Конспект занятия по экологии в средней группе детского сада на тему: Осень. Конспект НОД «Путешествие в осеннюю сказку». Средняя группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дарит осень чудеса" для детей средней группы (4 - 5 лет).

Автор: Акинина Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ №22 "Улыбка", город Старый Оскол, Белгородская область.
Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 - 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
4. Вызвать интерес к собственной руке, познакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов.

Словарная работа : осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

Оборудование : сюжетные картины с изображением времён года, магнитофон, кассета с записью «Осенние песни» П.И.Чайковского, листья деревьев из цветной бумаги, коробка - посылка, раскладной зонтик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, мяч, лист картона размером А3, гуашевые краски, мольберт, салфетки на каждого ребёнка.

Друзья, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, страну загадочную, полную тайн.
«Но в эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!»

А здесь простой секрет. Попасть туда можно только если сказать волшебные слова (воспитатель включает запись «Осенней песни» П.И.Чайковского). Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь нам в сказку отвори!». Откройте глаза, кажется мы на месте (дети рассматривают панно с изображением осеннего времени года, любуются яркими красками. Воспитатель читает стихотворение о рыжей осени).

«Летний сад»
Летний сад порыжел немножко.
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень - рыжая кошка -
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба - в жёлтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне - смотрите сами -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть.
Г. Новицкая

Скажите ребята, о чём это стихотворение? (об осени).
С кем поэт сравнивает осень? (с рыжей кошкой).
А вам хочется, что бы наступила осень? (да).
Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
Дети, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая).
А можно сказать, что осень разноцветная? (да).
Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).
Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки). Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку). А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (рябина). Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Да у нас здесь целое дерево, как на участке детского сада.

Подвижная игра: «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

Соберём прекрасный букет в вазу. Пусть он радует нас своей красотой (дети садятся на ковёр). Воспитатель читает стихотворение.

«Что случилось»
Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отворилась
И тихонько затворилось.
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок -
Письмецо от осени?
О.Дриз

Воспитатель показывает коробку, открывает её и сообщает, что в нашу группу пришла посылка от осени. Ребята, вы знаете приметы осени? (да). Поиграем в игру «Осенние приметы». Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто - часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени. Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. Загадка:
«Появилась в небе клякса
Если клякса заревёт,
Разбежится весь народ» (туча).
Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).
Подвижная игра: «Дождик»
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)
А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

Дожди прошёл. Выглянуло солнышко. Присаживайтесь на лесную полянку (ковёр). «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай». Дидактическая игра «Один - много». Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю один овощ или фрукт, а вы ловите мяч, бросаете мне его и называете много овощей или фруктов (огурец - огурцы, помидор - помидоры, яблоко - яблоки).
Рисование «Цветные ладошки» (осенние листья). Сегодня мы нарисуем листочки, но рисовать мы красками и карандашами не будем. Ребята, а вы знаете, можно рисовать руками. Есть выражение «наши руки не для скуки». Мы сегодня будем раскрашивать свои ладошки гуашевыми разноцветными красками и ставить отпечатки на листах бумаги. Воспитатель опускает ладошки в тарелочки с разведённой гуашевой краской, прикладывает свою ладонь с расставленными пальцами к листу бумаги, размещённому на мольберте. На что похожа моя ладошка? (на листья клёна). Воспитатель предлагает детям перенести «ручки» на большой лист белой бумаги. Вот какой у нас получился листопад, листья жёлтые, красные, зелёные летят.

Молодцы!

Список литературы:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 240с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с., 16 л. вкл., переиздание дораб. и. доп.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 656с.

Арзейкина Екатерина Петровна
НОД по реализации ОО «Познание» в средней группе «Осень»

Цели: Расширить знания об осенних явлениях в природе. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Закреплять счёт до 5 и цвета красный и жёлтый. Уметь ритмично выполнять движения. Развивать внимание, мышление, память.

Образовательные области: Познание, Коммуникация, Здоровье, Социализация.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите к нам в гости пришло Солнышко. Только оно очень грустное и не весёлое. Давайте спросим почему оно грустное(спрашиваю у Солнышка). Ребята оно грустит, потому что наступила Осень, на улице стало холодно, дождливо.

Давайте развеселим наше солнышко?

Для начала давайте поиграем вместе с нашим Солнышком.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)

Ребята, наше Солнышко совсем ничего не знает про Осень, давайте ему расскажем, что же такое Осень?

Я буду задавать вам вопросы, а вы внимательно послушайте и постарайтесь на них ответить.

1. По дороге в садик, что шуршало у вас под ножками? (листья)

2. Какими цветами вы видели листочки которые лежат на земле? (Красные, жёлтые и т. д)

3. Какое стало небо Осенью? (серое, хмурое, пасмурное)

4. На улице Осенью тепло или стало холоднее? (холоднее идут дожди)

5. Как стали одеваться люди, какую одежду стали носить? Давайте назовём какую одежду вы стали надевать Осенью?

6. Ребята, а кто нибудь из вас знает, когда листочки опадают с деревьев и падают на землю, как называется это явление? (листопад)

7. Каким трудом заняты люди осенью в деревнях, селах, на дачах (Собирают урожай, чтобы приготовить на зиму соленья)

Молодцы Ребята, Солнышко очень много узнало об Осени.

Ой, ребята, наше Солнышко замёрзло, давайте его отогреем и поиграем в игру.

"Листики" Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Ребята, посмотрите наше Солнышко теперь улыбается, вы молодцы смогли развеселить наше Солнышко.

Ой, какой же сильный ветер и принёс к нам в группу листочки. Каким цветом наши листочки? (красные и жёлтые)

А сколько красных листочков?

А сколько жёлтых?

Значит красных и жёлтых листочков у нас ПОРАВНУ.

(Разбрасываю листочки по группе) Подвижная игра «Собери поляну из листьев» Описание: Для игры понадобятся 5 листочков из картона красного цвета и 5 листочков жёлтого цвета. На полу кладутся два обруча тоже красного и жёлтого цвета. Выбираются два игрока один собирает листочки красного цвета и кладёт их в красный обруч, другой жёлтого цвета и кладёт их в обруч жёлтого цвета. Побеждает, тот кто вперёд соберёт листочки и разложит их в обруче.

Молодцы Ребята, Солнышку очень понравилось играть с вами. Но солнышку пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с ним.

(Дети прощаются) Итог

А сейчас давайте расскажем о каком времени года мы говорили на занятии?

Кто приходил к нам в гости?

Как называется явление, когда листья опадают с деревьев и падают на землю?

В какие игры мы играли?

Занятие по формированию элементарных экологических представлений для детей средней группы "Путешествие в осень"


Описание работы : Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, родителям, воспитателям. Рассчитан на детей 3 – 5 лет.
Цель :
- Помочь увидеть многоцветие осени,
- Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись,
- Учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке
Задачи:
- Расширять представления детей об осенних изменениях в природе;
- Учить детей называть приметы осени;
- Развивать у детей речевую активность;
- Тренировать в отгадывании загадок.
- Учить рисовать осенние листья в технике по мокрому листу;
Материал: дорожки (узкая и широкая), картины осени, картина лужайки, цветик-семицветик, краски акварельные, кисти, баночки для воды, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми входят в зал украшенный осенними листьями
Воспитатель:
Сейчас мы отправляемся в чудесную страну, страну загадочную полную тайн. А кого мы пойдём искать вы узнаете если отгадаете загадку:
Приходи!- её мы просим
В золотом наряде...(осень)
Воспитатель:
Правильно, мы пойдём искать Осень. Ну, отправляемся в путь. Смотрите, всё замечайте и ничего не пропускайте! Идём в страну мы по дорожке, где шагали чьи-то ножки. (Дети и воспитатель идут по дорожке). Но будьте внимательны. Дорожки нужно менять. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.
"Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дороге,
А большие ноги бегут по дороге.
Маленькие ножки скок-прыг по дорожке,
А большие ноги идут по дороге."
Воспитатель: "Послушные у нас ножки. А куда же мы идём? "
Дети: «Идём искать Осень.»
Воспитатель: "У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени. Я вам буду загадывать загадки, а вы их отгадывайте.
" Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад-
Это просто...(листопад)"


"В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошёл- оставил их,
Средних, маленьких, больших. (лужи)


"Ветер тучу позовёт,

Туча по небу плывёт.
И поверх садов о рощь
Моросит холодный...(дождь)


"Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится" (ветер)


"В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт,
Будет дождь,
Мы взяли...(зонт)


Опустели наш грядки,
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, ещё рожай,
Мы собрали...(урожай)


Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке- бархат синий,
Что это такое?.. .(иней)


Воспитатель: Вы знаете приметы осени, значит, можно дальше идти. Ребята, посмотрите, мы с вами попали на лужайку, где много цветов.


(воспитатель находит цветик- семицветик)
Воспитатель: "А это что за странный цветок, разный каждый лепесток?"
Цветок : Я необычный цветок. Я цветик-семицветик. Каждый лепесток у меня особенный. Найдите у меня цвета осени.
Дети называют осенние цвета: желтый, красный, оранжевый, зелёный.
Цветок : «Ребята, а вы хотите попасть в гости к Осени?»
Дети: «Да, хотим.»
Цветок : Тогда скажите заклинание, но быстро-быстро, иначе не подействует.
(Дети произносят скороговорку)
"Осень просекой прошла,
Свои краски разлила."
(демонстрируется слайд осень)


Воспитатель читает стихотворение:
На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Воспитатель:

" Вот как много у осени работы! Все листики надо позолотить, ни одного не пропустить. Какую краску выбрала осень? А как рисовала?
В этом ей помогла волшебная кисточка и музыка. Кисточка сама под музыку плясала с листика на листик и все позолотила. А где живёт мелодия?
(Дети слушают...и в это время демонстрируются слайды как осень рисует на листьях)

Воспитатель:
Устала осень, уснула. А мимо ветер пролетел, краски взял и все смешал. На один листик брызнул оранжевой краской, а на этот пролил красную краску. Ребята, давайте его попросим чтобы он больше не шалил.
Дети говорят : "Ветер, ветер не шали,
Краски взял, так положи!"
Воспитатель:
Не хочет вернуть ветер краски. Предлагает нам поиграть с ним, ему ведь скучно одному. Дети давайте с вами потанцуем под музыку, изображая листики.
Под фонограмму П. И.Чайковского "Октябрь" из альбома "Времена года" дети танцуют.
Воспитатель цитирует:
Листья дубовые, листья кленовые,
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Воспитатель:
Но вот полил сильный дождь. Упали капли воды на листья, и потекла краска, смешались все цвета.

Ой, какая красота!


Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь листик был простой, а теперь он золотой. Как переливаются краски. Деревья надели золотой наряд.
Всю зелень леса взяла и перекрасила,
Добрая волшебница всё вокруг украсила,
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
Всё вокруг искрится,
Всё переливается.
Как же это чудо в природе называется?
Дети хором: Осень!


Воспитатель:
Дети, а сейчас мы будем маленькими художниками, передадим красоту осени в своих рисунках. Подойдите к столам и посмотрите что вам осень приготовила: листики, краски, кисти, стаканчики с водой. Помните, как рисовала осень? Наши листья смачиваем водой, затем набираем нужную краску и лёгкими движениями наносим на лист. (Дети рисуют под музыку.)
После выполнения работы воспитатель предлагает детям полюбоваться своими листочками и подводит итог занятия.

Ирина Янкевич
Конспект занятия по познанию в средней группе «Краски осени»

Программное содержание : расширять знания детей об осени . Учить детей определять деревья по листьям и плодам; подбирать прилагательные, характеризующие осень . Совершенствовать умение рисовать осенние деревья , используя прием : концом кисти, всей кистью.

Развивать память, мышление, речь.

Воспитывать интерес и любовь к природе.

Словарь. Хмурая, золотые, багряные, кленовые, кружатся.

Предварительная работа. Рассматривание картин об осени . На участке детского сада обратить внимание детей на осенние деревья и листья .

Оборудование. Ваза и листья, плоды деревьев, картины «осень » , картинки с деревьями и листочками, краски , бумага, салфетки, кисточки. Игрушки : ежик, зайчик, поезд.

Ход занятия.

Дети входят в группу , где разбросаны осенние листочки .

Ребята, посмотрите, что изменилось в нашей группе ? (много листочков) .

Какого они цвета? (желтые, оранжевые) .

А когда бывают такие листочки? (осенью ) .

Волшебница – осень раскрасила каждый листик в свой цвет. Давайте соберем золотые листочки в красивый осенний букет . (Дети собирают листья, ставят их в вазу, садятся на стулья полукругом) .

Ребята, слышите, к нам кто – то едет. Это поезд, поезд везет к нам гостей, Ежика и Зайчика. Поезд с игрушками прибыл на станцию «Окно» . Посмотрите в наше окно. Как красиво !

Сейчас вы услышите рассказ – загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто – то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся .

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты , все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с места и стаями летели к теплым синим морям».

О каком времени года идет речь? Как вы догадались?

Сегодня мы поговорим об осени .

После какого времени года наступает осень ?

Назовите осенние месяцы .

Что происходит осенью в природе , в жизни зверей и птиц?

Что делают люди в полях, садах и огородах?

Какую одежду и обувь носят осенью ? Почему?

Физкультминутка «Листики» .

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Ежик и зайка смотрят в окно и видят, что люди идут в куртках, с зонтами. Они задумались, какая погода бывает осенью ?

Если идет дождь?. (дождливая)

Дует ветер?. (ветреная)

На улице холодно?. (холодная)

Пасмурно?. (пасмурная)

Сыро?. (сырая)

Хмуро?. (хмурая)

Солнышко?. (солнечная)

Ясно?. (ясно) .

Ветерок медленно кружа, пронес мимо Ежика и Зайчика листочки. Посмотрите, какие они все разные. С каких деревьев сорвал их ветер? (С рябины, клена, дуба, березы, тополя) .

Дидактическая игра «С какого дерева листик?» .

Если у дуба листья дубовые, то у клена (какие) - … (кленовые, у рябины - … (рябиновые, у березы - … (березовые, у тополя - … (тополиные) .

Как родилась ягодка – малинка, земляника? Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем спелая. Ягодка – это плод. У деревьев тоже есть плоды. Найдите плоды дуба, рябины. А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды клена и березы. Как вы думаете, это чей плод? (орех) .

Растения живые, они дышат, питаются, растут, размножаются, т. е. их становится много.

А как это происходит? Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. Внутри каждого – семена. Они попадают в землю и если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с точно такими же листьями, как у взрослого дерева, с которого упали семена.

Игрушки опять с удовольствием смотрят в окно, и разглядывают осенние деревья и кустарники.

Какие они видят деревья? (березы, тополя, рябины, клены) .

Из каких частей состоит дерево?

Воспитатель показывает детям картинку с изображением дерева. Он обращает внимание детей на листья (желтые,оранжевые, багряные, ветки, ствол и корни.

Дидактическая игра «Один – много» .

Дуб – это один, а если их много, то это… (дубы) . Аналогично : рябина (рябины, береза (березы, каштан (каштаны, липа (липы, тополь (тополя, осина (осины) .

Чем куст отличается от дерева? (у дерева один ствол, а у куста их много; дерево высокое, а куст низкий) .

А сейчас давайте нарисуем осенние деревья , и подарим их нашим гостям, Зайчику и Ежику.

Ствол и веточки будем рисовать концом кисти, а листочки всей кистью. (Дети рисуют рисунки, дарят игрушкам) .

В конце занятия собирается выставка детских рисунков на тему «Краски осени » .

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в средней группе «Краски осени» Задачи: 1. Уточнять и расширять лексический запас по теме «Осень» 2. Закреплять признаки осени. 3. Развивать слуховое внимание и зрительную.

Конспект интегрированного занятия по «Познанию» и «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Программное содержание: 1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. 2. Учить детей составлять композицию.

Образовательные области:познание, художественно - эстетическая,развитие речи, социально-коммуникативная,физическая культура. Цель: закрепить.

Конспект комплексного занятия по познанию (фэмп) и художественному творчеству (лепке) для детей средней группы. Сон мишки. Цели. Учить.

Конспект музыкального занятия «Волшебные краски осени» Конспект музыкального занятия «Волшебные краски осени»Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельностьЦель:.

Итоговое занятие в средней группе ДОУ "В гостях у Осени"

Коррекционно-образовательные цели: закрепление знания признаков осени; обучение различению фруктов и овощей по месту произрастания; совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе.
Коррекционно-развивающие цели: активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели: воспитание положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: разноцветные листья, корзина с фруктами и овощами (или муляжами), коробки (желтая и красная), запись «Осенней песни» П.И.Чайковского, мультимедийное оборудование, костюм осени.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Формирование положительной установки детей на участие в занятии).
Логопед в костюме осени встречает детей, на полу рассыпаны разноцветные листья.

Логопед. У нас на полу лежит ковер из листьев, как в осеннем парке, а я сегодня в желтом платье. Почему? (Ответы детей). Да, мы сегодня с вами в гостях у Осени.
Принесла я вам подарки:
Танцы, игры и загадки.
Но, чтоб выполнить заданья,
Нужно приложить старанье.
Не шалить, не отвлекаться,
Только делом заниматься.
Хотите со мной играть? Я приглашаю вас в мой сад-огород.
2. Игра «Поможем Осени».


Осень. У меня корзина с овощами и фруктами (или муляжами). Их нужно разложить по разным коробкам. В желтую коробку положить только фрукты, а в красную только овощи. Вспомните, где растут фрукты?
Дети. В саду, на деревьях.
Осень. Правильно. А овощи?
Дети. В огороде, на грядках.
Осень. Верно. Вы по очереди будете подходить к корзине и выполнять задание. Но не просто назовете овощ или фрукт, а говорите, какой он по цвету, размеру, форме или вкусу, например: кислый лимон.

Дети по очереди выходят, берут предмет из корзинки, кладут в одну или другую коробку, комментируют свои действия.
Ребенок: Желтая груша. Фрукт. Кладу в желтую коробку.
Осень. Вы правильно разложили. Что лежит в желтой коробке?
Дети. Фрукты.
Осень. А в красной?
Дети. Овощи.


Осень. Я очень вами довольна и благодарю за помощь. Хотите побывать в моем лесу?
3. Игра «Разноцветные листья». (На полу рассыпаны листья).
Осень. (Поднимает желтый кленовый лист). Какое дерево потеряло этот лист, похожий на ладошку?
Дети. Клен.
Осень. Какой он?
Дети. Желтый.
Осень. Повторите вот так: желтый лист.
Дети. Желтый лист.
Осень. (Поднимает еще несколько желтых листьев). Я добавлю еще несколько листьев клена, а вы скажите, какие они?
Дети. Желтые листья.
Аналогично: коричневый лист дуба, зеленый лист липы, красный лист калины.
Осень. А теперь представьте, что вы превратились в листики.
4. Упражнение «Листья».
Звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского.
Осень. Листочки, образуйте кружок.
Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, произносит текст. Дети договаривают слова за логопедом.
Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на месте, расставив руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседают).
И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками влево-вправо).
Будто опять закружиться хотят. (кружатся на месте на носочках).
5. Игра «Подбери признаки».
На экране мультимедийного оборудования сюжетная картина с изображением осеннего пейзажа.


Осень. Какое время года изображено? Почему?
Дети. Осень. Идет дождь, улетают птицы, листики поменяли цвет и опадают.
Осень. Правильно. Вы хорошо рассказали об осени.
На экран выводится другая картинка.


Осень. А сейчас посмотрите на маленькие картинки. Что вы видите на них? (Дети называют).
Осень. Правильно. Выберите только те картинки, которые не имеют отношения к осени (они удаляются с экрана).


Попробуйте объяснить, почему вы оставили эти картинки?
Дети. Осенью листья клена желтые.
Осенью много грибов, нужна корзинка.
Осенью много луж, нужны резиновые сапоги.
Осенью идет дождь, нужен зонт.
6. Окончание занятия.
Осень. Где сегодня побывали? Что нового узнали?