Письмо заглавной буквы Э. Письмо

Толстой-публицист продолжает энергичную деятельность в защиту преследуемых христиан, отказывающихся по религиозным убеждениям от военной службы. Он организует широкую публикацию материалов, статей, книг, ибо, как он пишет Э. Шмитту, убежден, что «наше единственное и могущественнейшее оружие – это слово, т. е. ясно и сильно выраженная истина». Понимая огромное значение деятельности и своих единомышленников-журналистов, обсуждает способы и формы подачи публикуемых материалов и их распространения.

Толстой отвечает на присланный немецким журналистом (редактор-издатель журнала «Religion des Geistes») и общественным деятелем Э. Шмиттом «Проект манифеста “Ко всем благородно мыслящим людям”» с выражением протеста против преследования А. Шкарвана за отказ от воинской повинности.

Толстой писал: «Идея манифеста хороша, но форма мне не очень понравилась. Он должен быть проще и понятнее для литературно необразованных людей.


Также и ваше намерение собирать подписи под манифестом считаю нецелесообразным. Число же подписей лиц, настроение и взгляды которых нам не известны, не имеет никакого значения. Напишите ваш манифест так сильно и убедительно, как вы только можете, и опубликуйте его. Это единственное и лучшее, что мы можем сделать».

Толстой сообщает, что подобный манифест или воззвание написал его друг Е. И. Попов – «Открытое письмо к обществу по поводу правительственных гонений на лиц, отказавшихся от воинской повинности», что вскоре появится книга о преследовании христиан. «Сейчас от одного из моих друзей, съездившего на Кавказ, чтобы обстоятельно ознакомиться с положением дела, мною получена еще одна рукопись о преследовании духоборов, и я пишу к этой статье предисловие. Эту статью мне очень бы хотелось поместить в самых распространенных немецких газетах. Как это сделать?» – спрашивает Толстой и предлагает: «Для вашего журнала, я думаю, было бы хорошо дать перевести предисловие к одной появившейся в Берлине книге “Жизнь и смерть Дрожжина”, и у вас напечатать».

В одном из писем Э. Шмитту Толстой анализирует публикации его журнала; дает не только свою оценку им, но и очень важные для журналиста (и деликатные) советы.


«Я получил ваше письмо и номер 5 вашего журнала и прочитал вашу статью об Эгиди*. Как и все другие ваши писания, эта статья мне в целом очень понравилась. Вообще мне нравится в ваших писаниях ваша искренность (sincerite) и огненность (не знаю, можно ли так сказать по-немецки), но упоминание, которое вы при этом делаете о вашем мировоззрении, я не мог одобрить.

Никогда нельзя правильно оценить важность своих собственных мыслей. Это надо предоставить другим. Кроме того, ваше мировоззрение не ваше, а христианское, которое следует из Евангелия, если читать его без предвзятого намерения. Ваша заслуга заключается только в том, что вы осветили это мировоззрение с новых сторон. Простите, милый друг, что я позволяю себе сделать вам эти замечания. Делаю это потому, что люблю вас и высоко ценю вашу деятельность и многого от вас ожидаю.


Надеюсь, что мой друг Маковицкий уже послал вам предисловие, которое, если хотите, можете напечатать в вашем журнале. Теперь посылаю вам еще одну корреспонденцию, написанную одним из моих друзей, о преследовании духоборов, с маленькой моей статьей об этих событиях**. Корреспонденция слишком длинна для помещения в вашем журнале, но если она вам понравится, сделайте из нее извлечение и напечатайте с моей статьей в виде послесловия.

Я очень желал бы, чтобы эта корреспонденция с моим коротким письмом или с послесловием появилась в наиболее распространенных немецких, австрийских и русских газетах».

ПСС, т. 69, с. 144-145.

* Статья Шмитта «Zum Staatschristentum Egidy’s» («О государственном христианстве Эгиди») // Religion des Geistes. – 1895. – № 5.
** Предисловие Л. Н. Толстого к книге Е. И. Попова «Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина. 1866-1894». – Берлин, 1895.

Дорогой Саша!

Получил твое письмо, и оно заставило меня очень и очень задуматься.Имею в виду письмо про одиночество и "выводы". Дорогой ты мой человек,на проблемы, которые ты наставил, я думаю, что сам Гегель не сумел быдать окончательного и конкретного ответа. По существу, ведь речь идето том, зачем человечество вообще вышло из животного состояния и обрелосебе такую хлопотную способность, как сознание. Зачем? Я искреннедумаю, что на этот вопрос ("зачем"?) ответа нет. У материалиста,разумеется, марксизм вообще, как верно говорил Ленин, прочно стоит напочве вопроса "почему?", и на этот вопрос можно питать надежду найтиответ.

Зачем существует солнце? Зачем существует Жизнь? Любой ответ на этивопросы будет относиться к области фантазии, плохой или хорошейпоэзии. Таких ответов навыдумано миллион, иногда остроумных, иногдапоповски-тупых . И пессимистических, и казенно-оптимистических.Единственно, на чем может тут сойтись материалист с идеалистом, илифантазером, так это то, что сознание - как факт - величайшее из чудесмироздания (только, пожалуй, кибернетики считают, что им раз плюнуть,чтобы его объяснить).

Ты верно и остро понял, что проблемы, в которые ты уперся, абсолютноничего специфического для слепоглухого не составляют. Не будулицемерить и говорить, что зрение и слух - вообще маловажные вещи, чтов силу известной диалектической истины - "нет худа без добра" - ты всвои двадцать один год уже дорос до такого сознания, которым дай быбог обладать миллиардам зрячеслышащих.

Зная тебя, знаю, что сладенькихутешений ты не примешь, что ты к ним глух. Я понимаю, что слепоглухота не создает ни одной, пусть самой микроскопической, проблемы, котораяне была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их - большеона не делает ничего. И поэтому ты в свои двадцать лет осознал ивыразил их острее, чем большинство зрячеслышащих с высшимобразованием, - так остро, как очень немногим удавалось их осознать.Поверь мне, это вовсе не льстивый комплимент, продиктованный желаниемкак-то скрасить твои мучительные размышления и настроения.

Сознание - не только чудо из чудес, - это и крест, - гораздо большемыслителей (и не только мыслителей). Всерьез полагаю, что без этого"проклятого" дара божьего человек был бы счастливее и что вся больмира существует, собственно, только в сознании. Недаром ведь, когдавырезают хотя бы аппендикс, стараются на это время сознание погасить.

В той же книге, где сказано, что человек не единым хлебом жив, сказанотакже: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания,умножает скорбь..." (это из Библии, из главы "Экклезиаст", т.е.по-русски "проповедник"). С этими же идеями связана и стариннаясентенция, что на самоубийство способен только человек (о скорпионахэто давно разоблаченная сказка). Не удивляйся, что я тебе цитируюБиблию, - это ведь вовсе не поповская книга, каковою ее сделали попы.

Это величайшее поэтическое произведение, равное "Илиаде", и "Эдде", -и "Экклезиаст" (как звали его на самом деле, никто уже, наверное, неузнает) - был очень большим поэтом. Это ему принадлежит определениемира и жизни как "суета сует и всяческой суеты". Пожалуй, это самыйбольшой пессимист из всех поэтов. Но и очень неглупый. Знаешь ли ты,что его слова: "Кто копает яму, тот упадет в нее". И: "Кто разрушаетограду, того ужалит змея"?.. И еще сотни афоризмов, вошедших во всеязыки и культуры мира? Вот еще образчик (думаю, что и не подозревал,что это - все тот же "Экклезиаст"): "Лучше слушать обличения мудрого,чем слушать песни глупых ". И: "Не будь поспешен на гнев, потому чтогнев гнездится в сердце глупых", "ибо как сноведения бывают примножестве забот, так голос глупого познается при множестве слов".Прости, я рискую перепечатать всю поэму.

Саша, я это все к тому, что сознание - это не только чудо и крест, а итончайший предмет в мироздании - тончайший, и поэтому его могутсгубить вещи, которых другой предмет и не почувствует. И не от "силыволи", как говорили некоторые негодяи, "мыслители", а только от того,что не хватило ума и мужества, некоторые человеки "укокошивали себя".Сознание, или "дух", как его называли и называют, есть - Гегель -"способность выносить напряжение противоречия". Собственно, это простодругая дефиниция сознания.

Тяжкая оно, сознание, вещь, когда мир не устроен по-человечески, а тызнаешь, как он может быть устроен. А тебя не слушают, над тобой дажесмеются, обзывают "утопистом". Нельзя ни в коем случае поддаватьсяминутам отчаяния. Я прожил пятьдесят лет и знаю, - они все жепроходят, и даже думать о "выходе" из игры не нужно. Пока есть каплисилы - надо бороться. За то, что ты считаешь мудрым и человечным.

Опять тот же Экклезиаст: "Время плакать, и время смеяться; времясетовать, и время плясать". Твердо верю, что настанет и твое времяплясать, даже если и настало твое время плакать. Пройдет."У мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме". И этоЭкклезиаст, который не был знаком с проблемой слепоглухоты , а как поэтпонял, согласись, суть дела умнее, чем матушка-Зима...Если бы ты был действительно один - одинок, - я не имел бы правасоветовать тебе мужество сознания. Ты не один, славный и мудрый мойдруг. Приедешь - будем говорить с тобой долго и всерьез.

Письмо получено от А.А.Овсейцева , переписывающегося с А.В.Суворовым, адресатом этого письма. Ред.

Урок письма: "Строчная буква э."

Тема урока: Письмо строчной буквы э.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Цели урока:

    Образовательные: Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного и печатного текста, формировать навык грамотного письма.

    Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух, мелкую моторику руки; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

    Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Оборудование: алфавит, картинки солныщка, тучки, дождика, 2 зонтика (красный и синий), магнитные буквы ж, я, е, ы, у, й, ц, ё, р, ч; карточки для индивидуальной работы с буквами для зачеркивания карточки с письменными строчными буквами э, х, ж, с; таблица «Буквы Ээ, карточки со словами (в, два, доме, этажа, этом), разные элементы букв; фрагмент мультфильма про эхо
УУД:

Личностные:

    Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные:

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

    Структурирование знания;

    Анализ объектов с целью выделения признаков;

Синтез как составление целого из частей;
Ход урока

I. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

Настрой на урок.

Глазки смотрят и всё … (видят), ушки слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает).

II. Целеполагание и самоопределение к деятельности.

Озадачен страус эму,
Как решить свою проблему,
Как от хищника спасаться,
Убегать или остаться?
Долго думать он не смог,
Спрятал голову в песок.

Назовите первый звук в слове ЭМУ?

Какой он гласный или согласный?

Назовите признаки гласного звука? (Он тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград.)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке письма? - Давайте наши мысли сложим в сундучок замечательных идей. -писать букву э - соединять с другими буквами - писать слова - предложения -говорить - думать - делать выводы III. Актуализация опорных знаний.

1. Игра «Помоги буквам»
- Однажды буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко (ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ СОЛНЫШКА). Вдруг набежала туча (появляется картинка тучи), пошел дождь. Буквы спрятались под оранжевым и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под каждым зонтиком? (Под красным – гласные, под оранжевым – согласные).

К доске прикреплены "зонтики" и буквы ж, я, ы, е, у, й, ц, ё, р, ч.

Два ученика работают у доски, прячут буквы под зонтики, гласные - под красный (я, у, е, ё), согласные - под оранжевый (ж, к, й, ц, р, ч), потом объясняют свой выбор.

Все остальные работают индивидуально на карточках. Девочки зачеркивают только гласные буквы, мальчики – согласные. Самопроверка (по доске).

Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

Посмотрите на согласные буквы. Какие из них обозначают всегда твердый согласный звук? (ж, ш). Назовите всегда мягкие согласные звуки (ч, й).

Посмотрите на гласные буквы и назовите гласные второго ряда. Какую роль они выполняют? (Показывают на мягкость согласного звука и могут обозначать два звука)

Когда они обозначают два звука?

В какой букве из гласных второго ряда спрятался звук [э]?

Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).

Запомните:

Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.

Мы правильно выполнили 1-е задание, можем надеть первое. О чем мы говорили, что повторяли? (Звуки и буквы).

IV. Открытие нового знания

Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную э и заглавную Э. Одинаковые ли они по написанию? (да)

Когда мы используем заглавные буквы на письме?

1.Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.

Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква э (выставляю табличку).

Поэлементный анализ буквы

Из каких элементов состоит буква э? (из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).

В написании каких букв есть такой же элемент - полуовал?

Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать строчную букву э, я думаю, нам не составит труда.

Конструирование буквы из элементов

Игра «Буква рассыпалась» (На доске прикреплены разные элементы букв)

Ребята, помогите мне, пожалуйста! Письменная буква э рассыпалась на отдельные элементы. Кто мне поможет собрать букву?

4-й слайд «Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!» (А.Шибаев.)

Комментированный показ учителем на доске.

Начинаем писать букву э немного ниже линии верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки, округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала.

5-й слайд.Физминутка. Упражнения для глаз. Зарядка для глаз.

2. Отработка написания новой буквы в прописи

- Давайте научимся писать эту букву.

Откройте прописи (Я тетрадь свою открою и ….), положите их наклонно, сядьте ровно.

Смотрите, нас на страничке кто-то встречает. Кто это? Это представитель народности эскимосов. Эскимосы - это жители Крайнего Севера нашей страны, как и ханты, ненцы, якуты. Это их жилище (слайд)

6-й слайд. - Что у него в руках? (мороженое)

Как оно называется – эскимо – это сливочное или молочное мороженое в шоколадной глазури на палочке).

Где стоит изучаемый звук в этом слове? (в начале слова)

Обведение элементов букв по контуру и узора в широкой строке.

Откуда нужно начинать писать букву? (сверху). Как узнали? (черная стрелочка).

Обведите элементы букв, всю букву, в широкой строке добавьте еще 2 элемента.

7-й слайд- Наблюдение за письмом буквы по презентации (пишется с одним отрывом).

Что необходимо для качественного выполнения задания?

Помнить о правилах письма:

    Посадка и наклон букв.

    Расстояние между буквами.

    Высота букв.

Письмо буквы э в рабочей строке.

Обведите самую красивую букву, покажите другу по парте
Дети проводят самоанализ.
3. Упражнение в письме слов.
- Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (эх!)

Письмо слова эх. Сколько в нем слогов? Почему один?

Отгадайте загадку, о чем идет речь?

Живет без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит.

Звуковой анализ слова эхо, (2 слога, закрашиваем согл.тверд.звук [х], какой слог ударный?). Сколько букв и звуков в этом слове? Запись слова.

Вывод.

Из каких же частей состоят слова? (Из слогов)

Ребята, как вы думаете, эхо хорошо жить в лесу? (ответы детей)

Давайте посмотрим фрагмент мультфильма про эхо и проверим свой предположения.

Что мешает ему весёлую игру в эхо?

Какие моменты доставили ему радость?

Как же нужно вести себя в лесу?

4. Физминутка активная (элнктронная презентация) .

3. Работа над предложением.

слайд запись «Поиграем вэхо»

Прочитайте. Что можете сказать о записи? (Записано с ошибками)

Какое задание могли бы вы предложить?
- Исправить ошибки. Записать письменными буквами. Как назовем эту запись?
- Это предложение, значит надо писать с большой буквы и в конце поставить точку и слова писать отдельно. Исправьте ошибки.(На презентации сама исправляю после ответов детей фломастером)

Сколько слов в этом предложении? Проверьте себя по прописи. Запишем это предложение письменными буквами. Но вначале подготовим пальчики. Пальчиковая гимнастика

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

слайд. Дети записывают предложение с комментированием.

Вывод. Из чего состоит предложение? (Из слов)

4. Работа над словами.

Продолжим работать над словами.

слайд . - Прочитайте записи на двух следующих строчках: это, этот, этажи, эти.

Какое слово лишнее? Почему? (оно трехсложное, потому что …)

Какое правило правописания есть в этом слове? (сочетание жи) ФЛОМАСТЕР!!! Подчеркиваю (если не сразу находят, прошу найти трехсложное слово – этажи).

В каком числе стоит это слово, сколько предметов оно обозначает?

Прочитайте оставшиеся слова - это, этот, эти.

Эти слова не называют предмет, а только указывают на него. Например, это – дерево, …(дети дополняют – солнце, зеркало и т.д.)

Эти – цветы, ….

Этот - мальчик, …

Посмотрите внимательно на все слова, как буква э соединяется с другими буквами? (снизу, т.е. при помощи нижнего соединения)

Запишите самостоятельно по одному слову, поставьте в словах ударение.

Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог.ФЛОМАСТЕР –ставлю ударение.

5 . Работа с деформированным предложением .

слайд . Даны слова: в, два, доме, этажа, этом.

Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?

Работа в парах. Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение.

Проверка.

Какие надо знать правила записи предложения?

Запись предложения с комментированием.

слайд . В этом доме два этажа.

Назовите слово, в котором есть мягкий согласный звук (доме). Назовите этот звук [м’]. Почему он мягкий? Какой буквой он обозначен? («эм»)

Вывод.

Что можно составить из слов? (Предложение).
V.Включение в систему повторения

- Игра « Собери пазлы»

Слова; эскимо, экзамен, зкскаватор, мэр, экватор, эклеры, экология

(коллективная работа)

Детям предлагается записать 3 слова по выбору

V. Рефлексия.

Цель: формирование самооценки и самоанализа.

если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то закрасьте его в зеленый цвет,

    если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то в желтый цвет,

    если вам многое не понятно, то в красный цвет.

Используется метод “Светофор”:

    зеленый – иди,

    желтый – подожди,

    Конспект урока обучения грамоте (письмо)

    УМК: Гармония.

    Класс: 1 «Б».

    Учитель: Словохотова И.В.

    Методист: Леонтьева С.А.

    Студент: Жукова И.А.

    Предмет: Обучение грамоте (письмо)

    Дата проведения: 15 октября 2015 года

    Тема: Письмо букв э Э.

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

    Цель: организовать деятельность обучающихся по формированию в памяти чёткого дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной и строчной букв «Э, э». Продолжать совершенствование умения выполнять различные виды соединений букв.

    Задачи: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической зоркости, вербального и наглядно-образного мышления; воспитывать культуру поведения при работе в парах, фронтальной работе.

    УУД:

    Предметные : уметь правильно писать элементы буквы э, Э и саму букву, развитие умения сравнивать, наблюдать, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; осваивать способы ориентировки в прописи;

    Познавательные: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) создавать алгоритм действий;

    Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать учителя и другого ученика- партнера по коммуникации; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности; способствовать формированию у учащихся умения объяснять свой выбор;

    Личностные: понимать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, обладать умением самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности; содействовать формированию у учащихся алгоритма своего действия.

    Планируемые результаты:

    Знать: элементы букв э, Э.

    Уметь: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; писать буквы э, Э

    Оборудование: презентация, пропись, звуковые схемы слов.

    Ход урока

    Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.

    Добрый день, ребята.

    Сегодня урок письма проведу у вас я. Меня зовут Ирина Александровна.

    Мы учимся письму.
    Для чего? Почему?
    Из палочек и из кружков,
    Из овалов и крючков,
    Если будем мы стараться,
    Буквы будут получаться.

    Чему мы учимся на уроках письма?

    Для чего мы изучаем элементы букв и написание самих букв?

    Проверка готовности к уроку.

    Проверьте, ребята, свою готовность к уроку.

    На партах у вас должны лежать пропись, ручка, карандаши.

    Приветствуют учителя.

    Правильно и красиво писать элементы букв и сами буквы.

    Чтобы научиться красиво писать буквы, слова, предложения.

    Проверяют свою готовность на уроке.

    II . Актуализация

    знаний.

    Звуковой анализ (частичный)

    - Послушайте загадку и отгадайте, как зовут нашего гостя на уроке письма.

    Вот он- маленький страусёнок эму, он пришёл к нам в гости, чтобы посмотреть, как проходит урок письма и узнать что-нибудь новое для себя.

    Что вы знаете о страусе эму?

    Живут эму на пустынных равнинах Австралии, питаются семенами, плодами и насекомыми. В высоту они достигают двух метров. Эму чрезвычайно сильны.

    Оказывается, нашему эму надо помочь, всё его гнездо опустело, все яйца, которые его мама высиживала, потерялись, а чтобы нам их найти, нам будет нужно хорошо работать на уроке и правильно выполнять задания.

    Назовите первый звук в слове ЭМУ?

    Дайте характеристику звуку он гласный или согласный?

    Назовите главный признак гласного звука?

    Откройте пропись на странице 8. Обозначьте в схеме слова звук [э´].

    Какой буквой на письме обознается звук [э]?

    - Сравните печатные и письменные буквы «э».

    Чем они похожи? Чем отличаются?

    Ребята, как думаете, на что может быть похожа буква э? Посмотрите на картинки, действительно ли это так?

    Верно, а где мы используем печатные, письменные буквы?

    А когда мы пишем заглавные, строчные буквы?

    Посмотрите, в гнезде у эму появилось первое яйцо!

    Если мы продолжим работать также активно, то вся семья эму будет в сборе!

    Эму

    [э´]

    Гласный ударный звук.

    Буквой э.

    Сравнивают написание печатной и письменной буквы.

    Печатные- печатаем на компьютере, а письменные- пишем от руки.

    Заглавные- в начале предложения, в именах людей, строчные пишутся в середине предложения.

    III .Целеполагание. Мотивация освоения письменной буквы.

    Ребята, внимательно рассмотрите страницы прописи 8 и 9.

    Как вы думаете, какова будет наша учебная задача?

    Чему мы научимся на уроке?

    Сегодня, ребята, мы с вами научимся писать строчную и заглавную буквы э.

    Ребята, а что необходимо для успешного выполнения работы?

    А для чего мы будем это делать? Зачем нам надо этому учиться?

    Научиться писать буквы э, Э.

    Внимательность, старание, аккуратность и т.д.

    Чтобы бы писать красиво и т.д.

    IV .Усвоение новых знаний и способов деятельности.

      Знакомство со строчной буквой э

      Знакомство с заглавной буквой Э

    Пальчиковая гимнастика.

    - Подготовим руку к письму и выполним упражнение.

    Этот пальчик самый толстый,

    Самый толстый и большой

    Этот пальчик для того,

    Чтоб показывать его,

    Этот пальчик самый длинный

    и стоит он в середине,

    Этот пальчик безымянный,

    Он избалованный самый,

    А мизинчик хоть и мал,

    Очень ловок и удал.

    Правила посадки за партой во время письма.

    Ребята, как нужно правильно сидеть при письме?

    Как нужно положить пропись?

    Покажите, как правильно держать ручку.

    1. Анализ образца буквы в правом углу на чётной странице прописи.

    На странице 8 в правом углу представлен образец букв, из скольких элементов состоит буква “э”? Как они называются?

    2. Сравнение выделенных элементов с указанными рядом на верхней строке и их обведение по серому цвету.

    - Найдите элементы строчной буквы э в правом верхнем углу, а теперь обведите их по серому шрифту.

    3 . Выявление начала письма буквы с помощью голубой стрелки на строках под картинкой.

    Посмотрите на строчку под картинкой, определите, на что указывает голубая стрелочка?

    4. Показ образца учителем на доске.

    Ставлю точку чуть ниже первой линии помощницы, веду наклонную линию вверх, делаю закругление и пишу полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки. Отрываю руку и слева- направо пишу горизонтальную линию к середине полуовала.

    5. Письмо буквы в воздухе.

    А теперь, ребята, посмотрите, как я буду писать строчную букву э в воздухе раз-и, два-и.

    Запишите букву в воздухе под счёт раз-и, два-и.

    6. Обведение букв по серому цвету на поле картинки.

    Проследите за своей посадкой за партой.

    Ребята, а сейчас обведём строчную букву э на поле картинки.

    Дома вы можете раскрасить страуса эму и мальчика.

    7. Тренировка в написании изученной буквы (обведение по серому шрифту, по штрихам, самостоятельное письмо буквы).

    Найдите строчку под картинкой. Обведите по серому шрифту, затем по штрихам и допишите до конца строки, вторую строчку допишите самостоятельно.

    Вот мы нашли второе яйцо страуса эму.

    8. Рассматривание соединений новой буквы с последующими элементами, выбор того или иного элемента в зависимости от вида соединения, вписывание нужного элемента после изученной.

    Посмотрите на 3 строчку под картинкой.

    Какие изученные соединения вы заметили на этой строке?

    Посмотрите, как я покажу эти соединения новой буквы с изученными элементами и буквами.

    9. Определение слова, записанного схемой на нижней строке.

    Посмотрите, что записано на следующей строчке?

    Какие буквы записаны в схемах? Какие звуки они обозначают? Дайте характеристику этим звукам.

    К какой схеме подходит слово поэт (это, эти)? Почему?

    Выделим безударные гласные звуки в схемах, обведите слоговые дуги.

    Смотрите, вот уже у страусёнка мы нашли третье яйцо.

    Физкультминутка.

    Поработали ребятки, а теперь- все на зарядку!

    Страус топает ногой (Топаем правой ногой)

    Страус топает другой (Топаем левой ногой)

    Страус вертит головой (Вертим головой)

    Нас догонит – ой-ой-ой! (Бег на месте)

    Сравните строчную и заглавную буквы Э, э.

    Одинаково или по-разному они пишутся?

    Рассмотрите образец заглавной буквы Э.

    Из каких элементов состоит Э?

    Где используется заглавная буква Э?

    На первой строчке обведите только элементы заглавной буквы по серому шрифту.

    1. Показ образца учителем на доске.

    Посмотрите, как я напишу заглавную букву на доске.

    Ставлю точку чуть ниже второй линии помощницы, веду наклонную линию вверх, делаю закругление и пишу полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки. Отрываю руку и слева- направо пишу горизонтальную линию к середине полуовала.

    2. Письмо буквы в воздухе

    Запишите букву в воздухе под счёт раз- и, два- и.

    3. Обведение букв по серому цвету на поле картинки.

    Проследите за своей посадкой за партой (Спина прямая, кулачок, между грудью и партой).

    Ребята, а сейчас обведём заглавную букву Э на поле картинки.

    4. Тренировка в написании изученной буквы (обведение по серому шрифту, по штрихам, самостоятельное письмо буквы).

    Найдите 1 строчку на странице 9. Обведите по серому шрифту, затем по штрихам и допишите до конца строки заглавную букву Э, допишите вторую строчку самостоятельно.

    Вот и четвёртое яичко.

    5. Рассматривание соединений новой буквы с последующими элементами, выбор того или иного элемента в зависимости от вида соединения, вписывание нужного элемента после изученной.

    Посмотрите на 3 строчку.

    Какие из изученных соединений вы заметили на этой строке?

    Соединения заглавной буквы отличаются от соединений строчной буквы э?

    Посмотрите, как я впишу эти соединения новой для вас буквы.

    Теперь вы впишите соединения на 3 строчке.

    6. Работа над схемой предложения.

    Посмотрите на картинку (на странице 8) и скажите, кто любуется страусом?

    Придумайте имя мальчику на букву Э.

    - Ребята, посмотрите на 4 строку. Что вы видите?

    Докажите, что перед нами предложение.

    Сколько слов в этом предложении?

    - Ребята, я придумала два предложения по картинке, послушайте их:

    Около Эдика страус эму.

    Около страуса Эдик.

    Схема какого предложения составлена в прописи?

    Почему?

    Для проверки решения прочитаем это предложение по схеме.

    Обведите слоговые дуги, найдите безударные гласные звуки и «опасные места».

    Все ли «опасные при письме» места отмечены?

    Образец:

    7. Квазизапись предложения под диктовку с опорой на составленную в прописи схему: подписывание букв ударных гласных и списывание букв безударных, указанных в слоговых дугах.

    Послушайте предложение.

    Ребята, под шёпотную самодиктовку обведите серую слоговую схему, подчеркните «опасные» места и отметьте безударные гласные.

    А сейчас под схемой подпишите изученные буквы.

    Какие буквы мы подпишем под схемой?

    Мы с вами хорошо поработали и нашли ещё одно яйцо страуса.

    Выполняют пальчиковую гимнастику.

    (Спина прямая, между партой и грудью помещается кулачок, ноги перед собой, локти на парте, пропись лежит наклонно)

    Буква “Э” состоит из двух элементов: большого и малого полуовала, короткой прямой горизонтальной линии.

    Нужно писать букву э сверху вниз.

    Внимательно слушают учителя.

    Повторяют написание буквы в воздухе.

    (Спина прямая, между партой и грудью помещается кулачок, ноги перед собой, локти на парте)

    Обводят строчную букву э на поле картинки.

    Обводят по серому шрифту, затем по штрихам и дописывают букву до конца строки.

    Нижнее, среднее, верхнее.

    Вписывают соединения буквы э на 3 строчке.

    Схема слова.

    Буквы и, о.

    Гласные, безударные звуки.

    К 3(1,2) схеме.

    Выполняют физические упражнения

    Э и э обозначают буквы гласного звука. Отличаются высотой (размером).э- пишется в середине, Э- пишется в начале предложения или когда пишем имя.

    Внимательно слушают и следят за учителем.

    Прописывают букву Э в воздухе.

    Обводят по серому шрифту, затем по штрихам и дописывают до конца строки заглавную букву Э.

    Нижнее, среднее, верхнее.

    Нет.

    Вписывают соединения на 3 строчке.

    Мальчик

    Эдуард-Эдик

    Схему предложения.

    Стоит точка и т.д.

    Около страуса Эдик.

    Слова в предложениях написаны отдельно и большая буква в именах, в конце стоит знак препинания.

    Обводят серую слоговую схему, подчёркивают «опасные» места и отмечают безударные гласные.

    Буквы ударных гласных ученики пишут сами, а буквы безударных списывают со схемы.

    V .Закрепление знаний и способов действий

    Рассмотрите схемы слов под картинками. Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?

    Какое слово спряталось в 1(2,3,4) схеме?

    Посмотрите на слова под схемами, какие буквы будем дописывать?

    В паре с соседом по парте в выделенной клеточке схем слов изобразите пропущенный в слове звук.

    Какое соединение букв будем использовать в 1(2,3,4) слове?

    Какой слог будем писать в начале слова?

    О какой «опасности» письма необходимо помнить?

    Благодаря тому, что вы работали дружно мы нашли ещё одно яйцо-шестое.

    Списывание изученных букв: э,Э,и,И,ы,о,О

    Какие буквы у вас представлены в прописи?

    Назовите их.

    В этом задании печатные буквы нужно превратить в письменные.

    Возьмите карандаш и нарисуйте треугольник напротив задания- это будет ваше задание на дом.

    Составить схемы слов и вписать пропущенные буквы.

    Эдик, рысь, волк, тигр.

    Э, ы, о, и.

    Верхнее(верхнее, нижнее, верхнее)

    Имена пишутся с заглавной буквы.

    Печатные

    э, Э, и, И, ы, о, О

    VI . Рефлексия деятельности. Итог урока

    Какую же учебную задачу мы ставили сегодня на уроке?

    Чему научились?

    Выполнили мы с вами учебную задачу? Поясните.

    Давайте вспомним, с какими же буквами мы с вами познакомились на уроке?

    Запишите строчную и заглавную букву на последнюю строчку в прописи.

    Ребята, посмотрите, мы нашли последнее яйцо, вот теперь мы точно можем сказать, что смогли найти маленьких братьев и сестёр этого эму. Вся семья в сборе, а вы, ребята, все молодцы и можете рассказать дома, что помогли на уроке страусёнку и решили учебную задачу урока.

    Если вы успешно работали, аккуратно и правильно, то дорисуйте мальчику у себя в прописях – улыбку.

    Если вы не довольны своей работой, то дорисуйте грустное выражение лица.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    С буквами э и Э.

    Записывают буквы в последнюю строчку.

    VII . Анализ прописей

    Сегодня на уроке хорошо работали…(поощрение)

    Ребята, эти ученики выполнили свою работу правильно, аккуратно …

    Посмотрите, вот их прописи. (2-3)

    Молодцы ребята. Мне очень понравилось с вами работать, спасибо вам большое.

    Урок окончен.

    Подпись:

    Учитель:___________

    Методист:___________

    Оценка:

    За подготовку:___________

    За проведение:___________

    Самоанализ:_____________

    Урок 22

    Письмо заглавной буквы «Э »

    Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Э»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; совершенствовать умения анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять гигиенические навыки при письме; развивать внимание и память; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы урока.

    Игра «Доскажите словечко».

    На большие расстояния

    Мчится он без опоздания;

    Пишется в конце два С,

    Называется… (экспресс).

    К дальним селам, городам

    Кто идет по проводам?

    Светлое величество.

    Это… (электричество).

    На лучинке, в бумажке,

    В шоколадной рубашке,

    В руки просится само.

    Что же это? ... (Эскимо.)

    Угукало, агакало,

    Аукало и плакало,

    И рассыпалось смехом,

    И называлось… (эхом).

    Что обозначают все эти слова? Найдите одинаковый звук в данных словах.

    Сегодня на уроке будем учиться писать заглавную букву «Э», которая нужна нам для обозначения гласного звука в первом слове предложения или в собственном имени.

    III. Повторение звука [э], изученного на уроке чтения.

    Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [э] в словах: ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, эхо.

    Дайте характеристику звуку [э].

    IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Э» в памяти учащихся.

    Учитель демонстрирует таблицу четырех форм букв «э»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

    Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «э».

    На магнитной доске учитель конструирует заглавную букву «Э». (п олоска в форме большого полуовала и полоска в форме плавной линии.)

    Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Э».

    Выполните конструирование заглавной буквы «Э» у себя на столе.

    В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 17 и 12, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 19 и 16 для дифференцирования размера и формы полуовала.

    Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 1, с. 32.)

    V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

    1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образа начертания заглавной буквы «Э» на доске мелом.

    Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки (1). Ведем ее вниз (2), закругляем влево, коснувшись нижней линейки (3). На верхней линейке пишем горизонтальную черточку, соединяем ее с полуовалом (4).

    Слева направо (1), вниз (2), влево (3), вправо (4).

    2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Э » под счет.

    3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы «Э » под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

    Подготовка руки к письму.

    VI. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и заглавной буквы «Э ».

    Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

    При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

    VII. Выполнение речеязыкового задания.

    Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован?

    Что делает мальчик?

    Рассмотрите звукобуквенную схему слова, и вы узнаете, как зовут мальчика. (Эдик.)

    Сколько звуков в этом слове?

    Какой звук находится на первом месте?

    Перекодируйте звук [э ] в печатную и письменную буквы «Э ».

    Какую букву надо писать в именах людей? (Заглавную.)

    Проанализируйте модель предложения.

    Сколько слов в этом предложении?

    Какие слова «живут» в этом предложении? (Только значащие слова.)

    Составьте свои предложения по данной схеме.

    Эдик читает интересную книгу.

    VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

    Какие буквы написал Почемучка?

    Сравните буквы о – О. Чем они похожи? Чем отличаются?

    Сравните буквы э Э . Чем они похожи? Чем отличаются?

    Сравните буквы а – о. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по размеру и по форме элемент – малый овал. Отличие букв в том, что буква «а» содержит еще один элемент – полоску в форме прямой линии с закруглением внизу.)

    Превратите строчную букву «о » в строчную букву «а » и наоборот, используя необходимые шаблоны на магнитной доске.

    IX. Рисование узора-бордюра.

    Учащиеся выполняют узор.

    Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Малый овал и полоска в форме большого полуовала.)

    X. Итог урока.