Персонал организации в рыночных условиях

1. Производительность труда.

2. Качество труда.

3. Организация труда.

4. Квалификация труда.

Понятие рабочей силы, трудового потенциала и трудового капитала.

Труд как ресурс-то, благодаря чему производят полезные блага.Характеризуют такими понятиями как: труд.ресурсы, раб. сила,человеческий капитал,трудовой потенциал.

С переходом к рыночн.отношениям труд является все более специфичным ресурсом с точки зрения работодателя, обязанным приносить ему доход.Этому требованию больше отвечает понятие человеческий капитал.Если исходить из классич определения капитала-это все,что приносит доход, но под человеческим капиталом следует понимать способности человека,его знания и умения,которые могут стать источником получения дохода собственника.Трудовой потенциал характеризуется с точки зрения его участия в производстве полезных благ.

Воплощением труда как ресурса является раб. сила.-умственные и физич данные человека,его способность к труду. Рабо́чая си́ла в экономической теории - способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности. В условиях рыночной экономики - это товар, однако в отличие от других видов товара рабочей силе присущи следующие признаки:
1. товар создает стоимость, причем большую, чем он сам стоит (или, точнее сказать,чем оценивает его работодатель);
2. ни одно производство невозможно без привлечения данного вида товара;
3. от рабочей силы зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйственной структуры в целом. Под трудовым потенциалом работника понимают совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность работника, обобщающий показатель личностного фактора производства. Качества связаны: со способностью и склонностью работника к труду, состоянием его здоровья, выносливостью, типом нервной системы, т.е. всем тем, что отражает физический и психологический потенциал; с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющих способность к труду определенной квалификации; с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, идейной убежденности, интересов и потребностей Экономисты говорят о рабочей силе как товаре, а социологи чаще используют понятие – трудовой потенциал работника.Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели .

Человеческий капитал в широком смысле - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Показатели производительности труда.

Для расчета П.Т.используются показатели, характеризующие результативность использования труда, т.е.его эффективность. П.Т. рассчитывают с использованием 2-х показателей: выработка и трудоемкость .

Выработка определяется как отношение объема производимой продукции на среднесписочную численность работников или на затраты труда, обеспечившие этот объем производства. Для торг. предприятия выработка будет рассчитываться путем деление объема т/о на числ-сть работников или (В=ОТО/Ч, В=ОТО/3т).

Трудоемкость рассчитывается путем деления затрат труда на объем произведенной продукции.(Т=Зт/ОТО).Для характеристики индивид.товарооборота используется объем т/о в расчете на 1го продавца или затраты труда 1го продавца на объем т/о. Рассчитывают выработку и трудоемкость:

1)технологическую(раасчит.через объем т.о.и затраты труда осн.работников).

2)Выработка и трудоемкоссть обслуживания(рассч.путем сопоставления затрат труда и объема работ обслуживающего и вспомогательного персонала или путем расчета объема т.о.в %-тах к объему осн.персонала).

3)Технологическая В.и Т.(Вп=Вт+Во,Тп=Тт+То)

4)В.и Т.управления(рассч.по затратам труда аппарата управления).

5)В(Т)п+В(Т)о=В(Т)общ.

Применительно ко времени можно рассчитать часовую выработку,дневную,месячную и среднегодовую. Среднегодовая рассч-ся делением годового объема произв-ва (реализации)на годовой объем затрат труда. (Дневная В.=Часовая В.*прололж-ть раб.дня. Месячная В.=часовая в.* продолж.раб.дня* кол-во раб.дней в месяце.)

Анализ динамики и состава кадров предприятия

Понятие основного фонда оплаты труда и порядок его расчета при различных формах оплаты труда. Примерная структура фонда оплаты труда.

Основная оплата труда (тарифный/аккордный фонд, сдельный заработок) – опл труда, начисленная работнику по повременным тарифным ставкам, по сдельным расценкам, должностным окладом или в соответствии с действующими нормативами.

Структура: ФОТ=Оф+До+По+Н+МК+С+РК+Отп+Пс+Пп+ВСК

ФОТ-Фонд оплаты труда, Оф-основной фонд, До/По - дополн/повышенная оплата, Н-надбавки, МК – мастерство и классность(не в обязат порядке), С – надбавка за стаж(ТК РФ не предусмотр), РК – районные коэф, Отп-отпускные, Пс/Пп-премии за сечет себестоимости/от прибыли.

51. Планирование средств на заработную плату. Понятие фонда оплаты труда и фонда заработной платы .

ФОТ - общая сумма денежных средств, выплачиваемых работниками предприятия по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, а также доплат, надбавок и премий в течение определенного периода времени

ФЗП – сумма средств, необходимая для оплаты труда всех работников предприятия в течении опред периода.

Рассчитывают ФЗП на основе производственной программы предприятия, плановой численности работников по профессии и квалификации, установленных расценок на сдельные работы, планового бюджета рабочего времени 1 работника, действующих тарифных ставок и тарифных сеток, применяемых форм и систем оплаты труда, действующих доплат и надбавок, премиальных положений.

На малых/средних предприятиях плановый ФЗП можно определить методом прямого счета. Первоначально рассчитывают индивидуальный ФЗП по каждому рабочему месту с учетом обязательств работодателя перед работником согласно заключенному трудовому договору. Сумма ФЗП по рабочим местам образует плановый ФЗП предприятия.

Укрупненный метод: плановая численность работников*плановая средняя з/п.

Производительность труда должна расти более быстрыми темпами, чем средняя з/п.

Плановый Фзп необходимо увеличивать на величину ожидаемого роста инфляции в соответствии с принятым на предприятии порядком индексации з/п в связи с ростом розничных цен на товары и услуги.

Планирование рабочего времени и численности персонала.

Для планирования численности персонала необходимы расчеты: а) баланс рабочего времени 1 среднесписочного работника; б) численность работников по категориям; в) среднесписочная численность промышленно-производственного персонала по категориям персонала. => Затем устанавливают бюджет рабочего времени на плановый период.

«От достигнутого уровня».

Численность персонала в плановом периоде: Чпл =Чб (Чо.п /Iп.Т), Чб – среднесписочная численность работающих в базисном периоде, Чо.п - индекс изменения объема производства в плановом Iп.Т – индекс роста производительности труда.

Расчеты следует дополнить анализом использования фонда рабочего времени рабочих, составить на его основе план мероприятий, направл на лучшее использование раб силы, что находит отражение в индексе роста производит-ти труда.

Расчет осущ с учетом экономии численности работающих по всем факторам роста производительности труда. Численность раб-в предпр в плановом периоде: Чпл =Чб *Iп.Т + ∆Чисх,

Чиск-общее изменение исходной числ раб-х.

Эти методы применимы для предпр со стабильным объемом.

Более точные и для вновь создаваемых предпр: 1)по трудоемкости работ,2)по нормам выработки,3)по рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов и контроля за технологическими процессами.

Планирование рабочего времени

Планирование численности работников связано с показателем использования рабочего времени в течение года(чел/ч и чел/день).

Баланс рабочего времени-система показателей, характ ресурсы рабочего времени работающих, их распределение по видам и затрат и использованию. Рассчитывается на 1 рабочего, составляется по предприятию, цеху, участку. Этапы составления:1)расчет среднего фактического числа рабочих дней;2)установление средней продолжительности рабочего дня;3)определение эффективного фонда рабочего времени(ч) одного работника с учетом продолжительности, принятого календарного режима работы.

Три фонда времени: а)календарный- число календ-х дней в плановом периоде;б)номинальный- кол-во раб дней(максимальное в плановом периоде);в)эффективный фонд раб времени среднемесячного рабочего(ч)=произведение числа раб дней на фактическую продолжительность раб дня.

Число раб дней в плановом периоде = разница между номинальным фондом и количеством неявок. Плановые неявки-очередные,дополн, учебные отпуска; невыходы –болезнь, роды, выполнение госуд и общ обязанностей.

Отпуск планируется в соотв с закон-м и числом работников. Невыходы- по отчетным данным. Средняя продол раб дня – с учетом сокращенных предпр дней.

Основные понятия и характеристики труда.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом.

основные характеристики труда:

1. Производительность труда.

Производительность определяется количеством произведенных товаров или услуг за единицу времени (смена, год, месяц, день, час). Она дает возможность измерять результаты труда по различным параметрам.

2. Качество труда.

3. Организация труда.

Организация - это процесс любого труда, который обеспечивает трудовую дисциплину, координацию работников, наличие необходимых материалов и др.

4. Квалификация труда.

Из умения, опыта, знаний и профессионализма складывается общая квалификация.

Труд, который не требует особых навыков можно назвать малоквалифицированным. К нему относится переноска тяжестей, уборка помещений и подобные виды деятельности. Это простой труд.

Труд как ресурс и труд как процесс

Труд следует рассматривать с 2х точек зрения-как ресурс и как процесс.

Труд как процесс- всякое умственное или физич училие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого либо результата. Имеет 3 осн признака:цель(произв полезн благ),мотивация, содержание труда(целесообразное преобразование ресурсов и затраты времени и энергии)

Труд как ресурс-то, благодаря чему производят полезные блага.Характеризуют такими понятиями как: труд.ресурсы, раб. сила,человеческий капитал,трудовой потенциал.

Ресурсы-то, из чего и благодаря чему производят полезные блага.

Ресурсы делят на 3 крупн подгруппы:природные, ресурсы полученные под воздействием труда из прир.ресурсов, труд,посредством которого преобразуют прир ресурсы.

Под производством понимают процесс целенаправленного соединения средств труда,предметов труда и самого труда.

Понятие труд ресурсы связано с законодательством(труд кодексом).

Труд. ресурсы-все трудоспособное население страны.Отнесение населения страны к работоспособному осуществляется через понятие «предельный возраст трудоспособности»,он зафиксирован в труд. кодексе.(подростки от 14 до 16, жен 16-55, муж 16-60)периодически этот возраст меняется, зависит от демогр,эконом факторов.

В состав труд. ресурсов включают работающих пенсионеров

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА КУРСА

Недостатки заклёпочных и болтовых соединений

Заклепочным и болтовым соединениям, требующим образова­ния отверстий для заклепок и болтов, свойственны следующие недостатки:

1) повышенная трудоемкость операций сверления отверстий, клепки или установки болтов;

2) ослабление сечений отверстиями;

3) пониженная статическая и усталостная прочность вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий;

4) нарушение гладкости поверхности при клепке;

5) образование при клепке анодно-оксидированных листов во­круг каждой заклепки мелких радиальных трещин анодной пленки, вследствие чего понижаются коррозионная стойкость и усталостная прочность;

6) увеличение массы конструкции за счет массы головок за­клепок;

7) сильный производственный шум, сопровождающий клепаль­ные операции.

Некоторые из указанных недостатков устранимы.

Для компенсации ослабления сечений отверстиями увеличи­вают толщину соединяемых элементов в местах расположения за­клепок или болтов. Путем увеличения толщины сечений соединяемых элементов в ме­стах сверлений можно также успешно бороться и с понижением усталостной прочности заклепочных и болтовых соединений вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий.

Известно, что отсутствие ясности в терминологии обычно ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «за­работная плата».

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспек­тов отдельно.

/././. Сущность трудового процесса

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умствен­ное и физическое усилие, предпринимаемое частично или це­ликом с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделан­ной работы» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. От­мечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчер­кивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлет­ворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основ­ном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].



Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опос­редованным воздействием внешней материальной необходимо­сти» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 часов в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и ис­кусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристо­краты, священнослужители, дети купцов и т. п.

В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) - занимаются ду­ховной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рожде­нию относится к низшей касте, могут заниматься только наиме­нее привлекательными и тяжелыми видами труда 1 . Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни 2 . По известному определению Аристотеля, «раб - одушевленное орудие, а ору­дие - неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. 1994. С. 294]).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой про­мышленной революции, а также социальных революций и ре­форм во Франции, Германии и других странах. В результате ро­ста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для по­лучения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально из­менили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрас­левом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура

1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: «Судьбы наивысшей был жрец удостоен,

Жрецу подчинялся с охотою воин,

Тому и другому служили умельцы,

И люди торговые, и земледельцы,

А им угождали покорные шудры, -

Таков был закон стародавний и мудрый» [Махабхарата. С. 39].

2 См.: [Фасмер].

населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в на­стоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладаю­щая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты 1 , именно те, кто занят творчеством, созда­нием нового, вносят наибольший вклад в увеличение нацио­нального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, усло­вий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая вы­полняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особен­ности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс твор­чества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творче­ство - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм до­быча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн сло­весной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писате­ля, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством оп­ределяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко проти­вопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принци­пиальный мотив творческой деятельности - стремление инди­вида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, одна­ко он редко может быть реализован и, что более важно, не от­ражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма веро­ятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выра­зил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

1 См.: [Генкин, 2002а]. Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых на­учных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в созда­нии новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды твор­чества ученых, изобретателей, художников, писателей, арти­стов составляют в развитых странах значительную часть наци­онального богатства. Произведения науки и искусства актив­но участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следу­ет признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в раз­витии цивилизации играет деятельность, направленная на ду­ховное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспита­ние детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье являет­ся примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует зна­чительных усилий, которые в той или иной мере должны ком­пенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в на­уке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные органи­зации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участву-

ют в экономическом обмене, устанавливающем степень их по­лезности для различных людей и периодов времени.

В приведенных выше определениях понятие «труд» рассмат­ривалось как вид деятельности человека, т. е. как процесс. Мы полагаем, что этот процесс характеризуется тремя основными признаками: целью, содержанием и мотивами. Основная цель труда - производство благ; его содержанием является целесо­образное преобразование ресурсов природы и обусловленные этим затраты времени и энергии человека; мотивы - это при­чины, побуждающие человека трудиться.

Понятие «трудовой процесс» целесообразно определять через более общее понятие - «деятельность человека». Это понятие ха­рактеризует все виды человеческой активности: работа, приня­тие пищи, посещение театров, прогулки в лесу, танцы и т. д. и т. п. Иначе говоря, деятельность - это все, что мы делаем, когда не спим. Каждый вид деятельности связан с затратами вре­мени и энергии человека (впрочем, сон тоже требует того и другого).

Как видно из этих примеров, понятие «деятельность челове­ка» в общем случае относится к сфере физиологии. Социально-экономические аспекты деятельности связаны с причинами, побуждающими человека тратить время и энергию на производ­ство благ и ресурсов, необходимых домашнему хозяйству (тому, кто трудится, и его семье) и (или) предприятию, обеспечива­ющему удовлетворение потребностей общества через систему рынков.

Таким образом, можно сформулировать следующее опреде­ление.

Ресурсы предприятия

При создании предприятия его учредители имеют четкое понимание, для чего оно создается: какой продукт будет производиться, или какая услуга будет оказываться, или какая работа будет выполняться. С одной стороны, это условие является залогом успешного функционирования предприятия, потому что продукт его деятельности должен иметь своего потребителя или покупателя. С другой стороны, производство продукта, оказание услуги и выполнение работы, предполагает наличие определенного состава ресурсов.

Ресурсы, используемые в процессе производства, составляющие основу потенциала предприятия (организации), подразделяются на следующие виды: земля, труд, основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, информационные ресурсы и предпринимательские способности. Качество, оптимальное количество и соотношение ресурсов, их рациональное использование предопределяют конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий.

В данном разделе подробно представлены традиционные виды ресурсов предприятий.

Трудовые ресурсы и персонал предприятий

Труд как экономический ресурс

Главным источником богатства общества является труд. Труд - это процесс реализации физических и умственных способностей человека в производстве продукции или целесообразная деятельность, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Труд характеризует совокупность физических, интеллектуальных, творческих и других способностей человека, необходимых для производства различных материальных и духовных благ. В общем виде любую трудовую деятельность или способность к труду можно охарактеризовать количеством трудоспособных работников в организации, уровнем их профессионально-квалификационной подготовки, эффективностью труда, мотивацией труда и другими экономическими показателями. В конкретных условиях производства товаров процесс труда может быть определен затратами и результатами, производительностью труда, трудоемкостью продукции, интенсивностью труда, затратами на содержание и развитие персонала, оплатой труда работников и т.д. Различают альфа-труд (труд, регламентированный процессом производства, исполнитель не вносит нового) и бета-труд (труд креативный, творческий, новационный).

Сельскохозяйственный труд является особым видом труда, представляющим процесс, совершающийся между человеком и природой в целях удовлетворения потребностей, прежде всего в пищевых продуктах. Необходимо отметить, что сельскохозяйственный труд обладает рядом особенностей - это зависимость эффективности труда от природных, прежде всего погодно-климатических, условий и качества земли; сезонность использования труда; совмещение многими работниками ряда трудовых функций, что вызвано многообразием видов работ и короткими сроками их выполнения; это труд, зачастую маломеханизированный и не автоматизированный, тяжелый и малопривлекательный; часто это труд в личном подсобном хозяйстве.

Понятие "процесс труда" более узкое, чем "процесс производства". Процесс труда включает в себя три элемента: средства труда, предметы труда и непосредственно сам труд. Очевидно, труд никогда не утратит своей определяющей роли в процессе производства. Процесс труда есть потребление рабочей силы. Одна и та же численность работников может различаться совокупной способностью к труду в силу различий в подготовленности, возрасте, отношении к труду и т.п., а отсюда следует неодинаковое количество труда (как абстрактного, так и конкретного), которое ими может быть реализовано в процессе производства. Поэтому некоторые специалисты говорят о различном трудовом потенциале одинаковых по численности групп работников.

Различают понятия "трудовые ресурсы" и "рабочая сила". Трудовые ресурсы - это социально-экономическая категория, характеризующая потенциальные запасы труда, которыми располагает общество на данном этапе своего развития или трудоспособная часть населения, совокупность индивидуальных работников. Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей работника для производства потребительной стоимости. Превращаясь в рабочую силу, трудовые ресурсы приобретают качественную определенность. Рабочая сила характеризуется разными физическими данными и способностями, неодинаковой квалификацией, мобильностью, и труд, будучи неотделим от человека, неизбежно включает в себя социальный, психологический и политический аспекты.

Понятия "трудовые ресурсы" и "рабочая сила" различаются не только количественно, но и содержательно. Трудовые ресурсы включают в себя и запас рабочей силы. Трудовые ресурсы имеют смысл лишь в территориальном аспекте, тогда как рабочая сила применима к любой хозяйственной единице.

Трудовые ресурсы подразделяются на экономически активное (занятые, безработные) и экономически неактивное (неработающие пенсионеры и инвалиды) население. Границы трудовых ресурсов объективны (мужское население в возрасте от 16 до 60 лет, женское - от 16 до 55), но они могут иметь и юридическое выражение. Например, для женщин-механизаторов с 15-летним стажем, верхняя граница трудоспособного возраста составляет 50 лет.

В экономической деятельности различают понятие трудовой потенциал - интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду различных групп людей. В его рамках выделяют кадровый потенциал - способность основного состава квалифицированных работников создавать определенные материальные и духовные ценности.

Кадровый потенциал предприятия, по мнению отдельных специалистов, в широком смысле этого слова представляет собой умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения эффективности в различных сферах производства, в целях получения дохода (прибыли) или для достижения определенного социального эффекта.

В самом общем виде понятие "трудовой (кадровый) потенциал" характеризует определенные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели. Различают трудовой потенциал общества, организации и работника. Трудовой потенциал общества есть суммарный трудовой потенциал организаций, а трудовой потенциал организации - совокупность трудового потенциала ее работников. Трудовой потенциал работника - это совокупность физических и интеллектуальных качеств человека, определяющих его способность в определенных условиях достигать максимально возможных результатов и совершенствоваться в процессе труда. Трудовой потенциал работника - величина не постоянная и зависит от целого ряда факторов. Накопление новых знаний и навыков, улучшение условий труда могут повысить его, а ухудшение здоровья работника - уменьшить.

Трудовой потенциал тесным образом связан с личностным потенциалом работника, который представляет собой возможную трудовую дееспособность, его ресурсные возможности в области труда.

Выделяют следующие личностные потенциалы работника:

  • - психофизиологический - что составляет его работоспособность;
  • - познавательный - что он знает;
  • - ценностно-мировоззренческий - что он ценит и на что ориентируется;
  • - потребностно-мотивационный - что побуждает его к деятельности;
  • - коммуникационный - с кем и как он общается;
  • - творческий - что и как создает, самовыражается;
  • - трудовой (профессионально-квалификационный) - на что он способен;
  • - лидерский - способен ли он вести за собой;
  • - командный - способен ли к сотрудничеству, коллективному взаимодействию.

Основной задачей в ходе практической деятельности предприятий является максимальное использование потенциальных возможностей работников.

Трудовой коллектив организации составляют занятые на нем работники. Следовательно, под трудовым потенциалом предприятия подразумевается совокупная трудовая дееспособность сто коллектива, ресурсные возможности в области труда списочного состава организации исходя из их возраста, физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков.

К основным компонентам трудового (кадрового) потенциала относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм. Все эти характеристики могут быть применены как к отдельному человеку, так и к группе людей, предприятию, региону и всей стране.

Объективная цена рабочей силы определяется на свободном рынке рабочей силы и способствует повышению его качества. Рынок рабочей силы - это совокупность экономических отношений в сфере воспроизводства рабочей силы, ее покупки и продажи. При этом стоимость наемной рабочей силы представляет собой сумму издержек (затрат) работодателей, связанных с содержанием и использованием рабочей силы. Эти затраты делятся на прямые (прямая заработная плата; оплата за нерабочее время; премии и подарки, не входящие в фонд заработной платы; расходы на питание, напитки и другие натуральные выплаты, полученные в процессе экономической деятельности) и косвенные (расходы на жилье работников, которые берет на себя работодатель; расходы работодателей на социальное обеспечение; расходы на профессиональную подготовку; расходы на социальные услуги; прочие расходы на рабочую силу; налоги, рассматриваемые в качестве расходов на рабочую силу).

Следует отметить, что любая экономическая система предполагает эксплуатацию труда - отторжение части прибавочной стоимости, которая изымается работодателем. Каждый человек имеет возможность продавать рабочую силу, являющуюся его собственностью. Она определяется запасами физической и умственной энергии человека, здоровьем, возрастом и природными данными. Рыночной экономике присуще отсутствие принуждения к труду, отказ от регуляции движения трудовых ресурсов и рабочей силы, полная свобода работника при решении вопроса о трудоустройстве, трудовые отношения регулируются договором на контрактной основе.

В плановой экономике существовало принуждение к труду, не работающие по неуважительным причинам граждане привлекались к судебной ответственности, распределение трудовых ресурсов было директивным. Тем не менее и в рыночной экономике необходимость государственного регулирования рынка труда очевидна. Регулирование может принимать разные формы - политика доходов, социальной защищенности и т.д. Основное воздействие на рынок рабочей силы государство осуществляет путем установления минимального размера оплаты труда.

Труд как экономический ресурс 1. Два подхода к определению сущности заработной платы. 2. Рынки труда: 3. а) конкурентный рынок труда; 4. б) модель монопсонии. 5. 3. Влияние профсоюза на рынок труда.

Существует два подхода к определению сущности заработной платы. По трудовой теории стоимости товаром является рабочая сила, заработная плата представляет оплату стоимости рабочей силы. По маржинализму товаром является труд и, следовательно, заработная плата – это оплата труда.

По трудовой теории стоимости товаром является не труд, а рабочая сила. Рабочая сила – это способность к труду. Она представляет совокупность физических и интеллектуальных способностей, необходимых для создания продуктов. Труд есть процесс потребления рабочей силы.

По трудовой теории стоимости труд не может быть товаром так как: 1. Труда нет в момент найма, есть только способность к труду, т. е. рабочая сила. 2. Труд не имеет стоимости, он является источником (создателем стоимости). Стоимость – это овеществленный общественный труд. Поэтому труд является источником стоимости, но сам стоимости не имеет (в самом процессе расходования энергии труд не застывает, не овеществляется)

Стоимость рабочей силы определяется стоимостью средств существования, необходимых для воспроизводства работника и его семьи. Эта стоимость меньше, чем стоимость создаваемая трудом рабочего. Заработная плата внешне выступает как оплата труда. В действительности она представляет оплату стоимости рабочей силы.

По теории маржинализма заработная плата представляет собой цену такого фактора производства как труд. Цена труда определяется рынком на основе соотношения между отраслевым спросом на труд и его предложением. Для определения целесообразного количества приобретаемого ресурса труда, надо сопоставлять доход, создаваемый каждым работником с издержками на оплату труда (установленную рынком). Нужно нанимать работников до тех пор, пока не будет достигнуто равенство между доходом, создаваемым работником и издержками на его оплату. Это будет предельный работник. У этого работника MRPL =MRCL. Все остальные, нанятые до предельного работника, будут создавать MRPL>MRCL.

Реальная заработная плата выражается в том количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. W (номинальная) W (реальная) = P

Повременная заработная плата – это денежная оплата трудовой услуги в зависимости от количества отработанного времени. Сдельная заработная плата – это оплата, рассчитанная в зависимости от количества произведенной продукции.

Преимущества повременной оплаты: – Удобна для выполнения сложных и комплексных работ; – Создает предпосылки для качественной работы. Недостатки повременной оплаты: – Не стимулирует интенсивность труда; – Требует контроля за текущей деятельностью, а не за ее результатами.

Преимущества сдельной оплаты: – Интенсифицирует труд; – Сокращает издержки по надзору. Недостатки сдельной оплаты: – Не заинтересовывает работника в повышении качества; – Не пригодна при сложных, длительных, комплексных работах.

Совершенно конкурентный рынок труда предполагает: – Спрос на определенный вид труда предъявляет большое число конкурирующих между собой фирм; – Многочисленные работники одной и той же квалификации и профессии предлагают данный вид труда независимо друг от друга; – Отсутствие какого-либо объединения со стороны как покупателей трудовых услуг (монопсонии), так и их продавцов (монополия); – Ни фирмы, ни работники не осуществляют контроль над ставкой заработной платы. Заработная плата устанавливается рынком на основе соотношения между отраслевым спросом и предложением труда.

W SL W 1 W 2 0 DL LD L 0 LS Предложение труда и спрос на него для отрасли в условиях совершенной конкуренции

W B SL= MRC W 0 DL= MRP L 0 Предложение труда и спрос на него для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции

Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Основными признаками монопсонии являются: 1. Количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда. 2. Полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, нет возможности сменить работодателя при продаже своего труда. 3. Установление монопсонистом (единственным работодателем) контроля над ценой труда в интересах максимизации прибыли.

Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что побуждает человека трудиться.

Классификация труда осуществляется по наличию в труде творческой составляющей:

1)труд регламентированный, осуществляемый по заданной инструкции, приказу, когда работник не вносит в него элементы новизны и творчества(альфа-труд).

2)труд творческий, инновационный, связанный с созданием новых идей, знаний, образов, представлений во всех сферах жизни и деятельности человека(бета-труд).

3)Существует гамма труд(связан с духовной деятельностью).

Труд как процесс-вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и др. одновременно.

Труд рассматривается как важнейший экономический ресурс (фактор производства).Согласно теории факторов производства к ним относятся: труд(кол-во раб-ков),земля (природные ресурсы), капитал(здания), предпринимательские способности(вид творческих способностей ч-ка). Экономические ресурсы связаны с доходом(з/п, рента, %,прибыль).

Экономические ресурсы делятся на:

1.природные ресурсы 2. трудовой потенциал 3.ресурсы, произведённые человеком.

Трудовой потенциал определяет возможности участия человека, коллектива, предпринимателя, и общества в целом в производстве и обмене благ. Трудовой потенциал оценивается на уровне индивида, коллектива, общества.

Состояние здоровья, нравственность, творческий потенциал, организованность, образование, профессионализм.

Цель труда- производство благ и ресурсов. Мотив-всё то, что побуждает человека трудиться. Содержание труда- целесообразное преображение ресурсов природы и связанные с этим затраты времени и ресурсов энергии человека. 2. Методы исследования проблем экономики труда. Методы: метод количественного и качественного анализа, экспериментальный метод, сравнительный, балансовый и дельфийский метод. 3. Место экономики труда в системе экономических наук.

Экономика труда как научная дисциплина находится в тесном взаимодействии со всеми названными составляющими комплексной науки о труде(эргономика, физиология, психология, гигиена, социология и т.д), опирается на разработки и результаты исследований каждой из этих наук. На практике происходит постоянное взаимопроникновение одних научных дисциплин в другие, что обеспечивает комплексное исследование всех проблем, составляющих содержание экономики труда.Однако их объединяет объект исследования - труд человека, трудового коллектива и общества в целом. экономика труда изучает систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации труда. 4. Эволюция понятий о труде. Первоначальное определение труда как деятельности, направленной на удовлетворение материальных потребностей доминировало в течение XX века. Особенности труда, как объекта исследования можно охарактеризовать специальным основным положением:

1. Труд представляет собой целую деятельность по созданию различных благ и услуг которая должна быть эффективно организована.

2. Труд является одним из условий жизнедеятельности человека и общества в целом, а так же условием эффективного функционирования любой организации.

3. Труд не может как товар, так как не является таковым. Товарную форму принимает услуга труда.

4. В процессе трудовой деятельности формируется система социально-трудовых отношений, составляя стержень общественных отношений на уровне национальной экономики региона, организации и человека.

Современный автор Б.Генкин определяя труд, акцентировал внимание именно на деятельность, направленную на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. По его мнению трудовая деятельность может осуществляться не только по принуждению, но и согласно внутренней мотивации.

В рассмотренных трудовых отношениях следует ориентироваться на концепцию развития общества. Наиболее разработана формационная концепция общественного развития. Его основатели: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Ключевым понятием в данном подходе является общественно - экономическая формация, охватывающая все стороны общественного развития. Весь ход истории - закономерные процессы смены общественно - экономической формации: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. К.Маркс выделил шестую «азиатский способ производства», он был в древних обществах Востока (Египет, Китай, Месопотамия),

расположенных в долинах крупных рек. Формационная модель включает такие элементы: развитие производственных сил, правовые отношения общественной связи, политический строй. 5. Понятие и основные характеристики трудового потенциала. Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.Структура трудового потенциала общества включает в себя: трудовой потенциал личности; трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона и т.д.

Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:

    состоянием здоровья трудоспособного населения, показателями его психо-физиологического развития;

    профессионально-квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний и практического опыта и навыков;

    социально-личностными характеристиками.Количественная сторона трудового потенциала выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени). Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы: профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор; состояние материально-технической базы обучения; программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения; качество преподавательских кадров; финансовое обеспечение; качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование; приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы; конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.