты неизвестных источников.

Сюрвейером первоначально считался специалист, дающий оценку морским грузам. Затем профессия стала пониматься более широко. Сегодня сюрвейер - это инспектор, эксперт, оценщик страховой (или отдельно сюрвейерской) компании, круг обязанностей которого весьма внушителен.