Конспект урока по русскому языку на тему "словосочетание". Материал по русскому языку (4 класс) на тему: Контрольные работы по русскому языку

Ольга Стукалова
Конспект по развитию речи занятия в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель : уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах .

Задачи :

Напомнить детям о приходе весны;

Научить замечать признаки весны;

Познакомить с явлением – перелет птиц;

Расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые) ;

Познакомить с перелётными птицами : грачом , скворцом;

Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;

- развивать наблюдательность , внимание, мышление.

Материал : репродукция картины А . Н. Саврасова «Грачи прилетели » , звуковая запись «Звуки леса» , «Голоса грачей » , картинки с изображением птиц : грача на пашне , грачи в роще .

Предварительная работа : беседы на темы : «Пришла весна» , «Перелетные птицы» , «Наши пернатые друзья» , «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций , картин на весеннюю тему ; чтение художественной литературы : Г. Ладонщиков «Весна» , С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» , загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы» , «Звуки окружающего мира» ; дидактические и подвижные игры : «Перелет птиц» , «День -ночь» , «Зимующие и перелётные» .

Словарная работа : сосулька, капель, грач , грачата , вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение :

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна) .

Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Сегодня мы поговарим с вами о первых вестниках весны грачах , им посвящено наше сегодняшнее занятие . (Звучит фонограмма «Птичьи голоса» ).

Дети, я приглашаю вас посмотреть замечательную картину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова , но не просто посмотреть, а провести экскурсию по этой картине , но и рассказать нашим гостям про эту картину .

Но чтоб посетителям было интересно,вы должкы хорошо изучить и рассмотреть картину .

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину . Какое время года изобразил художник на картине ?

Ответы детей. Ранняя весна.

Воспитатель. А как вы определили, что это именно ранняя весна?

Ответы детей - Тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи .

Расскажите о грачах , что они делают?

Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные , веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.

Какие деревья выбрали грачи ?

Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Дети, а что вы можете сказать о небе?

Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.

Ребята, а каким вы видите снег?

Потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим.

Что еще мы видем на картине ?

За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег.

Вот и закончилась наша экскурсия по картине . А теперь самые смелые могут самостоятельно провести экскурсию по этому художественному произведению, но перед этим мы с вами немного подвигаемся и полетаем.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат. Дети шагают на месте, руки на поясе.

Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.

Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.

Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

на улицу глядят. Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, Дети бегают по группе .

Птички в гнездышки. Дети занимают свои места.

А теперь мои дорогие, кто нам может рассказать об этой замечательной картине . (2-3 человека)

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи . Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи , вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели » - так называется картина А . Саврасова . А грачи прилетают весной . Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда , чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели , значит, весна не за горами.

Ребята, а кто из вас может рассказать стихотворение о весне отвечающее настроению этой картины .

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины, на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны. (Ирина Токмачева)

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи !

Удивительные птицы -

Прилетели , гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут . (Анна Пономарева)

Сберегла берёза от зимы седой

Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой.

Сквозь прорехи тучи, голубая высь.

Шепчется с берёзой : "Вот и дождались". (Эммануэль Терешкин)

Завороженно ребята.

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы! (Анна Пономарева)

Ребята, а что мы можем сказать о грачах ?

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова , туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран , строят гнезда и выводят птенцов – грачат . Гнезда грачи строят на деревьях , где-нибудь около деревни, или на опушке рощи. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле , они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков, они питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку , они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Фотографии грачей : грач на пашне , грачи в березовой алллеи .

Художник Саврасов изобразил грачей с помощью красок и кисти. А я сегодня предлагаю вам сделать коллективную картину «Грачи прилетели » из бумаги методом аоигами, но сначала нам надо подготовить ручки .

Пальчиковая гимнастика.

Птички прилетели , Пальцы расставлены ,ладони перекрещены. Большие пальцы

Крыльями мохали. Соединяют,остальными машут,как крыльями.

Сели, посидели. Кисти рук соединили в замок.

И так мы начинаем.

1. Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы, придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий сгиб. Получился «простой треугольник» .

2. Получившийся треугольник располагаем большей стороной в низ. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба.

4. Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам к верху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром на рис.

5. Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигуру так , что бы она «встала на ножки» .

6. Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

Вот такой получился грач !

Мы с вами сделали грачей и теперь и теперь давайте посадим их на ветки нашей берёзки.

II. Итог занятия . - Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? А, что нового вы узнали из жизни птиц? Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы

Тема. «Правописание безударных окончаний имен прилагательных».

Цели. Знакомить детей с традиционной русской культурой через художественное слово, игры, пословицы, приметы; закреплять правила правописания безударных окончаний имен прилагательных; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Оборудование. Рисунок странички календаря; рисунок с изображением грача; репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»; полоски бумаги, оформленные в виде веточек; контурное изображение грачихи; магнитофон; аудиозапись «Голоса птиц»; карточка с текстом М.Пришвина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

Учитель молча показывает указкой, обводя в воздухе соединения букв; ученики наблюдают, а затем пишут в тетрадях буквосочетания: ус , хр , пр , зд , об .

На доске:

Русь христиане праздник обычай

Учитель. Запишите эти слова правильно и красиво. Составьте устно предложение, использовав в нем эти слова.

Дети. Христиане Руси соблюдали традиции и обычаи. На Руси христианский праздник являлся обычаем.

III. Сообщение темы урока

У. На уроках литературного чтения, естествознания, истории мы с вами не раз вели разговор о христианских праздниках на Руси. Сегодня попробуем использовать интересный материал на уроке русского языка, отрабатывая правописание безударных окончаний прилагательных и другие орфограммы.

IV. Вводная беседа

Открывается заставка – страничка народного календаря с датой 17 марта (Герасим-грачевник).

У. Сегодня, 17 марта, – день преподобного Герасима. Из курса истории вы знаете, что преподобный святой монах.
На следующей строчке после чистописания запишите: «Герасим-грачевник».
Преподобный святой монах Герасим был пострижником Киевской Успенской обители. Ища уединения, преподобный удалился на Север, на берег реки Вологды, где проводил жизнь в трудах и непрестанной молитве. На территории вокруг хижины, которую своими руками построил подвижник, вскоре возник монастырь – первый на Севере Руси. Преподобный Герасим предсказал, что на этом месте возникнет славный город – Вологда. Первое упоминание о Вологде относится к 1147 г.
Но этот христианский праздник имеет еще одно название – «грачевник». Что, по наблюдениям поселян, происходит в этот день?

Д. Прилетают из теплых стран на русскую землю грачи – первые весенние птицы.

V. Закрепление пройденного материала

У. Подберите родственные слова к слову грач .

На доске – изображение грача.

Д. Грач – грачиха, грачата, грачонок, грачиный, грачевник.

У. У Владимира Ивановича Даля грачовник – роща, занятая грачиными гнездами.
Какой вид работы мы выполнили?

Д. Словообразование.

У. Докажите!

Д. В словах меняются их основы.

На доске – репродукция картины А.К. Саврасова.

У. В березовой роще – веселье:
Справляют грачи новоселье.
Шумит и волнуется роща,
Как будто на празднике площадь.
Подолгу веселие длится
В зеленой грачиной столице,
И гнезда, как шапки, взлетают
И там, на ветвях, повисают.

Это стихотворение написал поэт Владимир Степанов.
Какие словосочетания можно составить с существительными разных родов?

На доске:

– Что объединяет эти окончания?

Д. Эти окончания принадлежат прилагательным с твердой основой.

У. Поставьте данные словосочетания в косвенные падежи. Как будут звучать их окончания?

Д. Р.п. – грачиного крика.
– Т.п. – грачиным пером.
– Д.п. – грачиной семье.
– П.п. – о грачиных заботах.

У. Какие пословицы, приметы о грачах вы нашли? Вы должны были перед уроком написать их на «веточках».

Дети читают, учитель прикрепляет на доску пословицы и приметы, оформленные в виде веточек.

– Запишем одну из примет в тетрадях.

Дети записывают: «Герасим-грачевник грачей пригнал», – выделив грамматическую основу предложения.

– Еще в недалеком прошлом, на памяти наших бабушек, в день Герасима-грачевника пекли в домах веселые хлебы в виде грачей и с изюминкой вместо глаз.
Грачи, прилетевшие в родные гнезда, всегда возбужденно кричат, радуясь своему возвращению. Кроме того, грачи, занятые постройкой и ремонтом своих гнезд, перекликаются между собой. Поэтому шум в роще стоит большой.
Послушайте, как кричат грачи. Их голоса не назовешь красивыми, мелодичными, но они бесконечно дороги сердцу русского человека. Ведь эти голоса говорят о весне!

VI. Физкультминутка (игра на внимание )

Грачи летят, на всю Русь трубят:
– Гу-гу-гу, мы несем с собой весну!
(Дети поднимают руки вверх, показывая, как летят грачи. )
– Летят, летят! (Кричат дети. )
Журавли летят, на всю Русь кричат:
– Гу-гу-гу, не догнать нас никому!
Летят, летят! (Вторят все. )
Пчелы летят, гудят, бунчат:
– Жу-жу-жу, медову несем сыту!
Летят, летят! (Повторяют дети. )
Поросята летят, полосаты визжат:
– Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!

(Кто ошибся и сказал: «Летят!» – выбывает из игры. )

VII. Работа с текстом

У. Оставьте чистую строку для заголовка. (Дети ставят точку на строке. ) Начинаем писать с красной строки. По ходу работы вам предстоит выполнить несколько грамматических заданий.
В старой березовой роще поселились грачи.

Дети устанавливают связи в словосочетаниях этого предложения, разбирают слово поселились по составу.

– Давайте выполним все задания и поможем грачихе построить гнездо для будущих маленьких грачат.

На магнитной доске из полосок-веточек с пословицами формируется грачиное гнездо, на вершине которого прикрепляется контур грачихи.

Появились первые птенцы. (Учитель предлагает графически выделить в этом предложении все орфограммы. ). Грачата с раннего утра до позднего вечера кричат, просят есть. (Дети выделяют грамматическую основу предложения, устно дают ему характеристику. ) Целый день родители летают на поля, ходят за трактором по свежей пашне и выбирают разных жучков, червячков да личинок. (Дети доказывают расстановку знаков препинания, разбирают слово выбирают по составу, указывают падеж прилагательного в словосочетании «по свежей пашне» .) Много еды в рот наберут, а потом летят к своим гнездам. (Над каждым словом указывается часть речи. )

– Найдите в тексте все прилагательные с безударными окончаниями. Выделите окончания. Устно объясните их написание.
Как вы озаглавите этот рассказ?

Д. «Грачиные заботы».

У. Запишите свой заголовок на пропущенной строке. Можно ли продолжить данный текст? Дополните письменно рассказ двумя-тремя предложениями.

VIII. Домашнее задание

У. Найдите небольшой рассказ о грачах для комментированного письма в классе. Например:

«Молодые грачата облюбовали одно дерево. Прилетала грачиха с червячками. Когда она садилась, ветка от тяжести опускалась. Грачиха улетала, и ветка поднималась. Грачонок качался, как в люльке. Вся ель от птиц шевелилась своими ветками, как живая».

(М.Пришвин )

IХ. Итог урока

У. Что вы узнали нового на уроке? Какие знания закрепили? Какие виды работы выполняли?

Выслушиваются ответы детей.

з всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Помню времена, когда в Москве над Пушкинским бульваром в зимние морозные вечера кружили бесчисленные крикливые стаи галок. На фоне вечернего неба стаи галок то поднимались, то спускались, усаживаясь ночевать на голых ветвях деревьев. Было трудно понять — откуда слетались на бульвар эти бесчисленные галки. Теперь крикливых галок на московских бульварах осталось мало.

В наших среднерусских местах грачи открывают весну. Ещё лежит на полях и в лесах нетронутый снег, а на зимних дорогах, у колхозных скотных дворов уже бродят первые вестники русской весны. Важные, чёрные, ходят они по сельским улицам, дворам и дорогам. Помню, как радовались мы в детстве прилёту белоносых грачей. Услышав знакомый крик, радостно возвещали:

— Грачи, грачи прилетели!

Не всегда точно угадывают грачи приход весны. Не раз случалось, что после прилёта первых грачей зима зубы показывала: возвращались морозы, кружили над полями снежные метели.

Прилетевшие рано гости отлетали на юг и скоро опять возвращались. На голых деревьях, над крышами сельских домов, в рощах и старых, запущенных парках начинали вить и поправлять свои старые гнёзда прилётные грачи. Боже мой! Какой шум поднимался тогда на облюбованных грачами ещё голых деревьях! Грачи спорили за каждый свободный сук, на котором можно построить гнездо.

Кто не слышал этого весеннего грачиного крика? Нервных, непривычных людей шумный весенний крик грачей, случается, раздражает. Но я люблю этот с детства знакомый мне шум, отношу его к первым звукам пробудившейся земли. Грачи спорят и ссорятся, но драк и побоищ у них не бывает. Широкие гнёзда свои грачи прочно вьют из тонких древесных веток. Прилёт грачей, покрытые гнёздами сучья деревьев дополняют весенний русский пейзаж. Каждому вспоминается картина художника Саврасова «Грачи прилетели». На этой известной картине с удивительной точностью изображена старая деревенская церквушка, весенний снег, голые деревья, на которых прилетевшие грачи начинают строить свои гнёзда. Что-то необыкновенно русское, печальное видим мы на этой картине.

Удивительна и трогательна дружба грачей и галок, остающихся у нас на зимовку. Радостно встречают весною галки своих друзей. В весенних стаях грачей слышны тонкие галочьи голоса. Похожи галки на шустрых бабёнок в серых платочках. Вместе с грачами бродят они по дорогам, по проталинам на колхозных полях, ищут корм на задворках скотных дворов. Гнёзда свои галки вьют в укромных местечках, под крышами домов на каменных зданиях, иногда в печных трубах.

Кто из вас не видывал галок? Всю зиму они держатся возле жилых домов, собирают корм на мусорных ямах. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Пойманные грачи к человеку приручаются трудно. Поселяясь возле человеческих жилищ, они всегда держатся тесной стаей. Грачи и галки никогда не живут в глухих, тёмных лесах, обычно они жмутся к человеческому жилью, к обработанным человеком полям, где находят себе корм. Этим они отличаются от своих сородичей — ворон и больших чёрных воронов, строящих свои скрытные гнёзда в тёмном лесу, нередко у вершин высоких деревьев. На полях часто можно видеть, как за распахивающим землю трактором перелетает многочисленная стая грачей, ворон и галок. Взлетая и опускаясь на поднятую плугом землю, они разыскивают насекомых, личинок, дождевых червей. Грачей нужно считать полезной птицей. Они во множестве уничтожают насекомых, вредящих посевам. Но иногда грачи приносят человеку вред. Они выкапывают и поедают посеянные сеялкою размокшие в земле семена. Особенно расправляются они с посеянной на наших полях кукурузой. Крупные семена кукурузы им особенно нравятся, и волей-неволей на грачей приходилось устраивать охоту, стрелять из ружья, отпугивать громкими выстрелами с полей, засеянных кукурузой и горохом.

Из наших среднерусских мест грачи отлетают поздней осенью, позже всех перелётных птиц. Уже начинает перепархивать лёгкий снежок, а грачи по- прежнему бродят по засеянным полям, разыскивая корм. Возле моего лесного домика, окружённого высокими тёмными елями, осенними вечерами грачи слетаются на ночлег. Устраиваясь ночевать на покрытых густой хвоею еловых ветвях, хорошо защищающих их от ветра, они по ночам часто поднимают громкий крик, и от этого крика я каждый раз просыпаюсь.

Во время отлёта грачей галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса. Всю зиму галки проводят в родных местах, далеко не улетая. Они близко жмутся к человеческому жилищу. Я очень люблю наблюдать и прикармливать у крыльца смешных галок. Мы бросаем им корки хлеба, кухонные отбросы. Они всегда собираются у крыльца, бесшумно перелетают с сучка на сучок, ждут, когда откроют форточку или дверь. Вместе с галками к нашему домику прилетают и другие лесные птицы: шустрые синички, сойки и смелый поползень. Последнюю зиму к домику стали подбегать две белочки. Они хватали хлебные корки, быстро взбирались с добычею на дерево, а возмущённые галки старались отнять у них хлеб.

Уже много лет назад, когда я жил в родных смоленских местах, летом галки устроили гнездо в трубе моей печки. Гнездо было устроено на чугунной вьюшке. Сидя за рабочим столом, я слышал, как они хлопочут, разговаривают, кормят своих птенцов. Случается, осенью печи начинают дымить. Это верный признак того, что галки свили гнездо в трубе: дыму нет выхода, тяга в трубе прекратилась.

Очень хороши весёлые голоса галок. Они умеют передразнивать других птиц, а каждый звук их голоса обозначает что-нибудь особенное. Известно, что птицы и звери умеют переговариваться между собою на непонятном человеку птичьем и зверином языке, сообщать друг другу об опасности или добыче. Наблюдатель живой природы должен знать язык птиц и зверей. Знание этого языка несомненно доставит ему большое удовольствие.