Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "пернатые друзья". План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект ОС "Пернатые друзья" (с презентацией)

Конспект НОД в старшей группе на тему

«Наши друзья - пернатые».

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

Задачи: 1. Обучающие: - учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду; - обучать детей составлению описательного рассказа по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы ; - обогащать и активизировать словарь детей: оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная .

2. Развивающие: - развивать звуковую культуру речи ([c], , [ч]); - мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов-картинок с изображением птиц.

3. Формирующие: - формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать.

4. Воспитывающие: - воспитывать заботливое отношение к птицам; речевую культуру, эмоциональную отзывчивость на сопроводительное стихотворение пальчиковой гимнастики, побуждающее к эмоциональным действиям.

Образовательные области: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье.

Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц.

Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".

Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры.

Примечание: при необходимости по ходу занятия объяснять значение некоторых слов и словосочетаний (оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная), если будет в этом необходимость.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)

Девочка: - Извините, я вам не помешала? Мне старший брат загадал загадку, а я её никак не могу отгадать. Помогите мне, пожалуйста. Вот здесь он её записал. (Подаёт записку воспитателю)

Воспитатель: - Дети, поможем девочке?

Как тебя зовут? (Маша).

Иди к ребятам, а я загадаю загадку:

"Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…" (птица ).

Воспитатель: - Верно.

Маша, совсем простая загадка. А ты знаешь, кто такие птицы и какие они?

Маша: - Знаю, но очень мало

Воспитатель: Ребята, что это за музыка?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Маша, ты хочешь с нами пойти?

Маша: А можно? Я очень хочу, я ведь так мало знаю о птицах!

Воспитатель : Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес.

II. Основная часть.

Воспитатель : Вот мы и пришли.

Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока)

Дети: Сорока.

Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока?

Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту.

Воспитатель : Что вы ещё знаете об этой птице?

Дети дополняют ответ.

Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки - это оседлые птицы, они живут на одном месте.

Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".

А это что за звуки? Кто это стучит?

Дети: Дятел.

Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел?

Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв.

Воспитатель предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию : опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке (примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".)

- Ребята, а почему дятла называют санитаром леса ?

Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел».

(Физкультминутка)

Воспитатель:

"Встаньте, дети, встаньте в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Выбирается «дятел». Становится в центр круга.

Дети парами ходят по кругу и произносят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышки пшеницы.

Дятел:

Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза)

Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве?

Дети: Снегири.

Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири?

Дети: У снегирей красные грудки.

Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири - очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали - «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".

Дети: Это синицы!

Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы?

Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком.

Воспитатель: Молодцы! Синица - яркая, нарядная птица. Поет звонко: «С инь - с инь, пинь - пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало.

- Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку?

Дети: Воробьи.

Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи?

Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв.

Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей - самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".

Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни!».

Выбирается водящий . Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни!». «Воробей» произносит: «Ч ик - ч ирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры.

- Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это?

Дети: Сова.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше?

Дети : У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти.

Воспитатель: Сова - это хищная , ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах.

Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька?

(Дети проходят на свои места).

А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".

(У детей на столах лежат каточки с изображением зимующих птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты).

Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем.

(Проводится пальчиковая гимнастика).

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и

Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки).

Две синицы, воробей, (На каждое название

Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по

Дятел в пестрых перышках. одному пальчику).

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и

разжимают кулачки).

А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц?

(Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена).

И с этим заданием справились вы.

III. Итог.

А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия?

Что больше всего понравилось?

А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.

Людмила Рябоконева

Птицы – наши пернатые друзья!

НОД для старшей группы

Основные понятия: перелётные, зимующие, водоплавающие, домашние, дикие, перо «маховое», перо «пуховое», стержень, бородка.

Цель: формирование знаний и представлений детей о птицах.

Задачи:

1. Образовательная: учить детей отличать птиц от других животных, а именно дать знания об отличительных особенностях (в данном занятии – это перья).

2. Развивающая: развивать интерес к миру пернатых, а также мышление, внимание, память, речь.

3. Воспитательная: воспитывать любовь и заботу о птицах.

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Материал и оборудование: проектор, презентация «Птицы», мольберт, иллюстрации птиц, перья «маховые» и «пуховые», камешки, макет озера, леса, домашнего участка, льда и тёплых мест обитания, лента 5метров.

Ход занятия

Приветствие:

Здравствуйте мои дорогие,

И маленькие, и большие!

Вы у нас подросли, до чего же хороши!

1. (Звучит музыка) воспитатель читает следующие строки:

На нашей планете живут чудесные создания,

О них пишут рассказы, стихи, слагают легенды.

Они летают и поют, и землю нашу берегут!

Ребята, а что произойдёт если птицы вдруг пропадут?

(Ответы детей)

Жучки и червячки, букашки и паучки на все растения нападут

Обглодают ветки, почки,даже малые листочки!

И не будет у нас ни деревьев и трав, ни цветов и плодов, ни зелёных лесов,

Вот что будет дети, если не будет птиц на нашей планете!

Ребята, а птицы – это кто?

(Ответы детей: предполагаемый ответ: животные)

А на какие большие группы мы делим птиц? (Зимующие и перелётные)

(Работа с иллюстрациями: воробей, синица, грач, снегирь, утка, ласточка, скворец, сорока, ворона. Нужно распределить птиц на 2 группы: зимующие обозначим «снежинкой, а перелётные обозначим «солнышком») Дети распределяют, при этом объясняют и рассказывают про каждую птицу.

А чем птицы отличаются от других животных? (Крылья, перья, клюв)

Зачем птицам перья?

(Рассказ воспитателя о перьях)

Без перьев птице не обойтись!Перья на брюшке – это перинка, перья на спине – это одеяло. С такой постелью везде можно спать: на земле, на снегу и даже на воде. Перо спасает птицу от ушибов, царапин, от холода и жары. Перья бывают разные: у птенца – пух, а когда птенец вырастает у него появляются перья. Хотите рассмотреть перо, тогда я вас приглашаю за столы.


2. Далее воспитатель приглашает детей за столы. На столах лежат разнообразные перья (дети рассматривают их, трогают, сравнивают по цвету,размеру. Предлагается детям провести пёрышком по рукам,лицу, почувствовать какое перо мягкое и приятное на ощупь. Предлагается ребятам на одну ладонь положить перо, а на другую ладонь - камень. Спросить, что легче: камушек или перо).Перо лёгкое и в тоже время очень крепкое. В этот момент воспитатель рассказывает о «маховом» и «пуховом» пере, а также о том, что перо имеет стержень и бородку. Воспитатель добавляет то, что если бы перья были тяжёлые как камень, то птица не смогла бы летать.

(Слайд № 2-крыло и перо)

Пальчиковая гимнастика

Птичка прилетела,

Головкой повертела,

Поклевала крошки из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула

И быстро упорхнула.

(Дети встают из-за столов и идут на свои места)

Воспитатель показывает на проекторе самые пышные, красивые и длинные перья у птиц.

Самые пышные – у страуса (слайд №3)

Самые красивые у павлина (слайд № 4)

Самые длинные у японского петуха (слайд № 5)

(Рассказывая о японском петухе нужно обязательно рассказать о размере пера 5-7 метров. Для ребят очень сложно представить сколько это. Чтобы им было ясно и понятно можно раскрутить ленточку длина которой 5 метров и показать наглядно какое длинное перо у японского петуха)

Игровая деятельность

Игра «Лети – сиди» (Игра на внимание. Воспитатель называет птицу, если эта птица летает, то дети встают и машут руками, если птица не летают – сидят на своих местах).

Викторина «Угадай»

1. Какая птица лечит деревья?

2. Назовите детёнышей курицы.

3. Как называют птицу, которая подкидывает свои яйца в чужие гнёзда?

4. У какой птицы красная грудка?

5. У гуся – гусята, а у утки -, у индюка –?

Игра «Рассели птиц»

(Для этой игры понадобится макет с лесом, домом, озером, тёплыми и холодными местами нашей земли. Каждый ребёнок выбирает птицу на ощупь из мешочка. Они её рассматривают, вспоминают, где эта птица живёт. Далее звучит музыка, дети изображают ту птицу, которую они выбрали. Как только музыка заканчивается надо птицу поселить в нужное место).

Вот так выглядит макет:



3. Закрепление: беседа по вопросам.

На улице уже весна, но ещё лежит снег, холодно. Как можно птицам помочь?

(Ответы детей: сделать кормушки, насыпать зерна и крошки ид р.)

Берегите птиц, ведь птицы – наши пернатые друзья!

(Показ кормушек-слайд № 6)

Ребята, вы молодцы!

МДОБУ «Сурокский детский сад «Солнышко»
Конспект ООД в старшей группе
Тема: «Наши пернатые друзья»

Подготовила и провела
воспитатель 1 квалификационной категории
Павлова Г.В.
2016г.
Конспект ООД
Тема: «Наши перелётные друзья».
Цель: уточнить и закрепить представления детей о жизни зимующих и перелётных птиц; закрепить счётные умения, знание геометрических фигур.
Задачи: расширить знания о повадках, внешнем виде, питании птиц; сформировать желание помогать им; показать взаимозависимость живой и неживой природы; учить детей с помощью верёвки создавать геометрические фигуры; уточнить знание цифр; упражнять в решении примеров; совершенствовать связную речь; развивать мышление, память, любознательность; активизировать словарный запас; воспитывать умение внимательно слушать сверстников, доброе и заботливое отношение к природе. Материал к занятию: шапочки для птиц, иллюстрации с изображением птиц, карточки к играм «Четвертый лишний», «Собери картинку», звукозапись голосов птиц, таблицы с примерами, верёвка, схема из геометрических фигур «Сова», загадки о цифрах.
Ход занятия
Вводная беседа. (Дети стоят в кругу.)
Загадка. Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает? (Весной).
Весна пришла. А что она с собою принесла?
Весна – красна!
Что с собою принесла?
Солнца яркого лучи
И весенние дожди,
Пенье звонкого ручья
И прилёт грача. (Дети выполняют движения по тексту)
(Дети садятся на стульчики).
- Все мы ждём прилёта птиц – первых вестников весны. Но ведь и зимой с нами были птицы. Они не боятся ни холода, ни голода. Как же назовём этих смелых птиц одним словом? (Зимующие).
- А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих птиц.
Игра «Узнай по описанию»
1. «Бока у этой птицы белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленым отливом, длинный и прямой, как стрела.
(сорока)
- Скажите, какие прозвища сороки вы знаете? (сорока белобока, сорока- стрекотуха, сорока-воровка, «лесная газета»)
- Почему её так называют?
2. «Это большая, хитрая, ловкая и находчивая птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое» (Ворона)
- Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?
3. «Спинка у этой птицы черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинками, анна белом брюшке крапины черные. На голове ярко-красный беретик»
- Как называют дятла и почему? (Лесной доктор)
4. «Оперение этой птицы яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой» (Синица).
- По внешнему виду вы правильно определили птиц. А теперь попробуйте узнать птичку по голосу.
Игра «Угадай, какая птица поёт? »
(Звучат по очереди голоса птиц: воробья, сороки, дятла, голубя, синицы, вороны, а дети угадывают, кто поёт.) Игра «Четвертый лишний»
Цель: Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и
Отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку.
Воробей, ворона, сорока, голубь.
Синица, воробей, сова, снегирь.
Сорока, синица, ласточка, голубь.
Молодцы, ребята, много вы о зимующих птицах знаете, а сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Птички»
Птички в гнёздышках сидят
И по сторонам глядят,
Погулять они хотят,
И тихонечко летят.
Налетались, утомились
И обратно возвратились. (Движения дети выполняют по тексту)
Ребёнок. Стих. «О весне»
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами,
Чёрные проталины на полях видны,
Видно, очень тёплые ноги у весны!

Ребята, я слышу, что к нам кто – то идёт.
(Под музыку входит Весна).
Здравствуйте, ребята!
Узнали вы меня?
Я, Весна – красна,
Всем тепло принесла.
Воспитатель. Что это ты, Весна, такая грустная? Что – то случилось?
Весна. Да, друзья, у меня – беда. Злая колдунья не пускает в наши края перелётных птиц. Чтобы снять злые чары, нужно выполнить задания. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. Конечно, ребята тебе помогут.
Задание №1. Д/И «Камешки» (На фланелеграфе – цифры).
- Посмотрите, первая преграда для птиц, камешки. Чтобы их убрать, нужно отгадать загадки про цифры.
Задание №2. Д/И «Диаконд».
- Вот и второе задание. Из этой волшебной верёвки нужно сделать геометрические фигуры.
Сделайте фигуру, у которой нет углов, но это не овал. (Круг).
Сделайте фигуру, у которой 3 угла. (Треугольник).
Сделайте фигуру, у которой 4 угла и все стороны одинаковой длины. (Квадрат или ромб).
Задание №3. «Составь портрет»
- Отгадайте загадку. Загадка.
Отгадайте, что за птица?
Света яркого боится,
Клюв – крючком,
Глаза – пятачком
Ушастая голова.
Кто же это? (Сова).
- Молодцы! (Выставляется схема совы из геометрических фигур).
-Какая фигура голова?
-Из какой фигуры туловище?
-Из каких фигур крылья, клюв, уши, глаза?
-Сколько всего фигур?
-Какие фигуры одинаковые?
Задание №4. «Ягодки – примеры».
- Птицы очень любят ягоды. Но эти ягоды не простые. Нужно правильно решить примеры и поставить нужные знаки.
2 * 1 = 3 5 * 1 = 4
Воспитатель. Чтобы птицы смогли поселиться в наших лесах, давайте соберём картинку из частей.
Задание №5. Д/И «Собери картинку»
Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинки закреплять знания детей о птицах, воспитывать любовь и заботу о братьях наших меньших.
- Ребята, вы выполнили все задания и помогли снять заклинание злой колдуньи. И птицы обязательно к нам вернутся из тёплых стран. Кажется, я их уже слышу.
(Звучит музыка и по очереди залетают перелётные птицы, читают стихи).
Дети. 1. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
И зовут меня – скворец.

2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Ну, конечно, - соловей.
3. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по полю вскачь,
И зовётся птица – грач.
4. Угадайте, что за птичка,
Чёрненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает,
Если к нам летит она,
Значит, началась весна.
(Ласточка).

5. Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка).
6. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
(Жаворонок).
Весна. Здравствуйте, милые пташки. Я очень рада нашей встрече. Ребята, вам большое спасибо за помощь.
Весна придёт.
Ещё зима. Ещё искрится
Снег на деревьях в вышине.
Но с каждым днём всё громче птицы…
Звенят, щебечут о весне.
Ещё порой мороз ярится,
Ещё стоит на реках лёд,
Но птицы знают, знают птицы
- Весна придёт, Весна идёт!
(Виктор Лунин).
Воспитатель приглашает детей на хоровод «Веснянка».
Хоровод «Веснянка». (Украинская народная песня).

Наименование ОУ

МБДОУ детский сад №18 с.Екатериновка

Должность

воспитатель

Краснодарский край Щербиновский район

Дата создания

Комментарии 0

Скачиваний 24

Размер файла 32.5Кб


в старшей группе

Тема: «Наши друзья пернатые»
Цель: дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д), их разнообразии; учить делить на перелётные и зимующие.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите в окно. Какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Что вы видите за окном?
Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.
Воспитатель: Ребята, а есть ли птицы на березе?
Дети: Нет
Воспитатель: А что птицы все улетели в теплые края?
Дети: Нет
Воспитатель: Каких птиц мы можем встретить в это время года?
Дети: Ворона, воробей, голубь, синица, дятел.
Воспитатель: Как мы можем назвать таких птиц одним словом?
Дети: Зимующие
Воспитатель: А какие птицы улетели в теплые края?
Дети: Скворец, соловей, ласточка, аист.
Воспитатель: А как этих птиц мы можем назвать?
Дети: Перелётные.

2. Основная часть:

Воспитатель: С первыми морозами и снегом прилетают к нам гости с севера. Ребята, давайте присядем на стульчики и рассмотрим картины на которых изображены наши гости.
Дети: Давайте
Воспитатель: Воспитатель показывает картину со снегирём. Ребята, а вам знакома это птица?
Дети: Да, это снегирь.
Воспитатель: Настоящий снегирь с ярко – красной грудкой, в чёрной шапочке, с черным хвостом и крыльями, на крыльях у него белые полоски. Ребята, обратите, внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно выклёвывать семена?
Дети: Да, потому что он небольшой.
Воспитатель: Теперь давайте рассмотрим картину второго нашего гостя – свиристель. Перья на теле серовато – розовые, на конце черного хвоста – широкая желтая полоска, поперек крыла красные капельки, на шее черный шарф, а на голове – красный хохолок. Питается ягодами рябины.
Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Ребята, посмотрите, на картину, на ней изображён клёст. Это – большеголовая птица с красно – коричневым оперением. Одиночество они не любят, держаться стайками. Их можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек – их основная пища. Обратите внимание на его клюв. На что он похож? Клюв напоминает щипцы. Толстый, сильный, на конце искривлён, нижняя и верхняя челюсть перекрещиваются. Таким клювом клёст легко раздвигает чешуйки и достаёт семена. Клёст – единственная птица, которая строит гнёзда и выводит птенцов в январе.
Ребята, а давайте немного отдохнём и превратимся с вами в птиц и сделаем разминку.
Физминутка: Птицы.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь послушайте загадку:
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать
Крошек отведать. (кормушка)
Воспитатель: Ребята, давайте построим кормушки для наших птиц, давайте присядем за столы. Посмотрите, в корзинках у вас лежат счетные палочки и семечки. Вы должны по памяти выложить кормушку из счетных палочек и положить туда семечку. (Дети выкладывают кормушку по памяти и кладут туда семечку, а воспи

Предпросмотр страницы №1

Конспект занятия по формированию целостной картины мира

в старшей группе

Тема: «Наши друзья пернатые»

Цель: дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д), их разнообразии; учить делить на перелётные и зимующие.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Что вы видите за окном?

Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.

Воспитатель: Ребята, а есть ли птицы на березе?

Дети: Нет

Воспитатель: А что птицы все улетели в теплые края?

Дети: Нет

Воспитатель: Каких птиц мы можем встретить в это время года?

Дети: Ворона, воробей, голубь, синица, дятел.

Воспитатель: Как мы можем назвать таких птиц одним словом?

Дети: Зимующие

Воспитатель: А какие птицы улетели в теплые края?

Дети: Скворец, соловей, ласточка, аист.

Воспитатель: А как этих птиц мы можем назвать?

Дети: Перелётные.

Основная часть:

Воспитатель: С первыми морозами и снегом прилетают к нам гости с севера. Ребята, давайте присядем на стульчики и рассмотрим картины на которых изображены наши гости.

Дети: Давайте

Воспитатель: Воспитатель показывает картину со снегирём. Ребята, а вам знакома это птица?

Дети: Да, это снегирь.

Воспитатель: Настоящий снегирь с ярко – красной грудкой, в чёрной шапочке, с черным хвостом и крыльями, на крыльях у него белые полоски. Ребята, обратите, внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно выклёвывать семена?

Дети: Да, потому что он небольшой.

Воспитатель: Теперь давайте рассмотрим картину второго нашего гостя – свиристель. Перья на теле серовато – розовые, на конце черного хвоста – широкая желтая полоска, поперек крыла красные капельки, на шее черный шарф, а на голове – красный хохолок. Питается ягодами рябины.

Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Ребята, посмотрите, на картину, на ней изображён клёст. Это – большеголовая птица с красно – коричневым оперением. Одиночество они не любят, держаться стайками. Их можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек – их основная пища. Обратите внимание на его клюв. На что он похож? Клюв напоминает щипцы. Толстый, сильный, на конце искривлён, нижняя и верхняя челюсть перекрещиваются. Таким клювом клёст легко раздвигает чешуйки и достаёт семена. Клёст – единственная птица, которая строит гнёзда и выводит птенцов в январе.

Ребята, а давайте немного отдохнём и превратимся с вами в птиц и сделаем разминку.

Физминутка: Птицы.

Воспитатель: Отдохнули, а теперь послушайте загадку:

Вконтакте

Бабинцева Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ ЦРР д/с № 311
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада "Наши пернатые друзья"
Дата публикации: 18.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада «Наши пернатые друзья» Программное содержание: развитие познавательных способностей детей; формирование коммуникативной компетенции детей; формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей. Задачи: Образовательная:  создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о птицах Прихоперья, выявить экологические знания детей. Развивающая:  создавать условия для совершенствования видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;  уметь анализировать и устанавливать причинно -следственные связи. Воспитательная:  создать благоприятные условия для воспитания любви к природе и бережного отношения к ней. Задача обучающихся:  уметь вычленять зимующих птиц из всех остальных групп;  пользоваться полученными знаниями, применять на практике;  уметь представить образ птиц по памяти. Подготовка к занятию: составление конспекта занятия и сбор материала к занятию, работа с родителями - изготовление кормушки для птиц. Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц. Аудиозаписи пения птиц. Весна (персонаж). Самолетики из бумаги. Дидактические игры «Третий лишний», «Накорми птичку», карточки с корма для птиц, картины с воздушным видом транспорта.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”. Ход занятия Организационный момент. Воспитатель: Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит запись «Птицы леса). - И что -же вы представили? (Ответы детей). Итак сегодня мы поговорим о.. Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - …(птицы) Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о птицах. Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц. Мы отправляемся в волшебный мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки. Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, И все же как не богат мир птиц,но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили. Посмотрите на схему (схема анализа характеристики птиц). Это перья, крылья, клюв и размножение 1) Вы никогда не задумывались над словами «пернатые друзья». Почему мы так называем птиц? (ответы детей)  какие бывают перья? (ответы детей)  для чего они нужны? (ответы детей)  где располагаются? (ответы детей) 2) Нас ждет еще такой вопрос: «А как птицы летают? Почему птицы умеют летать, а люди и животные нет?» - где птицы летают? (Они летают по воздуху).
3) Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов. Посмотрите на некоторые из них и назовите. (Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением воздушного вида транспорта) (Ответы детей). А теперь сравним нашу модель самолета с птицей. -Покажите, где у самолета есть сходства с птицей (клюв- нос, туловище – физюляж, крылья, ноги –шасси,хвост) (ответы детей) Динамическая пауза - Давайте мы с вами запустим наши самолеты и проверим, как они летают. Звучит отрывок записи «Весенний лес». Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Весенний лес»). Воспитатель читает стихотворение о весне Ф.И.Тютчева. Затем спрашивает:  Скажите, а в какое время года нас так встречает лес? Почему? (Ответы детей.)  Как называют птиц, вернувшихся к нам из теплых стран? (Ответы детей.)  А чем встречал нас зимний лес? Почему? (Ответы детей.)  Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)  Что для птиц тяжелее: голод или холод? Рефлексия- этюд «Птенчик» Посмотрите, из гнездышка выпал птенчик. Он замерз и может погибнуть Давайте поднимем руки, возьмем птенчика в свои ладошки, согреем своим дыханием, легонечко подуем на него. Прижмем к груди, подарим ему частичку своего сердца. И смотрите, птенчик ожил, расправил крылышки. Давайте осторожно посадим птенчика в гнездышко. Теперь ему уже ничего не грозит. Вон и родители спешит к своему ребенку. Посмотрите, как они радуются его спасению и благодарят нас. Как они резвятся на веточках. Мы с вами сделали доброе дело - мы спасли жизнь нашему другу. Появляется Весна. (Звучит музыка времена года). Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Весна - Красна! Теперь пришел мой черед гостить в ваших краях. Вернулась я не
одна, а со стаями птиц из теплых краев. Но знаю я,что есть птицы, смелые да выносливые, которые остались зимовать в ваших краях, не испугались суровой зимы? Вы их знаете? (Ответы детей.) Интересно мне как они выглядят, чем питаются, легко ли им живется зимой в лесу? И как вы им помогаете? Загадывает загадку: Что это за птица? Не маляр, не плотник, а лесной работник? (загадывает загадку) А что вы знаете про дятла? Это маленькая птичка, а зовут ее….? Расскажите мне про синицу. Какая птица ползает вниз головой? (Поползень) Чем она интересна? Что за птица спряталась под цифрой пять? Что в ней особенного? Кого называют лесной «воровкой»? (Сорока) Что за птица Мороза не боится, Хоть снега лежат везде, У неё птенцы в гнезде? (клест) Какой он? Какие еще птицы живут зимой в нашем лесу? -Сова. Что особенного в этой птице? -Снегирь. От какого слова произошло название птицы? -Ворона. Как она выглядит? -Воробей. А где он живет? Весна; Молодцы! А сейчас я вас превращу в стайку птичек! Вокруг себя повернитесь и в веселых птичек превратитесь Физкультминутка: Летели птички Собой невелички. Как они летели Все люди глядели. Как они садились Все люди дивились. Сели, посидели,
Взвились, полетели Песенки запели. Весна. А я знаю очень интересную игру «Верю - не верю»? Игра: «Верю - не верю» лесты выводят птенцов зимой (Верим). У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв? У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим!) Какая птица любит сало? У синицы желтая грудка. Сова ночью спит (Не верим!) Почему она не спит? Ворона питается остатками пищи.(Верим) Клесты любят семена шишек(верим) У сороки длинный черный хвост. Молодцы, ни разу не ошиблись! Весна: Ребята, смотрите у меня есть картинки птиц(выставляет 4 картинки птиц) Дидактическая игра «Четвертый лишний» Воспитатель: Весна, здесь одна птичка лишняя. Дети давайте поможем Весне определить лишнюю птицу! (дети называют птицу и объясняют, почему она лишняя). Весна: А вот еще 4 картинки, какая здесь птичка лишняя? Почему? (Сова. Хищная птица, клюв крючком,на конце заострен,это помогает ей разрывать на кусочки крупную добычу) Вывод: Так от чего зависит клюв птицы? (От того, как она добывает себе корм) Они бывают всеядные, насекомоядные и хищные. Давайте покормим наших птиц! Дидактическая игра «Накорми птицу» Перед детьми лежат карточки с изображением птиц и схематическим изображением корма, дети должны положить карточку с кормом рядом с соответствующей ему птицей. Весна: Друзья мои, а как вы помогали зимующим птицам? (Развешивали дома и в детском саду кормушки вместе со взрослыми, приносили птицам корм). А как же весной человек помогает птицам? (Делают и вешают скворечники). Давайте, перечислим наших долгожданных пернатых гостей (Ответы детей: лебедь, утка, скворец, грач, ласточка, кукушка, соловей, цапля и др.).
Какие весенние хлопоты ожидают всех птиц? (Вить гнезда и высиживать птенцов). Игра «Назови ласково» - А теперь давайте согреем перелетных птиц ласковыми словами. Ведь ласковое слово как солнышко. (Скворец-скворушка, журавль -журавушка, лебедь- лебедушка, кукушка -кукушечка, утка- уточка, соловей- соловушка..) Умницы! Наверняка птицы услышали наши ласковые и добрые слова. - А давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах? (ответы детей) Итог занятия Весна: Спасибо, ребята. Вы много знаете о жизни птицах и не оставляете птиц в беде в тяжелые время. Но мне пора уходить. У меня много дел, вон зима сколько мне работы оставила! Но я обещаю порадовать вас хорошей погодой. До свидания! Воспитатель: Попрощаемся с Весной … Беседу о птицах мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные путешествия, но сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Вы много рассказали о птицах нашего Прихоперья. Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии. Занятие окончено.