Основные понятия полиграфии. Обзор печатных технологий

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет печати

кафедра «Технология допечатных процессов»

Контрольная работа № 1

по дисциплине «Основы полиграфии»

Вариант № 26

выполнила: Румянцева Д.Т.

ФПТиТ, 2 курс, гр. ЗТ-2

шифр ПЗ-056 n

Москва

Вопрос 1. Составить возможный вариант общей схемы технологического процесса изготовления книги в обложке, содержащей штриховые однокрасочные внутриполосные изображения. Объем книги –

8 физ. п.л., тираж 300 тыс. экз., формат 70 х 108/16.

ОАО «Тверской полиграфический комбинат» - специализированное предприятие, выпускающее свою продукцию способом офсетной печати.

Ассортимент выпускаемой продукции: книги бесшвейного скрепления и сшитые нитками в мягкой обложке; книги сшитые нитками в переплетной крышке; брошюры и журналы накидкой и вкладкой; календари на спирали и проволоке; изопродукция (этикетки, листовые календари, открытки…). Осуществляется выпуск трудоемких, сложных в полиграфическом исполнении книг большого объема и формата, энциклопедий.

Книга состоит из 128 стр.

Усл. п.л.: 11,2

Операции

Применяемые основные

материалы и растворы

Применяемое основное

оборудование

Получение карты заказа Карта заказа, эл/материалы издательства

Эл/носитель (CD, DVD), эл/почта, FTP-сервер

Входной контроль файлов

Многопроцессорный компьютер Intel Pentium 4 540, 3200 Asus P5P800, сист. память 2048 Мб, операционная система Windows 2000Pr

Изготовление эл/спуска полос и эл/монтажа обложки
Копирование эл/монтажей на пластины и изготовление печатных форм 1.входной лоток 2.выходной конвейер 3. онлайновая проявочная машина (опция) Позитивные термальные пластины FujiFilm Brillia LH-PCE, проявитель/подкрепитель Fuji HD-P7, кондиционер для обжига BC-7, гуммирование FN-6 (готов к использованию) FN-6CWE (1:1), очиститель пластин MultiCleaner MC-E

Устройство экспонирования Avalon VLF

Печать листов (1.1) и обложки (1.2):

1.1 Подготовка фальцаппарата

Фальцаппарат печатной машины ПОК-2-84-III

Подготовка печатного аппарата Резино-тканевые пластины, щуп, печатная форма, раствор для смывки резиновых валиков и офсетной резины

Печатный аппарат

Подготовка увл. аппарата Динамометр УНИИППа (для равномерного прижима увл. валиков). Увлажняющий и подкисляющий раствор для создания PH-среды

Печатная машина

Подготовка красочного аппарата Спец. смывка для валиков красочного аппарата непосредственно в машине. Смывка дукторных и передаточных валиков происходит вручную. Щуп для установки валиков, печатная краска, сиккативы.
Подготовка бумагопроводящей системы Роль бумаги, бумажное полотно, нож для среза забитых краев и освобождения роля от амбалажа

нож для бумаги

Печатание контрольных оттисков Тиражная бумага, печатная краска, пробный оттиск, оригинал, увл. раствор

измерительная линейка, лупа

Печатание тиража Контрольный оттиск (эталон, по которому оценивают качество тиражных оттисков), печатная краска, увл. раствор, тиражная бумага
Фальцовка Тиражная бумага
Контроль качества Визуально

измерительная линейка

Запрессовка в пачки Фанера, ремни

Прессовальное устройство печатной машины

Складирование продукции на стеллаж Стеллаж, Пачки печатной продукции
Передача полуфабрикатов в смежный цех Полуфабрикаты

Электрокара

1.2. Печать обложки Тех.карта, пробный оттиск (оригинал), калиброванный картон, тиражная бумага, печатная краска, печатная форма, увл. раствор, пасты, сиккативы, аэрозоли (по мере необходимости)

измерительная линейка, лупа,

Разрезка на экземпляры Тех.карта

Резальная машина

Senator E-Lrine-115

Передача обложки в смежный цех Полуфабрикаты

Электрокара

Комплектовка блока подборкой

Листоподборочная машина модель 210

Выравнивание подборки по головке

Машина бесшвейного скрепления «Джет-Биндер» модель 211

Срезка и торшонирование фальцев
Удаление бумажной пыли Щетки
Заклейка корешка и боковая промазка вдоль корешка Термоклей, предварительно разогретый до 140-150°С
Биговка обложки Обложка

«Джет-Биндер»

(механизм биговального устройства, настраив. в 4 бига)

Крытье блока обложкой и формирование корешка книги Блок, обложка
Охлаждение корешка книги
Складирование привертками на стеллаж Паллеты или стеллажи
Обрезка книг в мягкой обложке с трех сторон Тех.карта

Трехножевая резальная машина «Воленберг-А43Е»,

измерительная линейка

Упаковка в пачки Коробочный картон

Упаковочная машина

В этой статье мы обсудим базовые концепции и терминологию, касающуюся веб-типографии, включая её отличия от печатной типографии, как говорится «на пальцах ».

Типография это искусство упорядочивания символов в разборчивый, эстетичный и соответствующий стандартам вид. В печатных продуктах читатель не может изменить этот вид после того, как текст однажды был напечатан.

Однако, в сети интернет дело обстоит совсем не так, и пользователь может увеличивать/уменьшать стандартный размер шрифтов , которыми набран текст, изменяя установленные дизайнером настройки, или, например, изменять цвет текста, чтобы сделать его более контрастным. Исходя из этого, можно подумать, что эффективная типография в среде интернета невозможна.

Напротив, она возможна, и даже более того — во многих случаях, возможности предлагаемые интернетом превосходят возможности традиционной типографии! И не потому, что у веб-дизайнера имеются более продвинутые средства по управлению параметрами текста и его позиционированием, но по причине того, что пользователи интернета имеют возможность настроить параметры отображения шрифтов «под себя ».

Это, разумеется, не значит, что вы, как дизайнер, можете забыть про свои обязанности по эффективному и эстетичному представлению и позиционированию текста — большинство правил традиционной типографии применимы также и в интернете. Но в рамках данной статьи мы разберем специфику веб-типографии (в сравнении с традиционной печатной).

1. Что означает «веб-шрифты»?

Сервисы, наподобие FontDeck упрощают скачивание большого количества шрифтов.


Раньше считалось, что если вы хотите чтобы ваши шрифты верно отображались на любом компьютере, то необходимо придерживаться использования горстки типовых шрифтов, общих для всех компьютеров и браузеров. Ваш выбор был ограничен шрифтами Helvetica (или Arial на PC), Georgia, Times, Verdana или несколькими версиями Courier . Ах да, чуть не забыл Comic Sans !

Этот очень ограниченный набор шрифтов, привел к однообразию и похожести всех сайтов в интернете, лишая веб-дизайнеров возможности выбирать из широкого спектра доступных начертаний текста.

Но, благодаря таким сервисам, как Typekit , Google Web Fonts и FontDeck , несколько лет назад все кардинально изменилось.

Впервые, веб-дизайнерам стало доступно все многообразие шрифтов и веб-дизайн шагнул на новую ступеньку в своем развитии.


Но как правильно выбрать шрифт из свалившегося на голову разнообразия? Вот некоторые ориентиры и правила…

Не переусердствуйте с разнообразием . Выберите один базовый шрифт для основного текста, и один — для заголовков. Не стоит использовать на своем сайте десятки шрифтов только потому, что есть эта возможность.

Используйте шрифты по их назначению . Не нужно использовать шрифты, предназначенные для заголовков в качестве шрифтов основного текста: они отлично смотрятся в заголовке, но непременно вызовут трудности при чтении набранных таким шрифтом длинных отрывков текста.

Выбирайте подходящие шрифты . Убедитесь, что вы выбрали шрифты, которые подходят для целей, в которых вы собираетесь их использовать. Шрифт для исходного кода скрипта может отлично подойти для оформления теста письма, но этот же шрифт может произвести плохое впечатление на посетителей, к примеру, корпоративного веб-сайта, который оформлен таким начертанием.

2. Понятия «leading», «tracking» и «kerning»


Понятие «leading » связано с направляющими горизонтальными линиями, относительно которых располагается текст, и идет еще из тех времен, когда текст печатался с помощью печатающих прессов.

Хорошая типография характеризуется плавностью, она практически незаметна и не отвлекает, способствуя легкому чтению представленного содержания. В книгопечатании есть много способов управления шрифтами, отдельными строками, словами и символами, оптимальным образом настраивающих их взаимодействие друг с другом.

Эти возможности, помимо всего прочего, включают в себя управление параметрами «leading » (расстояние меду линиями), «tracking » (пространство между группами символов или слов) и «kerning » (пространство между любыми двумя определенными символами).

Все типографические свойства лучше всего задавать в относительных единицах, таких как, к примеру, em, чтобы предусмотреть случай, когда пользователь будет изменять настройки отображения, исходя из своих предпочтений.

В веб-дизайне, предусмотрены инструменты для управления параметрами «tracking » и «leading », а вот «kerning » настроить напрямую через CSS нельзя. Чтобы задать «leading », используйте CSS-свойство line-height .

Для задания «tracking », используйте свойство letter-spacing . Также, вы можете отредактировать значение пространства между словами, используя свойство word-spacing, позволяющее сделать ваш текст более «воздушным » без увеличения значения «tracking » до критических величин.

Использование тега

Если вы хотите изменить параметр «kerning » для отдельных групп символов, то лучшим решением будет «оборачивание » их в тег . Затем вы сможете применить к этому тегу CSS-свойства для управления величиной кернинга. Используйте данный прием умеренно, потому что при частом использовании вы будете тратить на это очень много драгоценного времени и сил!

Как и в случае с kerning , правила работы с leading и tracking из печатной типографии, почти полностью применимы для веб-типографии. Подумайте также над использованием сетки для выравнивания базовых линий ваших шрифтов, чтобы придать им четкость и улучшить визуальное восприятие дизайна.

3. Ширина колонок


Правилом хорошего тона при задании ширины колонки является ограничение в 80 символов. То есть если столбец шире этой величины, то он будет восприниматься уже не столь хорошо.

Ширина колонки может очень сильно повлиять на её читаемость. В печатной типографии, столбцы обычно устанавливаются шириной от 45 до 75 символов (что соответствует примерно значению от 9 до 15 слов). Это ширина считается идеальной, позволяя читателю легко перемещать взгляд со строки на строку без потери внимания.

Такие же общие правила применимы и для веб-сайтов, поэтому устанавливайте ширину колонок не более 80 символов. Ширину колонок можно устанавливать в единицах em , для чего нужно использовать такой CSS-код: width:80em ;

4. Выравнивание в типографии


Этот текст имеет ровную границу слева и рваную справа. Также как и в печатной, в веб-типографии вы можете задать для вашего текста как рваную границу справа, так и ровную. Используя свойство text-align , можно выбрать значение left для установки рваной правой границы и значение right , для рваной левой. Значение justify даст возможность выровнять текст с обеих сторон по ровным границам.

полиграфия верстка гравирование шрифт

Полиграфия - это совокупность технологических средств для печатного размножения текстов и графики.

Полиграфия - отрасль промышленности, в которую входит предприятие, изготавливающее печатную продукцию.

Полиграфическое производство - это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции. Термином полиграфия обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатаньем, но и отрасль народного хозяйства - полиграфическая промышленность.

Печатание - это многократное получение идентичных оттисков текста и изображений посредством переноса красочного слоя с печатной формы на запечатываемый материал.

Печатная форма - это носитель графической информации (тексты, изображение), предназначенной для полиграфического размножения, т.е. любая типография, производство полиграфической продукции любым способом печати оперирует понятием «печатная форма». Т.е. прежде, чем нанести краску куда-то, в первую очередь краска наносится на печатную форму, а с нее переносится на запечатываемый материал.

Печатающие элементы - это участки формы, на которые в процессе печатания наносится краска с последующей ее передачей на запечатываемый материал.

Пробельные элементы - это участки, не принимающие на себя краску, в результате чего поверхность запечатываемого материала, соответствующая этим участкам, не будет покрыта красочным слоем.

Способы печати полиграфической продукции:

Офсетная печать - классический способ изготовления полиграфической продукции, особо популярный в производстве полноцветных малоформатных листовых материалов и многостраничных иллюстрированных изданий. Офсетный способ печати отличается высокой степенью цветопередачи и точностью воспроизведения мелких элементов изображения. Способ офсетной печати позволяет работать с бумагой различной плотности и фактуры, использовать металлизированные краски и порошки (для эффекта металлического блеска или «бриллиантового» мерцания), гибридное лакирование и т.п. Офсетный способ печати «выдаёт» отменную продукцию, но экономически не выгоден для небольших тиражей. Оптимальный объём тиража для офсетной печати - не менее 500 экземпляров, с увеличением тиража себестоимость печатного листа уменьшается.

Цифровая печать - самый оперативный способ изготовления полноцветной высококачественной полиграфии. Отсутствие предпечатного периода (процесс печати полностью управляется компьютером) позволяет в течение часа произвести необходимую партию буклетов, листовок, наклеек или брошюр. В отличие от офсетной печати, цифровая печать позволяет персонифицировать данные и ввести нумерацию, распечатать пробный вариант и внести необходимые корректировки, в любое время вмешаться в процесс печати и изменить первоначальные «установки». Цифровую печать нередко называют печатью ограниченных форматов и малых тиражей. Действительно, этот способ рентабелен при небольших тиражах (до 300 копий с одного оригинала). Но эти тиражи могут выгодно отличаться высоким художественным исполнением: именно цифровым способом печатаются визитные карточки и фирменные бланки, наградные грамоты и дипломы, пригласительные билеты и афиши, особо привлекательные за счёт присутствия в их дизайне разнообразных декоративно-оформительских элементов.

Трафаретная печать (шелкография) - самый древний способ печати, известный человечеству, в котором изображение создаётся путём продавливания краски через трафарет. С помощью трафаретной печати можно нанести любое изображение на любую поверхность - бумагу, ткань, стекло, пластик, металл или дерево. Ассортимент изделий с рисунками, выполненными методом шелкографии, более чем велик - футболки, бейсболки и др. одежда, зажигалки, авторучки, кружки и прочая «сувенирка», упаковка, наклейки, этикетки и другая рекламная продукция. Цветовая палитра в трафаретной печати не менее широка, чем в офсете, но цвета получаются более яркими, насыщенными и объёмными. Есть у трафаретной печати существенный минус - трудоёмкий технологический процесс, который не оправдывается при печати небольших тиражей.

Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра полиграфических производств ОСНОВЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА Программа , методические указания и контрольные задания для студентов специальности 1-47 01 01 Издательское дело заочной формы обучения Минск 2012

УДК 655.2/.3.02(075.4)
ББК я О Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издатель- ским советом университета Рецензент кандидат технических наук, доцент кафедры редакционно-издательских технологий Белорусского государственного технологического университета О В Токарь По тематическому плану изданий учебно-методической литературы университета на 2012 год. Поз. 196. Для студентов специальности 1-47 01 01 Издательское дело заочной формы обучения.

УО Белорусский государственный технологический университет, 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ Дисциплина Основы полиграфического производства призвана дать студентам общее взаимосвязанное представление о характеристике и конструкции издательской продукции, основных технологических процессах ее изготовления, применяемом оборудовании, полиграфической технологии. Задачами дисциплины являются определение основных понятий о полиграфическом производстве рассмотрение основных видов и способов печати и их применение изучение систем и единиц измерения печатной продукции раскрытие содержания и сущности допечатных процессов рассмотрение классификации издательской продукции и оригиналов для полиграфического воспроизведения освоение основных принципов полиграфического воспроизведения многоцветных изобразительных оригиналов изучение общих сведений о печатных материалах раскрытие содержания и сущности печатных процессов как центрального звена полиграфического производства рассмотрение брошюровочно-переплетных процессов изготовления брошюр, книги журналов. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины Основы полиграфического производства определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени. Студент должен
знать :

характеристику и конструкцию издательской продукции особенности полиграфического воспроизведения издательских штриховых и тоновых оригиналов основные технологические процессы изготовления издательской продукции и применяемое оборудование типографскую систему измерений, систему измерения форматов бумаги и печатной продукции особенности реального многокрасочного репродуцирования методику выбора технологических схем производства книг, журналов, брошюр и листовых изданий в зависимости от конкретных условий основные принципы воспроизведения оригиналов

4
уметь :

использовать технические средства для идентификации основных способов печати применять методы укрупненного расчета объема и других показателей книжных и журнальных изданий изготавливать отдельные элементы издательской продукции описывать полиграфическую технологию по характерным признакам издательской продукции. Студенты заочного факультета изучают дисциплину Основы полиграфического производства в основном самостоятельно. Всего по дисциплине запланировано 160 часов, из которых 20 - аудиторные
(14 часов лекций и 6 часов практических занятий. В м семестре предусмотрено выполнение контрольной работы. Контроль знаний студентов осуществляется при защите контрольной работы и на экзамене. Программа дисциплины приведена вначале данного пособия. Список рекомендуемой литературы - в конце. Для выполнения контрольной работы можно использовать и другие печатные и электронные издания. В конце контрольной работы необходимо привести список использованной литературы , который включает вселите- ратурные источники в порядке появления ссылок на них в тексте пояснительной записки. В качестве источника информации нельзя приводить рукописный конспект лекций по соответствующей дисциплине. В контрольной работе допускаются ссылки на документы и информацию, размещенные на официальных Интернет-сайтах государственных органов управления Республики Беларусь и других стран, региональных и международных организаций и их подразделений, предприятий, периодических изданий. При этом в списке использованной литературы необходимо привести подробный электронный адрес (URL) этого документа или информации. Примеры библиографического описания литературных источников приведены в приложении согласно ГОСТ 7.1–2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу
(СИБИД). Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Список использованной литературы составляется в строгом соответствии с указаниями этого приложения. На все источники, приведенные в списке литературы, в тексте пояснительной записки обязательно должны быть даны ссылки.

В ссылке указывается порядковый номер источника по списку использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, и далее, при необходимости, через пробел может быть приведен номер таблицы, на которой располагается приводимая информация. Например, расчет проводится по С. 28. Вариант для каждой контрольной работы выдается студенту преподавателем вовремя установочных сессий. Работа, выполненная не в соответствии с вариантом или неверно оформленная, возвращается студенту без рецензирования. Работа не будет зачтена, если в ней будут существенные недостатки. Исправления следует вносить в тот же экземпляр работы. Работа может быть допущена с замечаниями. В этом случае необходимо устранить все недочеты к защите контрольной работы. Повторно высылать такую работу не требуется.

6
1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА Раздел 1. Общие сведения о полиграфии и продукции полиграфического производства Введение Предмет и содержание дисциплины Основы полиграфического производства. Определения важнейших печатно-технических терминов. Классификация основных видов и способов печати. Общие сведения о производственном процессе полиграфического производства Основные понятия о полиграфическом производстве. Классификация производственных процессов. Основные этапы комплексного полиграфического процесса. Единицы измерения, используемые при выпуске изданий Системы измерений в полиграфической промышленности. Измерение форматов бумаги и печатной продукции. Измерение объема печатной продукции. Виды полиграфической продукции и их классификация Классификация продукции полиграфического производства в зависимости от назначения. Классификация издательской продукции. Основные элементы полиграфической продукции Основные элементы книги. Конструкция книг в переплетной крышке. Особенности конструкции книг в обложках, брошюр и журналов, газет и листовых изданий. Основы полиграфического воспроизведения оригиналов Виды оригиналов. Воспроизведение штриховых и тоновых черно- белых оригиналов. Общие сведения о цвете и синтезе цветов. Основные процессы воспроизведения многоцветных оригиналов.

Раздел 2. Основы допечатных процессов Технология изготовления фотоформ Классификация фотоформ. Принципы изготовления фотоформ с использованием фотонаборного автомата по технологии Компьютер фотоформа» (Computer – to – Film). Изготовление составной монтажной фотоформы. Изготовление печатных форм Основы копировального процесса в производстве печатных форм. Способы изготовления печатных форм. Изготовление печатных форм офсетной печати. Технология изготовления печатных форм Компьютер печатная форма (Computer – to – Plate). Раздел 3. Основы технологии печатных процессов Основы печатного процесса Общие сведения о печатных материалах. Обобщенная технологическая схема печатного процесса. Получение оттиска в основных видах печати. Давление печати. Закрепление печатной краски на оттиске. Точность воспроизведения изображения в печатном процессе. Общие сведения о печатных машинах Общие сведения о построении печатных машин. Основные устройства печатных машин. Классификация печатных машин. Конструктивные особенности печатных машин разных способов печати. Раздел 4. Основы технологии
брошюровочно‐переплетных процессов Общие сведения о брошюровочно‐переплетном производстве Основные понятия и определения. Укрупненные схемы технологического процесса изготовления изданий в обложке и переплетной крышке. Изготовление тетрадей Назначение операций сталкивания, подрезки и разрезки листов. Варианты фальцовки и их применение. Механизированная фальцовка листов. Прессование тетрадей. Присоединение к тетрадям дополнительных элементов.

8 Изготовление книжного блока
Комплектовка блоков. Способы скрепления изданий и блоков. Обработка книжных блоков для изданий в переплетных крышках. Изготовление обложек и переплетных крышек Типы, конструкция, оформление и области применения обложек и переплетных крышек. Определение размеров деталей обложек и переплетных крышек. Переплетные материалы и требования к ним. Раскрой обложечных и переплетных материалов. Изготовление обложек и сборка переплетных крышек. Завершающие операции изготовления книги Способы соединения блоков с обложкой. Вставка блоков в крышки. Прессование и сушка изданий. Штриховка книг. Отделка полиграфической продукции Способы отделки печатной продукции и области их применения. Нанесение покрытий на оттиски. Имитация металлических покрытий на оттисках. Механические способы отделки оттисков. Раздел 5. Общая характеристика способов печати Специальные способы печати с использованием печатных форм Разновидности специальных способов печати. Общие сведения о трафаретной печати. Технология Компьютер – печатная машина
(Computer – to – Press). Общие сведения о флексографской печати. Общие сведения о тампонной печати. Бесконтактные способы печати Обзор бесконтактных технологий печати. Электрофотография. Струйная печать. Представление о цифровой печати. Примерная тематика практических занятий Расчет параметров книжно-журнальных изданий. Изготовление изданий в обложках. Изготовление книжных изданий в переплетной крышке.

9
2. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольная работа предназначена для изучения и более глубокого усвоения теоретических сведений по дисциплине Основы полиграфического производства студентами заочной формы обучения. Контрольная работа включает 5 заданий. В первом задании следует изложить теоретические сведения по указанному вопросу , используя рекомендуемый список литературы. Во втором задании контрольной работы студент должен привести технологическую схему изготовления книжного или журнального издания в обложке по указанной технологии вывода изображений. Для этого необходимо подобрать образец издания, технические условия которого соответствуют условиям, указанным в контрольной работе. В третьем задании необходимо составить пооперационную карту брошюровочно-переплетных процессов изготовления книги в переплетной крышке. Для выполнения задания следует подобрать образец издания. В четвертом задании требуется рассчитать необходимое количество бумаги и краски для печатания книжного издания в одну или несколько красок. В пятом задании следует определить расход обложечной бумаги для изготовления издания в обложке.

10
3. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 1, ВОПРОСЫ И ПЛАН ОТВЕТА
3.1. Указания по выполнению задания 1 Перед выполнением первого задания контрольной работы необходимо ознакомиться с предложенным планом ответа. План содержит краткие теоретические сведения и основные определения (название понятия выделено полужирным курсивным начертанием, которые можно вставить в текст ответа без изменений. Любой вопрос содержит один или несколько списков, где перечислены понятия, каждое из которых необходимо рассмотреть подробнее (если нет дополнительных указаний. Дополнительные указания приведены курсивным начертанием, учет их обязателен. Порядок изложения отдельных положений в ответе может отличаться от предложенной схемы, но их состав и степень детализации должны соответствовать методическим указаниям. Существенные недостатки, при наличии которых работа не может быть допущена к защите изложение теоретических вопросов не в соответствии с планом ответа (недостаточно полно раскрыт вопросили наоборот много лишней информации отсутствие списка использованных источников отсутствие ссылок на литературные источники в тексте ответа несоответствие текста ответа и указанного источника грубые ошибки в расчетах.
3.2. Вопросы и план ответа Классификация издательской продукции полиграфического производства Издательская продукция является основной продукцией полиграфических предприятий. Ее можно классифицировать последующим признакам по материальной конструкции знаковой природе информации содержанию информации и целевому назначению тиражу периодичности.

Книжные и журнальные издания делят по возрастной категории читателя сроку и интенсивности использования формату и объему издания. Отдельно рассмотреть различную листовую продукцию раскрыть понятие «акциденция ».
2.
Классификация производственных процессов Производственные процессы можно классифицировать в зависимости от их роли в изготовлении продукции , от степени сложности организации производства и степени технического оснащения. Пороли в изготовлении продукции производственные процессы делятся на основные, вспомогательные, обслуживающие. По сложности организации производства производственные процессы делятся на простые и сложные. По степени технического оснащения различают ручные, машинно- ручные, машинные, автоматические и аппаратурные процессы. Рассмотреть каждый производственный процесс и привести примеры использования в полиграфии.
3.
Классификация текстовых оригиналов для полиграфического воспроизведения Оригинал - текстовой и/или изобразительный материал, предназначенный для воспроизведения его в полиграфии. Оригиналы делятся на авторские и издательские. Авторский оригинал - это текстовой и/или изобразительный материал, подготовленный автором (коллективом авторов) для передачи в издательство для последующей редакционно-издательской обработки. Авторские текстовые оригиналы в зависимости от исполнения делятся на машинописные печатные для переиздания без изменений (повторные печатные для переиздания с изменениями распечатки с кодированных оригиналов (подготовленных на персональных ЭВМ рукописные. Издательский оригинал - текстовой и/или изобразительный материал, прошедший редакционно-издательскую обработку и подготовленный к сдаче на полиграфическое предприятие для изготовления печатной формы.

12 Издательские текстовые оригиналы в зависимости от характера их обработки в издательстве делятся на машинописные печатные для переиздания без изменений (повторные печатные для переиздания с изменениями распечатки с кодированных оригиналов
5)
репродуцируемые оригинал-макеты; рукописные. Рассмотреть что представляет собой авторский машинописный оригинал авторский лист учетно-издательский лист Привести требования предъявляемые к печатным оригиналам для переиздания без изменений и с изменениями Указать какие оригиналы относятся к авторским рукописным. Дать определение и назначение репродуци-
руемого оригинал-макета . Привести основные требования полиграфического воспроизведения текста.
4.
Обобщенная схема подготовки текстовой информации с помощью настольных издательских систем Обобщенная схема подготовки текстовой информации с помощью настольных издательских систем включает следующие операции подготовку авторского оригинала рецензирование текста редактирование текста разметку оригинала ввод в компьютер текстовой информации обработку текста получение распечатки текста для корректуры корректуру текста распечатку для сверки сверку. Обобщенную схему подготовки текстовой информации представить в виде технологической схемы определение технологической схемы приведено в указаниях к заданию 2). Дать определение каждой операции и привести ее назначение Более подробно рассмотреть операции корректуры.
5.
Классификация изобразительных оригиналов для полиграфического воспроизведения В качестве авторских изобразительных оригиналов могут быть представлены

13 полутоновые рисунки и фотографические снимки все виды чертежей, их фотокопии и ксерокопии, штриховые наброски и эскизы полутоновые иллюстрации, вырезанные из книги журналов могут быть представлены автором в исключительных случаях рукописные , машинописные и типографские тексты или их фоторепродукции, а также распечатки негативы штриховых и полутоновых одноцветных изображений с приложением черно-белых контрольных фотоотпечатков с них цветные диапозитивы (слайды. По способу изготовления оригиналы разделяют
– нарисованные изготовленные фотографическим способом
– печатные оттиски. В зависимости от цвета изображения все оригиналы делятся на две группы
1) одноцветные
2) многоцветные, выполненные в несколько цветов (привести примеры. По типу подложки оригиналы могут быть
– прозрачные (на фотопленке, кальке и т. д
– непрозрачные (на бумаге, картоне и др. По структуре изображения оригиналы могут быть штриховыми синонимы - двухградационный, бинарный, полутоновыми синоним тоновый) и смешанными. Дать определения штрихового полутонового оригиналов и привести их характеристику Рассмотреть параметры изображения оптическую плотность яркость и т д. Дать определение градации. Привести принцип образования промежуточных градаций в высокой и плоской офсетной печати Указать основную задачу полиграфического воспроизведения изобразительных оригиналов Привести требования предъявляемые к изобразительным оригиналам. Способы растрирования
Растрирование - преобразование полутоновых изображений в микроштриховые с помощью растра или электронных устройств. Согласно ОСТ 29.41–96, различают следующие виды растрирования: проекционное (рассмотреть строение проекционного растра,
привести определение аналоговых растровых точек контактное (привести определение контактного растра электронное.

14 В настоящее время используется электронное растрирование, т. кв лазерных принтерах, ФНА и формовыводных устройствах изображение создается лазерным лучом. В результате эти устройства создают микроточки фиксированного размера. Изображение на оттиске представляет собой решетку , состоящую из растровых ячеек. Одна растровая ячейка воспроизводит одну градацию определенного цвета краски в зависимости от числа микрото- чек, составляющих эту растровую ячейку. Заполнение растровой ячейки может осуществляться несколькими способами. Наиболее распространены два из них

ЕЕПолянский

ОСНОВЫ

ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО

ПРОИЗВОДСТВА

Допущено Государственным комитетом СССР

по народному образованию в качестве учебника

для студентов полиграфических специал ьностей

высшхх учебных завед ений

Издание 2-е, переработанное

Москва «Книга» 1991

ББК 37.8 П 54 УДК 655.1

Рецензенты:

А. А. ВИТТ, кандидат технических наук,

С. Н. ГУНЬКО, кандиаат технических наук,

Э. Т. ЛАЗАРЕНКО, кандидат технических наук.

П ------ КБ

002(01)^91

JSBN -6

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Основы полиграфического производства» для студентов специальности 2809 «Технология полиграфического производства» ставит своей основной задачей дать общее взаимосвя­занное представление о характеристике и конструкции издательской продукции, основных технологических процессах ее изготовления, полиграфическом оборудовании , издательско-полиграфической терми­нологии, а также элементарные сведения о редакционно-издательских процессах и истории развития полиграфии.

Знание этой дисциплины способствует более эффективному изучению последующих специальных дисциплин и выбору направле­ния специализации студентов, а также позволяет обеспечить непрерывность их профессиональной подготовки.

Основы полиграфического производства изучаются студентами на 1-ми 2-м семестрах. Поэтому для понимания изложенных в них основных теоретических положений достаточно знаний студентами физики, химии, вычислительной техники и других дисциплин в объеме средней школы .

Второе издание учебника составлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы полиграфического производства» для специальности 2809, утвержденной в 1989г. Оно отличается от первого издания («Технология полиграфического производства» - Основы полиграфии, ч. 1, М.: Книга, 1980, ч. 2, М.: Книга, 1982) более широким отражением современной и перспективной полиграфической техники и технологии с использованием электронно-вычислительной техники, лазеров, электроники" и других технических достижений: резким сокращением, а в некоторых случаях и исключением устаревшей, но все еще широко применяемой в СССР технологии и оборудования; более современной методикой построения и изложения учебника; уменьшением его объема, а также уточнением некоторых терминов, стандартов и т. п.

Автор выражает глубокую благодарность рецензентам - кандида­ту технических наук доценту, кандидату технических наук доценту, кандидату технических наук за ценные замечания, способствующие улучшению содержания учебника. Автор также благодарен профессорско-преподавательскому составу кафедры технологии изготовления печатных форм Московского полиграфического института за полезные советы, сделанные при подготовке настоящего издания.

Раздел Первый

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОЛИГРАФИИ И ПРОДУКЦИИ ОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Глава1. Общие сведения о полиграфии

1.1. Основные понятия

1.2. Производственный процесс

Полиграфическое производство - это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции .

В издательско-полиграфической практике информацию (от лат. Informatio - разъяснение, изложение), представленную в виде текста, цифровых данных, таблиц, математических и других формул, называют текстовой информацией, а информацию в виде иллюстраций, графиков, диаграмм, орнаментов, чертежей, линеек, карт и других изображений - изобразительной информацией. В производственный процесс также входят: электроснабжение, ремонт оборудования, внутризаводское и внутрицеховое передвижение материалов, полуфабрикатов и готовой продукции , хранение их на складах и др. Эти составные части производственного процесса в настоящем учебнике не рассматриваются.

Термином полиграфия (греч. poligraphia от polys-много и graph о - пишу) обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатанием, но и отрасль народного хозяйства - полиграфическую промышленность .

Печатание -это многократное получение идентичных отти­сков текста и изображений посредством переноса красочного слоя в большинстве случаев с печатной формы* на запечатываемый материал: бумагу, картон, полимерную пленку, жесть и т. д. К полигра­фическим процессам также относят способ получения непечатного размножения за счет остаточных деформаций обрабатываемого материала (например, тиснение на картоне, бумаге и т. п.).

Печатная форма - это носитель графической информации (текста и изображений), предназначенной для полиграфического размножения. Она представляет собой (рис. 1.1.) обычно пластину

Этим участкам, не будет покрыта красочным слоем.

Нанесение краски в процессе печатания только на печатающие элементы формы обеспечивается благодаря их пространственному разделению или созданию различных физико-химических или других свойств печатающих и пробельных элементов. Для выполнения печатного процесса необходимо кроме печатной формы иметь запечатываемый материал (в большинстве случаев бумагу), печатную краску и печатное оборудование.

Производство печатной продукции в большинстве случаев состоит из трех или четырех раздельных, но взаимосогласованных процессов:

1) обработки текстовой и изобразительной информации-оригиналов, подлежащих полиграфическому воспроизведению (ориги­нал от лат. originalis - первоначальный, подлинник). В результате выполнения этого процесса получают негативы или диапозитивы на прозрачной пленке, содержащие информацию печатных форм;

2) изготовления с негативов или диапозитивов комплекта печатных форм, необходимых для размножения информации;

3) печатания тиража - получения с печатных форм определенно­
го количества идентичных отпечатанных листов, тетрадей или газет,
что и является собственно размножением информации;

4) выполнения брошюровочных или брощюровочно-переплетных
процессов (изготовление брошюр, журналов, книг из отдельных
элементов) или же в некоторых случаях - отделочных процессов
(лакирование отпечатанных листов и т. д.). На этой Стадии продукция
приобретает удобный для использования информации вид. Первые два
процесса часто называют допечатными процессами, третий и четвер­
тый могут выполняться так же, как и единый процесс на
специализированном оборудовании.

современного полиграфического производства является комплексная механизация и автоматизация, широкое использование новейшего автоматического и электронного оборудования, применения поточных автоматизированных линий.

Наиболее прогрессивной формой производства являются автома­тизированные процессы. Они позволяют значительно повысить производительность и улучшить условия труда, уменьшить числен­ность работающих, снизить ее себестоимость и улучшить качество продукции. Однако пока еще не всегда удается достичь полной автоматизации того или иного процесса. Кроме того, в некоторых случаях, например в мелкосерийном производстве, не всегда экономично применять дорогие и сложные автоматические системы.

В настоящее время поточные линии - самый перспективный вид оборудования. Полиграфические процессы в большинстве своем многооперационны, поэтому их выполнение наиболее эффективно именно на поточных линиях. Поточные линии обеспечивают непрерывность процесса, строгую последовательность проведения всех операций и позволяют максимально сократить или полностью ликвидировать перерывы между ними. Однако поточные линии требуют четкой работы каждой составляющей ее машины или устройства. Перерыв в работе хотя бы одной машины нарушает нормальный ритм процесса.

В зависимости от степени механизации и автоматизации в полиграфии используются, как правило, два вида линий:

механизированные - линии, на которых все основные операции выполняются с помощью специальных механизмов или машин, а полуфабрикаты передаются транспортерами или другими транспортными средствами; непрерывная загрузка полуфабрикатов и выгрузка готовой продукции осуществляется рабочими;

автоматические (автоматизированные) -линии, состоящие из соединенных между собой специальными транспортны­ми связями машин-автоматов, которые автоматически (без участия человека) выполняют по заданной программе все операции определенного технологического процесса.

1.1.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ПЕЧАТИ

Виды печати. Термином «печать» в полиграфическом производ­стве называют вид процесса или способ получения печатных оттисков. Но в широком значении под этим термином понимают печатную продукцию и прежде всего периодические издания (газеты и журналы). В полиграфическом производстве применяются три основных (классических) вида печати: плоская, высокая и глубокая. По общепринятой классификации они отличаются друг от друга принципом разделения печатающихся и пробельных элементов на печатных формах. На печатных формах плоской печати (рис. 1.2, а) печатающие / и пробельные 2 элементы практически расположены в одной плоскости и имеют различные физико-химические свойства: первые - олеофильны, вторые - гидрофильны. Перед получением каждого оттиска в процессе печатания сначала форма увлажняется определенным водным раствором 3 (реже спир­товым), который смачивает только гидрофильные пробельные элементы. Затем наносится печатная краска 4 (рис. 1.2, в), содержащая свободные жирные кислоты. Она прилипает только к олеофильным печатающим элементам. В связи с тем, что печатающие элементы находятся в одной плоскости, они покрываются равномерным по толщине слоем краски и поэтому все элементы оттиска (рис. 1.2, г) состоят из красочного слоя одинаковой толщины*.


Рис.1.2. Схематическое изображение разреза фор-мы плоской печати и отти­ска с нее

Ограниченное применение находят формы, не требующие увлажнения в процессе


Рис. 1.4. Схематическое изображение разреза фор­ мы глубокой печати и от­ тиска с нее

Печатающие элементы 1 углублены на различную или одинаковую величину. Они представляют собой независимо от характера изображения (текст, иллюстрации) отдельные ячейки очень малой площади, разделенные между собой тонкими перегородками - пробелами. Эти перегородки и другие пробельные элементы 2 возвышены и находятся на одном уровне.

Печатная форма глубокой печати обычно изготавливается на цилиндре. В процессе печатания маловязкая краска 1 (рис. 1.5) сначала наносится в избыточном количестве на всю поверхность вращающейся формы 2. Затем специальный нож (ракель) 5, скользя по поверхности пробельных элементов формы (в том числе и перегородкам), удаляет полностью краску с пробельных и избыток

. 1.5. Схема удаления избытка печатной краски с формы глубокой печати

с печатающих элементов. Таким образом, краска остается только в ячейках (см. рис. 1.4, в). Ее толщина на оттиске (рис. 1.4, б) в зависимости от глубины ячеек формы может быть одинаковой или различной.

Способы печати. Перенос красочного изображения с различных печатных форм на запечатываемый материал (бумагу) происходит обычно в результате давления. При этом печатная форма закрепляется на цилиндре, а другой цилиндр осуществляет давление (рис. 1.6, я). В процессе печатания под давлением краска может переходить через промежуточную упругоэластичную пластину.

В первом случае (рис. 1.6, а) бумага / приводится непосредственно в контакт с печатной формой 2, и краска под давлением переходит с печатающих элементов на бумагу, образуя оттиск. При этом изображение| на форме должно быть обратным (зеркальным). Такая передача краски широко используется в высокой и глубокой и гораздо в меньшей мере в плоской печати. При этом способы печати более правильно было бы называть «прямая высокая», «прямая плоская», «прямая глубокая» печать. Но в практике обычно слово «прямая» опускают.

Во втором случае (рис. 1.6, б) печатная форма 2 в процессе печатания соприкасается с упругоэластичной (резинотканевой) пластиной 3, которая принимает на себя краску с печатающих элементов формы, а затем передает ее на бумагу 7. При этом изображение на печатной форме должно быть "прямым (на резинотканевой пластине - обратным, на бумаге - прямым). Такой косвенный способ печати называется офсетным (от англ. offset).



Рис. 1.6. Схематическое изображение передачи краски с печатной формы на бумагу

Он используется прежде всего в плоской печати, реже - в высокой и еще реже в глубокой печати.

1.1 .3. Издательства и полиграфические предприятия