Профессия каскадер. Требования к профессии каскадера. Отзывы о профессии

07.11.18 | М. О. ГородОрехово - Зуево

Здравствуйте!
Вам пишет Фархат проживаюший в Кыргызской Республики город Бишкек. Я получил гражданство Р. Ф. 2010 году.
2014 году приехал по приглашению в Бишкек
Участник спортивных и этнических международных фестивалей
Казахстане, Венгрии, России
Занимаюсь реконструкцией одежды, доспехов и боевой технике кочевых цивилизаций. Актер, Каскадер мои наставники братья Исраиловы ученики Усена Кудайбергенова.
Участник первых, вторых, третьих Всемирных Играх Кочевников 2014, 2016, 2018 годах.
Собираюсь в Москву по семейным обстоятельствам. Хочу реализоваться как актер-каскадер в Москве.
Прошу Вас дать рекомендации или помочь с трудоустройством в сфере кино.

Навыки:
1. Верховая езда
2. Фехтования, фланкеровка
3. Стрельба с традиционного лука пешая верхом на лошаде.
4. Восточные прикладные единоборств.
5. Организатор руководитель шоу программ.

Спасибо за внимания с уважением Косимов Фархат Зокирович

Помните сцену автомобильной погони по улицам Москвы в «Превосходстве Борна»? За нее отвечал наш соотечественник Виктор Иванов - постановщик трюков, за плечами которого множество работ в Голливуде, а также почти все масштабные российские проекты последних лет - от «Черной молнии» до «Сталинграда». Во время съемок последнего ему довелось поставить 137 горений! После такого опыта автомобильная погоня для комедии «Курьер из „Рая“» могла показаться легкой прогулкой.

В преддверии выхода фильма «Курьер из „Рая“ » КиноПоиск продолжает рассказывать о кинопрофессиях, которые чаще всего остаются за кадром общественного внимания. Помните впечатляющую сцену автомобильной погони по улицам Москвы в «Превосходстве Борна »? За нее отвечал наш соотечественник Виктор Иванов - профессиональный автогонщик, каскадер, постановщик трюков, за плечами которого множество работ в Голливуде, начиная со «Скорости 2 » и заканчивая грядущим «Джеком Райаном », а также почти все масштабные российские проекты последних лет - от «Черной молнии » и «Елок » до «Сталинграда ». Во время съемок последнего ему довелось поставить 137 горений для сцены с переправой солдат через Волгу - совершенно немыслимое количество для кинематографа, даже голливудского! После такого опыта автомобильная погоня, которую Виктор Иванов режиссировал для комедии «Курьер из „Рая“ », наверняка показалась ему легкой прогулкой. Так ли это, КиноПоиск узнал у каскадера непосредственно на съемках фильма.

Кстати, сын Виктора, Мартин, пошел по стопам отца, стал каскадером и совсем недавно работал для новых «Неудержимых », где был дублером Джейсона Стэйтема . С этим связана отдельная история. В какой-то момент управление грузовиком доверили Стэйтему, а Мартина посадили рядом для подстраховки. Что-то пошло не так, и грузовик упал с причала в Черное море. Актера вытащили местные члены команды, а вот Мартину пришлось выплывать самому.

Виктор, вы начинали с работы каскадером в советском кино. Расскажите, как вы попали в Голливуд?

Это был 1991-й, когда уже стали открываться двери. За год до этого мы были во Франции на всемирном фестивале каскадеров, где впервые встретились с коллегами из других стран, в том числе там были ребята из Голливуда. Так мы познакомились. Хотя с английским было плохо, мы договорились как-то и получили приглашение. У нас уже было, что показать им. Так что я туда поехал по частному приглашению. В то время здесь, в России, кинопроизводство встало в принципе, а ничего другого делать я не хотел и не умел.

Попробовал прижиться там, и на это ушло достаточно времени. Никто ведь там не ждал, так что иллюзии быстро развеялись. Главной была даже не необходимость пробить себе дорогу на профессиональном уровне, а правильное оформление всех документов, в том числе профсоюзных. Когда все это я уже прошел, то потихоньку стал работать на больших и маленьких проектах (у них это не дискриминируется) и дошел постепенно до серьезных ребят. Потом начал приезжать обратно. Проект за проектом - и так получилось, что теперь я сижу на двух стульях. Большую часть времени я все-таки здесь, потому что в Голливуде сейчас проблемы.

Какого рода?

Очень много проектов переехало в другие штаты, так как там есть послабления по налогам. Многие мои друзья, которые всегда были востребованы, постанывают. Они ищут работу, некоторые даже переехали в другие штаты, чтобы там жить и работать.

Вы сразу специализировались на автомобильных трюках?

Мы делали все. Просто я еще и автогонками занимался профессионально. Потом занятость в кино дошла до такого уровня, что мне нужно было выбирать. Я не успевал. И я выбрал трюки, так как мог ими зарабатывать какие-то деньги, потому что спорт был скорее добровольным занятием. Что еще меня привлекает в этой профессии, так это то, что ты постоянно делаешь разные вещи, нет одинаковых проектов и одинаковых трюков. Даже если они похожи, то стараешься всегда придумать разные обстоятельства или способы съемок. Громкое слово «творчество», но то, что написано на бумаге не всегда технически грамотными людьми, тебе нужно перенести на экран, а это всегда интересная задача, которую нам пока удается успешно выполнять.

Режиссер меня попросил написать эту сцену с нуля. Он дал обстоятельства, в которых она происходит, а то, что внутри, уже написал я. Ему понравилось, и он отправил это выше. Дальше нашли этот городок, я его прочесал. Тогда тут, конечно, дороги были в ужасном состоянии. Я сказал, что нам понадобится много запасных машин, ведь они все будут оставаться в этих ямах! Но потом они как-то это все заасфальтировали. К тому же нашли лестницу, которая уникальна, другой такой я никогда не видел. И она стала одним из ключевых моментов этой погони. Мы стали готовить машины. Дело в том, что по сюжету за шестеркой гонится огромный джип. Было принято решение, что это все происходит в ночи, а это всегда проблема для оператора, потому что все нужно освещать, и еще большая проблема продюсеров, потому что это стоит дорого. Ты не можешь осветить весь город! Тогда мы придумали, что на джипе будет много дополнительных ламп, и они создают такой ореол, как будто НЛО гонится за мышонком.

А сколько человек занимаются непосредственно трюками?

У нас есть дублеры для актеров. На джипе ездил Слава Парковский. Он каскадер, играет в фильме эпизодическую роль. Начались ночные съемки. Они очень изнуряющие, так как ночи короткие. Мы приезжаем засветло, готовим все, ждем команды режиссера и потом до утра работаем. И, постучим по дереву, пока все машины целы. Мы одну построили с правым управлением, то есть актер как бы управляет, но на самом деле справа сидит человек, которого мы не видим, а он действительно рулит. Осталось сделать прыжок джипа с трамплина. Его хотели сделать вчера, но я настоял, чтобы мы его оставили на последний день. Если что-то произойдет с машиной, то у нас другой нет. Производственно правильно оставлять такую съемку на конец, когда все остальное уже снято. Если судить по отснятому материалу, получается очень крутая погоня, так как мы правильно сняли актеров в реальной обстановке, где все дрожит и прыгает. Проблемы всех погонь в российском кино в том, что они сначала снимают, как машины несутся, а потом везут их на прицепе на скорости 30 км/ч, и в окнах медленно проплывают пейзаж, троллейбусы! Не получается эффекта присутствия. И по ритму это не соответствует. Мы сняли актеров в тех же местах и на той же скорости, и на экране будет видно, что это жизнь.

Насколько эти машины кастомизированы?

У нас нет каких-то крупных аварий и переворотов, поэтому они стандартные, просто они правильно подготовлены. Машины уже были старенькие. Но по ходовой мы поставили все новое. Из кастомизированных есть только та, с правым рулем. Все, слава Богу, доехали до конца. У нас три «жигуля», которые взаимозаменяемы, потому что на площадке мы разделяемся: Миша актеров снимает, а я все - проезды и трюки. Это связано со сроками. Так что мы клонируемся и разбегаемся. (Смеется. )

Российские актеры стремятся выполнять трюки сами?

Я всегда очень приветствую, если актер сам что-то может сделать до определенной границы. Я знаю, что вот здесь он может быть, а здесь - уже нет. В автомобиле, конечно, чаще всего вообще не очень видно, кто за рулем, а только силуэт различим. А вот если трюки связаны с огнем или драками, то я актера стараюсь довести до какого-то этапа, когда он еще может сделать что-то сам, а потом - извините. Из тех, с кем я работал (Гоша Куценко , Артур Смольянинов , Сергей Безруков , Сергей Гармаш), со всеми так.

Мы же трюки раскладываем на блоки. Где может актер, мы его подстрахуем, подстелим что-то, веревочки привяжем. Там, где наступает действительно опасность, всегда вступает дублер. Ведь если с актером что-то случится, то встанет проект, и это неоправданный риск. Если говорить о Западе, то Том Круз , например, все в последней «Миссии» делает сам. Конечно, там все тросиками подстраховано на 200 %, но он и сам водит машину профессионально, он подготовленный актер. Стэйтем - красавец, он тоже многое делает сам. Это миф, что им что-то запрещают продюсеры, они чаще всего сами и являются продюсерами, кстати. Сейчас есть и новые технологии, которые помогают. Например, в последнем «Бонде» во всех трюках с мотоциклом, где видно, что это другой человек, у дублера на лице есть меточки. На постпродакшне они просто вклеивают лицо актера с помощью компьютерной графики, и уже не отличишь.

А в России достаточно каскадеров? Или ощущается нехватка кадров?

Понимаете, снимается ведь много трэша, сериалов. Продюсерам там неважно, чтобы было круто. А есть проекты, где действительно необходимо делать какие-то вещи качественные, с придумками. Если говорить о своей занятости, я уже отказываюсь от проектов, потому что приглашают часто, но я не могу проглотить все это физически. Есть и Ассоциация каскадеров в России, к которой я не имею отношения. На самом деле многие ребята работают, другое дело, что иногда стыдно на это смотреть. Но им нужно на что-то жить, семьи кормить. Так что всем хватает места под солнцем.

С чего нужно начать, если хочешь стать каскадером?

Как правило, в каскадеры идут люди с какой-то физической подготовкой - автомобильной, конной, акробатической, с паркуром. Чтобы начать, нужно попасть на правильного человека, постоять с ним рядом годик и понять что к чему. Потому что отчаянные головы, которые бросаются без опыта в профессию, к сожалению, уже не с нами. Иногда люди просятся на площадку, а потом зевают. Ходят и говорят: когда же начнется процесс? Но так и есть, это процесс медленный, и я не люблю, когда меня подталкивают, показывают на часы. Если допустить ошибку, ее уже не поправишь, потому мы все делаем медленно и тщательно. Зато потом на экране это будет красиво, а не наоборот, когда на съемках кажется, что все сейчас убьются, а на экране этого вообще не будет видно.

Насколько это опасная профессия?

Она не опаснее работы сталевара. Если делать все грамотно, аккуратно и продуманно, а не с позиции, мол, вот я какой крутой, то все должно быть безопасно. На моей памяти не так много трагических случаев. Уверен, шахтером работать куда опаснее. Риск возникает тогда, когда работаешь под давлением. Продюсеры могут подгонять, мол, сейчас свет уйдет, нужно срочно снять. Я раньше шел на эти компромиссы, но теперь я говорю: нет, мы не будем этого делать, потому что не готовы. Я уже заработал себе такое имя, что могу отказать, а кто-то, наверное, прогибается и соглашается.

Сейчас нам сильно помогает компьютерная графика. Какие-то вещи можно стирать - тросики, подстилочки. Раньше это было невозможно, приходилось их как-то прятать. Хотя, когда все начиналось, казалось, что нам крышка, что теперь все нарисуют, а мы будем не нужны. Но уже есть компьютерные технологии, которые могут делать клонов, чтобы, например, не один человек горел в кадре, а сто. Графика нас не похоронила, а раздвинула горизонты. Ты можешь прыгнуть со второго этажа, а это выглядит, как будто ты прыгаешь с 102-го.

Какой проект был для вас самым запоминающимся?

На «Превосходстве Борна » режиссером второй съемочной группы был Дэн Брэдли , и он написал сцену погони, которую нам предстояло снимать. Мы обсуждали, как мы это сделаем, и многое казалось очень сложным. Бывали дни, когда на площадке было до двухсот машин с каскадерами, и все это движется, куда-то летает! От студии приезжал специальный человек, который отвечает за безопасность, так вот он после окончания съемок меня обнял, потому что у него было запрограммировано семь нештатных ситуаций, а мы умудрились пройти по краешку без каких-то аварий или последствий для студии и окружающих. Поэтому теперь у меня там репутация хорошая. Если слышат мое имя, то не волнуются.

Https://www.youtube.com/watch?v=NzfSLgWkTlY

Просто я требую, чтобы на площадке все было правильно. Если эта штука не должна здесь стоять, то ее нужно убрать. Надо следить за всем этим, ведь, к сожалению, не во всех съемочных группах есть эта культура. Но, пожалуй, это была самая трудоемкая работа. Вот делали Сталинградскую битву у Урсуляка в сериале «Жизнь и судьба », а в прошлом году у Бондарчука на «Сталинграде » делали 137 горений за четыре дня. Это безумие какое-то продюсерское. Думаю, это должно войти в какую-то книгу рекордов.

В Голливуде такого размаха нет?

Там если пять таких полноценных горений в год снимают, то это уже какое-то уникальное событие. Все обсуждают, перезваниваются! Задача была в том, чтобы горящие солдаты атаковали позиции немцев. Я для этого привез все необходимые костюмы, маски, материалы, гели для защиты каскадеров. Как-то так получилось, что мы превысили все реальные потребности. Причем в одном кадре у нас горело одновременно 14 человек, что достаточно трудно сделать, ведь на каждого горящего нужно как минимум два страхующих, тех, кто тушит их потом. В первый день мы сделали 64 горения, а под конец дня мы уже шутили: кто у нас сегодня не горел? Надо сказать, что у нас все прошло очень успешно и грамотно, ни одного обгоревшего носика. Со взрывами на «Сталинграде » мы тоже работали. Там были очень хорошие пиротехники, они правильные взрывы делали, и можно было находиться на близком расстоянии от них. Другое дело, что эти взрывы были довольно тихими, и если их было несколько, то актеры терялись, на какой им реагировать и куда отпрыгивать.

Как практически осуществляются съемки горящего человека?

Сначала надевается негорючее белье, которое пропитывается гелем. Потом негорящий комбинезон из специального материала, потом игровая одежда - шинель, телогрейка, бушлат. Есть два вида горения: с силиконовой маской, которую можно снимать близко, но все равно заметно, что это маска, и с гелем на лице и руках. Во втором случае можно снимать крупные планы. Я привез из США уникальный гель, он даже не особенно широко продается, но голливудские дружки мне отлили баночку. (Смеется. ) Конечно, эффектнее, когда видишь глаза, лицо горящего человека. Главное, не упустить ту грань, когда надо гаситься. Я всегда нахожусь близко и слежу за реакцией человека. На практике редко нужно больше 20 секунд. Есть, конечно, рекорды, когда горят по шесть минут, но это уже для шоу, такое делается с кислородным баллоном. Мы же делали все на задержке дыхания. На «Сталинграде» самым сложным было количество. Зажечь и погасить одного человека не проблема, но когда их четырнадцать, то это уже не так просто. Ведь нужно каждого намазать резиновым клеем, который горит. Если мазать по очереди, то первые успеют засохнуть. У нас было много помощников, все делали по команде: «Мажем! Можем. Горим! Тушим!» На экране это действительно смотрится круто, хотя вставили в фильм в итоге не так много кадров, видимо, ввиду абсурдности ситуации.

Ваши друзья в Штатах уже спрашивали вас, как все прошло?

Я когда все покупал, меня консультировал их местный гуру Лэйн Левитт. Это он поделился со мной тем самым гелем. Когда мы закончили первую смену, я ему написал e-mail. Говорю, что за сегодня сделали 64 горения. И прислал фото, что это не ножка одна горит, а все тело целиком. Он, конечно, был в шоке. Там это стоит 5 тысяч долларов только одному каскадеру, который горит, а еще же есть страхующие, костюмы, огнетушители. Если все это помножить на количество горений, то сумма получается невероятная.

Там это огромная индустрия, на которую работает множество технических служб. Там продюсеры стараются не экономить на таких вещах, потому что это сразу увеличивает зрелищность и влияет на прокат. Поэтому у больших студий и крупных проектов всегда есть требование: сделать что-то новое, придумать то, чего еще не было. А вопрос стоимости - это уже второй вопрос. У нас же тебя душат еще на стадии сценария. Ты что-то предлагаешь, а тебе говорят, что это дорого, это мы сделать не можем. Ключевая фраза: нужно сделать круто, но денег нет!

Назовите мастеров в этой профессии и ваши любимые экшн-сцены.

Из автомобильных это погоня из кино «Плохие парни 2 ». Ее делал Чарли Писерни. Там видно, что потрачено немало средств. Также «Форсаж 5 » - это Спиро Радзатос. Еще новый «Бонд», где Дэн Брэдли работал. Есть серьезные ребята Даг Колман и Гэри Хаймс. У них за плечами много каскадерской работы, и они перешли уже в другую категорию. Им полностью доверяют делать целые сцены, говорят: вот тебе погоня, два месяца и много денег. (Смеется. ) Фильм «Начало » - там в гостинице лифт очень круто сделан, и поначалу даже непонятно как. Конечно, когда я смотрю кино, я понимаю, как это сделано и сколько это стоит. Кстати, мои любимые фильмы без трюков. Я сейчас пишу сценарий фильма, который хочу поставить как режиссер. Это военная история. Вообще же хотелось бы снять что-то без трюков в принципе. Хочется чего-то другого.

«Курьер из „Рая“ » выходит на российские экраны 28 ноября. Кадры из фильма и фотографии со съемок предоставлены студией «Дирекция кино».

Описания профессии «каскадёр» в реестре профессий Российский Федерации вообще нет, хотя в списке она присутствует. То есть, кто такой каскадёр, никто не может сказать, научиться нашему делу нигде нельзя, и пенсию в старости тоже никто не выплатит. Я, как и все каскадёры, в профессии оказался случайно: занимался дайвингом и по стечению обстоятельств попал на съёмочную площадку одного популярного реалити-шоу. Срочно нужен был человек, дублирующий главного героя.


Новых членов каскадёрской команды постановщик часто подтягивает из массовки. Но могут и специально искать человека для определённого трюка. Скажем, героине по сюжету нужно выпасть с восьмого этажа - зовут акробатку. Конечно, чтобы попасть на съёмочную площадку, нужно как минимум профессионально заниматься спортом. Часто к нам приходят эдакие Джеки Чаны лет 17 и говорят: «Хочу быть каскадёром, умею по крышам прыгать». Они не понимают, что ничего геройского в каскадёрской профессии нет. Ты не герой фильма, ты жертва. Тут бутылкой вдарили, тут избили битами, тут утопили. А в конце вообще умираешь.

Джеки Чан и травмы

Если вашего электрика из раза в раз бьёт током, он хороший электрик? Нет! У нас то же самое: профессия обычная, гражданская, но без профессиональных навыков может быть ох какой опасной. Все, конечно, думают, что каскадёр - самая опасная профессия в мире, моим родителям и жене все знакомые сочувствуют. Но поверьте, мазохистов среди нас нет, и травмы для каскадёра - это ненормально. У меня не было серьёзных увечий на площадке. Большинство своих травм я получил случайно: на репетиции сломал ногу из-за того, что сэкономил на кроссовках или по дороге на тренировку поскользнулся и ключицу сломал. А люди думают, что у нас ни одной целой кости нет, и вспоминают Джеки Чана с его многочисленными переломами. Тут как у Рентгена, который от лучей умер. Джеки Чан не использует стандартные техники, он изобретает собственные трюки и на себе же их обкатывает. Тут травма скорее побочный эффект нового приёма. К тому же Чан - и актёр, и продюсер, и режиссёр, и сценарист, и в случае чего он может остановить съёмку на полгода. Но форсмажорные ситуации редки, так как вся команда заточена под него. А если команда не слажена, то и получаются травмы на пустяках. У нас ребята после обычного падения на пол в больницу попадали. Ну там были, конечно, нюансы: верхом на каскадёре сидел человек, а падали они лицом на стеклянный стол. Трюк не считается сложным, просто кто-то не выполнил свои обязанности.

Коронные номера

На западе специфика работы каскадёра более узкая: если ты специалист по горению, то ты горишь. Все знают, что ты делаешь это хорошо, и обращаются именно к тебе. А в России стараются найти любого человека, который за небольшие деньги обольёт себя бензином и подожжёт. У нас, если ты специалист по падениям, ты можешь ждать своей роли несколько лет. А кормить семью как-то надо, соответственно все стараются расширять профиль. В съёмочную группу тебя обычно приглашают, потому что ты гонщик, дайвер, конник или дзюдоист. А уж если дело пошло и команде новый член нравится, то каскадёра отправляют на курсы: в МЧС, на скалодром, на ипподром и на курсы актёрского мастерства. Но основной опыт приобретается на съёмочной площадке. Мы работаем на грани и должны чувствовать реакцию своего организма в конкретной ситуации.

Дублёры

В некоторых фильмах мы сами играем в массовке, особенно если роль второстепенная, мало слов, много трюков. Но основная наша работа - это всё-таки замещать актёров во время сложных прыжков, поворотов, ударов. Приёмы не всегда сложные, но актёров всё равно до них не допускают. На них ведь все сроки съёмок завязаны.

Дублёров обычно подбирают по росту и телосложению актёра, но бывают и уникальные случаи. В сцене, где грузовик слетает с трассы и врезается в сугроб, девушку-актрису 160 см ростом и весом 45 кг дублировал каскадёр под два метра ростом и весом в центнер. И было, кстати, очень похоже! Девушек в коллективе немного, и они, вопреки общему мнению, хрупкие и нежные. Уговаривать их некогда, поэтому иногда приходится ставить перед фактом, чтобы не сопротивлялись: надели страховку, ногой в грудь и полетела вниз с 8-го этажа.

Свадьба в огне

Недавно мой товарищ по команде женился. Решили добавить к свадьбе немного профессионального колорита, придумали сюжет с парой трюков. По задумке, жених должен был нырнуть под лёд толщиной полметра и проплыть под ним 50 метров до следующей лунки. Это вам не кино, где кадр можно смонтировать. Когда жених не появился спустя 4 минуты, у гостей побежал холодный пот. Мы ещё в скорую решили позвонить, чтобы ситуацию подогреть. Народ не

понимал, что происходит, и на секунду почувствовал то важное, что мы зовём неизвестностью. Даже я напрягся. Когда он всё-таки вынырнул, гости просто взорвались. Невесте мы, конечно, сказали, что всё запланировано. После заплыва жениха ещё подожгли.

Дети-каскадёры

Маленькие каскадёры - это в основном наши «несчастные» родственники. Мой племянник - каскадёр, моя дочка, когда была маленькой, тоже трюковала. Доверяла папе. Отскакивала от машины в 8 лет, спускалась на верёвке с 3-го этажа, пока мама не видела. Ещё лет в 15 тестировали на её пальцах смесь для горения. Горело секунд 30. Ну а что, у нас на следующий день съёмки и нужны здоровые руки. А у неё как раз каникулы.

Мой знакомый часто показывает своему 4-летнему ребёнку съёмки с площадки. Кричит: «Смотри, смотри, щас тётю собьёт! Дыщ! О, видела, видела, тапочки остались, а тётю камазом сбило!». А я сижу и думаю: «Для чего ограничение +12 для наших фильмов делают?» Так закалять молодёжь - не самый плохой вариант. Дети на площадках более стрессоустойчивы и в критической ситуации смогут адекватно реагировать.

Сахарные бутылки и резиновые топоры

Получать по голове настоящей бутылкой больно. Поэтому существует сахарная, из полимера - она тоньше, легче разбивается и у неё нет острых краёв. Бутафория бывает разная, всё зависит от бюджета картины. Если денег мало, приходится бить настоящую. Но сахарная бутылка сахарной бутылке рознь. Как-то мне принесли две совершенно одинаковых: первую я протестировал на коллеге - всё нормально, жив-здоров. Вторую отдал постановщику, а она оказалась крепче. Благо с актёром хорошие отношения, он просто попросил так больше не делать.

Или другая история: одному матёрому каскадёру нужно было об голову разбить бутылку. Шея у него крепкая, координация хорошая. Ему бутылкой как треснут, а он стоит и не отыгрывает. Оказалось, он стоя потерял сознание и не упал. Потом очнулся и спрашивает: «Ну чо, снимать будем?» С тех пор мы решили сами изготавливать бутафорию. Помимо сахарной посуды, у нас ещё и резиновые топоры есть.

Инстинкт самосохранения

Вообще мало кто может вот так просто взять и упасть. Есть, конечно, определённые техники падения, но против инстинкта не пойдёшь. В Европе в каскадёры берут только после 30 лет, когда у человека пик активности прошёл, есть семья и имущество, а значит, ответственность и осознанность своих действий. Помимо каскадёра, на площадке всегда присутствует страхующий - это физическое воплощении инстинкта самосохранения. Он должен быть готов заменить каскадёра или пожертвовать собой, чтобы избежать серьёзных травм. Вот, предположим, человек прыгает с 10-го этажа дома. Внизу - подушка, или куб жизни, как мы его зовём. Страхующий ждёт прыжка. Каскадёр делает шаг, порыв ветра - и его сносит в сторону. Вы вот как думаете, зачем страхующий внизу стоит? Не для того, чтобы коробки собирать. В случае опасности он должен пожертвовать своим инстинктом и броситься под напарника. Были такие случаи - ломали себе руку, но жизнь человеку спасали.

Про кино


Сейчас в российском кино есть одна удручающая тенденция. Раньше кино чему-то учило, хоть и было излишне идеализированным, но люди задавали себе вопросы после просмотра. Современные фильмы сложно назвать творчеством. Хотя, присутствуя на съёмочной площадке, мы видим, как люди внутри команды искренне стараются сделать кино правильным и полезным. Но оно всё равно остаётся поточным бизнесом, кинокомпании снимают больше, быстрее и дешевле. Ситуацию нагнетает извечная русская экономность. Чтобы сделать хороший, качественный трюк, нужно закупить добротную технику и оборудование, а в итоге бюджета хватает только на трёхколёсную колымагу. График тоже стресса прибавляет. Даже эмчеэсовцы и пожарные работают день через три, чтобы накопленное напряжение скинуть. А нам иногда приходится за 36 часов на 7 площадках отняться. В итоге и получается: каскадёр летел с 18 метров, приземлился и уснул.

Меню - видео - мои файлы - ролик «Глупая смерть».

Длительность 15 секунд.

…Лес, дорога, шлагбаум. На дороге два человека. Вжик - промчалась машина. Тело летит в кювет…

Это отрывок из сериала «Псевдоним Албанец - 2». Каскадер действительно погиб. Постановщик трюка не рассчитал скорость, каскадер не рассчитал расстояние. Актер Александр Дедюшко, который был с ним, успел отбежать - иначе машина сбила бы и его. Трагическая ошибка. Это бывает. Очень редко, но бывает. Такая профессия…

Кадр вошел в фильм.

«Претензий не имею»

этой истории странное, почти мистическое продолжение: через несколько дней в реальной автокатастрофе разбился и Дедюшко. Об актере знают все. О его смерти сообщалось в новостях, есть сайт его памяти в интернете. Известно даже, что сериал потом снимали без него, взяв на место погибшего как две капли воды похожего человека. Что касается каскадера, то интернет не выдает даже его имени…

Каскадера звали Александр Морин. Со мной согласился пообщаться его брат-близнец, Сергей Морин (Дракон). На съемках «Албанца» они работали вместе.

Это был какой-то нехороший фильм, полоса неудач. В первый день пришли - актера нет, во второй день - оружия нет. В том роковом трюке должна была работать «девятка», а вместо нее пригнали «семерку». Да еще снимали в пяти метрах от кладбища - плохая примета. Я как-то рядом с больницей работал - и голову разбил. А тут кладбище…

А о чем была снятая сцена?

Вообще-то ее должен был играть я. Это была маленькая роль. Мы как бы везем пленника. Дедюшко, бывший полицейский, переодетый дорожным рабочим, перегородил путь. Я выхожу из машины, Дедюшко меня задерживает, берет в заложники. А водитель дает по газам и сбивает обоих. Только вместо меня в тот день снялся брат.

Постановщик спросил: у кого из вас нога железная? А у меня штырь в ноге - сломал, когда с восьмиметровой вышки прыгал: мимо мата пришел. Ну, говорит, давай тогда пусть он делает. Я за брата совсем не волновался. Ну, говорю, пока, Сань, увидимся в следующей жизни. Пошутил, блин.

Так что произошло? Он что-то неправильно сделал?

Да нет, это постановщик виноват. Мне кажется, он вообще первый раз в жизни ставил сбивание. Такие трюки делают на скорости двадцать километров, не больше, а он дал все пятьдесят. И не притормозил. И еще эта «семерка». Через «девятку» он бы перелетел, поломался бы, конечно, но жив бы остался. А тут ударился в лобовое стекло - перелом черепа, две недели пролежал в коме.

А что постановщик? Он, наверное, должен был понести какую-то ответственность?

Да нет, я его отмазал.

Ну да, написал, что претензий не имею. Он мне сказал: ну вы же сами понимали, на что идете? Ну да, понимали… Я тогда подумал: какая разница, брата все равно не вернешь. Не такой я человек, чтобы кого-то в тюрьму сажать.

И что теперь?

Да ничего, работает потихоньку. Так больше мне ни разу и не звонил…

Дракон - очень хороший парень, простой, наивный и добрый. Братья пришли в кино, как многие каскадеры, из спорта: у себя в Волгограде занимались акробатикой и тхеквондо. Но мечтали сниматься в кино, как Джеки Чан. Сергей первым поехал в Москву, спросил, где «Мосфильм», пришел туда в надежде записаться в каскадеры, но там все было очень сложно, нужны пропуска. Хотел попытать счастья и перелезть через забор, но тут кто-то рассказал, что есть школа каскадеров «Мастер» на берегу Сетуни, в пяти минутах от «Мосфильма». Сергей пришел туда. Был готов работать кем угодно. Его поставили строить декорации на базе, таскать бетон, убирать территорию. «Чтобы стать каскадером, это надо заслужить», - сказал преподаватель школы Игорь Панин. Потом к Сергею приехал брат, они остались жить на базе и потихоньку осваивали профессию. К ним там все привыкли, прозвали их Джеки Чанами.

Я когда сломал ногу, мне ребята говорят: ничего, мол, нормально, не поломался - не Джеки Чан. Вон и у Панина скула сломана, лицо все в шрамах. Сейчас я понимаю, что ломаться не обязательно, наоборот: один раз облажался - потом долго не зовут на съемки.

А никогда не хотелось стать актером? Чтобы никого не дублировать, чтобы тебя все знали…

Да ну, зачем это? Актер - это человек, от которого ничего не зависит. Возьмут на роль - не возьмут, скажут, типаж не тот, фигура не подходит. Взятки давать, с продюсерами спать - это, конечно, больше про актрис, хотя, говорят, они теперь и мальчиков любят. А каскадер может сам себя сделать. Чего добьешься - столько ты и стоишь. Меня дома, в Волгограде, все уважают, знают, что я не актер какой-нибудь, а честный каскадер.

«Прыгайте грязно!»

Как сделать так, чтобы каскадеры не гибли? Да просто каждый должен заниматься своим делом. Некоторые относятся к этой профессии как к рискованной авантюре: «Повезет - сделаю, не повезет - ногу сломаю». Это непрофессионально. Хотя бы потому, что надо будет снимать дубли.

Я разговариваю с постановщиками трюков на съемках сериала «Грязная работа». Антона Смекалкина и Андрея Тюгая из Ассоциации каскадеров пригласили отвечать за сцену самоубийства: две детдомовские девчонки, уличенные в краже, выбрасываются с четвертого этажа. Девочку Милу играет Ася, а дублирует Маша, а девочку Олю играет Маша, а дублирует Оля. Актрисы - яркие, коммуникабельные, уверенные в себе, а дублерши - тихие, застенчивые, шестнадцатилетние. Они на самом деле гораздо больше похожи на забитых невзрачных детдомовок, чем их блистательные двойники.

Маша и Оля прыгают в большую воздушную подушку, которая постепенно сдувается после падения. Они с детства занимаются прыжками в воду, высота 15 метров для них не страшна.

Прыгайте грязно! - советует постановщик. - Не надо по-спортивному тянуть носочки, красиво группироваться. Попробуйте ручками-ножками помахать, как будто вам это непривычно.

Страшно, - улыбается Маша-каскадер.

Прыгать страшно?

Да нет, сниматься.

В советское время все каскадеры проходили аттестацию на «Мосфильме», - продолжает Антон Смекалкин. - Сейчас в постановщики трюков идет кто попало. Вот Панин из школы «Мастер» берет с детей деньги, учит их три года, а потом они калечатся. По-хорошему нужен мощный проф­союз и запрет на участие в съемках для тех, кто в него не входит. А то позанимались дети в «Мастере» и уже говорят: мы каскадеры, возьмите нас на работу. А к ним там относятся как к пушечному мясу: хочешь прыгать - да пожалуйста! А получил травму - выносят за пределы базы и вызывают «скорую». Мол, это не у нас произошло, не наша ответственность. Мы как-то работали на фильме с панинскими ребятами - пришлось их переучивать и даже переписывать сценарий. Гробит он людей.

А родители куда смотрят? Зачем отдают туда подростков?

Да все лучше, чем криминал и наркотики. Этот Панин умеет с ними разговаривать на их языке.

К счастью, девочки-воровки не погибли - ни в жизни, ни по сценарию.

«Будешь думать о плохом -оно случится»

Берег речки Сетунь, частокол из толстых неструганых бревен, над которым возвышается большая деревянная конструкция непонятного назначения. При входе в «зону» громоздятся друг на друге два мрачных броневика, алюминиевый конь и проволочный каркас самолета. Внутри - несколько разбитых машин, изрисованные граффити гаражи, собранный из металлолома четырехколесный корабль, «Веселый Роджер» на мачте. Псевдосредневековые хижины. В окне одной из них горит свет, там за узорной решеткой скрестили шпаги два фехтовальщика. Рядом крепость XII века - бутафорская, но уже достаточно старая, чтобы стать историей. На ней чужеродно в этом артхаусном антураже смотрится растяжка: «Историко-культурный центр “Сетуньский стан”. Молодая гвардия “Единой России”». Здесь по вечерам проходят тренировки того самого «Мастера».

Конфликт между Ассоциацией каскадеров, с представителями которой я общалась во время съемок, и объединением «Мастер» давний и общеизвестный. В Ассоциацию, которая тесно связана с «Мосфильмом», входят именитые старые каскадеры - это довольно закрытое сообщество. «Мастер» появился в 1991 году и возмутил всех тем, что привлек в профессию посторонних людей, сделав ремесло каскадера доступным любому. В итоге интересы разделились: «Мастер» делает очень крутые живые шоу, проводит ежегодный фестиваль «Прометей», каскадерскую Масленицу, работает с молодежью, но в кино снимается не очень много. Ассоциация же не участвует в фестивалях «Мастера».

На Западе это нормальная ситуация: профессиональные трюкачи и каскадеры - просто два разных бизнеса. У нас они не могут смириться с существованием друг друга, постоянно борются за статус, обмениваются взаимными обвинениями - «уголовники», «ископаемые» - и никак не поделят сферы влияния. Этот репортаж я переписывала четыре раза после очередного разговора то с теми, то с другими.

Завучем, лицом и символом «Мастера» работает легендарный каскадер Владимир Жариков, который делал трюк со «студебеккером» в фильме «Место встречи изменить нельзя». Сейчас он уже старый, но у него идеальная военная выправка: в кино он пришел после службы в советских спецвойсках во Вьетнаме. Жариков первым делом объясняет мне, что раньше было лучше: «Советская армия и нынешняя - это небо и земля, так и запишите». Сейчас он тренирует с начинающими каскадерами горение, рукопашный бой и актерское мастерство - учит их умирать красиво.

Мы пришли на занятия по автотрюкам. Ученики - подростки от тринадцати до восемнадцати лет, преподаватель - создатель школы Игорь Панин, тот самый, который считается отчаянным безумцем даже среди каскадеров. Панин очень странный мужик, небритый, обаятельный, с живым подвижным лицом, которое почти целиком закрывает мохнатая кавказская шапка. В том, как он, кашляя и хрипя голосом волка из «Ну, погоди!», говорит с детьми, чувствуется харизма и постоянно сдерживаемая дикая энергия. Есть такая порода мужчин, которые становятся подростковыми гуру - потому что они сами подростки в душе.

Дети по очереди с разбегу набрасываются на старую раздолбанную «ауди» и перекатываются через капот. Так продолжается несколько минут, потом Панин садится за руль и начинает, медленно двигаясь по кругу, «давить» тинейджеров. Девочки с визгом отскакивают, парни бьются об лобовое стекло и падают на снег. Со стороны это выглядит не так уж эффектно - машина-то едет на первой передаче, - но, оказывается, даже при такой скорости надо преодолевать страх.

Следующее задание. Отрабатываем элемент «волочение». Вопрос: подумайте, как эту машину можно использовать для волочения.

Дети облепили автомобиль, хватаются за дверные ручки, за фаркоп, за багажник. В итоге решают, что удобнее всего фаркоп.

Даю одну минуту. Выберите среди вас самого крутого. Если он продержится два круга, ставлю по бутылке шампанского на каждого… Так, одна минута прошла. Придется вам работать без шампанского, надо было быстрее думать.

Но дети уже забыли про шампанское - у них и без него пузырьки в голове. Я сажусь в машину к Панину, он совершает резкие повороты и зигзаги, пытаясь сбросить «крутого парня» с фаркопа.

Уже три ручки мне отломали и два зеркала.

Я тоже хочу попробовать…

Попробуешь… Всему свое время. Сначала походи в спортзал.

Неужели это так сложно?

Не так уж сложно, если знать тонкости… Ну как, едет он там? - спрашивает Панин, резко поворачивая руль.

Из машины не видно, но дети снаружи уже орут «Победа!» - значит, выдержал.

Следующий элемент - «волочение на дверной ручке». Это гораздо сложнее, потому что рядом колеса. Панин рулит, снег летит, дети визжат - кайф!

Ну, как ощущения?

Кру-у-то!

Ну а еще, кроме «кру-у-то»?

Лучше, чем «сбивание», не так страшно.

А мне было страшно! Я все думала, что ноги уйдут под колеса.

А что нужно, чтобы ноги не попали под колеса? Правильно, нужно об этом не думать. Если будешь думать о плохом - оно случится. А еще - общая физическая подготовка. Конечно, сейчас в кино вся работа идет со страховкой, но в мои времена многие трюки делались исключительно на физухе. Теперь домашнее задание. Машина будет стоять здесь два дня. В эти два дня вы можете отрабатывать «сбивание» - желательно, каждому три-четыре подхода по 15 минут. Задание номер два: придумайте новые способы «волочения». Кто придумает самый интересный, получит бонус. Кто наберет больше всех бонусов, в конце года получит подарок. И это - не шампанское. Это, - Панин кашляет, - это гораздо лучше, чем шампанское… Скажу вам в конце года.

«Никто не хотел быть Бэтменом»

Мы идем в офис «Мастера», который находится под потолком крепости: подни­маемся по витой деревянной лестнице на второй этаж, заходим в кабинет Панина. На стенах висят оленьи рога, бутафорские рыцарские доспехи, шкуры каких-то животных.

Какой самый сложный трюк вам приходилось делать? - задаю я стандартный журналистский вопрос.

Общение с чиновниками. Ничего сложнее в моей жизни не было. Война за территорию. Четыре гектара рядом с Третьим кольцом! Здесь же раньше свалка была. А теперь, - Панин ухмыляется, - детский городок. Вроде у нас и официально все: образовательное учреждение, культурная ценность - не к чему придраться. Но уж очень хочется этим чиновникам прогнать нас отсюда, построить тут торговый центр и заработать себе на парочку лишних квартир. Уж так им хочется, сил просто нет.

А это правда, что вы почти не ставите трюки в кино?

Да просто не такой я человек, чтобы вести переговоры, ходить по студиям, лизать жопу продюсерам. Пускай сами ко мне приходят. И ведь приходят! Тридцать процентов кинорынка по-любому мои.

А это правда, что у вас высокий травматизм?

Да завидуют они мне просто! - взрывается Панин. - Они сами скольких людей угробили! У нас травматизм гораздо меньше, и они это знают. Но при этом у меня дети пятнадцатилетние с пятидесяти метров в подушку прыгают, а взрослые - со ста. Нигде в мире больше такого нет. Ты видишь, как я их тренирую! Они готовят трюки от начала и до конца, и на страховке работают, чтобы понимать, как все делается. Никто здесь у меня еще не умер, ни один человек. Морин погиб на съемках, а съемки кто делал? Ассоциация. Да ему вообще нельзя было давать такой трюк, я и раньше ему это говорил! Завидуют они мне, потому что у меня хорошая база, техника, мотоциклы, бигфуты - и я ничего не боюсь. Когда на «Золотом орле» у Михалкова надо было, чтобы Бэтмен летал, так они все обосрались, я один согласился. Потому что это вживую надо делать, без всяких дублей.

А правда, извините, что вы - уголовник?

Нет, это миф. Но я его сам поддерживаю.

По традиции. С тех пор еще, когда я сделал базу и на меня наезжали. Пусть думают, что уголовник, больше уважать будут. «Работники ножа и топора-а-а-а-а-а-а, романтики с большой дор-р-р-р-р-роги»…

А это правда, что ваши дети - трудные подростки с криминальным прошлым?

А вот это отчасти правда. По два, по три привода у некоторых. Из неблагополучных семей. Нескольких человек мы официально отсудили, а то бы их в детдом отправили.

И теперь они стали каскадерами?

Они стали нормальными людьми! Они здороваться научились! Вот что главное! А каскадер - это не профессия. Это состояние души.

А что за подарок они получат? Который круче шампанского?

А, подарок-то? - Панин мечтательно глядит в потолок. - Они получат… работу в кино.

Мы выходим на улицу - посмотреть, как горит живой человек. Под одежду надевают асбестовый костюм, потом его мажут напалмом и каскадер бежит, в панике размахивая руками, по определенной траектории - к тушителям. На главной площади тем временем проходит репетиция завтрашней Масленицы, сценарий которой каскадеры придумывали всей своей подростковой коммуной: «Где Большой Джек? Кто будет драться с Одноглазым Биллом? Пираты, все сюда! Начинаем штурм корабля!» Звучат «Раммштайн» и Цой. Совсем недалеко, за Третьим кольцом, возвышаются в тумане недостроенные небоскребы «Москва-Сити». Дети играют в пиратов. Панин играет в разбойника. Мой внут­ренний подросток хочет остаться жить в этом разгильдяйском фэнтези-мире. Здесь и правда памятник истории, только не Древней Руси, а России девяностых. Если хотите почувствовать их бесшабашную атмосферу, надо приходить сюда, где в двух шагах от Бережковской набережной еще не построили торговый центр.

«К нам спецназ приходит учиться»

- Слушай, ты, доблестный сын Палестины! Если ты, падла, еще раз попробуешь сделать от меня ноги, я тебя порву от жопы до макушки!

Российский спецназовец везет в Москву еврейского банкира, который владеет важной финансовой информацией. Дело происходит на Мальте. Спецназовец - туповатый, грубый и крутой. Еврей - умный, циничный, самолюбивый. Вокруг - средиземноморские красоты и стремные люди в масках. Мы смот­рим шпионский боевик Олега Погодина «Непобедимый» вместе с постановщиком трюков, каскадером Александром Самохваловым. Агент Егор Кремнев совершает головокружительный паркур по мальтийским улочкам вслед за своим чудо-чемоданом, который похитили враги.

Это актер сам делает. А это уже дублер. А это актер. А это дублер. Актер. Дублер.

Кадры сменяют друг друга с интервалом в одну секунду, нет никакой возможности осознать, что в этой сцене на самом деле снимались два разных человека, просто никогда в голову не придет.

А вот взрыв. Видите - он упал. Если нет ранящих осколков и мелких предметов, это ощущается просто как сильный толчок. Главное - не поворачиваться к взрыву лицом.

Самохвалов и Панин похожи друг на друга, как лед и пламень. Панин - эксцентричный холерик и романтик, Самохвалов - уравновешенный сангвиник и прагматик. Панин учился каскадерскому мастерству прямо на съемочной площадке, Самохвалов получал специальное образование в Канаде. Панин через пять минут переходит на «ты» и начинает ругаться матом, забывая спросить, как тебя зовут; у Самохвалова голливудская улыбка и отстраненное западное дружелюбие. Панин интересуется высотами, скоростями, рекордами; Самохвалов - монтажом, бюджетом, съемками.

Знаете, в чем главная проблема российского кино? Все говорят: «У нас нет таких бюджетов, как в Америке». Это ерунда - у нас и цены совершенно другие. Все эти вертолеты, военную технику, костюмы в России можно иметь за копейки. Проблема в том, что у нас продюсеры не умеют планировать съемочный процесс. А ведь это процесс, во многом напоминающий строительный. Вы можете себе представить, чтобы архитектор, когда здание уже наполовину построено, сказал: «А давайте сделаем с этой стороны балкончик и подвинем несущую стену!» А в кино такое происходит сплошь и рядом: «Вы заливайте фундамент, а план мы вам дадим потом». В сложных сценах экшна, где задействованы кас­кадеры, это особенно важно. Ведь если они плохо подготовлены, если нет четкой договоренности со всеми участниками съемок, все приходится выдумывать прямо на площадке. А съемочный день стоит, например, 80 тысяч долларов.

Отдай штурвал, лярва! Ты не умеешь держать штурвал!

В фильме появилась девушка, которая не то помогает, не то мешает главному герою. Она мчится на катере среди скал, потом делает лихую дугу - и катер преследователей летит по воздуху, напоровшись на риф.

Очень талантливая актриса. За месяц мы научили ее обращаться со штурвалом. Эту сцену очень сложно было снять - водитель катера, на котором была установлена камера, боялся подойти слишком близко, чтобы правда не врезаться в риф, а она - ничего.

Так, значит, актеры сами могут делать трюки?

Да, мы стараемся по максимуму научить. Епифанцев, который играет агента, сорок дней тренировался, учился падать, репетировал с нашими ребятами перестрелки. Так делается во всех западных фильмах. Брюс Уиллис, например, знает, что если долго не стрелять, то возвращаются привычные рефлексы - глаза моргают. Поэтому за два дня до съемок он идет в тир. А вот эту сцену мы сняли одним кадром - чтобы было видно, что актер сам все делает…

Епифанцев и правда очень быстро и красиво перестрелял всех гадов. Фильм начинает мне все больше нравиться - сначала кажется, что он о доблестных российских воинах и продажных олигархах, но по ходу становится ясно, что это только пародия на такой фильм: герой на самом деле хоть и непобедимый, но лох - его все время обводят вокруг пальца, он попадает в абсурдные передряги, а в финале выясняется, что все усилия были напрасны, олигарх откупился, и его отпустили.

Актеру не говорили, что он снимается в комедийном жанре, поэтому агент Кремнев получился таким убедительным, - комментирует Самохвалов.

На площадке перед маленьким дачным домиком, где находится офис Самохвалова, проходит тренировка команды Shadow squad, в переводе - «Эскадрон теней». Так называется международный клуб каскадеров со штаб-квартирой в Монреале. Человек десять ребят, одетых в очень крутые спецназовские костюмы, ползут рядком вдоль забора, эффектно лупят друг друга по морде, картинно падают на снег, кувыркаются, кричат от боли. Это выглядит как военные учения, но интереснее. Наверное, в нашей армии позавидовали бы такой тщательной подготовке. Приглядевшись, я вижу, что один из «спецназовцев» - девушка.

Это как балет! - улыбается Самохвалов. - Мы репетируем мизансцены, которые могут понадобиться при съемке боевика. Вот герой сражается с двумя врагами: у одного отобрал автомат, другому дал по морде. Сзади подходит первый, герой бьет его прикладом. Это прос­тейшая азбука, из которой, как в конструкторе, складываются большие экшн-сцены. Потом мы уже сможем работать с режиссером, предлагая ему разные варианты.

А не заменит ли каскадеров компьютерная графика? Сейчас ведь почти все можно нарисовать.

В ближайшее время нет. Каскадеры дешевле. Нарисовать взрыв еще можно, а нарисовать, как умирает человек, - совсем другое дело. Хорошего каскадера не нарисуешь. Кстати, в Канаде я понял, чем наши каскадеры отличаются от западных. Наши приходят, как правило, из спорта. У них отличная физическая подготовка, но они не актеры - не умеют эффектно двигаться, играть лицом. А ведь на Западе каскадер получает столько же, сколько средний актер.

Пока чуть меньше. Мы стараемся поднять ставки - платим 15 тысяч за съемочный день, это почти столько же, сколько у актеров. Но мы хотим, чтобы наши ребята умели играть. Например, если отнимать пистолет как в жизни, это будет некинематографично. Вот так, смотрите - раз! Кажется, что человек просто его отдал. Поэтому для кино мы делаем это более эффектно - на раз-два-три. То же самое с автоматом. Вот держите. Видите, я отобрал его у вас на самом деле. Вы не смогли его удержать. Ровно так же делают настоящие спецназовцы, но, конечно, гораздо быстрее. Мы у них учимся, а они - у нас. На наши занятия иногда ходит один спецназовец, чтобы посмотреть, как организуется тренировка.

К вам? Спецназ?

- А никогда не хотелось стать актером? Чтобы никого не дублировать, чтобы тебя все знали… - Да ну, зачем это? Актер - это человек, от которого ничего не зависит. Возьмут на роль - не возьмут, скажут, типаж не тот, фигура не подходит

Ну да, у них же нет института подготовки инструкторов. Сам-то он все, конечно, умеет, но его интересует процесс обучения.

«Даю одну минуту. Выберите среди вас самого крутого. Если он продержится два круга, ставлю по бутылке шампанского на каждого… Так, одна минута прошла. Придется вам работать без шампанского, надо было быстрее думать»

Я все не решаюсь спросить у одного из каскадеров, почему у него такие странные глаза. Один, маленький, все время моргает, как будто очень напряжен, другой - прозрачный и круглый. В итоге не выдерживаю, задаю вопрос. Оказывается, в нем нет ничего неприличного.

Производственная травма. Помповые ружья разные бывают, - непринужденно улыбается Яша. - Зато теперь у меня киношная внешность. Играю бандитов всяких, ну и сумасшедших.

Я расспрашиваю каскадеров про адреналин: правда ли, что чем опаснее трюк, тем приятнее?

Да ерунда это все. На адреналине ничего не сделаешь. Это непрофессионально. Вы думаете, только вам страшно? Нам тоже. Страшно, неприятно, боишься, но делаешь.

«Проблема в том, что у нас продюсеры не умеют планировать съемочный процесс. Вы можете себе представить, чтобы архитектор, когда здание уже наполовину построено, сказал: “А давайте подвинем несущую стену!” А в кино такое происходит сплошь и рядом»

Зачем же вы тогда работаете? Ради чего?

Ну, я вот, например, честно говоря, работаю за деньги, - отвечает каскадер Саша.

Но страшно же! Можно же умереть!

А это кому как на роду написано.

Странная все-таки профессия. Делают взрывы - но без осколков. Рискуют жизнью - но со страховкой. Умеют то же, что и солдаты, - но не воюют. И слава богу.

Фотографии: Сергей Каптилкин для «РР»

38.5

Для друзей!

Справка

Описание деятельности

Работа каскадера заключается в выполнении трюков при съемке фильмов. По сути, это направление деятельности лежит на пересечении спорта и актерского искусства. Как правило, каскадер появляется в кадре для выполнения сложной сцены, подменяя актера.

Для того чтобы зрителю была незаметна подмена, каскадера подбирают по комплекции похожего на того актера, за которого он должен выполнить трюк. Его гримируют и одевают соответствующим образом. При съемках эпизодов с участием каскадера применяют общие планы, когда сцена выглядит более эффектно и, в то же время, не видно лица человека, выполняющего опасный прием. Иногда каскадер является исполнителем небольших ролей, в которых больше трюков, чем актерской игры.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

В обязанности каскадера входит выполнение самых разных действий, которые обычному человеку не под силу и могут принести серьезные травмы, привести к смертельному исходу. Они скачут на лошадях, участвуют в автомобильных гонках, прыгают с большой высоты, отражают удары противников, ныряют глубоко под воду, врываются в пылающие дома. Часто именно каскадер занимается созданием костюмов, специального реквизита, декораций, механизмов страховки, при помощи которых выполняется трюк. Также специалист сам готовит пиротехнические средства, которые создают иллюзию горения.

Одни каскадеры выполняют практически любые трюки, другие участвуют в съемках сцен лишь определенной сложности и сюжетной линии.