Почему одежда греет в мороз? Воробьи зимой, конспект занятия по ознакомлению с природой

ЧТОБЫ РЕБЁНОК ЛЮБИЛ ЧИТАТЬ: НЕСКОЛЬКО ПРИЁМОВ Для детей, которые уже умеют немного читать, но делают это с неохотой есть несложные, но очень яркие методы. Для начала несколько советов: Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать – «Ах, прочитай еще хоть одну строчку!» Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал. Радуйтесь каждому пpoчитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте. Берите для первого чтения только подходящие книжки – яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить. А теперь о маневрах – их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше конечно, придумать свой. МЕТОД 1 Он рассчитан на детей, которые читать умеют, но не любят. Чтобы заинтересовать ребенка, родители читают ему книжку, внезапно останавливаясь на самом интересном месте – нет времени. Дальше ребенок пытается читать сам, без особого энтузиазма. Тут родители, во-первых, должны похвалить ребенка за инициативу, во-вторых, помочь ему: он читает одну строчку, родители – две и т. д., постепенно навык чтения прочно закрепляется. МЕТОД 2 Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. У ребенка же с чтением связывается чувство удовольствия и радости. МЕТОД 3 Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу). МЕТОД 4 Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был один ребенок, мама которого плохо говорила по-русски (а насчет читать даже неизвестно). Известно только, что ей на центральном телеграфе доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее. Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка – бабушка. И мальчик Диан решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать – плохо и с ошибками. Пожилая женщина решила повоспитывать соседского мальчика: – Ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись, как следует, тогда и хвались. Что тут стало с мамой! Зачем ты обижаешь моего ребенка – бросилась защищать сына неграмотная мать: – Он только начал читать. А ты ему желание к чтению отбиваешь! Дальше – больше. Мама зарабатывает очень мало, сидят чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей – когда она чистит картошку или готовит, что-нибудь почитать ей. Тогда – объясняла она сыну – ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мама идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, – ты чего мама, плачешь? – Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь. – Да, мама. Я буду ученым. И так три раза в день. И каждый раз сын спрашивал маму, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне. А как эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические способности – это уже отдельная история. Зайкина школа.

Тема: Птицы – наши друзья
Воспитатель: Темченюк Елена Викторовна
Цель: Создать условия для формирования бережного отношения к природе
Задачи:
1. Уточнять знания о птицах: внешнем виде, среде обитания.
2. Учить различать птиц по внешнему виду.
3. Расширять представления о зимующих птицах, желание заботиться о них.
4. Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
5. Продолжать закреплять умение наносить точки нетрадиционным методом ­ ватной палочкой,
изображая зернышки.
6. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
7. Обогащать пассивный словарь детей.
8. Активизировать речь детей, побуждая повторять за воспитателем слова.
Предварительная работа: Наблюдения за птицами на улице. Чтение художественных произведений,
стихов. Рассмотрение иллюстраций по теме. Коллективная аппликация «Птицы».
Ход занятия:
­Ребята, какое сейчас время года? Какая погода на дворе? Как люди защищаются от холода?
(Ответы детей на вопросы).
­Правильно, зима. На улице холодно и морозно. Зимой птицам и зверям приходится трудно, так как
нелегко найти корм. У зверей шубки меховые, а у птиц оперение. Ребята, я предлагаю вам
рассмотреть картинки с изображением птиц и вместе решить, как им помочь пережить холода.
(На доске выставляются картинки с изображением птиц ­ голуби, синицы, снегири, воробьи)
Кто изображен на этих картинках? (ответы детей).
Как можно сказать одним словом ­ кто это? (птицы).
Воспитатель задает вопрос:
1. Как узнать птицу?
2. Что есть у птицы? (крылья)
3. Правильно, у птицы есть крылья. Сколько их? (Два)
4. Зачем птице крылья? (чтобы летать)
5. Что есть у птицы? (лапки)

6. Сколько их? (две)
7. Зачем птице лапки? (Ходить, прыгать по земле)
8. Чем покрыто тело птицы? (перьями)
9. Что есть на голове у птицы, чем она клюет? (клювом)
10. Как вы думаете, чем питаются птицы? (червями, крошками, зернами, семечками)
11. Ка к вы думаете, где живут эти птицы? (ответы детей­Эти птицы живут на улице)
12. Это домашние птицы? (нет)
13. Почему вы так думаете? (ответы детей)
14. Эти птицы сами о себе заботятся: строят гнезда, находят корм.
15. Как можно назвать этих птиц? (Предположения детей)
­Это дикие птицы.
Давайте скажем вместе: дикие птицы.
Дети произносят словосочетания хором и индивидуально.
­ Какие дружные у нас получились воробьи. Воробьи ­ дружные птицы, не любят жить поодиночке.
Они собираются в стайки ­ большие компании. В морозные дни воробьи садятся рядом друг с
другом, распустив перья и нахохлившись. Вот так. (Воспитатель разводит в стороны округленные
руки и втягивает голову в плечи). Попробуйте нахохлившись как воробьи зимой. (Дети выполняют
задание).
Подвижная игра «Тепло, холодно»
А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно».
Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» ­ летайте и чирикают, а по команде «холодно» ­
нахохлившись и садитесь на корточки рядом друг с другом. (Проводится подвижная игра).
­ Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат.
­ В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду.
­ В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись ­ так им легче
согреться. Но трудно приходится зимой не только изделиями.
­Как вы думаете, каким птицам зимой труднее живется, диким или домашним и почему?
(предположения детей)
­зимой тяжелее всего приходится диким птицам, ведь они сами о себе заботятся, а корма зимой
очень мало.
­Но можем помочь нашим крылатым соседям.

­Ребята, вчера мы с вами делали аппликацию, посмотрите, сколько птиц у нас получилось, какие
они красивые. Но им сейчас холодно и голодно.
Что любят клевать птицы? (зернышки, семечки)
Давайте нарисуем зернышки для наших птиц и так поможем им прокормиться в холода.
Воспитатель предлагает детям взять ватную палочку, опустить в коричневую гуашь.
Наносим точки ­ «зернышки» на лист бумаги в птиц.
­Давайте насыплем нашей птичке побольше зернышек.
Во время самостоятельного выполнения задания воспитатель проговаривает потешку:
Маленькие птички прилетели к нам. Маленьким птичкам зернышек я дам.
Воспитатель по окончании работы хвалит детей:
Молодцы, все дети справились ­ много зернышек насыпали нашим птицам.
Дети садятся полукругом. Проводится пальчиковая гимнастика «Воробей»
Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Кушай зернышко скорее.
­А теперь внимательно послушайте стихотворение:
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна ­ и не страшна
Будет им зима.
­Ребята, как вы думаете, каким образом вы можете помочь нашим крылатым соседям? (Ответы
детей).
­Правильно. Мы можем повесить кормушку на участке.

А это значит, что варежки сами по себе совсем не греют. Но вскоре внутри снова стало тепло. Вот и выходит – не варежки согрели твои руки, а, наоборот, ты своими руками согрел варежки. Грелка, трубы центрального отопления, те, правда, греют, а ни пальто, ни шапка, ни варежки, ни валенки сами греть не могут. Другое дело, что они хорошо берегут твое тепло. Получается, ты сам – что-то вроде грелки, тепло идет от тебя, а одежда просто , не выпускает наружу.

Разная одежда бережет тепло по-разному. Мама даже говорит: «Холодно стало. Снимай это, надень то!» верно? Вот и скажи, почему в матерчатых варежках холоднее, чем в шерстяных, а в шерстяных холоднее, чем в меховых? Что? Ты говоришь, потому что матерчатые варежки тонкие, вязаные потолще, а меховые совсем толстые? Так-то оно так, но.… Вот как ты думаешь, что лучше – натянуть в морозный день на каждую руку одну толстую варежку или две тонких из такого же материала? В толстых варежках говоришь теплее? А если три тонких? Что? А-а, тогда, говоришь, будет теплее в тонких варежках?

Воздух преграждает путь холоду

Верно. Так вот считай, что, надевая две варежки, ты как раз и надеваешь… сразу три! Почему? Потому, что, когда ты надел две варежки, ты надел еще одну… невидимую. Ведь между обеими варежками обязательно есть воздух. А это тоже, между прочим, «варежка», хоть и воздушная, но теплая. И выходит: 2+1=3. ведь воздух отлично сберегает тепло. Не зря же рамы в окнах ставят двойные.

Ты, наверное, думаешь, что двойные рамы нужны только потому, что два стекла лучше защищают комнату от , чем одно? Ошибаешься. Стекло для мороза не преграда. Воздух между двумя рамами – вот настоящая преграда. Это как бы еще одна рама. А как ты думаешь, в морозный день сидят на ветках, нахохлившись, распушив перья? Оказывается, тоже для тепла. Между перышками и пушинками, как между двумя надетыми на одну руку перчатками, как между оконными рамами, помещается есть , и воробьям от этого теплее.

А наша с тобой одежда! Берегут тепло, не пропускают холод вовсе не , и не волоконца, из которых эти нитки скручены, а воздух, который прячется между ними. Чем пушистее, чм ворсистее ткань, тем больше места в ворсинках занимает воздух, а чем больше воздуха, тем нам теплее.

В шелке ворсинок мало, скручены они плотно – шелк холодный. В шерстяной ткани ворсинок много, они пушистые – шерсть теплая, потому, что там находится воздух. Вата еще пушистее. Вот из нее и делают теплые ватные одеяла. И входные двери обивают – утепляют – ватой.

К цехам заводов, к домам бежит по горячая вода. Чтобы она не остывала, трубы укутаны «одеялом» – толстым слоем ваты, только не простой, а стеклянной, из стеклянного волокна. Воздух, в таком волокне не дает остынуть и замерзнуть воде.

Ты наверняка видел кирпичи с множеством дырочек. В каждой дырочке воздух, и поэтому стенки из таких кирпичей и легче, и лучше сохраняют в домах тепло.

Но иногда нужно уберечь не тепло от холода, а, наоборот, холод от тепла. И тут воздух опять наш надежный помощник. Ему все равно, куда не пропускать тепло – наружу или внутрь. Чтобы тепло не проникало , его стенки и дверца тоже двойные, как оконные рамы. А между ними пушистая «воздушная» стеклянная вата.

анна нефедова
Конспект занятия по экологии «Зимующие птицы»

Конспект занятия по экологии : «Зимующие птицы » .

Программное содержание :

1. систематизировать знания о птицах .

2. Закрепить понятие «зимующие » птицы .

3. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц .

4. Развивать воображение, слуховое и зрительное внимание, мышление, речь.

Демонстрационный материал : блюдце с различными видами корма для птиц , иллюстрации с изображением следов птиц на снегу , иллюстрации с изображением зимующих птиц : воробей, ворона, синица, голубь, сорока, дятел.

Раздаточный материал : маска на голову с изображением вороны, карточки с изображением птиц : вороны, воробья, синицы, голубя.

Ход занятия.

Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла. (Воспитатель показывает блюдце с семечками, зернышками, крошками.)

Как вы думаете, для кого это? (Ответы детей.)

Правильно. Я приготовила этот корм для птиц , которым сейчас очень холодно, особенно в мороз.

Каких птиц вы видите на улице , у себя во дворе? (Ответы детей) .

Ребята, это птицы , которые живут рядом с нами и летом, остаются жить рядом с нами и зимой. Они не улетают в теплые края. Как называются эти птицы ?

-Зимующие (воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки) .

На снегу во дворе я увидела следы (на экране появляются изображение следов птиц ) . Давайте угадаем, какие птицы были здесь .

Скачет по дорожке

Собирает крошки,

А потом на ветку- прыг

И чирикает : «Чирик» .

(Воробей,

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня … (Синичка) .

В мороз очень редко можно увидеть птичек. Когда очень холодно, птицы не летают , а сидят нахохлившись. (Дети показывают, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) . Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (Дети высказывают свои предположения.)

Оказывается, птицы не летают в мороз , потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. (Дети пробуют показать, как она это делает) . Зачем же птичке это нужно?. Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется. Иногда птички тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. (Дети показывают) .

Ребята, возле маленьких следов есть еще большие птичьи следы.

Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут её… (Ворона)

Физминутка «Вороны»

Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.

Кар-кар-кар (громко)

Кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.

Кар-кар-кар (тихо)

(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза) .

Ребята, почему, когда подлетает ворона, разлетаются воробьи и синички? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся.)

Игра «Ворона и синички» .

Дети («синички» ) бегают, изображая голосом и движениями птиц . По сигналу воспитателя «ворона» вылетает и ищет птичек. «Синички» прячутся, сев на коврик.

Вы все стали маленькими птичками. Я назову слово, а вы будете называть это слово ласково.

«Птица – птичка » .

Перо- … (перышко)

Крыло - … (крылышко)

Хвост - (хвостик)

Клюв - (клювик)

Синица - (синичка)

Птенец - (птенчик)

Воробей - (воробышек)

Ворона - … (воронушка)

Голубь - … (голубок)

Ребята, а каких птиц вы называете «гульками» ? «Гульки прилетели» ) (Голубь)

Какая птица умеет ворковать ?

Голуби – доверчивые птицы . Живут вблизи домов людей. Он умеет ворковать

Как голубь воркует? (Гру-гру)

Следующая наша гостья

Не сидит на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой… (Сорока)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Почему говорят «Сорока-белобока» ?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Почему дятла называют лесным доктором?

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»

(На доске 5-6 картинок с изображением зимующих птиц . Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза : «Какой птички не стало?» ).

Зима – очень трудное время года для птиц , особенно, если она морозная и снежная. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом . Как ты думаешь, каким?

Поиск еды – главное занятие для птиц зимой . День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой ? (Сделать кормушку и подкармливать птиц )

Для корма птицам пригодны семена различных растений : подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы . Голуби любят крупу и хлеб.

Покормите птиц зимой ,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

- Птицы нам приносят пользу . Какую?

Летом они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

А сейчас поиграем. Вы меня исправляйте, если услышите ошибку.

Прилетели птицы :

голуби, синицы

мухи и стрижи

аисты, вороны

галки, макароны.

Комары, кукушки

Бабочки, скворцы