Метод структурирования функции качества. Структурирование функции качества

ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Метод Структурирования Функции Качества (далее - СФК), который иногда еще называют Развертыванием Функции Качества, впервые был применен компанией Мицубиси в 1972 г. Это экспертный метод, использующий таблич­ный способ представления данных, причем со специфической фор­мой таблиц, получивших название «домик качества».

Суть метода СФК состоит в том, что требования потребителя должны «развертываться» и конкретизироваться поэтапно, начи­ная с прединвестиционных исследований и заканчивая предпро­дажной подготовкой.

Основная идея СФК заключается в понимании того, что между потребительскими свойствами («фактическими показателями качества») и установленными в стандартах парамет­рами продукта («вспомогательными показателями качества») суще­ствует большое различие.

Технология СФК - это последовательность действий произ­водителя по преобразованию фактических показателей качества изделия в технические требования к продукции, процессам и обо­рудованию.

Метод СФК включает следующие фазы :

1. Планирование продукта . В этой фазе производитель определяет и уточняет требования потребителя. Результат построения первой матрицы - получение точных значений инженерных характерис­тик, то есть целей производителя. Данная фаза состоит из следующих этапов:

1.1. выяснение и уточнение требований потребителей . Потребитель формулирует свои пожелания, как правило, в абстрактной форме типа «удобная мебель» и «легкий телефон» и пр. Задача производителя состоит в том, чтобы с помощью раз­личных методов преобразовать требования (т. н. «голос») потреби­теля в инженерные характеристики продукта.

Выяснение требований потребителей начинается с анализа рынка. Для анализа рынка в качестве исходной информации, как правило, используется опрос. На основании опроса фирма опреде­ляет, какую именно продукцию следует производить. В результате опроса получается список потребительских требований к планируемой продукции. Данные требования записывают в столбец будущей мат­рицы СФК (рис. 13).

Рис.13. Потребительские требования

1.2. балльная оценка потребительских требований . Для определения, какие требования потребителей необходимо удовлетво­рить обязательно или в первую очередь, необходимо провести балльную оценку этих требований, выделенных на первом этапе, по степени важности. На этом этапе матрица будет выглядеть так (рис. 14):



Рис.14. Балльная оценка потребительских требований

1.3. разработка инженерных характеристик . Для работы на данном этапе со­здаётся группа инженеров-конструкторов, которая готовит список характеристик, важных с их точки зрения. В результате матрица трансформируется следующим образом (рис. 15):

Инженерные характеристики
Характеристика 1 Характеристика 2 Характеристика 3 Характеристика 4 ………….
Потребительские требования Баллы
1. Требование 1
2. Требование 2
3. Требование 3
4. Требование 4
5. ………….. …..

Рис.15. Инженерные характеристики

1.4. вычисление зависи­мостей потребительских требований и инженерных характерис­тик . На этом этапе необхо­димо ответить на вопрос: как зависит данное потребительское тре­бование от значимости инженерной характеристики. Первоначально можно использовать понятия «сильная связь», «средняя связь», «сла­бая связь» или «нет связи», а затем придать им числовые значения. Для определенности примем, что сильная связь числен­но равна 9, средняя связь - 3, а слабая связь - 1 (рис. 16).


Инженерные характеристики
Характеристика 1 Характеристика 2 Характеристика 3 Характеристика 4 ………….
Потребительские требования Баллы
1. Требование 1
2. Требование 2
3. Требование 3
4. Требование 4
5. ………….. …..

Рис.16. Взаимосвязь потребительских требований и инженерных характеристик

1.5. определение взаимосвязи между инженерными характеристиками . Метод СФК часто называют «домом качества» в которой проставляются взаимосвязи между инженерными характеристиками.

Инженерные характеристики могут быть согласованными или вступать в противоречие друг с другом. Первые обозначают знаком «+», а вторые – «-» (рис. 17).

Инженерные характеристики
Характеристика 1 Характеристика 2 Характеристика 3 Характеристика 4 ………….
Потребительские требования Баллы
1. Требование 1
2. Требование 2
3. Требование 3
4. Требование 4
5. ………….. …..

Рис.17. Взаимосвязь инженерных характеристик

1.6. определение весовых показателей инженерных характеристик с учетом оценки важности по­требительских требований и зависимости между потребитель­скими требованиями и инженерными характеристиками.

Относительная важность инженерной харак­теристики определяется путём умножения балльной оценки потребительского требования на числовой показатель связи между ним и инже­нерной характеристикой. Весовой показатель инженерной характеристики получается в результате суммирования значений по соответствую­щему столбцу. Наибольший весовой показатель определяет, куда необходимо направить первоочередное внимание (рис. 18).

Инженерные характеристики
Характеристика 1 Характеристика 2 Характеристика 3 Характеристика 4 ………….
Потребительские требования Баллы
1. Требование 1
2. Требование 2
3. Требование 3
4. Требование 4
5. ………….. …..
Весовой показатель
Техническая реализуемость

Рис.18. Матрица шестого и седьмого этапов

1.7. проведение учета технических ограни­чений . Все значения инженерных характеристик имеют предел дости­жимости. Поэтому следующей строчке матрицы проставляют экспертные оценки технической реализуемо­сти тех значений инженерных характеристик, которых в наибольшей степени требуют потребители. С учетом этого получаются скоррек­тированные целевые значения инженерных характеристик (рис. 18).

1.8. учет влияния конкурентов . Для осуществления этого этапа используют диаграмму, которую располагают справа от матри­цы. Конкурентов оценивают по тому, насколько полно они способ­ны выполнить каждое из определенных потребительских требований. Для оценки используют экспертный метод. Сравне­ние конкурентов называется процедурой бенчмаркинга, то есть со­поставимой оценки.

В результате первой фазы получается матрица с исходными данными для технического задания на проектирование и разработку новой продукции (рис. 19).


Инженерные характеристики
Характеристика 1 Характеристика 2 Характеристика 3 Характеристика 4 ………….
+ = -
Потребительские требования Баллы *
1. Требование 1 *
2. Требование 2 *
3. Требование 3 *
4. Требование 4 *
5. ………….. …..
Весовой показатель
Техническая реализуемость

Рис.19. Матрица с исходными данными для технического задания

2. Планирование компонентов продукта . В рамках этой фазы необходимо определить наиболее важные компоненты создава­емого продукта, которые обеспечивают реализацию инженерных характеристик, выявленных в результате построения первой мат­рицы. При этом определенные значения инженерных характерис­тик являются «входами», требованиями при построении второй матрицы, аналогично тому, как в первой матрице такими «входа­ми» были потребительские требования.

В результате должен быть выбран тот проект, который в наи­большей степени отвечает ожидаемым ценностям продукта для по­требителя. При этом для основных частей и компонентов продукта принятый проект должен предусматривать возможные пути улуч­шения параметров качества обеспечивающие оперативную коррек­тировку свойств продукта в зависимости от реакции рынка на его появление.

3. Проектирование процесса . На этом этапе свойства (парамет­ры качества) объекта проектирования переводятся в конкретные технологические операции, обеспечивающие получе­ние продукта с заданными свойствами. Этот этап предусматривает определение основных параметров каждой операции и выбор ме­тодов их контроля. Также на этом этапе должны быть предусмотрены пути дальнейшего улучшения процесса в соответствии с реакцией рын­ка на готовый продукт.

4. Проектирование производства . На этом этапе разрабатывают­ся производственные инструкции и выбираются инструменты кон­троля качества производства продукта с тем, чтобы каждый опера­тор имел четкое представление о том, что и как должно контроли­роваться в ходе выполнения процесса. Инструкции также должны предусматривать возможность совершенствования работы опера­тора в зависимости от того, сколько замеров должно производиться и как часто они должны делаться, какие измерительные инструмен­ты должны при этом применяться.

В целом метод СФК позволяет не только формализовать про­цедуру определенных основных характеристик создаваемого про­дукта с учетом пожеланий потребителя, но и принимать обосно­ванные решения по управлению качеством процессов создания нового продукта. Таким образом, «развертывая» качество на началь­ных этапах жизненного цикла продукта в соответствии с нуждами и пожеланиями потребителя, удается избежать (или, по крайней мере, свести к минимуму последующего) корректировку парамет­ров продукта после его появления на рынке, а следовательно, обес­печить высокую ценность и, одновременно, относительно низкую стоимость продукта (за счет сведения к минимуму непроизводствен­ных издержек).

Структурирование функций качества отсчитывает свое начало с конца 60-х годов (Voji Akao), когда стало очевидно, что причинно-следственные диаграммы Исикава Каоро стали слишком громоздкими для сложных технических задач. Матрицы СФК впервые былк применены в 1969 году на судостроительных верфях в Кобэ (Япония). В 1978 году Shugeru Mizumo и Voji Akao публикуют первук книгу по СФК на японском языке. Японские промышленники долге скрывали принципы использования метода СФК и только в начале 80-х годов первые сведения о СФК попали в США. Интересно отметить, что в американской научно-технической среде существует разночтение сведений о первых американцах, проложивших дорог} СФК в США и, более того, достаточно узкий круг специалистов пс СФК представляет собой не интегрированное сообщество, а проводит политику своеобразной конкуренции между отдельными группами. Понимание этого необходимо для оценки содержания перекрестных ссылок в публикациях. Общеизвестна роль Глена Мазура, возглавляющего Консалтинговый Центр японского бизнеса. Г. Мазур почти мгновенно переводил на английский язык японские публикации по тематике СФК, основал учебный Центр по распространению принципов СФК. Однако он не упоминается такими известными специалистами по СФК, как Don Clausing, Larry Silivan, Bob King, James Bossert и др.

В 1983 году Akao, Fuzukawa и Kogure представляют доклад в Чикаго и публикуют статью в американском журнале QualityProgress «QFD in Japan». В 1987 году появилась первая книга Боба Кинга, посвященная СФК - «Лучшее проектирование за меньшее время» (Better Designs in Half the Time), затем публикации следовали одна за другой.

Первыми в США начали активно внедрять СФК компания Ford Motor, корпорация Digital Equipment, компания Procter and Gamble. По мере роста популярности метода СФК им стали пользоваться и другие компании. В настоящее время регулярно проводятся международные конференции по СФК.

Приведем предварительную информацию о самом процессе СФК. Подробное же описание методики заполнения матриц (домов качества) дано в.

Говоря об истории СФК, следует помнить о наличии разных школ, что неминуемо приводит к разному определению одних и тех же понятий. Следует отметить, что даже в Японии, славящейся своим уважительным отношением к стандартам, разные авторы, описывающие процедуры СФК, пользуются разными определениями.В табл.15 приведены варианты названий у разных авторов одних и тех же понятий.

Таблица 15 Сравнение терминов

Clausing Cohen Doetz Используемые в пособии
House of Quality Product Planning Product Planning Matrix Плановая матрица-ПМ; Дом качества - ДК
Part deployment Design deployment Design planning Product Planning Проектная матрица - ПРМ
Process planning Manufacturing planning Process planning Процессная матрица - ПЦМ
Production operation planning Production planning Производственная матрица ПРОМ
Technical response Substitute Quality Characteristic (SQC) Measures Характеристики качества (инженерные параметры продукции)-

2. Характеристики качества (ХК) имеют второе название - инженерные параметры продукции (ИПП), но, учитывая, что в последнее время все чаще используется понятие SQC, далее будет применяться сокращение ХК.

3. Определение ДК или ПМ будут использоваться равноправно в зависимости от контекста.

Остановившись на указанных определениях, проведем краткий анализ плановой матрицы. ПМ-ДК - это сложная матрица, состоящая из нескольких, объединенных между собой подматриц. Общий вид этой сложной матрицы дал повод назвать получающуюся конструкцию «домом качества» - ДК.

Учитывая менталитет менеджеров и специалистов, не знакомых с идеями СФК, представляется более правильным называть эту матрицу термином, близким к инженерному представлению, а именно - «плановой матрицей», приведенной на рис.24 .

Прежде чем дать краткую характеристику подматрицам, входящим в ПМ, дадим несколько уточняющих определений. В предплановой матрице 2 существует столбец Goal, а в подматрице 6 - строка Target. Поскольку оба термина могут быть переведены, как «цель», для разнесения смыслового значения далее в тексте столбец подматрицы 2 будет именоваться, как задача, а строка подматрицы 6, как цели. Для определения столбца подматрицы 2 «importance to сustomer» будет применяться термин «важность для потребителя» Все остальные смысловые оттенки достаточно разнесены и не требуют специальных комментариев.



Остановимся теперь на рис. 24.

1. Иерархия запросов потребителя чаще всего выражена в виде вербальных представлений, далеких от технических формулировок, и образует группу вопросов, обозначаемых ЧТО? Иерархия чаще всего строится с помощью методов структурирования функции и связей.

2. Предплановая матрица (иногда называемая плановой матрицей, а вся конструкция матриц - домом качества) чаще всего строится второй по очередности. Традиционно она размещается справа в ДК, хотя удобнее ее было бы располагать сразу за матрицей 1. В случае сложных систем предплановая матрица позволяет команде ставить задачи на основе исследования рынка. Эти задачи должны согласовывать приоритеты организации с приоритетами потребителя. Для каждого запроса потребителя предплановая матрица должна отвечать на следующие вопросы:

Насколько важен этот запрос для потребителя?

Насколько хорошо разрабатываемая продукция удовлетворяет

запросу потребителя?

Каковы стратегические задачи, стоящие перед новой продукцией или сервисом?

Рис. 24 Плановая матрица (ДК):

1 - иерархия запросов и пожеланий потребителя (информация ГП) -

вопрос ЧТО?;

2 - предплановая матрица;

3 - иерархия характеристик качества - вопрос КАК?

4 - подматрица, учитывающая зависимости ЧТО? от КАК?

5 - подматрица технической корреляции ХК;

6 - подматрица приоритетов, оценки конкурентов и целей.

3. Подматрица содержит иерархию обобщенных характеристик качества продукции, планируемой к разработке, которые будут структурированы на последующих этапах в проектной, процессной и производственной матрицах.

4. Подматрица содержит предлагаемые командой величины соотношений между каждой ХК и каждым запросом потребителя, т.е. устанавливает оценку - ЧТО от КАК.

5. Подматрица представляет собой треугольную матрицу корреляционных зависимостей характеристик качества, повернутую на 45°, что послужило основанием назвать ее крышей, а всю плановую матрицу - домом качества. Эта подматрица предусматривает возможность отрицательной корреляции, т.е. улучшение одной из ХК приводит к ухудшению другой ХК. Подматрица содержит следующую информацию:

Упорядоченный ряд ХК, основанный на ранжировании запросов и пожеланий подматрицы 2 и оценок подматрицы 4;

Сравнительную информацию о характеристиках продукции конкурента;

Целевые значения технических характеристик.

Необходимо отметить, что при построении следующих матриц, если это представляется необходимым (в случае исследования сложных систем в обязательном порядке), происходит трансформация вопросов, которые получены в плановой матрице. Так, ХК, отвечающие на вопрос КАК? в плановой матрице, переходя к проектной матрице, играют функцию вопросов ЧТО? и на их ранжировании строится определение характеристик КАК? компонентов и т.д.

Эта логика представлена в табл.16

Таблица 16 Трансформация выходов на различных этапах СФК

На рис.24 приведена схема 4-х этапного процесса СФК (рисунок взят из )



Рис.24 Схема 4-хэтапного процесса СФК

Процесс СФК характеризуется следующими специфическими особенностями:

Конкуренция. В условиях мирового рынка и всеобъемлющей информации потребитель имеет гораздо больше возможностей для выбора, чем раньше. Появляется масса причин для конкуренции, которая порой принимает формы корыстного сотрудничества соперников (например, IBM и Apple). В условиях конкуренции борьба за деньги потребителя идет в разных направлениях: пересечение продукции разных фирм, появление новых хорошо разрекламированных видов продукции у какой-либо из фирм, гонка по времени выхода на рынок. Все это заставляет искать новые формы конкурентной борьбы и направления этой борьбы при принятии решения.

Голос потребителя - ГП. Поскольку воздействие внешней среды становится определяющим, то правильное использование информации ГП приобретает все большее значение. Потребитель чаще всего не может уточнить параметры лучшего решения, но считает свое мнение определяющим при выборе из спектра конкурирующих изделий, поэтому, уделяя внимание ГП, можно определить тенденции (тренд) спроса. Нужно четко понимать тенденции, основные запросы и факторы, влияющие на изменение запросов.

Продолжительность реакции. В обстановке нарастающей и изощренной конкуренции, способность быстрой реакции на изменение запросов рынка становится определяющей. Время выхода на рынок является одной из главных составляющих времени продаж. В сложных процессах реализации продукции скорость реакции организации будет тем выше, чем точнее оценивается информация ГП и правильней определяется потенциал организации. Объединение выигрыша потребителя и возможностей организации обеспечиваются инновациями при внедрении СФК. Сокращение времени зависит от многих, упоминавшихся выше факторов и, в том числе, от четкости принимаемых технических решений.

Прогноз. Необходимо спрогнозировать, что и когда будет приобретать потребитель и отреагировать наиболее точно. Необходимо помнить, что такой прогноз приходится осуществлять в условиях неопределенности и непредсказуемости человеческого поведения, и принимать конкретные структурные и организационные решения.

Дисциплина. СФК требует проведения работ, четко следующих принятой концепции и не допускающих действий, ей противоречащих.

Организационное обучение. Таким термином многие называют сейчас перестройки в структуре организации. В него входят изучение структуры, профессиональное мастерство, обучение команды, изменение ментальное и совместное принятие решений. Другими словами, взаимосвязанность процессов в организации определяет ее поведение. СФК обеспечивает структуру и механизм улучшения этих организационных знаний (преодоление бюрократических барьеров, согласованные действия команды, пересмотр начальных посылок и т.д.).

Развитие концепций. Среди главных шагов, весьма трудно формализуемых, можно назвать этап генерации идей и выбор лучших. В табл. 17 приведены этапы развития концепций.

Таблица 17 Развитие концепций

Задачей специалистов по СФК является оценка этих этапов путем построения ДК, а затем серии матриц, приводящих к структурированному представлению информации.

Коммуникациоиностъ. Изображение ценней многих слов, поэтому диаграммы, построенные командой, являются визуальным представлением принимаемых решений, что уменьшает эмоциональность обсуждений и снижает возможность принятия политических решений. Превращение запросов в характеристики делает их измеримыми, а сам процесс - более понятным. Однако матрицы содержат словесные определения, допускающие разночтения в многофункциональной команде. Поэтому важно на самом первом этапе определиться с терминологией.

Исключение ненужной информации. В современной жизни ощущается переизбыток информации, часть из которой только мешает принятию решений. СФК позволяет активизировать потоки информации, исключая противоречивую и ненужную.

Взаимосвязи. В процессе СФК приходится отвечать на многочисленные вопросы, каков риск решения, как уменьшить неопределенность, как оценить сложность ситуации? Процесс принятия решений позволяет понять взаимосвязи между качеством, управляемым потребителем, и измеримыми параметрами продукции и контролировать их.

Практические примеры и более подробную информацию следует смотреть в работах [ 5, 8, 12].

Метод структурирования функции качества (СФК), который иногда еще называют развертыванием функции качества, был впервые применен корпорацией Мицубиси в 1972 г.

Суть метода СФК состоит в том, что требования потребителя должны «развертываться» и конкретизироваться поэтапно, начиная с прединвестиционных исследований и завершая предпродажной подготовкой.

Данный метод технологии проектирования изделий и процессов позволяет преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производств.

Основная идея технологии СФК заключается в понимании того, что между потребительскими свойствами (фактическими показателями качества) и установленными в стандартах параметрами продукта (вспомогательными показателями качества) существует большое различие.

Вспомогательные показатели качества важны для производителя, но не всегда значимы для потребителя. Идеальным случаем будет такой, при котором производитель может контролировать качество продукции непосредственно по фактическим показателям, но это, как правило, невозможно, поэтому он пользуется вспомогательными показателями.

Технология СФК - это последовательность действий производителя по преобразованию фактических показателей качества изделия в технические требования к продукции, процессам и оборудованию.

Метод СФК- экспертный метод, использующий матричный способ представления данных, причем со специфической формой таблиц, получивших название «домик качества» (рис. 6.1). В этих таблицах отображается связь между фактическими показателями качества (потребительскими свойствами) и вспомогательными показателями (техническими требованиями).

Рис. 6.1.

Рассмотрим процесс планирования новой продукции в рамках метода СФК. Он состоит из восьми этапов.

Первый этап СФК - выяснение и уточнение требований потребителей. Потребитель формулирует свои пожелания, как правило, в абстрактной форме типа «удобная мебель» или «легкий телефон» и проч. Такой способ выражения своих потребностей для потребителя является вполне нормальным, но для инженеров, проектировщиков, конструкторов этого недостаточно: следует четко определить материалы, требования к обработке поверхности, размеры, допустимую массу.

Задача СФК состоит именно в том, чтобы мнение потребителя стало понятным для инженера. СФК служит «переводчиком» с языка потребителя на язык разработчика. Кроме того, метод СФК позволяет сравнивать показатели проектируемой продукции с показателями продукции конкурентов, определять экономическую и техническую реализуемость создания продукции и т.д.

Задача производителя состоит в том, чтобы с помощью различных методов преобразовать требования потребителя (так называемый «голос») в инженерные характеристики продукта. Например, «голос» потребителя типа «экономичный автомобиль» в результате такой работы может быть развернут в требования «низкая отпускная цена», «низкая стоимость пробега» и далее - в конкретные числовые показатели типа «продажная стоимость X руб.» и «расход бензина Кл/100 км». Только после того как эта работа завершена, производитель может ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы удовлетворить ожидания потребителя.

Именно в этом заключается главная задача производителя на первом этапе планирования продукта - делать правильные вещи, т.е. выпускать в последующем продукцию, необходимую потребителю с требуемыми им параметрами качества. Насколько успешно будет решена эта задача, зависит от глубины понимания производителем в первую очередь двух проблем: что требует потребитель от продукта, как продукт будет использоваться потребителем.

Выявление требований потребителей начинается с анализа рынка, для чего в качестве исходной информации, как правило, используются результаты опроса. Опрос производится следующим образом: 1) формируется выборка потенциальных потребителей, которая достаточно полно представляет множество потенциальных потребителей в рыночном сегменте, в котором действует предприятие; 2) в рамках выборки производится опрос с тем, чтобы на основе его результатов определить, какими свойствами должна обладать продукция, чтобы потребители захотели ее купить; 3) формируется список потребительских требований к планируемой продукции, которые записывают в столбец будущей матрицы СФК. Ниже в качестве примера представлены потребительские требования, которые необходимо учесть при проектировании новой модели автомобиля:

  • 1 Хочу тратить минимум бензина
  • 2 Чтобы быстро ездил
  • 3 Красивый
  • 4 Безопасный
  • 5 Удобно сидеть
  • 6 Просторно в салоне
  • 7 ...

Второй этап СФК - ранжирование потребительских требований, т.е. определение рейтингов потребительских требований, определенных на первом этапе. Требования потребителей всегда противоречивы, и нельзя создать продукцию, отвечающую всем потребительским требованиям. Имея четкое представление о том, какими требованиями можно в известной степени поступиться, а какие удовлетворить обязательно, предприятие должно найти компромисс. Чтобы ответить на этот вопрос, следует упорядочить список потребительских требований по степени важности. В результате получается еще один столбец, в котором указано, какое место по важности занимает в этом ряду каждое требование.

Естественно, что проставление рейтингов во многом субъективно и не всегда отражает реальное убывание важности отдельных требований. Потребителю важно все, но производитель не может удовлетворить все требования, поэтому ему приходится выбирать.

В результате выполнения второго этапа СФК производитель (в примере с автомобилем) может получить следующие рейтинги (данные гипотетические, рейтинги проставляются по десятибалльной шкале):

Третий этап СФК - разработка инженерных характеристик. Данный этап выполняет специальная команда разработчиков, создаваемая для проекта. Результатом данного этапа является список инженерных характеристик будущего изделия - взгляд на изделие с точки зрения инженера. Естественно, что язык этих характеристик будет достаточно определенным, четким, таким, какой принят у разработчиков.

Четвертый этап СФК - вычисление зависимостей потребительских требований и инженерных характеристик.

В результате выполнения трех предыдущих этапов проектировщики получили ранжированный список потребительских требований, составленный на языке потребителя, и инженерных характеристик, сформулированных на профессиональном языке. Для успешной разработки изделия нужно сформировать «словарь» перевода потребительских требований в инженерные характеристики, ответив на вопрос: как зависит данное потребительское требование от того, какое значение придается данной инженерной характеристике? Для формализации ответа составляется таблица, аналогичная приведенной на рис. 6.2, которая заполняется следующим образом. Например, выявлено требование потенциальных покупателей автомобиля «хочу тратить минимум бензина». В первом столбце указана конкретная инженерная характеристика, в нашем случае масса автомобиля. Далее следует выяснить, можно ли создать автомобиль с такой массой, чтобы она удовлетворила этому потребительскому требованию. Если есть зависимость между массой автомобиля и расходом топлива, то необходимо ее определить количественно (рис. 6.2).

На этом этапе не нужна детальная информация; вполне достаточно таких весьма неопределенных понятий, как сильная связь, средняя и слабая связь. Для определенности можно принять, что сильная связь численно равна 5, средняя - 3, а слабая - 1. Эти цифры пригодятся в дальнейшем для вычисления значений инженерных характеристик.

Установленная взаимосвязь потребительских требований и инженерных характеристик позволяет понять, какие инженерные характеристики наиболее сильно влияют на удовлетворение определенных требований потребителей, какие - слабо, а какие вообще не создают добавленной ценности продукции для потребителя. На этом этапе необходимо определить целесообразность инженерных характеристик проектируемой продукции, которые не нужны потребителю. При этом следует обязательно учитывать, что некоторые характеристики, даже если они не важны для потребителя, тем не менее могут быть необходимы для нормального функционирования продукта (в нашем случае автомобиля).

Пятый этап СФК - построение «крыши». СФК часто называют «дом качества» именно из-за «крыши», в которой проставляются взаимосвязи между инженерными характеристиками.

Инженерные характеристики могут быть разнонаправленными, противоречить друг другу, например характеристика «масса» явно вступает в противоречие с характеристикой «расход бензина», так как


Рис. 6.2.

на разгон тяжелого автомобиля приходится тратить больше бензина. Такие противоречивые характеристики пометим знаком «минус», а однонаправленные - знаком «плюс». В дальнейшем эта зависимость будет учитываться при оптимизации всей системы. Эти характеристики определяют, каким способом, при каких условиях, в каких режимах следует вести процесс производства, чтобы в конечном счете получить продукцию, в максимальной степени отвечающую потребительским требованиям.

Шестой этап СФК - определение весовых показателей инженерных характеристик с учетом рейтинга потребительских требований, а также зависимости между потребительскими требованиями и инженерными характеристиками (рис. 6.3).


Рис.

На четвертом этапе показателям связи между потребительскими требованиями и инженерными характеристиками были присвоены числовые значения: тесная связь - 5 баллов, слабая - 3 балла, нет связи - 1 балл. Произведение относительного веса потребительских требований (рейтинг) на указанный числовой показатель связи есть относительная важность каждой инженерной характеристики. Сумма результатов по всему столбцу соответствующей инженерной характеристики дает значение цели. Ясно, что инженерной характеристике с наибольшим значением цели следует уделить первоочередное внимание. В нашем примере такой характеристикой является время разгона до 100 км/ч; она наиболее важна для потребителя.

Седьмой этап СФК - учет технических ограничений (рис. 6.4). Не все значения инженерных характеристик достижимы. Например, технически невозможно реализовать суперскоростной спортивный автомобиль массой несколько сотен килограмм. Поэтому в следуюшей строке матрицы проставляют экспертные оценки технической реализуемости тех значений инженерных характеристик, которых в наибольшей степени требуют потребители. С учетом этого получаются скорректированные целевые значения инженерных характеристик.


Рис. 6.4.

Восьмой этап СФК - учет влияния деятельности конкурентов. На реальном рынке в определенной нише может быть много конкурентов. Проиллюстрируем ситуацию на примере двух конкурентов. У первого конкурента рыночная доля чуть больше, чем у данного предприятия, у второго - чуть меньше, но они оба представляют для него потенциальную опасность: первый тем, что он имеет большую нишу и, следовательно, более «силен» в экономическом отношении, а второй, хотя и не достиг уровня данного предприятия, активно стремится к этому и скорее всего планирует выпустить какой-то новый конкурентоспособный продукт (рис. 6.5). Для наглядного представления о ситуации с конкурентами обычно строят диаграмму справа от матрицы. Конкурентов оценивают по тому, насколько полно они способны выполнить каждое из потребительских требований, определенных на первом этапе. Для оценки используют экспертный метод. Сравнение конкурентов называется процедурой бенчмаркинга - сопоставимой оценки. Конкуренты - это своеобразные эталоны, по сравнению с которыми оценивают потенциал предприятия на рынке.


Рис. 6.5.

Результатом выполнения процедур всех восьми этапов являются исходные данные для технического задания на проектирование и разработку новой продукции.

Построение матрицы СФК, получение инженерных характеристик - это первая фаза из четырех, которые в совокупности «развертывают» потребительские требования сначала в инженерные характеристики, а далее - в показатели процесса и всего производства. Рассмотрим структуру фаз в методе СФК (рис. 6.6).

Рис. 6.6.

  • 1. Планирование продукта. Построение соответствующей матрицы детально рассмотрено выше. На этой фазе производитель определяет и уточняет требования потребителя. Результат построения матрицы - точные значения инженерных характеристик, т.е. целей производителя.
  • 2. Планирование компонентов продукта. На этой фазе определяют наиболее важные компоненты создаваемого продукта, которые обеспечивают реализацию инженерных характеристик, выявленных в результате построения первой матрицы. При этом значения инженерных характеристик являются «входами», требованиями при построении второй матрицы, аналогично тому, как в первой матрице такими «входами» были потребительские требования. В результате должен быть выбран тот проект, который в наибольшей степени отвечает ожидаемым ценностям продукта для потребителя. Принятый проект для основных частей и компонентов продукта должен предусматривать возможные пути улучшения параметров качества, обеспечивающие оперативную коррекцию свойств продукта в зависимости от реакции рынка на его появление.
  • 3. Проектирование процесса. На этой фазе свойства (параметры качества) спроектированного продукта трансформируются в конкретные технологические операции, обеспечивающие получение продукта с заданными свойствами, для чего предусматриваются определение основных параметров каждой операции и выбор методов их контроля. Разработка технологического процесса изготовления продукта обязательно сопровождается созданием системы контроля технологического процесса и путей дальнейшего улучшения процесса в соответствии с реакцией рынка на готовый продукт.
  • 4. Проектирование производства предполагает разработку производственных инструкций и выбор инструментов контроля качества производства продукта с тем, чтобы каждый оператор имел четкое представление о том, что и как контролировать при реализации процесса. Инструкции также должны предусматривать возможность совершенствования работы оператора в зависимости от того, сколько измерений должно производиться и как часто, какое измерительное оборудование будет применяться.

В целом метод СФК позволяет не только формализовать процедуру определения основных характеристик создаваемого продукта с учетом пожеланий потребителя, но и принимать обоснованные решения по управлению качеством процессов создания нового продукта. «Развертывая» качество на начальных этапах жизненного цикла продукта в соответствии с нуждами и пожеланиями потребителя, можно избежать (или по крайней мере свести к минимуму) коррекции параметров продукта после его появления на рынке и, следовательно, обеспечить высокую ценность и одновременно относительно низкую стоимость продукта (за счет минимизации непроизводственных издержек).

Метод поиска новых идей и технических решений.

1. Функционально-стоимостной анализ - это технология, позволяющая оценить реальную стоимость продукта или услуги безотносительно к организационной структуре компании.

2. Эвристические приемы.

3. Cтруктурирование функции качества является одним из основных методов включения в процесс разработки нового продукта конкретных требований будущего клиента.

4. Аналитический креативный метод

Функционально-стоимостной анализ.

Функционально-стоимостной анализ - это технология, позволяющая оценить реальную стоимость продукта или услуги безотносительно к организационной структуре компании. Как прямые, так и косвенные расходы распределяются по продуктам и услугам в зависимости от объема ресурсов, требуемых на каждом из этапов производства. Действия, производимые на этих этапах, в контексте метода ФСА называются функциями. Цель ФСА состоит в обеспечении правильного распределения средств, выделяемых на производство продукции или оказание услуг, по прямым и косвенным издержкам. Это позволяет наиболее реалистично оценивать расходы компании. По существу, метод ФСА работает по следующему алгоритму:

1. Определяется последовательность функций , необходимых для производства товара или услуги. Сначала выявляются все возможные функции. Они распределяются по двум группам: влияющие на ценность товара/услуги и не влияющие. Далее на этом этапе производится оптимизация последовательности: устраняются или сокращаются шаги, не влияющие на ценность, и сокращаются издержки.

2. Для каждой функции определяются полные годовые затраты и количество рабочих часов.

3. Для каждой функции на основе оценок из пункта 2 определяется количественная характеристика источника издержек . Отметим также, что в ФСА применяются два типа источников по отношению к распределению затрат:

· Источники издержек по функциям (activity drivers), показывающие, как поведение объекта затрат влияет на уровни детализации функций.

· Источники издержек по ресурсам (resource drivers), показывающие, каким образом уровни активности функций влияют на потребление ресурсов

· После того как для всех функций будут определены их источники издержек, проводится окончательный расчет затрат на производство конкретного продукта или услуги.

Функции могут рассматриваться в различном масштабе, который устанавливается в каждом случае по-своему. В случае чрезмерной детализации ФСА-расчет может сильно усложниться. Приведем три основных различия между ФСА и традиционными методами:

1. Традиционный учет подразумевает, что объекты затрат потребляют ресурсы, а в ФСА принято считать, что объекты затрат потребляют функции.\

2. Традиционный учет в качестве базы распределения затрат использует количественные показатели, а в ФСА применяются источники издержек на различных уровнях.

3. Традиционный учет ориентирован на структуру производства, а ФСА ориентирован на процессы (функции).

Метод структурирования функций качества.

Успех компании на рынке во многом зависит от того, насколько хорошо она учитывает мнения потребителя при разработке своих продуктов. На самом первом этапе создании нового продукта – в момент разработки концепции, в себестоимость продукта уже закладывается до 70% ее значения. Соответственно, при недостаточном внимании к требованиям потребителя вероятность неоптимального использования ресурсов компании очень велика. Например, усложнение какого-либо продукта избыточным количеством разнообразных технических функций и характеристик может привести к его неоправданному и невостребованному (с точки зрения клиента) удорожанию. Cтруктурирование функции качества (Quality Function Deployment, QFD) является одним из основных методов включения в процесс разработки нового продукта конкретных требований будущего клиента. Процесс реализации QFD начинается с изучения мнений потребителей о ценности нового продукта, то есть, какими характеристиками должен обладать продукт наивысшего качества, в наивысшей степени удовлетворяющий определенные потребности клиента. При этом требования клиентов ранжируются по значимости, также на основании мнения клиентов ранжируются по значимости и конкуренты, выпускающие аналогичные продукты. Информация о запросах и предпочтениях потребителей заносится в специальную матрицу. Учитывая свой внешний вид, эта матрица стала известной под названием «домик качества». Матрица включает в себя информацию о требованиях потребителя и их значимостях, информацию о конкурентной среде, информацию о технических характеристиках нового продукта. С помощью «домика качества» требования потребителей преобразовываются в конкретные конструкторские, технологические и инженерные решения. Матрица позволяет определить корреляцию и согласовать требования потребителей, технические характеристики и оценку конкурентов по данному продукту, и, затем, установить целевые критерии для деятельности компании по созданию нового продукта. Таким образом, «домик качества» эффективно превращает желаемые клиентом характеристики продукта в конкретные требования к проекту. Проект гораздо точнее попадает в мишень требований потребителя. Другой важный эффект процесса реализации QFD заключается в стимулировании эффективной совместной работы различных межфункциональных и проектно-производственных групп компании по созданию нового продукта. QFD интегрирует взгляды специалистов различных профессий с тем, чтобы разрешить противоречия между инженерными характеристиками продукта. Таким образом, благодаря QFD можно избавиться от обратных потоков и от переделок проекта перед его выпуском, что существенно снижает стоимость процедуры создания нового продукта.

Творческие технологии

Эвристические приемы.

Вид приемов, используемых для решения творческих (нестандартных, креативных) задач, которые не гарантируют, но увеличивают вероятность решения.

Прямая инверсия – заключается в том, чтобы взглянуть на задачу с иной, неправильной стороны.

Прямая аналогия. Прием, направленный на рассмотрение решений сходных проблем в самых разных областях человеческого знания, в природе. Особое внимание следует уделять биологической аналогии. У природы запас идей практически неисчерпаем. Мост и паутина, сердце и насос, строение кожи дельфина - мягкая обшивка для подводных лодок.

Субъективная аналогия. Личностная аналогия, эмпатия. Прием вхождения в чужую "шкуру", вживания в образ совершенствуемого объекта, пытаясь слиться с ним воедино, с целью понять и представить состояние самого объекта.

Символическая аналогия. При формулировании задачи пользуются поэтическими сравнениями, образами и метафорами, отражающими сущность символической аналогии. Необходимо наглядно показать суть конфликта, лежащего в основе проблемы.

Фантастическая аналогия. Предлагается ввести какие-либо нереальные, фантастические средства (например, волшебную палочку) или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи.

Метод фокальных объектов. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. Метод предъявляет высокие требования к воображению. Метод фокальных объектов особенно аффективен при поиске новых форм проектируемого объекта.

2. Аналитический креативный метод представляет собой описание действий или состояния, позволяющих структурировать задачу, проанализировать ее и возможно найти решение.

Стулья Диснея. Эта заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций.

Стул мечтателя. Он должен придумать самые фантастические вещи, играть разнообразными возможностями, а лучше всего какими-то не возможностями, что-то из области того, что на сегодняшний день малореальное.

Стул реалис та. На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Но обязательно, развить, понять, может быть в чем, то приземлить сумасшедшие идеи мечтателя и тем самым попытаться найти новые рациональные решения.

Стул критика. В обязанности человека ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике.

Mind-mapping – карта мнений . Это графическое отображение мыслительного процесса. Получена некая побочная информация, внешне не относящаяся к делу, возникающая в процессе поиска решений творческих задач, как результат инстинктивного решения, также может содержать само решение.

Шляпа де Бонго. Белая шляпа – оперирование конкретной информацией. Красная - на основании чувств Чёрная – ориентация на критику и обдумывание решений. Жёлтая – оптимистичная позиция, видит только преимущества. Зелёная – новые идеи, оригинальность. Синяя – ведущая шляпа. Контрольный список Озборна. Используется в том случае, когда решение задачи существует, но не устраивают все стороны и их надо усовершенствовать. 10 пунктов: 1) использовать по-другому. 2) приспособить. 3) изменить. 4) Увеличить. 5) уменьшить. 6) заменить. 7) переставить. 8) перевернуть. 9) комбинировать. 10) трансформировать.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Контрольные вопросы

1. Дайте развернутое определение современной концепции менеджмента качества.

2. Опишите сущность концепции менеджмента качества.

3. В какой последовательности проводятся работы по созданию ситемы TQM?

4. Определите место менеджера проекта в системе TQM.

5. Какова структура совокупности знаний об менеджменте качества?

6. Каковы общие и общесистемные принципыTQM?

7. Каковы состав и взаимосвязи общих функций при разработке и внедрении системы TQM?

8. Назовите основные функции службы менеджмента качества в компании.

Глава 5. Инструменты и методы управления качеством.

Метод Структурирования Функции Качества (далее - СФК), который иногда еще называют Развертыванием Функции Качества, впервые был применен компанией Мицубиси в 1972 г.

Суть метода СФК состоит в том, что требования потребителя должны «развертываться» и конкретизироваться поэтапно, начиная с предынвестиционных исследований и заканчивая предпродажной подготовкой. Данный метод представляет собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производств. Метод СФК - это экспертный метод, использующий табличный способ представления данных, причем со специфической формой таблиц, получивших название «домик качества» (рис.5.1).

Рассмотрим процесс планирования новой продукции в рамках методов СФК. Он состоит из восьми этапов.

Первым этапом СФК является выяснение и уточнение требований потребителей.

Потребитель формулирует свои пожелания, как правило, в абстрактной форме ─ «удобная мебель» и «легкий телефон». Для инженеров, проектировщиков, конструкторов этого мало. Они требуют четко определить размеры, материалы, требования к обработке поверхности, допустимый вес.

Задача СФК как раз и состоит в том, чтобы сделать мнение по­требителя понятным для инженера, то есть СФК служит своеобразным переводчиком с языка потребителя на язык разработчика.

Рис.5.1. Схема проектирования изделий/процессов при помощи СФК-метода

Кроме этого метод СФК позволяет сравнивать показатели проектируемого товара с показа­телями товаров конкурентов, а также определять экономи­ческую и техническую реализуемость создания товара.

Задача производителя состоит в том, чтобы с помощью раз­личных методов преобразовать требования («голос») потреби­теля в инженерные характеристики продукта. Например, «голос потребителя»─ «экономичный автомобиль»─ в результате перевода может быть развернут в требования «низкая отпускная цена», «низкая стоимость пробега» и далее - в конкретные число­вые показатели типа «продажная стоимость X рублей» и «расход бензина Y л/100 км». Только после того как эта работа закончена, производитель может ответить на вопрос, что нужно сделать, что­бы удовлетворить ожидания потребителя.



Таким образом, на первой фазе планирования продукта главная задача производителя - выпускать в последующем продукцию, необходимую потреби­телю (с требуемыми им параметрами качества). Насколько успешно будет решена эта задача, зависит от глубины понимания произво­дителем того, что требует потребитель от продукта и как продукт будет использоваться потребителем.

Выяснение требований потребителей начинается с анализа

рынка. Для анализа рынка в качестве исходной информации, как правило, используется опрос. На основании опроса фирма выясняет, какую именно продукцию следует производить.

Сначала определяется выборка потенциальных потребителей, которая хорошо пред­ставляет все множество потенциальных потребителей в том рыночном сегменте, в котором действует фирма. Затем в рамках выборки производится опрос.

В результате опроса получается список потребительских требований к планируемой продукции. Данные требования записывают в столбец будущей матрицы СФК. Если в качестве примера рассмотреть проектирование новой модели автомобиля, то потребительские требования могут выглядеть следующим образом (рис. 5.2):

Рис. 5.2. Потребительские требования

Второй этап СФК - ранжирование потребительских требований. Требования потребителей всегда противоречивы, и нельзя создать продукцию, отвечающую всем потребительским требованиям. Имея четкое представление о том, какие требования необходимо удовлетворить обязательно, а какими можно в известной степени поступить­ся, фирма должна найти компромисс. Чтобы ответить на этот вопрос, следует упорядочить список потребительских требований по степени важности. В результате получается еще один столбец с некоторыми числами, указывающими, какое место по важности занимает в этом ряду каждое из требований.

В результате выполнения второго этапа СФК (рис. 5.3.) производитель может получить следующие рейтинги (рейтинги проставляются по десятибалльной шкале).

Третий этап СФК - разработка инженерных характеристик.

Данный этап выполняет специальная команда разработчиков, со­здаваемая для данного случая. Перед ней на первом этапе работы ставится задача составить список инженерных характеристик будущего изделия - взгляд на изделие с точки зрения инженера. Эта команда готовит список характеристик, важных с ее точки зрения, и предлагает его в качестве результата данного этапа.

В результате список трансформируется следующим образом (рис. 5.4):

Рис.5.4. Инженерные характеристики

На четвертом этапе СФК производится вычисление зависимостей потребительских требований и инженерных характеристик.

В результате выполнения трех предыдущих этапов проектиров­щики получили ранжированный список потребительских требова­ний, составленный на языке потребителя, и инженерных характе­ристик, сформулированных на профессиональном языке. Для успешной разработки изделия нужно сделать что-то вроде словаря перевода потребительских требований в инженерные характеристики.

Для этого строится таблица-матрица, представленная на рис. 5.5. На этом этапе необхо­димо ответить на вопрос: как зависит данное потребительское требование от того, какое значение мы придадим данной инженерной характеристике. Например, существует требование покупателя автомобиля - «хочу тратить минимум бензина». В первом столбце стоит какая-то инженерная характеристика, скажем, масса автомобиля.

Дальше следует выяснить, можно ли создать автомобиль с такой массой, чтобы она удовлетворила этому потребительскому требованию. Если мы в состоянии найти зависимость между массой автомобиля и расходом топлива, то необходимо ее определить количественно. Возможно, проектировщики придут к выводу, что в данном случае нет такой зависимости. Но найдутся такие клетки, где взаимосвязь обнаружится (рис. 5.5).

На этом этапе развития нам не нужна слишком точная, детальная информация. Можно довольствоваться такими весьма неопределенными понятиями, как сильная связь, средняя и сла­бая связь. Для определенности примем, что сильная связь числен­но равна 9, средняя связь - 3, а слабая связь - 1. Эти цифры пригодятся в дальнейшем для вычисления значений инженерных характеристик.

После установления взаимосвязи между потребительскими тре­бованиями и инженерными характеристиками становится ясно, ка­кие инженерные характеристики наиболее сильно влияют на удов­летворение определенных требований потребителей, какие - слабо, а какие вообще не создают ценности продукции для потребителя. На этом этапе необходимо решить, нужно ли оставлять в проектируемом товаре те инженерные характеристики, которые не нужны потребителю. При этом следует обязательно учитывать, что некоторые характеристики, даже если они не нужны потребителю, тем не менее могут быть необходимы для нормального функционирования продукта - в данном случае автомобиля. Поэтому не все, что не добавляет ценность потребителю, должно быть убрано.

Пятый этап СФК - построение «крыши». СФК очень часто называется «домом качества» именно из-за «крыши», в которой проставляются взаимосвязи между самими инженерными характеристиками.

Инженерные характеристики могут быть разнонаправленны­ми и, соответственно, противоречить друг другу.

Инженерные характеристики
Масса автомобиля, кг Материал корпуса Цвет отделки кабины Высота салона, см
Потребительские требования Рейтинг
Д
Чтобы быстро ездил о Д
Красивый
Безопасный о о Д
Удобно сидеть
Просторно в кабине

Условные обозначения:

Сильная связь - ,

Средняя связь - о

Слабая связь - Д

Рис. 5.5. Взаимосвязь потребительских требований и инженерных характеристик

Например, характеристика «масса» явно вступает в противоречие с характеристикой «расход бензина», так как на разгон тяжелого автомобиля при­ходится тратить больше бензина. Такие противоречивые характеристики обозначим знаком «минус». «Однонаправленные» характеристики обозначим знаком «плюс». Эти ха­рактеристики определяют, каким способом, при каких условиях, в каких режимах следует вести процесс производства, чтобы в конечном счете получить продукцию, в максимальной степени отвечающую потребительским требованиям.

На шестом этапе СФК определяют весовые показатели инженерных характеристик с учетом рейтинга важности потребительских требований, а также зависимости между потребительскими требованиями и инженерными характеристиками (рис. 5.6).

Инженерные характеристики
Масса автомобиля, кг Материал корпуса Скорость разгона до 100 км/ч, сек Цвет отделки кабины Высота салона, см
Потребительские требования Рейтинг (баллы)
Хочу тратить минимум бензина Д
Чтобы быстро ездил о Д
Красивый
Безопасный о о Д
Удобно сидеть
Просторно в кабине
……….
Цели

Рис. 5.6. Структура пятого и шестого этапов СФК

Ранее показателям тесноты связи между потребительскими требованиями и инженерными характеристиками были присвоены числовые значения. Например, тесная связь оценивается в 5 баллов, слабая связь - 3 балла, нет связи - 1 балл. Умножая относительный вес потребительских требований (рейтинг) на числовой показатель связи между потребительскими требованиями и инже­нерными характеристиками, определенный на четвертом этапе, определим относительную важность каждой инженерной характеристики. Суммируя результаты по всему столбцу соответствующей инженерной характеристики, получаем значение цели. Инженерная характеристика с наибольшим значением цели говорит о том, что ей следует уделить первоочередное внимание. В данном примере такой инженерной характеристикой является скорость разгона до 100 км/ч. Она наиболее важна для потребителя.

На седьмом этапе СФК производится учет технических ограничений (рис. 5.7). Не все значения инженерных характеристик достижимы. Скажем, вряд ли кто-нибудь отказался бы иметь скоростной спортивный автомобиль массой в несколько сотен килограмм. Однако технически это невозможно реализовать на нынешнем уровне развития техники.

Поэтому в следующей строчке матрицы проставляют экспертные оценки реализуемо­сти тех значений инженерных характеристик, которые в наибольшей степени требуют потребители. С учетом этого получаются скорректированные целевые значения инженерных характеристик.

Восьмой этап СФК. Содержание этого этапа - учет влияния

конкурентов.

Говоря о реальном рынке, мы должны помнить о кон­курентах, которых в рассматриваемой нише может быть много. Проиллюстрируем ситуацию на примере двух конкурентов. У первого конкурента рыночная доля чуть больше, чем наша. У второго - чуть меньше. Они оба представляют для нас потенциальную опасность. Первый - тем, что он имеет большую нишу и, следовательно, более «силен» в экономическом отношении. Второй ─ тем, что, вероятно, активно стремится повысить уровень и планирует выпустить какой- либо новый конкурентоспособный продукт.

Чтобы наглядно представить положение дел с конкурентами, обычно используют диаграмму, которую рисуют справа от матрицы (рис.5.8).

Инженерные характеристики
Масса автомобиля, кг Материал корпуса Скорость разгона до 100 км/ч, сек Цвет отделки кабины Высота салона, см
Потребительские требования Рейтинг (баллы)
Хочу тратить минимум бензина Д
Чтобы быстро ездил о Д
Красивый
Безопасный о о Д
Удобно сидеть
Просторно в кабине
………
Цели
Техническая реализуемость (баллы, по пятибалльной шкале)

Рис. 5.7. Структура седьмого этапа СФК


102 34 162

Рис. 5.8. Структура восьмого этапа СФК

Конкурентов оценивают по тому, насколько полно они способ­ны выполнить каждое из потребительских требований, определенных нами на первом шаге. Для оценки используют экспертный метод. Сравнение конкурентов называется процедурой «бенчмаркинга», то есть сопоставимой оценки. В результате выполнения вышеуказанных процедур получают исходные данные для технического задания на проектирование и разработку новой продукции.

Построение матрицы СФК, получение инженерных характеристик - это первая фаза из четырех, которые в совокупности «развертывают» потребительские требования не только в инженерные характеристики, но и далее - в показатели процесса и всего про­изводства. Рассмотрим структуру фаз в методе СФК (рис. 5.9).

Проектирование процесса
Проектирование производства

Рис.5.9. Структура фаз в методе СФК

1. Планирование продукта. Построение этой матрицы детально рассмотрено выше. В этой фазе производитель определяет и уточняет требования потребителя. Результат построения первой матрицы - получение точных значений инженерных характеристик, то есть целей производителя.

2. Планирование компонентов продукта. Врамках этой фазы необходимо определить наиболее важные компоненты создаваемого продукта, которые обеспечивают реализацию инженерных характеристик. При этом значения инженерных характеристик являются «входами», требованиями при построении второй матрицы аналогично тому, как в первой матрице такими «входами» были потребительские требования. В результате должен быть выбран тот проект, который в наибольшей степени отвечает ожидаемым ценностям продукта для потребителя.

3.Проектирование процесса. На этом этапе свойства (параметры качества) запроектированного продукта трансформируются в конкретные технологические операции, обеспечивающие получение продукта с заданными свойствами. Этот этап предусматривает определение основных параметров каждой операции и выбор методов их контроля. На этапе разработки технологического процесса изготовления продукта обязательно должна быть разработана система контроля технологического процесса и предусмотрены пути дальнейшего улучшения процесса в соответствии с реакцией рынка на готовый продукт.

4. Проектирование производства. На этом этапе разрабатываются производственные инструкции и выбираются инструменты контроля качества производства продукта с тем, чтобы каждый оператор имел четкое представление о том, что и как должно контролироваться в ходе выполнения процесса

В целом метод СФК позволяет не только формализовать процедуру определенных основных характеристик создаваемого продукта с учетом пожеланий потребителя, но и принимать обоснованные решения по управлению качеством процессов создания нового продукта.