Почему люди так любят фотографировать еду? Зачем люди фотографируют еду

Atlantico: Как объяснить то, что люди стали часто фотографировать блюда в ресторанах или дома, а затем выкладывать снимки в интернете и главным образом в социальных сетях?

Жан-Пьер Корбо: Это явление объясняется в первую очередь стремлением придать большую значимость блюду, которое не только останется в памяти, но и будет «заархивировано», а также будет ходить по социальным сетям, подчеркивая важность момента, когда человек видит его и приступает к еде. К этому добавляется еще тот факт, что едок сам становится медиатизированным деятелем процесса потребления пищи. Кроме того, если ресторан находится в престижном или необычном месте чувство подражания подталкивает нас к тому, чтобы сфотографировать событие, которое определяет траекторию нашей жизни. Если же речь идет о приготовленной дома еде, это связано с повышением значимости действующего лица, симуляцией его эго, что в перспективе может даже вылиться в создание блога. Сегодня мы все чаще можем наблюдать «эстетизацию» еды, творческий и культурный аспект процесса принятия пищи. Кроме того, если (частично) обратиться к психоанализу, фотография блюда перед его уничтожением и поглощением наделяет нас некой бессознательной мощью, которую мы можем вновь ощутить благодаря снимку.


- Является ли эта новая практика, которая последовала за публикацией в сети фотографий близких и снимков на отдыхе, одной из составляющих тенденции о выставлении напоказ личной жизни в интернете и социальных сетях?

- Что говорит эта новая тенденция о нашем отношении к пище и окружающим?

Она привлекает внимание к двум важным моментам. Во-первых, это эстетизация пищи, ее представление в качестве культурного объекта. Во-вторых, то, что человек выступает как действующее лицо в процессе приготовления или употребления пищи, вызывает желание закрепить в памяти этот момент, который обещает принести удовольствие. Фотография блюда до начала еды, обсуждение его приготовления, театрализация пробы пищи - все это говорит об удовольствии от оттягивания момента, некой форме эротизма, все это можно рассматривать даже как сексуализацию нашего питания.

Жан-Пьер Корбо, преподаватель социологии потребления и питания в Университете Тура

Надо сказать, что на эту тему активно дискутируют в рунете. Более того, анализу этого явления посвятили свои труды даже философы и психологи. Piterstory удалось выяснить несколько возможных причин, заставляющих людей выставлять фото своей еды напоказ.

В интернете проходят жаркие баталии, между сторонниками и противниками практики «фуд-портретинга». Как правило, основной упор противников такого рода «творчества» сводится к тупости и ограниченности их оппонентов. Причем на каждый аргумент сторонников тут же находится контр-аргумент «злопыхателей».

Еда – часть национальной культуры? Но неужели, например, тарелка со спагетти стоит того, чтобы ее фотографировать 30-40-50 раз? Не говоря уж о том, что зачастую выкладываются фотографии банальных «шведских столов» из Турции. Да, там много чего навалено и порции огромные, но разве это как раз не свидетельствует о приземленности ваших интересов? И зачем фотографировать «на память» именно еду? Фотографируйте Эйфелеву башню, Колизей, пирамиды – да много чего еще! Причем здесь еда?

В общем, полемике по этому вопросу нет конца и края. И какое-то соглашение «враждующих сторон», увы, скорее всего, невозможно. Поэтому Piterstory решил предоставить слово самим участникам дискуссии, а уж выводы о том, кто «прав и виноват», делайте сами.

Вот несколько мнений*, взятых из интернет-форумов:

Apelsinka : Смысла не понимаю в таких фото. Такое впечатление, как будто люди дорвались до чего-то такого, чего раннее не встречали и вот теперь похвастаться хотят этим.

Прекрасная Брунхильда: Если я еду куда-нибудь, где еда — это часть культуры страны, то конечно фоткаю. Например в Италии фоткала пиццу, ризотто, спагетти и т.д., в Норвегии — треску, в Германии — ребрышки и пиво. Еда так же много расскажет о стране, как, например, архитектура.

Lavanda : Зачем выставляют? Для таких как я, в частности, и спасибо тем, кто выставляет. На сайтах с отзывами я всегда смотрю на любительские фотографии, в том числе и еды — профессиональный фотограф даже какашку сфотографирует аппетитно, а по любительской фотографии сразу понятен уровень ресторана.

Scipi: За тем же, зачем фотографируют себя на фоне Эйфелевой башни, водопадов и аниматоров. Вот, гляньте, где я был! И чего я ел! Я крутой!

Liza 117: Так интересно же посмотреть, особенно если речь идет об отзывах о каких-то отелях/ресторанах. Еда — не менее важная составляющая при выборе места для проведения досуга/отпуска.

Shun : А едой он говорит — я ел в Париже! А то никто не поверит же)))

Китана: И я фоткала еду, когда мне нравилось оформление. Что в этом такого? Смотрите на вещи проще. Меня больше раздражает, когда дамы 52 размера свои фото в стрингах в сеть выкладывают)) А еда это ерунда!

Vlera : Это все от нищеты нашей российской. Ну дорвались люди до еды, хвастаются. Не от большого ума, естественно

Всё больше и больше издаётся книг на кулинарные темы, журналов и газет о кулинарии и кулинарном искусстве. Все эти издания обычно богато иллюстрируются. А если ещё вспомнить про тысячи специализированных сайтов в Интернете, про упаковку продуктов питания, про различную рекламную продукцию… Короче, фотографии еды и продуктов питания нынче востребованы. Но как же мало мы знаем имен фотографов, чье мастерство заслуживает особого внимания! Для того, чтобы так сфотографировать произведение кулинарного искусства, чтобы, что называется, у зрителя потекли слюнки - нужен особый талант, особый дар. И не только талант тут важен, но и опыт. Так могут работать очень немногие мастера фотографии. Вот мы и хотим вас познакомить с мастерами фотографии еды, которых, по праву, можно считать лучшими.

Маркус Нильсон (Marcus Nilsson )

Маркус Нильсон живет в Нью-Йорке. Его творчеству присущ ярко выраженный, достаточно нетрадиционный подход к фотографированию кулинарных блюд. Маркус десять лет проработал в ресторанном бизнесе, был шеф-поваром, поэтому кулинарию он знает не понаслышке. Но в 28 -летнем возрасте его привлекло изобразительное искусство, изучением которого он и занялся в Нью-Йорке. Сначала он изучал B & W фотографию, а потом стал снимать различные кулинарные блюда и продукты.

Дэвид Маннс (David Munns )

Работы этого фотографа не похожи на работ других мастеров в этой сфере фотографии. Они отличаются характерным всплеском рассеянного, но сильного освещения, вызывают легкое, беззаботное, поистине весеннее-летнее ощущение. Дэвид Манс считает, что кулинарию предпочтительнее снимать под небольшим углом. Ведь именно так еду, лежащую перед ним на столе, и видит тот, кто приготовился к обеду.

Меэтт Армендариз (Matt Armendariz)

Этот мастер фотографирования кулинарных изысков живет и работает в Лос-Анжелесе. Начиная с 2009 года он преподает в созданной им же мастерской фуд-фотографию. Так же Matt Armendariz сотрудничает с издательским домом Марты Стюарт и популярным журналом Time.

Лара Ферони (Lara Ferroni )

Ее студия в Сиэтле совсем маленькая, она расположена прямо в доме Лары. Этого фотографа боле всего привлекает естественный свет солнышка. Лара считает, что такой свет дарит ее работам ощущение чуда, домашнюю нежность и теплоту. Снимки, автором которых является Lara Ferroni, украшают множество журналов и сайтов, которые посвящены путешествиям и кулинарии.

Лу Манна (Lou Manna )

Лу Манна около 15 лет проработал в New York Times, после чего, в 1990 году, создал собственную фотостудию. Фотографией еды Лу занимается уже более тринадцати лет. Его снимками проиллюстрированы около сорока книг, а о публикациях в журналах и в рекламе говорить даже не приходится…

Майкл Рэй (Michael Ray )

Майкл Рэй - фотограф из Питсбурга. Его можно назвать уникальным мастером, который создает фотографии для упаковок продуктов питания. Ну и, конечно же, работы Майкла Рэя публикуются в книгах и журналах по кулинарному искусству.

Студия «Mittongtare»

Работы фотографа Pornchai Mittongtare всегда тщательно спланированы. Они непременно великолепно скомпанованы, ярки по своим цветам. Фотографию с обыкновенным образом положенным на тарелку кулинарным блюдом среди работ Pornchai просто не найти. Натюрморты, как и, собственно, стиль жизни мастера, во многом отличны от привычного нам понимания. Студия «Mittongtare» находится в Калифорнии. Именно в этой части США почти круглый год при съемке можно использовать естественное освещение. Это прекрасно видно в работах мастера.

Рик Судерс (Rick Souders )

Работы фуд-фотографа Рика Судерса, который живет и работает в Колорадо, опубликованы в кулинарных книгах, которые изданы более чем в шестидесяти странах Земли! В 2003 году Рик полноправно входил в десятку лучших фуд-фотографов мира, а в 2005, 2007 и 2010 годах он был признан лучшим в мире фотографом, снимающим различные напитки. Раболты Рика Судерса отличаются своей яркостью и насыщенностью.

Франческо Тонелли (Francesco Tonelli )

Francesco Tonelli - шеф-повар из Италии. Он много лет работал в различных ресторанах, преподавал в Кулинарном институте Нью-Йорка, и всё это время никогда не расставался с фотоаппаратом. Еда на его снимках выглядит весьма таинственно и загадочно. Сами же фотографии Франческо обладают очень необычной своеобразной перспективой. Работы Тонелли активно используются многими сетевыми агентствами, различные транснациональные корпорации, большое количество международных изданий.