Ненадлежащая услуга отопления. Как действовать уо, если жители жалуются на ненадлежащее качество предоставляемых услуг

Управляющим организациям не всегда удается организовать работу так, чтобы качество предоставляемых коммунальных услуг соответствовало всем существующим требованиям. Исполнитель несет за это ответственность перед потребителями, то есть жильцами МКД. Они в такой ситуации могут пожаловаться на предоставление услуг ненадлежащего качества и потребовать перерасчета оплаты. В статье мы разберемся с тем, как УК реагировать на жалобы подобного рода и какую ответственность она может понести при подобных нарушениях.

Качество коммунальных услуг может снижаться по разным причинам, в том числе, и независящим от управляющей компании. Наши специалисты разработали действенную стратегию защиты для таких случаев. Также узнайте, в каких случаях вы не несете ответственность за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества в статье журнала «Управление МКД» .

Материал посвящен разбору следующих вопросов:

  • каким требованиям необходимо соответствовать при предоставлении коммунальных услуг;
  • как нужно действовать, если в отношении вас подана жалоба о ненадлежащем качестве КУ;
  • какая ответственность ждет управляющую организацию при недостаточном уровне качества коммунальных услуг.

Скачайте и используйте в работе:

Требования к качеству коммунальных услуг

Ключевой документ, описывающий требования к качеству КУ – утверждающее соответствующие правила правительственное постановление № 354 от 6 мая 2011 года. Полный список требований изложен в Приложении 1 к данному документу. Условия определяются для каждого вида КУ.

1. Горячее водоснабжение.

Жильцы чаще всего жалуются на то, что температура горячей воды не соответствует существующим нормативам . Независимо от того, как именно дом снабжается теплом, ее температура в местах разбора должна находиться в диапазоне +60°С…+75°С. Допустимые отклонения здесь составляют не более 3 градусов днем и 5 градусов ночью. Превышающие эти значения колебания будут считаться оказанием услуг ненадлежащего качества.

Указанные отклонения устанавливаются только для того, чтобы менять размер оплаты за горячую воду, если эта услуга предоставляется с ненадлежащим качеством. Они не связаны с тем, как меняется санитарно-гигиенический норматив качества данного коммунального ресурса. Ресурсоснабжающая организация может установить свои тарифы с привязкой к температуре +55°С. При этом ей все равно потребуется соблюдать требования закона и обеспечивать в кранах жильцов температуру не менее +60°С.

2. Отопление.

В холодное время года подавляющее число жалоб на предоставление услуг ненадлежащего качества приходится именно на обеспечение домов теплом. Здесь требования выражаются в виде температуры воздуха в жилых помещениях. В угловых комнатах она должна быть не менее +20°С, в остальных – не менее +18°С.

Днем отклонения от указанного температурного режима не допускаются. Перерасчет осуществляется по итогам замеров температуры воздуха в квартире.

3. Холодная вода.

Она должна подаваться бесперебойно и круглосуточно в течение всего года. На протяжении одного месяца допускаются перерывы со снабжением холодной водой, суммарно составляющие не более 8 часов. При этом единовременно перебои не могут превышать 4 часов. Если речь идет о повреждении тупикового участка трубопровода, то здесь продолжительность перерыва повышается до 24 часов.

Более продолжительные перебои признаются предоставлением услуг ненадлежащего качества. За каждый час превышения оплата ответственной организации снижается.

В случае с холодной водой есть еще два параметра, указывающих на качество коммунальной услуги:

  • соответствие состава и свойств санитарным нормам. Тут никаких допустимых отклонений не существует;
  • давление в трубах в точке водоразбора. Для МКД оно должно находиться в диапазоне 0,03-0,06 МПа. Отклонения здесь также не допускаются.

4. Канализация.

Для услуги водоотведения требования похожи на предъявляемые к холодному водоснабжению. Канализация тоже должна работать круглосуточно и бесперебойно на протяжении всего года. В течение одного месяца допускаются перерывы с водоотведением, суммарно составляющие не более 8 часов. При этом единовременно перебои не могут превышать 4 часов.

Действия при получении жалобы на несоответствующее качество КУ

Если жалоба на услуги ненадлежащего качества поступила от кого-то из собственников помещений, то реагировать необходимо незамедлительно. Появление дополнительных обращений усугубит ситуацию для управляющей компании . Порядок действий описывается в разделе 10 правил из упомянутого уже ПП РФ № 354.

На выяснение причин снижения качества коммунальных услуг отводятся сутки.

При получении жалобы действовать нужно следующим образом:

  • заявка регистрируется в журнале;
  • за 2 часа после внесения заявки назначается проверка качества;
  • проверяется соответствие качества КУ существующим требованиям. По итогам проверки составляется акт.

Акт, подтверждающий предоставление услуг ненадлежащего качества, составляется в соответствии с пунктом 109 правил из ПП РФ № 354. Для управляющей компании этот документ особенно важен в ситуации, когда вина за нарушение лежит на ресурсоснабжающей организации.

Кто-то из участников проверки может отказаться от подписания акта. В таком случае нужно собрать подписи от остальных участвующих и дополнительно как минимум от 2 незаинтересованных лиц. В этом качестве могут выступать, к примеру, соседи. Работники УК и ТСЖ незаинтересованными лицами не считаются.

На рисунке отметим, что следует указывать в акте в различных ситуациях.

Управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, поэтому она по собственному решению не может отказаться от проведения проверки. Если УК в определенный срок не проводит проверки, то ее могут инициировать потребители. В таком случае также составляется акт, который может подтвердить наличие услуг ненадлежащего качества.

Когда причины нарушения устранены, управляющей компании нужно убедиться в том, что потребители получают коммунальные услуги необходимого качества. Это требует повторной проверки и составления еще одного акта.

При перерасчетах учитывается период, в течение которого фиксировалось нарушение. Он считается завершенным с момента, когда выполняются следующие условия (фиксируется точное время):

  • исполнитель устанавливает, что коммунальные услуги вновь предоставляются с надлежащим качеством;
  • потребитель сообщает в АДС, что он снова получает необходимые услуги и не имеет претензий к их качеству;
  • должное качество коммунальных услуг фиксируется при помощи квартирного или общедомового счетчика.

В акте отмечается точное время прекращения периода нарушения.

Подготовленный управляющей организацией акт в будущем может использоваться в качестве основания для перерасчета размера оплаты за КУ. В связи с этим УК прямо заинтересована в том, чтобы в нем была верно отражена продолжительность нарушения. Образец составления акта приведен в приложении к статье.

Полезная информация

1. Проверять давление в трубах ГВС и ХВС в точках разбора нужно в моменты утреннего или вечернего максимума: с 7 до 9 утра и с 7 до 10 вечера.

2. Перед тем, как определить температуру горячей воды в кране, нужно сливать ее не менее 3 минут.

3. В квартирах температуру воздуха нужно измерять в 50 см от поверхности наружной стены и радиатора, и в центре помещения на высоте 100 см.

Ответственность УК за нарушение качества коммунальных услуг

Исполнитель коммунальных услуг в многоквартирном доме несет ответственность перед жильцами за их предоставление в зависимости от того, насколько благоустроено здание. Это прописано в статье 161 ЖК РФ, а также в правилах из ПП РФ № 354.

Для нарушителя предусматривается несколько видов ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная. Ответственность наступает в следующих случаях:

  • нарушены требования к качеству получаемых жильцами коммунальных услуг;
  • жизни, здоровью и имуществу потребителя причинен ущерб в результате несоответствия качества КУ;
  • не дается полных и достоверных сведений о предоставляемых услугах;
  • потребители несут убытки из-за того, что исполнитель КУ нарушает их права;
  • жильцам причиняются моральные страдания тем, что исполнитель пренебрегает их правами.

Если вина в нарушении лежит на управляющей организации, то ей следует выполнить перерасчет по факту оказания услуг ненадлежащего качества. Он происходит путем уменьшения оплаты и в некоторых случаях может предполагать полное освобождение от нее за расчетный период, в котором наблюдались перебои с КУ. Это описано в пункте 150 правил из ПП РФ № 354.

Дополнительно жильцы могут потребовать оплатить им неустойки, наказать виновного штрафом или начислить ему пеню. Они в данном случае обычно ссылаются на законодательство о защите прав потребителей. Управляющей организации в случаях требования неустойки нужно руководствоваться все теми же правилами из ПП РФ № 354 (пунктом 157).

Потребовать возмещения ущерба может любой потерпевший от некачественного предоставления коммунальных услуг. Наличие заключенного договора об их предоставлении в данном случае не является обязательным условием.

Внимание

Исполнитель КУ будет освобожден от ответственности, если докажет, что нарушение спровоцировано потребителем или обстоятельствами непреодолимой силы. При этом к таким обстоятельствам не относится отсутствие у управляющей компании денежных средств и нарушение обязательств ее контрагентами.

104. При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.

105. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

106. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

107. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений .

При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.

108. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги . При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию , у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.

Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

109. По окончании проверки составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

110. Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Если для проведения экспертизы качества коммунальной услуги необходим отбор образца соответствующего коммунального ресурса, то исполнитель обязан произвести или организовать проведение отбора такого образца. В этом случае в акте проверки должно быть указано кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если их возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а также не позднее 3 рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки, которые участвовали в проверке.

Если проведение экспертизы качества предоставления коммунальной услуги возможно в месте ее предоставления, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют дату и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенного эксперта. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки, кем инициировано проведение экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт, из какой организации должен быть приглашен эксперт (если это определено заинтересованными участниками проверки на момент составления акта проверки).

Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Если в результате экспертизы, инициированной потребителем, установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение. Расходы на проведение экспертизы, инициированной иным участником проверки, несет такой участник.

Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.

Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и представителем общественного объединения потребителей. Указанным представителям исполнитель обязан передать по 1 экземпляру акта повторной проверки.

110(1). В случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

111. Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);

б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);

в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;

г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.

112. Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:

а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;

б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;

в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;

г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

113. После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.

Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 112 настоящих Правил, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.

Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации для подтверждения качества предоставляемой коммунальной услуги требуется проведение экспертизы, исполнитель организует проведение такой экспертизы и несет расходы на ее проведение.

При уклонении потребителя от согласования времени проведения проверки исполнителем, а равно при уклонении потребителя от подписания акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель составляет такой акт, который подписывается исполнителем и не менее 2 незаинтересованными лицами. Указанный акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).

При проведении указанной проверки и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги могут участвовать также представители ресурсоснабжающей организации, лица, привлеченного собственниками для обслуживания внутридомовых систем, государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественного объединения потребителей, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или исполнителем. В этом случае исполнитель обязан уведомить указанных лиц о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Указанные лица вправе отказаться от участия в такой проверке, уведомив об этом исполнителя.

___________________

В статье мы разобрались, что если гражданам предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества или перерыв в их предоставлении превышает установленную длительность, управляющая компания или ресурсоснабжающая организация обязана сделать перерасчет платы за эти услуги.

А что такое "к оммунальные услуги ненадлежащего качества" ?Как доказать их "ненадлежащее качество "? Ответ на это можно найти в в разделах IX "Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов" и X "Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".

Чтобы определить качество коммунальной услуги, необходимо определить или измерить параметры качества услуги и сравнить их величины с нормативными величинами, приведенными в Приложении №1 к Правилам.

Параметрами качества коммунальных услуг являются:

продолжительность перерыва в предоставлении услуги,

давление, состав свойства и температура воды,

напряжение и частота электрического тока,

свойства и давление газа,

температура воздуха в помещении и давление во внутридомовой системе отопления.

Часть параметров мы можем достаточно точно измерить и оценить сами, например, продолжительность перерыва или температуру. Другие параметры, такие как состав и свойства воды, газа, давление, мы можем оценить только субъективно (например, вода течет грязная или течет очень слабо и т.п.). В этом случае ненадлежащее качество коммунальной услуги должна установить комиссия управляющей компании или ресурсоснабжающей организации.

Как вызвать эту комиссию?

В случае если потребитель считает, что ему предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества, либо совсем не предоставляются, он должен уведомить об этом управляющую компанию и ресурсоснабжающую организацию. Причем сделать это он может как письменно, так и устно, в том числе по телефону. При этом он указывает вид коммунальной услуги ненадлежащего качества, точный адрес помещения, в котором обнаружено нарушение качества услуги, свои фамилию, имя и отчество.

Сотрудник аварийно-диспетчерской службы, либо представитель УК, ТСЖ обязан зарегистрировать Ваше сообщение в журнале (записать дату и время начала нарушения, а также Ваши данные), сообщить Вам свои данные (ФИО), время регистрации и регистрационный номер вашего сообщения. Если ему известна причина нарушения, то он сообщает Вам и ее. После этого исполнитель услуги организует проверку сообщения. При этом он не приходит в любое время, а обязан согласовать с Вами дату и время проведения проверки.

После проведения проверки исполнитель обязан:

составить акт о проведении проверки;

сообщить в течение суток причины нарушения и его предполагаемую продолжительность;

сообщить дату и время возобновления предоставления коммунальной услуги;

составить акт об устранении выявленных недостатков.

Если комиссия исполнителя считает, что нарушений качества нет, а вы с этим не согласны, любой из вас может инициировать проведение экспертизы . Для этого при необходимости исполнителем берутся пробы образцов коммунального ресурса. В этом случае в акте проверки указывается, кто инициировал проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, куда, в какие сроки и кем образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления о результатах экспертизы всех участников. Все расходы по экспертизе несет исполнитель. Если в ходе экспертизы выяснится, что нарушения не было, Вы будете обязаны возместить исполнителю расходы на экспертизу.

В случае если нарушение подтвердилось, Вы имеете право потребовать снижения оплату и перерасчета . Сведения об уменьшении оплаты за коммунальные услуги с указанием оснований отражаются в квитанции.

Если Вы заключали договор на поставку коммунальных ресурсов непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, которая по договору не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит перерасчет платы за коммунальную услугу только в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги или перерывы в ее предоставлении возникли по ее вине, то есть до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Если же если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в ее предоставлении возникли во внутридомовых сетях, то ресурсоснабжающая организация перерасчет платы за коммунальную услугу не производит. В этом случае Вы имеете право потребовать возмещения причиненных Вам убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с управляющей компании или ТСЖ, которые осуществляют обслуживание общего имущества дома.

Таким образом, мы не обязаны платить за коммунальные услуги ненадлежащего качества. Что такое ненадлежащее качество и как с ним бороться мы рассмотрели в настоящей статье.

Непосредственно мне приходилось сталкиваться с такими проблемами. Одно время в квартире температура не поднималась выше 16ºС. Я позвонил в УК, пришла техник, измерила температуру, составила акт. На следующий месяц сумма в квитанции была на несколько десятков рублей меньше, чем обычно. Так пришлось делать ежемесячно, пока не стало тепло. К сожалению, проблему тепла это так и не решило, и мы прожили зиму в холоде. Но хотя бы денег потратили меньше.

А Вам приходилось сталкиваться с такими проблемами? Если да – поделитесь.

Может быть кому-нибудь Ваш опыт пригодится.

Жители одного из домов уже несколько месяцев борются с управляющей компанией из-за некачественной услуги. В некоторых квартирах, из кранов, вместо горячей, течет чуть теплая вода: «С ноября месяца температура горячей воды не соответствует норме (20°, даже и двадцати не бывает иногда). И поэтому мы страдаем, не помыться, не посуду не вымыть. В домоуправление заявок сколько давали, в домоуправление сама ездила, заявление писала. Приходили, замеряли воду. И ничего. Все без изменения».

В норме температура горячей воды в жилых домах должна быть не менее 60-70 градусов. Но даже после длительного слива, сегодня горячая вода в квартире прогрелась лишь до 38 градусов. Совет дома в очередной раз решает составить акт о предоставлении некачественной услуги и требовать от управляющей компании принятия срочных мер и перерасчета.

К этой проблеме мы возвращаемся очень часто, т. е. мы не успеваем ее решить, как она снова появляется. Вроде бы откликается управляющая компания на наше актирование, заявление, либо заявки в диспетчерскую службу. Тем не менее, работы они проводят, и проблемы снова возникают буквально через два-три дня.

Сейчас мы будем добиваться перерасчета по данной квартире, в которой сегодня составляли акты. По существующим нормам, жильцы не обязаны оплачивать некачественные услуги ЖКХ.

Долго нет горячей воды, холодно в квартире, не выполняется уборка в подъезде, не вывозится мусор: если знать куда обращаться и как действовать в данных ситуациях, можно получить перерасчет.

Специалисты службы жилищного просвещения разработали алгоритм действий собственника, в случае оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Давайте разберем с вами предоставление ненадлежащего качества как коммунальной услуги, так и жилищной услуги. Начнем с коммунальной услуги. Что потребитель должен сделать?

Первое — это позвонить в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, которая исполнителем заявлена в договоре управления.

Сообщение о такой проблеме может быть сделано в письменной форме или устно (в т. ч. и по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.

Они обязаны вести журнал регистрации вот этих обращений. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта проверки качества этой коммунальной услуги, не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении. По результатам проверки, составляется акт, который подписывается потребителем или его представителем и исполнителем.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, любой участник вправе инициировать проведение экспертизы.

Если исполнитель не проводит проверку в установленный срок, а также если человек просто не может дозвониться до диспетчерской службы и сообщить о нарушениях, потребитель вправе составить акт проверки качества коммунальных услуг в отсутствие представителя коммунальной организации.

Бывают такие ситуации, что исполнитель и потребитель не пришли к единому решению относительно качества, скажем, по отоплению. Пришли. Потребитель говорит: «Холодно, я мерзну!», ходит в валенках, в ушанке. А исполнитель приходит и говорит: «Да нет, все хорошо, у тебя 21 градус, все нормально», это твои ощущения дискомфортные.

Тогда определяется новая дата и время оценки качества, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей.

И по результатам повторной оценки, составляется акт. В акте о предоставлении коммунальных услуг указывается нарушение параметров качества, время, дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Этот акт является основанием для проведения перерасчета размера платы за данную коммунальную услугу, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств. Такая у нас тоже возможность есть.

Причем интересно то, что после составления акта предоставления услуг (мы сейчас говорим про коммунальные услуги), потребитель вправе обратиться с письменным заявлением об изменении размера оплаты к ответственному лицу даже в течение шести месяцев.

Если, все-таки, исполнитель отказывается возмещать и как-то реагировать, тогда у нас остается право обращения в суд.

У нас составлена таблица, где как раз алгоритм весь прописан.

То есть три ситуации:

  • Факт подтверждается исполнителем;
  • Спор;
  • Не подтверждается факт.

Что касается некачественного предоставления жилищных услуг. Алгоритм действий по актированию такой же, как и с коммунальными услугами, но есть небольшие нюансы.

У нас принят общим собранием собственников перечень (минимальный перечень услуг), который мы и можем требовать исполнения по договору управления с исполнителя.

Если собственник подозревает, что его права по получению жилищных услуг нарушены, то первоначально ему следует обратиться опять же в управляющую организацию с целью составления акта.

Пришли к вам, стали смотреть. Факт подтверждается, составляем акт. Управляющая говорит: «Ой, да у нас уборщица болела, поэтому мы не могли сделать». Тогда обговаривается дата, до которой должен быть выполнен этот объем работ. И на этом разошлись, подписали акт.

Но если представитель управляющей организации не захотел подписывать акт (он вышел, он назвался, но не подписывает), тогда в присутствии двух потребителей-соседей как свидетелей пишем, что представитель управляющей организации отказывается от подписания акта. Это тоже будет основанием не считать акт недействительным.

Если по истечении данного срока исполнитель все-таки не выполнил свое обязательство, тогда составляется повторно акт. Также уведомляется исполнитель.

Оказываемые гражданам коммунальные услуги должны быть надлежащего качества. Снабжение многоквартирных домов необходимыми ресурсами обязано быть бесперебойным. Веерные отключения света или воды вне закона.

Над всеми УК существует вышестоящий орган - жилищная инспекция. Есть еще районные жилищные агентства, над ними есть жилищные управляющие компании и жилищные комитеты. Для того, чтобы измерить круглосуточное и бесперебойное снабжение, нужно вызвать представителей жилищной инспекции, чтобы они пришли и замеряли, какого качества у вас отопление, вода, как долго она спускается по трубам по утрам и вечерам, и составили акт.

Вызов сотрудника жилищной инспекции осуществляется бесплатно. Но нужно понимать, что если вы открываете краник с водой днем, то горячая водичка у вас бежит очень бодренько, и смотреть тут не на что. Вам надо, чтобы необходимые измерения проводились утром. Если сотрудники жилищной инспекции к вам в это время прийти не могут, нужно все измерить самостоятельно.

Например, в 7 утра у вас из крана идет холодная вода вместо горячей. Порядок замеров следующий. Открыли кран с горячей водой, а пошла холодная вода. Например, шла она 15 секунд, потом чуть-чуть начала нагреваться, и только минут через 10-11 стало возможно мыться. Все эти данные необходимо внести в акт и передать в жилищную инспекцию. Акт должны засвидетельствовать три человека, не находящихся в родственной связи, то есть с разными фамилиями. Лучше всего, если это будут соседи. Поскольку у них может быть похожая ситуация, можно делать все коллективно и подать сразу несколько таких жалоб.

Все виды коммунальных услуг, и ХВС, и ГВС, и водоотведение, и электричество, и газоснабжение должны подаваться бесперебойно и круглосуточно в течение всего года, отопление - в течение отопительного периода. Есть нормативы по каждому виду коммунальной услуги, где прописано, какие допускаются задержки в поставке, по какой причине и на какой максимальный срок. Все должно быть в рамках закона.

Водоснабжение. Особое внимание стоит уделить качеству водоснабжения, потому что вода - это наше все. Человек на 80 % состоит из воды. И как говорится в известной шутке, если у вас нет в жизни цели, то вы просто вертикальная лужа. Но мы здесь не о целях, а о воде, а она должна быть надлежащего качества. Свойства и состав воды имеют колоссальное значение.

Электроснабжение. Напряжение и частота электричества должны соответствовать федеральным стандартам, никаких отклонений не допускается. Это прописано в ГОСТах 13109-97 и 29322-92. Если эти ГОСТы не соблюдаются, выбивает пробки, фиксируются перепады напряжения, то перегорает техника.

Что нужно делать, если перегорела техника? Вызвать старшего по подъезду, трех соседей и составить акт, от руки, в свободной форме. Расписать всю последовательность действий и указать, какая техника и какой стоимости сгорела. Рассказать, что вы делали, включали ли вы что-то дополнительное в сеть или нет, был ли хлопок в какой-то момент или все погасло тихо. В свободной форме описать ситуацию и обязательно указать время. Вызвать инженера из УК или ТСЖ, чтобы он тоже все это засвидетельствовал.

Если был день, то дома могли находиться молодые мамочки или бабушки-пенсионерки, у которых обязательно нужно взять свидетельства. Если факт перепада напряжения подтвердится, вам будет компенсирована квартплата. Если у вас что-то перегорело, например, микрволновка или тостер, то вам их стоимость не возместят, но могут предложить либо ремонт за счет УК, либо на эту сумму вы не будете оплачивать коммунальные услуги в течение определенного периода времени.

Газоснабжение. Все требования к нему определяются ГОСТом 5542-87. Отклонения свойств газа от требований законодательства не допускаются. Трубы должны быть ровными, в которых ничего не гудит и не шипит. Если что-то не так, нужно действовать по той же схеме, что и с водоснабжением и электроснабжением. Жалобу можно направлять и в УК и параллельно в жилищную инспекцию. Потому что если направить только в УК, ее там могут спустить на тормозах. Поэтому лучше сразу же писать и в вышестоящие органы, и в Роспотребнадзор, он обязан контролировать и жишищно-коммунальные услуги в том числе.

Контроль качества коммунальных услуг

Вам пришла квитанция об оплате, и вы побежали ее оплачивать. Почему? Потому что вы потребляете газ, электричество, пользуетесь услугами дворников, лифтов, подъездов, лестниц и т. д. Но, во-первых, в квитанции множество граф, и размер платежа в каждой графе нужно обязательно перепроверять. Во-вторых, у вас есть графа «текущий ремонт», то есть содержание и ремонт жилья, уборка лестницы, придомовых территорий. Вспомните, проводится ли все это у вас регулярно. Если это так, очень здорово. Если не так, вспоминайте, когда у вас последний раз ремонтировались рамы, двери, красились стены, потолки, когда проводилось осушение подвалов, менялись осветительные приборы и подгнившие трубы?

Вспомнили, когда у вас это было? Скорее всего, не вспомнили, потому что это было очень давно. Текущего ремонта в домах часто не бывает по 5-10 лет. А деньги на него взимаются регулярно. Квитанция приходит, и сумма там стоит. Согласно закону о защите прав потребителей, собирая деньги за услуги несоответствующего качества, УК, а вместе с ней и районные подразделения и жилищные комитеты, совершают уголовное преступление и подпадают под статью 159 Уголовного кодекса. Это одна из сфер, где формируются долги УК перед гражданами.

Сам факт, что долго нет ремонта - это полбеды. Еще полбеды: отсутствие ремонта может повлечь опасность для вашего здоровья, потому что по дому могут распространиться и грибок, и плесень, и грызуны, которые будут разъедать штукатурку, краску, кирпичное основание, а это уже непосредственная угроза жизни и здоровью. Тут уже не до эстетики как бы.

Многие УК и рады бы все отремонтировать, но у них просто нет на это денег, поэтому все эти огромные расходы и перекладываются на жильцов.

Есть такие документы - СНИПы, строительные нормы и правила, и СанПины - санитарные правила и нормы. И в них подробно расписано, какая должна быть температура воды в батареях, давление воды в трубах, указано, каковы нормативы погрешности и сроки аварийного отключения. И в договорах, которые УК обязаны заключать с гражданами, эти нормативы должны быть прописаны. И количество, и качество предоставляемых услуг, и на основании чего они подлежат оплате. И обязательно должна быть прописана взаимная ответственность за нарушение данных нормативов и условий договоров. Не только собственник квартиры всем все должен, как земля колхозу, но и УК несет ответственность перед собственниками жилья. Температура в комнате должна быть не ниже 18 градусов, давление холодной воды не ниже 3 атмосфер и т. д. Эти нормативы обязательно должны быть перед вами.

Возьмите свои квитанции об оплате. Формы платежной квитанции могут быть самые разные. Но у вашего жилищного комитета должен быть документ, который утверждает форму этого платежного документа. В каждом регионе эта форма может быть своя, как и решение жилищного комитета. У нас есть Постановление Правительства Российской Федерации № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» . Там есть приложение 2, где приведены формулы, по которым рассчитывается плата за коммунальные услуги. В пункте 69 этих правил описаны требования к платежным документам.

В платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

В квитанции обязательно должно быть указано ФИО собственника. Не плательщика, а именно собственника. Также должен быть указан почтовый адрес с индексом и исполнитель, а не только получатель платежа. Должны быть указаны тарифы, единицы измерения, размер фактически потребленных ресурсов и сумма к оплате. Показания счетчиков должны быть указаны как по квартире, так и по дому.

Но в квитанции этого всего, как правило, не бывает. Она не соответствует установленным нормативам.

Если вы заключали реальные договора с поставщиками услуг, то в квитанции должны быть указаны несколько исполнителей, так как каждый из них оказывает свою отдельную услугу. Но такое возможно только в случае, если у вас непосредственное управление многоквартирным домом либо договор соцнайма, и квартира принадлежит государству, а государство получает ресурсы у всех исполнителей отдельно.

В общем, платить надо только за то, что реально потребляете: холодную воду, газ, электричество, отопление. Но и тут надо быть внимательным. Например, в коридоре батарей нет, а вам могут посчитать их по всей площади квартиры. Тогда нужно вызывать представителей компании и все пересчитывать, показывать, что батареи у вас в коридоре нет, поэтому считать по общей площади не совсем правильно.

Если у вас в квитанции указана оплата за домофоны, радио, антенну и телевизор, а вы ими не пользуетесь, то сами решайте, надо ли за них платить.

Требования к качеству коммунальных услуг

Вода. Водоснабжение должно быть бесперебойное и круглосуточное. Для холодной воды допускается перерыв не более 8 часов в месяц (то есть за весь месяц не более 8 часов) и не более 4 часов подряд. Если авария на магистрали, то максимальный перебой может составлять 24 часа. Для горячего водоснабжения - не более 8 часов в месяц и не более 4 часов подряд, в случае аварии - 24 часа. Для проведения плановых работ один раз в год отключение допускается не более, чем на 14 дней. Об этих плановых работах должны уведомлять за 10 рабочих дней, то есть за две недели.

Холодная и горячая вода по своему свойству и составу должны соответствовать определенным нормам. Они изложены в СанПиН 2.1.4.1074-01. Никаких отклонений от норм быть не может. Давление в системе холодного и горячего водоснабжения в точке разбора (кране мойки, раковины, ванной) - 0,03 миллиампера. Очень приблизительно давление воды в кранах можно проверить: взять трехлитровую банку, включить воду, и при нормальном давлении она полностью наполнится водой за 8,5 секунд. Это, конечно, не точно, но хотя бы позволит вам понять, нужно ли приглашать специалиста с монометром, чтобы произвести точные измерения, или нет.

Температура горячей воды должна быть не ниже 60 градусов для открытых систем теплоснабжения и не менее 50 градусов для закрытых систем центрального теплоснабжения. У тепловой и водопроводной сети общий нагреватель, но разные системы труб. То есть это закрытая система. В любой системе температура горячей воды не должна быть выше 75 градусов, если она выше, это уже нарушение. В ночное время, с 11 вечера до 6 утра температура может отклоняться от нормы не более, чем на 5 градусов, а в дневное время, с 6 утра до 11 вечера, отклонение допускается не больше, чем на 3 градуса.

Водоотведение (канализация). Допустимый перерыв - не более 8 часов в месяц, не более 4 часов подряд, в том числе и при аварии.

Энергоснабжение. Может отключаться не более, чем на 2 часа подряд при взаиморезервирующих источниках питания, и на 24 часа, если есть один источник питания. Какой у вас источник питания, вы можете узнать у УК. Не телефонным звонком, не личной беседой, а в письменном виде, чтобы у вас было документальное подтверждение их ответа.

Отопление. Возможно отключение на срок суммарно не более суток в течение месяца и не более 16 часов подряд при температуре воздуха в жилых помещениях выше 16 градусов. Не более 8 часов подряд при температуре воздуха 10-12 градусов. Не более 4 часов подряд при температуре воздуха 8-10 градусов.

Температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже 18 градусов, в угловых комнатах - 20 градусов. В холодных регионах, когда температура воздуха опускается ниже -31 градуса, температура в помещении должна быть не ниже 20 градусов. И если она опускается, то не больше чем на 3-4 градуса.

Что делать, если коммунальные услуги ненадлежащего качества

Заявляйте об этом исполнителю, если идет непосредственная коммуникация с ресурсоснабжающей компанией, или в УК, если такой коммуникации нет. После дожидайтесь проверки. Ее должен провести либо старший по подъезду, либо управляющий УК, либо представитель жилищной комиссии, при необходимости требуйте у этих людей проведения экспертизы. Если ненадлежащее качество оказываемых услуг подтвердиися, требуйте перерасчет. Сегодня многие его требуют и получают достаточно легко.

Что нужно знать о счетчиках

Счетчики бывают общедомовые и квартирные. Установка общедомовых счетчиков - это обязанность исполнителя коммунальных услуг, то есть УК. А квартирные счетчики - это дело жильцов квартиры, их каждый сам себе ставит. Если ресурсы напрямую поставляют ресурсопоставляющие компании, тогда это их зона ответственности. Иногда их ставят УК или .

Очень важный момент: после установки счетчик обязательно нужно опломбировать. Бывает такое, что приходят какие-нибудь товарищи в униформе и предлагают поменять счетчик быстро и недорого. Прежде чем это сделать, убедитесь, что он сломан или дает неверные показания. Если же счетчик работает и показывает корректные данные, не надо его менять.

Нет требования менять счетчик каждые 5 или 10 лет. Просто периодически нужно приглашать специалиста и проводить его проверку. Вызывайте специалиста из УК или своего сантехника, которому доверяете. Вызов специалиста из УК для населения бесплатен.

Еще один важный момент. Счетчики бывают однофазные и двухфазные, однотарифные и двухтарифные. Однотарифные - когда круглые сутки действует один тариф, а двухтарифные - когда ночью действует один тариф, пониженный, а днем другой тариф, стандартный. И были случаи, когда специалисты в униформе меняли двухтарифные счетчики на однотарифные. На каком основании - не понятно. Поэтому лучше вызвать отдельного специалиста, он проверит счетчик, заново его опломбирует, и он на тех же тарифах продолжит работать дальше.

Коммунальщики имеют право снимать показания счетчиков раз в полгода, потребители - раз в месяц, например, 25-26 числа. Лучше всем жильцам дома делать это в одно время. Когда все показания сняты в одну дату, сумма всех цифр более-менее сойдется с показателем общедомового счетчика.

Почему это важно. Например, сняли показания по воде, сложили их по всем квартирам, и оказалось, что воды в доме потребили намного больше. И начали выяснять, чья это вода, и кто ее расходовал. Бывает такое, что в доме есть магазинчики, ресторанчики или ателье, которые не подключились к счетчикам, но воду потребляют, и в итоге она списывается на общедомовые нужды, то есть вы несете дополнительные расходы.

Или если в каких-то квартирах без счетчиков проживают незарегистрированные жильцы, которые тоже потребляют воду, и она считается не по счетчику, а по нормативу на одного зарегистрированного человека. Превышение норматива при этом никак не фиксируется и в итоге ложится на общедомовые нужды. Если у вас появились какие-то дополнительные расходы, надо искать крайних, кто потребляет воду или другие ресурсы по-тихому. Их легко выявить, если снимать показания в один день.

Когда началась массовая установка счетчиков на воду, люди сначала радовались, что стали платить меньше, потому что потребляли воды меньше, чем по нормативу. Но сейчас многие стали жаловаться, потому что в домах есть квартиры как со счетчиками, так и без счетчиков. К чему это приводит? Допустим, всего в многоквартирном доме потребили 100 кубов воды в месяц, 50 из них было потреблено согласно счетчикам, 30 кубов согласно тарифам, которые не по счетчикам, а по нормативам, и остались еще неопознанные 20 кубов, которые занесли в общедомовые нужды и на всех равномерно раскидали. По логике, если у вас счетчик, вы должны платить только за то, что он показал. Поэтому оплата общедомовых нужд остается на ваше усмотрение. Их законность крайне спорная.

Есть мнение, что счетчики не есть хорошо. Потому что от них практически невозможно избавиться. Поставить их легко, а демонтировать сложно. Существует множество компаний, которые счетчики ставят, а компаний, которые занимаются их демонтажем, единицы. По нашей информации, есть негласная договоренность с УК и жилищной инспекцией, чтобы счетчики не снимать. Потому что если нет счетчика, оплата услуг производится по нормативу потребления, установленному на местном законодательном уровне.

Условно, в рамках этого норматива вы имеете право потратить 100 кубометров воды в месяц. При этом вы можете лить ее сколько угодно, нормативы устанавливаются с хорошим запасом. По нему вы один раз заплатил и спокойны. А по счетчику нужно платить за каждую каплю. Поэтому стоит или не стоит ставить счетчики, решать вам. В законодательстве нет требования, чтобы 100 % населения установили счетчики, это дело добровольное. Если кто-то прописан один, а сдает квартиру в аренду семье и не имеет счетчика, то воды в квартире будет потребляться больше норматива.

Норматив потребления - это средний объем воды, газа, электроэнергии, других ресурсов, которые использует один человек за один месяц. Норматив потребления коммунальной услуги устанавливается органом местной власти и применяется при начислении платы за коммунальные услуги, если нет счетчика. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются региональными уполномоченными органами, кроме норматива потребления газа и электричества, которые устанавливаются на федеральном уровне.

Светлана Шевченко, Александр Белановский

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись