Конспект занятия для дошкольников "осенние хлопоты человека". План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия В старшей группе «Осенние заботы человека

Конспект занятия

«Осенние заботы человека»

в форме познавательного занятия.

Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.

Задачи:

1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.

2. Закрепить знания об овощах и фруктах.

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

4.Развивать познавательную и творческую активность детей.

Форма: познавательное занятие.

Оборудование:

Картины о труде людей осенью.

Иллюстрации овощей, фруктов.

Наглядный материал к игре «Собираем урожай»

Трафареты с корзинками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.

Возраст детей : 5-6 лет.

Ход занятия:

  1. Организационный момент, введение в тему:

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Отгадайте – ка загадку:

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? - ...

(Осень)

Дети: Осень! (хором)

Педагог: Верно! Мы говорили о золотой осени, о её приметах и об осенних хлопотах животных и птиц. Расскажите, как хлопочут осенью птицы и звери? (ответы детей)

А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.

  1. Основная часть.

Педагог: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?

Дети: Животные не успеют подготовится к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.

Педагог: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как же люди готовятся к зиме?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.

Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.

Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!

А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Цель игры : закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.

Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.

После игры дети рассаживаются по местам.

Педагог : Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)

Какие овощи собирают на полях?

Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.

Педагог: Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.

Педагог: А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?

Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.

Педагог: Молодцы! А что же делают с фруктами?

Дети: Варят компоты, варенья, сушат.

Педагог: Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.

Игра «Заготовочки»

Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.

Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.

Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.

Педагог: Как хорошо мы потрудились! Вот какие заготовочки сделали на зиму!

Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)

Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!

Динамическая пауза

Иван, Иван, -

Вырывай бурьян,

(дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки»,

отбрасывают их в сторону от себя)

чтоб росла редиска,

чтоб росла морковка,

зеленел лучок

(имитируют посев семян)

Не ленись, дружок!

(имитируют работу с граблями, лопатой, тяпкой)

Чтобы была репка

сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

Рос большой, как чугунок!

(делают широкий круг, растягивая руки)

Педагог: Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?

Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне - дров наколоть, уголь привезти.

Педагог: Молодцы!

- Ребята, звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.

Педагог: Правильно! Вы подготовили свои вещи теплые?

Дети: Да!

Педагог: Вот и девочка Маша тоже готовилась, готовилась, да и потеряла варежку. Ох, и Маша-растеряша! Давайте поможем Маше? У вас на столе лежат листочки, на них нарисованы варежки. Нужно раскрасить вторую варежку точно так же, как раскрашена первая. Будьте внимательны!

Игра «Помоги Маше»

Цель игры: развитие восприятия цвета, формы. Помогает анализировать расположение предметов в пространстве.

Педагог: Вот какие молодцы! Машенька спасибо вам говорит.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: В народе говорят: « Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»

- Как вы понимаете эту народную поговорку?

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.

Что нового, интересного узнали на занятии?

Что запомнилось вам больше всего?

Педагог: Вот она, какая щедрая осень!

Осень скверы украшает. Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем. Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды

Приготовила природа. Всевозможные плоды.

На полях идет уборка- Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку, Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья, Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье, В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай- Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду. Пригодится урожай!

Педагог: И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте сказать спасибо!

Дети: Спасибо!

Педагог угощает детей яблоками.


Цель: обобщить знания детей по теме: «Осень» .

Задачи:

образовательные:

  • Формировать представления о чередовании времен года.
  • Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
  • Обобщать представления об овощах и фруктах.
  • Знакомить с традиционным народным календарем.
  • Приобщать к русскому народному творчество.

развивающие:

  • развивать познавательную активность, творчество.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Оборудование:

  • картинки временами года;
  • 3 осенние картины (ранняя, золотая и поздняя осень) ;
  • Листочки из цветной бумаги;
  • Карточки с изображением фруктов и овощей;
  • Презентация «Осень» ;
  • Корзина с фруктами;
  • Муляжи фруктов и овощей.

Части НОД

Вводная часть Беседа

Воспитатель -Ребята, посмотрите на эти картинки. Какое время года нарисовано в них? Но чем отличаются эти картинки? Молодцы, ребята. Правильно определили.

В старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию. Начинался праздник 14 сентября (начало бабьего лета) – это первые Осенины. К этому времени завершаются все огородные и полевые работы.

Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи.

27 сентября праздновали третьи Осенины. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. В старину были ребята вот такие праздники.

Мотивация

Ребята, я предлагаю вам устроить праздник. А вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Знатоки осени» . За каждый правильный ответ будете получать осенние листочки. Кто соберет самое большее количество листочков, будем победителем – знатоком осени.

Физкульт-минутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

1 задание

«Отгадай загадку» ***

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась...

А как осень пришла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (Капуста)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Загадки с рифмами:

Заставит плакать всех вокруг,

Хот он и не драчун, а... (Лук)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков... (Горох)

Сочная, желтая,

На лампочку похожая. (Груша)

Круглое, румяное,

Я расту на ветку;

Любят меня взрослые и детки. (Яблоко)

2 задание

«Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ «да» , то надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет» , то положить руки на пояс.

Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

3 задание «Собери урожай» . Давайте вспомним, где растут овощи. А где фрукты?

Ребята, вам надо сложить фрукты в корзину, а овощи – в ящик.

4 задание

«Какая бывает погода осенью»

Когда дует ветер -

Холодно -

Пасмурно -

Когда идет дождь-

Молодцы, справились со всеми заданиями. Присаживайтесь ребята на свои места.

5 задание Перед вами картинки. Вам нужно выбрать картинку, где нарисована осень и красиво раскрасить цветными карандашами.

занятия - Молодцы! Со всеми заданиями справились. И показали себя настоящими знатоками природы! Подведем итоги, посчитайте свои листочки. Все молодцы. Получите подарок от Осени корзину с фруктами.

Татьяна Озерова
Экологическое занятие в старшей группе на тему «Осенние хлопоты человека»

На экологическом занятии "Осенние хлопоты человека " дети старшей группы знакомятся с осенними приготовлениями человека к зиме на огороде , в саду;знакомятся с посадкой деревьев и цветов в осенний период . Также дети учатся тому,как нужно готовиться к зимним холодам в городе и деревне. Очень важно, чтобы дети понимали и осознавали, что им нужно помогать своим родственникам готовиться к зиме. А если помощи детей не будет,то как же мы будем зимовать?замерзнем и погибнем от голода?Обычно дети старшей группы это понимают и стараются помогать своим родственникам. А когда приходят в детский сад рассказывают детям и воспитателям. Экологическое занятие в старшей группе на тему : «Осенние хлопоты человека »

Цель : дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде , в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников , цветов в осенний период , с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте представим, что сразу же после лета наступила зима. Что было бы? (птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов).

Воспитатель : Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью , постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся : и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме. А как вы думаете, как люди готовятся к зиме? (ответы детей) .

Воспитатель : Это прежде всего сбор урожая (Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением уборки зерновых). В жаркие дни лета убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои ценные питательные качества.

Богаты закорма земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами : манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями и т . д. Будет сохранено зерно зимой- будет и мука, будет мука- будут и макароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.

Воспитатель : Позаботился человек о зерне , теперь и об овощах пора подумать. Ребята, какие овощи собирают на полях (помидоры, огурцы, баклажаны, картофель, свеклу и т. д) . Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне или на даче? (рассказы детей) .Как в вашей семье хранят овощи зимой? (картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и помидоры засаливают, капусту квасят в бочках). Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Воспитатель предлагает детям трафареты) .Давайте и мы заготовим овощи на зиму. (дети наклеивают овощи на заготовки : картошку – в мешки, огурцы и помидоры в банки; капусту в бочки; перец на ниточку; лук и чеснок в косы и т. д)

Воспитатель : Вот как хорошо мы потрудились! А теперь давайте отдохнем. (детям предлагается физкультминутка «Собираем урожай» )

В огород пойдем (маршируем на месте)

Урожай соберем (идем, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем (таскаем)

И картошки накопаем (копаем)

Срежем мы кочан капусты (срезаем)

Круглый, сочный, очень вкусный (показываем)

Щавеля нарвем немножко (рвем)

И вернемся по дорожке (идем, взявшись за руки) .

Воспитатель : Однажды зашла я в деревне к бабушке и вижу, у нее в доме много разных пучков трав висят- сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (воспитатель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы идр.)Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.

Воспитатель : Ну вот овощи мы с вами заготовили, травы собрали. Как вы думаете, что еще нужно делать человеку осенью (ответы детей)

Правильно, работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удобрения и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники , обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов . (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустарников и многолетних цветов).

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что нужно делать дома чтобы подготовиться к холодам (в деревне нужно приготовить дрова и уголь для отопления дома, а в городе- отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери).

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо ? (отремонтировать или купить новую одежду и обувь) . Молодцы ребята! Мы с вами хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах (дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия ) .

Конспект по непосредственно образовательной деятельности для подготовительной к школе группы

Осень. Урожай

Задачи.

Вспомнить характерные приметы осени. Предложить детям рассказать о том, что они видели, делали на даче, огороде осенью (выразить свои мысли в связной речи). - Уточнить представления детей о многообразии овощей, об их типичных признаках: узнавать овощи по описанию, различать на вкус. - Обобщить представления о труде людей осенью. - Развивать внимание, воображение детей, упражнять в образовании новых слов(прилагательных от существительных).

Предварительная работа.

Подобрать загадки об овощах, выучить с детьми пословицы об осени.

Оборудование, демонстрационный материал.

Магнитная доска с магнитами, набор картинок с изображением овощей, два обруча(красный и синий),настоящие овощи и квас для приготовления холодника.

К нам осень пришла,

Золотая пришла:

Листопадом и дождём,

Перелётным журавлём!

К нам осень пришла

Нам добра принесла!

В коробью-холста, На гумно-зерна!

У осени, как и у каждого времени года, три месяца. Каждый месяц не похож на другой, и каждый месяц вначале один, а в конце другой. - Дети, как называется первый месяц осени? - Сентябрь(выставляется иллюстрация). В народе сентябрь называют по-разному: хмурень,ревун,рябинник,румянец осени,вечер года. Сентябрь нас радует грибами,брусникой в траве и калиной на кусте. В сентябре ещё много работы на земле. Урожай вырастили, а чтобы его собрать, много надо труда приложить. На смену сентябрю приходит второй осенний месяц-октябрь(выставляется иллюстрация). А по народному календарю-грязник,листопадник,свадебник. Работы на полях и огородах эакончены,можно и свдьбы играть. Последний месяц осени...-ноябрь(выставляется иллюстрация). Древнерусские названия ноября-листогной,полузимник,грудень. Ноябрь-ворота зимы,сумерки года. Про осень так говорят:"Осень-перемен восемь."

Наши дети тоже знают пословицы об осени. Расскажите их.

Осень идёт и дождь за собой ведёт. - В осеннее ненастье семь погод на дворе:сеет,веет,крутит,мутит,ревёт,сверху льёт и снизу метёт.

В сентябре одна ягода и та-горькая рябина.

Сентябрь пахнет яблоками,октябрь-капустой

В октябре ни на колёсах,ни на санях.

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь-сентябров внук,октябрёв сын,зиме родной батюшка.

В ноябре снега надует-хлеба прибудет.

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Красна весна цветами, а осень плодами.

От осени к лету поворота нету.

Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима.

Что было бы с природой,с животными? (Предполагаемые ответы детей:птицы не успеют улететь на юг, звери не подготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться, люди не смогут убрать урожай с полей,садов и огородов.) - Правильно,ребята. В природе всё идёт по плану. Осень-очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы,и насекомые,и звери,и мы,люди,тоже много трудимся,чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей.)

Уже в конце лета земледельцы убирают драгоценное зерно с полей,отправляют его в зернохранилище. Будет зерно-будет и мука,будет мука-будут и хлеб,и макароны,и пряники,и пироги.

Позаботился человек о зерне,теперь об овощах пора подумать. В народе говорят:"Пришло время батюшке огору поклониться." Ребята,какие овощи собирают на полях,дачах,огородах? (Ответы детей.) А как в вашей семье хранят овощи? (Ответы детей.)

С конца сентября в деревнях проходили "капустницы"-девичьи посиделки,на которых квасили капусту на зиму. А уже в середине октября,на Покров,завершался сельскохозяйственный год,подводились итоги урожаев. Проходили Покровские ярмарки И чего там только не было! Хочешь покупай,хочешь продавай,а хочешь так ходи,на людей и товар гляди!

Вот я с ярмарки пришла,

Покровской,осенней!

Уж на ярмарке веселье!

Там и пляшут и поют,

И товары продают.

Я по ярмарке ходила,

Овощей там накупила.

Что в корзинке у меня

Слушайте,ребятки,мои загадки про витамины с грядки.(По мере отгадывания загадок,картинка с отаданным овощем выставляется на доске.)

Этот овощ круглый,крупный,красный,сочный.Его срывают и складывают в ящики. Что это?

Этот овощ длинный,зелёный,твёрдый,хрустящий. Его срывабт и складывают в вёдра. Что это?

Этот овощ крупный,круглый,светло-зелёный,хрустящий,у него много листьев. Его срезают ножом и складывают в мешки. Что это?

Этот овощ круглый,золотисто-жёлтый с зелёными перьями,хрустящий,горький. Его выдёргивают из земли или прость срезают перья. Что это?

Она длинная,оранжевая,сладкая. Её выдёргивают из земли за хохолок(ботву). Что это?

Этот овощ овальный,коричневый,твёрдый,растёт под землёй. Его выкапывают. Что это? - Белый,хрустящий,горький. Выкапывают из земли. Что это?

Красный,зелёный или жёлтыё,удлинённый,бывает сладким и горьким. Что это?

Физкультурная пауза "Съедобное-несъедобное".

Дети становятся в круг.Воспитатель говорит стихотворение,в котором перечисляется съедобное и несъедобное. Если дети услышат съедобное,то должны хлопнуть в ладоши. Тот,кто ошибается поворачивается спиной в круг. Катя,Катя,катерина!

Нарисована картина!

Катя с ярмарки идёт

И корзиночку несёт.

В этой маленькой корзинке:

Два орешка и ботинки,

Макароны,огурцы,

Помидоры и шары.

Кружева,селёдка,

Апельсин и кошка.

В этой маленькой корзинке

Есть печенье и духи.

Кексы,кружево,машинки

Что угодно для души!

Все овощи разные. Давайте найдём с вами пизнаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии их по форме,цвету,величине,какова на ощупь поверхность.)

Игра "Назови овощ".

Назови овощ лишний по размеру:горошек,капуста,кабачок.

Назови овощ лишний по цвету:помидор,огурец,морковь.

Назови овощ лишний по форме:капуста,горох,огурец.

Назови овощ лишний по вкусу:лук,чеснок,морковь.

Назови овощ лишний на ощупь:лук,капуста,помидор.

Овощи и фрукты можно заготовить не только дома,но и купить в магазине. А в магазин их привозят из овощехранилищ. А овощи,которые не могут храниться в свежем виде-отправляют на консервный завод. Там их переработают и сделают вкусные салаты и заготовки для супов. Овощи можно ещё и сушить,а потом использовать для приготовления различных блюд. Спасибо земле-матушке за щедрые дары! Не страшна людям теперь зима лютая.

Для чего люди выращивают овощи?(Ответы детей.)

А чем полезны овощи?(Ответы детей.)

Без овощей человеку не обойтись ни дня. Овощи находятся в тарелке обыкновенного картофельного супа.(Показываю схему,перечисляем овощи.) Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.(Рассматриваем схемы.)

Игра "Овощной суп".

На доске выкладываются картинки с изображением названных овощей.

Суп из картофеля-картофельный.

Суп из моркови...

Суп из гороха...

Суп из лука...

Суп из свеклы...

Суп из капусты...

Суп из томатов...

Все ли овощи одинаковы на вкус? (Детям предлагается закрыть глаза и попробовать сырую и вареную морковь.)

А что полезнее для здоровья сырые или варёные овощи? (Ответы детей.)

Да, для здоровья очень полезно есть сырые овощи,так как в них много витаминов,которые нужны всем детям и взрослым.Варёные овощи вкусны,но не так полезны. Часть витаминов разрушается при варке.

Игра с обручами.

Воспитатель берёт два обруча:красный и синий. Кладёт их так,чтобы обручи пересеклись. Далее объясняет:в обруч красного цвета надо положить овощи,которые едят только сырыми,а в обруч синего цвета-те,которые едят варёными. А тамЮгде обручи пересеклись,должны находится овощи,которые употребляют в пищу и сырыми,и варёными. (Дети берут по овощу и по очереди кладут его в то место,куда считают нужным,объясняя при этом свой выбор.) У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?(Ответы детей.)

Традиция-слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача. То есть традция-это то,что передаётся от одного поколения к другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей.)

Есть традиция отмечать День Рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В России есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы. Во всех странах существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.

А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд. У разных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо,которое зависит от того,что выращивают в той или иной стране. Например в Китае выращивают рис и поэтому они много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Ответы детей.)

Какие наши национальные блюда вы знаете? (Ответы детей.)

В России очень любяи щи,про них мы сегодня уже говорили. У русского народа есть и такая поговорка:"Щи и каша-пища наша".

А какой вы знаете русский национальный напиток,который хорошо утоляет жажду? (Квас.) Вот сейчас мы с вами попробуем приготовить русское национальное блюдо-холодник или окрошку. Нам понадобятся овощи:квашеная капуста,зелёный лук,укроп,солёные или маринованные грибы,свежие огурцы.(Все овощи заранее помыты и порезаны.) Их мы выкладываем в большую миску,добавляем варёные яйца,соль и сахар по вкусу. Всё смешиваем,добавляем квас и сметану. Пробуем.

Всем, кто нас видел,всем,кто нас слышал,доброго здоровья и низкий поклон!

Используемая литература.

Ивашкевич Н.П. Простые блюда старой русской кухни.-Энергоатомиздат.С-Пб.,1992.

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи.Временагода.Лес.Грибы.

Издательство Айрис-Пресс,2009.

Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде.Справочник школьника.

ООО "Издательский дом "Литера".С-Пб.,2007.

Шорыгина Т.А. Овощи.Какие они? Книга для воспитателей,гувернёров и родителей.

Издательство "Гном и Д",2009. Знать хотите,дети?