Организационная структура администрации городского поселения. Организационная структура муниципального образования

Тема № 3. Структура местной администрации

Понятие структуры местной администрации и особенности её формирования.

Под структурой местной администрации понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности, в том числе распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации муниципального образования.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению администрации. Структуру администрации составляют внутренние подразделения, которые являются органами администрации. В структуру могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства (ЖКХ, образование, здравоохранение и др.); функциональные – осуществляют отдельные функции в сфере муниципального управления (функции планирования, контроля и т.п.); территориальные – осуществляют полномочия местной администрации на отдельных территориях муниципального образования. Структурные подразделения местной администрации могут наделяться правами юридических лиц.

Структурные подразделения могут носить различные наименования – департаменты, комитеты, управления, отделы, сектора, которые отличаются друг от друга по объему, характеру и значимости выполняемых функций.

Структура местной администрации формируется в соответствии с вопросами местного значения и полномочиями. Утверждается она представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Существуют различные принципы распределения задач и функций между подразделениями администрации. Так, в практике управления организационные звенья систематизируются по принципу целесообразности по следующим направлениям: по отраслям управления; характеру управленческой деятельности согласно стадиям управленческого цикла; целевым группам; территориальному принципу. В соответствии с принципом распределения задач и функций создаются конкретные организационные единицы - управления, отделы.



В связи с внедрением новых профессиональных технологий широкое распространение получают согласительные комиссии по решению конфликтных ситуаций и рабочие группы. Кроме того, новые организационные структуры могут формироваться путем создания советов предпринимателей, представителей территориального общественного самоуправления и др.

Местные администрации различаются по своей структуре, так как нет двух одинаковых муниципальных образований. В то же время существует ряд однотипных органов почти для всех муниципальных образований - органы управления финансами, муниципальным имуществом, жилищно-коммунальным хозяйством. Можно сформулировать и некоторые общие подходы, основные принципы, позволяющие, хотя и с учетом местных особенностей, разрабатывать структуры местных администраций на единой методологической основе.

Можно выделить два основных подхода к построению структур местных администраций: функциональный и программно-целевой.

Функциональный подход применяется при разработке структуры, обеспечивающей текущее управление муниципальным образованием. При этом подходе выявляются функции, исполняемые местной администрацией, и его структура формируется таким образом, чтобы выполнение каждой из функций обеспечивалось соответствующей структурной единицей. Это не означает, что для выполнения единичной функции необходим отдельный орган.

После выявления всего набора функций осуществляется их группировка по какому-либо принципу, например по отраслевому (благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и т. п.), по принципу принадлежности к одной сфере (социальная, экономическая, социально-политическая), и уже после этого окончательно выстраивается необходимая структура. Ряд структурных единиц формируется для осуществления вспомогательных функций, т. е. тех, без которых невозможно решение основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления (имеются в виду функции финансового планирования, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, управления кадрами, ведения архивов и т. п.). Как правило, применяется одновременно несколько принципов для группировки функций, а степень «укрупнения» структурных единиц определяется составом и количеством управляемых объектов. Так, в крупных муниципальных образованиях формируются органы управления в сферах здравоохранения, образования, культуры, а в небольших создаются общие органы управления социальной сферой. Важно, чтобы все функции были учтены, чтобы не происходило дублирования функций и не совмещались в одной структурной единице функции планирования и исполнения, исполнения и контроля.

Программно-целевой подход применяется при формировании структуры, обеспечивающей реализацию программ, в частности программ развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Отличие этого подхода от предыдущего состоит в том, что в основу построения структуры положены не функции, а цели, задачи, их ранжирование по приоритетам, способы достижения, формы и механизмы реализации, определенные программами развития, и учитывается динамика изменений в процессе реализации программ. В остальном в этих подходах применяются одинаковые принципы.

Наименования структурных подразделений местной администрации в различных муниципальных образованиях могут быть различны. Финансирование структурных подразделений местной администрации осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат.

Порядок формирования структуры местной администрации (на примере городского округа город Воронеж)

Действующая структура администрации городского округа город Воронеж утверждена Решением Воронежской городской Думы от 29 августа 2012 года № 879-III «О структуре администрации городского округа город Воронеж». Помимо этого особенности структуры администрации городского округа город Воронеж оговариваются в Постановлении Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 года № 150-I «Об уставе городского округа город Воронеж» и Постановлении Администрации городского округа город Воронеж от 9 сентября 2015 года № 703 «О Регламенте администрации городского округа город Воронеж».

В соответствии с положениями этих муниципальных правовых актов, администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления в городском округе город Воронеж и обладает правами юридического лица.

Глава городского округа осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство деятельностью администрации и ее структурных подразделений.

Структура администрации утверждается Воронежской городской Думой по представлению главы городского округа. В неё входят: глава городского округа, заместители главы администрации городского округа, отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения администрации городского округа (управы районов). К отраслевым (функциональным) структурным подразделениям относятся: управления, отделы, департаменты и иные структурные подразделения, которые являются органами администрации городского округа город Воронеж.

Органы местной администрации могут наделяться правами юридического лица решениями Воронежской городской Думы и возглавляются единоличными руководителями.

Положения о самостоятельных структурных подразделениях администрации (за исключением структурных подразделений, наделенных правами юридического лица) утверждаются постановлением администрации. Положения о подразделениях, не являющихся самостоятельными структурными подразделениями администрации, - руководителем соответствующего структурного подразделения.

Должностные инструкции сотрудников органов администрации утверждаются руководителем соответствующего органа.

Глава городского округа город Воронеж в соответствии с утвержденной Воронежской городской Думой структурой администрации самостоятельно формирует штаты администрации городского округа.

Заместители главы администрации городского округа, руководители департаментов администрации городского округа, руководители органов администрации городского округа, осуществляющих функции по управлению средствами бюджета городского округа, объектами муниципальной собственности и по обеспечению муниципального заказа, руководители районных управ, а также руководители муниципальных предприятий, перечень которых утверждается городской Думой, назначаются на должность главой городского округа по согласованию с городской Думой.

Руководители иных органов администрации городского округа назначаются главой городского округа единолично .

Глава городского округа утверждает структуру и штаты территориальных подразделений администрации городского округа по представлению их руководителей, осуществляет общее руководство и координацию деятельности территориальных подразделений администрации городского округа (районных управ).


Факторы, влияющие на организационную структуру
местной администрации

Общая структура органов муниципальной власти, разграничение полномочий и система взаимоотношений между тремя ее основными звеньями (представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация) рассматривались в главе 1, в основном с правовых позиций. Здесь речь идет о практической организации и технологическом процессе муниципального управления. Важнейшую роль в этом процессе играет местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Поэтому изложение вопросов организации муниципального управления начинается с рассмотрения организационной структуры местной администрации.
Организационная структура - важнейший фактор деятельности органа местного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления.
Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.
Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями, а ступень (уровень) управления - совокупность звеньев, расположенных на определенном иерархическом уровне.
Выше было показано, что муниципальные образования существенно различаются по размерам территории, численности и составу населения, положению в системе территориального разделения труда, экономическому потенциалу, составу муниципального хозяйства, уровню развития инженерной и социальной инфраструктуры. Тип муниципального образования предопределяет состав предметов ведения местного самоуправления, что, в свою очередь, обусловливает объем задач и функций всех органов муниципального управления, включая администрацию.
Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на структуру местной администрации и являются основой для выделения в ее структуре самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Чем сложнее хозяйственный комплекс в том или ином муниципальном образовании, тем более важна взаимосвязь всех его составляющих, комплексное решение вопросов социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Соответственно, для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются соответствующие структурные подразделения. Муниципальные образования, различающиеся составом решаемых задач и функций управления, необходимым объемом управленческой работы, отличаются численностью и внутренним построением исполнительных органов. Штат администрации крупного городского округа может насчитывать сотни работников и десятки структурных подразделений, тогда как штат администрации небольшого сельского поселения - лишь 5 - 7 сотрудников.
Наряду с перечисленными внешними факторами, следует выделить внутренние, воздействующие на структуру администрации: кадровый состав, техника, технология управления, организация труда. С одной стороны, они влияют на организационную структуру управления, с другой - сами определяются ею. Так, управленческие кадры воздействуют на структуру управления с точки зрения перераспределения функций между подразделениями и отдельными работниками. Но в основном именно структура управления определяет состав должностей и требования к личностным качествам работников. Внедрение информационных технологий влияет на структуру администрации в плане как сокращения числа работников отдельных подразделений, так и появления новых подразделений (информационного обслуживания). При формировании организационной структуры администрации необходимо учитывать и внешние, и внутренние факторы.
Важнейшим фактором, влияющим на формирование организационной структуры, является норма управляемости (диапазон управления).
Нормой управляемости называется максимально допустимое число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель при определенных организационно-технических условиях.
От нормы управляемости зависит как численность сотрудников в отдельном подразделении, так и количество подразделений администрации.

Принципы построения организационной структуры администрации

Формирование структуры местной администрации представляет собой организационное закрепление тех или иных функций муниципального управления за отдельными управленческими подразделениями и должностными лицами. Решение этой сложной задачи обеспечивается на основе сочетания научных методов с субъективной деятельностью специалистов. Поэтому при проектировании организационных структур важно соблюдать ряд важных правил (принципов) их построения, представленных на рис. 8.1.3. Рассмотрим эти принципы.

Рис. 8.1.3. Принципы построения организационных структур
местных администраций

1. Направленность на достижение целей.
Организационная структура должна способствовать достижению целей управления муниципальным образованием. Это обеспечивается с помощью установления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач; сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к задачам вышестоящего уровня; рационального разделения и кооперации между звеньями и уровнями управления и их взаимодействия.
2. Перспективность.
Органы местного самоуправления должны, решая вопросы оперативного характера, одновременно проводить работу по определению стратегии, связанной с социально-экономическим развитием муниципального образования. Для этого в организационной структуре необходимо предусмотреть блок перспективного, стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления. На практике это достигается путем разделения полномочий между представительным и исполнительным органами, а также созданием в организационной структуре администрации специальных подразделений, занимающихся стратегией развития муниципального образования.
3. Способность к развитию (адаптивность).
Необходимость развития оргструктуры объясняется тенденцией постоянного изменения внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе муниципального управления. В этих условиях организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной адаптироваться к восприятию корректирующих воздействий. На практике это достигается путем периодического внесения изменений в организационные структуры органов местного самоуправления, а также путем создания временных целевых подразделений (штабов, комиссий, комитетов).
4. Комплексность.
При построении организационной структуры местной администрации необходимо учитывать, что должны быть структурно обеспечены все этапы осуществления управленческой деятельности:
- аналитический (анализ проблемы, определение возможных путей решения);
- постановка задачи (выявление приоритетов деятельности);
- принятие управленческого решения (выбор технологии и алгоритма решения задачи, определение конечного и промежуточных результатов);
- исполнение решения (конкретная деятельность по реализации управленческого решения);
- оценка результатов (анализ результатов деятельности, подготовка к очередному аналитическому этапу и новому циклу).
Принцип комплексности требует при анализе структуры исходить прежде всего из целостности той или иной функции. Особенно это важно, когда исполнение функции "разведено" по разным структурам или для исполнения данной функции необходимо задействовать несколько структурных подразделений администрации. Желательно, чтобы вопросы, отнесенные к ведению того или иного структурного подразделения, носили максимально завершенный характер, что особенно важно для отраслевых структурных подразделений.
5. Индивидуализация.
Формирование организационной структуры должно основываться на учете индивидуальных особенностей конкретного муниципального образования. В связи с этим всякого рода типовые организационные структуры могут использоваться лишь как рекомендательные и ориентировочные. Как показывает практика, отказ от унифицированных моделей, опора на анализ и учет местных особенностей дают положительные результаты.
6. Экономичность.
Организационная структура должна обеспечивать эффективное и рациональное осуществление процесса муниципального управления, возможность получать необходимые результаты самым экономичным путем. Экономичность может достигаться при проведении различных мероприятий, в том числе за счет введения должностей (системного администратора, специалиста по информационным технологиям и т.п.), в функции которых входит анализ действующей организационной структуры, функционального и иерархического разделения полномочий, оплаты труда муниципальных служащих, механизации и автоматизации процессов управления с целью их совершенствования.
Принципы построения организационных структур могут уточняться, а формы и методы использования этих принципов могут изменяться в связи с меняющимися внешними условиями, целями и задачами. Однако основные принципы должны соблюдаться, так как они выражают общие требования к организации муниципального управления.

Подходы к формированию организационной структуры
местной администрации

Организационная структура местной администрации как исполнительно-распорядительного органа строится на принципах единоначалия и иерархической подчиненности. Процесс формирования организационной структуры местной администрации включает в себя формулировку целей, задач и функций, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку соответствующих регламентирующих процедур и документов.
Реальные системы муниципального управления отличаются большим разнообразием организационных структур администраций. Но при этом существуют общие подходы к построению организационных структур. Самый перспективный - системно-целевой подход с ориентацией на конечные результаты деятельности системы. Вопросы целеполагания в муниципальной деятельности рассматривались в главе 3. Определение системы целей ("дерева целей") и задач конкретного муниципального образования является главным ориентиром формирования его организационной структуры. При формировании организационной структуры на основе "дерева целей" требуется декомпозиция целей и задач муниципального управления до конкретных управленческих функций.
Таким образом, при системно-целевом подходе создаются реальные условия для индивидуализации процесса формирования организационной структуры применительно к особенностям конкретного муниципального образования.
Системно-целевой подход в данном случае заключается в том, чтобы исходя из конечных целей управления муниципальным образованием:
- не упустить из виду ни одну из управленческих задач, без решения которой реализация целей окажется неполной;
- выявить и увязать применительно к этим задачам систему функций, прав и ответственности по вертикали управления;
- исследовать и организационно оформить связи и отношения по горизонтали управления, т.е. по осуществлению координации деятельности разных звеньев и организационных единиц при выполнении общих задач;
- обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, найти оптимальное для данных условий соотношение централизации и децентрализации в принятии решений.
При построении организационной структуры на основе "дерева целей" важно дать качественную и количественную характеристику целей и задач. Качественная служит обоснованием для выделения функций управления, количественная - для определения вида организационной единицы (отдел, управление, департамент и т.д.).
Распределение задач между подразделениями местной администрации может осуществляться по нескольким признакам:
- по группам объектов управления (отраслям муниципальной деятельности), обеспечивающим предоставление муниципальных услуг определенного типа: образование, здравоохранение, строительство, молодежная политика и т.д.;
- по функциональному признаку, определяемому характером, функциями и стадиями управленческой деятельности и управленческого цикла: анализ и планирование, контроль, управление имуществом, финансами, правовое, информационное обеспечение и т.д.;
- по территориальному признаку (для муниципальных образований сельских районов и для крупных городов, а после вступления в силу Федерального закона 2003 года - только для крупных городов).

Практика построения организационных структур
местных администраций

В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются:
- глава администрации;
- его заместители по сферам муниципальной деятельности, среди которых могут быть один или два первых заместителя;
- структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении (например, отдел в составе управления);
- коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы;
- аппарат администрации.
С точки зрения изложенного выше распределения задач и целей деятельности структурные подразделения администрации подразделяются на четыре группы (рис. 8.1.5).


Рис. 8.1.5. Виды структурных подразделений
местной администрации

К ведению отраслевых структурных подразделений относятся вопросы, связанные с управлением конкретными отраслями (сферами) муниципальной деятельности. Они выполняют функции заказчика на выполнение работ и оказание муниципальных услуг. Их основная роль проявляется на этапе реализации целей и задач жизнеобеспечения и развития территории.
Предметы деятельности функциональных (штабных, общей компетенции) структурных подразделений охватывают определенную функцию для всей администрации и ее структурных подразделений. Основной их особенностью является использование преимуществ, связанных со специализацией функций, и способность администрации рассматривать в рамках своей функции территорию целиком. По классификации целей муниципальной деятельности (см. главу 3) функциональные подразделения относятся к обеспечивающим. Обычно они наделяются правом согласования решений других структурных подразделений, например по соблюдению законности или возможности финансирования.
Создание территориальных структурных подразделений (районные в крупных городах и др.) связано с необходимостью приближения органов местного самоуправления к населению и позволяет сочетать централизацию важнейших функций на высшем уровне муниципального управления с повышением оперативности при решении текущих вопросов. При этом важно не допускать раздробления функций органов муниципального управления и потери преимуществ, связанных со специализацией. Для стимулирования инициативы территориальных структурных подразделений им может предоставляться автономия в рамках сметы расходов.
Вспомогательные подразделения (аппарат) не обладают собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и выполняют функции обеспечения деятельности руководства администрации и ее структурных подразделений. Аппарат играет важную роль в организации работы администрации. Будучи ее подсистемой, он выполняет ту же роль, что и муниципальная власть по отношению к другим подсистемам муниципального образования. В частности, аппарат обеспечивает:
- планирование и координацию работы всех структур администрации;
- работу с документацией (делопроизводство);
- подготовку и проведение совещаний, заседаний, коллегий, других мероприятий;
- связь со средствами массовой информации, проведение пресс-конференций;
- контроль исполнения решений;
- организацию приема граждан, работу с жалобами и предложениями;
- материально-техническое, юридическое, кадровое, информационное, финансовое обеспечение деятельности администрации;
- взаимодействие администрации с представительным органом и зачастую его хозяйственное обслуживание.
Руководитель аппарата обычно по статусу приравнивается к заместителю главы администрации.
В составе аппарата администрации могут быть такие службы, как общий отдел (работа с документацией), кадровая служба (иногда она подчиняется непосредственно главе администрации), приемная граждан, юридическая служба, информационная служба, хозяйственные службы, пресс-служба, собственная бухгалтерия, контрольный аппарат и т.п.
Глава администрации и его заместители могут иметь свой аппарат, в состав которого входят, в частности, секретари, помощники, референты, советники.
Такие организационные структуры получили название линейно-функциональных, поскольку они основаны на определенной системе взаимодействия линейных (отраслевых) и функциональных структурных подразделений и принятия решений линейными подразделениями по согласованию с функциональными.
В соответствии с объемами и распределением задач и функций в составе администрации создаются конкретные организационные единицы - управления, отделы, комитеты, департаменты и т.д. Для решения управленческих задач крупные организационные единицы делятся на более мелкие, образующие новые уровни. Для крупных городов, имеющих мощный аппарат управления, целесообразно как можно детальнее разграничивать функции управления, создавая специальные подразделения для их исполнения. Для небольших поселений наиболее приемлема схема, при которой выполняемые функции группируются, при этом в первую очередь должны объединяться функции отраслевых подразделений. Однако объединение функций подразделений, интересы которых противоречат друг другу, в рамках одного подразделения нежелательно.
Для выполнения функций, делегированных органами государственного управления, иногда целесообразно использовать отдельные обособленные структурные подразделения. Это важно потому, что в части исполнения делегированных полномочий органы местного самоуправления финансируются и подконтрольны соответствующим органам государственной власти.
Коллегия - совещательный орган при главе администрации - играет особую роль в ее работе. Она принимает решения по важнейшим вопросам управления муниципальным образованием, за исключением тех, которые находятся в компетенции представительного органа. Решения коллегии при необходимости оформляются постановлениями и распоряжениями главы администрации.

Программно-целевые структуры в местных администрациях

В условиях проведения экономической и политической реформ линейно-функциональные организационные структуры управления в ряде случаев не отвечают требованиям, предъявляемым к управлению постоянно усложняющимися объектами и целями муниципального управления. Для устранения этого несоответствия линейно-функциональные структуры администраций могут дополняться структурами нового типа - программно-целевыми. Они создаются для решения конкретных целевых задач и могут быть постоянными либо временными. В результате такого дополнения образуются матричные организационные структуры муниципального управления.
При возникновении новой проблемы, требующей решения в течение определенного отрезка времени, составляется программа работ, выделяются необходимые для выполнения программы ресурсы и формируется временный коллектив работников. Сотрудники органа муниципального управления, вошедшие во временный коллектив по выполнению целевой программы, находятся на время ее решения в двойном подчинении: административном подчинении своему линейному руководителю (вертикальная связь) и функциональном подчинении руководителю программы (горизонтальная связь).
В системе муниципального управления программно-целевые структуры реализуются в виде комиссий, штабов, рабочих групп и т.п. Перечень таких подразделений периодически меняется. Одни ликвидируются, другие появляются вновь, многие существуют годами.
Комиссии создаются на определенный срок для решения какой-либо обострившейся проблемы. Цель их создания - найти выход из сложившейся управленческой ситуации. В своей работе они используют методы ситуационного анализа.
Создание рабочих групп внутри администрации связано с решением конкретных управленческих задач и носит временный характер. Как правило, рабочие группы выполняют проектировочные задачи. Например, при реорганизации органа власти эффективно создание особой группы для организационного проектирования структуры администрации, выработки новых технологий работы.
При формировании структур программно-целевого управления целесообразно разрабатывать карты (матрицы) распределения прав и ответственности между органами линейно-функциональной и программно-целевой структур. В них детально и наглядно фиксируются общие правила принятия решений, разделение ответственности нескольких органов за разные аспекты одного результата, роль коллегиальных и консультативных органов в процессе принятия решений.
Необходимость реализации программно-целевых функций требует создания в структуре администрации отдельного стратегического, инновационного блока. Его деятельность должна быть направлена на выявление проблемных ситуаций и постановку проблем, перевод проблем в пакеты задач и передачу их в отраслевые и функциональные подразделения. Основные задачи стратегического блока заключаются в следующем.
1. Постоянный мониторинг существующего состояния, сложившихся норм и отношений в различных областях местной жизни: анализ ситуации, фиксация рассогласований и конфликтов, организация исследований.
2. Разработка программ по предотвращению кризисных ситуаций, а также проектов по реорганизации и изменению ситуации в различных сферах жизни, обеспечивающих доведение ее основных параметров до уровня, соответствующего объективным представлениям о поселении. Это включает разработку технических заданий на программы и проекты, их аналитическое и правовое обеспечение, экспертизу стратегических решений, представляемых на утверждение главе администрации, разработку планов-графиков выполнения подпрограмм и проектов, их бюджетирование, разработку бизнес-планов и т.п., а также внутренний управленческий аудит.

Совершенствование организационных структур
муниципального управления

Основные недостатки существующих линейно-функциональных структур муниципального управления связаны не только с их организационным построением, но и с самой сложившейся идеологией муниципального управления. Они сводятся к следующему.
1. Укоренившийся подход к муниципальному образованию и соответственно к управлению им как к производственной или социально-производственной системе. Основной упор при этом делается на улучшение показателей работы самих структурных подразделений администрации (жилищно-коммунального, транспортного, здравоохранения и т.д.), а не на степень и качество удовлетворения потребностей населения в той или иной муниципальной услуге. Иными словами, критерием эффективности службы являются ее собственные показатели, а не конечный результат деятельности.
2. Нацеленность на решение текущих задач, связанных с жизнеобеспечением муниципального образования, и отсутствие стратегического подхода к управлению. Многообразие текущих частных задач и целей муниципального управления неизбежно порождает противоречия между ними, обусловленные прежде всего ограниченностью материальных и финансовых ресурсов. Каждое структурное подразделение нацелено на решение своей задачи и добивается получения максимума ресурсов. В данном случае вся система управления часто работает неэффективно.
3. Нечеткость системы функциональных связей между отдельными структурными подразделениями, дублирование функций, неравномерная загруженность работников, отсутствие четких организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой. В результате основной объем работы ложится на плечи главы администрации, которому приходится решать множество координационных вопросов.
4. Смешение управленческих функций и непосредственной хозяйственной деятельности. Многие структурные подразделения администраций, являясь юридическими лицами, оказывают различные платные услуги и зарабатывают средства на свое существование, т.е., по сути, занимаются коммерческой деятельностью. Этот бизнес является безрисковым, поскольку ведется на базе муниципальной собственности, за эффективным использованием которой должного надзора нет. По этой причине некоторые администрации из органов муниципального управления стали превращаться по типу деятельности в финансово-промышленные группы.
В силу изложенного реорганизация структур муниципального управления представляет собой сложнейшую комплексную задачу.
Как и любая другая организация, местная администрация является социальной системой. Социальная организация (в отличие от профессиональной) не ориентирована на развитие, ее главные критерии - стабильность и неизменность. Всякие попытки изменить состояние социальной организации воспринимаются как угрозы существованию и по возможности отторгаются. Инновации вызывают в социальных системах определенное смещение равновесия и последствия, которые не всегда можно предвидеть. Поэтому требуются специальные методы активизации инновационных процессов.
Кроме противоречий между традиционной и инновационной деятельностью, на практике еще более важны противоречия внутри самой инновационной деятельности - между радикальными и совершенствующими ее видами. Радикально реорганизовать любую структуру изнутри невозможно, поскольку для этого необходимо, образно говоря, подняться над проблемой и посмотреть на нее "сверху".
Если говорить о собственно организационных структурах местных администраций, то основные направления их реорганизации могут быть следующими.
1. Разделение властных и хозяйственных функций, вывод за рамки администрации всех структур, занимающихся хозяйственной деятельностью и имеющих в силу этого статус юридического лица, придание им формы муниципальных учреждений. Федеральный закон 2003 года предусматривает, что органы местного самоуправления, наделяемые статусом юридического лица, являются муниципальными учреждениями, предназначенными для выполнения управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.
2. Создание в структуре администрации крупных организационно-административных блоков, руководители которых несут полную ответственность за реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах, достижение ее конечных целей. Это могут быть блоки экономики и финансов, управления муниципальной недвижимостью, городского хозяйства, социальной политики, общественной безопасности и т.п. Эти вопросы частично затрагивались в предыдущих главах. Создание крупных блоков позволяет существенно снизить нагрузку на главу администрации по решению текущих вопросов, позволяет ему посвящать основную часть своего времени и сил проблемам стратегического управления.
3. Создание наряду с классическими линейно-функциональными организационными структурами структур программно-целевого или программно-функционального типа, о чем было сказано выше.
Необходимость сочетания различных типов организационных структур и методов достижения целей предопределяет сложность задачи разработки и внедрения эффективной системы муниципального управления, реорганизации организационной структуры администрации. Требуется разработать модель и организационный проект реорганизации, пакет нормативных предписаний для отдельных структур и сфер их деятельности. Необходимо также (и это самое главное) убедить работников администрации в необходимости и целесообразности реорганизации, некоторых специалистов переучить. При этом реорганизация структур муниципального управления должна разворачиваться одновременно по нескольким параллельным линиям:
- разработка модели и организационного проекта реорганизации;
- разработка нормативно-правовой базы деятельности органа местного самоуправления;
- разработка пакета нормативных предписаний для различных областей муниципальной деятельности;
- разработка положений об основных организационно-административных блоках;
- описание организационных процедур и функциональных связей всего пространства взаимодействия различных структур управления, основных рабочих мест и подготовка должностных инструкций;
- переподготовка и повышение квалификации работников администрации;
- подготовка резерва кадров для муниципального управления.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы влияют на формирование организационной структуры местной администрации?
2. Как осуществляется распределение задач и функций между структурными подразделениями местной администрации?
3. Какие типы организационных структур управления используются в муниципальном управлении?
4. Каковы основные принципы построения организационной структуры администрации?
5. Какие стадии включает в себя процесс формирования организационной структуры администрации?
6. Каковы основные виды структурных подразделений местной администрации?
7. Каковы основные направления совершенствования организационных структур местных администраций?

Лекция, реферат. 8.1. Организационная структура местной администрации - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Под структурой местной администрации понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности, в том числе распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации муниципального образования.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению администрации. Структуру администрации составляют внутренние подразделения, которые являются органами администрации. В структуру могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства (ЖКХ, образование, здравоохранение и др.); функциональные – осуществляют отдельные функции в сфере муниципального управления (функции планирования, контроля и т.п.); территориальные – осуществляют полномочия местной администрации на отдельных территориях муниципального образования. Структурные подразделения местной администрации могут наделяться правами юридических лиц.

Структурные подразделения могут носить различные наименования – департаменты, комитеты, управления, отделы, сектора, которые отличаются друг от друга по объему, характеру и значимости выполняемых функций.

Структура местной администрации формируется в соответствии с вопросами местного значения и полномочиями. Утверждается она представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Существуют различные принципы распределения задач и функций между подразделениями администрации. Так, в практике управления организационные звенья систематизируются по принципу целесообразности по следующим направлениям: по отраслям управления; характеру управленческой деятельности согласно стадиям управленческого цикла; целевым группам; территориальному принципу. В соответствии с принципом распределения задач и функций

создаются конкретные организационные единицы - управления, отделы. В связи с внедрением новых профессиональных технологий широкое распространение получают согласительные комиссии по решению конфликтных ситуаций и рабочие группы. Кроме того, новые организационные структуры могут формироваться путем создания советов предпринимателей, представителей территориального общественного самоуправления и др. Местные администрации различаются по своей структуре, так как нет двух одинаковых муниципальных образований. В то же время существует ряд однотипных органов почти для всех муниципальных образований - органы управления финансами, муниципальным имуществом, жилищно-коммунальным хозяйством. Можно сформулировать и некоторые общие подходы, основные принципы, позволяющие, хотя и с учетом местных особенностей, разрабатывать структуры местных администраций на единой методологической основе.

Можно выделить два основных подхода к построению структур местных администраций: функциональный и программно-целевой. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Функциональный подход применяется при разработке структуры, обеспечивающей текущее управление муниципальным образованием. При этом подходе выявляются функции, исполняемые местной администрацией, и его структура формируется таким образом, чтобы выполнение каждой из функций обеспечивалось соответствующей структурной единицей. Это не означает, что для выполнения единичной функции необходим отдельный орган.

После выявления всего набора функций осуществляется их группировка по какому-либо принципу, например по отраслевому (благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и т. п.), по принципу принадлежности к одной сфере (социальная, экономическая, социально-политическая), и уже после этого окончательно выстраивается необходимая структура. Ряд структурных единиц формируется для осуществления вспомогательных функций, т. е. тех, без которых невозможно решение основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления (имеются в виду функции финансового планирования, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, управления кадрами, ведения архивов и т. п.). Как правило, применяется одновременно несколько принципов для группировки функций, а степень «укрупнения» структурных единиц определяется составом и количеством управляемых объектов. Так, в крупных муниципальных образованиях формируются органы управления в сферах здравоохранения, образования, культуры, а в небольших создаются общие органы управления социальной сферой. Важно, чтобы все функции были учтены, чтобы не происходило дублирования функций и не совмещались в одной структурной единице функции планирования и исполнения, исполнения и контроля.

Программно-целевой подход применяется при формировании структуры, обеспечивающей реализацию программ, в частности программ развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Отличие этого подхода от предыдущего состоит в том, что в основу построения структуры положены не функции, а цели, задачи, их ранжирование по приоритетам, способы достижения, формы и механизмы реализации, определенные программами развития, и учитывается динамика изменений в процессе реализации программ. В остальном в этих подходах применяются одинаковые принципы.

Наименования структурных подразделений местной администрации в различных муниципальных образованиях могут быть различны. Финансирование структурных подразделений местной администрации осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат.

Типовые варианты структуры администрации различных муниципальных образований представлены на следующих схемах:

Схема №2: Типовой вариант структуры администрации сельского поселения


Схема №3. Типовой вариант структуры администрации муниципального района

32.doc

32. Структура местной администрации. Примерные формы.

Общие подходы к формированию структуры местной администрации

В структуру местной администрации городских округов и муниципальных районов обычно входят:

· глава администрации;

· заместитель (заместители) главы, один из которых может быть первым;

· отраслевые структурные подразделения, занимающиеся кон-кретными отраслями муниципального хозяйства (например, ЖКХ, культура и т.д.);

· функциональные структурные подразделения, охватываю-щие определенную функцию для всей администрации (эко-номическая служба, финансовая, правовая, по управлениюмуниципальным имуществом и пр.);

· территориальные органы, создающиеся в районах крупных городов или в населенных пункт ах, в совокупности состав-ляющие городское или сельское поселение;

· аппарат местной администрации, обеспечивающий ее дея-тельность (юридический отдел, кадры, бухгалтерия, дело-производство и др.);

· вспомогательные службы, обеспечивающие содержание по-мещения, водители, уборщица и т.д.

Законодатель в части 8 статьи 37 Федерального закона N! 131-ФЗ закрепил лишь правовую норму о том, что в структуру мест-ной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, а возмож-ность более детальной регламентации соответствующего вопро-са предоставил представительному органу муниципального об-разования

Под формированием структуры местной администрации по-нимается образование комитетов, отделов, служб и других струк-турных подразделений и наделение их собственной компетенци-ей в рамках полномочий, установленных уставом муниципаль-ного образования для местной администрации в целом. При формировании структуры местной администрации необходимо учитывать:

· особенности конкретного муниципального образования (его величина, плотность населения, особенности организации предоставления услуг и т.п.);

· перечень вопросов местного значения, установленный для соответствующего типа муниципального образования, иных установленных в уставе вопросов, наличие переданных го-сударственных полномочий и т.П.;

· степень развитости различных форм самоорганизации насе-ления, способных участвовать в решении вопросов местно-го значения.

При определении структуры местной администрации и рас-пределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:

· целесообразность и логика, четкое разграничение функцио-нальных блоков; . избежание дублирования и параллелизма;

Полнота охвата 104 и избежание пробелов в решении вопро-сов местного значения местной администрацией в целом; . результативность, что предусматривает возможность оцен-ки(измерения) достигаемого результата работы;

· достаточность обеспечения, что предполагает предоставле-ние структурному подразделению для надлежащего выпол-нения им своих функциональных обязанностей в достаточ-ном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения;

· системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т.е. учет при описании функций структурного подразделения его взаимосвязей с другими структурами;

· структурирование (детализация), т.е. разделение функции структурного подразделения на функции отдельных специ-алистов, которые вменены им в виде должностных обязан-ностей;

· эффективность, что означает достижение обозначенной цели

И решение задач подразделения с наименьшими затратами; · недопущение принципа создания структур «под людей»;

· унифицированный подход к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуп-равления.

^ Структура местной администрации для поселений различных размеров

Глава и заместители главы апминистраиии. Местной адми-нистрацией руководит глава местной администрации, который либо является главой муниципального образования, либо на-значается на должность по контракту (ч. 1 и 2 ст. 37 ФЗ). ДЛЯ организации деятельности главы в местной администрации мо-жет быть предусмотрена должность секретаря, который занима-ется делопроизводством. В крупных поселениях допустимо на-личие секретариата. В небольших поселениях функции секрета-ря главы могут быть возложены на специалиста, курирующего общие вопросы, делопроизводство и ведение архива. При нали-чии в структуре администрации заместителя главы возможно поручить секретарю главы выполнять секретарские функции и для заместителя.

В более крупных поселениях (более 3000 человек) вводится должность заместителя главы администрации. Распределение функций между главой администрации и его заместителем может быть организовано по-разному. Глава может напрямую отвечать за важнейшие направления - экономический и финансовый бло-ки, планирование развития. Кроме того, возможна структура, при которой напрямую главе подчинены все специалисты, занимаю-щиеся организационными и административно-хозяйственными вопросами. Заместитель главы может курировать вопросы управ-ления имуществом и предоставления муниципальных услуг либо отвечать и за социальные вопросы.

В поселениях с численностью населения свыше 5000 человек может быть введено две должности заместителя главы поселения, один из которых является первым. Возможно следующее распре-деление обязанностей между двумя заместителями главы: первый заместитель отвечает за управление имуществом и предоставле-ние муниципальных услуг, второй - за социальные вопросы либо за социальные и организационные вопросы.

В крупных поселениях с численностью населения свыше 10 тысяч жителей, в которых администрации реализуют большой объем полномочий, представительным органом поселения может быть установлено три должности заместителей главы админист-рации, как правило, курирующих соответственно вопросы раз-вития, вопросы текущего состояния и вопросы обеспечения дея-тельности и взаимодействия; один из заместителей при этом од-новременно является первым заместителем главы администрации поселения с соответствующими полномочиями.

В отношении переданных государственных полномочий (при их наличии) представляется, что эти вопросы могут курировать сам глава либо его заместитель, либо специальный сотрудник (в более крупных поселениях).

Следует избегать практики создания дополнительных долж-ностей заместителей главы не с целью решения задач, а «под оп-ределенную личность». Это приводит к разрастанию управлен-ческого аппарата, дублированию функций, следствием чего яв-ляется снижение эффективности работы всей администрации и дополнительное необоснованное расходование бюджетных средств.

^ Структурные подразделения местных администраций. Для структурных подразделений местных администраций наиболее адекватным наименованием является «отдел» (в средних и круп-ных поселениях). Представляется, что термины «управление», «главное управление», «департамент» более присущи органам государственной власти (министерствам, областным правитель-ствам или администрациям субъектов РФ) и не должны быть ре-комендованы для применения на муниципальном уровне.

Следует отметить, что на практике в местных администраци-ях численность сотрудников отделов обычно весьма невелика(порой 2-3 человека), хотя специалисты считают, что численность самостоятельного отдела должна быть не менее 10 единиц. По-этому для небольших поселений мы рекомендуем в структуре администрации предусматривать преимущественно специалистов, отвечающих за конкретные блоки вопросов, и не создавать без надобности отделы. В противном случае происходит необосно-ванное увеличение численности руководящего состава. Кроме того, зачастую многие начальники отделов выполняют фактичес-ки функции специалистов, в их деятельности отсутствует работа по принятию управленческих решений, а именно это является основным содержанием функций любого руководителя.

Для решения вопросов местного значения поселений в мест-ной администрации должны существовать подразделения (либо соответствующие специалисты):

· по экономике, стратегическому развитию и муниципальному имуществу;

По финансам;

По муниципальному хозяйству, по социальным вопросам;

По организационным вопросам.

Укрупненно сферы деятельнocти подразделений муниципальных администраций могут быть представлены следующим образом.

Подразделение по экономике и стратегическому развитию курирует следующие блоки вопросов: социально-экономическое развитие, прогнозирование и стратегическое планирование, пла-нирование застройки, землеустройство и контроль использова-ния земель, а также отношения, связанные с управлением муни-ципальным имуществом, развитием предпринимательстваlО6, фор-мированием благоприятного инвестиционного климата и Т.д.

Финансовый отдел является одним из основных участников бюджетного процесса. К его полномочиям относится формиро-вание проекта бюджета, участие в подготовке основных докумен-тов, необходимых для составления проекта бюджета (реестрарасходных обязательств, перспективного финансового плана ит.п.); исполнение бюджета, контроль исполнения бюджета и т.п.

Подразделение по муниципальному хозяйству отвечает за ока-зание коммунальных услуг, предоставление социального жилья малоимущим, транспортное обслуживание, дорожное хозяйство, связь, общественное питание, торговлю и бытовое обслуживание. Кроме того, в сферу ответственности данного подразделения вхо-дят вопросы благоустройства, озеленения, сбора и вывоза быто-вых отходов, места захоронения и ритуальные услуги.

Подразделение по социальным вопросам курирует опеку и попечительство, развитие культуры, библиотечное обслуживание, физкультуру и спорт, организацию массового отдыха.

Подразделение по организационным вопросам по существу организует функционирование всех подразделений местной ад-министрации. Здесь решаются правовые вопросы, регулируют сяхозяйственно-организационные отношения, принимаются реше-ния по кадровым вопросам, а также осуществляется связь мес-тной администрации с прочими органами местного самоуправ-ления, в первую очередь, с представительным органом. Это под-разделение отвечает также за связь с общественностью и СМИ, за информационную работу. Здесь же ведутся делопроизводство и формирование архива. В крупных поселениях в компетенцию данного подразделения могут быть переданы вопросы чрезвы-чайных ситуаций и первичной пожарной безопасности.

Исполнение переданных государственных полномочий, в за-висимости от их характера, может быть организовано по-разно-му. Данные функции может взять на себя глава администрации либо его заместитель, для решения данных вопросов может быть введен отдельный специалист (либо несколько специалистов) или реализация государственных полномочий, с учетом их специфи-ки, может быть разделена между различными специалистами в составе местной администрации.

Цель настоящей главы - изучение местной власти как управляющего звена в си­стеме муниципального управления. Рассматриваются вопросы построения и со­вершенствования организационных структур исполнительных органов местного самоуправления, планирования и организации их деятельности на основе совре­менных технологий муниципального управления, кадрового и информационного обеспечения муниципального управления, организации контроля в муниципаль­ном образовании. Характеризуются критерии и методы оценки эффективности муниципального управления.

Усвоение материала главы позволит читателю овладеть методами формирова­ния рациональных моделей и организационных структур органов местного само­управления и практического решения проблем муниципального управления при­менительно к особенностям конкретного муниципального образования

Факторы, влияющие на организационную структуру местной администрации

Общая структура органов муниципальной власти, разграничение полномочий и система взаимоотношений между тремя ее основными звеньями (представи­тельный орган, глава муниципального образования, местная администрация) рас­сматривались в главе 1 в основном с правовых позиций. Здесь речь идет о практи­ческой организации и технологическом процессе муниципального управления. Важнейшую роль в этом процессе играет местная администрация как исполни­тельно-распорядительный орган муниципального образования. Поэтому изложе­ние вопросов организации муниципального управления начинается с рассмотре­ния организационной структуры местной администрации.

Организационная структура - важнейший фактор деятельности органа мест­ного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления.

Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимо­связанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управлен­ческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными пра­вами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.

Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ори­ентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления - со­вокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархиче­ском уровне.

Выше было показано, что муниципальные образования существенно различа­ются по размерам территории, численности и составу населения, положению в си­стеме территориального разделения труда, экономическому потенциалу, составу муниципального хозяйства, уровню развития инженерной и социальной инфра­структуры. Тип муниципального образования предопределяет состав предметов ве­дения местного самоуправления, что, со своей стороны, обусловливает объем задач и функций всех органов муниципального управления, включая администрацию.

Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влия­ют на структуру местной администрации и служат основой для выделения в ней самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Чем сложнее в том или ином муници­пальном образовании хозяйственный комплекс, тем более важны взаимосвязь всех его составляющих, комплексное решение вопросов социально-экономичес­кого развития и охраны окружающей среды. Соответственно для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются со­ответствующие структурные подразделения.

Состав основных факторов, влияющих на организационную структуру мест­ной администрации, представлен на рис. 8.1.1.


Муниципальные образования, различающиеся составом решаемых задач и фун­кций управления, необходимым объемом управленческой работы, различаются и численностью и внутренним построением исполнительных органов. Штат адми­нистрации крупного городского округа может насчитывать сотни работников и десятки структурных подразделений, тогда как штат администрации небольшого сельского поселения - лишь 5-7 сотрудников.

Наряду с перечисленными внешними факторами, следует выделить внутрен­ние факторы, воздействующие на структуру администрации: кадры, техника, тех­нология управления, организация труда. С одной стороны, они влияют на орга­низационную структуру управления, с другой - сами определяются ею. Так, кадры управления воздействуют на структуру управления с точки зрения перерасп­ределения функций между подразделениями и отдельными работниками. Но в основном именно структура управления определяет состав должностей и требо­вания к личностным качествам работников. Внедрение информационных техно­логий влияет на структуру администрации в плане как сокращения числа ра­ботников отдельных подразделений, так и появления новых подразделений (информационного обслуживания). При формировании организационной струк­туры администрации необходимо учитывать и внешние, и внутренние факторы.

Важнейшим фактором, влияющим на формирование организационной струк­туры, является норма управляемости (диапазон управления).

Нормой управляемости называется максимально допустимое число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель при определенных организационно-технических условиях.

От нормы управляемости зависит как численность сотрудников в отдельном подразделении, так и количество подразделений администрации. В свою очередь, норма управляемости зависит от ряда факторов (рис. 8.1.2).


Принципы построения организационной структуры администрации

Формирование структуры местной администрации представляет собой органи­зационное закрепление тех или иных функций муниципального управления за отдельными управленческими подразделениями и должностными лицами. Реше­ние этой сложной задачи обеспечивается на основе сочетания научных методов с субъективной деятельностью специалистов. Поэтому при проектировании орга­низационных структур важно соблюдать правила (принципы) их построения, к которым относятся: направленность на достижение целей, перспективность, спо­собность к развитию (адаптивность), комплексность, индивидуализация, эконо­мичность. Рассмотрим эти принципы.

Организационная структура должна способствовать достижению целей управ­ления муниципальным образованием. Это обеспечивается с помощью: установ­ления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач; сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к задачам вышестоящего уров­ня; рационального разделения и кооперации труда между звеньями и уровнями управления и их взаимодействия.

2. Перспективность.

Органы местного самоуправления должны, решая вопросы оперативного ха­рактера, одновременно проводить работу по определению стратегии, связанной с социально-экономическим развитием муниципального образования. С этой це­лью в организационной структуре необходимо предусмотреть блок перспектив­ного, стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления. На практике это достигается разделением полномочий между пред­ставительным и исполнительным органами, а также созданием в организацион­ной структуре администрации специальных подразделений, занимающихся стра­тегией развития муниципального образования.

3. Способность к развитию (адаптивность).

Необходимость развития оргструктуры объясняется тенденцией постоянного изменения внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе му­ниципального управления. В этих условиях организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной адаптироваться к восприятию корректи­рующих воздействий. На практике это достигается путем периодического внесе­ния изменений в организационные структуры органов местного самоуправления, а также путем создания временных целевых подразделений (штабов, комиссий, комитетов).

4. Комплексность.

При построении организационной структуры местной администрации необхо­димо учитывать, что должны быть структурно обеспечены все этапы осуществле­ния управленческой деятельности:

♦ аналитический этап (анализ проблемы, определение возможных путей решения);

♦ постановка задачи (выявление приоритетов деятельности);

♦ принятие управленческого решения (выбор технологии и алгоритма реше­ния задачи, определение конечного и промежуточных результатов);

♦ исполнение решения (конкретная деятельность по реализации управленче­ского решения);

♦ оценка результатов (анализ результатов деятельности, подготовка к очеред­ному аналитическому этапу и новому циклу).

Принцип комплексности требует при анализе структуры исходить прежде всего из целостности той или иной функции. Особенно это важно, когда исполнение функ­ции «разведено» по разным структурам или для исполнения данной функции не­обходимо задействовать несколько структурных подразделений администрации. Желательно, чтобы вопросы, отнесенные к ведению того или иного структурного подразделения администрации, носили максимально завершенный характер, что особенно важно для отраслевых структурных подразделений.

5. Индивидуализация.

Формирование организационной структуры должно основываться на учете ин­дивидуальных особенностей конкретного муниципального образования. В связи с этим всякого рода типовые организационные структуры могут использовать­ся лишь как рекомендательные и ориентировочные. Как показывает практика, отказ от унифицированных моделей, опора на анализ и учет местных особенностей дают положительные результаты.

6. Экономичность.

Организационная структура должна обеспечивать эффективное и рациональ­ное осуществление процесса муниципального управления, возможность получать необходимые результаты самым экономичным путем. Экономичность может до­стигаться с помощью различных мероприятий, в т. ч. за счет введения должно­стей (системного администратора, специалиста по информационным технологи­ям и т. п.), в функции которых входит анализ действующей организационной структуры, функционального и иерархического разделения полномочий, оплаты труда муниципальных служащих, механизации и автоматизации процессов уп­равления с целью их совершенствования.

Принципы построения организационных структур могут уточняться, а формы и методы использования этих принципов могут изменяться в связи с меняющи­мися внешними условиями, целями и задачами. Однако основные принципы дол­жны соблюдаться, так как выражают общие требования к организации муници­пального управления.

Подходы к формированию организационной структуры местной администрации

Организационная структура местной администрации как исполнительно-распо­рядительного органа строится на принципах единоначалия и иерархической под­чиненности. Процесс формирования организационной структуры местной администра­ции включает в себя формулировку целей, задач и функций, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работа­ющих), разработку соответствующих регламентирующих процедур и документов.

Этот процесс разделяется на несколько этапов (рис. 8.1.3).


Рис. 8.1.3. Процесс формирования организационной структуры местной администрации


Реальные системы муниципального управления отличаются большим разно­образием организационных структур администраций. Но при этом существуют общие подходы к построению организационных структур. Самый перспектив­ный - системно-целевой подход с ориентацией на конечные результаты дея­тельности системы. Вопросы целеполагания в муниципальной деятельности рассматривались в главе 3. Определение системы целей («дерева целей») и задач конкретного муниципального образования служит главным ориентиром форми­рования его организационной структуры. При формировании организационной структуры на основе «дерева целей» требуется декомпозиция целей и задач му­ниципального управления до конкретных управленческих функций.

Таким образом, при системно-целевом подходе создаются реальные условия для индивидуализации процесса формирования организационной структуры при­менительно к особенностям конкретного муниципального образования.

Процесс формирования организационной структуры

Системно-целевой подход в данном случае заключается в том, чтобы, исходя из конечных целей управления муниципальным образованием:

♦ не упустить из виду ни одну из управленческих задач, без решения которой реализация целей окажется неполной;

♦ выявить и увязать применительно к этим задачам систему функций, прав и от­ветственности по вертикали управления;

♦ исследовать и организационно оформить связи и отношения по горизонтали управления, т. е. по осуществлению координации деятельности разных звень­ев и организационных единиц при выполнении общих задач;

♦ обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, найти оптимальное для данных условий соотношение централизации и де­централизации в принятии решения.

При построении организационной структуры на основе «дерева целей» важно дать качественную и количественную характеристику целей и задач. Качествен­ная характеристика служит обоснованием для выделения функций управления, количественная - для определения вида организационной единицы (отдел, уп­равление, департамент и т. д.).

Распределение задач между подразделениями местной администрации может осуществляться по нескольким признакам:

♦ по группам объектов управления (отраслям муниципальной деятельно­сти), обеспечивающим предоставление муниципальных услуг определен­ного типа: образование, здравоохранение, строительство, молодежная по­литика и т. д.;

♦ по функциональному признаку, определяемому характером, функциями и стадиями управленческой деятельности и управленческого цикла: анализ и планирование, контроль, управление имуществом, финансами, правовое обес­печение, информационное обеспечение и т. д.;

♦ по территориальному признаку (в настоящее время для муниципальных обра­зований сельских районов и для крупных городов, а после вступления в силу Федерального закона 2003 г. - только для крупных городов).

Практика построения организационных структур местных администраций

В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются:

♦ глава администрации;

♦ его заместители по сферам муниципальной деятельности, среди которых могут быть один или два первых заместителя;

♦ структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в со­подчинении между собой (например, отдел в составе управления);

♦ коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономи­ческий и другие советы;

♦ аппарат администрации.

С точки зрения изложенного выше распределения задач и целей деятельности структурные подразделения администрации подразделяются на четыре группы (рис. 8.1.4).


К ведению отраслевых структурных подразделений относятся вопросы, свя­занные с управлением конкретными отраслями муниципальной деятельности.

Эти подразделения выполняют функции заказчика на выполнение работ и оказа­ние муниципальных услуг. Их основная роль проявляется на этапе реализации целей и задач жизнеобеспечения и развития территории.

Предметы деятельности функциональных (штабных, общей компетенции) структурных подразделений охватывают определенную функцию для всей ад­министрации и ее структурных подразделений. Основными их характеристиками являются использование преимуществ, связанных со специализацией функ­ций, и способность администрации видеть в рамках своей функции территорию целиком. По классификации целей муниципальной деятельности (см. главу 3) функциональные подразделения относятся к обеспечивающим. Обычно они на­деляются правом согласования решений других структурных подразделений, напри­мер по соблюдению законности или возможности финансирования.

Создание территориальных структурных подразделений связано с необходи­мостью приближения органов местного самоуправления к населению и позволя­ет сочетать централизацию важнейших функций на высшем уровне муниципаль­ного управления с повышением оперативности при решении текущих вопросов. При этом важно не допускать раздробления функций органов муниципального управления и потери преимуществ, связанных со специализацией. Для стиму­лирования инициативы территориальных структурных подразделений им может предоставляться автономия в рамках сметы расходов.

Вспомогательные подразделения (аппарат) не обладают собственной компетен­цией по решению вопросов местного значения и выполняют функции сервисного обслуживания руководства администрации и ее структурных подразделений. Ап­парат играет важную роль в организации работы администрации. Как ее подсисте­ма он выполняет ту же роль, что и муниципальная власть по отношению к другим подсистемам муниципального образования. В частности, аппарат обеспечивает:

♦ планирование и координацию работы всех структур администрации;

♦ работу с документацией (делопроизводство);

♦ подготовку и проведение совещаний, заседаний, коллегий, других меропри­ятий;

♦ связь со средствами массовой информации, проведение пресс-конференций;

♦ контроль за исполнением решений;

♦ организацию приема граждан, работу с жалобами и предложениями;

♦ материально-техническое, юридическое, кадровое, информационное, финан­совое обеспечение деятельности администрации;

♦ взаимодействие администрации с представительным органом и зачастую его хозяйственное обслуживание.

Руководитель аппарата обычно по статусу приравнивается к заместителю гла­вы администрации.

В составе аппарата администрации могут быть такие службы, как общий отдел (работа с документацией), кадровая служба (иногда она подчиняется непосред­ственно главе администрации), приемная граждан, юридическая служба, инфор­мационная служба, хозяйственные службы, пресс-служба, собственная бухгалте­рия, контрольный аппарат и т. п.

Глава администрации и его заместители могут иметь свой аппарат, в состав которого входят, в частности, секретари, помощники, референты, советники.

Такие организационные структуры получили название линейно-функциональ­ных, поскольку они основаны на определенной системе взаимодействия линей­ных (отраслевых) и функциональных структурных подразделений и принятия решений линейными подразделениями по согласованию с функциональными.

В соответствии с объемами и распределением задач и функций в составе адми­нистрации создаются конкретные организационные единицы: управления, отде­лы, комитеты, департаменты и т. д. Для решения управленческих задач крупные организационные единицы делятся на более мелкие, образующие новые уровни. Для крупных городов, имеющих большой аппарат управления, целесообразно как можно детальнее разграничивать функции управления, создавая специальные под­разделения для их исполнения. Для небольших поселений наиболее приемлема схема, при которой выполняемые функции группируются, при этом в первую оче­редь должны объединяться функции отраслевых подразделений. Однако объе­динение функций подразделений, интересы которых противоречат друг другу, в рамках одного подразделения нежелательно.

Для выполнения функций, делегированных органами государственного управ­ления, иногда целесообразно использовать отдельные обособленные структур­ные подразделения. Это важно потому, что в части исполнения делегированных полномочий органы местного самоуправления финансируются и подконтрольны соответствующим органам государственной власти.

Коллегия - тот или иной совещательный орган при главе администрации - играет особую роль в работе Администрации. Она принимает решения по важнейшим воп­росам управления муниципальным образованием, за исключением решений, нахо­дящихся в компетенции представительного органа. Решения коллегии при необхо­димости оформляются постановлениями и распоряжениями главы администрации.

Программно-целевые структуры в местных администрациях

В условиях осуществления экономической и политической реформ линейно-функ­циональные организационные структуры управления в ряде случаев не отвечают требованиям, предъявляемым к управлению постоянно усложняющимися объекта­ми и целями муниципального управления. Для устранения этого несоответствия линейно-функциональные структуры администраций могут дополняться струк­турами нового типа - программно-целевыми. Они создаются для решения конк­ретных целевых задач и могут быть постоянными либо временными. В результате такого дополнения образуются матричные организационные структуры муници­пального управления.

При возникновении новой проблемы, требующей решения в течение опреде­ленного отрезка времени, составляется программа работ, выделяются необходи­мые для выполнения программы ресурсы и формируется временный коллектив работников. Сотрудники органа муниципального управления, вошедшие во вре­менный коллектив по выполнению целевой программы, находятся на время ее решения в двойном подчинении: в административном подчинении своему линей­ному руководителю (вертикальная связь) и в функциональном подчинении руководителю программы (горизонтальная связь).

В системе муниципального управления программно-целевые структуры реа­лизуются в виде комиссий, штабов, рабочих групп и т. п. Перечень таких подразде­лений периодически меняется. Одни ликвидируются, другие появляются вновь, многие существуют годами.

Комиссии создаются на определенный срок для решения какой-либо обост­рившейся проблемы. Цель создания комиссий - найти выход из сложившейся управленческой ситуации. Комиссии в своей работе используют методы ситуа­ционного анализа.

Создание рабочих групп внутри администрации связано с решением конкретных управленческих задач и носит временный характер. Как правило, рабочие группы выполняют проектировочные задачи. Например, при реорганизации органа вла­сти эффективно создание особой группы для организационного проектирования структуры администрации, выработки новых технологий работы.

При формировании структур программно-целевого управления целесообразно разрабатывать карты (матрицы) распределения прав и ответственности между органами линейно-функциональной и программно-целевой структур. В них детально и наглядно фиксируются общие правила принятия решений, разделение ответст­венности нескольких органов за разные аспекты одного результата, роль коллеги­альных и консультативных органов в процессе принятия решений.

Необходимость реализации программно-целевых функций требует создания в структуре администрации отдельного стратегического, инновационного блока. Его деятельность должна быть направлена на выявление проблемных ситуаций и постановку проблем, перевод проблем в пакеты задач и передачу их в отрасле­вые и функциональные подразделения. Основные задачи стратегического бло­ка таковы.

1. Постоянный мониторинг существующего состояния, сложившихся норм и отношений в различных областях местной жизни: анализ ситуации, фиксация рассогласований и конфликтов, организация исследований.

2. Разработка программ по предотвращению кризисных ситуаций, а также проек­тов по реорганизации и изменению ситуации в различных сферах жизни, обеспе­чивающих доведение ее основных параметров до уровня, соответствующего объек­тивным представлениям о поселении. Эта работа включает разработку технических заданий на программы и проекты, их аналитическое и правовое обеспечение, эк­спертизу стратегических решений, представляемых на утверждение главе ад­министрации, разработку планов-графиков выполнения подпрограмм и проек­тов, их бюджетирование, разработку бизнес-планов и т. п., а также внутренний управленческий аудит.

Совершенствование организационных структур муниципального управления

Основные недостатки существующих линейно-функциональных структур муни­ципального управления связаны не только с их организационным построением, но и с самой сложившейся идеологией муниципального управления. Эти недо­статки сводятся к следующему.

1. Укоренившейся подход к муниципальному образованию и, соответствен­но, к управлению им как к производственной или социально-производственной системе.

Основной упор при этом делается на улучшение показателей работы самих структурных подразделений администрации (жилищно-коммунального, транс­портного, здравоохранения и т. д.), а не на степень и качество удовлетворения потребностей населения в той или иной муниципальной услуге. Иными словами, критерием эффективности службы являются ее собственные показатели, а не ко­нечный результат деятельности.

2. Нацеленность на решение текущих задач, связанных с жизнеобеспечением му­ниципального образования, и отсутствие стратегического подхода к управлению.

Многообразие текущих частных задач и целей муниципального управления неизбежно порождает противоречия между ними, обусловленные прежде всего ограниченностью материальных и финансовых ресурсов. Каждое структурное под­разделение нацелено на решение своей задачи и добивается получения макси­мума ресурсов для этого. В данном случае вся система управления часто рабо­тает неэффективно.

3. Нечеткость системы функциональных связей между отдельными структур­ными подразделениями, дублирование функций, неравномерная загруженность работников, отсутствие четких организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой.

В результате основной объем работы ложится на плечи главы администрации, которому приходится решать множество координационных вопросов.

4. Смешение управленческих функций и непосредственной хозяйственной де­ятельности. Многие структурные подразделения администраций, являясь юри­дическими лицами, оказывают различные платные услуги и зарабатывают средства на свое существование, т. е. по сути занимаются коммерческой деятельностью. Этот бизнес является безрисковым, поскольку ведется на базе муниципальной собственности, за эффективным использованием которой должного надзора нет. По этой причине некоторые структурные подразделения администрации из органов муниципального управления стали превращаться по типу деятельности в фи­нансово-промышленные группы.

В силу изложенного реорганизация структур муниципального управления представляет собой сложнейшую комплексную задачу.

Как и любая другая организация, местная администрация является социаль­ной системой. Социальная организация (в отличие от профессиональной) не ори­ентирована на развитие, ее главные критерии - стабильность и неизменность. Всякие попытки изменить состояние социальной организации воспринимаются ей как угрозы существованию и по возможности отторгаются. Инновации вызыва­ют в социальных системах определенное смещение равновесия и не всегда пред­видимые последствия. Поэтому требуются специальные методы активизации ин­новационных процессов.

Кроме противоречий между традиционной и инновационной деятельностью, на практике еще более важны противоречия внутри самой инновационной дея­тельности - между радикальными и совершенствующими ее видами. Радикально реорганизовать любую структуру изнутри невозможно, поскольку для этого не­обходимо, образно говоря, подняться над проблемой и посмотреть на нее «сверху».

Если говорить о собственно организационных структурах местных админист­раций, то основные направления их реорганизации могут быть следующими.

1. Вывод за рамки администрации структур, занимающихся хозяйственной дея­тельностью и имеющих в силу этого статус юридического лица, придание им фор­мы - муниципальных учреждений. Федеральный закон 2003 г. предусматривает, что органы местного самоуправления, наделяемые статусом юридического лица, являются муниципальными учреждениями, предназначенными для выполнения управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

2. Создание в структуре администрации крупных организационно-админист­ративных блоков, руководители которых несут полную ответственность за реали­зацию муниципальной политики в соответствующих сферах, за достижение ее ко­нечных целей. Такими блоками могут быть блок экономики и финансов, блок управления муниципальной недвижимостью, блок городского хозяйства, блок социальной политики, блок общественной безопасности и в т. п. Эти вопросы частично затрагивались в предыдущих главах. Создание крупных блоков позво­ляет существенно снизить нагрузку на главу администрации по решению теку­щих вопросов, позволяет ему посвящать основную часть своего времени и сил задачам стратегического управления.

3. Создание наряду с классическими линейно-функциональными организаци­онными структурами структур программно-целевого или программно-функцио­нального типа, о чем было сказано выше.

Необходимость сочетания различных типов организационных структур и ме­тодов достижения целей предопределяет сложность задачи разработки и внедрения эффективной системы муниципального управления, реорганизации организаци­онной структуры администрации. Требуется разработать модель и организа­ционный проект реорганизации, пакет нормативных предписаний для отдель­ных структур и сфер их деятельности. Необходимо также (и это самое главное) убедить работников администрации в необходимости и целесообразности реор­ганизации, некоторых специалистов - переучить. При этом реорганизация структур муниципального управления должна разворачиваться одновременно по несколь­ким параллельным линиям:

♦ разработка модели и организационного проекта реорганизации;

♦ разработка нормативно-правовой базы деятельности органа местного само­управления;

♦ разработка пакета нормативных предписаний для различных областей му­ниципального деятельности;

♦ разработка положений об основных организационно-административ­ных блоках;

♦ описание организационных процедур и функциональных связей всего про­странства взаимодействия различных структур управления, основных рабо­чих мест и подготовка должностных инструкций;

♦ переподготовка и повышение квалификации работников администрации;

♦ подготовка резерва кадров для муниципального управления.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы влияют на формирование организационной структуры мест­ной администрации?

2. Как осуществляется распределение задач и функций между структурными подразделениями местной администрации?

3. Какие типы организационных структур используются в муниципальном уп­равлении?

4. Каковы основные принципы построения организационной структуры мес­тной администрации?

5. Какие стадии включает в себя процесс формирования организационной струк­туры местной администрации?

6. Каковы основные виды структурных подразделений местной администрации?

7. Каковы основные направления совершенствования организационных струк­тур местной администрации?