Обзоры рынка. Открытие пункта выдачи заказов по франшизе. Экспресс-доставка для интернет-магазинов

Data Insight подготовила исследование «Постаматы и пункты выдачи в электронной торговле» . В нем собраны основные цифры и характеристики рынка, крупнейшие игроки, общее распределение точек самовывоза по макрорегионам, результаты онлайн-опроса пользователей ПВЗ/постаматов о том, почему они предпочитают самовывоз другим способам доставки.

В составе:

  • Классификация точек выдачи
  • Основные игроки сегмента
  • Распределение точек по ключевым игрокам и макрорегионам
  • Портрет потенциального потребителя услуг ПВЗ

Ключевые цифры:

  • 41 919 отделений Почты России (из них 24% городские, остальные - сельские и поселковые)
  • 6000 неспециализированных пунктов выдачи (салоны сотовой связи)
  • 3000 точек у специализированых компаний (+100% рост за 2016 год)
  • 850 постаматов
  • 29 миллионов заказов в сторонние ПВЗ (15% от рынка) за 2016 год

Тренды на рынке:

  • Специализированные игроки подключают непрофильные бизнесы в качестве пунктов выдачи (например, цветочные, шиномонтаж)
  • Быстрее всего растут специализированные сети (логистические компании), а непрофильные не растут вообще
  • На рынок сетей самовывоза заказов входят новые игроки
  • Растет число магазинов, осуществляющих доставку в сторонние ПВЗ

Характеристика рынка:

  • Доступ к услугам постаматов и ПВЗ есть у более чем 70% населения страны
  • Развитие числа постаматов и ПВЗ по регионам неравномерно по населению и территории
  • В сумме на топ-10 регионов по количеству ПВЗ приходится половина (48%) всех ПВЗ
  • В среднем, ПВЗ расположены лишь в 16% населенных пунктов в макрорегионе (МО - 56%, Красноярский край - 6%)
  • В 24 регионах представлены точки всех 13 сетей ПВЗ, а за пределами региональных центров только в Краснодарском крае и Ярославской области есть все представители пунктов выдачи
  • Разброс по плотности проникновения ПВЗ в регионах составляет от 9000 человек на 1 ПВЗ в Питере до 37 000 человек на точку в Крыму
  • Разброс по постаматам находится в пределах от 68 тысяч человек в Московской области до 1,6 млн человек в Северо-Кавказском федеральном округе

Способы доставки заказов

Выбор способа доставки интернет-покупки — это ежедневная дилемма. В среднем респонденты указывают 3 способа получения, активные онлайн-покупатели не лояльны к каналу доставки, а предпочитают выбирать в зависимости от обстоятельств (размер посылки, ее вес, стоимость, временной отрезок доставки и пр.). Все опрошенные имеют опыт использования нескольких вариантов доставки.

Три четверти опрошенных хоть раз получали заказ через автоматизированный терминал выдачи — постамат. 69% пользовались пунктами выдачи заказов. Больше половины (56%) хотя бы раз за последний год заказывали доставку курьером, а 50% пользовались Почтой России для получения интернет-заказов. 28% забирали покупку в магазине и 16% через терминал транспортной компании.

Если посмотреть на ответы в разрезе по размеру города проживания респондента, то увидим, что единственный канал, где забирают посылки одинаково часто, — ПВЗ. Доля пользования постаматами растет с увеличением размера города, в котором проживает покупатель. Жители столиц закономерно меньше получают отправления через Почту России (36% против 53% в небольших городах) и через транспортные компании (8% против 19% в небольших городах), они предпочитают курьера (57% против 36%) или забрать заказ в оффлайн-магазине (29% против 18%).

58% респондентов (активных пользователей ПВЗ) предпочитают ПВЗ/постамат другим способам доставки, несмотря на стоимость доставки и время на дорогу до пункта получения. Пятая часть оценивает, какой канал получения заказа выбрать, сравнивая стоимость доставки. 80% из них выберут ПВЗ/постамат, если разница в цене на доставку будет до 200 рублей по сравнению с альтернативным способом (курьер). Стоимость важна подавляющему большинству пользователей. Всего лишь для 5% играет роль только время на получение заказа.

Среди тех, для кого важным фактором является время, за которое они получат заказ, 84% не готовы тратить более 30 минут на получение заказа. Из них 33% хотят получать заказ быстрее, чем за 15 минут.

Почему выбирают ПВЗ

Мы увидели, что основные причины выбора ПВЗ — это психологический комфорт получения заказа и низкая стоимость доставки. Именно по этим причинам потребитель выбирает доставку в ПВЗ и постамат. При этом обязательным фактором для выбора постаматов и ПВЗ является удобство расположения, график работы точки и наличие дополнительных опций (в т.ч. прием карт).

Мы спросили у респондентов, почему они выбрали именно ПВЗ/постамат, а не иную форму получения заказа. Среди вариантов ответа было «удобство пункта», после чего их попросили уточнить, что это для них значит.

Для пользователей ПВЗ удобство — это в первую очередь расположение (близко к дому/работе) — его отметили 64%. Почти в 2 раза менее популярным фактором является график работы (37%). Третье место по популярности делят стоимость (дешевле, чем в других каналах) и отсутствие спешки при получении — «никто не беспокоит, можно спокойно получить и рассмотреть покупку» (по 21%). Пятая часть респондентов предпочитает ПВЗ другим вариантам доставки из-за более низкой стоимости.

Выбор постаматов как наиболее удобного способа доставки также чаще всего обусловлен их близостью к дому/работе (65%) и подходящим графиком (47%). На третьем месте отмечена оплата картами (43%), а следом, с минимальным отрывом в 6%, представлен вариант «не надо ни с кем разговаривать, чтобы получить интернетзаказ» (37%).

Доля ответов пользователей постаматов, что удобство заключается в возможности частично или полностью отказаться от товара, близка к нулю. Тогда как для пользователей ПВЗ эти факторы более важны, хотя их процент в сравнении с другими вариантами невелик (можно отказаться от товара частично (7%), полностью (12%)).

По сравнению с ПВЗ, у постамата понятие «удобный» более многогранно. Разница между лидирующими вариантами «в чем для вас удобство постамата» в 2 раза меньше, чем между соответственными для вопроса «в чем для вас удобство ПВЗ», где явное предпочтение отдается 2 вариантам ответа из 12 предложенных (причем можно было выбрать до 3 вариантов).

Четверть респондентов вне зависимости от способа получения (ПВЗ или постамат) и от города проживания отмечает, что время, когда им удобно получить посылку, зависит от конкретной ситуации.

Сколько времени тратят

Около половины респондентов (44%) тратят менее 15 минут на получение заказа в постамате. Это в полтора раза больше, чем количество тех, кто тратит столько же в ПВЗ (31%). От 15 минут до получаса требуется для получения онлайн-посылки для 38% и 39% получающих в ПВЗ и постамате соответственно.

Что получают

Мы попросили респондентов описать их последнюю покупку в ПВЗ по стоимости, характеру покупки, времени ее ожидания, размеру. Это позволяет нам описать «портрет» покупки, которую чаще всего забирают из пунктов выдачи заказов.

Две трети покупок — дешевые, причем то, что покупка была дорогая, отметили только 16% опрошенных. Три четверти отправлений описаны покупателями как стандартные, уникальных только 15%. Более половины заказов (55%) были срочными, четверть же покупателей готовы были ждать. Подавляющее большинство посылок — небольшие по размеру, всего 10% отмечены как крупногабаритные. Молодые люди (18-24 года) чаще, чем другие возрастные категории, используют слова «дорогая», «срочная», «уникальная», причем доли таких покупок уменьшаются с увеличением возраста опрошенных.

Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост

Постаматы в силу ряда ограничений есть и всегда будут только дополнительным сервисом к курьерской доставке. Да, они несколько дешевле, но, во-первых, далеко не для всех покупателей вопрос экономии является ключевым. Для многих важнее фактор удобства: тебе не надо самому куда-то идти, можно лежать на диване и ждать, когда курьер придет к тебе сам. К тому же можно отказаться от товара, если он тебе не понравился, чтобы потом не морочить себе голову возвратом. Во-вторых, в России большой востребованностью пользуется доставка с примеркой, и поэтому все больше интернет-магазинов делают ее возможной для своих покупателей. Постаматы эту услугу предоставить не могут. И третье ограничение - это величина отправления: даже самый маленький пуфик или чемодан не влезут в ячейку постамата, поэтому крупные посылки никогда не будут доставляться таким образом.

Что касается ПВЗ, здесь надо отталкиваться от того, какого уровня этот ПВЗ. Если хороший, удобный, чистый, с примеркой и возвратом, да, это удобно. Но хороший ПВЗ не будет дешевым. Он сопоставим по цене с курьеркой. А плохой и дешевый ПВЗ - на шиномонтаже или цветочном магазине - имеет почти все те же ограничения, что и постамат, только еще больше. Вы, например, можете прийти и поцеловать дверь цветочного магазина, потому что его хозяин все цветы распродал и счастливый ушел домой, а на вашу посылку ему наплевать, для него это не основной бизнес. Так что все разговоры о том, что «Постаматы и пункты выдачи заказов умеют чуть больше, чем классические способы доставки, и предлагают конечным получателям более высокий уровень сервисного обслуживания» , как пишут некоторые участники исследования, это, мягко говоря, лукавство.

Допустим, через ПВЗ и постамат теперь тоже можно осуществлять возврат - а мерять то где? Ну, туфли, пожалуй, можно прямо на месте, подумаешь, носками пол протереть на шиномонтаже (туда тоже теперь привозят посылки), а платье или блузку девушкам? На глазах радостного хозяина цветочного магазина? Или в туалете торгового центра? Все равно придется идти домой и потом возвращаться, чтобы засунуть не подошедший товар обратно в ячейку. Но заплатить то все равно придется за весь заказ, а потом ждать возврата. Жалоб на ПВЗ гораздо больше, чем на курьеров, это статистика.

Услугами ПВЗ и постаматов пользуются те, кто по каким-то причинам не любят общаться с курьерами, или у кого разъездной характер работы, ну или же пункт у них прямо в доме и никуда ездить не надо. Но тех, кому приятнее общаться с живым человеком, а не с железной коробкой, все-таки больше. К тому же большинство посылок доставляется заказчикам не домой, а на работу, людям так удобнее, они не подстраиваются под время прибытия курьера и не тратят время на поход в ПВЗ.

Полная презентация исследования

Новости «Петрович» пошел на обгон 03 Марта, в 11:07

Постаматы и пункты выдачи заказов прочно закрепились на российском логистическом рынке. Согласно результатам опроса аналитического агентства Data Insight , в котором приняли участие более 18 000 активных онлайн-покупателей, 8 000 из них совершили последнюю покупку в ПВЗ или постамате.

По данным аналитиков, на начало 2017 года в России установлено 850 постаматов, а по итогам 2016 года количество пунктов выдачи выросло в два раза. Больше всего пунктов выдачи заказов и постаматов оказалось в Приволжском ФО.

Сейчас покупателям по всей России доступны 9 тысяч уникальных точек, 3 тысячи из которых являются специализированными точками получения заказа, а остальные – магазины торговых сетей с возможностью получения покупок из других магазинов.

"ПВЗ нет в каждом шестом населенном пункте с численностью более 10 000 человек, из них 47 городов, 73 поселка городского типа, а остальные 67 - сельские населенные пункты. Более мелкие населенные пункты охватываются отделениями Почты России", – отмечают аналитики.

Распределение ПВЗ/постаматов по крупнейшим сетям:

По оценкам агентства, 29 млн посылок прошло через сторонние ПВЗ за 2016 год – примерно 15% от всего внутрироссийского рынка заказов. При этом чаще всего россияне выбирают для получения покупок постаматы. На втором месте оказались ПВЗ, а на третьем – курьерская доставка.

Среди основных преимуществ ПВЗ и постаматов опрошенные отмечают дешевизну, а также возможность более четко планировать день – нет необходимости ждать курьера. Кроме того, плюсом для респондентов является безопасность и комфорт – не надо пускать к себе в дом курьера, никто не видит, что именно привезли.

Предпочтения пользователей в зависимости «скорость/цена»:

Основная причина выбора конкретной точки выдачи – удобство расположения. Также покупатели отдают предпочтение пунктам, в которых можно расплатиться банковской картой, и есть возможность проверить товар перед получением.

У 44% респондентов на получение заказа в постамате уходит менее 15 минут. Это в полтора раза больше, чем количество тех, кто тратит столько же в ПВЗ (31%). От 15 минут до получаса требуется для получения онлайн-заказа для 38% и 39% получающих в ПВЗ и постамате соответственно.

Характеристика последней покупки респондентами:

По словам гендиректора сети постаматов PickPoint Надежды Романовой , в 2016 году произошло окончательное закрепление постаматов как самостоятельного канала доставки для онлайн- ритейла. "Опыт использования терминалов для получения заказов уже приобрели более 50% российских онлайн-покупателей по всей стране", – рассказала она.

Эксперт отметила, что постаматы и пункты выдачи предлагают конечным получателям более высокий уровень сервисного обслуживания. "В этих точках реализованы функции оплаты банковскими картами и наличными средствами, запущена услуга возврата неподошедшего товара. При этом в постаматах услуга по возврату товаров заменяет частичный выкуп и примерку", – добавила Романова.

Ранее в Data Insight о главных трендах на российском логистическом рынке. Аналитики отметили, что на рынке появляются «универсальные» логистические компании, которые предлагают клиентам непрофильные услуги. При этом пункты выдачи заказов стали обязательным атрибутом не только логистов, но и онлайн-магазинов.

Аналитический Отчет (полная версия)

Апрель 2016

Обзор рынка

Апрель 2016 года

Экспресс-доставкой является доставка в течение 1-4 дней грузов документарного и недокументарного характера. По оценке экспертов J’son & Partners Consulting, российский рынок экспресс-доставки в 2015 году составил 54,6 млрд рублей. На рынке наблюдается увеличение зависимости рынка от интернет-торговли, что объясняется заметным развитием услуг доставки для интернет-магазинов. Уровень конкуренции на рынке оценивается как высокий: присутствуют как международные компании, так и локальные операторы доставки.

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка экспресс-доставки в Российской Федерации.

Рынок экспресс-доставки представляет собой сегмент рынка транспортно-логистических услуг. Согласно принятой в Европе классификации, основными сегментами рынка транспортно-логистических услуг являются:

  • грузоперевозки и экспедиторские услуги;
  • комплексные логистические услуги, включающие услуги по хранению и дистрибуции товаров;
  • управленческая логистика, в том числе услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов.

В Российской Федерации основная доля рынка транспортно-логистических услуг приходится на грузоперевозки.

Мировой рынок экспресс-доставки

По итогам 2015 г. мировой рынок экспресс-доставки вырос на 12 % и составил 242 млрд долл. CAGR 2011-2016 гг. составил 0,6 %. По имеющейся информации, в отрасли присутствует более 581 тыс. компаний и работает более 2,4 млн человек. Основным драйвером роста рынка является развитие электронной коммерции. Крупнейшими компаниями экспресс-доставки на глобальном рынке выступают UPS, FedEx, Deutsche Post DHL, Yamato Holdings и TNTExpress.

Рынок экспресс-доставки в РФ

Российский рынок экспресс-доставки показывает стабильный рост: по оценке экспертов J’son & Partners Consulting, в 2015 г. рынок вырос на 5 %; CAGR 2011-2015 гг. составил 15,6 %.

По оценкам отраслевых экспертов, основной объем рынка приходится на 8-10 крупнейших игроков. В индустрии наблюдается стагнация в B2B-сегменте и замедление темпов роста B2C-сегмента. В 2016 г. ожидается небольшое сокращение объемов рынка в связи с экономической обстановкой, пониженной покупательной способностью населения и сокращением темпов роста интернет-торговли в России.

Основные события на рынке экспресс-доставки

Среди основных событий рынка экспресс-доставки в последнее время можно выделить:

  1. Курьерский сервис TopDelivery купил оператора пунктов выдачи заказов Maxima Express. В компании ожидают, что приобретение Maxima Express сможет обеспечить рост операционной рентабельности на 20 %. Компании будут работать под брендом TopDelivery.
  2. Компания Hermes, логистическое подразделение OttoGroup, выкупила долю своего партнера DPD в российском совместном предприятии Hermes-DPD.
  3. Летом 2015 г. китайский онлайн-ритейлер JD.com вышел на российский рынок и объявил о начале стратегического сотрудничества с «Почтой России» и SPSRExpress.
  4. В июле 2015 г. «Яндекс.Маркет» запустил сервис «Яндекс.Доставка».
  5. В октябре 2015 г.крупнейший российский интернет-сервис объявлений Avito купил агрегатор доставок Checkout.
  6. В Новосибирске открылся новый сортировочный центр SPSR Express. Также в феврале компания запустила опцию оплаты банковской картой.
  7. Оператор Pony Express открыл логистический центр во Владивостоке.
  8. В сентябре 2015 г. IML стала партнером AliExpress по доставке товаров в Россию.
  9. В феврале 2016 г. сервис для заказа такси Gett объявил о запуске курьерской службы.
  10. В марте 2016 г. АКИТ и «Почта России» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.
  11. Nike открыла интернет-магазин для России; локальным партнером компании стала DPD.

Экспресс-доставка для интернет-магазинов

Эксперты J’son & Partners Consulting выделяют растущий сегмент рынка, специализирующийся на доставке для интернет-магазинов. Основным драйвером роста данного сегмента является развитие интернет-торговли, несмотря на экономическую рецессию.

Среди наиболее заметных компаний, специализирующихся на доставке для интернет-магазинов, можно выделить:

  • Boxberry;
  • Axiomus;
  • «Макси-пост»;
  • «Алгоритм»;
  • Shop-Logistics;
  • B2CPL;
  • Top-Deliveryи другие.

Развитие постаматов

На рынке экспресс-доставки в РФ также выделяются игроки, развивающие сети автоматизированных почтовых станций (почтоматов/постаматов) - терминалов с автоматизированными ячейками для хранения и выдачи товара. Эти устройства позволяют существенно повысить эффективность в точке «последней мили» транспортно-логистических услуг, а также существенно облегчают процесс возврата товаров.

По оценкам J’son & Partners Consulting, в ближайшие годы российский рынок постаматов ожидает бурный рост, который будет обусловлен стремлением интернет-магазинов к сокращению логистических издержек и повышению качества сервиса, а покупателей - к удобству. Так, например, у компании PickPoint база уникальных покупателей на конец 2015 года составила 2,2 млн человек, увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2014 годом.

На российском рынке экспресс-доставки эксперты J’son & Partners Consulting отмечают следующее:

  • На рынке наблюдается высокий уровень конкуренции, что способствует улучшению качества сервиса. Значимую роль играет также ценовой фактор.
  • В 2011-2015 гг. российский рынок экспресс-доставки показывает увеличение, однако темпы роста сокращаются. В 2016 г. ожидается небольшое падение рынка вследствие текущей экономической неопределенности.
  • Основной движущей силой роста рынка является развитие интернет-торговли в России; основной барьер - экономическая ситуация в стране. Важным следствием позитивного роста интернет-торговли стало развитие сегмента постаматов, способного снизить издержки игроков рынка экспресс-доставки.

Мнение представителей сегмента

В рамках подготовки исследования специалисты J"son & Partners Consulting опросили представителей рынка экспресс-доставки.

Комментарий Центра исследований SPSR Express:

Текущий объем аутсорсинговой логистики составляет около 50 млрд рублей, без учета доставки «Почтой России». Потенциальная емкость рынка, включающая весь аутсорсинг и затраты на собственную логистику компаний (содержание курьерских и экспедиторских служб), оценивается нами в 118 млрд рублей. В 2016 году мы ожидаем сокращения рынка на 5-10 %. После кризиса мы будем наблюдать рост рынка от 5 % в сегменте B2B до 20 % в сегменте B2C.

За 2015 год мы наблюдали стагнацию сегмента B2B рынка экспресс-доставки и замедление темпов роста сегмента B2C.

Падение в количестве отправлений (B2B) было компенсировано ростом тарифов, ключевые игроки показали разнонаправленную динамику (некоторые нарастили выручку, некоторые сократили).

Мы являемся одним из лидеров рынка, с хорошо развитой маршрутной сетью и инфраструктурой. Основной объем рынка приходится на 8-10 крупнейших игроков.

Основной тренд - развитие сегмента электронной коммерции, в первую очередь трансграничной. Проникновение интернета в удаленные регионы, переход офлайна в онлайн дают возможность сегменту B2C расти даже во время кризиса.

  1. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Основным драйвером в ближайшее время будет развитие рынка e-Commerce. Это ставит новые задачи для логистов: вместо классической доставки B2B - в течение рабочего дня в офис, при этом получатель всегда (или почти всегда) готов принять отправление, мы переходим в сегмент B2C, в котором получателем является физическое лицо. Это накладывает определенные требования по сервису: только 40 % получателей готовы согласовывать время получения с интервалом 1 час, а лучший сервис из предлагаемых достаточно широко (3-часовые интервалы) удовлетворяет только 60 % получателей. А это возможно при хорошей IT-поддержке и/или при доставке курьером отправлений в пределах квартала города. Также высока потребность в доставке в вечернее время и в выходные дни.

В качестве антидрайвера можно назвать развитие электронного документооборота, как фактора, снижающего потребность в доставке корреспонденции.

Бездеткин Алексей, коммерческий директор Boxberry

  1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

В 2014 году объем рынка составлял 54 млрд рублей, в условиях экономической неопределенности и замедления динамики спроса в 2015 году прирост составил не более 5 %, то есть до 56-57 млрд рублей. Ограничивающими факторами развития стали стагнация производства, снижение темпов роста реальных доходов населения, падение цен на нефть.

Есть и другие факторы, которые замедляют рост рынка экспресс-доставки. Во-первых, обострилось давление конкурентов на клиентов. Это и ценовой демпинг, и внедрение новых логистических маршрутов, новых технологий, и многое другое.

Во-вторых, из-за кризиса клиенты снижают объемы отправок, сокращают бюджет на экспресс-почту, выбирают более экономичные варианты доставки.

В-третьих, многие компании не были готовы к демпингу и снижению объемов, поэтому испытывают проблемы, начинают жить на оборотные средства или уже ушли с рынка.

Самый растущий сегмент рынка - экспресс-доставка товаров компаний дистанционной торговли. Несмотря на замедление роста, e-commerce остается основным драйвером рынка и окажет основное влияние на развитие экспресс-доставки в 2016 году. Никто не ожидает от экспресс-доставки существенного роста в 2016 году, но при этом у участников рынка есть шанс нарастить свою долю, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике.

  1. Как, по вашим оценкам, изменился рынок за последний год?

Рост рынка замедляется, растет доставка товаров из-за рубежа, лидером в этом направлении является Китай.

Соотношение количества заказов между столицами и регионами смещается в сторону регионов. При этом доля доставок в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках остается на довольно высоком уровне (60-70 % от общего числа).

Мы доставляем около 10-12 % всех заказов e-Commerce, которые приходятся на коммерческие службы доставки (исключая объем заказов «Почты России»), уверенно входим в пятерку лидеров этого рынка. Доля компании на рынке ежегодно растет: даже в кризисный 2015 год мы показали рост выручки более чем на 65 % к 2014 году. Помимо этого, мы активно развиваем сеть пунктов выдачи (сейчас их 570, до конца года откроем еще 500 новых точек), разрабатываем новые услуги для клиентов. В 2015 году мы запустили курьерскую доставку собственными силами в 100 городах России, начали оказывать услуги доставки для физических лиц.

От столиц к регионам конкуренция ослабевает: исторически компании старались бороться за рынок Москвы и Санкт-Петербурга и только после этого начинали экспансию в регионы. В последнее время идет активный рост заказов именно в регионах, при этом конкуренция пока все еще мала, это позволяет нам развивать свою сеть и увеличивать объем доставки.

  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Первый тренд - отправители стали экономить, в том числе и на логистике. Снижаются затраты на доставку, происходит поиск более оптимальных по соотношению цена-качество перевозчиков, непрофильные задачи передаются на аутсорсинг. Особо это выражено в электронной торговле, где отправители передают «на сторону» хранение и комплектацию заказов, предпочтовую подготовку, организацию контакт-центра. Новой тенденцией в прошлом году стал факторинг.

Второй тренд - усиление конкуренции и, как следствие, повышение уровня сервиса логистических операторов. Уже сейчас ряд компаний начинает демпинговать, чтобы остаться на плаву, при этом без сокращения внутренних издержек такой демпинг может привести к банкротству.

5. Какие основные драйверы и барьеры роста вы можете выделить сейчас на рынке?

Мы считаем, что основным драйвером роста рынка экспресс-доставки в 2016 году останется рост рынка электронной торговли. Он продолжится, пусть и более медленными темпами. При этом развитию рынка способствуют повышение лояльности к покупкам в интернете, желание покупателей сэкономить на товаре и доставке, а также развитие логистики в регионах, повышение доступности услуг: открытие новых пунктов выдачи заказов, организация курьерской доставки, рост географии доставки основных игроков.

Ожидаем, что в этом году продолжится консолидация рынка, на фоне ухода мелких игроков доля крупных увеличится. При этом клиент будет «голосовать рублем», выбирая оптимальную по стоимости доставку. Это увеличит долю доставок в постаматы и пункты выдачи, доля курьерской доставки сократится.

Основным барьером для роста мы всё так же видим экономическую ситуацию в стране.

Матвей Козловский, CEO и генеральный директор B 2 CPL

  1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

Структура рынка экспресс-доставки практически сформировалась, произошло разделение компаний по спектру услуг и по географии доставки, выжившие бренды укрепились и зарекомендовали себя. За 2015 год мы отметили существенное падение объемов по компаниям, которые были в нашем портфеле на начало года, но мы смогли привлечь столько новых клиентов, что наш валовый объем значимо увеличился. Я думаю, что наша история в целом отражает ситуацию на рынке: часть интернет-магазинов не сумела подстроиться под макроэкономические изменения, переработать свои отношения с поставщиками и покинула рынок, при этом освободив место для более проворных и удачливых новичков.

Рынок экспресс-доставки не может развиваться без развития рынка интернет-торговли. Поэтому факторами, обуславливающими развитие экспресс-доставки, по-прежнему остаются: динамика курса валют, средний заработок россиянина и его покупательская способность, законодательное регулирование рынка экспорта-импорта посылок.

Интернет-магазины стали существенно больше уделять внимания качеству доставки, не только в таких чувствительных регионах как Москва и Санкт-Петербург, но и по всей России. С одной стороны, такое внимание в целом приводит к увеличению лояльности покупателей к интернет-магазинам, а с другой стороны, ведет к снижению процента возвратов, а значит, и снижению затрат интернет-магазинов на организацию доставки в целом. Безусловно, само по себе снижение затрат на доставку (как впрочем и остальных затрат интернет-магазинов) стало одним из ключевых факторов, определяющих конъюнктуру рынка в прошедшем году.

  1. Как вы оцениваете Вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

По моему мнению, сейчас наступила пора, когда буйно росшие в последние годы логистические службы начали обретать осознанные формы и специализироваться на конкретных услугах, а не пытаться реализовать в себе весь требуемый е-коммерсом функционал. Проще говоря, рынок логистических сервисов становится более понятным: вот сети ПВЗ, вот курьерские службы, вот краудсорсинговые компании, вот агрегаторы/консолидаторы/интеграторы, вот чисто IT-компании, которые занимаются только помощью в интеграции интернет-магазина и службы доставки.

Я не ожидаю появления новых значимых игроков с собственными мощностями на рынке экспресс-доставки, потому что для развития такого сервиса нужно время и инвестиции. Сейчас гораздо проще купить какую-либо службу, либо объединить несколько служб единой IT-надстройкой. Конечно, это не означает, что конкуренции нет, наоборот, изменения в экономике и потребительском спросе заставляют даже инертные интернет-магазины, которые издревле пользуются одной службой доставки, открывать тендеры или откликаться на альтернативные предложения.

Наша текущая позиция нагляднее всего описывается такими показателями: наши заказчики, которые были на начало 2015 года потеряли среднем в объеме доставки (по сравнению с 2014 годом) около 18%, но несмотря на это мы сумели привлечь новые объемы так, что компания показала рост в среднем около 32%, а в пиковые месяцы 47% (ноябрь-декабрь).

  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Основная тенденция - это поворот, как служб доставки, так и интернет-магазинов к потребностям покупателей. На фоне практически полной невозможности поднимать стоимость товаров, главным стало - удобство получателя. И сервисы на последней миле стали основными драйверами для повышения конкурентоспособности интернет-магазина. Таким образом, интернет-магазины стали больше стремиться к индивидуальной работе со службой доставки, отказываясь от услуг консолидаторов и агрегаторов, так как работа через эти службы крайне зарегулирована и стандартизирована, и интернет магазин не может обеспечить требуемый для своих покупателей уникальный сервис, каким бы незамысловатым он ни был.

Между службами доставки продолжаются ценовые войны. По таким ключевым направлениям как курьерская доставка по Москве или Санкт-Петербургу, на мой взгляд, тарифы приближаются к своим нижним пределам, что очевидно приведет в обозримом будущем к некой консолидации рынка на этих направлениях: небольшие игроки или разорятся или будут поглощены, что в свою очередь приведет к «картелизации» оставшихся служб доставки и росту тарифов до экономически оправданных.

Что касается непосредственно сервисов доставки, я с интересом наблюдаю за судьбой такой опции как «частичный отказ». Развитие этой услуги обуславливается двумя факторами: в первую очередь, возможностью некоторых игроков оплачивать ее из кармана своих инвесторов, а с другой стороны - крайне сложной логистикой возвратов. Не секрет, что до сих пор большинство интернет-магазинов крайне не заинтересованы в том, чтобы у их покупателей была простая и удобная возможность вернуть товар и получить возмещение и ставят такие заградительные условия, как, например, возврат только через Почту России.

  1. Какие основные драйверы и барьеры роста Вы можете выделить сейчас на рынке?

Основной драйвер - это потребность и покупателей и магазинов в качественном и прозрачном сервисе доставки. Развивать эти сервисы возможно только при достаточном насыщении их объемами, так что барьером может стать только остановка роста е-коммерс рынка в количественном выражении.

Другим достаточно мощным барьером уже является ограниченный доступ к так называемому «эксперименту» по упрощенному партионному таможенному оформлению зарубежных посылок. В рамках этого эксперимента только несколько компаний экспресс-перевозчиков допущены к такой возможности, что делает практически невозможным выход на этот рынок других компаний, а значит, ограничивает возможности для роста.

Сергей Малышев, Заместитель генерального директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке ФГУП «Почта России»

1. Как вы оцениваете текущий объем, состояние и перспективы развития рынка экспресс-доставки Российской Федерации?

Рынок cross-border . Совокупный объем отправлений с товарным вложением, доставленных из зарубежных интернет-магазинов по данным АКИТ составил 135 млн. шт., что на 75% больше, по сравнению с 2014 г.

"Почта России" в прошлом году доставила в Россию 128 млн посылок из зарубежных интернет-магазинов, что в 1,8 раза больше, чем годом ранее, и в 4,5 раза выше, чем в 2013 г.

На доместиковом рынке объем отправлений с товарным вложением, перевезенных Почтой составил 67 млн. штук, что примерно соответствует уровню 2015 года.

  1. Как по Вашим оценкам изменился рынок за последний год?

Часть локальных экспресс-перевозчиков ушла с рынка; однако крупные федеральные игроки чувствуют себя уверенно. За 2015 г. «Почта России» увеличила с 39% до 51% суммарную (доместик + кросс-бордер) долю на рынке посылочной почты и экспресс-доставки РФ.

  1. Как вы оцениваете Вашу текущую позицию и уровень конкурентной среды на рынке?

За 2015 г. «Почта России» увеличила свою долю на рынке на 12 процентных пунктов. Среди конкурентных преимуществ, позволяющих Почте России увеличивать долю мы можем выделить:

  • Таргетированная продуктовая линейка для B2B и B2C сегментов, которая сейчас соответствует рыночным стандартам в области сроков доставки по минимальным тарифам и выполнения заявленных сроков; гибкости и вариативности опций, которые мы можем предоставить клиенту; индустриальные решения под конкретный сегмент рынка. Основной фокус - на крупнейшие города для восстановления доли «Почты России», которая на протяжении нескольких лет размывалась. Ранее доля была от 4 до 9%; сейчас доля в крупнейших городах выросла до 25%-35%.
  • Инфраструктура и новые опции . Центры выдачи и приема посылок, отдельные окна для выдачи посылок в отделениях почтовой связи, развитие сети постоматов. Разработка единого бланка и концепции сервиса единого окна: полная подготовка документов и сдача отправления у одного оператора. Новые опции позволят значительно ускорить время обработки заказов и поднять уровень сервиса.
  • Качество . Работа над соблюдением сроков доставки (уровень выполнения заявленных сроков для новой продуктовой линейки - более 95%). Снижение доли возвратов посылочной почты. Борьба с очередями в отделениях связи. Ежедневный мониторинг выполнения SLA на основании системы коммерческой и операционной отчётности. Оптимизация работы с претензиями. Те клиенты, которые видят уровень нашего сервиса, продолжают работать с нами и рекомендуют нас своим коллегам.
  • IT . Для ecommerce компаний мы предлагаем API-интеграцию, развиваем мобильное приложение, а также онлайн-сервис для отслеживания посылки, в котором в скором времени ожидается обновление личного кабинета. Также повышается эффективность call-центра.
  1. Какие основные тренды и тенденции сейчас наблюдаются на рынке?

Основные тренды и тенденции:

  • Часть игроков консолидируется; самые слабые уходят с рынка.
  • Минимизация затрат, в первую очередь на логистику. «Почта России» создает и предлагает продукты по минимальным ценам: к примеру, планируется запуск услуги «ЕМS оптимальное» с тарифами на прием от 99 рублей.
  • Растет оплата с помощью электронных денег и кредитных карт, однако свыше 60% приходится на наличный расчет.
  • Продолжающееся развитие многоканальности: становится все более сложно отследить место генерации заказа.
  • Рост экспорта на базе инфраструктуры Почты России.
  • Активное развитие курьерских сервисов. Почтой реализуется проект по развитию курьерских групп - тиражирование на 144 города РФ.

Детальные результаты исследования представлены в полной версии отчета «Рынок экспресс-доставки в Российской Федерации, итоги 2015 г.»

Информационный бюллетень подготовлен компанией J"son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала. J"son & Partners Consulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.

1. Введение

2. Методология исследования

3. Анализ мирового рынка экспресс-доставки

3.1. Динамика мирового рынка экспресс-доставки в денежном выражении в 2014-2015 гг.

3.2. Структура рынка в разрезе компаний

3.3. Профили топ-5 крупнейших игроков мирового рынка

4. Объем, динамика и прогноз российского рынка транспортно-логистических услуг в денежном выражении в 2008-2017 гг.

5. Объем, динамика и прогноз российского рынка экспресс-доставки в денежном выражении в 2011-2016 гг.

6. Законодательное регулирование отрасли в РФ

7. Анализ рынка экспресс-доставки в РФ

7.1. Структура рынка

7.2. PEST-анализ отрасли

7.3. Анализ конкурентных сил

7.4. Анализ видов услуг

7.5. Региональное присутствие игроков рынка

7.6. Анализ сроков доставки

7.7. Анализ стоимости доставки

7.8. Профили крупнейших игроков

8. Сегмент доставки для интернет-магазинов

8.1. Объем и динамика сегмента в количественном выражении в 2012-2015 гг.

8.2. Структура сегмента

8.3. Анализ видов услуг

8.4. Региональное присутствие игроков сегмента

8.5. Анализ сроков доставки

8.6. Анализ стоимости доставки

8.7. Профили крупнейших компаний сегмента

9. Сегмент постаматов

9.1. Объем и динамика сегмента в количественном и денежном выражении в 2013-2015 гг.

9.2. Структура сегмента в разрезе основных игроков

9.3. Структура сегмента в региональном разрезе

9.4. Типовые предложения сегмента

9.5. Профили крупнейших компаний сегмента

10. Драйверы и барьеры развития рынка

11. Тренды и тенденции

12. Список компаний, упоминающихся в отчете

Франшизы хостелов – направление новое, но пользующееся все большим спросом. В среднем для открытия хостела по франшизе хватит 1-1,5 миллионов рублей.

В среднем по данным франчайзеров, для открытия медцентра без учета паушального взноса понадобится сумма около 2 млн. рублей. Размеры стартовых инвестиций в зависимости от выбранного формата работы (пу...

Инвестиции от 600 000 руб.

Детский языковой центр по франшизе "Полиглотики"

Бизнес на обучении английскому языку дошкольников и детей младшего школьного возраста под брендом крупной сети. Своя методическая база, поурочные планы, регулярная поддержка на всех этапах.

По примерным подсчетам РБК на аптеку площадью 60 кв метров в среднем понадобится не менее 3 млн. рублей. Как показывает практика, выйти на окупаемость в условиях 1,5% роялти можно примерно через 1,5-2...

В сложных экономических условиях и возросшей стоимости запуска нового клуба процесс открытия фитнес-центра с нуля чреват многими стратегическими просчетами и может привести к неудаче. Поэтому на первы...

Диапазон стартовых капиталовложений для открытия бизнеса по франшизе широк и начинается от 1,3 млн. рублей (категории «доступной оптики») и заканчивается суммами в 5-8 млн. рублей (для VIP-категорий)....

Размеры стартовых инвестиций для открытия турагентства по франшизе не велики и варьирутся от 40 тыс. до 2 млн. рублей. В среднем сумма, требующаяся для открытия бизнеса, составляет около 450 тысяч руб...

Инвестиции от 8 000 000 руб.

Партнерство с одним из самых узнаваемых ювелирных брендов. Товарное наполнение с учетом статистики федеральной сети, 100% возврат неликвида, гарантия фиксированного дохода, выезд start-up команды.

Региональная небольшая компания может продавать право пользования своим брендом и за сумму в несколько десятков тысяч рублей, крупный франчайзер требует паушальный взнос иногда больше ста тысяч доллар...

По приблизительным оценкам, для того чтобы открыть квест-рум по франшизе понадобится от 1,5 миллионов рублей и более. Паушальным взносом франчайзеры чаще всего называют стоимость своих сцена...

Средняя стоимость франшизы кальянной в России составляет 200 тысяч рублей. На открытие заведения под готовым брендом понадобиться около 1 млн. рублей.

Стоимость франшиз (размер паушального взноса) на рынке варьируется от 90 до 350 тысяч рублей и в среднем составляет около 160 тысяч рублей. Роялти владельцы сетей детских парикмахерских берут небольши...

Инвестиции от 1 500 000 руб.

Воображуля® – федеральная сеть детских парикмахерских, лидер в своей отрасли, самая крупная сеть детских парикмахерских в России и Зарубежом, франчайзинговая сеть представлена в 45 городах.

Стоимость франшизы мясного ресторана различных сегментов варьируется от 1,2 млн. до 3,5 млн. рублей. В качестве роялти владельцы бизнеса обычно выставляют проценты от оборота – от 3% до 6%.

Средний размер инвестиций в открытие собственного бара-ресторана по франшизе составляет около 15 млн. рублей. Франчайзеры предлагают заведения различных форматов площадью от 200-250 кв. метров, начина...

Минимальная сумма инвестиций для входа в бизнес мужских парикмахерских начинается от 800 тыс. рублей, на практике наиболее «реальная» цифра несколько выше – около 2 млн. рублей. Размеры паушального вз...

Затраты на запуск мобильной автомойки в предложениях франчайзеров варьируются от 100 тыс. до 2 млн. рублей и зависят от многих факторов, включая пакет услуг франшизы и территорию развития бизнеса. Сто...

Инвестиции от 1 500 000 руб.

Федеральная сеть студий маникюра и педикюра ПИLКИ. 50 студий более чем в 20 городах РФ. Бизнес, который успешно работает как в малых городах, так и мегаполисах.

Среди прочих предложений франшизы event-агентств привлекают потенциальных покупателей небольшими стартовыми вложениями. Начать свое дело со 100-200 тыс. рублей – предложение довольно заманчивое. Бизне...

Чтобы открыть языковую школу по франшизе, предпринимателю понадобиться около 1 млн. рублей стартовых инвестиций и желание работать и развиваться в образовательной сфере. Все остальное обещает взять...

Диапазон начального капитала для создания студии маникюра колеблется от 800 тыс. до 5,5 млн. рублей. Средняя сумма (в теории) – 2,6 млн. рублей. От 200 до 540 тысяч рублей предпринимателю нужно будет...

Чтобы открыть свою соляную пещеру по франшизе, предпринимателю потребуется около 500 тыс. - 1 млн. рублей. В этом виде бизнеса бóльшую роль играет не столько раскрученность бренда, сколько размер...

Инвестиции от 60 000 руб.

Установка систем видеонаблюдения по франшизе "Видеоглаз"

Готовый бизнес по установке систем видеонаблюдения с минимальными вложениями для действующих монтажных организаций или компаний, занимающихся схожими услугами и желающих расширить специализацию.

Чтобы открыть свою кофейню формата «кофе с собой» по франшизе, начинающим предпринимателям может хватить 150-200 тыс. рублей стартовых инвестиций. Рынок франшиз перенасыщен предложениями различных ком...