Основные этические направления. Физика и лирика: как наука помогает раскрывать секреты художников
Вторая группа наук - науки практические, в которых изучается «практика», т.е. отношения людей друг к другу. В рамках этих же наук определяются цели человека как индивида и как члена сообщества. Цели индивидуальной жизни подлежат изучению этики, цели человека как члена сообщества политики.
Аристотель полагает, что можно сформулировать цель жизни человека, относительно которой согласны все. Эта последняя цель, или «высшее благо», есть счастье. Мыслитель определяет три наиболее распространенных понимания счастья, одновременно выдвигая свои соображения относительно каждого из них. Во-первых, для многих счастье - это чувственные удовольствия и наслаждения. Но жизнь,
растраченная на удовольствия, по Стагириту, - рабская жизнь, достойная лишь животного. Во-вторых, счастье многими понимается как почести и слава. Однако почести и слава суть нечто внешнее, зависящее от тех, кто их оказывает. В-третьих, для кого-то счастье состоит в умножении богатства. Но эта цель несостоятельна, ибо богатство есть средство для чего-то другого, а само по себе смысла не имеет. Отвергая названные цели жизни в качестве высшей, Аристотель в то же время оценивает их с чувством реализма, признавая и чувственные удовольствия, и успех в виде почестей, и материальный достаток полезными и необходимыми. Их наличие само по себе не дает еще счастья, но без них постановка вопроса о высшем благе становится проблематической. Однако высшее благо жизни, или счастье, он связывает о активностью души, «согласной с добродетелью». Высшей же из добродетелей является справедливость.
Справедливость Аристотель связывает с разумной мерой. Душа человека - это главным образом разум, но не только. Вегетативная часть души никак не влияет на разум. Что же касается чувственно-двигательной части, то она воздействует на разумную в различных направлениях, поскольку от нее исходят желания, или вожделения. Последние склоняют к крайностям. Этические добродетели состоят поэтому в нахождении точной меры, среднего пути между крайностями. Путь правды и правоты - средний путь. Но, для того чтобы уметь находить середину во всем, следует обладать к тому способностью. Эта способность существует. Она и является наивысшей добродетелью, добродетелью как таковой или способностью к добродетели. Это дианоэтичес-кая добродетель, или справедливость. Она двухсоставная (о чем говорит ее название: «диа» - два, «ноэсис» - умный, или умственный): включает в себя «фронесис», т.е. рассудительность, и «софию», т.е. мудрость. Фронесис - это практическая мудрость, софия - скорее теоретическая, т.е. способность прежде всего к метафизическому познанию. Фронесис определяет, что идет во благо, а что во вред человеку. Например, именно рассудительность (т.е. фронесис) определяет, какие привычки полезны, а какие - вредны. Вообще Аристотель полагает, что через привычку мы сами создаем себя; Стагирит вполне согласился бы с изречением «посеешь привычку - пожнешь характер». Но рассудительность как мысль, направленная по преимуществу на человека, должна быть дополнена познанием той реальности, которая лежит по ту сторону человека, выше него. Такое познание предполагает особую способность - «софию», т.е. мудрость - вторую составную часть дианоэтической добродетели.
Совершенствуя себя в теоретически познавательной деятельности, человек способен достичь высшего счастья, «прикоснуться» умом к миру сверхчувственному, т.е. божественному. «Человек есть мера всех вещей», - сказал один из предшественников Аристотеля, софист Протагор. Стагирит не оспаривает мысль Протагора, но не останавли-
вается на ней. Чтобы быть справедливой, она должна быть дополнена другой: «божественное есть мера человеческого». Из того что мы смертны и конечны, нельзя делать вывод, что следует ограничиваться в своих помыслах конечным, т.е. соразмерным человеку. Напротив, следует измерять себя тем, что бессмертно. Человеку недоступно постоянное блаженство, как оно доступно божеству. Но человек может достичь блаженства в той мере, в какой он способен активно мыслить, «софийно» познавать сверхчувственный мир. Насколько простирается активность человеческого ума, настолько простирается счастье человека.
«Умственность» философской системы Аристотеля проявляется во всех ее частях, в том числе в этике. Однако надо заметить, что Стаги-рит делает попытку преодолеть этический интеллектуализм, идущий от Сократа и закрепленный Платоном. У Аристотеля вообще художественность мироощущения выражена ярче, а главное - понимается им богаче, чем предшественниками. Аристотелевский Ум есть в том числе художественное удовольствие, получаемое от умственной деятельности. Тем не менее он остается умом, интеллектом и как таковой находит собственные основания только в себе самом. Приобщение к высшему возможно исключительно через умственную активность, а не совокупной активностью всех душевных сил. Следовательно, по Аристотелю, добродетельным может быть только умный человек, поэтому добродетельный - всегда умный. Заведомо ясно, что тот, у кого не развит интеллект, не способен делать добро, а ученый-метафизик - очевидно добродетелен. Легко заметить, что основы сократовского этического интеллектуализма остаются непоколеблемы и в этом смысле Аристотель не продвигается слишком далеко по сравнению с предшественниками. Откуда же проистекает зло? Оно возникает случайно, в силу непредсказуемых обстоятельств. Для человека зло происходит как бы «нечаянно». Так, в силу неведомых для себя обстоятельств Эдип убивает отца и женится на матери, втягиваясь помимо своей воли в череду трагических событий. Аристотелевская этика не возлагает на человека всей полноты ответственности, но и не предоставляет ему всей полноты свободы. Поскольку зло совершается помимо воли, постольку совершивший злой поступок заслуживает сочувствия и сострадания, но отнюдь не обязан стремиться к осмыслению собственной вины и покаянию. Естественно, что понятие покаяния в этике Аристотеля является лишним. Но тогда приходится допустить необратимость нравственной порчи: попавший в плен обстоятельств не может совершить нравственное возрождение. Следовательно, жизнь потенциально трагична; ее трагизм определяется не характерами людей, а самой структурой бытия. Гарантированного пути преодоления трагизма не существует, но есть возможность взглянуть на него со спокойствием и достоинством мужественного Ума.
Следуя традиции древнегреческого мышления, Аристотель не выводит человека за пределы природного миропорядка: человек остает-
ся лишь элементом структуры мира, одним из многих и наряду с другими. Наличие ума (интеллекта) - единственное, что отличает человека от иных существ. На поверку выясняется, что этого недостаточно, чтобы человек мог бы преодолеть путы судьбы и обстоятельств. Аристотелевская этика не предполагает действительной свободы человека и, как следствие, не рассматривает его в качестве подлинно самоопределяющейся личности. Этот же, по сути безличностный, подход проводится Стагиритом и при рассмотрении вопросов политики.
Аристотель рассматривает индивида под углом интересов государства, а не государство под углом интересов индивида. В этом он не отличается от своих предшественников, прежде всего Платона. Ставшее широко известным аристотелевское определение человека как «политического (общественного) животного» лежит в русле греческой традиции приоритета общества над индивидом. Характерны здесь как первый, так и второй термины. Полис - основа жизни греческого общества; именно в рамках полиса, т.е. города-государства, протекала общественная жизнь грека. Своим определением Аристотель подчеркивает необходимость для индивида участия в общей жизни полиса. Но этого оказывается достаточно, чтобы возвысится над животным существованием. Самоопределяемость духа, самобытность внутреннего мира и его нерушимость уходят далеко на второй план. При всей подробности разработки Аристотелем понятия души собственно человеческое занимает в ней не столь значительное место и целиком сведено к уму. Максимум, чего удается добиться при постановке проблемы соотношения индивида и общества на данной основе, - практическое отождествление внутреннего мира индивида с социальностью. Аристотель не допускает того, что внутренний мир отдельной личности может превосходить по своему богатству выявляемый в актуальных общественных отношениях уровень духовности.
Аристотелевская трактовка отношения общества и индивида является классической в том, что она ярко демонстрирует превосходство над варварством, при котором индивид не считается с обществом, с одной стороны, и с другой - недостаточность в сравнении с культурой, в которой личность полагается не только сверхприродной, но сверхсоциальной и поэтому самоценной. Подход и решение Аристотеля лежат в русле цивилизации, притом дохристианской, т.е. языческой цивилизации. Они, в частности, настраивают на безоговорочное подчинение личности обществу.
В классификации форм государства Аристотель в основном следует за Платоном. Власть может исходить: а) от одного человека; б) от немногих; в) от большинства. Отсюда получаются три правильные и три неправильные формы. Правильные: монархия, аристократия, поли-тия. Неправильные: тирания, олигархия, демократия, В правильных формах государства власть осуществляется в соответствии с общим благом, в неправильных - с собственным интересом. Можно вспом-
нить, что у Платона третьей в первом ряду была демократия (вместо аристотелевской политии), а то, что у Аристотеля названо «демократией», в платоновской терминологии - «демагогия». Впрочем, отнеся демократию к неправильным формам правления, Стагирит фактически признает, что она неминуемо становится демагогией, поскольку равенство в свободе заменено в ней равенством во всем. Лучшей из всех форм мыслитель считает политию. Она есть средний путь между олигархией и демократией, т.е. фактически является демократией умеренной. В ней сохраняются достоинства аристократии и устранены отрицательные крайности демократии. Отметим, что в выборе лучшей формы Аристотель, верный своему излюбленному принципу середины, идет по пути смешения или комбинирования нескольких начал.
Благо государства мыслится Аристотелем как общее благо граждан. Такое понимание цели государства естественно для античности, и Стагирит не выходит за его пределы. Оно основано на уподоблении государственной заботы о гражданах отеческой опеке над детьми. Вполне оправданную озабоченность увеличением и укреплением нравственности мыслитель целиком возлагает на плечи государства. С этой точки зрения, именно государственный аппарат, т.е. чиновники, должны олицетворять ценности справедливости, разумности, добродетельности. Им же поручается забота о добродетельности граждан.
Идеал совершенного государства - обеспечение мирной жизни и познавательно-теоретической деятельности. Мир и наука суть высшие ценности. Но высшее по своей природе таково, что вбирает в себя все стоящее на более низких уровнях ценностной шкалы. Человек и общество должны ставить перед собой наивысшие цели, браться за решение максимально трудных задач. Тогда более легкие окажутся решенными автоматически. Ставя цель обеспечения мира, государство наилучшим образом готовится к войне; обеспечивая развитие «непрактической», т.е. теоретической, науки, обеспечивает решение практических задач; создавая прекрасное и развивая искусство, развивает нравственность и способствует добродетельности граждан.
ЛИТЕРАТУРА
Диоген Лаэртскш. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
Платон. Апология Сократа//Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1990. Т. 1.
Платон. Пир//Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1990. Т. 2.
Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.
Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993.
Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона//Платон. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1. М., 1990. Вступительная статья.
Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1993.
Лосев А.Ф., Taw -Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1994. Рассел Б, История западной философии. М., 1993. Соболевский С.И.
Пользователи сервиса "Кинопоиск" не имеют возможности скачать с сайта мини-сериал "В поиске", рассказывающий историю троих друзей-гомосексуалистов, сообщили Digit...
Как сообщало, сегодня вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев направил запрос генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить, не противоречит ли законодательству распространение в интернете мини-сериала "В поиске"...
В мире | 2015-03-23 14:09:00
Радиолюбитель из России смог скачать со спутника фото затмения
Радиолюбитель Дмитрий Пашков из мордовского поселка Рузаевка при помощи самодельного оборудования сумел подключиться к спутнику Роскосмоса "Метеор-М2" и скачать фото лунной тени, проходившей над Норвежским морем 20 марта...
Религия | 2016-07-27 17:36:09
Религиозная этика против философии глобализма
Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков отметил, что глобализацию можно определить как навязанную мировыми финансовыми центрами систему экономических и политических отношений, невыгодную для большинства национальных субъектов...
Важно, что глобализация как теоретическая конструкция не абстрактна, она базируется на западной цивилизационной матрице, теперь еще...
Политика | 2018-12-10 12:58:00
Минтруд планирует распространить программу "Этика госслужбы" в вузах
Минтруд планирует распространить программу "Этика госслужбы", которая уже реализуется в Российской академии народного хозяйства и государственной службы, на другие вузы, продвижение модуля может начаться уже в 2019 году, рассказал в интервью ПРОФИ Новости директор департамента госполитики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России Дмитрий Баснак...
После того, как ведомство убедится в...
Наука | 2017-12-29 08:05:32
Наука с бодуна: как правильно трезветь и опохмеляться
Если конечно, знать, как алкоголь действует на организм...
Так как алкоголь нарушает натриево-калиевый баланс в организме, стоит налегать на богатые калием элементы, например бананы или картофель...
Экономика | 2018-11-27 18:08:00
Президент России Владимир Путин заявил, что в будущем хотел бы знать, как расходуются деньги на национальный проект "Наука"...
Выступая на заседании Совета по науке и образованию, глава государства отметил, что на национальный проект "Наука" в целом выделяется свыше 600 миллиардов рублей...
Общество | 2018-10-19 09:07:00
Диагностика и лечение "в одном флаконе": как наука сегодня борется с раком
С использованием этих технологий тераностика получила возможность адресной доставки как действующих агентов - химиотерапевтических, биологических токсинов, радионуклидов, так и визуализирующих соединений...
– Как к "тераностике" присоединилась приставка "нано-"? – В последнее время на Западе сформировалось направление "онконанотехнология (Cancer Nanotechnology)" и появился даже научный журнал с таким названием...
В мире | 2017-01-16 10:55:00
Физика и лирика: как наука помогает раскрывать секреты художников
Хайтек Рембрандта Великий голландский живописец Рембрандт ван Рейн может войти в историю не только как художник, фактически основавший современную живопись, но и как хитроумный изобретатель, использовавший последние достижения физики для облегчения своей работы...
Кроме того, художник смотрит не прямо на зрителя, а в сторону, что крайне сложно написать, так как живописцу приходится смотреть на себя в зеркало...
В мире | 2014-03-14 09:37:00
В своей статье исследовательница заключила, что для животных дефицит сна опаснее дефицита пищи: после 20-25 дней голодания щенков еще можно было спасти, тогда как даже 96-120 часов без сна становились для них смертельными...
Но, возможно, самый важный вывод Марии Манасеиной заключался в том, что от длительной бессонницы сильнее всего страдает мозг: вскрытия показывали множество мелких кровоизлияний и аномалии сосудов, тогда как у...
Наука |
Дата: 2011-01-15
Редактор выражает благодарность за помощь в работе над пакетом и ценные советы Юлии Воробьевой (Хайфа), Евгению Поникарову (Петродворец), Елене Кисленковой (Санкт-Петербург), Алексею Баеву (Одесса), Дмитрию Жаркову и Андрею Черданцеву (оба - Новосибирск), Евгению Яркову (Тюмень), а также командам "Дело в шляпе" (Кармиэль), "Вопросительный знак" (Модиин), "Мозговорот" (Новосибирск), "АС" (Новосибирск) и всем игрокам и командам клуба "Эдука" (Санкт-Петербург).
Результат: 1/23
Приносим извинения, что раздали вам не цветную фотографию.
Назовите человека, родившегося в 1885 году, прожившего долгую жизнь и
умершего в 1978 году в собственной постели.
Ответ: Умберто Нобиле.
Комментарий: Цветные фотографии тех событий вряд ли сохранились. Если бы они были, вы бы увидели на розданной знаменитую красную палатку, в которой Нобиле и команда потерпевшей крушение "Италии" в 1928 году дожидались помощи.
Источник(и):
1. http://en.wikipedia.org/wiki/Umberto_Nobile
2. http://www.radiomarconi.com/marconi/nobile1/index.html (источник
фотографии)
Вопрос 7 : Выдающийся итальянский физик Этторе Майорана родился в 1906 году и пропал без вести в 1938 году. В его недавно опубликованной биографии подчеркивается, что Майоране сейчас было бы всего 104 года, и упоминается четвертый параграф одного документа. Какого?
Ответ: Устава Нобелевской премии.
Зачёт: По словам "Нобелевская премия" без искажающих смысл ответа уточнений.
Комментарий: Нобелевская премия не присуждается посмертно, а вот про без вести пропавших в ее уставе ничего не сказано.
Источник(и):
1. Magueijo J. A Brilliant Darkness: The Extraordinary Life and
Mysterious Disappearance of Ettore Majorana, the Troubled Genius of the
Nuclear Age. — Basic Books, 2009. — 304 pp.
2. http://www.nobelprize.org/nobelfoundation/statutes.html