Педагогическое речеведение - структура абзаца

Любое сочинение, как нас всех учили еще в школе, состоит из «кирпичиков» — абзацев (paragraph), которые в свою очередь можно разделить на отдельные предложения. Как правильно строится предложение в английском языке — тема другого раздела, а вот на то, как правильно построить абзац, стоит обратить особое внимание.

Абзац следует воспринимать как маленький законченный текст, как в своем роде эссе в рамках эссе. В этой связи в любом абзаце можно выделить вступление, основную часть и заключение, как и в сочинении. Абзац — это самостоятельная структурная единица, которая в принципе может существовать автономно (то есть при рассмотрении абзаца вне текста все равно понятно, о чем идет речь, а мысль, выраженная в абзаце, закончена).

Самый простой способ построить эффектный абзац — использовать специально разработанную для этого модель — TRIAC (Topic, Restriction, Illustration, Analysis and Conclusion). Данная аббревиатура выражает собственно и основные структурные элементы в их поочередной последовательности, которые желательно включать в каждый абзац своего сочинения.

Итак, начнем с Topic или Thesis. Именно с тезиса (или основной мысли) начинается каждый абзац. В первом предложении Вы кратко, но весьма четко и конкретно формулируете ту идею, о которой пойдет речь в абзаце.

Следующее предложение (Restriction) является пояснением к первому. Это своего рода комментарий к Вашей основной мысли, который больше его раскрывает и поясняет. В принципе данный элемент можно и опустить, если заявленный предмет сполна описан и в первом предложении.

Далее следует Иллюстрация, или пример, который бы помог наглядно пояснить заявленный в первом предложении тезис. Вообще, привыкайте все свои аргументы подкреплять какими-то конкретными примерами. Это не просто увеличивает Вам количество знаков, но и заметно украшает Вашу научную работу.

Просто привести пример мало, нужно его еще и проанализировать относительно заявленного тезиса, другими словами, объяснить, почему Вы привели именно данный пример, и какую роль он играет в раскрытии Вашего аргумента. Данное предложение очень важно, так как показывает Ваши аналитические способности.

И наконец, в завершении любого абзаца должен всегда присутствовать вывод по данному аргументу. В противном случае абзац будет выглядеть каким-то сырым, плюс нарушится связь между различными абзацами. Запомните, перед тем как перейти к следующему аргументу, необходимо прийти к логическому завершению относительно предыдущего.

Кстати, стоит отметить, что такой же структуры построения можно придерживаться при написании работы в целом. Во вступлении Вы озвучиваете свой тезис. Следующий абзац можно посвятить пояснению тезиса и более детальному рассмотрению различных сторон вопроса. Далее весьма кстати будет яркий пример с обязательным его анализом. В заключении как всегда подводятся итоге и делаются выводы относительно заявленного тезиса.

В качестве примера я бы хотела рассмотреть следующий абзац из эссе на тему «What Is the Future of Film Photography» (анализ тезиса можно посмотреть здесь).

Moreover, today many photographers state that the digital photography cannot replace the analog way of producing images. They notice that the film-based photography possesses its own inimitable charm and fascination. For example, photographers notice that the analog image is characterized by specific grain — optical texture of processed photographic film, — which is more obvious than digital noise. While noise on the digital photo indicates the image’s low quality, film grain can be used as an effective device in art photography.

Данный абзац в принципе построен по всем правилам: первое предложение — тезис, основная мысль, второе — пояснение к тезису, третье — пример, четвертое — анализ примера, который одновременно служит окончательным выводом.

Данная структура является универсальной, но это не значит, что все должны писать именно так. Всегда есть место творчеству, в противном случае каждая работа была бы похожа на любую другую. Однако освоить данный метод все-таки стоит, так как зачастую в университете у Вас требуют не оригинальности, а четкой структуры и конкретики. Поэтому используя модель TRIAC, Вы в любом случае не прогадаете.

Цели урока:

1. Воспитание любви к родной природе через постижение поэтического слова, гармонии человека и природы, отражённой в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева.

2. Обобщение и углубление знаний учащихся о строении текста и строении абзаца, роли абзаца в тексте, логике выделения абзацев.

3. Совершенствование умений речеведческого анализа текста, выделения в тексте абзацев, определения их микротем; развитие монологической речи учащихся.

Эпиграф: “Не то, что мните вы, природа…” (Ф.И.Тютчев)

Тип урока: обобщение и углубление полученных знаний, совершенствование умений и навыков.

Форма урока: интегрированный (русский язык + литература).

Оборудование: доска, мел, учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы; дидактический материал (фрагменты статей о Ф.И.Тютчеве); компьютер, проектор, презентация .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, его целей, постановка задач. (Слайд 1)

III. Повторение ранее изученного материала о тексте, его признаках. Проверка домашнего задания.

1. (Слайды 2, 3) Ответ на вопрос: Что такое текст? (Слайд3. Щелчок мышью после ответа учащегося)

2. (Слайд 4) Повторение признаков текста, нахождение их в тексте домашнего упражнения №291 (отрывок из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”).

3. (Слайд 5) Знакомство с текстами, состоящими из одного предложения (пословицы, стихотворение Ф.Тютчева). Объяснения учащихся: Почему их можно назвать текстами?

Сообщение учителя о том, что в качестве дидактического материала на всех этапах урока будут использоваться фрагменты литературно-критических статей о Фёдоре Ивановиче Тютчеве и тексты стихотворений поэта (таким образом осуществляется интеграция предметов, расширяются и углубляются не только знания о тексте и его строении, но и о творчестве Тютчева, особенностях его поэтики).

4. (Слайд 6) Синтаксическая пятиминутка (устная работа).

Конечно, самый трудный род поэтических произведений – это те произведения, в которых, по-видимому, нет никакого содержания, никакой мысли; это пейзаж в стихах, картинка, обозначенная двумя-тремя чертами (Н.А.Некрасов).

5. (Слайд 7) Объяснительный диктант с заданием – определить способ и средство связи между предложениями.

Главное достоинство стихотворений г.Ф.Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её (Н.А.Некрасов).

(Слайд 7, после щелчка) Самопроверка выполненной работы.

(Слайд 7, после щелчка) Прослушивание аудиозаписи стихотворения Ф.Тютчева “День и ночь” (исполняет И.Смоктуновский).

IV. (Слайд 8) Углубление теоретических знаний об абзаце с помощью статьи учебника и составленных на её основе схем, представленных в презентации.

1. (Слайд 9) Соотношение содержания и темы текста.

“Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме.

Во многих произведениях может быть несколько тем. Содержание всегда шире темы, отражает отношение автора к теме”.

2. (Слайд 10) Строение текста.

“В тексте определяется его тема. Текст складывается из микротекстов (щелчок) – абзацев (щелчок), в каждом из которых раскрывается определённая микротема (щелчок).

Таким образом, микротема – это наименьшая составная часть общей темы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.

Слово “абзац” имеет два значения: 1) (щелчок) отступ в начале строки, красная строка;

2) (щелчок) часть текста между двумя такими отступами”.

Вопрос ученикам: Какое именно значение слова “абзац” представляет для нас сейчас главный интерес? (щелчок после ответа)

“Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает той или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве”.

3. Строение абзаца. (Слайд 11)

“Части текста имеют свои правила построения, по определённым правилам строится и абзац. Если абзац состоит не из одного предложения, то в нём выделяются абзацный зачин и комментирующая часть.

Абзацный зачин – основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее важное его содержание.

Все последующие предложения абзаца – комментирующая часть, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении”.

V. (Слайд 12) Закрепление знаний. Текущий контроль знаний. Отработка умений и навыков. (Коллективная практическая работа – речеведческий анализ текста)

1. (Слайд 13) Чтение текста К.Пигарева (раздаточный материал).

Многое в поэтике Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один, например, любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Но в то время, как у других подобный приём сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.

Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях, говоря о ней, он пользуется готовыми мифологическими образами (“Весенняя гроза”, “Полдень”). Однако от них не только не веет архаическим холодком, но они даже под его пером приобретают какую-то новую жизненность. Охотно прибегает Тютчев к олицетворениям (“Летний вечер”, “Весенние воды”). Но и в тех стихах, где нет ни мифологических образов, ни явных олицетворений, природа рисуется им как некое одушевлённое целое. И это опять-таки не просто художественный приём. Только поэт, действительно веривший в таинственную жизнь природы, мог с такой страстностью и убеждённостью утверждать:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Представлением о всеобщей одушевлённости природы порождены характерные тютчевские образы. У него полдень “лениво дышит”, небесная лазурь “смеётся”, осенний вечер озарён “кроткой улыбкой увяданья”, солнечный луч будит спящую девушку “румяным громким восклицаньем”.

Тютчева принято называть “певцом природы”. Таким он предстаёт перед нами и тогда, когда стремится философски осмыслить жизнь вселенной, и тогда, когда пишет как бы небольшие “этюды с натуры”, запечатлевая в них конкретно-зримые приметы внешнего мира. (К.Пигарев)

2. (Слайд 14) Анализ текста по предложенному плану.

1) Доказать, что данный отрывок статьи можно назвать текстом.

2) Сопоставить тему и содержание текста, подобрать название.

3) Определить микротему каждого абзаца, объяснить логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли автора.

4) Сделать выводы о строении абзацев, найти абзацные зачины и комментирующие части.

Сначала выслушиваются ответы учащихся по каждому пункту плана, затем на экран выводятся правильные ответы.

3. (Слайд 15) Чтение и анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза” (текст стихотворения в учебнике русского языка – упр.539).

Сообщение учителя о том, что в стихотворном тексте роль микротекстов, в которых содержатся составляющие тему стихотворения микротемы, часто играют строфы. (На слайде определение строфы)

Учащиеся находят в тексте стихотворения “характерные тютчевские образы”, художественные приёмы, с помощью которых поэт создаёт образ одушевлённой природы, “одушевлённого целого”, включающего в себя мир природы и мир человеческой души. Называются олицетворения, метафоры, эпитеты, мифологические образы, которые затем также выводятся на экран.

Объясняется значение слова “перлы”, даётся справка о греческих богах Зевсе и Гебе, так как без знания греческой мифологии нельзя понять, для чего введён в произведение образ Гебы.

VI. Объяснение домашнего задания.

1. (Слайд 16) Перечисляются номера упражнений, в которых содержатся тексты стихотворений Ф.Тютчева. Среди стихотворений выделены те, что посвящены теме природы.

(Слайд 17) Задание: прочитать названные стихотворения. Дать интерпретацию одного из них, составив текст из 3-4 абзацев, соблюдая правила построения абзаца и устанавливая логическую и грамматическую связь между предложениями и абзацами.

2. Работа с учебником. (Слайд 17)

Для предупреждения ошибок при построении и выделении абзацев (в домашней и последующей классной самостоятельной работе) вновь обращаемся к теоретическому материалу учебника.

Берём на заметку: “Основные фразы абзаца (абзацные зачины) должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.

Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное”.

Учащимся предлагается высказать своё мнение по поводу утверждения известного русского лингвиста, академика Л.В.Щербы: абзац “углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли”. (Согласны ли вы с этим высказыванием?)

VII. Самостоятельная работа. (Раздаются карточки с текстом)

(Слайд 18) 1. Ознакомление учащихся с заданием:

2) Выделить абзацы, найдя абзацные зачины, проследив логику развития мысли автора.

3) Озаглавить текст.

4) Переписать текст, делая отступы в начале абзацев, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Прослушивание аудиозаписи , романса на слова Ф.Тютчева “Весенние воды” (композитор С.Рахманинов, исполняет Муслим Магомаев).

3. Выполнение работы.

Тютчев по справедливости считается мастером “пейзажа в стихах”. Но сравнительно редко пейзаж даётся поэтом сам по себе. Поэту в высокой степени доступна передача эмоц…онального ощущения вызываемого в человеке явлениями внешнего мира. Именно поэтому каждую весну Л.Н.Толстой повторял тютчевские строфы Как н… гнетёт рука судьбины…, а Некрасов писал по поводу стихотворения “Весенние воды” Читая их чу…ствуеш… весну когда сам н… знаеш… почему делается весело и легко на душе как будто несколько лет свалилось долой с плеч … . Гораздо чаще образы природы служат поэту для вопл…щения его дум о человеке. Нередко двойной смысл стихотворения – прямой, связа…ый с миром природы, и переносный, ин…сказательный, связа…ый с внутре…им миром человека, - подчёркивается самой к…мпозицией. Так например в стихотворени… “Поток сгустился и тускнеет…” образ застывшего “под твёрдым льдом” потока на дне которого продолжает журчать ключ переносится во второй строфе на “убитую хладом бытия” человеческую душу “подо льдистой корой” которой по-прежнему бьются жизне…ые силы. В других стихотворениях оба плана настолько слиты друг с другом, что сост…вляют единое целое (“В душном воздухе молчанье…”. “Дума за думой, волна за волной…”). В некоторых же случ…ях, когда на первый взгляд Тютчев даёт только эмоц…онально окраше…ый “пейзаж в стихах” (“Что ты клонишь над водами…”, “Обвеян вещею дремотой…”), аналогии с человеком н…вольно возникают в сознании… читателя.

VIII. Подведение итогов урока.

1. Сбор выполненной в тетрадях или на листочках самостоятельной работы.

2. Выставление оценок за устную работу на уроке.

характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений,

домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-дву- и трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение + детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т. д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В дву- и трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров).

Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб).

Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) // Русский язык в школе.- 196? - № 1; Лунева В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом // Русский язык в школе. - 1972. - № 1; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика.- М., 1973.

  • - , конденсатор, состоящий из пластины полупроводника, слоя диэлектрика и металлич. электрода...

    Физическая энциклопедия

  • - взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающая его целостность...

    Начала современного Естествознания

  • - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при внешних и внутренних изменениях. Рубрика: Литература и наука Антоним/коррелят: Система ".....

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - Франц., англ. structure. Ключевое понятие лизма. Интерпретируемая как синхроническая фиксация любой диахронически изменяющейся системы, трактовалась как инвариант системы...

    Постмодернизм. Словарь терминов

  • - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Представление о С. предполагает рассмотрение объекта как системы...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - 1. Для магм. и метам...

    Геологическая энциклопедия

  • - собирательное название характеристик макро- и микростроения вещества...

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • - Structure - .В применении к кристаллу форма и размер элементарной ячейки, и расположение всех атомов в пределах элементарной ячейки...

    Словарь металлургических терминов

  • - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта...

    Новейший философский словарь

  • - Структура рыночных долей в отрасли. Эта структура связана с числом фирм на рынке и различиями в их величине...

    Экономический словарь

  • - предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может существовать в абзаце наряду с тематическим предложением: «В воскресенье, двадцать второго июня 1941 г., в Москве выдался жаркий, солнечный день...
  • - предложение, выделяющее в абзаце предмет речи и очерчивающее границы темы...

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

  • - Совокупность различных общественных групп, среди которых классы и социальные слои играют существенную роль в дифференциации языка, в результате чего появляются вариативные элементы и разновидности языка...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - ...

    Русский орфографический словарь

  • - Жарг. мол. Неодобр. Много раз повторять одно и то же. Максимов, 11...

    Большой словарь русских поговорок

  • - в...

    Словарь синонимов

"Структура абзаца" в книгах

07.10.09 Касаткина Т.А. Достоевский: структура образа - структура человека - структура жизненной ситуации

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

07.10.09 Касаткина Т.А. Достоевский: структура образа - структура человека - структура жизненной ситуации Хоружий С.С.: Сегодня у нас доклад Татьяны Александровны Касаткиной по антропологии Достоевского. И я должен сказать в качестве малого предварения, что я особое

Используйте маркеры абзаца

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Используйте маркеры абзаца Маркеры абзаца – символы, которые предшествуют информации, которую вы хотели бы выделить из текста (например, маленькие черные квадраты перед тремя следующими фразами). Маркеры абзаца: привлекают внимание к конкретной информации; делают

ДВА АБЗАЦА В НАЧАЛЕ

Из книги Тайны ушедшего века. Власть. Распри. Подоплека автора

ДВА АБЗАЦА В НАЧАЛЕ Историю пишут победители. Они определяют, кто был героем - то есть лично им преданным. Но ведь есть и побежденные. У них тоже своя правда, свое видение борьбы, причин поражения.К голосу побежденных никто никогда не прислушивается. Честь и слава, цветы и

ТРИ АБЗАЦА В НАЧАЛЕ

автора Зенькович Николай Александрович

ТРИ АБЗАЦА В НАЧАЛЕ История всегда ангажирована. Степан Разин и Емельян Пугачев при царях подавались как бунтовщики-разбойники, враги престола и церкви. При большевиках - как борцы за справедливость, за лучшую народную долю. Древние русские летописи, начиная со времен

ТРИ АБЗАЦА В КОНЦЕ

Из книги Тайны ушедшего века. Сенсации. Антисенсации. Суперсенсации автора Зенькович Николай Александрович

ТРИ АБЗАЦА В КОНЦЕ История не допускает деления героев на любимых и нелюбимых. Когда восхищались Лениным, это была не история. Когда сегодня ругают Сталина, это тоже не история.Что же это тогда такое - история? Прежде всего понимание того, что каждый герой, каждый

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

Форматирование абзаца

Из книги Photoshop. Мультимедийный курс автора Мединов Олег

Форматирование абзаца Теперь рассмотрим палитру Абзац (рис. 6.6). На данной палитре производится форматирование абзацев. Нет смысла использовать эту палитру, если ваш текст помещается на одной строке. Рис. 6.6. Палитра АбзацВ верхней части палитры расположены кнопки для

Б. Склейка разорванных строк абзаца

Из книги Описание работы пакета OOoFBTools Создание книг FB2 автора Кузнецов Вадим

Б. Склейка разорванных строк абзаца Данный инструмент полезен для обработки многих текстов из Интернет-Библиотек, например, Мошкова, а также – некоторых html-файлов, где есть масса разрывов строк ‹BR›.Инструмент ищет признак (идентификатор) нового абзаца по определенным

Установка параметров абзаца

Из книги ArchiCAD 11 автора Днепров Александр Г

Установка параметров абзаца Зададим параметры абзаца.1. Передвиньте левый нижний ползунок линейки форматирования абзаца, расположенной между панелью форматирования и полем ввода теста, вправо, к цифре 1. Тем самым вы определили положение левой границы текста на 1 см

Форматирование абзаца

Из книги Реферат, курсовая, диплом на компьютере автора Баловсяк Надежда Васильевна

Форматирование абзаца При наборе текстов не менее важным является форматирование абзаца. Особенно это касается научных текстов и различных учебных работ – в методических пособиях часто указываются точные параметры оформления, касающиеся абзацных интервалов. Работы,

5.1.6. Форматирование абзаца

Из книги Самоучитель работы на Macintosh автора Скрылина Софья

5.1.6. Форматирование абзаца Абзац- это часть текста, заключенная между символами «конец абзаца», которые вводятся нажатием клавиши : Причем смысл части текста для приложения Pages абсолютно не имеет значения. Как только мы нажали клавишу , значит, мы перешли к

Используйте структуру абзаца

Из книги Фитнес для ума автора Лисс Макс

Используйте структуру абзаца Главная мысль, как правило, выражена в первых двух предложениях абзаца. За ней следуют пояснения и примеры. Завершает абзац вывод или постановка новой проблемы, рассматриваемой в следующем абзаце. Держите в голове структуру абзацев, и вам

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Проблема первого абзаца

Из книги Вторая древнейшая. Беседы о журналистике автора Аграновский Валерий Абрамович
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Гуманитарный факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин и связей с общественностью

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина Современный русский язык
Тема Абзац, его структура и значение для письменного текста

По специальности 030602 Связи с общественностью

Выполнил:
Студентка 1 курса
Войтенкова К.П.
Проверил:
Малыгина Т.П.

НОВОКУЗНЕЦК
2009
ВВЕДЕНИЕ

Долгое время в лингвистике – науке, обобщающей и анализирующей языковые факты как застывшие факты, очень мало внимания уделяли смыслообразующей функции абзацев. Лингвисты до сих пор не могут согласованно квалифицировать явление абзаца. Внешняя, графически выделенная самостоятельность абзаца некоторое время приводила ученых-языковедов к мысли считать его собственно сверхфразовой единицей. Однако еще А.М.Пешковский отмечал отсутствие специального термина для сверхфразовых единиц и существующую в связи с этим необходимость использовать типографический термин «абзац».
По мнению Пешковского абзац - это интонационно- синтаксическая единица. Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста. Абзац считают «семантико- стилистической категорией» (Л.М. Лосева), «частью текста между двумя отступами» и «средством членения связного текста на основе композиционно-стилистической» (Н.С. Валгина), «синтаксической единицей» (А.Г.Руднев). В результате можно сделать вывод, что пока не прекратится полемика по данному вопросу, его следует считать актуальным.
Итак, цель нашей курсовой работы - на основе анализа лингвистической литературы дать представление о том, как в современной науке освещается явление абзаца, а также показать особенности его структуры и выявить значение для письменного текста.
Соответственно для достижения нашей цели поставлены следующие задачи:

    Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой явления абзаца;
    Описать различные точки зрения на проблему основных принципов деления текста на абзацы;
    Обосновать возможность и необходимость деления текста на абзацы;
    Рассмотреть возможности абзацного членения как стилеобразующего фактора и средства эмоционального воздействия.
Объект исследования: структура письменного текста.
Предмет исследования: деление письменного текста на абзацы.
Прежде, чем мы приступим непосредственно к решению поставленных нами задач, дадим определение для абзаца.
Абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой, составляющий относительно законченный отрезок литературного текста, заключающий в себе обычно несколько предложений. Абзац – это дополнительное средство группировки суждений по смыслу. Членение текста на абзацы создает внешний, неграмматический алгоритм распознавания фрагментов смысла, смысловых и логических комплексов в письменной речи.
Этот термин был заимствован из типографского дела. При чтении абзац выделяется удлиненной разделительной паузой. Она подводит итог сказанному в предыдущем абзаце и готовит читателя к следующему. В абзаце все предложения связаны общей темой. Абзац можно рассматривать как композиционный прием, облегчающий восприятие текста читателем, поскольку он графически отражает его логическую и эмоциональную структуру. Характерными особенностями абзаца являются относительная завершенность (незавершенность), самостоятельность (несамостоятельность) составляющих его предложений. Абзац – графико-композиционная единица письменного текста. Абзац воздействует на читателя не изолированно, а взаимодействуя с другими элементами и сообщением в целом.
Абзац является лингвистическим выражением логического, прагматического и эстетического факторов. Обычно абзацы состоят из 8 – 12 предложений. В газетном стиле абзацы могут включать от 1 до 3 предложений.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПОНЯТИЕ АБЗАЦА, ЕГО СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

    Абзац как литературный термин
АБЗАЦ - в первоначальном значении своем - то же, что и красная строка. Но он означает и отрывок письменной речи, заключенный между красными строками. Абзац можно рассматривать с двух точек зрения:
1) целесообразности начертательной;
2) целесообразности поэтической.
Начертательная целесообразность абзаца в том, что он придает книге или рукописи более эстетичный вид, внося некоторое разнообразие в однообразный рисунок параллельных строк; кроме того, абзац облегчает глазу процесс чтения, давая ему некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками. Эти свойства абзаца служат косвенно и целям поэтического воздействия, как это можно утверждать и о других внешних особенностях книги или рукописи.
Но абзац имеет и непосредственную поэтическую целесообразность: его можно рассматривать как литературный прием. Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов.
Группировки образов в абзаце производятся как по их статической связи, так и по связи динамической: так, характеристика действующего лица, описание местности и пр., устанавливающие статическую связь между абзацами, требуют, обычно, красной строки; точно также красной строкой отделяется существенный поворот в развитии сюжета, новый момент в романе или повести, где события даются по преимуществу, в динамической их связи. Там, где передаются рассуждения автора, размышления действующих лиц, абзац подчеркивает логическую связь между идеями. Абзац отображает характер связи между эмоциями в лирическом произведении или отрывке. Так как употребление абзаца не предусматривается никакими строго установленными правилами, то и в обычном его употреблении проявляется художественное намерение автора и здесь его применение в значительной мере субъективно. Единственное, на практике установленное ограничение в этой области требует, чтобы начало и конец абзаца не приходились на середину фразы.
Художественные возможности абзаца, все же, наиболее выявляются тогда, когда он нарушает установленную традицию. Неожиданные абзацы придают особую нервную напряженность художественной прозе. Необычно-короткие абзацы газетного фельетона или передовой статьи делают речь отрывистой, создавая впечатление лаконизма и особой значительности. Еще более явственна выразительная сторона абзаца, когда художник устанавливает внутреннее взаимоотношение слов, не совпадающее с взаимоотношением внешним.
В стихотворной речи абзац совпадает со строфой. Но строфа, благодаря небольшой обычно длине стихотворной строчки, - гораздо меньше, чем абзац прозаический, служит типографским целям. Строфа может быть произвольной величины, но в поэтической практике наблюдается предпочтительное употребление некоторых излюбленных ее видов; наряду с этим, в каждом почти стихотворном произведении наблюдается строфическое единообразие (впрочем, здесь возможны отклонения, пример чему - поэмы Байрона, где каждая строфа произвольна по величине). В строфе явственно проступает ритмический ее смысл.
В прозаическом абзаце ритмический смысл не столь подчеркнут, но столь же несомненен. Совершенно явственной ритмической особенностью служит здесь пауза, отделяющая один абзац от другого. Тем, что недостаточно разработана еще теория ритма художественной прозы, затрудняется и изучение абзаца. Мы ощущаем разницу между абзацем Гоголя и абзацем Л. Толстого, сходство между абзацами Пушкина и Кузмина, но проверка этого впечатления при помощи объективных показателей была бы затруднительна. Определять величину абзаца по количеству входящих в него фраз не было бы целесообразно, - во-первых, потому, что не всегда абзац совпадает с фразой, во-вторых, потому, что самая фраза не есть достаточно определившаяся мера.
Абзац, как художественный прием, не исследован почти вовсе. Но с уверенностью можно сказать, что он выполняет логическую роль, так как выделяет главные идеи и облегчает тем восприятие мысли.
    Структура абзаца
Абзац представляет собой структуру со встроенным в нее самое механизмом развертывания темы. Абзацы – это единицы восприятия готового текста. Все в них – их объем, структура, функции – приспособлено к аналитическим возможностям читателя. Этому служат:
    Тематическое предложение абзаца (например: В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости.) и содержащиеся в нем информемы – слова, словосочетания или даже части предложения, которые являются семантически неполными и требуют распространения; в нашем случае это словосочетания: чудовищная рассеянность и необыкновенная доверчивость;
    Небольшое число способов распространения тематических предложений: детализация, приведение подробностей, приведение примеров, объяснение, сопоставление и некоторое другое;
    Легко выявляемая связь всех предложений абзаца с его тематическим предложением и информемами в нем:
«[В Париже рассказывали много анекдотов о (Тематическое предложение
чудовищной рассеянности Ампера и его и информемы абзаца)
необыкновенной доверчивости]
[Так, например, стоя у доски во время лекций и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом.] – относится к «чудовищной рассеянности».
[Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске, и доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр. (По Шаховской)] – относится к «необыкновенной доверчивости».
Наличие тематического предложения в абзаце важно как для пишущего, так и для читающего. Пишущему такое предложение позволяет определить тему абзаца, а читателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.
Концептуальное предложение – это предложение, предающее главную мысль (тезис) абзаца. Например:
1) « Я очень хорошо знаю типы актеров всех стран. <Тематическое предложение абзаца с информемой «типы актеров»>. 2) Французы всегда немного взвинчены, готовы на декламацию, на пафос с жизни. 3) Для немецкого актера свойственны «ходули», ложная приподнятость. 4) Итальянцы просты, но изрядно заштампованы <2,3,4 – детализация, распространение информемы «типы актеров всех стран»> 5) И все актеры поразительно национальны, если можно так выразиться, по духу, восприятию жизни и красоты . <Концептуальное предложение>.
Так же можно отметить, что для оформления концовки абзаца используются специальные синтаксические средства. В этой роли активно употребляется союз и в «завершающем» значении. Завершать абзац могут восклицательные и вопросительные предложения, прямая речь и другие конструкции. В любом случае синтаксический облик концовки изменен по сравнению с предшествующим текстом.
    Научные взгляды о соотношении абзаца и сложного синтаксического целого
Абзац и сложное синтаксическое целое – это единицы разных уровней, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого (ССЦ), однако эти единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они выполняют семантико-стилистическую роль.
В настоящее время существует три точки зрения на вопрос о соотношении абзаца и ССЦ.
Некоторые исследователи до сих пор отказываются от понятия ССЦ, называя абзац сложным синтаксическим единством. Так, Р.А.Каримова в работе, посвященной организации текста, выделяет специальную часть «Абзац как основная единица текста». Опираясь на идеи, высказанные Л.Г.Фридман и Т.Н.Сильман, автор считает, что «абзац предстает как многоплановое явление, по отношению к которому действуют как объективные, так и субъективные факторы членения. К объективным, безусловно, относится традиционно выделяемый критерий тематичности абзаца, то есть содержательный, имеющий под собой грамматическую базу».
Другие ученые в тех случаях, когда абзац не равен по объему одному предложению, не проводят разграничения между абзацем и сложным синтаксическим целым. Подобной точки зрения придерживается, например, А.А.Мецлер, который, отмечая, что «в настоящее время нет еще общепринятых признаков, четко отграничивающих ССЦ как единицу синтаксического уровня от абзаца как единицы композиционного уровня», считает целесообразным придерживаться «понятия текстового блока (Text block) ».
Значительный вклад в уточнение структуры и функций абзаца и ССЦ внесла Л.М.Лосева, которая убедительно показала, что «абзаца как особой семантической или синтаксической единицы не существует. В абзац может выделяться любое предложение, любое слово, любое ССЦ». И далее о функции абзаца: «Выделение абзацев – это способ (прием) семантико-стилистического выделения предложений». Автором подчеркивается также мысль о том, что в стилистическом плане с абзацем связана возможность выразить специфику функционального стиля и жанра речи, особенности индивидуального слога, отношение самого автора к описываемому. Сложное синтаксическое целое определяется Л.М.Лосевой как группа самостоятельных предложений, которая представляет собой единицу текста любого рода, характеризующуюся лексико-грамматическими и ритмомелодическими признаками.
На строгое разграничение функций абзаца и ССЦ указывает Л.Ю.Максимов, который отмечает, что «абзац, в отличие от сложного синтаксического целого, является не структурно-семантической, а стилистико-композиционной единицей. При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Таким образом, абзац следует рассматривать только с точки зрения авторской стилистики и общего замысла, композиции текста, ССЦ же в отличие от абзаца – структурно-семантическая единица, главный строевой элемент текста.
    Основные принципы абзацирования
Характер абзацного членения текста зависит от стиля и жанра произведения. В.В. Бабайцева и Л.Ю. Максимов пишут: «Членение текста на абзацы является важным стилеобразующим фактором».
Здесь важную роль играет эмоциональность текста. В эмоционально нейтральных текстах научно- публицистического и официально-делового жанров границы абзацев в целом будут совпадать с границами сложного синтаксического целого. В художественном тексте абзацным отступом может подчеркиваться смысл отдельного предложения или в абзац могут объединяться мысли, подчиненные главной теме. Таким образом, абзацный отступ становится как бы в некотором смысле авторским знаком, что сближает его со знаками препинания.
Большие по объему абзацы более характерны для эпически спокойного повествования; абзацы небольшие, в том числе и абзацы-предложения, более свойственны повествованию напряженному, лирически взволнованному.
В работе «Как строится текст»» Л.М. Лосева выделяет такие виды абзацев:
1) предложения, заключающие в себе основные мысли текста;
2) предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению с предыдущим предложением;
3) предложения, заключающие в себе повторяющуюся информацию об одном и том же лице (лицах) и связанные дистантной связью;
4) предложения, начинающиеся местоимениями он, она, оно и т.д., не относящимися к последнему существительному предыдущего предложения;
5) предложения, идущие после диалога и полилога.
В данной работе мы хотим выделить следующие принципы абзацирования текста: конструктивный, смежно-тематический, факультативно-модальный и ассоциативный.
Конструктивный принцип членения текста на абзацы предполагает, что с помощью абзацных отступов (красной строки) выделяются: предложения обозначающие одного и того же действия или последовательную (в абстрактном понимании «плавную») сменяемость различных действий при повествовании; предложения рассматривающие элементы или части одного объекта при описании; предложения, представляющие собой последовательность тезисов одного положения при рассуждении. Сущность данного принципа заключается в том, что каждое последующее абзацное предложение логически выводимо из начального предложения предыдущего абзаца и между ними прослеживается достаточно четкая дистантная межфразовая связь. Сами же начальные предложения являются носителями основной информации фрагмента текста.
В соответствии со смежно-тематическим принципом абзацирования рядом находятся и последовательно сменяют друг друга различные типы речи. В этом случае автор прерывает определенную последовательность сообщаемого в одном абзаце, чтобы передать нечто качественно новое.
Факультативно-модальный принцип членения текста на абзацы предусматривает выделение с красной строки определенного фрагмента, который привносит добавочное модальное значение (сомнения, одобрения, утверждения, отрицания, альтернативности действия и т.д.) и имеет характер собственно авторского проявления в тексте. Информация, содержащаяся в абзацах, выделяемых с учетом этого принципа, явно соотносясь с конструктивной и семантической функциями вводных слов, словосочетаний и предложений в составе простого или сложного предложения, указывает на авторское отношение к изображаемому.
Анализируя факультативно-модальный принцип абзацирования текста, следует отметить одну существенную, на наш взгляд, особенность: данный принцип четко проявляется в типе повествования от третьего лица, когда герой и автор семантически и грамматически ограничены друг от друга. Именно здесь дополнительная модальность, проявленная в авторских суждениях и замечаниях, как правило, фиксируется абзацным отступом. Если же повествование ведется от первого лица и герой-рассказчик близок образу автора или, возможно, сливается с ним, факультативно-модальный принцип заменяется смежно-тематическим, т.е. различные типы речи сменяют друг друга в рамках проявления одного грамматического лица, поэтому, видимо, неправильно будет говорить о дополнительной модальности текста или рассматривать авторские суждения как факультативные. В этих случаях налицо уже рассуждения автора-героя, который или ведет повествование, или описывает объект.
Согласно ассоциативному принципу абзацирования с помощью красной строки выделяют те части текста. Которые призваны вернуть читателя либо к более раннему (левому) контексту этого же произведения, либо к контексту другого, но гипотетически узнаваемого, как правило, классического произведения. Абзацы подобного типа оформляются автором как разного рода повторы в расширенном смысле этого слова – от точных цитаций из собственного и других произведений до реминисценций с доминантным словом общекультурного контекста. Композиционно-стилистическое членение текста, организованное на основе данного принципа, имеет, на наш взгляд, две основные задачи: во-первых, организовать дистантную семантическую связь, а иногда и кольцевую структуру в произведении; во-вторых, за счет привнесений извне расширить контекст целого произведения и углубить его смысл. Наиболее часто абзацированию по ассоциативному принципу подвергаются фрагменты. Содержащие вкрапления из библейских текстов. Метафоры или цитаты из Библии, будучи внесенным в произведение. По исторической традиции литературы занимают в нем господствующее, центральное положение, что обусловлено в первую очередь их огромным внутренним смысловым объемом и способностью развертываться в исторической ретроспективе.
Выделенные нами четыре принципа абзацирования в современной литературе названы основными и поэтому не претендуют на исчерпывающий охват особенностей композиционно-стилистического (абзацного) членения текста. Это скорее определенный опыт обобщения основных тенденций членения текста на абзацы. Тем не менее, за всем разнообразием авторского волюнтаризма просматриваются общие (лингвистические и экстралингвистические) черты.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Подведем итоги ко всему вышесказанному. Как мы уже говорили, наука уделяет недостаточно внимания изучению функции абзацев. Существует несколько научных взглядов на проблему абзаца, но нет законов и правил, определяющих принципы разбиения смысла и текста на абзацы. Науке еще не раз предстоит вернуться к этому вопросу.
Очевидно, все же есть некие принципы - по сути, языковые законы, определяющие организацию текста на уровне абзацев и других структурных единиц, более крупных, чем предложение, - страница, параграф, глава, часть и т. п.
Нами выделено четыре принципа абзацирования текста: конструктивный, смежно-тематический, факультативно-модальный и ассоциативный. Но они не претендуют на исчерпывающий охват особенностей разбиения текста. Характер абзацирования в первую очередь будет зависеть от стиля и жанра произведения.
Также мы рассмотрели структуру абзаца. Где важными составляющими являются тематическое предложение, его детализация и концептуальное предложение. Каждый абзац должен нести в себе какой-то один смысл, который, как правило, заключается в тематическом предложении.
Разбиение текста на абзацы имеет два преимущества. С одной стороны, абзац придает тексту более эстетичный вид, облегчает глазу процесс чтения. С другой стороны его можно рассматривать как литературный прием. Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов.
Достаточно очевидна ритмообразующая функция абзацев. Длина абзацев упрощает или затрудняет понимание; при этом - что интересно - абзацы не нарезаются автоматически равными кусками текста, а, оформляются в соответствии с по-своему законченными фрагментами смысла.
Таким образом, в современной литературе абзац следует рассматривать только с точки зрения авторской стилистики и общего замысла. А лингвистика как научное и практическое знание в ближайшее время вряд ли приблизится к своим предметным пределам. Поэтому исследование экстралингвистических средств языковой практики чрезвычайно перспективно с точки зрения открытия принципиально новых языковых закономерностей.

ГЛАВА ВТОРАЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА АБЗАЦИРОВАНИЯ В РЕКЛАМЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ

Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором – сдавить
покрепче и держать его у стенки до последней строки.
Пол О"Нил. "Американский писатель"

Описанные в предыдущей главе принципы абзацирования и выработка неких общих критериев абзацного членения необходимы в методических целях. Это во многом поможет более грамотно и, что не менее важно, мотивированно строить нашу письменную речь и четко структурировать тексты.
Абзацы образуют внешнюю (типографскую) структуру текста. Членение текста на абзацы создает внешний, неграмматический алгоритм распознавания фрагментов смысла, смысловых и логических комплексов в письменной речи.
Так как каких-либо правил членения текста на абзацы не существует, пишущий сам определяет уместность красной строки и размерность абзацев в соответствии со своим представлением о логике и даже со своим темпераментом.
Письменный текст без абзацев воспринимается труднее. Это нужно учитывать при составлении любых текстов. С другой стороны, разбивка текста на слишком мелкие абзацы (слишком частые красные строки) создает ощущение скачкообразной, спотыкающейся, рваной речи.
Весьма странными, если не абсурдными, выглядят рекомендации некоторых редакторов ограничивать абзац в гипертексте тремя предложениями, хотя такие рекомендации обусловлены законом «речевой экономии
Известно, что наше восприятие и память в норме характеризуется с числом В.Ингве, в соответствии с которым мы способны единовременно воспринять и запомнить 7 плюс-минус 2 компонента целого: предложений в абзаце, абзацев - в параграфе, параграфов – в главе и т.д. Но число В.Ингве здесь является следствием.
Создавая текст, мы должны его по максимуму сделать таким, чтобы привлечь внимание читающего, воздействовать на его сознание и задеть его эмоции. Абзацирование – один из многих приемов, влияющий на наилучшее восприятие текста. Разделяя текст на абзацы, мы придаем ему более эстетичный вид, вносим некоторое разнообразие в текстовый рисунок параллельных строк. Абзац облегчает глазу процесс чтения, давая ему некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками.
Эту главу мы хотим посвятить выявлению и описанию определенных закономерностей абзацирования, способствующих грамотной письменной речи в рекламе и журналистике. Умение точно, красиво и убедительно излагать свои мысли на письме считаются нормой для любого образованного человека. Тем большей степени это положение относится к людям, профессиональная деятельность которых предусматривает – да, впрочем, просто требует, - свободного владения навыками письменной речи в рамках избранной специальности. При чем неважно работают они в бизнесе, некоммерческой организации или органах власти.
1. Рекламный текст
Итак, перейдем к делу, а именно к созданию грамотного рекламного текста. В первую очередь возникает банальный вопрос: «А с чего начать первый абзац?».
и т.д.................

Структура абзаца характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений, домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-дву- и трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение + детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т. д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В дву- и трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров). Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб). Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое


Структура абзацев

Как уже было написано выше, текст, для удобства восприятия, делится на абзацы. Абзацы, в свою очередь, также могут иметь собственную структуру, в зависимости от структуры текста и быть представлены в виде:

· Вопроса/ответа

· Одиночных предложений

· Пласта текста

При этом, главное правило абзаца: он должен заключать в себе мысль и иметь смысл, даже будучи обособленных от других предложений.

Период

(от греч. periodos – обход, круг, круговращение) – стилистическая фигура, представляющая собой семантико-структурное единство, образованное простым или сложным предложением, а также сложным синтаксическим целым, которые разделяются на две интонационно противопоставленные части – протазис , характеризующийся повышением, восходящим движением тона, и аподозис , характеризующийся понижением, нисходящим движением тона, и, с точки зрения содержания, представляющий вывод или следствие из того, о чем говорилось в протазисе. Протазис и аподозис отделяются друг от друга длительной (явно выраженной) паузой. Со стороны содержания П. характеризуется смысловой законченностью.

Таким образом, выделяют следующие признаки периодических построений: 1) структурная замкнутость; 2) бинарность (двучленность) структуры; 3) семантико-структурная взаимосвязь и взаимообусловленность частей; 4) контрастная интонационная оформленность частей: повышение тона в протазисе и понижение в аподозисе; 5) длительная пауза между протазисом и аподозисом; 6) структурно-семантический параллелизм членов частей периода.

Наиболее распространенные типы П. выделяют на основе смысловой связи между протазисом и аподозисом: временной П. (в протазисе которого указывается время действий, событий, явлений, составляющих предмет речи в аподозисе),причинно-следственный П. (между частями П. – причинно-следственные отношения), определительный П. (в протазисе которого определяется лицо, явление, представляющее предмет речи в аподозисе), предикативный П. (в протазисе П. содержится подлежащее, а в аподозисе – сказуемое), соединительный П. (в аподозисе которого имеется дополнение, добавление к сказанному в протазисе), сопоставительный П. (период, между частями которого устанавливаются сопоставительные отношения), сравнительный П. (П., содержащий сравнение), условный П. (в протазисе которого указывается на условия, при которых происходит то, что описано в аподозисе), уступительный П. (в протазисе П. данного типа дается описание обстоятельств, препятствующих совершению того, о чем говорится в аподозисе)

Периодические построения располагают широкими стилистическими возможностями. Основными функциями П. являются текстообразующая и экспрессивная.

Текстообразующая функция периода проявляется в автосемантии (известной самостоятельности и независимости от контекста). В силу этого П. может быть использован в различных композиционно важных частях текста. Но стремление П. к автосемантии в то же время не исключает его тесную соотнесенность с окружающим его контекстом (т.е. носит относительный характер).

Экспрессивная функция П. состоит в том, что периодические построения используются с целью создания торжественности, взволнованности, приподнятости, лирического пафоса (могут приобретать патетическое звучание).

П. – сравнительно малочастотная стилистическая фигура. Она употребляется преимущественно в худож. прозе и поэзии, в публицистике. При этом в худож. текстах основное значение приобретает эмоционально-образная функция П. (илл. 2, 4), тогда как в публиц. текстах П. выступает в целях логико-эмоционального убеждения, а также первостепенное значение приобретает оценочно-образная функция (илл. 1, 3, 5).