Правило третей в фотографии. Основные правила третей в фотографии

Не так давно мы говорили о правиле золотого сечения и о том, как можно откадрировать снимок уже после того, как он был сделан. Но когда вы снимаете, у вас навряд ли будет время и возможность наложить на снимок спираль Фибоначчи. Поэтому освойте правило третей, чтобы делать хорошие снимки, максимально приближенные к правилу золотого сечения.

Правило третей в фотографии

Мысленно разделите фото двумя горизонтальными линиями и двумя вертикальными. Предметы, на которые вы хотите сделать основной упор в кадре, следует размещать в местах пересечения этих четырех линий или вдоль них. Особенно хорошо это правило работает во время пейзажной фотосъемки.

Это достаточно простое правило позволит вам делать удачные снимки. Правило третей успешно применяется в фотографии, рисовании и дизайне.

При этом если на вашем снимке — всего один объект, расположите его с левой стороны кадра. Дело в том, что у зрителей имеется привычка просматривать образы слева направо, которая выработана чтением.

Если на снимке — несколько ключевых объектов, расположите доминирующий объект в правой нижней точке. Такая компоновка кадра учитывает тот факт, что человек лучше всего воспринимает информацию, полученную в начале и в конце просмотра. По этому принципу строят даже выпуски новостей, делая обзор всех сюжетов в начале программы и оставляя самый нейтральный сюжет на финал, чтобы смягчить восприятие негативных новостей, коих в репортаже большинство.

Так же и в фотографии: просматривая ваш фотоснимок, человек лучше всего воспримет последнюю полученную информацию. Этот момент особенно важно учитывать при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом.

Правило третей в портрете


Правило третей работает и при съемке портретов. Основной акцент можно сделать на глаза или на улыбку модели. Так, на первом фотоснимке в глаза в первую очередь бросается выразительный взгляд девушки, в то время как на снимке ниже основной акцент сделан на улыбку мальчика.

Оказывается, профессиональный фотоаппарат - еще не залог высококлассной фотографии. Выясняется, что и "Фотошопа" порой недостаточно, чтобы исправить погрешности при съемке. Становится известно, что труд фотографа - не менее легкий, чем любой другой, так как требует огромного количество знаний, навыков, умений. Правила третей в фотографии - лишь один из аспектов, но их обязан учитывать каждый уважающий себя фотограф. В чем же они состоят и как их правильно использовать?

Немного о...

Правила третей в фотографии входят в Это своего рода фотоискусства.

Являясь важной составляющей, правило третей в фотографии, примеры использования которого будут рассмотрены далее, применимо практически к любому выбранному жанру. Хорошо подходит оно и для и для пейзажной. Это делает его универсальным оружием для поражения мишени высококлассности прямо в десятку.

Стоит ли слепо следовать?

Определенно, нет. Строгое и неукоснительное следование правилам к хорошему в искусстве не приводит, но правило трех третей в фотографии всегда может стать отправной точкой для создания шедевра.

А для того чтобы использовать его верно, нужно как следует разобраться, что оно собой представляет, какие преимущества дает творцу, в чем его привлекательность и каким образом при его помощи достигается та самая идеальная сбалансированность, к которой стремится любой фотохудожник.

Баланс во всем!

Баланс - это то, что везде в природе. К балансу стремится все естественное, потому его же следует достигать и в искусственном. В конечном итоге, все, что делает человек, - лишь отображение того, что уже есть в природе. Он черпает свои идеи из нее, она - его лучший помощник и советчик.

Чуть выше уже был использован термин "фотохудожник". С фото все ясно, но почему выбрана именно такая вторая половина данной дефиниции? Что же, фотограф в каком-то смысле тоже художник, держащий в руке вместо кисти известный инструмент. Чтобы получить хороший результат, ему недостаточно просто нажать на кнопку спуска и запечатлеть момент: перед этим следует оценить композицию будущего кадра. Жаль, что не все это понимают, но тем не менее это так.

Что такое композиция?

Грубо говоря, композиция представляет собой целый набор разнообразных приемов, помогающих правильно разместить объекты. Верное расположение позволит отдельным частицам собраться в цельную картинку, на которую, собственно, будет приятно смотреть. Правило третей является основной составляющей композиции вместе с диагоналей и проч.

По существу, правило третей - упрощенный вариант золотого сечения. В оригинальном варианте использованы расчеты сложнее, тесно связанные с числами Фибоначчи. Золотое сечение - один из принципов, который также обязан знать любой фотохудожник, но эта статья - о третях.

Что собой представляет правило третей?

Мысленное деление изображения на девять частей (3 х 3 - три по вертикали, аналогичное число по горизонтали), притом они должны быть равными, - вот описание правила третей. В фотографии оно важно. Описанное разделение представляет собой сетку из двух горизонтальных и Объекты следует располагать в местах их пересечения или вдоль них.

В чем идея?

При использовании такого принципа, как правило третей, фото становится приятнее для глаз и естественнее, ведь важные его элементы располагаются не прямо посередине кадра. Также дается больше пространства для воображения и фантазии.

Фотография не меняется кардинально, но придается значимость объекту съемки. На чем это основано? Когда человек смотрит на картину в целом в реальности, заостряя внимание на чем-то одном, ему в то же время необходимо, чтобы окружающие элементы не мешали, но сочетались с объектом. Конечно, для минутного взгляда такое описание не подходит, но долгое всматривание вдаль предполагает именно это. Задача фотографа - выразить то, на что должен обратить внимание зритель (на кадре будет сфокусировано то, на чем нужно было сфокусироваться, ведь использовать фокус своего собственного глаза на конечном результате уже не получится). Ставить в этом случае объект прямо по центру, что приходит в голову первым, - очень грубое решение задачи и, как уже было упомянуто выше, весьма неестественное, как ложь, шитая белыми нитками.

Как его можно использовать?

Следует мысленно вообразить сетку, выделить важные элементы будущего кадра и расположить их вблизи линий. Стоит помнить, что идеального совпадения может и не быть, но приблизительного необходимо добиться. Сетка - опорный компонент для съемки. Это искусство, и потому никаких "точно в точке" быть не может. С линиями можно "поиграть", композицию расставлять по своему усмотрению. Если позволяют время и техника, можно сделать несколько разных кадров, чтобы сравнить результат и увидеть разницу. Без понимания самой идеи ведь ничего не выйдет, а слепое следование приведет к тому, что все фотографии будут сделаны как будто по одному лекалу. Но в том-то и преимущество правила третей в фотографии: оно такое простое, такое универсальное, и в то же время дает столько вариантов его использовать. Все гениальное - просто. То же сравнение с природой: это словно закат, красота которого настолько неоспорима, что человек восхищается им уже которое тысячелетие, а он каждый день разный. Но от метафор вернемся к реалиям.

Может быть, позицию, с которой будет произведена съемка, придется сменить. Это ничего. Взвешенный и вдумчивый подход к фотографированию - великолепная привычка. Да, современная техника позволяет за минуту "нащелкать" до сотни кадров, но в такие моменты очень кстати будет вспомнить фотомастеров, которые работали с пленкой, когда каждый кадр был невероятно ценен, а просчитывать его параметры приходилось наугад, никогда не зная, что получится в итоге, и получится ли вообще.

В помощь фотографу

Производители некоторых камер ратуют за своих пользователей, добавляя устройству возможность включать и подставлять сетку. Это наглядное представление, и фотограф может освоить правило трех третей в фотографии, не воображая линий мысленно.

Кстати говоря, интересный факт: правило распространено как принцип трех третей. Это не совсем верно. На деле это правило двух третей в фотографии. Но не важно, как его называть, важно, как применить. В этом помогут нижеприведенные советы для каждого из типа фотографий.

Как уже было сказано чуть выше, универсальность - это правило третей. Портрет или пейзаж, или макросъемка, или движущиеся объекты - оно применимо везде.

Для пейзажа горизонт лучше размещать вдоль одной из линий сетки, а не посередине, чтобы не создавалось ощущения разбиения фотокадра на две равные половины. Объект на переднем плане задает точку фокусировки, и его стоит разместить также в соответствии с принципом правила. Если объект крупный, его лучше переместить в бок, чтобы и он не разбивал картину надвое.

Когда человек смотрит на портрет, он всегда обращает внимание на глаза изображенного на фото мужчины (или женщины, ребенка и т. д.). Потому-то фокус должен быть именно на них, а расположить их лучше всего на верхней горизонтальной линии сетки.

Для движущегося объекта хорошо оставить пространство в той стороне, которая является направлением движения.

При съемке человека в полный рост неплохо бы поставить его вдоль одной из вертикальных линий сетки.

Сила точек

Несмотря на то что сам принцип правила строится на равном разделении, известно, что у правой нижней точки воздействие сильнее, чем у нижней левой. Это означает, что если фотография имеет несколько объектов, то самый главный из них следует расположить вблизи первого названного пересечения.

Кадрирование как способ улучшить фотографию

Обыватели привыкли для удаления лишних деталей с общей картины. Мастера убирают их в "Фотошопе" при помощи своих секретных приемов, поскольку кадрирование (та же самая обрезка, по сути) дает преимущество в ином. Ведь благодаря ему можно заставить кадр наследовать правила третей. "Фотошоп" или иная способна улучшить общую картину этим нехитрым способом, переместив объект съемки в более уподходящее место в соответствии с правилом.

Правила придуманы для того, чтобы их нарушать

И правило третей - не исключение. Да, оно - основа композиции, но если чувствовать ее, эту самую композицию, интуитивно, то и нарушая вышеописанный принцип, можно получить нечто интересное, возможно, даже ярче и выразительнее, чем вышло бы с ним. Экспериментировать никто не запрещал! Это даже полезно.

Но вот в чем штука: чтобы нарушить правило с выгодой для себя, надо сначала научиться ему следовать.

Про правило третей в фотографии или, как его еще называют, золотое сечение написано немало статей. На чем основывается это правило можно с легкостью найти и почитать в интернете (рекомендую , а также посмотреть видео в конце урока). Я же перейду сразу к сути.

Правило третей (золотое сечение) — это сетка из двух вертикальных и двух горизонтальных линий. Они пересекаются в четырех точках (на рисунке ниже им присвоены номера 1, 2, 3 и 4). Эти точки указывают куда смотрит человек, когда разглядывает фотографию.

Человек так устроен, что он не может смотреть в одну точку и получать из нее максимум информации. Его мозг дает команду глазам «бегать» и собирать по кусочкам информацию об окружающем нас мире, после чего мозг собирает картину воедино и выдает итоговый результат. Точно так же и с фотографией. Когда мы смотрим на нее, то непроизвольно начинаем бегать глазками от одной части к другой, то есть мы разглядываем фотографию.

Четыре точки в середине — это научно-психологически вычисленный факт, куда среднестатистический человек смотрит в первую очередь. Сначала это точка под номером один, затем два, три и четыре.

Поэтому композицию кадра нужно построить так, чтобы главный предмет фотографии находился на пересечении хотя бы с одной из этих точек. Давайте посмотрим на снимки опытных фотографов с наложенной на них сеткой:

Снимок: цунами в Японии. Огонь находится на пересечении третей точки.

Больше работ и его биографию можно .

Снимок: знамя победы над Рейхстагом . Здесь в центре внимания сам флаг и солдат, который его держит.

В этом правиле есть еще один хитрый прием

Опять-таки, научно установлено, что человек смотрит в нижний правый угол в последнюю очередь. Поэтому фотографы, чтобы сделать сюрприз добавляют в этот угол какую-нибудь деталь, которая становится главным действующим лицом/предметом, но мы не сразу это замечаем. Посмотрим на примере:

Снимок: с обака погибшего военного лежит у его гроба на похоронах . Собака не попадает в центр вниманимя. На нее мы обращем внимание не в первую очередь, но именно она является главным действующим лицом (мордой) фотографии.

Как делать композицию кадра в соответствии с правилом третей

Если во время фотосъемки не получается мысленно представить эту сетку, то можно воспользоваться технической помощью фотоаппарата. Конечно, не на всех, но на многих моделях можно включить в настройках автоматическое отображение данной сетки. Если такого нет и на глаз не очень получается, то переходим в программу фотошоп или его аналоги.

В фотошопе есть , предназначенная для кадрирования фотографий, то есть для исправления композиции кадра. Если ваш фотошоп версии до CS5 включительно , то на панели параметров вы сможете выбрать сету кадрирования — правило 1/3 :

Она несколько отличается от той, что я показывал на примерах выше, но принцип действия тот же самый:

То есть в данном случае вертикальные и горизонтальные линии находятся на равном удалении друг от друга. Вообще такая сетка так и называется — правило третей . А примеры выше были разобраны на сетке — правило золотого сечения .

В фотошопе версии CS6 и выше появилось более богатое меню вариантов правил кадрирования, в том числе и золотое сечение:

Откройте фотографию и выберите любую из двух рамок. Прикиньте ее на снимке и пофантазируйте, чтобы вы хотели выделить в этом кадре самым главным. Я открыл фотографию с недавней своей поездки в автомобильный музей ГАЗ (г. Н.Новгород). Центральным объектом снимка будет олень. Я разместил сетку так, чтобы обе точки были именно на нем:

С помощью такого кадрирования, я отрезал лишнее, что никак не влияет на замысел снимка, также олень получил правильное и гармоничное место. В итоге получилась вот такая композиция кадра:

(кликните, чтобы увеличить)

Вывод

Конечно, данное правило подходит не для каждой фотографии, ведь существует множество других правил композиции кадра. Смысл в другом. Благодаря этим знаниям, можно в каждом своем снимке найти правильное (а значит гармоничное) и красивое расположение своего объекта/объектов съемки.

Например, одиноко стоящее дерево напрашивается, чтобы его разместили в самом центре кадра. Но если все-таки его сдвинуть ближе к краю, на одну из вертикальных линий, то вы вдруг почувствуете ту самую, так желаемую художественную нотку. В итоге ваша фотография будет смотреться совсем по-другому — так, как нужно.

И напоследок, видео с семинара, где лектор вполне доступным языком еще раз объяснит, что это за правило. Приятного просмотра!

Заметили ошибку в тексте - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter . Спасибо!

Правило третей является важной составляющей в технике фотосъемки. Оно может быть применено к любому типу фотографии (портрет, пейзаж и т.д.) для улучшения композиции и баланса вашей фотографии. Это правило является одним из самых полезных. Крайне важно разобраться в нем, чтобы точно знать и понимать, как можно его использовать для получения более привлекательных и сбалансированных изображений.

Конечно, правила не должны применяться слепо, особенно в искусстве. Тем не менее, с его помощью хорошие фото будут получаться чаще, и оно будет отличной отправной точкой для любой композиции.

Что же такое это правило третей?

Правило третей представляет из себя мысленное разделение изображения на 9 частей с помощью 2-х горизонтальных и 2-х вертикальных линий, как показано на рисунке ниже. И расположения важных элементов фотографии в местах пересечения линий или вдоль них.

Правило третей сетки. Важные элементы (сарай, и граница между землей и деревьями) расположены вдоль линии и на пересечениях линий. Изображение Мартин Gommel .

Идея состоит в том, что более приятным для глаз и более естественным являются центры композиции не находящиеся прямо в середине кадра. Они пробуждают фантазию при творческом использовании негативного пространства (пустых участков вокруг объекта съемки).

Как использовать правило третей?

При кадрировании фотографии, мысленно наложите сетку и решите для себя какие предметы съемки являются наиболее важными. После этого попытайтесь установить их на или вблизи линий и/или точек пересечений данной сетки. Идеального совпадения может и не быть.

Горизонт и главный предмет (в данном случае женщина) этой фотографии были размещены вблизи пересечения линий или максимально близко к ним. Изображение К Praslowicz .

Возможно, вам придется сменить точку съемки, чтобы вписаться в данное правило композиции. Что заставит более взвешенно подходить к съемке, и станет хорошей привычкой.

Чтобы помочь фотографу, некоторые камеры имеют функцию накладывающую вbртуальную сетку на кадры прям во время съемки. Соответственно, уже не надо ничего представлять и можно более точно позиционировать ваши фотки.

Примеры

Правило третей является очень гибким и может быть использовано для любых фотографий. Ниже приведены примеры фото, которые эффективно используют данное правило.


Изображение Megan Leetz .

При съемке пейзажей размещение горизонта по центру кадра дает ощущение разбивки кадра пополам и это очень чувствуются при взгляде на фото. Вместо этого, линию горизонта лучше поместить вдоль одной из горизонтальных линий сетки. Кроме того попробуйте включить еще какой-нибудь интересный объект, такой как дерево на фото выше, и поместите его в соответствии с правилом третей. Это создаст как бы «якорь», привязку для взгляда на снимке, создаст точку фокусировки.


Изображение Andreas Wonisch .

Было хорошей мыслью разместить девушку в стороне от центра. Это обеспечивает некоторую "передышку" взгляду, показывает окружение вокруг основного объекта съемки. При взгляде на портрет мы, естественно, обращаем внимание на глаза. Если это возможно, поместите их в одном из перекрестий сетки.


Изображение Prem Anandh .

Здесь главный объект съемки был размещен на одном из пересечений, а также вдоль одной из вертикальной линий сетки. Веточка идет вдоль (примерно) верхней горизонтальной линии. А пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и избавляет фотографию от перенасыщения.


Изображение Dennis Jarvis .

Вертикальные предметы, как этот маяк, могут разделить фото на две части, во многом таким же образом, как и горизонт может разбить фото горизонтально. Чтобы избежать этого, поместите их за пределами центра в вашей композиции.


Изображение muskva .

При съемке движущихся объектов, попытайтесь разместить их как и статичные неподвижные объекты, но обратите внимание на направление движения. Лучше оставить немного места перед ними, чем позади, чтобы показать, куда идет движение.

Используем программы для редактирования

Вы можете легко применить правило третей к уже существующим фотографиям, правильно обрезая их. Это позволит переместить важные предметы в более композитно подходящее положение.


Перекадровка фото может улучшить его композицию. Изображение Jenn Forman Orth .

Для облегчения жизни фотографов такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенные помощники с сетками, которые включают в себя и вариант с правилом третей. Сетка накладывается поверх фотографии и вы кадрируете опираясь именно на нее.

Нарушайте правила

Как и все правила (по крайней мере в области фотографии), правило третей не применяется в любой ситуации, а иногда его нарушение может привести к гораздо более привлекательным и интересным фотографиям. Экспериментируйте и пробуйте различные варианты композиции, даже если они идут против любых «правил», которым вы обучились. Тем не менее, научитесь эффективно использовать правило третей, прежде чем нарушать его.

"Правило третей" является важным приемом в фотографии, который может быть применен в любой сцене для улучшения композиции и баланса изображения.

"Правило третей" - это один из самых полезных композиционных приемов в фотографии. Важно понимать, как применяется "правило третей" в разных направлениях фотографии, чтобы делать более интересные и гармоничные снимки.

Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому следует относиться к "правилу третей", как к практической рекомендации, а не догме. Однако, в большинстве случаев этот прием позволит получать хорошие фотографии и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.

Что такое "правило третей"?

Применение "правила третей" предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как показано ниже. Затем следует поместить ключевые элементы сцены в точках пересечения линий.

Сетка, построенная на основе "правила третей". Важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении. Автор фотографии Martin Gommel .

Суть правила заключается в том, что подобная композиция приятнее для глаз и выглядит более естественно, чем фотографии, в которых объект расположен прямо по центру. Также "правило третей" вынуждает нас творчески подходить к использованию "негативного пространства" - пустых участков, расположенных вокруг объекта.

Как использовать "правило третей"?

При компоновке фотографии мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Подумайте, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не значит, что они должны быть точно вписаны в эти точки, достаточно, если они будут расположены неподалеку.


Линия горизонта и ключевой объект на этой фотографии расположены в соответствии с "правилом третей" вблизи линий для того, чтобы сделать снимок наиболее эффектным. Автор фотографии K Praslowicz.

Скорее всего, вам придется подвигаться, чтобы найти лучшую композицию. Благодаря этому вы лучше будете продумывать снимок и это действительно хорошо, независимо от того, используете вы правило третей или нет.

Для помощи в некоторых камерах нанесена сетка линий третей. Благодаря этому не приходится прикидывать на глаз и можно более точно выбрать правильное расположение объектов.

Примеры

"Правило третей" достаточно универсально и может быть применено в большинстве направлений фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться в съемке.


Снимая пейзажи, фотографы не редко размещают горизонт по центру кадра, что создает ощущение разорванности снимка. Вместо этого следует располагать горизонт вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с "правилом третей".

Старайтесь дополнять фотографию другими интересными объектами, такими как дерево на снимке, представленном выше, и также размещайте их в соответствии с "правилом третей". Благодаря этому появляется "якорь" - естественная точка, к которой будет приковано внимание зрителей.


Размещение людей ближе к одному из краев снимка дает хороший результат. Благодаря этому появляется свободное пространство, фотография становится более легкой, становится виден окружающий интерьер, и фотография уже не выглядит просто как снимок лица.

Зритель естественным образом обращает внимание на глаза модели на снимке, поэтому стоит размещать их в соответствии с "правилом третей" в точках пересечения линий, чтобы придать фотографии правильную композиционную основу.


На представленном выше снимке главный объект был помещен на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и сохраняет снимок от перегруженности.


Вертикальные объекты, такие как этот маяк, могут разделить (по аналогии с линией горизонта) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить появление этого нежелательного эффекта, формируя композицию, поместить объект вне центра кадра.


При съемке движущихся объектов следуйте общим правилам размещения, однако учитывайте направление движения. Общее правило заключается в том, что стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.

Использование программ для фото-обработки

Вы можете с легкостью подгонять фотографии под "правило третей" с помощью выкадровки. Эта функция позволяет вам изменять расположение ключевых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.


Выкадровка под "правило третей" позволит вам улучшить композицию. Автор фотографии Jenn Forman Orth.

Для того чтобы сделать процесс более легким, такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенную направляющую схему инструмента выкадровки (crop), которая построена по "правилу третей". Инструмент накладывает сетку с линиями третей, помогая вам получить правильную композицию.

Нарушая правила

Применение "правила третей", также как и любых других (по крайней мере в фотографии), не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая его, вы сможете получить гораздо более захватывающие и интересные снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы выучили до этого.

Тем не менее, следует научиться использовать полезные особенности "правила третей" прежде чем вы попытаетесь нарушить его. Благодаря этому вы всегда будете экспериментировать осмысленно, стараясь улучшить композицию, а не просто ради самого эксперимента.