Лучший бюджетный штатив. Как выбрать штатив и монопод

Среди множества статей на тему: "Как выбрать штатив для фотоаппарата?" почему-то мало внимания уделяется самим брендам, под которыми выпускаются штативы. А ведь правильный выбор производителя, зачастую определяющий в процессе выбора штатива.

Штатив для фотоаппарата давно стал неизменным спутником любого фотографа. И этому есть как минимум две причины. Во-первых, практически все фотографы осознали его необходимость. Во-вторых, купить штатив для фото сегодня чрезвычайно просто и доступно – цена на бюджетную модель начинается с 30$.
Но, несмотря на это, фотолюбитель или даже опытный профи, заходя в магазин фототехники , невольно может растеряться, увидев огромный ассортимент треног. Однако мы не будем останавливаться на набившем оскомину вопросе «Как выбрать штатив для фотоаппарата ?», предполагая, что читатель ознакомился с горой соответствующей литературы. Подойдем к вопросу выбора с другой стороны, осветив основные бренды, под которыми они производятся. Стоит сразу обозначить, что речь идет о рынке Украины, и рассматривать будем только известные бренды. У каждого из них есть своя изюминка, а также есть моменты, о которых они предпочитают умалчивать. Итак, начнем по возрастанию.

Штативы Arsenal.

Производитель – Китай. Продукция Arsenal относится к бюджетной ценовой категории. Материал – алюминий и пластик. Достаточно функциональны и практичны в использовании, все модели комплектуются чехлами для переноски. Самое слабое место – их качество. Все-таки китайская сборка оставляет желать лучшего. Поэтому при покупке нужно обратить внимание на полноценную работу всех ножек, защелок, фиксаторов. Проверить работу элеваторного механизма. Положительный момент – достаточно низкая цена. Хороший трипод для зеркалки со штатным объективом, например, Arsenal ARS-3770, можно купить всего за 35$. Радует тот факт, что перебоев с поставками треног Arsenal практически не бывает, и это очень весомый аргумент в пользу данного производителя перед другими конкурентами в этой ценовой категории. С каждым годом качество продукции растет на глазах, и штативы Arsenal двухлетней давности совсем не то же самое, что современные собратья. Так что если Вы ограничены бюджетом, есть смысл обратить внимание на штатив для фотоаппарата Arsenal.

Штативы Velbon.

Производитель – Китай. Продукция Velbon включает как бюджетную линейку, так и профессиональную. В двух словах о бюджетной серии. Материал - алюминий и пластик. Качество Velbon немногим лучше, чем у Arsenal. Цена на 15-20% выше, чем на Arsenal. Штативы Velbon функциональные и удобные в эксплуатации. К любительской серии относятся серии CX- и DF-. Наиболее популярный - Velbon CX-444. Что касается проф линейки, то нужно отметить отличное качество сборки, прочность и легкий вес конструкции, выполненной из алюминия, композитного сплава из углеродного волокна и базальта. Цена на него начинается от 350$. Есть один минус, который способен затмить большинство положительных моментов. Постоянный дефицит и пустующие склады по штативам Velbon заставляют поклонников данного бренда переориентироваться либо на производителя Slik, либо на Arsenal.

Штативы Slik.

Компания Slik – это один из старейших производителей штативов, родина которого – Япония. Бюджетная линейка этого бренда изготовлена в Китае и ничем не отличается от соответствующей серии Velbon. Триподы Slik среднего ценового диапазона изготовлены в Тайланде. Топ-линейка сделана в Японии. В двух словах: традиционно хорошее качество, приятная сборка. Неадекватно завышена цена. Это значит, что по качеству продукция Slik ближе к Velbon, а по цене – ближе к Manfrotto.

Штативы Benro.

Страна-производитель – Китай. Китайские инженеры не стали изобретать велосипед. Они взяли все самое лучшее у существующих брендов и реализовали все технические и функциональные новшества в каждом из своих треног. При изготовлении Benro применены технологии инженеров Gitzo и Manfrotto. Поклонники корейского бренда Markins обнаружат удивительное сходство головок Benro и головок Markins. Приятен тот факт, что от этой «гибридизации» выигрывает конечный пользователь. К функциональности Benro вопросов нет, ведь при их производстве взято все самое лучшее из придуманного ранее. Качество сборки приятно удивляет, несмотря на то, что продукция Benro сделана в Китае. Цена на трипод достаточно высока, всего на 20-25% ниже, чем на всемирно известный бренд Manfrotto. Выгодно приобретать комплект в наборе с головкой. Популярная модель - BENRO A350EX с головкой BENRO BH-0. Стоимость набора – 125$. Приятный момент – наличие качественного жесткого чехла и набора шестигранников в комплекте. Стоит купить штатив Benro в случае, если Вы строго ограничены конкретным бюджетом – и это будет достойный выбор. Если же нет - смотрим ниже: на очереди продукция, родителем которой стал итальянец Лино Манфротто (Lino Manfrotto).

Штативы Manfrotto.

Продукция Manfrotto сделана в Италии, лишь небольшая партия бюджетных моделей произведена на заводе Manfrotto в Китае. Как видим, даже гранды стремятся удешевить свое производство. Нет оснований сомневаться в качестве Manfrotto. При производстве используются только самые последние технологии, зачастую разработанные и запатентованные инженерами компании, и сверхнадежные материалы. Треноги Manfrotto охватывают весь спектр применения фототехники. Для съемки компактной камерой или небольшой зеркалкой подойдет Manfrotto серия MY, которая совмещает в себе легкий вес, компактные размеры, универсальность и надежность конструкции. Для профессионального применения существует несколько линеек штативов, как карбоновых, так и алюминиевых, и большой выбор штативных головок под различные задачи. Отличаются они весом, размерами и рекомендуемой нагрузкой, однако объединяет их безупречная устойчивость, жесткость конструкции, надежность всех механизмов, универсальность и гибкость в использовании. Наибольшей популярностью пользуются модели Manfrotto 055XPROB и Manfrotto 190XPROB. Они рассчитаны на увеченных фотолюбителей и профессионалов, которые понимают толк в фототехнике. Если Вам нужен хороший трипод для фотоаппарата, продукция бренда Manfrotto – это лучший выбор по соотношению цена/качество.

Общеизвестный факт, что для настоящего фотографа не имеет значения, чем снимать и каким оборудованием пользоваться. Но коль уж есть возможность, не стоит отказывать себе в качественных фото аксессуарах, которые сделают Вашу съемку комфортнее и приятнее.


На заре развития фототехники снимались только статичные объекты. Дело в том, что выдержка тогда исчислялась десятками минут. В то время фотограф попросту не мог обойтись без триноги, которую сейчас приятно называть штативом.

Изначальной и главной функцией штатива является улучшение качества фотографии, которое можно получить на более или менее длинных выдержках. Вторая функция - удержание фотокамеры в заданном положении для удобства съемки.

«Ноги»

Тренога состоит из ног, распорок, центральной штанги и специальных фиксаторов. Ключевым параметром штатива является число секций ног и крепления. Как правило, треноги состоят из трех секций, но встречаются модели на четыре и пять секций. Самые простые штативы имеют одну или две секции. Чем больше секций у треноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии. Но есть и недостаток – большее число секций негативным образом сказывается на устойчивости и надежности штатива.

Для фиксации секций могут использоваться поворотные муфты или защелки. Второй вариант требует использования высококачественного пластика, так что чаще всего встречается на дорогих моделях. На концах ножек могут быть шипы (для установки на мягких поверхностях) и обрезиненные наконечники (для гладкого пола).

Распорки позволяют придать конструкции устойчивости, при этом они не позволяют расставлять ножки слишком широко. Как правило, такие распорки встречаются в штативах бюджетного сектора.

Центральная штанга

Центральная штанга двигается в вертикальном направлении, тем самым позволяя максимально точно выставить нужную высоту камеры. Это значительно удобнее, чем каждый раз подгонять все ноги до нужной высоты. Но есть и обратная сторона медали – чем выше поднята штанга, тем большая амплитуда колебания фотоаппарата. Несмотря на удобство, выдвигать штангу до максимума не рекомендуется.
Ряд штативов имеют функцию переворота центральной штанги. В таком случае штангу можно закрепить таким образом, чтобы головка находилась под треногой. Это позволяет уменьшить высоту съемки до минимума, а также удобно при проведении макросъемки.

В некоторых моделях штативов под центральной штангой располагается небольшой крючок . На него можно прикрепить груз или сумку, тем самым освободив руки, уменьшив колебания штатива и сделав его максимально устойчивым.

Штативная головка

На сегодняшний день принято выделять три типа штативных головок, которые отличаются назначением и конструкцией:

2D-головка поворачивается вокруг двух осей. Иными словами фотоаппарат, закрепленный на такой головке, может наклоняться вверх и вниз, а также поворачиваться в горизонтальной плоскости. Для того чтобы повернуть камеру нужно использовать специальные ручки.

3D головки позволяют вращать камеру в разных плоскостях:

  • по горизонтали;
  • вертикали;
  • вокруг своей оси.
Кроме этого в 3D головках можно поворачивать камеру на 90 градусов для съемки вертикальных кадров. Ключевое преимущество такого управления - возможность менять положение камеры только в одной плоскости, оставляя наклон в других плоскостях без изменений. Но есть и недостаток – выставление положения камеры занимает определенное время.

В основу шаровой головки ложится шарнир. На ней закрепляется камера, которая может вращаться во всех плоскостях. При этом сама шаровая головка имеет один рычаг, который предназначен для фиксации необходимого положения. Для того, чтобы переориентировать фотоаппарат необходимо повернуть его вручную, после чего зафиксировать положение. Минус такой головки – нельзя делать панорамные снимки и менять положение фотокамеры в одной плоскости. Кроме этого такая головка в меньшей степени устойчива к загрязнениям. Песок, который попадает между шаром и специальным вкладышем такой головки, резко сокращает срок её службы.

Материал штатива

Недорогие модели чаще всего выполняются из пластика. Но пластик тоже бывает разным – в самом бюджетном варианте - это скрипучий материал, который сильно люфтит (даже при затянутых ручках площадка может пошатываться). Ноги штатива выполняются из алюминия. Такие устройства недорогие и легкие, при этом они в полной мере выполняют свою функции.

Для производства профессиональных штативов используется:

  • титан;
  • углепластик (карбон);
  • сплавы лёгких металлов (магния и алюминия).
По своей прочности они ничуть не уступают алюминию, но такие штативы значительно легче.

Ценовой вопрос

Несмотря на кажущуюся простоту, в продаже можно встретить бюджетные и дорогие модели штативов, а разница в их цене может достигать десятка раз. Конечно, стоимость зависит от качества используемых материалов, функций и бренда. Таким образом, потратив:

Штативы требуются, чтобы зафиксировать камеру. Они незаменимы при съёмке на длинных выдержках, при использовании мощных зум-объективов и позволяют фотографу снять себя в компании друзей. Мир триподов и моноподов разнообразен. Не потеряться в нём и сделать правильный выбор поможет рейтинг лучших штативов для фотоаппаратов и видеокамер. Мы отобрали лучшие варианты моноподов и триподов (напольных и настольных), исходя из отзывов и обзоров от профессионалов. Наш рейтинг поможет вам определиться, какой же штатив лучший в определенной категории.

Лучшие напольные штативы – триподы для фото- и видеокамер

Трипод – универсальная и популярная конструкция штатива. При поиске обращайте внимание на надёжность, максимальную нагрузку и высоту модели. Энтузиасты оценят дополнительный функционал: возможность переворота центральной штанги, замены головки штатива и наличие съёмной площадки. Обратите внимание, что кроме 3D-головок получают распространение шаровые. Они позволяют оперативно менять точку съёмки без утомительной регулировки по осям. По заявлению производителей, большинство триподов подойдут для фотоаппаратов и для видеокамер, но видеографам потребуется проявить бдительность. Не все штативы имеют плавный ход головки без рывков.

4 ERA ECSA-3730

Самая низкая цена в категории
Страна: Китай
Средняя цена: 1 549 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Открывает наш рейтинг довольно неплохой любительский штатив, предназначенный как для фотоаппаратов, так и для видеокамер. Модель имеет удобную 3D-головку со сменной площадкой и неплохую максимальную высоту – 1,51 метра. Минимальная же высота составляет 57,5 сантиметра, что довольно неплохо. На модели есть целых два уровня – на головке и на самом штативе. Поэтому удобно выравнивать как опору для камеры, так и ее саму после использования возможностей 3D-головки. В отзывах отдельно подчеркивается, что штатив выдерживает камеры весом до 3 килограммов.

В сложенном виде штатив довольно длинный – 59 сантиметров. Весит он при этом 1,3 килограмма, так что и пушинкой его не назвать. Но он имеет очень удобную ручку для переноски и чехол для длительной транспортировки. Штатив стоит устойчиво на любом типе поверхности благодаря резиновым наконечникам на ножках. Не радуют пластиковые крепления, которые не подходят для работы на холоде. Кроме того, головка сделана не самым лучшим образом – тяжелые камеры на ней болтаются, а ход не самый плавный, что исключает профессиональное использование. С другой стороны, за такую цену ожидать заоблачного качества не стоит.

3 Jmary KP-2264

Лучшая максимальная высота
Страна: Китай
Средняя цена: 3 240 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Вполне неплохой штатив для любителей. Ноги этого трипода состоят из трех секций и заканчиваются резиновыми наконечниками, из которых торчат шипы. Поэтому можно устойчиво установить модель на любой поверхности – скользкой, рыхлой, неровной и так далее. Удержать трипод может технику весом до 4 килограммов, поэтому спокойно позволяет использовать с ним даже профессиональные фотоаппараты и хорошие видеокамеры.

В сложенном состоянии длина штатива составляет 57 сантиметров и весит почти 1,5 килограмма, что не очень удобно. Несмотря на вес, трипод кажется хлипким и не слишком устойчивым, так что лучше его не перегружать. Максимальная высота установки камеры – 1,76 метра. Хотя в отзывах некоторые покупатели пишут, что можно добиться и большей длины, если постараться. Для устойчивости можно подвесить к специальному крюку сумку или дополнительный груз. Удобно, что в триподе есть встроенный уровень, по которому можно выровнять камеру. В комплекте поставляется удобный чехол для переноски.

2 Benro T-600EX

Простая конструкция (две клипсы)
Страна: Китай
Средняя цена: 2 100 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Серебро забирает китайский трипод с отличными характеристиками. Он довольно устойчив и сделан просто – имеет минимум подвижных частей. Крепления – две клипсы, которые легко открывать и закрывать. Поэтому он удобен для сборки-разборки на месте, а минимальное количество «слабых мест» делает конструкцию более устойчивой. Максимум поднять камеру на этом штативе можно на 146 сантиметров. При этом складывается он до 57 сантиметров и весит 1,46 килограмма.

Удержать может технику весом до 3 килограммов. При этом имеет 3D-головку, что позволяет снимать под любым углом без лишних перестановок камеры и штатива. В наличии удобный механизм подъема. Не радует, что ручка расположена под левую руку, и отдельные покупатели в отзывах указывали, что им это неудобно. Зато ход головки довольно плавный по сравнению с другими моделями такой ценовой категории. Так что можно назвать штатив вполне удачным приобретением для любителей. В комплекте поставляется чехол.

Выбор штатива зависит от типа камеры и цели использования. Любители могут ориентироваться на стоимость моделей, а профессионалам придётся вникать в каждую деталь.

Параметр имеет решающее значение для обладателей фототехники с тяжёлыми зум-объективами. Лучшим выбором станет покупка штатива с запасом прочности, поскольку производители грешат завышением предельной нагрузки.

Надёжность конструкции. Соединения из тонкого пластика сокращают срок службы покупки. Но если штатив для фотоаппарата или для видеокамеры требуется редко, на нём можно сэкономить.

Высота съёмки. Высота важна при покупке трипода или напольного монопода. Низкие штативы ограничивают фотографа в выборе выгодного ракурса, с ними некомфортно рослым людям.

Компактность. Вес штатива и его габариты в сложенном виде влияют на удобство при транспортировке и надёжность фиксации. Как правило, чем легче и компактнее модель, тем она менее устойчива.

Съёмная площадка. Пригодится в ситуациях, когда требуется быстро снять камеру со штатива. Фотограф в любой ситуации сохраняет мобильность и не теряет важные минуты на откручивание фототехники.

Тип головки. Два основных типа штативных головок для фотоаппаратов – 3D и шаровые. 3D крепко держат технику, но требуют регулировки и фиксации по каждой оси. Шаровая голова дарит лучшую оперативность, но не столь надёжна. Для видеокамеры предпочтительнее видеоголовка, обеспечивающая плавный ход при поворотах. Профессионалы предпочитают триподы со съёмными головами: их можно менять при поломке или в зависимости от особенностей съёмки.

1 HAMA Star-63 (04163)

Лучшее соотношение цены и качества
Страна: Германия
Средняя цена: 1 739 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Универсальный лёгкий штатив справится с широким спектром задач. Он подходит для фотоаппарата бюджетного сегмента и для профессиональной камеры. Основания ножек имеют завидную устойчивость. В ветреную погоду пригодится специальный крюк, на которой подвешивается груз. Комфортная регулировка по высоте понравится фотографам разного роста. Высота штатива регулируется в диапазоне от 66 до 166 сантиметров, чего хватает для большинства задач. В комплекте поставляется приятный чехольчик для переноски.

Бюджетная цена не даёт права рассчитывать на высокое качество пластика, но жалобы потребителей на хрупкость конструкции звучат нечасто. Из обоснованных претензий: отсутствие плавного хода по осям, необходимого для видеокамер.

В целом за свою цену HAMA Star-63 – лучший штатив, который уверенно держится в рейтингах.

Лучшие настольные штативы – триподы

Настольные штативы для камеры пригодятся в путешествиях и дома. Они заменят стопки книг и прочие нелепые конструкции, которые используют фотолюбители для фиксации техники. Мини-триподы не занимают много места, но помогают спокойно сформировать кадр и надёжно держат камеру.

4 HAMA Mini Ball L (04064)

Лучшая цена. Самый легкий в категории
Страна: Германия
Средняя цена: 480 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Первой с конца в рейтинге настольных триподов стала эта модель с телескопическими двухсекционными ножками и довольно приличной длиной. Штатив позволяет пользоваться фото- и видеокамерами, но не слишком тяжелыми – в противном случае начнут складываться опоры. Максимально можно поднять технику на высоту до 21 сантиметра. Минимальная же длина составляет 14 сантиметров. При этом штатив очень легкий – всего 110 граммов. Поэтому его удобно переносить даже с большим количеством техники – дополнительный вес практически незаметен.

Радует, что в комплекте идет шаровая головка для съемки – за такую цену просто отличное решение. Ножки имеют резиновые наконечники, за счет чего не разъезжаются при установке камеры и не скользят по гладкой поверхности. К слову, это очень дешевый штатив, что несколько сказывается на качестве – модель подойдет не слишком требовательным любителям.

3 Cullmann Magnesit Copter

Отличная устойчивость
Страна: Германия
Средняя цена: 2 550 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Лаконичный, качественный, удобный. Этими тремя словами можно охарактеризовать этот настольный трипод, способный выдержать устройство весом до 4 килограммов. Позволяет установить камеру на минимальной высоте 10 сантиметров. В сложенном же состоянии достигает 16 сантиметров и весит всего лишь 180 граммов, поэтому его будет незаметно носить в рюкзаке или сумочке.

Штатив выполнен в лаконичном дизайне – на нем нет ничего лишнего, только элементы, выполняющие определенные функции. Ножки модели сделаны из довольно крепкого алюминиевого сплава. Не радует, что в комплект не входит головка – ее придется докупать отдельно. Зато их можно оперативно менять и использовать трипод даже с простенькими видеокамерами, не говоря уже о зеркальных фотоаппаратах. В отзывах покупатели отмечают, что устойчивость у модели прекрасная, и техника на ней не болтается.

2 Velbon EX-Mini

Самый универсальный настольный трипод
Страна: Китай
Средняя цена: 1 690 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Внешне надёжный штатив для видеокамер и фотоаппаратов напоминает классические триподы. Модель имеет центральную колонну, регулируемые растяжки-усилители и двухсекционные ножки. Продуманная конструкция отвечает высоким требованиям, но сказывается на весе. Взять в отпуск дополнительные полкило решится не каждый, но для домашних фотоэкспериментов – это лучший вариант. С помощью Velbon EX-Mini камера устанавливается в любом положении, штатив удобен для макросъемки. Минимальная высота – всего лишь 19 сантиметров. Радует и максимальная длина для работы – 41,7 сантиметра, поэтому можно использовать его и в качестве напольного для «низких» ракурсов.

2D головка, на первый взгляд, кажется неудобной, но среди фотографов находятся поклонники именно этой системы управления положением камеры. Выровняв горизонталь один раз, фотографу остаётся только подстраивать положение по вертикали.

Устойчивый штатив предназначен для полупрофессиональных и любительских фотоаппаратов, но с выдерживаемым весом возникла путаница. На большинстве интернет-ресурсов указано 2,5 килограмма, а на коробке – 1,5.

1 Manfrotto PIXI Mini

Лучшее соотношение цены и качества. Лучшая система регулировки
Страна: Китай
Средняя цена: 2 200 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Лёгкая, компактная, надёжная и стильная модель занимает первое место в рейтинге лучших настольных штативов. От использования трипода у покупателей остаются только положительные эмоции. Он позволяет работать с камерой на высоте 13,5 сантиметра. Максимально в сложенном состоянии его длина составляет 18,5 сантиметра. Округлые ножки позволяют использовать модель ещё и как ручку для камеры при съёмке «на руках».

Штатив весит всего 200 грамм, но уверенно выдерживает нагрузку до 1 килограмма. И это не просто маркетинговый ход: Manfrotto PIXI Mini подойдёт даже для зеркальных фотоаппаратов с компактной оптикой. Он надёжно фиксирует камеру, устойчивости добавляют резиновые накладки опор. В понятной системе регулировки разберётся даже ребёнок: для изменения положения требуется нажать всего одну кнопку.

Но покупку по достоинству не оценят любители макросъемки: по вертикали фотоаппарат сильно опустить невозможно.

Лучшие штативы – моноподы

Моноподы знакомы современному потребителю как палка для селфи, но их практическое применение гораздо шире. Напольные моноподы для фотоаппаратов и видеокамер широко используют профессионалы. Одноногие штативы дают точку опору, но не занимают много места в разложенном состоянии. Такая «палочка-выручалочка» пригодится в толпе и поможет фотографу дотянуться до труднодоступных точек съёмки.

4 GreenBean HDV Elite-317

Есть карабин для переноски на ремне
Страна: Россия
Средняя цена: 6 563 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Простенький напольный монопод с максимальной высотой 177 сантиметров. Минимальная длина – всего 68 сантиметров, так что можно снимать и «низкие» ракурсы. Позволяет устанавливать аппаратуру весом до 3 килограммов. При этом имеет удобную 2D-головку с ручкой (поставляется в комплекте). Удобно, что штатив даже не надо собирать для транспортировки. На страховочном шнурке есть карабин, который можно зацепить за поясной ремень и так переносить. Это радует, если нужно оперативно передвигаться с места на место, из-за чего нет времени на сборку конструкции.

Надежность устройства высока – секции штанги крепко удерживаются в заданном положении резьбовыми соединениями. Тренога складная, поэтому монопод можно использовать как с ней, так и без нее. К тому же, она позволяет отклонять штангу на угол до 18 градусов в разные стороны. Довольно качественная сборка и удачная конфигурация оправдывают высокую цену. Но за такие деньги (и даже меньшие) можно найти модель и получше. Именно поэтому штатив в нашем рейтинге довольно низко.

3 Sony VCT-AMP1

Высокая надёжность. Самый компактный
Страна: Япония
Средняя цена: 2 990 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Неискушённому покупателю Sony VCT-AMP1 покажется просто палкой с неоправданно высокой стоимостью. Отчасти это верно, но ощутимая цена компенсируется надёжностью. Это лучший монопод для экшн-камер, адаптированный к жёстким условиям работы. Радует, что на ручке есть удобный шнурок, который надевается на запястье и предохраняет от потери модели вместе с аппаратурой.

Монопод хорошо фиксируется в руке, имеет оптимальные размеры для ракурсов селфи. Благодаря компактным размерам, он станет приятным спутником в путешествиях. Модель весит 200 грамм, длина в сложенном виде 30 сантиметров. Максимально раздвинуть монопод можно до 93 сантиметров, что при его малом весе позволяет легко делать даже дальние фотографии.

2 JieYang JY0507

Лучшая высота (220 см)
Страна: Китай
Средняя цена: 9 990 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Внушительный напольный монопод с впечатляющей максимальной длиной – до 2,2 метра. Удержать может технику весом до 5 килограммов и устанавливается на небольшую треногу. Весит штатив довольно много – 1,75 килограмма. А минимальная его длина – 80 сантиметров. Но его характеристики и надежность сборки подразумевают большой вес – это неизбежно. На модели установлена видеоголовка с очень плавным ходом. К ней в комплекте поставляется специальная съемная ручка, так что можно легко снимать вполне качественные записи.

Штатив может наклоняться относительно треноги и крутиться на ней вокруг собственной оси. На головке располагается яркий уровень, который позволяет настроить расположение конструкции максимально ровно. Удобно, что к верхней части монопода приделан ремешок, с которым удерживать его заметно проще. К сожалению, имеет довольно высокую цену за свое качество. Впрочем, модель находит свою аудиторию – с ней очень удобно снимать различные мероприятия поверх голов других людей, что подходит для работы журналиста или оператора.

1 Rekam RM-120

Лучшая цена
Страна: США
Средняя цена: 1 460 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Бюджетный монопод заинтересует начинающих фотографов и профессионалов. Высоты 171 сантиметр достаточно для фотографа любого роста и при съёмке с труднодоступных ракурсов. Сам штатив весит 375 грамм, при этом выдерживает 3-килограммовые камеры. В отзывах покупатели отмечают самую высокую скорость сборки и начала работы, что может быть важно на съёмке мероприятий или происшествий.

Головка неповоротная, поэтому не подойдёт для селфи. Но некоторые фотографы ищут именно такой вариант: благодаря простоте конструкции, фотоаппарат быстро устанавливается на площадку.

В штативе нет удобной откидной лапки под ногу, размеры не отличаются компактностью, пластик не внушает доверия. Но если устранить недостатки, модель будет стоить дороже. Rekam RM-120 – лучший в своей ценовой категории и уверенно держится в рейтинге штативов для фотоаппаратов.

Лучшие штативы с оригинальной конструкцией

Модели с оригинальной конструкцией восполняют пробелы классических штативов. Нестандартный подход привлекает внимание и в нестандартных ситуациях может стать лучшим решением по фиксации камеры.

3 ERA ECP-0070

Крепится куда угодно
Страна: Китай
Средняя цена: 790 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Это универсальный настольный штатив, который может работать одновременно в режиме трипода и струбцины. Он легко крепится к любому выступу, подходящему для зажима, так что модель просто прикрутить куда угодно. Выдержит фото- или видеокамеру весом до 0,8 килограмма. При этом может обеспечить высоту съемки от 14 сантиметров. Головка держится на шарнирах, так что штатив позволяет разместить камеру под каким угодно углом относительно себя.

Струбцина довольно плотно держит аппаратуру в нужном положении, если ее не перегружать. В отзывах клиенты отмечают – товар относительно хорош, но только для любительских съемок. Недостаток – не самое высокое качество материалов. Из-за смешной цены производители решили сэкономить, поэтому не стоит рассчитывать на то, что пластиковый штатив выдержит серьезные нагрузки. Кроме того, головку придется докупать отдельно.

2 Rekam M-50

Лучшая цена
Страна: США
Средняя цена: 610 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Конструкция напоминает скорее не штатив, а подставку для фотоаппарата. Rekam M-50 настолько компактен, что в сложенном виде поместится в карман мужской рубашки или джинсов. Но носить его в брюках рискованно из-за не внушающей доверие конструкции. По отзывам покупателей, резиновые накладки на ножки отваливаются уже при распаковке товара.

Регулировки по высоте нет, всё придётся снимать с уровня 16 сантиметров. Возможно только изменение угла по вертикальной оси. Производитель указывает нагрузку до 1 килограмма, но тяжёлые зеркалки держит плохо.

Конструкция штатива позволяет снимать на высоте от 10 до 16 сантиметров. Но только за счет изменения положения камеры по вертикали – сам штатив регулировки не имеет. Бюджетная модель станет лучшей для владельцев компактных камер, чтобы изредка сфотографироваться в кругу семьи.

1 Joby Gorillapod SLR-ZOOM (GP3)

Самый универсальный. Гибкие шарнирные ножки
Страна: Великобритания
Средняя цена: 3 450 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Штатив интересен гибкими ножками, привлекающими внимание. Компактная модель пригодится для дома и в путешествиях. Гибкие ножки устанавливаются на неровной поверхности, фиксируются вокруг опор мостов и веток деревьев. Но для полноценного применения потребуется докупить штативную головку. За счет гибких ножек можно настроить какую угодно высоту камеры (до 23 сантиметров). В сложенном же виде модель имеет длину 25 сантиметров.

У фирменного штатива существует много китайских аналогов, но у них нередко шарнирные ноги подкашиваются и не обеспечивают надёжной фиксации. Не идеален в этом отношении и Joby Gorillapod SLR-ZOOM. По инструкции штатив подходит для камер весом до 3 килограммов, но на практике даже при меньшей нагрузке модель теряет устойчивость. При нажиме на спусковую кнопку появляется дрожь, поэтому лучше использовать трипод в комплекте с пультом.

Оригинальная модель занимает свою нишу на рынке и первое место в нашем рейтинге.

Еще на заре появления фотографии штативы стали повсеместно использоваться фотографами при осуществлении съемок. Ведь низкая светочувствительность фотоматериалов требовала применения длительных выдержек, доходивших порой до нескольких минут. Штатив же обеспечивал максимальную неподвижность камеры во время съемки. Сами фотоаппараты в то время имели весьма внушительные размеры и вес, поэтому просто не могло быть и речи о съемке с рук.

С уменьшением размеров оптики и совершенствованием фотоматериалов у фотографов появилась возможность снимать с рук, без использования штатива. Это дало новый толчок развитию фотографию, однако штатив по-прежнему являлся важным аксессуаром в арсенале фотографа. Казалось, что с появлением компактной цифровой фототехники штативы уйдут, наконец, безвозвратно в прошлое.

Но, несмотря на качественное улучшение характеристик фотопленки и оптики, многие фотографические сюжеты по-прежнему не могут обойтись без применения штатива. Сегодня штативы часто используются для съемки ночных сцен, пейзажей, студийной и макросъемки.

Штатив – это приспособление для установки камеры и обеспечения ее неподвижности во время съемки. Конструктивно, штатив состоит из «ног», обычно в виде треножной конструкции, и штативной головки. Штатив обеспечивает точное позиционирование камеры, что представляет особую важность при осуществлении, например, ночных съемок или других сюжетов на длинных выдержках.

С помощью штатива и длинных выдержек можно сделать по-настоящему яркие и необычные снимки ночного города. Кроме того, штатив помогает бороться с так называемой «шевеленкой», то есть смазанными изображениями, лишенными четких контуров. Такие некачественные снимки получаются как за счет вибраций самой камеры при съемке, так и за счет незначительной дрожи рук фотографа. В результате, такое «шевеление» существенно снижает резкость самого фотоизображения. Штатив же дает возможность предотвратить любое смещение фотоаппарата при съемке.

Большинство современных штативов имеет трехногую конструкцию. Каждая из таких «ног» состоит из нескольких телескопических труб, обладающих различным диаметром и сечением. Телескопические «ноги» могут быть из двух-пяти секций: причем чем меньше секций у «ноги», тем она крепче, но менее компактна. Трубы изготавливаются из алюминиевых сплавов, базальта, сплавов титана или магния, углепластика, дерева и других материалов.

Наибольшее распространение в последние годы получили штативы, выполненные с использованием труб из углепластика (карбона). Они отличаются прекрасной прочностью, жесткостью и грузоподъемностью, но одновременно значительно легче по весу алюминиевых штативов. В свою очередь, деревянные штативы не могут похвастаться компактностью, но отличаются высокой эстетичностью, отлично переносят морозы и хорошо гасят любые вибрации. Поэтому здесь все зависит от целей съемки и, конечно, личных предпочтений фотографа.

Например, если Вы планируете съемку на открытом воздухе, то лучше выбрать более легкие и удобные конструкции, изготовленные из углепластика или базальта. В любом случае «ноги» являются залогом устойчивости штатива, поэтому при выборе штатива им стоит уделить первостепенное внимание.

Среди важных характеристик штатива можно выделить прочность, компактность, предельную нагрузку и высоту в рабочем состоянии. Эти величины напрямую связаны друг с другом: легкий и высокий штатив не будет в большинстве случаев обладать значительной жесткостью и грузоподъемностью, если только он не изготовлен из высокопрочных современных материалов (углепластика).

Для любительского применения выпускаются штативы, имеющие облегченную конструкцию. Такие легкие и компактные штативы позволяют быстро установить камеру на ровной горизонтальной поверхности. Однако для профессионального использования они вряд ли годятся, ведь профессиональная фототехника отличается более серьезной массой и габаритами.

Профессиональный штатив должен быть высоким и крепким в целях повышения резкости фотографий. К сожалению, подобные штативы отличаются несколько большим весом и сравнительно большими размерами. Зато они идеально выполняют свою функцию при ночных съемках или любых других съемках, требующих длинных выдержек.

Выбор конструкций штативов, обладающих различной грузоподъемностью, прочностью и компактностью, в настоящее время практически неограничен. Самое главное – это подобрать такой штатив, который бы стоял устойчиво, не падая под весом укрепленного на нем фотоаппарата, и был максимально удобным в использовании. Всегда лучше остановить свой выбор на штативе более мощном и крепком, чтобы он не «складывался» под нагрузкой и обладал широкой областью применения.

Фотокамера надежно крепится к штативу с помощью штативной головки. Однако функции штативной головки этим не ограничиваются: она также обеспечивает возможность различного рода наклонов и поворотов камеры относительно штатива. Сегодня распространены штативные головки двух типов — 3D-головки и шаровые головки .

Что касается 3D-головки, то она позволяет наклонять и разворачивать фотокамеру относительно «ног» штатива в трех независимых плоскостях. В ней предусмотрено три взаимно перпендикулярных независимых оси вращения, что, в частности, обеспечивает 360-градусное вращение камеры вокруг вертикальной оси. Кроме того, с помощью 3D-головки Вы сможете наклонять камеру вперед на угол не менее 90 градусов, либо отклонять назад – на угол в 30 градусов. Также возможно наклонять фотоаппарат вбок, не менее 90 градусов в одну сторону. Все это открывает перед фотографом широкие перспективы для обеспечения различного рода съемок и кадрирования.

В основе шаровых штативных головок лежит металлический шар, закрепленный в особой обойме, которая оснащается регулируемым устройством фиксации. К этому шару, способному вращаться в любой плоскости, прикрепляется специальная площадка, на которую, собственно, и устанавливается фотоаппарат. Шаровые головки могут оснащаться дополнительными устройствами контроля прижима шара, расширяющими возможности применения таких головок.

Какие штативные головки лучше – 3D или шаровые? На этот вопрос однозначного ответа нет. Шаровые головки традиционно отличаются большей компактностью и оперативностью в работе, в тоже время они менее надежны. Главное же преимущество 3D-головок заключается в том, что они позволяют фотографу более точно позиционировать камеру по каждой из осей.

С точки зрения удобства пользования штативом важно, чтобы 3D или шаровая головка была оснащена платой крепления фотоаппарата (Quick-release). Благодаря такой плате можно в считанные секунды зафиксировать или снять фотокамеру со штатива. Этим достигается максимальная оперативность и легкость работы со штативом.

Отдельно нужно остановиться на такой разновидности штатива как монопод. Он представляет собой «одноногую» телескопическую конструкцию с торцевым креплением для фотоаппарата. Монопод более легок и удобен в использовании, чем традиционные штативы.

Выбор монопода, в целом, аналогичен выбору штатива – необходимо лишь, чтобы его длина обеспечивала максимальное удобство в работе, а характеристики жесткости и прочности позволяли выдерживать массу фототехники. Фотоаппарат может крепиться к моноподу напрямую, а может через специальную моноподную головку, дающую дополнительную возможность наклонять камеру в одной плоскости. Монопод также может быть оснащен легкосъемной платой, что обеспечивает высокую оперативность работы со штативом.

При выборе штатива все определяется стоящими перед фотографом целями и задачами. Если у Вас легкая, компактная камера, у Вас нет фотостудии, и Вы не планируете тратить много времени на съемку ночных сюжетов, то вполне можно обойтись небольшими телескопическими моделями.

Для обеспечения профессиональных студийных или ночных съемок Вам потребуется более тяжелый и прочный штатив, обладающий широкими возможностями для изменения положения фотокамеры. В тоже время здесь стоит грамотно оценить свои силы, ведь такой громоздкий, крепкий и дорогой штатив может быть очень неудобным в переноске.

Наиболее распространенная причина использования штатива - съемка на больших выдержках, от 1/30 до нескольких минут или даже часов. При отсутствии стабилизатора микросмаз (снижение резкости) может возникать и на достаточно коротких выдержках, вплоть до 1/125. Причиной может быть как неуверенный захват камеры, так и вибрация от щелчка зеркала. Такие вибрации не возникают при использовании камер, в которых зеркало неподвижно или вовсе отсутствует. Они редко проявляются в цифровых зеркалках, если речь не идет о миниатюрных вариантах, - ведь такого рода шевеленка гасится именно за счет массивности аппарата. А вот для зеркалок среднего формата, таких как Rolleiflex 6001 или «Киев-60», установка на штатив желательна даже при съемке на обычных выдержках.

С увеличением фокусного расстояния уменьшается допустимая выдержка, позволяющая получать снимки без шевеленки. Допустимую выдержку можно примерно определить, использовав как знаменатель фокусное расстояние объектива (например, для 250 мм - не длиннее 1/250 сек.). Нередко даже в дневное время суток и при нормальном освещении светосила телевика не позволяет обеспечить нужную экспозицию на короткой выдержке. При съемке с рук максимальная длительность выдержки всегда ограничена. Во многих случаях оказывается бессилен и стабилизатор, встроенный в крепление матрицы или в объектив.

Штатив позволяет устойчиво закрепить камеру в положении, не всегда достижимом при съемке с рук (например, высоко над головой). Другой случай использования штатива - невозможность съемки камерой с рук, обусловленная ее размерами или конструкцией. Наличие штатива предполагает любая камера, снимающая на листовую пленку. Многими среднеформатными зеркалками снимать с рук просто неудобно.
Выбор правильных «ног»

Штативы можно подразделить на три больших группы:
  • мини-штативы
    ... простейшие варианты - стубцина, позволяющая прикрепить камеру к столу. Настольные штативы-треноги («паучьи ножки») чаще всего изготовлены из обычного пластика и предназначены для карманных цифровых фотокамер. Встречаются варианты посерьезнее, изготовленные из металла и предназначенные для зеркальных аппаратов (Rekam RT-D1, Kirk Low Pod);
  • одноногие штативы - моноподы
    ... имеют телескопическую конструкцию и, как правило, съемную голову. Широко используются в репортажных видах съемки. Позволяют снизить нагрузку на руки во время съемки и устранить микрошевеленку, возникающую на выдержках короче 1/8 секунды;
  • штативы-треноги
    ... самый распространенный и эффективный вид штативов, который встречается в наиболее широком ассортименте. Существуют даже варианты треног, в которых центральная штанга с площадкой для камеры может использоваться в качестве монопода (Cullmann 2800, 3430).

    Надежность и устойчивость штатива зависит от множества факторов. Однако на практике самым главным фактором является цена.

    Дешевые варианты до $100 от Continent, Rekam, Soligor, Unomat, как правило, корпус таких штативов выполнен из алюминия, несъемные головы - из пластмассы.

    Типичные недостатки - неустойчивость головы, невысокий уровень культуры производства. Однако при минимуме средств с компактными цифровыми камерами и легкими зеркалками использовать такие штативы можно.

    За $150 можно рассчитывать на более серьезный вариант от Velbon, Manfrotto или Slik, предполагающий использование съемной головы. Простая голова, скорее всего, будет входить в комплект.

    Профессиональные штативы стоят от $250 и обычно поставляются без головы, выбор которой доверен самому фотографу.

    Штативная голова представляет собой приспособление, которое отвечает за точное положение камеры в пространстве. Встречаются головы четырех типов: 2D, 3D, шаровые, панорамные. Для оперативной установки камеры на штативной голове служит сменная площадка (Quick Release). К площадке камера прикручивается с помощью обычной резьбы, а на голове закрепляется посредством быстросъемного крепления. Использование сменных площадок наиболее удобно при наличии нескольких камер, к каждой из которых она может быть прикручена заранее. Но даже камера всего одна, подобные аксессуары значительно упрощают процесс съемки (особенно это касается шаровых голов).

    Большинство современных камер имеют резьбу 1/4” для установки штатива. В аппаратах среднего и большого формата более распространена резьба 3/8”. Профессиональные штативные головы, как правило, позволяют устанавливать камеры с любой резьбой. Сами же головы устанавливаются на штатив посредством резьбы 3/8”. Поэтому, если речь идет о профессиональной продукции, установка головы от одного производителя на штатив другого - обычная практика.

    Недорогие штативы и головы Slik и Velbon соединяются с «ногами» посредством резьбы 1/4”. В случае несовпадения резьбы штатива и головы либо головы и камеры можно воспользоваться переходником.

    Высота и конструкция «ног»

    Максимальная высота, на которую можно поднять площадку с камерой, является одной из главных характеристик штатива. Наиболее распространены штативы с центральной штангой, которая выдвигается вверх для обеспечения максимальной высоты. Подобная конструкция делает штатив в сложенном состоянии весьма компактным, но отличается меньшей устойчивостью, чем варианты с неподвижной центральной штангой или вовсе без нее. Наиболее продвинутые варианты имеют съемную центральную штангу и позволяют крепить голову непосредственно к треноге.

    Высота штатива для фотокамеры не должна быть чрезмерной: для обычных задач необходимо, чтобы штатив позволял закреплять камеру на уровне глаз. Нужно помнить, что надежный штатив, который обеспечивает рабочую высоту около двух метров, по определению не может быть легким, компактным и дешевым.

    Важными параметрами являются также минимальная рабочая высота, которая позволяет закреплять штатив невысоко от земли, и длина штатива в сложенном состоянии. Чем больше телескопических «колен» имеет штатив, тем он компактнее, но тем менее он жесток и оперативен. Для общих задач оптимальным считается трехсекционный штатив.

    Масса и устойчивость

    Универсальный штатив должен быть достаточно мощным, чтобы гасить вибрации, возникающие из-за ветра, и выдерживать большую нагрузку, чтобы использоваться с камерами различных форматов. В идеале штатив должен выдерживать такую нагрузку (в кг), чтобы после вычитания из этой цифры веса головы удержать удвоенную массу камеры с объективом. Это связано с тем, что во многих случаях значение имеет не только вес, но и парусность набора. Устойчивость штатива зависит прежде всего от его массы. На практике же приходится идти на компромиссы: тяжелый штатив во многих случаях просто невозможно брать с собой. Поэтому на первый план выходят нюансы конструкции, материал и диаметр трубок. Для зеркалки начального уровня можно ограничиться легким металлическим или карбоновым штативом со сменной головой.

    Большинство штативов комплектуются резиновыми или пластмассовыми наконечниками, которые предотвращают скольжение «ног» на гладкой поверхности, либо стальными шипами для грунта. Известные фирмы предлагают специальные наборы шипов, которые используются вместо штатных. Удобны универсальные наконечники для «ног» с комбинированной пяткой - шипы + резина. Такие варианты предлагают Manfrotto и Rekam. Для нетвердых поверхностей, таких как снег или песок, есть специальные «башмаки».

    Из чего их делают?

    Самые дешевые штативы вроде «паучьих ножек» делают из обычного пластика. Такие варианты приемлемы в случае использования с компактной «мыльницей», но для использования с серьезной техникой пластиковые штативы не годятся, так как не обеспечивают необходимой жесткости и устойчивости камеры. Распространены «ноги» из алюминия и легких металлических сплавов на основе титана и магния. Второй вариант предпочтителен, так как считается менее хрупким, особенно в условиях минусовых температур. Для изготовления тяжелых студийных штативов используют алюминий, сталь или сплав этих металлов.

    В производстве профессиональных штативов, как правило, используют углепластик (серия Manfrotto Carbon, Gitzo Mountaineer, Slik CF) и базальт (Gitzo Basalt).

    Углепластик - композиционный материал, более жесткий, чем алюминий, при меньшей массе конечного изделия (на 30–40%). За счет этих качеств карбоновые штативы являются безальтернативным выбором для путешествующих фотографов. «Ноги» из карбона отлично гасят вибрации, возникающие под действием ветра. Недостатки таких штативов - высокая цена ($300–500) и хрупкость карбона на морозе.

    Базальт - вулканическая порода, близкая по свойствам к углепластику. Природный базальт измельчают и подвергают воздействию высокой температуры. Штативы из такого материала легки, прочны и надежны, как и карбоновые. Они весьма приятны на ощупь и примерно на 20% легче, чем алюминиевые.

    3D-головы

    Обычная (2D) голова может поворачиваться в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Если добавить к этим возможностям плоскость вращения камеры (до поворота в вертикальный формат), получается 3D-голова. Каждое «направление» 3D-головы имеет собственную ручку и винтовой фиксатор, который требуется ослабить в процессе настройки штатива. Качественные головы такого типа позволяют вращать основание вокруг точки крепления на 360 градусов, отклонять площадку вперед до 90 градусов и в стороны.

    Для точной регулировки голова оснащена большим количеством ручек и фиксаторов, по которой ее сразу можно опознать. Существует разновидность профессиональных 3D-голов, оснащенных червячным приводом для регулировки положения. Из таковых наиболее распространена серия Manfrotto Geared Head. Практически идеальным воплощением принципа прецизионной точности считается Arca-Swiss Cube Geared Head.

    Стоит отметить, что даже в обычном исполнении качественная 3D-голова должна обеспечивать высокую точность позиционирования, ведь именно она является конструктивным преимуществом 3D-голов. Их недостатки - низкая оперативность и достаточно крупные размеры, обусловленные размерами ручек.

    Шаровые головы

    В шаровых головах (Ball Head) положение площадки с камерой обеспечивает металлический шар, который позволяет моментально зафиксировать камеру в любом положении, ослабив единственный фиксатор. Такие головы обеспечивают значительно лучшую оперативность настройки. Они удобнее и компактнее, так как лишены ручек. В жертву принесены точность позиционирования камеры и механическая надежность. Шаровые головы весьма чувствительны к загрязнению, а при случайном ослаблении фиксатора камера может «клюнуть носом». Производители профессиональных шаровых голов успешно борются с этими недостатками. Результатом их работы стали площадки-основания для панорамной съемки, патентованные системы защиты от грязи и tension control - регулировка силы нажима при ослабленном фиксаторе.

    Панорамные головы

    Распространенный случай использования штатива - съемка составных панорам из нескольких снимков, которые предполагается «сшивать» в графическом редакторе. Штатив и установленная на нем панорамная голова служат в данном случае для точного позиционирования камеры в пространстве. Наиболее распространенным вариантом, подходящим для задач панорамной съемки, является обычная 3D-голова с вращающимся на 360 градусов основанием. Для качественных 3D-голов такое основание, как правило, всегда в наличии. Альтернативой является шаровая голова с панорамным основанием, однако во многих случаях такое основание необходимо приобретать отдельно. Кроме того, может быть использована штативная головка для панорамной съемки, представляющая собой площадку с поворотным основанием (Foba ASMIA, Manfrotto 300N). Варианты для профессионального использования позволяют вращать камеру на выдвижной платформе, чтобы осуществлять съемку с учетом фокусного расстояния объектива и нодальной точки - воображаемого центра панорамы. К данному типу относятся модели Manfrotto 303 Plus, Kaidan QuickPan.

    Производители

    Benro
    www.benro.cn

    Китайская фирма, стремящаяся завоевать профессиональный рынок с помощью качественных карбоновых и алюминиевых штативов, а также шаровых голов. Интерес представляют профессиональные штативы Benro С-серии, изготовленные из восьмислойного углепластика и продающиеся по ценам заметно более низким, чем варианты от лидеров рынка, приближаясь к ним по удобству и качеству изготовления. Не менее привлекательно выглядят шаровые головы Benro, представленные в шести сериях: они изготовлены из алюминия и различаются главным образом предельной нагрузкой (вплоть до 18 кг) и наличием возможности съемки 360-градусных панорам (серии KB, KV).

    Немецкая компания, которая известна у нас больше чертежным оборудованием - кульманами. Предлагает штативы, кофры, вспышки и боксы для подводной съемки. Четыре класса штативов: для начинающих, для продвинутых, для путешествующих фотографов, моноподы и специальные варианты - от струбцин до оригинальных штативов-упоров для разгрузки рук (Chestpod Magic). Особый интерес представляют высококачественные шаровые головы и сменные площадки Cullmann серии Magnesit. В российских магазинах продукция данного производителя, к сожалению, представлена слабо.

    Швейцарский производитель профессиональных штативов, которого на территории России представляет фирма SBF-Moscow. Основной ассортимент - тяжелые студийные штативы. Но есть и компактные варианты, подходящие для выездной съемки. В том числе самый компактный в мире штатив профессионального класса ASNIO, имеющий в сложенном состоянии длину всего 30 см. Популярность у профессионалов получили штативные головы Foba. Упоминания заслуживает мощная 3D-голова ASMIA с двумя наклонами на 90 градусов и возможностью панорамной съемки, оснащенная фирменными зажимами-эксцентриками. Шаровые головы представлены двумя линейками - «Супершар» и «Мини-супершар», которые могут использоваться с камерами среднего и большого формата. Головы комплектуются быстросъемным адаптером для резьбы 1/4 и 3/8”.

    Японская фирма, накопившая 40-летний опыт в области изготовления фото- и видеоштативов. У нас продукция Velbon известна благодаря дешевым алюминиевым штативам серии Sherpa, которые штатно комплектуются 3D-головой и могут быть рассмотрены в качестве бюджетного варианта владельцами фотокамер небольшой массы. Кроме того, Velbon предлагает качественные и дешевые магниевые шаровые и 3D-головы, которые отлично подходят для использования с подобными аппаратами.

    Компания, специализирующаяся на производстве элитных штативов, основанная во Франции в 1917 году. В настоящий момент марка принадлежит компании Vitec, так же как и Manfrotto. Штативы Gitzo отличаются полностью ручной сборкой, проходят чрезвычайно строгий контроль качества. Основной ассортимент - профессиональные «ноги» из базальта и шестислойного карбона. Под данной маркой также выпускаются штативные головы различных видов, но в профессиональной среде ценятся именно триподы и моноподы Gitzo. Поэтому типична комбинация треноги Gitzo с шаровой головой «элитного» класса - Arca-Swiss, Foba, Kirk, Markins, Photo Clam.

    Американская компания, которая производит всевозможные аксессуары для профессиональных штативов: наконечники для «ног», крючки для грузов, высококачественные сменные площадки, шаровые головы. В выпуске аксессуаров Kirk ориентирован на профессиональные штативы Gitzo и других марок. Kirk хорошо известен своей оригинальной продукцией: жесткий металлический мини-штатив Low Pod для съемки макро с помощью зеркальных камер, Window Mount для съемки из окна автомобиля, оригинальные площадки L-brackets для различных моделей цифрозеркалок, позволяющие жестко и оперативно зафиксировать аппарат на штативе в вертикальном положении. Уважением среди профессионалов пользуются шаровые головы Kirk, оснащенные панорамным основанием и различающиеся предельной нагрузкой и весом (BH-1 для камер покрупнее и BH-3 для легких зеркалок).

    Как и Gitzo, марка итальянского производителя Manfrotto принадлежит компании Vitek. Штативы этой марки лидируют в профессиональном сегменте, поскольку имеют достаточно демократичную цену, сохраняя высокое качество. Множество моделей штативных «ног» Manfrotto различаются предельной нагрузкой и материалом (алюминий, карбон). Отличается разнообразием и ассортимент штативных голов. Есть, к примеру, оригинальная голова-джойстик для зеркалки с компактным объективом. Интересны профессиональные шаровые головы с жидкостной амортизацией (Hydrostatic Ball Head), удобные в использовании и рассчитанные на высокую нагрузку.

    Производитель штативных голов профессионального класса. В настоящий момент предлагает три линейки шаровых голов (Q-ball): Q3, М10, М20. В каждой линейке за основу взята одна и та же модель, но существуют различные варианты комплектации (например, со съемной площадкой или без нее). Q3 - наиболее компактное решение, подходящее для цифровых и узкопленочных зеркальных камер. Масса головы - менее 400 г. Максимальная нагрузка достигает 30 кг. М10 - шаровая голова, предназначенная для крупных зеркальных камер. Имеет разъем для сменных площадок. Масса около 500 г, предельная нагрузка - 40 кг. М20 - шаровая голова для крупных камер с тяжелым объективом (в качестве примера приводится Nikon 800 mm). Масса - 570 г, максимальная нагрузка - 45 кг. Все варианты для крепления к «ногам» используют резьбу 3/4”.

    Известная в нашей стране марка, под которой встречаются бюджетные варианты осветительного оборудования и штативы. Изделия Rekam отличает хорошее соотношение цены и качества и богатая комплектация. Среди штативов можно найти вариант на любой вкус: «паучьи ножки», моноподы, алюминиевые штативы со встроенной и съемной головами. Интерес представляют сравнительно недорогие штативы из углепластика серии Rekam Carbon Professional.

    Японская фирма, известная у нас прежде всего благодаря качественным штативам бюджетной ценовой категории, оснащенным несменной головой (либо сменной, входящей в комплект). Кроме того, Slik выпускает и карбоновые штативы профессионального класса серии CF, рассчитанные на высокую нагрузку.