Конспект НОД в старшей группе «Осеннее путешествие» (Познание). Познавательное занятие "Осень" (подготовительная группа)

Конспект НОД в старшей группе по теме

«Осеннее путешествие»

(образовательная область «познание»)

Воспитатель Чернова Н.С.

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

образовательные:

1.Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года.

2.Активизировать словарь детей по теме занятия.

3.Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

4.Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

1.Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.

2.Развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

1.Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

2.Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

1.Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

Листочки из картона для дорожки;

Аудиозапись «Звуки осеннего леса»;

Краски, альбомы, кисти, стаканчики с водой, простые карандаши.

Части НОД

Деятельность и ответы детей

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Тогда отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?

— Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.

— Принимаем приглашение осени?

Тогда — в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу.

Беседа

— Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес — какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

А зачем люди ходят в лес?

А зачем осенью, да ещё и поздней?

— А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки.

Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)

Открываем глаза.

Ребята, кто что услышал?

Вот как нас встретил лес — зашумел, зашуршал, загудел.

Давайте опять закроем глаза.

Чем-то пахнет в осеннем лесу?

Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

— Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

Открыли глазки

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

Презентация «Почему опадают листья»

— Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

Какое время года изображено на первой картине?

— А на этой?

— А какое время года на третьей картине?

— Почему про осень нарисованы три разных картинки?

Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.

— Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

— Опавшей листвой, грибами.

— Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

— Жёлтые деревья.

Земля покрыта листьями. Светит солнце.

— Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

— Осень бывает разной.

Мотивация

— Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

Физкульт-минутка

"Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Повторяют за воспитателем:

кружатся, бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, присаживаютя.

1 задание

«Отгадай загадку»

— А теперь перейдём к заданиям на карточках.

Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно..

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это -….

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? …

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее..

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый …

— Лесник!

— Листопад

Сентябрь

Поздняя осень

2 задание

«Игра ДА или НЕТ»

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

При ответе «да» на вопрос воспитателя,

дети хлопают

3 задание

«Какая бывает погода осенью»

Когда дует ветер —

Холодно —

Пасмурно —

Когда идет дождь-

Молодцы, справились со всеми заданиями

Ветреная

Холодная

Пасмурная

Дождливая

Практическая часть

Художественное творчество

(рисование)

«Золотая осень»

Итог занятия

— Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились

Пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?

А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.

Ответили на все вопросы-загадки и нарисовали очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Дети повторяют слова, кружатся.

— Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.

Деятельность: познавательная, коммуникативная.

Форма: проблемная ситуация.

ОО «Познание»

  • Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их.
  • Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.

ОО «Коммуникация»

  • Развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему.

ОО «Социализация»

  • Воспитывать бережное отношение к природе через разрешение проблемных ситуаций.

Материалы к НОД: осенние листья березы, тополя, рябины. Плоды деревьев: сережки березы, ягоды рябины, еловая шишка. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка белочка.

Словарная работа:

(На окошке в группе дети замечают осенний листочек.)

Иду я сегодня в детский сад и слышу, как что-то шуршит под ногами. Вот так (пошуршать фантиком). Остановилась, посмотрела по сторонам – тишина. Пошла дальше, опять какое-то шуршание. И тут я догадалась: это листочки под ногами шуршат! Иду и слушаю песенку осенних листьев. (Пошуршать фантиками вместе с детьми, послушать «песенку».) Один листочек шуршал лучше всех. Подняла я его с земли и принесла вам. А листочек ожил и заговорил: «Жил я на маме-дереве вместе со своими братьями-листочками. Все мы были зелёными. На улице стало холодать, поменяли мы, листочки, свой наряд, стали разноцветными и стали улетать от дерева в разные стороны. Почему это случилось? Что произошло в природе?» Поможем листочку объяснить, что такое осень?

  1. «Погода осенью»

Работа с календарем погоды.

Выберите картинку, которая подходит к осени. Почему выбрали эту? (Небо хмурое, часто идет дождь, а иногда снег.)

2. «Осеннее дерево». (На столе разложены кружочки разных цветов – красные, желтые, оранжевые, зеленые, силуэт дерева.)

Возьмите те листики-кружочки, которые бывают осенью, украсим дерево.

Физминутка.

Ребята, превратимся в осенние листики. (Раздаю каждому ребенку листочки.)

Мы – листочки,

Мы – листочки. (Дети стоят свободно, руки вверх.)

Мы – осенние листочки.

Мы – на веточки сидели, (Покачиваются.)

Ветер дунул – полетели. (Разбегаются.)

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали. (Бегают, кружатся.)

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок. (Приседают.)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Вновь разбегаются, помахивая руками.)

3. «Птицы» (фонограмма: «Крики птиц).

Кто так кричит? (птицы). (Иллюстрация: «Стаи птиц улетают в теплые края».)

Ребята, почему птицы так разволновались, куда они собираются? (В теплые края.)

Как называются птицы, которые улетают? (Перелетные.)

А как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

  1. «Животные»

Листочек хочет приглашает нас в осенний лес погулять. Чтобы туда отправиться, надо вспомнить правила поведения в лесу. (См. моделирование: «Правила поведения в лесу».)

Послушайте загадку и узнаете кто спрятался под кустиком:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (Заяц.)

Кто это?

Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц готовится к зиме. Интересно, как он это делает?

Осенью заяц линяет.

Какая шерсть у него вырастает? (Белая, теплая.)

Почему у зайца зимой шерстка белая? Теплая?

Зайчик кого-то испугался, кто это?

Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерёт. Кто это? (Медведь.)

Как медведь готовится к зиме? Что он делает зимой? (Спит, впадает в спячку.)

Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же умрёт с голоду.

(Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, посмотрите.)

Где медведь спит зимой? (В берлоге.)

До свидания, мишка, до весны!

Посмотрите, какая картина у нас получилась. Расскажите листочку, что такое осень? (Ребенок поочередно выкладывая картинки составляет рассказ.)

Рефлексия: - Кому мы сегодня помогли?

О чем попросил нас листочек?

ТЕМА: Сезонные изменения в природе. Осень
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями; систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.
ЗАДАЧИ: Уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени;
развивать познавательную активность, интерес к предмету.
воспитывать бережное отношение к природе.
ТИП УРОКА: комбинированный
МЕТОДЫ: словесно-наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
оформленная доска, набор иллюстраций, учебник, тетрадь, таблицы.
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
- психологический настрой учащихся:
Прозвенел звонок, начинается урок.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
- проверка готовности учащихся к уроку:
Быстренько проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Книжка, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь «пятёрку»!
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
- Что такое окружающий мир?
- На какие группы делятся предметы природы?
- Какие явления природы вы знаете?
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ:
Золотая и немая,
Затаилась тишина.
Песням спрятанным внимая,
Я иду, как в чарах сна.
Листья тихо улетают
С засыпающих ветвей
И на землю оседают,
Красотой пленя своей.
Мы начинаем с вами путешествие по временам года.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ:
- Существует четыре времени года. Это весна, лето, осень и зима. Времена года следуют одно за другим, и каждое имеет свои особенности.
- Определите, про какое время года я вам сейчас прочитаю.
Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Пролетают косяки журавлей. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только хвойные деревья радуются зеленому наряду.
- Конечно, это осень. По каким ее особенностям вы об этом догадались? (ответы детей)
- Перечислите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в неживой природе.
Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче.
Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок. Небо все чаще затягивают облака и тучи. Дожди становятся холоднее, затяжные и начинает пролетать снег.
- В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание)
- Мы знаем, что живая природа тесно связана с неживой природой.
- Какие изменения происходят осенью в жизни трав, кустарников и деревьев?
- А что вы знаете об изменениях в жизни животных?
ФИЗМИНУТКА:
Прыгай ножка по дорожке.
Прыгай и другая.
Все девчонки и мальчишки
в классе отдыхают.
Побежали все трусцой,
дружный бег на месте.
А теперь наклон большой,
поклонились вместе.
Руки вверх, глубокий вдох.
Руки опустили.
А теперь ещё разок
это повторили.
Отдохнули? Хорошо!
А теперь за дело.
Вот и день уже прошёл.
Время пролетело.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов были посвящены именно этому времени году.
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется –
И заплачет спросонья.
- Работа по карточкам:
ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО
- Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе.
РЕФЛЕКСИЯ:
ИГРА: «да» и «нет»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?
ИТОГ УРОКА:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Кто хорошо работал на уроке?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Творческая работа: ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ


Приложенные файлы

В развитии малышей в 3-4 года большое значение отводится познанию окружающего нас мира, природных явлений, особенностей каждого времени года, знакомству с животными и птицами. Это важная составляющая занятий с ребенком. Порой мы многое упускаем из виду, не объясняя ребенку элементарные вещи, поскольку даже не задумываемся о том, что ребенок в 3 года может не знать даже самого, казалось бы, элементарного. Именно поэтому стоит отдельно рассмотреть занятия по познанию окружающего мира. Все эти занятия можно условно разделить на два больших подраздела: времена года и жизнь животных. При этом стоит понимать, что эти два условных подраздела постоянно будут переплетаться и дополнять друг друга. Начнем, пожалуй, со знакомства ребенка с временами года.

Осень

Когда наступает осень, природа начинает меняться, готовиться к зиме. Чтобы ребенок усвоил отличительные черты осени, нужно каждый раз во время прогулки акцентировать его внимание на том или ином моменте. С чего начать?

Самое первое — это появление первых желтых листиков на деревьях, созревание яблок и груш, сбор урожая. Но не все сразу. Когда вы идете на прогулку, осмотрите деревья, обратите внимание на опадающие на землю желтые листочки. Покажите ребенку желтый лист на земле с нотками удивления в голосе: «Ой, смотри, какой красивый желтый листик! А почему он желтый и не на дереве? Ведь листики должны быть на дереве, да?» Послушайте, что вам скажет малыш, и объясните ему, почему с деревьев начинают облетать листья, почему они желтеют, краснеют. Каждый раз обращайте внимание на появляющиеся на деревьях желтые листочки, на их постоянно увеличивающееся количество.

Собирайте вместе с ребенком желтые листочки клена, обращайте внимание на то, чем отличаются кленовые листочки от березовых, какие они по форме, размеру. Предлагайте малышу собрать красивый букет именно из кленовых листочков — его потом можно поставить дома в маленькую вазочку.

Рассказывайте ребенку о том, что осенью на улице становится холоднее, приходит пора одеваться на прогулку теплее, доставать шапки и теплые ботиночки. Для наглядности можно выбрать одну из мягких игрушек или куклу, и брать ее с собой на прогулку. Одевайте игрушку вместе с ребенком, постоянно делая акцент на том, что уже холодно, надо надеть шапку, шарф, куртку и пр. Так закрепляется не только общее представление об осенней погоде, но и последовательность одевания.

Осень — пора дождей. В один из непогожих дней обратите внимание ребенка на затянутое тучами небо, расскажите о том, что осенью солнышко все чаще прячется за тучами, а из туч все чаще льет дождик. Спросите у ребенка, знает ли он, что такое дождь, и расскажите о дожде. Понимает ли ваш малыш, что такое лужи и как они появляются на дороге? Знает ли, что в луже можно увидеть свое отражение? Обязательно полюбуйтесь своим отражением в луже. Расскажите о том, что лужи мокрые и холодные, в какой обуви можно ходить по лужам, а в какой — нет, и почему.

Знает ли ваш кроха, что такое ветер? Почему колышутся ветки деревьев и облака быстро бегут по небу? Объясните ребенку, что это ветер дует и качает веточки деревьев и их листики, гонит облака по небу. Часто малыши не связывают ветер с шатающимися деревьями и плывущими по небу облаками.

Осень — время сбора урожая. Хорошо, если у вас есть возможность приобщить к этому делу своего ребенка. Например, можно вместе собирать яблоки и груши, помочь выкопать картошку или морковку. Конечно, участие ребенка во всех этих процессах — игра и развлечение, но это очень полезное развлечение. Малыш должен усвоить, откуда берутся овощи и фрукты, что их сажает и выращивает человек, что их собирают и выкапывают и пр.

В конце осени сделайте акцент на том, что все деревья, кроме зеленой елочки приготовились ко сну — они скинули свои желтый и красный наряды, веточки стали совсем голыми. Все деревья зимой будут спать и ждать наступления весны. Акцентируйте внимание малыша на том, что елка отличается от всех остальных деревьев — она с иголочками, и остается зеленой всегда. Учите узнавать елку и березу — деревья с явно выраженными отличительными чертами.

Стоит вспомнить и о лесных жителях. Расскажите ребенку о том, что скоро будет зима, когда зверюшки не смогут найти себе так много еды, как летом и осенью, и потому все они готовятся к наступлению холодов. Расскажите о том, как готовится к зиме белка (хорошо, если вы сумеете вместе найти ее дупло и ребенок сможет увидеть домик зверька), медведь, птички (улетают в теплые края) и другие животные.

Весь этот большой объем информации должен даваться ребенку постепенно, день за днем, с постоянным закреплением материала. Кроме того, тематика осени закрепляется и в творчестве ребенка: аппликации на тему осени, лепка, рисование — все это позволяет нарисовать полную картину осени и понять это время года. Помимо объяснения и рассказов не забывайте и спрашивать у ребенка обо всем, что уже объясняли — проверяйте, что запомнилось, а что малыш пропустил и надо бы повторить. Помогут в закреплении материала и развивающие игры, ориентированные на проигрывание осенних сценок.

В следующей статье мы поговорим о том, как и что должен усвоить ребенок о зиме.

Статьи схожей тематики:

По познавательному развитию

«Золотая Осень» познавательное занятие
в старшей группе

Воспитатель: Куликова Е.П.
Детский сад № 204 ОАО «РЖД»
г. Абакан

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.
  • Две ветки в вазах.
  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

ХОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 204 детям группы «Затейники».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман) . Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) .

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да) .

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки) .

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить) .

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут) .

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.