Крыло ил 76. В поисках красоты

Советская авиационная промышленность оставила после себя великое множество образцов техники, а также компаний и конструкторских бюро. Разработки их специалистов и в наше время во многом не уступают импортным аналогам. Одним из самых ярких представителей советского и современного самолетостроения является ОКБ Ильюшина, который выпускает и по сей день всем нам известные аэробусы Ил. Давайте же поподробнее узнаем об этом легендарном производителе. Фото Ил-76 в различных комплектациях и модификациях вы можете увидеть ниже. На них представлены как военные, так и образцы, состоящие на службе в гражданской авиации.




Данное предприятие начало свое существование еще в начале прошлого века – 13 января 1933 года. Оно было основано по приказу заместителя Народного комиссара авиационной промышленности Союза Советских Социалистических Республик Баранова П. И.

Рассматриваемое конструкторское бюро начало свое функционирование на заводе №39 и специализировалось на замкнутом цикле производства самолетов легкого типа. С самого начала его руководителем был поставлен Сергей Владимирович Ильюшин. Спустя два года данное предприятие переформировали уже в ОКБ (опытное конструкторское бюро) авиазавода имени Менжинского.

С того времени и до сегодняшнего дня там было произведено свыше 100 опытных моделей самолетов различных форм, размеров и конструкций. В конце декабря 1991 года в структуре предприятия произошло структурное изменение, благодаря которому оно стало называться ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина».


Candid

Именно такое название в НАТО получил рассматриваемый нами летательный аппарат. Технические характеристики самолета ИЛ-76, его двигатель, угол стреловидности и модификации, которых он имел очень много за историю своего существования, сделали его поистине грандиозной и многофункциональной машиной, поскольку его используют не только в гражданской авиации, но и в военной. Серийное производство машины началось в Узбекистане, на местном объединении имени Чкалова, затем его сместили в Ульяновск на завод «Авиастар-СП».

Этапы разработки

В конце июня 1966 года ОКБ Ильюшина было дано задание от Министерства авиационной промышленности, в котором содержалось требование по созданию нового военно-транспортного летательного аппарата. Меньше чем через год, 25 февраля 1967 были утверждены существующие планы и чертежи нового аппарата, после чего начались первые этапы по его производству. Когда он существовал только в виде макета в натуральном размере, уже тогда к нему начали планировать добавление различной военной техники и оборудования. Работы по созданию проходили при помощи и чутком руководстве гендиректора столичного предприятия «Стрела», где, собственно, и был представлен первый опытный образец.

Кабина Ил-76

Назначение и характеристики

В первую очередь, машина классифицировалась как важный военный объект, служащий для транспортировки и высадки в полете грузов, техники и личного состава. Видео выброски десанта с Ил-76 вы сможете увидеть ниже. Кроме того, он являлся особенным, потому как впервые за весь период авиастроения в СССР на самолет был установлен турбореактивный двигатель, что являлось значительным прорывом. Удачно подобранные ТТХ Ил-76 позволяют ему с легкостью выполнять поставленные ему задачи, к основным тактико-техническим характеристикам относят:

  • грузоподъемность: 28–60 тонн;
  • максимальная дальность полета: 3600–4200 км/с;
  • крейсерская скорость: 770–800 км/ч.

Первые две составляющие отличаются в зависимости от комплектации и модификации аэробуса. Кабина Ил-76 обладает повышенной прочностью и герметичностью, что дает возможность одновременно перемещать и производить высадку 145 и 225 единиц личного состава в одно- и двухпалубном варианте соответственно.

Конструкция самолета сформирована таким образом, что на сегодняшний день на его борту перевозят любой вид техники, который используется в современных воздушно-десантных подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Этот самолет способен вместить на борту до 9 тонн горючего, этого объема ему хватит на более чем 6.5 тысяч километров, с примерным расходом топлива 9 т/час. Для взлета и разбега рассматриваемого гиганта понадобится полоса длиной 1.5-2 километра, для осадки и торможения 930-1000 м.

Изначально его стоимость составляла приблизительно 27 миллионов американских долларов. Ситуация резко изменилась, когда в ходе непредвиденной ситуации в Казлу-Руда пилотами была произведена хоть и непреднамеренная, но все же удачная посадка техники без выноса шасси, что к тому же не привело к разрушению самолета путем возгорания. Десантирование с Ил-76 техники проводится парашютным, платформенным либо посадочным методом, при этом в ней может находиться и личный состав, который не покидает своих мест в машине во время выброса.

Особенности конструкции

Как и множество представителей класса тяжелых транспортных аэропланов, данная модель является однофюзеляжным высокопланом, стреловидным крылом, а также Т-образной формой оперения. Для облегчения управления и большей маневренности киль оборудован рулем направления с триммером и сервокомпенсатором. Фюзеляж имеет круглую в сечении форму и разделен на три функциональные секции:

  1. Верх носовой части отделен под кабину пилотов и размещение их рабочего места. Под ней располагается штурман.
  2. Грузовое отделение.
  3. Он отведен под управление основной огневой мощью самолета. В ней находится стрелок, оружием которого является 2 кормовых пушки ГШ-23Л.

Размеры Ил-76 просчитаны таким образом, что кабины штурмана и пилотов не разделены никакими герметичными заслонками. Вышеуказанное устройство размещается только в военных модификациях аэробуса, поскольку, помимо них, его используют в мирных целях в гражданской авиации. Передняя часть отдела фюзеляжа содержит 2 люка: первый расположен за штурманом слева, через него по плану должен эвакуироваться экипаж в случае непредвиденных обстоятельств. Второй находится сверху и необходим для вывода на поверхность фюзеляжа и крыла.

Корма тоже содержит люк, который представляет собой механизм. Его функционирование обеспечивается пятью элементами: рампой, герметичной створкой грузового отсека, средней и двумя боковыми частями. По теоретическим расчетам предусмотрена десантировка бойцов в 4 ряда, однако на практике данный метод практически не применяется, поскольку при данном методе высадки уже в воздухе люди часто наталкиваются друг на друга.

Приводится самолет в движение под воздействием четырех турбореактивных силовых установок, которые размещаются на пилонах в нижней части крыла. Опорой аэробуса служит шасси на пяти опорах: одна в носовой и четыре боковых, колеса на них не имеют камер. Он оснащен гидросистемой, а она выполняет следующие функции:

  • сворачивания и разворачивания механизма шасси;
  • торможение и поворот колесных установок;
  • приведение в действие и складывание закрылков и предкрылков;
  • контролирование механизмов спойлера и тормозных щитков;
  • герметизация и разгерметизация входных дверей;
  • осуществление работы пятикомпонентного механизма заднего люка;
  • контроль хвостовой опоры;
  • работа стеклоочистельной системы и створок фотолюка.


Пожарная безопасность

В данной машине она обеспечивает обнаружение очагов огня в отсеках двигателя, а также различных отделах самолета. Для тушения здесь применяется специальный состав под названием Хладон 114 В2, который хранится в 7 пироголовках, общий объем составляет 16 литров.

Если происходит аварийная посадка аэробуса, и шасси при этом не выброшено, конструкторы обеспечили автоматическую разрядку всех огнетушителей, что предотвращает возгорание аэроплана. Кроме этого, по борту располагаются и ручные элементы подобного рода, позволяющие ликвидировать небольшие локальные источники открытого огня.

Для обеспечения нормального полета необходимо произведение ряда мониторинговых операций и вычислений: температура воздуха за бортом, поверки реальной и приборной скорости и прочих. Для этого Ил-76 оборудован различными измерительными установками.

Разработчиками была внедрена система обеспечения воздухом как пассажиров, так и экипажа машины. Тут дополнительно предусмотрена и подача в отсеки чистого кислорода, на тот случай если при полете будут пересекаться загрязненные и задымленные территории. Для этого на борту установлены специальные баллоны, осуществляющие подачу.

Вооружение

Грузоподъемность Ил-76 и его комплектация для гражданских и военных потребностей отличается из-за того, что последний в обязательном порядке оборудован огневыми точками, которые помогут защитить самолет во время боевых действий. Для подобных целей тут предусмотрена кормовая система ведения боя, состоящая из двух пушек типа ГШ-23. Контролирует и осуществляет бой стрелок, в его распоряжении имеется не только стандартная оптическая система наведения, но и радиолокационная установка «Криптон».

Навигация

Для адекватного вычисления месторасположения машины в воздухе, определения и корректировки его курса здесь предусмотрена система ТКС-П. При совместной ее работе с другими геопозиционными приборами можно отследить угол сноса и сравнить заданный курс с фактическим. Как и в любом современном летательном аппарате, здесь предусмотрена система автоматического управления полетом, которая будет управлять аэробусом в соответствии с заданной траекторией.

Вконтакте

Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А

Разработка: ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», Россия. Производство: ЗАО "Авиастар-СП", Россия


Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД.
Он предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом.

Самолет транспортирует весь перечень ВВТ, применяемой воздушно-десантными войсками России. Также Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров.

Производство этого замечательного самолета, непревзойденного лидера в классе грузоподъемности 40-50 тонн было перенесено из Узбекистана (Ташкент, ТАПОиЧ) в Россию (Ульяновск, «Авиастар»).

В ходе работ по программе модернизации ОАК-ТС (ОАК-Транспортные самолеты) проведена оценка современных требований основного заказчика – Министерства обороны России и других потенциальных заказчиков. Изменения в модернизированном Ил-76МД-90А коснулись как бортового оборудования и систем, так и конструкции изделия.

Максимальная нагрузка увеличена до 52 тонн (48 на Ил-76МД). Максимальный взлетный вес самолета доведен до 210 тонн (190). Самолет представляет собой свободнонесущий моноплан с высоким расположением крыла с четырьмя двигателями, установленными на крыле на пилонах, Т-образным хвостовым оперением и пятистоечной схемой шасси.

В хвостовой части фюзеляжа снизу расположен грузовой люк с рампой для загрузки и выгрузки грузов и техники и осуществления десантирования.

Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования.

Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.

Самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых (с плотностью грунта до 7,5 кг/см2) и бетонных аэродромах с высотой от минус 300 до 3000 м над уровнем моря, и выполнять полеты в любое время суток над сушей и водными пространствами.

Основные конструктивные особенности самолета ИЛ-76МД-90А

Устанавливаются двигатели ПС-90А-76;

Новое крыло - применяются длинномерные панели;

Топливная система дорабатывается под новое крыло;

Устанавливается прицельно-навигационный пилотажный комплекс "Купол-III-76М" с экранной индикацией;

Устанавливается цифровая САУ-76;

Устанавливается комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с 8-ю МФИ, обеспечивающая индикацию параметров самолетных систем, пилотажных и навигационных параметров и САУ-76;

Дорабатываются самолетные системы для установки двигателя ПС-90А-76 и обеспечения индикации и контроля;

Устанавливается ВСУ ТА-12А.

Установка современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76 позволяет значительно повысить эксплуатационную эффективность самолета за счет:
снижения удельного расхода топлива на 12%,
увеличения дальности полета на 18%,
снижения прямых эксплуатационных расходов,
возможности эксплуатации с высокогорных аэродромов и в условиях высоких температур,
соответствия уровня шума и эмиссии современным нормам ICAO.

Кабина экипажа и пилотажно-навигационный комплекс

На самолете реализован принцип «стеклянной» кабины. В кабине экипажа установлено восемь многофункциональных ЖК дисплеев и три интеллектуальных пульта управления.

Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший обзор с рабочих мест летчиков и штурмана.

На самолете устанавливается пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М» обеспечивающий решение задач самолетовождения и предназначенный для:
обеспечения работы с базами навигационных данных, в том числе с глобальной базой: при подготовке плана полета, при полете по маршруту, при маневрировании в зоне аэродрома и заходе на посадку (SID/STAR, APPR);

автоматизации решения задач самолетовождения с обеспечением автоматизированного полета по запрограммированной траектории с использованием автономных и неавтономных средств коррекции;

обеспечения предупреждения столкновения самолетов в воздухе;

автоматического захода на посадку по II категории на аэродромы, оборудованные посадочными средствами, соответствующими II категории ICAO;

обнаружения, распознавания с помощью метеонавигационной радиолокационной станции и отображения на комплексном индикаторе навигационной обстановки метеообразований в горизонтальном и вертикальном сечениях, включая четырехцветную индикацию интенсивности осадков и наличия турбулентности в соответствии с рекомендациями ARINC-708A, обнаружения горных вершин, крупных городов, обнаружения встречных самолетов пассивным методом, обнаружения и сопровождения РЛМО, обеспечения режима межсамолетной навигации;

обеспечения автоматизированного контроля комплекса на земле и в полете.

ДЕСАНТНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет в следующих условиях:
для перевозки личного состава;
для парашютного десантирования десантников-парашютистов;
для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов;
для парашютного десантирования грузов и техники на платформах;
для безпарашютного сброса грузов с малых высот.

Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов.

Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т.

Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение.

При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой.

Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу.

На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с монорельсом в двух вариантах: в специальных нишах для десантирования платформ; на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов.

Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения. В однопалубном варианте (с центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126 десантников-парашютистов. В двухпалубном варианте до 225 военнослужащих.

Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и серийное десантирование платформ с грузами и техникой.

Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование позволяющее:
перевозить до 114 раненых и медицинский персонал;
осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым;
осуществлять тушение пожаров.

Ил-76МД-90А совершил первый демонстрационный полет 4 октября 2012 года. Летный опытный образец поднялся в небо со взлетно-посадочной полосы летно-испытательного комплекса аэропорта «Ульяновск-Восточный» под управлением экипажа в составе: летчика испытателя, командира экипажа Героя России Николая Куимова, второго пилота заслуженного летчика испытателя России Владимира Иринархова, штурмана Валерия Гречко, бортинженера Алексея Журавлева, бортрадиста Сергея Орлова, ведущего инженера по летным испытаниям Владимира Лысягина, бортэлектрика Александра Цветкова, бортоператора Алексея Митина.

В настоящее время ОАК-ТС реализует Государственный контракт на изготовление и поставку 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

С момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня Ил-76 является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВВС России. За десятилетия успешной эксплуатации было построено более 950 самолетов различных модификаций военного, гражданского и специального назначения.

Основные летно-технические характеристики

Общие геометрические данные
Длина самолета, м 46,60
Высота самолета на стоянке, м 14,76
Размах крыла, м 50,50
Площадь крыла (трапеции), м2 300,0
Колея шасси (по внешним колесам), м 8,16
Диаметр миделевого сечения, м 4,8

Характеристики турбореактивного двухконтурного двигателя ПС-90А-76
Количество двигателей 4
Степень двуконтурности 4,4
Тяга, кгс
максимальный режим 14500
максимальный повышенный режим 16000
крейсерский режим 3300
режим обратной тяги (реверс) 3600
Соответствие нормам ICAO п.16, Гл.IV
Удельный расход топлива при крейсерском режиме, кг/кгс ч 0,59

Массовые характеристики
Максимальная взлетная масса, т 210
Максимальная нагрузка, т 52
Общая вместимость топливных баков, л 109500

Летные данные
Скорость полета, км/час 750 … 800
Дальность полета, км
при нагрузке 52 тонны 5000
при нагрузке 20 тонн 8500
Высота полета, м 12100
Длина разбега, м 1540
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м 1700
Длина пробега с применением реверса тяги двигателей, м 960Количество посадок 10000
Количество летных часов 30000

(по коду НАТО Candid — "прямой, искренний") — советский и российский военно-транспортный тяжелый самолет. Разработан конструкторским бюро Ильюшина.

В конце июня 1966 года министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ Ильюшина создать военно-транспортный самолет Ил-76. В феврале 1967 года конструктор Сергей Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре того же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.

Самолет впервые поднялся в воздух 25 марта 1971 года. Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 1973 года.

Ил-76 предназначается для десантирования личного состава и транспортировки грузов и техники разного назначения. Является первым в истории Советского Союза транспортным военным самолетом с турбореактивными двигателями. Самолет способен поставлять грузы наибольшей массой 28-60 т на дистанции 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч (наибольший вес транспортируемого груза и дальность полета связаны с модификацией).

Самолет сконструирован по традиционной для транспортных тяжелых самолетов схеме однофюзеляжного высокоплана, имеющего стреловидное крыло и однокилевое Т-образное оперение. Имеет обыкновенные стреловидные крылья и однокилевое оперение в виде Т-образной формы. Крыло самолета является трапециевидным с переломом по задней кромке.

Фюзеляж самолета имеет круглую форму и разделен на несколько герметичных отсеков. Кабина Ил-76 для пилотов находится в верхней части, а кабина штурмана располагается под кабиной пилотов. Также присутствует грузовая герметичная кабина. В военных моделях предусмотрена кабина стрелка, оборудованная кормовой пушечной установкой.

В самолете расположены три люка — два в передней части и один в хвостовой части. Задний люк является грузовым и имеет трехстворчатое строение.

Самолет оборудован сразу четырьмя турбореактивными двигателями, каждый из которых подвешен на своем пилоне под крылом самолета. Кроме того, присутствует пятиопорное шасси, которое при взлете убирается в фюзеляж.

Технические характеристики самолета Ил-76 :

Длина: 46,6 метра

Размах крыла: 50,5 метра

Площадь крыла: 300 квадратных метров.

Наибольший взлетный вес: 210 тонн

Вес пустого: 88 500 килограмм

Грузоподъемность: до 60 тонн

Объем топлива: 109 000 литров

Скорость на эшелоне: 780-850 км/ч

Дальность полета:

с грузом 60 тонн: менее 4000 километров

с грузом 48 тонн: 5500 километров

с грузом 40 тонн: 6500 километров

Объем грузовой кабины: 321 квадратных метров.

Экипаж: 5 человек.

Число десантников на борту: 126

Ресурс самолета: 30 000 часов/10 000 посадок/30 лет.

Самолет имеет несколько модификаций: Ил-76Т — модификация с усиленной конструкцией и дополнительным топливным баком; Ил-76ТД — модификация Ил-76Т; Ил-76М — специализированная военная версия Ил-76Т с пушечным вооружением, и системой с дипольными отражателями и установкой помех; Ил-76П (ТП, ТДП) — пожарный самолет; Ил-76ПС — модификация для поисково-спасательных операций на море; Ил-76МД Скальпель — "летающий госпиталь"; Ил-76К/МДК — модификация для имитации состояния невесомости при тренировки космонавтов и др.


В истории советского авиастроения есть самолёт, который за почти полувековую историю стал гордостью военно-транспортной авиации. Он стал визитной карточкой «крылатой пехоты» — воздушно-десантных войск СССР и Российской Федерации.

Искушённый читатель сразу поймёт, что речь в статье пойдёт о знаменитой разработке КБ им. С.В. Ильюшина — транспортном самолёте Ил-76 (код NATO – Candid).

История создания самолета Ил-76

В шестидесятые годы ХХ века началось перевооружение воздушно-десантных войск. Для выполнения задач, которые ставились перед десантниками в условиях современных военных конфликтов, нужны были скоростные и вместительные транспортные самолёты.

К тому времени основные грузовики ВВС — Ан-12, Ан-22 и Ан-26 перестали отвечать этим требованиям. Нужна была новая войсковая транспортная машина с реактивной силовой установкой, способная быстро перебрасывать десантников и технику на большие расстояния.

Разработка нового самолёта была поручена авиационному КБ.

Которым руководил Сергей Ильюшин.

Первый вариант проекта не был утверждён. Шасси и каркас, спроектированные для посадки на грунтовых аэродромах с плотностью полотна не более 5 килограммов на один кубический сантиметр, были дополнительно усилены.

Это привело к существенному превышению массы самолёта. Заявленные в проекте ТТХ Ил-76: дальность полёта (3000 км) и грузоподъёмность (20 т) не отвечали требованиям заказчика.

Учитывая, что количество посадок военных бортов на неподготовленные площадки планировалось в пределах 10% от общего объёма, осенью 1967 года было принято решение перепроектировать самолёт под возможность эксплуатации на грунтовых и бетонных полосах. На это ушло чуть более трёх лет.


Военный Ил-76 отправляется в первый испытательный полет. Москва, 25 марта 1971 года

Конструкция самолета

Военные поставили перед проектировщиками самолёта жёсткие условия:

  • транспортировка любых видов техники, состоявшей на вооружении воздушно-десантных войск;
  • вместимость Ил-76 126 человек в грузовом отсеке для парашютного десанта, или 145 — для переброски на другой аэродром;
  • вооружение Ил-76 должно обеспечивать защиту самолета во время атак в полете и при приземлении;
  • возможность транспортировки до 80% тяжёлой техники других родов войск;

Руководствуясь предъявленными требованиями, конструкторы спроектировали фюзеляж с грузовой кабиной размерами 20х3,4м (без учёта размеров грузовой рампы). Учитывая сложность процесса погрузки тяжёлой техники с помощью рампы, лебёдок и тельферов, в состав экипажа включён борттехник по авиационно-десантному оборудованию. Он полностью несёт ответственность за правильность размещения груза в самолёте.


Несколько слов о наиболее важных узлах конструкции Ил-76:

Фюзеляж и крылья

Конструкция Ил-76 — это военно-транспортный самолет — высокоплан со стреловидным крылом и одним Т-образным килем с оперением. Верхнее расположение крыла существенно увеличивает характеристики управляемости тяжёлой машины.

Свободное пространство с обеих сторон под плоскостями позволяет осуществлять парашютное десантирование личного состава через боковые погрузочные люки. Основной погрузочный люк — задний, трёхстворчатый. Боковые створки раскрываются в стороны вниз, центральная стойка — внутрь вверх.

Внутри фюзеляжа оборудованы рольганги, погрузочные десятитонные тельферы и монорельс для движения техники во время десантирования.

Крыло Ил-76 оснастили мощной механизацией.

Для того, чтобы самолёт мог взлетать и садиться с большой коммерческой нагрузкой, крыло Ил-76 оснастили мощной механизацией. По всей длине передней кромки полукрыла расположен предкрылок, состоящий из пяти секций. Задняя кромка оборудована двумя раздвижными закрылками щелевого типа.

Кроме того, крыло оборудовано трёхсекционными элеронами и щитками для торможения. Отличительной особенностью киля Ил-76 стало наличие специального лестничного лаза для проведения технического осмотра и диагностики неполадок рулей. «Проспект Новожилова», и поныне успешно применяется на других типах самолётов.

Шасси

Конструкция самолета Ил-76 выполнена на пятиопорном шасси: с одной носовой и четырьмя главными опорами. Колёса на передней стойке бескамерные, на главных — камерные. Давление внутри шин регулируется в зависимости от вида посадочной полосы:

При уборке шасси с помощью гидравлической системы в грузовой люк главные стойки разворачиваются внутрь навстречу друг другу под углом 90 о.

Топливная система

Топливные баки кессонного типа с дренажной установкой вмонтированы внутрь плоскостей полукрыльев с обеих сторон.

В состав системы подачи топлива входят механизмы:

  • обеспечения подачи керосина в главные двигатели и на вспомогательную силовую установку;
  • заправка Ил-76 на аэродроме осуществляется через специальные штанги;
  • оборудование для уборки остатков топлива и конденсата.

Военно-транспортный самолет Ил-76 вмещает в баки 84,84 тонны авиационного керосина.

Топливные емкости распределены на 4 обособленных группы.

Каждая из них имеет три резервуара:

  • главный (Г);
  • дополнительный (Д);
  • резервный (Р).

Сложная система подачи топлива предусматривает наличие в баках расходного и предрасходного отсеков. Перетекание топлива происходит в одностороннем порядке за счёт работы обратных клапанов. Баки разделены специальными нервюрами, герметизирующими отдельный топливный танк.

Система оборудована клапанами и нажимными кранами. Это необходимо для верхней подачи топлива и слива остатков конденсата из баков. Общий контроль процесса заправки осуществляется с помощью системы программного управления топливом СПУТ-4-1.

Основные модификации самолета

Транспортный самолет Ил-76 блестяще продемонстрировал всему миру лётные характеристики во время войны в Афганистане.

За десять лет военный Ил-76 перевез 84% всех грузов и 74% личного состава ограниченного контингента советских войск. Конструкторы заложили в характеристики Ил-76, вместимость которого и так считается самой большой, огромный ресурс для улучшения технических параметров.

Благодаря этому регулярно устремляются в небо новые модификации «Ила». Диапазон применения транспортного самолёта для военного ведомства расширился до необозримых пределов. В первую очередь – за счёт прекрасных лётно-эксплуатационных характеристик, которыми обладает грузовой самолет Ил-76. Он применяется в армии, в гражданской и специальной авиации.

Ил-76 используют в армии, в гражданской и специальной авиации.

Один борт используется Российской Федерацией для осуществления уникальных полётов в сверхтяжёлых погодных условиях. Экипаж самолёта Ил-76ТД «Антарктида» во главе с командиром, заслуженным лётчиком испытателем, Героем России Рубеном Есаяном, осуществляет транспортировку грузов и топлива на российские научно-исследовательские полярные станции на шестом континенте. Вместимость Ил-76 сделала его незаменимым помощником экспедиционных миссий в северных широтах.

Коротко остановимся на самых распространённых и интересных модификациях Ил-76, спроектированных и построенных за годы эксплуатации самолёта:

Модификация Данные о назначении и использовании

Самолёты были переоборудованы под лаборатории имитации невесомости. Использовались для тренировок членов отряда космонавтов с 1981 года.

Использовались 3 единицы Ил-76КТ. В режим невесомости самолёт входил согласно «параболе Кеплера» (набор высоты с 6,5 до 9 км), затем резкий переход в пике с углом около 40 о

С 1978 года выпускались модификации, грузоподъёмность которых за счёт усиления конструкции фюзеляжа доведена до 42 т.

Максимальная взлётная масса — 170 т. Основное назначение — транспортировочно-десантные операции ВС СССР

Гражданская грузопассажирская модификация. Полезная нагрузка — до 50 т.

Нет задней кабины стрелка, снято военное оборудование. Активно используется МЧС России. Дальность полёта — 3650 км. Двигатели Д-30КП 2-й серии

Военный Ил-76 — постановщик помех. Как базовый самолёт выбран Ил-76МД.

Дополнен специальным аппаратным комплексом «Ландыш» для поиска и пеленгации сигналов. В серию запущен не был

Модификация использовалась в качестве стратегического пункта управления ядерными силами ВС РФ. Двигатели — 4 ТРДД Д-3-КП. Скорость — 780 км/ч. Дальность — 6800 км.

Дополнительное оборудование — контейнер спутниковой связи («горб»), вытяжные, лепестковые и штыревые антенны

Высотный лабораторный комплекс для тестирования режимов работы силовой установки.

Исследуемый двигатель в полёте ставился на место штатного двигателя №2. В остальном — стандартный Ил-76 с массой груза до 33 т. Дальность полёта — 3200 км

Высотный командно-измерительный пункт телеметрической информации РВСН.

В состав входят различные системы измерения, управления и ретрансляции

«Модифицированный дальний» Ил-76 при полной загрузке (40 т топлива и 48 т коммерческой нагрузки) может преодолевать 4200 км.

Выпускался как транспортировщик, противопожарный самолёт и передвижной медицинский госпиталь.

Базовая грузоподъёмность самолета Ил-76 — 48 т. Модификация, масса которой доведена со 170 до 190 т

Топливозаправщики ВВС РФ. Предназначены для дозаправки в воздухе истребителей, самолётов бомбардировочной и вспомогательной авиации с помощью системы «шланг-конус».

Ил-78/Ил-78М:

  • Взлётная масса — 190/210 т;
  • Масса топлива — 32-65 т;
  • Производительность перелива — 2200-2900 л/мин

А-100 — многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения «Премьер».

Самолёт Ил-76МД-90А переоборудован в НТК им. Бериева. Отличительные особенности:

  • антенна с АФАР;
  • новый бортовой РТК (разработан концерном «Вега»);
  • двухдиапазонная РЛС типа AN/APS-20

Разумеется, это далеко не весь список заслуг Ил76. За годы эксплуатации самолёт засветился практически везде, где требовалась оперативная транспортировка грузов и людей. Надёжность и неприхотливость, простота конструкции и высокие лётные качества сделали его необычайно популярным в десятках стран мира.


Летно-технические характеристики самолета Ил-76

Основные лётные и технические характеристики Ил-76 (модификация МД-90А):

Длина, м 46,59
Ширина, м 3,46
Высота, м 14,76
Размах крыльев, м 50,5
Площадь крыла, м 2 300
Длина разбега, м 1500-2000
Длина пробега, м 930-1000
Силовая установка 4 ТРДД ПС90-А76 (тяга 14,5 т)
Масса без нагрузки, т 92,0
Взлётная масса (максимальная), т 190,0
Объём грузовой кабины, м 3 400
Максимальная грузоподъемность Ил-76, т 48-50
Вместимость, человек 145 (одна палуба), 225 (2 палубы)
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км 5000
Ёмкость топливных баков, л 109 500
Скорость крейсерская, км/ч 800
Скорость максимальная, км/ч 850
Экипаж, чел 5

В различных модификациях конструкторы меняли в основном прочностные характеристики и размеры планера с учётом условий эксплуатации.

Сегодняшний день российской военно-транспортной авиации

Отдельно следует рассказать о самой известной модификации Ил-76. Нет, не об одной из тех, которые прошли все мыслимые испытания за многие годы безупречной эксплуатации. Речь пойдёт о самолёте, в который конструкторы вложили самые современные характеристики, используя последние достижения науки и техники.

Эта модель -Ил-76МД-90А (Ил-476). «Изделие 476» — это всё тот же Ил-76, но усилиями коллектива конструкторов он стал существенно экономичнее своих старших братьев. Это стало возможным благодаря замене двигателей Д-30КП на ПС-90А. Их тяга — 14,5 т, расход топлива снизился на 12%, а дальность полёта возросла на 18%.

Ил-76МД-90А — «сегодня и завтра» российской военно-транспортной авиации.

Наибольшие изменения претерпело крыло. В отличие от предыдущих модификаций Ил-76 применены длинномерные крыльевые кессоны без перегородок. 25-метровые цельные сегменты шириной по 3-4 метра при монтаже укладываются вдоль корпуса полукрыла. Это дало возможность снизить вес крыла на 2,7 т без изменения его геометрических размеров.


Критически важно, что удалось заменить номенклатурой российских производителей те комплектующие, поставка которых была прекращена из-за санкций. Кроме силовой установки практически полностью обновлено бортовое радиолокационное оборудование и различные системы управления и контроля.

Ультрасовременный пилотажно-навигационный комплекс позволяет производить посадки в метеоусловиях любой степени сложности. Срок службы самолёта в результате глубокой модернизации продлён на 15 лет.

Ульяновский завод «Авиастар» стал местом, где делают Ил-76 последней модификации.

Ил-76 тоже падают

Тяжёлые авиационные происшествия время от времени происходят с любыми типами летательных аппаратов. Причины этого различны (технические неисправности, метеоусловия, человеческий фактор), а последствия бывают катастрофическими (гибель пассажиров и членов экипажей, потеря самолётов).

Большинство падений самолётов Ил-76 приходятся на российские борты.

Но одной из самых тяжёлых катастроф с участием самолёта Ил-76 стало падение иранского самолёта в 35 км от аэродрома Керман. Грузовик совершал рейс Захедан-Керман, осуществляя перевозку солдат КСИР.

В результате падения машины (по неофициальным данным — из-за плохих погодных условий) погибли 275 человек — все пассажиры и 18 членов экипажа. В истории мировой авиации эта катастрофа — самое тяжёлое лётное происшествие с советским (российским) самолётом.

Вместо послесловия

О легендарном военно-транспортном самолёте Ил-76 можно с полной уверенностью сказать:

«Крылатая машина со счастливой судьбой и прекрасной биографией».

За сорок пять лет его активной эксплуатации о некоторых других громких проектах транспортных самолётов во многих странах мира успели основательно забыть, а «Ильюшин» ежедневно выполняет работу по транспортировке грузов и пассажиров по всему миру.

Уже лёг на стол большого армейского начальства жизненно необходимый проект транспортника следующего поколения — перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ДА). Но пока он существует только в чертежах, поэтому основная транспортная нагрузка в авиации по-прежнему достаётся надёжным, мощным и неприхотливым крылатым гигантам Ил-76.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.