Образовательный портал. Психофизиологическая характеристика письма Современные представления о психофизиологии процесса письма

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности человека, многоуровневый процесс, осуществляемый различными анализаторами: речеслуховым, рече-двигательным, зрительным, общедвигательным. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. (Р.И. Лалаева, 1989).

Процесс письма представляет собой сложный психофизиологический процесс обобщения звуковых рядов, не сводящийся к простому переводу со звука на букву или даже с фонемы на графему. Акт письма - это мыслительная операция более абстрактная, чем звукопроизношение. Соотношения между звуком и буквой чрезвычайно сложные и тонкие (А.Р. Лурия, 1950).

Для осуществления письма, прежде всего, необходимо наличие правильных обобщенных представлений звуков данной языковой системы. Одновременно нужны правильные и устойчивые связи фонем и букв, обозначающих эти фонемы, т.е. обязательная связь фонем с графемами. Для правильного письма обязательно наличие точно дифференцированной фонемы и прочной связи буквы с внешней стороной звука (акустических восприятий, оптических восприятий, артикуляции и кинестетических ощущений). То и другое обеспечивается четким звуковым анализом слова. Такой анализ обусловливается наличием стойкого внутреннего звукового образа слова. Сложный процесс образования фонемы состоит в следующем: отдельные особенности звучаний каждого индивидуально - конкретного звука анализируются, отличаются от близких звучаний, обобщаются в форме устойчивого звукового образа фонемы, как смыслоразличительной единицы слова, которая на письме обозначается столь же обобщенной буквой (обобщаются оптические и руко-двигательные варианты, т.е. устойчивой графемой).

На основе такого внутреннего процесса происходит уже внешний процесс письма: отыскивание и запись нужной буквы с непрестанной опорой на корригирующий внутренний слуховой, оптический и кинестетический образ слова. Естественно, что такой сложный психофизиологический процесс для начинающего писать, представляет большие трудности. С практикой эти трудности сглаживаются по мере превращения письма в автоматизированный акт.

Наиболее важным для письма является полноценность фонематического слуха и слухового анализа. Существенное значение имеет и наличие правильных и четких артикуляций, которые вначале явно участвуют в процессе письма, а затем в скрытом виде, выделяя и фиксируя нужные звуки. Оптические же образы букв и состояние моторных навыков руки здесь играют третьестепенную роль.

Те и другие психофизиологические процессы обеспечиваются здоровыми речевыми кортикальными системами, в которых осуществляется высший синтез акустических и оптических рецепций речи.

Поражение этих систем разрушает координацию указанных рецепций - происходит распад, деградация второй сигнальной системы рефлексов, высших речевых процессов, разобщение связей между акустическими и оптическими рецепциями речи, нарушение возможности обобщения звуковых рядов и т. д. Соответствующие расстройства в области представлений проявляются в разнообразных формах аграфий и дисграфий.

Причину отсутствия или искажения письма, необходимо искать прежде всего в состоянии слухоречевых восприятий устной речи: недочеты их в той или иной степени отражаются на письме и составляют подавляющую массу детских аграфий и дисграфий. Помимо этого, имеется ряд причин, дезорганизующих письмо. Сюда относятся: плохой зрительный анализ (неразличение букв), расстройство рукодвигательных представлений письма и другие (А.Р. Лурия, 1950).

Операции процесса письма

Процесс письма имеет многоуровневую структуру и включает в себя большое количество операций. А.Р.Лурия (1950) в работе « Очерки психофизиологии письма», определяет следующие операции процесса письма.

3. Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать информацию, сохранить на определенное время, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т.д.

2. Операция планирования.

Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей, с выделением главной мысли.

3. Грамматическое структурирование предложения.

Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написанной фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать.

4. Анализ предложения.

Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивается на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова в виде пробелов и границы предложения с помощью заглавной буквы и знаков препинания.

5. Анализ звуковой структуры слова.

Эта операция является одной из сложнейших в процессе письма. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове, играет проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее).

6. Соотнесение выделенной из слов фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно, сходных графически. Для выполнения этой операции необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

7. Моторная, конечная операция процесса письма.

Воспроизведение зрительного образа буквы с помощью движения руки. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов, кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем и чтением написанного.

Определение понятия «письмо». Психофизиологические механизмы письма. Операции письма. Виды письма и его основные навыки. Значение трудов А.Р. Лурии в изучении механизмов письма. Отличия письма от письменной речи. Письменная речь - сложнейшая форма речевой деятельности.

Письмо – сложная форма речевой деятельности, представляющая собой многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализатора; речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции представляют в развернутом виде.

Одной из сложнейших операций письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово нужно определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль в определении характера звуков играет проигрывание: громкое шепотное или внутреннее. Проигрывание помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.

Следующая операция- соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно сходных графически, для чего необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль, который подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.


Дисграфия обусловлена распадом (недоразвитием) ВПФ, осуществляющих процесс письма в норме.

Для обозначения нарушений письма используются термины: дисграфия, аграфия, дизография, эволюционная дисграфия.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих ВПФ: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слузо-произносительной дифференциации речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройств памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Так, у взрослого письмо является целенаправленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксации. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом. Графический образ слова воспроизводится не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое. Слово воспроизводится единым моторным актом. Процесс письма осуществляется автоматизированно и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным. Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции предстают в развернутом виде.

А. Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» определяет следующие операции процесса письма.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т. д. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать.

Каждое предложение, которое предстоит записать разбивается на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова.

Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении xapaктера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. О роли проговаривания в процессе письма свидетельствуют многие исследования. Так, Л. К. Назарова провела следующий эксперимент детьми 1 класса. В первой серии им предлагался для письма доступный текст. Во второй серии аналогичный по трудности текст давался при исключении проговаривания: дети в процессе письма закусывали кончик языка или открывали рот. В этом случае они делали ошибок во много раз больше, чем при обычном письме.

На начальных этапах овладения навыком письма роль проговаривания очень велика. Она помогает уточнить характер звук отличить его от сходных звуков, определить последовательное звуков в слове.

Следующая операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая; должна быть отдифференцирована от всех других, особенно сходных графически. Для точного различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированное зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы не являются для первоклассника простой задачей.

Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа букв Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного статочного уровня сформированности определенных речевых неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительно анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.

Для обозначения нарушений письма в основном используются термины: дисграфия, аграфия, дизорфография, эволюционная дисграфия (для обозначения нарушения процесса овладей чтением у детей). Причины нарушений чтения и письма являются сходными.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексикограмматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Психолингвистический аспект изучения дисграфии недостаточно представлен в логопедической литературе. Этот аспект рассматривает механизмы нарушений письма как расстройство операций порождения письменного речевого высказывания (по А. А. Леонтьеву): внутреннего программирования связного теста, внутреннего программирования отдельного предложения, грамматического структурирования, операции выбора фонем, фонематического анализа слов и др. (Е. М. Гопиченко, Е. Ф. Соботович).

ОЧЕРКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПИСЬМА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта небольшая работа предназначена для психологов и педагогов, занимаю­щихся вопросами начального обучения грамоте. Она ставит своей задачей помочь им лучше разобраться в том, что пред­ставляет собой психологический процесс письма, каково его психофизиологиче­ское строение и какие отдельные состав­ные части входят в сложный процесс за­писи слова.

Для этой цели в книге использован свое­образный путь изучения. Автор прослежи­вает, как нарушается навык письма при поражении различных участков коры го­ловного мозга, играющих разную роль в выполнении процесса письма. Этот путь дает возможность произвести психофизио­логический анализ навыка письма, по­казать, какие составные элементы в него входят и какую роль играют в навыке пись­ма такие частные условия, как слуховой и зрительный анализ, громкая артикуля­ция и т.д.

Автор будет удовлетворен, если эта книга даст педагогу конкретный матери­ал и сделает внутренние психофизиоло­гические механизмы письма понятнее для него. Он надеется, что за этой книгой со временем последует такая же книга, по­священная психологическому анализу про­цесса чтения.

Проблема исследования

Психологическое содержание процесса письма, которое так необходимо знать для правильной организации первоначального обучения грамоте, представляет собой раздел психологии, еще недостаточно известный учителям и методистам.

Методисты знают, что для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и со­хранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смеши­вая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения.

Опытным педагогам известно, что учащийся, овладевающий всеми этими навыками, должен некоторое время упражняться в слушании и различении звуков речи, в чем учащемуся очень по­могает проговаривание им диктуемого слога или слова (начинаю­щий ученик часто вообще не может правильно написать слово, если он его не проговаривает).

Учителя, многие годы наблюдающие те трудности, которые возникают у учащихся при усвоении ими грамоты, знают также, как часто ученики смешивают близкие по начертанию буквы, за­меняют правильные буквы зеркальными и с каким трудом удает­ся иногда выработать у них умение правильно писать слово, не пропуская буквы, плавно переходя от одной буквы к другой, и умение уверенно владеть пером.

Все эти наблюдения показывают, что в процессе овладения письмом участвует множество психологических операций и что педагог должен учесть ту роль, которую в этом процессе играют слуховой анализ, артикуляция, обеспечивающая правильное про­говаривание. Однако еще недостаточно ясно, какую именно роль в процессе письма играет каждый из этих компонентов. Психология еще не дает четкого ответа на воп­рос о том, какое значение имеет вслушивание в диктуемые зву­ки, проговаривание их вслух, сопровождение письма артикуля­цией и разглядывание образцов букв для возможно быстрой вы­работки навыка письма и его четких форм. Наконец, еще недостаточно полно объяснены те психологические условия, от которых зависят часто встречающиеся при первоначальном обу­чении грамоте трудности и те типические ошибки, которые учи­тель нередко наблюдает, но которым он не может дать нужного истолкования. Настоящая работа ставит своей задачей помочь ра­зобраться в этих вопросах, глубже изучить психофизиологическое

Для исследования этих вопросов автор использует путь описа­ния психофизиологических механизмов процесса письма, прослеживая, какие системы коры головного мозга уча­ствуют в этом процессе и как при нарушении нормальной работы отдельных частей мозговой коры, обеспечивающих различные пси­хофизиологические стороны процесса письма, этот навык лиша­ется то одного, то другого условия своего нормального протека­ния и начинает нарушаться. Анализ нарушения процесса письма будет полезен для того, чтобы лучше ознакомиться с нормаль­ным психофизиологическим построением этого процесса и отве­тить на поставленные нами вопросы.

Страница 1

Дети начинают осваивать письменную речь с поступлением в школу, в процессе обучения ребенка в детском саду у него формируются предпосылки к письменной речи, как речевые, так и неречевые.

Процесс письма состоит из четко структурированных звеньев, которыми ребенку в процессе школьного обучения необходимо научиться оперировать.

Рассмотрим операции, составляющие процесс письма; они были изучены и подробно описаны А. Р. Лурией в работе «Очерки психофизиологии письма»

Первой из специальных операций, входящих в состав самого процесса письма, которую выделяет А. Р. Лурия, является анализ звукового состава слова, которое подлежит написанию. Из звукового потока, воспринимаемого и мысленного представляемого пишущим под диктовку человеком, должна быть выделена серия звучаний, - сначала тех, с которых начинается нужное слово, а затем и последующих.

Выделение последовательности звуков, составляющих слово, является первым условием для расчленения речевого потока, иначе говоря, для превращения его в серию членораздельных звуков.

Вторым условием тесно связанным с предыдущим, является уточнение звуков, превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие, обобщенные речевые звуки – фонемы. Задачей ребенка на этом этапе является различение нужной фонемы, отделив ее от близкой по звучанию, так как согласные звуки могут входить то в мягкие, то в твердые слоги и для ребенка оказывается сложным выделение нужной фонемы.

Итак, звуковой анализ и уточнение звуков это второе существенное условие для процесса письма, т. к. только эти фонемы, абстрагированные от случайных звучаний и выделенные из общего комплекса звуков, составляющих слово, и могут стать предметом дальнейшей записи.

На начальных этапах развития навыка письма указанные процессы протекают полностью осознанно, на дальнейших этапах они почти перестают осознаваться и осуществляются автоматизированно.

Следующей операцией письма, которую выделяет А. Р. Лурия, это выделение фонемы или их комплекса в зрительную графическую схему. Каждая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая и должна быть в дальнейшем написана. Если предварительный звуковой анализ был проведен достаточно четко, то перешифровка звуков речи в буквы (фонем в графемы) не вызывает особых трудностей. Только в редких случаях может возникать такой дефект как «зеркальное письмо», и это указывает на то, что удержание в памяти нужной графемы не всегда является простым и что психология должна учитывать возможные затруднения, как в запоминании нужной буквы, так и в ее графическом начертании.

Последней операцией в процессе письма является превращение подлежащих написанию оптических знаков – букв в нужные графические начертания.

Таким образом можно представить, что процесс письма сложно организованная психическая деятельность, реализующаяся с помощью анализаторов различной модальности.

Изучением психологии процесса письма также занималась Л. С. Цветкова ею были выделены уровни овладения процессом письма:

Психологический уровень

Психолингвистический уровень

Психофизиологический уровень

Психологический уровень включает ряд звеньев:

Возникновение намерения, мотива к письменной речи.

Создание замысла.

Создание на его основе общего замысла (что писать?) содержания письменной речи.

Регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.

Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации плана (программы) и состоит из нескольких звеньев:

Процесс звукоразличения, с помощью которого проводится анализ звукового состава слова, его акустической, кинестетической и кинетической основе на уровне фразы. Это звено осуществляет анализ более крупных единиц речи – количество слов во фразе и восприятие общего звукового абриса фразы.

Объем акустического восприятия и слухо-речевая память и обеспечивают восприятие определенного объема информации и удержание ее в оперативной памяти.

Актуализация образов-представлений графемы на основе поступающей звуковой информации и ее перешифровка в соответствующие буквы.

Актуализация моторного образа буквы и ее перешифровка в соответствующую букве серию тонких движений руки.

Написание букв, слов, фраз.

Психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий на анализаторном уровне:

Процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного и акустического анализаторов.

Объем восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается акустическим анализатором (и, возможно, совместно с кинестетическим); в структуру восприятия входит, как стало известно, звено иконической памяти, оно и обеспечивает кратковременный отбор и удержание нужной информации для ее обработки.

Более подробно о учебе:

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках экономики в школе
Самостоятельная работа представляет особый вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Самостояте...

«Элитарные» и «трудовые» школы
Основная функция учреждений образования – обеспечение процесса воспроизводства общественных отношений и систем жизнедеятельности. В новых условиях будет происходить посл...

Просвещение в дагестане в первой половине хiх века
Русско-дагестанские связи восходят ко времени образования древнерусского государства. Их дальнейшее развитие происходило в условиях роста русского централизованного госу...

дипломная работа

1.1 Психофизиологическая структура процесса письма

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Как отмечает О. В. Правдина, одним из отличий письменной речи от устной являются дополнительные средства выражения значений языка. Понимание устной речи облегчается выразительностью речи, мимикой и жестикуляцией говорящего, а также общей ситуацией, в которой реализуется речь. В процессе письменной речи все это заменяется делением речи на слова, употреблением знаков препинания, красной строки, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчеркиванием, выделением особым шрифтом, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами и, конечно, связью со всем текстом.

Устная речь формируется первой, а письменная - надстройка над уже созревшей устной речью - использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка.

Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Так, у взрослого письмо является целенаправленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксация. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом. Графический образ слова воспроизводится не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое. Слово воспроизводится единым моторным актом. Процесс письма осуществляется автоматизировано и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным.

Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции предстают в развернутом виде.

А. Р. Лурия в работе "Очерки психофизиологии письма" определяет следующие операции письма.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т. д. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок фразы, сориентироваться на то, что он уже написал и что ему предстоит написать.

Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивается на составляющие его слова, т. к. на письме обозначаются границы каждого слова.

Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. О роли проговаривания в процессе письма свидетельствуют многие исследования. Так, Л. К. Назарова провела следующий эксперимент с детьми первого класса. В первой серии им предлагался для письма доступный текст. Во второй серии аналогичный по трудности текст давался при исключении проговаривания: дети в процессе письма закусывали кончик языка или открывали рот. В этом случае они делали ошибок во много раз больше, чем при обычном письме.

На начальных этапах овладевания навыками письма роль проговаривания очень велика. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове. Изучению вопроса о функциональном взаимодействии речедвигательного и речеслухового анализаторов в процессе формирования устной речи посвящены труды А. Н. Гвоздева, Н. Х. Швачкина, Н. И. Красногорского, В. И. Бельтюкова, А. Валлона и др. исследователей.

Следующая операция - соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть от дифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Как отмечает П. Л. Горфункель, некоторые исследователи склонялись к предположению о необязательности зрительного участия в письме, считая, что письмо грамотного человека опирается на способность слухового и речедвигательного представлений непосредственно включать двигательные представления, минуя зрительное звено. Но тем большую роль должно играть зрение в самом акте формирующего письма, когда еще не сформированы сами двигательные представления, а не только их связи со слуховыми и речедвигательными представлениями.

Затем следует моторная операция процесса письма - воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Эта ассоциация зрительных и слухо-речедвигательных представлений с кинестетическим образом букв обеспечивается сложными межанализаторными взаимоотношениями, в которых функциональные возможности двигательного анализатора играют значительную роль. По Н. А. Бернштейну, управление движениями осуществляется разными уровнями мозга, которые в онтогенезе структурно и функционально оформляются постепенно, взаимодействуя и соподчиняясь в определенных ритмах, характерных для тех или иных видов деятельности. В частности, он полагает, что мышечная активность при письме "очень ритмична и протекает как упругое колебание по почти чистой синусоиде - элементарнейшей из всех кривых колебательного движения".

В функциональную систему, обеспечивающую нормальный процесс письма, входят различные участки коры левого полушария мозга и различные анализаторные системы (акустическая, оптическая, моторная и т.д.), причем, каждая из них обеспечивает нормальное протекание лишь одного, какого-либо звена в структуре письма, а все вместе - нормальные условия для осуществления сложного целостного процесса письма.

В структуре письма и его психофизиологических механизмах как в сложной деятельности выделяются следующие уровни организации (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина):

Психологический уровень реализуется за счет работы лобных отделов мозга - передняя, задняя и медио-базальных отделов лобной области коры головного мозга. Психологический уровень включает ряд звеньев:

Возникновение намерения, мотива к письменной речи;

Создание замысла (о чем писать);

Создание на его основе общего смысла (что писать), содержание;

Регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.

Выявление и предупреждение предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира...

Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Письмо - знаковая система фиксаций речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстояние и закреплять ее во времени. Оно возникло из потребности человека сообщить что-то в ситуации...

Дисграфия у учащихся младших классов речевой школы

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности человека, многоуровневый процесс, осуществляемый различными анализаторами: речеслуховым, рече-двигательным, зрительным, общедвигательным...

Дисграфия у учащихся младших классов речевой школы

Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленное нарушением высших психических функций...

Закономерности психического развития детей с дисграфией

По исследованию А. Р. Лурия психологическое содержание процесса письма, состоит из специальных операций, входящих в состав самого процесса письма, является анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию. Из звукового потока...

Методика навчання письма в букварний період навчання грамоти

Для кращого розуміння методичних принципів навчання в букварний період, пропонуємо коротку структуру уроку письма (вивчення нової літери). Слід зауважити, що види робіт, наведені нижче, є орієнтовними і можуть змінюватись...

Методы и приемы обучения чтению детей младшего школьного возраста

Чтение - сложный процесс. Взрослый, опытный читатель не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс чтения, так как эти действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать...

Письменная речь - одна из форм существования языка. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» (Русский язык: Энциклопедия, М, 1979, стр...

Нарушение письма у школьников с задержкой психического развития

Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р. Лурия, «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка...

Обучение письму на начальном этапе

Письмо - это сложное речевое умение, «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени»...

Специфические особенности подготовки руки ребенка среднего дошкольного возраста к письму

Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко...

Творчество и структура дидактического процесса

При всей целостности дидактического процесса он имеет собственную структуру. Существуют различные подходы в определении структуры учебного процесса...

Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии

Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Устная речь формируется первой...

Формирование орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка

Каждый учитель современной школы знает, что нередко приходится много раз повторять с учащимися один и тот же материал по орфографии и всё же он остаётся не усвоенным. Дети как будто знают правило, правильно его формулируют...