Макрообъектив своими руками. Как сделать макросъемку дешевой. Что собой представляет макросъёмка и как ее правильно сделать

Макросъемка – увлекательный жанр фотографии, дающий возможность посмотреть на самые крошечные объекты окружающей среды с близкого расстояния, изучить растения или насекомых очень подробно. Научится фотографировать макро не сложно, но тем ни менее, и в этом жанре есть свои тонкости, только зная которые вы сможете снимать красивые фотографии. О том, как снимать макро и пойдет речь в данной статье, тут будут указаны основные особенности такой съемки и настройки, необходимые для хорошего результата. Кроме того, тут будет описано все необходимое оборудование, гарантирующее отличные кадры.

Основные особенности макросъемки

Съемка макро, как ни один другой жанр фотографии требует максимальной четкости кадра и аккуратности во время фотографирования. Малейшее сотрясение может привести к размытости кадра и нечеткому фокусу в важных аспектах кадра.

Макрофотографии должны быть четкими по всей поверхности изображаемого объекта, для этого необходимо фотографировать при узкой апертуре. Большое открытие диафрагмы может привести к тому, что при небольшой ошибке в зоне фокуса, снимаемое насекомое может оказаться нечетким.


Фото: Iain Lawrie

Для качественной профессиональной съемки макро, вам потребуется специализированная аппаратура, обычного зеркального фотоаппарата и китовского объектива может быть недостаточно. Да, у вас могут получиться красивые кадры бабочек и цветов, но в действительности кадры с большим приближением получатся только при условии использования , специальных переходников и .

Настройки при макросъемке

Как уже говорилось, для создания четкого и качественного макро необходимо установить узкую апертуру. Значение диафрагмы должно быть от f/10 и более. Разумеется, при таком значении апертуры вам потребуется использовать относительно медленную выдержку, иначе потребуется увеличивать значение светочувствительности. Увеличивать ISO не стоит ни в коем случае, это пагубно скажется на фотографии, став причиной зернистости в мелких деталях и цветовых оттенках. В случаях, когда вы все-таки готовы рискнуть четкостью объекта, или сюжет требует размытия фона, можете уставить широкую апертуру, но не забудьте в таком случае изменить значения скорости затвора в сторону большей скорости.


Фото: Lee Crosbie

Что бы успешно снимать макро вам потребуется штатив. Многие штативы для фотоаппаратов изначально предполагают переворот штанги на 180 градусов и возможность расположения штанги горизонтально. Штативы, обладающие такими характеристиками, идеально подходят для макросъемки.

Что касается настройки фокуса, то в макросъемке лучше снимать с ручным фокусом. Автоматическая фокусировка может привести к неожиданным результатам, дело в том, что фокусируясь автоматически, фотоаппарат ловит самые ближайшие объекты съемки, а это значит, что в фокус могут попасть растения переднего плана или другие, нежелательные объекты. Ручной фокус даст возможность самостоятельно настроиться на глазах насекомого, или на сердцевине цветка.

Большинство из вас знают, что макрофотография это съемка предметов или объектов с очень близкого расстояния, но далеко не все знают как делать подобные снимки. Такие фотографии часто можно видеть в глянцевых журналах, где не всегда понимаешь компьютерная ли это графика это снимок, сделанный фотоаппаратом. К макрофотографии относятся не только съемка удивительного мира насекомых, капель росы, ягод, полевых мелких цветов, но еще и предметная съемка, такая как, например подкрашенные капли воды, падающие в резервуар и многое другое.

Макрофотография действительно очень красива и не знает границ для полета фантазии, но и работы с подобной фотографией достаточно. Всех нюансов и мельчайших деталей мы описать не сможем, но выделим основные принципы для работы в этом жанре. Следует знать, что макрофотографии можно снимать как на мыльницы, так и на продвинутые зеркальные фотоаппараты, как действовать в обоих случаях мы сейчас и разберем.

Начнем со съемки макрофотографии с обыкновенной мыльницы. На всех подобных фотоаппаратах, будь то самые дешевые или же дорогие есть такой полезный режим макро, который нам и понадобится. Главная особенность данного режима заключается в том, что в режиме макро вам предоставляется возможность очень близкой фокусировки, что нам и необходимо. Принцип работы здесь совсем прост:

  1. Переходим в нужный нам режим макро
  2. При наличии стабилизатора включаем его
  3. Выставляем минимальное ISO, а также убираем оптически и цифровой зум.
  4. Меняем автоматическую фокусировку на фокусировку по центру
  5. Затем вам необходимо максимально приблизить ваш фотоаппарат к объекту съемки и сфокусироваться.

Если фокусировка не произошла, если же на экране вашей камере загорелся небольшой желтый прямоугольник, это значит, что фокусировка не определена, другими словами ваш объект располагается чересчур близко или наоборот далеко. В таком случае вам нужно изменить расстояние до предмета и попробовать еще раз. Фотографирование так близко, как только это возможно обеспечит в снимках хорошую глубину резкости, а это в обычных мыльницах далеко не всегда получается. Например, при съемке портрета добиться глубины резкости на подобных камерах не представляется возможным.

Для того чтобы получить отличные кадры, снимая на зеркальную камеру, вам необходим макрообъектив. С помощью такого специального объектива вы сможете производить съемку с очень близкого расстояния. Расстояние от самой фокусировки до снимаемого вами объекта будет составлять примерно 0, 15 метра. Это может быть телеобъектив, со значениями фокусного расстояния 60-100 мм. Примерами подобных объективов могут быть Nikon 60 mm, Sigma 70mm и так далее. Стоит заметить, что стабилизатор для макрообъективов совсем не требуется, потому как если вы закроете диафрагму, вам все равно понадобится вспышка.

Итак, прежде все при начале съемки зеркальным фотоаппаратом ISO рекомендуется установить в автоматический режим и перейти в специальный режим Приоритета диафрагмы. Затем нужно закрыть диафрагму до значений примерно от 5.6 до 11. Затем необходимо включить вспышку и максимально приблизиться к снимаемому предмету, для получения большего эффекта макро. После этого смотрим на полученный кадр и при необходимости корректируем диафрагму или же саму экспозицию.

Как видите вам необходимо знать основной принцип работы в макрорежиме, а также некоторые детали и нюансы данного типа съемки. Главное, что вам понадобиться в макрофотографии это усидчивость, ведь охота за насекомыми или каплей росы дело довольно хлопотное, но результаты превзойдут все ваши ожидания.

В этом посте, профессиональный фотограф Яник Чаувин, представитель фотошколы Яника, показывает, как правильно снимать макро-фотографии высочайшего качества.

Я большой поклонник макро-фотографии. Причём до такой степени, что когда я выбирал свою самую первую цифровую камеру, Nikon Coolpix 4500, то наиболее важными для меня были её возможности макро-съёмки. И когда я купил свой Nikon D70 со штатным объективом, следующим объективом в моём комплекте стал Sigma 105mm macro.

После съемки многочисленных макро-фотографий, мне захотелось пойти дальше и узнать, можно ли приблизиться к объекту ещё ближе (не используя микроскоп). Побродив по всемирной паутине, я нашёл фотографа, который как раз этим и занимался! Я был рад, как мальчишка! С тех пор я использую технику, которая называется «Супер Макро», для того чтобы получать изумительные фотографии.

Хорошо, прежде чем я расскажу, как это делается, вкратце объясню, что такое макро вообще. В общих словах, это фотосъемка на таких близких расстояниях, при которых, графический объект, спроецированный на матрицу фотоаппарата, примерно одного размера с реальным объектом. Это называется пропорция 1:1. Большинство стандартных макролинз справляются с пропорцией 1:1. Что касается супер макро, то в зависимости от сочетания линз обычно можно получить пропорцию 2:1 или даже больше. В свою очередь, это значит, сенсор воспринимает объект намного лучше, чем человеческий глаз, в результате чего, получаются очень своеобразные снимки.

Оборудование

И так! Давайте взглянем, что нам нужно, чтобы получить супер макро.
  • Макрообъектив (в идеале, объектив с фиксированным фокусным расстоянием)
  • Светосильный обьектив (в идеале, обьектив с фиксированным фокусным расстоянием и диафрагмой f1.8 или f1.4)
  • Уменьшающее переходное кольцо
  • Внешняя вспышка
  • Штатив

    Советую использовать объектив с фиксированным фокусным расстоянием, так как у него самые резкие линзы и когда навешивается столько стекла перед объективом, резкость теряется очень быстро. Переходное кольцо должно совпадать с диаметром ваших линз.

    Есть и другие способы настройки супер макро, иногда используя удлинительное кольцо или телеконвертор, но я не хотел ничего усложнять…

    Настройки

    Теперь сделаем так, чтоб всё заработало!

    Шаг 1: Оденьте макрообъектив на фотоаппарат (в моем случае это Sigma 105mm).

    Шаг 2: Убедитесь, что объектив в режиме ручной фокусировки.

    Шаг 3: Накрутите переходное кольцо на макрообъектив.

    Шаг 4: Выверните диск управления апертурой на светосильном обьективе (в моем случае это Nikkor 50mm) до максимума (наименьшая точка f). Нам нужно как можно больше света.

    Шаг 5: Поверните лицевую сторону светосильного объектива на лицевую сторону макролинз.

    Шаг 6: Настройте ваш фотоаппарат на ручную фокусировку.

    Вот так должны выглядеть настройки.

    Вы увидите, что ваша глубина резкости (ГРИП) очень мала (приблизительно 1-2мм), поэтому выходит очень размазано. Убедитесь, что предмет не движется, иначе он не попадёт в фокус. Если вы всё же решитесь на такой снимок, то задержите дыхание, прежде чем нажимать кнопку… может и повезёт. ;-)

    Такое сближение и такой малый ГРИП может быть очень удачным для забавных абстрактных снимков. Используйте свое воображение и развлекайтесь!

    Что касается вспышки, то её надо будет отсоединить от фотоаппарата из-за длинны сложного объектива и близости к нему предмета.

    Вот некоторые примеры.

    Утренний мороз на моем каноэ.

    Оранжевая Ястребинка.

    Маргаритка.

    Тарантул (если приглянутся повнимательнее, то можно увидеть мои объективы в его глазах!)

  • (По клику, как всегда, Яндекс.Фотки, где есть конь-сайз для любознательных )

    Итак, как это делается. Пока жертва искусства ожидает своей печальной участи, надеюсь, вы уже опробовали штатив на домашней кошке, закупились остальным оборудованием и даже в кои-то веки провели трезвый вечер. Если вы ничего этого не сделали, то сначала прочтите еще раз мои статьи про и . Для блондинок также рекомендую . Она понадобится. А что делать тем, кто готов, и всю теорию уже наизусть выучил?

    Первым делом надо реверсивно подключить китовый объектив, с предварительно выставленной диафрагмой. Сначала отключите автофокус и оптический стабилизатор, если он у вас есть. Открутите с него все светофильтры, если продавцы таки впарили вам эти бесполезные UV-стекляшки. Если у вас там стоит действительно полезный полярик, то его тоже придется снять. Теперь пришла пора на место фильтров прикрутить реверсивное кольцо на 58 миллиметров. Подсоедините объектив к камере обычным образом, а не через свежеустановленый переходник. Установите фокусное расстояние линзы в 18 миллиметров, провернув соответствующее кольцо.

    Затем установите мануальный (M) или режим приоритета диафрагмы (Av), покрутив колесико зеркалки. Установите диафрагму в F8.0. Как вы уже знаете из моего , такое значение для кита является оптимальным при съемке стека. Если открыть диафрагму шире, то качество снимка не вырастет, а глубина резкости уменьшится. Если же закрывать ее еще больше, то проявится дифракционный эффект.

    После этого нажмите на кнопку предпросмотра глубины резкости, и не отпуская ее, открутите объектив от фотоаппарата. Напоминаю, что для Canon 1100D функцию предварительного просмотра глубины резкости нужно предварительно вынести на кнопку SET в настройках меню. Теперь у вашего отключенного объектива диафрагма принудительно установлена в F8.0. Если вы снова прикрутите линзу к фотоаппарату обычным образом, диафрагма полностью раскроется, поэтому при отсоединении объектива не забудьте повторить предыдущий пункт снова.

    Вуаля, настроенный объектив можно подключить к зеркалке задом наперед через реверсивное кольцо. Макромонстр готов. Посмотрите в видоискатель фотоаппарата. Ничего не видно, одна темная муть? Значит, вы все сделали правильно.

    Кстати, жертву искусства уже можно ставить в морозилку, если она у вас еще не там.

    Теперь приступим к настройке «сетапа». К сожалению, нет пока русского слова для описания сцены с правильно установленным реквизитом, светом и камерой. Возьмите тумбочку или маленький столик, поставьте рядом с ним штатив и отрегулируйте его по высоте так, чтобы установленный на нем фотоаппарат был чуть выше стола.

    Притащите старую дедушкину настольную лампу и водрузите ее на стол. Не забудьте в розетку включить. Подключите через реверсивное кольцо объектив к фотоаппарату, если еще не сделали этого, и установите последний на штатив. Подсоедините тросик к камере. Поставьте фокусное расстояние объектива от 24-х до 35-ти миллиметров. Крутаните колесико на режим мануальных настроек (M), установите ISO в 100 (или какой там у вас минимум), баланс белого поставьте на комнатное освещение, это важно. Включите Live View. Темнота? Ну а что вы хотели, это вам не на автомате снимать. Поставьте выдержку в районе двух секунд, тогда черная муть должна смениться коричневой (или около того). Если этого не произошло, экспонометр подскажет, как отрегулировать выдержку правильно. А если эти оба слова для вас ругательные, просто покрутите второе колесо фотоаппарата влево-вправо. Как только чернота пропадет, пора остановиться. Вы все настроили как надо.

    Теперь можно достать жертву из холодильника, и закрепить ее на иголке. С жуками и тараканами проще, им можно засунуть иглу под твердые надкрылья, с насекомыми помягче — сложнее. Тут все зависит от вашей брезгливости и тяги к искусству. Можно пробовать канцелярский клей, забить на иголку и цеплять животное за крылья или лапки обмотанным резинкой пинцетом, а можно не побояться, и отважно проткнуть насекомое иглой. Держалку фотомодели нужно закрепить в конструкции, допускающую шесть степей свободы. Для этого отлично подойдет отобранный у ребенка кусок пластилина. Кстати, отраженный от него свет, будет вносить довольно заметную лепту в финальную картину, так что если не хотите цветовых спецэффектов, отбирайте серый. Если высота держалки модели сама по себе маловата, кусок пластилина можно водрузить на подставку. Вот как это выглядело у меня:

    Теперь надо навести резкость на модель. Куда руки потянулись? Нет, кольца объектива трогать не надо, это все равно не поможет. Двигайте штатив так, чтобы от кончика линзы до насекомого осталось сантиметров пять. И, о чудо, в режиме Live View должен появиться его немного смутный силуэт. Ура! Можно немного поиграться. Наделайте своих первых мутных мегамакро фоток, станцуйте и спляшите. Ну правда же, крутотень-то какая! Не стесняйтесь, все так делают. Наигравшись, можно начать придумывать композицию. Покрутите держалку модели в объективе, расправьте насекомому второй иголкой лапки, а заодно, удалите с него крупные соринки и подкорректируйте выдержку на камере, чтобы не было пересветов. Кстати, изменить увеличение можно проворачивая кольцо фокусного расстояния объектива только в диапазоне от 24-х до 35-ти миллиметров, иначе без рельс снять не получится. Вот такие варианты получились у меня:

    Чтобы вы не делали на данном этапе, освещение будет оставлять желать лучшего. Свет от лампы довольно жесткий, контрастность будет зашкаливать. От этого нас избавит цилиндрический рефлектор, или бумажная « ». Положите ее на стол, под лампу, подоприте Федором Михайловичем Достоевским, и поместите внутрь ее многострадальное насекомое. Заново наведитесь на модель. Теперь, я думаю, вы догадались, почему я рекомендовал настроить композицию заранее. В трубе, загороженной фотоаппаратом, это будет сделать намного сложнее. В общем, должна получиться примерно следующая конструкция:

    Модельку на фото не видно, но она есть, там внутри, прямо под центром лампы. Свет в этом случае получится гораздо мягче, хотя может потребоваться некоторая коррекция времени выдержки. Сравните с моим третьим вариантом без трубы:

    Со светом все должно быть прекрасно, но фон скорее всего будет ужасен. Чтобы исправить это досадное недоразумение, положите за трубой какую-нибудь темную одежду или тряпку. Черные джинсы, в отличии от белых ( Промыч , прости) подойдут, хотя я использовал горнолыжные штаны. Перед фоновой одеждой поместите что-нибудь не бликующее и цветастое, например банную мочалку. У меня их аж четыре штуки разных.

    Сетап должен получиться примерно такой:

    Повозившись с расположением мочалки можно будет снять что-нибудь типа этого:

    «Погоди-погоди, а что это за хрень такая белая, перед фотоаппаратом на предыдущей фотке из тубы торчит?» — мысленно спросит меня внимательный читатель. А это дополнительный отражатель. Мне показалось, что нижняя часть насекомого вышла мальца темновато. И я ее подсветил немного, отраженным от бумажки светом. Так мне показалось лучше:

    В общем, все готово для съемки стека. Чтобы сделать последний рывок, включите на фотоаппарате предподъем зеркала. Владельцы совсем уж бюджетных зеркалок могут горестно вздохнуть и пропустить этот пункт. Затем включите Live View и прокрутите объектив до упора вправо, но не совсем до упора, а только за счет хода кольца фокусировки. Фокусное расстояние объектива измениться не должно. Придвиньте штатив к модели так, чтобы самая близкая к вам часть была чуть-чуть в расфокусе. Это нужно потому, что если вы ошибетесь в начальной фокусировке, то после съемки стека это исправить не удастся. Поэтому лучше сначала немного недокрутить, чем перекрутить. Потом проворачивайте объектив влево до тех пор, пока самая дальняя часть насекомого не попадет в фокус. Запомните это положение, и поверните объектив обратно до упора вправо. Проверьте еще раз экспозицию. Главное чтобы не было пересветов. С ними потом тоже, увы, ничего не поделаешь.

    Дальше начинается титанический труд, который воспитает в вас терпение монаха. Выключаем Live View, кладем пультик на пол. Жмем на кнопку пульта. Зеркало фотоаппарата поднимется. Ждем где-то секунд пять, пока угаснет вибрация и жмем на кнопку еще раз. У кого зеркало просто так не поднять, обходятся единичным нажатием а кнопку, и молитвами, чтобы все вышло резко. Поздравляю, первый кадр сделан. Теперь проворачиваем объектив влево на четверть-треть риски кольца фокусного расстояния. Лучше недокрутить, чем перекрутить. Больше кадров — не меньше, если пропустите часть объекта по глубине резкости, весь стек придется переснимать заново. Получилось? Хорошо, нажимаем на кнопку, ждем пять секунд, чтобы угасла вибрация, и снова делаем кадр. Опять проворачиваем объектив на четверть риски, делаем еще один снимок, и так далее, и так далее. До тех пор, пока таким образом не провернете линзу до финального положения, которое вы должны были запомнить. Вот как этот процесс выглядит через Live View:

    А вот так он выглядит со стороны:

    В итоге, листая полученные снимки на экранчике фотоаппарата, у вас должно получиться примерно следующее:

    Не пугайтесь, что размер модели уменьшается с каждым кадром. Программы по сборке стека знают про эту особенность, и прекрасно ее корректируют. Но об этом, как-нибудь в следующий раз.

    А пока, посмотрите весь процесс съемки заглавной фотографии поста, убыстренный в двадцать пять раз . Как говорили во времена моей юности, в 3D (на самом деле нет) и в тру колор. Что поделаешь, пришлось отъесть пару крошек хлеба у

    Весна это замечательное время для фотографов-любителей. Яркое солнце, сочные краски, цветы цветут, длинноногие девчонки в коротких юбках ходят. Фоткай все на что глаз положил! Лично я, как человек женатый, теперь все больше по части трэвел-фотографии да цветочков всяких.

    Недавно коллега по работе прикупил себе в хозяйство объектив для макросъемки Nikon 105mm f/2.8G Micro. Я воспользовался случаем протестировать: притащил свой верный D800 чтобы тоже сделать несколько кадров. Я вообще люблю макро-фотографии, мне кажется интересным посмотреть на окружающие нас обыденные вещи с такого необычного ракурса.

    Поиграться с макрообъективом интересно, хотя тратить 45 тысяч рублей на такую забаву, я считаю, неразумным. Но приобщиться к миру макрофотографии можно за гораздо меньшие деньги при помощи устройств под названием макрокольца. У меня в закромах уже год лежат такие, и в прошлые выходные я сдул с них пыль веков и отравился с ними в деревню.

    Как известно всякому фотографу, даже делающему свои самые первые шаги в этом увлекательном занятии, у любого объектива есть минимальная дистанция до объекта съемки, при котором картинка будет четкой. Если пытаться сфотографировать любимого кота в упор, то получится мутная фигня. Минимальное фокусное расстояние написано в спецификациях к объективу, обычно это 30-40 сантиметров. Чтобы обойти это досадное ограничение и нужно макрокольцо.

    Макрокольцо – это обыкновенный полый цилиндр, который устанавливается между объективом и матрицей, изменяя параметры оптической системы. Чем больше расстояние между объективом и матрицей, тем больше можно приблизить объектив к объекту съемки. Так и получаются макрофотографии на обычный объектив. Макрокольца продаются комплектом в 3 штуки, чтобы можно было это расстояние варьировать в зависимости от ситуации. Нацепите все 3 штуки сразу и получите портативный микроскоп. Более дорогие макрокольца снабжены контактными площадками для поддержки автофокуса объектива, но в макро-фотографии чаще всего приходится фокусироваться вручную (вернее, ногами или спиной), поскольку автофокус не соображает, что именно вы хотите сфотографировать. Поэтому я взял самые простые кольца. Какие - в данном случае совершенно не важно, они, по большому счету, все одинаковые.


    Однако не спешите бежать в ближайший фотомагазин за макрокольцами в надежде стать крутым макро-фотографом быстро и дешево. Вам придется столкнуться с рядом неудобств, которых в обычной фотографии вы можете не замечать годами.

    Первое. Вам придется фотографировать исключительно в ручном режиме, то есть в режиме М. Если вы еще не умеете фотографировать, вручную управляя диафрагмой и выдержкой, то для начала научитесь этому, а потом уже беритесь за макро-фото.


    Второе. В отличии от макрообъектива, макрокольца уменьшают количество света, попадающего на матрицу. Чтобы фотография не была слишком темной, придется увеличивать выдержку и поднимать ISO. Может понадобиться штатив, чтобы на длинной выдержке фотки не смазывались.

    Третье. Глубина резкости кадра при маленькой дистанции фокусировки для зеркальных камер стремится к нулю. Увеличить глубину резкости помогает уменьшение диафрагмы, что опять-таки влечет за собой уменьшение количества попадаемого на матрицу света.


    Кстати, меня тут недавно спрашивали, почему на зеркальных аппаратах задний фон размывается, а при фотографировании на обычную мыльницу или смартфон весь кадр резкий. Типа, дорогущие зеркалки не умеют делать того, что позволяют смартфоны, поэтому зеркалка это выброшенные деньги. Этот вывод лишь подчеркивает некомпетентность гражданина, плохо изучавшего тему оптики на уроках физики в школе. Краткое объяснение, без погружения в технические аспекты, в следующем: объектив подбирается под конкретную матрицу. У полнокадрового фотоаппарата диафрагма объектива f/2.8 даст именно f/2.8, поскольку кроп-фактор равен 1. А у вашего смартфона матрица малюсенькая, скажем, в 5 раз меньше, чем у полнокадровой зеркалки. И диафрагма f/2.8 у него будет соответствовать диафрагме f/14 на полнокадровой зеркалке. Чем сильнее прикрыта диафрагма, тем больше глубина резкости. О размытом фоне при такой диафрагме и говорить нечего.

    Четвертое. Чем меньше диафрагма, тем заметнее частички грязи на матрице. Прежде чем бросаться в омут макро-фотографии, следует озаботиться чисткой матрицы. Ну или возиться потом в Фотошопе. У нашего человека порой бывают странные понятия об экономии. Граждане любят потратить 100 тысяч рублей на фотоаппарат, а потом «экономить на спичках», и самостоятельно чистить матрицу. Лично я рекомендую потратить еще 3 тысячи рублей и отдать фотоаппарат на чистку в авторизованный сервисный центр.


    Но хватит теории, пора приступить к практике. Для своих макро-экспериментов я взял обыкновенный недорогой объектив Nikon 50mm f/1.8D. Вкрутил между ним и камерой среднее макрокольцо, выставил ISO повыше, выкрутил диафрагму на минимально доступную f/22, и вот что получилось.

    Желательно, конечно, взять объектив, умеющий прикрывать диафрагму хотя бы до f/32, а еще лучше до f/64. Тогда больше деталей попадет в фокус, процент удачных кадров будет выше. Но у меня такого в хозяйстве нет, пользуюсь тем, что имею.


    Для макро-съемки обязательно большое количество света в кадре. Если на небе облачно, то уже желательно использовать особую кольцевую вспышку, которая нужна именно для макро. Она крепится на объектив и подсвечивает дорогих вашему сердцу жучков-паучков. Тратиться на кольцевую вспышку стоит, если вы решили всерьез посвятить себя макро-фотографии, иначе просто поджидайте солнечный день. Как видите, для получения удачной макро-фотографии в дорогом фотооборудовании нет насущной необходимости. Макрокольца позволяют делать вполне приличные фотографии. Удачной фотоохоты!

    Остальные фотографии можно посмотреть