Мобилизация финансовых ресурсов: сущность и основные источники. Методы мобилизации финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы государства охватывают ресурсы всех секторов экономики: государственного, предпринимательского и частного.
В распоряжении государства находятся ресурсы бюджетной системы централизованных и отдельных децентрализованных фондов денежных средств, а также государственных финансовых институций (Национального банка, государственных кредитных учреждений и т. д.).
Источниками финансовых ресурсов предприятий являются уставной капитал, прибыль, амортизационный фонд, резервный фонд, фонды экономического стимулирования.
Финансовые ресурсы делятся на собственные и привлеченные. К собственным финансовым ресурсам принадлежат денежные средства, полученные в ходе финансово-хозяйственной деятельности (уставной капитал, прибыль, амортизационный фонд, другие фонды предприятий). Привлеченные ресурсы - это денежные средства, полученные в результате кредитов и займов, приобретающих характер задолженности (кредиты; финансовые ресурсы, привлеченные путем выпуска ценных бумаг; кредиторская задолженность).
Актуальным вопросом относительно усовершенствования финансовых отношений является вопрос об установлении рационального соотношения между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами. Высокий уровень централизации налогов и других обязательных взносов приводит к увеличению финансовых ресурсов государственного сектора и, соответственно, уменьшению финансовых ресурсов предприятий, что негативно отражается на результатах их деятельности, подрывает материальную заинтересованность в достижении лучших показателей, а также способствует оттоку средств в теневой сектор экономики.
Источники формирования финансовых ресурсов на макроуровне:
- стоимость валового внутреннего продукта;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- национальное богатство;
- привлеченные ресурсы (займы).
- собственные средства экономических ресурсов: уставной фонд предприятия;
- средства, приравниваемые к собственным (стойкие пассивы): минимальная задолженность по заработной плате и взносы в целевые фонды; резерв платежей, которые должны быть; авансы и предоплата заказчиков;
- привлеченные средства: прибыль, полученная на финансовом рынке от реализации ценных бумаг, полученные займы и др.;
- средства, полученные после распределения: бюджетные ассигнования, сберегательные отчисления, поступления из целевых фондов.
Схема 3.1.
С. - стоимость потребленных ресурсов;
V - стоимость затрат живого труда; m - вновь созданная стоимость, дополнительный продукт.
Каждый из элементов участвует в формировании финансовых ресурсов общества в определенных специфических формах.
Амортизационный ресурс - форма участия элемента «С» - действует только на микроуровне по месту создания, перераспределению не подлежит.
V - участвует в создании финансовых ресурсов в формах: обязательные безвозвратные налоги и сборы в бюджет, целевые фонды; страховые взносы и другие платежи в финансовую систему; добровольные платежи на безвозвратной основе в форме прироста вкладов в сберегательных учреждениях, приобретение государственных ценных бумаг.
m - относится к финансовым ресурсам непосредственно как чистая прибыль предпринимательских субъектов и опосредованно как налоги и другие платежи в централизованные фонды на макроуровне (бюджет, целевые фонды).
Финансовые ресурсы формируются разными методами: обязательными и добровольными; кредитными и на безвозвратной основе; как результат основной деятельности и от непрофильных операций.
Схема 3.2. Использование финансовых ресурсов
Возможности удовлетворения потребностей общества могут определяться объемом финансовых ресурсов или другими факторами:
структурой национального дохода (соотношением фонда оплаты труда и чистого дохода);
- отраслевой структурой экономики;
- степенью интенсификации общественного производства;
- эффективностью использования средств;
- другими.
- производственные инвестиции (простое и расширенное воспроизводство средств производства в государственном секторе экономики);
- социальное обслуживание населения и содержание непроизводственной сферы;
- военные расходы;
- экологические расходы;
- обслуживание государственного долга;
- финансирование научно-технического прогресса;
- создание резервных и страховых фондов;
- другие цели, обеспечивающие жизнедеятельность общественного организма. Распределение централизованных финансовых ресурсов, в зависимости от возможности удовлетворять потребности, должно отвечать следующим условиям:
- В полном объеме следует финансировать потребности, не поддающиеся регулированию, потому что они определяются параметрами (объемом расходов на обслуживание государственного долга, на содержание Вооруженных Сил и т. п.).
- Нововведения в экономику определяются предусматриваемыми темпами роста, которые регулируются в зависимости от наличия ресурсов (формировать или замедлять).
- Расходы социального назначения мало поддаются маневрированию (образование, охрана здоровья, пенсии), но легко регулируются по объему и срокам проведения при недостатке ресурсов.
- чистые налоги (непрямые): акцизный сбор, налог на добавленную стоимость;
- амортизация: амортизационные отчисления;
- начисления соцстраха: отчисления в фонд занятости; отчисления на социальное обеспечение и социальное страхование;
- доходы от личного подсобного хозяйствования и другие доходы населения: прирост долгосрочных вкладов населения;
- заработная плата: налоги и платежи населения;
- прибыль: платежи и отчисления, которые относятся на себестоимость. Направления использования ресурсов:
- расходы на развитие экономики и расширенное производство;
- расходы на социальное обслуживание;
Схема 3.3. Взаимосвязь финансовых ресурсов со стоимостной структурой валового внутреннего валового продукта
- расходы на социальные гарантии населению;
- пенсии и предоставление помощи;
- расходы на развитие науки;
- расходы на оборону;
- расходы на управление;
- расходы на внешнеэкономическую деятельность;
- расходы на обслуживание государственного долга;
- государственные дотации;
- другие расходы бюджета;
- расходы хозяйственных структур на социальные мероприятия;
- другие расходы предпринимательских структур.
В сфере производства существуют простое или расширенное воспроизводство средств и предметов труда, создание резервных (страховых) фондов и другие материальные расходы производственного назначения, материальное поощрение и финансовая помощь работающим, благотворительность и другие социальные расходы.
Движение финансовых ресурсов происходит от источников их создания до конечного использования: в процессе создания, движения и использования финансовых ресурсов проявляется их функция, то есть общественное назначение - обеспечить влияние финансов на общественное воспроизводство путем:
- финансирования воспроизводственного процесса;
- финансового стимулирования повышения продуктивности общественного труда;
- финансового регулирования экономического и социального развития общества;
- создания финансовых условий рыночной трансформации экономики, интеграции в мировое сообщество, дальнейшей демократизации общественных отношений.
В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить:
1) принятие решений об инвестировании;
2) осуществление и эксплуатация инвестиций.
На первом этапе ставятся цели и определяются направления инвестирования, выбираются конкретные объекты вложения средств. Формирование целей и разработка направлений инвестиционной деятельности связаны с разработкой инвестиционной стратегии предприятия. Конкретные объекты инвестирования выбираются в процессе планирования инвестиций. Содержание второго этапа может существенно различаться в зависимости от особенностей осуществления реальных и финансовых инвестиций.
В рыночном хозяйстве инвестиционный процесс реализуется через механизм инвестиционного рынка, посредством которого осуществляется кругооборот инвестиций, преобразование инвестиционных ресурсов во вложения и обеспечивается прирост капитальной стоимости.
39. Первоначальный и текущий капитал.
Первоначальный- начальный капитал, необходимый для открытия собственного дела, создания предприятия.
Текущий капитал представляет собой функционирующий капитал, участвующий во всех стадиях воспроизводственного процесса и обеспечивающий их непрерывность. Текущий капитал определяется за определенный отрезок времени (год, квартал, месяц), его состояние фиксируется в балансе компании на определенную дату (начало, конец отчетного года). Непрерывное функционирование субъекта хозяйствования зависит от размера, структуры текущего капитала, опытного маневрирования финансовыми ресурсами, их действенного использования.
42.Способы и формы мобилизации финансовых ресурсов.
Финансовый рынок - это рынок финансовых активов, форма орга низации движения денежных средств в экономике. Он функционирует как рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг, валютный и стра ховой рынок. По срокам обращения на нем финансовых инструментов делится на рынок капиталов и денежный рынок.
Предпосылкой его функционирования является несовпадение по требности в финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования с наличи ем источников удовлетворения этой потребности. Финансовый рынок предназначен для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования. Функциональное назначение финансового рынка состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам) - основным его участникам.
Использование денежных средств финансового рынка, которое осуществляется с помощью таких способов как эмиссия ценных бумаг, открытие кредитной линии в банках, получение займов у других органи заций и инвестиций в ценные бумаги, позволяет предприятиям решить следующие задачи:
Обеспечить перелив капитала между его участниками, способ ствуя концентрации финансовых ресурсов в наиболее рентабельных сферах экономики;
Эмитентам мобилизовать внутренние источники финансирова ния и временно свободные денежные ресурсы для долгосрочных инве стиций и удовлетворения других потребностей;
Инвесторам сформировать свои инвестиционные портфели наи лучшим образом с точки зрения сохранности капитала от инфляции и в целях получения дополнительного дохода.
Финансы выполняют несколько важных функций в социально-экономическом развитии страны. К ним относятся:
1) мобилизация ресурсов;
2) распределение привлеченных ресурсов;
3) организация рационального использования экономических ресурсов;
4) контроль за формированием и использованием привлеченных ресурсов
Мобилизация ресурсов заключается в том, что с помощью финансовых рычагов субъект деятельности привлекает необходимые ресурсы с целью решения определенных задач. Мобилизация - это привлечение, получения, приобретения рес ресурсов. Такие операции осуществляются при наличии различных условий и возможностей. Мобилизация ресурсов проводится с использованием различных инструментов. Даже в случаях, когда мобилизация ресурсов. Видеовызов юеться в товарной форме, финансы играют важную роль, поскольку оценивание ресурсов, а также их обращение происходят в денежной форме. При этом формируются определенные финансовые активы и соответственно, обязывает. Ання между участникамиками.
Например, с целью формирования ресурсов для обеспечения деятельности предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) учредители должны создать уставный капитал, который формируется пу яхом получения взносов участников. Они могут осуществляться в материальной, нематериальной и денежной формах. При этом активы передаются от учредителей в предприятия как юридического лица, а. ООО принимать имеет себя соответствующие обязательства перед основателямми.
Мобилизация экономических ресурсов субъектами хозяйственной деятельности может проводиться с использованием различных способов привлечения средств, например выпуска и размещения ценных бумаг, привлечение кредите ей, использование части прибыли с целью увеличения собственного капитала тощ.
Мобилизация средств для финансирования государственных расходов производится государственными органами управления. Источники мобилизации устанавливаются законодательством и утверждаются. Законом о государственном бюджете на текущий год. К ним, в частности, относятся: налоги, сборы и обязательные отчисления, продажу ресурсов, получение дивидендов на государственные пакеты акций, арендной платы от переданного в аренду государственного имущества и др.. С целью финансирования дефицита государственного бюджета используются доходы, полученные от приватизации государственного имущества, поступления от размещения государственных ценных бумаг, привлечения кредите в тощощо.
С переходом к рыночной экономике процесс мобилизации ресурсов для субъектов значительно усложняется. Так, привлечение средств в. Государственный бюджет имеет определенные границы и требует отлаженной системы исполнения. Вот содержания ресурсов путем эмиссии и размещения ценных бумаг предусматривает изучение потребностей рынка, спроса инвесторов, гарантий обслуживания эмиссий. Получению дивидендов предшествует активная деятельная ость в управлении предприятием путем участия в работе общего собрания акционеров, наблюдательного совета, правления и других органов управления. ОАО. Значительно усложняются условия получения кредита необходимо в обеспечить целевое и прибыльное использование привлеченных средств, предоставить соответствующие гарантии кредитору, провести погашения и обслуживания предоставленных кредитов в сроки, предусмотренные кредитным соглашениямгодою.
Распределение привлеченных ресурсов - это разделение мобилизованных ресурсов по различным направлениям использования с целью обеспечения определенной деятельности. Так, распределение ресурсов на уровне государства в процессе выполнения государством авного бюджета предусматривает использование доходов бюджета по установленному назначению. Это - финансирование образования, здравоохранения, органов государственного управления, проведения регулирования экономики, осуществлен ния государственных инвестиций и др.. Субъекты предпринимательской деятельности подразделяют мобилизованные ресурсы в фонды, которые используются с целью формирования и пополнения внеоборотных и оборотных активов. Каждый из следующих элементов имеет определенную структуру, которая определяется в процессе деятельности предприятийства.
Финансовые ресурсы распределяются между различными группами населения. Растет объем движения финансовых и экономических ресурсов между государствами. В процессе распределения средств используются различные способы. Это - бюджетами. Тне регулирования, предоставления кредитов, создание совместных предприятий, финансовых групп, холдинговых компаний и др.. Распределение ресурсов между группами граждан проводится путем предоставления государственных дотаций, помо вания, кредитования (как потребительского, так и предпринимательского), финансирование создания дополнительных рабочих мест, проведение переподготовки кадров и иа ін.
С помощью финансов осуществляют организацию рационального и эффективного использования привлеченных экономических ресурсов. Когда ресурсы не дают необходимой отдачи, это приводит к возникновению убытков и дес стабилизирует хозяйственное развитие предприятия. Тогда возникает необходимость проведения существенных изменений как в структуре, так и способах использования привлеченных ресурсов. Анализ использования ресурсов оказывает на прями их оптимизации. На государственном уровне распределение расходов между распорядителями ресурсов автоматически не предполагает их рационального использования. Задача достижения финансовых результатов в деятельности субъектов объектов заключается в целевом и эффективном применении ресурсов при выполнении государственной программыограм.
Функция контроля за формированием и использованием ресурсов состоит в том, что с помощью финансовых рычагов и показателей осуществляется контроль за деятельностью субъекта. Такой контроль предполагает изучение я и принятия решений о целесообразности и эффективности выполнения функций мобилизации, распределения и использования экономических и финансовых ресурсов. Контрольную функцию осуществляют различные субъекты: владельцы п идприемства, государственные органы управления, общественные организации и иін.
Владельцы контролируют деятельность правления, анализируя отчеты и показатели, отражающие результаты работы предприятия. На основе такого анализа разрабатываются и внедряются мероприятия, д. рямовани на осуществление влияния на правление с целью повышения эффективности его деятельности. Государственный контроль - это контроль государственными органами управления финансовой деятельности государственных учреждений, юридических ичних лиц различных форм собственности, граждан и др.. Важная роль в проведении контроля принадлежит и общественным организациям. Например, профсоюзы заинтересованы в выполнении финансовых операций с учетом интересов работников и служащих, которых привлекают на условиях наемайму.
способов как эмиссия, открытие кредитной линии в банках, получение займов у других организаций и инвестиций в ценные бумаги, позволяет предприятиям решить следующие задачи: обеспечить перелив капитала между его участниками, способствуя концентрации финансов ых ресурсов в наиболее рентабельных сферах экономики; эмитентам позволяет мобилизовать внутренние источники финансирования и временно
способность предприятий, масштабы бар терных связей и др. Влияние факторов в истекшие годы реформ в основном огра-ничивало развитие инвестиционного спроса: имели место доро гой кредит, высокие инфляционные ожидания, большие масшта бы бартерных связей, несовершенство законодательной базы, на логовой системы и т.д. Интегрально такое влияние выразилось в резком снижении инвестиционной активности
способы распределения, обмена, потребления мате риальных благ, положение определенных групп, классов. При ча стной собственности отношения строятся на обособленном при своении, при общественной - на совместном присвоении. Предприятия частного сектора экономики различаются в за-висимости от того, сколько (одно или несколько) лиц являются владельцами предприятия, от ответственности за деятельность
способности продукции. Определяющей особенностью пе редачи результатов научных исследований для их освоения в про изводстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рын ках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные изменения основных про
способности отечествен ной продукции на внутреннем и внешнем рынках. 7. Рационализация размещения субъектов материального про-изводства по регионам страны. 8. Обеспечение экологической безопасности производства, особенно в энергетике, химической и металлургической промыш-ленности. Основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов регулирования сферы материального производства
способом Другие виды доходов Амортизацион-ные отчисления Выручка от реализации вы бы вш его имущества Устойчивые пассивы Целевые поступления (плата за содержание детей и др.) Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве Паевые и иные взносы членов трудового коллектива ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Мобилизуемые на финансов ом рынке Продажа собственных акций, облигаций и других видов
способности рубля, организации оборота наличных денег; внедрении наиболее прогрессивных форм кредитования и расчетов, способствующих укреплению оборачиваемости оборотных средств и укреплению платежной дисциплины; координации функций специализированных банков и контроле по всем основным направлениям их деятельности; выполнении совместно с Внешэкономбанком операций по использованию иностранной
способа размещения ценных бумаг. Закрытое размещение (частное), которое иногда называют резервированием и другими терминами, означает размещение ценных бумаг среди заранее известного ограниченного круга лиц, которых иногда называют учредителями. Открытое размещение (публичное) - это размещение ценных бумаг среди неограниченного круга лиц (в России оно регламентировано числом владельцев ценных
способность к труду). Платежи, которые производят предприятия, покупая факторы производства, представляют собой издержки этих предприятий, и одновременно они образуют потоки заработной платы, ренты, процентов и т.п. На рынке готовой продукции фирмы (предприятия) формируют предложение товаров и услуг, выступая в роли продавцов и разрабатывая определенную ценовую стратегию в зависимости от условий
способность одной валюты обмениваться на другую валюту. Конкурентоспособность - способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком качественном уровне. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной