Понятие "стоп" экспозиции. Шаг и ISO. Как фотоаппарат настраивает экспозицию

Экспозиция находится под контролем трех составляющих: выдержки, диафрагмы и ISO. Понимание того, что такое "шаг" (здесь и далее: также широко используется термин "ступень") экспозиции, позволяет нам сопоставлять и изменять эти элементы так, чтобы получить желаемый результат.

Зачастую люди, которые занимаются фотографией, не до конца понимают, что такое шаг экспозиции или ошибочно предполагают, что это какой-то сложный термин. В действительности все достаточно просто.

Шаг – предполагает двукратное увеличение или сокращение количества света, попадающего во время съемки на светочувствительный элемент камеры.

Например, если фотограф говорит, что хочет увеличить экспозицию на один шаг, это означает, что он будет использовать в два раза больше света, чем во время прошлого снимка.

Под экспозицией подразумевается количество света, которое запечатлеется на снимке, на нее влияет три фактора: длительность выдержки, размер диафрагмы и ISO, или светочувствительность фотоматериала. Все три фактора измеряются в разных единицах, поэтому было введено понятие шага - простого инструмента, необходимого для их сопоставления.

Шаг и выдержка (фото 2)

Выдержка, или скорость затвора, обозначает отрезок времени, в течение которого затвор камеры остается открытым. Чем дольше затвор открыт, тем больше света проникает, следовательно, тем сильнее экспозиция. Двукратное увеличение или уменьшение выдержки равнозначно повышению или понижению на 1 шаг экспозиции.

К примеру, переход от выдержки от 1/100 к 1/200 секунды в два раза снижает количество проникающего света, поэтому мы говорим, что мы снизили экспозицию на один шаг. По аналогии, переход с выдержки 1/60 на 1/30 секунды в два раза увеличивает количество света, т.е. экспозиция повышается на 1 шаг.

Большинство камер позволяют регулировать скорость затвора с точностью до 1/3 шага экспозиции, поэтому 3 сдвига регулировочного диска будут давать 1 полный шаг экспозиции.

Шаг и ISO (фото 3)

Параметр ISO обозначает то, насколько сенсор камеры чувствителен к свету, попадающему на него (в случае с аналоговой фотографией, ISO означает, насколько светочувствительна пленка). Более чувствительный сенсор даст аналогичную экспозицию кадра при более слабом освещении - это позволит использовать более узкую диафрагму или короткую выдержку.

ISO измеряется по шкале, схожей с ASA, используемой для пленки. Чем выше значение ISO, тем выше светочувствительность сенсора. Как и в случае с выдержкой, удвоение ISO приводит к повышению экспозиции на 1 шаг и наоборот, двукратное снижение ISO приводит к понижению экспозиции на 1 шаг.

К примеру, переключение с ISO 100 на ISO 200 удваивает чувствительность сенсора и повышает экспозицию на 1 шаг. Переход с ISO 800 на ISO 400, напротив, снижает экспозицию на 1 шаг. Большинство камер позволяют изменять ISO как раз на 1 шаг экспозиции при каждом переключении.

Шаг и значение диафрагмы (фото 4)

Изменение диафрагмы обозначается как "f-число" (также называют "f-шагом"), представляющее собой диаметр отверстия объектива. Чем ниже значение диафрагмы ("f-число"), тем шире отверстие и больше света попадает на светочувствительный элемент. С другой стороны, чем выше значение диафрагмы, тем уже отверстие и меньше количество проникающего света.

Так как значения диафрагмы рассчитываются отдельно, числа не связаны просто с двукратным увеличением или уменьшением, вместо этого производится умножение или деление на 1,41 (квадратный корень 2). Например, переход от диафрагмы f/2.8 к f/4 является снижением экспозиции на 1 шаг и рассчитывается следующим образом: 4 = 2.8 * 1,41. А переключение с f/16 на f/11 является повышением экспозиции на 1 шаг и рассчитывается, как 11 = 16 / 1,41.

Как и в случае с выдержкой, большинство современных камер позволяют управлять диафрагмой с точностью до 1/3 шага экспозиции.

Шаг экспозиции – это универсальная величина

Самое больше преимущество, которое дает нам понимание термина шаг экспозиции, - это возможность сопоставлять выдержку, диафрагму и ISO. Благодаря этому мы с легкостью можем изменять эти факторы, сохраняя при этом общую экспозицию.

Предположим, вы делаете снимок, используя выдержку 1/60, диафрагму f/8 и ISO 200. Вы замечаете, что кадр хорошо экспонирован, но объект вышел несколько размытым. Поэтому вы решаете укоротить выдержку до 1/120 секунды.

Это изменение на 1 шаг сделало бы снимок темным, потому что в сравнении с прошлым кадром, теперь используется в два раза меньше света. Для того чтобы компенсировать эту разницу, вам необходимо будет вернуть экспозицию обратно на 1 шаг за счет других параметров. Это легко, так как у нас есть замечательный инструмент для сопоставления.

Можно сильнее открыть диафрагму, чтобы она пропускала больше света, переключив ее с f/8на f/5.6 (увеличение на 1 шаг экспозиции) - это приведет к возвращению к исходной экспозиции. Или же можно удвоить ISO, переключив с 200 на 400, что также даст увеличение на 1 шаг экспозиции.

Как вы видите, использование шага экспозиции является удобным инструментом, если вам необходимо подстроить камеру, не портя общую экспозицию снимка.

Учитывайте следующие факторы при настройке экспозиции

Регулируя три компонента экспозиции, вы должны помнить, что каждый из них оказывает особенное воздействие на фотографию. В некоторых случаях это воздействие может оказаться нежелательным.

Скорость затвора (выдержка) – если выдержка будет слишком длинной, снимок может получиться размытым из-за движения камеры или объекта.

Диафрагма – чем шире диафрагма, тем меньше глубина резкости, поэтому, используя самую широкую диафрагму, вы можете столкнуться с проблемой, как сохранить все необходимые элементы в фокусе. С другой стороны, малая глубина резкости может помочь выделить объект, что часто оказывается очень полезным – именно в таких случаях не стоит использовать закрытую диафрагму.

ISO – чем выше ISO, тем больше цифрового шума появляется на фотографиях. Из-за этого снимок может выглядеть слишком "зернистым" и нерезким.

Как и все в фотографии, настройка вышеописанных параметров представляет собой попытку отыскать идеальный баланс. Прежде всего необходимо решить, какой эффект вы хотите получить на снимке, и в соответствии с этим выбрать параметры, позволяющие реализовать задумку при минимальных возможных недостатках. Шаг экспозиции в данном процессе действительно является очень полезным инструментом, который помогает легко менять настройки и дает больше контроля над съемкой.

2.

3.

4.

«Стоп» – это шаг увеличения или уменьшения количества света, попадающего в объектив. Шаг обозначает, что света на пленку или матрицу камеры попадет в два раза больше (или меньше)

В фотографии «стоп», или «ступень» - понятие довольно распространенное, но многие понимают его неправильно, многие боятся, потому что оно звучит сложно. На самом деле «стоп» - это очень просто

Изменение экспозиции на стоп (или на одну ступень) означает удвоение (уменьшение или увеличение вдвое) количества света, которое попадает в объектив. Например, если вы услышите, что вам нужно было увеличить экспозицию на 1 ступень, это означает, что необходимо было захватить в два раза больше света, чем вы получили на фотоснимке.

Экспозиция представляет собой совокупность двух показателей: скорости срабатывания затвора и величины диафрагмы. Каждый из них может изменяться в 1 стоп. Вдобавок на экспозицию влияет ISO. Так как все показатели имеют разные единицы измерения, то и был изобретен удобный способ для сравнения - изменение экспозиции на стоп.

Выдержка затвора камеры - время, в течение которого затвор камеры остается открытым во время фотографирования. Чем дольше затвор открыт, тем больше света попадает на чувствительный элемент фотоаппарата и тем больше будет общее воздействие. Удвоение или уменьшение вполовину времени работы скорости затвора производит увеличение или уменьшение воздействия на 1 стоп.


Изменение от 1/200 доли секунды до 1/100 (увеличение времени) позволяет фотоэлементу получить в два раза больше света, поэтому можно сказать, что экспозиция в фотографии меняется на 1 ступень, снимок становится светлее. Аналогично изменение от 1/60 до 1/30 позволяет попасть на фотоэлемент в два раза больше света, что дает изменение экспозиции на 1 стоп.

Большинство камер позволяют установить скорость затвора с шагом в 1/3, так что 3 позиции скорости срабатывания затвора будут соответствовать коррекции экспозиции в 1 ступень

При регулировке выдержки, например, между 1/60 и 1/125 вы можете обнаружить 1/80 и 1/100 секунды. Это повышает точность экспонирования, но надо понимать, что это между 1/60 и 1/80 один щелчок, но 1/3 стопа.

Диафрагма измеряется с помощью «f-числа», которое иногда называют «f-стоп», она показывает величину диаметра отверстия. Необходимо помнить, что меньшее f-число соответствует больше открытой диафрагме, при которой большее количество света попадает на светочувствительный элемент, в то время как более высокое f-число означает более узкую диафрагму (меньше света).


Диафрагма (оно же относительное отверстие) вычисляется сложнее, и шаг, обозначающий увеличение на 1 стоп, происходит при увеличении диафрагмы на 1,4.

Базовая диафрагма - 1 (хотя в мире не много объективов, у которых диафрагма может раскрыться до 1, но они есть, существуют даже такие, у которых f меньше единицы). Умножая на 1,4, получаем стандартный диафрагменный ряд: 1; 1,4; 2; 2,8; 4 и т.д. каждое последующее число говорит о том, что количество света, проходящего через объектив, стало больше или меньше в два раза. То есть снимок на 2,8 с выдержкой 1/60 секунды будет засвечен также, как снимок на 4 с выдержкой 1/30. Чем больше число диафрагмы, тем сильнее она закрывается и тем меньше света попадает на снимок.

Большинство современных камер позволяют управлять диафрагмой с шагом в 1/3 стопа.

ISO

ISO, или светочувствительность, отвечает за общее воздействие света на светочувствительный элемент. Чем меньше ISO, тем шире должна быть открыта диафрагма и длиннее выдержка.


Удвоение числа ISO делает необходимым уменьшение экспозиции на 1 стоп. В старых фотокамерах это означало, что фотограф установил в фотоаппарат пленку с большей чувствительностью, а в современных, что мы увеличили чувствительность матрицы к свету.

Например, переход от ISO 100 до ISO 200 удваивает чувствительность датчика, тем самым при тех же условиях съемки следует уменьшать выдержку или зажимать диафрагму на 1 стоп. Переход от ISO 800 до ISO 400 - снижает на 1 стоп. Большинство современных камер позволяют изменять ISO с шагом 1 пункт.

Все можно менять!

Так зачем же они нужны - эти стопы? Изменение на шаг в экспозиции кадра дает нам возможность напрямую сравнить выдержку, диафрагму и ISO. Это означает, что фотограф может легко жонглировать этими компонентами, с целью достичь нужного результата.

Дело в том, что все фотографы, кроме разве что тех, кто снимает в фотостудии, вынуждены работать с тем светом, который есть. Мы не можем отрегулировать мощность солнца так, как нам надо. Давайте рассмотрим несколько примеров:

1) спортивный журналист, снимающий быстродвижущиеся объекты (шахматисты не в счет), вынужден заботиться в первую очередь о выдержке. Соответственно, его не устроит экспопара f=8,0 и 1/125 при чувствительности матрицы ISO 100, которую ему предлагает экспонометр. Ему необходима выдержка 1/500, то есть необходимо сделать выдержку короче на 2 стопа. Чтобы снимок был хорошо проэкспонирован, фотограф вынужден будет открыть диафрагму на 2 стопа. То есть поставить f=4,0;

2) фотопортретист, который находится недалеко от спортивного журналиста, снимает уже победителей на пьедестале, тоже воспользовался этим же экспонометром и получил те же параметры f=8,0 и 1/125 при ISO 100. И он тоже недоволен, так как любит размытый фон, который можно получить только при диафрагме 2,8. То есть фотограф хочет открыть диафрагму на 3 стопа. Соответственно и выдержку он должен укоротить на 3 стопа с 1/125 до 1/1000;

3) а рядом еще один фотограф, который снимает жучков. И у него проблемы - при диафрагме 8,0 глубина резкости недостаточная, он хочет минимум 16,0, то есть закрыть диафрагму на 2 стопа. И требуется корректировка выдержки на два стопа - до 1/30. И тут перед ним встает другой вопрос: как снимать с рук на выдержке 1/30? Фотограф, конечно, покряхтит-покряхтит и пожертвует ISO. Поднимет ISO с 100 до 400, и выдержка 1/125 скроет дрожание рук.

Для примера возмем такие случаи:

Увеличили выдержку с 1 секунды до 2, значит, вы сделали выдержку больше на 1 стоп,

Уменьшили диафрагму с F/16 до F/8, значит, уменьшили экспозицию на 2 стопа, (вспомните шкалу диафрагмы, каждое значение меняет количества света вдвое с 16 до 11 раз, с 11 до 8 два).

Снизили ISO с 3200 до 400, это значит, уменьшили экспозицию на (3200-1600 раз, 1600-800 два, 800-400 три) на три стопа.

Изменение в стоп экспозиции - удобный способ влиять на кадр, не изменяя отдельные параметры экспозиции. Но почему же фотографы так неохотно меняют ISO, когда оно решает столько проблем? Да все просто - чем больше ISO, тем больше шума на матрице - таких пикселей, которые не до конца поняли, как они должны были быть освещены и экспонируются, как бог на душу положит. Чаще всего это проявляется зелеными точками на темном фоне.

Настройка экспозиции

При регулировке трех компонентов экспозиции фотограф должен знать, что каждый из них влияет на фотографию и другими способами, которые могут быть не всегда желательны. Выдержка - если скорость затвора будет слишком медленной, снимок может быть размытым от движения камеры или движения объекта.

Диафрагма - широко открытая диафрагма дает малую глубину резкости. Если ее открыть сильно, то можно получить проблемы с поддержанием в фокусе многих деталей. С другой стороны, малая глубина резкости поможет акцентировать внимание на главном объекте съемки.

Чувствительность ISO - чем больше увеличить ISO камеры, тем больше цифрового шума будет на фотографиях. Это может сделать изображение слишком зернистым и уменьшить его четкость.

Как и все в фотографии, для регулировки этих трех параметров требуется соблюдение баланса. Необходимо решить, какой эффект нужно получить, чтобы выбрать такие величины, которые сведут к минимуму все возможные недостатки. Изменение экспозиции с помощью стопов - удобный способ влияния на общую картинку кадра, оно дает больший контроль над всей сценой фотографии.

Нередко, при работе в студии можно услышать такие фразы как «уменьшил мощность импульсного осветителя на 1 стоп» или «разница между освещением 2 стопа». Дело в том, что в студийной съемке используют те же термины, и понятие «стоп» оказалось очень удобным.

Ведь можно запутаться при пересчете джоулей, люменов и люксов в числа диафрагмы. Гораздо проще сказать: «Поменяй мощность на 1 стоп», и становится понятно - моноблок будет выдавать света в два раза больше или меньше.


Экспозицию снимка контролируют три параметра: выдержка, диафрагма и ISO. Стопы позволяют Стопы дают возможность измерять уровень экспозиции относительно нулевой отметки. Для многих новичков термин "Стоп" оказывается сложным для понимания, но на самом деле всё так ужасно. Нужно просто вникнуть. Стоп - обозначает увеличение или уменьшение яркости снимка, а следовательно количества света, попадающего на сенсор в 2 раза. Если вы увеличите экспозицию снимка на 1 стоп, то на матрицу будет попадать в 2 раза больше света, значит снимок станет в 2 раза светлее предыдущего состояния снимка.

Количество света, попадаемого на сенсор зависит от выдержки (времени, на протяжении которого затвор остается открытым), величины диафрагмы и светочувствительности (ISO). Эти три параметра имеют свои единицы измерения и настраиваются независимо друг от друга. Изменение стопа (уровня экспозиции) можно добиться изменением одного из этих параметров или всех сразу.

Не обязательно нужно изменять экспозицию на целый стоп. В камерах стопы обычно разбиваются на трети. То есть можно стопы измерять как 1/3, 2/3, 1, 1⅓ и т.д. Плюс и минус перед обозначением говорят об увеличении или уменьшении экспозиции.

Выдержка

Выдержка характеризует время, на протяжении которого затвор остается открытым и на сенсор попадает световой поток. Вполне логично, что затвор, открытый на протяжении длительного времени пропустит больше света, чем затвор, который закрылся сразу после открытия. Длительность выдержки измеряется в секундах. Как правило, в повседневной съемке используют выдержку, которая составляет доли секунд. Увеличение или уменьшение скорости срабатывания затвора в 2 раза изменит экспозицию кадра на 1 стоп.

Если изменить выдержку со значения 1/100 секунды на 1/200, то время срабатывания затвора уменьшится в 2 раза, значит на сенсор попадет в 2 раза меньше света, следовательно яркость снимка уменьшится в 2 раза, то есть на 1 стоп. То же самое произойдет и при изменении выдержки с 1/60 на 1/30 секунды, только в данном случае длительность выдержки увеличилась в 2 раза, а снимок станет светлее на 1 стоп.

ISO

Светочувствительность сенсора говорит о его восприимчивости к свету. Чем больше светочувствительность, тем светлее снимок. Этот параметр позволяет снимать в темных помещениях без вспышки, однако увеличение светочувствительности влечет за собой появление зернистости на снимке.

Светочувствительность влияет на стопы точно так же, как и выдержка. Значит увеличение светочувствительности в 2 раза увеличит яркость снимка на 1 стоп. Увеличение от ISO 100 до ISO 200 сделает снимок светлее на 1 стоп, а уменьшение от ISO 800 до ISO 400 уменьшит экспозицию на 1 стоп.

Диафрагма

Диафрагму измеряют в f/число. Чем меньше число, тем больше открыта диафрагма и наоборот.

С диафрагмой не всё так просто. Тут нет зависимости между увеличением или уменьшением значения в 2 раза. Из-за не совсем обычного обозначения, 1 стоп эквивалентен умножению или делению значения диафрагмы на корень из двух или 1,41. К примеру, изменение диафрагмы с f/2.8 на f/4 будет изменять экспозицию кадра на 1 стоп.

Закон сохранения экспозиции

Стоп позволяет в числовом виде отображать уровень экспозиции. Это значит, что можно менять любой из параметров, которые влияют на экспозицию и при этом следить, чтобы экспозиция не изменилась. К примеру, можно уменьшить выдержку в 2 раза и при этом увеличить светочувствительность в 2 раза. При этом можно получить кадр, в котором движущиеся объекты будут более четкими и менее размытыми, но экспозиция останется такой же.

Регулируя параметры камеры, стоит помнить, что при сохранении экспозиции может поменяться содержание снимка. Длительная выдержка может сделать движущиеся объекты слишком размытыми и добавить шевеленку при съемке с рук. Большое значение диафрагмы будет уменьшать глубину резкости снимка, а значит есть риск, что объект съемки не попадет в зону резко изображаемого пространства.

Увеличение светочувствительности ведет к появлению цифрового шума на снимке. При малом значении ISO он не существенен, но при значительном увеличении этого параметра можно загубить снимок. В камерах есть автоматические режимы, которые позволяют вносить экспокоррекцию. В этом режиме можно регулировать стопы, а камера сама подберет выдержку, диафрагму и светочувствительность в зависимости от выбранного сюжетного режима или исходя из собственных соображений.

Стоп в фотографии — это обозначение ступени увеличения или уменьшения экспозиции. Если сказать точнее, то один стоп - это изменение яркости снимка в два раза.

Экспозиция зависит от трёх параметров камеры: диафрагмы, выдержки и светочувствительности. Даже компактные камеры имеют режим ручных настроек, где можно самостоятельно регулировать эти параметры.

Как фотоаппарат настраивает экспозицию?

  • Нажимая на кнопку спуска затвора до середины на датчик попадает свет. Проводится анализ количества света. Режимы экспозамера бывают разные. Можно выбрать усреднённый экспозамер, который разобьёт кадр на участки, измерит освещённость каждого, а потом просуммирует их и разделит на количество участков. Есть точечный экспозамер, который проанализирует лишь центральную часть кадра. Также существуют и другие аглоритмы определения яркости сцены перед объективом.
  • Современные фотоаппараты имеют множество различных режимов: автоматические, режимы определённой сцены и ручные настройки. В автоматических и полуавтоматических режимах камера подбирает оптимальное сочетание выдержки, чтобы не получить смазанное изображение, диафрагмы, чтобы добиться приемлемой глубины резкости и светочувствительности сенсора, чтобы снимок не содержал слишком много шума. Балансируя между этими параметрами фотоаппарат создаёт снимок с нормальной освещённостью. Баланс между тёмными и светлыми областями оптимален.
  • Также пользователь может самостоятельно вводить каждый из параметров или вносить экспокоррекцию, заставляя камеру затемнять или осветлять снимок.

В большинстве камер параметр ISO можно устанавливать вручную в любом режиме. В таком случае автоматически будут настраиваться только выдержка и диафрагма.

Лучше всего понять, как влияет выдержка на диафрагму и наоборот можно в режимах приоритета выдержки и приоритета диафрагмы. Включите один из этих режимов. Предположим мы выбрали режим приоритета диафрагмы. В этом режиме доступно управление диафрагмой. Задайте произвольное значение диафрагмы. Просто направьте фотоаппарат на любой объект и нажмите до половины кнопку спуска затвора. Камера оценит яркость сцены и выберет выдержку такой, чтобы яркость кадра получилась нормальной. Теперь закройте диафрагму. С каждым шагом диафрагмы количество света, попадаемого на матрицу будет уменьшатся в два раза. Вы увидите, как выдержка увеличивается также на один шаг. Один шаг увеличения выдержки увеличивает количество света, попадаемого на сенсор в два раза.

К примеру:

При диафрагме F/8 мы имеем выдержку 1/30 секунды. Закрыв диафрагму до F/16 выдержка будет составлять 1/8 секунды. Современные фотоаппараты могут очень точно измерять экспозицию кадра. Сейчас один шаг изменения экспозиции может составлять ⅓ или ½ стопа. Если мы переключимся в ручной режим настройки, то можем наглядно увидеть на снимках как меняется экспозиция при изменении параметров на одну ступень.

В камере есть встроенный экспонометр. Он отображает нулевое значение, а также положительные и отрицательные значения. При ваших настройках камера покажет какое-то значение на экспонометре. В идеале оно должно равняться или быть близко к нулю. Экспонометр показывает, какова будет яркость текущей сцены на снимке. Если указатель экспонометра, к примеру +1, то нужно уменьшить любой параметр. Каждый шаг - это изменение яркости в 2 раза. Нам нужно уменьшить ISO, выдержку или диафрагму.

Сделав снимки со сдвигом на экспонометра с положительным сдвигом, при нудевом значении и с отрицательным сдвигом мы получим переэкспонированный кадр, нормальный кадр и недоэкспонированный кадр.

Стоп или шаг экспозиции очень часто обозначается как EV. К примеру +2EV - это пересвет в 4 раза. Почему в 4? Всё просто. +1EV - это увеличение яркости в 2 раза. Ещё одно смещение стопа в положительную сторону увеличит яркость снимка в 2 раза по отношению к первому смещению. Таким образом Таким образом получается + 2 стопа - это увеличение яркости снимка в 4 раза по отношению к нормальной яркости. Что Происходит при увеличении яркости снимка? Детали в ярких местах становятся абсолютно белыми, но при этом детализация теней улучшается. То, что было чёрным начинает обретать текстуру. При смещении к отрицательным значениям всё происходит наоборот. Тёмные области становятся полностью чёрными, а яркие участки приобретают цвет и детализацию.

Затемнение или осветление кадра на несколько стопов позволит получить снимок с нужной вам детализацией. Сделав несколько кадров с различной экспозицией можно сделать HDR-снимок в графических редакторах. Зеркальные и беззеркальные камеры имеют функцию брекетинга, при которой камера делает три снимка с заранее заданным смещением экспозиции.

Уверен, что многие (если не все) начинающие фотолюбители сталкивались с загадочными и не всегда понятными «стопами» и «ступенями». И тот, и другой термин широко распространены и употребимы фотографами, фотолюбителями и сочувствующими. C точки зрения русской академической фотографической мысли, термин "ступень" будут несколько правильнее "стопа", хотя речь в обоих случаях идет об изменении диафрагмы (про ступени и стопы в экспозиции поговорим отдельно).

Присутствие "стопов" наряду со "ступенями" сложилось исторически и, вероятнее всего, отражает «узость круга» людей, занимавшихся у нас в стране фотографией на заре ее существования: для полноценного общения хватало заимствованных слов и определений. Давайте попробуем сначала разобраться со "стопами", имеющими мало общего с одноименным дорожным знаком, но к "торможению" опосредованно относящимися.

Существует мнение, что английское фотографическое "stop " прижилось по следам "Стопов Вотерхауза" (Waterhouse stops ) - полосок металла с отверстиями по центру, вставлявшихся в объектив и выполнявших роль диафрагмы, названных по имени изобретателя - англичанина Джона Вотерхауза (John Waterhouse , 3.8.1806-13.2.1879), астронома, метеоролога, химика и фотографа.

Про диафрагму

На заре фотографии было не до диафрагмы: низкая чувствительность фотоматериалов и темные объективы заставляли фотографов собирать весь доступный свет, а выдержки измерялись десятками секунд.

Со временем над чувствительностью успешно поработали, выдержки стали короче и появилась возможность подумать о качестве формируемого объективом изображения. О диафрагмировании и его благотворном влиянии уже было известно благодаря астрономам (еще в 1762 году Леонард Эйлер (Leonhard Euler ) - швейцарский, немецкий и российский математик - писал о необходимости использования диафрагм в телескопах ("it is necessary likewise to furnish the inside of the tube with one or more diaphragms , perforated with a small circular aperture , the better to exclude all extraneous light "). В 1857 году Филипп Фон Зейдель математически описал 5 основных оптических аберраций : со всеми пятью можно бороться, исключая из формирования изображения лучи, проходящие через края объектива - чем и занимается диафрагма.

Появились диафрагмы для фотообъективов - круглые пластинки с отверстием необходимого диаметра по центру. Поначалу их использование приносило массу неудобств: откручивался передний элемент объектива, внутрь вставлялась диафрагма, потом все собиралось обратно - до следующей смены. Неудивительно, что появление объективов с прорезью в корпусе, куда легко вставлялись тонкие металлические пластинки с отверстиями, было с энтузиазмом встречено фотографирующей публикой. "Самоделкины" даже начали апгрейдить старые объективы, самостоятельно делая прорези. "Стопы" делали не произвольно, а так, чтобы разница в количестве пропускаемого света между соседствующими в наборе пластинками составляла ровно 2 раза.

Первенство изобретения быстросъемных пластинок-диафрагм приписывают Джону Вотерхаузу и датируют 1858 годом (некоторые источники заявляют, что Вотерхауз впервые рассказал о своих "стопах" еще в 1856 году, а Г. Р. Смит (H . R . Smyth ) описал схожее решение одновременно с Вотерхаузом). Так или иначе, новинка пришлась по вкусу и быстро стала стандартным аксессуаром для объектива, а наборы пластинок начали называть "стопами Вотерхауза" (Waterhouse stops ) - они "останавливали" часть света, откуда и пошло название. Кстати, аналог Вотерхаузовских стопов до сих пор находит применение в моноклестроении и даже в промышленно производимом "творческом объективе" Lensbaby .

Отсюда и повелось, что диафрагмирование объектива описывают "стопами": "прикрой на один стоп" - означает уменьшить количество света в два раза, перейдя на следующее значение диафрагмы. Значения стандартизованы:

1/0.7; 1/1; 1/1.4; 1/2; 1/2.8; 1/4; 1/5.6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64; 1/90; 1/128.

На большинстве современных фотоаппаратов и объективов указываются только знаменатели значений диафрагм, называющиеся диафрагменными числами. Часто перед ними ставится латинская буква "F ".

f/ 0.7 f /1.0 f /1.4 f /2 f /2.8 f /4 f /5.6 f /8 и так далее.

Кстати, привычная нам ирисовая диафрагма не сразу вошла в обиход объективостроения: стопы Вотерхауза были недороги, просты в изготовлении и использовании, эффективно выполняли возложенную на них функцию. Понятно, что таскать с собой набор железяк было неудобно, но дороговизна и сложность изготовления ирисовых диафрагм отсрочили их применение до конца 1870 годов - с этого времени большинство производителей объективов будут предлагать на выбор: обычный вариант со стопами Вотерхауза или дорогой - с ирисовой диафрагмой.

Применительно к изменению значения диафрагмы можно употреблять и "стоп" и "ступень". Если "стопы" стали калькой с английского, то "ступени" - термин отечественного происхождения, ближе стоящий к английскому Exposure Value (EV ).

Величину или ступени экспозиции (EV ) необходимо рассмотреть пристально и в отдельном материале. Вкратце: принципиально она схожа со стопом, но трактуется шире, обозначая изменение общего количества света, попадающего на матрицу/пленку, в зависимости не только от смены диафрагмы, но и от выдержки (иногда - и чувствительности). Изменение экспозиции на одну ступень означает изменение количества света, попадающего на матрицу или пленку в два раза. Сократите количество света в два раза – вы уменьшите экспозицию на 1 ступень; увеличьте в 2 раза – экспозиция изменится в плюс на одну ступень, независимо от измененного параметра - диафрагмы или выдержки.