Правовой статус финансово-промышленных групп. Правовое положение финансово-промышленных групп щербачев александр александрович

Анализ современных тенденций в сфере экономики показывает, что интеграция банковского и промышленного капитала - характерная особенность и объективная закономерность возникновения и развития мощных финансово-промышленных объединений. В промышленно развитых странах указанная интеграция практически завершена, созданы и успешно действуют на внутреннем и внешнем рынках немногочисленные (по сравнению с другими предпринимательскими структурами) транснациональные компании (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также иные финансово-промышленные объединения. Так, в результате союза банковского и промышленного капиталов США были созданы крупные финансовые объединения в виде семейных групп (Морганов, Рокфеллеров, Меллонов и др.). Интересна практика срастания крупнейших концернов и банков в ФРГ (например, финансовые группы "Дойче Банк", "Дрезднер Банк", "Коммерц Банк"). Крупные финансовые объединения действуют во Франции и других европейских государствах. Во Франции - это мощная нефтяная группа "Компани франсэз де петроль", нефтяная компания "Эльф-Акитен", в автомобилестроении -частная "Пежо" и государственная "Рено".

В Японии выделяют два уровня группирования: киге сюдан (сюданы) и киге гуруппу (или кэйрэцу). Основное их отличие заключается прежде всего в характере деятельности финансово-промышленных объединений и системе связей. Сюданы - это универсальные межотраслевые комплексы, объединяющиеся вокруг соответствующего банка и торговой фирмы. Связи между участниками сюдана скрепляются системой перекрестного владения акциями, перекрестным директоратом и т.д.. В числе первого уровня необходимо в первую очередь назвать такие финансово-промышленные объединения Японии, как "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо", "Фуе" ("Ясуда").

Киге гуруппу (кэйрэцу) представляют собой объединения преимущественно вертикального типа. В структуре кэйрэцу между головной (материнской) компанией и входящими в состав объединения предприятиями существуют различные виды связей, основа которых -производственный профиль материнской фирмы.

В современной России процесс формирования финансово-промышленных объединений, в том числе ФПГ, находится в стадии своего становления. Можно говорить о создании в Российской Федерации крупнейших холдингов, ФПГ и альянсов коммерческих банков. Например, в состав нефтегазового конгломерата входят Национальный резервный банк, Газпромбанк, КБ "Империал", РАО "Газпром", нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", внешнеторговое объединение "Газэкспорт" и т.д.

По оценкам президента ассоциации финансово-промышленных групп России О.Н. Сосковца, в настоящее время официальный статус ФПГ получили более 80 групп. В их состав вошли на добровольной основе 1000 промышленных предприятий и организаций, более 80 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых приближается к 4 млн. человек. Группы обеспечили прирост выпуска продукции на 3,5%, объем реализованной продукции - на 5%, экспорта - на 10%, инвестиций - на 6%. Такова статистика, но за ней скрывается положительная динамика развития финансово-промышленных групп в России.

На банковском рынке происходит также концентрация и централизация банковского капитала. Быстрый рост группы банков, занимающих сильные позиции, наблюдается в Москве. Такое положение сохранится. Так, исторически Лондон является важнейшим финансовым центром.

Рост капиталов московских банков привел к расширению сферы их интересов как внутри России, так и за ее пределами. Например, КБ "Российский кредит" имеет дочерние банки в Киргизии, Туркмении, Грузии, Азербайджане. В обозримом будущем формирование финансовых объединений в России может завершиться и в виде семейных групп. Пока для этого завершения не наступил благоприятный момент.

В литературе (преимущественно экономической) отмечается положительный опыт становления и развития ФПГ в Южной Корее. В частности, на этапе становления рыночной экономики Южная Корея жестко закрыла свой рынок, создавая крупные структуры, с помощью которых завоевывала место на внешнем рынке. Что касается России, то здесь, напротив, наблюдается ничем не обоснованная открытость отечественной экономики для иностранных поставщиков (изготовителей).

Кроме того, используемые в Южной Корее авторитарный стиль руководства, патронаж государства, система государственных льгот близки и понятны российской экономике и политическому истеблишменту. Характерные черты восточной модели управления в большей степени соответствуют не только природе нашего общества, но и русскому менталитету. Весьма интересная и продуктивная мысль!

Законодательство о ФПГ. Вместе с тем проблема становления и развития финансово-промышленных объединений в Российской Федерации связана не только с политическими, социально-экономическими, но и юридическими вопросами. Сравнительно недавно (30 ноября 1995 г.) в России был принят Федеральный закон "О финансово-промышленных группах", который устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации ФПГ. С его принятием утратил юридическую силу Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации". Сейчас в данной сфере действуют и другие подзаконные акты. Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 48 утверждена специальная Программа содействия формированию финансово-промышленных групп, подписан Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп" <3>. Ряд важных постановлений Правительства РФ был принят по тем или иным вопросам создания и организации деятельности ФПГ. К их числу относятся: Постановления от 23 мая 1994 г. N 508 "О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представленных на рассмотрение Правительства Российской Федерации" <4>, от 22 мая 1996 г. N 621 "О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации" <5>, от 9 января 1997 г. N 24 "О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленных групп" <6>. Данный перечень ограничен.

В числе ведомственных актов надо назвать письмо Госкомимущества РФ от 17 октября 1994 г. N ПМ-35/8814 "О некоторых нормах, регулирующих создание финансово-промышленных групп и холдинговых компаний". В нем определяется статус ФПГ, взаимоотношение групп и холдингов, концернов, союзов, ассоциаций и других объединений.

Закон о ФПГ, несмотря на свою "молодость", уже стал предметом критики со стороны не только юристов, но и экономистов. Так, В.Д. Рудашевский, автор замечательной статьи по рассматриваемой проблеме, справедливо отмечает, что названный Закон должен быть актом прямого действия, однако из его 22 статей половина содержит отсылку к административным актам, решениям субъектов РФ и международным соглашениям практически по всем вопросам, имеющим принципиальное значение. Имеются и конкретные пробелы и недостатки Закона, а это служит основанием для продолжения работы над совершенствованием и самого Закона, и принятых во исполнение отдельных правовых актов.

Мы согласны с мнением о том, что в условиях переходного периода такой Закон о ФПГ необходим. Российская экономика еще не готова к использованию только рыночных регуляторов. Так, в промышленно развитых странах законодатель не стремится "зарегулировать" статус предпринимательских объединений и в целях поддержания свободы рыночных отношений старается придать правовым конструкциям гибкость и эластичность. На наш взгляд, надо продолжить работу над совершенствованием Закона о ФПГ с определением его места в системе российского законодательства. Пока что Закон о ФПГ (равно как и законодательство о финансово-промышленных группах) стоит изолированно в действующем законодательстве. Ни ГК РФ, ни законы о хозяйственных обществах не называют ФПГ в качестве субъектов права.

Понятие и виды ФПГ. В Законе (ст. 2) дается определение понятия ФПГ, которое существенно отличается от определения, содержавшегося ранее в Указе Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096. ФПГ определяется как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации соответствующих намерений.

Идея создания ФПГ не нова. ФПГ формируется в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала и т.д. Иначе говоря, в рамках ФПГ происходит объединение финансового (банковского) капитала и промышленного потенциала региона, отрасли, страны. ФПГ - это финансово-промышленная олигархия, которую в свое время критиковали известные классики.

Из легального определения ФПГ следует, что группы организуются либо в виде холдинга (основная компания и дочерние общества), либо через систему участия, при которой участники ФПГ на основе договора объединяют свои материальные и нематериальные активы полностью и частично. Такой вывод заслуживает внимания в контексте сравнения ФПГ с холдингом. ФПГ может быть смоделирована по типу холдинга.

ФПГ не является юридическим лицом и не может рассматриваться в качестве объединения юридических лиц. Юридическими лицами являются участники ФПГ, а также центральная компания ФПГ, образованная всеми ее участниками (ст. 11 Закона о ФПГ).

На наш взгляд, использование в Законе о ФПГ словосочетания "совокупность юридических лиц" нельзя рассматривать как некую ошибку законодателя. ГК РФ не содержит каких-либо положений, регулирующих статус ФПГ. Вопреки мнению А.Г. Мовсесяна, разрешенная ГК РФ форма ассоциаций и союзов не дает возможности для интеграции банковского и промышленного капитала. С точки зрения ГК РФ (ст. 121) коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединиться в ассоциации (союзы) этих организаций. Причем ассоциации (союзы) являются некоммерческими организациями со статусом юридического лица. По этой причине ряд ученых-юристов справедливо считают, что ФПГ не вписывается в действующую систему юридических лиц.

Статус ФПГ весьма показателен: недопустимо сводить все коллективные образования к гражданско-правовой категории "юридическое лицо". Субъектами права, в том числе и гражданского, могут быть образования, не обладающие признаками юридического лица. Прорыв в этом направлении сделан. В силу п. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду (в случаях, предусмотренных федеральными законами) подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами. В частности, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд, обладают процессуальными правами и обязанностями лиц, участвующих в деле (ст. 40, 41 АПК РФ).

Гражданский кодекс не признает ФПГ в статусе юридического лица, т.е. субъекта гражданского права. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере действия норм других отраслей права. Закон о ФПГ (ст. 13) предусматривает возможность сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса для участников ФПГ в случаях и порядке, установленных законодательством РФ. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ определяется Правительством РФ. Как отмечалось ранее, по этому вопросу было принято Постановление Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24. Кроме того, Закон не исключает признания в дальнейшем налоговой правосубъектности за финансово-промышленными группами. Однако Налоговый кодекс РФ не рассматривает ФПГ в качестве консолидированного налогоплательщика, хотя группы обладают необходимой организационной и имущественной обособленностью. Причины здесь разные.

Одна из основных причин - поступление налоговых платежей по месту регистрации налогоплательщика, т.е. головного предприятия ФПГ. Это повлечет за собой неравенство долей налоговых поступлений в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации, в которых расположены другие члены ФПГ. Чтобы не допустить межтерриториальной усобицы по поводу присвоения налоговых сборов, уплачиваемых ФПГ, Правительство РФ должно или ограничить перечень консолидированных налоговых взносов только взносами федерального назначения, или же прибегнуть к перераспределению налоговых поступлений.

Данная проблема - не только экономическая, но и в значительной степени носит политический характер. Обычно головной офис (центральная компания) размещается в центре, т. е. в Москве. Отсюда еще один аспект противопоставления между центром и регионами страны.

Закон о ФПГ очертил в известной мере экономические и формально-юридические признаки финансово-промышленной группы. Это - особый порядок регистрации и ликвидации ФПГ, круг ее участников, цели создания и предмет деятельности, государственная поддержка формирования ФПГ. Более подробно эти признаки будут рассмотрены ниже.

Финансово-промышленные группы подразделяются на транснациональные, национальные (федеральные) и региональные. Закон о ФПГ (ст. 4) выделяет транснациональные ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств -участников СНГ. В случае создания транснациональной ФПГ межправительственного соглашения ей (группе) присваивается статус межгосударственной (международной). Особенности создания, деятельности и ликвидации такой группы устанавливаются указанными соглашениями. В литературе верно отмечалось, что Закон о ФПГ вносит путаницу в устоявшееся понятие "транснациональность". Непонятно, почему к транснациональным группам отнесены ФПГ, состоящие из юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств - участников СНГ? Напротив, для ФПГ с участниками из дальнего зарубежья отводится графа межгосударственных групп, причем лишь тем, которые образуются на основе межправительственных соглашений.

Что касается национальных и региональных ФПГ, то они прямо не названы в Законе (хотя, безусловно, являются объектом регулирования). Причина такого положения одна - Закон о ФПГ ориентируется на создание в первую очередь транснациональных и межгосударственных групп. Гигантомания в экономике преследует Россию до сих пор.

Надо развивать законодательство в области национальных и региональных ФПГ. В данной сфере надо принимать серьезные решения организационного, финансового и юридического характера. Нужна государственная программа развития ФПГ, транснациональных корпораций, других крупных финансово-промышленных объединений с учетом имеющегося мирового и отечественного опыта.

Наряду с этой (основной) классификацией ФПГ могут быть подразделены на другие виды. Используя различные критерии, различают следующие группы: а) банковские ФПГ и группы, сформированные одной компанией, во главе которой может быть промышленная организация, научно-исследовательский институт, торговая компания; б) вертикальные ФПГ, в которых предприятия, входящие в их состав, участвуют в выпуске одной и той же продукции, но на разных стадиях производства; горизонтальные ФПГ, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию; в) крупные, средние и малые ФПГ (в зависимости от размера и производственного потенциала). Предлагается классифицировать группы на: ФПГ де-юре и ФПГ де-факто. Первые группы зарегистрированы в установленном законом порядке, вторые - не зарегистрированы (неформальные ФПГ). Встречаются и другие виды ФПГ <3>.

Научно обоснованная классификация групп - самостоятельная проблема теории и практики правового регулирования отношений с участием бизнес-групп. С точки зрения закона такая классификация лишь тогда полезна, когда она приобретает юридическое значение. Например, вряд ли уместно в Законе о ФПГ деление групп на крупные, средние и малые. Тем более что финансово-промышленные группы - это крупные, по своей экономической природе, предпринимательские образования.

Другое деление ФПГ - на банковские группы и группы, образованные одной компанией. Даже на первый взгляд видно, что указанная классификация является порочной: в ее основе лежат разные критерии. Ведь банковские группы выделяются по такому критерию, как сфера применения, а потому в данном классификационном ряду следует назвать, например, промышленные ФПГ, строительные ФПГ и др.

В России наибольшее развитие ФПГ получили в машиностроительных отраслях, в которых функционирует около 15% групп. Среди официально зарегистрированных ФПГ преобладают региональные группы.

Мы считаем также, что принципиальное значение для понимания правовой природы ФПГ имеет классификация групп на два вида: а) участники которой действуют как основное и дочерние общества - ФПГ холдингового типа; б) участники которой подписали договор о создании ФПГ, объединили свои имущественные активы и учредили центральную компанию. ФПГ первого вида представляют собой предпринимательское образование, основанное на "системе участия", экономической субординации и корпоративном контроле. ФПГ второго вида есть добровольное договорное предпринимательское образование.

Порядок регистрации и организации деятельности ФПГ. Закон о ФПГ различает регистрацию ФПГ и центральной компании. Порядок регистрации финансово-промышленных групп (гл. II Закона) содержит новые нормы. ГК РФ в части регистрации юридических лиц не распространяется на регистрацию ФПГ. В Законе дан перечень документов, необходимых для государственной регистрации ФПГ (заявка на создание ФПГ, договор о создании ФПГ, организационный проект и др.). Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца и включением в Госреестр ФПГ.

С позиции закона обязательным признаком ФПГ является государственная регистрация группы. В то же время, по мнению ряда ученых, существуют неформальные (незарегистрированные) группы. Сошлемся на высказанное в литературе мнение о том, что ФПГ могут функционировать и без регистрации. Отмечается, что ФПГ де-факто - это, как правило, бывшие министерства или крупные гособъединения; большинство фактических ФПГ - естественные монополии; многие из незарегистрированных ФПГ организованы по типу холдингов. В качестве примера служит группа Альфа-банка в цементной промышленности, объединившая акционерные общества "Альфа-Цемент", "Топкинский цемент", "Сухоложскцемент", "Нижнетагильский цементный завод" и др.

Резонно возникает вопрос: разве Закон о ФПГ допускает возможность создания финансово-промышленных групп без соответствующей регистрации? Нет, не допускает. Если встать на позицию о существовании ФПГ де-факто, тогда логично предположить о наличии юридических лиц без государственной регистрации. На наш взгляд, здесь не может быть неопределенности: либо регистрация нужна (обязательный признак), либо она факультативно присутствует в законе.

Центральная компания ФПГ регистрируется в порядке, установленном ГК для регистрации юридических лиц (ст. 11 Закона). Она (компания) является, как правило, инвестиционным институтом. Допускается ее создание в форме хозяйственного общества, ассоциации, союза. По обязательствам центральной компании ФПГ ее участники несут солидарную ответственность (ст. 14 Закона). Чаще всего в качестве инвестиционного института выступает кредитная банковская организация.

Участниками ФПГ являются коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные (за исключением общественных и религиозных организаций). В числе обязательных участников ФПГ Закон называет банки или иные кредитные организации и организации, действующие в сфере производства товаров и услуг. В состав ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации.

Среди участников ФПГ первостепенное значение придается кредитной банковской организации. Вот что пишет по этому поводу Е. Торкановский: "Роль банка в структуре ФПГ трудно переоценить. Будет банк - будет ФПГ, не будет банка - даже крупная корпорация не может претендовать на этот статус". Причем в составе ФПГ может быть так называемый свой банк, т. е. кредитная банковская организация, специально созданная в качестве основного звена группы. Так, ФПГ "Интеррос" является типичной банковской группой, основными участниками и структурообразующим звеном которой выступили ОНЭКСИМ-банк и МФК. По такому же принципу были образованы ФПГ, сформированные Инкомбанком, банком "Российский кредит", консорциумом "Альфа-групп", банком "МЕНАТЕП". Однако кризис финансового рынка 1998 г. заметно повлиял на позиции коммерческих банков и, соответственно, отразился на сформированных ими корпоративных группах.

Сейчас, по оценкам специалистов, на финансовом рынке действуют 7 устойчивых банков-лидеров (Сбербанк Российской Федерации, Внешторгбанк, Газпромбанк, ММБ - Международный московский банк, МПБ - Международный промышленный банк, Альфа-банк, РОСБАНК). Что касается ОНЭКСИМ-банка, Инкомбанка, банка "Российский кредит", банка МЕНАТЕП, то они продолжают входить в состав ФПГ, но уже не в роли лидера. В результате на первое место стали выходить крупные предприятия (например, в ФПГ "Интеррос" крупнейшим членом является компания "Норильский никель"). Более того, появились группы, сформированные одной компанией (например, ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" в ФПГ "Магнитогорская сталь").

Независимо от места и роли банка в составе ФПГ кредитная организация реализует следующие функции: сберегательную, кредиторскую, информационную, расчетно-обслуживающую, гарантирующую. В любом случае (даже тогда, когда лидером в группе является крупное предприятие) банк по-прежнему остается финансовым центром ФПГ. В ФПГ "Магнитогорская сталь" таким банком является "Кредит Урал Банк".

Статья 12 Закона определяет понятие деятельности ФПГ. Под деятельностью ФПГ понимается деятельность ее участников, ведущаяся в соответствии с договором о создании ФПГ и/или с ее организационным проектом при использовании обособленных активов. Данное определение, как справедливо отмечалось в литературе, страдает рядом недостатков. Во-первых, резонно спросить: как соотносится деятельность ФПГ с предпринимательской и иной экономической деятельностью? Во-вторых, надо различать деятельность ФПГ и деятельность центральной компании ФПГ в интересах последней. В-третьих, нуждается в расшифровке понятие "обособленные активы" в контексте с осуществляемой участниками группы деятельностью. Это позволяет рассматривать правила ст. 12 Закона о ФПГ неудачными и подлежащими уточнению.

Интересна природа договора о создании ФПГ. На наш взгляд, он несколько тяготеет к учредительному договору. Однако поскольку ФПГ не вписывается в структуру ГК РФ, постольку использование конструкции учредительного договора (как вида учредительных документов юридических лиц) некорректно. Договор о создании ФПГ представляет собой договор о совместной деятельности (договор простого товарищества).

Организационный проект (ст. 8 Закона) - пакет документов, представленный центральной компанией ФПГ и содержащий необходимые сведения о ее целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ. Объем требований к организационному проекту определяется Правительством РФ. Как видно, организационный проект играет значительную роль на стадии формирования ФПГ.

Поэтому резонно возникает вопрос: какова юридическая природа организационного проекта? Ведь данный проект - не только необходимый пакет документов. Слово "пакет" не несет юридической нагрузки.

Статья 15 Закона предусматривает меры государственной поддержки деятельности ФПГ. Среди них - предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ, а также государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций. Банком России могут быть предоставлены банкам - участникам ФПГ льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности. Правительством РФ, исполнительными органами субъектов РФ могут быть предоставлены иные льготы для участников ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ - следующее направление совершенствования законодательства.

В реальной деятельности государство не выполняет взятые обязанности по государственной поддержке ФПГ. Ситуация с финансово-промышленными группами напоминает положение с малым бизнесом. В действующем законодательстве о малом предпринимательстве провозглашен ряд мер по государственной поддержке и стимулированию малого бизнеса. Однако здесь больше законодательной риторики и пафоса.

Главные причины такого положения - отсутствие у государства достаточных средств, необходимых для финансирования деятельности отечественных ФПГ, а также ясно выраженных приоритетов и принципов в действиях государства по поддержке ФПГ.

Система льгот и государственной поддержки ФПГ должна быть прозрачной и заранее известной всем участникам ФПГ. Причем указанная система должна быть общей (универсальной) для всех финансово-промышленных групп. Вместе с тем это не исключает возможности предоставления конкретным ФПГ индивидуальных льгот и преимуществ.

Действительно, сочетание общих и индивидуальных льгот, реально способствующих эффективной деятельности ФПГ, может послужить достаточным стимулом для образования конкурентоспособных групп.

Итак, с точки зрения гражданского законодательства ФПГ не являются юридическими лицами, т.е. субъектами гражданского права. Однако это не исключает возможности рассматривать их в качестве субъектов предпринимательской деятельности, равно как и субъектов других отраслей права (преимущественно публичного права). Далее, ФПГ нельзя, строго говоря, называть предпринимательскими объединениями, поскольку ст. 121 ГК РФ говорит об объединении юридических лиц в форме ассоциации и союза. Не случайно поэтому ряд авторов используют нейтральные словосочетания "предпринимательские многосубъектные образования". Конечно, на наш взгляд, сказанное не означает, что для обозначения ФПГ, холдингов запрещается использовать понятие "предпринимательские объединения". Напротив, мы считаем, что использование данного понятия целесообразно и логично в контексте общих рассуждений о статусе так называемых корпоративных структур, интегрированных бизнес-групп, неправосубъектных образований.

- 194.00 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Байкальского государственного университета

экономики и права в г. Братске

Кафедра юриспруденции

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Предпринимательское право»

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

Выполнил:

Студентка

Группы Юрув-09ПО _____________________ М.О. Илларионова

Проверил:

Преподаватель

К.ю.н., доцент _________________________ Т.И. Афанасьева

Братск 2011

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ………………..3

1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО- ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП……7

2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП.. ...9

3 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП…………………………………….16

4 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПГ…..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. …………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……….…………………….30

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение финансово-промышленных групп (далее - ФПГ) в России связано с появлением Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" и утвержденного им Положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания. В том же году была зарегистрирована и первая ФПГ "Уральские заводы".

В соответствии с Положением в качестве финансово-промышленных групп рассматривались группы предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений и инвестиционных институтов, капиталы которых объединены в организационно-правовых формах и размерах, определенных данным нормативным актом.

Процессы интеграции решают весьма важные вопросы: от выживания отдельных организаций в отраслевых структурах до формирования межотраслевых хозяйственных комплексов.

Финансово-промышленная группа - одна из форм организации производственно-хозяйственных комплексов.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой форму сосуществования субъектов предпринимательской деятельности. Такой юридико-экономический "симбиоз" обусловлен рядом причин, прежде всего необходимостью расширения и поддержания кооперации между предприятиями, развитием хозяйственных связей. При этом финансово-промышленная группа (ФПГ) - не просто производственно- технологический комплекс, а прежде всего инвестиционно-финансовый институт или объединение технологических и экономически связанных производственных, торговых и финансовых предприятий.

В 1997 г. действовало уже 47 ФПГ, в них вошли 500 предприятий и организаций с более чем 3 млн работников. Эти ФПГ давали более 10% ВНП России. Статистика показывает устойчивую степень развития финансово-промышленных групп: на 1 ноября 2001 г. было зарегистрировано 86 ФПГ, в том числе 15 транснациональных (среди них - 10 межгосударственных), при этом их общая численность на 2003 г. увеличилась в среднем на 104 объединения.

В истории современные "финансово-промышленные группы" представлены своими прообразами - объединениями крупных торгово- финансовых компаний. Поэтому на начальном этапе развития финансово-промышленные группы определялись как "синтез" материальных ресурсов с производственно- потребительскими инструментами. Во многом "отголоски" истории показывают современное представление о подобных формах объединений юридических лиц.

На постсоветском экономическом пространстве термин "финансово-промышленная группа" употребляется в нескольких взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях. Чаще всего им обозначаются любые формы относительно устойчивого взаимопроникновения промышленного и финансового капитала.

На фоне существующего понятия финансово-промышленных групп отмечается некоторая "размытость" их определения в сравнении с иными корпоративными объединениями. Общие признаки, заложенные в понятие корпоративных структур, легко "обнаруживаются" в существующих формах объединений, что порой не позволяет четко установить сущность того или иного юридического формирования.

По мнению ряда авторов, такое неоднозначное понимание статуса ФПГ является результатом отраслевого деления российского права, возникшего еще в советский период развития нашего государства. В настоящее время, например, О.А. Беляева характеризует финансово-промышленные группы при помощи терминологии антимонопольного законодательства как "группа лиц" и "хозяйствующий субъект".

В настоящее время актуальность с теоретической и практической точек зрения приобретает вопрос, связанный с правовым анализом объединений коммерческих организаций в форме финансово-промышленных групп. Нечеткость законодательных формулировок приводит к достаточно широкому толкованию понятия "финансово-промышленная группа" в юридической науке.

Целью настоящей работы является проведение анализа понятия и законодательного регулирования деятельности ФПГ, путей реализации на практике закрепленных Гражданским кодексом РФ норм и принципов российского права, что значительно облегчает изучение специальных отраслевых юридических дисциплин.

Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач:

  • изучение теории вопроса с учетом последних достижений научного прогресса;
  • анализ развития отдельных норм права, касающихся создания и деятельности отдельных видов ФПГ;
  • анализ имеющихся проблем в данной области права на современном этапе.

В числе доминирующих методов исследования, примененных автором в процессе изучения предмета использовались метод историко-правового анализа, систематически-структурного анализа, а также метод толкования правовых норм.

Объектом исследования настоящей курсовой работы служит само понятие финансово-промышленной группы, отличительные черты существующих видов и способов их создания. Предметом – нормы права, регулирующие вопросы создания ФПГ.

Данная тема нашла достаточно широкое освещение в трудах ведущих теоретиков и практиков в области предпринимательского права. Среди наиболее известных научных трудов российских ученых автору настоящего исследования представляется необходимым выделить научные труды доктора юридических наук, профессора Сергеева А.П., доктора юридических наук, профессора, Толстого Ю.К., доктора юридических наук, профессора Садикова О.Н., доктора экономических наук Бараненкова В.В. и других, на работы которых опирается автор в своей работе.

1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО- ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

Анализ современных тенденций в сфере экономики показывает, что интеграция банковского и промышленного капитала - характерная особенность и объективная закономерность возникновения и развития мощных финансово-промышленных объединений. В промышленно развитых странах указанная интеграция практически завершена, созданы и успешно действуют на внутреннем и внешнем рынках немногочисленные (по сравнению с другими предпринимательскими структурами) транснациональные компании (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также иные финансово-промышленные объединения. Так, в результате союза банковского и промышленного капиталов США были созданы крупные финансовые объединения в виде семейных групп (Морганов, Рокфеллеров, Меллонов и др.). Интересна практика срастания крупнейших концернов и банков в ФРГ (например, финансовые группы "Дойче Банк", "Дрезднер Банк", "Коммерц Банк"). Крупные финансовые объединения действуют во Франции и других европейских государствах. Во Франции - это мощная нефтяная группа "Компани франсэз де петроль", нефтяная компания "Эльф-Акитен", в автомобилестроении - частная "Пежо" и государственная "Рено".

В литературе было высказано спорное мнение о том, что ФПГ как форма предпринимательского объединения является порождением отечественной экономико-правовой мысли 1 . Ученые-экономисты, напротив, приводят примеры из мирового опыта создания ФПГ. 2

В Японии выделяют два уровня группирования: киге сюдан (сюданы) и киге гуруппу (или кэйрэцу). Основное их отличие заключается прежде всего в характере деятельности финансово-промышленных объединений и системе связей. Сюданы - это универсальные межотраслевые комплексы, объединяющиеся вокруг соответствующего банка и торговой фирмы. Связи между участниками сюдана скрепляются системой перекрестного владения акциями, перекрестным директоратом и т.д. В числе первого уровня необходимо в первую очередь назвать такие финансово-промышленные объединения Японии, как "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо", "Фуе" ("Ясуда").

Киге гуруппу (кэйрэцу) представляют собой объединения преимущественно вертикального типа. В структуре кэйрэцу между головной (материнской) компанией и входящими в состав объединения предприятиями существуют различные виды связей, основа которых - производственный профиль материнской фирмы.

В современной России процесс формирования финансово-промышленных объединений, в том числе ФПГ, находится в стадии своего становления. Можно говорить о создании в Российской Федерации крупнейших холдингов, ФПГ и альянсов коммерческих банков. Например, в состав нефтегазового конгломерата входят Национальный резервный банк, Газпромбанк, КБ "Империал", РАО "Газпром", нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", внешнеторговое объединение "Газэкспорт" и т.д.

По оценкам президента ассоциации финансово-промышленных групп России О.Н. Сосковца, в настоящее время официальный статус ФПГ получили более 80 групп. В их состав вошли на добровольной основе 1000 промышленных предприятий и организаций, более 80 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых приближается к 4 млн. человек. Группы обеспечили прирост выпуска продукции на 3,5%, объем реализованной продукции - на 5%, экспорта - на 10%, инвестиций - на 6%. Такова статистика, но за ней скрывается положительная динамика развития финансово-промышленных групп в России. 3

На банковском рынке происходит также концентрация и централизация банковского капитала. Быстрый рост группы банков, занимающих сильные позиции, наблюдается в Москве. Такое положение сохранится. Так, исторически Лондон является важнейшим финансовым центром.

Рост капиталов московских банков привел к расширению сферы их интересов как внутри России, так и за ее пределами. Например, КБ "Российский кредит" имеет дочерние банки в Киргизии, Туркмении, Грузии, Азербайджане. В обозримом будущем формирование финансовых объединений в России может завершиться и в виде семейных групп. Пока для этого завершения не наступил благоприятный момент.

В литературе (преимущественно экономической) отмечается положительный опыт становления и развития ФПГ в Южной Корее. В частности, на этапе становления рыночной экономики Южная Корея жестко закрыла свой рынок, создавая крупные структуры, с помощью которых завоевывала место на внешнем рынке. Что касается России, то здесь, напротив, наблюдается ничем не обоснованная открытость отечественной экономики для иностранных поставщиков (изготовителей).

Кроме того, используемые в Южной Корее авторитарный стиль руководства, патронаж государства, система государственных льгот близки и понятны российской экономике и политическому истеблишменту. Характерные черты восточной модели управления в большей степени соответствуют не только природе нашего общества, но и русскому менталитету. 4

Описание работы

Целью настоящей работы является проведение анализа понятия и законодательного регулирования деятельности ФПГ, путей реализации на практике закрепленных Гражданским кодексом РФ норм и принципов российского права, что значительно облегчает изучение специальных отраслевых юридических дисциплин.
Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач:
изучение теории вопроса с учетом последних достижений научного прогресса;
анализ развития отдельных норм права, касающихся создания и деятельности отдельных видов ФПГ;
анализ имеющихся проблем в данной области права на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП……7
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП.....9
3 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП…………………………………….16
4 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПГ…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……….…………………….30

Правовое положение данных субъектов определяется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах". Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово -промышленной группы обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Статус финансово-промышленной группы приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование создания (в том числе государственная регистрация), деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Для регистрации ФПГ, в частности, представляются: заявление; договор о создании ФПГ; копии свидетельств о регистрации, учредительных документов; согласие собственника имущества государственных или муниципальных предприятий; заключение федерального антимонопольного органа; организационный проект (пакет документов, содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых результатах деятельности и др.). Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного экспертного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в Государственный реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Государственная поддержка деятельности ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.

Это совокупность экономических субъектов (обычно юридических лиц), либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции.

Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн - объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

Причины возникновения ФПГ вскрыл ещё Рудольф Гильфердинг (австрийский и немецкий марксист, лидер социал-демократии и политический деятель Германии), описывая процесс слияния банковского и промышленного капитала, и образования финансового капитала.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) могут организовываться в виде:
- объединения основного и дочернего обществ;

Совокупности юридических лиц, подписавших договор о создании соответствующего объединения и учрежденной ими центральной компании.

Требованиями к ФПГ являются:
- над фирменное образование, имеющее в составе юридически самостоятельных субъектов;
- наличие финансовой составляющей;
- реальный контроль центрального субъекта и проведение единой стратегии.

Состав участников ФПГ определяется принятой ею стратегий. Последние могут быть предприятиями любой формы собственности, имеющими организационно-правовую форму ОАО, ЗАО, ООО и пр., а также холдинги, материальные активы которых более 50%. Большинство участников ФПГ в России - частные предприятия, объединившиеся на основе вертикальной интеграции разной отраслевой принадлежности.

Договор о создании ФПГ должен содержать следующие условия:

Наименование ФПГ;

Порядок и условия учреждения ФПГ,

Порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих ФПГ;

Порядок внесения изменений в состав участников ФПГ;

Объем, порядок и условия объединения активов;

Цель объединения участников;

Срок действия договора.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

Ведение дел ФПГ осуществляется центральной компанией , которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ.



Основными функциями центральной компании ФПГ являются:

Представительство от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ;

Ведение сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ;

Подготовка ежегодного отчета о деятельности ФПГ;

Выполнение в интересах участников ФПГ отдельных банковских операций в соответствии с законом о банках и банковской деятельности и т. д.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Исходя из сущности ФПГ обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Статус ФПГ приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование ее создания (в т. ч. государственная регистрация), деятельности и ликвидации ФПГ осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом РФ. Для регистрации ФПГ в частности представляются:

Заявление;

Договор о создании ФПГ;

Копии свидетельств о регистрации, учредительных документов;

Согласие собственника имущества государственного и муниципального унитарных предприятий;

Заключение федерального антимонопольного органа;

Организационный проект (пакет документов, содержащих необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых результатах деятельности и др.)



Разрешительный порядок регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в государственный реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Государственная поддержка ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения разного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.

Правовое положение данных субъектов определяется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах". Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово -промышленной группы обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Статус финансово-промышленной группы приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование создания (в том числе государственная регистрация), деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ. Для регистрации ФПГ, в частности, представляются: заявление; договор о создании ФПГ; копии свидетельств о регистрации, учредительных документов; согласие собственника имущества государственных или муниципальных предприятий; заключение федерального антимонопольного органа; организационный проект (пакет документов, содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых результатах деятельности и др.). Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного экспертного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в Государственный реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Государственная поддержка деятельности ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.

13. Правовое положение товарных и фондовых бирж

Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле » от 20.02.1992 №2383-1 (в редакции от 15.04.2006 №47-ФЗ);

ФЗ «О рынке ценных бумаг в РФ » от 22.04.1996 №39-ФЗ (в редакции от 27.07.2006 №138-ФЗ).

Товарные и фондовые биржи – организаторы торговли на товарном рынке и РЦБ (предоставляют услуги, непосредственно способствующие заключению сделок с биржевыми товарами и ц/б между участниками биржевой торговли).

Биржи – инструмент выявления рыночных цен и развития конкуренции (основная задача – организация и проведение гласных и публичных торгов).

Товарная биржа – организация с правами ю/л, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (специальный субъект, исключительную правоспособность которого составляет организация и регулирование оптовой торговли биржевыми товарами).

Биржевой товар – не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле; НЕ недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Биржевая сделка – биржевой договор на биржевой товар, заключенный во время биржевых торгов.

Виды биржевых сделок – сделки связанные с:

    взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

    взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки );

    взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки );

    уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки );

    а также другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Товарная биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли (торговой, торгово-посреднической, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности).

В учреждении биржи не могут участвовать органы государственной власти и управления, кредитные организации, страховые и инвестиционные компании и фонды, общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды, ф/л, не являющиеся ИП (доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%; товарная биржа не может быть образована в форме унитарного предприятия).

Товарные биржи могут создавать объединения (ассоциации) для представления и защиты общих интересов.

Органы управления товарной биржей организуются в зависимости от организационно-правовой формы биржи (структура органов управления определяется биржей в Правилах биржевой торговли и других локальных НА).

Биржевая деятельность – лицензируемый вид деятельности.

Участники биржевой торговли – члены биржи и посетители биржевых торгов.

Члены биржи – лица, участвующие в формировании уставного капитала биржи или внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество (им предоставляется право участвовать в биржевой торговле, принимать решения на общих собраниях, участвовать в работе других органов управления, получать дивиденды и другие права):

1) Полные (наделены правом участвовать в биржевых торгах во всех секциях и на определенное количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи).

2) Неполные (вправе участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции биржи и на определенное количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании членов секции биржи).

Участвовать в биржевых торгах помимо членов биржи вправе посетители (постоянные и разовые) (приобретают это право на определенный срок и за соответствующую плату; их общее число не может превышать 30% от общего числа членов биржи).

Правом заключения всех видов биржевых сделок обладают биржевые посредники – члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами и независимыми брокерами (их деятельность по совершению фьючерсных (сделок с возможностью перепродажи контрактов) и опционных (с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта) подлежит лицензированию).

Остальные члены биржи и посетители участвуют в биржевой торговле только реальным товаром и за свой счет , а также через организуемые ими брокерские конторы либо на договорной основе с брокерскими фирмами или независимыми брокерами.

Государственное регулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляет Комиссия по товарным рынкам (подчинена ФСФР; выдает лицензии на организацию биржевой торговли; осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров; контролирует соблюдение законодательства о биржах; вправе направлять биржевым посредникам предписания о прекращении противоречащей законодательству деятельности, применять к бирже и посредникам соответствующие санкции).

Фондовая биржа – организатор торговли на РЦБ (может быть организована либо в форме АО или некоммерческого партнерства).

ФЗ «О РЦБ» предусматривает возможность осуществления ю/л деятельности фондовой биржи в организационно-правовой форме АО (на деятельность фондовой биржи распространяется ФЗ «Об АО») или некоммерческого партнерства (ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Одному акционеру фондовой биржи не может принадлежать 20 и более % акций каждой категории (а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства – 20 и более % голосов на общем собрании членов такой биржи).

Членами фондовой биржи некоммерческого партнерства могут быть только профессиональные участники РЦБ (такие фондовые биржи могут быть преобразованы в АО при принятии решения большинством в 3/4 голосов всех членов этой фондовой биржи).

Деятельность по организации торговли вправе осуществлять только ю/л, имеющие лицензию профессионального участника РЦБ на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи (лицензирование производит ФСФР).

Фондовая биржа не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности (исключение – деятельность валютной биржи, товарной биржи, клиринговая деятельность, связанная с осуществлением клиринга по операциям с ц/б инвестиционными паями ПИФов, деятельность по распространению информации, издательская деятельность, деятельность по сдаче имущества в аренду).

Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие (иные лица могут совершать операции исключительно при посредничестве брокеров).

Участниками торгов на фондовой бирже некоммерческом партнерстве могут быть только члены такой биржи.

Фондовая биржа АО должна иметь совет директоров , должен быть создан исполнительный орган управления, специальный комитет по аудиту (оценка кандидатов в аудиторы, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи).

Фондовая биржа должна иметь биржевой совет (при наличии нескольких секций возможно создание совета для каждой секции; совет осуществляет предварительное обсуждение проектов наиболее важных локальных НА; формируется из числа должностных лиц биржи, участников торгов, эмитентов, управляющих компаний инвестиционных фондов, независимых экспертов; на заседаниях вправе присутствовать представитель ФСФР).

Отдельное структурное подразделение – отдел по листингу (осуществляет контроль за соответствием ц/б и их эмитентов установленным требованиям).

14. Правовое положение кредитных организаций

ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 (в редакции от 25.07.2007).

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим ФЗ. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации (прежде всего банки) обеспечивают аккумуляцию и перераспределение финансовых ресурсов, являются ключевыми звеньями системы безналичных расчетов.

Три основные функции банка : собирание чужих средств, оказание кредита, содействие платежному обороту.

Основные функции кредитных организаций : осуществление операций на валютном рынке и рынке ценных бумаг, с драгоценными металлами и драгоценными камнями; выполнение ряда публично-правовых функций, являясь налоговыми агентами и агентами валютного контроля.

Кредитная организация (т.к. цель – извлечение прибыли) – коммерческая организация (пункт 1 статьи 50 ГК РФ).

Кредитные организации могут создаваться в форме АО (закрытого или открытого), ООО, ОДО (пункт 3 статьи 66 ГК РФ).

Поскольку собственником имущества хозяйственного общества является само общество (пункт 1 статьи 66 ГК РФ), то это значит, что у кредитных организаций есть возможность внесения в уставный капитал как государственного муниципального, так и частного имущества .

Виды кредитных организаций:

    Банки – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

    Небанковские кредитные организации (НКО) – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим ФЗ. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Виды НКО :

    НКО, осуществляющие депозитно-кредитные операции;

    Расчетные НКО;

    Организации инкассации;

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с ФЗ, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с ФЗ.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства, Банка России . Государство, Банк России не отвечают по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство, Банк России сами приняли на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы МСУ не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами , за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных ФЗ.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро . Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 500 тысяч евро (статья 11).

Кредитные организации обладают исключительно хозяйственной правоспособностью. Она состоит в запрете заниматься производственно, торговой и страховой деятельностью (часть 6 статьи 5). Данный запрет распространяется только на кредитные организации, поэтому данными видами деятельности может заниматься, например, дочернее или зависимое от банка ю/л.

Законодательством установлены дополнительные требования к фирменному наименованию кредитной организации – должно содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слов «банк» или «НКО», а также указание на ОПФ.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимает Банк России . Он же ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций (КГРКО):

    Банк России направляет документы + решение в УФНС;

    УФНС в срок не более пяти рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и направляет в Банк России с датой и государственным регистрационным номером;

    на основании этой информации Банк России выдает Свидетельство о государственной регистрации кредитной организации;

    учредители должны оплатить 100% объявленного уставного капитала кредитной организации в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации;

    подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций.

К кредитным организациям предъявляются обширные публично-правовые требования. Они являются объектами регулирования и надзора со стороны Банка России:

    обязаны соблюдать экономические нормативы и обязательные резервные требования в целях обеспечения своей финансовой устойчивости;

    осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги;

    организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций;

    осуществлять контроль операций своих клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кредитные организации подлежат обязательному ежегодному аудиту, обязаны ежегодно публиковать в открытой печати годовой отчет и ежеквартально – бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

Отзыв банковской лицензии влечет принудительную ликвидацию кредитной организации (основания : установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия; задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи; установление фактов существенной недостоверности отчетных данных; задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации); осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией).