Порядок организации субъекта предпринимательской деятельности. Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права РФ. Способы их создания

Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права Создание субъектов предпринимательского права: понятие и способы. Лицензирование предпринимательской деятельности. Реорганизация субъектов предпринимательского права. Ликвидация субъектов предпринимательского права.

Создание субъектов предпринимательского права Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это нормы ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129 -ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ", нормы специальных законов ("Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" и др.). В субъектах РФ приняты свои акты, определяющие порядок государственной регистрации. Государственная регистрация - один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы.

Этап I. Определение состава учредителей, проведение общего собрания Формы коммерческой организации Особенности Хозяйственное общество Может быть создано одним лицом (п. 1 ст. 66 ГК РФ). При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. АО и ЗАО В силу ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. Производственные В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О кооперативы производственных кооперативах" число членов кооператива не может быть менее пяти. Товарищество Полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере -граждане и юридические лица.

Этап II. Выбор организационноправовой формы Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством. Например, аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Этап III. Оформление учредительных документов В качестве учредительных документов выступает устав (для кооператива, унитарного предприятия, акционерного общества), либо учредительный договор и устав (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (для товариществ).

Этап IV. Разработка наименования коммерческой организации Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий. Фирменное наименование должно служить средством индивидуализации лица. Для этого введен порядок его обязательной предварительной проверки на оригинальность. Наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество". В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности "ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций".

Порядок включения в фирменное наименование слов "Россия", "Российская Федерация" предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N° 1463 "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация". В названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях - с разрешения специально созданной Правительственной комиссии.

Этап V. Определение места нахождения организации Согласно ст. 52 ГК РФ, место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размешается орган управления юридического лица, должны быть указаны основания для его размещения, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).

Этап VI. Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда К моменту создания организации должно быть сформировано не менее 50 процентов ее уставного (складочного) капитала. Каждый член производственного кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10 процентов паевого взноса. С этой целью в банке открывается временный расчетный счет, на который вносится необходимая сумма. По временным расчетным счетам про изводятся операции только по зачислению первоначальных взносов учредителей в уставный капитал и взносов лиц, участвующих в подписке на акции. Уставный фонд унитарного предприятия должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации. В случае оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда неденежными средствами лицо, вносящее вклад, должно указать конкретное имущество, вносимое в качестве вклада, а также подтвердить, что настоящий вклад является реальным и это имущество не вносилось в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд других юридических лиц, не заложено и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества. При неадекватности денежной оценки представить заключение независимого оценщика.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, в качестве которого определено Министерство РФ по налогам и сборам (Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319). Данные обо всех созданных юридических лицах поступают в государственный реестр. Принципы его иедения и содержание определены Законом о регистрации. Регистрация некоторых субъектов имеет свою специфику. В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Некоторые организации с иностранными инвестициями регистрируются в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Российской Федерации. Определенные особенности имеет регистрация акционерных обществ, при учреждении которых представляется уведомление о принятии Московским региональным отделением ФКЦБ России документов для регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества.

Документы для регистрации могут быть переданы в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направлены почтовым переводом. Для регистрации создаваемой организации необходимо представить: заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставною (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена. решение о создании юридического лица; учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии); документ об уплате государственной пошлины.

Согласно Закону, государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов. Решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (внесения в реестр) заявителю выдается подтверждающий этот факт документ (в настоящее время - свидетельство о регистрации).

Этап VIII. Изготовление печати Эскиз печати и штампа должен быть согласован исполнительным органом юридического лица, индивидуальным предпринимателем на бланке установленной формы. Бланк с согласованным эскизом печати (штампа) представляется в регистрирующий орган для утверждения. Для изготовления печати (штампа) по утвержденному эскизу регистрирующим органом выдается декларация. В Москве МРП (ее структурные подразделения) ведет Московский городской реестр печатей и штампов. Каждой печати присваивается порядковый номер.

Этап IX. Постановка на учет в налоговом органе Порядок постановки на учет в налоговом органе определен ст. 84 Налогового кодекса РФ. Организациям и физическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков, выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы, а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий, - также в Государственный реестр предприятий, который ведется налоговыми органами.

Этап X. Открытие расчетного счета в банке Открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала (фонда). В случае если вклады в уставный капитал вносятся не денежными средствами, а имуществом (оборудование, сырье, оргтехника и т. п.), необходимо подтвердить передачу на баланс коммерческой организации указанного имущества справкой за подписью руководителя и главного бухгалтера.

Этап XI. Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости населения, государственного социального страхования, медицинского страхования.

Лицензирование предпринимательской деятельности Федеральный закон № 99 -ФЗ от 04. 05. 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» ; Постановление Правительства РФ № 957 от 11. 2011 года «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» ; Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденные Правительством РФ.

Лицензия представляет собой специальное разрешение, выданное юридическому лицу (либо индивидуальному предпринимателю) соответствующим лицензирующим органом, и дающее ему право осуществлять определенный вид деятельности, при условии обязательного соблюдения лицензионных правил и требований. Под процедурой лицензирования предпринимательской деятельности понимается комплекс мероприятий, связанных с оформлением документов на предоставление, возобновление или прекращение действия лицензии, аннулирование разрешения, а так же контроль лицензирующих органов за соблюдением юр. лицом условий и требований лицензионного соглашения, ведение реестров лицензий.

Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности Функционирование любой организации может быть окончено в итоге проведения ее реорганизации путем осуществления одного из установленных законодательных методов: слияния, разделения, присоединения, выделения, преобразования

Реорганизация юридических лиц - это прекращение хозяйственной деятельности юр. лица с правопреемством, передачей всех имеющихся прав (включая обязанности) от одного субъекта предпринимательской деятельности к другому, за исключением законодательно определенных случаев реорганизации, к примеру, в форме выделения, когда юр. лицо продолжает осуществлять свою уставную деятельность. Отличительной чертой реорганизации от ликвидации юр. лица является тот факт, что реорганизация предполагает в будущем времени существование прав (обязанностей) в хозяйственном отношении, а именно сохранение материального имущества либо в увеличенном объеме, либо в сокращенном. Процедура реорганизации напрямую сопряжена с правопреемством, передачей имущественных (иных) прав и имеющихся обязанностей от одного изменяемого субъекта хозяйствования к иному, вновь образуемому юр. лицу. В итоге реорганизации все существующие права собственности на любое материальное имущество реорганизуемой компании переходят к иным юр. лицам, его правопреемникам.

Реорганизация субъекта предпринимательской деятельности может быть проведена одним из двух способов: - в добровольном порядке; - принудительным путем.

Добровольная реорганизация Проводится, исключительно, по решению всех учредителей (участников) компании, или исполнительного органа, который уполномочен на такие действия соответствующими учредительными документами; Организации, участвующие в процессе слияния, заключают многосторонний договор о слиянии, где оговаривают все существенные условия и порядок слияния, а также определяют порядок конвертации имеющихся акций каждого из акционерных обществ, в ценные бумаги образуемого общества. Процедура разработки и утверждения нового устава, включая выборы наблюдательного совета (или совета директоров) создаваемого общества, проводится на общем, совместном собрании всех участвующих в слиянии акционеров.

При слиянии компаний, права (обязанности) каждого из участвующих в процедуре субъектов, переходят к образуемому юр. лицу на основании утвержденного передаточного акта. При присоединении, последним наследуются все права и возникшие обязанности присоединенного предприятия, также на базе передаточного акта. При разделении, права (соответственно, обязанности) материнской организации, наследуются образуемыми организациями на основе разделительного баланса. При выделении, к каждому из выделенных субъектов, переходят права (обязанности) реорганизованного предприятия в сопряжении с разделительным балансом.

Добровольная ликвидация Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

Статья 61. ГК РФ Ликвидация юридического лица Принудительная ликвидация в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной; в случае осуществления деятельности без разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО и/ или отсутствия свидетельства о допуске к определенному виду работ выдаваемым СРО; в случае деятельности, запрещенной законом, нарушением Конституции Р Ф, либо с другими неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Этапы ликвидации 1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. 2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации. 3. Публикация о ликвидации в органах печати. 4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии. 5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. 7. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других юридических лиц. 8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством. 9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. 10. Продажа имущества юридического лица с публичных торгов. 11. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. (ст. 64 Гражданского кодекса РФ) 12. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом. 13. Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. 14. Аннулирование идентификационньгх кодов в органах статистики. 15. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС РФ) документов о проведенной ликвидации.

Вопросы для подготовки к практическому занятию: 1. Кто может быть учредителем юридического лица? 2. Может ли организация быть учреждена одним лицом? 3. Какой орган осуществляет регистрацию юридических лиц? 4. Какие требования предъявляются к содержанию учредительных документов? 5. Для чего необходимо лицензирование? 6. Каков порядок лицензирования? 7. Каковы последствия осуществления деятельности без лицензии? 8. В каких случаях прекращается деятельность юридического лица? 9. Каким способом может быть произведена реорганизация юридического лица? 10. Назовите основания ликвидации юридических лиц. 11. Опишите порядок ликвидации юридического лица.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо и приобретает соответствующий статус индивидуальный предприниматель.

Кроме того, государственная регистрация преследует цели сбора информации, на основе которой происходит осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики. Открытая информация о субъектах предпринимательской деятельности из государственных ресурсов предоставляется в установленном порядке всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления.

Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(274) (далее - Закон о регистрации). Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Вопросы, связанные с созданием организаций отдельных организационно-правовых форм, определяются специальным законодательством: Федеральными законами от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(275), от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"*(276), от 8 сентября 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"*(277), от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"*(278) и др.

В соответствии со ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации.

Регистрация является заключительным, но не единственным шагом в данном направлении. Охарактеризуем кратко основные этапы создания субъектов предпринимательской деятельности, обращая особое внимание на порядок создания коммерческих организаций.

Первыми шагами при создании коммерческой организации являются определение состава ее учредителей, проведение общего собрания, выработка и подписание учредительных документов.

Еще по теме 6.3. Создание субъектов предпринимательской деятельности:

  1. § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
  2. 6.4. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
  3. § 5. Прекращение деятельности субъектов предпринимательского права
  4. 6.5. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица будет распоряжение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления) Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива)

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некᴏᴛᴏᴩых случаях крайне важно получить разрешение антимонопольного органа)

Кстати, этапы создания субъектов предпринимательского права

В процессе создания коммерческой организации выделяют несколько этапов.

1. Определение состава учредителей, проведение общего собрания учредителей . Законодательство устанавливает различные требования к количеству и статусу учредителей. Так, в хозяйственном обществе может быть как один, так и несколько учредителей (п. 1 ст. 66 ГК РФ), в хозяйственных товариществах – минимум 2 (ст. 81 ГК РФ), а в производственных кооперативах – минимум 5 учредителей (ст. 4 Федерального закона «О производственных кооперативах) При ϶ᴛᴏм, однако, следует учесть, что учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее их одного лица. Стоит сказать - полными товарищами в товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере – граждане и юридические лица (ст. 66 ГК РФ) На основании ст. 7 Федерального закона „Об акционерных обществах“ число акционеров ЗАО не должно превышать 50, а число акционеров ОАО не ограничено. Законодательство устанавливает также ограничения на участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (например, для государственных и муниципальных служащих)

2. Выбор организационно-правовой формы . Учредители могут самостоятельно выбрать любую организационно-правовую форму осуществления предпринимательской деятельности, за исключением ограничений, установленных законодательством. К примеру, кредитная организация образуется на базе любой формы собственности как хозяйственное общество, а аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.

Как правило, выбор организационно-правовой формы коммерческой организации осуществляется в зависимости от следующих факторов:

  1. численность и статус учредителей (например, один учредитель может создать только хозяйственное общество, граждане вправе учредить хозяйственное общество, производственный кооператив, но не хозяйственное товарищество);
  2. профиль деятельности создаваемой организации (например, кредитная организация образуется на базе любой формы собственности как хозяйственное общество, а аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме ОАО);
  3. источники капитала (например, имущественные вклады работников);
  4. выбор структуры отношений как между учредителями, так и между органами управления;
  5. от меры трудового и иного личного участия учредителей в деятельности коммерческой организации (например, производственный кооператив предполагает совместную производственную и иную деятельность его членов);
  6. от возможности контролировать иные коммерческие организации (например, отношения основного и дочернего, преобладающего и зависимого обществ);
  7. от меры ответственности учредителей по обязательствам коммерческой организации (например, в хозяйственных товариществах полные товарищи несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам личным имуществом, а в обществе с ограниченной ответственностью или в акционерном обществе учредители исключительно рискуют ϲʙᴏим вкладом в уставный капитал)

3. Оформление учредительных документов .

Важно заметить, что одним из видов учредительных документов будет учредительный договор (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ) – документ, кᴏᴛᴏᴩый заключается учредителями юридического лица в простой письменной форме путем составления единого документа с указанием в нем места и даты заключения договора, а также срока его действия. Учредители закрепляют в учредительном договоре намерение создать юридическое лицо, определяют порядок совместных действий по его созданию, условия передачи ему ϲʙᴏего имущества и участия в его деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (п. 2 ст. 52 ГК РФ)

Учредительный договор будет единственным учредительным документом в хозяйственных товариществах, по϶ᴛᴏму в нем указываются также сведения о размере и составе складочного капитала товарищества, размере и порядке изменения долей каждого из участников, об ответственности участников за обязанности по внесению вкладов (ст. 70 ГК РФ)

Учредительный договор подписывается всеми участниками лично, подпись представителя юридического лица – учредителя должна быть скреплена печатью ϶ᴛᴏй организации.

Устав будет вторым учредительным документом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ.

Устав – документ, устанавливающий правовой статус организации.
Стоит отметить, что основное назначение устава – информировать контрагентов и иных лиц, вступающих в отношения с коммерческой организацией, о круге ее деятельности, структуре и полномочиях органов управления. В уставе определяются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений (п. 2 ст. 52 ГК РФ)

Исключая выше сказанное, в уставе общества с дополнительной ответственностью определяются размер дополнительной ответственности участников по долгам общества в кратной стоимости их вкладов; в уставе общества с ограниченной ответственностью – размеры долей каждого участника; в уставе акционерного общества – категории, номинальная стоимость и количество выпускаемых акций; в уставе производственного кооператива – условия о размере паевых взносов членов, порядок их внесения, о характере и порядке трудового участия членов кооператива в его деятельности и их ответственность за нарушение обязательств по личному трудовому участию, о порядке распределения прибыли и убытков, о размерах и условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам. В уставе унитарного предприятия указываются источники и порядок формирования уставного фонда, предмет и цели деятельности, следовательно, они имеют специальную правоспособность (ст. 9 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») Другие коммерческие организации в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 49 ГК РФ могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, то есть имеют общую правоспособность. При этом предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону ϶ᴛᴏ не будет обязательным. Сведения, содержащиеся в учредительном договоре и уставе, не могут составлять коммерческую тайну

4. Разработка наименования коммерческой организации. На основании ст. 4 ГК РФ юридическое лицо имеет ϲʙᴏе наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Назначение фирменного наименования коммерческой организации состоит не только в ее идентификации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте, но и в том, что оно само по себе будет объектом гражданских прав коммерческой организации.

Фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности. Право на фирменное наименование относится к исключительным правам его владельца. Только ему принадлежит право использовать фирменное наименование в хозяйственных операциях различными способами, в т.ч. в рекламе товаров, в качестве элемента товарного знака; передавать право пользования другим коммерческим организациям на базе договора коммерческой концессии (франчайзинг) и т. д. Законодательством предусмотрена гражданско-правовая ответственность для лица, неправомерно использующего чужое зарегистрированное фирменное наименование. По требованию обладателя права на фирменное наименование нарушитель обязан прекратить использование чужого фирменного наименования и возместить причиненные убытки (п. 4 ст. 54 ГК РФ)

Кроме указания на организационно-правовую форму фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, либо характеризовать предмет деятельности, либо быть произвольным. На основании ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» «ни одно юридическое лицо в РФ, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в ϲʙᴏем наименовании слова „банк“, „кредитная организация“ или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций».

На основании ст. 5 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» организации, не отвечающие требованиям данного закона, не имеют права на использование в ϲʙᴏем наименовании слов «биржа» или «товарная биржа».

Порядок включения в фирменное наименование слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 743 «О мерах по организации принятия Правительством РФ решений, предусмотренных Постановлением Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. № 2355-1». В названиях коммерческих организаций данные слова применяются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с актами Правительства РФ, принимаемыми по результатам рассмотрения заявления и иных документов заинтересованных лиц специально созданной межведомственной комиссией, кᴏᴛᴏᴩая при рассмотрении обращений должна учитывать:

  1. значимость, характер, масштаб и сферу деятельности организации в интересах российского общества;
  2. положение организации в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей сфере деятельности или на рынках Российской Федерации;
  3. производство уникальных, присущих только Российской Федерации товаров, услуг;
  4. представление интересов Российской Федерации на мировом рынке при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  5. наличие оригинального полного и сокращенного названий организации, позволяющих отличить их от других названий, а также ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие данных названий нормам государственного языка Российской Федерации.

5. Определение места нахождения организации . На основании ст. 52 ГК РФ, место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно исполнительного действующего органа, а в случае отсутствия такового – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по кᴏᴛᴏᴩому размещается орган управления юридического лица, должны быть указаны основания для его размещения, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление)

6. Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. На момент государственной регистрации уставный капитал хозяйственного общества должен быть оплачен его учредителями не менее чем наполовину. Аналогичное правило действует и при формировании складочного капитала в хозяйственных товариществах. Члены производственного кооператива обязаны внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее чем десять процентов паевого взноса.
Стоит отметить, что остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива.

7. Государственная регистрация юридического лица в установленном законом порядке.

Правовые основы государственной регистрации юридических лиц

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц урегулированы ГК РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нормами специального законодательства (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственном кооперативе и др.)

Государственная регистрация – заключительный этап создания коммерческой организации. Стоит заметить, что она имеет правоустанавливающее значение.

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Целями государственной регистрации субъектов предпринимательства будут:

осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

проведение налогообложения;

получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики;

предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности и т. д.

Процедура государственной регистрации юридических лиц содержит в себе перечисленные ниже этапы.

1. Представление документов в регистрирующий орган . В качестве регистрирующего органа Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определены налоговые органы РФ.

Для регистрации создаваемой организации крайне важно представить следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации с подтверждением ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ;
  3. учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  4. выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  5. документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных законом. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно или почтовым отправлением.

Датой представления документов будет день их получения регистрирующим органом. В ϶ᴛᴏт же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

2. Проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия документов требований законодательства как по форме, так и по содержанию.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

По итогам экспертизы государственный служащий ФНС РФ составляет заключение о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии (неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии) документов установленным требованиям.

3. Принятие решения о государственной регистрации юридического лица будет основанием внесения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей записи в государственный реестр, кᴏᴛᴏᴩое осуществляется путем приϲʙᴏения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.

На основании ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ)

Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации (5 рабочих дней) и должно содержать основания отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Контрольные вопросы

  1. Охарактеризуйте способы создания субъектов предпринимательства.
  2. Перечислите этапы создания юридического лица.
  3. Какими факторами определяется выбор организационно-правовой формы при создании юридического лица?
  4. Какие требования законодательства следует учесть при определении наименования юридического лица?
  5. С какого момента юридическое лицо считается созданным?
  6. Каковы сроки государственной регистрации юридического лица?
  7. Перечислите основания отказа в государственной регистрации юридического лица.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет юридический
Кафедра государственного и муниципального права

1. Создание субъектов предпринимательской деятельности
Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.
Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.
1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.
2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.
3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).
4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации.
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это нормы ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (введен в действие с 1 июля 2002 г., далее - Закон о регистрации), Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ", утвердивший Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (в части, не противоречащей Закону о регистрации), нормы специальных законов ("Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" и др.). В субъектах РФ приняты свои акты, определяющие порядок государственной регистрации.
Государственная регистрация - один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы.
Определение состава учредителей, проведение общего собрания
Это первый шаг к созданию коммерческой организации. Законодательством предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей. К примеру, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, о чем прямо говорится в п. 1 ст. 66 ГК РФ. При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. В силу ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О производственных кооперативах" число членов кооператива не может быть менее пяти. Полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере -граждане и юридические лица. Установлены ограничения на участие отдельных категорий гр........

Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301 (ч. 1)
2. Глазова, Е.В. Предпринимательское право /Е.В. Глазова. - СПб: Питер, 2014. - 208с.
3. Ершова, И.В. Предпринимательское право: Учеб. пособие /И.В. Ершова. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Юриспруденция, 2013. - 288с.
4. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник /С.Э. Жилинский. - 10-е изд., пересмотр. и доп. - М. : Норма, 2014. - 928с.
5. Зенин, И.А. Предпринимательское право: Учебник /И.А. Зенин. - М.: Высшее образование, 2013. - 629с.
6. Толкачев, А.Н. Российское предпринимательское право: Учеб. пособие для вузов /А.Н. Толкачев. - М.: Экзамен, 2013. - 544с.

Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права .

Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ , органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий . Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти , исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления .

3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ , хозяйственных обществ , производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках » в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

Этапы создания субъектов предпринимательского права

4. Разработка наименования коммерческой организации. В соответствии со ст. 4 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций , а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Назначение фирменного наименования коммерческой организации состоит не только в ее идентификации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте, но и в том, что оно само по себе является объектом гражданских прав коммерческой организации.

Фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности . Право на фирменное наименование относится к исключительным правам его владельца. Только ему принадлежит право использовать фирменное наименование в хозяйственных операциях различными способами, в том числе в рекламе товаров, в качестве элемента товарного знака; передавать право пользования другим коммерческим организациям на основе договора коммерческой концессии (франчайзинг) и т. д. Законодательством предусмотрена гражданско-правовая ответственность для лица, неправомерно использующего чужое зарегистрированное фирменное наименование. По требованию обладателя права на фирменное наименование нарушитель обязан прекратить использование чужого фирменного наименования и возместить причиненные убытки (п. 4 ст. 54 ГК РФ).

Кроме указания на организационно-правовую форму фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, либо характеризовать предмет деятельности, либо быть произвольным. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» «ни одно юридическое лицо в РФ, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова „банк“, „кредитная организация“ или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций».

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» организации, не отвечающие требованиям данного закона, не имеют права на использование в своем наименовании слов «биржа» или «товарная биржа».

Порядок включения в фирменное наименование слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 743 «О мерах по организации принятия Правительством РФ решений, предусмотренных Постановлением Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. № 2355-1». В названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Правительства РФ, принимаемыми по результатам рассмотрения заявления и иных документов заинтересованных лиц специально созданной межведомственной комиссией, которая при рассмотрении обращений должна учитывать:

  1. значимость, характер, масштаб и сферу деятельности организации в интересах российского общества;
  2. положение организации в соответствующей сфере деятельности или на рынках Российской Федерации;
  3. производство уникальных, присущих только Российской Федерации товаров, услуг;
  4. представление интересов Российской Федерации на мировом рынке при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  5. наличие оригинального полного и сокращенного названий организации, позволяющих отличить их от других названий, а также соответствие этих названий нормам государственного языка Российской Федерации.

5. Определение места нахождения организации . В соответствии со ст. 52 ГК РФ, место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно исполнительного действующего органа, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности . В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица, должны быть указаны основания для его размещения, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).

6. Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. На момент государственной регистрации уставный капитал хозяйственного общества должен быть оплачен его учредителями не менее чем наполовину. Аналогичное правило действует и при формировании складочного капитала в хозяйственных товариществах. Члены производственного кооператива обязаны внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее чем десять процентов паевого взноса. Остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива.

7. Государственная регистрация юридического лица в установленном законом порядке.

Правовые основы государственной регистрации юридических лиц

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц урегулированы ГК РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей », нормами специального законодательства (об акционерных обществах , об обществах с ограниченной ответственностью , о производственном кооперативе и др.).

Государственная регистрация - заключительный этап создания коммерческой организации . Она имеет правоустанавливающее значение.

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти , осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц , приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). от 17 мая 2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти , осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определены налоговые органы РФ.

Для регистрации создаваемой организации необходимо представить следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала , уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
  3. учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  4. выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
  5. документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных законом. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно или почтовым отправлением.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

2. Проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требований законодательства как по форме, так и по содержанию.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

По итогам экспертизы государственный служащий ФНС РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.

3. Принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ).

Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока , установленного для государственной регистрации (5 рабочих дней) и должно содержать основания отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.