Проблемы трудоустройства молодежи в россии. Индивидуальная карта учащегося по обществознанию на тему "Занятость и безработица" (11 класс) Советы молодёжи по вопросам трудоустройства памятка

Хотя поговорка: «Молодость - единственный недостаток, который быстро проходит сам по себе» - чистая правда, все же быть молодым специалистом очень трудно. Куда ни глянь, везде требуются опытные работники со «стажем не менее 5 лет», достижениями в профессиональной области и так далее. И даже после того, как удалось найти, молодого специалиста, скорее всего, ждут нелегкие времена - его карьера только начинается. Специалисты кадровых агентств проанализировали ситуацию на рынке труда, собрали комментарии представителей крупнейших компаний и составили советы молодежи по вопросам трудоустройства, которые помогут недавним студентам сделать .

Совет первый - начинайте работать во время учебы

Практический опыт работы, пусть и не по специальности - очень полезная вещь. Даже пока вы еще учитесь, можно подрабатывать во время каникул или на выходных. Общение с покупателями и клиентами, новые знакомства, полезные навыки, умение строго контролировать свое время и придерживаться трудовой дисциплины - все это точно пригодится вам в дальнейшем.

Совет второй - готовьтесь к собеседованию тщательно

Первое о чем следует помнить: потенциальный работодатель вряд ли оценит соискателя, явившегося на собеседование в растянутом свитере и мятых джинсах. Одевайтесь так, как будто вы уже заняли желанную должность. Кроме того, в ходе собеседования, раз уж опытом вы похвастаться не можете, делайте упор на своих знаниях, сообщите о законченных курсах, владении иностранным языком и т.д. Сделайте упор на желании работать и умении учиться, готовности перенимать опыт. Рекрутеры подчеркивают, что особенно ценятся такие качества кандидата, как коммуникабельность, активность и ответственность. Постарайтесь доказать, что вы ими обладаете в полной мере.

Совет третий - будьте готовы к стажировке

Зачастую крупные компании принимают бывших студентов в качестве . Не стоит думать, что это потерянное время и вам придется побывать в роли «мальчика на побегушках». Да, стажеров обычно не слишком балуют похвалой и вниманием, но, если работодатель бережно относится к своим кадрам, у вас есть все шансы в дальнейшем получить постоянное место работы в уже знакомой компании.

Совет четвертый - излишняя самоуверенность неуместна

Любые советы молодежи по трудоустройству можно свести на нет из-за слишком высокой самооценки. Многие работодатели отмечают, что бывшие студенты зачастую сразу претендуют на ключевые должности и высокий уровень заработной платы. Такая излишняя самоуверенность вызывает недоумение и даже раздражение - вчера со школьной скамьи, а туда же! Не переоценивайте значимость своего, пускай и красного, диплома, помните, что до должности генерального директора вам еще расти и расти. Громкое имя вашего вуза тоже не станет гарантией приема на работу, а тем более высокой должности на первом этапе карьеры. Не менее важны на первом этапе успешной карьеры и знания в области бизнес-этики, делового общения, бизнес-культуры. Наши советы молодежи по вопросам трудоустройства, памятка для начинающих и полученные знания помогут наладить отношения с работодателем и новым коллективом, показать себя с лучшей стороны.

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, т. к. по официальным данным молодежь составляет 30% от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

Молодые специалисты - это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда.

Цель данной работы: исследование проблемы трудоустройства выпускников различных учебных заведений и безработных граждан в возрасте от 16 до 29 лет, сравнить профессиональные качества молодых работников и работников среднего возраста, провести опрос о проблемах, которые встречают молодые люди при устройстве на работу, предложить пути решения данной проблемы.

Проблемы, возникающие при устройстве на работу

Одной из проблем современной молодёжи является тяжелая обстановка на рынке труда. Молодые люди, получившие профессиональное образование, не имеют возможности применить свои навыки на практике. Однако они относятся к наиболее продуктивному возрасту, и их неучастие в хозяйственной деятельности приводит к значительным потерям валового внутреннего продукта за счет неполного использования трудового потенциала страны. В конечном итоге это приводит к низкой рентабельности и убыточности предприятий, экономической депрессии, снижению налоговых поступлений, дефициту государственного бюджета.

Незанятая молодёжь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Однако сегодня положение на рынке труда продолжает оставаться очень сложным, и ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Растут масштабы безработицы, в особенности скрытой и частичной, продолжительность ее периода, сокращается спрос на рабочую силу на действующих предприятиях, а ввод новых рабочих мест зачастую не компенсирует даже их физического выбытия.

В значительно большей степени острота проблемы связана с особенностями молодёжи как наиболее взрывоопасной с социальной точки зрения группы. Непринятие ею направления развития общества может стать не только помехой такого развития, но и угрозой самому существованию общества. Общество, не получив притока молодых сил, окажется в проигрыше, ибо нарушается его нормальное воспроизводство.

Другая особенность этой социальной группы заключается в том, что у ней нет определенных возрастных рамок и её выделение основано на других признаках. Тем более, что в последнее время условные социально-психологические границы молодости раздвинулись. С одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса.

Для людей зрелого возраста не проблема найти желаемую работу с хорошим заработком, ведь опыт за плечами предоставляет такую возможность. Однако молодым решить свои финансовые вопросы сложнее, если нет состоятельных родителей, которые пристроят свое чадо в хорошую организацию или просто будут помогать материально.

Желающие работать студенты и выпускники вузов сталкиваются с проблемой трудоустройства. Потому, что молодежь не спешат брать на работу.

Причиной тому является отсутствие немаловажного опыта практической деятельности. Ведь во многих профессиях недостаточно одних теоретических знаний. Три года стажа по специальности - такое условие является обязательным в большинстве компаний при приеме на работу.

Именно из-за отсутствия такого стажа молодежи чаще отказывают. Ведь если человек нигде не работал, у него еще не сформированы навыки рабочего общения, построения линии поведения с руководством и коллективом, он может не до конца осознавать свои обязанности и возложенную на него ответственность.

Многие работодатели не хотят браться за формирование этих качеств у «зеленых» соискателей, поэтому им выгоднее взять на работу более опытного сотрудника.

Еще один аспект заключается в требованиях самих молодых соискателей, которые зачастую бывают завышенными. Если раньше молодежь выбирала себе работу в зависимости от интересов, то теперь приоритеты сместились в сторону оплачиваемости профессии.

Не имея необходимого опыта, люди при этом бывают слишком самоуверенными и требуют сразу высокую должность и зарплату. Мало кто из них задумывается, что нужно начинать с нуля.

трудоустройство выпускник безработный законодательный

Сравнение профессиональных качеств молодых работников и работников среднего возраста

Молодежь отличается высоким уровнем социальной и трудовой мобильности молодежи. Многие представители молодежи готовы, не раздумывая, сменить место работы, ездить в командировки. Вступление в трудовую жизнь с ориентацией не на опыт, а на идеалы, усвоенные в процессе обучения и воспитания, традиционно рассматривалось как негативная особенность молодого работника.

Отсутствие опыта влияет и на способности молодежи к инновациям. В практической деятельности молодежь оказывается более консервативной, чем работники средних возрастных групп. Последние могут трезво оценить все достоинства и недостатки сложившейся ситуации. Этого не сможет сделать молодой специалист, как бы ни были глубоки его теоретические знания и широк кругозор. Другое дело, что молодые сотрудники меньше сопротивляются инновациям, но не столько по приверженности им, сколько по недостаточной приверженности старому.

По сравнению с другими возрастными группами работников молодежь характеризуется более продолжительным периодом предстоящей трудоспособности, что в разной степени может быть востребовано работодателями.

Традиционно приписываемый молодежи более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями в современных российских условиях уже не является бесспорным. Все большие группы молодежи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования.

Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации.

Опрос о проблемах, которые встречаются у молодых людей при приёме на работу.

Почти половина респондентов (49 %) столкнулись с отсутствием работы по искомой профессии. У 16 % молодых работников возникли проблемы из-за отсутствия опыта. Несмотря на высокий интерес к высшему образованию количество респондентов, столкнувшихся с «нехваткой» образования, невелико (6%). Более четверти респондентов (27 %) не смогли трудоустроиться из-за низкой заработной платы.

Величина зарплаты - основной показатель удовлетворённости работой. Почти половина опрошенных (49 %) не удовлетворены ею. Лишь 12 % респондентов согласны со своим заработком. Остальных респондентов (39 %) размер зарплаты устраивает, хотя они хотели бы, чтобы он увеличился.

Поскольку распределение выпускников на работу в большинстве вузов отсутствует, большинство респондентов (91%) указали на то, что учебное учреждение не оказало им по¬мощи при трудоустройстве. Примечательно, что сами выпускники убеждены, что помогать с поиском работы нужно далеко не всем, а только лучшим студентам (53 %). Почти треть (31 %) полагает, что помощь должна быть оказана всем, и лишь 16 % не считают необходимой поддержку со стороны вуза.

Характерно, что при трудоустройстве большинство респондентов имело опыт работы в прошлом (67 %). Причины смены места работы различны. Почти каждый третий (29,48 % от общего числа работающих респондентов) остался недоволен размером заработной платы. Другие (6,0 %) покинули место работы по причине того, что она была далека от их специальности. Отсутствие возможности карьерного роста стало фактором ухода с работы у минимального числа опрошенных (4,7 %).

Проблемы психологического характера не являются частой причиной ухода молодого специалиста с места работы: личные мотивы отметили менее 1 % (0,67 %) и около 1,5 % посчитали неподходящим психологический климат в своем коллективе.

Пути решения данной проблемы

  • - сбор статистических данных о количестве выпускников по различным специальностям, особое внимание уделяется неперспективным в плане трудоустройства профессиям;
  • - организация дней открытых дверей на предприятиях;
  • - работа молодежных бирж труда;
  • - проведение дней интенсивного консультирования для молодежи;
  • - информирование об услугах, оказываемых безработным гражданам службой занятости.

Предложения по законодательному регулированию

  • 1. Оказывать организационную и методическую помощь при создании в учреждениях профессионального образования служб содействия молодым гражданам по их трудоустройству: вводить специальные курсы для выпускников - «Как искать работу», на которых будут обсуждаться различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии.
  • 2. Создавать социальные гарантии и льготы для молодых специалистов: компенсация оплаты коммунальных услуг, льготные проездные билеты, бесплатное обучение, льготы при оплате детских садов.
  • 3. Стимулировать работодателей для принятия на работу молодежи: предоставлять льготы по налогам и сборам.
  • 4. Департаментам образования и управлениям образования учитывать происходящие изменения на рынке труда, потребность в кадрах.
  • 5. Возмещать затраты в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Терехова Яна Николаевна
магистрант факультета «Государственное, муниципальное управление
и экономика народного хозяйства»
Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС
E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена проблемам занятости молодежи. Проблема имеет особую специфику, связанную, прежде всего, с особенностями данной социально-демографической группы: возрастом, отсутствием опыта работы, нехваткой дополнительных навыков, особыми интересами и ценностями и др.

Ключевые слова: занятость молодежи, трудоустройство, молодежный рынок труда, проблемы трудоустройства.

Важность проблемы занятости молодежи сложно переоценить. Молодежь - самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением . Одновременно молодежь является и одной из самых уязвимых групп, что связано с довольно низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.

К основным причинам сложностей в трудоустройстве молодежи можно отнести множество факторов. В первую очередь - отсутствие необходимого опыта. Работодатель не заинтересован в привлечении на работу неопытного специалиста, поскольку хочет получить от рабочей силы моментальную отдачу при минимуме затрат. Кроме того, зачастую останавливает работодателя то, что молодой специалист, параллельно с работой планирует обучение, что неизбежно связано с отрывом от рабочего процесса.

Другая причина сложностей трудоустройства молодежи – несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда, в результате чего выпускник, получивший диплом остается не востребованным. Большую трудность составляют и психологические барьеры, часто не позволяющие обращаться за помощью в государственные учреждения служб занятости.

Нельзя не сказать и о ситуации на рынках труда во многих субъектах РФ, сталкивающихся с такой проблемой, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, другими словами, число свободных вакансий в разы меньше числа потенциальных работников. В этих условиях шансы трудоустроиться у молодого специалиста без опыта работы существенно снижаются.

Нельзя забывать о части молодежи, не имеющей профессионального образования. В отдельную группу можно выделить лиц, не достигших совершеннолетия – они не имеют специальности, не ориентируются в ситуации на рынке труда, не знакомы с трудовым законодательством.

По данным в конце 2015 г. – начале 2016 г. уровень безработицы лиц в возрасте 15-19 лет составил в среднем 35% от экономически активного населения (что выше по сравнению с сентябрем 2015 года на 4,9%). Среди возрастной категории 20-24 года был зарегистрирован уровень безработицы 15 % (что выше по сравнению с сентябрем 2015 на 0,7%), среди лиц в возрасте 25-29 лет – 6,9 % .

Последствиями безработицы среди молодежи становятся ухудшение социального положения молодых семей, снижение рождаемости, увеличение количества беспризорных детей, падение патриотизма, психологические проблемы, снижение мотивации к дальнейшему поиску работы, потеря квалификации, расширение теневого сектора экономики, отток молодых специалистов, усугубление криминальной обстановки.

Все это свидетельствует о том, что необходим комплексный подход, сочетающий в себе меры по детальному изучению теоретических и методологических вопросов трудоустройства молодежи .

Способствовать правильному выбору будущей специальности должно профессиональное ориентирование школьников, определение склонностей к изучениям тех или иных дисциплин.

Одна из эффективнейших мер - стажировки в организациях для выпускников. За счет этого молодой специалист сможет получить необходимые практические навыки. Обязательным условием должно стать содействие со стороны государства. Возможно, эффективным средством может стать введение мер квотирования, обязывающих работодателя иметь в составе своих кадров некоторый процент молодых специалистов. Поддержка предпринимателей и организаций, оказывающих содействие трудоустройству молодых специалистов, может дать неплохие результаты.

Необходимое условие стабилизации ситуации на молодежном рынке труда - формирование государственного заказа на обучение профессиям, востребованным в данный момент.

Государственная поддержка, в том числе должна быть направлена на создание гибких графиков и режимов работы для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением в образовательных организациях.

Одним из вариантов трудоустройства молодежи может быть обращение в службы занятости населения. Необходимыми мерами являются налаживание связей между центрами занятости и работодателями, помощь в поддержании диалога между потенциальным работодателем и работником. В содействии такого рода крайне нуждаются молодые специалисты, плохо ориентирующиеся в трудовом законодательстве, не имеющие ни опыта работы, ни опыта общения с работодателем.

Должна проводиться корректировка политики в сфере занятости, пересматриваться законодательная база, внедряться меры по введению дополнительных льгот для регионов с высоким уровнем безработицы среди молодежи.

Обязательным условием должно быть функционирование центров социальной и психологической помощи для молодежи, сотрудничество органов власти, центров занятости с молодежными организациями и движениями.

Для повышения уровня занятости молодежи необходима политическая и экономическая стабильность, комплексный подход к решению проблемы. Только совместные действия всех уровней власти могут дать ощутимые результаты.

Список литературы

  1. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 1. – С. 14.
  2. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free (дата обращения 20.07.2016)
  3. Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://view-source:http://human.snauka.ru/2014/06 (дата обращения: 19.07.2016)

Тезисы.

«Проблемы трудоустройства молодежи»

Караваева Е.А.

ГБОУ СПО ВО «МПГТ»

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, т. к. по официальным данным молодежь составляет 30% от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

Молодые специалисты – это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда. Но так ли это на самом деле?

Задача мастера – воспитать конкуретноспособного выпускника, которому будет рад работодатель. Обучая подрастающее поколение Вы задумываетесь, кому нужен нащ с Вам выпускник? Как помочь ему сделать шаг вперед? Как научить зарабатывать себе на жизнь?

Цель данной работы: исследование проблемы трудоустройства выпускников различных учебных заведений и безработных граждан в возрасте от 16 до 29 лет, а также деятельность муниципальных, государственных и частных структур в сфере повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Рассмотрение системы трудоустройства молодежи, которая предусматривает острое взаимодействие образовательного учреждения и работодателя и позволяет молодому специалисту быть востребованным на рынке труда.

Предложения по законодательному регулированию:

1 . Оказывать организационную и методическую помощь при создании в учреждениях профессионального образования служб содействия молодым гражданам по их трудоустройству: вводить специальные курсы для выпускников – «Как искать работу», на которых будут обсуждаться различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии.

2 . Создавать социальные гарантии и льготы для молодых специалистов: компенсация оплаты коммунальных услуг, льготные проездные билеты, бесплатное обучение, льготы при оплате детских садов.

3 . Стимулировать работодателей для принятия на работу молодежи: предоставлять льготы по налогам и сборам.

4. Департаментам образования и управлениям образования учитывать происходящие изменения на рынке труда, потребность в кадрах.

5. Возмещать затраты в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям орга нов службы занятости.



Приведено с некоторыми сокращениями

Проявляя постоянную заботу о вовлечении подрастающего поколения в общественное производство, Советское государство устанавливает для молодежи дополнительные гарантии беспрепятственной реализации права на труд и права на бесплатную профессиональную подготовку. Для всех предприятий и организаций введена броня приема на работу и на производственное обучение молодежи (минимум рабочих мест, зарезервированный за молодежью для планового приема ее на работу и обучения при посредничестве органов по трудоустройству).
Бронирование рабочих мест, установленное ст. 182 КЗоТ БССР, проводится с целью трудоустройства той части молодежи, которая закончила общеобразовательную или профессиональную подготовку, а также несовершеннолетних, прервавших обучение по тем или иным причинам.
Вовлечение молодежи в общественное производство осуществляется в нашей стране в плановом порядке. Планы трудоустройства молодежи по каждому городу и району разрабатывают, утверждают и доводят до предприятий Советы народных депутатов.
Привлечение молодежи к участию в общественном труде обеспечивает система органов по трудоустройству, среди которых большую часть работы выполняют созданные при исполкомах Советов комиссии по трудоустройству молодежи и комиссии по делам несовершеннолетних.
Эти органы разрабатывают мероприятия по трудоустройству лиц, окончивших школу или прервавших обучение, и других подростков, выясняют причины прекращения подростком обучения и возможность использования всех мер для его продолжения, проверяют правильность использования молодежи, поступающей на работу по окончании школ и училищ, оказывают молодым рабочим помощь в производственном обучении, имеют право входить с представлениями в исполкомы Советов о выделении определенного количества мест для полного обеспечения трудоустройства несовершеннолетних в счет установленной брони, заслушивать на своих заседаниях сообщения должностных лиц по вопросам трудоустройства и применения труда подростков.
Направление на работу, выданное органом по трудоустройству, имеет для администрации обязательную силу и порождает для юношей и девушек, получивших направление (путевку), право требовать приема на работу. Обязанность руководителей предприятий заключить с ними трудовой или ученический договор. В соответствии с законодательством необоснованный отказ в приеме на работу или на производственное обучение юноше или девушке, получившим направление в счет брони, не допускается.
Система бронирования обеспечивает молодежи возможность получить работу, соответствующую желаниям и наклонностям, и обучиться определенной профессии и специальности.
Вместе с тем бронирование повышает ответственность администрации предприятий за выделение подросткам рабочих мест, соответствующих имеющейся или получаемой в ходе обучения специальности, создание им условий для последующей успешной работы, т. е. содействует закреплению молодых рабочих и служащих на предприятиях.
В нашей стране не существует проблем, связанных с поисками работы, ни для молодых рабочих, ни для молодых специалистов, окончивших учебные заведения.
КЗоТ БССР устанавливает дополнительные гарантии для молодых рабочих, окончивших профессионально-технические и технические училища, и молодых специалистов, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения, законодательно закрепляет принцип использования их по специальности и квалификации, полученным в процессе обучения. Устанавливая такую гарантию, государство возлагает обязанности по обеспечению их работой по специальности и квалификации на администрацию предприятий и на руководителей соответствующих министерств (ведомств).
Выпускники профессионально-технических училищ направляются для работы по специальности в соответствии с народнохозяйственными планами. Направление молодых рабочих, окончивших училища, производится по путевкам, выдаваемым выпускникам.
При направлении выпускников профессионально-технических и технических училищ на работу в другую местность предусмотрена оплата им за счет предприятия стоимости проезда и провоза багажа, а также выплата суточных за время нахождения в пути. При выезде по направлению на предприятия и стройки угольной, металлургической, нефтяной промышленности, промышленности строительных материалов, а также на некоторые другие предприятия семейным молодым рабочим возмещается стоимость проезда членов семьи и провоза багажа.
Выпускникам училищ до начала работы предоставляется отпуск с оплатой из расчета тарифной ставки по присвоенному разряду или соответствующего должностного оклада за счет предприятий, на которые они направлены. Для лиц моложе 18 лет отпуск установлен в 1 календарный месяц, для остальных выпускников - из расчета отпуска, установленного для работников данной профессии (специальности).
Предприятия, совхозы, колхозы, строительные, транспортные и другие организации в соответствии с законодательством обязаны предоставлять окончившим профессионально-технические и технические училища работу в соответствии с присвоенной им профессией и квалификацией. На них также возложена обязанность создавать выпускникам училищ необходимые жилищно-бытовые условия и в дальнейшем способствовать повышению их производственной квалификации. Направление на работу выпускников высших и средних специальных учебных заведений производится комиссией по персональному распределению молодых специалистов. Комиссия обеспечивает выполнение плана распределения, предоставление работы всем выпускникам в соответствии со специальностью и квалификацией, приобретенной в учебном заведении, с учетом академической успеваемости, семейного положения, состояния здоровья, а также участия в научной, исследовательской и общественной работе. Законодательство устанавливает, что в отдельных случаях при несоответствии предоставленных мест работы специальности и квалификации, полученным в ходе учебы, или при необеспечении молодых специалистов необходимой жилой площадью, комиссия с согласия министерства (ведомства) может направить молодых специалистов на другие места работы (в том числе и вне плана).
Не позднее чем через 5 дней после окончания учебного заведения молодым специалистам одновременно с дипломом вручаются удостоверение о направлении на работу и денежные средства для оплаты проезда к месту работы, оплаты провоза багажа, суточные и единовременное пособие (для работника и членов его семьи).
Руководители министерств, ведомств, предприятий и организаций несут ответственность за правильное использование молодых специалистов на работе в соответствии со специальностью и квалификацией, а также за создание им необходимых жилищно-бытовых условий и условий для быстрейшего приобретения практического опыта и повышения квалификации.
Важной мерой, связанной с трудоустройством молодых специалистов, является запрещение в течение 3 лет по окончании учебного заведения использования их в управленческом аппарате, принимать на работу, не связанную со специальностью, а также увольнять с работы без разрешения министерства (ведомства), которому подчинено данное предприятие.
Если молодой специалист в течение этого срока по какой-либо причине не может быть использован на предприятии, куда он направлен, или предприятие не обеспечивает условий трудового договора, зафиксированных в удостоверении и направлении на работу, министерство, в ведении которого находится данное предприятие, обязано предоставить молодому специалисту другую работу или по его просьбе откомандировать его на работу в систему другого министерства по согласованию с последним. Специалисты, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения без отрыва от производства, при отсутствии на предприятии работы по полученной специальности могут быть, по их желанию, направлены соответствующим министерством для работы по специальности на другие предприятия и в организации в порядке, установленном трудовым законодательством .
Одной из организационно-правовых форм вовлечения молодежи в производство, получивших широкое распространение в последние годы, является общественный призыв. С помощью этой формы, основанной на добровольном желании юношей и девушек участвовать в сооружении важнейших строек и авторитете общественных организаций, не только решается задача обеспечения кадрами наиболее важных объектов хозяйственного строительства, но и реализуются дополнительные гарантии трудоустройства подростков, создания им необходимых материальных и культурно-бытовых условий.
Одобряя инициативу общественных организаций по проведению общественного призыва, государство придает этой форме распределения трудовых ресурсов организованный характер. Численность лиц, направляемых на работу в порядке общественного призыва, включается в плановые задания, путевки, выдаваемые общественными организациями, имеют обязательную силу для предприятий и строек, куда направляется молодежь. Администрация последних обязана заключить трудовой договор с юношей или девушкой, имеющими комсомольскую путевку, обеспечить им благоприятные условия для успешного труда, предоставить льготы, установленные для лиц, привлекаемых к работе в порядке общественного призыва.

Заявка на бесплатную консультацию

Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию .