Лидерство и эволюция власти в организации. Основные виды власти. Понятие, сущность, значение и элементы власти

Власть руководителя организации или предприятия играет огромную роль в производственном процессе и оказывает сильное влияние на организацию трудовой деятельности. Сегодня для наибольшей эффективности деятельности организации необходимо установление баланса власти. Иными словами, руководитель не должен злоупотреблять своими властными полномочиями: отношения «руководитель – подчиненный» должны быть построены на доверии, уважении и взаимной поддержке. От этого зависит психологический климат в коллективе и, как следствие, состав и качество трудовых отношений.

С точки зрения менеджмента как науки об эффективном управлении руководитель должен обладать определенным набором качеств.

1. Интеллектуальные качества: оригинальность мышления, образованность, интуитивность, отсутствие авторитетов, любопытство, творческое начало.

2. Личностные качества включают в себя уверенность руководителя в собственной деятельности, его целеустремленность, решительность, энергичность, упорство и высокую работоспособность. Кроме того, руководитель должен быть независим от чужого мнения. Но это, конечно, не значит, что работникам нельзя участвовать в принятии решений.

3. Деловые качества подразумевают прежде всего способность кооперироваться. Это значит, что для принятия важных стратегических решений руководитель должен объединять усилия всех членов организации. Однако для этого крайне важным является умение разбираться в людях, выявлять у них творческие способности.

Власть нетипична для всех организаций. В соответствии с этим выделяют три стиля управления.

1. Автократический. Вся власть сосредоточена в руках руководителя, он принимает все решения лично под свою ответственность, отдает распоряжения подчиненным и осуществляет жесткий формальный контроль. В такой организации проявление инициативы подчиненными не разрешается, существуют лишь вертикальные нисходящие коммуникативные связи. Достоинством такого стиля управления являются быстрота и четкость выполнения заданий. Однако явным недостатком является снижение работоспособности рабочего коллектива, их заинтересованности в труде.

2. Демократический. Такой стиль построен на взаимном сотрудничестве, характеризуется наличием горизонтальных связей среди персонала. В такой организации заметно растут квалификация и преданность персонала, что определяет развитие трудовых отношений, трудовой дисциплины и характер трудовой деятельности.

3. Либеральный стиль: невмешательство руководителя в работу персонала, вследствие чего работникам предоставлена большая свобода, чем они могут злоупотреблять, оказывая давление на руководство.

Несмотря на столь дифференцированные взгляды на власть, принято считать, что демократический стиль наиболее приемлем для современной организации.

Лидерство в организации определяется как способность оказывать воздействие на других людей, направлять их деятельность на достижение поставленных целей организации. Основой лидерства являются власть и влияние. Власть – возможность индивида контролировать трудовой процесс работника или группы, а влияние – это действия, основанные на власти.

Иными словами, руководитель может влиять на процессы принятия решений и их реализацию только в том случае, если обладает долей власти. Таким образом, лидерство представляет собой несиловую форму влияния.

В современных организациях менеджер должен устанавливать баланс власти, не злоупотреблять своими полномочиями. Это можно осуществить посредством создания системы делегирования процесса принятия решений, что в результате увеличивает власть менеджера.

1. Лидерство и власть

1.1 Основы лидерства и власти

1.3 Виды власти и методы влияния

2. Практическое задание

3. Вопросы

Список используемой литературы

1. Лидерство и власть

1.1 Основы лидерства и власти

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство . В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие .

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников .

В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным.

В практике управления лидерство - это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения, созданного для других видения в реальность . Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

В чем же различие между лидерством и властью?

Важное различие относится к совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует .

Как было отмечено ранее, лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть - это двусторонние отношения - между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Поскольку эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении, как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности?

Проведенные в этом направлении исследования в организациях свидетельствуют о следующем .

Рабочие в отношении бригадира признали, что право на власть является наиболее веской причиной для подчинения. Однако, несмотря на то, что право на власть было признано наиболее сильно влияющим источником власти, оно тем не менее не связано с результатами работы бригады .

Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличны от права на власть, власти вознаграждения и принуждения.

Экспертная власть и власть примера зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны, в то время как право на власть, власть вознаграждения и принуждения организационно устанавливаются равными для равных иерархических уровней.

Исследования часто показывают, что подчиненные более удовлетворены руководителем, который использует не только источники власти, основанные на его позиции, занимаемой в организации. Интересно, что в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а неудовлетворенность выше.

Право на власть и власть принуждения больше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы.

Таким образом, в завершении изложения взаимосвязи влияния власти на лидера можно сделать следующий общий вывод о том, что в целом результаты исследований показывают, что лидеры используют по-разному разные источники власти в зависимости от ситуации .

1.2 Традиционные концепции лидерства

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен.

Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований.

Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Нами будут рассмотрены те концепции, которые большинством исследователей, такими как О.С. Виханский, А.И. Наумов , Л.Е. Басовский , В.Р. Веснин , относятся к традиционным концепциям лидерства.

Первым таким подходом является теория лидерских качеств. Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают великих людей в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров .

Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся .

В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера [Цит. по: 5; с.183]:

Ум или интеллектуальные способности;

Господство или преобладание над другими;

Уверенность в себе;

Активность и энергичность;

Знание дела.

Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств :

Управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей;

Управление значением,или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

Управление доверием,или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

Управление собой,или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные, и личностные деловые.

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Пример Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже отмечалось, не является характерным для эффективного лидерства.

Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.

Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и, в общем, их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства.

Весь процесс управления, все принципы, которые используются при его реализации, будут значимы при условии выбора максимально эффективного стиля руководства. Отсюда неслучайно пристальное внимание ученых направлено на проблемы власти и лидерства, их сочетания в организации. Несомненно, исторически первым понятием в руководстве организацией была власть.

Власть означает способность того или иного лица влиять на окружающих с тем, чтобы они выполняли предписанные им официальные поручения и решали определенные задачи.

Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности, т.е. право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, в этом случае, имеет внеличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим это положение. Реальная власть – это власть как должности, так и влияния и авторитета, который в большей степени персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Формальная и реальная власть совпадают не всегда, но эффективный менеджер стремится все реже прибегать к легитимной власти, а воздействовать на людей своим авторитетом.

Существует несколько основ власти в организации.

Поощрительная власть - власть, основанная на вознаграждении.

Принудительная власть - власть, основанная на наказании.

Легитимная власть- власть, основанная на праве человека руководить другими в силу занимаемого положения.

Харизматическая власть- власть, основанная на святости, мужестве и благородном поведении личности.

Экспертная власть- власть, основанная на том, что руководитель воспринимается как носитель специальных и полезных знаний для организации.

Первые три основы базируются на классическом, формальном содержании власти, вторые две - в большей степени на личности руководителя, его лидерских качествах, реальном влиянии на коллектив.

Несмотря на навыки рациональной организации труда, лишь немногие менеджеры успевают выполнять необходимую работу, поэтому встал вопрос об эффективном делегировании власти. Логика его такова:

· Когда определены потенциальные подчиненные и на них возложены дополнительные обязанности, они во многих случаях могут брать на себя функции более высоких уровней власти.

· Делегированная власть в любое время может быть аннулирована менеджером более высокого уровня, но он должен уступить ту долю власти, которая нужна подчиненному для выполнения своей работы на время, в течение которого делегирование действует. Принцип «одного хозяина».

· Делегирование власти связано с определенным риском для менеджера: временно отказываясь от доли своей власти, он по-прежнему несет ответственность за выполняемую работу.


Очевидно, что эффективное делегирование возможно только в том случае, когда менеджер оказывает личностное воздействие на подчиненного, основанное на авторитете.

Проблема власти достаточно полно раскрыта в исследованиях таких ученых, как Р.Лайкерт, Р.Блэйк и Д.Мутон, М.Вебер и др. Например, Р.Лайкерт так сгруппировал стили руководства:

¨ консультативный стиль;

¨ стиль группового участия;

Как видно, и в данной классификации заметна тенденция к использованию лидерских элементов в управлении, особенно это характерно для трех последних стилей руководства.

В целом, чтобы власть нашла свою реализацию в организации необходимо принимать во внимание взаимосвязь четырех аспектов. Во-первых, права должны быть четко определены и доведены до всех членов соответствующих рабочих групп. Во-вторых, способности, которыми обладают работники, могут оказаться важным источником влияния. В-третьих, права, вытекающие из данного служебного положения, формируют легитимные ожидания ответственности. В-четвертых, опытные сотрудники ощущают свою ответственность за эффективное пользование правами, которыми они наделены для выполнения поставленных задач.

По существу все упомянутые классификации стилей руководства (власти) убеждают нас в тесном соотношении власти и лидерства, что для эффективного руководства более, чем необходимо.

Лидерство – это тип управленческого воздействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению высоких общих целей.

Конечно, в истории были прирожденные лидеры, например, Александр Македонский, но это единицы, для нас же интересен процесс формирования лидера, нужного для организации. Теория и практика управления показывает, что это возможно. Существует ряд теорий, содержание которых раскрывает процесс становления лидера в организации. К ним относятся:

¨ Теория лидерских качеств;

¨ Теория лидерского поведения;

¨ Теория ситуационного лидерства;

¨ Теория эффективного лидерства;

Теория лидерских качеств появилась первой в ответ на проблемы, поставленные властью. Суть ее заключалась в поиске, формулировке и научению определенным лидерским чертам. К наиболее существенным из них Ордуэй Тид, занимавшийся данной проблемой, отнес следующие:

· Физическая и эмоциональная выносливость;

· Понимание назначения организации и направления ее деятельности;

· Энтузиазм;

· Дружелюбие и привязанность;

· Порядочность;

Более системно представил совокупность лидерских качеств Уоррен Беннис, определив четыре группы лидерских качеств:

¨ управление вниманием или способность так представить сущность результата, чтобы это было привлекательным для последователей;

¨ управление значением или способность передать значение созданного образа, идеи, чтобы они были поняты и приняты последователями;

¨ управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

¨ управление собой или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои ошибки, чтобы для их устранения привлекать усилия других людей.

Практика показала, что эта теория не лишена недостатков: перечень лидерских качеств может быть бесконечен, да и в разных ситуациях поведение лидера оказывалось неодинаковым.

В ответ на данное противоречие появилась потребность создать универсальный метод отбора руководителей. Так появилась основа для возникновения теорий поведения.

Теория поведения базируется на изучении жизненного опыта будущего руководителя, на том, каким ценностям и направлениям в работе он отдает предпочтение, как соотносится выбор его поведения с той ситуацией, в которой оказалась организация.

Яркими представителями в исследовании теории поведения являются Ральф Стогдилл и Рэнсис Лайкерт. Поведение лидера они рассматривали с двух сторон: внимания к подчиненным и ориентации на решение поставленной задачи. Эти направления не являлись, по мнению их исследователей, противоречащими друг другу, лидеры могут находиться на высоком уровне в обоих измерениях. Внимание к подчиненным означало поддержание атмосферы доверия, взаимопомощи, чуткого отношения к нуждам и потребностям своих подчиненных. Ориентация на производство предполагает стремление руководителей заставить подчиненных работать максимально эффективно для достижения максимальной производительности.

В рамках теории лидерского поведения заслуживает внимания матрица стилей руководства , предложенная Р.Блейком и Дж.Моутон (рис.16).Матрица представляет собой сочетание различных комбинаций двух изложенных направлений. Крайними проявлениями сочетания являются следующие стили лидерского поведения.

В организации любой формы собственности существует система руководства. Руководство организацией базируется на власти, которую субъекты управления имеют над объектом управления. Структура власти, как правило, иерархична. Такое административное устройство существует с момента возникновения первых организационных образований людей, т.е. с племен, где были вождь, шаман, старейшины, воины и каждому субъекту управления подчинялись определенные категории людей. Так было на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации. Такой же порядок вещей существует и в наше время как в управлении государством - социальной организацией, так и в управлении предприятием (фирмой). Власть необходима для эффективной работы организации. Безвластие ведет к анархии, хаосу и разрушению организации. Без власти в организации не может быть дисциплины труда и соответственно не может быть и качественной продукции, которую производит данная организация. Однако власть власти рознь. Власть может основываться на насилии и принуждении, заставляя людей работать без всякого энтузиазма, а может вызывать уважение и пробуждать в них стремление к эффективной деятельности путем проведения грамотной кадровой политики. Однако и в этом случае в организации всегда найдутся люди, которые будут завидовать тем, кто наделен властными полномочиями, несмотря на ту ответственность, которую они несут - материальную и моральную. А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов» говорит устами своего героя царя Бориса: «Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых...». Это так и не так. «Живая» власть, т.е. правители или руководители, обладающие властью, ненавистны тогда, когда власть имущие живут хорошо, а управляемый ими народ - плохо. В кризисное время такая ситуация приводит к революциям, переворотам и социальным потрясениям. В 90-е гг. XX в. Россия долго и мучительно переходила к рыночной экономике. Но при этом, когда трудящиеся массы долгое время не получали зарплату и еле-еле сводили концы с концами, образовался достаточно влиятельный клан людей, обладающих властными полномочиями и материальными благами. Вполне понятно, что такая власть как на уровне государственного управления, так и на уровне отдельно взятых фирм вызывала у людей неприятие. Похожая ситуация царила в России и в XIX в. Однако в истории существуют и другие примеры, когда «живая» власть пользуется заслуженным уважением и почетом у народа. Такова, например, викторианская эпоха в Великобритании - время правления королевы Виктории с 1837 по 1901 г. 64 года правления этой королевы страна процветала. Английский народ за период ее правления получил многие преимущества по сравнению с жителями других стран - как в области гражданских прав, так и в области социальных благ. Во многом благодаря ее правлению в Англии устоялась конституционная монархия, которую никто и не думал свергать, несмотря на то что XX в. был веком политических потрясений и революций и многие государства, включая Россию, с многовековым монархическим устройством в одночасье стали республиками.

Почему так получается? Вот тут-то на сцену выходит понятие лидерства. Королева Виктория была истинным лидером своей страны, и благодаря этому Великобритания была и остается процветающей мировой державой. Именно лидеры, даже обладающие ограниченной властью, как в случае правления этой королевы, могут достичь целей, стоящих перед организацией, правильно выстроив политику руководства ею. Конечно, лидеры тоже люди, поэтому они могут быть позитивными и мудрыми, работающими во благо своей организации, но могут быть и отрицательными, как Сталин или Гитлер, но тем не менее успешно ведущими людей за собой для достижения объявленных ими целей, даже если эти цели носят характер классовой или национальной ненависти.

В современных российских организациях руководители также делятся на лидеров и послушных исполнителей чужой воли. Лидерами, несомненно, являются предприниматели, организовавшие собственное дело и стремящиеся к его развитию. Хуже обстоит дело в государственных организациях, в большинстве из которых руководители выполняют рутинную руководящую работу, не стремясь к развитию этих организаций на базе технологий, имеющихся в арсенале современного менеджмента.

Давайте разберемся, что такое власть, какие формы она принимает, что такое лидерство и какие бывают стили руководства.

Цель руководителя - эффективно влиять на подчиненных ему людей для выполнения ими своих обязанностей и достижения целей, стоящих перед организацией. Влияние - это поведение одного человека (необязательно руководителя, но безусловно лидера), которое вносит изменения в поведение других людей, их ощущения и межличностные отношения. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности или на целые группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации. Власть - это возможность оказывать влияние на поведение других людей. Из этих определений становится ясна разница между понятиями, которые часто считают синонимами.

Говоря о власти, следует отметить, что она предполагает взаимозависимость между теми людьми, которые ею обладают, и теми, по отношению к которым она применяется, например взаимоотношения руководителя и подчиненного. Таким образом, власть представляет собой двусторонние отношения, в которых одна сторона побуждает к действию, а другая либо соглашается на это действие, либо в той или иной степени сопротивляется ему. Рассматривая проблемы организационного поведения, можно сделать вывод, что руководители должны отчетливо представлять себе двусторонний характер отношений с персоналом, который может проявить неповиновение и продемонстрировать собственную власть в той или иной форме противодействия приказам руководства. А такое противодействие приводит к неэффективной деятельности фирмы и повышению издержек.

Существует несколько подходов к анализу власти.

С правовой точки зрения власть рассматривается как нормативная и дисциплинарная. Нормативная власть представляет собой право собственника или наемного руководителя, действующего в рамках законодательных норм, устанавливать условия труда и его оплату. Дисциплинарная власть - это непосредственное право собственника управлять действиями работника, определяя в рамках действующего законодательства режим дисциплины труда и применение карательных санкций в случае его нарушения.

С экономической точки зрения власть определяется как способность того или иного хозяйствующего субъекта использовать в своих интересах ограниченные материальные, финансовые и человеческие ресурсы, необходимые для достижения целей, стоящих перед организацией, а объем власти оценивается пропорционально доле этих ресурсов, находящихся в распоряжении данного хозяйствующего субъекта.

С психологической точки зрения власть раскрывается через влияние на других людей. Инструментами влияния являются слова, жесты, мимика и символы - особые знаки, под которыми с помощью условного обозначения подразумевается значимая ценность (например, царские регалии - корона, скипетр, держава, вызывающие у людей желание повиноваться). Сила влияния власти определяется степенью внушаемости людей, их склонностью принимать точку зрения других людей или терпимостью к точке зрения других людей, а также традициями, принятыми в данной организации и особенностями формирования организационной культуры. Особенностью психологической власти является то обстоятельство, что она не всегда отчетливо осознается людьми в отличие от власти правовой. Часто психологическая власть реализуется через лидерство того или иного лица.

Источники власти достаточно многообразны. Проанализируем некоторые из них .

  • 1. Собственность. Это основной и исходный источник власти в любой организации - начиная от государства и заканчивая фирмой. Она содержит права владения, пользования, распоряжения и предполагает возможность передачи любого из этих прав другим лицам. Существуют разнообразные формы собственности. В рамках частной собственности, являющейся основой рыночной экономики, имущество может принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. Юридические лица организуют различные организационно-правовые формы предприятий, в которых и складываются свои механизмы реализации прав собственности. Они зафиксированы учредительными документами предприятия, которые являются организующей основой построения властной структуры.
  • 2. Трудовой договор. Это источник власти, фиксирующий одновременно и легальный характер отношений подчинения, и согласие подчиняться. При заключении договора фиксируются права и обязанности обеих сторон - работника и работодателя. Трудовой договор закрепляет власть руководителя над подчиненным.
  • 3. Полномочия. Этот источник власти реализуется посредством механизма делегирования полномочий, определяемого иерархической структурой фирмы.
  • 4. Квалификация и компетентность. Высококвалифицированный труд трудно регламентировать и контролировать. Поэтому компетентность квалифицированного работника также может являться источником серьезной власти на предприятии.
  • 5. Неформальные структуры. Они возникают на основе общности интересов работников, имеют собственную властную иерархию, которая может войти в противоречие с интересами фирмы.
  • 6. Доступ к информации. Возможности такого доступа на предприятии формируют неравноценную возможность получения информации сотрудниками и ее использования. Однако существуют такие формы, как «утечка» информации и получение ее с использованием служебного положения. Подобные формы также могут рассматриваться как источник власти в организации.

Из теории менеджмента известны пять основных форм власти:

  • 1. Власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказывать давление на подчиненных, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено.
  • 2. Власть, основанная на вознаграждении. Руководитель обладает властью над работником, если тот твердо уверен, что руководитель располагает теми благами (стимулами), потребность в которых испытывает работник, и может как предоставить ему эти блага в виде вознаграждения, так и отказать в них.
  • 3. Экспертная власть. Осуществляется в тех случаях, когда менеджер воспринимается как носитель специальных или полезных знаний.
  • 4. Эталонная власть (власть примера, власть авторитета). Характеристики или свойства руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он стремится быть похожим на него. Такая власть как раз и является властью лидера. Иногда этот вид власти называют «харизматическая власть». Слово харизма в переводе с греческого означает божественный дар. Такая власть основывается на исключительных свойствах, приписываемых лидеру и вызывающих восхищение окружающих.
  • 5. Законная власть. Основывается на праве человека руководить другими людьми в силу своего положения в организации и полномочий, предоставленных ему работодателем.

Теперь следует определить, что же такое лидерство. Но тут возникают трудности, так как однозначное определение дать сложно. Лидерство - это многоаспектное социальное явление, феномен которого проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. О.С. Виханский и А.И. Наумов в своей книге «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс» дают следующее определение: «Лидерство - это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей». Из данного определения становится ясно, что речь идет об организационном лидерстве, поэтому в дальнейшем, употребляя термин «лидерство», мы также будем говорить о его организационном проявлении. При этом будем исходить из того, что формальная организация является группой, объединяющей двух и более людей, действующих на основании устава, договора (контракта) или другого документа, регламентирующего их положение в организации, и осознанно работающих для достижения какой-либо цели.

Р. Стогдилл в своей книге «Справочник по лидерству» классифицировал все определения лидерства по 11 ключевым идеям, которые позволили сгруппировать эти определения в соответствии с ними. Приведем эту классификацию .

  • 1. Лидерство как центр групповых интересов. Этот подход выделяет то обстоятельство, что лидер является духовно-эмоциональным центром группы. Он определяет групповую структуру, атмосферу, идеологию и групповые интересы. Он обладает единоличной властью, так как все охотно ему подчиняются.
  • 2. Лидерство как проявление личностных черт. Здесь лидер - это человек, обладающий некоторым определенным набором личностных черт, позволяющих человеку успешно добиваться и удерживать лидерские позиции. Эта позиция аналогична уже упоминавшейся нами «власти примера».
  • 3. Лидерство как искусство достижения согласия. В этом случае основной акцент делается на обязательно присущее лидеру умение добиваться согласия между руководимыми им людьми, приводить их к консенсусу, уметь улаживать конфликты. Такой тип лидерства называют консенсуальным. Само лидерство рассматривается как инструмент подчинения группы воле лидера.
  • 4. Лидерство как действие и поведение. В данном случае во главу угла ставятся поведенческие аспекты лидерства: любые действия, которые предпринимает лидер для управления и координации работы группы. К таким действиям относятся делегирование полномочий, позитивное или негативное стимулирование членов группы, мотивация сотрудников, направленная на достижение результата.
  • 5. Лидерство как инструмент достижения цели или результата. В данном случае эффективность лидерства напрямую связывается с достижением результатов и удовлетворением потребностей всех членов группы.
  • 6. Лидерство как взаимодействие. В этом случае лидерство понимается как эффект группового действия. В соответствии с таким подходом необходимым условием лидерства является его признание и поддержка со стороны членов группы. Следовательно, под лидерством понимаются такие межличностные отношения, когда члены группы выполняют свои задачи именно потому, что сами хотят это делать.
  • 7. Лидерство как умение убеждать. В данном случае подчеркивается разница между лидерством и управлением. Если последнее часто понимают как искусство принуждения и использования силы или угрозы применения силы для того, чтобы заставить людей следовать в определенном направлении, то лидер управляет с помощью убеждения, поощрения и побуждения к действию силой собственного примера. Такое поведение лидера характерно для различных организаций, но в большей степени неформальных.
  • 8. Лидерство как осуществление влияния. В данном случае лидерство рассматривается как процесс влияния на деятельность организованной группы, дополняющий нормы и предписания для выполнения задания. Большое значение в этом случае придается анализу межличностных отношений.
  • 9. Лидерство как отношения власти. Властные отношения рассматриваются как форма лидерских отношений, как способность одной личности доминировать над другими и преодолевать сопротивление подчиненных. Если один индивид в организованной группе может добиться изменения поведения других индивидов, то мы имеем дело с актом лидерства, при этом некоторые лидеры в большей степени, чем другие, способны трансформировать лидерские отношения во властные полномочия.
  • 10. Лидерство как дифференциация ролей. Согласно ролевой теории, все члены общества, группы и общественных организаций занимают то или иное место в системе социальных статусов. Каждый участник играет определенную роль, а лидерство может рассматриваться как ролевая дифференциация. Основой такой дифференциации является процесс взаимодействия и взаимовлияния между членами группы, когда один индивид влияет на других, а другие реагируют на это влияние.
  • 11. Лидерство как инициация или конструирование структуры группы. В данном случае лидерство рассматривается как процесс, порождающий и поддерживающий ролевую структуру группы. Лидер стремится сконструировать структуру группы таким образом, чтобы лигитимизировать свой лидерский статус. Такие процессы особенно важны на этапе возникновения новых организаций и создания трудовых коллективов, структура которых еще не имеет устоявшегося характера.

Анализ существа власти и ее влияния имеет большое значение для понимания работы организации. Каждое действие в организации свя­зано с проявлением власти. Надо иметь в виду, что властью пользуются как руководители, так и исполнители. Власть - важнейшая составляющая деятельности организации. Властью манипулируют, используют как во благо, так и во зло. Успех или неудача в использовании вла­сти во многом зависит от понимания ее существа, времени и объема ее применения, а также достаточно четкой оценки последствий ее при­менения.

Что же такое власть и как можно дать дефиницию этому понятию?

Определение

Наиболее простое определение может выглядеть так: «Власть -способность осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению».

Власть существует и проявляется через определенную систему ком­муникаций, которая называется каналами власти. К ним относятся следующие.

1. Власть принуждения. Это побуждение людей к деятельности во­преки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед на­казанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.

Власть принуждения- традиционный канал власти, известный с древнейших времен. Но если человек использует только этот канал власти, она будет недолговечной, ведь рабский труд - самый непро­изводительный, и подчиненный будет постоянно искать способ осла­бить или избежать власти принуждения.

2. Власть влияния. Взаимодействие лидера с влиятельными лица­ми дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим лидером, ощущают не только его властную функцию, но и волю влия­тельного лица, стоящего над ним. От этого сила власти приобретает синергический эффект.

3. Власть компетенции. Лидер, если он профессионально подготов­ки, оказывается наделенным правом выступать в качестве эксперта и «судьи» по многим производственным проблемам. Подчиненные вос­принимают это как властный феномен.

Данный канал власти - заслуга личности, обладающей им. Он прочен и надежен, так как компетенция приобретается годами и сохраняются длительное время, чаще всего в течение всей профессиональной жизни человека.

Власть информации. Исполнители постоянно испытывают потребность в информации. Лидер обычно регулирует ее доступ к кон­кретным людям. Налицо проявление власти: какова информация, таково поведение людей.

Власть информации - очень мощный рычаг власти для руководителя, чем выше уровень иерархии, тем больший поток информации на него поступает.

5. Власть должностного положения. Чем выше должностная по­зиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчиненные, взаимодействуя со своим лидером в процессе дело­вого общения, прежде всего, сталкиваются с должностной позици­ей лидера: бригадира, мастера, начальника цеха, директора и т.д. Процесс общения сначала здесь завязывается на вертикали «на­чальник-подчиненный» и лишь потом, если начальник проявит свои лидерские функции, приобретает горизонтальную выражен­ность.



6. Власть авторитета. Руководитель, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет властное влияние на них без демонстрации своей властной уполномоченности. Подчиненные без протеста, порою даже с охотой, повинуются авторитетному руководителю.

Авторитет - категория, которая завоевывается годами и может быть потеряна в одночасье. Авторитет включает в себя как личностные, так и профессиональные качества человека. Мнение авторитет­ного специалиста (даже если оно не вполне правильное) принимается безоговорочно.

7. Власть награждать. Люди легко повинуются тому, кто имеет пра­во и возможности награждать и миловать. Все хотят больше получать, продвигаться по службе, пользоваться признанием. Человек, способ­ный влиять на такие ценности, пользуется у людей высоким авторите­том. Его власть может подниматься до значительных высот.

Здесь следует заметить, что власть награждать зачастую связана с должностным положением и носит временный характер. Изменение статуса, а это случается довольно часто, приводит к потере данного ка­нала власти.

Каналы власти используются как по горизонтали, так и по верти­кали. Человек, использующий только один канал власти, об­речен на неудачу. Сочетание двух и более каналов, в основе которых лежат компетенция и авторитет, позволит человеку быть не просто ру­ководителем, а лидером.

Менеджер и лидер

Лидерство - термин в организационном поведении, который вы­зывает много противоречий. Руководитель-это лидер? Ответ на это вопрос далеко не однозначен. Эффективный или успешный менед­жер-это лидер? Между этими понятиями тоже нельзя поставить знак равенства. Многие теоретики вообще отрицают саму идею лидерства. Тем не менее, роль личности (лидера) в истории мирового развития доказана временем, и с этим нельзя не считаться.

Если человек делает попытку повлиять на поведение других членов группы без использования принудительных форм власти, можно гово­рить о проявлении лидерства.

Что входит в понятие «эффективный менеджер»? Анализ управ­ленческой деятельности во Франции, например, указывает, что фран­цузские менеджеры рассматривают свою задачу как осуществление интеллектуальной деятельности, которая требует интенсивной ана­литической работы. Они превосходят других в сфере количественного анализа и стратегического планирования. Во Франции считается, что важнейшим качеством руководителей больших фирм является разви­тый интеллект, что отражено в объявлениях о приеме на работу, где почти никогда не упоминается о мотивации и энергичности как о не­обходимых для занятия должности менеджера качествах. Французы, кажется, предпочитают менеджеров с аналитическим складом ума, не­зависимостью и безупречным интеллектам. Интеллект для них важ­нее, чем способность к действиям. В отличие от англо-саксонского представления об управлении они не придают большого значения на­выкам межличностных контактов и коммуникаций, рассматриваемым в других странах как необходимые признаки организатора деятельно- сти компании.

Некоторые специалисты считают, что внимание к факторам эффек­тивности деятельности менеджеров преувеличено и что лидеры не могут сильно влиять на результаты деятельности организаций, потому что:

1) организации сами оказывают воздействие, ограничивающее типы поведения и снижающие влияние личностных особенностей людей при осуществлении ими организаторских и лидерских функ­ций;

2) другие члены организации ограничивают поведение лидеров че­рез нормы и ожидания, которые являются мощными ограничениями для любого действия;

3) внешняя среда также имеет существенное влияние на успех или неудачу организаций.

В качестве контраргумента приводится мнение о том, что внима­ние к роли лидеров основано на потребности усилить связь отдельных работников с успехами организации и ее неудачами. Опыт и здравый смысл показывают, что лидеры имеют сильное влияние на результаты деятельности организации. Например, замена руководителей может серьезно повлиять на оценку фирмы акционерами. Одно из исследо­ваний этой проблемы показало, что объявление о замене менеджеров высшего звена увеличивало краткосрочную стоимость акций неболь­ших фирм, если новый менеджер нанимался на стороне. Более важ­ным является тот факт, что менеджеры высшего звена могут иметь значительное влияние на выполнение задач фирмы. Однако имеется важный аргумент против. Замена руководителя - не панацея от всех бед. Необходимо, чтобы новый руководитель был лидером, а не ста­тистом.

Таким образом, можно заключить, что природа лидерства определяется не только личностными характеристиками руководителя, но и средой, в которой осуществляется деятельность компании. Необходимо разделять менеджеров и лидеров, так как их влияние на деятель­ность организации и коллектива далеко не однозначно.

Можно привести довольно много определений лидерства, но все они будут неполными, так как сущность лидерства проявляется во влиянии, власти, поведении и т.д., т.е. во всем, что рассматривает ор­ганизационное поведение. Тем не менее, из всего многообразия определений наиболее удач­ным представляется следующее.

Определение

Лидерство - это использование непринудительных форм воздействия на людей для их мотивации к достижению целей организации.

Данное определение не полностью отражает существо рассматри­ваемого понятия, но несет в себе одно позитивное зерно. Лидерство - это прежде всего мотивация персонала силой убеждения компетенции и авторитета.

В ранних исследованиях специалистов по организационному по­ведению лидерство рассматривалось как совокупность личных черт, или характеристик, тех людей, которые воспринимались как лидеры. Более поздние исследования определили лидерство как ряд действий, направленных на то, чтобы помочь коллективу достигнуть свои цели. Начиная с середины 60-х годов, внимание было сосредоточено на бур­но развивающихся теориях «случайного» (ситуационного) лидерства, т. е. теориях, утверждающих, что эффективное лидерство - это функ­ция ситуации, в которой лидер и подчиненные определенным образом взаимодействуют. В настоящее время рассматривают личностный, по­веденческий, процессный и ситуационный подходы к изучению ли­дерства.