Познавательно – речевое занятие в подготовительной группе «Животные нашего леса. Публикация педагога на тему "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой"

Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные зимой"

Цель:

    систематизировать знания детей о жизни диких животных;

    упражнять в образовании прилагательных,согласовывая их с существительными;

    обогащать словарный запас детей, развивать связную, грамматически правильную речь;

    формировать умение составлять рассказ описательного характера,

    воспитывать бережное отношение к природе;

    закреплять навыки самоконтроля за речью.

    формировать чувство сплоченности в ходе коллективной работы.

Оборудование: картинки диких животных, демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки, поощрительные сувениры за работу на уроке.

Словарь: животные- хищники, животные - травоядные.

Ход занятия

Организационный момент.

СЛАЙД№1

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь!

СЛАЙД№2

Белые шапки
На белых берёзах,
Белый зайчишка
На белом снегу,
Белый узор
На ветвях от мороза,
По белому лесу
На лыжах бегу.

Воспитатель:

О каком времени года этот отрывок из стихотворения?

Дети: Это стихотворение о зиме.

Воспитатель: А как называются зимние месяцы?

Дети: ,декабрь, январь, февраль.

Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес! А для того чтобы туда попасть нам необходимо произнести волшебные слова,закрыть глаза и прокрутиться вокруг себя.

Чистоговорка

МА - МА – МА - наступила вновь зима

РА – РА – РА – снежная гора

ВО – ВО – ВО – снежное волшебство

ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму

СЛАЙД№3(«ЗИМНИЙ ЛЕС»)

Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?

Дети: Мы попали в лес.

Воспитатель: В какой лес?

Дети: В зимний лес.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу!

Дети : В лесу не нужно ломать веток, нельзя мусорить, нельзя разводить костры, не нужно пугать животных.

Воспитатель : Правильно. Вижу, что вы все знаете, значит, можете смело гулять по лесу!

Только вот на чем можно путешествовать по лесу?

Дети: По лесу можно путешествовать на санках,лыжах, снегоходе.

Воспитатель : А вот на чем мы отправимся в лес, вы узнаете, отгадав загадку.

Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега

Палками касаюсь снега..

Дети : это лыжи .

Воспитатель : Ребята, вставайте друг за другом и произносите вместе со мной.

Дети встают друг за другом и идут по залу, имитируя ходьбу на лыжах.

( фон музыка ходьба на лыжах на слайде№3)

Мы на лыжах в лес идём

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Воспитатель:Как здесь красиво в лесу! В каждом лесу живут лесные животные.

Воспитатель: Как можно назвать животных живущих в лесу?

Дети: Дикие животные или звери.

Воспитатель:почему дикие?

Дети: Это животные, о которых не заботятся люди, им очень трудно жить, их нельзя обижать, им нужно помогать, подкармливать.

Такие животные называются дикими.

А кто именно живет в нашем лесу, вы узнаете, отгадав загадки, а отгадку разделить на слоги.

1.Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенек,

Промелькнул, как огонек?

Дети : Это белка В слове бел-ка 2 слога.

СЛАЙД№4 ( белка)

2.Лежала между елками

Подушечка с иголками

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Дети :Это еж. В слове еж 1 слог

СЛАЙД№5(еж)

3.Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный?

Дети :Это волк. В слове волк 1 слог.

СЛАЙД№6(волк)

4.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый- краса,

А зовут ее …..

Дети : Лиса. В слове ли-са 2 слога.

СЛАЙД№7(лиса)

5.Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору?

Дети : Это Заяц. В слове за-яц 2 слога

СЛАЙД№8(заяц)

6.Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в берлоге снеговой?

Дети : Это Медведь.

В слове мед-ведь 2 слога.

Появляется Баба-Яга.( Щелчок на слайде №9 мелодия»выход бабы – Яги)

Б.Я.:ОХ-ОХ-ОХ! Кто тут в моем лесу хозяйничает? Кто тут моих зверей лесных беспокоит? Ох, я вам сейчас задам! Вот вам медведь

СЛАЙД№9(несуществующее животное)

На экране появляется медведь с ушами зайца, хвостом лисы, лапами волка.

Б.Я : Это что за чудо-юдо? Ребята, посмотрите, что это за животное? Это разве медведь?

Дети: Нет!

Б.Я : А почему?

Дети: Потому что у него уши не медведя, а зайца.

Хвост не медведя, а лисы.

Лапы волка, а не медведя.

СЛАЙД№10(МЕДВЕДЬ)

Воспитатель: Вот,Баба-Яга,настоящий медведь!

ПЕРЕКРЫТЬ ПРОЕКТОР

Б.Я.: Ой, ладно! Все то они знают, все то они умеют! А у меня вот еще какое задание для вас! вот вам геометрические фигуры. А сможете ли вы собрать животных из геометрических фигур, медведя и лису.

Воспитатель:Давайте разделимся на две команды(красных и зеленых) и соберем животных.(медведь и лиса)

Воспитатель: Вот, Баба-Яга,посмотри на своих животных.

Б.Я.: Ой, и, правда справились!

Б.Я.: И каких фигур состоит лиса?

Дети: Лиса состоит из треугольников и овалов.

Б.Я.: Сколько треугольников вам понадобилось?

Дети: Нам понадобилось 7 треугольников.

Б.Я.: Сколько вам потребовалось овалов?

Дети: Нам потребовалось 2 овала.

Б.Я.: :из каких фигур состоит медведь?

Дети: медведь состоит из квадрата и кругов.

Воспитатель: Сколько квадратов вам понадобилось?

Дети: Нам понадобился 1 квадрат.

Воспитатель: Сколько кругов?

Дети: Нам понадобилось 9 кругов.

Б.Я.: Вот это да! Молодцы, ребята! Не буду вам больше мешать и проказничать! пойду в лес своими делами заниматься.

Воспитатель: Про диких животных в старину складывали много сказок. Давайте с вами угадаем из какой сказки иллюстрация?

На экран появляется иллюстрация из сказки,а дети должны отгадать из какой.

слайд №11

Дети:Эта иллюстрация из сказки «Теремок»

слайд №12

Дети: Эта иллюстрация из сказки «Три медведя»

слайд №13

Дети: Эта иллюстрация из сказки «Рукавичка.»

слайд №14

Дети: Эта иллюстрация из сказки «Волк и лиса»

Воспитатель: Вот задание Лесовичка. В этом задании говорится о том,что мы должны изучить новую сказку.

Снежинка№3

Воспитатель: а сегодня я вас познакомлю с новой сказкой Л.Н.ТОЛСТОГО «Волк и белка».

слайд №15

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

Пусти меня.
слайд №16

Волк сказал:

Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.


слайд №17


Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.



Беседа по прочитанному:

Воспитатель: О ком эта сказка?

Дети: Это сказка о белке и волке .

Воспитатель: Что произошло с героями сказки?

Дети: Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка , волк вскочил и хотел ее съесть.

Воспитатель: Почему волк решил , что белки всегда веселы ?

Дети: Потому что они всегда прыгают, играют, резвятся.

Воспитатель: Отчего белки веселы , а волку , всегда скучно? Как говорится об этом в сказке?

Дети: Потому что он злой и голодный ему злость сердце жжет.

Воспитатель: В сказке белки веселые , добрые, а какой волк ?

Дети: Волк всегда скучный и голодный.

Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Ответы детей.

Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»

Воспитатель: А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать, какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.

Лиса (какая?)- рыжая, хитрая.

Заяц (какой?)- трусливый, робкий.

Медведь (какой?)- неуклюжий, косолапый.

Белка (какая?)- проворная, быстрая.

Волк (какой?)- серый, страшный.

Ёж(Какой)- колючий, хитрый.

Лось (какой?)-большой, рогатый.

Воспитатель:А сейчас мы придумаем рассказ о животном, которое выпадет на кубике.

Дети кидают кубик и составляют рассказ о животном, которое на нем выпадет.

Волк,заяц, медведь, еж, лиса, белка.

Дети:

Волк дикое, хищное, животное. Обитает в лесу. Тело волка покрыто шерстью. У волка большая голова, толстая шея, длинная морда, острые зубы. Дети у волка- волчата. Живет волк в логове. Питается мясом, но добычей его становятся только слабые больные животные, за это его прозвали «санитаром» леса.

Заяц дикое животное, травоядное. Обитает в лесу. Тело зайца покрыто шерстью. У зайца маленькая голова, длинные уши задние лапки длиннее, а передние – короткие маленький пушистый хвостик. Дети зайца- зайчата. Живет под кустом. Питается травой, корой, молодыми ветками.

Лиса дикое, хищное, животное. У лисы круглая голова, толстая шея, длинная морда, острые уши. Лапы тонкие,хвост длинный и пушистый, она им заметает следы. Тело лисы покрыто шерстью. Дети лисы- лисята. Живет лиса в норе. Питается зайцами и мышами.

Еж дикое,хищное животное. Обитает в лесу. У ежа маленькая голова, вытянутая мордочка, короткие лапы и хвост. Тело ежа покрыто жесткими колючками. Детки ежа- ежата. Живет еж в норе. Питается ягодами, фруктами, мышами.

Белка дикое,травоядное животное. Обитает в лесу. Тело белки покрыто шерстью.У нее маленькая голова, уши с кисточками на концах, большой пушистый хвост. Детки у белки- бельчата. Осенью белка делает запасы на зиму. Живет в дупле. Она питается грибами, орехами, шишками.

Воспитатель: Молодцы, ребята!вы справились со всеми заданиями Старичка-Лесовичка! А вот в этом сундучке она просила вам передать подарки от него!

слайде№18

Пришло время возвращаться обратно.

Закрываем глаза и повторяем слова:

ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы

ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой

(после того как дети произнесли слова и прокрутились вокруг себя под музыку оказались в детском саду).

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что мы делали в зимнем лесу?

Что больше всего понравилось?

Вот в этом сундучке баба Яга просила вам передать подарки от нее!

Дети стоят в кругу. Ребята, скажите какое у вас сегодня настроение? А как его можно сделать еще лучше? Ребята давайте улыбнемся друг другу и возьмемся за руки, чтобы передать тепло наших рук.

Проблема -Ребята, мне сегодня на телефон пришла голосовая почта. Вот послушайте:

«Срочно приходите,
Срочно помогите!

Мы готовились к зиме

И вот в этой суете
Нас волшебник напугал,
Всех он нас заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Где нам жить и что нам есть.
Выручайте, приходите
И нам срочно помогите!»
Жители леса.

Ребята, как вы считаете, мы можем чем-то помочь жителям леса?

А что для этого мы можем сделать?(Надо попасть в лес и посмотреть, что же там случилось.) Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, - А кто такие лесные жители? (лиса, волк, медведь, лось, заяц, белка…)

Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? А как вы думаете, почему их так называют?

Вы готовы попасть в лес. Я говорю волшебные слова: Вокруг себя повернись и в лесу очутись.

(По группе разложены силуэты животных)

Оглянитесь, посмотрите, и может, кого-нибудь увидите или найдете.

Д/и «Отгадай животное по очертанию»- дети находят силуэты животных и называют их. Ребята, как вы думаете, что случилось с животными? Почему они стали такими?

Ребята как вы думаете, мы можем вернуть их в прежнее состояние. (Рассуждения детей)

Раз они забыли все про себя, может надо напомнить им кто они такие и рассказать про них.

Для этого надо разделиться на две команды. Возьмите по одному кружку и найдите друзей себе. Каждая команда придумывает загадку-секрет

Команда не называя животное, расскажет про этого животного и как оно готовится к зиме, а другая команда должна угадать это животное. И наоборот

БЕЛКА - запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё она меняет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ей легче прятаться среди деревьев.

ЗАЯЦ - тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище не готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее - ведь зимой придётся питаться только корой и ветками деревьев.

МЕДВЕДЬ - осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место для берлоги, где будет спать всю зиму. Медведь - хищник, один из самых опасных зверей наших лесов.

ЛИСА - устраивает своё жилище в старых норах других животных. Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так. Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень проворно. Этим лисы приносят большую пользу.

ВОЛК - сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки много часов, несколько дней может обходиться без еды.

ЛОСЬ - мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкими ветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря на свои размеры, двигается он легко и бесшумно.

Физминутка

На полянке лесной

Зайцы вышли все гурьбой

Ну-ка, дружно все присели

Друг на друга поглядели

И похлопали в ладошки

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп

Что у зайцев на макушке?

Пляшут весело там ушки

Раз подскок, два подскок

Поскакали все в лесок.
-Молодцы ребята. Но вот посмотрите, животные говорили, что не знают, где живут. Давайте поможем животным найти свой домик. Найдите себе друга по любви. Посмотрите на картинку и соедините карандашом кто, где живет.

Где живет медведь? – в берлоге
-Где живет волк?- в логове
-где живет белка? –в дупле
-где живет заяц? - под кустом
-где живет лиса?- норе

Ребята волшебник не только перепутал жилища животных, но и распугал их детенышей.
Давайте вернем детенышей родителям.

«Найди маму»

На карточке несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных мам. Возьмите по детенышу и найдите его маму и обведите по контуру эту маму. Кто справится, тот называет маму и детеныша.

Наденем животным шубки каждому свою .

Рисование – раскрашивание зверей. Дети самостоятельно выбирают материал для рисования

Мы помогли расколдовать зверей?

Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

Почему плохо? Почему хорошо? Трудно было вам?

Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

Дети должны знать:

Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."

Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Где спрячется ежик? В норе.

Где будет спать медведь? В берлоге.

Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):

Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.

Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.

Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.

Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):

В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.

Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".

У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).

Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Игра "Кому что дадим?"

Мясо – волку.
Малину - ...
Мёд - ...
Морковку - ...
Яблоко - ...
Орехи - ...
Грибы - ... и т.д.

Игра "У кого – кто?"

У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.

Цель: Обобщить представления детей о животных нашего леса.

Задачи:

1.Образовательные:

Активизировать словарь по теме «Животные нашего леса»

Познакомить с интересными фактами из жизни животных

2.Развивающие:

Развивать умение составлять рассказ о животных

Развивать память, внимание, творческое мышление

3.Воспитательные:

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание помочь товарищу

Образовательные области:

Познание + экология

Художественная литература

Социализация

Коммуникация

Ход занятия.

Ребята! Сегодня к нам в группу пришло письмо.

Хотите узнать от кого оно?

(Воспитатель или читающий ребёнок читает письмо)

Дорогие ребята!

Мы приготовили для вас загадки и приглашаем в лес.

Лесные жители.

А кто такие лесные жители? (лиса, волк, медведь, лось, заяц…)

Ну что ж, мы принимаем приглашение?

Тогда в путь! Это путешествие покажет, что вы знаете о животных леса, какие вы внимательные и сообразительные, поможет узнать новое.

2. Д/и «Отгадай животное по очертанию»

Мы идём в волшебный лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и полянка лесная,

Необычная какая!

Никто нас на полянке не встречает.

Кто же нам загадки загадает?

Где загадки эти взять?

Наверное, их надо поискать!

На нашей полянке спрятались лесные жители. Вам надо их найти.

(На доске перевёрнутые картинки с животными леса. Дети называют животных по их очертанию и переворачивают картинки.)

Ребята! А вы знаете, где живут эти животные?

Ответы детей:

Медведь живёт в берлоге.

Волк живёт в логове.

Белка живёт в дупле.

- Ёж живёт в норе.

Лиса живёт в норе.

Барсук живёт в норе.

Заяц живёт под кустом.

Лось живёт в лесу.

3.Беседа «Как звери готовятся к зиме»

Давайте спрячемся в укромном месте и посмотрим, какие животные придут на полянку.

(На доске воспитатель вешает плакат «Животные леса»)

Ребята! Каких животных вы узнали? Как они готовятся к зиме?

(Дети рассказывают, что они знают о подготовке животных к зиме. Воспитатель дополняет ответы детей новыми фактами из жизни животных.)

БЕЛКА - запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё она

меняет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ей

легче прятаться среди деревьев.

ЗАЯЦ - тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается

в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище

не готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее - ведь зимой

придётся питаться только корой и ветками деревьев.

МЕДВЕДЬ - осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место для

берлоги, где будет спать всю зиму. Медведь - хищник, один из самых

опасных зверей наших лесов.

ЁЖ - с наступлением холода тоже подыскивает укромное место. Он ищет

нору под корнями дерева, чтобы проспать до наступления весны.

ЛИСА - устраивает своё жилище в старых норах других животных.

Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так.

Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень

проворно. Этим лисы приносят большую пользу.

БАРСУК - осенью делает запасы на зиму и накапливает жир, зимой

впадает в спячку. Барсуки - прекрасные строители: из года в год

расширяют свои норы. В доме у барсука всегда очень чисто.

ВОЛК - сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и

прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки

много часов, несколько дней может обходиться без еды.

ЛОСЬ - мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкими

ветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря на

свои размеры, двигается он легко и бесшумно.

4.Литературная викторина

Про животных народ сложил много сказок.

В каких сказках встречаются животные? (ответы детей)

(Воспитатель показывает иллюстрации из сказок)

Из каких сказок эти иллюстрации?

Ответы детей:

«Заюшкина избушка»

«Лисичка со скалочкой»

«Лисичка - сестричка и серый волк»

«Заяц - хваста»

«Теремок»

5. Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики

У каждого животного свой дом. А в сказке «Теремок» они встречаются все вместе. Давайте поиграем в игру «Теремок».

Стоит в поле теремок. (дети поднимают вверх руки домиком)

Он не низок, (приседают)

Не высок. (поднимаются на носочках, руки вверх)

На двери висит замок (соединяют руки в замок)

Кто его открыть бы смог? ( вертят замок )

Слева заяц, ёж и мишка. (повороты влево )

Отодвиньте-ка задвижку.(вертят замок)

Справа лисонька и волк. (повороты вправо )

Звери дружно отворяют теремок. (разводят руками в стороны )

6.Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»

А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать какое это животное (по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.

Лиса - рыжая, хитрая.

Заяц - трусливый, робкий.

Медведь - неуклюжий, косолапый.

Белка - проворная, быстрая.

Волк - серый, страшный.

Лось - рогатый, сильный.

Ёж - колючий, хитрый.

Барсук - аккуратный, трудолюбивый.

7. Д/и «Кто лишний?» (работа в парах)

А вот и ещё задание лесных жителей. Сядьте за столы парами. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.

1) лось, заяц, лиса

Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса - мелкими животными.

2) медведь, белка , ёж

Медведь и ёж зимой спят, а белка - нет

3) волк , заяц, белка

Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк - нет.

4) барсук, лиса, медведь

Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.

8. Д/и «Собери картинку»

А сейчас каждый из вас получит разрезанную картинку. Вам надо собрать картинку и рассказать о животном по схеме-модели.

(Во время работы звучит вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

9. Рассказы детей о животных по схеме-модели

10.Итог. Рефлексия.

Вот и подходит к концу наше путешествие.

Какие животные встретились нам? (ответы детей)

Что между ними общего?

Ответы детей:

Это дикие животные, Они сами заботятся о своём жилище, сами добывают себе пищу.

Понравилось вам путешествие?

Покажите ладошками.

Скажите, что больше понравилось.

О каких животных вы хотели бы узнать?

А как вы можете узнать новое о животных?

Ответы детей: спросить маму и папу, старших братьев и сестёр, друзей,

воспитателя, посмотреть передачи о животных по телевизору

А сейчас я предлагаю вам вернуться в группу к нашей выставке книг. Здесь вы можете взять энциклопедии о животных и рассмотреть в них картинки.

Зимой объем пищи значительно уменьшается, именно поэтому большинство зверей начинают готовиться к холодам еще с осени, а некоторые начинают заниматься заготовкой продуктов с лета. Самыми первыми собирают припасы грызуны:

  • мышки,
  • бурундуки,
  • бабаки.

Уже летом они ищут по всему лесу семечки, орешки, откладывая их в норки. Это дает им возможность всю зиму сидеть в своем домике и не выходить наружу. Во время холодов грызуны почти все время спят, прерывая сон только лишь для того, чтобы подкрепиться.

Кому не страшны морозы?

Лисички, зайцы и волки к морозам практически не готовятся, так как проводят зиму на ногах в поисках пищи. Зайчата только переодеваются: меняют серую шубку на белую, чтобы хищники не замечали их на снежном ковре. Очень интересно наблюдать за тем, как звери готовятся к зиме, ведь у каждого есть свой секрет.

Лисички и волки

Лисички и волки цвет шубки не меняют, но мех у них становится более густым и пушистым: так легче пережить лютые морозы. Волки собираются в стаи, потому что так намного удобнее выживать зимой. Хитрые лисички ищут любые норки, чтобы отдохнуть и спрятаться от метели.

Бобры и белочки

Белки и бобры не впадают в спячку, но подготовку проводят ответственно. Бобры живут большими семьями, все вместе они строят около водоемов уютные домики, рядом с которыми складывают свою пищу - веточки с деревьев. Также они питаются кореньями растений, которые растут в воде.

Интересно, как белка готовится к зиме? Рыжие обитательницы лесов не впадают в спячку, хотя и проводят большинство времени в своих жилищах - дуплах, которые они обустраивают высоко на деревьях.

Этот грызун меняет цвет своей шубки из рыжего на сероватый для маскировки от хищников. Что же ест белочка зимой? На период холодов этот грызун запасается такими пожитками:

  • желуди,
  • грибы,
  • орешки,
  • семечки.

Расскажем о мишке

Медведи заранее обустраивают свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда сносят листья, ветки, мох, сверху делают себе мягкий матрац из веточек ели. Когда выпадает снег, он маскирует медвежий тайник и хранит в нем тепло.

Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить как можно больше жиру на время зимовки. На самом деле хищник не спит, а дремлет, и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведицы появляются маленькие медвежата.

Вот так и зимуют животные. Одни спят всю зиму, другие пытаются не замерзнуть и найти себе пищу. А вот Ты можешь узнать еще много интересного о животных, птицах и насекомых.