Новые требования к кассовым аппаратам. Онлайн кассы

ККМ (контрольно-кассовая машина, контрольно-кассовый аппарат или просто касса) - это устройство, фиксирующее факт приобретения товара и регистрирующее этот факт печатью кассового чека. Очередной федеральный закон о ККМ от 27.11.2017 № 337-ФЗ внёс новые изменения в порядок применения касс.

Хронология перехода на ККТ онлайн

Переход на кассовые аппараты нового образца начинался как эксперимент Минфина и Федеральной налоговой службы ещё в августе 2014 года. Полгода проверялась жизнеспособность идеи о передаче через интернет данных о произведённой покупке в режиме реального времени в налоговую инспекцию. Кассовые аппараты нового поколения подключенные к интернету первыми опробовали розничные продавцы Москвы и области, Татарстана и Калужской области, всего было задействовано около 3 тысяч единиц контрольно-кассовой техники.

Минэкономразвития не одобрило законопроект и дважды выдавало отрицательное заключение об оценке его регулирующего воздействия. Против был и бизнес, о чем не раз писали новостные ленты. На одной из встреч с руководителями объединений предпринимателей глава ФНС России Михаил Мишустин предложил в качестве уступки сделать процесс перехода на новые ККТ поэтапным.

В качестве преимуществ касс нового образца налоговики называют:

  • регистрацию ККТ в электронном виде;
  • объективный учёт доходов продавцов;
  • сокращение количества налоговых проверок;
  • предоставление потребителям больших возможностей для защиты своих прав.

Кроме того, по поручению Президента для покрытия затрат на приобретение новых касс бизнесменам обещали предоставить специальный налоговый вычет. Однако получили эту льготу только ИП на и , и только в размере не более 18 тысяч рублей за одну единицу ККТ.

Какими должны быть онлайн-кассы

Закон № 290-ФЗ утвердил требования к техническим характеристикам ККМ. Самое главное - фиксировать сведения о продажах теперь будет не ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая), а фискальный накопитель. Устройство будет передавать информацию о продажах в онлайн-режиме сначала специальному посреднику (оператору фискальных данных), а потом в ИФНС.

Требования к кассам, передающим данные о продажах в режиме реального времени, установлены в новой редакции статьи 4 закона № 54-ФЗ:

  • наличие устройства для печати фискальных документов с двухмерным штриховым QR-кодом размером не менее 20 x 20 мм;
  • передача данных в фискальный накопитель внутри корпуса;
  • формирование фискальных документов в электронном виде и передачи их оператору сразу после поступления данных в фискальный накопитель;
  • принятие от оператора фискальных данных подтверждения о получении информации;
  • обеспечение информационной безопасности фискальных данных и их шифрование;
  • формирование фискального признака длиной до 10 цифр для каждого документа;
  • обеспечение возможности записывать фискальные данные и хранить их в памяти устройства памяти не менее пяти лет с момента окончания эксплуатации.

Какие ККМ можно использовать в 2018 году, указано в опубликованном на сайте налоговой службы и постоянно пополняемом реестре моделей ККМ с онлайн передачей данных . Приобретайте оборудование только из этого списка!

Затраты на переход к онлайн-кассам

Если вы уже работаете с кассовым аппаратом, то он может быть модернизирован. Некоторые модели позволяют просто заменить ЭКЛЗ на фискальный накопитель, а не приобретать новую технику.

Вот такие примерно расходы придётся понести предпринимателям:

  • модернизация старого аппарата - от 5 до 10 тысяч рублей;
  • приобретение нового аппарата - от 25 до 40 тысяч рублей;
  • кассовое ПО - от 7 тысяч рублей;
  • услуги оператора (ОФД) - от 3 тысяч рублей за первый год работы, в последующие - до 12 тысяч;
  • интернет-связь - от 5 тысяч рублей в год.

Итого, минимум 20 тысяч рублей, если ваша техника может быть модернизирована, или 40 тысяч рублей, если это невозможно.

Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.

Когда начинается применение новой ККТ

Новые кассовые аппараты с 2017 года внедряются постепенно для разных категорий налогоплательщиков, и последние новости о сроках перехода таковы:

  • с 1 февраля 2017 года прекращена регистрация аппаратов прежнего образца;
  • до 1 июля 2017 года все уже имеющиеся кассы должны быть модернизированы или заменены на новые;
  • с 1 июля 2017 года розничные продавцы, кроме плательщиков и ПСН, обязаны работать только на онлайн-кассах;
  • с 1 июля 2018 года продавцы и точки общепита на ЕНВД и ПСН, имеющие работников, должны применять ККТ наравне с другими, т.е. своей специальной льготы они лишаются. Если же работников по этим направления нет, то срок перехода продлевается до 1 июля 2019 года;
  • с 1 июля 2019 года те, кто оказывает услуги населению на любом режиме налогообложения, вместо БСО типографского изготовления должны выдавать бланк, отпечатанный автоматизированным устройством (аналог кассового аппарата).

Таким образом, если закон об онлайн кассах не будет больше изменяться, с июля 2019 года ФНС начнёт принимать сведения о большинстве розничных покупок и услуг населению. Это, конечно, очень большая административная и техническая нагрузка на всех участников передачи данных: розничных продавцов, операторов фискальных данных и самих налоговиков.

Перечень продавцов, которые и после принятия нового закона вправе получать наличную оплату без выдачи кассового чека, установлен в статье 2 закона № 54-ФЗ.

Как работают онлайн-кассы

ККТ с функцией передачи данных в режиме реального времени работает по другому принципу, чем прежние аппараты с ЭКЛЗ. Сначала сведения о продаже поступают к посреднику - оператору фискальных данных. После того, как оператор получит через интернет данные о продаже от кассира, он высылает подтверждение, что данные приняты.

Кассовому чеку присваивается фискальный признак, без этого чек формироваться не будет. Предполагается, что принятие данных и присвоение фискального признака будет происходить всего за 1,5 - 2 секунды, поэтому процесс оплаты для покупателя не затянется. Затем оператор передаёт сводную информацию о платежах в налоговую инспекцию, которая ее систематизирует и накапливает в хранилище данных.

Приниматься в расчет налоговой базы будут все данные, переданные в ИНФС операторами фискальных данных. За нарушение полноты сбора информации сами операторы наказываются серьёзными штрафами (от 500 тысяч до миллиона рублей).

Обратите внимание: ОФД - это коммерческая специализированная организация, имеющая необходимые технические ресурсы и квалифицированных работников. Выбирать оператора надо тоже, следуя рекомендациям ФНС, - из официального списка .

Покупатель получает бумажный чек, где указан сайт оператора данных и фискальный признак чека. По желанию покупатель может запросить продавца направить чек и в электронном виде. Если окажется, что реквизиты бумажного чека и электронного не совпадают, покупатель вправе сообщить об этом в ИФНС, которая проведет по этому факту проверку.

Выросли штрафы за нарушение закона о кассовых аппаратах

Мы рассказали о том, как работают ККТ онлайн, но это ещё не все последние новости. Поправки в новый закон о ККТ ужесточили административные санкции за нарушение порядка применения касс. В новой редакции статьи 14.5 КоАП РФ размеры штрафов следующие:

Неприменение кассового аппарата, если он должен применяться:

  • от ¼ до ½ суммы покупки, но не менее 10 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • от ¾ до полной суммы покупки, но не менее 30 000 рублей для юридических лиц;

Применение старой ККТ или нарушение порядка их регистрации/перерегистрации:

  • предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц.

Отказ в выдаче покупателю бумажного или электронного чека:

  • предупреждение или штраф 2 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф 10 000 рублей на юридических лиц.

C 2017 года организации и предприниматели должны применять онлайн кассы. Соответствующий Закон вступил в силу в июле 2016 года (ч. 1 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Но переход на онлайн кассы происходил постепенно.

Закон об онлайн кассах: в чем суть

Закон обязывает организации и ИП применять модели ККТ с фискальными накопителями данных (ст. 1.1 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). С помощью новых ККТ сведения о проведенных операциях с наличными или с использованием электронных средств платежа будут передаваться через операторов фискальных данных в налоговые органы в онлайн-режиме. По Закону об онлайн кассах, чтобы стать таким оператором, российская организация должна получить соответствующее разрешение на обработку фискальных данных.

Соответственно, сегодня многим организациям и ИП приходится приобретать такие онлайн кассы. Цены на них, конечно, отличаются. Вместе с тем для соблюдения требований нового Закона об онлайн кассах технику не обязательно полностью менять, какие-то аппараты можно модернизировать.

Отметим, что на сайте ФНС создан раздел, посвященный порядку перехода на онлайн кассы. Последние новости и разъяснения налоговиков по этому вопросу появляются именно там .

Кабинет ККТ

С 19.08.2017 фирмы и ИП, применяющие онлайн-кассы, в некоторых случаях обязаны общаться с ИФНС по «кассовым» вопросам только через интернет-кабинет ККТ. И соблюдать при этом определенные сроки, иначе может быть штраф. Доступ к кабинету ККТ возможен лишь через информационный сервис на сайте ФНС «Личный кабинет налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Онлайн кассы для тех, кто ККТ вправе не применять

Те организации и ИП, которые до вступления в силу комментируемого Закона были вправе не применять ККТ, и далее могут ее не применять вплоть до 1 июля 2018 года (ч. 9 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). То есть такое право есть у вмененщиков, у предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (ч. 7 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ), а также у тех, кто ведет торговлю с использованием торговых автоматов (ч. 11 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Правда, если ИП ведет торговлю через автоматы и у него нет работников, то от применения ККТ он освобождается вплоть до 01.07.2019. Также до этой даты могут не применять ККТ организации и ИП, которые выполняют работы, оказывают услуги населению (кроме организаций и ИП с работниками, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания) и оформляют при этом БСО (ч. 8 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

Закон об онлайн кассах: что изменилось для потребителя

При расчетах продавец, как и ранее, должен выдать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе. Но если до момента расчета покупатель сообщит продавцу свой абонентский номер телефона или адрес электронной почты, то онлайн касса отправит ему чек или БСО в электронном виде - на телефон или e-mail (п. 2 ст. 1.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).

Налоговая служба комментирует данное новшество как исключительно положительное для потребителей. Ведь, получив электронный кассовый чек, покупатель может не бояться его потерять, что важно с точки зрения защиты прав потребителей. С другой стороны, далеко не каждый клиент согласится предоставить свой номер телефона или e-mail продавцу из-за опасений получить новую порцию рекламных сообщений.

Что означает контрольно-кассовая расчетная техника? Это устройства, записывающие и сохраняющие информацию в ФН, отпечатывающие фискальные акты, и транспортирующие их в органы ФСН через обработчика сведений по расчетным операциям. А так же распечатку информации на носителях бумажного типа по требованиям законодательства РФ, об использовании контрольно-кассовой техники. Как использовать контрольно-кассовую технику предприятиям и индивидуальным предпринимателям подробно описано в ФЗ - 54 ст. 2.

Федеральный закон № 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» был разработан в апреле 2003 г. и принят в мае.

ФЗ - 54 устанавливает систему применения контрольно-кассовых аппаратов при денежных расчетах на территорий РФ, с целью сохранить безопасность и персональные интересы клиентов, права потребителя, сохранить регламентированную законом расчетно-платежную систему, объем учета прибыли на предприятиях и у ИП.

Последние изменения, касающиеся применения ККТ

Обновленная редакция ФЗ № 54 начала действовать год назад. Как изменения вступили в силу? Модернизировалось название Федерального закона - добавилось словосочетание «с использованием электронных средств платежа», вместо «платежных карт». Были модернизированы и дополнены ст. с первой по седьмую настоящего ФЗ о использовании контрольно-кассовых аппаратов.

  • Ст. 1.1 о базовых понятиях, применяемых в настоящем ФЗ;
  • Ст. 1.2. об областях и регламенте использования контрольно-кассовой техники;
  • Ст. 2 об особенностях использования контрольно-кассовой техники;
  • Ст. 3 обновлена и дополнена ст. 3.1;
  • Ст. 4 обновлена. Добавлены ст. 4.1- 4.7;
  • Ст 5 об обязанностях предприятий и ИП, осуществляющих расчетные операции потребителей была изменена;
  • Ст. 7 о правах и обязанностях органов налоговой службы при контроле за соблюдением положений законодательства при эксплуатации контрольно - кассовой техники.

54 ФЗ п 2 ст 2

Новые правила эксплуатации контрольно-кассовой техники отрегулированы в п 2 ст 2 федерального закона 54 ФЗ. В новой редакции увеличился перечень предприятий и ИП, которым применять контрольно- кассовую технику необязательно. Кто имеет право производить операции расчета без использования контрольно-кассового аппарата:

  • Оказывающим услуги по починке обувных изделий;
  • Занимающимся починкой и изготовлением галантерейных металлических изделий;
  • Продающим изделия типа «хенд-мейд»;
  • Сдающим в наем жилплощадь;
  • Реализующим печатную периодическую продукцию (газеты, журналы), через киоски и ларьки;
  • Реализующим безалкогольную разливную продукцию, мороженные десерты;
  • Реализующим продукцию из автоцистерны;
  • Сезонным продавцам, торгующим сельхозпродукцией;
  • Торгующим на ярмарках, выставках, в розницу на рынке;
  • Владельцам аптек, находящихся в населенных пунктах, где аптечные сети отсутствуют;
  • Реализаторам трудящимся в отдаленных по местоположению пунктах (села, деревни, и.т.п.). Пункт должен значится в официальном перечне труднодоступных и отдаленных населенных объектов РФ.

По новым правилам, реализаторы работающие в отдаленных местностях должны по запросу предоставить акт покупки - отчетный бланк. В противном случае, их ждет административное взыскание, а за систематическое нарушение - запрет на торговлю.

Список, предприятий и ИП, обязанных использовать контрольно- расчетную кассовую технику, так же был расширен:

  • Платящие налоги по системам ЕНВД и ПСН. В обязательном порядке применение контрольно-кассовой техники для них вступает в силу с 01.07.2018 года. До этого момента они обязаны предоставить потребителю акт, подтверждающий оплату, по его запросу;
  • Владельцы торговых автоматов должны до 01.07.2018 оснастить устройства контрольно-кассовой техникой;
  • Владельцы терминалов для оплаты услуг обязаны оборудовать устройства контрольно кассовой техникой для онлайн расчетов платежей.

Контрольно-кассовая расчетная техника передает сведения о расчет операциях в налоговую службу через ОФД (оператор фискальных данных). По новым требованиям закона крупные предприниматели, имеющие контрольно-кассовую технику, обязаны заменять фискальный накопитель каждый год. Для владельцев малого бизнеса - период замены - каждые три года.

Процедура регистрации контрольно кассовой техники значительно упрощается. Есть право заполнить бумажную или электронную заявку. Причем, если регистрация электронная пользователь не обязан приходить в органы ФСН.

Теперь потребителю выдается только электронный чек. Если расчет произошел через интернет - чек электронный. Если покупка не в интернете, выдается чек на бумажном носителе, но запросу потребитель имеет право получить и электронный

При любых расчетных операциях потребитель получает на емайл адрес электронный чек. Если у него нет электронного адреса или он запрашивает чек на бумажном носителе, продавец должен его выдать. Реквизитные данные в период совершения купли-продажи товара, которые нужно указать в документах по новому закону:

  • Число и время покупки;
  • Где была совершена покупка (наименование онлайн магазина или местоположение точки продаж);
  • Тип налоговой системы;
  • Величина НДС;
  • учетный код ФН.

Скачать ФЗ 54

Владельцы предприятий, реализующих товары, а так же индивидуальные предприниматели обязаны ознакомиться с новыми положениями ФЗ-54. При несоблюдении закона гражданам грозит административное взыскание - штраф. Размер штрафа от 10 до 30 тысяч рублей. Скачать Федеральный закон «»О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» можно по

Законодательство о применении ККТ содержит ряд исключений для некоторых юридических лиц и ИП, которые вправе не использовать ККТ при расчетах с клиентами. К примеру, на торговые предприятия и ИП, выбравшие специальные налоговые режимы, а также осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, требования не распространяются. В то же время использование онлайн-касс для этих лиц станет обязательным с 1 июля 2018 года. Это же относится и к налогоплательщикам, выполняющим работы и оказывающие услуги населению ( , ).

Рассмотрим этот перечень более подробно.

Кредитные организации и платежные системы

Организации и ИП в случае оказания ими услуг населению
(до 1 июля 2018 года)

Указанный порядок конкретизирован постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 " " (далее – Постановление № 359).

Также, следует учитывать, что бланк документа должен быть изготовлен типографским способом или формироваться с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа с использованием автоматизированной системы должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Таким образом, обычные персональные компьютеры не подходят для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа строгой отчетности.

По мнению Минфина РФ, выраженному в , автоматизированные системы должны отвечать по своим параметрам функционирования требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике.

Таким образом, рекомендуется организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги населению, приобретать исключительно изготовленные типографским способом бланки строгой отчетности, имеющие все предусмотренные реквизиты.

залоговый билет и сохранная квитанция (применяемые в ломбардах), утвержденные приказом Минфина России от 14 января 2008 г. № 3н " ";

квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения, утвержденная приказом Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 14н " ";

квитанция на получение страховой премии (взноса), утвержденная приказом Минфина России от 17 мая 2006 г. № 80н " ".

Однако, следует отметить, что при оказании услуг юридическим лицам, использование ККТ остается обязательным.

ИП, применяющие ПСН и плательщики ЕНВД
(до 1 июля 2018 года)

До 1 июля 2018 года, в соответствии с ИП, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСН, а также организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств) в порядке, установленном п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции. Однако это исключение относится только к тем предпринимателям и организациям, которые осуществляют предпринимательскую деятельность определенных видов, установленных , к которым относятся:

  • оказание бытовых услуг;
  • оказание ветеринарных услуг;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках;
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • розничная торговля, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
  • розничная торговля, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  • размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
  • оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

наименование документа;

порядковый номер документа, дату его выдачи;

наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись (п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции).

ВАЖНО

Даже плательщики ЕНВД и ПСН обязаны иметь и применять ККТ в случае розничной продажи ими алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ " ", ).

Следует обратить внимание, что к плательщикам ЕНВД и предпринимателям на ПСН не применяются требования , следовательно БСО могут изготавливаться ими любым удобным способом при условии включения в бланк предусмотренных реквизитов.

Кроме того, необходимо обратить внимание на исключения, не подпадающие под действие п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции. был разобран нами выше. Напомним, что речь в нем идет об организациях и индивидуальных предпринимателях, оказывающих услуги населению. В указан дополнительный перечень видов деятельности, при которых можно использовать бланки строгой отчетности. Дело в том, что эти пункты могут пересекаться. К примеру, оказание услуг населению по ремонту обуви одновременно является и "оказанием услуг", и подпадает под ЕНВД. Поэтому возникает вопрос: по какой норме закона выдавать бланк строгой отчетности. Налоговые органы склонны видеть в этом проблему и привлекают к ответственности в случае выдачи бланков строгой отчетности, не соответствующих , однако суды встают на сторону предпринимателей, отклоняя необоснованные требования налоговых органов.

Таким образом, плательщики ЕНВД и патентной системы налогообложения имеют право до 1 июля 2018 года на выдачу бланков строгой отчетности в упрощенном порядке, предусмотренном п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции и не обязаны руководствоваться п. 2 этой же нормы.

Организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности

ВАЖНО

ККТ не применяется при расчетах с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями или предпринимателями ().

Добавим, что право организаций и ИП, осуществляющих определенную деятельность, не применять ККТ, действовавшее до вступления в силу новой редакции , продлится до 1 июля 2018 года. Это, к примеру, относится к таким видам деятельности, как продажа лотерейных билетов и почтовых марок ( , абз. 4, 15 п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции). Также до 1 июля 2018 года от обязанности применять ККТ освобождены организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов ().

Организации и ИП, если они работают в отдаленных и труднодоступных местностях

Освобождены от применения ККТ также организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, перечень которых может быть определен нормативным актом субъекта федерации (). К сожалению, перечень таких местностей в настоящее время утвержден не везде. Например, в Калининградской области он установлен постановлением администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 года № 450 " ". Так, данным нормативным актом было обосновано , которым было отказано в удовлетворении требований налоговых органов о привлечении к административной ответственности учреждения за неприменение ККТ. При этом суд указал, что поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в отдаленном районе, оно вправе осуществлять торговые операции или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.

В этом случае, при расчетах с клиентами и по их требованию предприниматель должен выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Причем для этих документов определены обязательные реквизиты, к которым относятся:

  • наименование и порядковый номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП, их ИНН;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • подпись лица, выдавшего документ.

Данное положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами ().

Отметим, что порядок выдачи документов о расчетах и их учета уже определен (Правила выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники). Такой документ выдается как при расчете наличными, так и с использованием электронного средства платежа. Документы о расчетах могут быть выполнены на бумажном носителе рукописным или иным способом (типографским, с использованием ПК и др).

Все выданные квитанции учитываются в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны предпринимателем, а также заверены печатью (при наличии). При этом, если осуществляет расчеты и хранит журнал работник, то предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

С каждого выданного документа о расчетах должна быть снята копия, которые необходимо сохранять не менее 5 лет копию. Причем копии документов или отрывные их части должны храниться в систематизированном виде в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Заполняется квитанция разборчивым почерком на русском языке, при этом помарки, подчистки и исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный документ перечеркивается и прилагается к журналу учета за тот день, в котором он заполнялся. В журнале также делается отметка об этом напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа. При этом сквозная нумерация выданных квитанций продолжается.

Отметим, что если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ должна применяться, но в "автономном" режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Это означает, что в таких обстоятельствах договор с ОФД заключать не нужно, а клиенту предоставляется кассовый чек или БСО, напечатанный на бумажном носителе, и в электронной форме он не направляется ( , ). Напомним, что критерием таких местностей является территория населенного пункта численностью до 10 тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 " ").

Добавим, что это положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, или осуществляют торговлю подакцизными товарами ().

Сельские аптечные пункты

От применения ККТ освобождены аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах. Также не придется выдавать чеки и филиалам медицинских организаций, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (). Никаких бланков строгой отчетности и документов об оплате выдавать в этих случаях не требуется.

Однако если указанные организации используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, то они должны при расчетах с клиентами применять ККТ ().

Религиозные организации

При проведении религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы эти организации вправе не применять ККТ. Однако это касается только случаев, когда такие операции совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций (). В то же время эта льгота не действует в случае, если организация использует автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляет торговлю подакцизными товарами.

Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ сделал закон о применении ККТ значительно проще и понятнее. Между тем, у пользователей касс еще остались вопросы. На некоторые из них БУХ.1С ответил Андрей Бударин, начальник Управления оперативного контроля ФНС России.

С 3 июля 2018 года законодатели расширили понятие расчетов. Теперь, согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, расчетами считаются, в частности, зачет и возврат предварительной оплаты и авансов. Андрей Владимирович, хотелось бы уточнить, что понимается под таким зачетом и возвратом?

Под этим термином понимается, в том числе, любая отгрузка товара в счет предоплаты (аванса). Независимо от порядка оплаты такая отгрузка потребует применения онлайн-касс. При этом применение кассы необходимо при расчете с физическими лицами, а между юридическими лицами и ИП – нет.

А когда вводится обязанность по применению касс при отгрузке товаров в счет ранее полученной предоплаты (авансов)?

Зачет и возврат предварительной оплаты и авансов включены в перечень расчетов, по которым предоставляется отсрочка до 1 июля 2019 года.

Также в понятие расчетов включили предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ и услуг. Означает ли это, что при продаже товаров в кредит, т.е. когда товар передается покупателю вообще без оплаты, нужно применять ККТ?

В категорию «предоставление и погашение займа» не входит передача товаров в кредит с участием кредитной организации. Но при продаже товара в кредит продавец все равно обязан применять ККТ и выдавать покупателям чеки.

Помимо всего прочего, сейчас под расчетами понимают и предоставление/получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Относится ли сюда оплата страховой премии страховщику и выплата страхового вознаграждения?

Нет, это относится к услуге. При этом с 01.07.2019 для расчетов по таким услугам предусмотрены дополнительные реквизиты кассового чека.

А считается ли встречным предоставлением товарообмен?

Да, считается.

Но кассы применяют лишь в случаях, если товарообмен происходит с физлицами. Если же два юридических лица, или юрлицо и ИП осуществляют товарообменную операцию, они не должны применять онлайн-кассы.

Закон не требует применения ККТ при безналичных расчетах между организациями и ИП. Исключение составляют случаи, когда между организациями/ИП происходит предъявление электронного средства платежа (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Есть ли возможность уточнить, какие виды оплаты попадают под это исключение?

Под такое исключение подпадает физическое предъявление покупателем продавцу электронного средства платежа. Например, корпоративной карты.

В случаях, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов. Значит ли это, что пользователь может при расчете через автоматическое устройство выдать чек, используя кассу, которая находится отдельно?

Да. При этом в указанных случаях кассовый чек может вовсе не печататься.

Правда ли, что после 1 июля 2019 года при оплате проезда водителю автобуса или маршрутки наличными денежными средствами, пассажир должен будет получить чек?

Да, именно так.

Что означает формулировка нового п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ «осуществление расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом»? Кого можно считать уполномоченными лицами?

Данная формулировка означает, в частности, оплату товаров на основании счета в отделении банка.

Круг же уполномоченных лиц определяется в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации (например, ст. 185 ГК РФ).

По новым правилам при дистанционной торговле чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Можно ли считать датой расчета день подтверждения банком исполнения распоряжения покупателя на оплату.

Да можно, но в целях соблюдения норм Закона № 54-ФЗ значение имеет не «дата расчета», а «момент расчета».

При этом момент расчета в розничной торговле не может быть осуществлен позднее момента передачи товара.

Также могут возникнуть проблемы, если продавец и покупатель трактуют момент расчета по-разному и покупатель пожалуется, почему чек ККТ выдан, например, через 3 дня после покупки. Тогда налоговые органы начнут разбираться в договорных отношениях, нарушении законных прав покупателя и т. д.