Нормативно - правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в рф. Синдикат объединение предприятий для сбыта однородной. Что будем делать с полученным материалом

КоАП наиболее полно регулирует нормами материального и процессуального права административно-юрисдикционную деятельность, осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Определены задачи производства: своевременное, всестороннее полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления; выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности (ст.225).

Также определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при: отсутствии события и состава административного правонарушения; издании акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмене акта, устанавливающего административную ответственность; истечении к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока наложения административных взысканий (а оно может быть, как правило наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Названные обстоятельства относятся как к физическим так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении только физических лиц. Это недостижение лицом на момент совершенияадминистративного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, а также наличие по данному фактур уголовного дела; смерть лица, в отношении которого начато производство по делу.

Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются органом (должностным лицом), рассматривающим дело, прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

Установлено также, что производство осуществляется на основании законодательства, действовавшего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения (по делам о транспортных правонарушениях – по месту учета транспортных средств).

Производство ведется на государственном языке РФ либо на государственном языке субъекта РФ, на территории которого находится орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дело. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. При необходимости они могут рассматриваться непосредственно по месту работы, учебы или жительства нарушителя.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также о правонарушении, влекущем применение административного ареста, извещается прокурор.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о мелком хулиганстве должны быть рассмотрены в течение суток и т.д.

Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, привлекаемых к административной ответственности, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами, протоколами об изъятии вещей и документов и т.д. При этом в качестве вещественных доказательств выступают предметы, явившиеся орудием или непосредственным объектом административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы.

Оценка доказательств осуществляется органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, а также исполнения принимаемых по ним постановлений законодательство предусматривает возможность применения мер процессуального обеспечения производства. По своему юридическому характеру они представляют собой разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных мер. Это административное задержание лица, его доставление (принудительное препровождение) в целях составления протокола об административном правонарушении, личный досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортных средств.

Все указанные меры оформляются соответствующими протоколами. КоАП определяет полномочия должностных лиц, применяющих эти меры (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.д.). Личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств производятся с целью обнаружения орудий совершения административного правонарушения либо его непосредственного объекта. Эти меры, а также изъятие документов и вещей, принадлежащих физическим и юридическим лицам, производятся в присутствии понятых.

Особо следует выделить такую меру обеспечения производства, как административное задержание физического лица, поскольку речь идет о кратковременном ограничении его свободы. Применяется эта мера в исключительных случаях органами внутренних дел, пограничной службы, должностными лицами военизированной охраны и военной автомобильной инспекции. Ее применение осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности нарушителя; составления протокола об административном правонарушении, если оно обязательно.

Административное задержание может длиться не более трех часов.

При нарушении пограничного режима лица могут быть задержаны до трех суток с сообщением об этом прокурору или на срок до десяти суток с санкции прокурора.

Меры обеспечения административного производства могут быть обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в пятидневный срок.

Органы (должностные лица), правомочные рассматривать дела об административной ответственности. Это органы административной юрисдикции, не совпадающие с общей системой исполнительных органов. Их компетенция носит, следовательно, специальный характер. В их числе:

а) народные суды (мировые судьи). К подведомственности судьи отнесено рассмотрение и разрешение дел о наиболее серьезных административных правонарушениях. Это, например, дела: о воспрепятствовании осуществлению гражданами избирательного права (ст. 401); незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах либо потреблении их без назначения врача (ст. 44); мелком хищении (ст. 49); незаконной выдаче лицензии (ст. 561); изготовлении и использовании радиопередающих устройств без разрешения (ст. 137); нарушении правил торговли (ст. 146); мелком хулиганстве (ст. 158); злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции (ст. 165) и т.д. Дела рассматриваются, как правило, единолично;

б) административные комиссии районных, городских исполнительных органов системы местного самоуправления. Они в коллегиальном порядке рассматривают все категории дел об административных правонарушениях, кроме отнесенных к подведомственности иных органов (должностных лиц);

в) комиссии по защите прав несовершеннолетних рассматривают дела о правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет;

г) органы внутренних дел (милиция), а также иные исполнительные органы, реализующие контрольно-надзорные функции и полномочия в различных сферах деятельности (например, органы пожарного надзора, таможенные органы, транспортные инспекции, антимонопольные органы, органы санитарного и ветеринарного надзора, органы пограничной службы и т.д.). Их компетенция определена ст. 203–224 КоАП.

Практически от имени названных органов действуют должностные лица, которые рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания (инспектора, контролеры-ревизоры и т.п.).

Предпринимательство как важнейшая сфера экономической деятельности создаёт специфические взаимоотношения между её участниками, которые нуждаются в обязательном правовом регулировании. Предпринимательская деятельность регулируется как законодательством публичного права, обеспечивающим интересы государства и общества в целом, так и частным правом, регулирующим и охраняющим интересы частных лиц.

Всеобъемлющий характер правового регулирования предпринимательства обусловил выделение предпринимательского права, как комплексную интегрированную правовую отрасль, регулирующую частные и публичные отношения, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Выделение предпринимательского права в отдельную отрасль определяется тем, что предпринимательская деятельность является особой формой экономической деятельности, обладающей специфическими, отличающимися от других форм человеческой деятельности взаимоотношениями, которые требуют соответственного правового обеспечения. Правовое регулирование предпринимательской деятельности требует сочетания частно-правовых и публично-правовых норм, которые обеспечивают как частные, так и публичные интересы.

Таким образом, предпринимательское право является комплексной отраслью права, объектом регулирования которой является предпринимательская деятельность. Более узкий предметный характер предпринимательского права позволяет точнее установить права и обязанности участников предпринимательской деятельности, а так же определить правовые основы их организационной деятельности.

Внешней формой предпринимательского права являются источники предпринимательского права, которые представляют собой нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие при организации и ведении предпринимательской деятельности.

К нормативно-правовым актам, регулирующим предпринимательскую деятельность, относятся:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные кодексы РФ (Гражданский, Уголовный и т.д.);

3. Федеральные законы;

4. Подзаконные акты;

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ;

6. Муниципальные правовые акты;

Конституция как главный закон РФ имеет высшую юридическую силу и закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. Так статья 8 Конституции РФ провозглашает основные условия существования рыночной экономики, без которых невозможно развитие предпринимательской деятельности:



· гарантия единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

· признание и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Конституция провозглашает важнейшее право граждан на осуществление предпринимательской деятельности, которое закреплено в п.1. ст.34 Конституции РФ. Ею устанавливаются основы существования конкурентного рынка, развитие которого невозможно в условиях монополизации, п.2 ст.34 Конституции РФ гласит: «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Конституцией РФ гарантируется защита основных прав и интересов участников предпринимательской деятельности, которые закреплены в статьях 34-37: права граждан на свободный труд, частную собственность, возможность ведения предпринимательской деятельности. Ограничение данных прав гражданина может осуществляться только федеральными законами для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55). В любом ином случае права и свободы гражданина, в том числе и предпринимателя, могут быть защищены в судебном порядке, что гарантируется 46 статьё Конституции РФ. Так же Конституцией РФ не допускает введение ограничений перемещения товаров и услуг на территории Российской Федерации, если данные ограничения не установлены федеральным законом (п.1-2 ст 74).



Таким образом, Конституция РФ устанавливает основные принципы и условия существования предпринимательской деятельности, а так же гарантирует основные права и свободы её участников.

Ещё одним основополагающим законодательным актом, регулирующим предпринимательские отношения и дающим законодательное определение предпринимательской деятельности, является Гражданский кодекс РФ.

Гражданский кодекс содержит множество норм, регулирующих как частно-правовые отношения публичного характера, так и внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения. В Гражданском кодексе дано основное законодательное определение предпринимательской деятельности, прописаны основные организационно-правовые формы предпринимательства, провозглашены основные права его участников.

Так статья 2 Гражданского кодекса определяет предпринимательскую деятельность как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В соответствие с данным определением Гражданский кодекс определяет основные признаки предпринимательской деятельности, к которым относятся:

· направленность деятельности на получение прибыли;

· инициативность и самостоятельность в принятии решений и организации деятельности;

· осуществление деятельности на свой риск;

· видовое разделение предпринимательской деятельности;

· законный характер деятельности.

Гражданским кодексом, так же как Конституцией РФ, определяются права и свободы участников предпринимательства, а так же необходимые условия для осуществления экономической хозяйственной деятельности. Статья 1 провозглашает одно из самых важных условий функционирования рыночной экономики - признание равенства участников экономической деятельности и неприкосновенность собственности. Принцип неприкосновенности собственности обеспечивает стабильность рыночного механизма как основы предпринимательской деятельности. Так же Гражданский кодекс указывает, что гражданским законодательством РФ регулируются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие при предпринимательской деятельности.

Гражданским кодексом устанавливаются предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности гражданами. Статья 18 ГК устанавливает право граждан на имущество, наследование, возможность заниматься предпринимательской деятельностью, создание юридических лиц, совершение любых законных сделок и приобретение имущественных и личных неимущественных прав. Законодательный акт провозглашает тот факт, что предпринимательской деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица. Статья 23 ГК, относящаяся к главе «Физические лица» гласит: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.».

Так же настоящим кодексом устанавливается, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются те же правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, которые прописаны в 4 главе ГК «Юридические лица».

В 4 главе ГК наиболее полно расписаны понятие, признаки, права и обязанности юридических лиц. Прописан порядок организации, вопросы, касающиеся создания и ликвидации юридических лиц, регистрации и организации деятельности, а так же возможные организационно-правовые формы, которые могут быть организованы юридическими лицами.

Стоит отметить, что с 1 сентября 2014 года в Гражданский кодекс были внесены некоторые изменения, которые коснулись организационно-правовых форм юридических лиц. Так была отменена закрытая форма акционерного общества, в связи с чем, все общества стали подразделяться на общества публичного и непубличного характера.

Многие статьи Гражданского кодекса, относящиеся, например, к главе 9 «Сделки», к разделу II. «Право собственности и другие вещные права», к разделу III «Общая часть обязательственного права» и т.д., напрямую не относясь к организации предпринимательской деятельности, регулируют отношения, возникающие в её процессе.

Также стоит указать, что в некоторых статьях ГК можно заметить существенные различия в применении норм для предпринимателей и граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Так, например, в п3. ст. 401 отмечается, что «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств». Таким образом, индивидуальные предприниматели и коммерческие организации несут гражданско-правовую ответственность перед контрагентом не только из-за возникновения собственной вины невыполнения обязательств, но и из-за случайных обстоятельств, которые привели к неисполнению обязательств, прописанных в договоре. Такими случайными обстоятельствами могут являться отсутствие необходимых средств (товаров, сырья, денежных средств) для осуществления своих обязательств.

Деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей как основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики так же регулируется Налоговым кодексом РФ и Кодексом РФ об административных нарушениях.

Так как субъекты предпринимательской деятельности являются основными налогоплательщиками на территории РФ, Налоговый кодекс включает ряд статей, регулирующих их налогообложение. Статья 19 Налогового кодекса устанавливает, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Налоговым кодексом устанавливаются:

· общие принципы налогообложения;

· система налогов и сборов;

· общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

· общие правила и принципы налогового контроля;

· ответственность за совершение налоговых правонарушений;

· порядок обжалования актов налоговых органов и др.

Предпринимательская деятельность создаёт несколько источников налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. С одной стороны все предприятия платят налоговые отчисления в бюджет из доходов своих организаций, а с другой стороны - предоставляют рабочие места для граждан, тем самым являясь источником доходов с физических лиц.

Налоговый кодекс состоит из двух частей, которые включают:

1. Общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации;

2. Нормы и порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

К перовой части Налогового кодекса РФ относятся вопросы, касающиеся видов налогов и сборов, оснований возникновения и порядка исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципов установления введённых налогов, прав и обязанностей субъектов налогообложения, форм и методов налогового контроля, ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д.

Вторая часть Налогового кодекса регулирует вопросы, касающиеся исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом. Каждому налогу и сбору, либо специальному налоговому режиму, посвящается глава во второй части Налогового кодекса, которая определяет налогоплательщиков данного налога, объект налогообложения, особенности данного вида налогообложения, порядок и сроки уплаты, налоговую базу и т.д.

Конечно, предпринимательская деятельность, как и любая другая деятельность, создаёт особую систему отношений, которые должны не только регулироваться, но и контролироваться законом. Исходя из определения, данного в 1 статье Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность должна быть зарегистрированной в установленном законом порядке, то есть должна носить законный характер. Таким образом, необходимы законодательные акты, контролирующие законность предпринимательской деятельности и дающие понятие незаконной деятельности. В данных целях в Уголовном кодексе РФ и в Кодексе РФ об административных нарушениях даются понятия нарушений и противозаконных действий в области предпринимательской деятельности, а так же определяется ответственность, которую несут правонарушители за данные незаконные действия.

Так в Кодексе РФ об административных правонарушениях административным нарушениям в области предпринимательской деятельности посвящена 14 глава. К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности относятся такие правонарушения, как, например, «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица» (ст 14.1.) . Данный вид правонарушений в области предпринимательской деятельности влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Похожая статья существует и в Уголовном кодексе (ст. 171 «Незаконное предпринимательство»). Однако, в Уголовном Кодексе существует уточнение на «представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере». В данном случае такая деятельность наказывается более серьёзным «штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев».

Соответственно ведение незаконной предпринимательской деятельности, в данном случае без государственной регистрации, может привести одновременно к административной и уголовной ответственности, по каждой статье которого прописана своя форма наказания в зависимости от масштабов незаконности действия. Данный пример является ярким свидетельством межотраслевого характера правового регулирования предпринимательской деятельности.

Наряду с федеральными кодексами, имеющими высшую юридическую силу после Конституции РФ, предпринимательская деятельность регулируется Федеральными законами, которые можно классифицировать следующим образом:

1. Федеральные законы, которые устанавливают государственные требования к субъектам предпринимательства в осуществлении предпринимательской деятельности. К данному виду федеральных законов относятся:

· Федеральный закон от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

· Федеральный закон от 8.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

· Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

· Федеральный закон от 26.12. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Федеральные законы, которые устанавливают основные принципы и условия функционирования рыночного механизма, а соответственно, и предпринимательской деятельности. К ним относятся:

· Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

· Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

· Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

3. Федеральные законы, которые касаются правового положения организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. К ним относятся такие законы, как:

· Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

· Федеральный закон от 8.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;

· Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

4. Федеральные законы, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности. Например:

· Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

· Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

5. Федеральный закон, описывающий направления и формы поддержки государством предпринимательской деятельности

· Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Именно на данном федеральном законе хотелось бы остановиться более подробно, так как он наиболее полно описывает государственные меры, которые предпринимаются для развития предпринимательской деятельности. Закон призван регулировать отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Данным законом разграничиваются понятия малых и средних субъектов предпринимательской деятельности, раскрываются основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, описываются полномочия органов государственной власти в этой области, а так же механизм взаимодействия органов государственной власти и субъектов малого и среднего предпринимательства. Так же, что очень важно, данным законом даётся характеристика мер по поддержке государством малого и среднего предпринимательства.

Законом устанавливаются критерии деления предпринимательства на малое и среднее, к которым относятся численность работающих и выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предшествующий год. В соответствие со статьёй 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», для отнесения предприятия к категории средних средняя численность работников за предшествующий календарный год должна составлять от 101 до 250 человек. В малых предприятиях средняя численность работников не должна превышать 100 человек. Предприятия, численность работников которых не превышает 15 человек, в соответствие с законом, относятся к микропредприятиям.

В данном законе раскрывается понятие государственной поддержки субъектов малого и среднего предприятия. Согласно статье 3 настоящего федерального закона «поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства». Мерами по поддержке государством субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствие со статьями 7 и 14 ФЗ являются:

· специальные налоговые режимы;

· упрощенные правила ведения налогового учета и налоговых деклараций;

· упрощенная система составления бухгалтерской и статистической отчетности;

· льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

· меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и другие направления;

· равный доступ к участию в программах развития;

· доступность инфраструктуры.

Особое значение в данном законе уделяется таким сферам деятельности, как инновационное и промышленное производство, ремесленничество, а так же внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Кроме федеральных законов предпринимательская деятельность так же регулируется подзаконными актами, которые направлены на исполнение и регулирование отдельных аспектов законодательных положений.

Среди видов подзаконных актов важное место занимают Указы Президента РФ. Так, например, Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 (в ред. Указа Президента РФ от 08.07.95 N 685) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» направлен на либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Данный указ распространяется на ценообразование всех организаций.

Так же к подзаконным актам относятся постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые действуют в экономической сфере с целью исполнения и развития законов. К такому виду подзаконных актов относится, например, Постановление Правительства РФ от 5.08.1992 «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Большое количество нормативных актов так же издаётся федеральными органами исполнительной власти, к которым относятся Министерство финансов РФ, Министерство экономическою развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и т.д. Целью подзаконных актов является обеспечение наиболее детального регулирования отношений, возникающих при ведении предпринимательской деятельности.

Помимо подзаконных актов федеральных органов власти на хозяйственную жизнь общества так же действуют акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые носят территориальный характер и не должны противоречить законам, имеющим высшую юридическую силу.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что законодательно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, носят комплексный характер, который объясняется сочетанием публичных и частных интересов, затрагивающих предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность является объектом регулирования как законодательно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу, так и подзаконных актов.

Так же стоит отметить, что несмотря на то, что предпринимательское право выделено в отдельную отрасль, оно носит межотраслевой характер, соединяющий в себе правовые нормы гражданского и торгового права, а так же ряда правовых норм разных отраслей, косвенно относящихся к отдельным аспектам предпринимательской деятельности.

Образование новых предприятий и расширение действующих предопределяются следующими факторами:

 наличие неудовлетворенного спроса на какую-то продукцию (работы, услуги);

 наличие ресурсов, необходимых для организации производства данной продукции;

 уровень развития науки, техники и технологий на соответствующем товарном рынке (в соответствующей отрасли производства).

Определяющим фактором является наличие спроса на продукцию. Если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, то она останется нереализованной, а затраты не её изготовление – неоплаченными, т. е. предприятие не получит прибыли и не сможет вернуть вложенные капиталы и разорится.

Любая организация (предприятие) создаётся путём учреждения. Процесс учреждения как коммерческой, так и некоммерческой организации заключается в следующем:

во-первых, собственник (собственники, учредители) принимает решение о создании организации (предприятия). Кроме того, предприятие может быть создано в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ;

во-вторых, разрабатываются учредительные документы, предусмотренные ГК РФ для соответствующей организационно-правовой формы юридического лица (устав, решение о создании или договор учредителей, общее положение об организации);

в-третьих, осуществляется государственная регистрация.

Предприятие (юридическое лицо) действует на основании устава, либо учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав – утверждается его учредителями (участниками)

Учредительные документы разрабатываются самими собственниками (учредителями), которые для этих целей могут привлекать на договорной основе консультационные юридические фирмы или отдельных специалистов.

В учредительных документах юридического лица должны содержаться обязательные сведения: наименование юридического лица (с отражением организационно-правовой формы); место его нахождения (юридический адрес, телефон и т.п.); порядок управления деятельностью организации; предмет и цели деятельности; другие сведения, предусмотренные законом для соответствующего вида и организационно-правовой формы юридического лица.

Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности определён федеральным законом. Для регистрации предприятия его учредители лично или по почте представляют в орган, осуществляющий регистрацию (регистрационную палату) определённые документы.

В соответствии с законодательством РФ юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности (фирма), может осуществлять любые виды деятельности (один или несколько), предусмотренные его уставом и не запрещенные законом.

Отдельные виды деятельности могут выполняться только государственными предприятиями (оговорено специальными законами – производство оружия, наркотиков, драгоценных металлов, орденов, медалей и др.) или (в том числе и строительная деятельность) только на основании специального разрешения – лицензии. Лицензия – разрешение, право на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Организация (предприятие) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на выпускаемую продукцию и на основе заключённых с потребителями (заказчиками), соисполнителями (субподрядчиками) и поставщиками материально-теxническиx ресурсов договоров, контрактов, соглашений.

Цены и тарифы на продукцию и услуги организация устанавливает самостоятельно или на договорной основе. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, устанавливаются договорные цены, в частности, – на производство строительно-монтажных работ. Государство регулирует цены и тарифы на продукцию (услуги) предприятий-монополистов.

Финансовые ресурсы организаций образуются за счёт:

 прибыли;

амортизационных отчислений;

средств от продажи ценных бумаг (акций, облигаций);

паевых и иных взносов иx участников, членов трудового коллектива, граждан, других организаций и предприятий;

кредитов и других законных поступлений.

Организация как юридическое лицо имеет право открывать расчетные и другие счета в любом коммерческом банке . Она несёт ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины и, если не выполняет свои обязательства по расчётам, то может быть признана неплатежеспособной (банкротом) – в соответствии с законом о банкротстве.

Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность . Все валютные взаимоотношения с государством регулируются законами. Валютная прибыль после уплаты налогов в бюджеты (федеральный и местный) используется организацией самостоятельно.

Взаимоотношения фирмы с работниками регулируются трудовым кодексом РФ и строятся на основе коллективных и трудовых договоров. Формы, системы и размер оплаты труда работников и другие иx доходы фирма устанавливает самостоятельно, но при этом должна обеспечивать минимальный размер заработной платы, устанавливаемый федеральным законом.

Любая организация обязана вести бухгалтерскую и статистическую отчётность и, в соответствии с ГК РФ, публиковать данные о своей деятельности. За искажение отчётности должностные лица организации несут административную, материальную и уголовную ответственность. Государственные органы (налоговые, антимонопольные, природоохранные и др.) могут периодически проверять деятельность предприятий.

За нарушение своих обязательств и правил предпринимательской деятельности организации несут ответственность.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятий управляется и ограничивается через систему нормативно-правовых актов, действующих в стране, и обеспечивающих соблюдение хозяйствующими субъектами норм и правил законодательства. Важным, экономически и юридически обоснованным при выполнении отдельных работ по организации производства, является соблюдение правил и процедур в области регистрации предприятий, трудового законодательства, охраны труда и окружающей среды и др.

В настоящее время экономическое содержание понятия организация включает в себя форму осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимательство является причиной создания организаций, их деятельности, реорганизации и т.п.

Предпринимательская деятельность – это инициативная, в рамках закона, хозяйственная деятельность субъектов собственности на свой риск и под свою полную ответственность по формированию организационно-экономических условий для достижения определенных целей.

Организации создаются для различных целей физическими и юридическими лицами, государством, муниципальными образованиями. Организации можно классифицировать по различным качественным и количественным критериям. Основные качественные критерии организации отражают форму собственности, соотношение прав на имущество, структуру управления и ответственность учредителей. Основными количественными параметрами выступают численность и годовой оборот капитала.

Следует отметить, что в правовой практике организации называют субъектами хозяйственного права, и данное определение использовано в законодательных и других нормативных актах, регулирующих хозяйственную деятельность.

Наиболее удачным критерием классификации субъектов хозяйственного права является организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Под организационно-правовой формой понимают совокупность имущественных и организационных признаков, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и перед контрагентами.

Имущественные признаки отражают форму собственности предпринимателя и соотношение прав на имущество субъекта предпринимательской деятельности и его учредителей (участников).

Организационные признаки выражаются в структуре управления делами субъекта хозяйственной деятельности.

Предпринимательская деятельность по своей сути может быть коммерческой и некоммерческой. Коммерческой признается предпринимательская деятельность с целью извлечения прибыли.

Большинство нефтяных компаний, действующих в Российской Федерации, созданы в организационно-правовой форме акционерных обществ, поэтому целесообразно подробно рассмотреть некоторые особенности деятельности и управления акционерными обществами: создание и формы обществ; разделение функций управления. Основным документом, регламентирующим деятельность акционерных обществ, является «Закон об акционерных обществах».

Решение о создании (учреждении) акционерного общества принимается учредительным собранием будущих совладельцев организации – акционеров. Решение об избрании органов управления принимается большинством в ¾ голосов владельцев акций, подлежащих размещению среди учредителей. Учредительным собранием определяется форма создаваемого акционерного общества (эта форма указывается в уставе общества и в наименовании). Акционерные общества могут создаваться в форме «открытых акционерных обществ» и «закрытых акционерных обществ». Акционерные общества могут создавать филиалы и представительства не являющиеся обособленными юридическими лицами. Филиалы и представительства действуют на основе «положений», утверждаемых высшим органом управления общества, они наделяются имуществом, которое учитывается как на отдельных балансах, так и в общем балансе общества.

Особенность организационно-правовой формы акционерных обществ определяет структуру управления (рисунок 1.2).

Высшим органом управления в акционерном обществе является Общее собрание акционеров, в период между собраниями – Совет директоров.

Производственные структуры
Аудитор
Ревизионная комиссия

Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным органом, который может быть единоличным (директор, генеральный директор, президент) или коллегиальным (правление, исполнительная комиссия). Руководитель филиала или представительства назначается советом директоров или исполнительным органом общества и действует на основании выданной ему доверенности. Компетенцияисполнительного органавключаетвсе вопросы, относящиеся к текущей деятельности общества.

Выполнение работ по организации производства на предприятии возможно только после процедуры создания самого предприятия. Под созданием субъектов предпринимательского (хозяйственного) права понимается совершение юридических действий, целью которых является получение правового статуса субъекта предпринимательской деятельности (создание организации, предприятия). Существует несколько способов создания организаций (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 – Способы создания субъектов хозяйственного права

Организация возникает с момента государственной регистрации. Государственная регистрация преследует несколько целей. Прежде всего целью регистрации является определение места субъекта на рынке и определение объема его правоспособности. Кроме того, регистрация осуществляется в целях проведения налогообложения и обеспечения безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов деятельности. Законодательство предусматривает определенные правила о составе и количестве учредителей коммерческой организации. Ограничения на участие в хозяйственной деятельности могут устанавливаться для юридических и физических лиц в соответствии с Законами РФ, регулирующими отдельные виды деятельности (нотариусы, адвокаты и т.д.).

В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость в изменении выбранной ранее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагивающих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности. Такое изменение осуществляется путем реорганизации. Реорганизация – это способ изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обязанностей изменяется либо переходит к другим лицам (правопреемникам) (рисунок 1.4).

С экономической точки зрения реорганизация помогает преодолевать инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений. В зависимости от конкретных обстоятельств изме­нения могут быть частичными, касающимися отдельных служб и организации определенных видов деятельности, или радикальными, когда требуется глубокая и многосторонняя реорганизация.

Слияние Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация становится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.
Присоединение Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Лицо присоединяющее увеличивает свои активы за счет присоединенного имущества и становится его правопреемником.
Разделение Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятельность разделяемой организации прекращается. Вопрос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лицами. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.
Выделение Выделение – единственный способ реорганизации, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон. Эта форма реорганизации довольно часто используется недобросовестными предпринимателями как способ ухода от ответственности.
Преобразование При преобразовании ранее существовавшая организация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-правовой форме.
  • 2. Структура, организация производства и экономический потенциал предприятия
  • 2.1. Производственная и организационная структура предприятия
  • 2.2. Организация производственного процесса
  • 2.3. Формы организации производства
  • 2.4. Инфраструктура и экономический потенциал предприятия
  • 3. Управление и планирование на предприятии
  • 3.1. Управление предприятием: принципы, функции и организационные структуры механизма управления
  • 3.2. Планирование на предприятии и разработка производственной программы
  • 3.3. Бизнес-план
  • 3.4. Принципы анализа и оценки хозяйственной деятельности предприятия
  • 4. Маркетинг и логистика на предприятии
  • Маркетинг в деятельности предприятия
  • 4.2. Сбытовая политика предприятия
  • 4.3. Основы логистики, материально-техническое снабжение и управление запасами
  • Модуль 2. Основные фонды и производственная мощность предприятия.
  • 5. Основные фонды и производственная мощность предприятия
  • 5.1. Основные фонды предприятия: понятие, состав, структура, оценка и учет
  • 5.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов
  • 5.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов
  • II. Организационно-технический уровень активной части опф
  • III. Использование основных фондов
  • 5.4. Производственная мощность и показатели ее использования
  • 6. Оборотные средства предприятия
  • 6.1. Состав и структура оборотных средств
  • 1. Полуфабрикаты собственного
  • 2. Незавершенное производство
  • 6.2. Нормирование оборотных средств
  • 6.3. Показатели и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
  • 7. Рынок труда и трудовые отношения на предприятии
  • 7.1. Занятость и рынок труда предприятия
  • 7.2. Персонал предприятия: категории, показатели, планирование и прогнозирование численности
  • 7.3. Кадровая политика и управление персоналом на предприятии
  • 7.4. Государственное регулирование трудовых отношений
  • 8. Организация, нормирование, производительность и оплата труда на предприятии
  • 8.1. Организация и нормирование труда на предприятии
  • 8.2. Производительность труда на предприятии
  • 8.3. Оплата труда на предприятии
  • Модуль 3. Научно-техническая, инновационная и инвестиционная политика на предприятии.
  • 9. Научно-техническАя, инновационная и инвестиционная политика на предприятии
  • 9.1. Сущность научно-технического прогресса: основные формы, направления и мероприятия
  • 9.2. Прогнозирование и планирование нтп, экономический эффект от проведения научно-технических мероприятий
  • 9.3. Инновационные процессы на предприятии
  • 9.4. Инвестиционная политика на предприятии
  • 10. Качество и конкурентоспособность продукции
  • 10.1. Качество и конкурентоспособность продукции: сущность, значение, показатели и методы определения
  • 10.2. Система управления качеством на предприятии
  • 10.3. Государственные и международные стандарты и системы качества
  • 11. Издержки производства и Себестоимость продукции
  • 11.1. Понятие, виды издержек и затрат предприятия. Этапы расчета себестоимости продукции
  • 11.2. Смета затрат на производство и калькуляция продукции
  • 11.3. Методы расчета снижения себестоимости продукции
  • 12. Финансовая деятельность и ценоОбразование на предприятии
  • 12.1. Прибыль, рентабельность и показатели финансового состояния предприятия
  • 12.2. Налоги и налогообложение на предприятии
  • 12.3. Цена и ценообразование на предприятии
  • 1.3. Организационно-правовые основы деятельности предприятия

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юр. лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

    Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

    Юридические лица

    Коммерческие организации

    Некоммерческие организации

    Хозяйственные товарищества и общества

    Производствен-ный кооператив (артель)

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия

    Потребительский кооператив (союз, товарищество)

    Хозяйственные товарищества (ХТ)

    Хозяйствен-ные общества (ХО)

    На праве хозяйственного ведения

    Полное ХТ

    ХТ на вере (коммандитное)

    На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятия)

    ХО с ограниченной ответственностью

    Акционерное общество

    ХО с дополнительной ответственностью

    Общественные и религиозные организации (объединения)

    Учреждения

    Объединения юридических лиц

    Открытое АО

    Закрытое АО

    Рис. 1.1. Организационно-правовые формы юридических лиц (Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учеб. пособие. М., 2002. С.8.)

    По организационно-правовой форме юридические лица, являющиеся коммерческими организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ, могут быть классифицированы следующим образом:

      хозяйственные товарищества – полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество);

      хозяйственные общества – общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типов);

      государственные и муниципальные унитарные предприятия – основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

      производственные кооперативы (артели).

    Классификация предприятий как юридических лиц в зависимости от целей экономической деятельности и организационно-правовой формы представлена на рис. 1.1 (подробнее см. гл. 4 Гражданского кодекса РФ).

    В мировом рыночном хозяйстве создаются и функционируют и другие объединения предпринимателей (организационно-экономические формы):

    1) ассоциации – объединения, союз лиц, организаций, учрежденных государством;

    2) корпорации – акционерные объединения в общество нескольких фирм для достижения их общей цели и защиты привилегий;

    3) тресты – объединения предприятий (форма монополии) без права юридического лица и финансовой самостоятельности, подчиненные единому управлению;

    4) синдикаты – объединения предпринимателей (одна из форм монополии) и всей коммерческой деятельности (цены, сбыт продукции) с сохранением юридической самостоятельности всех входящих в него предприятий;

    5) картели – объединения фирм, компаний для совместной деятельности с сохранением юридического лица и производственной самостоятельности;

    6) концерны – объединения промышленных и торговых предприятий, подчиненных централизованному финансовому контролю и руководству;

    7) консорциумы – объединения, действующие на основе временного соглашения между банками и промышленными предприятиями для размещения займов, финансовых, коммерческих операций, инвестиций и др.;

    8) конгломераты – объединения предприятий, принадлежащих различным отраслям экономики и не связанных с прямой производственной кооперацией;

    9) холдинговые компании – объединения, обладающие контролем над другими компаниями за счет владения их акциями и денежным капиталом либо правом назначать директоров подконтрольных компаний.

    Экономической основой рыночных отношений в России является собственность, формы которой в равной степени охраняются государственным законодательством.

    Создание предприятий базируется на определенных законодательством принципах (независимо от форм собственности) и проходит несколько этапов:

      возникновение идеи о создании нового предприятия;

      определение возможностей использования новых технологий, техники и связи;

      изучение рынка, объема спроса и т.д.;

      подбор поставщиков сырья и других факторов производства;

      подбор соучредителей;

      определение финансовых возможностей, источников и финансового обоснования;

      проведение оргмероприятий по созданию предприятий в зависимости от форм собственности;

      государственная регистрация, изготовление печати, штампов, постановка на учет в государственной налоговой службе и др.

    В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен лишь при обнаружении нарушений действующих законов.

    Составленный акт государственной регистрации действует в течение 30 дней с момента выдачи временного свидетельства.

    Для последующего оформления статуса юридического лица необходимо:

    1) получение кодов ОКПО (общероссийского классификатора предприятий и организаций) и ОКОНХ (общероссийского классификатора организаций по виду деятельности) в органах государственной статистики;

    2) постановка на учет в налоговой инспекции;

    3) справка Минфина РФ о внесении предприятия в госреестр;

    4) открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50% уставного капитала;

      получение разрешения в органах милиции на изготовление печати, штампов;

      заказ печати.

    По исполнении этих требований и истечении 30 дней, сдав временное свидетельство, предприниматель, получив постоянное свидетельство как хозяйствующий субъект, приобретает юридическую самостоятельность и дееспособность.

    Таким образом, образование (учреждение) может происходить путем:

    – учреждения нового предприятия (соучреждения), т.е. самостоятельного формирования уставного капитала или взноса соучредителями определенных долей, взносов в уставный фонд учреждаемого предприятия;

    – вступления в сферу предпринимательства;

    – выкупа партнерской доли;

    – вступления в сферу предпринимательства через наследование.

    Все эти формы учредительства входят в предпринимательскую деятельность, предусмотренную законодательством РФ.

    Учредителями могут быть:

      государство и муниципальные органы местного самоуправления;

      дееспособные граждане, индивидуальные предприниматели;

      юридические лица;

      хозяйственные общества (государственные и муниципальные) при создании дочерних обществ;

      иностранные граждане;

      добровольные объединения граждан (на личном трудовом участии и паевых взносах);

      фонды хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности.

    Количество учредителей законодательством не ограничивается, кроме закрытого акционерного общества.

    Размер уставного капитала (фонда) предприятия регулируется ГК РФ и законами об отдельных организационно-правовых формах в гражданском обороте.

    Учредительные документы включают:

    – устав предприятия (при любой форме собственности);

    – договор учредителей (при наличии двух и более учредителей);

    – заявление учредителя или лица, уполномоченного для осуществления государственной регистрации.

    На собрании учредителей рассматриваются вопросы:

    – об организации и фирменном наименовании предприятия;

    – о принятии устава;

    – о выборе директора.

    С переходом российской экономики на рыночные отношения и включением страны в мировую систему внешнеэкономических связей в Россию устремились иностранные инвесторы. Новые рынки, дешевая рабочая сила, наличие благоприятных природно-сырьевых ресурсов (особенно нефтегазовых, лесных, металлургических и др.) привлекают возможностью получения сверхприбылей.

    В Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, самостоятельные или совместные, создаются в виде:

    – предприятий с долевым участием иностранных инвестиций (совместных) дочерних фирм и филиалов;

      предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

    – филиалов иностранно-юридических лиц.

    Объектами вложений инвестиций могут быть:

    – вновь созданные и модернизированные основные фонды в сферах экономики;

    – ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права.

    Порядок ликвидации предприятия определяется ст. 63 Гражданского кодекса РФ. Ликвидация (прекращение деятельности предприятия) осуществляется ликвидационной комиссией при следующих обстоятельствах:

    – решении его учредителей или истечении сроков действия юридического лица;

    – слиянии предприятий в более крупные с единой централизованной системой управления;

    – присоединении по линии производственно-технологической кооперации;

    – разделении на ряд самостоятельных экономических или юридических субъектов;

    – выделении из ряда объединенных в самостоятельное или головное предприятие;

    – преобразовании в иную организационно-правовую форму с согласия трудового коллектива.

    Ликвидация по решению суда возможна в случае:

    – неплатежеспособности предприятия;

    – занятия запрещенной законодательством деятельностью;

    – банкротства и предпринимательской несостоятельности, вытекающей из судебного решения, констатирующего этот крах, с возложением полной вины за ошибки или противоправные действия на несостоятельного должника.

    Ликвидация признается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, предприятие считается ликвидированным как юридическое лицо.