Ледокол типа лк 120 лидер. Российские верфи вступили в борьбу за право построить «Лидер

Три новых атомных ледокола проекта 10510 "Лидер", самые мощные в мире, будут построены в России, вопрос с финансовым обеспечением строительства решен, заявил вице-премьер Юрий Борисов. Строить их будет приморский судостроительный комплекс "Звезда" в кооперации, в том числе, с петербургским "Балтийским заводом". Суда с мощность на винтах 130 МВт должны обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Проектирует "Лидеры" Центральное конструкторское бюро "Айсберг" (Санкт-Петербург).


Стоимость ледокола "Лидер" оценивается в 98, 6 млрд руб.

Льда такой толщины не бывает


Главный конструктор проектов атомных ледоколов "Айсберга" Владимир Воробьев:

Появление "Лидеров" было изначально связано с желанием разгрузить БАМ и обеспечить контейнерные перевозки по Северному морскому пути. Перевозка грузов из Европы в Азию от Лондона до Йокогамы по Севморпути займет почти в два раза меньше времени, чем традиционная, через Суэцкий канал. Основная сложность - тяжелые ледовые условия, они не позволяют гарантировать доставку груза точно по расписанию, а за задержку предусмотрены огромные штрафы. "Лидеры" эту сложность устранят: в бассейне на испытаниях они показали максимальную ледопроходимость 4,3 метра (при скорости 2-3 узла), но льда такой толщины на трассах Севморпути просто не бывает. А в обычных для Севморпути двухметровых льдах "Лидер" сможет прокладывать канал для транспортных судов со скоростью 13 узлов, это коммерческая скорость для транспортировки углеводородов.

Ледокол для Востока построят на Дальнем Востоке


Технический проект ледокола выпущен в 2017 году по Федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники». Финансирование осуществил Минпромторг, тогда же разработаны технические проекты основного оборудования ледокола.

В IV квартале 2018 года начато создание рабочей документации.

Полезные ископаемые из портов Северного ледовитого океана могут обеспечить Севморпути грузооборот в 50-70 млн т в год. Сейчас основной поток грузов идет в Европу, но "Лидеры" дадут возможность транспортировать сырье на быстро растущие и не такие щепетильные к международным запретам рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас проводка в восточном направлении по Севморпути 6-7 месяцев в году невозможна.

"Лидеры" будут востребованы и для проводки судов для нужд Министерства обороны, а также научно-исследовательских экспедиций, в том числе для подтверждение внешних границ континентального шельфа России и исследования лицензионных участков "Роснефт", наконец, для более ритмичных поставок по программе Северного завоза.

Для строительства "Лидера" необходим док выдающихся параметров: длина ледокола - 209 м, ширина - 47,5 м, удельная нагрузка - свыше 400 тонн/м2. Рассматривалось четыре верфи: "Северная верфь", "Залив" (Керчь), "Балтийский завод" и "Звезда". Но "Северная верфь" занята заказами. Ледокол, построенный на "Заливе" в Керчи, может столкнуться с санкциями западных стран. Стапельное место "Балтийского завода" ни по весу, ни по ширине не подходит для строительства "Лидера". Осталась "Звезда", которая еще строится - это суперверфь, ею владеют "Роснефть", "Роснефтегаз" и Газпромбанк.

Большая часть полярных областей принадлежит России. Такой протяженности арктического побережья нет больше ни у одного государства. Именно поэтому строительство атомных ледоколов, судов с выдающейся автономностью, необходимо в первую очередь России. Атомная силовая установка на судне становится эффективной, если необходимы мощности свыше 40 МВт. Атомный ледокол не нуждается в перегрузке ядерного топлива 4-5 лет, а дизельный в тяжелых ледовых условиях вряд ли сможет пройти с караваном судов от Мурманска до Берингова пролива без бункеровки (заправки), а бункероваться по дороге не так просто технически и очень дорого.

Сейчас в России популярна точка зрения Арктического и Антарктического научно-исследовательского института о циклическом характере потеплений и похолоданий. Но руководство России, очевидно, полагает, что в ближайшие 50 лет резкое повышение температур трассе Северного морского пути не грозит, а срок службы ледокола - 50 лет. В Арктике еще долго придется плавать, преодолевая льды. Возможно, из-за небольшого потепления караваны судов будут ходить на один узел быстрее.

Небывалая проходимость


Гендиректор ЦКБ "Айсберг" Александр Рыжков:

Заказчик поставил задачу - ледокол "Лидер" нужен в 2027 году. Срок строительства такого судна оценивается в семь лет, значит, начать нужно в 2020 году. На первый этап рабочего проектирования - трехмерную модель, рабочую документацию основного оборудования, подбор поставщиков - требуется полтора-два года.

ЦКБ "Айсберг" будет создавать не только трехмерную модель самого судна, но и математическую модель его энергетической установки, что позволит сократить время на отладку оборудования.

В корпусе будущего судна - впервые в истории - не будет одинаковых шпангоутов (это поперечные ребра конструкции, формирующие обводы корпуса). Это обеспечит небывалую проходимость во льдах - "Лидер" будет прокладывать судоходный канал шириной 50 м со скоростью до 10 узлов (около 19 км/ч). Обычные ледоколы серии ЛК-60 двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить канал не шире 36 м.

Чисто отечественный ледокол


Алексей Лихачев, гендиректор "Росатома":

"Росатом" станет инфраструктурным оператором Северного морского пути, и при строительстве ледокола "Лидер" нужно выйти на локализацию в 100%. Опыт атомных ледоколов свидетельствует, что доля импортного оборудования в стоимостном выражении составляет 15-20%. Основное оборудование атомной энергетической установки разрабатывалось и изготовлено отечественными предприятиями специально для этого проекта. Реакторные и турбогенераторные установки, система электродвижения и система комплексной автоматизации - уникальные разработки отечественной промышленности.

Вдвое более мощный, чем самый мощный


Первый заместитель директора филиала "ЦНИИ СЭТ" ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Олег Савченк:

На ЛК-120, "Лидере", как и на других ледоколах, работают системы электродвижения (СЭД). Уникальность СЭД "Лидера" - в ее суммарной мощности: 120 МВт на винтах. ЦНИИ СЭТ уже создал сверхмощную СЭД для другого типа суперледокола, ЛК-60 ("Арктика", "Сибирь" и "Урал"), самого большого в мире, с суммарной мощностью на винтах 60 МВт, вдвое меньшей, чем на "Лидере".

Конечно, мы планируем унификацию модулей СЭД ЛК-60 и ЛК-120, однако если линейно увеличивать мощность системы, и ее размер увеличится вдвое - а один только гребной электродвигатель ЛК-60 весит около 300 тонн! Для "Лидера" мы применим свежие технические решения, чтобы не допустить линейного увеличения веса и размеров. СЭД для ЛК-120 будет строиться вокруг гребных электродвигателей нового типа, мощностью 30 МВт каждый. Для управления ими потребуется иная преобразовательная техника и система управления.

На территории Крыловского центра вскоре будет введен в эксплуатацию уникальный испытательный стенд мощностью 40 МВт. На нем планируется провести цикл испытаний СЭД большой мощности, в том числе ледокола ЛК-120. На предыдущей версии стенда испытывалось электрооборудование ледоколов серии ЛК-60: к гребному электродвигателю совокупной мощностью 20 МВт подключили все элементы СЭД и провели отладку компьютерной программы, управляющей всей судовой электротехникой в режимах, максимально приближенных к эксплуатационным. Новый стенд позволит сократить время пусконаладочных работ на самих ледоколах и ввода их в эксплуатацию.

Слишком быстро


Для повышения ледопроходимости ледокола предусмотрено устройство пневмообмыва корпуса. Это мощный компрессор, который подает воздух под воду в районе скулы ледокола. С применением этого устройства можно дополнительно увеличить скорость во льдах. "Правда, тогда возникнет вопрос не только в ледоколе "Лидер" - говорит Александр Рыжков. - Испытания в Крыловском центре двух судов, ледокола "Лидер" совместно с газовозом типа "Кристоф де Маржери", показали, что в районе 8-10 узлов они в паре идти могут. Но если судно будет слабого ледового класса, у него будет недостаточно мощности, то сможет ли оно двигаться с такой большой скоростью во льду?".

Сердце "Лидера"


Разработка концептуального проекта реакторной установки РИТМ-400 для ледокола "Лидер" выполнялась в 2014-2015 годах по программе освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы. РИТМ-400 - самая мощная судовая реакторная установка в истории, это эволюционное развитие установки РИТМ-200 с увеличением единичной мощности до 315 МВт.

РИТМ-400 будет построена по традиционной для судовых реакторных установоко двухконтурной схеме, где на турбину подается рабочая среда (пар) второго контура. В основе установки, так же как и в РИТМ 200, лежит интегрированный корпус парогенерирующего блока, что позволило добиться сокращения массо-габаритных характеристик реакторной установки и повышения ее безопасности.

Владимир Тесленко, кандидат химических наук


Антироссийские санкции

Частично затронули строительство трех ледоколов проекта 22220 - "Арктика", "Сибирь" и "Урал" - на Балтийском заводе. Одна американская фирма, выпускающая насосы, отказалась их поставлять. Между тем, испанское и хорватское оборудование получено.

В качестве главного турбогенератора для ледокола "Лидер" выбран агрегат мощностью 36 МВт, примененный на ледоколе проекта 22220.

Технический проект ледокола выпущен в 2017 году по Федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники". Финансирование осуществил Минпромторг, тогда же разработаны технические проекты основного оборудования ледокола.

В IV квартале 2018 года начато создание рабочей документации.

Мощные системы электродвижения


Разрабатывает филиал Крыловского научного центра - ЦНИИ СЭТ (Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии).

Вариантов движительно-рулевого комплекса было два:

  • с трехвальной гребной установкой и тремя гребными электродвигателями;
  • с четырехвальной гребной установкой и четырьмя гребными электродвигателями.

Трехвальная гребная установка - классическое решение для ледоколов, но в случае с таким гигантом, как "Лидер", требует существенного увеличения диаметра винтов - около 8 метров.

Четырехвальный вариант также вызывает вопросы: передние винты сильно влияют на задние, и может появиться явление неустойчивого обтекания кормовой оконечности судна, обусловленное изменением направления струй от винтов, из-за чего может уменьшиться тяга винтов. Зато сами винты будут иметь диаметр около 7 м, что существенно улучшит их защищенность от воздействия льда. В четырехвальном варианте, кроме того, - два руля, что улучшает управляемость.

Выбрана была схема с четырехвальной гребной установкой.


Основные технические характеристики проектируемого ледокола по сравнению с действующим атомным ледоколом "50 лет Победы", а также проектом атомного ледокола 22220 "Арктика"

Характеристики пр. 10521 "50 лет
Победы"
пр. 22220 "Арктика" пр. 10510 "Лидер"
Основной район эксплуатации Круглогодично: Западный район Арктики Влетне-осенний период: Восточный район Арктики Круглогодично: все районы Арктики
Длина, м наибольшая / по КВЛ 159,6 / 145,6 173,3 / 160 209 / 200
Ширина, м наибольшая / по КВЛ 30 / 28 34 / 33 47,7 / 46
Высота борта, м 17,2 15,2 18,9
Осадка, м по КВЛ / минимальная 11 / 9,9 10,5 / 8,5 13 / 11,5
Водоизмещение, т при осадке по КВЛ /
при минимальной осадке
25 150 33 530 / 25 540 70 674 / 50 398
Число и мощность ГТГ, кВт 2 x 27 960 2 x 36 000 4x 36 000
Мощность на валах, кВт 49 000 60 000 120 000
Скорость на чистой воде, уз. ок. 19 ок. 22 ок. 23
Ледопроходимость, м 2,8 2,8-2,9 4,3
Отношение мощности на валах к
водоизмещению
1,95 1,79 1,7
Численность экипажа, чел. 138 75 60

Атомный ледокольный флот есть только в России. Связано это с тем, что нашей стране во все времена крайне важно было контролировать бескрайние просторы Арктики. Особенно важным это стало в последние годы благодаря Северному морскому пути, а также возобновлению военного присутствия Российской Федерации на арктических островах.Главное преимущество атомного ледокола в сравнении с дизельными судами - потребление топлива. Эти суда способны ломать льды толщиной до двух метров, при этом расходуют в день всего несколько граммов ядерного топлива. При этом ледоколы способны решать задачи, которые не под силу никаким другим ледоколам. Это касается проводки судов снабжения к военным базам и другим объектам в Арктике, спасательные операции.При этом нужно понимать, что флот построенных в СССР атомных ледоколов рано или поздно придется менять, а некоторые из них уже подлежат списанию. Именно было принято решение о строительстве новых ледоколов, первый из которых должен быть введен в эксплуатацию в 2019 году.

Какими темпами идет строительство атомных ледоколов класса ЛК-60Я?

В данный момент у нас в постройке находится три ледокола. Это «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Сегодня на воду спущено два из них, один в 2016 году, другой - в 2017-м. И последний ледокол этой серии мы будем спускать 26 мая 2019 года. Поэтому можно сказать, что мы полноценно участвуем в этой программе. Сейчас все силы сосредоточены на головном ледоколе, который мы должны сдать в 2019 году. Следующий ледокол - в 2020-м, а третий - в 2021 году.
Известно, что ледокол «Вайгач» предназначен для проводки судов в том числе и в руслах рек. Ледоколы ЛК-60Я смогут решать эти задачи?
Эта задача решена традиционно. Просто ледокол принимает балласт. В обычном линейном состоянии в Карском море он идет с осадкой в 9,5 метра, которая обеспечивает его максимальную ледопроходимость. Когда нужно рубить подход для судов в Дудинку, балласт откачивается и ледокол обеспечивает проводку каравана.
Насколько в новых ледоколах решен вопрос автоматизации?
Это различные привода для арматуры, это почти безвахтенное машинное отделение. Понятно, что на атомных судах это запрещено, но есть понятие А1-А2. Наш ледокол имеет класс А2. Это значит, вахтенные находятся в специальной бесшумной кабине, периодически делают обход, и все на этом. То есть, у механизмов люди не стоят. Также есть ЦПУ (Центральный пост управления всей энергетикой), который подразумевает управление энергетической установкой, в том числе и реакторами, и управление всеми системами корабля. То есть для решения задач не нужно посылать матроса, который будет крутить вентили на арматуре или нажимать соответствующие кнопки.
Если говорить простым языком, то зачем конкретно нужны ледоколы «Лидер»?
Тот опыт, который мы приобрели при строительстве ЛК-60, безусловно, нужно использовать при строительстве ледоколов «Лидер». И я хочу сказать, что ледокол «Лидер» - это просто колоссальный прорыв в Арктике. Это просто фантастика. Как-то так все тихо-мирно прошло, никто этого особо не заметил. А на самом деле несколько лет назад в ЦНИИ им. Крылова был построен, наверное, самый современный ледовый бассейн в мире. И созданию проекта этого ледокола предшествовала большая работа по изучению его потенциальных возможностей. Эти возможности были выявлены, и когда они нас позвали и показали, что ледокол «Лидер» может вести суда массой до 170 тысяч тонн со скоростью примерно 12 узлов примерно в двухметровом льду, то все поняли, что это позволяет реализовать новую схему. То есть если сегодня вывоз жидких нефтепродуктов и газа идет в основном на Запад, а дальше идет перегрузка на обычные не усиленного ледового класса газовозы и танкера, и дальше все это едет на Дальний Восток; в случае строительства ледоколов «Лидер», а специалисты считают, что их должно быть не меньше трех, это обеспечит круглогодичную навигацию и вывоз углеводородов на восток. Это, во-первых, значительно короче, а самое главное - основное потребление сжиженного газа это Южная Корея, Япония и Китай. То есть рынок колоссальный и по сути бездонный. «Айсбергом» («ЦКБ «Айсберг» - прим. ред) разработан технический проект, в настоящее время идет его экспертиза. До конца года он будет защищен. Еще год или два займут разработки разных документов, связанных с ядерной безопасностью. Естественно, мы будем бороться за этот заказ.
Как идут работы по созданию плавучей атомной станции?
Мы закончили строительство плавучего атомного энергоблока «Михаил Ломоносов». Руководство Росатома приняло решение загрузку зоны и испытания проводить в Мурманске. Связано это с тем, что ледоколы это как бы «суда в законе», энергоблок не самоходный. Поэтому наши скандинавские товарищи возмутились и сказали, что не хотят, чтобы вдоль их побережья «тащили» самоходное судно с облученным топливом. Руководство Росатома пошло им навстречу, и поэтому летом следующего года нам предстоит серьезная дополнительная работа по загрузке ядерного топлива на плавучий энергоблок в Мурманске на базе Росатомфлота.

Затронули ли антироссийские санкции Балтзавод?
Реакторы делают в России от начала и до конца. Система электродвижения делают в России. Поэтому, если говорить в ценовом выражении, то импорт у нас составляет на ледоколе примерно 5-7%. По номенклатуре это конечно больше, но мы над этим работаем.
Какие можно подвести итоги работы предприятия в 2017 году?
Мы закончили строительство и провели швартовные испытания плавучего атомного энергоблока. В нем очень много ноу-хау, связанных с безопасностью и новыми требованиями к ней. У нас все это получилось, и это очень для нас важно. Фактически это судно в себя включает две важные функции: выработку энергии и тепла. А самое главное - внутри него есть возможность перегрузки и хранения радиоактивных отходов. То есть, то, что обычно выполняет отдельное судно. Это необходимо потому, что после того, как плавучая АЭС будет доставлена на Чукотку, она будет стоять там 12 лет и непрерывно работать. Я считаю, что это серьезная трудовая победа. Еще из значимых событий - мы спустили второй ледокол, мы получили первую турбину с Кировского завода и очень надеемся, что в следующем году получим вторую.
Какие у Балтзавода планы на 2018 год?
Основные цели на 2018 год это, как я уже говорил, отправка в Мурманск «Академика Ломоносова» и начало испытаний головного ледокола серии ЛК-60Я.
Справка: Алексей Кадилов окончил Ленинградский механический институт по специальности инженер-механик, с 1976 по 1994 годы работал на Балтийском заводе, где прошел путь от строителя кораблей до директора по производству. С декабря 2007 года работал на Средне-Невском судостроительном заводе сначала главным инженером, а затем первым заместителем генерального директора. Приказом министра обороны РФ Алексей Кадилов награжден медалью «За укрепление боевого содружества».

У уникального атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» появилась новая задача. В случае необходимости он станет боевым кораблем. На него можно будет установить контейнеры с противолодочным, ракетным или артиллерийским вооружением. Благодаря этому атомоход сможет не только круглый год проводить суда по Севморпути из Юго-Восточной Азии в Европу, но и вести боевые действия в арктическом регионе. По мнению экспертов, главной задачей вооруженных ледоколов будет проводка и прикрытие конвоев.

Как рассказали «Известиям» в главкомате Военно-морского флота, атомоход «Лидер» создается как гражданское судно. Проект размещения на нем систем вооружения проходит стадию технической экспертизы и рассматривается как вспомогательный. Установка боевых модулей возможна только в особый период. На это время планируется, что судно может привлекаться для усиления корабельной группировки Северного флота - в зону ответственности последнего входит вся трасса Северного морского пути, а также арктическое побережье России. В кормовой части ледокола планируется размещать специальные контейнеры с противолодочным, ракетным, артиллерийским, а также радиотехническим или водолазным оборудованием.

В настоящее время «Лидер» существует в виде макета. ЦКБ «Айсберг» и ФГУП «Крыловский государственный научный центр» заняты техническим проектированием судна, оптимизацией внутренних помещений, а также мест размещения оборудования.

В корпусе будущего судна - впервые в истории - не будет одинаковых шпангоутов (так называются поперечные ребра конструкции, формирующие обводы корпуса). Это обеспечит ледоколу небывалую для его «одноклассников» проходимость во льдах. Благодаря новым техническим решениям «Лидер» сможет преодолевать арктический лед толщиной более 4 м, прокладывая судоходный канал шириной 50 м со скоростью до 10 узлов (около 19 км/ч). Обычные ледоколы серии ЛК-60 при той же толщине льда двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить «колею» не шире 36 м.

Ранее в интервью «Известиям» главный конструктор ракеты Х-35 корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Николай Васильев рассказал, что в Военно-морском флоте принята новая концепция «открытой кормы». Согласно ей, создаются не узкоспециализированные для решения конкретных задач боевые единицы, а платформы. На них есть навигационное оборудование для выполнения задач судоходства. А в кормовой части - свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных боевых модулей. При таком подходе можно создавать корабли-носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, и устанавливать боевой модуль в зависимости от обстановки.

Военно-морской эксперт Александр Мозговой рассказал «Известиям», что идея вооружения ледоколов не нова, но с появлением модульных технологий эта концепция выйдет на новый уровень.

На всех советских атомных ледоколах была предусмотрена установка в угрожаемый период артиллерийского вооружения, - отметил специалист. - Развитие модульных технологий позволит расширить номенклатуру устанавливаемого вооружения. Наиболее востребованными окажутся модули, предназначенные для решения задач ПВО, однако их еще предстоит создать. У нас уже есть контейнерные «Калибр-К» с крылатыми ракетами, с которыми ледокол фактически превратится в ударный корабль.

Минобороны России уже заказало серию многофункциональных ледоколов проекта 21180 типа «Илья Муромец». До конца 2017 года головной корабль должен войти в состав Северного флота. Также будут строиться универсальные патрульные корабли ледового класса, объединяющие возможности буксира, патрульного корабля и ледокола. Первым из них станет проект 23550 «Иван Папанин».


Интересная новость про сверхледокол пр. 10510 "Лидер":

[...] Уникальный атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» в случае необходимости может стать боевым кораблем. На него можно будет установить контейнеры с противолодочным, ракетным или артиллерийским вооружением. Благодаря этому атомоход сможет не только круглый год проводить суда по Северному морскому пути из Юго-Восточной Азии в Европу, но и вести боевые действия в арктическом регионе. По мнению экспертов, главной задачей вооруженных ледоколов станут проводка и прикрытие конвоев.

Как рассказали в главкомате Военно-морского флота, атомоход «Лидер» создают как гражданское судно. Проект размещения на нем систем вооружения проходит стадию технической экспертизы и рассматривается как вспомогательный. Установка боевых модулей возможна только в особый период. На это время планируют, что судно можно привлекать для усиления корабельной группировки Северного флота, в зону ответственности которого входит вся трасса Северного морского пути, а также арктическое побережье России. В кормовой части ледокола возможно размещать специальные контейнеры с противолодочным, ракетным, артиллерийским, а также радиотехническим или водолазным оборудованием, - сообщает сайт Госкомиссии по развитию Арктики.

По словам главного конструктора ракеты Х-35 корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Николая Васильева, в Военно-морском флоте принята новая концепция «открытой кормы». Согласно ей, создают не узкоспециализированные для решения конкретных задач боевые единицы, а платформы. На них есть навигационное оборудование для выполнения задач судоходства, в кормовой части - свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных боевых модулей. При таком подходе можно создавать корабли-носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, и устанавливать боевой модуль в зависимости от обстановки.


Новость коррелируется с мнением, которое я слышал на Балтзаводе этой весной.
Примерно так говорили, с одним знакомым товарищем оттуда:
- Скажи, а вот говорят про сверхледокол, который в проекте. Который чуть не вдвое больше новой "Арктики". Вы будете строить, если что? Или кто-то ещё?
- Да, вероятнее всего. Это больше наши компетенции. Правда, Северодвинск за него тоже будет конкурировать.
- А сможете?
- Технически? Конечно. А почему нет? Наработки есть, стапельная ёмкость позволяет.
- Но это очень дорого. Вот интересно, реалистичен этот проект в принципе или нет?
- Вообще-то да, недешевый проект. Но я думаю, если военный флот впишется в какой-то форме, хотя бы двойного назначения - проект пойдёт. А так - наверное останется в чертежах. Достроим "Арктики", а потом что-то поменьше ещё.

(и кстати, космические станции тоже строили в своё время двойного назначения, и технологии двигала оборонка)

По информации "Ъ", строительство ледокола "Лидер" проекта 10510 может занять десять лет. В одной из профильных организаций Петербурга рассказали, что, по предварительной оценке, ледокол будет строиться с 2021 до 2030 год. Ранее в "Атомфлоте" сообщали, что рассчитывают получить судно к 2023 году. Впрочем, высокопоставленный собеседник "Ъ" в ОСК утверждает, что конкретные сроки строительства будут определены не раньше осени, а предварительная оценка дана, чтобы очертить максимальные сроки с учетом возможных задержек. На право строить ледокол претендуют также керченский "Залив" и подконтрольная "Роснефти" суперверфь "Звезда" в Большом Камне.

Перспективы строительства мегапроекта уже несколько лет обсуждаются на федеральном уровне. "Лидер" должен стать единственным ледоколом в мире, который сможет обеспечивать круглогодичную проводку судов торгового флота, танкеров и газовозов по Северному морскому пути. Судно мощностью 110-130 МВт, длиной 200 метров, шириной 50 метров и осадкой 13 метров сможет ломать лед толщиной четыре метра. Его автономность по запасам провизии составит восемь месяцев, а общий срок эксплуатации - 40 лет.

Сегодня на Балтийском заводе строятся гораздо менее мощные ледоколы - три судна ("Арктика", "Сибирь" и "Урал") по проекту 22220 мощностью 60 МВт с осадкой 10,5 метра смогут преодолевать лед толщиной три метра. По габаритам они также уступают перспективному "Лидеру" - 173,3 метра в длину, 34 метра в ширину.

Как рассказывал "Ъ" исполнительный директор Крыловского государственного научного центра Михаил Загородников, затраты федерального бюджета на "Лидер" оцениваются примерно в 70 млрд рублей. С ноября проект ледокола создает профильное ПАО "Центральное конструкторское бюро "Айсберг"". На сайте бюро говорится, что проектирование займет около трех лет, то есть завершится к концу 2019 года.

По данным базы "СПАРК-Интерфакс", ЦКБ на 64,82% принадлежит Крыловскому ГНЦ, еще 24,49% находятся в собственности Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), оставшиеся 0,07% контролирует генеральный директор АО "Атомэнерго" Вениамин Рыжков, который также приходится отцом генеральному директору "Айсберга" Александру Рыжкову.

Сегодня одной из главных интриг остается выбор места строительства "Лидера". Среди вариантов собеседники "Ъ" называют верфи от Крыма до Большого Камня в Приморье. Логичнее всего было бы строить "Лидер" в Петербурге на Балтийском заводе, который специализируется на строительстве атомных ледоколов и имеет все необходимые компетенции. Но производственные мощности верфи не позволяют построить настолько крупный и тяжелый ледокол. Для его закладки нужно рыть на месте стапеля Б сухой док, который вместил бы в себя судно, но ОСК, которая контролирует завод, пока не готова проводить дорогостоящую модернизацию верфи. Вместо этого корпорация собирается модернизировать Северную верфь, положив у западного причала стапель, накрытый эллингом, что позволит строить крупнотоннажные суда на заводе, ранее строившем только среднетоннажные военные корабли. Но и этот проект пока далек до логического завершения: ОСК полтора года не может получить на него финансирование, так как правительство отказалось выделить на модернизацию средства из федерального бюджета, после чего последовали длительные переговоры с банками, которые продолжаются до сих пор. Ситуацию осложняют убытки Северной верфи последних лет: в прошлом году завод ушел в минус на 1,8 млрд рублей, что настораживает потенциальных кредиторов.

Собеседники "Ъ" утверждают, что сегодня рассматриваются варианты, при которых "Лидер" будут строить в кооперации несколько верфей. Среди возможных исполнителей называют северодвинский завод "Севмаш", судостроительный центр "Звезда" в Большом Камне (подконтролен "Роснефти") и керченский "Залив". Судостроительный центр "Звезда" концу года построит и введет в эксплуатацию построечный горизонтальный стапель, вся первая очередь суперверфи будет готова к концу 2019 года, то есть до предполагаемых сроков закладки "Лидера". На керченском "Заливе", который контролирует Зеленодольский завод имени Горького из Татарстана, с советских времен остался сухой док размером 360 х 60 метров, который также в состоянии вместить перспективный атомный ледокол. Крымская верфь сегодня готовится к масштабной модернизации. Весной представители предприятия заявляли, что получение государственного заказа на строительство ледокола представляет верфи "огромный интерес".