«Ночной охотник» против «Аллигатора. «Ночной охотник» наращивает силу удара

Что где: как устроен Ми-28Н

Обтекатель над втулкой несущего винта скрывает бортовую РЛС «Арбалет»

Подвижная установка 30-мм пушки 2А42

Выпуск Ми-28Н наладил Ростовский вертолетный завод (ОАО «Росвертол»)

«Ночной охотник». Cкороподъемность: 13,6 м/с, статический потолок: 3500 м

Apache. Скороподъемность: 16 м/с, статический потолок, 3415 м

«Ночной охотник». Снаряженная масса: 11 т, максимальная: 12,1 т

Apache. Снаряженная масса: 8 т, максимальная: 9,5 т

После того, как Ми-28Н «Ночной охотник» был выбран в качестве основного ударного вертолета российской армии, его очень любят сравнивать с американским конкурентом, АН-64 Apache. Действительно, это две очень близкие машины. Даже внешне они похожи. И «Охотник», и Apache построены по одновинтовой схеме, несут неубирающееся шасси, по паре двигателей по бокам фюзеляжа, Х-образные рулевые винты на хвосте.

Но если начать разбираться в деталях, выплывает и масса отличий. Начнем же разглядывать Ми-28Н — а для ориентации можно поглядывать на иллюстрацию слева, где все узлы, о которых мы говорим, пронумерованы.

1. Несущий и рулевой винты

Винт диаметром 17,2 м выдерживает попадание 30-мм снарядов. В сравнении со своим предшественником Ми-28А, винт «Охотника» обладает стреловидными законцовками и более совершенным редуктором, который передает на него с двигателей большую мощность, обеспечивая более высокую скорость полета.

Считается, что 5-лопастный винт «Охотника» эффективнее 4-лопастного Apache, что особенно заметно на малых скоростях и позволяет делать вертолету фигуры высшего пилотажа, включая мертвую петлю, иммельман и бочку.

Рулевой винт расположен в хвосте. Он 4-лопастной, образован парой 2-лопастных стеклопластиковых винтов. Углы схода лопастей снижают уровень шума.

2. Силовая установка

Ми-28Н тяжелее Apache почти на 3 тонны, но более мощные двигатели компенсируют это с лихвой. Отношение мощности к взлетному весу у него оказывается лучше. Газотурбинные двигатели мощностью по 2200 л.с. обеспечивают максимальную скорость полета в 324 км/ч и крейсерскую — в 265 км/ч. Сравните: у Apache максимум — 365 км/ч, зато крейсерская — ровно те же 265 км/ч.

Топливо заливается в мягкие баки общей емкостью 1900 л с латексным самозатягивающимся протектором. Этого достаточно для практической дальности полета в 460 км, а при установке дополнительных баков для перегона — до 1100 км.

В верхней части фюзеляжа, за несущим винтом имеется вспомогательная силовая установка (ее на картинке не видно) с отдельным двигателем для привода систем и запуска основной силовой установки. Кстати, «Охотник» способен нормально лететь и при полном отказе одного из двигателей.

3. Кабины экипажа

Экипаж — 2 человека, посадка тандемная. Системы управления вооружением установлены в кабине штурмана-оператора, полетом — в кабине летчика. За кабиной экипажа расположен технический отсек, где можно (если понадобится) разместить еще 2 человек. Немаловажно то, что у Apache площадь остекления больше. Кроме того, его стекла чуть выпуклы, что снижает появление бликов, мешающих работе с бортовыми приборами.

Кабины защищены облегченной броней с керамическими наружными плитками, их разделяет бронированная перегородка. Бронированное лобовое остекление выдерживает попадание 12,7-мм пуль, боковое — 7,62 мм.

Вообще, с бронированием у Ми-28Н дело обстоит куда лучше, чем у американского коллеги. На обоих вертолетах применен конструктивный принцип «менее важные узлы прикрывают собой более важные», но «Охотник» может похвастаться и бронированной защитой критических элементов. Борта его выдерживают попадание из 20-мм пулемета. Имеется и другая пассивная защита: постановка дымовой завесы, элементы для обнаружения и отражения лазерного луча, ИК-отражатели.

Энергопоглощающие кресла обеспечивают спасение экипажа на малой высоте, а на большой можно использовать парашюты. Если катастрофа случается на высоте более 100 м, с «Охотником» происходит нечто поразительное: вступает в действие система спасения. Отстреливаются лопасти несущего винта, крылья и двери кабин (справа у летчика, у штурмана-оператора — слева). Ремни безопасности (тоже автоматически) перерезаются, а по бокам фюзеляжа надуваются трапы, облегчающие покидание машины.

На малых же высотах все происходит с точностью до наоборот. Ремни притягиваются еще сильнее, надежно фиксируя людей в энергопоглощающих креслах «Памир-К». Вертолет падает, но системы амортизации (см. также раздел про шасси) гасит перегрузку с 50−60 g до вполне безопасных 15−17 g.

4. Трехопорное шасси

Неубирающееся шасси 11х2,3 м. Отсутствие механизмов складывания шасси позволило сэкономить на весе вертолета. Передние колеса оснащены амортизаторами, которые снижают перегрузки от удара о землю. Вместе с другими энергопоглощающими элементами конструкции они способны снизить до «физиологически приемлемого» уровня удар от падения со скоростью 12 м/с.

5. БРЛС «Арбалет»

Как сказано в одном обзоре , «Ми-28Н — современная машина, имеющая на борту все органы ощущения и все мыслительные свойства, характерные для человека». Именно современная бортовая РЛС делает Ми-28Н оружием самого современного уровня, позволяя выполнять боевые задачи в любое время суток (даже при отсутствии света звезд) и в любых погодных условиях, на предельно малых высотах (5−15 м), автоматически огибая рельеф местности. К примеру, одинокого человека она разглядит с полукилометра.

«Арбалет» обеспечивает обнаружение, измерение координат и распознавание движущихся наземных, надводных и воздушных целей, ведет картографирование маршрута полета. Бортовая РЛС скрыта под надвтулочным обтекателем несущего винта, что дает экипажу еще одно преимущество. Для наблюдения за противником из складок местности можно даже не высовываться, достаточно высунуть из-за укрытия «макушку». БРЛС у Apache расположена точно так же, только обтекатель на вид более сплюснутый. Именно она дает второе название его последним модификациям — Longbow, «длинный лук».

6. Обзорно-прицельная система

Комбинированная стабилизированная обзорно-прицельная система с оптическим, тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами наблюдения. Позволяет вести наблюдение и обеспечивает наведение на цель управляемых ракет и пушки.

Компьютер, в который занесены данные о рельефе местности в районе боевых действий, автоматически формирует трехмерное изображение того участка, где в настоящий момент находится вертолет. Информация может уточняться через инерциальную и спутниковую навигационные системы, систему навигации по физическим полям Земли. Все они интегрированы с нашлемными системами целеуказания и индикации и с многофункциональными ЖК-дисплеями (по 3 в каждой кабине).

Итак, сведя воедино данные картографии, тепловизоров и радиолокации, компьютер в удобном выводит на экраны экипажа изображение текущей обстановки (на самом деле, компьютеров на «Охотнике» немало — 3 только основных, не считая вспомогательных). Параллельно с разных каналов информация подается в систему автоматического распознавания целей. Информация по целеуказанию может поступать и от внешних источников.

7. Крылья

Крыло малого удлинения (4,9 м). Разгружает несущий винт и служит для крепления вооружения, дополнительных топливных баков, другого оборудования. Для этой цели на каждом крыле имеется 4 узла подвески и по контейнеру на конце.

8. Несъемная пушка

Модифицированная 30-мм танковая пушка 2А42 на несъемной подвижной пушечной установке (НППУ) 28Н. НППУ с электрическим приводом позволяет пушке разворачиваться в горизонтальной плоскости на 110 градусов, по вертикали на 13 вверх и на 40 вниз.

Боекомплект 250 снарядов, причем они полностью унифицированы с обычной пушкой сухопутных войск. Тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) можно менять прямо во время боя.

Масса и начальная скорость снаряда выше, чем у установленной на Apache пушки M230 Chain Gun. Зато точность стрельбы оставляет желать лучшего. Установленная в носу, далеко от центра масс тяжелая пушка создает большую отдачу, снижая точность работы, особенно на больших углах поворота.

9. Подвесное вооружение

Здесь разнообразие весьма широко. Это могут быть противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), как на иллюстрации. А кроме того — масса другого «оборудования».

До 16 ПТУР системы «Атака-В». Сверхзвуковые высокоточные ПТУРы (потомки известной системы «Штурм») наводятся на цель по радио, что в некоторых случаях (например, в условиях задымленности или в тумане) существенно эффективнее лазерного наведения. Они способны поражать танки с динамической защитой.

До 8 управляемых ракет «Игла-В» класса «воздух-воздух». Эти сверхзвуковые ракеты предназначены для обороны от вертолетов и самолетов противника и работают в режиме «выстрелил — и забыл».

Той же цели служат до 4 блоков неуправляемых авиационных ракет (НАР): до 128 НАР калибра 57 мм, 80 НАР калибра 80 мм, или 20 НАР калибра 122 мм. Это — идеальное средство для «добивания» противника после того, как весьма дорогие и высокоточные управляемые ракеты вывели из строя его средства ПВО. Дешевые и многочисленные НАРы заканчивают дело, расстреливая наземные сооружения, склады, ангары, живую силу и проч.

До 2 пушечных контейнеров с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23Л. В отличие от основной, эти пушки крепятся неподвижно, и для прицельного огня из них придется разворачивать весь вертолет.

До 2 универсальных контейнеров малогабаритного груза — к примеру, с оборудованием для постановки минных заграждений.

Бомбы по 250 и 500 кг.

Пара слов в конце

Считается, что на бумаге «Охотник» и по летным характеристикам, и по живучести, и по удобству использования, и по вооружению часто превосходит Apache. Будем надеяться, что это преимущество так и останется «теоретическим», и эти две совершенные машины убийства не схлестнутся в реальном бою.

Тем более что итог этого боя далеко не столь очевиден. Ми-28Н еще ни разу не использовался масштабно в настоящей войне, тогда как Apache участвовал и участвует во множестве небольших и довольно крупных конфликтов, которые вели и ведут США и их союзники. За это время в нем было найдено и устранено великое множество недостатков, которые учтены в самых современных модификациях этого вертолета.

В армии России приняты на вооружение два относительно новых ударных армейских вертолета — "Ми-28Н" «Ночной охотник» и "Ка-52" «Аллигатор». Первый — развитие не самого удачного вертолета "Ми-24", второй построен буквально с нуля .

Ка-52. Фото: sdelanounas.ru

Сейчас эти вертолеты несут боевое дежурство в Сирии. На работу "Ка-52" нареканий нет, а "Ми-28Н" уже успел упасть, погибли два пилота. Впрочем, катастроф с этой не самой удачной машиной было довольно много как в ходе испытаний, так и во время авиашоу, и на войне..

Неудачный изначально

Создание "Ми-28" стало ответом на американский АН-64 «Апач», как выяснилось впоследствии — неудачным. В отличие от американской машины, первые образцы "Ми-28" не были всепогодными и не могли применяться ночью.


Ми-28.Фото: airwar.ru

Не было у "Ми-28" и единого прицельно-навигационного комплекса. Машина получилась сырой и вызвала негативную оценку военных, которым по душе больше пришлась другая новинка — "Ка-50". После сравнительных испытаний вертолет ОАО «Камов» превзошел машину ОКБ М.Л. Миля.


"Ка-50". Фото: snariad.ru

Тогда в ход пошли : "милевцы" обратились к главкому ВВС СССР с жалобой на необъективность состоявшегося конкурса. Под давлением со стороны партийцев, поддерживающих ОКБ Миля, представители ВВС согласились на новые сравнительные испытания, которые затянулись до 1986 года. В итоге НИИ Минобороны предпочел "Ка-50".

Тогда ОКБ М. Л Миля обвинило военных в некомпетентности и отправило соответствующие жалобы в ЦК КПСС и министру обороны. В итоге после многочисленных проверок, комиссий и заседаний выяснилось, что "Ка-50" все-таки лучше "Ми-28".

Но к этому моменту время было безвозвратно упущено, СССР развалился, денег на оборонку не нашли. Справедливости ради отметим, что "Ка-50" был принят на вооружение в 1995 году, "Ми-28" в варианте «Ночной охотник» только в 2009 году после многочисленных доработок.

Кстати, "Ми-28Н" смог выполнять боевые задачи ночью только в 2005 году, "Ка-50" был способен на это еще в 1982-м. Т. е «милевцам» на то, чтобы наверстать разрыв, потребовалось 23 года.

Опасный редуктор

Одним из главных недостатков вертолета, который повлек несколько катастроф, стал новый редуктор ВР-28. Узел получился довольно сырым и требовал многочисленных доработок.


"Ми-28Н". Фото: militaryrussia.ru

Прошло более десятка лет, прежде чем ОКБ Миля смогло устранить большую часть из них, в итоге новый редуктор, получивший индекс ВР-29, стал устанавливаться на модернизированную версию вертолета "Ми-28Н", запущенную в производство в 2006 году.

Но лучше летать от этого машина не стала, только в 2011 году инженерам удалось вылечить серьезную болезнь конструктивного узла — при работе более двух часов редуктор перегревался, что приводило к остановке винта.

Также из-за нерасчётных нагрузок на различные элементы редуктора в зубчатых передачах постоянно срезался металл, и мелкая металлическая стружка попадала на сеточки масляных фильтров. А это — приговор для вертолета и, возможно, экипажа.

Хроника катастроф

Начнем с того, на чем остановились — с редуктора, хотя это и нарушит хронологический порядок.

15 февраля 2011 года во время проведения тренировочного полёта разбился "Ми-28Н" (борт № 05). Причиной падения стала попавшая в редуктор металлическая стружка, в результате экипаж принял решение совершить вынужденную посадку.


При посадке машина ударилась кабиной о землю. Лётчики были доставлены в госпиталь Буденновска, где от полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.


"Ми-28Н" борт № 05 после катастрофы, 15.02.2011 г. Фото: militaryrussia.ru

Трагедия разворачивалась следующим образом: на высоте около 1500 метров обнаружились неполадки в двигателе. Экипажу удалось снизиться до высоты 400 метров, после чего окончательно отказал редуктор, и вертолет, неуправляемо кувыркаясь и вращаясь в воздухе, рухнул на землю. Катапультирование в такой ситуации невозможно.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Похоже трагедия в августе 2015 года на показательных выступлениях на полигоне Дубровичи. Тогда разбился еще один "Ми-28Н" (бортовой номер «15», регистрационный — RF-95316). Его пилот — ведущий пилотажной группы «Беркуты» полковник Игорь Бутенко погиб.

В августе 2012 года при выполнении учебного полета в районе Моздока совершил жесткую посадку еще один "Ми-28Н". По сведениям журнала «Военно-промышленный курьер», причиной аварии стали проблемы с главным редуктором. Машина пострадала не сильно, экипаж выжил.


Жесткая посадка вертолета "Ми-28Н" в Моздоке. Фото: militaryrussia.ru

Ну и недавняя катастрофа в Сирии, когда 12 апреля в ночь на вторник в районе города Хомса разбился «Ночной охотник». Два члена экипажа — летчики Андрей Окладников и штурман Виктор Панко погибли. По одной из версий причина катастрофы носит технический характер.


Авария "Ми-28Н" борт № 43 на Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. Фото: militaryrussia.ru.

Первая же официально зарегистрированная катастрофа "Ми-28Н" произошла в 2009 году. Во время стрельбы из пушки в режиме зависания произошел отказ автоматики, и бортовая система произвела пуск НАР (неуправляемая авиационная ракета). Пороховые газы попали в двигатель, вызвав его помпаж. Экипажу пришлось совершить вынужденную посадку, в ходе которой вертолет получил многочисленные повреждения.

Что в итоге?

"Ми-28Н" обладает рядом ключевых недостатков, которые существенно снижают выживаемость экипажа на поле боя. На «Ночном охотнике» нет системы реактивного катапультирования лётчиков, которая позволяет экипажу выжить в самых сложных условиях (на "Ка-52" — есть).


"Ми-28Н".Фото: militaryrussia.ru

На всех боевых вертолетах мира стоит дублированная система управления (в том числе и на "Ка-52", который активно воюет в Сирии). Наличие такой системы позволяет управлять вертолетом любому из членов экипажа. Что делать штурману "Ми-28Н", если погиб пилот? Может ли он довести поврежденную машину до базы? Нет.

Правда, «милевцы» заявили о создании учебно-боевой модификации "Ми-28УБ", оснащенной второй ручкой управления. Но это учебно-боевой, да и в планах на производство он значится в расплывчатой формулировке «к 2020 году».

  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    МИ-28Н «Ночной охотник»

    Многоцелевой ударный вертолет

    Во время операции ╚Буря в пустыне╩ только по причине ошибок в пилотировании ночью вблизи земли американская армейская авиация потеряла минимум пять экипажей вертолетов ╚Апач╩ с системами ночного видения. Интересно, что 98% применения огневых средств было в простых метеоусловиях. Еще ранее блестяще задуманная ночная операция по освобождению служащих американского посольства в Тегеране, захваченных в качестве заложников, сорвалась из-за столкновения на земле сразу нескольких транспортных вертолетов. И, наконец, в Чечне авиация применялась почти исключительно днем и в сравнительно простых метеоусловиях. Горько вспоминать сводки сообщений: ╚Днем федеральные войска берут ситуацию под свой контроль, а ночью практически на всей территории хозяйничают незаконные вооруженные формирования...╩

    ╚КР╩ уже сообщал о том, что ОКБ имени М.Л.Миля разработало модификацию вертолета Ми-28 - Ми-28Н , основное отличие которого - круглосуточное боевое применение, в том числе в абсолютной темноте, когда отсутствует даже слабая подсветка от звезд, в любых метеоусловиях! Опыт применения авиации в войнах второй половины нынешнего века показал, что чаще всего поражение боевого вертолета наземными средствами ПВО осуществляется при визуальном контакте. Это означает, что вертолет должен совершать полет и вести боевые действия на малых высотах. Иначе вероятность его поражения очень высока. Он должен огибать складки местности, маскироваться в ущельях и в руслах рек, при необходимости временно скрываться на опушке леса и при этом - проводить необходимые боевые операции автономно или в группе. В одноместной машине выполнить такие задачи при современном уровне техники крайне сложно.

    Ведущие вертолеты фирмы США ╚Макдоннелл-Дуглас╩, ╚Белл╩ и ╚Сикорский╩ строили летающие лаборатории и пытались сделать одноместный вертолет. Но даже при уровне развития электроники ничего путного не получилось. Американские фирмы по разным направлениями провели исследования (затратили около 1,5 млрд. долларов) по оценке создания одноместного вертолета и однозначно пришли к выводу, что одноместная боевая машина нецелесообразна. При двухместной схеме один летчик пилотирует и обеспечивает низковысотный полет, уход от атакующих средств и т.д. Второй - работает по целям: обнаруживает их, распознает, прицеливается и производит атаку, в том числе и неуправляемым оружием. При необходимости он может прицеливаться и атаковать, не входя в контакт с целью и даже (такие программы есть) стрелять ╚из-за угла╩. Новый боевой вертолет ОКБ Миля создан на базе самого мощного современного боевого Ми-28. Однако сходство у них только внешнее. ╚Начинка╩ полностью изменилась. Помимо уникального электронного оборудования, модернизированы многие конструктивные узлы и системы, установлен новый главный редуктор. Агрегаты вертолета успешно прошли всесторонние испытания. В то же время машина сохранила все достоинства Ми-28, в том числе мощное вооружение и бронирование.

    Здесь хотелось бы сделать некоторое отступление. В связи с необходимостью обновления парка винтокрылых машин ВВС Швеции был проведен конкурс. Шведские военные из всего парка военных вертолетов мира выбрали два: американский ╚Апач╩ и Ми-28А, освоенный в производстве на Ростовском вертолетном заводе. Тендерные испытания проводились в сентябре-октябре 1995 г. на севере и юге Швеции. По мнению шведов, наш Ми-28, который они быстро освоили, благодаря более мощному бронированию и более продуманной конструкции имеет лучшую выживаемость. Его практически не могли засечь радары шведской ПВО, аналогичные НАТО, если полет происходил на высотах менее 20 м. Система наведения ракет у Ми-28 такая, что практически нельзя создать помехи. Шведы считают нашу машину перспективной и приоритетной. Сегодня шведы отрабатывают концепцию оснащения Ми-28 своей авионикой, а мы делаем летательный аппарат. Так шведы решают очень важную для себя задачу - создание рабочих мест. Мы поддерживаем эту идею кооперации для вертолетов, которые будут в шведской и других скандинавских армиях. И что особенно важно, Ми-28 почти в 2 раза дешевле, чем ╚Апач╩. Конкурс продолжается.

    На ╚Апаче╩ установлено эффективное электронное оборудование и, прежде всего, система ночного видения, как для летчика-оператора, так и для командира. Но шведы видимо, знали о том, что при первом же массовом ночном применении ╚Апачей╩ в Ираке несколько машин этого типа разбилось, врезавшись в песчаные барханы или столкнувшись между собой в воздухе. Очевидно, система ночного видения не обеспечивает экипажам полной безопасности. Поэтому все следят за новой модификацией AH-64D ╚Лонгбоу-Апач╩, которого можно будет с полным основанием назвать ночным вертолетом. Его отличительная особенность - надвтулочный радар миллиметрового диапазона повышенной разрешающей способности ╚Лонгбоу╩. Этот комплекс позволяет, помимо ночной охоты, выполнять функции разведывательные и информационные, подобные тем, которые выполняют самолеты ╚Авакс╩. Ми-28Н - уникальное явление в мировом вертолетостроении. Эта уникальность определяется рядом обстоятельств, которые вряд ли когда-либо повторятся.

    Во-первых, Ми-28Н - это инициативная разработка Московского вертолетным заводом им. М.Л. Миля на базе боевого вертолета Ми-28 (базовый вертолет иногда обозначают Ми-28А). Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра состоялась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года этот вертолет впервые поднялся в воздух.. После перевода вертолетов из ВВС в подразделения авиации Сухопутных войск милевцы разработали концепцию боевого вертолета для этого рода войск. Прежде чем оформить техническое задание на Ми-28Н, в течение нескольких лет специалисты МВЗ совместно с институтами Министерства обороны формировали облик этого вертолета. Специфические особенности Сухопутных войск (работа в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в отрыве от аэродромов и стационарных баз, совместимость горюче-смазочных материалов, боеприпасов, средств связи и управления, простота эксплуатации применяемой техники) потребовали соответствующих качеств от Ми-28Н. Естественно, что, сформулировав столь специфические требования, нужно было найти технические решения для их достижения. И здесь появилась вторая особенность этой разработки. Поиски совпали по времени с конверсией. Многие крупные разработчики, выполнявшие в основном заказы ракетно-космического комплекса и имеющие самые высокие технологические заделы, стали испытывать трудности с заказами и финансированием. Милевцы этим и воспользовались, чтобы использовать эти технологии и заделы.

    Было ясно, что ставшие уже обычными очки ночного видения, тепловизоры, телевидение и локаторы маловысотного полета задачу не решат. Нужно создавать не только новое оборудование, но и так его скомбинировать, чтобы получить высокоинтеллектуальную машину. Занялся этим Гиви Ивлеанович Джангджава, доктор технических наук, профессор - главный конструктор приборостроительного конструкторского бюро. Направлением, которое обеспечило решение этой проблемы, была глобальная интеграция бортового оборудования. Сегодня все оборудование Ми-28Н объединено в единый комплекс, за который отвечает один разработчик. В техническом аспекте интеграция затронула организацию взаимодействия, управление, индикацию, контроль, подготовку к вылету.

    Все органы управления бортовым оборудованием интегрированы в единую управляющую систему, что позволило сократить их число до разумного минимума и разместить в относительно небольших кабинах летчика и штурмана-оператора. Все текущие параметры, которые необходимо индицировать выводятся на индикацию посредством системы отображения информации, состоящей из шести многорежимных жидкокристаллических индикаторов - по три в каждой кабине. Кроме того, у каждого из членов экипажа имеется группа резервных приборов на случай аварийных ситуаций. На вертолете применена единая вычислительная среда, в составе трех центральных БЦВМ и целого ряда периферийных, совместимых с IBM PC, что резко упрощает разработку бортового программного обеспечения. В комплекс входят современные цифровые вычислительные машины с открытой архитектурой, которая позволяет наращивать функции и вкладывать любой объем интеллекта при появлении новых задач или при адаптации уже заложенных задач к новым конкретным условиям. Кроме того, чтобы пилоты могли работать эффективно и без утомления, тем более в ночных условиях, создан современный комплекс индикаторов, не дающих активного излучения. Компоновка кабины новая, выполнена с учетом последних достижений эргономики.

    Связи в таком комплексе сделаны на современных мультиплексных каналах информационного обмена. Этот стандарт имеет аналог в странах НАТО. Следовательно, аппаратура, удовлетворяющая требованиям данного стандарта, позволяет соединять любое оборудование в любом рациональном сочетании и в процессе отработки вертолета подключать новые компоненты, находящиеся на более современном уровне. На Ми-28Н стоит современная инерциальная система, которая способна при любых маневрах определять пространственные координаты вертолета и выдавать необходимую информацию летчику и команды на управляющие органы. Оптические, ИК - тепловизионные датчики и надвтулочный бортовой локатор позволяют видеть, помимо воздушных целей, впереди лежащие препятствия, включая деревья и линии электропередач. Система картографической информации, имеющая банк цифровых данных о рельефе района боевых действий с высокой степенью разрешения, формирует трехмерное изображение участка, в котором находится вертолет.

    Интегрированный комплекс бортового оборудования (ИКБО) Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режиме. На вертолете в шарообразном обтекателе над втулкой несущего винта установлена многофункциональная БРЛС "Арбалет" производства НИИР "Фазотрон".

    Она обеспечивает выдачу информации о препятствиях, включая отдельно стоящие деревья и провода линий электропередач, делая возможным круглосуточный полет на предельно малой высоте 5 - 15 метров даже в сложных метеоусловиях. Той же цели служат очки ночного видения и пилотажная тепловизионная станция, которая может давать информацию как инфракрасное "окно в ночь" впереди по курсу или в любом направлении, обозначенном поворотом головы летчика, получая целеуказание от нашлемной системы или бортового компьютера.

    На вертолете установлена также система картографической информации с высокой степенью разрешения и банком цифровых данных о рельефе местности в районе боевых действий. Вычислительная система может формировать на основе этих данных трехмерное изображение участка местности, на котором находится вертолет, а это легко уточнить с помощью спутниковой навигации, скомплексированной с инерциальной. Все многообразие информации представляется летчику и штурману-оператору на цветных жидкокристаллических дисплеях, установленных по три в передней и задней кабинах.

    Электронное оборудование включает в себя также систему ориентации по физическим полям Земли, и комплекс средств связи и надвтулочную РЛС кругового обзора "Арбалет". РЛС обеспечивает вертолету вести поиск целей, работая вместе с ОПС "Ротор" в обычном режиме. Вертолет может производить поиск целей, укрываясь в складках местности или за деревьями, выставив из-за укрытия только свою "макушку". В этом случае достаточно только использование РЛС. Определив цели и их тип, распределив их по необходимости между вертолетами группы, выбрав объект для атаки, вертолет энергично выходит из засады и "обрабатывает" цели средствами поражения или наводит ударную авиацию или другие вертолеты группы. Кроме того РЛС Ми-28Н в отличие от РЛС AH-64D "Longbow" способна решать пилотажно-навигационные задачи.

    Каждое из перечисленных средств может использоваться автономно. Однако в качестве основного режима используется синтез картографической, тепловизионной и радиолокационной информации с выводом на дисплей трехмерного изображения местности и директорией информации в удобном для летчика виде. Точностные характеристики аппаратуры должны, по расчетам, обеспечить условия безопасного пилотирования на предельно малых высотах. Для поиска, обнаружения и распознавания целей разработана новейшая обзорно-прицельная станция с оптическим, телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами наблюдения. Все каналы (за исключением оптического) имеют возможность цифрового представления информации с выдачей ее на экран и, в цифровом виде, в систему автоматизации распознавания целей. Вся обобщенная информация поступает на индикаторы штурмана-оператора, который и принимает окончательное решение. Связное оборудование обеспечивает связь с любыми командными пунктами сухопутных войск (СВ), передачу информации на них, а также между вертолетами в группе и другим потребителям, располагающим необходимым приемным оборудованием. Соответственно вертолет имеет аппаратуру для получения внешнего целеуказания от командования. Все это в комплексе позволяет машине работать на малых высотах 5-15 м, в боевых порядках, проводить штурмовые операции с посадкой на промежуточных площадках, решать боевые задачи, стрелять как бы из-за угла, не входя в прямой контакт с целью и не подвергая вертолет риску уничтожения.

    Благодаря наличию надвтулочной РЛС, экипажу Ми-28Н не обязательно ╚показывать╩ весь вертолет противнику, достаточно выставить ╚макушку╩ из естественного укрытия-засады и осуществлять поиск целей, причем не только для себя, а для всех летательных аппаратов, участвующих в атаке. Определив объекты для удара, Ми-28Н выполняет энергичный ╚подскок╩ и ╚обрабатывает╩ их сверхзвуковыми управляемыми ракетами ╚Атака╩, с радиокомандной системой наведения. Эта система обладает наивысшей помехозащищенностью, а ракета пробивает танковую броню с ╚динамической╩ защитой всех танков, находящихся на вооружении современных армий. Дальность поражения существенно выше, чем у современного противотанкового оружия.

    Вооружение вертолета Ми-28Н во многом унаследовано от дневного варианта и по прежнему состоит из пушечного, управляемого и неуправляемого ракетного вооружения.

    Подвижная пушечная установка оснащена пушкой 2А42 калибра 30 мм. Пушка разворачивается по горизонту на ╠110 град., то есть почти назад, в горизонтальной плоскости и +13 и -40 град. в вертикальной и соответствуют углам отклонения ОПС. Применение пушки на Ми-28Н осуществляет оператор, хотя прицеливание может производить летчик при помощи нашлемной системы целеуказания. Что очень важно - пушка имеет полную унификацию по боекомплекту с обычной пушкой сухопутных войск. По своим параметрам (большая масса снаряда и его начальная скорость) это пушка превосходит пушку ╚Апача╩. Эта же пушка установлена на Ка-50, -52 и Ми-28А, а также на БМП-2, БМП-3, БМД-2 и БМД-3. Привод пушечной установки - электрический. Питание пушки - ленточное, двухстороннее из двух патронных ящиков, закрепленных на турели. Это значительно повышает надежность работы системы (отсутствуют гибкие перекручивающиеся рукава). Благодаря селективному питанию экипаж может выбрать тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) непосредственно во время боя.

    Опыт применения пушек на различных вариантах Ми-24 показал, что подвижная пушка гораздо удобнее в эксплуатации: разворот счетверенного пулемета на турели Ми-24Д занимал в 3-4 раза меньше времени, чем разворот всего вертолета Ми-24П с неподвижной пушкой. К тому же вертолету с подвижной пушкой не надо разворачиваться, гася при этом скорость до 100 км/ч, что делает вертолет более уязвимым для противника.

    По непроверенным данным в настоящее время специально для Ми-28Н ведется разработка пушки калибра 30 мм с боезапасом 250 патронов. Конструкторы хотят увеличить точность стрельбы, т. к. она пока оставляет желать лучшего. Дело в том, что тяжелая "танковая" пушка установлена далеко от центра масс вертолета, и отдача сильно влияет на точность стрельбы. Особенно это заметно при больших углах отклонения ППУ. Снижение массы орудия сможет значительно повысить точность стрельбы и быстроту поворота пушки.

    Управляемое ракетное вооружение состоит из УР "Игла", ПТУР 9М120В "Атака-В" и ее "прародителя" - ракеты 9М114"Штурм", которая устанавливались на поздних модификациях вертолетов Ми-24, Ка-29. Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета "Атака-В" имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности, которая имеет ряд преимуществ перед лазерной: например она больше приспособлена к работе в дыму, пыли, сильном тумане. "Атака-В" поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая УР "Игла" относится к ракетам класса "воздух - воздух". Она предназначена для обороны вертолета от самолетов и вертолетов противника. Благодаря БРЛС "Арбалет", эти ракеты круглосуточно применяются в режиме "пустил - забыл", то есть являются полностью автономными после пуска. Ракеты всех трех типов унифицированы с боеприпасами Сухопутных войск. Их пуск осуществляется оператором. Радиус применения всех типов управляемого вооружения - 6 км.

    В настоящее время на Ми-28Н планируют поставить новые ПТУР 9М-120Д "Атака-Д" с увеличенной до 8 км дальностью пуска. Применение этой ракеты на Ми-28А было невозможно из-за низкой разрешающей способности ОПС, не позволяющей вести поиск и обнаружение целей на дальностях более 6 км. Новая РЛС "Ротор" вместе со станцией ночного видения обеспечивает поиск точечных подвижных и групповых целей на удалении до 10 км.

    Средства пассивной обороны включают в себя системы выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей УВ-26. Эти системы предназначены для "сбивания с толку" ГСН ракет противника.

    В состав вооружения входят также неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-57, С-80 и С-13 калибра 57, 80 и 122 мм соответственно. Максимальное количество НАР на точках подвески составляет 128 шт. для С-57, 80 шт. для С-80 и 20 шт. для С-13. Из неуправляемого вооружения можно отметить еще и 23-мм авиационные пушки ГШ-23 в неподвижных универсальных пушечных контейнерах УПК-23-250. На вертолете может устанавливаться две таких гондолы с боезапасом по 250 снарядов в каждой. Применение всей номенклатуры неуправляемого вооружения может осуществляться летчиком.

    Может показаться, что НАР является устаревшим видом вооружения, но в случае группового применения вертолетов этот вид вооружения может оказаться незаменимым. Например, в случае группового налета на авиабазу противника, сначала вооруженные ПТУРами вертолеты устраняют очаги ПВО с безопасного расстояния и, израсходовав весь боекомплект призывают на помощь вертолеты с НАРами, которые уничтожают с близкого расстояния ангары, склады, наземные сооружения. Применение по этим видам целей ПТУР неоправданно дорого. Кроме того НАР очень эффективны при стрельбе по живой силе, автомобилях и т.д., поэтому НАР обязательно должны быть в составе вооружения даже чисто противотанковой машины. Именно НАР в основном применяются в Чеченской кампании с Ми-24 и Ми-8.

    Вооружение вертолета может быть дополнено за счет управляемых ракет типа Р-73 класса "воздух - воздух", способных эффективно поражать воздушные цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g в диапазоне скоростей от 0 (вертолет на висении) до 2500 км/ч. и ракет класса "воздух - поверхность". Возможно оснащение противорадиолокационными ракетами типа Х-25Л. Их наведение может осуществляться как с помощью БРЛС самого вертолета, так и с помощью других вертолетов и самолетов фронтовой авиации для достижения большей дальности применения этих ракет.

    Вертолет может использоваться и как постановщик минных заграждений, для чего под крыло подвешиваются контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2. Также необходимо отметить, что помимо новейших образцов вооружения Ми-28Н может нести всю номенклатуру подвесного вооружения Ми-24, что повышает эффективность их совместного использования в строевых частях.

    Во время боевого применения Ми-28Н в составе группы осуществляется автоматизированное распределение целей и многосторонний обмен информацией о целях между летательными аппаратами и пунктами. На вертолете применена разветвленная система встроенного контроля, что позволяет производить подготовку к вылету, послеполетное обслуживание и поиск отказавшей системы без применения специальной контрольно-поверочной аппаратуры. Это обстоятельство дает также возможность эксплуатировать вертолет вдали от аэродромов и оборудованных необходимых баз.

    Ми-28Н - современная машина, имеющая на борту все органы ощущения и все мыслительные свойства, характерные для человека. Короче - это современный комплекс авионики, соответствующий пятому поколению. Как сказал вновь избранный генеральный конструктор Георгий Александрович Синельщиков, у Ми-28Н планер 5-го поколения. Здесь новые несущая система, трансмиссия, рулевой винт, подход к бронированию, дублирование и разнос главных систем, подбор материалов и комплектующих (на 98% отечественных). Все это подчинено живучести вертолета. Более того, на Ми-28Н сделаны новые цельнокомпозиционные лопасти, Х-образный рулевой винт для уменьшения шума и повышения эффективности, втулка с несмазывающимися шарнирами для удешевления эксплуатации, улучшены летные характеристики. На лопастях несущего и рулевого винтов применены новейшие аэродинамические профили. Установлен новый редуктор, имеющий больший ресурс и позволяющий установить новые двигатели 4-го поколения ТВ-3-117ВМ мощностью на 300 л.с., т.е. на 10% больше, чем на Ми-28. Они имеют достаточную мощность чрезвычайного режима для возврата на базу на одном двигателе. На двигателе установлены новый вентилятор и некоторые другие системы. Двигатель ТВ-3-117СБЗ - еще более форсированный с улучшенными характеристиками, сейчас находится на ╚горячих╩ испытаниях.

    Конструкторам пришлось столкнуться с проблемой сохранения летно-технических характеристик вертолета в условиях резкого увеличения функциональной нагрузки. При этом милевцы были ограничены следующими обстоятельствами. Вертолет Ми-28А дневной, как летательный аппарат имел к этому времени большую статистику по эксплуатации. На нем неоднократно выполнялись фигуры высшего пилотажа, в том числе петля Нестерова. Специфические вертолетные фигуры - бочки и перевороты с последующим разворотом - позволяют летчику уходить от противника. Летчики Ми-28 имеют возможность в зависимости от складывающейся боевой ситуации выбрать из пилотажного арсенала этой машины тот или иной элемент и применив его в нужный момент неожиданно для противника, выиграть бой.

    Известно, что перегрузки выше ╚3g╩ считаются для вертолетов очень большими. И в мире немного вертолетов, которые достигают таких перегрузок. У Ми-28 ╚3g╩ - нормальная эксплуатационная перегрузка. Необходимо было сохранить и другие важнейшие данные (взлетная масса Ми-28А - 10500 кг, максимальная скорость полета 300 км/ч, статический потолок 3600 м, динамический потолок 6000 м и может нести боевую нагрузку более 2000 кг). И второе обстоятельство: Ростовский вертолетный завод к моменту зарождения Ми-28Н заканчивал подготовку к серийному выпуску Ми-28А, затратив на эту работу много собственных средств. Важно - не меняя стапелей, не ухудшая летно-технических характеристик, обеспечить решение вышеперечисленных новых функциональных задач и, соответственно, разместить на вертолете много новых сложных систем. Подготовка производства Ми-28Н проведена на Ростовском заводе, и он может начать серийный выпуск, (вторая опытная машина строится уже в Ростове). Кстати, на первой машине стоит редуктор серийного завода.

    При выполнении полетов над полем боя с высокой плотностью огня значительно возрастает вероятность поражения. Поэтому проблеме защиты экипажа здесь уделено самое пристальное внимание. В целях повышения боевой живучести на Ми-28Н реализован комплекс мероприятий, включающий:

    • разнос ГТД по бортам фюзеляжа и разделение их главным редуктором, что исключает возможность поражения обоих двигателей одним выстрелом, что часто происходило в боевых условиях на Ми-24 и Ми-8
    • обеспечение полета на одном двигателе с автоматическим выводом его на максимальный режим при отказе или поражении второго
    • возможность работы важнейших систем вертолета некоторое время без смазки
    • широкое применение пневматических приводов вместо пожароопасных гидравлических
    • круговое бронирование кабины экипажа, дублирование и взаимное экранирование важнейших систем и агрегатов вертолета
    • дублирование и разнесение по бортам проводки системы управления и электросети

    Бронекабина экипажа, так называемая "ванна", выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм керамические плитки. Двери кабины выполнены из двух слоев алюминиевой брони и слоя полиуретана между ними. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей - из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина летчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа одним выстрелом.

    Огневые испытания, проведенные в ГосНИИАС показали, что борта выдерживают попадание пуль американского 20-мм пулемета "Вулкан", лобовое стекло - пуль калибра 12,7 мм, а боковые стекла и стекла дверей - 7,62 мм.

    Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28Н обеспечивают: аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям и ракетам с инфракрасной системой наведения; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника, при этом экипаж оповещается об инфракрасном и радиолокационном облучении с помощью речевой индикации (набор некоторых фраз типа "противник сзади!"), блоком контрольных ламп и сообщений на МФД (многофункциональный дисплей); устройство отстрела патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловым наведением.

    Рассматривая различные системы спасения экипажа, милевцы поначалу отказались от катапультирования с отстрелом лопастей несущего винта, но на Ми-28Н все-таки установили пироболты крепления лопастей. Система спасения работает по одному из двух алгоритмов, которые на данный момент отработаны и всесторонне испытаны:

    1. При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции на высоте более100 м сначала отстреливаются лопасти винта, консоли крыла и двери обеих кабин, затем специальными резаками перерезаются ремни принудительного притяга, надуваются специальные "трапы" - баллонеты, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повернутую пушку, и экипаж покидает машину с помощью парашютов.
    2. При такой же ситуации, но на высоте менее 100 м срабатывает система принудительного притяга ремней, надежно фиксирующая экипаж в энергопоглощающих креслах "Памир-К" разработки КБ "Звезда". Сначала энергию удара гасят основные стойки шасси, которые, деформируясь, поглощают ее. Далее в работу вступают кресла, которые способны погасить вертикальную перегрузку 50-60 g до 15-17 g, обеспечивая травмобезопасность пилоту и штурману-оператору.

    Шасси вертолетов семейства Ми-28 выполнено неубирающимся, что обусловлено малым запасом времени при аварийной посадке. В этой ситуации убирающееся шасси, а тем более шасси, которое закрывается створками, может не успеть выйти из ниш, передав тем самым всю энергию на фюзеляж, что неизбежно приведет к катастрофическим разрушениям. К тому же неубираемое шасси позволило вертолету "сбросить вес" за счет отсутствия механизмов складывания и уборки шасси. Основные стойки шасси на Ми-28Н выполнены энергоемкими, они специальным образом деформируются при грубой посадке, гася значительную часть энергии удара.

    Испытания Ми-28Н будут совмещены в один этап летно-конструкторских и государственных испытаний. Окончание их планируется закончить в 1998 году. Для их ускорения закладываются новые средства бортовых измерений, которые позволят мгновенно обрабатывать результаты испытаний и, соответственно, должны ускорить получение необходимых заключений. После этого машина будет готова поступить на боевое снабжение. Есть еще одно направление деятельности ОКБ имени Миля: улучшение боевых характеристик Ми-24, который сейчас находится на вооружении, за счет установки на него новинок, применяемых на Ми-28Н, включая несущую систему и рулевой винт. У Ми-28Н есть конкуренты: параллельно делается машина на фирме ╚Камов╩, создаются аналогичные вертолеты и у американцев, и у французов. Однако Ми-28Н опережает западные разработки. Представляя новый вертолет, Георгий Синельщиков с особой теплотой говорил о значительном вкладе в разработку этой машины талантливого конструктора Марка Владимировича Вайнберга, недавно ушедшего из жизни.

    В настоящее время МВЗ считает программу Ми-28 и его модификаций приоритетной, отдавая предпочтение Ми-28Н, не жалея на него своих скудных средств. К сожалению государственного финансирования программа не получает. Ход программы летных испытаний можно сравнить с движением автомобиля с постоянно глохнущим от нехватки бензина двигателем: Конкретных заказов от армии нет. Там денег не хватает даже на полноценные закупки победившего в конкурсе Ка-50, что же говорить о проигравших: Грустно это все: грустно, что стране не нужна такая перспективная и долгосрочная разработка. МВЗ приходится ориентироваться на внешний рынок. Но большинству государств, заинтересованных в покупке Ми-28А и -28Н нужен полностью испытанный (желательно "в деле"), доработанный, надежный и "доведенный до ума" вертолет. Если в ближайшее время не будет предпринято со стороны государства никаких мер по продвижению программы Ми-28Н, то страна лишится почти готового всепогодного круглосуточного вертолета, который мог бы с успехом обеспечить паритет со странами Запада и США. Кроме того, вертолет способен приносить прибыль государству и МВЗ за счет экспортных поставок (как показывают исследования, спрос на боевые вертолеты растет). Пока остается надеяться на экспортный потенциал вертолета, который оказался немалым при проведении в Швеции сравнительных испытаний Ми-28А и AH-64A "Apache".

    Итак, из всего выше написанного видно, что Ми-28Н практически во всем превосходит AH-64D. Это касается и летных данных, и характеристик оружия, и боевой живучести, и удобства эксплуатации. Но здесь необходимо отметить два факта: во-первых AH-64D "Longbow" производится серийно. Это дает ему колоссальное преимущество. Ведь именно в процессе серийного, а не штучного производства, и последующей эксплуатации в строевых частях высматриваются и устраняются недостатки, которые могли быть незамечены во время летных испытаний. Во-вторых, Ми-28Н проектировался не с нуля, как "Apache", а с оглядкой на последний. Это давало некоторое преимущество программе российского вертолета. Я не хочу чернить наших конструкторов и обвинять их в плагиате, но перед ними стояла несколько более простая с технической точки зрения задача. С другой стороны, если вспомнить размеры финансовых вливаний в российский и американский проекты, то можно предположить, что Ми-28Н мог бы начать производиться серийно около десяти лет назад.

    Еще можно отметить, что ни один из вертолетов семейства Ми-28 не участвовал в боевых действиях. "Apache" же активно применялись и применяются во многих локальных конфликтах, и выявленные недостатки были учтены и устранены на вертолетах последующих серий. Пока же можно сказать, что Ми-28Н превосходит "Apache Longbow" лишь на бумаге. И дай Бог, чтобы эти два "заочных противника" никогда не встретились в реальном бою, как всегда, по глупости политиков.

    ЛТХ:

    Модификация

    Диаметр главного винта, м

    Диаметр хвостового винта, м

    Масса, кг

    нормальная взлетная

    максимальная взлетная

    Внутренние топливо, л

    Тип двигателя

    2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА

    Мощность, кВт

    Максимальная скорость, км/ч

    Крейсерская скорость, км/ч

    Перегоночная дальность, км

    Практическая дальность, км

    Скороподъемность, м/мин

    Практический потолок, м

    Статический потолок, м

    Экипаж, чел

    до 2 пассажиров

    Вооружение:

    одна 30-мм пушка 2А42 с 300 патронами
    Боевая нагрузка - 1605 кг на 4 узлах подвески:
    4х4 ПТУР Штурм или Атака-В и
    2 ПУ УВ-20-57 20х55-мм или УВ-20-80 20х80-мм НУР или
    2 ПУ с 130-мм НУР
    Возможна установка 2х2 УР воздух-воздух Р-60, контейнеры с 23-мм пушками или 30-мм гранатометами или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами, или 500-кг бомбы, или постановщики мин
    По крыльями - 16 ПТУР Вихрь

    Авиационная техника с момента боевых действий в Афганистане прошла длинный и непростой путь. За время военных конфликтов вертолеты – основные действующие «лица» войны – неоднократно подвергались переработкам и улучшениям.Ми-28НМ, появления которого с нетерпением ожидают не только зарубежные покупатели российской авиатехники, но и сами военные, получит все самое лучшее для работы в условиях современной войны – от переработанных систем управления до уникального радиолокационного оборудования.«Авангард-3» Начальник 344-го ЦБП Андрей Попов, в одном из интервью заявивший, что новейшая модификация Ми-28 с литерой НМ будет существенно отличаться от уже используемого вертолета, не обманул ожиданий любителей авиационной техники. Первые фотографии машины, которую сотрудники МВЗ им. М. Л. Миля выкатили на площадку летно-испытательной станции в подмосковных Люберцах, повергли привыкших к облику «мышонка» в недоумение и шок: вертолет разительно отличается от тех машин, которые уже активно эксплуатируются.Несмотря на то что первый полет Ми-28 состоялся в 1996 году, самую передовую его модификацию начали активно разрабатывать лишь в 2009 году. Специалисты объясняют, что поздний старт активных работ по НИОКР «Авангард-3» связан с целым рядом причин, одной из которых является, как бы странно это ни звучало, активное внедрение новейших разработок.Специалисты профильных НИИ поясняют, что именно к началу 2010 года полностью сформировалось понимание среды, в которой машина и ее экипаж будут выполнять поставленные задачи. Если сформулировать длинное и не очень понятное предложение короче, то звучать оно будет примерно так: «Активное противодействие». Причем под термином «активное противодействие» специалисты просят понимать совокупность факторов, которые будут влиять на боевую винтокрылую машину в тот момент, когда она войдет в зону риска и начнет применять вооружение.В «Изделие-296», как объясняют авиационные инженеры, «вложили» в первую очередь безопасность. Привычные и понятные танкистам термины активной и пассивной защиты тут тоже в самый раз вспомнить: в вертолет с литерой НМ внедрили все лучшее из средств повышения живучести, что на сегодняшний день предлагает российский ВПК, – от бортовых комплексов обороны до переработанной бронезащиты.Получасового разговора с экспертами и профильными инженерами оказывается достаточно, чтобы понять: два одинаковых с виду вертолета отличаются друг от друга чуть менее, чем полностью. «Новый вертолет и предыдущий являются аналогами по компоновке. Другое дело, что сейчас внедряются новые системы, агрегаты и материалы – запуск их в серию оказался делом непростым, но очень нужным», – объяснил военный эксперт Виктор Мураховский.«Верните нос!» Одно из главных нововведений, как и следовало ожидать, кроется в области средств обнаружения. Главный спор авиационных эстетов возник вокруг небольшой, казалось бы, детали – носового обтекателя, которого в версии с индексом НМ нет. Без него, мол, вертолет не похож на те, что уже на вооружении. Однако печалиться в этом случае не стоит: скорее всего, от использования обтекателя отказались просто потому, что все функции теперь выполняет всеракурсная надвтулочная РЛС Н025Э, которую прежде устанавливали только на экспортные модификации.Благодаря специалистам Рязанского приборного завода Ми-28НМ будет видеть дальше и обнаружит больше целей – а в условиях того самого «активного противодействия», в том числе и радиоэлектронного, это неоспоримый плюс. Правда, относительно РЛС, которую большинство экспертов не торопится называть аналогом экспортной, есть масса вопросов: вполне вероятно, что взятая за основу Н025Э серьезно переработана и представляет собой скорее модель с расширенными характеристиками, нежели доработку экспортной версии.К тому же, как указывают специалисты, бортовое оборудование Ми-28НМ претерпело существенные изменения. По словам источника «Звезды» в ОПК, там не только провели существенную работу над средствами обнаружения и наведения, но и уделили значительное внимание помехозащищенности средств связи.Но и это еще не все. Советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев заявил, что российские специалисты завершают испытания лазерной станции подавления, которая обеспечит защиту модернизированного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник» от ракет. По словам Михеева, новая разработка позволит уводить от вертолета все существующие и разрабатываемые ракеты с тепловой головкой самонаведения.Электронные «мозги» вертолета также подверглись доработке: эксперты заявляют о серьезном внимании к производительности бортовых компьютеров и активным работам над программным обеспечением, благодаря которым стало возможно совершать посадки не просто в автоматическом режиме, но и фактически вслепую. О том, что такая возможность имеется, сообщил заместитель министра обороны России Юрий Борисов.«Это всепогодный, всесуточный вертолет – в этом его кардинальное отличие. Он получит практически новый навигационный комплекс, разведывательный комплекс, новую оптику, новую систему управления, которая позволяет осуществлять слепую посадку. Ми-28НМ обладает всеми преимуществами вертолета, который сегодня востребован на рынке. Испытания сейчас на финише», – сообщил Борисов.Глубина изменений И хотя полный список доработок, скорее всего, производитель еще долго не опубликует, весь масштаб создания нового вертолета можно ощутить уже сейчас. Доработанная конструкция лопастей, повышающая скорость, и новые двигатели ВК-2500П-01/ПС взамен поставляемых ранее украинской компанией «Мотор-Сич» – все это заботливо интегрировали в конструкцию новой машины.Обращает на себя внимание и переработанная система размещения и управления вооружением: судя по фотографиям, совершенно точно изменились конструкция 30-миллиметровой пушки, контейнер для боеприпасов и, скорее всего, изменилась оптико-локационная система, благодаря которой наведение и удержание цели можно обеспечить даже в тот момент, когда вертолет активно маневрирует.Разговоров о том, кому «рулить» вертолетом, долгое время не было. Ровно до той поры, пока речь не зашла о машине с двойным управлением. Несмотря на то, что среди экспертов и военных ведется огромное количество споров отосительно необходимости наличия двойного управления, сами летчики на этот счет высказываются однозначно.«Вертолет – это сложная машина. Несмотря на то что обязанности строго разделены, наличие двойного управления сулит некоторые преимущества: переработана эргономика кабины летчика и штурмана-оператора, изменено остекление. Помимо этого, наличие двойного управления позволяет увести машину в том случае, если бронестекло будет повреждено и летчик будет не в состоянии управлять машиной. Тогда штурман-оператор сможет взять управление на себя и, совершив маневр, уйти из-под обстрела», – поясняют летчики ЮВО, освоившие Ми-28.Экспортный потенциал Ми-28 с двойным управлением уже поставлялись зарубежным заказчикам. В частности, ВВС Ирака в ходе последней поставки по контракту 8 июля 2016 года получили две машины с индексом НЭ – вертолеты темного цвета, оснащенные РЛС Н025Э и двойным управлением, закрыли сделку России и Ирака, заключенную в 2012 году. Следующим крупным покупателем для российских вертолетов стал Алжир: подписанный контракт на поставку 42 машин с литерой НЭ и двойным управлением уже является доказательством того, что схема с двойным управлением будет востребована и дальше.Однако в данный момент, по словам специалистов, представители ВВС Алжира активно изучают возможность получить вместо уже заказанных Ми-28НЭ более совершенную модификацию Ми-28НМ. Интерес алжирских военных легко понять: по целому ряду параметров Ми-28НМ стоит на ступень выше уже заказанных машин, и в случае если Рособоронэкспорт даст добро, ВВС Алжира смогут обзавестись более современными машинами, а российский вертолет продолжит экспансию на рынок вооружений.Помимо прочего, в сумму, равную примерно миллиарду долларов, оценивают поставки вспомогательного оборудования и средств поражения для вертолетов Ми-28, а в связи с нарастающей активностью ИГИЛ в Ливии можно заключить, что наличие современных боевых вертолетов на границе Алжира и страны, набитой террористами под завязку, будет способствовать в случае необходимости купированию угрозы в самые короткие сроки.Учитывая, что испытания Ми-28НМ идут в строгом соответствии с графиком, есть все основания полагать, что все заказчики этого вертолета могут рассчитывать на своевременные поставки. Тем более что завершить испытания и передать вертолет для опытной эксплуатации военным производитель планирует уже до конца 2016 года, а старт серийного производства запланирован на 2017 год.

    Вертолет Ми‑28Н при выполнении учебного полета 6 августа 2012 года на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке экипаж вертолета не пострадал, разрушений на земле нет. Вертолет получил незначительные повреждения.

    В 2002 году были завершены заводские испытания.

    В марте 2006 года государственная комиссия под председательством главнокомандующего Военно‑воздушных сил РФ выдала предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов Ми‑28Н.

    В феврале 2008 года два первых вертолета поступили в Вооруженные Силы РФ .

    26 декабря 2008 года госкомиссия по результатам государственных испытаний рекомендовала принять боевой вертолет Ми‑28Н на вооружение Минобороны России и поставить его на серийное производство.

    Серийное производство Ми‑28Н было развернуто на Ростовском заводе (ОАО "Роствертол").

    За время эксплуатации этой машины Ми‑28Н. 19 июня 2009 года во время полета на Гороховецком общевойсковом полигоне (нижегородская область) вертолет совершил экстренную посадку, при которой были разрушены несущий винт и хвостовая балка. Пострадавших не было. 15 февраля 2011 года вертолет Ми?28 совершил жесткую посадку в Буденновском районе Ставропольского края, при которой экипаж получил травмы различной степени тяжести. Командир экипажа вертолета в тот же день скончался в военном госпитале. 6 августа 2012 года вертолет Ми-28Н совершил жесткую посадку на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке вертолет получил незначительные повреждения, экипаж не пострадал.

    Экипаж ‑ 2 человека (при необходимости в заднем отсеке может перевозиться еще 2‑3 человека).

    Силовая установка ‑ 2 двигателя ТВ3‑117ВМА мощностью 2200 лошадиных сил каждый.

    Взлетная масса:

    Нормальная ‑ 10400 кг,
    - максимальная ‑ 11500 кг.

    Масса боевой нагрузки:

    Максимальная - 1605 кг,
    - нормальная - 638 кг.

    Масса пустого вертолета ‑ 7890 кг.

    Скорость полета:
    - максимальная ‑ 282 км/ч,
    - крейсерская ‑ 260 км/ч.

    Статический потолок ‑ 3450 м.

    Динамический потолок ‑ 5750 м.

    Дальность полета с нормальной взлетной массой ‑ 460 км.

    Перегоночная дальность ‑ 1105 км.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников