Пример сочинения ЕГЭ по тексту И. Новикова. А. П. Чехов. Цветы запоздалые. Текст произведения. II

Текст:

Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий… В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…
Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался. Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень.
Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха… Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья.
Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее.
Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой:
– Ну разве так можно?!
А я смотрел на них и завидовал. Так завидуешь людям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь…
Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно кивнувшему отцу:
– Не наш! Играем!
Мы угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке.

Сочинение:
И.Новиков затрагивает в своём тексте проблему восприятия жизни как источника радости.
Эта проблема социально-значима и актуальна, поскольку большинство людей не видят окружающий их мир в ярких красках, не радуются прожитым моментам, которые невозможно вернуть назад.Такие люди несчастны, поэтому стараются спрятаться от жизни. Размышляя об отношении к жизни, автор описывает случай на остановке и показывает разное восприятие жизни пожилой угрюмой женщиной и детьми вместе с их жизнерадостным отцом.
Позиция автора отражена довольно чётко. Он считает. что люди нередко пребывают в состоянии депрессии, что они живут в своём маленьком мирке, завидуя тем. кто счастлив.
Не могу не согласиться с автором. Людям, не постигшим красоты жизни. не познавшим истинного счастья, очень сложно в обществе.
Явным примером такой жизненной позиции является герой рассказа А.П.Чехова "Человек в футляре", где раскрывается проблема футлярной жизни. Главный герой Беликов, несомненно. гротескный образ, отделён от других своим мещанским отношением к жизни, в которой всё должно быть строго регламентировано, подчинено правилам и циркулярам.
С другой стороны, именно позитивное отношение к жизни главной героини рассказа И.А.Бунина "Лёгкое дыхание", гимназистки Оли Мещерской, доставляло ей радость, женское счастье. Не случайно этот образ, несмотря на некоторые моменты и обстоятельства жизни героини, стал лёгкого женского дыхания. символом красоты.
Итак, именно восприятие жизни как источника радости даёт возможность человеку жить и наслаждаться жизнью, несмотря ни на что.

Еще один вариант сочинения:
Многим, наверное, знакомо чувство одиночества, когда не с кем поделиться радостями и печалями, поговорить о наболевшем, когда не знаешь места, где тебе рады и ждут. В такие моменты особенно остро завидуешь счастью других людей, окружённых любовью. вниманием и заботой.
В предложенном нашему вниманию тексте И. Новиков затрагивает проблему одиночества.
Эта проблема, безусловно, актуальна и относится к числу нравственных. т.к. затрагивает и духовную сферу жизни. Автор противопоставляет героя. ставшего частью серой угрюмой толпы, простой семье. Описывая промозглый осенний день. И. Новиков точно передаёт настроение одинокого инспектора безопасности. Неподвижно-тяжёлая вода, провисшее небо цементного цвета - таким безрадостным видит мир герой. в то время как счастливый отец и дети словно не замечают вокруг себя уныния мира.
Авторская позиция очевидна: одиночество тяжело. Я полностью согласен с автором. Нельзя жить без людей, они могут поддержать тебя. помочь. Без человеческого тепля люди гибнут.
Этому есть и научное подтверждение. Доказано, что одинокие люди живут меньше, чем те, кто окружён родственниками. друзьями.
Также в ромне М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" от одиночества страдает Понтий Пилат, у которого нет никого ближе собаки и который утратил веру. Только встреча с Иешуа спустя 2 тысячи лет и дарованное прощение возвращают герою покой.
Таким образом, жить в одиночестве нельзя. Рядом с каждым человеком должна быть родственная душа, способная понимать.

И знаменитость, кивнув головой, мерным, генеральским шагом зашагала к лестнице.

II

День ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжелыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колокольне; он весь пропитан запахом осени. Выйдите вы на улицу, и ваши щеки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомленная за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца, и, глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться…

Таков был день, когда Маруся и Егорушка сидели у окна и в последний раз поджидали Топоркова. Свет, греющий, ласкающий, бил и в окна Приклонских; он играл на коврах, стульях, рояле. Всё было залито этим светом. Маруся и Егорушка глядели в окно на улицу и праздновали свое выздоровление. Выздоравливающие, в особенности если они молоды, всегда очень счастливы. Они чувствуют и понимают здоровье, чего не чувствует и не понимает обыкновенный здоровый человек. Здоровье есть свобода, а кто, кроме отпущенников, наслаждается сознанием свободы? Маруся и Егорушка каждую минуту чувствовали себя отпущенниками. Как им было хорошо! Им хотелось дышать, глядеть в окна, двигаться - жить, одним словом, и все эти желания исполнялись каждую секунду. Фуров, протестовавший векселя, сплетни, Егорушкино поведение, бедность - всё было забыто. Не забыты были одни только приятные, не волнующие вещи: хорошая погода, предстоящие балы, добрая maman и… доктор. Маруся смеялась и говорила без умолку. Главной темой разговора был доктор, которого ожидали каждую минуту.

Удивительный человек, всемогущий человек! - говорила она. - Как всемогуще его искусство! Посуди, Жорж, какой высокий подвиг: бороться с природой и побороть!

И говорила она, ставя руками и глазами после каждой напыщенной, но искренно сказанной фразы большой восклицательный знак.

Егорушка слушал восторженную речь сестры, мигал глазками и поддакивал. Он сам уважал строгое лицо Топоркова и был уверен, что своим выздоровлением обязан одному только ему. Maman сидела возле и, сияющая, ликующая, разделяла восторги детей.

Ей нравилось в Топоркове не только уменье лечить, но и «положительность», которую она успела прочесть нa лице доктора. Старым людям почему-то сильно нравится эта «положительность».

Жаль только, что он… он такого низкого происхождения, - сказала княгиня, робко взглянув на дочь. - И ремесло его… не особенно чистое. Вечно в разной разности копается… Фи!

Княжна вспыхнула и пересела на другое кресло, подальше от матери. Егорушку тоже покоробило.

Он терпеть не мог барской спеси и важничанья.

Бедность хоть кого научит! Ему не раз приходилось испытать на самом себе важничанье людей, которые были богаче его.

В нынешние времена, муттер, - сказал он, презрительно подергивая плечами, - у кого есть голова на плечах и большой карман в панталонах, тот и хорошего происхождения, а у кого вместо головы седалище тела человеческого, а вместо кармана мыльный пузырь, тот… нуль, вот что-с!

Говоря это, Егорушка попугайничал. Эти самые слова слышал он два месяца тому назад от одного семинариста, с которым подрался в биллиардной.

Я с удовольствием променял бы свое княжество на его голову и карман, - добавил Егорушка.

Маруся подняла на брата глаза, полные благодарности.

Я сказала бы вам многое, maman, но вы не поймете, - вздохнула она. - Вас ничем не разубедишь… Очень жаль!

Княгиня, уличенная в рутинерстве, сконфузилась и принялась оправдываться.

Впрочем, в Петербурге я знавала одного доктора - барона, - сказала она. - Да, да… И за границей тоже… Это правда… Образование много значит. Ну, да…

В первом часу приехал Топорков. Он вошел так же, как и в первый раз: вошел важно, ни на кого не глядя.

Не употреблять спиртных напитков и избегать, по возможности, излишеств, - обратился он к Егорушке, положив шляпу. - Следить за печенью. Она у вас уже значительно увеличена. Увеличение ее следует всецело отнести на счет употребления напитков. Пить прописанные воды.

И, повернувшись к Марусе, он преподал и ей несколько заключительных советов.

Маруся выслушала со вниманием, точно интересную сказку, глядя прямо в глаза ученому человеку.

Ну-с? Вы, полагаю, поняли? - спросил ее Топорков.

О да! Merci.

Визит продолжался ровно четыре минуты.

Топорков кашлянул, взялся за шляпу и кивнул головой. Маруся и Егорушка впились глазами в мать. Маруся даже покраснела.

Княгиня, покачиваясь, как утка, и краснея, подошла к доктору и неловко всунула свою руку в его белый кулак.

Позвольте вас поблагодарить! - сказала она.

Егорушка и Маруся опустили глаза. Топорков поднес кулак к очкам и узрел сверток. Не конфузясь и не опуская глаз, он помочил во рту палец и чуть слышно сосчитал кредитные билеты. Он насчитал двенадцать двадцатипятирублевок. Недаром Никифор бегал куда-то вчера с ее браслетами и серьгами! По лицу Топоркова пробежала светлая тучка, нечто вроде сияния, с которым пишут святых; рот слегка передернула улыбка. По-видимому, он остался очень доволен вознаграждением. Сосчитав деньги и положив их в карман, он еще раз кивнул головой и повернулся к двери.

Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками.

Сочинение

Бывают такие моменты в жизни, когда все сваливается в кучу: давит незавершенная работа, какие-то обязательства кажутся невыносимыми, погода раздражает, не хочется видеть друзей, близких… Да что там, лишний раз в зеркало не посмотришь. А бывает иначе: ты радуешься тому, что настало новое утро, благодарен каждому лучику солнца, посмотревшему в твое окно, каждой капле дождя, упавшей из хмурой весенней тучи. Что же определяет человеческую радость? Что помогает человеку радоваться жизни? Именно эти вопросы возникают после прочтения текста И. Новикова.

Основная проблема, поставленная автором в данном тексте, - проблема источника радости. Не сложно заметить, что, взрослея, многие люди перестают радоваться жизни так, как это умеют делать дети. А ведь радость – это большой заряд энергии и позитива, так необходимый человеку для полноценного функционирования.

Позиция автора однозначна. Он считает, что только счастливый человек может радоваться всему тому, что его окружает, всем любым хорошим моментам, которые нам дарит жизнь, не замечая неприятных мелочей, не позволяя себе стать «неотъемлемой частью тоскливого ненастья».

Несмотря на тяжелое, пасмурное начало, текст можно назвать выразительным и эмоциональным. Писатель использует разнообразные средства выразительности. Он легко передает всю тоскливость своего мироощущения с помощью мрачных метафор («обмотанные грязно-серыми бинтами утренней измороси»), сдобренных такими же унылыми эпитетами («обреченно-кислая полуулыбка», «одуряюще-серый, радикулитный сумрак»). А радостный, жизнеутверждающий характер дружной семьи мы перенимаем с помощью однородных сказуемых («кружили, хлопали, смеялись»).

Нельзя не согласиться с автором. Человек, который может заметить прекрасное в мелочах, - действительно богат. Такому человеку не нужно искать способы развлечь себя, порадовать – у него это и так прекрасно получается. Не кто-то за нас, а мы сами отнимаем у себя радость жизни, акцентируясь на негативных моментах.

Таким образом, можно прийти к выводу, что поводов для радость много, нужно только научиться их обнаруживать. И тогда все наладится.

Какие вопросы рассматривает автор? Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?

К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 2-0

Насколько она злободневна? (актуальная, злободневная, наболевшая, центральная проблема нашей жизни, традиционная…)

Почему она злободневна? Что делает ее актуальной?

Автор (убеждает в правоте своей позиции, пытается понять, почему...; пытается объяснить, передает читателю заинтересованность данным вопросом, использует рад убедительных доводов, ставит ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа, показывает образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни)

К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме 3-0

Текст*.

Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжелая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней измороси,выбеленные ночным холодом скулы зданий... В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-светлого, радикулитного сумрака...

Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался. Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень.

Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха... Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья.

Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. Это весело гомонящая троица подошла к остановке. Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло взглянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вкруг сваленных в кучу бетонных плит. Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. То, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать еще сильнее.

Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой:

Ну разве так можно?!

А я смотрел на них и завидовал. так завидуешь людям, живущим в уютной тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь...

Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно кувнувшему лтцу:

Не наш! Играем!

Мы угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке.

(По И. Новикову)

Информация о тексте*

Основные проблемы: 1) проблема восприятия жизни как неиссякающего источника радости (что помогает человеку радоваться жизни?); 2) проблема счастья (что делает человека счастливым? В чём заключается счастье?)

Позиция рассказчика: 1) умение радоваться жизни, ценить каждое мгновение - этим качеством обладают по-настоящему счастливые люди; рядом со счастливыми людьми другие люди тоже немного начинают ощущать радость и забывать о серых буднях, неприятностях и плохой погоде; 2) счастье заключается в любви и дружбе родителей и их детей, во взаимопонимании.

*Типичные ошибки при выполнении заданий Единого Государственного экзамена по русскому языку/И.П. Цыбулько, В.Н. Александров, Ю.Н. Гостева и др. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2009. - с. 140 - 142, с. 150


Образец сочинения.

В тексте И. Новикова рассказывается о людях, которыепо-разному воспринимают осенний день: одни ощущают себя «частью тоскливого ненастья», другие «самозабвенно смеются». Что делает одних людей несчастными, а других счастливыми? Что помогаетрадоваться жизни? Это и есть основные вопросы, которые ставит автор данного текста.Важные психологические вопросы, волнующие думающего человека, потому чтолюбой человек как-то воспринимает жизнь, как-то эмоционально относится к тому миру, что его окружает. Очень существенные вопросы для человека, к сожалению, слишком рассудочного, не умеющего бездумно, беспечно радоваться.

«Пленниками тоскливого ненастья» чувствуют себя взрослые люди, погруженные в собственные проблемы: проверка, которую добросовестно проводил рассказчик в маленьком городке, «как будто отравила» проверяющих и проверяемых. А в противоположность им, этим несчастным людям, автор изображает «весело гомонящую троицу», по-настоящему счастливых людей. Почемуони не стали «пленниками» этого дня, когда «изнуряющая тоска давит на сердце»? Может, потому что это дети, они рядом с обожающим их отцом, который так же беззаботно, по-детски, счастлив? Может, потому что истинно счастлив тот, кто умеет быть счастливым, обладает такой редкой чертой характера? И авторский голос звучит не в осуждающих словах женщины на остановке, а в этих строчках текста: «а я смотрел на нихи завидовал» людям, от которых идет тепло и уют.

Я тоже иногда смотрю с улыбкой на людей, которые воспринимают мир как подарок, несмотря на окружающие их обстоятельства. Такие люди по-настоящему счастливы, они любят и любимы, они ценят каждое мгновение. У И. А. Бунинаесть стихотворение, где он говорит, что «счастье только знающим дано» и живет оно в самом человеке:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Конечно, люди по-своему воспринимают жизнь. И иногда это восприятие мира меняется в один момент из-за мелочей, как например,произошло в рассказе А.П. Чехова «Студент». Усталый, голодный, замерзший Иван Великопольскийв канун Пасхи возвращался домой, на него действовало удручающе всё: одиночество, сумрак, холод и голод. Несчастным бедным вдовам он пересказал историю, о том, как Петр из страха трижды отрёкся от Христа. Старуха, слушая его, заплакала, наверное, от того, что почувствовала в Петре близкое существо. И Иван, идя домой, преодолевает чувство одиночества, жизнь кажется ему чудесной, хотя сумрачный вечер никуда не исчез.

Я бы так ответила на тот вопрос, который звучит в этом тексте:

Что делает человека счастливым?

«Солнце и ветер и впрямь вдохновляют. Но дождь берет верх. Разве кто-то мечтает танцевать в пыли? Или целоваться на солнцепеке?» Синтия Барнетт

«Дизайнеры хотят одевать меня как весну, в развевающиеся одежды. Но я не чувствую себя как весна. Я ощущаю себя теплой красной осенью». Мэрилин Монро

«... Во второй половине октября мир пахнет, как теплый пирог». Элис Хоффман

«Между прочим, цветы у осени более пестрые и светящиеся, чем у лета, и умирают они раньше...» Эрих Мария Ремарк

«Осень - как горячий ужин, когда с аппетитом съедается все, на что утром спросонок и смотреть не хотелось». Харпер Ли

«Ноябрь всегда казался мне Норвегией в году». Эмили Дикинсон

«Я так рада, что живу в мире, где есть октябрь!» Люси Монтгомери

«В октябре, когда листья уже пожолкли, пожухли, сникли, - бывают синеглазые дни; запрокинуть голову в такой день, чтоб не видеть земли - и можно поверить: еще радость, еще лето». Евгений Замятин

«Это был одним из тех идеальных осенних дней, когда воздух достаточно прохладный, чтобы разбудить, а солнце целует твое лицо.» Анита Даймант

«У осени есть два безошибочных звука... Шорох хрустящих листьев, гонимых порывистым ветром вдоль улицы, и скороговорка стаи мигрирующих гусей». Хэл Борланд