ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин. Промышленная генерация электроэнергии газотурбинными электростанциями Siemens

Газовые турбины немецкого концерна Siemens, несмотря на санкции, оказались в Крыму. «Ростех», который строит электростанции на полуострове, якобы модернизировал турбины, чтобы защитить от санкций немецкого партнера

Россия направила в Крым газовые турбины немецкого производителя Siemens для строительства двух электростанций общей мощностью 940 МВт, сообщил Reuters со ссылкой на три источника, знакомых с проектом строительства электростанций. Это подтвердили РБК три человека, которые участвуют в реализации проекта, и знакомый одного из участников. Речь идет о турбинах модели SGT5-2000E, указывает Reuters.

Был Siemens - стал не Siemens

На полуостров доставлены две турбины из четырех, еще две привезут в течение месяца, рассказывает один из собеседников РБК. Правда, это уже не совсем Siemens, рассказывают два источника. Турбины сделаны на заводе СП немецкой компании и «Силовых машин» в Санкт-Петербурге, но их частично переделали на заводах «Ростеха», утверждают они. «Степень модернизации настолько велика, что продукция уже не может носить имя производителя, это другой продукт», - уверяет собеседник РБК, близкий к участнику проекта.

В частности, у турбин поменяли автоматику, рассказывает другой собеседник. В этом участвовало российское предприятие ЗАО «Интеравтоматика», где у Siemens миноритарная доля 45,7%. У «Интеравтоматики» давно есть все ключи к протоколам газовых турбин немецкой компании, так что поменять автоматику совсем несложно , допускает знакомый топ-менеджера «Технопромэкспорта» («дочка» «Ростеха» строит электростанции в Крыму).

В турбине можно заменить минимальное количество деталей, но это все равно будет машина Siemens, не согласен другой человек, близкий к «Технопромэкспорту». Серьезной «модернизации» никто не делал, но об этом говорят для того, чтобы не подставлять Siemens, который могут обвинить в нарушении санкций, объясняет участник проекта.

Смонтировать оборудование можно будет и без Siemens, говорят источники РБК. «Турбина давно всем известна, ее ставили миллион раз, и есть люди, которые знают монтаж от начала и до конца» , уверяет человек, близкий к «Технопромэкспорту». Обслуживать турбины будет «Ростех».

К турбинам закроют доступ

Одновременно Минэнерго планирует ограничить доступ иностранных производителей к данным об эксплуатации их оборудования в России, рассказывал 3 июля журналистам замглавы ведомства Андрей Черезов. В первую очередь речь идет о мониторинге работы газовых турбин, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на Минэнерго. Если раньше иностранные производители могли получать прямой доступ к данным о работе турбины, теперь первичные данные будут собираться в российских центрах и отправляться за рубеж только после обработки, объясняет один из источников РБК.

«Прямого доступа к турбине у них не должно быть», - констатировал Черезов. С монтажом немецких турбин в Крыму это не связано, речь идет об общих вопросах безопасности, уверяет источник РБК, близкий к Минэнерго.

Проблема с оборудованием для Крыма возникла вскоре после решения построить электростанции в 2014 году. Тогда рассматривали два варианта: застроить полуостров энергоблоками маленькой мощности, которые производят предприятия «Ростеха», или купить мощные турбины у Siemens. Несмотря на санкции, был выбран второй вариант, писали «Ведомости», «Коммерсантъ» и Reuters, хотя официально об этом никогда не сообщалось. Формально «Технопромэкспорт» купил четыре газовые турбины у СП Siemens и «Силовых машин» для строительства новой электростанции в Краснодарском крае на полуострове Тамань. Подрядчик для строительства этой ТЭС не выбран до сих пор.

У «Технопромэкспорта» между тем возникли проблемы с купленными турбинами: Siemens не хотел поставлять уже оплаченное оборудование, опасаясь санкций. Получив турбины, «Технопромэкспорт» выставил их на продажу. После введения санкций положение компании ухудшилось, и она больше не может принимать участие в конкурсе на строительство новой ТЭС в Тамани , объяснял эту продажу «Интерфаксу» представитель «Технопромэкспорта». В конце 2016 года генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов признал, что госкорпорация не введет электростанции в срок до конца 2017 года, и сдвинул ввод на середину 2018 года.

В 2017 году Чемезов объявил, что турбины для Крыма будут куплены в Иране. Речь шла об оборудовании компании Mapna, которая делала их как раз по лицензии Siemens, говорят два источника, близких к Минэнерго. Представитель Mapna пока не ответил на запрос РБК.

Но иранцы испугались и отказались поставлять турбины, пришлось вернуться к варианту с уже купленным оборудованием, объясняет один из них. Зато новая генерация в Крыму заработает уже в феврале, объясняет он. Сейчас энергосистема нестабильная: полуостров снабжается через энергомост, но при любой аварии Крым может быть обесточен, объясняет он.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не стал комментировать сообщение Reuters о поставке в Крым турбин Siemens AG. «Мы не занимаемся турбинами в администрации президента», - сказал Песков журналистам (цитата по «РИА Новости»).

Представитель Siemens в Мюнхене Вольфрам Трост заявил Reuters, что компания не поставляла турбины в Крым и соблюдает все ограничения экспортного контроля. Представитель «Ростеха» отказался от комментариев, представитель Минэнерго пока не ответил на вопросы РБК.

Копия чужих материалов

Правообладатель иллюстрации Peter Kovalev/TASS Image caption Siemens - это крупнейший поставщик мощных турбин для электростанций

Немецкий концерн Siemens прекращает поставлять в Россию оборудование для электростанций по госзаказам из-за того, что четыре сделанные им турбины оказались в аннексированном Крыму. Фактически это означает, что с рынка уходит крупнейший поставщик турбин большой мощности.

Но все не так страшно: большая часть электростанций в России уже построена, а Siemens на рынке, по мнению экспертов, могут заменить другие иностранные компании.

Siemens в пятницу подтвердила, что в Севастополе оказались четыре турбины, которые были произведены на совместном предприятии Siemens и "Силовых машин" в Ленинградской области. Это, по мнению компании, нарушает условия контрактов с российскими партнерами.

Немецкая компания в ответ решила прекратить поставки в России оборудования для электростанций по госзаказам. Кроме того, компания отзывает лицензии, которые она выдала российским партнерам на поставку оборудования смешанного цикла - именно такое используется на современных электростанциях.

Siemens также отказывается от своей доли в российский компании "Интеравтоматика", но при этом пока не выходит из совместного предприятия с "Силовыми машинами", хотя раньше о таких планах сообщалось в СМИ.

На большинстве электростанций в России, которые были построены или модернизированы в последние годы, стоят турбины производства Siemens.

Русская служба Би-би-си разбиралась, как устроен российский рынок мощных турбин, какую роль на нем играет Siemens и что произойдет после ухода компании.

Крым вместо Тамани

Скандал вокруг поставок турбин в Крым в начале июля. Тогда агентство Рейтер сообщило о том, что в Крыму находятся газовые турбины, произведенные Siemens.

Это противоречит санкционному режиму в ЕС: после аннексии Крыма Россией в 2014 году поставлять на полуостров газовое оборудование запрещено. Агентство опубликовало фотографии турбин в порту Севастополя.

Компания Siemens, которой за подобные поставки грозят санкции в Европе, заявила, что не поставляла турбины в Крым. Как заявили в компании, партнеры в России уверяли их, что турбины не окажутся на обложенном санкциями полуострове.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

В своих заявлениях немецкая компания также ссылается на условия контракта, согласно которым ее турбины не могли оказаться в Крыму. Турбины предназначались для объекта Тамань в Краснодарском крае.

Немецкая компания начала собственное расследование событий. Сначала она подтвердила, что в Крыму находятся как минимум две турбины из четырех, а в пятницу стало известно, что там оказались все четыре.

В итоге компания подала иски в Московский арбитражный суд в отношении трех компаний - ОАО "Технопромэкспорт", ООО "Технопромэкспорт" и ООО "Сименс технологии газовых турбин". С помощью этого иска компания пытается обеспечить возвращение турбин в Тамань.

21 июля Siemens сообщила, что разорвет лицензионное соглашение с российскими компаниями по поставкам оборудования для электростанций и разработает новые меры контроля. Поставки по госзаказам в Россию компания также приостановила.

Кто производит мощные газовые турбины в России и для чего они нужны?

Скандал с крымскими поставками SGT5-2000E производства Siemens мощностью 187 МВт.

Кроме Siemens крупными игроками на российском рынке такого оборудования являются также Alstom, General Electric (эти две компании объединились), Mitsubishi Hitachi Power Systems и некоторые китайские поставщики, рассказал старший аналитик компании "Атон" по нефтегазовому сектору Александр Корнилов.

По словам генерального директора инженерной компании Powerz Максима Муратшина, Россия практически на 100% зависит от импорта турбин высокой мощности. "Большинство электростанций построены Siemens", - добавил эксперт.

В России ведется разработка отечественных турбин большой мощности, но о серийном выпуске пока речи не идет. Первая такая турбина - ГТД-110 - была изготовлена в конце 90-х годов. Их даже установили на Рязанской ГРЭС и Ивановской ГРЭС, однако серийное производство не начинали, потому что машины часто ломались. Сейчас разрабатывается модернизированная версия турбины - ГТД-110М.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

По словам Муратшина, эта турбина появится на рынке через несколько лет, пока она очень "сырая". Когда она появится, это будет полностью российский продукт, подчеркнул эксперт.

Иностранцы постепенно локализируют производство мощных газовых турбин в России. Примером этого как раз является совместное предприятие Siemens и "Силовых машин", которое оказалось в центре скандала, - ООО "Сименс технологии газовых турбин". Siemens принадлежат 65% предприятия, а еще 35% - у концерна "Силовые машины" Алексея Мордашова.

Еще один пример - совместный завод GE, группы "Интер РАО ЕЭС" и корпорации "Ростехнологии" в городе Рыбинск Ярославской области.

Обойдется ли Россия без турбин Siemens?

Siemens уходит с российского рынка в момент, когда спрос на турбины падает. "Потребность в новых турбинах уже не столь высока, как она была в 2007-2016 годы", - полагает Корнилов.

В последние годы в стране строились новые газовые электростанции и энергоблоки в рамках ДПМ (договоры предоставления мощности) - это фактически программа поддержки государством строительства новых электростанций и мощностей.

"Сейчас у нас избыток в генерации - около 30-40 ГВт по разным оценкам. Новая мощность не востребована", - соглашается управляющий партнер "Агентства энергетического анализа" Алексей Преснов. По его словам, спрос на турбины сегодня почти на нуле.

Преснов напоминает, что сейчас ведутся споры о модернизации существующих электростанций с 2020 года. Но пока никаких решений не принято.

В таких условиях, по мнению экспертов, Siemens легко заменят другими иностранными компаниями. "Если они не будут поставлять новые трубины, то будет поставлять General Electric", - полагает Муратшин.

"Мне кажется, эффект на Россию будет ограниченным, так как другие поставщики смогут заполнить пробел", - полагает консультант аналитической компании Frost & Sullivan Джонатан Робинсон. Среди тех, кто может заменить Siemens, Робинсон называет итальянскую Ansaldo и ее инвестора Shanghai Electric, а также японскую Misubishi Hitachi Power Systems.

Siemens пока не заявляла, что не будет обслуживать уже установленные турбины. Однако если такое заявление все же последует, это, по мнению Муратшина, будет серьезным ударом. Турбины - это сложное техническое устройство, объясняет эксперт.

Почему в России не развито производство мощных турбин

Электростанции, действующие сейчас в России, были построены в 60-80х-х годах прошлого века в СССР. Тогда создавали в основном тепловые станции, которые топят углем или газом.

Классические теплостанции работают в паросиловом цикле: топливом нагревают большие котлы с водой, а пар из котлов под давлением подается на лопатки турбины, которая вращает электрогенератор.

Поскольку уголь и газ были дешевыми, в СССР мало кто заботился об энергоэффективности. Коэффициент полезного действия станций паросилового цикла составляет около 30%.

В Европе ситуация с энергоресурсами была другая, что побуждало повышать эффективность выработки энергии. Также европейские страны в 80-е годы столкнулись с необходимостью менять устаревшие теплостанции.

В итоге машиностроительные компании начали разрабатывать более современные газовые турбины. По сравнению с паровыми они более маневренные, то есть их можно относительно быстро остановить и запустить.

Также паросиловой цикл заменили на парогазовый, в котором газовая турбина работает вместе с паровой турбиной. Последняя вращается паром от котла, который разогревается отработанными газами из газовой турбины.

Получается, что газы из газовой турбины не выбрасываются в воздух, а используются для выработки энергии. КПД таких установок достигает 60%.

"Мы всю эту тему газовых турбин и парогазового цикла в СССР в 80-х "проспали", - говорит Преснов. В 80-е у страны были дешевые газ и уголь, а в 90-е России было "не до того", говорит он.

Пока в России успешно освоили только производство турбин малой мощности - до 32 МВт, соглашается Максим Муратшин.

Siemens в России

Помимо производства турбин, в России немецкий концерн также занимается производством грузовых электровозов «Синара», «Гранит» и электропоездов Desiro («Ласточка»). Поезда выпускают «Уральские локомотивы» — совместное предприятие Siemens и группы «Синара» Дмитрия Пумпянского. До 1 декабря 2017 года «Уральские локомотивы» могут подписать контракт с Федеральной пассажирской компанией на поставку 90 вагонов поезда «Ласточка», говорил заместитель гендиректора «Синара — Транспортные машины» Антон Зубихин. Также Siemens поставляет для РЖД поезда «Сапсан», которые производятся в Германии.

У Siemens также есть завод в Воронеже «Сименс Трансформаторы», который выпускает трансформаторы для электроподстанций. Еще один завод компании в Смоленске выпускает люминесцентные лампы. Компания также поставляет в Россию медицинское оборудование: системы для диагностики и терапии, продукцию молекулярной медицины, в том числе для Национальной иммунобиологической компании «Ростеха». К тому же Siemens поставляет средства связи и светотехническое оборудование в Россию.

«Модернизация» турбин

Российские чиновники и «Ростех» заявляют, что турбины, поставленные в Крым, куплены на вторичном рынке и модернизированы на российских заводах «Ростеха» под нужды проекта. «Ростех» при этом не называет ни производителя, ни продавца турбин. Это будут турбины российского производства «с использованием элементов зарубежного производства», но при этом это будет российский сертификат, рассказал журналистам министр промышленности Денис Мантуров (цитата по «Интерфаксу»). Электростанции в Крыму будут построены независимо от того, какая судьба ожидает приобретенные «Технопромэкспортом» турбины, заявил министр энергетики Александр Новак, но детали предложил узнать у самого «Технопромэкспорта».

Александр Новак (Фото: Михаил Климентьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС)

Крыму нужно около 1 ГВт мощности, собственная генерация дает только около 400 МВт, а Украина прекратила поставки электроэнергии на полуостров в конце 2015 года. В 2016 году был запущен энергомост из Краснодарского края в Крым мощностью 800 МВт, который полностью обеспечивает полуостров электроэнергией.

В запуске энергомоста лично участвовал президент Владимир Путин. Тогда он поручил к 2017 году добиться производства электроэнергии на территории самого полуострова. Крыму нужна собственная генерация для надежного энергоснабжения: если что-то случится с этим энергомостом, полуостров будет обесточен, говорят источники РБК. В 20​14 году правительство решило построить на полуострове две электростанции мощностью 940 МВт, для этого и нужны турбины. Проект оценивается примерно в 70 млрд руб.

Россия умеет делать только турбины небольшой мощности: завод «Ростеха» «Пермские моторы» выпускает установки мощностью до 25 МВт, на этих блоках ЛУКОЙЛ, например, построил электростанцию для завода «Пермнефтеоргсинтез», рассказывает один из источников. Россия еще в 1990-е годы, когда еще существовала корпорация РАО «ЕЭС», пыталась наладить производство мощных турбин в 110 МВт, но пока это не удается, напоминает он. Каждая турбина внутри несет так называемый черный ящик, который не даст ничего переделать внутри: автоматика регулируется множеством протоколов, ключи от которых есть только у Siemens, и вряд ли компания предоставит их «Ростеху», чтобы тот переделал турбины, рассуждает один из источников РБК. Все ключи давно есть у «Интеравтоматики» (Siemens и «Технопромэкспорт» — совладельцы компании), которая, по данным Reuters , участвует в установке турбин в Крыму, говорил РБК знакомый топ-менеджера «Технопромэкспорта». Поэтому, по его словам, компании легко переделать автоматику в этих турбинах. Но успела ли «Интеравтоматика» «перепрошить мозги» в турбинах Siemens, источники РБК не знают. Если компания и умеет это делать, то это будет ее первый опыт: до сих пор ничего подобного просто не требовалось, объясняет один из источников РБК. В «Интеравтоматике» не ответили на запрос РБК.

Иран не помог

«Технопромэкспорт» заключил контракт с Siemens еще весной 2015 года, примерно через полгода после того, как компанию выбрали генподрядчиком для строительства в Крыму двух электростанций. По этому контракту турбины действительно покупались для новой ТЭС в Краснодарском крае, но на самом деле должны были быть поставлены в Крым. К этому времени ни проект, ни параметры строительства электростанции еще не были утверждены, поэтому было неясно, какие турбины потребуются для проекта. Инвестора предполагалось выбрать на конкурсе, но он до сих пор не состоялся. Осенью 2016 года разгорелся скандал: Siemens поставила «Технопромэкспорту» турбины, но отказалась передать дополнительное оборудование. Речь шла о мелочах, Siemens отказалась поставлять дополнительные детали, побоявшись, что турбины все-таки будут поставлены в Крым, рассказывает источник РБК. Тогда обсуждалось несколько вариантов решения вопроса, в том числе немецкой компании предложили забрать турбины назад, вернув деньги, писала газета «Коммерсантъ» (на тот момент «Ростех» получил на проект 25 млрд руб. из бюджета). Источник РБК это подтверждает. Но Siemens отказалась, рассказывает он.


На территории мобильной газотурбинной станции «Симферопольская» (Фото: Алексей Павлишак / ТАСС)

В результате на высоком правительственном уровне компании было обещано, что в Крым турбины не попадут, и «Технопромэкспорт» попытался продать оборудование на вторичном рынке. Две турбины планировали поставить «Фортуму» как раз для строительства электростанции на Таманском полуострове, еще две — «Газпром энергохолдингу», который собирался строить новую электростанцию в Грозном. В начале 2017 года «Ростех» объявил о том, что может купить иранские турбины компании Mapna, которые производятся по технологии Siemens и также подойдут для проекта в Крыму. Переговоры шли успешно, но недавно иранцы отказались поставлять турбины, и пришлось вернуться к оборудованию, купленному у немецко-российского СП, рассказывает собеседник РБК. «Ростех» планировал купить иранские турбины с самого начала, но не смог договориться о технических и коммерческих параметрах поставок, говорил представитель компании.

Что грозит Siemens?

В российском законодательстве действует общий принцип: субъект несет ответственность только за собственные действия, действия другого субъекта частного права он контролировать не может, говорит партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко. То есть Siemens не может нести ответственность за то, что «Технопромэкспорт» перепродал турбины, а новый покупатель поставил их туда, куда Siemens просила их не поставлять, объясняет юрист. В официальных сообщениях Siemens как раз подчеркивает, что турбины были поставлены в Крым «без ее воли». Так обходятся санкции не только в России: в мире нет юридических механизмов, которые ограничили бы распространение какого-то оборудования, добавляет эксперт.

Для Siemens могла быть доступна стратегия защиты, построенная на применении постановления Совета ЕС, принятого в марте 2014 года, добавляет партнер Art de Lex Ярослав Кулик. Его суть заключается в использовании лицом, на которое распространяются санкции, принципа добросовестного (bona fide) поведения с целью доказать регулятору, что оно не знало и не имело разумной причины подозревать, что его действия могут нарушить санкционные ограничения. Однако никаких разъяснений о применении этого исключения не имеется, и регулятор использует его в зависимости от обстоятельств конкретного дела, говорит юрист.


Газовая турбина (Фото: Vincent Kessler / Reuters)

Компании, которые хотят соблюдать санкционные ограничения, как правило, просто не рискуют, продолжает Зайченко. Газовые турбины большой мощности обычно не лежат на складах, а покупаются под конкретные проекты, и Siemens могут обвинить в том, что она недостаточно оценила риски, поставив турбины компании («Технопромэкспорту»), которая публично была объявлена подрядчиком в Крыму для проекта в Тамани, точные параметры которого не были известны. Очень многие факты не позволяют утверждать об отсутствии осведомленности Siemens о конечном пункте назначения турбин, соглашается Кулик.

Представитель Siemens не ответил на вопрос РБК, подозревает ли компания своих менеджеров в России в участии в схеме с поставками оборудования в Крым. Представитель европейского регулятора European External Action Service (отвечает за разработку санкционного режима) не ответил на запрос, возбуждено ли расследование по этому делу.

Если все же дойдет до расследования, в худшем случае Siemens в Европе просто пожурят и предложат впредь тщательнее контролировать деятельность аффилированных структур, считает юрист фирмы А2 Екатерина Ващилко. Ни Еврокомиссия, ни Берлин еще ни разу не штрафовали европейские компании за нарушение санкций, тем более что в данном случае сам факт нарушения, несмотря на наличие признаков, установить будет сложно, объясняет она. Совсем другой вопрос — США: американские суды уже неоднократно штрафовали европейские компании, в первую очередь банки за нарушение санкционного режима, говорит Ващилко. Например, в 2014 году французский банк BNP Paribas заплатил $8,9 млрд штрафа за нарушение санкций в отношении Ирана и Кубы, Deutsche Bank за нарушение санкций уже в отношении Ирана и Сирии заплатил $258 млн. Американские суды с нарушителями санкционного режима не церемонятся: в случае если Siemens ведет свою деятельность в США и располагает активами в юрисдикции американских судов, нарушение американских санкций в отношении Крыма может грозить компании расследованием, судом и, скорее всего, крупным штрафом, считает юрист. Размер штрафа будет зависеть от нанесенного ущерба, то есть прибыли, полученной компанией в результате сделки. Правда, установить факт нарушения будет сложно: большинство участников находится в российской юрисдикции, и достать их американскому суду будет не так просто, заключает Ващилко.

Промышленная генерация электроэнергии газотурбинными электростанциями Siemens

Газотурбинные электростанции Siemens представлены модельным рядом SGT .
Газотурбинные установки Siemens серии SGT имеют электрическую мощность:

  • SGT-100 – 4,3 – 5,2 МВт – «Тайфун»
  • SGT-200 - 6.7 МВт – «Торнадо»
  • SGT-300 – 8 МВт – «Темпест»
  • SGT-400 – 13МВт – «Циклон»
  • SGT-500 – 17 МВт
  • SGT-600 – 25 МВт
  • SGT-700 – 29 МВт
  • SGT-800 – 47 МВт

Все модификации Siemens, кроме выработки электроэнергии, выдают пар для технологических нужд предприятий и ГВС для жилого сектора. Компания применяет технологию когенерации – это означает, что все газотурбинные установки Siemens – теплоэлектростанции .

Газотурбинные электростанции Siemens – установки - силовые станции - технические особенности

  • Газотурбинные установки Siemens могут работать на двух видах топлива.
  • Электростанции Siemens имеют сухое подавление выбросов - низкое воздействие на экологию
  • Сервис установок Siemens может осуществляться на месте.
  • Общий тепловой КПД достигает 97%.
  • ГТД возможно заменить достаточно быстро.
  • Загрязнение компрессора ГТД может устраняться при работе и в отключенном состоянии.
  • Электростанции Siemens компактны.
  • Газотурбинные установки Siemens имеют низкое соотношение расходы – мощность.
  • Затраты на установку относительно невелики.

Газотурбинные установки Siemens – теплоэлектростанции в модульном исполнении

Газотурбинные установки Siemens серии SGT – это полностью укомплектованная газовая электростанция. Газотурбинные силовые станции Siemens применяются как основной или аварийный источник электроснабжения в промышленном секторе. Установки Siemens могут успешно использоваться в сфере ЖКХ. Газотурбинные установки Siemens достаточно мобильны и легко монтируются на новых строительных площадках.

Газовая турбина Siemens системы управления силовым агрегатом и генератором установлены на общей раме. Модульные газотурбинные электростанции Siemens проходят контрольные испытания на заводе. Модульные газотурбинные электростанции Siemens несложны в обслуживании – доступ для проведения пусконаладочных работ и сервиса есть всюду. Инженерами компании Siemens предусмотрены технологические лючки и специальные легкосъемные панели.

Газотурбинные электростанции Siemens установки - силовые станции – отличное решение для промышленных предприятий и коммунальных служб

За последние 6 лет компания Siemens установила в России свыше десятка газовых турбин SGT-800.
Больше о деятельности компании Siemens можно узнать на

Крым вернулся в Россию совсем недавно, события разворачивались и разворачиваются у нас на глазах, пыль на архивах еще не успела образоваться, а тут какое-то наваждение, все говорят только о том, что происходит прямо сейчас, в июле 2017 года. Ничего сложного в восстановлении хронологии событий нет, в открытых источниках информации предостаточно. Давайте для начала зададим «детские вопросы», чтобы была очевидна логика рассуждений.

Почему газовые турбины в Крым нужны производства именно Siemens ? Потому, что газовые турбины такой мощности в России производятся только по лицензии этой компании, самостоятельных разработок у России просто нет. А почему строят электростанции, которые могут работать только при помощи вот этих турбин? Потому, что такой проект реализует государственная компания ОАО «Технопромэкспорт». А почему проект реализует именно это ОАО? Потому, что такое решение было принято 13 июля 2015 года постановлением Правительства РФ. А почему Правительство РФ выбрало в качестве генерального подрядчика именно эту компанию, причем сделало это без тендеров и конкурсов? Потому, что ОАО «Технопромэкспорт» – дочерняя структура Ростеха , который был внесен в санкционный список США и ЕС, а потому бояться ему было уже нечего, в отличие от всех остальных российских энергокомпаний. А почему было принято решение строить именно газотурбинные электростанции, а не какие-то другие? А почему решение Правительства РФ было принято только в середине лета 2015 года, а не раньше? Почему была выбрана именно такая мощность?

Вот последние три вопроса и заслуживают пристального внимания, без ответов на них понять истинные причины скандала вокруг турбин Siemens невозможно. Чтобы не погружать читателей в технические подробности сразу, давайте для разминки разберемся с действиями Правительства РФ.

Правительственный план развития Крыма

Итак, возвращение Крыма состоялось весной 2014 года, до этого блудный полуостров 23 года «жил без матери». Не имеем ни малейшего желания анализировать общественно-политические события, рассматриваем только хозяйственные аспекты происшедшего. Анализ состояния экономики полуострова показал ужасающие результаты, 23 года нахождения Крыма в составе Украины сказались на нем практически так же, как результаты Великой Отечественной.

Мерзость запустения царила в инфраструктуре, в состоянии дорог, инженерных сооружений, в жилищном строительстве, в энергетике и далее по списку. Обветшание, отсутствие попыток хоть какой-то модернизации, и так далее, и так далее, и так далее. Что должно делать в такой ситуации правительство? Разумеется, составлять план работы, прикидывая, что нужно сделать в первую очередь, что во вторую. Любимый вопрос Геоэенергетики очевиден: а какие меры по приведению в порядок энергетической системы Крыма были предусмотрены?

Заседание Правительства РФ, Фото: tvc.ru

Секретным план работы не был, его текст и сейчас можно найти на сайте Правительства РФ. Любой желающий может самостоятельно найти в поисковиках «Постановление Правительства РФ №790 от 11 августа 2014 года «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Обратите внимание на дату – с момента воссоединения Крыма с Россией прошло почти полгода, времени на анализ ситуации и составление программы у Правительства РФ имелось. Те из читателей, которые имеют время и желание на самостоятельное изучение документа, содержащего 150 страниц текста, следующую часть статьи, разумеется, могут пропустить.

Смотрим на те разделы программы, которые касаются развития энергетической системы полуострова. В разделе III на странице 13:

«…развитие энергетического комплекса – устранение сетевых ограничений, создание собственной генерации и обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей Крымского полуострова».

В разделе V программы указано, что государственным заказчиком и координатором программы является министерство РФ по делам Крыма, а просто заказчиками, без координаторских функций, в числе прочих числится и министерство энергетики РФ. После массы общих положений и философских рассуждений, на странице 28 появляется «перечень целевых индикаторов и показателей ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики и г. Севастополь до 2020 года», который и начинается разделом «Развитие энергетического комплекса». Вот этот раздел мы процитируем полностью – ведь он занимает ровно одну строчку:

«Прирост протяженности линий электропередачи. 2017 год – 569,5 км; 2018 год – 1099,5 км».

Все, цитирование закончено, раздел полностью перед вами. При этом объемы финансирования ФЦП со стороны министерства энергетики, как указано на странице 48 – 10,3 млрд рублей в 2015 году, 22,5 млрд рублей в 2016 году. В 2017 минэнергетики обязано внести 12,7 млрд рублей, в 2018-2020 – еще 5,2 млрд рублей. Еще раз, чтобы закрепить. Прирост ЛЭП в 2015 и в 2016 годах согласно ФЦП – нуль. Расходы министерства энергетики за те же 2 года – 32,8 млрд рублей. Комментировать сложно, предлагаем оценить качество составления ФЦП читателям самостоятельно.

Как видим, в течение первого года после возвращения Крыма Правительство РФ не заботила необходимость строительства на полуострове новых генерирующих мощностей, его заботило, да и то только в перспективе 2017-го, строительство новых ЛЭП. Редакция Геоэнергетики не хотела верить этому странному факту, но и дальнейшее изучение текста ФЦП ничего утешительного не принесло. Страница 56, «Мероприятия ФЦП, направленные на капитальные вложения», раздел «Модернизация и строительство объектов генерации» – только прочерки до 2020 года включительно.

Модернизация и строительство объектов генерации, Табл.: m.government.ru

На чем строился расчет, сказать сложно. Очевидно, что в Правительстве РФ были убеждены, что Украина, которая летом 2014-го года организовала водную блокаду Крыма, ни при каких обстоятельствах не прекратит поставки электроэнергии, потому, все, что необходимо для приведения энергосистемы полуострова в порядок – годика через три протянуть новые нитки ЛЭП. Вынуждены признать, что понимания такой замечательной логики правительственных чиновников редакция журнала «Геоэнергетика.ru» достичь не способна.

Планы строительства электростанций для Крыма

Менее чем через год, однако, в правительстве произошли некие тектонические сдвиги, в результате которых появилось понимание того, что в Крыму Россия просто обязана строить новые электростанции, иначе гарантированной энергетической безопасности полуострова добиться невозможно. 13 июля 2015 года вышло в свет постановление Правительства РФ №703, название которого мы, с извинениями, вынуждены напечатать полностью. Поклонники бюрократического новояза, мы уверены, испытают подлинное наслаждение – на наш взгляд, это шедевр. Готовы? Читайте:

«Об утверждении Правил предоставления в 2015 году субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех” на строительство и модернизацию объектов по производству электрической, тепловой энергии на территориях отдельных регионов Российской Федерации по федеральной целевой программе “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года” в рамках непрограммного направления деятельности “Реализация функций иных федеральных органов государственной власти”».

Красиво, правда? Итак, летом 2015 было принято решение, на основании которого проектирование и строительство двух новых электростанций было поручено Ростеху . Поскольку далеко не каждый способен понять смысл названия правительственного постановления, приведем еще одну цитату, которая поможет увидеть, о чем вообще шла речь:

«2. Предоставление субсидии осуществляется на основании договора, заключаемого Министерством энергетики Российской Федерации с Корпорацией, в котором предусматриваются:

… в) план-график реализации проекта, содержащий целевые показатели, ключевые события и сроки ввода в эксплуатацию объектов генерации, включающий:

  • ввод в эксплуатацию первой очереди парогазовой установки (первый блок – 235 МВт) Севастопольской ТЭС и парогазовой установки (первый блок – 235 МВт) Симферопольской ТЭС – 1 сентября 2017 г.,
  • ввод в эксплуатацию второй очереди парогазовой установки (второй блок – 235 МВт) Севастопольской ТЭС и парогазовой установки (второй блок – 235 МВт) Симферопольской ТЭС – 3 марта 2018 г.,
  • ввод в эксплуатацию Севастопольской ТЭС и Симферопольской ТЭС (суммарная электрическая мощность – не менее 900 МВт) – 3 марта 2018 г.»

Речь идет об имущественном вкладе Правительства РФ в строительство Симферопольской и Севастопольской ТЭС, в каждой из которых будет по два блока мощностью 235 МВт, та и другая будут работать на основе парогазовых установок. Чтобы понимать, о чем дальше пойдет речь, придется разобраться с используемой терминологией. «Топливно-энергетическая станция на основе парогазовых установок» – что это и почему именно это было задумано для Крыма? Где тут вообще понятие «газовая турбина», из-за которой, собственно, и разгорелся скандал вокруг Siemens ? Традиционно постараемся обойтись без формул, которые в данном случае не обязательны.

Газовые турбины для энергетики

Давайте начнем по порядку, шаг за шагом. Начнем с газовой турбины, особом способе производства электроэнергии. Горит здесь, как очевидно из названия, газ. Топки, как таковой, нет, есть камера сгорания, в которую поступают два газовых потока, оба – под большим давлением, что обеспечивает высокую температуру сгорания. Газовая турбина – вал, на котором находятся два диска с лопатками, в промежутке между ними расположена камера сгорания. Первый диск всасывает предварительно профильтрованный атмосферный воздух, сжимает его (поднимает давление) и подает его в камеру сгорания. В камеру сгорания через другой «вход» поступает природный газ, в результате чего в камере образуется топливо-воздушная смесь (ТВС), которая, собственно говоря, и горит. В результате сгорания ТВС газ расширяется, давление становится еще больше, и вот этот чрезвычайно горячий газ, имеющий очень высокое давление и направляется на лопатки второго диска, заставляя его вращаться. Как вы уже догадались, это и есть генератор тока – все, результат достигнут, природный газ обеспечил нас электроэнергией.

Однако даже у самых совершенных, самых современных газовых турбин коэффициент полезного действия с трудом преодолевает планку в 30-35%, поэтому в «чистом» виде газовые турбины для выработки электроэнергии используются там, где газа очень много, а электричество крайне необходимо. Газовые месторождения и вахтовые поселки возле них, поселения, находящиеся в энергетически обособленных районах, куда не приходят линии электропередач нашей единой энергосистемы – вот традиционные места использования газовых турбин. Нужны ли были России газовые турбины большой мощности? В редчайших случаях. Производили ли мы газовые турбины самостоятельно, без участия зарубежных специалистов и компаний? Да, производили и производим.

Но исторически сложилось так, что в нашей стране производство паровых турбин развивалось намного активнее, чем производство турбин газовых, за разработки которых в СССР взялись только в 50-е годы (обратите внимание, что речь о газовых турбинах для нужд энергетики, а не авиастроения). «Уральский турбинный завод» выпускает турбины мощностью до 15,2 МВт с КПД 28%. «Невский завод» в Питере делает турбины мощностью до 16 МВт с КПД в 31%, завод «Кузнецов» в Самаре освоил производство турбин мощностью до 26,5 МВт с КПД в 36%. «КМПО», что в Казани, производит турбины мощностью до 25 МВт, «Салют» в Омске – до 20 МВт, «ОДК» в Рыбинске до последнего времени делал турбины мощностью до 8 МВт. Выпускает для энергетиков турбины и «Пермский моторный завод» – мощностью до 23 МВт.

России этой номенклатуры было вполне достаточно, но был в нулевые годы, когда неожиданно возник спрос на турбины более мощные. Связано это было с приватизацией ЕЭС России, с чубайсовскими реформами. При продаже генерирующих мощностей покупателей обязывали строить новые и модернизировать старые электростанции, что оформлялось в виде договоров ДПМ – договоров поставки мощности. Но объем такого спроса был невелик, потому наши производители и не рискнули инвестировать в проектирование и организацию производства турбин большой мощности. Единственное исключение – «ОДК», который разработал и произвел турбину ГТД-110 мощностью в 110 МВт. Но первые образцы такого оборудования надежностью не отличаются – конструкцию еще только предстоит довести до нужного качества.

Турбина ГТД-110, Фото: vmasshtabe.ru

Из иностранных компаний единственной, кто рискнул организовать производство газовых турбин большой мощности, оказался Siemens . В 2011 году было создано совместное предприятие с «Силовыми машинами», носящее «говорящее» название ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин». В задачи СП входит не только организация производства сименсовских турбин, но и разработка новых их видов.

Паро-газовые установки

Спрос на мощные турбины невелик, но Siemens их, тем не менее, производит. В чем причина? Как раз в том, что его турбины спроектированы так, что легко становятся частью тех самых парогазовых установок, о которых шла речь в постановлении №703. «Секрет» невелик – в ПГУ газ, который уже дал электричество, используют дважды, тем самым увеличивая КПД до 60 лишних процентов. Из камеры сгорания газ вырывается при температуре свыше 500 градусов, и никакое вращение лопаток генератора эту температуру сильно снизить не в состоянии. Зачем же такой ценный продукт выбрасывать в атмосферу? С выхода газовой турбины продукты сгорания поступают в котел-утилизатор, где нагревают воду и образующийся из нее пар. Температура продуктов сгорания вполне позволяет получить перегретый пар при давлении в 100 атмосфер, который и поступает на паровую турбину, выдавая на-гора еще одну порцию электричества.

Газовые турбины Siemens , производимые в России, способны «сольно» обеспечивать 157 МВт электроэнергии, а вот в комплекте с паровым циклом – те самые 235 МВт, которые и должны обеспечить Крым собственной генерацией и окончательно решить вопрос с энергетической безопасностью полуострова. Преимущества ПГУ совершенно очевидны. Резко уменьшается стоимость единицы установленной мощности, вдвое повышается КПД производства электроэнергии, что не может не радовать потребителей. Есть и еще одна причина, почему для Крыма были выбраны именно ПГУ – они резко уменьшают количество используемой воды, что для полуострова критически важно. Еще одно преимущество – ПГУ можно построить за очень короткое время. В постановлении №703 речь шла о двух годах, за такой период построить другую ТЭС (топливную электростанцию) технически невозможно.

Подведем итоги. Быстро, мало воды, низкая стоимость электроэнергии – вот причины, по которым в Крыму была сделана ставка на ПГУ. Санкции, под которые Ростех уже успел попасть – причина, по которой генподрядчиком стал именно он.

Совершенно объективно, что без Siemens такой проект обойтись не мог. Если бы строительство генерирующих мощностей было предусмотрено на год раньше, если бы тот же «ОДК» получил распоряжение и помощь правительства в доведении технологии ГТД-110 до нужной кондиции – да, Россия имела шанс справиться собственными силами. Изначальный просчет усугубился еще и тем, что «Технопромэкспорт» ведет капитальное строительство с нарастающим отставанием от графика, в декабре прошлого года вместо запланированного конца 2017 года называл возможным сроком сдачи ТЭС в эксплуатацию середину 2018-го. Чем это закончится, мы увидим в самое ближайшее время, а пока подведем итоги рассуждений.

Крыму требовались новые генерирующие мощности, требовались в сжатые сроки, нужна была генерация, которая не требует большого количества дефицитного ресурса – воды. Этим трем требованиям сразу соответствовала только технология Siemens , на иные решения не хватило запаса времени, что было обусловлено ошибками при составлении правительственного плана развития Крыма, допущенными в 2014-м году. Летом 2015-го было очевидно, что других вариантов нет, что без Siemens не справиться. Не менее очевидно было и то, что такая поставка газовых турбин неизбежно подставляет немецкого производителя под карательные меры со стороны ЕС, поскольку является грубым, демонстративным нарушением санкционных ограничений. Летом 2015-го – повторяем еще раз. Времени для того, чтобы придумать максимально аккуратный обход санкционных ограничений – два года. Сопротивлялся ли Siemens своему участию в крымском проекте? На словах – конечно, да. Но 4 турбины такой мощности, да еще и укомплектованные ПГУ – очень удачный заказ, очень неплохая прибыль. И два года на то, чтобы …

Антироссийские санкции

Ростех продумывал два варианта обхода санкционных ограничений, но делал это так «ловко», что не знал об этом только ленивый. «Технопромэкспорт» внезапно стал генподрядчиком строительства ТЭС в Тамани, проект которой предусматривает использование ПГУ мощностью 270 МВт – эдакий «брат-близнец» Симферопольской и Севастопольской ТЭС по ту сторону Керченского пролива. Грубовато, конечно, поскольку словоблудие на тему «перепутали, куда чего везли» могло наткнуться на то, что Siemens вынужден был бы для соблюдения политеса, отказаться от сервисного обслуживания крымских ТЭС.

В феврале этого года Сергей Чемезов, генеральный директор Ростеха, во всеуслышание заговорил о варианте №2. Ростех рассчитывает купить турбины для новых ТЭС в Крыму в Иране. Переговоры находятся на заключительной стадии. Чемезов не стал раскрывать ни подробности этих переговоров, ни о том, с кем из иранских производителей эти переговоры велись. Но это для всех, кто знаком с ситуацией в отрасли, было секретом Полишинеля. В Иране Siemens создал совместное с иранцами предприятие Marрa . ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» под Питером производит газовые турбины ГТЭ-160 мощностью 157 МВт, позволяющие комплектование в состав ПГУ. В Иране Marрa выпускает турбины V94.2 мощностью 157 МВт, позволяющие комплектование в состав ПГУ. Найдите два отличия, как говорится.

Сергей Чемезов, генеральный директор Ростеха, Фото: tvc.ru

Выпуск турбин в Иране начат в 2011 году, так что никаких крымских ограничений там нет и в помине. Конечно, для соблюдения прав дистрибьюторов Siemens наверняка ввел для иранцев запрет на поставку этих турбин на территорию СНГ, но все, к чему привело бы такое нарушение Marpa – хозяйственный суд с совладельцем предприятия, не более того. При этом к самому Siemens претензий со стороны ЕС не возникло бы – немецкая компания в Крым ничего не поставляла бы, все в полном порядке. Внимание, вопрос: а зачем, с какой целью господин Чемезов рассказал СМИ о проведении переговоров с иранцами, о предполагаемом контракте? У нашей редакции ответа на этот вопрос нет.

В начале июля корреспонденты агентства Reuters на весь мир раструбили новость о том, что видели в порту Феодосии груз, похожий на продукцию Siemens – «четыре цилиндрических объекта в несколько метров длиной, покрытых голубым и серым брезентом. Их размеры и формы соответствуют фотографиям газотурбинных систем, каждая из которых состоит из турбины и генератора». Прямых подтверждений у Reuters не было, но одной публикации оказалось вполне достаточно, чтобы разгорелся самый настоящий скандал.

Производство Siemens, Фото: ekbatantechnic.ir

Российское руководство утверждает, что оборудование для крымских ТЭС – сугубо российское, что оно куплено на некоем вторичном рынке газовых турбин, Siemens уже подало иски в суд на свое дочернее предприятие «Сименс технологии газовых турбин» и на «Технопромэкспорт», причем в суд Арбитражный город Москвы. Зачем в суд – понятно, чтобы избежать штрафов со стороны Еврокомиссии за нарушение санкционных ограничений. Почему в суд российский – тоже понятно, вот только непонятно, чем все это может закончиться. Siemens уже заговорил о том, что свернет весь свой бизнес в России, что создаст некую рабочую группу, которая займется проверкой степени модернизации турбин – вдруг она настолько велика, что это уже и не ГТЭ-160, а нечто совершенно новое. Возможно, что вся эта риторика – не более, чем слова, необходимые для того, чтобы не получить обвинения в срыве антироссийских санкций, время покажет. Одно можно сказать совершенно точно – Ростех однозначно потерял Siemens как партнера, с помощью которого намеревался вести конкурентную борьбу с General Electric на российском рынке энергетического оборудования.

Скандал, однако, может иметь и вообще далеко идущие последствия. Напомним, что сейчас в США рассматривают новую порцию антироссийских санкций, грозящих штрафами компаниям третьих стран, принимающих участие в совместных с Россией энергетических проектах. Эти меры могут привести к риску срыва проекта «Северный поток-2», Германия и Австрия уже успели официально возмутиться такими планами США. И вот в этот момент Siemens может быть признан компанией, нарушивших условия «крымских» антироссийских санкций, что станет замечательным поводом для американских «ястребов» продавить очередной пакет санкций через Сенат, Конгресс и президента США.

Конгресс США, Фото: gif.cmtt.space

Вот теперь можно, пожалуй, подвести черту под размышлениями о том, что на самом деле явилось причиной нынешнего громкого скандала, который потенциально способен привести к риску срыва всех договоренностей по строительству «Северного потока-2». В 2014 году Правительство РФ при разработке комплексного плана развития Крыма крайне халатно отнеслось к решению проблем энергетической системы полуострова. Это не первый случай такого подхода правительства Дмитрия Анатольевича Медведева к вопросам развития энергетики России – не так давно мы уже , как умудрились забыть об энергетике в комплексном плане развития Дальнего Востока.

План 2014-го года основывался на том, что Украина рассматривалась как надежный, договороспособный партнер во всем, что касается поставок электроэнергии на территорию Крыма. Отрезвление наступило только через год, это время было бездарно потеряно для возможности составить какой-то иной план строительства генерирующих мощностей, при котором использование импортного энергооборудования просто не потребовалось бы. Было время на то, чтобы спроектировать, к примеру, не две больших ТЭС на газовых турбинах от Siemens, а нескольких ТЭС меньшей мощности, но на основе турбин от КМПО или «Кузнецова».

Не менее бездарно потрачены два года, имевшиеся в распоряжении правительства и Ростеха для того, чтобы вывести из-под действия санкционных ограничений компанию Siemens , которую теперь многие СМИ и пытаются выставить в качестве едва ли не инициатора скандала. Да, сейчас Siemens ведет себя по отношению к России отнюдь не комплементарно, но его поведение понять труда не составляет. Компании есть, чего бояться, американцы не церемонятся с нарушителями санкционных мер, размеры штрафов случаются порой совершенно фантастическими. К примеру, в 2014 году французский банк BNP Paribas за нарушение санкций против Ирана и Кубы был оштрафован американцами на 8,9 млрд долларов, Deutche Bank за антииранские и антисирийские санкции – на 258 млн долларов. А вот действия российского правительства и Ростеха понять намного сложнее. Отобрать у самих себя время на разработку проекта строительства электростанций в Крыму на отечественном оборудовании, не учесть все риски единственного возможного зарубежного поставщика. Зачем, для чего, почему – совершенно необъяснимо.

Конечно, тот, кто хочет видеть источником скандала действия немецкой компании, может продолжать оставаться при своем мнении. Но перечисленные факты, нам кажется, говорят о совсем другой причине – головотяпстве ответственных российских чиновников, об их полной безответственности вместо четкого соблюдения всех государственных интересов.

Вконтакте