Ограниченность конкуренции. Ограничение конкуренции заказчиками путем технических ловушек
Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоприменительных органов.
Сложнее дело обстоит в ситуации естественной монополии.
Примером может служить городской водопровод. Подвести к домам и квартирам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водопроводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений, как правило, также не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов города. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, скорее всего возрастут.
В основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная масштабом производства.
Если предельные издержки быстро снижаются с увеличением масштабов производства, его концентрация экономически эффективна. Если экономически оптимальный уровень концентрации близок к предельной емкости рынка или превышает его, искусственно поддерживать конкуренцию можно лишь за счет снижения эффективности производства.
Следует напомнить, что ограниченная конкуренция, не обеспечивающая оптимального использования ресурсов, имеет место не только, когда рынок полностью контролируется единственным производителем, но и в более общем случае, когда крупный производитель или посредник способен эффективно воздействовать на цену.
Важно подчеркнуть значение конкретных масштабов рынка, или, иными словами, его емкости. В маленьком отдаленном поселке услуги врача, учителя и, быть может, даже сапожника обладают свойствами естественной монополии. Появление второго врача имеет смысл, лишь если он способен предложить услуги на гораздо лучших условиях, чем первый. Но в этом случае первый скоро окажется вытесненным с рынка, недостаточно широкого для двоих. В итоге монополия восстановится. Если же оба предлагают услуги, примерно одинаковые по качеству и ценам, когда спрос мог бы полностью удовлетворить один, ситуация аналогична дублированию водопровода. Конечно, потребитель получил бы возможность выбора, но это было бы достигнуто за счет увеличения издержек по сравнению с их необходимым уровнем.
На практике контроль над ограниченным рынком обычно сохраняет тот поставщик услуг, который первым сумел в приемлемой степени удовлетворить весь предъявляемый спрос: компания, первой построившая водопровод, врач, успевший завоевать репутацию, и т.п. Чтобы завладеть рынком, предполагающим естественную монополию, как правило, требуются значительно большие затраты, чем чтобы удержать его.
Естественная монополия чаще всего характерна для рынков услуг, поскольку они не поддаются транспортировке и в большинстве случаев могут реализовываться лишь тем потребителям, которые находятся в непосредственном контакте с производителем. Поставщики услуг вынуждены работать на ограниченный рынок, нередко более узкий, чем оптимальные масштабы концентрации производства (из этого правила имеются исключения, например, телевешание, авиационный и автомобильный транспорт и др.).
Не имея возможности преодолеть естественную монополию без потери эффективности, государству приходится выбирать один из двух основных подходов: использовать меры регулирования не для устранения монополии, а для прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста либо заполнять зоны естественной монополии предприятиями, организациями и программами общественного сектора. Регулирование может выражаться, в частности, в установлении предельных уровней цен или возложении на поставщиков разного рода дополнительных обязательств. Например, известная компания АТТ, чье положение в сфере дальних телефонных коммуникаций в США приближалось к естественной монополии, была, по решению Конгресса, не только обязана предоставлять услуги всем желающим по ценам, устанавливаемым правительством, но также не имела права вторгаться на рынки товаров и услуг, не имевших непосредственного отношения к телефонной связи.
Предоставление государственными и муниципальными органами различного рода услуг в ситуациях естественной монополии - обычная практика в большинстве стран мира. Это касается многих видов коммунальных услуг, метрополитенов, почтовой службы и др. Естественная монополия может разрушаться за счет технологических сдвигов. Например, развитие современных транспортных средств и средств связи сделало потребителей менее зависимыми от традиционной почты. Поэтому в ряде стран обычная почта, оставаясь в руках государства, ныне конкурирует с целым рядом других средств доставки корреспонденции, находящихся в руках частного сектора.
Внешние эффекты
В условиях эффективно функционирующего рынка производитель не может использовать ресурсы, не неся издержек в размере их альтернативной стоимости, а потребитель вынужден полностью оплачивать альтернативную стоимость каждого товара. Только в этом случае обеспечивается оптимальная аллокация (означает, что производитель ценовой политикой обеспечивает себе максимальную прибыль, удовлетворяя при этом запросы потребителя по качеству и стоимости продукции. С точки зрения движения факторов производства А. - есть перемещение экономических ресурсов ) ресурсов, цены соответствуют предельным полезностям, а доход адекватно выражает вклад производителя в развитие экономики. Напомним, что альтернативная стоимость – это потенциальная отдача от лучшего из всех тех вариантов использования данного ресурса (блага), которые были принципиально возможны, но остались нереализованными.
Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект. Так происходит, например, когда предприятие бесплатно пользуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живут ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооружений. Вместес тем нередки позитивные переливы полезного эффекта. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.
Примеры позволяют понять, что предприятие, деятельность которого порождает негативные внешние эффекты, перекладывает часть издержек на других, а те, кто создают позитивные внешние эффекты, берут на себя часть издержек по реализации чужих интересов. В то же время, очевидно, что в основе переливов всегда лежит явное или скрытое использование (присвоение) какого-либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости.
Там, где имеют место негативные внешние эффекты, возникает тенденция к относительному перепроизводству при расточительном расходовании ресурсов. Позитивные внешние эффекты оборачиваются недопроизводством, поскольку для тех, кто обусловливает их своей деятельностью, результаты оказываются неадекватными затратам.
Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих позитивные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся негативными внешними эффектами.
Вместо того чтобы гарантировать взимание платы с проезжающих для каждого, кто задумает построить дорогу, государство может полностью или частично взять на себя заботу о развитии и эксплуатации дорожной сети, тем более что во многих случаях это позволяет одновременно разрешить проблемы и экстерналии, и естественной монополии Экстерналия (внешний эффект) в экономике – воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком (Этот термин был введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния». Различают положительные экстерналии, при которых полезность или прибыль агентов, не участвующих в трансакции, возрастает, и отрицательные, ведущие к снижению полезности или прибыли третьих лиц. Классическим примером положительной экстерналии является взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони - увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения. Примером отрицательной экстерналии относится загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, когда увеличение прибыли предприятия в результате наращивания производства оборачивается ущербом окружающей среде).
В силу того, что наличие внешних эффектов не учитывается рынком, при их наличии рыночное равновесие перестаёт быть эффективным по Парето, т.е. возникает фиаско рынка. Альтернативой прямым запретам на загрязнение воды является налогообложение экологически вредных производств по ставкам, побуждающим предприятия избегать неблагоприятного воздействия на природную среду.
Государство, как правило, не может оставаться индифферентным, сталкиваясь с существенными экстерналиями. Но выбор оптимальной формы вмешательства не осуществляется по шаблону. Он определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, приходится тщательно сопоставлять разные варианты решения задачи, стремясь достичь результата с наименьшими издержками.
Неполнота информации
Функционирование рынка решающим образом зависит от того, насколько участники сделок владеют информацией о потребительских свойствах товаров и услуг, альтернативных возможностях их производства и приобретения, а также о тенденциях изменения конъюнктуры. Неполнота информации лимитирует возможности эффективного использования ресурсов, обусловливая неоптимальное поведение продавцов и покупателей. Зачастую она ограничивает конкуренцию, мешает заключению долгосрочных сделок.
Информационные проблемы лежат в основе такого феномена, как неполнота рынков. Имеются в виду ситуации, когда потребности в отдельных видах услуг не могут быть удовлетворены, поскольку потенциальным производителям пришлось бы действовать в условиях чрезмерно высокой неопределенности. В ответ на запросы потенциальных потребителей не появляется адекватное предложение. Соответственно рыночный механизм оказывается неспособным реализовать потенциальные Парето-улучшения.
В качестве примера часто приводят страхование банковских депозитов . Без государственных гарантий его, как правило, не удается достаточно эффективно осуществлять на основе свободного действия рыночных сил. В то же время отсутствие рынка страхования депозитов негативно сказывается на состоянии других рынков и аллокации ресурсов в целом.
Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономикой является участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка. Уместно отметить, что распространение информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эффекты.
На идеальном рынке совершенной конкуренции и продавцы, и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом ко всей необходимой им информации. На реальных рынках никто не обладает полной информацией, но при этом доступность наиболее существенной ее части для продавцов и покупателей может быть примерно одинаковой, что предотвращает чрезмерные искажения и диктат одной из сторон. Разумеется, продавец обуви знаком с техническими деталями ее производства, как правило, лучше потребителя, но последний может осмотреть и примерить приобретаемый товар. Кроме того, его интересы защищают стандарты и гарантии ответственности производителя, при нарушении которых можно апеллировать к государству. Таким образом, покупатель обуви способен в достаточной мере оценить потребительские качества товара, прежде чем оплатить покупку, а если какая-то критически важная информация была скрыта от потребителя, государство в состоянии добиться полной компенсации ущерба с помощью одних только мер правового регулирования.
Однако рынки некоторых товаров и особенно услуг характеризуются существенной информационной асимметрией, то есть неравномерным распределением информации, необходимой для принятия решений о покупках и продажах. В условиях информационной асимметрии информация, существенная для заключения сделки, находится в преимущественном распоряжении одного из ее участников.
Классические примеры информационной асимметрии дает сфера здравоохранения, хотя этот феномен характерен и для многих других областей. Пациент в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно поставить диагноз, выбрать методы лечения и даже оценить, насколько рационально оно ведется. Иными словами, потребитель не может решить, какая конкретная услуга нужна для удовлетворения его потребности и каково качество фактически предоставленных услуг. Он вынужден, по сути, во всем полагаться на производителя (врача), который благодаря профессиональной подготовке владеет необходимой информацией. Аналогией могла бы быть ситуация, когда покупатель знает только, что нуждается в обуви, и полностью доверяет продавцу выбрать фасон, размер и цену.
Если бы медицинская помощь предоставлялась исключительно на частнопредпринимательской основе, а врачи ориентировались бы прежде всего на максимизацию дохода (прибыли), они были бы склонны постоянно навязывать пациентам наиболее дорогие, зачастую избыточные и при этом не всегда высококачественные услуги. Элементы такой практики действительно встречаются в странах, где регулирующая роль государства в предоставлении медицинской помощи представлена относительно слабо. Пациенты способны защитить свои интересы, нанимая независимых консультантов и оплачивая экспертизу оказываемых медицинских услуг, но это влечет за собой рост издержек.
Информационная асимметрия больше характерна для отдельных отраслей сферы услуг, чем для производства товаров, поскольку купля-продажа услуги, как правило, предшествует ее оказанию. Покупатель вынужден принимать решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные полезные свойства. Это не слишком существенно, если услуги поддаются строгой стандартизации, а их потребительские качества наглядны и могут оцениваться вполне объективно и однозначно. Однако в здравоохранении и некоторых других отраслях для оценки услуг нужна высокая степень компетентности.
Там, где информационная асимметрия грозит диктатом производителя, поставку услуг часто берет на себя общественный сектор. Как и в случаях других изъянов рынка, это оправдано постольку, поскольку предполагается, что общественный сектор подвержен внерыночному контролю со стороны заинтересованных граждан.
В самом деле, если из-за информационной асимметрии потребитель не в силах защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов в качестве покупателя, он может попытаться сделать то же самое через механизмы управления общественным сектором в качестве избирателя. Вопрос, однако, в том, насколько общественный сектор подконтролен рядовым избирателям и насколько успешно он удовлетворяет их реальные запросы. Эту проблему необходимо постоянно иметь в виду, определяя рациональные формы и методы функционирования общественного сектора.
Некоммерческие организации
В зонах изъянов рынка забота предприятий о максимизации собственной прибыли не гарантирует эффективного использования ресурсов. Выше было, в частности, показано, что естественная монополия и значительные позитивные экстерналии порождают тенденцию к недопроизводству соответствующих благ (по сравнению с оптимальным уровнем), а негативные побочные эффекты и слабая информированность потребителя часто оборачиваются чрезмерным производством и потреблением того или иного блага за счет избыточного вовлечения ресурсов в отрасль или ее подразделение. Наряду с аллокационной неэффективностью (неоптимальным размещением ресурсов) часто возникает и технологическая неэффективность (так называемая X-неэффективность), т.е. неоправданно высокий расход ресурсов на единицу продукции. Это особенно характерно для не рассматриваемых здесь подробно ситуаций, связанных с неполной информацией, Отклонение уровней продаж и издержек от оптимальных значений предполагает, разумеется, что цены, в свою очередь, не совпадают с теми, которые установились бы при наличии совершенной конкуренции.
Организация, действующая в рыночной среде, обязательно должна покрывать свои расходы доходами, причем жесткое административное регулирование этих доходов в большинстве случаев неоправдано. Если необходимо ослабить заинтересованность в прибыли, предпочтительнее, как правило, ограничивать не возможность превышения поступлений над затратами и даже не размер такого превышения, а лишь право распределять соответствующие суммы между лицами, определяющими стратегию организации. Прибыль в этом случае может образовываться, но ее следует полностью затрачивать на нужды самой организации, например на строительство новых зданий, приобретение оборудования и т.п.
Фиксированный профиль (миссия) и запрет на распределение прибыли - отличительные черты некоммерческих организаций.
Например, некоммерческий университет имеет в условиях развитой рыночной экономики разнообразные источники доходов, от благотворительных пожертвований до выручки от реализации услуг. Цены на некоторые услуги могут не покрывать расходов на их оказание. Это зачастую относится к плате за обучение, которую вносят студенты (если такая плата предусмотрена). Другие услуги, например проведение исследований по заказам предприятий, могут приносить прибыль. Для того чтобы обеспечить экономическое благополучие университета, суммарные доходы из всех источников должны превосходить текущие расходы, иначе не удалось бы финансировать развитие организации и образовывать резервные фонды. Однако учредители университета, даже если это частные лица или предприятия, не вправе превращать свободные средства в свои доходы, коль скоро университет имеет некоммерческий статус. В этом отношении налицо очевидный контраст, например, с акционерным обществом, которое функционирует ради выплаты дивидендов. Кроме того, некоммерческий университет может быть ограничен в праве занятия деятельностью, не являющейся для него профильной, то есть не имеющей прямого отношения к обучению и исследованиям.
Некоммерческими организациями чаще всего бывают учебные заведения, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профиля, симфонические оркестры, музеи, а также религиозные организации, благотворительные фонды и др. Все они, будучи субъектами рыночной экономики, заботятся о собственных доходах, но их экономические интересы подчинены стремлению как можно полнее реализовать свои конкретные миссии. Чтобы добиться этого, экономические интересы некоммерческих организаций сознательно ставятся в сравнительно узкие рамки, а формирование стратегии их деятельности и общий контроль за ее осуществлением возлагаются на тех, кто не может получить персональную выгоду от максимизации прибыли, зато заинтересован в престиже организации и успешном выполнении ею своей миссии.
В результате некоммерческие организации менее, чем предприятия, склонны использовать изъяны рынка в ущерб потребителю. Например, некоммерческий университет, даже если он находится в монопольном положении, склонен, определяя оптимальную численность учащихся, сопоставлять скорее средние, чем предельные, издержки и доход, а значит, при прочих равных условиях, примет больше абитуриентов и установит более низкую плату за обучение, чем учебное заведение, ориентирующееся на извлечение прибыли. Больницы в меньшей степени склонны злоупотреблять информационной асимметрией, если они не стремятся максимизировать прибыль, и т.д.
Кроме того, для некоммерческих организаций, выполняющих социально значимые миссии, в целом характерно пользование налоговыми льготами. Такие льготы представляют собой с точки зрения бюджета недополученные средства, а значит, в определенном смысле эквивалентны общественным расходам. Поэтому даже те негосударственные некоммерческие организации, которые, на первый взгляд, не связаны с общественным сектором и не испытывают его прямого воздействия, нередко бывают в существенной степени интегрированы в него по линии налоговых льгот.
Вместе с тем негосударственные некоммерческие организации являются ближайшими конкурентами общественного сектора во многих областях деятельности, имеющих отношение к изъянам рынка.
3. Масштабы общественного сектора
Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой - доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща, вообще говоря, любому субъекту хозяйства, причем доля частного лица или фирмы в совокупном запасе ресурсов нации, как правило, примерно равна доле их дохода в национальном доходе, по крайней мере в долгосрочном плане. Ведь поток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим или человеческим капиталом) и в эффективно функционирующей рыночной экономике распределяется в соответствии с факторными вкладами. Особенность государства состоит, однако, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля общественного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале.
В странах с развитой рыночной экономикой обычно существует консенсус в отношении того, что перераспределению подлежат скорее доходы, чем факторы производства, которые должны находиться в основном в распоряжении частного сектора. Соответственно удельный вес общественного сектора в доходах и расходах общества в большинстве случаев превосходит его удельный вес как в совокупном капитале, так и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.
В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный сектор, как правило, занимает прочное положение прежде всего в таких отраслях, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство и некоторых других. Предприятия и организации, принадлежащие государству, играют ведущую роль в предоставлении почтовых услуг, в сфере железнодорожных и авиаперевозок (исключениями являются США и в меньшей степени Япония), а в ряде стран, например в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Франции, - и в электроэнергетике. В некоторых странах общественный сектор относительно широко представлен даже в обрабатывающей промышленности. Это касается, в частности, сталелитейной промышленности Австрии, Италии, Франции, Швеции, британской, голландской и французской автомобильной индустрии, судостроения Великобритании, Италии, Испании, Швеции.
Однако, как следует из предыдущего изложения, непосредственная поставка товаров и услуг на рынок является хотя и важной, но все же не основной формой участия общественного сектора в экономической жизни. Роль и масштабы этого сектора наиболее концентрированно выражаются не его долей в совокупном капитале или товарной массе, производимой для реализации, а скорее, удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе, валовом национальном или валовом внутреннем продукте.
В табл. 1.1 представлены данные о доле совокупных расходов общественного сектора в валовом национальном продукте 16 стран, а на рис. 1-1 - тенденции изменения этой доли в шести странах
Таблица 1.1
Доля совокупных расходов государства в валовом внутреннем продукте
Конкуренция — соперничество разных экономических субъектов. На российском рынке запрещаются действия компаний любой формы собственности, которые формируют препятствия для участия иных предприятий во внутреннем товарообороте.
До недавнего времени общие правила поведения на рынке регулировались Федеральным законом № 948-1 “О конкуренции и ограничениях монополистической занятости”. Однако после ухудшения экономической ситуации в стране его отменили. Взамен был разработан и утвержден Федеральный закон № 135 .
Нормативная база
К основным нормативно-правовым актам принято относить:
- ст. 178 УК РФ — регулирует уголовную ответственности в сфере ограничения конкуренции;
- ст. 14.9 КоАП РФ — предусматривает ответственность для органов исполнительной власти;
- Федеральный закон № 135 — описает общие положения;
- Закон 44-ФЗ – регулирует закупки для нужд государства и органов самоуправления на местах.
ФЗ № 135 считается основным законом , поскольку именно в нем подробно изложена тематика преступления, расписаны признаки правонарушения, а также действия специально сформированных антимонопольных структур и правила осуществления государственного контроля.
Что такое ограничение конкуренции
Конкуренция — соперничество в условиях рынка одного предприятия с иным, за счет чего можно говорить о достижении коммерческой выгоды. Как следствие, это приводит к повышению объемов продаж либо спроса на предоставляемые конкретные виды услуг.
Согласно ФЗ № 135 (ст. 4) выделяют такие признаки ограниченной конкуренции :
- сокращение числа экономических субъектов, которые не относятся к одной группе лиц;
- повышение/понижение стоимости продукции, что не обусловлено условия товарооборота;
- определение общих правил товарооборота на рынке договором между участниками либо согласно указу одного лица;
- воздействие на других участников рынка со стороны государственных или муниципальных органов власти (к примеру, в период государственной закупки – заявленные ими требование может противоречить нормативным актам).
Виды и формы
Ограничения могут выражаться в разной форме. К примеру:
- в агрессивной;
- в формировании отрицательных соглашений;
- в отдельных действиях органов исполнительной власти.
Каждая разновидность рассмотрена в таблице:
Агрессивное применение имеющихся преимуществ | В него входит: · диктатура ценовой политики; · не обоснованная каким-либо образом оценка одинаковой группы продукции либо же отмена конкретного популярного товара; · блокировка возложенных согласно соглашению обязательств; · введение каких-либо региональных/территориальных запретов; · действия, направленные на препятствие вхождения на рынок новых предприятий. |
Договорные препятствия | Под этим может подразумеваться: · формирование «картелей» — объединенных компаний, которые предоставляют возможность сохранить текущую независимость, но при этом придерживаться общепринятой политики поведения на отечественном рынке; · согласования не вынужденных условий действия хозяйствующих субъектов и так далее. |
Противоправные действия органов исполнительной власти | В данном случае речь идет о: · противоправных действиях, выраженных в виде утверждения препятствующих нормативных актов; · установлении запретов на реализацию поставленных задач в рамках действующих производственных мощностей; · противоправных действиях по отношении к конкретной компании; · искусственном формировании конкретных предпочтений потребителя по отношению к определенной организации либо предприятию. |
Указанные разновидности являются только основными. На практике они могут выражаться в любой иной форме.
Действия органов власти
ФЗ № 135 запрещает органам исполнительной власти осуществлять действия, а также разрабатывать и принимать акты либо же подписывать договоры, которые в разной степени могут повлечь за собой недопущение или ограничение рыночной состязательности между участниками рынка, а также устранение конкурентов.
Для исключения ограничений конкуренции, исполнительной власти запрещено
:
- вводить различные ограничения и запреты на формирование новых предприятий, выполнение по отношению к действующим компаниям различных ограничительных действий, использование административного ресурса в отношении субъектов хозяйствования в личных интересах или в пользу других компаний;
- препятствовать различными способами нормальной деятельности организаций без наличия весомых на это оснований (беспричинные проверки, необоснованные предписания и прочее);
- пытаться ограничивать свободное перемещение товаров по территории России, в том числе лишать предприятия прав на их покупку, реализацию либо же обмен;
- самостоятельно устанавливать круг партнеров, с которыми фирма должна подписывать соглашения, а также вносить поправки в условиях их заключения;
- внедрять ограничения на права приобретателей продукции либо услуг в вопросе самостоятельного их выбора;
- искусственно формировать такие условия, которые могут ущемлять права некоторых предприятий.
Более того, исполнительная власть не вправе подписывать договоры с действующими компаниями, если это в дальнейшем влечет за собой:
- вынужденное внесение изменения в цены и тарифы других участников рынка;
- фиксацию разных цен либо тарифов на одну и ту же продукцию, если это экономически не обоснованно.
Исполнительной власти категорически запрещается формировать препятствия тем, кто изъявил желание выйти на отечественный рынок.
Примеры ограничений
Если рассматривать примеры препятствования свободной конкуренции со стороны различных субъектов рынка и госвластей, то к основным принято относить:
- принятие противоправного отказа участникам тендера в составлении и дальнейшей подачи заявлений, включая дальнейшее возможное участие в организованной конкурентной процедуре или необоснованное решение об отклонении конкурсных необходимых документов от участия в торгах или тендере;
- вынесение решения об отказе от подписания конкретного контракта с победителем организованного ранее тендера по закупкам либо противоправный отказ от исполнения возложенных обязательств по ранее принятым условиям государственного либо муниципального контракта;
- нарушения выдвинутых требований ФЗ №135 в вопросе информационного обеспечения закупочной деятельности. К примеру, правонарушение правил и периода публикации документации непосредственно по тендеру в специально разработанной единой информационной торговой системе;
- согласование неоправданно заниженных цен на аналогичные товарные позиции между несколькими участниками рынка с целью «выдавить» конкурента;
- демпинг — снижение цен и тарифных ставок ниже экономически обоснованных для увеличения собственной доли на рынке и создания неблагоприятных условий для других компаний;
- сговор между производителями с целью поддержания выгодного для них уровня цен.
Указанные примеры достаточно часто встречаются на практике.
Естественные и искусственные монополии
Хотя закон 135-ФЗ и принято называть антимонопольным, от появления монополий в жизни избавиться невозможно.
Под естественной подразумевается монополия, которая по праву занимает ключевое, преимущественное положение на отечественном рынке и напрямую связана с имеющимися производственными особенностями.
Производственное преимущество выражаться в виде:
- современного дорогостоящего оборудования;
- единоличного права собственности на ключевые ресурсы;
- наличия внушительных производственных мощностей.
В большинстве случаев, под естественной монополией подразумевается серьезная хорошо развитая инфраструктура, в рамках которой функционирование одной компании будет менее затратно с точки зрения себестоимости.
К примеру, электросети, железнодорожные пути сообщения, почтовое обслуживание и так далее. Организация нескольких подобных компаний только повысит затраты на оказание услуг, а значит потребитель будет получать тот же продукт, но дороже .
Под искусственной монополией подразумевается объединение компаний, которые формируются с целью получения коммерческой монополистической выгоды за счет покупателя. По сути, под термином скрывается условное название, которое позволяет отделить предприятия от естественных монополий.
Более того, такая форма монополии специально корректирует текущую структуру рынка, в частности:
- формируют препятствия для исключения вероятности создания новых компаний в конкретной сфере;
- ограничивают имеющихся аутсайдеров в праве доступа к конкретному сырью, в том числе и энергосистеме;
- буквально “забивают” рынок персональной эффективной рекламой;
- инвестируют внушительные средства в персональное развитие (например, открывают новые филиалы без повышения рентабельности, но для ограничения доступа для других субъектов).
Искусственная монополия формируется под конкретные предприятия . К примеру, несколько региональных компаний объединились между собой для препятствия входа на рынок иных фирм в определенной сфере деятельности. Они могут ограничить доступ к ресурсам, задавить рекламами и пр.
Формы ответственности за нарушения
По причине огромного числа правовых документов по рассматриваемой теме, будет целесообразно заострить внимание только на наказаниях за противоправные действия.
В частности, ст. 14.9 КоАП РФ предусматривает наказания непосредственно для должностных лиц госструктур в случае выявления фактов ограничения в конкуренции. Административная ответственность выражается в виде штрафа, размер которого не превышает 50 000 рублей либо дисквалификацию сроком на 3 года.
Предусматривается ответственность в виде:
- штрафа до 500 000 рублей;
- принудительных работ сроком на 5 лет;
- лишения свободы на срок до 7 лет.
Принудительные работы совместно с лишением свободы влекут за собой запрет занимать руководящие должности.
Судебная практика
Как показывает судебная практика, судебные органы имеющуюся буквальную трактовку не используют в процессе разбирательства и подходят к вопросу с точки зрения разумности и обоснованности .
Так, например, в Постановлении ВАС РФ от 16.11.2015 года №А40-188369/2014 в качестве подтверждения устного картельного соглашения судом было рассмотрено приведенное ФАС в качестве доказательства совпадение электронных учетных записей, с помощью которых производилась регистрация заявок на участие в аукционе. Один из участников создавал заявки от своего имени и от имени своего соперника с одного и того же IP. В учет так же приняли и полную идентичность самих заявок. Итог для предприятия: проигрыш в высшей судебной инстанции и штраф.
Случаются также ситуации, когда к ответственности привлекают должностных лиц государственных органов. Например, в деле об организации конкурса на размещение рекламных конструкций суд признал, что неверно указанный адрес размещения объектов рекламы ограничивал конкуренцию и заранее вводил в обман потенциальных участников тендера (Определение ВАС РФ № 303-КГ15-3051 от 24.07.2015 года).
Частные примеры незаконного ограничения конкуренции в сфере госзакупок приведены в видео ниже.
В сегодняшней статье речь пойдет о технических приемах и ловушках, которые используются государственными заказчиками для ограничения числа участников торгов в рамках Федерального закона 94-ФЗ от 21.07.2005 года.
Взаимоотношения Заказчиков с поставщиками сродни боевым действиям. Одни расставляют «мины», а другие их либо находят и прорываются через линию Маннергейма, либо «подрываются» и их заявку отклоняют.
Изобретательности Заказчиков можно только позавидовать, каждый раз они пытаются придумать что-то новое и оригинальное, что в итоге могло бы им помочь не допустить участников, чем-то не угодивших, к процедуре торгов. Ну, или хотя бы привести их количество к минимуму.
Однако, как показала практика большинство способов хорошо известно не только Заказчикам, но и поставщикам. Все всё знают, но опять и снова играют в эту игру. «Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад…» вспоминаются на этот счет строки А.С. Пушкина.
По роду своей деятельности я чаще работаю с поставщиками, нежели с Заказчиками. Могу сказать, что с обеих сторон есть как порядочные организации, так и не очень.
Написать эту статью я решил после очередного обращения Заказчика, который спрашивал, как ему защитить файл pdf, чтобы компании-поставщики не могли копировать из него технические характеристики материалов при заполнении своей заявки. Я задал вопрос: «А что Вам это даст?», и услышал следующий ответ: «Чтобы поставщики вносили их вручную, а не копировали».
Не знаю, на что рассчитывал Заказчик либо на то, что часть поставщиков просто поленятся заполнять эти формы и решат не участвовать, либо допустят ошибки при заполнении и их заявки можно будет отклонить по формальным признакам. Лично меня как поставщика изрядно огорчает такой подход к делу.
Поэтому я и решил написать небольшую обзорную статью, которая надеюсь, поможет многим поставщикам обойти некоторые «подводные камни», а Заказчиков заставит задуматься над тем, насколько это законно и чем чревато.
Самый, наверное, громкий и известный способ – замена латинскими русских букв в наименовании заказов, которые опубликованы на официальном сайте по госзакупкам (zakupki.gov.ru).
Когда всплывают такие факты, меня всегда поражают оправдания ответственных лиц, что это техническая накладка или оплошность исполнителя, который вносил информацию. Иногда очень хочется у них спросить: «Уважаемые коллеги, кого Вы пытаетесь обмануть?». Все прекрасно понимают, что это делается для того, чтобы информацию о заказе смог найти только ограниченный круг участников.
Хорошо, что у нас есть проекты Кирилла Кузнецова (tendery.ru), Ивана Бегтина (ivan.begtin.namе), Виталия Зарудина и Дмитрия Жиркова - «Безопасное Отечество» (nikakixno.ru), Алексея Навального (rospil.ru), находящие эту информацию, и которые её публикуют и предают огласке.
Дальше по списку идет способ, который условно можно назвать «ужасное качество». Это когда качество и разрешение первичных документов, прилагаемых к заказу настолько низкое, что из них ничего невозможно разобрать и понять, наиболее это касается технической документации (чертежи, схемы и т.д.).
Из недавнего могу вспомнить интервью c руководителем Мордовского УФАС – Юлией Попковой, которое было опубликовано на сайте izvmor.ru. Когда проводился открытый аукцион в электронной форме на работы по реконструкции Поводимовской школы, первоначальная цена контракта составляла более 190 миллионов рублей. В аукционе принимали участие четыре компании, но к торгам была допущена только одна, а заявки остальных были отклонены. После того как от участников поступили жалобы, было проведено расследование.
УФАС просто поразилось насколько «некорректно» была размещена проектно-сметная документация. Как говорит Юлия Попкова, просто так просмотреть ее было невозможно. Проектно-сметная аукционная документация была разбита на 250 (!) файлов, причем, что самое интересное, чертежи формата А3 были разделены на 4 части, при том, что отдельные части не были пронумерованы. Сотрудникам УФАС потребовалось более 6 часов (!) и это только на то, чтобы всего лишь сложить этот «паззл» из нескольких сотен частей.
Эта хитрость Заказчика и привела к тому, что участники физически не смогли полностью ознакомиться с технической частью документации, а значит и правильно сформировать свои заявки. Ну, разве это не ограничение конкуренции?
Следующий способ - это установка на документы различных защит и паролей с целью невозможности их копирования или печати. Смотря, как очередной секретарь или тендерный специалист старательно перепечатывает всю информацию вручную, тратит на это целый день, а бывает и несколько, иногда просто сердце кровью обливается. Развлечение, скажу я Вам, не очень приятное. А ведь документы чаще всего довольно большие, по 50-70 листов печатного текста мелким шрифтом. И почти всегда текст изобилует специальными символами и знаками.
В такой ситуации выход один – сломать эти пароли. На просторах интернета можно найти достаточное количество платных, и даже бесплатных программ, которые с успехом справятся с этой задачей. Либо смело обращаться в ФАС, так как данные ограничения являются нарушениями законодательства.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства № 646/21н от 14.12.2010 г. были утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом.
Ч. 8 данного Положения говорит следующее «…файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств».
В нашей стране нарушение норм законодательства о размещении заказов влечет за собой наказание в виде наложения административного штрафа. Если Заказчик устанавливает пароли и защиту на файлы, он нарушает ч. 7 ст. 16 Закона о размещении заказов. Это содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, что влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 тыс. рублей; на юридических лиц — 50 тыс. рублей.
Есть ещё один способ, о нем я узнал от одного из своих коллег, который также можно отнести к способам шифрования. В файле excel устанавливается защита отдельных ячеек. В своей практике я лично с ним не сталкивался, но способ заключается в следующем. Таблица с техническими характеристиками оборудования (материалов и т.д.) реализована в формате excel, состоит из двух столбцов. В первом столбце – требования заказчика, а второй с пустыми ячейками, предназначен для заполнения поставщиками.
Как поступает большинство? Очень просто: копируют первый столбец и вставляют данные во второй с некоторыми поправками. И вот, если в первом столбце на какое-то количество ячеек с данными поставлена защита от копирования, то эта часть данных не скопируется. А при большом объёме таблиц и документов участник этого не увидит, а может быть, не обратит внимания. Печальный итог – заявка отклонена.
Уважаемые поставщики, будьте внимательнее! Внимательно читайте и проверяйте то, что Вы заполняете и копируете. Я лично на своем опыте убедился — все документы надо тщательно прочитать, изучить и даже лучше не один раз.
И последний способ, о котором я Вам сегодня расскажу. Он называется «прятки». То, как он называется, говорит само за себя. Заказчик прячет самые важные аспекты в документации. А иногда в несоответствующих разделах. Или прописывает какие-то важные вещи в неявном виде. Бороться с этим можно только тем «лекарством», что и в предыдущем способе. Внимательно (!) и вдумчиво читать все документы, даже, как кажется, не представляющие интереса. Если что-то не ясно, отправляйте запросы Заказчику, чтобы он разъяснил какие-то положения документации.
На этом моя небольшая статья подошла к концу. Если она поможет хоть одному поставщику избежать «граблей», случайно оставленных Заказчиком, то буду считать, что мой труд был не напрасным. Желаю Вам удачи и новых побед!
Конкуренцией называют соперничество экономических субъектов. На рынке не допускаются действия какого-либо предприятия, создающие препятствия для участия других компаний в товарообороте. Ранее общий порядок поведения на рынке устанавливал соответствующий нормативный акт № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности " от 1991 г. Однако ввиду изменившейся экономической ситуации он был отменен. Вместо него действует другой (№ 135 от 2016 г.). Рассмотрим особенности применения его положений.
Ограничение конкуренции
Признаки этого явления предусмотрены в нормативном акте № 135. Как характеризуется ограничение конкуренции? Статья 4 указанного нормативного акта содержит следующие признаки:
- Сокращение количества экономических субъектов, не относящихся к одной группе лиц.
- Уменьшение или повышение стоимости товара, не обусловленные изменениями условий обращения продукции на рынке.
- Отказ экономических субъектов, не относящихся к одной группе, от самостоятельных действий.
- Определение общих правил товарооборота на рынке соглашением между участниками или на основании указаний одного лица, или при согласовании предприятиями своих действий.
В процессе деятельности экономических субъектов могут возникать и иные факторы, создающие возможность для какой-либо компании или нескольких фирм воздействовать на условия товарного обращения в одностороннем порядке. Например, соответствующие обстоятельства могут появиться в ходе муниципальной или государственной закупки. Ограничение конкуренции в таких случаях выражается в установлении местными или госорганами власти требований к экономическим субъектам или товарам, не предусмотренных нормативными актами.
Запреты
Согласно нормативному акту о конкуренции и ограничении монополистической деятельности , не допускаются соглашения либо согласованные действия предприятий на рынке, если они могут привести либо вызвали:
- Поддержание/установление тарифов/стоимости, надбавок, скидок.
- Снижение, повышение, сохранение цен на торгах.
- Раздел рынка по объему реализации, территориальному признаку, ассортименту продукции, составу заказчиков/покупателей или продавцов.
- Технологически или экономически необоснованный отказ от совершения сделок, если он прямо не устанавливается нормативными актами.
- Навязывание контрагенту условий, для него невыгодных или не связанных с предметом договора.
- Технологически, экономически или другим образом не обоснованное установление разных цен на один товар.
- Прекращение/сокращение производства продукции, на которую есть спрос или на поставку которой размещены заказы при возможности рентабельного ее выпуска.
- Создание препятствий для доступа на рынок либо выхода из него для других фирм.
- Установление условий участия/членства в профессиональных либо других объединениях, если это приводит или может вызвать недопущение, устранение, , установление необоснованных критериев для членства, выступающих препятствием для участия в платежных либо других системах, без чего субъекты, соперничающие друг с другом, не в состоянии предоставить требуемые финансовые услуги.
Методы
Ограничение конкуренции может осуществляться разными способами. К наиболее распространенным методам следует отнести:
- Злоупотребление доминирующим положением.
- Оформление соглашений или согласование действий предприятиями с целью оказания воздействия на состояние рынка.
В первом случае выражается в:
- Установлении/сохранении высокой/низкой стоимости продукции.
- Изъятии товара из обращения, в результате чего увеличилась его цена.
- Навязывании невыгодных условий сделки контрагенту.
- Необоснованном сокращении/прекращении выпуска продукции при наличии на нее спроса.
- Установлении необоснованно высоких цен на предоставляемые финансовые услуги.
- Создании дискриминационной обстановки на рынке.
- Формирование препятствий для доступа к товарообороту или выхода из него другим предприятиям.
- Нарушении ценообразования, закрепленного нормами.
Согласованные действия
Закон о конкуренции и ограничении монополистической сферы устанавливает запрет на создание такой ситуации на рынке, при которой соперничающие фирмы, не оформляя соглашения об образовании картеля, действуют сообща. При этом результаты такого поведения соответствуют интересам каждого предприятия, если они ставят друг друга в известность о принимаемых решениях. Следует учесть, что не выступают как ограничение конкуренции действия, вызванные одинаковыми для фирм обстоятельствами. К примеру, изменение стоимости продукции на мировом рынке, регулируемых налогов/тарифов, спроса на товары.
Неправомерные соглашения
В качестве них нормативный акт сферы рассматривает договора, в соответствии с которыми:
- Участники рынка устанавливают определенные цены для приобретения или продажи изделий.
- Регулируется объем реализации и покупки продукции для влияния на ее стоимость.
Таким образом, в качестве объекта соглашений могут выступать:
- Условия реализации.
- Ценообразование.
- Использование патентов.
- Сферы влияния.
- Регулирование производственного объема.
- Согласование правил сбыта товара.
- Наем работников.
Исключения
В ряде случае нормами допускается обоснованное ограничение конкуренции. По 223 нормативному акту (от 18.07.2011 г.), оно разрешено, если обуславливается реальными нуждами заказчика. При этом действия экономических субъектов не должны противоречить Положению о приобретении услуг, работ, продукции отдельными юрлицами.
Сложности
Таким образом, основным условием допущения ограничения конкуренции выступает обоснованность. Ни один правовой акт, действующий в стране, не раскрывает этого понятия. Между тем этот вопрос очень важен. Его актуальность обуславливается тем, что любое требование, установленное заказчиком, всегда будет ограничивать конкуренцию, исключая предложения, которые ему не соответствуют. Без особых сложностей будет решаться вопрос, если специфика рынка такова, что существуют требования, вытекающие из положений законодательства. Например, они могут быть связаны с обязательностью лицензирования, наличием техрегламента на продукцию и так далее. Проблемы возникают в случаях, когда предписаний в нормативных актах нет.
Если рассматривать вопрос в теоретическом плане, то ответ на него можно найти в ст. 2. В соответствии с ней, при закупке услуг, продукции, работ заказчики руководствуются конституционными принципами, ГК, прочими нормативными актами. В число последних, в частности, входит Положение, регламентирующее порядок совершения сделок. Оно выступает в качестве документа, регулирующего требования к закупке, правила организации и проведения процедур, оформления и исполнения договоров и прочие условия.
Спорный момент
Рассматривая вопрос об обоснованности ограничения конкуренции, необходимо учесть положения нормативного акта № 135. В ст. 17, ч. 1 установлен ряд запретов. В частности, в ходе торгов, запроса котировок, предложений, не допускаются:
- Координация организаторами/заказчиками деятельности участников.
- Создание для кого-либо преимущественных условий, в том числе посредством обеспечения доступа к информации, если другое не предусматривается нормативными документами.
- Нарушение порядка выявления победителя.
- Участие организаторов, заказчиков, их работников в запросе котировок, предложений или в торгах.
При буквальном толковании приведенных выше предписаний становится ясно, что установить какие-либо требования к продукции, участникам, условиям соглашений невозможно, поскольку любое из них будет ограничивать конкуренцию.
Решение вопроса на практике
Как показывает анализ арбитражных дел, суды буквальную трактовку положений не используют. При этом установление требований, не соответствующих Положению, приводит к проигрышу споров по жалобам. К примеру, в этом документе закреплено, что те или иные условия предусмотрены только в случае закупки сверх какой-либо суммы. Предъявление квалификационных требований ниже нее будет незаконным. В делах, рассмотренных ФАС, ограничение конкуренции
используется в комплексе с понятием разумности. Если требование, которое устанавливает заказчик, не вытекает из предмета сделки либо проекта контракта, при наличии жалобы от контрагента его действия будут, скорее всего, расценены как нарушение.
При установлении любого требования заказчику необходимо оставаться в пределах Положения. Он должен следить за тем, чтобы ни одна норма не была формально нарушена. Если в организации есть такие локальные акты, как техническая политика, а требования, в том числе и по качеству, вытекают из нее, то доказать обоснованность условий будет легче. Специалисты рекомендуют также провести согласование с компетентными структурами. В качестве них может выступать закупочная комиссия или экспертная группа.
При определении требований не следует забывать и об их "измеряемости". Однозначного определения этого понятия нет. Однако практика показывает, что измеряемыми будут считать требования, которые или являются численными, или подтверждены документами, предоставленными не заказчиком. К последним относят допуск, лицензию и так далее.
Ограничение конкуренции по 44-ФЗ
Ст. 8 указанного нормативного акта устанавливает принцип соперничества. Норма гарантирует любым заинтересованным субъектам возможность участвовать в закупках. В пункте 2 ст. 8 говорится о ценах. Положения устанавливают принцип конкурентной стоимости, неценовой конкуренции с целью выявления лучших закупочных условий. В случае нарушения норм, а также при выдвижении необоснованных требований к участникам, совершении действий заказчиками, противоречащих федеральным правовым актам, предусмотрена ответственность.
Картели
Они считаются одним из самых опасных нарушений антимонопольных законов. Картельный сговор - это экономическое преступление. Оно причиняет ущерб и потребителям, и предприятиям, и всему народнохозяйственному комплексу страны в целом. Картели:
- Приводят к захвату рынка определенными субъектами.
- Ограничивают конкуренцию.
- Влекут установление одной обязательной для участников соглашения стоимости продукции.
- Подавляют внешнюю конкуренцию (не допускают на рынок компании, не участвующие в соглашении).
- Влекут извлечение более высокого, чем средний, дохода за счет потребителей.
Запреты для властных структур
Действующее законодательство не допускает принятие актов, совершение бездействий/действий компетентными органами, предусматривающих:
- Введение квалифицирующих требований к процедуре создания предприятий.
- Установление запретов либо ограничений на ведение определенных видов деятельности либо выпуска отдельных типов продукции.
- Создание необоснованных препятствий для работы фирм.
- Установление запретов или ограничений на свободное перемещение продукции по территории РФ, ее приобретение, реализацию, обмен.
- Указания экономическим субъектам о первоочередных поставках для отдельных категорий потребителей/заказчиков либо о подписании договоров в приоритетном порядке.
- Установление ограничения по выбору предприятий для покупателей.
Уголовная ответственность
Наказание за ограничение конкуренции устанавливается, если оно повлекло крупный ущерб для организаций, граждан, государства или позволило нарушителю норм извлечь доход в крупном размере. Санкции за указанное деяние устанавливает ст. 178 УК. Состав преступления считается материальным. Деяние будет признано завершенным, если последствием ограничения конкуренции станет крупный ущерб.
Целью преступления является сведение к минимуму или полное устранение состязательности экономических субъектов. Методы ограничения конкуренции могут использоваться самые разные. Как правило, создаются реальные препятствия для вхождения на рынок других экономических субъектов или формируются такие условия, при которых их участие в товарообороте становится минимальным.