Монополии бывают. Влияние налогов на поведение монополиста. Монополия - это, определение

Монополия как рыночная структура.

Монополия – это особый тип рыночной структуры, в которой один продавец является поставщиком на рынок определённого продукта, не имеющего близких субститутов.

Факторы возникновения монополии : нововведения и новации; экономия от масштаба; исключительная собственность на продукт и способы его производства; государственная политика.

Чистая монополия представляет собой отрасль, состоящую из одной фирмы, которая является единственным продавцом товара, не имеющего заменителей.Чистая монополия отличается от чистой конкуренции следующим : в отрасли существует один продавец; товар не имеет заменителей; вступление в отрасль заблокировано.

Виды монополий.

Закрытая монополия представляет собой фирму, которая защищена юридическими запретами (институт авторских прав).

Естественная монополия это такая фирма, у которой экономия позволяет её одной удовлетворять весь рыночный спрос на данный продукт. В результате на рынке данного продукта не может быть больше одного эффективного производителя. Естественным монополиям государство представляет исключительные привилегии (электрические и газовые компании).

Открытая монополия является единственным поставщиком данного (нового) продукта на некоторое время и не обладает никакой защитой от конкурентов.

Примечание . Фактически все монополии могут считаться открытыми, классификация монополий на три категории достаточно условна в силу многих причин.

Монополист является ценоустановителем, а не ценополучателем, как это было в условиях чистой конкуренции. Он функционирует на рынке один, поэтому кривая спроса фирмы и отрасли совпадает. Для монополиста кривой предложения не существует, поскольку нет соответствия между ценой и предельным доходом при движении по линии спроса. Из набора возможных цен монополист ищет наиболее выгодную для себя цену, приносящую ему максимум дохода. Чтобы повысить объём продаж, монополист вынужден понизить цену. Это и является причиной того, что предельный доход (MR) становится меньше цены (Р) для каждого уровня выпуска товара, кроме первого. Монополист ищет на линии спроса точку, которой соответствует объём производимой продукции, максимизирующий прибыль фирмы. Он руководствуется правилом предложения (MR=MC), которое и определяет оптимум производимой продукции (Q 0). Цена (Р 0), которую устанавливает фирма на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса, а не высотой (МR) в точке оптимального выпуска К равновесия Курно (рис.72).

Правило максимизации прибыли для «чистого» монополиста: Р>(MR=MC)=>Pmax

Рис.72 Монопольная фирма максимизирует прибыль.

Максимальную экономическую прибыль (МР 0 LI) фирма-монополист получает тогда, когда выпуск продукции (Q 0) имеет такой объём, что (MR=MC), а цена (Р 0) равна высоте кривой спроса (DD). Прибыльная фирма максимизирует прибыль и в долгом, и в котором периоде времени. Если же цена (Р 0), при условии (MR=MC), в коротком периоде времени станет ниже средних издержек (Р 0 < АТС), то фирма-монополист будет нести убытки (рис.73).

Рис.73 Потери фирмы-монополиста в коротком периоде (минимизация убытков).

В данном случае фирма должна ограничиться объёмом выпуска соответствующим точке пересечения кривых MRи МС.

Если же кривая спроса (DD) сдвинется ещё ниже и фирма не сможет компенсировать средние переменные издержки (AVC), произойдёт закрытие фирмы.

Рис.74 Закрытие фирмы.

В долгосрочном периоде благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист сохраняет экономическую прибыль (рис.72).

Чистый конкурент в долгосрочном периоде получает лишь нормальную прибыль, а чистый монополист - экономическую прибыль.

Если же ситуация на рынке станет неблагоприятной для него, он будет придерживаться ситуации, показанной на рис.73, т.е. будет производить пока совокупный убыток будет меньше постоянных издержек, а цена (Р 0) будет превышать средние переменные издержки (AVC).

Регулирование монополии. Поиск ренты.

Железная дорога, поставщики газа и электроэнергии, телекоммуникации и т.п. – все эти отрасли являются естественными монополиями, регулируемыми государством. Регулирование может осуществляться в области налогообложения, ограничения размера монополии или ограничения цен. В этих отраслях очень крупные постоянные издержки, поэтому кривая спроса (DD) пересекает кривую средних издержек (LAC) на отрезке их снижения (рис.75)

Рис.75 Регулирование естественной монополии.

В отсутствие регулирования правительством фирма-монополист выпускала бы (Q 1) единиц продукции по выгодной для неё цене (Р 1), обусловленной кривой спроса (DD), при условии максимизации прибыли (MR=LMC). Это был бы оптимальный выпуск для естественной монополии. В данной ситуации прибыль фирмы-монополиста была бы равна площади прямоугольника (SP 1 LI). Но государство, стараясь обеспечить социальную защиту населения, усматривает в (Р 1) слишком высокую цену для населения и недостаточный объём (Q 1) производимого блага.

Несомненно, выгодным для общества был бы объём блага (Q 3), а цена блага (Р 3), но в этом случае монополия потерпела бы значительные убытки, поскольку цена (Р 3) ниже долгосрочных средних издержек (LAC). Подобные кабальные условия фирма-монополист принять не может, поскольку тогда ей придётся либо уходить с рынка, либо просить дотацию у государства. Такие государственные меры регулирования естественной монополии непопулярны, поскольку выплата дотаций ложится также на плечи общества.

Оптимальный вариант регулируемой монопольной цены представляет собой цена (Р 2) и соответствующий ей объём производимого блага (Q 2). В этих условиях фирма-монополист будет получать нормальную прибыль, общество получит данное благо по цене (Р 2) < (Р 1) в количестве (Q 2) > (Q 1), а регулируемая государством естественная монополия не будет требовать дотаций у правительства.

Ценовая дискриминация и её виды.

Ценовая дискриминация представляет собой особого рода практику продажи монополистическими фирмами идентичных благ данного качества и данных издержках по разным ценам для различных покупателей.

Условия ценовой дискриминации : сегментация покупателей (пространственная, временная, в зависимости от доходов, социального статуса потребителей и объёмов покупаемого блага), отсутствие ценовой конкуренции на рынке (перепродажа благ отсутствует), а также покупатели должны обладать разной ценовой эластичностью спроса на данный товар при данном уровне цены.

Виды ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация): продажа каждой единицы блага по цене её спроса. На практике данный вид дискриминации встречается редко и возможен лишь при небольшом количестве покупателей с применением заказа. Как показано на рис.76 монополист назначает различные цены от Р 1 до Р Е различным покупателям от 1 доn, двигаясь вдоль линии рыночного спроса (D=MR) к точке (Е), где цена равна Р Е. В данной ситуации на рынке излишка потребителей не существует, поскольку покупатель берёт товар по наивысшей цене (для каждого потребителя). Весь излишек потребителя (Р Е РЕ) и производителя (МР Е Е) забирает монополист.

Пример ценовой дискриминации первой степени: портной назначает разные цены за пошив костюма разным клиентам, ориентируясь на их доходы. Данный вид дискриминации является теоретической абстракцией, о чём свидетельствует само название «совершенная» дискриминация.

Рис.76 Ценовая дискриминация первой степени.

Ценовая дискриминация второй степени : продажа отдельных партий товара по различным ценам. В данном случае цена блага зависит от величины партии, которую приобретает потребитель. Чем она больше, тем меньше цена и наоборот (рис.77).

Рис.77 Ценовая дискриминация второй степени.

ОР 1 АFBLCQ 3 - прибыль монополиста от реализацииQ 3 , поскольку он присвоил потребительский излишекP 3 P 1 AFBL.

Ценовая дискриминация третьей степени : это ситуация, когда рыночный спрос сегментирован, причём цены установлены для каждой группы покупателей так, что общая прибыль монополиста максимальна (рис.78).

Рис.78 Ценовая дискриминация третьей степени.

Показатели монополизма в отрасли.

Правило «большого пальца».

Монопольная власть. Мерой монопольной власти является, так называемый, индекс монопольной власти Лернера (Lr), который был предложен в 1934г. Абба Лернером. Этот индекс определяет величину превышения цены (Р) монопольной фирмы, максимизирующей прибыль, над предельными издержками (МС):

Lr = P - MC / P

Как мы уже знаем, Р = f(Q), поэтому:

MR = d (PQ ) / dQ = P *(dQ / dQ ) + Q *(dP / dQ ) = P +(Q * dP / dQ )

Умножив вторую часть уравнения на (Р/Р), получим

MR = P * (1+ dP / dQ )*(Q / P )

Выражение dP/dQ*Q/Pесть выражение обратное эластичности по цене, поэтому можно записать

MR = P (1+1/ E D P )

При максимизации прибылиMR = МС илиMR = МС = P (1+1/ E D P ) .

После преобразований:

Р = МС / 1+(1/ E D P )

На основании этого можно выразить (Lr) через ценовую эластичность спроса (E D P);

Lr = P - MC / P = -1/ E D P (1)

Данная формула представляет собой правило «большого пальца» для ценообразования.

Примечание . Для совершенно конкурентной фирмы (Р=МС), а (L=0). При монополии ((Р-МС) / Р) - показывает превышение цены над (МС) как процент от цены. Преобразовав уравнение (1) мы снова можем выразить цену через предельные издержки:

Р = МС / (1+(1/Е D P )

Причём, 0 < Lr< 1. Чем больше (Lr), тем больше монопольная власть. Степень власти над ценой и концентрацию рынка можно измерить также с помощьюиндекса Герфиндаля-Хиршмана (Н) . Для этого необходимо знать процентную долю продаж фирмы (S) в общем объёме продаж отрасли, количество фирм в отрасли (от 1 доn). Просуммировав, и, возведя (S) каждой фирмы в квадрат, получим:

H = S 1 2 + S 2 2 + S 3 2 + S 4 2 + …+ S n 2 = S i 2 (2)

В случае «чистой» монополии: n= 1;S= 100%;H=S 2 =100 2 =10000.

Индекс (Н) чаще применяют при анализе олигополистического рынка.

Последствия монополии .

Процесс монополизации рынков неизбежен. Он несёт в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Например, господство монополий может привести к технологическому застою, к навязыванию некоторых товаров потребителям. С одной стороны, предприятия-монополисты, устранив конкурентов, могут особенно не заботиться о внедрении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Достигнув положительного эффекта масштаба, они могут способствовать неэффективной организации производства, поскольку могут повысить цены и уменьшить объём выпуска своей продукции. Тем более, что для достижения эффекта масштаба фирме-монополисту достаточно занять своей продукцией всего 2-3% объёма рынка.

С другой стороны, монополия никогда не бывает идеальной, у неё всегда имеются потенциальные конкуренты в своей стране и за рубежом, это накладывает ограничения на монопольную деятельность. Монопольные предприятия заняли лидирующее положение на рынке за счёт лучшей организации производства, осуществления эффективной научно-технической деятельности. Все эти факторы не дают монополии право долго бездействовать, тем более что фирма-монополист обладает достаточными финансовыми ресурсами, чтобы позволить себе серьёзные инновации. Государству выгоднее, когда в естественно-монопольных сферах функционирует одно крупное предприятие, поскольку его легче регулировать и эффект масштаба будет легче достигнут при отсутствии конкуренции.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что монополия должна быть под контролем государства, поскольку тогда она может сузить свои негативные проявления и расширить положительное влияние.

Влияние монополии на экономику страны во все времена ее существования было огромным. При этом воздействие могло быть как положительным, так и отрицательным. Учитывая несовершенство отдельных положений законодательства, касающихся сферы хозяйствования, исследование монополий всегда является весьма актуальным.

Определение

Монополии в экономике представляют собой крупные компании, осуществляющие контроль производства и реализации одного либо нескольких видов товара. Их присутствие исключает возможность вести конкурентную борьбу. Условия монополии в экономике закрывают доступ другим предприятиям.

Причины возникновения

Почему появляется монополия? В сферах экономики действуют различные факторы, обуславливающие возникновение таких предприятий. К основным причинам следует отнести:


Классификация

Существует несколько форм, в которых может существовать монополия в экономике. Это:


Роль монополии в экономике России

Предприятия такого типа выполняют важнейшие функции в РФ. Роль монополии в экономике России проявляется в том, что от состояния компании во многом зависит конкурентоспособность страны на международной арене. Кроме этого, немаловажное значение имеет и внутренняя обеспеченность государства выпускаемыми товарами. Последнее обуславливается тем, что производимая продукция потребляется всем обществом. Крупные предприятия-монополисты осуществляют энерго-, газо-, водоснабжение, оказывают транспортные, в том числе по железным дорогам, воздуху услуги, обеспечивают системами связи, коммуникации. Все эти продукты потребляет население. Одна из основных особенностей, которыми отличается любая монополия в экономике, - это установление высокого входного барьера в отрасль специализации. При наличии единственного производителя, эффект от объема производства которого огромен, формируется размер капитала, который сделает другие предприятия конкурентоспособными. В обществе, как правило, отсутствуют возможности выдерживать более одной такой компании.

ФЗ № 147

В этом Законе приведен перечень отраслей, в каждой из которых может действовать одно предприятие-монополист. К ним относят:


По этому перечню становится ясна огромная роль монополии в экономике. Указанные отрасли затрагивают важнейшие стороны жизнеобеспечения населения. Суть монополии в экономике состоит в непрерывной поставке продуктов первой необходимости, удержании цен на оптимальном уровне. Среди наиболее известных компаний, действующих в РФ в данном направлении, следует отметить такие ОАО, как:

  1. "Газпром".
  2. "РЖД".
  3. "Транснефть".
  4. "ФСК ЕЭС".

Специфика

Монополия в экономике - это такая компания, в которой:

  1. Деятельность в большей степени предполагает предоставление услуг, рассчитанный на широкий круг пользователей (потребителей).
  2. В финансировании задействованы крупные денежные суммы.

Несомненно, деятельность таких предприятий должна регулироваться государством. В первую очередь на законодательном уровне устанавливаются определенные пределы формирования цены на услуги. Тарификация должна осуществляться таким образом, чтобы производимый продукт был доступен всем потребителям. Кроме того, для таких предприятий, равно как и для остальных, установлена обязанность осуществлять налоговые отчисления в бюджет.

Плюсы

Предприятие-монополист получает возможность:

  • Максимально полно использовать эффект от масштабов собственного производства. Это способствует снижению издержек на выпуск единицы продукции.
  • Мобилизовать значительные финансовые средства для поддержания производственной линии на оптимальном уровне.
  • Использовать достижения НТП.
  • Следовать единым нормам на предоставляемые услуги и выпускаемую продукцию.
  • Заменить внутрифирменной иерархической структурой, системой договорных отношений. Это способствует существенному сокращению потерь, связанных с неопределенностью и риском.

Минусы

Негативные стороны деятельности монополистов проявляются в наличии у них возможности:


Выводы

Как видно из приведенных выше перечней, достоинства предприятий-монополистов могут стать недостатками, равно как и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что такая форма хозяйствования весьма противоречива. Однозначно определить, что перевешивает, минусы или плюсы, крайне проблематично. Между тем население не может долго жить в неопределенности и зависимости от монополии. Действующая сегодня система не в состоянии ни ослабить, ни тем более преодолеть негативную роль монополии в экономике. Несмотря на это, такие предприятия сегодня выступают как основные генераторы инвестиций.

Государственное регулирование

Оно может осуществляться по-разному. В частности, существует ценовое регулирование, которое включает в себя методы:

  1. Средних издержек.
  2. Установления предела цен. При использовании этого метода определяются пользователи, которые подлежат обязательному обслуживанию. Для них устанавливается минимальный уровень обеспечения на случай невозможности удовлетворить потребности в полном объеме.
  3. Субсидирование. Этот способ называют методом Он предполагает, что одним потребителям предоставляются продукты по сниженным ценам за счет других пользователей.

Также действует неценовое государственное регулирование. Это:


Заморозка тарифов

Такая мера была принята на правительственном уровне в 2013 году. При этом в первый год действия постановления тарифы не повышались, а в последующие 2 года проводилась индексация по уровню инфляции предыдущего периода. Между тем монополисты говорили о том, что будут вынуждены сократить инвестиционные программы. Это, в свою очередь, негативно отразится на состоянии целого ряда отраслей. Кроме того, в начале введения такой меры предприятия указывали и на вероятность структурных перестроек. Так, речь шла о сокращении персонала (в управленческом аппарате), отказе от (кроме производственных сотрудников). По подсчетам "Газпрома", в 2013 году при заморозке тарифов за последующие 3 года предприятие может лишиться 510 млрд рублей дохода. При этом по прогнозам должна снизиться на 407 млрд руб.

Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» – продаю) - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.

Монополия характеризуется:

1. одной фирмой;

2. уникальностью продукции, которая не имеет заменителей;

3. практически непреодолимыми барьерами на вход;

4. несколько ограниченным доступом к информации;

5. обычный, иногда полный контроль над ценами.

Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части дохода продавца.

Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для военной промышленности, продукцию которой закупает исключительно государство (это относится, прежде всего, к стратегическим вооружениям).

Однако государство далеко не всегда использует это свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции навязывает фермерам монопольно низкие заготовительные цены.

Двусторонняя монополия – это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

Это наблюдается, в частности, когда фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников (купли-продажи труда). В качестве примера можно назвать столкновение профсоюза авиадиспетчеров с национальной авиационной компанией.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы,нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек.

Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там и тогда, где и когдавелики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании - в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения - закрепляют свое мо­нопольное положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM), "Сони" и т. д.

Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример - история водочной монополии в России).

Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

Однако в настоящее время жесткие (до динамита включительно) действия монополий, как и "нечестная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах развитой рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.

Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной монополией . Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.

Виды монополий:

Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Естественная монополия . Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии , образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

1. патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;

3. торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии . Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

1. создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

2. ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3. создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

4. применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

5. "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - артель, синдикат, трест и концерн.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Монополия - фирма, единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Фирма обладает монополией, если она - единственный поставщик продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Основная причина возникновения моно­полии -барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам всту­пить в конкуренцию с монополистом. Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.

Правительство предоставило исключительные права на производство некото­рой продукции одной фирме.

Издержки производства таковы, что максимальная эффективность производ­ства возможна при наличии на рынке единственного производителя.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

1.2. Виды монополии

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая .

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Современная теория выделяет три типа монополий: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как соглашение; 3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

увеличится.

Социально-экономические издержки

Благосостояние на монопольном рынке, как и на любом другом, включает в себя благосостояние производителей и благосостояние потребителей. Всякий раз, когда потребитель переплачивает лишний доллар монополисту, на ту же сум­му возрастает благосостояние производителя. Но эта «утечка» денег от потреби­телей товара к монополии не изменяет общего рыночного излишка. Иными словами, монопольная прибыль сама по себе не означает уменьшения размера экономического «пирога»; просто кусок побольше достается поставщику, а потребителю приходится довольствоваться малым. Если вы не считаете (руководствуясь какими-то особыми соображениями) потребителей более достойными субъектами рынка - а такое суж­дение лежит вне области понятия экономической эффективности, - монопольная прибыль не представляет проблемы для общества.

Проблема монопольного рынка связана с тем, что уровень производства про­дукции находится ниже значения, максимизирующего суммарный излишек. Без­возвратная потеря - мера уменьшения размеров экономического «пирога». Сни­жение эффективности - неизбежное следствие монопольно высокой цены: при цене выше предельных издержек уменьшается объем потребления товара. Однако прибыль, которую приносит реализуемая продукция, не создает проблем. Проблема состоит в неэффективно низком объеме производства". Или, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, если бы высокая цена монополии не отбивала желания у некоторых потребителей покупать данный товар, она просто увеличивала бы излишек производителя ровно настолько, насколько уменьшается излишек потре­бителя; общий излишек оставался бы тем же самым, как если бы монополией управлял вышеупомянутый прекраснодушный плановик.

Из этого заключения может быть, однако, одно исключение. Предположим, что монополия несет дополнительные издержки для сохранения своего исключи­тельного положения. Например, монополия, созданная правительством, несет за­траты на расширение рядов лоббистов, необходимых для продления ее монополь­ных прав. В этом случае она может использовать часть своей монопольной прибыли на покрытие дополнительных расходов. Тогда социальные издержки мо­нополии включают в себя, наравне с безвозвратной потерей, возникающей из-за несоответствия цены предельным издержкам, и эти необоснованные затраты

Антимонопольная политика государства – это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации. Основа монополизма в экономике заключается в доминирующем положении хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, позволяющем ему:

Оказывать решающее влияние на конкуренцию

Затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Основные признаки монополизации: ограничение конкуренции; дискриминация потребителя;искусственное завышение цен;снижение выпуска продукции.

Экономическое содержание монополии – это власть поставщика товара (услуги) над условиями его сбыта.

Противоположностью монополизма является конкуренция. Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни один поставщик, ни группа поставщиков не имеют власти над условиями сбыта, и каждый из них заинтересован в снижении издержек, улучшении качества, обновлении продукции и технологии.

В системе антимонопольного регулирования экономики в любой стране само понятие монополиста определяется через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определённого товара (услуги), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. Недобросовестной конкуренцией считают любые действия, противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности. Это – распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; ложная информация о потребительских свойствах и месте изготовления продукции; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия её владельца.

Антимонопольная деятельность государства предполагает:

2.государственно-властные меры, препятствующие захвату отдельными организациями доминирующего положения на рынке;

3.поддержку предпринимательства путём осуществления мер по стимулированию увеличения объектов производства дефицитной продукции , способствующих насыщению рынка дефицитными продуктами и услугами.

В Украине органом исполнительной власти со специальным статусом является антимонопольный комитет, к основным функциям деятельности которого относятся:

подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения;

развитие товарных рынков и конкуренции;

осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

контроль крупных сделок по купле-продаже акций;

контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Целями антимонопольной деятельности государства являются :

насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита;

развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование тем самым цивилизованных рыночных отношений;

ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых;

борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией;

поддержка новых и, прежде всего, негосударственных экономических структур;

защита прав потребителей.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором, во-первых, удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства; во-вторых, товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товара.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий включает: целевое регулирование (в том числе тарифов на электрическую и тепловую энергию); определение потребителей для обязательного обслуживания; установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с украинским законодательством.

В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

Введение.

Монополии начинают появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним тем же общим принципам.

В античном мире хорошо знали, что такое монополия и какие выгоды она сулит (само слово происходит из греческого языка). Например, известный философ Аристотель, живший в IV в. до н. э., вообще считал создание монополии умелой хозяйственной политикой, к которой может прибегнуть умный гражданин или правитель. В==качестве примера он рассказывал о том, как "в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железоделательных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на пятьдесят талантов он заработал сто". Очевидно, такие ситуации не были чем-то редким или исключительным для хозяйств античного мира.

Более того, даже регулирование монополии началось уже в античном мире. "Некто" из приведенного выше примера был выслан правительством с Сицилии. По свидетельству римского мыслителя Плиния, правительство установило предельные цены горным компаниям, злоупотреблявшим своим монопольным положением.

Средние века: цехи и привилегии

В средние века появление монополии часто происходило по следующим двум причинам. Существовал способ организации производителей, который получил название цеховой системы. Цехом называлась организация всех производителей некоторого рода товаров, созданная с целью стабилизации цен и создания гарантированных условий существования ремесленников. Цех контролировал выпуск каждого ремесленника и цену продажи, не допускал на рынок возможных конкурентов. Насколько эти организации пользовались своей позицией монополистов? Возможно, они действительно занимались только стабилизацией цены на некотором умеренном уровне, а не пытались получить максимальную прибыль. Хотя ничто не могло гарантировать, что у руководства цеха не возникало желание "чуточку" повысить цену, коль такая возможность была.

Другим распространенным случаем образования монополий была выдача монархами различных привилегий, дающих исключительное право на производство или торговлю чем-либо. Такие привилегии были предметом желания практически любого купца или производителя, которые стремились избежать таким образом конкуренции со стороны соотечественников или иностранцев.

В Англии в XVII в. такие привилегии раздавал в большом количестве король Карл I. Существовали монополии отдельных лиц или ассоциаций на производство мыла, стекла, тканей, булавок и других благ. Сам Карл I скупал грузы перца, привозимые Ост-Индской компанией, и потом продавал их по монопольным ценам. Вскоре монополии настолько ухудшили положение на рынках, что к концу XVII в. король лишается права давать привилегии без согласия парламента.


Иногда привилегии носили совершенно произвольный и абсурдный характер. Например, французский король Людовик XIV, не отличавшийся особенной мудростью в управлении страной, в знак расположения подарил некой графине Д`Юзес право распоряжаться всеми угольными копями королевства. Графиня поспешно переуступила это право другим заинтересованным лицам, которые, как указывалось в одном документе того времени, "сделались единственными хозяевами на угольном рынке и добывали уголь лишь в таком количестве, которое позволяло им продавать его по высокой цене".

Но монополии могли возникать и при появлении возможности захвата рынка с помощью какого-либо ресурса. При том же самом Людовике XIV возникла монополия "масляничных горшков". По словам одного каннского интенданта, это был союз "трех частных лиц, которые скупили 60 000 пустых горшков и хотели таким образом стать хозяевами в торговле изиньским маслом и поднять цены на горшки на одну четверть прежней цены".

Или другой пример такой монополии. В XVII в. парижские печи топились дровами, которые доставлялись в город путем сплавления по реке, так как другие способы перевозки делали благо "дрова" слишком дорогим. В 1606 г. главные портовые торговцы организовали "товарищество" для продажи дров, и в результате цена дров выросла с 4 до 110 ливров (!) за воз. Население обратилось с жалобой к городским властям, и те распустили "товарищество".

В некоторых случаях, как вы увидите в главе 6, монополистом решало стать само государство для получения дохода. Выбирался товар с неэластичным спросом = соль, водка, табак = и объявлялась государственная монополия на его продажу.

Развитие монополий на рубеже XIX=XX вв.

Бурный рост монополий начался с развитием крупного машинного производства в конце XIX в. Появилась возможность снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов). Когда в отрасли оставалось небольшое количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться сильная конкуренция, которая оказывалась невыгодна. Чтобы избежать этой конкуренции предприниматели организовывали различные "общества", которые по сути являлись монополистическими объединениями.

Самыми простыми формами были ринг (от англ. ring = "круг") или корнер (от англ. corner = "угол") = временные соглашения о единой политике в продажах. Долгосрочное соглашение называлось синдикатом (от гр. syndikos = "действующий сообща"). Иногда эти синдикаты принимали форму пулов (от англ pool = "котел") = в этом случае у фирм была общая касса, которая объединяла прибыль, делившуюся впоследствии между фирмами.

Трест (от англ. trust) представлял собой наиболее полное объединение фирм, когда возникало общее управление производством (весь трест являлся одной фирмой).

Во второй половине XIX в. монополистические объединения начали появляться в очень многих отраслях (например, в производстве сахара, табака, нефтепродуктов, в металлургии, на транспорте). Во многих отраслях тресты контролировали практически весь объем производства. Например, в самом конце XIX в. American Sugar Refining Companyконтролировала 90% всего производства сахара.

Иногда эти монополии были естественными (существование двух фирм в отрасли было не выгодно), и в этом случае монополистом становилась первая фирма, начавшая производство блага. Например, в 1866 г. первая американская телеграфная компания Western Union надолго осталась единственной фирмой в своей отрасли.

Некоторые тресты представляли собой внушительные производственные империи с огромным количеством рабочих и капитала. Например, в конце XX столетия Дж. Д. Рокфеллером был организован гигантский трест Standard Oil Company, контролировавший 90% добычи всей нефти в Америке. Отчасти это было обусловлено владением сетью трубопроводов (естественная монополия), что позволило ему оказать влияние на независимые нефтедобывающие фирмы. Размеры этой империи были поразительны: в 1903 г. Standard Oil Company имела около 400 предприятий, 90 тысяч миль трубопровода, 10 000 железнодорожных цистерн, 60 океанских танкеров, 150 речных пароходов.

Россия не была исключением в этом процессе монополизации промышленности, хотя развитие монополистических объединений началось несколько позже и иногда инициировалось иностранными партнерами российских фирм.

В России первый промышленный синдикат возник в Петербурге при участии немецких предпринимателей в 1886 г., когда объединились шесть фирм по производству гвоздей и проволоки. В 1903 г. это уже был синдикат "Гвоздь", который контролировал 87% всего производства гвоздей. В 1887 г. возникает сахарный синдикат, который к=началу 1890-х гг. объединял 90% всех заводов (203 из 224). В 1902 г. возникает крупнейший синдикат "Продамета", объединивший металлургические заводы. В 1906 г. появление синдиката "Продуголь" вызвало кризис на рынке угля, так как политика снижения объемов добычи оказалась опасной для всего хозяйства, зависящего очень сильно от этого топлива. В 1907 г. появился синдикат "Кровля", объединивший производителей кровельного железа. В 1908 г. образовался синдикат "Медь", контролировавший 94% производства этого металла. В 1904 г. начал деятельность синдикат "Продвагон", который контролировал 97% всех заказов на железнодорожные вагоны.

Антимонопольное законодательство

Конечно же, повышение цен монополиcтами не могло не вызвать протест со стороны потребителей. Для регулирования монополий нужно было принять соответствующее законодательство, и в 1890 г. в США был принят первый антитрестовский закон = закон Шермана. Вскоре такие законы были приняты практически во всех странах.

Принцип действия антимонопольного закона заключается в следующем. Сначала необходимо определить наличие монополии или ситуации, близкой к монополии, в некоторой отрасли. Для этого используются различные показатели = например, доля продаж в фирме в общем рынке. Если эта доля превышает 60%, считают ситуацию близкой к монополии.

Реализация этого принципа на практике представляет собой нелегкое дело, и поэтому первые антитрестовские законы обычно оказывалась несовершенными, и впоследствии многие страны принимали новые варианты этих законов или делали поправки к старым.

Регулирование может осуществляться по-разному. Если монополия возникла путем искусственного объединения нескольких фирм, то ее просто разъединяют. Если же монополия естественная и ее разделить невозможно, то устанавливают максимальные цены, которые фирма может назначать на свой продукт.

Многие из фирм, названия которых вам известны, имели проблемы с антимонопольными органами и участвовали в судебных разбирательствах = это IBM, Proctor&Gamble, Eastman Kodak и другие.

В настоящее время на некоторых рынках продолжают существовать монополии (или почти монополии). В большинстве случаев это естественные монополии (электричество, водопровод и т. д.), регулированием которых занимается государство.

Но существуют и искусственные монополии. Например, южноафриканская компания De Beers контролирует около 80% всей мировой добычи алмазов.

Монополия (от греч. μονο - один и πωλέω - продаю) - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторитаристским правом, патентом;
2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу.

Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой.

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация монополиста проводится:
1) по объему покупки (опт и розница);
2) покупателю (по доходам, возрасту). Например, продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, так как они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);
3) разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема (в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем), которая позволит получить максимальную прибыль.

Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 14.1):

В отличие от рынка современной конкуренции, цена монополиста превышает MC

Таким образом P m и Q m – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Q m был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по P k (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как P m > P k , а P m > MR=MC, следовательно P m P k – величина монопольной власти(L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене

Рис.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста P m > P z (себестоимость Q M), величину прибыли характеризует прямоугольник P m mzP z .