Мобилизация финансовых ресурсов: сущность и основные источники. Методы мобилизации финансовых ресурсов


Финансовые ресурсы государства охватывают ресурсы всех секторов экономики: государственного, предпринимательского и частного.
В распоряжении государства находятся ресурсы бюджетной системы централизованных и отдельных децентрализованных фондов денежных средств, а также государственных финансовых институций (Национального банка, государственных кредитных учреждений и т. д.).
Источниками финансовых ресурсов предприятий являются уставной капитал, прибыль, амортизационный фонд, резервный фонд, фонды экономического стимулирования.
Финансовые ресурсы делятся на собственные и привлеченные. К собственным финансовым ресурсам принадлежат денежные средства, полученные в ходе финансово-хозяйственной деятельности (уставной капитал, прибыль, амортизационный фонд, другие фонды предприятий). Привлеченные ресурсы - это денежные средства, полученные в результате кредитов и займов, приобретающих характер задолженности (кредиты; финансовые ресурсы, привлеченные путем выпуска ценных бумаг; кредиторская задолженность).
Актуальным вопросом относительно усовершенствования финансовых отношений является вопрос об установлении рационального соотношения между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами. Высокий уровень централизации налогов и других обязательных взносов приводит к увеличению финансовых ресурсов государственного сектора и, соответственно, уменьшению финансовых ресурсов предприятий, что негативно отражается на результатах их деятельности, подрывает материальную заинтересованность в достижении лучших показателей, а также способствует оттоку средств в теневой сектор экономики.
Источники формирования финансовых ресурсов на макроуровне:
  • стоимость валового внутреннего продукта;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • национальное богатство;
  • привлеченные ресурсы (займы).
Источники формирования финансовых ресурсов на микроуровне:
  • собственные средства экономических ресурсов: уставной фонд предприятия;
  • средства, приравниваемые к собственным (стойкие пассивы): минимальная задолженность по заработной плате и взносы в целевые фонды; резерв платежей, которые должны быть; авансы и предоплата заказчиков;
  • привлеченные средства: прибыль, полученная на финансовом рынке от реализации ценных бумаг, полученные займы и др.;
  • средства, полученные после распределения: бюджетные ассигнования, сберегательные отчисления, поступления из целевых фондов.

Схема 3.1.

С. - стоимость потребленных ресурсов;
V - стоимость затрат живого труда; m - вновь созданная стоимость, дополнительный продукт.
Каждый из элементов участвует в формировании финансовых ресурсов общества в определенных специфических формах.
Амортизационный ресурс - форма участия элемента «С» - действует только на микроуровне по месту создания, перераспределению не подлежит.
V - участвует в создании финансовых ресурсов в формах: обязательные безвозвратные налоги и сборы в бюджет, целевые фонды; страховые взносы и другие платежи в финансовую систему; добровольные платежи на безвозвратной основе в форме прироста вкладов в сберегательных учреждениях, приобретение государственных ценных бумаг.
m - относится к финансовым ресурсам непосредственно как чистая прибыль предпринимательских субъектов и опосредованно как налоги и другие платежи в централизованные фонды на макроуровне (бюджет, целевые фонды).
Финансовые ресурсы формируются разными методами: обязательными и добровольными; кредитными и на безвозвратной основе; как результат основной деятельности и от непрофильных операций.


Схема 3.2. Использование финансовых ресурсов
Возможности удовлетворения потребностей общества могут определяться объемом финансовых ресурсов или другими факторами:
структурой национального дохода (соотношением фонда оплаты труда и чистого дохода);

  • отраслевой структурой экономики;
  • степенью интенсификации общественного производства;
  • эффективностью использования средств;
  • другими.
Централизованные финансовые ресурсы используются на:
  • производственные инвестиции (простое и расширенное воспроизводство средств производства в государственном секторе экономики);
  • социальное обслуживание населения и содержание непроизводственной сферы;
  • военные расходы;
  • экологические расходы;
  • обслуживание государственного долга;
  • финансирование научно-технического прогресса;
  • создание резервных и страховых фондов;
  • другие цели, обеспечивающие жизнедеятельность общественного организма. Распределение централизованных финансовых ресурсов, в зависимости от возможности удовлетворять потребности, должно отвечать следующим условиям:
  1. В полном объеме следует финансировать потребности, не поддающиеся регулированию, потому что они определяются параметрами (объемом расходов на обслуживание государственного долга, на содержание Вооруженных Сил и т. п.).
  2. Нововведения в экономику определяются предусматриваемыми темпами роста, которые регулируются в зависимости от наличия ресурсов (формировать или замедлять).
  3. Расходы социального назначения мало поддаются маневрированию (образование, охрана здоровья, пенсии), но легко регулируются по объему и срокам проведения при недостатке ресурсов.
Валовой внутренний продукт в качестве источника формирования финансовых ресурсов - это:
  • чистые налоги (непрямые): акцизный сбор, налог на добавленную стоимость;
  • амортизация: амортизационные отчисления;
  • начисления соцстраха: отчисления в фонд занятости; отчисления на социальное обеспечение и социальное страхование;
  • доходы от личного подсобного хозяйствования и другие доходы населения: прирост долгосрочных вкладов населения;
  • заработная плата: налоги и платежи населения;
  • прибыль: платежи и отчисления, которые относятся на себестоимость. Направления использования ресурсов:
  • расходы на развитие экономики и расширенное производство;
  • расходы на социальное обслуживание;
Валовой внутренний продукт

Схема 3.3. Взаимосвязь финансовых ресурсов со стоимостной структурой валового внутреннего валового продукта
  • расходы на социальные гарантии населению;
  • пенсии и предоставление помощи;
  • расходы на развитие науки;
  • расходы на оборону;
  • расходы на управление;
  • расходы на внешнеэкономическую деятельность;
  • расходы на обслуживание государственного долга;
  • государственные дотации;
  • другие расходы бюджета;
  • расходы хозяйственных структур на социальные мероприятия;
  • другие расходы предпринимательских структур.
Децентрализованные финансовые ресурсы предусмотрены для финансирования потребностей производственных и непроизводственных структур, то есть по месту их создания.
В сфере производства существуют простое или расширенное воспроизводство средств и предметов труда, создание резервных (страховых) фондов и другие материальные расходы производственного назначения, материальное поощрение и финансовая помощь работающим, благотворительность и другие социальные расходы.
Движение финансовых ресурсов происходит от источников их создания до конечного использования: в процессе создания, движения и использования финансовых ресурсов проявляется их функция, то есть общественное назначение - обеспечить влияние финансов на общественное воспроизводство путем:
  • финансирования воспроизводственного процесса;
  • финансового стимулирования повышения продуктивности общественного труда;
  • финансового регулирования экономического и социального развития общества;
  • создания финансовых условий рыночной трансформации экономики, интеграции в мировое сообщество, дальнейшей демократизации общественных отношений.
Структура и источники финансовых ресурсов предприятий Финансовые ресурсы могут выступать в таких формах, как финансовые ресурсы предприятий, некоммерческих учреждений, общественных организаций, в форме государственных финансов. Каждая из этих форм имеет свое предназначение, играет свою роль в развитии государства, деятельности предприятий и населения. Как известно, предприятие является основным звеном экономики, а финансовые ресурсы предприятии говорят о его состоятельности или несостоятельности. От результатов деятельности предприятий (от движения финансовых ресурсов, в частности) зависит экономическое положение государства, уровень жизни его граждан. Финансы предприятия составляют основу финансовой системы. Как хозяйствующий субъект, предприятие взаимодействует с поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, с банком, бюджетом и т.д. Однако финансовые отношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение наемных источников, распределение доходов, их использование на развитие самого предприятия. Финансы предприятий - это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фонда денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов накопления. Материальным носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении предприятий и предназначены для удовлетворения его производственных и социальных потребностей. Формирование финансовых ресурсов осуществляется из источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. Основой нормального функционирования предприятия является наличие достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающих возможность удовлетворения возникающих потребностей предприятия для текущей деятельности и развития. Финансовые ресурсы предприятия- это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии Формирование финансовых ресурсов предприятий осуществляется за счет собственных и заемных средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово- банковской системы в порядке перераспределения. Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине - в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами. Основными источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др. Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Прибыль - основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами. Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др. Еще один источник внутренних резервов - добавочный капитал -образуется в результате прироста стоимости имущества, выявленной в результате переоценки, получения эмиссионного дохода (от дополнительной эмиссии акций, продажи акций выше номинала), безвозмездного получения ценностей или имущества от других предприятий и лиц (как правило, носят строго целевой характер). В уставных документах может предусматриваться создание неделимого фонда сверх суммы уставного капитала, фонд используется как финансовый ресурс. Внешние источники финансовых ресурсов предприятия финансовых ресурсов предприятия (или заемные финансовые средства) – это поступление извне. Они образуются за счет мобилизуемых на финансовом рынке и поступающих в порядке перераспределения средств. Ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, состоят из средств от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и другие) и кредитных инвестиций. Ресурсы, поступающие в порядке перераспределения, состоят из: страховых возмещений по искам; реализации страховых полисов и залоговых свидетельств; финансовых ресурсов, формируемых на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности); дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов; финансовых ресурсов, поступающих от союзов, ассоциаций, отраслевых структур; бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций. Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами или крупными инвестициями. Они состоят из правовых хозяйственных обязательств перед третьими лицами. Это долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий в виде векселей. Эти средства передаются предприятию на основе платности и возвратности. д) Финансы некоммерческих учреждений (ФНУ)

В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить:

1) принятие решений об инвестировании;

2) осуществление и эксплуатация инвестиций.

На первом этапе ставятся цели и определяются направления инвестирования, выбираются конкретные объекты вложения средств. Формирование целей и разработка направлений инвестиционной деятельности связаны с разработкой инвестиционной стратегии предприятия. Конкретные объекты инвестирования выбираются в процессе планирования инвестиций. Содержание второго этапа может существенно различаться в зависимости от особенностей осуществления реальных и финансовых инвестиций.

В рыночном хозяйстве инвестиционный процесс реализуется через механизм инвестиционного рынка, посредством которого осуществляется кругооборот инвестиций, преобразование инвестиционных ресурсов во вложения и обеспечивается прирост капитальной стоимости.

39. Первоначальный и текущий капитал.

Первоначальный- начальный капитал, необходимый для открытия собственного дела, создания предприятия.

Текущий капитал представляет собой функционирующий капитал, участвующий во всех стадиях воспроизводственного процесса и обеспечивающий их непрерывность. Текущий капитал определяется за определенный отрезок времени (год, квартал, месяц), его состояние фиксируется в балансе компании на определенную дату (начало, конец отчетного года). Непрерывное функционирование субъекта хозяйствования зависит от размера, структуры текущего капитала, опытного маневрирования финансовыми ресурсами, их действенного использования.

42.Способы и формы мобилизации финансовых ресурсов.

Финансовый рынок - это рынок финансовых активов, форма орга низации движения денежных средств в экономике. Он функционирует как рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг, валютный и стра ховой рынок. По срокам обращения на нем финансовых инструментов делится на рынок капиталов и денежный рынок.

Предпосылкой его функционирования является несовпадение по требности в финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования с наличи ем источников удовлетворения этой потребности. Финансовый рынок предназначен для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования. Функциональное назначение финансового рынка состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам) - основным его участникам.

Использование денежных средств финансового рынка, которое осуществляется с помощью таких способов как эмиссия ценных бумаг, открытие кредитной линии в банках, получение займов у других органи заций и инвестиций в ценные бумаги, позволяет предприятиям решить следующие задачи:

Обеспечить перелив капитала между его участниками, способ ствуя концентрации финансовых ресурсов в наиболее рентабельных сферах экономики;

Эмитентам мобилизовать внутренние источники финансирова ния и временно свободные денежные ресурсы для долгосрочных инве стиций и удовлетворения других потребностей;

Инвесторам сформировать свои инвестиционные портфели наи лучшим образом с точки зрения сохранности капитала от инфляции и в целях получения дополнительного дохода.

Финансы выполняют несколько важных функций в социально-экономическом развитии страны. К ним относятся:

1) мобилизация ресурсов;

2) распределение привлеченных ресурсов;

3) организация рационального использования экономических ресурсов;

4) контроль за формированием и использованием привлеченных ресурсов

Мобилизация ресурсов заключается в том, что с помощью финансовых рычагов субъект деятельности привлекает необходимые ресурсы с целью решения определенных задач. Мобилизация - это привлечение, получения, приобретения рес ресурсов. Такие операции осуществляются при наличии различных условий и возможностей. Мобилизация ресурсов проводится с использованием различных инструментов. Даже в случаях, когда мобилизация ресурсов. Видеовызов юеться в товарной форме, финансы играют важную роль, поскольку оценивание ресурсов, а также их обращение происходят в денежной форме. При этом формируются определенные финансовые активы и соответственно, обязывает. Ання между участникамиками.

Например, с целью формирования ресурсов для обеспечения деятельности предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) учредители должны создать уставный капитал, который формируется пу яхом получения взносов участников. Они могут осуществляться в материальной, нематериальной и денежной формах. При этом активы передаются от учредителей в предприятия как юридического лица, а. ООО принимать имеет себя соответствующие обязательства перед основателямми.

Мобилизация экономических ресурсов субъектами хозяйственной деятельности может проводиться с использованием различных способов привлечения средств, например выпуска и размещения ценных бумаг, привлечение кредите ей, использование части прибыли с целью увеличения собственного капитала тощ.

Мобилизация средств для финансирования государственных расходов производится государственными органами управления. Источники мобилизации устанавливаются законодательством и утверждаются. Законом о государственном бюджете на текущий год. К ним, в частности, относятся: налоги, сборы и обязательные отчисления, продажу ресурсов, получение дивидендов на государственные пакеты акций, арендной платы от переданного в аренду государственного имущества и др.. С целью финансирования дефицита государственного бюджета используются доходы, полученные от приватизации государственного имущества, поступления от размещения государственных ценных бумаг, привлечения кредите в тощощо.

С переходом к рыночной экономике процесс мобилизации ресурсов для субъектов значительно усложняется. Так, привлечение средств в. Государственный бюджет имеет определенные границы и требует отлаженной системы исполнения. Вот содержания ресурсов путем эмиссии и размещения ценных бумаг предусматривает изучение потребностей рынка, спроса инвесторов, гарантий обслуживания эмиссий. Получению дивидендов предшествует активная деятельная ость в управлении предприятием путем участия в работе общего собрания акционеров, наблюдательного совета, правления и других органов управления. ОАО. Значительно усложняются условия получения кредита необходимо в обеспечить целевое и прибыльное использование привлеченных средств, предоставить соответствующие гарантии кредитору, провести погашения и обслуживания предоставленных кредитов в сроки, предусмотренные кредитным соглашениямгодою.

Распределение привлеченных ресурсов - это разделение мобилизованных ресурсов по различным направлениям использования с целью обеспечения определенной деятельности. Так, распределение ресурсов на уровне государства в процессе выполнения государством авного бюджета предусматривает использование доходов бюджета по установленному назначению. Это - финансирование образования, здравоохранения, органов государственного управления, проведения регулирования экономики, осуществлен ния государственных инвестиций и др.. Субъекты предпринимательской деятельности подразделяют мобилизованные ресурсы в фонды, которые используются с целью формирования и пополнения внеоборотных и оборотных активов. Каждый из следующих элементов имеет определенную структуру, которая определяется в процессе деятельности предприятийства.

Финансовые ресурсы распределяются между различными группами населения. Растет объем движения финансовых и экономических ресурсов между государствами. В процессе распределения средств используются различные способы. Это - бюджетами. Тне регулирования, предоставления кредитов, создание совместных предприятий, финансовых групп, холдинговых компаний и др.. Распределение ресурсов между группами граждан проводится путем предоставления государственных дотаций, помо вания, кредитования (как потребительского, так и предпринимательского), финансирование создания дополнительных рабочих мест, проведение переподготовки кадров и иа ін.

С помощью финансов осуществляют организацию рационального и эффективного использования привлеченных экономических ресурсов. Когда ресурсы не дают необходимой отдачи, это приводит к возникновению убытков и дес стабилизирует хозяйственное развитие предприятия. Тогда возникает необходимость проведения существенных изменений как в структуре, так и способах использования привлеченных ресурсов. Анализ использования ресурсов оказывает на прями их оптимизации. На государственном уровне распределение расходов между распорядителями ресурсов автоматически не предполагает их рационального использования. Задача достижения финансовых результатов в деятельности субъектов объектов заключается в целевом и эффективном применении ресурсов при выполнении государственной программыограм.

Функция контроля за формированием и использованием ресурсов состоит в том, что с помощью финансовых рычагов и показателей осуществляется контроль за деятельностью субъекта. Такой контроль предполагает изучение я и принятия решений о целесообразности и эффективности выполнения функций мобилизации, распределения и использования экономических и финансовых ресурсов. Контрольную функцию осуществляют различные субъекты: владельцы п идприемства, государственные органы управления, общественные организации и иін.

Владельцы контролируют деятельность правления, анализируя отчеты и показатели, отражающие результаты работы предприятия. На основе такого анализа разрабатываются и внедряются мероприятия, д. рямовани на осуществление влияния на правление с целью повышения эффективности его деятельности. Государственный контроль - это контроль государственными органами управления финансовой деятельности государственных учреждений, юридических ичних лиц различных форм собственности, граждан и др.. Важная роль в проведении контроля принадлежит и общественным организациям. Например, профсоюзы заинтересованы в выполнении финансовых операций с учетом интересов работников и служащих, которых привлекают на условиях наемайму.


способов как эмиссия, открытие кредитной линии в банках, получение займов у других организаций и инвестиций в ценные бумаги, позволяет предприятиям решить следующие задачи: обеспечить перелив капитала между его участниками, способствуя концентрации финансов ых ресурсов в наиболее рентабельных сферах экономики; эмитентам позволяет мобилизовать внутренние источники финансирования и временно
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
    способность предприятий, масштабы бар терных связей и др. Влияние факторов в истекшие годы реформ в основном огра-ничивало развитие инвестиционного спроса: имели место доро гой кредит, высокие инфляционные ожидания, большие масшта бы бартерных связей, несовершенство законодательной базы, на логовой системы и т.д. Интегрально такое влияние выразилось в резком снижении инвестиционной активности
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    способы распределения, обмена, потребления мате риальных благ, положение определенных групп, классов. При ча стной собственности отношения строятся на обособленном при своении, при общественной - на совместном присвоении. Предприятия частного сектора экономики различаются в за-висимости от того, сколько (одно или несколько) лиц являются владельцами предприятия, от ответственности за деятельность
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
    способности продукции. Определяющей особенностью пе редачи результатов научных исследований для их освоения в про изводстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рын ках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные изменения основных про
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    способности отечествен ной продукции на внутреннем и внешнем рынках. 7. Рационализация размещения субъектов материального про-изводства по регионам страны. 8. Обеспечение экологической безопасности производства, особенно в энергетике, химической и металлургической промыш-ленности. Основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов регулирования сферы материального производства

  • способом Другие виды доходов Амортизацион-ные отчисления Выручка от реализации вы бы вш его имущества Устойчивые пассивы Целевые поступления (плата за содержание детей и др.) Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве Паевые и иные взносы членов трудового коллектива ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Мобилизуемые на финансов ом рынке Продажа собственных акций, облигаций и других видов
  • Некоторые моменты истории развития кредитной системы России
    способности рубля, организации оборота наличных денег; внедрении наиболее прогрессивных форм кредитования и расчетов, способствующих укреплению оборачиваемости оборотных средств и укреплению платежной дисциплины; координации функций специализированных банков и контроле по всем основным направлениям их деятельности; выполнении совместно с Внешэкономбанком операций по использованию иностранной
  • Глава Рынок ценных бумаг
    способа размещения ценных бумаг. Закрытое размещение (частное), которое иногда называют резервированием и другими терминами, означает размещение ценных бумаг среди заранее известного ограниченного круга лиц, которых иногда называют учредителями. Открытое размещение (публичное) - это размещение ценных бумаг среди неограниченного круга лиц (в России оно регламентировано числом владельцев ценных
  • 1.3. Фирмы как экономические субъекты
    способность к труду). Платежи, которые производят предприятия, покупая факторы производства, представляют собой издержки этих предприятий, и одновременно они образуют потоки заработной платы, ренты, процентов и т.п. На рынке готовой продукции фирмы (предприятия) формируют предложение товаров и услуг, выступая в роли продавцов и разрабатывая определенную ценовую стратегию в зависимости от условий
  • ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
    способность одной валюты обмениваться на другую валюту. Конкурентоспособность - способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком качественном уровне. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной