Об истории создания. Подробная характеристика дизельной установки

«Адмирал флота Советского Союза Горшков» это советский и российский тяжелый авианесущий крейсер, проданный Индии в январе 2004 года. В том же году авианосец получил название «Викрамадитья», затем подвергся полной перестройке и введен в ВМС Индии.

1. Фотографии

2. Видео

3. Тактико-Технические характеристики

3.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 45 390 т наибольшее, 44 490 т полное, 38 970 т нормальное, 33 440 т стандартное.
  • Длина: 242,86 м по ватерлинии, 273,08 м наибольшая.
  • Ширина: 31,0 м по ватерлинии, 52,9 м наибольшая.
  • Высота: 60,30 м габаритная. Высота борта (от КВЛ): 24,96 м в носу, 21,63 м на миделе, 21,61 м в корме.
  • Осадка: средняя (от ОП): при нормальном водоизмещении 8,47 м, при полном водоизмещении 9,42 м. Наибольшая: 11,52 м.
  • Бронирование: катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
  • Двигатели: котлотурбинная, четырёхвальная, 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 котлов КВН 98/64.
  • Мощность: паротурбины: 4 × 45 000 л.с., Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт, Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт.
  • Движитель: 4, четырёхлопастные.
  • Скорость хода: 14,05 узла экономического хода, 18,32 узла боевого экономического хода, 29 узлов полного хода, 32,5 узла максимального хода.
  • Дальность плавания: при скорости 18 узлов - 7590 миль.
  • Автономность плавания: 30 суток.
  • Экипаж: по штату: 1615 человек, со штабом: 1665 человек, авиагруппа: 430 человек.

3.2 Вооружение

  • Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат», 1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1», 2 × РЛС МР-360 «Подкат», 3 × РЛС «Вайгач». СУ авиацией: 1 × «Резистор-К4», 2 × «Газон».
  • Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-434», комплекс связи «Буран», ГАК «Полином», комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М», аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У».
  • Артиллерия: 2 × 1 АК-100 (600 снарядов).
  • Зенитная артиллерия: 8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов).
  • Ракетное вооружение: 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт», 4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты).
  • Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
  • Авиационная группа: 36 самолётов и вертолётов. По проекту: 14 × СВВП Як-41М, 6 × СВВП Як-38М, 10 × Ка-27ПЛ, 2 × Ка-27ПС, 4 × Ка-27РЛД.

4. История

4.1 Строительство

В феврале 1978 года в списки ВМФ СССР был введен авианосец «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 1143.4, названный сначала «Баку». Перед 1979 годом, на стапеле Черноморского судостроительного завода, освободившемся от спущенного на воду ТАКР «Новороссийска», были начаты работы над постройкой «Баку». Сборка осуществлялась из готовых секций, массой до 150 тонн. На воду крейсер был спущен 31 марта (спусковая масса равнялась примерно 19000 тонн), после чего он подвергся достройке у стены завода. Из-за сбоев доставки оборудования и вносящихся изменений авианосец приступил к швартовым испытаниям лишь 2 июня 1986 года. 4 декабря корабль отплыл в Севастополь, где две недели доковывался.

4.2 Испытания

В январе 1987 года на «Баку» начались ходовые испытания. После них авианосец дополнили обтекателем, установленным на спонсон, а также устройством, выравнивающим воздушные потоки над полетной палубой. Госиспытания начались в апреле, тогда провелись стрельбы главного ударного комплекса. В декабре корабль был зачислен в ВМФ СССР.

4.3 Боевая служба

В апреле 1988 года крейсер был зачислен в состав сил постоянной готовности, а в следующем месяце его начали подготавливать к боевой службе. В авиагруппу вошли СПАРКи Як-38У, поисково-спасательные Ка-25ПС, штурмовики Як-38М, противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ и целеуказатели Ка-27ПС. Было принято решение совместить первую боевую службу с переходом к точке постоянной дислокации. В июне авианосец отплыл из Севастополя в Средиземное море. Там крейсер в частности наблюдал за атомным авианосцем США «Дуайт Эйзенхауэр». В декабре того же года крейсер прибыл в Североморск, где был зачислен в 170-ю бригаду противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.

Затем крейсер уже не нес дальние боевые службы, но при этом не отменялись занятия по боевой подготовке. В 1989 году авианосец три раза участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, с него вертолеты совершили 1142 полета, а корабельные штурмовики – 171 полет. В октябре следующего года корабль получил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшкова». В 1990 году состоялось свыше 1200 полетов вертолетов и 47 – самолетов. В следующем году активность боевой подготовки снизилась. Тогда вертолеты, например, совершили свыше 400 полетов. В сентябре-октябре на авианосце прошли испытания палубного истребителя ВВП , от которых ожидалась замена списанных Як-38 на посту основных палубных машин. Когда в начале октября произошла авария, повлекшая потерю самолета, испытания прекратились и в дальнейшем не проводились. Спустя год разработка отменилась.

В феврале 1992 года, в Мурманске, авианосец начали ремонтировать. В июле Военно-морской флаг был спущен, а поднят Андреевский.

4.4 Продажа крейсера

Через два года начались переговоры с Республикой Индией о продаже ей крейсера. В 1999 году «Адмирал Горшков» был переправлен с помощью буксира в Северодвинск для модернизации. Вся необходимая документация была подписана в 2000 году, но цена договора не была точно установлена вплоть до 2002 года. В начале 2004 года было подписано соглашение, по которому выделялось 530 млн. долларов на поставку морских противолодочных вертолетов Ка-27 и Ка-31 и 16 самолетов-истребителей К, а также 974 млн. долларов, предназначенных на модернизацию и восстановление авианосца. Россия обязалась сдать его Индии в конце 2008 года. Но Индия с начала 2007 года сделала приостановку платежей, выплатив всего примерно 450 млн. долларов. Плюс в этом году ремонт задерживался из-за недостатка кадров. После того, как Президент Российской Федерации Д. Медведев нанес в Индию визит, их власти одобрили начало переговоров о новой стоимости модернизации авианосца.

Летом 2013 года авианосец прошел в Белом море ходовые испытания, в ходе которых проводилась проверка работы котлов главной энергоустановки во всех режимах. Затем в Баренцевом море крейсер подвергся летным испытаниям, в которых участвовали вертолеты и самолеты палубной авиации, также прошла сдача системы «корабль-самолет». В ноябре «Адмирал Горшков» был передан Индии.



Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). После назначения министром обороны СССР Д.Ф.Устинова было принято решение вместо авианосца пр.1153 строить на базе корпуса пр.1143 модернизированный авианесущий крейсер пр.11434 с усовершенствованым РЭО и под базирование СВВП. Корабль проектировался Невским ПКБ, главный конструктор - В.Ф.Аникиев. По проекту на ТАКР пр.11434 должны были базироваться сверхзвуковые СВВП Як-141, что значительно повышало его боевую эффективность по сравнению с ТАКР пр.1143. Единствнный корабль проекта "Баку" (заводской №104) заложен на стапеле "0" судостроительного завода в г.Николаеве 26.12.1978 г. Строительство второго корабля проекта с заводским №105 начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. и велось 1.5 года после чего прекращено (собрано несколько секций корпуса). Спущен на воду 31 марта 1982 г. (при плане - конец 1981 г.). Со 2 июня по 1 декабря 1986 г. прошел швартовые испытания и 9 января 1987 г. вышел на ходовые испытания. Государственные испытания ТАКР "Баку" начаты 21 апреля 1987 г. Корабль вошел в состав ВМФ 11 декабря 1987 г. (подписание акта приемки). Флаг ВМФ поднят 20 декабря 1987 г. и 30 декабря 1987 г. корабль введен в состав Северного флота.


Буксир "Никлай Чикер" ведет к набережной ПО "Севмаш" ТАКР "Адмирал Горшков" пр.11434, июль 1999 г. (фото из архива Олега Кулешова, http://kuleshovoleg.livejournal.com/).


Авианесущий крейсер "Баку" пр.11431 в Средиземном море, июнь 1988 г. (http://www.nashflot.ru).


ТАКР "Баку" пр.11434 в Средиземном море, 1988 г. (фото - Chris Howell, http://www.shipspotting.com).


Конструкция - корпус имеет 18 главных поперечных и 2 продольные водонепроницаемые переборки. Непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых 4 смежных отсеков. Стенки ангара имели бронирование в отличие от предыдущих кораблей проекта, что привело к возрастанию водоизмещения на 1700 тонн. С целью снижения ЭПР корабля кроме использования "наклонной" архитектуры надстроек использовано специальное радиопоглощающее покрытие (РПП) "Лак".

Двигательная установка - котлотурбинная ГЭУ, создана на базе ГЭУ крейсеров . 4 вала с винтами фиксированного шага.
- 8 х котлов КВН 98/64 в 4-х автономных турбокотельных группах в двух отдельных машинных отсеках - носовом и кормовом;
- 4 х главных паротурбинных ГТЗА ТВ-12-3 мощностью по 45000 л.с. (всего 180000 л.с.).


Винторулевая группа ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.11434 - будущего авианосца INS Vikramaditya ВМС Индии. ПО "Севмаш", г.Северодвинс (верхнее фото - 21.10.2008 г., фото из архива igorriw, http://igorriw.livejournal.com/ , нижнее фото - kikoz13, http://russiannavy.ru).


Энергетика: электроэнергетическая система аналогична кораблям . Система автоматизированного управления энергосистемой - "Терек-2".
6 х 1500 кВт турбогенераторов
4 х 1500 кВт дизель-генератора
Запас котельного топлива - 8900 тонн

Средства спасения - 120 спасательных плотов ПСН-10М.

ТТХ корабля :
Экипаж - 2045 чел (офицеры размещались в 1-2 местных каютах, мичманы и главстаршины - в 1- и 6-местных каютах, старшины и матросы в 6- и 26-местных кубриках)

пр.11434
Длина 273.08 м
Ширина 51.9 м
Осадка 9.42 м
Габариты ангара 130 х 22.5 х 6.6 м
Водоизмещение стандартное 33440 т
Водоизмещение полное 44490 т

Скорость полного хода:
- по проекту - 32 уз
- реально - 30.7 уз (30.5 уз в ходе ходовых испытаний)

Дальность хода на разных скоростях:

Автономность по запасам - 30 сут

Вооружение :

Система вооружения пр.11434 "Баку"
Артиллерия 2 х одноствольные 100 мм артиллерийские установки . РЛС - МР-145 "Лев-215" / KITE SCREECH (1 шт). Боекомплект - 1000 выстрелов АЗ-УЗС-58.
Артиллерия 8 х 30 мм шестиствольных автоматов с РЛС МР-123 «Вымпел» / BASS TILT (4 шт), боекомплект 48000 выстр.
Ракетное ударное 6 х спаренных ПУ СМ-241 с фиксированным углом старта (15 град) комплекса "Базальт-1143" с ПКР 4К80 / П-500 "Базальт";
Боекомплект - 12 ракет
РЛС системы управления «Аргон-1143» / TRAP DOOR (1 шт, находится в носовой части палубы корабля);
Антенный пост системы спутникового целеуказания "Корвет-1143" / PUNCH BOWL
ЗРК 4 х 6 восьмиракетных модуля 3С95 ЗРК , с 4 х системами управления К-12-1 с РЛС 3Р95 / CROSS SWORD (4 антенных поста). Боекомплект - 192 ЗУР 9М330.
Противолодочное / противоторпедное 2 х 10 устаовок КТ-153 / реактивной противолодочной системы "Удав-1". Боекомплект - 120 шт РГБ (60 РГБ по др.данным). Доработан по механической части системы заряжания после выхода на испытания.
Постановка помех 2 х двухствольных ПУ помеховых снарядов

Оборудование :


пр.11434 "Баку"
БИУС МВУ-410 "Лесоруб-434" (сбор и обработка информации, целеуказание и выработка решения) - обеспечивала управление ударным вооружением и наведение вертолетов, система третьего поколения. Производство - НПО "Марс", г.Ульяновск.
Система обмена информацией (СОИ) "Тройник" (производство - НПО "Марс", г.Ульяновск). Обеспечивала обмен информацией между БИУС, системами вооружений, РЛС и другими потребителями и источниками.
Комплекс удаленного целеуказания МКРЦ "Корвет-1143"
РЛС обнаружения воздушных целей комплекс "Марс-Пассат" с 4 ФАР / SKY WATCH, разработан НИИ "Квант" (г.Киев), сопровождение до 120 воздушных целей (по проекту, не достигнуто в ходе испытаний)
РЛС общего обнаружения МР-700М / МР-710М-1 "Фрегат-М1" / PLATE STREER, трехкоординатная помехозащищенная РЛС, сопровождение до 80 воздушных целей, обработка информации и передача информации в БИУС осуществлялась ЭВМ комплекса "Марс-Пассат"
РЛС обнаружения надводных целей и низколетящих целей
МР-360 "Подкат" (2 шт) - РЛС обнаружения малоразмерных низколетащих целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, на высотах до 100 м, на дальности до 33,7 км, с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, выработки и выдачи данных целеуказания
Навигационные РЛС 3 х "Вайгач" / PALM FROND
РЛС госопознавания 2 х SALT POT A/B
LONG HEAD
Станция постановки помех РЭБ "Кантата-М" (антенные посты 4 WINE FLASK; 8 FOOT BALL; 4 BELL THUMP; 2 CAGE POT) - установлен вместо системы "Кольцо"
Радиоприемники РТР 3 х Р-678Н, 6 х Р-670М, 2 х Р-721, 2 х СРС-2, УКВ Р-710 и Р-714
Станции постановки помех Р-740К (УКВ), аппаратура "Погоня" и "Каскад-У"
Навигационный комплекс "Салгир-V", 2 радиосекстанта
Эхолоты НЭЛ-6 и НЭЛ-10
Средства обеспечения авиакрыла Радиотехнический комплекс "Резистор К-4" / CAKE STAND (радиомаяк) - обеспечение ближней навигации ЛА, управление полетами, захода на посадку и посадки. Комплекс разработан ПО "Полет" (г.Челябинск), главный конструктор Брейгин А.М.

Комплекс боевого управления авиацией "Тур-434"

2 х станции наведения истребителей "Газон" / FLY TRAP B (унифицирована с системами ВВС, одновременное наведение 4 истребителей на 4 воздушных цели, производства ПО "Электрон")

ГАС Активный ГАК МГК-355 «Полином» / HORSE JAW (в бульбе), HORSE TAIL (буксируемая)
Охранители буксируемые акустические охранители
Оптико-электроенные приборы наблюдения 3 прибора "Ротан" (ТВ-наблюдение)
Радиосвязь Комплекс радиосвязи «Тайфун-1» в составе:

14 КВ-радиопередатчиков
2 СВ-радиопередатчика
21 КВ-радиоприемник
1 СВ-радиоприемник
1 СДВ-радиоприемник
13 УКВ-радиостанций

Система космической связи "Кристалл-БК" / LOW BALL (2 антенных поста)

Прочее оборудование Система безопасного одновременного применения систем вооружений "Сокол";
Автоматическая корабельная система "Буран";
На корабле использовалась система обеспечения одновременной работы разнородных радиотехнических средств.

Корабль оснащался системами приема и передачи грузов на ходу "Струна 2П-400", "Струна П-1000" (2 шт), "Струна 1П2.5".

Успокоители качки с выдвижными рулями "89-3". Установлена система водяной защиты, комплекты зимней спецобработки, 52 фильтро-вентиляционные установки.

Для обеспечения полетов была оборудована летная палуба размера 195 х 20.7 м, отклонение от оси корабля 4.5 град. Для обеспечения взлета Як-141 методом ВКР (взлет с коротким разбегом) летная палуба оснащена удерживающим механизмом и газоотбойным щитком. Термостойкое покрытие летной палубы выполнено с использованием импортных материалов. Взлетно-посадочные площадки вертолетов обозначены: "С" - для спасательного вертолета (1 площадка), "Т" - для транспортных вертолетов (1 площадка), 6 номерных стандартных площадок. За надстройкой находятся 10 технических позиций для обслуживания и стоянки ЛА. Корабль оборудован двумя подъемниками:
- грузоподъемностью 30 тонн, 18.9 х 10 м;
- грузоподъемностью 20 тонн, 18.9 х 4.8 м
Перемещение ЛА по палубе осуществлялось специальными транспортерами, по ангару - системой продольно-поперечной транспортировки.

Авиакрыло :
- пр.11434 (проект) - 14 Як-141, 6 Як-38М, 10 Ка-27ПЛ, 4 Ка-31, 2 Ка-27ПС.

Пр.11434 - 12 самолетов ВВП Як-38, Як-38М, в перспективе предполагалось заменить их на Як-141; 19 вертолетов Ка-27ПЛ и 3 спасательных вертолета Ка-27ПС.
Боекомплекс авиакрыла:
- самолетный вариант - 18 спецбомб РН-28, 143 ракеты Х-23, 176 ракет Р-3С / Р-13, 4800 ракет НУР С-5, 30 зажигательных баков ЗБ-500, 20 разовых бомбовых кассет РБК-250.
- вертолетный вариант - 30 авиационных торпед АТ-1, 40 противолодочных бомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев "Поплавок", 300 ориентирных буев ОМАБ-25.
Запас авиатоплива - 1500 тонн

Модификации :
- пр.11434 (1987 г.) - четвертый корабль пр.1143 - тяжелый авианесущий крейсер "Баку" / "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".


Вертолет ВМС Великобритании Lynx над палубой ТАКР "Баку" пр.11434, 1988-1990 г.г. (http://militaryphotos.net).


- 1988 г. 10 июня - в надстройке возник небольшой пожар (загорелись запасы краски), который удалось быстро потушить. Во время боевой службы корабль отрабатывал задачи ПЛО и осуществлял слежение за авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» и другими кораблями ВМС США и НАТО (ТАКР находился в 7-минутной готовности к нанесению удара);

1988 г. 11 августа - потерян вертолет Ка-27ПЛ (пилотов спасли). В ходе боевой службы корабль совершил деловые заходы в сирийские порты: 22-29.08.1988 г. в Латакию, 01-21.11.1988 г. - в Тартус; 14.12.1988 г. в сопровождении отряда кораблей проследовал мыс Нордкап.

1988 г. 17 декабря - корабль прибыл на рейд Североморска; находясь в составе СФ продолжал интенсивно заниматься боевой подготовкой.

1989 г. 8-23 августа - корабль получил оценку «хорошо» после проверки Главной инспекцией Минобороны СССР.

1989 г. - в течение года корабль прошел 13267 миль, трижды отрабатывал прикрытие высадки морского десанта, выполнил 10 артиллерийских и 4 ракетные стрельбы (в т.ч. 2 главным комплексом), СВВП совершили 171, а вертолеты 1142 полета с палубы;

1990 г. 01 октября - ТАКР вошел в состав 44-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота.

1990 г. - в течение года корабль прошел 4243 мили, отрабатывал задачи по прикрытию с воздуха высадки морского десанта, провел 6 артиллерийских и 2 ракетные стрельбы (в т.ч. 1 ударным комплексом), СВВП выполнили 47, а вертолеты - 1211 полетов.

1991 г. - в течение года корабль прошел 1375 миль, проведены 4 артиллерийские и 1 ракетная стрельбы, вертолеты корабельной авиагруппы выполнили 417 полетов.

1991 г. осень - на корабле проводились летные испытания СВВП Як-141.

1991 г. 21 сентября - первая посадка Як-141 на палубу ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".

1991 г. 03 октября (05 октяря по др.данным) - при испытаниях самолета ВВП Як-141 летчик-испытатель В.А.Якимов на самолете №77 при посадке допустил превышение вертикальной скорости, в результате чего произошла авария. Самолет упал плашмя с высоты более 10 метров, стойки шасси пробили баки, произошел пожар. Пожар был потушен, самолет был восстановлен позже до музейного состояния. Этот экземпляр Як-141 демонстрировался на статической стоянке на авиасалонах МАКС.


Тушение пожара и обгоревший Як-141 борт №77 на палубе ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", 03 октября 1991 г. (http://forums.airbase.ru)


- 1993 г. - ТАКР поставлен в ремонт в СРЗ в пос.Роста в Мурманске.

1994 г. 2 февраля - у стенки СРЗ в Мурманске на ТАКР произошел пожар, который вывел из строя одно из двух машинных отделений.

1995 г. июль - ТАКР участвовал в военно-морском параде в Североморске; позже в связи с истечением срока гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов, выход в море был запрещен и корабль поставлен в пос.Роста (Мурманск) на долговременное хранение.

1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по для Индии.

Реестр крейсеров пр.11434 / 11430 :

проект зав.
завод заложен спущен на воду вступил в строй вывод из состава ВМФ базирование
"Баку"
"Адмирал Флота Советского Союза Горшков" (с 04.10.1990)
11434 104 ССЗ №444, Николаев 26.12.1978
(17.02.1978 - зачислен в списки флота)
31.03.1982 11.12.1987 - СФ с 30.12.1987
?? 11434 105 ССЗ №444, Николаев строительство начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. - - - строительство прекращено в 1982 г. в связи подготовкой к закладке ТАКР пр.
Vikramaditya 11430 104 ПО "Севмаш", Северодвинск, ответственный сдатчик - Игорь Леонов
09.03.2004 04.12.2008
04.12.2012 г. (план 2010-2011 г.г.)
ВМС Индии
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера кораблей пр.11434

"Баку"
1986 111
1987 111
1988 103
1989 079
1990 091
1991 091
1995 069
1999 069

Экспорт :
Индия:
- 1996-2003 г.г. - переговоры с Индией о продаже с модернизацией ТАКР пр.11434.

1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по пр.11430 для Индии - далее см. статью по .

Источники :

Блог Кулешова Олега. Сайт http://kuleshovoleg.livejournal.com , 2012 г.
История отечественного судостроения. Том V. Судостроение в послевоенный период 1946-1991 г.г. С.-Пб, "Судостроение", 1996 г.
Корабел. Газета ПО "Севмаш", 27.09.2011 г., 15.11.2011 г., 27.03.2012 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2010 г.
Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru , 2010-2011 г.г.
Макаров Ю.И., Авианосец. М., "Эксмо", 1999 г.
Перов О. Весной в море. // Корабел. 22.12.2011 г.
Перов О. Вcё отдаем кораблю. // Корабел. 06.03.2012 г.
Сайт "Атрина", http://atrinaflot.narod.ru/ , 2010 г.
Хмельнов И.Н., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Российские надводные корабли: история и современность. Владивосток, 1996 г.

Вооружение

Однотипные корабли

Второй ТАКР пр. 11434 был заказан, но не закладывался; название не присваивалось

«Баку» (с 4.10.1990 - «Адмирал флота Советского Союза Горшков» ) - советский тяжёлый авианесущий крейсер . Был построен по проекту 11434, существенно улучшенному относительно предшествующих ТАКР типа «Киев» . Входил в состав Северного флота , успел провести одну боевую службу в Средиземном море и Северной Атлантике. После раздела СССР был поставлен на консервацию, а в 2004 году продан и перестроен в лёгкий многоцелевой авианосец по индийскому заказу. На сегодняшний день входит в состав ВМС Индии как авианосец «Викрамадитья» (англ. Vikramaditya ) .

Общие сведения

Вместе с тем как министр обороны СССР Д. Ф. Устинов, так и главком ВМФ СССР С. Г. Горшков отдавали себе отчёт, что подобный корабль и его авиагруппу быстро не создать . В то же время в ОКБ А. С. Яковлева шла разработка перспективного истребителя вертикального взлёта Як-41 , который по своим характеристикам вполне мог обеспечить воздушное прикрытие авианосного соединения, при этом не нуждаясь в катапультах и аэрофинишёрах для взлёта и посадки на палубу. Поэтому было решено постройку классического авианосца отложить, а очередной, четвёртый, авианосный крейсер строить по-прежнему с расчётом только на СВВП и вертолёты, что позволяло сохранить преемственность с уже построенными кораблями и обеспечить его быструю постройку и ввод в строй. Проект существенно переработали, сделав акцент на обеспечение истребительных функций самолётами авиагруппы.

Проектирование

Модель ТАКР проекта 11434 (будущего «Баку») в музее Невского ПКБ. Сопряжение борта с палубой в районе спонсона ещё выполнено по образцу проекта 1143; макеты Як-41 на палубе модели (см. врезки) также относятся к раннему варианту самолёта - с единым двигателем по типу английского самолёта «Харриер»

Проект 11434 для нового корабля был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора В. Ф. Аникиева. За счёт надстройки новой конструкции, отказа от громозких установок ЗРК средней дальности «Шторм» и размещения башен универсальной артиллерии линейно-возвышенно в нос от надстройки (а не в нос и корму, как на ТАКР типа «Киев»), удалось существенно (на 10,7%) увеличить площадь полётной палубы. Окончательный отказ от противолодочного вооружения - как торпедных аппаратов, так и баллистических ядерных ракет комплекса «Вихрь» - позволили отвести в носовой части больше места под главный ударный комплекс, доведя число пусковых установок до 12.

В целом проект 11434 в том же корпусе, что и предшественники, реализовывал существенно лучшие ударные и авианосные возможности, за счёт отхода от полной универсальности как боевой единицы. В частности, по составу вооружения можно видеть, что задачи ПВО дальней зоны и уничтожения вражеских подводных лодок в проекте 11434 были уже возложены на авиагруппу - в то время как в проекте 1143/11433 для этих целей ещё служило собственное вооружение крейсера. При сохранении количественного состава авиагруппы, на новом ТАКР за счёт самолётов и вертолётов новых типов ожидался существенный качественный рост её боевых возможностей.

Постройка и испытания

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер, названный «Баку». Новый ТАКР был заложен 26 декабря 1978 года на крупнейшем стапеле Черноморского судостроительного завода.

При постройке корабля его корпус разбили на 10 районов. Работа начиналась с его «сердца» - машинного отделения, а далее шла одновременно в разных направлениях - в корму, в нос, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее заготовленных секций, максимальная масса которых не превышала 150 тонн; в итоге спусковая масса корабля составила около 19000 тонн.

Спуск корабля на воду состоялся 31 марта 1982 года . «Крёстной матерью» для крейсера, разбившей при спуске традиционную бутылку шампанского о его форштевень, стала Лариса Николаевна Шалыгина, начальник бюро технологической подготовки в корпусно-стапельном цехе №16 Черноморского завода. После спуска «Баку» достраивался у заводской стенки на плаву. Постройка крейсера заметно затянулась из-за вносимых в проект по ходу строительства изменений. К швартовным испытаниям ТАКР приступил только 2 июня 1986 года, через 7 лет и 5 месяцев после закладки. 23 сентября на крейсер заселился экипаж, 1 декабря 1986 года были завершены заводские испытания, а 4 декабря 1986 года новый ТАКР отправился в Севастополь для докования и покраски подводной части.

9 января 1987 года тяжёлый авианосный крейсер «Баку» приступил к государственным испытаниям. В связи с большим количеством новых образцов вооружения эти испытания продолжались до конца года, за который было пройдено 16496 миль по Чёрному морю, выполнены десятки ракетных и артиллерийских стрельб по надводным и воздушным целям.

11 декабря 1987 года был подписан приёмный акт нового крейсера, с этого момента формально вступившего в боевой состав ВМФ СССР. 20 декабря 1987 года на «Баку» торжественно подняли военно-морской флаг.

Постройка ТАКР «Баку» в ценах 1987 года обошлась государству в 600 млн. рублей, из которых более трети - 240 миллионов рублей - составила стоимость радиоэлектронного оборудования.

Описание конструкции

Разрез крейсера проекта 11434 (рисунок А. С. Павлова)

Корпус и архитектура

Проект 11434 стал прямым развитием серии авианесущих кораблей типа «Киев» , и корпус по конструкции отчасти повторял предшественников. По сравнению с ними был упразднён малый спонсон у переднего среза полётной палубы, а также сопряжение борта с палубой в этом месте (в районе ширстрека по левому борту) выполнено более плавным для устранения завихрений воздуха, которые могли помешать полётным операциям. Этой же цели (выравниванию воздушных потоков) служило выравнивающее устройство - изначально выполненное в виде одного поворотного щита, и уже во время службы крейсера дополненного тремя малыми щитками в носовой части. По правому борту ширина корпуса на уровне полётной палубы была увеличена на 3,7 м для устройства обходного мостика.

Согласно проекту, авиационная группа корабля должна была насчитывать 36 самолётов и вертолётов. Один из типовых составов проектной авиагруппы включал в себя:

  • 14 истребителей Як-141 ;
  • 6 штурмовиков Як-38М ;
  • 10 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ ;
  • 4 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31 ;
  • 2 поисково-спасательных вертолёта Ка-27ПС .

Схема взлёта группы Як-141 с палубы с применением режима сверхкороткого разбега. Все 6 истребителей по тревоге могут быть подняты в воздух за время менее 1 минуты - с катапультными самолётами на классическом авианосце такой результат не достижим в принципе

Фактически по причине задержки с началом серийного производства Як-41М и Ка-31, на «Баку» размещалась авиагруппа только из самолётов Як-38М и вертолётов Ка-27. Первый - только за неимением лучшего: этот облегчённый до предела самолёт был оснащён лишь необходимым минимумом оборудования, который не позволял реализовать все возможности бортовых систем крейсера. Новые комплексы связи и управления боевой авиацией полностью задействовались только с наиболее современными истребителями 4 поколения (в том числе с палубным Як-141). Тем не менее, благодаря новым радионавигационным системам корабля, даже на устаревающем Як-38 при полётах с «Баку» был снижен метеоминимум - то есть допускались полёты в худших метеоусловиях, чем для предыдущих кораблей .

Авиагруппа авианосца проекта 114340

Пара МиГ-29КУБ и учебно-боевая версия «Си Харриера» индийских ВМС в парадном строю над базой Гоа. Фото 19 февраля 2010 года

Численный состав авиагруппы корабля при перестроении его в «чистый» авианосец практически не изменился - сейчас, по разным данным, он составляет от 30 до 36 летательных аппаратов, в том числе от 12 до 24 истребителей МиГ-29К/КУБ и от 6 до 12 вертолётов типов Ка-27 (в его экспортном варианте Ка-28), Ка-31 , Dhruv и Sea King .

Варианты состава авиагруппы авианосца:

  • 5 вертолётов Ка-28 и Ка-31
  • 21 истребитель МиГ-29К и МиГ-29КУБ
  • 13 вертолётов Ка-28 и Ка-31
  • 24 истребителя МиГ-29К и МиГ-29КУБ
  • 6 вертолётов «Си Кинг»

и другие.

На первый взгляд, парадоксальная ситуация: корабль избавился от «крейсерского» вооружения, максимально оптимизирован именно для авиации, а численность авиагруппы не выросла. Ранее такое происходило при модернизации авианосцев под более тяжёлые машины , но в данном случае это не объяснение: взлётный вес, как и боевые возможности Як-141 (на которые рассчитывался крейсер) и МиГ-29К (под которые его перестроили в авианосец) вполне сопоставимы. Основная причина того, что авианосец «Викрамадитья» несёт примерно столько же машин, сколько и авианосный крейсер «Баку», лежит в принципиальных отличиях эксплуатации с палубы обычных и вертикально взлетающих аппаратов: первые требуют намного больше пространства на полётной палубе - как для взлётов и посадок, так и для руления - по сравнению с СВВП .

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Радиоэлектронное оборудование корабля почти в полном составе было новейшим, ранее нигде не применявшимся. Большая часть комплексов и систем представляла собой опытные и головные образцы, включая в себя:

  • 1 радиолокационный комплекс с ФАР «Марс-Пассат»;
  • 1 радиолокационную станцию МР-710М-1 «Фрегат-М1»;
  • 2 радиолокационных станции МР-360 «Подкат»;
  • 3 радиолокационных станции «Вайгач»;
  • боевую информационно-управляющую систему (БИУС) «Лесоруб-434»;
  • системы управления авиацией «Резистор-К4» и «Газон»;
  • комплекс связи «Буран»;
  • комплекс радиоэлектронной разведки (РЭР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Кантата-М»;
  • аппаратуру РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»;
  • гидроакустический комплекс «Полином».

Комплекс «Марс-Пассат» с неподвижными антеннами и программным управлением лучом, по замыслу, должен был стать советским аналогом новейшего тогда американского РЛК «Иджис» (англ. AEGIS), которым вооружались ракетные крейсера типа Ticonderoga . Он был способен обнаруживать и сопровождать до 80 целей одновременно. Практически до заданных характеристик его так и не довели, так что в качестве основного средства обнаружения на крейсере служила РЛС «Фрегат-М1»; удачная ЭВМ от комплекса «Марс-Пассат» использовалась для обработки полученых с «Фрегата» данных.

Качественно новые возможности по управлению боевой авиацией придавала крейсеру АСУ «Газон», способная объединяться в единую сеть с наземными комплексами управления и наведения, а также самолётами и вертолётами ДРЛО и собственными истребителями. АСУ «Газон» позволяла одновременно наводить до 4 истребителей на 4 различные воздушные цели. Однако в связи с тем, что серийный выпуск палубного истребителя Як-141 так и не был начат, система «Газон» могла пригодиться на ТАКР «Баку» только при взаимодействии с истребителями берегового базирования: штурмовики Як-38 не имели бортовых средств для подключения к ней.

Модернизации и переоборудования

Сравнение моделей «Баку» по изначальному проекту 11434 (на фото слева) и после перестройки в авианосец для обычных самолётов по проекту 114340 (справа)

К концу 1990-х годов перед ВМС Индии встал вопрос о поиске замены для лёгкого авианосца Viraat , спущенного на воду ещё в 1953 году. Другой индийский авианосец - ещё более старый Vikrant - был списан в 1997 году, и в ближайшей перспективе флот мог остаться вообще без авианосцев.

Создание собственного корабля такого класса, равно как и попытка заказать новый авианосец за рубежом, означала бы либо длительное время постройки и огромные затраты, либо получение заведомо слабейшей, чем «Вираат», боевой единицы наподобие испанского «Принсипе де Астуриас» . Исходя из этих соображений, руководство индийских ВМС начало рассматривать варианты покупки уже готового корабля, с его возможной модернизацией. Фактически, вариантов было всего два - российский «Адмирал флота Советского Союза Горшков» или один из французских авианосцев типа Clemenceau . Последние были, во-первых, существенно меньше бывшего советского крейсера (что сокращало их возможности по оснащению авиагруппой и вооружением), а во-вторых, ненамного новее списываемого «Вираата» (иными словами, «Клемансо» или «Фош» тоже вскоре потребовали бы замены по старости). В результате выбор индийцев остановился на бывшем «Баку». Очевидно, что для полноценного использования кораблю требовалась масштабная модернизация: без переделок он подходил только для СВВП и вертолётов. После прекращения разработки СВВП в России единственным перспективным самолётом этого типа остался американский F-35B , чья разработка сильно затянулась и боевые возможности до сих пор неопределённы, поэтому более реалистичным выглядел проект перестройки ТАКР в обычный авианосец и базирование на нём палубных версий МиГ-29.

«Викрамадитья» с воздуха, хорошо видна форма полётной палубы в плане. Фото 2012 года

С 2004 по 2013 год по индийскому заказу на предприятии «Севмаш» тяжёлый авианосный крейсер был перестроен в обычный авианосец для базирования самолётов трамплинного взлёта и финишёрной посадки. Для этого с крейсера было полностью демонтировано всё вооружение и срезаны все надпалубные конструкции вплоть до ходовой рубки; полётную палубу расширили как в районе спонсона по левому борту, так и по правому борту вдоль надстройки. В носовой части корабль получил взлётный трамплин с углом схода 14,3 0 , а кормовую часть палубы удлинили с помощью свеса, подобно авианосцам времён Второй Мировой войны. В результате всех принятых мер длина полётной палубы возросла почти на 10 м (с 273,1 до 283 м) при существенном увеличении её площади.

Для обеспечения посадки обычных самолётов авианосец получил 3 троса аэрофинишёров и светотехническую систему посадки. Для взлёта предназначены две стартовые позиции с задержниками и газоотбойными щитами - ближняя позволяет взлетать при взлётном весе до 17,7 тонн, а при разбеге с дальней, 195-метровой, МиГ-29К способен взлететь с максимальной взлётной массой до 22,4 тонны. Для размещения дальней стартовой позиции на таком расстоянии от трамплина (на 15 метров длиннее, чем на ТАКР типа «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - при том, что сам корабль существенно меньше) на «Викрамадитья» пришлось под неё выполнить особый выступ на контуре полётной палубы, хорошо заметный в плане.

По правому борту за пределами обводов корпуса появилась массивная призматическая мачта, несущая радиотехническое оборудование и антенные посты. Большая часть радиоэлектронного оборудования заменена более современными образцами; взамен демонтированного вооружения предполагаются к установке зенитные комплексы «Барак-1» израильского производства, а также ударный комплекс «Брамос» совместной российско-индийской разработки. По требованию индийской стороны были также заменены главные котлы корабля, поскольку принятые в советском флоте котлы с отоплением от флотского мазута и асбестовой термоизоляцией в ВМС Индии не применяются. Новые котлы КВГ-3Д работают на дизельном топливе и несут термоизоляцию из огнеупорного кирпича, что соответствует принятой у индийцев практике.

Проект модернизации корабля носит шифр 114340 и разрабатывался в Невском проектно-конструкторском бюро - там же, где ранее был разработан проект 11434, по которому строили крейсер «Баку».

История службы

Тяжёлый авианосный крейсер «Баку»/«Адмирал Горшков»

27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, а уже в конце мая началась подготовка к боевой службе. В этот период крейсер поучаствовал в испытаниях опытных образцов палубных самолётов МиГ-29К и Су-27К, которые выполняли облёты «Баку» с проверкой взаимодействия бортовых систем с радиоэлектронной аппаратурой корабля.

Лётчик В. Н. Кондауров об испытаниях 1988 года при участии ТАКР «Баку»

Моё первое знакомство с ТАКР состоялось летом 1988 года. Это был «Баку»... Прошедший год назад государственные испытания, он собирался уходить к месту своего постоянного базирования. Командование ВМФ удовлетворило нашу просьбу задержать корабль в Чёрном море для проведения на нём специальных испытаний...

Десять дней жизни и организации полётов на «Баку» оказались для меня просто неоценимыми в интересах дальнейшей работы на «Тбилиси»... Цель наших полётов и их безопасность во многом зависели от экипажа корабля, от чёткого взаимопонимания между авиаторами и моряками. Приходилось постоянно увязывать свои интересы с возможностями крейсера, его местонахождением в заливе. На наши требования создать на палубе ветер той или иной силы, командир не раз отвечал раздражённым тоном: «Крейсер не игрушка, я не могу каждую минуту менять скорость. А с этим курсом, пока вы посадите самолёт, я выскочу на берег». Действительно, в заливе шла своя, мирная жизнь. По водному пути Новороссийск - Босфор через залив шли отечественные и иностранные суда, рыбаки на сейнерах ловили рыбу, отдыхающие на туристических катерах бороздили воды тёплого моря. И никому не было дела до корабля, который искал встречный ветер и, меняя ход, пытался обеспечить очередному пилоту скорость ветра на палубе в 15, а то и в 20 м/с...

День за днём я усваивал законы внутренней жизни на корабле. Например, время приёма пищи менялось в зависимости от того, стоял ли корабль на якоре, или был на ходу. Не хочешь остаться голодным - слушай по селекторной связи объявление вахтенного дежурного: «Команде мыть руки!». Лётчики, находившиеся в это время в воздухе, могли не рассчитывать в дальнейшем на камбуз. По всему чувствовалось, что авиация находится на корабле в роли «падчерицы», когда отношение команды к авиаторам во многом определялось отношением к ним самого командира корабля...

Владимир Кондауров, лётчик-испытатель ГНИКИ ВВС СССР

ТАКР «Баку» на боевой службе в Средиземном море, 1988 год

Переход к новому месту постоянного базирования был совмещён с первой боевой службой. 7 июня 1988 года «Баку» покинул порт Севастополя, начиная поход. На борту ТАКР находилась авиагруппа в составе 12 штурмовиков Як-38М, 2 учебных спарок Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 спасательных Ка-27ПС и 2 вертолётов радиолокационного дозора и целеуказания Ка-25Ц. В ходе боевой службы в Средиземном море корабль отрабатывал задачи ПЛО, а также осуществлял слежение за боевыми кораблями США и НАТО. Главный ракетный комплекс постоянно находился в 7-минутной готовности к нанесению удара по американскому атомному авианосцу «Дуайт Д. Эйзенхауэр» .

С 22 по 29 августа 1988 года ТАКР «Баку» совершил деловой визит в порт Латакия (Сирия). За время визита борт крейсера посетил министр обороны Сирийской Арабской Республики дивизионный генерал Мустафа Тлас и командующий ВМС Сирии Мустафа Тайяр; также в Доме офицеров города Латакия был устроен приём в честь офицеров советской эскадры.

14 декабря ТАКР «Баку» во главе отряда кораблей обогнул мыс Нордкап, а 17 декабря 1988 года прибыл на рейд Североморска, завершая 6-месячную боевую службу. Всего за время похода была пройдена 33951 миля, выполнено свыше тысячи полётов самолётами и вертолётами авиагруппы, проведено 15 артиллерийских и 10 ракетных стрельб. На Северном флоте крейсер был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей.

С 8 по 23 августа 1989 года корабль прошёл проверку Главной инспекции Министерства обороны СССР с оценкой «хорошо». При проведении инспекции «Баку» выполнил преследование подводной лодки, две артиллерийские и две ракетные стрельбы (включая стрельбу главным ракетным комплексом на максимальную дальность).

11 сентября 1989 года борт крейсера посетил заместитель министра обороны Румынии генерал-лейтенант Илей Чаушеску.

На протяжении 1989 года ТАКР прошёл 13267 миль, трижды участвовал в отработке обеспечения высадки десанта, выполнил 10 артиллерийских и 4 ракетные стрельбы (в том числе две стрельбы главным ударным комплексом); с палубы крейсера штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты - 1142 полёта.

За 1990 год было пройдено 4243 мили, корабль на учениях отрабатывал прикрытие с воздуха высадки морского десанта, провёл 6 артиллерийских и 2 ракетные стрельбы (из них одну - главным комплексом), с палубы «Баку» выполнено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. 1 октября 1990 года крейсер был переведён в состав 44-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота, а 4 октября 1990 года переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Первый опытный экземпляр истребителя Як-141 на палубе ТАКР «Адмирал Горшков» осенью 1991 года

В течение 1991 года ТАКР прошёл 1375 миль, провёл 4 артиллерийские и одну ракетную стрельбу, а с его палубы было выполнено 417 полётов вертолётами. Осенью 1991 года крейсер участвовал в обеспечении испытаний нового истребителя Як-141 на палубе; 21 сентября этот самолёт выполнил первую посадку на корабль под управлением лётчика-испытателя А. А. Синицына. 5 октября 1991 года на крейсере случилась авария: из-за грубой посадки был повреждён и загорелся второй опытный экземпляр Як-141. Лётчик (испытатель В. А. Якимов) катапультировался и не пострадал, но самолёт обгорел до того, что восстановить его до лётного состояния было уже невозможно. Эту аварию использовали как предлог для прекращения испытаний и закрытия программы разработки Як-141.

2 февраля 1994 года корабль, стоя у заводской стенки, пострадал от пожара - было выведено из строя одно из машинных отделений. Вскоре после этого, седьмого февраля 1994 года, авария паропровода привела к смерти 6 матросов.

В июле 1995 года ТАКР «Адмирал Горшков» под тремя исправными машинами выходил на парад в Североморске.

В дальнейшем крейсер перевели в Росляково на долговременное хранение; выход в море был запрещён из-за небезопасного состояния основных механизмов.

В 1994 году начались предварительные переговоры с Индией о продаже крейсера, но документы были подписаны лишь спустя 6 лет - в октябре 2000 года.

В июле 1999 года крейсер был отбуксирован для прохождения модернизации в Северодвинск на предпрятие «Севмаш» . Работы, однако, не начинались в связи с продолжавшимся согласованием условий контракта. Сумма контракта менялась вплоть до 2002 года. 20 января 2004 года, во время визита в Индию министра обороны РФ Сергея Иванова, было подписано соглашение, предусматривающее выделение 974 миллионов долларов на восстановление и модернизацию ТАКР и 530 миллионов на поставку 16 истребителей МиГ-29К вместе с партией противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ.

В 2004 году крейсер был в торжественной обстановке формально передан индийской стороне; до окончания работ по его перестройке в авианосец «Адмиралу Горшкову» было присвоено рабочее название «Корабль проекта 114340». На ФГУП «Севмашпредприятие» было специально создано 4-е подразделение, занимающееся перестройкой авианосца, и начались работы по ремонту и модернизации. Экипаж корабля расформировали. Носовой знак тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков», снятый с крейсера во время перестройки в авианосец для Индии, был установлен около морской кадетской школы имени П. Г. Котова в городе Северодвинск.

Авианосец «Викрамадитья»

Носовое украшение ТАКР «Баку», установленное в качестве памятника в Северодвинске

12 декабря 2006 года на базе Северного флота России было начато формирование экипажа для перестраиваемого авианосца. Индийцы присвоили кораблю название «Викрамадитья» (англ. Vikramaditya ) , что в переводе с санскрита означает «Всемогущий» .

Плановый срок сдачи корабля заказчику первоначально был назначен на декабрь 2008 года. Фактически уже к началу 2008 года стало ясно, что из-за развала оборонной промышленности России и утраты квалифицированных кадров условия контракта не могут быть выполнены как по срокам, так и по стоимости. В связи со срывом сроков российской стороной в мае 2008 года индийская сторона также допустила отход от согласованных в 2004 году условий, приостановив выплаты по контракту и сделав официальный запрос на фирму «Боинг» (США) о возможности поставки для своего авианосца американских истребителей F/A-18E Super Hornet вместо оговоренных в спецификации российских МиГ-29К . В декабре 2008 года, во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, спорные вопросы удалось урегулировать, и комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации авианосца. В итоге Индия согласилась выплатить 1,2 миллиарда долларов дополнительно и перенести срок сдачи корабля на декабрь 2012 года.

Авианосец «Викрамадитья» у достроечной стенки «Севмашпредприятия», март 2011 года. На палубе в районе стартовых позиций виден массогабаритный макет истребителя МиГ-29К

4 декабря 2008 года внешние работы по корпусу были завершены, и корабль вновь спустили на воду (путём затопления наливного бассейна ПО «Севмашпредприятие»), после чего отбуксировали к достроечной стенке завода.

В феврале 2012 года на корабль было проведено частичное заселение экипажа, а 1 марта 2012 года приступили к швартовным испытаниям перестроенного авианосца.

8 июня 2012 года авианосец «Викрамадитья» вышел в море на ходовые испытания. В ходе испытаний были выполнены облёты корабля палубной авиацией, посадки и взлёты с палубы учебно-боевых истребителей МиГ-29КУБ.

29 июля 2012 года корабль участвовал в параде на рейде Североморска в честь Дня ВМФ России, при этом он нёс флаг и гюйс Российского Военно-Морского Флота, а также флаги расцвечивания. В дальнейшем программа испытаний авианосца в море была продолжена.

17 сентября 2012 года во время испытаний на полном ходу произошла авария с выходом из строя трёх из восьми котлов главной энергетической установки . Хотя авианосец и вернулся в Северодвинск своим ходом, авария требовала серьёзного заводского ремонта для устранения: необходимо было не только восстановить вышедшие из строя котлы, но и доработать оставшиеся в строю для исключения подобных аварий в будущем. Ремонтные работы выполнялись силами Балтийского завода - производителя котлов КВГ-3Д; в связи с внеплановым ремонтом срок сдачи авианосца заказчику был перенесён на следующий, 2013, год.

Коммодор Сурадж Берри об испытаниях авианосца и подготовке экипажа

Методика обучения хорошо подходила для усвоения индийским экипажем всех особенностей управления кораблём. Принимая участие в испытаниях и учебных занятиях на борту авианосца, мы могли обучаться, наблюдая за действиями русских специалистов. Я имел возможность управлять кораблём на ходу, при маневрировании и постановке на якорь, и должен сказать, что авианосец имеет превосходные характеристики. Несмотря на огромные размеры, он управляется, будто небольшой фрегат. Мощность машин и манёвренность обеспечивают ему большую гибкость боевого применения.

Коммодор Сурадж Берри, командир авианосца «Викрамадитья» с ноября 2013 года

Авианосец «Викрамадитья» в море на испытаниях

3 июля 2013 года «Викрамадитья» вновь вышел на ходовые испытания после ремонта. На этот раз весь цикл прошёл без существенных отказов, включая лётные испытания в Баренцевом море. Была полностью выполнена программа взлётов и посадок палубных истребителей на аэрофинишёр, в том числе в ночных условиях. Участники испытаний дали высокую оценку характеристикам авианосца, в особенности системам радиоэлектронного подавления (РЭП): во время их опробования истребители Су-33, МиГ-29 и даже самолёт ДРЛО А-50 не смогли обнаружить корабль с расстояния в 350-400 км, в то время как сам авианосец уверенно засекал приближающиеся самолёты на этой дистанции.

20 сентября 2013 года авианосец вернулся в Северодвинск. Всего за период испытаний в 2012-2013 годах было пройдено 19500 миль, с палубы авианосца проведено 778 полётов самолётами и вертолётами, совершено 88 посадок самолётов на аэрофинишёр. 1700 миль корабль прошёл под управлением коммодора Берри - будущего индийского командира авианосца.

16 ноября 2013 года состоялась торжественная передача авианосца «Викрамадитья» ВМС Индии. Был спущен Андреевский флаг ВМФ России и поднят влаг ВМС Индии; супруга нового командира корабля, коммодора Сураджа Берри, по индийской традиции разбила о борт «Викрамадитьи» кокосовый орех. На церемонии присутствовали министр обороны Индии Аракапарамбил Куриен Энтони и вице-премьер России Дмитрий Рогозин. В ВМС Индии авианосец получил бортовой номер R33 .

26 ноября 2013 года корабль с индийским экипажем вышел из Северодвинска к новому месту службы. В Баренцевом море к авианосцу присоединился фрегат «Триканд» и танкер «Дипак» ВМС Индии. В Северной Атлантике отряд кораблей преодолел сильнейший шторм; авианосец перенёс его без последствий, а фрегат получил повреждение корпуса.

16 декабря 2013 года отряд боевых кораблей во главе с «Викрамадитья» прошёл через Ла-Манш в сопровождении британского фрегата «Монмут» . Далее отряд нанёс визит в порт Лиссабон (Португалия), где фрегат «Триканд» был отремонтирован после шторма. В районе Гибралтарского пролива к отряду присоединился индийский эсминец «Дели».

Проследовав через Средиземное и Красное моря, 31 января 2013 года в районе Аденского пролива отряд боевых кораблей встретился с авианосным соединением Западного флота ВМС Индии во главе с авианосцем Viraat ; в течение нескольких дней было проведено совместное маневрирование и учения с участием обоих авианосцев. В ходе учений были выполнены посадки самолётов Sea Harrier из состава авиагруппы «Вираата» на палубу «Викрамадитья». В индийских ВМС совместные манёвры сразу двух авианосцев проводились впервые за 20 лет.

7 января 2014 года авианосец «Викрамадитья» прибыл на базу Карвар в индийском штате Карнатака.

В мае 2014 года было объявлено, что авианосец достиг полной боеготовности, включая авиагруппу.

С 21 по 22 января 2016 года авианосец в сопровождении эсминца «Майсор» посетил с визитом порт Коломбо (Шри-Ланка).

С 15 по 18 февраля 2016 года авианосец «Викрамадитья» в сопровождении эсминца «Майсор» и танкера «Дипак» нанёс визит доброй воли в порт Мали (Мальдивские острова).

В начале февраля 2017 года авианосец в числе других боевых кораблей ВМС Индии принял участие в ежегодных оперативно-тактических учениях «Тропекс» в Аравийском море и северной части Индийского океана.

Командиры

За время службы тяжёлым авианосным крейсером «Баку» («Адмирал флота Советского Союза Горшков», авианосцем «Викрамадитья») командовали:

Даты Звание Командир Фотография
ноябрь 1983 - 24 декабря 1989 капитан 2 (1) ранга Лякин Виктор Фёдорович
24 декабря 1989 - 12 января 1991 капитан 2 (1) ранга Соломенцев Евгений Михайлович
12 января 1991 - 28 апреля 1994 капитан 1 ранга Рудзик Владимир Петрович
28 апреля 1994 - 30 апреля 1997 капитан 2 ранга Звада Владимир Александрович
30 апреля 1997 - 2004 капитан 1 ранга Азаров Андрей Феликсович
12 декабря 2006 - 16 ноября 2013 капитан 1 ранга Рябко Игорь Васильевич
с 16 ноября 2013 Коммодор Сурадж Берри

Звания даны на период командования кораблём; для командиров, которым за время нахождения в должности было присвоено очередное звание, оно приводится в скобках.

Игорь Васильевич Рябко о формировании российского экипажа для будущего индийского авианосца

Экипаж Азарова был расформирован в 2004 году, мой сформирован в конце 2006-го. В принципе, никакой преемственности. Но у меня служили много мичманов, спускавших в последний раз Андреевский флаг на «Горшкове», я поддерживал и продолжаю поддерживать хорошие отношения с Виктором Фёдоровичем Лякиным, первым командиром «Баку», да и сплачивать разношёрстную массу военнослужащих в экипаж было проще под знаменем преемственности. Кораблём (до 2012 года экипажем) я командовал с 12 декабря 2006 года до 16 ноября 2013 года, когда торжественно был спущен государственный флаг Российской Федерации и поднят флаг ВМС Индии. После церемонии В. Ф. Лякин подарил первому индийскому командиру Сураджу Берри перьевую ручку, которой был в 1987 году подписан приемный акт «Баку».

Капитан 1 ранга Игорь Рябко, командир авианосца «Викрамадитья» в период его постройки и испытаний

Оценка проекта

Тяжёлый авианосный крейсер «Баку» завершал собой второе поколение советских авианосных кораблей (первым поколением принято считать вертолётоносцы типа «Москва»). Не имея принципиальных преимуществ относительно крейсеров типа «Киев» , новый корабль всё-таки существенно превосходил предшественников по вооружению и возможностям радиоэлектронного оборудования. Вместе с тем в связи с развалом СССР так и не был доведён до серийного производства палубный истребитель вертикального взлёта Як-141 , с которым возможности советских авианосных кораблей второго поколения раскрывались наиболее полно. В отсутствие Як-141 единственным самолётом, который могли принять на палубу эти корабли, оставался лёгкий штурмовик Як-38 - имевший, как и англо-американские «Харриеры» всех версий, слишком маленький взлётный вес и, как следствие, крайне ограниченные радиус действия и боевую нагрузку относительно большинства самолётов катапультного старта. В результате «Баку», по своим ударным и противолодочным возможностям оставаясь одним из сильнейших надводных кораблей мира, так и не достиг заложенных в проекте характеристик своей авиагруппы.

Тяжёлый авианосный крейсер проекта 114342 - развитие «Баку» с возможностью базирования обычных самолётов помимо СВВП

На судьбу советских ТАКР, в том числе и «Баку», сильно повлияло изменение приоритетов в руководстве ВМФ СССР. К 1985 году, в связи со смертью министра обороны Д. Ф. Устинова и уходом на пенсию главкома ВМФ С. Г. Горшкова, развитие СВВП как приоритетного направления в советской палубной авиации потеряло своих наиболее влиятельных сторонников. В руководстве ВМФ начали преобладать взгляды об изначальной ущербности СВВП и кораблей, спроектированных как их носители. Повышенную аварийность, присущую палубной авиации вообще , стали приписывать исключительно недостаткам Як-38 - и вследствие этого вводить всё более жёсткие ограничения на его лётную эксплуатацию. Если в период 1979-1988 годов вертолёты и самолёты летали с советских ТАКР почти на равных, то за 1989-1990 годы (как можно видеть и на примере «Баку») штурмовики совершали уже на порядок меньше полётов по сравнению с вертолётами - такая диспропорция была прямым следствием вводимых ограничений. В 1991 году направление СВВП в советской авиации вовсе закрыли волевым решением сверху - сначала отправив на базы хранения весь парк боеготовых Як-38, а потом прекратив и программу разработки Як-141 . Это решение сразу же сделало бесперспективными все находящиеся в строю ВМФ авианосные корабли, не исключая и новейший «Баку»: отныне их авиагруппа лишилась самолётов и осталась чисто вертолётной. Последовавший за этим раздел страны и флота и вовсе поставил точку в судьбе первых четырёх ТАКР: падение дисциплины и квалификации личного состава быстро привёл к ряду аварий и пожаров, после которых вышедшие из строя корабли были проданы на слом или, как в случае с «Баку»/«Адмиралом Горшковым», поставлены на консервацию.

Тем не менее, ТАКР «Баку» представлял собой мощную и современную боевую единицу, при вступлении в строй существенно усилившую ВМФ СССР. Не исключалась возможность постройки второго однотипного корабля: в 1982 году даже выдали заказ на него, и Черноморский завод приступил к порезке металла и изготовлению первых секций в цехе №11. До закладки второго корабля проекта 11434 и присвоения ему названия дело так и не дошло - осенью 1982 года его постройка была отменена в пользу более крупного и совершенного ТАКР проекта . Вместе с тем следует отметить, что потенциал совершенствования проекта 11434 был далеко не исчерпан. Это показывает как нереализованный проект 114342, в корпусе «Баку» и с его вооружением обеспечивающий базирование обычных самолётов наряду с СВВП, так и выполненная в 2004-2012 годах перестройка крейсера в авианосец для Индии по проекту 114340. Получившийся авианосец «Викрамадитья», хотя и называемый «лёгким» - относительно авианосцев США, в мире не имеющих аналогов - на сегодняшний день является крупнейшим боевым кораблём, когда-либо проданным на экспорт, и пока что превосходит по размерам и боевому потенциалу любые находящиеся в строю авианосные корабли стран Европы, не исключая даже атомный Charles de Gaulle ВМС Франции.

Авианосец проекта 114340 - индийский «Викрамадитья», рассчитанный на самолёты обычного взлёта и посадки

Высокая оценка, данная авианосцу «Викрамадитья» новыми владельцами, подтверждается тем, что свой первый авианосец собственной постройки -

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38 . 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск» , на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104 . Строился ТАВКР «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля - машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях - в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАВКР проекта 1143.5) - были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года - с их помощью на корабль была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона . Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего ТАВКР «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАВКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на корабль заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).

Испытания

Ходовые испытания ТАВКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАВКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт - ТАВКР «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР . 20 декабря на корабле был торжественно поднят военно-морской флаг СССР .

Боевая служба

27 апреля 1988 года ТАВКР «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У , 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ , 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня ТАВКР «Баку» покинул Севастополь . В ходе боевой службы в Средиземном море ТАВКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА) . По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата - Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря ТАВКР «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й оперативной эскадры .

В дальнейшем корабль больше не выходил на боевую службу, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАВКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты - 1142. 4 октября 1990 года ТАВКР переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала снижаться. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141 , который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАВКР, а 30 сентября - первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.

1 февраля 1992 года в результате аварии паропровода и возникшего пожара в кормовом машинном кормовом отсеке погибли 6 человек. 3 февраля 1992 года ТАВКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. После этого корабль перевели в Росляково .

Продажа крейсера

В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов США на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов США на поставку 16 истребителей МиГ-29К и противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27 . Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов США, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации корабля.

В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАВКР задерживался из-за нехватки кадров:

3 июля 2013 ТАВКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. состоялась торжественная передача авианосца ВМС Индии .

Память

3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАВКР, остававшийся на верфи после переоборудования корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в

Авианесущий крейсер «Баку» (изначально «Харьков») в 1990 «Адмирал Горшков» строился по измененному проекту 1143.04. Полностью модернизировалось радиоэлектронное оборудование, изменилась архитектура надстройки, другим стал состав вооружения. Вместо самолетов Як-38, обладавших низкой боевой эффективностью, на корабле должны были размещаться самолеты Як-41. В период строительства создание самолета находилось в стадии завершения, однако к моменту подписания приемного акта Як-41 все еще не был готов. Поэтому авиагруппу «Баку» укомплектовали штурмовиками Як-38. Зато вместо вертолетов Ка-25ПЛ корабль получил более совершенные Ка-27ПЛ.

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Адмирал Горшков" - видео

Ширина полетной палубы 46 м. На «Баку» использован новый тип покрытия полетной палубы, отличающийся повышенной прочностью и жаростойкостью. Впервые на советском авианесущем корабле была установлена бронированная защита погребов и ангара общей массой 1700 тонн.
Энергетическая установка состоит из четырех эшелонов (4 ГЗТА, 8 котлов) и приводит в действие четыре линии вала. Конструктивно она соответствует энергоустановке ТАКР проекта 1143, но имеет ряд изменений, в том числе более экономичные главные котлы, что позволяет «Баку» совершать более длительные переходы без пополнения запасов топлива. Имеется возможность использовать эшелоны ГЭУ в различных комбинациях, что экономит ресурс и позволяет производить осмотр и ремонт механизмов в море. Дальность плавания осталась прежней.

На «Киеве» были восемь пусковых установок ПКР «Базальт» с ракетами в них и еще восемь ПКР хранились в погребе. Предполагалось, что после запуска первых восьми ракет будет производиться перезарядка ПУ. Практика показала, что сделать это в открытом море весьма сложно. Поэтому авианесущий крейсер «Баку» получил двенадцать пусковых с ПКР в носовой части, а погреба запасных ракет отсутствовали. Впервые на авианесущем корабле установили четыре шестиракетных модуля подпалубного ЗРК «Кинжал» с дальностью действия 12 км. Боезапас - 192 ракеты.
В дополнение к «кинжалам» борьбу с воздушным противником в ближней зоне могли осуществлять восемь 30-мм автоматов АК-630 и две 100-мм автоматические артустановки АК-100. Вместо старых ПЛКР и РБУ были установлены две 10-ствольные ПУ нового комплекса противоторпедной защиты «Удав».

Коренные изменения претерпело радиоэлектронное вооружение. На четырех стенках «острова» впервые в советском флоте были размещены полотнища РЛС с фазированной антенной решеткой. В составе РЭВ появились новые комплексы «Фрегат», «Подкат», ГАК «Полином» и другие. БИУС «Лесоруб» позволила вырабатывать различные варианты решений по применению того или иного вида оружия. Устройство «Тройник» обеспечивало прием в автоматическом режиме информации от самолетов ДРЛО.
После окончания приемно-сдаточных испытаний «Баку» 30.12.1987 г. был зачислен в состав Северного флота. С 8 июля по 7 декабря 1988 года корабль действовал в Средиземном море, осваивая новые образцы техники, затем прибыл на место постоянного базирования в Североморск. 4.01.1990 г. «Баку» переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». В 1991 г., после снятия с вооружения самолетов Як-38, корабль стал «чистым» вертолето-носцем.
В 1992 г. «Адмирал Горшков» встал к заводскому причалу для текущего ремонта, из которого так и не вышел. В 1995 г. на крейсере произошел сильный пожар, который перечеркнул надежды ввести его снова в боевой состав флота. 8-12 июля 1999 г. он на буксире перешел в Северодвинск для «ремонта и модернизации». В итоге корабль, на постройку которого ушло 9 лет, имеет на своем счету 5 лет активной службы и 8 лет мытарств по заводам.

Одной из главных причин столь короткой карьеры советских авианесущих крейсеров является стремительный износ их материальной части из-за отсутствия нормальной системы базирования и судоремонта. Американцы, прежде чем построить корабль, возводят для него причал. У нас все делалось точно наоборот. Ни один из вступивших в строй ТАКР своего причала никогда не имел. Корабли стояли на рейде, не имея возможности получать электроэнергию и пар с берега. Для обеспечения повседневной жизнедеятельности приходилось постоянно держать под парами два главных котла, поскольку вспомогательные отсутствовали. Кроме того, на Севере 80% времени считается штормовым. Следовательно, чтобы иметь возможность в любой момент сняться с бочки, нужно иметь в готовности две линии вала и четыре главных котла из восьми. Соответственно, непрерывно работали котельные установки, турбогенераторы, ГТЗА, опреснители и т.д., вырабатывая свой моторесурс. В итоге половина корабля, который якобы стоял в базе, постоянно функционировала. Еще одним фактором, сокращавшим срок жизни авианосцев, было качество эксплуатации и ремонта. Так, на «Баку» установили более экономичные котлы, но их эксплуатация требовала определенного качества котельной воды и определенной квалификации личного состава. Говорить же о качестве воды при отсутствии нормального базирования весьма проблематично.
В настоящее время «Адмирал Горшков» продан в Индию и получил новое имя "Викрамадитья". Прежде чем корабль войдет в состав индийского флота, он пройдет модернизацию, после которой на нем смогут базироваться самолеты Су-33 и МиГ-29К.

Тактико-технические характеристики ТАКР «Адмирал Горшков» («Баку»)