Ликсутов состояние. Карьера в российских государственных структурах. Интересные факты из жизни Максима Ликсутова

Ликсутов Максим Станиславович - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. В прошлом эстонский и российский предприниматель. В рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes за 2013 год вице-мэр Москвы Ликсутов занял 157-е место с капиталом в 650 млн долларов США. В рейтинги 2014 и 2015 годов не входил.

Биография

Ликсутов Максим Станиславович , 19.06.1976 года рождения, уроженец г. Локса Харьюского района Эстонской ССР. До 2011 год имел гражданство Эстонской республики.

Родственники. Мать: Ликсутова Нина Владимировна, 07.06.1947 года рождения, пенсионерка. В настоящее время постоянно проживает в Москве. По некоторым сведениям, на нее записана вся недвижимость Ликсутова.

Жена (бывшая): Ликсутова Марта Валериановна, 13.03.1974 года рождения, ранее была представителем компании Transgroup Invest в Москве.

Жена (бывшая): Ликсутова Татьяна, 18.09.1979 года рождения, бывшая топ-модель. Обладая состоянием более 100 миллионов евро, является богатейшей женщиной Эстонии и входит в число двадцати самых богатых людей страны.

Награды. Орден Дружбы (5 апреля 2017 года) - за большой вклад в реализацию проекта реконструкции и развития Московского центрального кольца.

Состояние. В 2011 году журнал Forbes оценил состояние Ликсутова в 500 млн долларов, в 2013 году - уже в 650 млн долларов. Ликсутов занимал 189-ю позицию в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России-2011». Ближайшими деловыми партнёрами Ликсутова Forbes и российская деловая пресса называла миллиардеров Сергея Глинку , занимавшегося в Эстонии угольным транзитом, владельца УГМК Искандара Махмудова , предпринимателей-совладельцев «Аэроэкспресса» Андрея Бокарева и Михаила Хромова . Пресса Эстонии именует Максима «известным транзитным миллионером». Согласно декларации о доходах, за 2012 год Ликсутов, все 12 месяцев работая в Правительстве Москвы, заработал 270 млн руб, имеет три земельных участка и жилой дом площадью 2130 кв.м. в России, жилой дом и земельный участок в Италии, две квартиры и шесть земельных участков в Эстонии; четыре автомобиля класса «люкс», в том числе два суперкара Lamborghini Diablo и Dodge Viper, а также пять мотоциклов. Всего в семье Ликсутова 8 автомобилей в разных странах, куда чиновник приезжает по делам и на отдых. Среди совместной собственности Ликсутова и его жены дорога в Эстонии площадью 4201 кв.м..

Увлечения. Ликсутов увлекается подводным плаванием. В возрасте 15 лет стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания, трижды становился чемпионом Эстонии по этому виду спорта (1988, 1989, 1990), побеждал на Первенстве Скандинавских стран (1990). В 1991 стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию. В 1993 в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннесса, проплыв 100 км в бассейне. На должности главы департамента транспорта особое внимание уделяет велосипедной инфраструктуре.

Образование

В 2007 г. окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова по специальности «финансы и кредит» и Международный юридический институт по специальности «менеджмент организации».

Трудовая деятельность

  • Проживая в Эстонии, Ликсутов наладил бизнес по очистке и перевалке кузбасского угля в порту Таллина. Занимался также сбытом угля как в Эстонии, так и за ее пределами.
  • Несмотря на то, что с 1998 года фактически постоянно проживал в Москве, в 2005 году получил гражданство Эстонии «за вклад в развитие местной экономики» (в 2011 году отказался от гражданства).
  • С 1999 года занимал руководящие должности в российских транспортных компаниях, таких как ОАО «Первая Грузовая Компания» и ОАО «ТрансКонтейнер».
  • С 2001 по 2011 год был председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп», а с 2003 по 2011 год – членом совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг».
  • С 2009 по 2010 год занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс» и владел 25% акций этой компании.
  • В апреле 2011 году был назначен на пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожной транспортной инфраструктуры. В декабре того же года стал руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
  • С 25 сентября 2012 года одновременно является заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Связи/Партнеры

Аксененко Рустам Николаевич , 29.07.1974 года рождения, предприниматель, сын бывшего министра путей сообщения РФ Николая Аксененко. В настоящее время возглавляет одну из дочерних структур «Стройтрансгаза» и постоянно проживает в Швейцарии. Благодаря знакомству с Аксененко бизнес Ликсутова и его компаньонов серьезно продвинулся. В настоящее время продолжают поддерживать контакты.

Глинка Сергей Михайлович , 31.05.1966 года рождения, предприниматель, член совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг». Бывший сосед Ликсутова, знает его с детства. В 1990-е годы вместе занимались транзитом угля из Кузбасса через Эстонию, причем Ликсутов начинал как помощник Глинки. До сих пор сохраняют теплые отношения. Ликсутов чтит Глинку как своего учителя и старшего товарища.

Махмудов Искандар Кахрамонович , 05.12.1963 года рождения, предприниматель, основатель и президент Уральской горно-металлургической компании. Основной бенефициар ЗАО «Трансмашхолдинг». Ликсутов считается его человеком. На своем посту Ликсутов лоббирует, в том числе, интересы Махмудова.

Собянин Сергей Семенович , 21.06.1958 года рождения, мэр Москвы. По договоренности с лоббистскими группировками (Махмудова, Когана) продвинул Ликсутова на пост вице-мэра. В настоящее время Собянин доверяет Ликсутову и его доверие к нему не поколебала даже недавняя катастрофа в метрополитене с многочисленными человеческими жертвами.

К информации

Деловая карьера Ликсутова началась в 1996 году, когда он сошелся со своим соседом по дому Сергеем Глинкой , который был на десять лет старше Максима и делал «очень серьезные дела», да такие серьезные, что мог с завидной частотой менять машины престижных марок и посещать самые дорогие рестораны Таллина. Наиболее серьезным из его дел была очистка и перевалка кузбасского угля в таллинском порту.

Вначале Ликсутов был «на подхвате» у Глинки. Максим Станиславович отличался исполнительностью и умением договариваться с деловыми партнерами. Вскоре ему удалось не только наладить контакты с «нужными людьми» в порту, но и достать нужное оборудование, а также организовать работу с предпринимателями по сбыту угля как внутри Эстонии, так и на экспорт. Дела у Глинки резко пошли в гору, его угольный терминал процветал. Но настоящий успех к Глинке и Ликсутову пришел тогда, когда они сделали своим деловым партнером Рустама Аксененко , сына Николая Аксененко , министра путей сообщения РФ, который тогда всерьез рассматривался в качестве возможного преемника Бориса Ельцина .

Первым их совместным проектом с Аксененко была компания по реализации грузов, владельцы которых не смогли заплатить МПС РФ за их доставку в Таллинский порт. В ноябре 1999 года Максим Станиславович возглавил экспедиторскую фирму «Юнитранс», которой МПС предоставляла большие скидки на железнодорожные тарифы по перевозке грузов. В 2000 году оборот компании превысил 280 миллионов долларов.

Сколотив отменный капитал, Ликсутов перебрался в Москву, где стал членом совета директоров таких серьезных структур, как ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «ТрансКонтейнер». А в 2001 году он возглавил совет директоров ООО «ТрансГрупп», железнодорожного оператора с собственным парком из нескольких десятков вагонов. На тот момент эта компания была чуть ли не единственной в России, которая могла себе позволить иметь такое количество подвижного состава.

В 2003 году бизнес независимых от МПС операторов получил дополнительную возможность для маневра, поскольку железнодорожники ввели т.н. вагонную составляющую. Она заключалась в том, что владельцы вагонов получали 15% скидки от действующего тарифа и в этих рамках изменяли цены за перевозку. К 2005 году среди клиентов «ТрансГрупп были «Русский алюминий», «Евразхолдинг», «Сибур». Так, за несколько лет небольшая экспедиторская фирма превратилась в гигантскую транспортную компанию, обладающую парком в 10 тысяч вагонов и выручкой почти миллиард долларов в год. «ТрансГрупп» вошла в пятерку крупнейших железнодорожных операторов России с объемом перевозок в 30 миллионов тонн в год.

В начале 2000-х годов совладельцы «Трансгрупп» начали скупку российских заводов, производящих локомотивы, вагоны и поезда метро. Так появилась одна из крупнейших машиностроительных групп в РФ – ЗАО «Трансмашхолдинг», объединяющая более 10 предприятий. Максим Станиславович в период с 2003 по 2011 год был членом его совета директоров.

Бенфециарами «ТрансГрупп» являлись три человека: Ликсутов, Глинка и Искандар Махмудов . При этом двое последних определяли стратегию развития бизнеса, а Максим Станиславович отвечал за оперативное управление. Фактически он мало чего решал, зато умел красиво говорить и пускать пыль в глаза журналистам. Поэтому вскоре Ликсутов стал «лицом компании».

В апреле 2007 года власти Эстонии демонтировали памятник павшим советским воинам (т.н. Бронзовый солдат) в центре Таллина, перенеся его на Военное кладбище. Данный шаг спровоцировал крупные беспорядки русскоязычного населения эстонской столицы. Максим Станиславович, который всегда старался подальше держаться от политики, неожиданно выступил резко против переноса памятника, за что подвергся резкой критике в Эстонии. В результате Ликсутов обиделся и объявил о том, что переводит весь свой бизнес из Таллина в Москву.

На самом деле Максим Станиславович лукавил. На тот момент его основной бизнес уже был в России. К примеру, ООО «ТрансГрупп – Финансы и инвестиции» была зарегистрирована в Москве. Что касается эстонской компании Transgroup Invest, то ей принадлежали лишь простаивающий угольный терминал в таллинском порту и ресторан итальянской кухни «Gianni» в центре Таллина. Все бизнес-проекты Ликсутов также давно уже осуществлял в России.

Раз уж зашла речь о бизнес-проектах Максима Станиславовича, то хочется поговорить о них поподробнее. Ликсутов всегда хотел сделать в России нечто «западное», такое «как в Европе». После некоторых раздумий он остановился на электропоездах повышенной комфортности. Первая такая электричка, между Москвой и Калугой, была запущена «ТрансГрупп» совместно с РЖД в 2004 году. Но истинным ликсутовским детищем стала не она, а «Аэроэкспресс».

Компания «Аэроэкспресс» была создана в 2005 году, когда фирменные электрички начали ходить от Савеловского вокзала до станции Лобня. Затем, после того как была выстроена ветка от Лобни до аэропорта Шереметьево, а в самом аэропорту – современный пассажирский железнодорожный терминал, электрички были пущены с Белорусского вокзала. Таким образом, путь до Шереметьево составил всего полчаса. Идея вышла весьма удачной, и вскоре подобные электрички начала ходить от Павелецкого вокзала до Домодедово и от Киевского вокзала до Внуково. Максим Станиславович был генеральным директором ООО «Аэроэкспресс», ему принадлежали 25% акций компании.

В марте 2011 года на аэроэкспрессе от Шереметьево до Белорусского вокзала прокатился в компании президента РЖД Владимира Якунина и мэра Москвы Сергея Собянина тогдашний глава Правительства РФ Владимир Путин , который всю дорогу слушал рассказ Ликсутова о преимуществе скоростной электрички над автомобилем. Владимиру Владимировичу очень понравилась поездка. Кроме того, ему приглянулся расторопный молодой человек с лучистым взглядом, поэтому будущее Максима Станиславовича было предрешено. Спустя месяц после этой судьбоносной поездки Ликсутов стал советником мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Несмотря на то, что Максим Станиславович отказался буквально в день своего назначения на должность от всех своих долей в бизнесе, он продолжал генерировать идеи, способные принести прибыль. Так, он решил заняться запуском пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги. По мысли Ликсутова, на базе слабо загруженной грузовой железной дороги должна быть открыта скоростная пассажирская линия, интегрированная с транспортными системами города. Этот проект понравился даже скептически настроенному к идеям «собянинских выдвиженцев» эксперту из НИИ транспорта Михаилу Блинкину , который назвал его «реализацией общеевропейского тренда на интеграцию железных дорог с метро и трамваем».

Денег на эту «интеграцию» не пожалели, выделив на нее почти полтриллиона рублей в рамках программы «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012–2016 годы», что составило пятую часть всего ее бюджета. Летом 2011 года был создан оператор проекта, совместная компания правительства Москвы и РЖД «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД) с уставным капиталом 5 млрд рублей.

Разработкой проекта организации пассажирского движения по железнодорожному кольцу занялась компания «Интегрированные транспортные системы», принадлежащая на 75% бывшему топ-менеджеру ЗАО «Трансмашхолдинг» Михаилу Онофрийчуку. Саму же МКЖД возглавил бывший «Трансмашхолдинга» Михаил Хромов . Ну а «Трансмашхолдинг», само собой, выиграл тендер на закупки электропоездов для Малого кольца. Разумеется, эти назначения состоялись не без участия Максима Станиславовича.

Кстати, тот самый опекаемый Ликсутовым «Трансмашхолдинг» стал основным производителем подвижного состава для московского метро. Метрополитену на закупки вагонов еще в 2011 году было выделено более 40 миллиардов рублей, которые, разумеется, не без помощи Максима Станиславовича были освоены «правильными людьми». Сами же ликсутовские вагоны производства «Трансмашхолдинга» пассажиры с самого начала ругали за то, что они крайне неудобны. Ну а теперь выяснилось, что они к тому же и смертельно опасны.

В декабре 2011 года Ликсутов пошел на повышение, став руководителем департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Первым делом Максим Станиславович отказался от эстонского гражданства, которое он получил в 2005 году «за вклад в развитие местной экономики», а затем принялся за реализацию своих задумок, возникших у него еще в бытность советником мэра.

Так, Ликсутов остановил реализацию программы обустройства выделенных полос для общественного транспорта в Москве, которую в 2011 году начал вице-мэр по вопросам транспорта Николай Лямов . Максим Станиславович объявил, что такие полосы будут действовать только в будни, и вообще новых «выделенок» и экспрессных автобусных маршрутов по ним не планируется. В апреле 2012 года он объявил о введении с 1 января нового 2013 года платы за парковку в центре Москвы в пределах Бульварного кольца.

Своей энергией и «креативностью» Ликсутов выигрышно выделялся на фоне своего шефа Лямова, который даже внешне был похож на типичных «крепких хозяйственников» позднесоветского разлива, да к тому же злоупотреблявшего спиртным. В сентябре 2012 года Собянин освободил Лямова от должности вице-мэра, назначив на его места Максима Станиславовича. При этом Ликсутов сохранил за собой пост руководителя департамента.

За те почти два года, что Максим Станиславович руководит транспортом и дорожной инфраструктурой Москвы, в его голове возникло много разных идей, иногда даже и неплохих. Только вот с их реализацией было гораздо хуже.

В частности, ему не удалось ни обеспечить порядок в зоне платной парковки, которая расширилась до пределов Садового кольца, ни «восстановить престиж» московского трамвая, с выделенными полосами тоже оказалось не все гладко. Собянинская «метростроительная гонка», инициатором которой во многом был Ликсутов, привела к ряду сбоев работы метрополитена и аварий, апогеем которых явилась июльская катастрофа 2014 года на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Сроки сдачи МКЖД, несмотря на запредельное финансирование, фактически оказались сорванными.

К другим грандиозным ликсутовским провалам следует отнести проекты создания сети велопроката и велодорожек, а также улучшения пешеходной инфраструктуры. При этом Максим Станиславович немотивированно ополчился на троллейбусы и с упорством маньяка отстаивает сохранение турникетов в наземном транспорте. Несмотря на дифирамбы, которые поют Ликсутову «прикормленные» блоггеры, такие как Илья Варламов («Zyalt»), в деятельности Максима Станиславовича имеются лишь мелкие достижения на малозначительных направлениях. Программу же по развитию транспортной системы Москвы смело можно считать проваленной.

Будучи вице-мэром, Ликсутов также оказался в центре скандала, в результате которого он даже был вынужден развестись с женой, правда, как говорят злые языки, фиктивно. Его супруга Татьяна, бывшая топ-модель и владелица ресторана итальянской кухни «Gianni», обладая состоянием более 100 миллионов евро, считалась самой богатой женщиной Эстонии. Максима Станиславовича обвиняли в том, что его жена является лишь прикрытием бизнеса мужа, который он ведет, будучи госслужащим. В результате, в июне 2013 года Татьяна переоформила себе в собственность 50% акций холдинга Transgroup Invest, зарегистрированного в Эстонии и специализирующегося на транспортно-экспедиторском бизнесе, сумма активов которого превышает 200 млн. евро, а также девять объектов недвижимости в Таллине и 242 650 акций компании Tallinna Vesi. Но Ликсутову этого показалось мало, и в январе 2014 года он официально заявил, что с июня 2013 года находится в состоянии развода с Татьяной.

Не успев остыть от одного скандала, Максим Станиславович оказался в эпицентре нового. Так, Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального заподозрил его в том, что он является акционером офшорной кипрской компании Intellectico holdings limited. Сам Ликсутов заверял, что документы на выход из этой компании были подписаны им еще в 2010 году, то есть до поступления на госслужбу. Однако дотошные сторонники Навального выяснили, что Максим Станиславович владел акциями по состоянию на 6 мая 2014 года, а сама Intellectico holdings limited была акционером ЗАО «Трансмашхолдинг». В ответ Ликсутов заявил, что вышел из состава акционеров Intellectico holdings limited еще в декабре 2012 года. В свою очередь Совет при мэре Москвы по противодействию коррупции не нашел в деятельности Максима Станиславовича фактов нарушения законодательства РФ. Ликсутов же подал на Навального и ФБК в суд, требуя с них 3.5 миллиона рублей.

Максим Станиславович Ликсутов является представителем «эффективных менеджеров» нового поколения. Он умеет хорошо одеваться, красиво говорит, почти не пьет и не сквернословит. Он действительно напоминает европейца, а не типичного российского чиновника, высмеянного еще Салтыковым-Щедриным. Но все же «европейскость» Ликсутова наносная, поверхностная. Внутри он представляет собой такого же вороватого и некомпетентного чинушу, уверенного в своей безнаказанности, каких, к сожалению, обретается великой множество в руководящем звене государственных структур РФ.

Как представляется, после недавней катастрофы в московском метро Максим Станиславович все же сохранит свое кресло. Слишком уж он самоуверенно себя ведет, слишком многие «солидные люди» хотят, чтобы он продолжал свою деятельность на этом посту. Главным виновником несчастья будет назначен, скорее всего, начальник метрополитена Иван Беседин

Деятельность государственный деятель, бизнесмен Награды Максим Станиславович Ликсутов на Викискладе

В прошлом эстонский и российский предприниматель .

В рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes за 2013 год вице-мэр Москвы Ликсутов занял 157-е место с капиталом в 650 млн долларов США . В рейтинги 2014 и 2015 годов Ликсутов не входил.

Биография

Ранние годы и образование

В 2007 году окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова по специальности «Финансы и кредит»; в 2012 году - Международный юридический институт по специальности «Менеджмент организации».

Ликсутов говорит на английском, эстонском и шведском языках .

Бизнес в Эстонии

Предпринимательская деятельность Максима Ликсутова началась в Эстонии . Угольный бизнес Ликсутова и предпринимателя Сергея Глинки в угледефицитной стране был связан с поставками и перевалкой кузбасского угля в таллинском порту. Сначала партнёры организовывали сбыт угля в Эстонии, а затем занялись и его экспортом . Для ведения деятельности партнеры учредили компанию WorldWide Invest . Одним из деловых партнёров Ликсутова и Глинки был Рустам Аксёненко, сын министра путей сообщения РФ Николая Аксёненко .

Максим Ликсутов и его партнёр Сергей Глинка стали известными в Эстонии примерно в , когда они начали строить в Эстонии угольный терминал для российского экспорта на Запад. Молодые бизнесмены быстро завоевали внимание как образец т.н. российских бизнесменов нового времени. Их характеризуют безупречные костюмы, машины экстра-класса, хорошие манеры, знание западного делового этикета. Единственное, что отличало их от западных бизнесменов, так это то, что они оставались в тени и старались не привлекать внимания журналистов. Их предприятие Transgroup Invest находится в чёрном, как уголь, блестящем здании на улице Йыэ в Таллинне. Еще молодые бизнесмены открыли там итальянский ресторан Gianni. На шикарно обставленной церемонии открытия они играли в прятки с фотографами, всеми силами стараясь не попасть на снимки.

Поданное Ликсутовым в 2004 году прошение о вступлении в гражданство Эстонии отклонено. В 2005 году Ликсутов получил гражданство Эстонии «за вклад в развитие местной экономики» .

В апреле 2007 года обычно сторонившийся политики Ликсутов подверг критике демонтаж памятника погибшим советским солдатам в центре Таллина , что было воспринято официальными кругами в Эстонии как нелояльность. У бизнеса Ликсутова в Эстонии начались проблемы. В мае 2007 года Ликсутов заявил о намерении перевести штаб-квартиру Transgroup Invest в Россию .

Бизнес в России

С 1999 года занимал руководящие должности в российских транспортных компаниях. Был членом совета директоров ОАО «Первая грузовая компания » и ОАО «ТрансКонтейнер ». В 2001-2011 годах Ликсутов был председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп». В 2003-2011 годах был членом совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг ». Ликсутов, однако, никогда не контролировал эту компанию в качестве мажоритарного акционера .

Занимал посты главы представительства АО «ВорлдВайд Инвест АС», президента МТК «ЮниТранс», был руководителем компании «Иристон-сервис».

В 2009-2010 годах Ликсутов занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс »; был членом совета директоров ООО «Аэроэкспресс», владел 25 % акций данной компании . По словам Ликсутова, он никогда не владел офшорными компаниями .

После нескольких лет работы в Москве Ликсутов разработал проект запуска комфортабельных скоростных региональных электропоездов, угадав в них привлекательный для пассажиров перспективный продукт с высокой долей добавленной стоимости. Поворотным в карьере бизнесмена стало 28 марта 2011 года, когда Ликсутов при весьма выгодных для себя обстоятельствах познакомился с премьер-министром Владимиром Путиным . В этот день Путин вместе с Сергеем Собяниным , Владимиром Якуниным и Ликсутовым за полчаса прокатился в аэроэкспрессе от аэропорта Шереметьево до Белорусского вокзала и оценил преимущества этого вида транспорта, - в том числе значительную экономию времени в сравнении с автомобилем. Сопровождавшие журналисты отметили, всю дорогу довольный Путин просидел у окна, слушая рассказы Якунина и Ликсутова о планах и перспективах по развитию аэроэкспрессов. Положительные впечатления главы правительства от этой поездки, по оценкам комментаторов, сыграли решающую роль в стремительном карьерном взлёте Ликсутова .

В Правительстве Москвы

29 апреля 2011 года Максим Ликсутов занял пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы .

6 декабря 2011 года распоряжением мэра Москвы Сергея Собянина назначен на должность руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с заключением служебного контракта на срок полномочий мэра Москвы. Назначая Ликсутова, Собянин выразил уверенность, что практическая работа в бизнесе поможет ему в новой должности. В день назначения на госслужбу заявил, что откажется от участия в бизнесе в пользу других акционеров . В октябре 2013 года пресса сообщила, что Ликсутов передал свои доли в бизнесе супруге Татьяне . Как выяснилось три месяца спустя - уже бывшей супруге .

25 сентября 2012 года назначен заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. На этом посту сменил Николая Лямова. Ликсутов сохранил за собой должность руководителя транспортного департамента . Ликсутов стал первым легальным миллионером, занявшим высокую должность в правительстве Москвы .

Отказ от гражданства Эстонии

Деятельность на посту заместителя мэра Москвы

Цель своей работы на посту Ликсутов обозначил как «создание максимально комфортных условий не только для пассажиров общественного транспорта, но и для личных машин» .

По сведениям СМИ, основной задачей Ликсутова на посту главы Дептранса должно было стать введение к 2014 году в эксплуатацию Московской кольцевой железной дороги (МКЖД) и ее интеграция с метро, трамваями и другими транспортными системами в городе .

В апреле 2012 года Ликсутов объявил о вводе платы за парковку в центре Москвы

В январе 2017 года монорельс все-таки перешел на экскурсионный режим работы. Причиной этому послужило снижение потока пассажиров после запуска МЦК и трех новых станций Люблинско-Дмитровской линии

13 ноября 2012 объявил о том, что в обозримом будущем система оплаты проезда в общественном транспорте Москвы будет объединена с железнодорожной . Частично это произошло в 2016 году при интеграции метро с Московским центральным кольцом , намечено продолжить с 2019 года при интеграции Московских центральных диаметров .

В рамках реализации идей мэра Собянина о неэффективности троллейбусов и их ненужности в центре города, возглавляемым Ликсутовым департаментом были начаты действия по сокращению крупнейшей в мире сети Московского троллейбуса . В 2014 году было объявлено о ежегодных закупках меньшего количества троллейбусов ввиду плана реформирования троллейбусного движения до 2020 года с заменой подвижного состава на автобусы , в 2015 году в ходе т. н. оптимизации троллейбусного движения начали изменяться (фактически - сокращаться) троллейбусные маршруты, в 2016 году в рамках реализации проекта благоустройства «Моя улица» было объявлено о предстоящих сокращениях маршрутов и полном снятии контактной сети во всём центре города (в пределах Садового кольца) .

Борьба с пробками на дорогах Москвы

Одной из главных причин приглашения Ликсутова в правительство Москвы стала борьба с пробками на городских автомагистралях, где долгое время столичным властям не удавалось достигнуть успехов. К 2012 году пробки увеличились на 66 %, Москва заняла первое место по длине пробок в мире . Прогнозы экспертов были неутешительны: Москва окончательно встанет в пробках в 2018 году - час пик займёт целый день, в то время как на 2013 год он составлял уже 4 часа. . По утверждению Ликсутова, негативный тренд удалось приостановить в конце 2014 года, позитивный эффект принесли ряд мер: строительство новых дорог и развязок, открытие новых станций метрополитена, сооружение новых линий пригородной железной дороги и пассажирской линии Московской кольцевой железной дороги , запуск региональных экспрессов, оптимизация схемы работы светофорных объектов, введение платной парковки в центре столицы, перестроение логики работы маршрутов наземного транспорта, устройство выделенных полос, приобретение новых автобусов, трамваев и вагонов метро . Однако у самих автомобилистов складывалось впечатление , что ситуация с пробками в Москве в лучшую сторону не изменилась. 25 декабря 2014 года в Москве зафиксированы рекордные за всю историю города пробки: восемь часов подряд улицы блокированы 10-балльными пробками, при этом самая большая пробка протянулась на 60 км .

В первом полугодии 2015 года средняя скорость движения автомобилей в Москве увеличилась на 12 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 года; а количество транспорта, въезжающего в центр города, сократилось на 25 %.

По оценке Ликсутова, дорожная сеть Москвы для полноценного движения без пробок одновременно может вместить до 500 тыс. автомобилей, включая общественный транспорт .

В начале 2017 года Максим Ликсутов заявил, что средняя скорость движения в Москве с 2010 года выросла с 45 км/ч до 51 км/ч. По сведениям московского Центра организации дорожного движения, в зоне Третьего транспортного кольца в утренние и вечерние часы пик скорость выросла на 7 % в связи с вводом платной парковки .

В июле 2017 года Максим Ликсутов получил премию за развитие парковочного пространства в столице от нидерландской компании TomTom (занимается исследованиями в области дорожного движения)

Собственность и доходы

В 2011 году журнал Forbes оценил состояние Ликсутова в 500 млн долларов, в 2013 году - уже в 650 млн долларов .

Ликсутов занимал 189-ю позицию в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России-2011» . Ближайшими деловыми партнёрами Ликсутова Forbes и российская деловая пресса называла миллиардеров Сергея Глинку, занимавшегося в Эстонии угольным транзитом, владельца УГМК Искандара Махмудова , предпринимателей-совладельцев «Аэроэкспресса» Андрея Бокарева и Михаила Хромова . Пресса Эстонии именует Максима «известным транзитным миллионером ».

Среди совместной собственности Ликсутова и его жены дорога в Эстонии площадью 4201 м² .

Согласно декларации о доходах в 2016 Ликсутов году заработал 6 млн 819 тыс. руб.

Семья

Был женат на Татьяне Ликсутовой (род. 1979), имеет двоих сыновей. Татьяна известна в Эстонии как хозяйка ресторана итальянской кухни Gianni и популярная модель . В январе 2014 года официально объявлено, что Татьяна и Максим Ликсутовы развелись в июне 2013 года . Ликсутову публично адресовались обвинения в том, что его развод был фиктивным и являлся способом укрыть бизнес-активы, однако вице-мэр опровергал это. В новый брак по состоянию на 2017 год Ликсутов не вступил .

В сентябре 2013 года Татьяна Ликсутова, имеющая гражданство Эстонии, названа самой богатой женщиной Эстонии с состоянием в 103,6 млн евро. В полном списке самых состоятельных людей Эстонии она заняла 12-е место. В июне 2013 года Татьяна вместо мужа переоформила себе в собственность 50 % акций холдинга Transgroup Invest, зарегистрированного в Эстонии и специализирующегося на транспортно-экспедиторском бизнесе. Активы холдинга превышают 200 млн евро. В собственность Татьяны Ликсутовой от мужа, занявшего пост вице-мэра Москвы, в связи с этим также перешло девять объектов недвижимости в Таллине и 242 650 акций компании Tallinna Vesi, принадлежавшие ранее самому Максиму Ликсутову .

Спорт

Ликсутов увлекается подводным плаванием. В возрасте 15 лет стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания , трижды становился чемпионом Эстонии по этому виду спорта (1988, 1989, 1990), побеждал на Первенстве Скандинавских стран (1990). В 1991 стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию. В 1993 в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннесса , проплыв 100 км в бассейне . На должности главы департамента транспорта особое внимание уделяет велосипедной инфраструктуре .

Критика

Аэроэкспресс

С именем Ликсутова связано появление в лексиконе пассажиров Московской железной дороги неологизма «пустовоз ». Так называли аэроэкспрессы в Шереметьево, когда они с 2008 года в течение ряда лет курсировали через каждые 30 минут с 30 % загрузкой даже в пиковые часы . Тем не менее, будучи гендиректором «Аэроэкспресса », Ликсутов отправлял экспрессы в аэропорт Шереметьево , «невзирая на то, есть пассажиры или нет » , что вызывало перерывы в движении регулярных электричек по Савёловскому направлению до 40-50 минут , 15-минутный отстой переполненных пригородных электропоездов в ожидании обгона аэроэкспрессом на станциях Бескудниково и Марк , влекло потерю времени и неудобства для обычных пассажиров, пользовавшихся электричками в часы пик при поездках на работу и с работы . Эта проблема была решена в октябре 2015 года, когда было разработано оптимальное расписание и электропоезда стали следовать без отстоя . В октябре 2013 года пресса сообщила, что Максим Ликсутов передал свои доли в бизнесе супруге Татьяне . Как выяснилось три месяца спустя - уже бывшей супруге. Позднее долю в компании также получил генеральный директор компании Алексей Криворучко .

Московская кольцевая железная дорога

Фотографирование безбилетников в общественном транспорте

Судебное разбирательство по обвинениям в нарушении законодательства

В январе 2014 года сведения о переоформлении Ликсутовым 50 % акций холдинга Transgroup Invest в собственность бывшей жены повторил в своём блоге со ссылкой на эстонский бизнес-реестр Алексей Навальный , что вызвало резонанс в прессе. Блогер обвинил Ликсутова в нарушении российского законодательства и конфликте интересов, состоящем в том, что один из ключевых руководителей Правительства Москвы, определяющий инвестирование бюджетных денег в общественный транспорт, сам ведёт свой личный бизнес в этой же сфере. Сам Ликсутов доказал в суде, что все его действия были в рамках закона .

В конце мая 2014 года внимание прессы привлекла справка Министерства торговли, промышленности и туризма Кипра, опубликованная Фондом борьбы с коррупцией А. Навального. Согласно документу, Ликсутов является действующим акционером Intellectico Holdings Limited с долей примерно 13 %. 12 июня Ликсутов объявил о подаче иска на 1,5 млн рублей о защите чести, достоинства и деловой репутации к Навальному из-за обвинений в конфликте интересов при работе на государственной службе. В этот же день Совет при мэре Москвы по противодействию коррупции рассмотрел вопрос о владении Ликсутовым акциями кипрского офшора и пришёл к выводу о ненарушении им требований к служебному поведению лиц, замещающих государственные должности столицы . В своей записи от 12 июня чиновник сообщил о том, что «все документы о выходе из состава акционеров Intellectico holdings limited, в том числе и передаточные распоряжения, я подписал 6 декабря 2012 года, тогда же была внесена соответствующая запись в реестр акционеров компании». Однако в записи в соцсети от 27 мая Ликсутов заявлял о том, что продал свою долю в кипрской компании ещё в 2010 году , в ходе судебного заседания были предоставлены все документы, подтверждающие это. 19 августа Люблинский суд Москвы частично удовлетворил иск Ликсутова к Навальному, взыскав с последнего 600 200 рублей; суд признал распространённые Навальным сведения порочащими честь и достоинство Ликсутова .

Факты

Государственные награды

Примечания

  1. Ликсутов Максим Станиславович (неопр.) . Официальный сайт Мэра Москвы.
  2. Максим Станиславович Ликсутов. Биографическая справка | Справки | Лента новостей «РИА Новости»
  3. 200 богатейших бизнесменов России - 2013 // Рейтинги Forbes, 18.04.2013: «Максим Ликсутов № 157, Инвестиции $ 0,65 (+0,15) млрд, 37 лет»
  4. Максим Ликсутов // Профиль на сайте Forbes.ru
  5. 200 богатейших бизнесменов России - 2014 , www.forbes.ru , АО «АС РУС МЕДИА» (17 апреля 2014). Проверено 1 февраля 2016.
  6. 200 богатейших бизнесменов России - 2015 , www.forbes.ru , АО «АС РУС МЕДИА» (16 апреля 2015). Проверено 1 февраля 2016.
  7. Кузнецова Н. Миллиардеры на рельсах // Компания. - 2013. - № 9 .
  8. Радио ЭХО Москвы:: Ищем выход…, 12.04.2012 21:08: Максим Ликсутов
  9. Миллиардеры на рельсах:: Выпуск № 742:: Журнал «Компания» - деловой еженедельник. Компания года. Разместить пресс-релиз бесплатно
  10. Почему на борьбу с пробками 
Собянин призвал миллиардера Ликсутова (неопр.) . Forbes.
  11. Ликсутов, Максим (неопр.) . Lenta.ru.
  12. Максиму Ликсутову не оставили выбора | ABOS.ru
  13. Максим Станиславович Ликсутов. Биография | Справки | Лента новостей «РИА Новости»
  14. Акционеры аэропорта Внуково 15 февраля переизберут состав совета директоров компании
  15. Глава Департамента транспорта заммэра Москвы Максим Ликсутов дал интервью «Газете. Ru»
  16. Вице-мэр Москвы расстался с бизнесом
  17. Максим Ликсутов назначен руководителем департамента транспорта Москвы | Москва | Лента новостей «РИА Новости»
  18. Мультимиллионер Ликсутов, назначенный главой департамента транспорта Москвы, откажется от бизнеса - Новости - Москва - Интерфакс
  19. Жена заммэра Москвы Ликсутова стала самой богатой женщиной Эстонии - Газета. Ru | Новости
  20. Ликсутов сменил Лямова на посту заммэра Москвы по транспорту (неопр.) . MK.RU.
  21. Прокатных велосипедов в Москве станет в 11 раз больше к лету 2014 года - Газета. Ru | Новости
  22. В редакции издания «Газеты.Ru» завершилось онлайн-интервью с руководителем департамента транспорта Москвы Максимом Ликсутовым (неопр.) . «Газета.Ru».
  23. Неправильно поставленные авто будут искать при помощи специальной техники (неопр.) . «Известия».
  24. РБК, 24 апреля 2012
  25. Монорельсовую линию в Москве закрывать не будут. - Новости дня - РосБизнесКонсалтинг
  26. Московский монорельс перешел на экскурсионный режим работы (неопр.) . «Российская газета».

Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Максим Ликсутов родился 19 июня 1976 года в городе Локса Эстонской ССР. В 2007 году он окончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова по специальности «финансы и кредит», в 2012 году – Международный юридический институт по специальности «менеджмент организации».

Еще в Эстонии Ликсутов занялся угольным бизнесом. С 1999 года занимал руководящие должности в российских транспортных компаниях: был членом совета директоров ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «ТрансКонтейнер», председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп», членом совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг», генеральным директором ООО «Аэроэкспресс».

28 марта 2011 года Ликсутов познакомился с Владимиром Путиным во время демонстрации президенту аэроэкспресса, на котором они вместе с Сергеем Собяниным и Владимиром Якуниным проехали от аэропорта Шереметьево до Белорусского вокзала.

Весной 2011 года Максим Ликсутов занял пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, затем был назначен на должность руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Основной задачей Ликсутова на новом посту было введение к 2014 году в эксплуатацию Московской кольцевой железной дороги, интегрированной с метро, трамваями и другими транспортными системами в городе. Эта мера должна была внести значительный вклад в решение транспортной проблемы Москвы. Возглавляемым Ликсутовым департаментом были начата работа по сокращению крупнейшей в мире сети московского троллейбуса, являющейся, по мнению мэра Собянина, неэффективной и ненужной в центре города.

25 сентября 2012 года Ликсутов стал заместителем мэра Москвы. В подчинении Ликсутова в правительстве Москвы находится Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Среди задач на посту – внедрение интеллектуальной транспортной системы Москвы, создание единого московского парковочного пространства, обновление общественного транспортного парка, внедрение скоростного трамвая, единого проездного билета на все виды общественного транспорта московского региона, создание единой службы городского такси, модернизация пешеходного пространства и развитие велосипедного транспорта в Москве.

Одной из главных причин приглашения Ликсутова в правительство Москвы стала борьба с пробками на городских автомагистралях, где долгое время столичным властям не удавалось достигнуть успехов. К 2012 году пробки увеличились на 66 %, Москва заняла первое место по длине пробок в мире. В начале 2017 года Максим Ликсутов заявил, что средняя скорость движения в Москве с 2010 года выросла с 45 км/ч до 51 км/ч. По сведениям московского Центра организации дорожного движения, в зоне Третьего транспортного кольца в утренние и вечерние часы пик скорость выросла на 7% в связи с вводом платной парковки.

Разведен, имеет двух сыновей.

Основные даты
19 июня 1976 – родился в городе Локса Эстонской ССР.
2001–2011 – председатель совета директоров ООО «ТрансГрупп».
2003–2011 – член совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг».
2009–2010 – генеральный директор ООО «Аэроэкспресс».
2011 – занял пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, назначен на должность руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
25 сентября 2012 – стал заместителем мэра Москвы.

Максим Станиславович Ликсутов — заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Эстонский и российский предприниматель, входил в список Forbes как один из богатейших людей России.

Ранние годы и образование

Из биографии Ликсутова в Википедии известно, что родители Максима в молодости переехали работать на судостроительный завод в Эстонию из Тульской области. С 1998 года Максим Ликсутов живёт в Москве, с тех же пор является налоговым резидентом Российской Федерации. В Москве обосновалась и семья: родители и жена с детьми. Сестра Ликсутова живёт в Таллине.

Со школьных лет Максим Ликсутов увлекался спортом. Он неоднократно становился чемпионом Эстонии по скоростным видам подводного плавания (1988, 1989, 1990). Ликсутов побеждал также на Первенстве Скандинавских стран (1990). В 1991 году Максим стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию, а в 1993 году в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннеса, проплыв 100 км в бассейне.

Высшее образование Максим Ликсутов получил довольно поздно, в 28 лет. В 2007 году Ликсутов окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова по специальности «Финансы и кредит». Вскоре Максим Ликсутов решил дополнить экономическое образование юридическим, и в 2012 году окончил Международный юридический институт по специальности «Менеджмент организации».

Как говорится в его биографиях, Максим Ликсутов свободно говорит на английском, эстонском и шведском языках.

Карьера Максима Ликсутова в бизнесе

В биографии Максима Ликсутова на сайте РИА «Новости» сообщается , что с 1999 года он работал на руководящих должностях в российских транспортных компаниях. В карьере Ликстова были посты главы представительства АО «ВорлдВайд Инвест АС», президента МТК «ЮниТранс», руководителя компании «Иристон-сервис».

С 2001 по 2011 годы Максим Ликсутов был председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп». В 2003—2011 годах Ликсутов являлся членом совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг». С 2009 по 2010 годы занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс». Максим Ликсутов был также членом совета директоров этой компании и владел 25% её акций.

«Супруга заместителя мэра российской столицы, главы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максима Ликсутова названа самой богатой женщиной Эстонии… Значительную роль в столь высокой оценке состояния 33-летней Ликсутовой сыграло то, что в июне она вместо мужа стала собственником 50% акций Transgroup Invest. Этот холдинг зарегистрирован в Эстонии и занимается транспортно-экспедиторским бизнесом. Его активы составляют свыше € 200 млн. Также во владение супруги Максима Ликсутова перешло девять объектов недвижимости в Таллине и 242.650 акций компании Tallinna Vesi, принадлежавшие ранее ее мужу».

Максим Ликсутов подал иск на оппозиционера Алексея Навального после его обвинений в том, что несмотря на государственный пост и в нарушение закона он продолжает получать дивиденды от владения акциями иностранной компании Intellectico Holdings Limited. Ликсутов в свою очередь заявил, что документы на выход из кипрской фирмы подписал еще в 2010 году, до поступления на госслужбу.

«Уже не впервые на ресурсах Алексея Навального озвучиваются необоснованные обвинения в мой адрес. Я хотел бы прекратить это раз и навсегда, поэтому подал в суд исковое заявление», — цитировали Ликсутова в новостях.

На одном из заседаний президиума Совета при мэре Москвы по противодействию коррупции была рассмотрена информация Навального. Президиум пришел к выводу , что Ликсутов не нарушает требований к госслужащим и не владеет акциями кипрской компании.

Люблинский суд Москвы частично удовлетворил иск заместителя столичного мэра по вопросам транспорта Максима Ликсутова к оппозиционеру Алексею Навальному. Суд признал сведения, распространенные в блоге Навального, порочащими честь и достоинство Ликсутова и постановил взыскать с оппозиционера 600 тысяч 200 рублей. Слушания проходили в закрытом режиме.

В 2013 году Максим Ликсутов выдвинул идею фотографировать в общественном транспорте безбилетников и вывешивать их фото на «доске позора» сайта Департамента транспорта, а также квалифицировать использование пассажирами чужой социальной карты для прохода через турникеты как уголовное преступление — мошенничество. Идеи вызвали негативную реакцию у юристов и экспертов, Ликсутова обвинили в пренебрежительном отношении к правам человека и незаконном разглашении персональных данных.

В 2015 году в карьере Максима Ликсутова возник новый скандал. Агентство гражданской журналистики «Ридус» тогда сообщило , «что практически всю транспортную политику Москвы обслуживает эстонская компания «Нау! Инновейшнз», которой, как выяснилось, ни к чему участвовать в конкурсах, чтобы выигрывать один за одним тендеры дептранса… Согласно имеющейся в Сети информации , совладельцем эстонской «Нау! Инновэйшнз», которая является материнской структурой по отношению к одноименной российской компании, значится крупный эстонский производитель компьютерного софта Helmes. В списке аффилированных лиц Московской кольцевой железной дороги присутствует как сам Максим Ликсутов, так и ООО «Хелмес Девелопмент Компани Лтд», зарегистрированная на Британских Виргинских островах, причем с пометкой «принадлежит к той группе лиц, к которой принадлежит ОАО «МКЖД»».

Борьба Ликсутова с пробками

Конечно, столичные пробки усложняют жизнь московских автомобилистов. Как утверждает Википедия, одной из главных причин приглашения Максима Ликсутова в правительство Москвы была борьба с пробками на городских автомагистралях, где долгое время столичным властям не удавалось достигнуть успехов. По оценке Ликсутова, дорожная сеть Москвы для полноценного движения без пробок одновременно может вместить до 500 тыс. автомобилей, включая общественный транспорт.

Деятельность Ликсутова обернулась расширением зоны платной парковки, что вызвало много критики в его адрес. В 2015 году в новостях сообщалось, что в приемную администрации президента РФ поступила жалоба от 21 тысячи москвичей на расширение платной парковки, которая с 10 октября затронула 95 улиц города. Позже власти заявили , что платная парковка до конца года может появиться вблизи станций метро и пригородных железнодорожных станций.

В 2016 году Максим Ликсутов в ходе IV Международного экспертного совета по транспорту отметил, что стоимость тарифов на парковку необходимо менять в целях регулирования свободных мест на парковках города.

Столичные власти регулярно рапортуют об улучшении обстановки на дорогах, как правило, связывая это с масштабным вводом платной парковки. Однако исследование, проведенное порталом «Яндекс», показало, что ситуация с пробками в Москве практически не меняется . В ноябре 2015 года депутаты и общественники создали коалицию для борьбы с платной парковкой.

В Москве даже стали рассматривать проект вертолетного такси. Вопрос о запуске в столице России службы вертолётного такси обсуждается в министерстве транспорта России и в правительстве Москвы, писали РИА «Новости».

По данным агентства, которое ссылается на главу столичного департамента транспорта, вице-мэра Максима Ликсутова, для реализации данного проекта необходимо внести изменения в федеральное законодательство.

По его словам, говорить о том, что над Москвой завтра полетят вертолётные такси, пока рано. «Но мы заинтересованы в том, чтобы вертолёт был», — заявил чиновник.

В марте 2018 года глава столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов, заявил, что у Москвы нет задачи расширить зону платной парковки. По его словам, улицы на которых необходимо ввести оплату определяют муниципальные депутаты и сами жители. Кроме этого, чиновник рассказал о возможности введения бесплатной парковки по субботам.

Решение проблемы пробок пока нельзя занести в актив Максиму Ликсутову, несмотря на выделяемые серьезные суммы. Москва все равно стоит в пробках, и автомобилисты яростно критикуют именно Ликсутова — Максим в этом плане, наверное, возглавляет ТОП чиновников столицы.

В рамках реализации идей мэра Сергея Собянина о неэффективности троллейбусов, департамент Ликсутова начал сокращать крупнейшую в мире сеть московского троллейбуса. В 2014 году было объявлено об уменьшении ежегодных закупок троллейбусов с заменой подвижного состава на автобусы, с 2015 года в Москве начали сокращать троллейбусные маршруты.

Доходы Максима Ликсутова

В рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes за 2013 год вице-мэр Москвы Максим Ликсутов занял 157-е место с капиталом в 650 млн долларов США. В рейтинги 2014 и 2015 годов Ликсутов уже не входил.

В 2018 году заммэра, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов задекларировал самые большие доходы среди столичных чиновников за прошедший год — более 219 млн рублей. Таким образом, его доходы по сравнению с 2016 годом (6,8 млн руб.) выросли в 32 раза.

Сведения о доходах членов городского правительства за 2017 год опубликованы на официальном сайте столичной мэрии. Как сообщала пресс-служба столичного департамента транспорта, доход получен от продажи квартиры и автомобиля. Сейчас в собственности заммэра столицы находятся три земельных участка, жилой дом, два нежилых помещения, два легковых автомобиля и три мотоцикла.

Личная жизнь Максима Ликсутова

Максим Ликсутов был женат на Татьяне Ликсутовой (род. 1979), у них два сына. Татьяна известна в Эстонии как хозяйка ресторана итальянской кухни Gianni и популярная модель. В январе 2014 года было официально объявлено, что Татьяна и Максим Ликсутовы развелись в июне 2013 года. Ликсутову публично адресовались упреки в том, будто его развод был фиктивным и являлся способом укрыть бизнес-активы, однако вице-мэр опровергал это. В новый брак Ликсутов пока не вступил.

В швейцарскую прокуратуру поступили материалы от департамента экономических преступлений МВД Франции, в которых упоминается имя Максима Ликсутова – заммэра Москвы. Станет ли это для чиновника-бизнесмена началом конца?

Когда в нашей стране больших бизнесменов подозревают в крупных хищениях бюджетных средств, их порой не спасают ни деньги, ни связи, ни громкие имена. Если дана отмашка сверху – уже не выплыть.

Понятно, что никто не верил в то, что он отошел от бизнеса ради гордого звания чиновника. Но все-таки сообщение французов о том, что Максим Ликсутов – теневой владелец «Инбанка», через который выводятся деньги в оффшорные зоны околоевропейских стран и распыляются на счета разных физлиц, способно вызвать удивление. Оказывается, Максим Ликсутов не просто в бизнесе – он в нем по самое некуда. Да еще с явным криминально-коррупционным оттенком.

Максим Ликсутов и Инбанк

Вот, например, лишь один из подозрительных траншей – на счёт самого «Инбанка» в Bank of Cyprus поступили 49 млн евро от фирмы, принадлежащей . Эти средства затем были переведены на швейцарский счёт Ликсутова. За какие такие услуги заммэра Москвы, который официально не является коммерсантом, получил этот перевод от олигарха?

Европейских правоохранителей этот вопрос крайне заинтересовал. Об интересе к этому наших российских правоохранительных структур пока ничего не известно. Может, поэтому мы не слышим о «деле Ликсутова» по аналогии с делами дагестанских бизнесменов?

Malver Holdings

Вообще, на Ликсутова (то ли бизнесмена, то ли чиновника) много где чего заточено. Например, в СМИ проходила информация о том, что бенефициаром владельца Wi-Fi в метро Москвы, компании «Максима Телеком», является некий гражданин Эстонии Урмо Валлнер, который через малоизвестный оффшор Malver Holdings связан с очередным бизнес-партнёром Ликсутова – Алексеем Криворучко, гендиректором концерна «Калашников» и компании «Аэроэкспресс».

Отсюда выходит, что по такой вот хитрой схеме весьма доходная сеть в метро без тендера фактически досталась всё тем же Махмудову и Бокареву, также как и заказ для ТМХ на производство вагонов для метро на 40 млрд рублей и поставку поездов «Иволга» для МЦД на 12 млрд рублей.

Ну, а все эти серые и черные схемки, судя по всему, проходят через одобрение Ликсутова. Не потому ли он самый богатый чиновник в московской мэрии, чей доход в 2017 году превысил собянинский почти в 40 раз? Неужели у наших силовиков не возникло к нему ни одного вопроса на тему «откуда дровишки»?

Русский торговый банк

Вот у их французских коллег вопросы к тому же Керимову возникли – и, похоже, они умеют их правильно задавать. Показания Керимова уже дали четкий след на связи сенатора и нескольких российских бизнесменов через владение долями Bank of Cyprus. В первую очередь это – Виктор Вексельберг. А еще Керимов «слил» инфу о том, что в акционерах банка числился и топ-менеджер Сбербанка Максим Полетаев.

Там вообще все, конечно, путано-перепутано – но европейские следаки сумели потянуть за нужные ниточки и клубок уже потихоньку распутывается. Вот, например, уже известно, что компания Lamesa Holding, принадлежащая Вексельбергу, так же принадлежит частично жене Максима Полетаева. Через эту же компанию вышеупомянутый швейцарский счет Ликсутова пополнился на 49 млн. евро.

И не последнюю роль во всех этих «транзакциях» играет Инбанк, к которому Ликсутова привязывают, как тайного владельца. Что вот интересно, после ряда запросов прокуратуры Швейцарии в ЦБ, была отозвана лицензия у Банка РТБ (Русский торговый банк – КБ «РТБК»). А до этого через банк ну просто оптом шел транзит сотен миллионов долларов каждый месяц, в том числе, и через конверсионные счета Инбанка – а наш родной регулятор словно ослеп и оглох. Чтобы у ЦБ открылись глаза, понадобилось вмешательство швейцарских прокуроров. У нас своих, похоже, нет.

Может, слепота нашего регулятора связана с тем, что КБ «РТБК», неоднократно попадавший под контроль прокуратуры Швейцарии, активно сотрудничал с Sberbank CIB (швейцарская дочка), который регулярно закупал наличные доллары, и которые потом КБ «РТБК» продавал своим частным клиентам. Среди них были и Алексей Патрушев и Максим Полетаев, чьи счета в швейцарских банках обнаружил МВД Франции после верификации всех транзакций Керимовым за период 2008-2018.

Все собственники КБ «РТБК» владели банком через оффшоры, этак скрытненько – а если еще учесть, что все эти офшоры имеют действующие счета в Bank of Cyprus, то это объясняет возможно тот самый замкнутый круг вывода госсредств при посредничестве Сбербанка и слепоте ЦБ, а так же помогает прокачивать украденные средства и, перекидывая со счета на счет, делать легальными.

И после всего этого наши главные силовики делают удивленные глаза, рассказывая о том, сколько сотен миллиардов выведенных из России рублей осело где-нибудь на банковских счетах в Англии. По сути-то, вывод капиталов происходит прямо на глазах у властей – а, может, и при прямом их попустительстве. Зачем тогда все эти лозунги на тему борьбы с коррупцией и прочее?

В 2011 году журнал Forbes оценивал состояние Ликсутова в 500 млн долларов, в 2013 году – уже в 650 млн долларов. Ликсутов занимал 189-ю позицию в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России-2011». Ближайшими деловыми партнёрами Ликсутова СМИ называли миллиардеров Сергея Глинку, занимавшегося в Эстонии угольным транзитом, владельца УГМК Искандара Махмудова, предпринимателей-совладельцев «Аэроэкспресса» Андрея Бокарева и Михаила Хромова.

С началом карьеры чиновника Максиму Ликсутову пришлось избавляться (как минимум, номинально) от разных бизнес-активов. И все равно он оставался богатейшим членом команды Собянина. Согласно декларации о доходах, за 2012 год Максим Ликсутов, все 12 месяцев работая в Правительстве Москвы, заработал 270 млн руб.

За 2017-й Ликсутов заработал 219,6 млн. руб. – что, кстати, в 32 раз больше, чем годом ранее (6,8 млн. руб.).

Что же касается московской биографии Максима Ликсутова, то с его именем, к примеру, связано появление в лексиконе пассажиров Московской железной дороги слова «пустовоз». Так называли аэроэкспрессы в Шереметьево, когда они с 2008 года в течение ряда лет курсировали каждые полчаса, даже в пиковые часы заполненные максимум на треть.

Тем не менее, будучи гендиректором «Аэроэкспресса», Максим Ликсутов отправлял экспрессы в аэропорт Шереметьево, «невзирая на то, есть пассажиры или нет». В силу этого разрыв между обычными дешевыми электричками достигал чуть ли не часа – да и уже пришедшие и переполненные пассажирами, они, бывало, стояли по четверти часа, чтобы «дать лыжню» почти пустому «экспрессу».

Вообще, Максим Ликсутов стоял у истоков этой компании, был ее гендиректором и только напрямую владел четвертью акций. Став московским чиновником, он визуально должен был потерять коммерческий интерес к «Аэроэкспрессу» – но он стал еще больше. Теперь ведь в руках Ликсутова были еще и властные рычаги.

Итог такой работы на благо столицы – «Аэроэкспресс» был и остается монополистом в сфере скоростных перевозок в московские аэропорты, а никакой альтернативы, возможно, более дешевой и более удобной, у москвичей и гостей столицы так и не появилось.

Если Максим Ликсутов не аффилирован с «Аэроэкспрессом» – тогда в чем его неугасающий интерес к этой компании? Ностальгия? Даже не смешно.

Точно так же ни при чем здесь тоска по малой родине, когда видишь то тут, то там эстонский след на территории столицы России. На чем основан выбор некоей «НАУ Инновейшнс» из Эстонии для обустройства платных парковок в московских дворах? Не нужно быть докой, чтобы понять – деньги и взаимный интерес. Парковок, правда, при помощи эстонцев не появилось, но контракты, говорят, оплачены.

Вообще, заключение невыполнимых контрактов и их оплата уже прочно вошли в обиход департамента транспорта при господине Ликсутове. Доходило до абсурда – в свое время подконтрольное мэрии ГКУ АМПП были пойманы на проведении тендеров на охрану парковок по адресам, где их и близко не было. То есть, дошло уже до откровенных наглых афер.

Но закончилась история буднично – в октябре 2017 года АМПП был оштрафован на 80 тысяч рублей. И это при ущербе в десятки миллионов. При этом никого даже не уволили – не говоря уж о привлечении кого-то к уголовной ответственности за мошенничество.

АМПП продолжает работать в прежнем русле. Сейчас вот закупает эвакуаторы – слишком много в Москве развелось автомобилистов. Так работает департамент транспорта московской мэрии под руководством Максима Ликсутова. Но по нему не работают компетентные органы.

Блог Навального и Ликсутов

Вокруг дел господина Ликсутова всегда множество странностей. В свое время на заседании президиума Совета при мэре Москвы по противодействию коррупции рассматривали вопрос о владении заместителем мэра столицы Ликсутовым акциями некой иностранной компании «Интеллектико Холдинг Лимитед». Заседание прошло гладко и в итоге объявило «ответчика «белым и пушистым».

Блог Навального в ответ выражал сомнение в эффективности Совета по противодействию коррупции и привел свои доводы, которые Совет не заметил или заметить не захотел. В блоге говорилось о том, что чиновник Ликсутов, несмотря на заявления о выходе из компании, мог владеть ее акциями и позже. А если это так, то он нарушал законы, запрещающие региональным чиновникам владеть активами за границей с августа 2013 г.

Вскоре после публикации ФБК, Максим Ликсутов на своей странице Facebook прокомментировал обвинения сотрудников Навального. По его утверждению, документы на выход из компании он подписал задолго до поступления на госслужбу – тем более, что фирму собирались ликвидировать. Однако, процесс ликвидации завершен не был – и де-юре Ликсутов еще мог числиться в акционерах «Интеллектико Холдинг Лимитед» уже будучи чиновником.

Однако, Навальный на этом не успокоился и в продолжение истории заявил, что Ликсутов передал свою долю в офшоре номинальному собственнику – а сам де-факто остался хозяином положения. В качестве доказательств сотрудники ФБК даже публиковали выписки из кипрского реестра. Из них якобы следовало, что произошла передача акций компании Intellectico Holdings Limited номинальному собственнику Alfo Trustees Limited.